Спортивная тренировка. Техническая, тактическая, психологическая подготовка. Тема: Тактическая подготовка спортсмена Тактические навыки

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика - это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактика может быть также пассивной, активной и комбинированной (смешанной).

Пассивная тактика - это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный "бросок" из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в футболе и др.

Активная тактика - это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций в футболе, гандболе; достижение высокого результата сразу же в первой попытке, заезде, заплыве - в прыжках в длину и в высоту, метаниях, велоспорте, плавании и др.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач в конечном счете можно свести к четырем:

  • 1. Показать максимальный, рекордный результат.
  • 2. Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат.
  • 3. Выиграть соревнования и одновременно показать высший результат.
  • 4. Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований - четвертьфинал, полуфинал и финал.

От решения какой-либо одной из этих задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда. Можно выделить 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:

1. Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применяется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактические планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистанции - в беге, плавании, гребле;

лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции.

Большинство мировых рекордов в видах спорта, требующих проявления выносливости, установлено при равномерном прохождении дистанции. Это объясняется тем, что с физиологической точки зрения неравномерный режим работы, по сравнению с равномерным, вызывает повышенный расход энергии. Поэтому его применяют только достаточно хорошо подготовленные спортсмены.

2. Тактика выигрыша соревнований независимо от показанного результата . Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окончательное распределение мест между основными соперниками. Любой из тактических приемов должен быть тщательно подготовлен в процессе тренировки.

При решении данной сложной задачи, как правило, спортсмен:

  • 1. стремится достигнуть максимальной результативности и оторваться от соперников в начале состязания ("тактика отрыва") - развить максимальную скорость в первой половине дистанции; прыгнуть на максимальную длину или высоту в первой зачетной попытке; выполнить хорошо самое трудное упражнение в первой части обязательной или произвольной программ в гимнастике;
  • 2. сохраняет силы для решающего финишного рывка ("тактика финишного спурта"). После старта сразу же занимает место за лидером и внимательно следит за всеми конкурентами или держится в лидирующей группе, готовясь в любой момент предпринять маневр;
  • 3. умышленно изменяет скорость, темп движений, отдельные тактические приемы и их комбинации в ходе состязания ("тактика изматывания соперника" - резко изменяет скорость на дистанции в беге, плавании, в лыжных гонках, проводит многократные эпизодические взрывные атаки в боксе, в фехтовании), часто изменяет технические приемы, тем самым ставит соперника в затруднительное положение.
  • 3. Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом . Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях определяются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных забегах, попытках, заплывах - в конькобежном спорте, тяжелой атлетике, плавании.

При решении этой задачи возможны две ситуации:

  • 1. когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;
  • 2. когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, заплывах.

В первом случае спортсмен должен показать результат выше, чем у его основного соперника ("тактика побития результата соперника"):

  • а) пройти дистанцию по графику соперников с небольшим запасом - в беге, плавании, гребле и т.д.;
  • б) поднять штангу большего веса, чем у конкурента;
  • в) метнуть снаряд на большее расстояние;
  • г) забить больше голов, набрать больше очков - в футболе, гандболе, борьбе и др.

Во втором же случае спортсмен стремится показать высокий результат в первых попытках ("тактика первого удара", "тактика отрыва").

  • 4. Тактика выхода в очередной тур состязаний . Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затрачивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижают свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо:
  • 1. Знать, сколько спортсменов (команд) попадает в финал.
  • 2. Иметь представление о силе соперников.
  • 3. Уметь показать результат, достаточный для выхода в полуфинал, финал.

В практике спорта при решении этой тактической задачи спортсмен (команда) стремится:

  • 1. Показать результат, достаточный для выхода в следующий этап состязаний ("тактика рационального распределения сил на ходу состязания").
  • 2. Показывать высокие результаты на каждом этапе состязаний ("тактика поддержания психологического преимущества и непобедимости").

Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

  • 1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эффективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).
  • 2. Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.
  • 3. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы.
  • 4. Формирование тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей - наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

Специфическими средствами тактической подготовки являются физические упражнения, т.е. двигательные действия, используемые для решения определенных тактических задач.

В тактических действиях выделяют три главные фазы:

  • 1. восприятие и анализ соревновательной ситуации;
  • 2. мысленное решение тактической задачи;
  • 3. двигательное решение тактической задачи.

Они могут моделировать отдельные тактические приемы или целостные формы тактики состязаний. В зависимости от этапа подготовки эти упражнения применяются:

  • а) в облегченных условиях;
  • б) в усложненных условиях;
  • в) в условиях, максимально приближенных к соревнованиям.

Знание тактики является основой творческого мышления при решении индивидуальных и коллективных задач.

Спортсмен должен знать:

  • · правила соревнований, особенности их судейства и проведения; условия соревнований и своих противников;
  • · основы тактических действий в спорте, их зависимость от физической, технической и волевой подготовленности; главные особенности тактики своего вида спорта и др.

Все средства, способы и формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане.

Тактический план - это программа основных действий отдельных спортсменов или команды. Он составляется в процессе подготовки к соревнованиям и окончательно уточняется к моменту начала соревнований.

Тактический план имеет следующие разделы:

  • 1. Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой в этих соревнованиях.
  • 2. Общая форма тактической борьбы - активная, пассивная, комбинированная.
  • 3. Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований.
  • 4. Распределение сил в процессе каждого выступления (график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки).
  • 5. Возможные переключения от одного вида тактики к другому, непосредственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач.
  • 6. Способы маскировки собственных намерений (действий).
  • 7. Данные о противниках, слабые и сильные стороны в их подготовке.
  • 8. Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований и о зрителях.

Тактический план имеет основные разделы: а) главная задача; б) общая форма тактической борьбы (наступательная, активно-оборонительная, защитная) и ее вариант применительно к условиям данных соревнований. В спортивных играх, кроме того, надо предусматривать систему игры, комбинации, частные приемы во взаимодействии игроков. В остальных видах спорта - возможность применения групповой тактики и отдельных комбинаций и приемов; в) распределение сил с учетом интенсивности, продолжительности и характера нагрузок и отдыха - режим соревнований; г) распределение сил в процессе каждого отдельного выступления (график скорости, условный график, темп игры, длительность и характер разминки); д) возможные переключения от одной тактики (или системы) к другой тактике (системе) в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы; е) способы и методы маскировки собственных намерений; ж) данные о противнике, слабые и сильные стороны в его подготовке (физической, тактической, технической и волевой) и соответствующие приемы нападения (индивидуальные и групповые) и противодействия (активно-оборонительные и защитные); з) данные о местах соревнований, погоде, судействе, зрителях.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В основу такого плана может быть положен анализ соотношения сил, единоборствующей пары (нападение и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

  • Вопрос 2 Характеристика структуры обучения двигательным действиям
  • Билет №4
  • Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
  • Экзаменационный билет № 6
  • 1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  • 2. Общая характеристика физических качеств (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
  • 3. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальной школе.
  • Экзаменационный билет № 5
  • 1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая, её связь с общей культурой..
  • 2. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3.Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.
  • Билет №7 _________________________________________________________________________________
  • Билет 8
  • 1. Пространственные характеристики
  • Экзаменационный билет № 9
  • 1. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования:
  • 2. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3. Формирование самооценки двигательного действия на уроке физической культуры.
  • Экзаменационный билет № 10
  • 1. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • Билет № 11
  • 1 Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3 Вопрос: Педагогический анализ и оценка как метод исследования.
  • Билет № 12:
  • 1 Вопрос: Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Особенности построения спортивной тренировки (макроциклы, мезоциклы, микроциклы).
  • 3 Вопрос: Требования к составлению списка литературы (библиографический список).
  • Билет 13
  • 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
  • 3. Педагогический эксперимент как метод исследования
  • Билет 14
  • 1. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты)
  • 2. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
  • 3. Анкетирование как метод исследования
  • Экзаменационный билет № 15
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.
  • Экзаменационный билет № 16
  • 1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
  • 3. Тестирование как метод исследования.
  • Билет 17
  • Вопрос 1. Методы использования слова
  • Вопрос 2. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
  • Вопрос 3. Беседа как метод опроса при исследовании
  • Билет 18
  • Вопрос 1. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями (по л.П. Матвееву).
  • Вопрос 2. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
  • Вопрос 3. Педагогическое наблюдение как метод исследования.
  • Билет 19
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________________
  • Билет 20
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:_______________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________
  • 21 Билет
  • 2. Тренировочный процесс как объект управления.
  • 3. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.
  • 22 Билет
  • 1.Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
  • 2. Педагогический контроль по физической культуре в школе, его значение и содержание. Алгоритм создания контрольно-измерительных материалов
  • 16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета
  • Экзаменационный билет № 23
  • 1. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями)
  • 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
  • 24 Билет
  • 1.Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • 3.Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.

    Спортивная тактика как предмет изучения исовершенствования. Спортивная тактика в ее совершенном виде - это искусство ведения спортивной борьбы. Вообще же понятие «спортивная тактика» охватывает все более или менее целесообразные способы ведения состязания спортсменом (индивидуальная тактика) и спортивной командой (командная тактика), подчиненные определённому замыслу и плану достижения соревновательной цели. Смысл тактики спортсмена (команды) заключается в использова­нии таких способов ведения состязания, какие позволяли бы с наи­большей эффективностью реализовать свои возможности (физиче­ские, психические, технические) и с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника.

    Исходным в спортивной тактике является общий тактический за­мысел - принцип ведения состязания, вырабатываемый, как правило, до со­стязания в качестве основной линии организации действий, взаимодействий (в командных состязаниях) и преодоления противодействия соперников на пути к достижению соревновательной цели. Общий тактический замысел, например, у бегуна-стайера может состоять в стремлении обеспечить равномерную рас­кладку сил на дистанции, наиболее благоприятную для достижения рекордного результата, либо в установке на использование спуртов и других приемов борьбы на дистанции, которые хотя и не гарантируют рекордного результата, но могут способствовать победе над соперниками в силу того, что ставят их в затрудни­тельное положение; тактический замысел в спортивных играх часто исходит из стремления навязать противостоящей команде невыгодную для нее манеру веде­ния игры и т. д. Замысел конкретизируется в тактическом плане, пред­ставляющем собой перечень последовательных задач и предполагаемых способов их решения. Тактический замысел и план - это своего рода исходная модели тактики спортсмена (команды) в предстоящем состязании. От них - если они выработаны с учетом реальных возможностей спортсмена (команды), отражают особенности условий состязания (в том числе возможности соперников) и опира­ются на верный прогноз вероятного исхода борьбы - в первую очередь зависит целесообразность спортивной тактики.

    Тактический замысел и план, как бы тщательно они ни разрабатывались, неизбежно корректируются по ходу состязания применительно к фактически складывающимся соревновательным ситуациям. Поэтому практические элементы спортивной тактики нужно рассматривать не только как способы реализации заранее намеченной тактической линии, но и как способы решения тактических задач, которые возникают непосредственно в процессе состязания.

    Практическими элементами спортивной тактики в большинстве случаев являются:

    во-первых, целесообразные способы сочетания и преобразования (вариации) соревновательных действий, обусловленные логикой состязания (например, ком­бинирование и варьирование защитных, контратакующих и атакующих действий в единоборствах и спортивных играх в зависимости от действий противника);

    во-вторых, способы рационального распределения сил по ходу соревнова­тельных упражнений и при их воспроизведении в процессе состязания;

    в-третьих, приемы психологического воздействия иа соперника и маскировки намерений (например, демонстрация уверенности и общей готовности к состяза­нию еще до начала его, в разминке, либо, напротив, маскировка своих возмож­ностей вплоть до решающего момента, имитационные и мимические приемы во время поединка, создающие у соперника обманчивое представление о намечае­мых действиях).

    Большинство тактических задач в состязании решается посредством техники соревновательных действий. Это значит, что основные элементы спортивной так­тики представляют собой не что иное, как соединение спортивной техники с це­лесообразным способом ее использования, соответствующим конкретной сорев­новательной ситуации, т. е. являются тактическими формами применения спор­тивной техники. Следует иметь в виду, что элементы тактики всегда крупнее эле­ментов техники: первые включают в себя вторые в качестве своих компонентов, объединяя их в определенном порядке - в форме целесообразных способов веде­ния состязания (техника атакующих н защитных действий, к примеру, в поедин­ке боксера входит в качестве технической основы в тактику атаки и обороны, но тактика и в данном случае не сводится к технике, а представляет собой форму, целесообразно объединяющую отдельные технические приемы). В этом единство и различие тактической и технической подготовки.

    Особенности тактики в различных видах спорта обу­словлены в первую очередь спецификой контактов между участниками состязания соотношения факторов, определяющих спортивные достижения сложной н разнообразной тактикой характеризуются спортивные и единоборства. Не случайно их называют тактическими видами спорта. Специфическая черта тактики видах спорта - непосредственный контакт соперников, выражающийся в их физических воздействиях друг на друга (бокс, борьба, хоккей с шайбой, и др.) или в воздействиях, опосредствованных спортивным оружием или предметом (фехтование, игры с мячом н др.).

    Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые формируются в результа­те обучения интеллектуальным операциям и двигательным дейст­виям, составляющим основу спортивной тактики. Это, в частности, умения и навыки выработки тактических замыслов, планов, пере­работки информации, оценки соревновательных ситуаций и принятия решений, а также двигательные умения и навыки, необ­ходимые для успешного решения тактических задач в процессе состязаний. Тактическое мастерство спортсмена опирается как на умения, так и на навыки, но способы ведения состязания в целом, по-видимому, никогда не превращаются в навык (стабильную автоматизированную форму поведения). Иначе говоря, тактиче­ские навыки формируются применительно к отдельным операциям (приемам) и их комбинациям, в целом же они объединяются не по типу жестких стереотипных связей, а по типу гибких вариа­тивных соединений, характерных для сложных двигательных умений.

    В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Основные качества его выражаются в способности спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять, и перерабатывать информацию, существен­ную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а глав­ное- кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху. Не вызывает сомнений, что эти качества нужны в любом виде спорта, хотя их «вклад» в спортивные достижения, очевидно, в разных видах спорта неодинаков. Как уже подчер­кивалось, особенно велика роль оперативного тактического мыш­ления в спортивных играх и единоборствах, где оно зачастую является решающим фактором победы. Причем не только «при прочих равных условиях». Факты показывают, например, что фех­товальщик, обладающий высокоразвитой способностью предвидеть действия соперника, оказывается победителем и в том случае, когда уступает конкурентам в развитии элементарных психомотор­ных способностей - быстроты простой двигательной реакции и др. (В. С. Келлер).

    Тактическая подготовка
    В структуре тактической подготовленности
    следует выделять такие понятия, как
    тактические знания, умения, навыки.
    Тактические знания представляют собой
    совокупность представлений о средствах,
    видах и формах спортивной тактики и
    особенностях
    их
    применения
    в
    тренировочной
    и
    соревновательной
    деятельности.
    Тактические умения - форма проявления
    сознания спортсмена, отражающая его
    действия на основе тактических знаний.
    Могут быть выделены умения разгадывать
    замыслы соперника,
    предвидеть
    ход
    развития
    соревновательной
    борьбы,
    видоизменять собственную тактику и т. п.

    Тактические
    навыки
    -
    это
    заученные тактические действия,
    комбинации
    индивидуальных
    и
    коллективных действий.
    Тактическое мышление - это
    мышление спортсмена в процессе
    спортивной деятельности в условиях
    дефицита времени и психического
    напряжения,
    непосредственно
    направленное
    на
    решение
    конкретных тактических задач

    Виды тактики:
    - наступательная;
    - оборонительная;
    -контратакующая
    Формы тактики:
    - индивидуальная;
    - групповая;
    - командная
    Д/З. Раскрыть
    тактики в ИВС
    виды
    и
    формы

    Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:

    владение современными средствами, формами
    и видами тактики данного вида спорта;
    соответствие
    тактики
    уровню
    развития
    конкретного вида спорта с оптимальной для него
    структурой соревновательной деятельности;
    соответствие тактического плана особенностям
    конкретного соревнования (соперники, состояние
    мест
    соревнований,
    характер
    судейства,
    поведение болельщиков и др.);
    обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем
    совершенства других сторон подготовленности -
    технической, психологической, физической.

    Изучение сущности и основных
    теоретико-методических положений
    спортивной тактики
    Важной задачей тактической подготовки
    спортсменов является изучение общих
    положений
    тактики
    спорта,
    тактики
    избранного вида спорта, правил судейства
    и положения о соревнованиях в избранном
    виде спорта, особенностей тактики в
    родственных видах спорта, тактического
    опыта сильнейших спортсменов, способов
    разработки тактической концепции и др.

    Значение теоретико-методических положений
    спортивной тактики помогает точно оценить
    соревновательную ситуацию, адекватно подбирать
    средства
    и
    методы
    соревновательной
    деятельности
    с
    учетом
    индивидуальных
    особенностей,
    квалификации,
    уровня
    подготовленности соперника и партнеров.
    Тактические знания приобретаются на протяжении всей профессиональной жизни спортсмена.
    Источниками знаний являются специальная
    литература,
    лекции,
    беседы,
    объяснения,
    просмотр соревнований, кинофильмов и видеозаписей, их разбор и анализ и др.
    Тем не менее следует помнить, что просто накопленные знания по тактике, не подкрепленные
    личным двигательным опытом спортсмена, сами
    по себе не могут положительно повлиять на спортивные результаты.

    Овладение
    тактическими
    действиями.
    Средства
    и
    методы
    овладения тактическими действиями, весь
    процесс тактической подготовки в значительной
    мере
    обусловливаются
    спецификой вида спорта. Например, в
    большинстве циклических видов спорта
    основная задача тактической подготовки
    связана с подготовкой к реализации
    разработанной
    схемы
    прохождения
    соревновательной дистанции.

    Задачи тактического совершенствования в
    спортивных играх и единоборствах значительно
    сложнее. Здесь и освоение подготовительных,
    наступательных и оборонительных действий, и
    совершенствование
    навыков
    выполнения
    тактических
    действий
    в
    преднамеренных,
    экспромтных
    и
    преднамеренно-экспромтных
    ситуациях, и освоение сущности многообразных
    тактических ситуаций, характерных для сложной

    Овладение тактическими действиями связано
    с расширением количества используемых средств
    и способов, развитием умений применять один
    прием для решения различных тактических задач
    и разных приемов - для решения одной
    тактической задачи.

    10.

    Тактическую
    сущность
    действий
    осваивают одновременно с овладением
    техникой приемов. Именно в процессе
    практического
    овладения
    приемами
    спортсмены уясняют для себя, что каждое
    техническое
    действие
    должно
    быть
    связано с реализацией тактического
    варианта. Знание тактической сущности
    действий, их возможной эффективности в
    определенных ситуациях позволяет выбрать оптимальное действие и успешно
    решить тактическую задачу.

    11.

    Для
    овладения
    тактикой
    действий может использоваться
    вся
    совокупность
    словесных,
    наглядных
    и
    практических
    средств и методов подготовки.
    Однако наиболее полно и широко
    в
    тактической
    подготовке
    представлены
    практические
    средства и методы.

    12.

    Так, основными средствами овладения и
    совершенствования тактических действий
    в циклических видах спорта является
    многократное выполнение специальноподготовительных и соревновательных
    упражнений в строгом соответствии с
    разработанной схемой и при постоянном
    контроле
    за
    эффективностью
    двигательных
    действий.
    При
    этом
    учитываются скорость и время прохождения отрезков и дистанций; темп
    движений, расстояние, преодолеваемое в
    результате одного цикла движений;
    характер и величина развиваемых усилий
    и др.

    13.

    В основе практических методов
    тактической
    подготовки
    лежит
    принцип моделирования деятельности
    спортсмена
    в
    соревнованиях.
    Например,
    в
    единоборствах
    и
    спортивных
    играх
    разработаны
    специальные методы, которые с
    различной
    степенью
    сходства
    моделируют
    специфическую
    деятельность
    спортсмена.
    К
    ним
    относятся: тренировка без соперника;
    тренировка с условным соперником;
    тренировка с партнером; тренировка с
    соперником.

    14.

    Метод тренировки без соперника
    применяется
    для
    овладения
    основами
    техники
    действия,
    обучения
    активному
    и
    сознательному
    их
    анализу.
    Специфическими
    средствами
    тренировки
    являются
    основные
    положения и движения, передвижения, имитационные упражнения,
    различные их сочетания.

    15.

    Метод тренировки с условным соперником
    предполагает использование вспомогательных
    снарядов
    и
    приспособлений:
    мишени,
    манекены,
    различные
    тренажерные
    устройства, модели условного соперника с
    программным управлением и т. п. Упражнения
    с использованием перечисленных снарядов и
    приспособлений
    позволяют
    отрабатывать
    дистанционные,
    временные,
    ритмические
    характеристики
    действий,
    развивать
    и
    совершенствовать зрительно-двигательные и
    кинестетические ощущения. Метод может
    успешно
    использоваться
    для
    развития
    специфических качеств в условиях моделирования соревновательной деятельности.

    16.

    Метод
    тренировки
    с
    партнером
    является
    основным
    для
    овладения
    тактикой действий. Партнер в данном
    методе служит активным помощником и
    способствует правильному овладению
    техникой и тактикой действий. Основные
    средства тренировки - парные и
    групповые упражнения, отличающиеся
    большим разнообразием и носящие
    преимущественно
    технико-тактическую
    направленность.

    17.

    Метод тренировки с соперником применяется
    для детальной отработки тактики действий; тактического
    совершенствования
    с
    учетом
    индивидуальных
    особенностей
    спортсменов;
    совершенствования волевых качеств; воспитания
    умения использовать свои возможности в
    различных тактических ситуациях, создаваемых
    соперником.
    Он позволяет совершенствовать тактику
    действий в условиях информационного и
    временного дефицита для решения тактических
    задач,
    пространственно-временной
    неопределенности,
    быстро
    изменяющихся
    ситуаций. Все это создает определенный
    эмоциональный фон и высокую напряженность,
    сходную с деятельностью в условиях соревнований.

    18.

    Совершенствованию тактического
    мастерства на различных этапах
    многолетней
    подготовки
    и
    в
    различных периодах тренировочного
    макроцикла уделяется неодинаковое
    внимание.
    Наиболее
    целеустремленная работа, направленная
    на
    повышение
    тактической
    подготовленности,
    проводится
    на
    этапе
    максимальной
    реализации
    индивидуальных возможностей, когда
    спортсмен
    готовится
    к
    высшим
    достижениям.

    19.

    На
    этапе
    специализированной
    базовой
    подготовки
    совершенствуются
    в
    основном
    узловые компоненты тактического
    мастерства.
    На первом и втором этапах
    многолетней подготовки тактическое
    совершенствование является второстепенной задачей, так как здесь
    решаются лишь наиболее общие
    вопросы тактической подготовки,
    относящиеся к теоретической и
    практической
    части

    20.

    Наибольший объем средств и методов тактической подготовки в макроцикле приходится на
    конец подготовительного и соревновательный
    период. На первом этапе подготовительного
    периода совершенствуются лишь отдельные
    компоненты тактики.
    Важное место тактическая подготовка занимает на этапе непосредственной подготовки
    к
    основным
    соревнованиям.
    Уровень
    технического
    мастерства,
    физической
    и
    психологической
    подготовленности,
    сформировавшийся к этому этапу, позволяет
    перейти к отработке тактики в ее наибольшем
    приближении
    к
    условиям
    предстоящей
    соревновательной деятельности.

    21.

    Система упражнений и методических
    подходов
    становления
    спортивной
    тактики:
    * создание облегчающих условий при
    освоении рациональных вариантов
    распределения сил на дистанции
    (лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения,
    темпе движений);
    * создание условий, усложняющих
    реализацию оптимального тактического
    плана при закреплении тактических
    навыков (выполнение заданий в
    непривычных условиях, введение
    дополнительных помех);

    22.

    * выдерживание тактической схемы при
    существенной
    вариативности
    пространственно-временных
    и
    динамических характеристик движений
    или, наоборот, неожиданное изменение
    тактики по дополнительному сигналу
    либо в связи с резко изменившейся
    ситуацией;
    *
    необходимость
    реализации
    оптимальной тактической схемы при
    работе в условиях значительного и
    постоянно прогрессирующего утомления.

    23.

    При совершенствовании тактического мастерства очень важно применять рациональную методику. В процессе формирования тактического
    мастерства,
    выделяются
    три
    этапа
    -
    ориентировочный,
    контрольный.
    исполнительный
    и
    Ориентировочный этап предусматривает ознакомление спортсмена с заданием; исполнительный - многократное выполнение упражнений,
    поиск
    оптимальных
    технико-тактических
    решений, отработка путей их реализации в
    сложных
    условиях
    тренировочной
    и
    соревновательной деятельности; контрольный -
    выявление
    эффективности
    тактических
    решений,
    фиксирование
    ошибок и
    возможностей их устранения.

    24.

    Совершенствование
    мышления
    тактического
    В процессе подготовки к соревнованиям
    все возможные ситуации состязательной
    борьбы
    предусмотреть
    практически
    нереально. Одной из основных задач
    тактической подготовки является совершенствование
    тактического
    мышления
    спортсмена. При этом необходимо развивать
    следующие способности:
    * быстро воспринимать, адекватно
    осознавать и анализировать
    соревновательные ситуации;
    * быстро и точно оценивать ситуацию и
    принимать решение в соответствии с
    создавшейся обстановкой и уровнем своей

    25.

    * предвидеть действия
    соперника (партнера по
    команде);
    * рефлексивно отображать свои
    действия в соответствии с
    целями соревнований и
    задачей конкретной
    состязательной ситуации.

    26.

    Наглядно-образный характер мышления
    проявляется в том, что в процессе
    соревновательной
    и
    тренировочной
    деятельности
    решение
    двигательных
    задач совершается на основе наглядночувственных образов и связано с
    восприятием действий соперников и
    партнеров, и всей ситуации спортивного
    поединка. Большую роль здесь играют
    память и творческое воображение.
    Ситуативный
    характер
    мышления
    проявляется
    в
    том,
    что
    оно
    осуществляется на фоне быстротечности,
    необратимости и изменчивости ситуаций
    соревновательной борьбы.

    27.

    Изучение информации, необходимой
    для
    практической
    реализации
    тактической подготовленности. Задачами
    данного направления тактической подготовки
    спортсменов является сбор и обработка
    информации о вероятных противниках и
    партнерах по команде, о среде и условиях проведения предстоящих соревнований.
    Наиболее
    важной
    информацией
    о
    соперниках и партнерах являются сведения о
    физической подготовленности спортсменов,
    технико-тактической манере ведения ими
    соревновательной
    борьбы,
    особенностях
    поведения в различных (благоприятных и
    неблагоприятных)
    условиях
    соревнований,
    личностных
    характеристиках,
    моральноволевых и психологических качествах.

    28.

    Практическая
    реализация
    тактической
    подготовленности,
    являясь синтезирующим направлением
    процесса тактической подготовки, предполагает решение следующих задач:
    * создание целостного представления о
    поединке;
    * формирование индивидуального стиля
    ведения соревновательной борьбы;
    * решительное и своевременное
    воплощение принятых решений благодаря
    рациональным приемам и действиям с
    учетом особенностей соперника, среды,
    судейства, соревновательной ситуации и
    др.

    29.

    Практическая
    реализация
    тактической
    подготовленности
    предполагает формирование индиви-
    дуального стиля ведения поединков.
    Стиль (манера) ведения тактической
    борьбы должен включать и общие
    тенденции тактики в конкретном виде
    спорта, учитывать наиболее сильные
    индивидуальные
    особенности
    спортсмена, а также его характерные
    недостатки.

    Систематические занятия физическими упражнениями с целью достижения индивидуального максимального результата в этих упражнениях связаны с понятием «спорт» и «спортивная тренировка».

    Многие студенты занимаются определенным видом спорта и достигают высоких результатов. Высокий спортивный результат - эго всегда огромный труд, наличие сильной воли у человека, разумная организация образа жизни.

    Кроме того, спортсмен должен хорошо представлять все те сложные процессы, которые возникают в организме под влиянием тренировочных нагрузок и других факторов окружающей действительности. Основными формами подготовки служат: тренировочный урок (тренировка), соревнования, дополнительные занятия (зарядка, самостоятельная тренировка, восстановительные мероприятия и др.).

    • ? физической подготовки;
    • ? технической подготовки;
    • ? тактической подготовки;
    • ? психологической подготовки;
    • ? теоретической (интегральной) подготовки.

    Каждый раздел имеет свои задачи, используются определенные средства, методы, которые определяются видом спорта, уровнем подготовленности спортсмена, возрастом, календарем спортивных соревнований, условиями. В то же время содержание спортивной тренировки (разделов) имеет и ряд общих положений, справедливых для всех видов спорта и любого контингента. Кратко рассмотрим эти положения.

    Техническая подготовка

    Главной задачей технической подготовки является овладение двигательными умениями и навыками в избранной специализации, доведение их до высокой степени стабильности и рациональной вариативности. Что такое техника выполнения того или иного упражнения? Это самый рациональный способ достижения наилучшего результата. Техническое выполнение упражнения - это самое экономное, эстетичное и результативное движение.

    В технике любого двигательного действия можно выделить: основу техники, главное звено (или звенья) в основе и детали техники. Например, прыжок в длину с разбега способом «ножницы». Техника данного прыжка состоит из разбега, отталкивания, фазы полета и приземления - это основа техники. Главное звено - отталкивание, детали техники - это индивидуальные особенности выполнения основы. Один спортсмен вырабатывает свой ритм разбега, другой имеет отличие в фазе полета и т.и.

    В технической подготовке также различают общую техническую подготовку - овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, обобщающими двигательный арсенал, способствующий развитию координации, и специальную техническую подготовку - все двигательные действия, составляющие избранный вид спорта, овладение этими навыками, совершенствование их с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Чем сложнее по координации вид спорта, тем больший удельный вес приобретает техническая подготовка на всех этапах тренировочного процесса.

    Тактическая подготовка

    В содержание спортивной тренировки входит такой раздел, как тактика (способ ведения спортивной борьбы). В тактической подготовке различают теоретическую и практическую части. Изучая способы достижения побед или причины поражения не только своих выступлений, но и ведущих спортсменов, своих соперников, мы вырабатываем так называемое «тактическое мышление». Высокий уровень тактического мышления позволяет спортсмену своевременно учесть два вида факторов:

    • ? условия конкретных состязаний;
    • ? сильные и слабые стороны своего соперника и свои собственные.

    На основе полученных теоретических выводов разрабатывается

    тактический план на конкретное соревнование. Таким образом, в тактической подготовке условно можно выделить общую тактическую подготовку (чаще всего теоретическую) и специальную тактическую подготовку - план выступления на каждое конкретное соревнование и даже в одном соревновании, план борьбы с конкретным соперником.

    • 1) совершенствование в распределении сил в ходе соревнований (равномерное, неравномерное, стартовое ускорение, финишное ускорение и т.д.);
    • 2) совершенствование в гибком использовании технических приемов: иметь в запасе неожиданный для соперника прием, «коронный» элемент или номер;
    • 3) совершенствование во взаимодействиях с партнерами но команде (игровые виды спорта), наигрывание определенных для конкретных игроков технических приемов, связок, комбинаций, неожиданная замена игроков и т.д.;
    • 4) совершенствование в целесообразных переключениях, чаще всего связанное с умением навязывать сопернику свою тактику, неожиданно переходя от защитных действий к нападению или активной обороне.

    По характеру тактическая борьба бывает направлена, как указано выше, на организацию защиты, нападения или активной обороны. Различают также индивидуальную, групповую и командную тактическую борьбу.

    Роль тактической подготовки в различных видах спорта неодинакова. Ведущую роль тактическая подготовка имеет в игровых, командных соревнованиях. Чем теснее контакт с соперником, тем сложнее и важнее тактическая подготовка, и ей подчинены все остальные разделы подготовки.

    Психологическая подготовка

    При прочих равных условиях в современном спорте выигрывает тот, кто сильнее характером, умеет настраиваться на борьбу, не поддается горечи неудач или, наоборот, способен не заболеть «звездной болезнью». Все эти особенности связаны с психологической подготовкой спортсмена.

    Для успешного выступления в соревнованиях необходимо уметь достигать оптимального боевого состояния. Оно складывается из трех компонентов:

    • 1) физического состояния (физическая подготовленность), что в основном достигается разминкой;
    • 2) эмоционального состояния (психологическая готовность к соревнованиям, достижение готовности выйти на старт, начать приемы и т.д.);
    • 3) мысленного (результат идеомоторной тренировки).

    Для достижения оптимального боевого состояния (ОБС) рекомендуются три формулы настройки (но А.В. Алексееву):

    • 1. «Любые трудности, помехи меня мобилизуют».
    • 2. «Уметь прибавлять в конце - финишировать». (При максимальных усилиях используется примерно 70% физических резервов и лишь 5% психических.)
    • 3. «Соревнования для меня праздник».

    Умение предельно мобилизоваться и предельно расслабиться (саморегуляция) - залог успешного выступления в любых состязаниях.

    Психологическая подготовка тесно связана с интеллектуальной (теоретической) подготовкой. О взаимосвязи физического и умственного состояния упоминалось выше. Следует лишь особо подчеркнуть огромное значение самовоспитания в подготовке спортсмена.

    Самовоспитание - это деятельность объекта, направленная на совершенствование своей личности в трех сферах: интеллектуальной, эмоциональной и физической.

    Один из путей самовоспитания - это оценка личностью своих возможностей, качеств, места среди других людей (самооценка).

    Самооценка - регулятор поведения личности, она связана с уровнем притязаний, г.е. степенью трудностей целей, которые ставит перед собой личность. Расхождение между притязанием и реальными возможностями человека ведет к неадекватности поведения, отсюда эмоциональные срывы, появление повышенной тревожности и неуверенности.

    Кроме самооценки используются такие приемы, как самообяза- тельство, самоотчет, самоконтроль, осмысление собственной деятельности и поведения.

    Самовоспитание и самообразование - необходимые компоненты творческой личности. Высокий спортивный результат - это всегда поиск, всегда творчество, всегда упорный, многолетний труд.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    • 1. В чем заключается оздоровительное значение общей физической подготовки?
    • 2. Почему общая физическая подготовка является базовой для занятий спортом?
    • 3. Какие виды подготовки включает процесс спортивной тренировки?
    • 4. Раскройте понятие самооценки как регулятора поведения физкультурника и спортсмена.

    Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.

    Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.

    В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

    Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям. Особенностью тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований.

    Различные варианты тактики соревновательной деятельности могут решаться при разном составе участников:

    Отдельными спортсменами в индивидуальных видах спорта, имеющими свои индивидуальные задачи и не связанными с другими членами команды (единоборства, циклические виды, сложно-координационные и скоростно-силовые дисциплины). Такая тактика относится к индивидуальной;

    Группой спортсменов, имеющих общие задачи и выполняющих одинаковые функции и одинаковую работу в ходе соревновательной деятельности (групповые упражнения в художественной гимнастике, синхронном плавании, гребле в экипажах, эстафетном беге, командной гонке в велоспорте) - такая тактика относится к групповой;

    Командой спортсменов, имеющих общие задачи, но выполняющих различные функции в соревновательной деятельности (игре) -вратарь, линия защиты, средняя линия и нападение. Такая тактика относится к командной.

    В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации, возникшей в соревнованиях, можно выделить: алгоритмический, вероятностный и эвристический характер тактики .


    Алгоритмистическая тактика предусматривает выполнение действий в строго запланированной последовательности по заранее составленному плану. Это характерно для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (метания, тяжелая атлетика, гребля, конькобежный спорт и др.).

    Вероятностная тактика ведения соревновательной борьбы предполагает "преднамеренно-экспромтные" действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.

    Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка.

    Успешность соревновательной деятельности связана со многими факторами, в том числе и с уровнем подготовленности партнеров и соперников и их морфометрическими данными.

    В целом ряде видов спорта, особенно в спортивных играх, боксе на профессиональном уровне существует даже специально организованная "разведка", заключающаяся в регулярном наблюдении и видеозаписи выступлений предполагаемых соперников, оценке уровня их подготовленности и выработке рекомендаций по построению тактики соревновательной деятельности.

    Важное значение в выработке модели будущей соревновательной деятельности имеют росто-весовые данные соперников в сочетании с техникой выполнения упражнений. Все это особенно ярко влияет на ход поединка в единоборствах и спортивных играх. Например, в боксе - левосторонняя или правосторонняя стойка, длина рук, рост, в гандболе и баскетболе - наличие высокорослых игроков и т.д.

    Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного Уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

    Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

    Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на xoрошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

    Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы успеху.

    Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

    Вопросы для контроля усвоенного материала.

    1 Что называют спортивной тактикой?

    2 Дать характеристику особенностям тактики: индивидуальный,

    групповой командный характер, определяемый видом спорта.

    3 Дать характеристику «алгоритмическая тактика»,

    4 Дать характеристику «вероятностная тактика»

    5 Дать характеристику «эвристическая тактика».

    6 Что такое спортивно-тактическая подготовка 7Перечислить задачи тактической подготовленности.

    8 Общая и специальная тактическая подготовка



  • Разделы сайта