Спорт и психология. Что такое спортивная психология, когда и почему спортсмену нужен психолог

Уверенность в себе.

Уверенность в себе преобладает у спортсменов высокого класса, что логично, потому как их имя знакомо не только тренерам и знакомым, но и прессе и незнакомым людям. Они завоевали статус в обществе, имеют престиж среди других спортсменов.

Как правило, спортсмены увереннее в себе, чем неспортсмены, но существуют спортсмены, которые пришли в спорт, чтобы побороть в себе чувство неуверености. Кроме того, есть группа спортсменов, которая стремится скрыть свою неуверенность за счет общительности и стремлениию к тренировкам.

Тренер обязан знать, кто из его спортсменов более уверен в себе, а кто менее. Так как с каждым требуется свой подход в тренировочном и соревновательном процессе. Неуверенному в себе требуется большая эмоциональная включенность тренера, требуется больше похвалы от тренера и напарников по команде или соперников. Также значительно повышается уверенность, если тренр в прессе похвалил неуверенного в себе спортсмена. Также тренеру стоит давать адекватную реакцию на выступление неуверенного спортсмена вызванного на соревнование неожиданно: не стоит ругать его за неудачное выступление, стоит с ним понять его ошибки именно во время соревнования.

Неуверенность в себе берет корни из детского воспитания, поэтому общение с психологом и психологические тесты помогают выявить уровень уверенности в себе спортсмена.

Терпимость к боли.

Исследования показывают, что существует несколько типов спортсменов, различающихся по характеристики их переносимости к боли. Большая часть спортсменов боль способна переносить боль чем неспортсмены.

Спортсмены во время спортиной деятельности способны развить терпимость к боли путем снижения интенсивности входного стимула (т.е. организму не поступает сигнал о боли) и волего блокирования визуальных, кинестетических и болевых импульсов (т.е. спортсмен как бы не видит, не ощущает и не чувствует боли).

Два основных типа спортсменов: скрывающие боль и склонные к травмам. Последний тип спортсменов признан самым трудным по иследованиям клинических психологов. Они могут преувеличивать серьезность своего здоровья или симулировать, чтобы оправдать поражение. Первый тип встречается чаще, такие спортсменны склонны к скрыванию травм, даже серьезных.

Тренеру следует быть внимательным к своим спортсменам и знать своих спортсменов, чтобы предупредить серьезную травму спортсмена либо тревожность по поводу состояния своего здоровья и симулирование травмы. Как правило, излишнее сокрытие и излишние преувеличение недомоганий свидетельствуют о психологических проблемах спортсмена. Таким образом, тренеру следует работать совместно с психологом с такими спортсменами.

Тревожность.

Тревожность спортсмена является немаловажной характеристикой личности. Для спортсменов важно иметь низкий уровень тревожности в процессе спортивной деятельности.

Изучение тревожности в спортивной психологии занимает значительную часть. Сегодня я в кратце расскажу.

По тестам

MMPI и проективному «дом-дерево-человек» можно установить уровень тревожности. Исследования показывают, что в целом спортсмены имеют более низкий уровень тревожности. Не стоит полагать, что полное отсутствие тревожности яляется отличном результатом. Это также не хорошо как и высокий ровень тревожности. Таким образом, можно говорить об оптимальном уровне тревожности, когда сохраняется адекватное чувство страха в опасных для жизни собственного Я ситуациях.

Теоретически высокий уровень тревожности должен мешать спортсмену при стрессовых ситуациях спортивной деятельности. Однако, на практике бывает иначе. Случается, что спортсмены высокого класса испытывают высокий уровень тревоги перед важными стартами и во время их.

Тренеру необходимо, если спортсмен обладает низким уровнем тревожности, довести до автоматизма его действия во время тренировочного процесса. Кроме того, можно устроить несколько встреч с психологом, где будет проведена работа по научению психорегуляции во время старта.

Помимо этог, существуют спортсмены, которые сознательно или бессознательно выбирают опасные виды спорта, чтобы пережить чувство опасности. Таким образом, они могут за счет низкого уровня тревожности повышать уверенность в себе.

Твердость характера.

Твердость характера многими исследователями, тренерами и спортсменами признается идеальной личностной характеристикой для спорта. Высокая твердость характера включает в себя эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях, адекватность в оценке себя и окружающих, независимость в мыслях и действиях.

Замечено, что спортсмен высокого класса обладает высокой твердостью характера, помимо отличных физических данных. Иногда спортсмены, имеющие низкой твердостью характера, так называемой мягкостью характера, могуд добиваться успешного результата в соревнованиях, но для этого им требуется большие энергозатраты как физические так и эмоциональные.

Эта характеристика личности спортсмена определяется по 16-ти факторному тесту Кэттелла. Обладая знанием такой характеристике, тренеру легче выстраивать взаимоотношение спортсмена с ним и командой, а также строить тренировочную и соревновательную деятельность.

Кроме того, спортсмен может придти с мягким характером, желая повысить его твердость.

Агрессивность.

В спорте агрессивность является важной составляющей залога успеха. Согласно исследованиям, спортсмена от неспортсмена отличает высокий уровень агрессивности. Спортсмен должен уметь проявлять агрессивность в рамках правил спортивной деятельности. Таким образом, управление своей агрессией является значимой задачей. Уровень агрессивности изменчив на протяжении спортивной деятельности, даже так, он меняется до спорта, во время занятий спортом и после спорта.

Используя данные психологической диагностики, тренер может понять уровень агрессивности спортсмена и быть готовым к проявлениям агрессивности со строны спортсмена в разных моментах спортивной деятельности. Стоит отметить, что визуальное понимание уровня агрессивности не всегда совпадает с данными тестов. Такая нестыковка связана, в первую очередь, с индивидуальной историей жизни спортсмена. Не стоит забывать, что психологическая диагностика дает поверхностное понимание агрессивности у спортсмена, поэтому тренеру следует общаться со спортсменом, чтобы составить более точную картину о том, как поощралась агрессивность в семье спортсмена, т.к. от этого будет зависить реакция спортсмена на поощрение агрессии тренером. В связи с полученными данными тренер может корректировать уровень агрессивности, привлекая к общению психолога. Если выясняется, что агрессивность родителями не поощралась или сам спортсмен по каким-то мотивам не проявляет требуемой агрессивности во время соревнований, а чувствует вину, что тормозит его развитие в спортивной деятельности. В таком случае тренеру следует обсудить со спортсменом какие мотивы не позволяют выступать на должном уровне. Ошибкой тренера будет, если он проявит агрессию на своего подопечного.

Тренер обучает спортсмена умению контролировать свой уровень агрессивности во время спортивной деятельности с помощью конструктивного поощрения/наказания агрессивного поведения. Тренер может поблагодарить за проявленную агрессивность во время соревнований, потому что она помогла выйти спортсмену на новый уровень, например, спортсмен выиграл свой первый бой с помощью ноккаута, т.к. во время боя проявил чрезмерную агрессивность, но в рамках правил. Но тренер может выразить недовольство проявленной агрессией, если спортсмен действовал вне рамках правил. В обоих случаях тренер проводит разъяснительную беседу со спортсменом.

Нередко, агрессия спортсменом направляется на объект, который не имеет отношения к агрессивности. В таком случае, следует выяснить на кого или на что именно направлена агрессивная энергия спортсмена и выразить агрессию по адресу. Такие действия помогут избежать в дальнейшем острого конфликта с адресатом, тем самым помогут совершенствоваться спортсмену, а не замереть на одном месте.

По завершению карьеры тренер должен будет подготовить спортсмена к другой жизни, в соответствии с этим, тренеру необходимо будет рассказать куда можно направить чрезмерную агрессию, если спортсмену во время занятий спортом требовался высокий уровень агрессивности. В некоторых случаях, полезно привлечь психолога.

Строгая зависимость между видами спорта и спортсменом не обнаружена. Некоторые спортсмены с заведомо низкой агрессивностью могут идти в те виды спорта, где требуется чрезмерный уровень агрессии, потому что желают быть более агрессивными. Так же может и наоборот, спортсмены с высоким уровнем агрессии могут идти в те виды спорта, где требуется низкий уровень.

Спортсменов высокого класса выделяет грамотное умение пользоваться своей агрессивностью, т.е. в каких-то ситуациях они могут показать низкий уровень агрессии, а в каких-то — высокий. При этом спортсмен сохраняет хорошие отношения с тренером, с соперниками и коллегами по команде, не смотря на вспышки чрезмерной агрессии или на возникающие конфликтные ситуации.

Таким образом, профессионального спортсмена высокого класса характерезует умение управлять своей агрессивностью, которое входит в задачи тренера.

______________________________________________________________________________________________

Экстраверсия.

Экстраверсия — легкость в общении, уверенность в незнакомых ситуациях, относительно высокая самооценка, стремление к межличностному общению. Интроверсия — затрудненность в общении, стремление к уединению и самообщению, уклонение от общения в незнакомых ситуациях.

Исследования показывают, что среди спортсменов высокого класса экстравертов больше, чем среди остальных спортсменов. Но однозначно сказать, что спортсмен, достигший высоких результатов, всегда является экстравертом нельзя. Интроверты встречаются в таких видах спорта как: теннис, автоспорт, велоспорт и парашютизм. Кроме того, к интроверсии склонны марафонцы ис стайеры, пловцы, альпинисты.

Помимо этого, исследования показывают, что спортсмены более склонны к экстраверсии, чем неспортсмены, а также среди спортсменов-мужчин экстравертов больше, чем спортсменов-женщин.

Но не все так однозначно. Среди спортсменов выокого класса наблюдается смена экстраверсии на интроверсию. Возможно, стремление к интроверсии выражено увеличением стрессовой нагрузки и чтобы снизить напряженноть ситуации, спортсмены предпочитают замкнутость.

Тренеру важно понимать что преобладает у спортсмена сейчас. С экстравертами тренер доолжен быть более общительным — давать всевозможную поддержку при повышенной тревожности спортсмена. Тренер может привлечь родных и друзей для оказания помощи спортсмену. С итровертами тренеру лучше использовать не прямую похвалу, а косвенное порицание, а также не привлекать к помощи родных и друзей. Спортсмену, скорее всего, понадобиться уединение и минимальное общение с тренером и с кем-либо еще.

Помимо этого, тренеру стоит соблюдать терпеливость, если тренер и спортсмен оказались с разной степенью экстраверсии. Спортсменыу и тренеру важно найти взаимопонимание.

Мотивация достижения.

Для понимания уровня мотивации достижения спортсмена требуются понимание: формирования системы ценностей спортсмена, способы воспитания, личного отношения к спортивной деятельности и физическим нагрузкам, в частности. Стремление к успеху формируется в личностных особенностях спортсмена, оно не зависит от внешних факторов. Кроме того для каждого спортсмена определение «успех» строго индивидуально. Для кого-то это может быть потребность показать себя, победить и избежать поражения, добиться престижа в отношении себя. Для другого это может быть потребность самосовершенствования, улучшить свой личный рекорд. Кроме того, к успеху могут относить потребности: в общении, власти или подчинения, в следовании норм, правил и требований, самопознания и познания других. Мотивацию достижения успеха можно разделить на две области: личностную и социальную. К личностной области можно отнести все навыки получаемые индивидуально — в борьбе с собой, к социальной — за счет соперничества с другими. Все эти данные получают благодаря систематическим встречам с психологом.

Спортсмен с высоким уровнем мотивации успеха всегда стремится к положительному исходу. Такой спортсмен выбирает средние и повышенной уровни слжности задачи в спортивной деятельности. Для него важно получить вознаграждение от тренера на счет его выбора задачи и успешного завершения. Помимо этого, после неудачи выбранной ими задачи они стремятся всеми силами достичь успеха — в этот момент очень важна поддержка из вне. Такие спортсмены заносят себе в актив успешное завершение задачи, они присваювают ее выполнение себе благодаря своим качествам.

Спортсмен с низким уровнем мотивации успеха, изначально недооценивая свои возможности, нацеливается на поражение. Он выбирает либо легкие задачи, либо сверхсложные. Тогда при поражении он ссылается на высокий уровень сложности, а при достижении успеха — на легкий. Такому спортсмену тренер должен оказать поддержку при успехе даже легкой задачи, тренер должен указать спортсмену на самостоятельность, на личностные качества спортсмена, которые ему помогли в достижении успеха.

В любом случае, тренер на начальном этапе обязан рассказать о плюсах победы, дать спортсмену возможность раскрыть свои таланты, т.е. не требовать сразу победы. Кроме того физические и эмоциональные нагрузки должны быть адекватными для каждого этапа развития спортсмена.

Еще один важный момент — это поддержание уровня мотивации успеха на протяжении всей спортивной деятельности. Тренеру следует понимать причины по котором уровень может снижаться или повышаться, чтобы грамотно корректировать рабочий процесс.

Тренеру важно уровновесить личностные и социальные потребности у спортсмена либо у команды. Тренеру следует набирать в команду спортсменов с разным уровнем стремления к достижению успеха, для того чтобы команда сыгралась. В случае индивидуального вида спорта, тренер сможет акцентировать какую-то из областей мотивации успеха спортсмена, но никогда не следует работать исключительно на одной областью — это может привести к конфликту между спортсменом и тренером, либо прессой, либо другими спортсменами и тренрами, либо с другим персоналом.

______________________________________________________________________________________________

Многие люди очень заблуждаются, считая, что спортсмены - бесчувственные чурбаны, которые только и могут, что ногами махать. Зачем им какая-то там психология? В действительности спортсмены нуждаются в помощи психолога ничуть не меньше, чем представители других профессий. Психология в спорте играет важную роль в спортсмена в целом, а также помогает справиться с переживаниями в случае неудачных выступлений. У нас чаще всего тренер совмещает непосредственно тренерскую работу с работой психолога, помогая своим воспитанникам.

Задачи психологии спорта

Изначально психология спорта не выделялась как отдельная ветвь психологического знания и ее можно считать довольно молодой отраслью. Первоначально внимание уделялось различиям спортсменов, их индивидуальным характеристикам. Также изучалась способность человека тренироваться в стрессовых ситуациях, сохранять возможность адекватно оценивать ситуацию и трезво мыслить в моменты крайнего физического и психического напряжения. Естественно, затрагивались вопросы, касающиеся интенсификации тренировок и увеличения их эффективности.

С течением времени круг задач, которые призвана была решить психология спорта, расширился. Так, начали активно создаваться и тестироваться программы, которые учитывали не только различия спортсменов, но и специфику того или иного вида спорта. Наряду с индивидуальной работой психология спорта предусматривает проведение коллективных тренингов, направленных на повышение эффективности командой работы. Важное место занимали техники и методы повышения не только физической и психической, но и этической, коллективистской и эмоционально-волевой подготовки спортсменов. Таким образом, психология физической культуры и спорта призвана была формировать личность бойца-победителя. Поэтому огромное значение уделялось мотивации спортсмена, причем, как во время соревнований, так и во время подготовительных тренировок. Будущего чемпиона учили работать на конкретный результат. Кроме того, задача, которую имела перед собой психология спорта на тот момент - формирование у спортсмена чувства дистанции, чувства скорости объекта, чувства времени и так далее. Также уделялось внимание обучению человека стратегически и тактически мыслить, уметь прогнозировать события, слушать свою интуицию.

Функции спортивного психолога

Тренер довольно часто, если не всегда, выполняет не только тренерскую работу, но и работу психолога. Психология в спорте выполняет следующие функции:

  • формирование мотивации, нацеленности на результат, повышение общей эффективности тренировок;
  • психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям;
  • создание условий, необходимых для формирования психологической выносливости и умения противостоять влиянию стрессовых ситуаций;
  • спортсмена для повышения эффективности взаимодействия с командой;
  • помощь спортсмену в стрессовых для него ситуациях;
  • контроль уровня когда этот показатель находится либо ниже, либо выше нормы.

Что ж, психология в спорте весьма важна! Это уже не вызывает сомнений!

Мы не можем получить полное представление о спортсмене, базируясь только на уровне потребления кислорода, запасах гликогена и биомеханических измерениях… Главное, что нужно принять во внимание, – это психология, понимание тех личностных качеств, которые определяют высшие достижения в спорте. Если спортсмен способен управлять стрессом, устойчив к помехам и умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, то мы имеем полный набор… Исследования и прикладные разработки должны проводиться комплексно, с учетом различных аспектов, но особенно психологических.

Питер Снелл, трижды олимпийский чемпион, доктор физиологии

Пройдя путь большого спорта, мы серьезно не задумывались о роли психологии в подготовке спортсменов высокого класса, не уделяли должного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, в чем сильно проигрывали. Нередко одержимый тщеславием тренер мнит себя психологом. Позже, оглядываясь назад, с горечью замечаешь, что многие молодые талантливые спортсмены почему-то не дошли до своей цели. <…> Роль психолога в команде у нас принижается, но на практике мне приходилось прибегать к его помощи. Считаю, что, используя рекомендации и советы психолога, удалось не только сохранить многих спортсменов в команде, но и добиться значительных результатов. <…> Даже косвенное соприкосновение с психологической наукой – через общение с психологом – дало повод многое переоценить, увидеть ее огромные возможности.

Хмелев А. А., заслуженный тренер СССР

Раньше я очень ревностно относился к появлению чужого человека в сборной. Считал, что я сам лучший психолог. Также до меня думал Гайич. Но видно, не справляюсь… Я могу рассказать о важности матча. Аубрать чувство ответственности за результат, которое убивает искры в глазах, не получается… Мы с моим помощником пойдем на специальные курсы. Может, после них проще будет понять психолога. А то порой обращаются какие-то люди, а ты не понимаешь, что они делают и зачем. Так было в «Динамо», когда ребятам предлагали вместе кубики складывать, парашют разбирать, чтобы командой себя почувствовать. Но для меня очевидно: психолог команде необходим.

В. Олекно, главный тренер сборной мужской команды России по волейболу

Предмет психологии спорта. Психология спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Кратко можно сказать, что психология спорта – это наука о человеке в сфере спорта. Необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью (стремлением к победе), большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками.

Психология спорта как научная и учебная дисциплина включает в себя ряд общих испециальных разделов, это:

1) мотивы спортивной деятельности;

2) психологические основы ориентации и отбора в различные виды спорта и психодиагностика склонностей и способностей;

3) психомоторика;

4) психология обучения и воспитания в спорте;

5) психологические особенности физической, технической и тактической подготовки спортсменов;

6) психологические особенности личности спортсменов;

7) психология спортивного коллектива;

8) состояния спортсмена и их психорегуляция;

9) стили спортивной деятельности;

10) психологические особенности личности и деятельности тренеров;

11) психологические особенности личности и деятельности спортивных судей;

12) психологическая характеристика различных видов спорта;

13) психологическая характеристика болельщиков.

К сожалению, не все перечисленные аспекты изучены одинаково полно. Например, к изучению психологических особенностей болельщиков психологи приступили только недавно, а психология спортивного судейства до сих пор остается практически нетронутой темой.

Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как и в общей психологии. Их разделяют на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа.

Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалификации, специфики тренировочного процесса и других факторов.

Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного и того же спортсмена или группы спортсменов. Он дает возможность наглядно и в динамике проследить влияние спортивной тренировки на изменение психологических особенностей спортсменов.

Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику.

Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих, эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной (магнитофона), стенографической или протокольной записи, технических средств (видеоаппаратура). Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу.

Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдение тоже должно носить систематический характер, стать для спортсмена привычкой. Результаты должны фиксироваться в дневнике для возможности осуществления качественного самоанализа.

Экспериментальный метод имеет две разновидности – лабораторный и естественный эксперименты:

Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (рефлексометром, кинематометром, тремометром и пр.);

Естественный (полевой) эксперимент организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности – констатирующий и формирующий. При этих видах экспериментов также используется аппаратура (переносная или дистанционная).

Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Эти методы могут использоваться для: отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности.

Методы количественно-качественного анализа используются для математико-статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа.

Краткий экскурс в историю возникновения и развития психологии спорта

Термин «психология спорта» введен в научный обиход русским психологом В. Ф. Чижем (см.: Психология спорта. СПб., 1910), хотя еще раньше, в самом начале XX века, это понятие использовал в своих статьях и основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В 1913 году по инициативе Международного олимпийского комитета в Лозанне (Швейцария) был организован конгресс по психологии спорта, и с этого момента рассматриваемая наука получила официальный статус. Однако слабое развитие спорта не способствовало и быстрому развитию науки, которой занимались лишь отдельные ученые, в основном в США, Германии, СССР. В нашей стране зачинателями психологии спорта были А. П. Нечаев, опубликовавший в 1927 году монографию «Психология физической культуры», А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, П. А. Рудик. В довоенные годы были разработаны программы спецкурса «Психология спорта» для институтов физической культуры.

Интенсивное развитие психологии спорта началось во многих странах после Второй мировой войны. Это было связано с ростом престижности спорта, а также борьбой двух политических систем – социалистической и капиталистической, стремившихся доказать свое преимущество, в том числе и через спортивные достижения.

Немногим позже стали регулярно проводиться Международные конгрессы по психологии спорта, в 1970 году был учрежден «Международный журнал по психологии спорта», в 60-х годах ХХ века возникли Европейская и Североамериканская ассоциации психологов спорта.

В нашей стране в 1952 году А. Ц. Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта, а затем появились монографии, посвященные исследованиям в этой отрасли психологии, авторами которых были Г. М. Гагаева, С. Ч. Геллерштейн, А. А. Лалаян, В. Г. Норакидзе, А. Ц. Пуни, О. А. Черникова. В последующие годы большой вклад в развитие психологии спорта внесли многие ученые: О. В. Дашкевич, Е. А. Калинин, Р. А. Пилоян, В. М. Писаренко, А. В. Родионов, О. А. Сиротин, В. А. Толочек, И. П. Волков, Г. Д. Горбунов, Т. Т. Джамгаров, Р. М. Загайнов, Ю. Я. Киселев, В. Л. Марищук, А. Н. Николаев, В. К. Сафонов, Б. Н. Смирнов, Н. Б. Стамбулова, Е. Н. Сурков, Ю. Л. Ханин, Б. А. Вяткин, А. Д. Ганюшкин, А. А. Лалаян, Ю. А Коломейцев и многие другие. Уже в течение десяти лет на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется подготовка психологов по специальности «Спортивная психология».

В настоящее время психология спорта стала не только теоретической, но и практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменам и тренерам в их стремлении достичь высоких спортивных результатов.

Илона Южакова
2014-05-11 Просмотры: 16 336 Оценка: 5.0

Однажды человек сталкивается в жизни с такой ситуацией, когда появляются мотивы для самосовершенствования личности. Например: красивая соседка, предстоящий отпуск, свадебное путешествие, желаемое повышение на работе, предостережение врача, возможность получить контракт с оговоркой если… и т.д.

Мы становимся перед зеркалом и критично рассматриваем свое лицо и тело. И вот он момент истины. С понедельника запишусь в тренажерный зал или куплю домой хотя бы гантели – говорите вы себе. И если мотив достаточно силен вы начинаете действовать.

Однако у многих пыл проходит быстро, на самом деле в этом виноваты не вы, а те личностные особенности, которые заложены в каждом из нас. Предлагаю вашему вниманию небольшой психологический опус о том, как все же «неспортсмену», т.е. человеку, который не стремится сделать спорт своей профессией, стать спортивным и подтянутым. Как женщине поменять утягивающее белье на свои мышцы. Как юному влюбленному обрести вместе с мышцами уверенность в себе.

Психологи, которые занимаются тем, что тестируют профессиональных спортсменов, говорят нам о том, что все-таки есть определенные качества, которые присуще людям, чьим достижениям в спорте мы восхищаемся. Итак, топ-8 качеств профессионального спортсмена и «неспортсмена».

Спортсмен «Неспортсмен»
Высокие аналитические способности. Аналитические способности встречаются реже.
Твердость характера. Такие люди способны «держать себя в руках», адекватно реагировать на разные ситуации, в том числе связанные с эмоциональными перегрузками. Они независимы и о таких говорят «знают что хотят». Мягкий характер. Таким людям свойственна лишняя эмоциональность, чувствительность, часто такие люди называют себя творческими личностями.
Низкий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности. Склонность к необоснованному страху, волнениям.
Уверенность в себе. Неуверенность в себе. Спорт такими людьми рассматривается как возможность внешне измениться. Например, значительно увеличить мышечную массу. И тем самым, компенсировать неуверенность в себе.
Много внимания уделяют своей внешности, здоровью. Периодически недоволен своим животиком)))
Авторитарность. Такие люди любят не только руководить и подчинять, но и сами способны подчиняться, выполнять указания. Низкие авторитарные потребности. Не хочет подчинять и подчиняться. Плохо смиряется с ограничением свободы.
Эмоциональная устойчивость, самоконтроль. Эмоциональная неустойчивость.
Экстраверсия. Это люди, которые легко идут на контакт. У них достаточно высокая самооценка. Они уверенны в себе, общительны. Стремятся свою жизнь делить с другими людьми. Интроверсия. К интровертам относят людей, которые стремятся к уединению. Им сложно наладить быстро контакт. Не любят говорить о своих чувствах, все «держат в себе».

Однако исследователи утверждают, что если «неспортсмен» является физически активным человеком, то зачастую выявить личностные различия не получается. Дело в том, что такие «неспортсмены», занимаясь каким-либо видом спорта, приобретают соответствующие характерные черты. Характер «закаляется», человек становится сдержаннее, увереннее в себе. Когда занятия спортом продолжались все более длительный период – положительные изменения становились все более заметны.

Таким образом мы можем сделать вывод: что если вы не профессиональный спортсмен и ваши личностные особенности полностью или частично совпадают с характеристикой «неспортсмена», то для того чтобы вы могли эффективно тренироваться, вам нужны особые условия и особый подход.

Зачастую такие люди стремятся к . Или тренировкам с индивидуальным тренером, который умеет найти подход к таким людям. Возможно, им необходима даже профессиональная психологическая помощь. При правильном подходе к решению задачи такой «не спортсмен» сможет достичь всех поставленных целей: красивое тело, здоровый образ жизни, избавление от лишнего веса. Все это будет способствовать выработке таких новых личностных качеств как уверенность в себе, твердость характера и т.д. – круг замкнется.

Мы провели свое небольшое исследование с такими людьми на тему: что мешает им начать и какие рассуждения предшествуют действиям? Итак, вот что мы услышали:

- 80% опрошенных имеют негативный опыт посещения тренажерного зала. Неудивительно: с их набором личностных качеств тренироваться в толпе, рядом с профессионалами, с тренером, который вряд ли был с ними особо деликатен - вообще не вариант.

Все они мечтают о домашних тренировках, но не могут найти тренажер, который бы отвечал их требованиям: универсальный, компактный, безопасный, классический, надежный, легкий в использовании.

- 15% считают, что им очень сложно изменить свой режим дня, все равно приходится отказываться от тренировок в пользу чего-либо. Так стоит ли начинать…Впрочем, иногда они все же забегают в тренажерку.

- 5% - те, кому мешает все (плохой зал, плохой тренер, мышцы не растут, жир не плавится и т.д.). Видимо это самые ярко выраженные «не спортсмены».

Итак, дорогие «неспортсмены», желающие любить и быть любимыми, замотивированные и не очень… ваши шаги:

1. Глубокий анализ своей личности (кто я? какой я? что могу? что хочу?). Делаем сами или обращаемся к профессиональному психологу.

2. , удовлетворяющий требованиям, о которых говорили большинство опрошенных людей (например, всем этим требованиям соответствует российский силовой тренажер «С1»).



  • Разделы сайта