Случаи когда не раскрылся парашют. Почему не раскрываются парашюты. Тяжелые травмы ног

Десятка счастливчиков, переживших несчастный случай.

10. Дэниэл Фарр (Daniel Pharr)


Представьте, что вы, наконец-то, решились прыгнуть с парашютом и во время первого прыжка в тандеме инструктор умирает во время полёта. Добро пожаловать в жизнь Дэниэла. Фарр - солдат армии США, работающий в сфере разведки. Его девушка подарила ему на Рождество прыжок с парашютом. Инструктором Фарра был мужчина по имени Джордж "Чип" Стил (George “Chip” Steele) - опытнейший скайдайвер, совершивший более 8000 прыжков. Фарр и инструктор выпрыгнули из самолёта, и после недолгого свободного падения Чип, как положено, раскрыл парашют.

Всё шло хорошо, пока не случилось ужасное. Фарр понял, что Чип никак не реагировал ни на его вопросы, ни на быстро приближающуюся землю. Хотя Фарра не обучали в армии прыжкам с парашютом, его научили оставаться спокойным в любых экстремальных ситуациях. Фарр оценил ситуацию и взял стропы в свои руки, как в телевизионных передачах, и ему удалось облететь деревья, на которые они летели и в итоге приземлиться неподалёку от дропзоны. После приземления Фарр безуспешно пытался реанимировать Чипа. Судмедэксперты впоследствии заключили, что Чип погиб от инфаркта.

Горький первый опыт не переубедил Фарра. Он всё ещё хочет совершать прыжки с парашютом и не обращает внимания на протесты его родственников.

9. Дэйв Ходжман (Dave Hodgman) и Фрэнк (Frank)


Этот несчастный случай был запечатлён на плёнку и стал широкоизвестной новостью в 1985 году в Виктории, Австралия. Ходжман совершал прыжок с высоты в 3.5 километра, вместе с другими членами команды по воздушной групповой акробатике. Всё пошло не по плану, когда Ходжман по невнимательности открыл свой парашют, находясь прямо под другим скайдайвером (Фрэнком). Фрэнк также не видел Ходжмана и в свою очередь открыл парашют примерно в тот же момент, как и Дэйв. Два скайдайвера в одной точке в одно время - хорошая предпосылка к катастрофе, и Дэйв влетел во Фрэнка.

От сильного удара Фрэнк потерял сознание, а стропы раскрытых парашютов запутались. Парашют Фрэнка остался раскрытым и надутым, в то время как парашют Ходжмана то надувался, то складывался - из-за этого мужчин сильно трясло, и они постоянно ударялись друг о друга. Помимо этого, учитывая, что фактически только один парашют должен был выдержать обоих мужчин, они падали быстрее, чем им хотелось. В конце концов, они упали на парковку, между припаркованными автомобилями. Оба мужчины выжили.

Ходжман получил многочисленные травмы, а Фрэнк почти не пострадал. Надо отдать ему должное, как только его раны зажили, Ходжмэн стал прыгать опять.

8. Джэймс Бул (James Boole)

Если прыгать из самолётов для развлечения, надо учитывать вероятность того, что что-то пойдёт не совсем так, как задумывалось. С другой стороны, именно вероятность таких ситуаций даёт заядлым экстремалам порцию адреналина. Так было в случае с Джэймсом. Булом, который работает оператором, специализирующимся на съёмке и участии в скайдайвинге и бейсджампинге. Для тех, кто не знает, что такое бейсджампинг - это экстремальный вид спорта, в котором участники совершают прыжки со стационарных объектов (гор, мостов) и открывают парашют в самый последний момент. Опасный спорт.

Инцидент произошёл во время съёмок экстремальной экскурсии. Бул и его напарник совершали прыжок во время съёмок документального фильма в России. Бул, сосредоточенный на съёмках, ожидал что его напарник сообщит ему по радио, когда они будут достаточно близки к земле, чтоб открыть парашюты. Проблема со связью нарушила его план и Бул влетел в покрытую снегом землю. Падение с высоты в 2 километра на скорости в 150 километров в час обычно заканчивается плачевно. Англичанин, к его счастью, упал в глубокий сугроб. Бул сильно повредил спину и ребро, но, учитывая ситуацию, в целом отделался лёгким испугом. По иронии, этот несчастный случай был запечатлён на видео.

7. Иван Чисов

Чисов заслуживает упоминания в этом списке за его храбрость, которая привела его к следующей ситуации. Иван Чисов служил в советских воздушных войсках во время Второй Мировой Войны. Во время боевого вылета, бомбардировщик Чисова был атакован и сильно повреждён немецкими истребителями. На тот момент бомбардировщик летел на высоте в 7 километров. Самолёт был настолько повреждён, что экипажу необходимо было срочно покинуть его.

Проблема (помимо того, что ему надо было прыгать из разваливающегося самолёта) заключалась в том, что воздушный бой продолжался. Немецкие пилоты часто атаковали лёгкие цели (такие, например, как беззащитный человек, спускающийся на парашюте), поэтому Чисов выпрыгнул, рассчитывая открыть парашют только тогда, когда он пролетит ниже боевых действий. Неплохая идея.

К сожалению, Чисов потерял сознание во время свободного падения. На огромной скорости бессознательное тело Чисова упало на покрытую снегом землю. Несмотря на сломанный таз и повреждения позвоночника, Чисов быстро выздоровел и через несколько месяцев вернулся к службе. Вот это самоотверженность.

6. Ларис Батлер (Lareece Butler)


Неисправности парашютов могут случиться в любой стране. Ларис Батлер, молодая девушка из Южной Африки, испытала это на себе, когда в 2010 году, во время очередного прыжка с парашютом случилось несчастье. Начало этой истории звучит так же, как и все остальные подобные случаи - обычный выход из самолёта, за которым следует обычное свободное падение (если можно охарактеризовать падение камнем, как «обычное»).

Впрочем, то, что последовало за этим, не оставило Батлер никакого другого выхода, кроме как молиться. Вначале она попробовала раскрыть основной парашют. Он не открылся. После нескольких попыток, она решила открыть запасной парашют. Тот тоже не открылся. Можно только представить, какой страх охватывает человека в подобной ситуации. Мисс Батлер сказала, что она начала просто молиться. Она вспоминает, как подумала: "Боже, спаси меня, пожалуйста". Как считают некоторые, бог слышит и отвечает на молитвы. Упав с высоты в 1 километр, Мисс Батлер осталась жива, хоть и получила сотрясение мозга и сломала ногу.

Что делает эту историю ещё более интересной - девушка говорит, что она передумала прыгать, когда стояла в дверях самолёта, а инструктор буквально вытолкнул её из самолёта, не обращая внимания на её протесты. Батлер говорит, что она держалась за дверную раму, а инструктору пришлось несколько раз её толкать, чтоб она выпала из самолёта. Может это незаконно?

5. Ханс Ланг (Hans Lange)


Мы уже упоминали бэйсджампинг выше. Видимо ожидание последнего момента, чтоб открыть парашют, приносит больше удовольствия. Мистер Ланг испытал не только эйфорию во время бэйсджампа, прошедшего не по плану в 2008 году. Прыгнув с вершины горы в Норвегии, Ланг узнал, к чему приводят плохое планирование, дерзость и отсутствие крыльев. Если вкратце - это означает проблемы для людей, прыгающих со скал.

Высота горы, с которой прыгнул Ланг, составляет 1.5 километра. Ланг летел со скоростью около 150 км/ч рядом с отвесной скалой. Что могло пойти не так? Поняв, что он летит слишком близко от скалы, Ланг попытался открыть парашют, чтобы отлететь от неё подальше. В битве человека против скалы, победила скала. Ланг несколько раз ударился о камни, торчащие из скалы, а стропы его парашюта запутались, что не позволило ему замедлить падение. Полёт окончился тем, что Ланг на большой скорости упал на дерево, стоящее у подножия горы.

Не многие могут похвастаться тем, что они пережили падение с верхушки скалы. Ланг не только выжил, но ещё и отделался лишь сломанной ногой. Недурственно, учитывая обстоятельства. Этот случай не отпугнул Ланга, пообещавшего возобновить свои прыжки, как только заживёт его нога. Кстати, этот случай был запечатлён на видео.

4. Гэрет Гриффитс (Gareth Griffiths)

Мистер Гриффитс, будучи профессиональным игроком в регби в его родной Великобритании, хорошо знаком с физическим аспектом спорта. Но даже это не подготовило его к трагедии, ожидавшей его во время его прыжка с парашютом в тандеме. В паре с опытным инструктором Майклом Костелло (Michael Costello, который также являлся членом Палаты представителей США от Массачусетса), Гриффитс собирался совершить обычный прыжок, совершённый до них тысячи раз.

Но в этот день, прыжок не удался. После прыжка из самолёта и непродолжительного свободного падения инструктор попытался открыть парашют. По непонятным причинам парашют раскрылся неправильно и инструктор не успел его выправить, пока они падали к земле. Последнее, что сделал Костелло, спасло жизнь Гриффитса. За несколько секунд до удара о землю, он перевернулся, таким образом, чтоб его тело находилось между землёй и Гриффитсом. Гриффитс выжил, хотя и получил сильную травму спину. Врачи были удивлены, что Гриффитс пережил удар о землю на такой огромной скоростью, даже учитывая попытку Костелло смягчить удар своим телом. Гриффитс обязан своей жизнью самоотверженности Майкла Костелло.

3. Лаверн Эверетт (Laverne Everett)


К своим 80 годам Мисс Эверетт не исполнила только одно своё желание - ей очень хотелось прыгнуть с парашютом. Из-за популярности и доступности прыжков в тандеме Эверетт всё же решилась прыгнуть. Помните, что произошло в предыдущем пункте? К несчастью Лаверн, её прыжок прошёл примерно так же. Эверетт перехотела выпрыгивать из самолёта, когда она увидела открытую дверь. Её инструктор, к которому она была прикреплена, немного подтокнул её к выходу в попытке подбодрить, после чего они выпрыгнули из самолёта.

Как оказалось, Эверетт была не так надёжно прикреплена к своему партнёру, как они думали. Буквально через несколько секунд, Эверетт начала выскользать из креплений. Стоит помнить, что у Эверетт не было своего парашюта, так как при таких прыжках он есть только у инструктора. Если она отцепится от инструктора, то и лететь ей придётся без парашюта. Партнёру Эверетт пришлось руками держать её, чтоб она не разбилась о землю. Даже оператор, прыгнувший вместе с ними, чтоб запечатлеть прыжок на видео, попытался приблизиться к ним, чтобы помочь, но безрезультатно. Эверетт пришлось висеть на инструкторе несколько километров, пока её партнёр пытался её удержать рядом с собой.

Удивительно, но Эверетт, обладающая, судя по всему, стальными нервами, даже ни разу не закричала во время полёта. Позже она скажет в интервью, что даже не особо боялась во время падения. Инструктор смог удержать её, и они оба безопасно приземлились. Эверетт получила только несколько синяков от посадки. Зато у неё будет что рассказать своим внукам. Несчастный случай был запечатлён на видео:

2. Николас Алкемейд (Nicholas Alkemade)

Мужчины и женщины, служащие в армии любой страны, достойны уважения и восхищения за свою храбрость и самоотверженность. Одним из таких достойных людей является Николас Алкемейд. Этот случай на самом деле не является инцидентом во время скайдайвинга, но всё равно очень интересен. Он тоже произошёл со служащим Военно-Воздушных сил своей страны во время Второй Мировой Войны. Первый сержант Королевских Военно-воздушных сил Алкемейд был членом экипажа великобританского бомбардировщика, атакованного немецкими истребителями. После того как бомбардировщик был сильно повреждён, он загорелся и вышел из-под контроля. Перед Алкемейдом стоял сложный выбор. Он либо сгорел бы внутри самолёта, или умер бы при столкновении самолёта с землёй.

Решив, что ему не нравятся оба варианта, Алкемейд решил выпрыгнуть из самолёта без парашюта (тот сгорел во время пожара на самолёте). Бомбардировщик находился на высоте в 5 километров, когда Алкемейд решился на это. Алкемейд выпрыгнул. Храбрый англичанин пролетел через покрытые снегом ели, которые смягчили его падение, и упал в глубокий сугроб. Он отделался всего лишь вывихнутой лодыжкой. После падения Алкемейд осмотрелся и закурил. Даже немцы, захватившие его в плен, были удивлены ужасной историей Алкемейда и дали ему справку о произошедшем случае.

1. Шейна Ричардсон/Вест (Shayna Richardson/West)


Шейна Ричардсон (Вест по мужу) во время своего первого одиночного прыжка испытала то, что не пожелаешь никому. К тому же она была беременной. К сожалению, несчастный случай произошёл именно с этой молодой девушкой из города Джоплин, Миссури. Эту историю широко освещали в масс-медиа не только из-за того, что Шейна осталась жива, но и потому что она узнала, что она беременна в больнице, в которую её привезли после инцидента.

История Шейны начинается с момента её прыжка из самолёта. Как только она раскрыла свой парашют, она потеряла контроль и её начало сильно крутить. Поняв, что она в беде (из-за самого парашюта или её неопытности) Шейна отрезала стропы своего основного парашюта и раскрыла запасной. Это также не помогло, потому что её запасной парашют тоже не работал (опять же либо из-за неопытности или неисправности парашюта). Шейна продолжала крутиться и упала на скорости в 80 километров в час на близлежащую парковку.

Шейна сломала таз в двух местах, получила перелом ноги и потеряла несколько зубов. Главное, что её неродившийся ребёнок, о котором она не знала на момент прыжка, остался совершенно здоровым. Этот несчастный случай был запечатлён на видео. После этого Шейна ещё раз прыгнула с парашютом, чтоб доказать себе, что она всё же может это сделать, но после этого последнего прыжка, она бросила прыгать. Наконец-то хоть кто-то поступил мудро.

"Утром 20 октября эшелон прибыл на станцию Котельнич. Здесь нас встретили представители командования 6-го ВДК и его подразделений. Меня направили в 13-ю воздушно-десантную бригаду, в 1-й батальон.
Поскольку я прошел парашютную подготовку при Свердловском аэроклубе, то меня назначили инструктором-укладчиком парашютов 1-й стрелковой роты, а вскоре присвоили звание старшего сержанта.
Следует заметить, что с кадрами парашютно-десантной службы в то время было очень трудно, в большинстве подразделений эту службу (ПДС) возглавляли старшие сержанты, окончившие краткосрочные курсы инструкторов и имевшие всего по 15-20 прыжков.
Через некоторое время они стали младшими лейтенантами. Пишущий эти строки был в числе таких специалистов и все годы войны в качестве инструктора парашютной подготовки принимал участие в обучении многих подразделений ВДВ.


В то время в ВДВ использовались парашюты ПД-6. Это парашют системы Ирвинга (американского конструктора - изобретателя ранца с сотами для укладки строп) с круглым куполом и полюсным отверстием в центре для смягчения динамического удара при раскрытии и для устойчивости парашюта в воздухе.
В отличие от тренировочных парашютов ПТ-1 и ПТ-2 купол ПД-6 изготовлялся не из натурального шелка, а из перкаля - хлопчатобумажной, плотной, прочной и легкой ткани с перкалевыми же стропами.
Прочность на разрыв каждой стропы до 160 килограммов, а строп в парашюте 32. В каждом подразделении бригады было по 2-3 учебных парашюта.

13-я воздушно-десантная бригада расположилась в г. Ногинске. Наш 1-й стрелковый батальон - в здании школы им. Короленко, в центре города. Штаб бригады и часть подразделений - в поселке Глухово. Штаб корпуса также был в центре города.
В конце декабря (или начале января?) проводились первые парашютные прыжки с самолетов ТБ-3. Настроение у солдат разное. В роте служат люди в возрасте 18-40 лет, среди них были богатыри с русским боевым духом, но были и бойцы с разными недугами, в том числе и сердечники. Медицинских комиссий в то время не было.
Выстроит старшина роту и скомандует: "Кто нездоров или жалуется на болезни и отказывается прыгать, - выходи!" (Старшина Трошин сам страшно боялся прыгать.) Тех, кто выходит из строя, осматривает врач. Как правило, все оказывались готовыми к прыжкам. Приказ был: прыгать всем!

В нашей роте был трагикомичный случай. Красноармеец А. Иванов (фамилия изменена, израненный, он вернулся домой инвалидом; он единственный из роты, кого я встретил после войны) очень боялся прыгать. Во время первой попытки он не смог преодолеть страха, и выпускающие привезли его обратно на аэродром.
Естественно, личный состав роты горячо обсуждал это происшествие с легким юмором (они-то прыгнули!). С Ивановым был серьезный разговор комбата. Он официально приказал ему совершить прыжок.
Через несколько дней, уложив парашюты, я и Иванов прибыли на аэродром. Приготовили парашюты и стали ждать очередного рейса самолета. Мой спутник попросился "до ветру" и преспокойно удрал. На следующий раз был получен приказ командира бригады.
На аэродроме в нашей компании был и комиссар роты старший политрук Н. Факидов. Сбежать с аэродрома нашему спутнику не удалось.
В момент посадки в ТБ-3 под самолетом оказался генерал - командир корпуса. Комиссар доложил ему о наших намерениях. Генерал слегка пожурил Иванова и приказал обязательно совершить прыжок.
Мы разместились в кабине штурмана на трех креслах (в ТБ-3 она не меньше комнаты площадью 8-10 м2). Взлетели, вместе с комиссаром спокойно показывали нашему спутнику город, над которым полетали, школу, где мы живем, леса и поля, где обычно проходят занятия по тактике. Наконец нам дали сигнал приготовиться к прыжку.
Из кабины нам нужно было пройти узким проходом между двумя раскрытыми трапными люками. Комиссар шел впереди, а я позади Иванова. Как только он увидел открытые люки, он ухватился за боковые трубчатые стойки, и нашей силы не хватило, чтобы сдвинуть его с места. Пришлось нам прыгать без нашего горемычного солдата.
Через несколько дней уже без моего участия Иванова выбросили из хвостового люка, но перед этим он выдернул кольца главного и запасного парашютов. Выпускающие сложили купола, закрепили их резинками и выбросили горемычного парашютиста в люк. Оба купола раскрылись, и он благополучно приземлился. Радость Иванова была неописуема, и в дальнейшем он прыгал нормально.

Ещё один, но уже более трагический случай, закончившийся вполне благополучно. Парашют ПД-6 ручного раскрытия. Для страховки раскрытия было придумано следующее приспособление: за вытяжной трос ранца парашюта около шпильки верхнего люверса цеплялся карабин с привязанной к нему 5-7-метровой веревкой (фалой). Другой конец веревки находился в руках выпускающего.
После того, как парашютист оказывался в воздухе, выпускающий дергал веревку, а вместе с ней вытяжной трос, шпильки выходили из люверсов, и ранец раскрывался. Затем выскакивал вытяжной парашютик и вытягивал основной купол. С такой системой страховки были выполнены все первые и последующие прыжки из самолета ТБ-3.
Так вот, в тот день прыгал не наш батальон, а я дежурил на площадке приземления. Из очередного корабля стали вываливаться парашютисты, вспыхивали купола, но вот у одного из них ранец парашюта не раскрылся, и он падал с огромной скоростью. Было ясно, что наше приспособление не сработало, а точнее, либо выпускающий из рук веревку выпустил, либо она перетерлась и оборвалась у карабина.
Человек ударился о землю, как от взрыва взвился конус снега, и всё смолкло. Мы бросились к месту падения. Каково же было наше изумление, когда мы увидели лежащего на спине, совершенно неподвижного, но живого человека.
Увидев нас, он попытался встать, но все, кто был у воронки, закричали, чтобы он лежал. Подбежавшие санитары уложили пострадавшего на носилки и унесли в санитарную машину.
Через несколько дней пострадавший явился в подразделение абсолютно невредимым, но в дальнейшем его все же отчислили из ВДВ. Объясняется этот счастливый случай тем, что парашютист попал в воронку от крупной авиабомбы, заполненную снегом. Площадь для приземления была опытным полигоном для бомбометания.

Весной 1942 г. на весь состав были получены специальные десантные парашюты, изобретенные и сконструированные советскими инженерами - ПД-41. Они обеспечивали ручное и принудительное раскрытие.
Началось освоение нового парашюта. Появилось и новое транспортное средство - самолет Ли-2 (Дуглас-3). Впервые в практике 6-го ВДК начались прыжки с оружием.
К сожалению, как и во всяком новом деле, не обошлось без происшествий. Весной 1942 г. в нашу роту пришел из госпиталя сержант В. Смирнов. Он был в одной из бригад, принимавших участие в боевых операциях. Он, а также десятка два опытных бойцов были определены на первый прыжок с оружием с самолета Ли-2.
Техника прыжков с этого самолета была следующей: по обеим сторонам вдоль фюзеляжа были расположены откидные сидения на 20 человек с каждой стороны, сверху проходил трос, за который зацеплялись карабины вытяжных фал, парашютисты сидели лицом к центру самолета.
По команде штурмана (длинный звук сирены) парашютисты вставали с мест, цепляли карабины за трос и поворачивались в сторону двери, расположенной в хвостовой части самолета.
По команде: "Пошел" (частые гудки сирены) выпускающие открывали двери с обеих сторон, стоящие впереди прыгали, остальные продвигали карабины по тросам; для уменьшения рассеивания бойцы должны были покидать самолет буквально затылок в затылок, а по времени через 10-15 секунд.
Правильность закрепления и захвата карабинов при продвижении контролировалась инструкторами - выпускающими или, как их тогда не без основания называли, "вышибалами". В случае со Смирновым все было сделано правильно, но при раскрытии купол его парашюта запутался с куполом прыгавшего с правой стороны.
Запасных парашютов не было (боевой вариант прыжка), в результате погибли оба. Воздух очень жесток, малейшая неаккуратность, неисправность, недисциплинированность или оплошность заканчиваются чаще всего трагедией.

Однажды солдат нашего батальона погиб при ночных прыжках с аэростата (в феврале 1944 г.). Прыгали с парашютами ПД-41. Недостатком этого парашюта были толстые, неэластичные, хлопчатобумажные стропы, кроме этого, они различались по длине (квадратный купол).
Вероятно, этот недостаток и неаккуратная укладка привели к тому, что при прыжке стропы стянулись в прочный жгут и не дали раскрыться куполу, не хватило для раскрытия и высоты.
Гибель товарища в нескольких десятках метров так подействовала на готовящихся к прыжку солдат, что они сбросили парашюты и отказались прыгать. В ответ на наше сообщение о ЧП штаб бригады приказал продолжать прыжки.
На старте было пусто, пришлось нам с руководителем прыжков (заместителем начальника ПДС бригады) с дрожью в душе готовится к прыжку. В это время чуть в стороне я заметил фигуру солдата с надетым парашютом. Солдатом оказалась девушка из связисток, Маша Камаева, которая заявила, что готова к прыжку.
Так втроем поднялись мы в предрассветную муть. Маша прыгала первой, я вторым, начальник - третьим. Посрамленные солдаты встретили Машу с просветленными лицами - прыжки продолжались. Маша стала героиней всей бригады.

В июле 1944 г. с фронта была отозвана дивизия, получившая наименование 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии для парашютной подготовки. Срок был дан жесткий - один месяц!
Через две недели на весь состав были получены парашюты, а ещё через две недели был получен приказ о проведении первых прыжков. И началась работа!
Надо сказать, что возрастной состав подразделения был в пределах 17-50 лет, частично мобилизованный в освобожденных районах Западной Украины. Многие из них даже самолета близко не видели. Конечно, люди были не подготовлены для такого испытания.
Многих тошнило, особенно при взлете, многие падали почти с потерей сознания на пол в центр самолета. Приходилось поднимать одного, другого, третьего, уговаривать, легкими ударами по щекам приводить в сознание. Упиравшихся руками в борта двери легким ударом по правой или левой руке выводить из равновесия, и человек проваливался за борт.
Да, мы работали действительно, как вышибалы. С другой стороны, большинство молодых с сознанием выполняли все команды и нормально покидали самолет.
После того, как последний покидал борт, я обычно ложился на пол и в открытую дверь просчитывал раскрывшиеся парашюты. Но вот в один из рейсов одного купола недоставало. Пожилой человек оказался слева у борта, он ухватился правой рукой за порог двери.
Нам с помощником было видно его лицо, окаймленное бородой, искаженное страхом, с раскрытым ртом, естественно, он кричал (конечно, крика мы не слышали).
Втянуть обратно мы его не могли, слишком велика сила потока воздуха летящего со скоростью 240-260 км/час самолета. Нам пришлось разгибать пальцы, человек висел, вот остался один мизинец, человек висел! Какова же должна быть сила в этот стрессовый момент жизни человека?
Наконец, разогнули последний палец. Солдат пошел вниз, купол благополучно раскрылся. Приземление прошло нормально, конечно, не на площадке приземления, но, к счастью, в удобном для этого месте. Дальнейшая судьба его мне не известна.

Обычно тяжело переносился первый и ещё один-два прыжка. Бывалые фронтовики говорили, что легче сходить в атаку, чем совершить в жизни первый прыжок.
К пятому-шестому прыжку чувство страха снижалось. Человек становился самоуверенным и даже терял осторожность. В этот период подготовки чаще случались и ЧП.
Причины разные: плохо обмотал бинтом ствол и затвор карабина, автомата, пулемета - стропа зацепилась за пуговку затвора или намушник, и, как результат, колбасящий купол; неаккуратно уложил стропы, перекрутил их - перехлест стропой купола; рано раскрыл купол или карабин фалы принудительного раскрытия перевернулся и зацепился далеко от двери - раннее раскрытие и завис на хвостовом оперении самолета. Воздух не прощал мелочей. Таковы реальные и нелегкие будни подготовки воина - воздушного десантника.

В конце июля 1942 г. 6 ВДК был реорганизован в 40-ю гвардейскую стрелковую дивизию, принявшую эстафету тяжелейших оборонительных и наступательных боев под Сталинградом. Она прошла путь с боями до Берлина.
Подполковник И.И. Блажевич стал командиром дивизии, генерал-майором, Героем Советского Союза. Его жизнь нелепо оборвалась в начале мая 1945 г. - в одной из поездок подорвался на мине. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Рядом с ним лежит мастер спорта А. Аминтаев, инспектор ВДВ, рекордсмен мира 1944 г. по количеству прыжков (перевалил за 1000), погиб при испытательном прыжке из стратосферы в 1945 г.
Наш комбат А.А. Кузнецов стал Героем Советского Союза посмертно, памятником ему стала высота 180,9 м под Сталинградом. Высота названа его именем. Много героев сложили головы в титанической войне 1941-1945 гг." - из воспоминаний Е.П. Смолонногова. Служил в 13-й, 6-й, 8-й особой воздушно-десантных бригадах, в 26-й бригаде, 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Сегодня на казанском аэродроме Куркачи произошел трагический случай — у 20-летней девушки не раскрылся парашют. Произошло раскрытие ранца основного парашюта, однако купол не наполнился. Запасной парашют также не сработал. Как результат — трагическая гибель. Как устроены современные парашюты и в каких случаях они могут не раскрыться?

Смертность в парашютном спорте — явление нечастое, но всегда трагическое. Так, за период с 1998 по 2005 гг. по всей России погиб 91 человек.

Основными причинами отказа парашютов являются неправильная укладка и неверные действия во время полета. Различают полный и частичный отказ парашюта. В первом случае основной парашют не выходит из камеры и скорость падения парашютиста возрастает до 30 м/c.

Для увеличения кликните по картинке

Среди частых причин нераскрытия парашюта у новичков скайдайвинга — невозможность достать вытяжной парашют — «медузу». Начинающий парашютист либо не может найти её, либо у него не хватает сил для её захвата.

Неправильная укладка парашюта приводит к нерасчековке ранца . Основные действия при проблеме — попытаться дернуть кольцо еще раз, дернуть рукой стренгу еще раз, побить локтями по ранцу.

Зацепка парашюта . Он может зацепиться при раскрытии за детали всей системы или за конечности парашютиста. Можно попытаться вручную устранить зацеп до достижения критической высоты.

Несход камеры — отказ, при котором чехол по какой-либо причине не сходит с купола и не дает ему наполниться. Необходимо вводить в действие запасной парашют.

При частичном отказе парашюта скорость падения ниже, чем при полном отказе, поэтому у парашютиста есть больше времени и шансов на устранение отказа.

Несход слайдера . Слайдер — устройство рифления на парашютах типа« крыло» в виде прямоугольника с кольцами по углам. При этом слайдер не спускается до основания строп и висит под куполом. Для устранения необходимо резко дергать за задние свободные концы или за петли управления, пытаясь прокачать купол.

Перехлест . Купол стягивается перекинутыми через него стропами. Причины отказа — неправильное падение во время падения парашютиста или неправильная укладка парашюта. Необходимо сдернуть перехлестнувшие стропы, обрезать их.

Порыв купола, строп . Повреждение силовой ленты и строп приводят к вращению купола. При недостаточном уровне парашютиста лучше ввести в действие запасной.

По материалам parachutist.ru

инфографика: ria.ru

Парашютный спорт – экстремальная дисциплина, сопряженная с повышенной опасностью для здоровья и жизни. Перед тем как подняться в воздух и прыгнуть с парашютом человека попросят подписать бумагу о добровольном характере прыжка и отсутствии претензий к организаторам в случае каких-либо неприятностей. И это – непростая формальность.

Вероятность несчастного случая

Информация о смертности, связанной с парашютным спортом, не является публичной. В открытом доступе можно найти данные за период 1998-2005 гг., опубликованные российским Федеральным управление авиационно-космического поиска и спасения. В соответствии со статистикой этого ведомства за 7 лет в России был зафиксирован 91 смертельный случай в результате неудачного прыжка с парашютом. Что составляет в среднем 13 человек в год.

Много это или мало?

Если говорить о месте парашютных инцидентов со смертельным исходом в структуре общей смертности от внешних причин (около 200000 случаев ежегодно), то они занимают самое последнее – с долей 0,007%.

Таблица 1. Структура смертности от внешних причин (100% — все случаи со смертельным исходом)

Причина смерти Доля в общей смертности от внешних причин, %
Убийства 16,5
ДТП 10
Пожары 5
Прыжки с парашютом 0,007

Ежегодно в России совершаются около 40 тыс. прыжков. Из них:

  • смертельный исход – 0,03% — 3 из 10000 человек;
  • травматизация (переломы, ушибы, сотрясения) – около 0,1% — 1 из 1000 человек.

Если учесть, что аналогичный показатель смертности при пожарах составляет 6,7%, то вероятность погибнуть при совершении прыжка с парашютом в 233 раза меньше, чем от огня.

Примеры реальных несчастных случаев

Ниже приведены случаи реальных инцидентов, имевших место при совершении прыжков опытными парашютистами.

  • 2 парашютиста при спуске находились рядом друг с другом, допустили столкновение на высоте 60 м., произошло частичное гашение куполов, увеличение скорости приземления. Результат – переломы. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
  • Произошло неправильное раскрытие основного парашюта в результате некорректно произведенной укладки. Прыгающий пытался выправить ситуацию, но ничего не вышло. Запасник открыт на высоте ниже 100 м. Приземлялся на частично наполненном куполе запасника и нескольких секциях основного купола. Результат – перелом бедра и ребер.
  • Парашютист опасно выполнил разворот на 180° на высоте 30 м при ветре 10 м/с. Результат – переломы ног и сотрясение мозга. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
  • Приземление на крышу здания с гашением купола, последующим протаскиванием парашютиста и падением на землю. Результат – тяжелые травмы.
  • Приземление на неровность: одной ногой на кочку. Результат – перелом лодыжки.
  • Потеря человеком сознания при спуске. Приземление происходило в неуправляемом режиме. Результат – смерть парашютиста.

Причины несчастных случаев

  1. В почти 80% случаях причиной несчастного случая является неправильные действия парашютиста:
  • 30% несчастных случаев происходит в результате неправильного приземления (резкое управление, низкие развороты, недооценка метеоусловий и др.);
  • 27% отсутствовала попытка открытия запаски;
  • 21% — запасной парашют открыт на низкой высоте.

Как видно, почти 50% смертей происходит в результате неправильного раскрытия или нераскрытия запаски.

  1. Оставшиеся 20% несчастных случаев связаны:
  • с неправильной работой страхующего прибора или его с его отсутствием;
  • с потерей сознания парашютистом во время спуска;
  • другими не зависящими от прыгающего человека факторами.
  1. Неправильно думать, что при прыжке погибают только прыгающие первый раз. Они составляют менее 30% от общего количества смертей. 70% — те, кто имеют опыт более 25 прыжков. Это свидетельствует о том, что несчастные случаи в парашютном спорте происходят в результате:
  • неосмотрительности;
  • недисциплинированности;
  • самоуверенности;
  • принятия неверного решения во время спуска.

Как предостеречься от несчастного случая

Успех (или неудача) прыжка определяется:

  • на 20% — подходом к организации и к инструкторской работе в выбранном парашютном клубе;
  • на 80% — дисциплинированностью и алгоритмичностью действий самого парашютиста.

Выбрать правильный парашютный клуб

Собравшись первый раз прыгнуть, примите во внимание два момента:

  • рекомендации других людей;
  • стоимость прыжка.

С первым – все понятно: вряд ли кто обратится к организаторам, за которыми идет не очень хорошая слава. Клубы, понятно, не афишируют и любым образом скрывают случаи «происшествий». Но мир слухами полнится. Никогда не прыгайте за дешево. Самолет, горючее, услуги пилота и инструктора – все это стоит денег. Если стоимость невысока, значит, в конторе на чем-то экономят.

  1. Экономят на горючем.

Парашютистов выбрасывают не на минимально положенной высоте 800 м, а на 600 м или даже 400 м. Прыгающему не нужно ничего предпринимать: парашют выдергивается стропой, закрепленной на самолете, при совершении прыжка. Однако если по какой-то маловероятной причине что-то пойдет не так, у человека должно быть время для раскрытия запасного парашюта. Предельная высота, на которой это можно делать безопасно – 300 м.

Скорость свободного падения – около 50 м/с. Т.е. если организаторы экономят и опасно выбрасывают парашютистов на высоте 600 м, у человека есть всего 6 секунд, чтобы сориентироваться и выдернуть чеку из запасного парашюта. Если – на высоте 400 м., то – всего 2 секунды. Этого катастрофически мало даже для профессионала.

  1. Экономят на экипировке

Автоматическое страховочного устройство – ППКУ – должно раскрыть запаску на высоте 400-500 м. Но и на нем организаторы могут экономить. Они рассуждают так: все равно основной парашют раскроется принудительно, высота небольшая. Чтобы ППКУ не сработало, нужно выдернуть специальную чеку из устройства в течение первых секунд спуска.

Многие новички от охватившего восторга и нервного возбуждения забывают об этом. В результате в дополнение к основному выбрасывается еще и запасной парашют.

Но так как человек уже находится не в свободном падении, раскрыться куполу нет возможности. Запаска начинает наматываться на парашютиста, затруднять подвижность ног – все это вносит дополнительные риски уже на стадии контакта с землей. Поэтому многие организаторы, уменьшая высоту прыжка, вообще не используют автоматическую страховку. В совокупности эти два фактора – опасно низкая высота выхода из самолета и отсутствие или неработоспособность ППКУ – существенно увеличивают риск несчастного случая.

Кроме того, парашютное снаряжение должно периодически проверяться и заменяться. Экономные конторы не уделяют этому должного внимания, используют нештатные элементы в парашютах (проще говоря, отремонтированные), что катастрофически увеличивает вероятность несчастного случая.

  1. Экономят на квалифицированных кадрах.

От слаженной работы летчика и инструктора во многом зависит успех прыжка. Парашютистов нельзя выбрасывать в любое время. Это делается на определенной скорости, чтобы самолет «не болтало», выброс должен быть без «скольжения». В противном случае, колесо самолета – и такие случаи бывали – может зацепить за какую-либо функциональную часть экипировки парашютиста, сделав невозможным и неполным раскрытие парашюта.

Таким образом, при выборе аэроклуба для первого прыжка примите во внимание следующие советы:

  • выбирайте известные клубы с хорошей историей;
  • интересуйтесь деталями предстоящего прыжка (высотой, типом парашюта, наличием ППКУ)
  • не экономьте.

Быть готовым к прыжку

Несмотря на кажущуюся простоту, прыжок с парашютом – ЭТО СЛОЖНО. В человеке не заложены способности к полету и к управлению куполом парашюта. Более того, все имеющиеся от природы рефлексы противоречат тому, что требуется при прыжке и приземлении. Для большинства людей выпрыгнуть из самолета – уже подвиг.

  1. Подойдите к подготовке серьезно.

Сегодня многие организаторы ограничиваются экспресс подготовкой непосредственно перед прыжком. Для спуска на круглым куполе с принудительным раскрытием на 800-метровой высоте этого достаточно. Но, если в ваши планы входят захватывающие полеты с высоты 3-4 км, то начните сразу с парашютной школы. Не ленитесь и перед пряжками пройдите полную теоретическую и практическую подготовку.

  1. Будьте дисциплинированы и психологически готовы

Аэроклубы часто не ставят ограничений по возрасту, а в тандеме с инструктором позволяют прыгать даже детям школьных лет. Стоит помнить, что инструктор – это не панацея, и разбиваются даже самые опытные, имеющие за плечами десяток тысяч прыжков.

Опасность представляет самостоятельный прыжок в подростковом возрасте. В голове прыгающего должен быть четкий доведенный до автоматизма алгоритм действий. Это предполагает определенную психологическую подготовку, эмоциональную зрелость. Чего, например, в 14 лет не хватает.

В любом случае, чтобы подписывать все необходимые бумаги, человек должен быть совершеннолетним, т.е. достигнувшим 18 лет. Иначе – требуется присутствие родителей.

  1. Учитесь управлять парашютом.

Даже купольным парашютом можно «подруливать», не говоря о «крыле». Например: если ветер сносит не в ту сторону, внизу сложный и опасный для приземления ландшафт и во многих других случаях. Несмотря на кажущийся с земли медленный спуск человека под парашютом, дующий ветер сносит его на километр, а иногда и более, от точки выхода из самолета.

Для корректировки нужно правильно применять технику скольжения. Подтягивая или отпуская нужные стропы, парашютист затормаживает или ускоряет горизонтальное движение.

  1. Приземление важнее, чем спуск.

Большинство травм происходит при касании земли. Скорость человека в этот момент – 3-5 м/с или 11-18 км/ч, что соответствует скорости интенсивного бега. Теперь представьте, что в определенный момент перед вами оказывается стена, и вы врезаетесь в нее со всей силой – примерно то же самое происходит при касании земли, только врезаетесь вы не в вертикальную, а в горизонтальную плоскость. В ветреную погоду скорость приземления еще выше: доходит до 36 км/ч. И это может стать большой проблемой, если спускающийся не прошел подготовку по управлению скоростью спуска и не умеет правильно группироваться при приземлении.

Заключительное замечание

Если вы чувствуете неуверенность, сомневаетесь, что все пройдет благополучно, если вы нервничаете, и вас панически пугает мысль о нераскрытом парашюте – то лучше воздержитесь от прыжка. Возможно, вы еще не совсем готовы к этому шагу. Возможно, вы никогда не будете к нему готовы. Это не должно расстраивать: парашютный спорт требует значительного преодоления себя, обладание мужеством, 100%-уверенности в том, что прыжок удастся. Другой вариант — прыгнуть в тандеме с инструктором, что вселит вам больше уверенности, позволит почувствовать себя в безопасности рядом с профессионалом, а также даст возможность сделать фото и видео с вашим прыжком. Именно так и поступила ведущая проекта «Амазонка» Оксана:



  • Разделы сайта