Шотландский автогонщик Джеки Стюарт: биография, спортивная карьера. Джеки Стюарт: Росберг добивается побед умом

Все о Джеки Стюарт

2018-01-23 14:04:03

Январская номеромания: 23 - Ян Магнуссен, 1997

Свой первый сезон датчанин Ян Магнуссен, отец пилота Haas Кевина Магнуссена, провел в 1997 году за Stewart под номером "23".

В свое время Ян Магнуссен считался очень перспективным пилотом. В 1994 году он выиграл британскую Формулу-3, поставив несколько рекордов, и получил контракт тест-пилота McLaren. В 1995 году он дебютировал в Формуле-1, заменив на Гран-При Тихого океана приболевшего Мику Хаккинена. В 1996 году он остался в резерве McLaren, а спустя год получил приглашение от Джеки Стюарта, который собрался выставить собственную команду.

В сезоне-1997 23-летний Магнуссен стал партнером опытного Рубенса Баррикелло. Первый сезон для Stewart получился очень сложным из-за постоянных технических проблем. Яну удалось лишь четыре раза добраться до финиша, и лучший результат - 7 место в Монако. Датчанин блеснул в Австрии, где показал 6-й квалификационный результат, но в гонке его подвел двигатель.

2018-01-17 15:44:04

Январская номеромания: 17 - Джонни Херберт, 1999

В 1997 году в Формуле-1 появилась команда Stewart, созданная трехкратным чемпионом Джеки Стюартом. В 1999 году Джонни Херберт принес ей первую победу за рулем машины с номером "17".

Команда была создана при финансовой и технической поддержке компании Ford. Первоначально Stewart представляли Рубенс Баррикелло и Ян Магнуссен, но в сезоне-1999 последнего заменил Джонни Херберт.

Большую часть очков по ходу сезона заработал Баррикелло. Бразилец лидировал в родной Бразилии, но сошел. В Сан-Марино он финишировал третьим, а затем этот результат повторил во Франции, где даже выиграл поул. Херберт же за 13 гонок только один раз приехал в очках, финишировав пятым в Канаде. Но потом был Гран-При Европы на Нюрбургринге.

2017-11-04 15:24:03

Трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт считает, что Льюис Хэмильтон может попробовать замахнуться на рекорды Михаэля Шумахера.

Джеки Стюарт: "Нет никаких оснований полагать, что Льюис не пойдет еще дальше и бросит вызов рекордам Шумахера и Фанхио, и я желаю ему удачи в этом. Он заработал все свои победы, он заслуживает всякого признания за победы в четырех чемпионатах мира.

Нет сомнений, что он стал лучше, как пилот, с тех пор, когда выиграл свой первый чемпионат мира. Он становится все более зрелым, продолжает учиться, он никогда не прекращает учиться. Если он будет выступать еще много лет, то станет еще лучше. Я не думаю, что он достиг своего истинного потенциала.

Я решил уйти в отставку в очень раннем возрасте - мне было всего 34 года. Наступает время, когда отставка - это хорошо. Несомненно, он правильно выберет свое время. Но в возрасте 32 года вы только начинаете созревать".

2017-06-27 11:04:03

Трехкратный чемпион Джеки Стюарт считает, что Льюис Хэмильтон просто спровоцировал Себастьяна Феттеля.

Джеки Стюарт: "Это произошло из-за того, что Льюис резко замедлился в очень неудачном месте - это надо учитывать. Для Себастьяна это стало неожиданностью, поэтому он обогнал его, чтобы спросить: "Зачем ты это сделал?"

Затем Феттель столкнулся с Хэмильтоном, и этому нет оправданий. Но это вызвано поведением самого Льюиса".

2017-06-07 10:34:03

Джеки Стюарт уверен в победе Себастьяна Феттеля

Легенда Формулы-1 Джеки Стюарт уверен в том, что Себастьян Феттель в этом году выиграет свой пятый титул чемпиона.

Джеки Стюарт: "У Себастьяна больше опыта и он спокойнее Льюиса. Льюису будет сложно отыграть отставание, потому что Феттель очень голоден, он очень хочет добиться успеха".

Другой экс-пилот Формулы-1 Марк Зурер согласен с этим мнением: "Феттель - это тот, кого обескураживает плохая машина, но когда у него хорошая машина, то он неудержим.

Кроме того, благодаря семейному образу жизни у него меньше колебаний из стороны в сторону в результатах, чем у Хэмильтона".

2017-01-02 11:34:04

Трехкратный чемпион Джеки Стюарт заявил, что лишь пятеро пилотов зарабатывают в Формуле-1 больше денег, чем заработал он.

Джеки Стюарт: "Я сейчас занят тем, что стараюсь отдать Формуле-1 то, что этот мир дал мне: успех, славу и деньги. И только четверо пилотов зарабатывают больше, чем я. Это два пилота Mercedes и два пилота Ferrari.

Ах, да, еще есть Фернандо Алонсо. Тогда таких пилотов пять, но мне все равно нужны пальцы только одной руки, чтобы их всех пересчитать!"

Также Джеки Стюарт, являясь соседом Михаэля Шумахера в Швейцарии, прокомментировал ситуацию с семикратным чемпионом.

Джеки Стюарт: "Я хоть и живу рядом, но, к сожалению, вообще ничего не знаю о состоянии его здоровья. Ничего не слышал".

2016-12-30 12:44:05

Трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт считает, что прошедший сезон был одним из самых нудных за последнее время.

Джеки Стюарт: "Кроме прорыва Ферстаппена, этот сезон мне ничем не запомнился. Ферстаппен напомнил мне о первых гонках Марио Андретти, Йохена Риндта и Франсуа Север. Им удалось встряхнуть тот мир Формулы-1.

Льюис Хэмильтон является своего рода современным героем, Феттель является тихим героем. И Райкконен, пожалуй, даже более популярен, чем эти двое, хотя он мало говорит. Возможно, он популярен именно из-за этой особенности!

В Формуле-1 отсутствует волнение, происшествия, аварии и несчастные случаи. Не поймите меня неправильно - никто не хочет видеть аварии пилотов, но вы хотите хотя бы поволноваться.

В мое время это было именно так, но, к сожалению, многие из моих соперников заплатили самую высокую цену за это".

2016-12-27 11:04:03

Трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт признался, что ему просто смешно слушать жалобы современных пилотов на длинный сезон.

Джеки Стюарт: "Я просто не могу удержаться от смеха! Помнится, что еще в 1971 году, когда я уже стал двукратным чемпионом мира, я перелетал Атлантический океан 86 раз!

В Америке я был 43 раза, поскольку выступал в серии Can-Am, работал на телевидении ABC и бывал на всевозможных акциях как представитель Ford. Плюс к этому всему я еще и выступал в Формуле-2, в туринге и гонках спорткаров. Так что жалобы на длинный сезон и недостаток личного времени - это смешно".

2016-11-30 11:14:03

Экс-пилот Формулы-1 и трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт высказал свое мнение о том, что стоит сделать Mercedes в ситуации с Льюисом Хэмильтоном.

Джеки Стюарт: "Я все чаще вижу, что Хэмильтон ведет себя как маленький ребенок или сварливая барышня. Mercedes - огромная компания, корпорация, в которой Льюис является маленьким винтиком. Он должен подчиняться интересам компании. Обязан это делать, поскольку его личное мнение в данном случае никому не интересно.

Если личные интересы винтика угрожают интересам всего механизма, его стоит вывинтить. Поэтому - либо он будет подчиняться, либо уйдет".

2016-11-29 12:54:03

Трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт рассказал, что в его время пилоты обязательно выполняли приказы из боксов.

Джеки Стюарт: "В мои времена никто бы не посмел ослушаться приказов из боксов. Мы обязаны были выполнять намеченную стратегию. Льюис поступил очень странно, подло и заносчиво. Льюис не является пупом земли, и он должен каждый день благодарить Mercedes, что взяли его в команду и дали лучший в пелотоне болид.

Команда все делает правильно. Вся их работа внутри конюшни и за ее пределами достойна уважения".

2016-09-29 11:14:09

Трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт похвалил подготовку Нико Росберга и его стиль работы.

Джеки Стюарт: "Я уверен, что в Малайзии за победу вновь бороться будут пилоты Mercedes. И мне очень нравится, как со своей работой справляется Нико Росберг. Его подход к делу, его подготовка меня поражают. Он очень умный пилот, и результаты последних гонок подтверждают мои слова. Он не совершает ошибок, все просчитывает и вдумчиво работает с балансом.

В Сингапуре Риккардо вряд ли смог бы обойти Росберга, даже если бы подошел к нему достаточно близко. Единственное, что меня беспокоит, так это восемь очков отрыва - этого слишком мало, чтобы чувствовать себя в полной безопасности".

Ранее Стюарт раскритиковал образ жизни Льюиса Хэмильтона.

Джеки Стюарт: "Когда вы постоянно побеждаете, то начинаете считать, что можете легко выиграть любую гонку. Но в какой-то момент все может пойти не так, и к этому может привести свободный образ жизни. Вы можете почивать на лаврах, но всегда найдется тот, кто больше думает о работе, и в следующий раз он окажется впереди.

2016-09-21 11:04:02

Перед летним перерывом Льюис Хэмильтон выдал серию из нескольких побед и ликвидировал отставание от Нико Росберга. После перерыва британец трижды уступил немцу и снова потерял лидерство в чемпионате. Трехкратный чемпион Джеки Стюарт считает, что причина неудач Хэмильтона кроется в его образе жизни.

Джеки Стюарт в интервью Daily Mail: "Когда вы постоянно побеждаете, то начинаете считать, что можете легко выиграть любую гонку. Но в какой-то момент все может пойти не так, и к этому может привести свободный образ жизни. Вы можете почивать на лаврах, но всегда найдется тот, кто больше думает о работе, и в следующий раз он окажется впереди.

Я всегда боялся, что кто-то может опередить меня, что кто-то может лучше справиться со своей работой, что у кого-то может оказаться лучшая машина. Именно поэтому я работал и никогда не расслаблялся".

Впервые Стюарт стал чемпионом в 1969 году за рулем Matra. В 1971 и 1973 гг. он побеждал в чемпионате в составе Tyrrell.

2016-08-20 12:14:03

Трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт считает, что Жюль Бьянки сам виноват в своей смертельной аварии.

Джеки Стюарт: "Для меня в той ситуации все очевидно. Бьянки сам виноват в том, что разбился насмерть. На трассе были двойные желтые флаги, он должен был приготовиться к тому, чтобы в любой момент остановить болид, но вместо этого решил воспользоваться ситуацией и нагнать пелотон. Его скорость была слишком высока для такой трассы".

2016-05-18 14:04:03

Экс-пилот Формулы-1, трехкратный чемпион Джеки Стюарт считает, что в аварии между Нико Росбергом и Льюисом Хэмильтоном виноват последний.

Джеки Стюарт: "Я считаю, что эта авария произошла по вине эмоций и амбиций, царящих в душах топ-пилотов. Но виноват в ней в большей степени именно Хэмильтон. Нико был лидером, он был впереди, поэтому мог защищаться. Льюис повел себя на первом круге слишком агрессивно, даже его поведение после схода слишком грубое. Руль, который он выбросил в гравий, стоит около 40 000 фунтов стерлингов. Это показатель его недисциплинированности.

Я бы наказал своего пилота за такую ошибку деньгами. Правда, в случае с Льюисом это не пройдет, ведь он зарабатывает слишком много".

2016-03-31 11:04:02

Джеки Стюарт: Росберг добивается побед умом

Трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт уверен, что Нико Росберг отличается большим умом, в отличие от Льюиса Хэмильтона.

Джеки Стюарт: "Я не знаю, каким пилотом назвать Льюиса Хэмильтона, скорее, он пилотирует только на инстинктах, совершенно не заботясь о подготовке к гонкам. Он может найти скорость там, где ее уже больше и быть не может.

А вот Нико - думающий пилот. Он всегда побеждает за счет умной стратегии. Это редкие пилоты, коих мало в Формуле-1".

2016-03-24 17:14:03

Трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт, блистанвший на трасса на рубеже 1960-х и 1970-х, считает, что Льюис Хэмильтон может покинуть чемпионат после этого сезона.

Джеки Стюарт: "Я думаю, что Льюис может добиться четырех или пяти титулов. Он хороший пилот, но не живет гонками. У него особый образ жизни. После четвертого титула он вполне может уйти в шоу-бизнес.

Льюису уже 31 год, я завершил карьеру в 34. У Хэмильтона очень много денег, он добился успеха и признания. Это хороший багаж, чтобы спокойно провести жизнь. Поэтому Льюис уже может раздумывать об уходе из спорта".

2015-12-17 14:34:04

Экс-пилот Формулы-1, трехкратный чемпион мира, Джеки Стюарт признался, что Себастьян Феттель в Ferrari очень напоминает Михаэля Шумахера.

Джеки Стюарт: "Феттель очень плавно и ровно пилотирует болид, так же делал в свое время и я. Кроме того, его стиль напоминает смесь пилотажа Алена Проста и Джима Кларка. Он, как и мы, допускает минимум ошибок. Но главная его черта - он умеет, как и Шумахер, балансировать на грани предела болида, не переходя ее. Особенно это проявляется в дождь".

2015-12-01 16:14:04

Джеки Стюарт хотел бы увидеть чемпионом Нико Росберга

Трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт признался, что в следующем году хотел бы увидеть чемпионом мира Нико Росберга.

Джеки Стюарт: "Если в следующем году Mercedes продолжит доминировать, то сезон пройдет по сценарию этого. Но Росберг нашел в себе силы и резервы, чтобы бороться за титул, поэтому не стоит считать, что Льюис вновь добьется своего. Росберг может стать чемпионом мира. Он быстр, стабилен, отлично работает под прессингом. Я очень хочу, чтобы этот парень стал чемпионом мира.

Льюис агрессивен, и это помогало ему побеждать, но скоро все это может обернуться против него. Росберг же хорош во всех отношениях. Это дисциплинированный пилот, способный стать лучшим среди всех".

2015-10-27 15:54:03

За всю историю Формулы-1 только тридцати двум пилотам удалось хоть один раз выиграть чемпионский титул. Шестнадцать из них стали чемпионами более одного раза. Льюис Хэмильтон стал 10-м по счету пилотом, сумевшим выиграть чемпионат три раза.

Первый чемпионский титул в Формуле-1 был разыгран в 1950 году. В 1953-м появился первый двукратный чемпион - Альберто Аскари. Спустя два года чемпионат обрел первого трехкратного чемпиона. Им стал Хуан-Мануэль Фанхио, в то время, между прочим, выступавший за Mercedes.

Семь лет понадобилось Хэмильтону, чтобы после первого титула, полученного в 2008 году, заработать следующие два. В этом плане рекорд принадлежит Себастьяну Феттелю, который стал трехкратным чемпионом всего через два года после первой победы в чемпионате. Напротив, Ники Лауде пришлось ждать третий титул аж девять лет после того, как он впервые примерил корону в 1975 году.

Самым молодым трехкратным чемпионом является Себастьян Феттель. В 2012 году, когда он выиграл третий титул, немцу было 25 лет 4 месяца 22 дня. Самый возрастной трехкратный чемпион - Хуан-Мануэль Фанхио. Аргентинцу исполнилось 44 года 22 дня, когда он досрочно выиграл чемпионат 1955 года. Для сравнения: Хэмильтону в день удачной гонки в Остине исполнилось 30 лет 9 месяцев 18 дней.

Только трем пилотам удалось выиграть все три чемпионских титула в одной команде: Ален Прост (McLaren), Айртон Сенна (McLaren) и Себастьян Феттель (Red Bull). Еще четыре пилота первые два титула выиграли в одной команде, а третий заработали уже после перехода в другую: Джэк Брэбэм (Cooper и Brabham), Ники Лауда (Ferrari и McLaren), Нельсон Пике (Brabham и Williams) и Михаэль Шумахер (Benetton и Ferrari). Оставшиеся три пилота выиграли первый титул в одной команде, а следующие два - в другой: Хуан-Мануэль Фанхио (Alfa Romeo и Mercedes), Джекки Стюарт (Matra и Tyrrell) и Льюис Хэмильтон (McLaren и Mercedes).

Только четверым удалось выиграть более трех титулов. Пополнит ли этот список Льюис Хэмильтон?

Список пилотов, выигравших три и более титулов:

1. Михаэль Шумахер - 7 титулов

2. Хуан-Мануэль Фанхио - 5

3. Ален Прост - 4

Себастьян Феттель - 4

5. Джэк Брэбэм - 3

Джеки Стюарт - 3

Ники Лауда - 3

Нельсон Пике - 3

Айртон Сенна - 3

Льюис Хэмильтон - 3

2015-09-11 12:44:05

Джеки Стюарт: С закрытыми кокпитами спешить нельзя

Трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт считает, что спешить с закрытыми кокпитами нельзя.

Джеки Стюарт: "Это очень сложный вопрос, требующий тщательных проверок и анализа. Нужны эксперименты. Понимаете, в одном случае закрытый кокпит вас спасет, а в другом станет причиной гибели.

На данный момент я могу вспомнить две смерти из-за травмы головы: смерть Генри Сертиза и Джастина Уилсона. Жюлю Бьянки ничего бы не помогло - такой силы был удар.

Проблемы могут возникнуть с эвакуацией пилота после аварии, и я не говорю уже о должном уровне вентиляции монокока во время дождя или сильной жары".

2015-09-08 11:14:04

Экс-пилот Формулы-1 Джеки Стюарт, выигравший в классическую эпоху королевских гонок три титула, расказал, что в те времена о безопасности вообще никто не думал.

Джеки Стюарт: "В те времена никто не думал о безопасности. Это были безумные времена, когда твои друзья один за одним уходили из жизни. Я был одним из тех, кто выступал за развитие уровня безопасности, чтобы прекратить безумие и ужас.

Это было страшно. Сейчас никто и не знает, что тогда творилось. Мы старались не думать о происходящем, но это было не то решение, которое было нужно".

2015-08-20 11:14:05

Экс-пилот Формулы-1 Марк Уэббер считает, что не достоин стоять в одном ряду с великими пилотами королевских гонок.

Марк Уэббер: "Сравнивать пилотов очень сложно, тем более, разного поколения. Я не знаю, как бы показал себя Шумахер в 1970-х. Михаэль часто выходил за пределы возможного, и болид не всегда был способен на это. В те времена гонки были намного опаснее, и такой поиск предела мог плохо завершиться.

Джеки Стюарт, Джим Кларк и Фанхио были более осторожны. Сейчас мы можем позволить себе ошибаться и попадать в аварии практически без последствий. Я могу выделил пять пилотов, лучших из лучших: Сенну, Фанхио, Стюарта, Шумахера и Проста. И мне в этом списке точно нет места. Я обычный пилот, и признаюсь, что мне было очень приятно бороться с Шумахером на одной трассе".

2015-07-06 10:14:03

Когда Льюис Хэмильтон после первой волны пит-стопов гонки Гран-При Великобритании вышел на лидирующую позицию, он побил рекорд Джеки Стюарта, который держался 45 лет.

На протяжении последних восемнадцати гонок Хэмильтону удавалось находиться во главе пелотона. Предыдущий рекорд принадлежал трехкратному чемпиону Джеки Стюарта, который лидировал в серии из 17 гонок в период с 1969 по 1970 гг.

Еще одно достижение Хэмильтона - 46-й поул в карьере. По этому показателю Льюис теперь опережает всех активных пилотов Формулы-1. А за всю историю чемпионата уступает только Михаэлю Шумахеру (68) и Айртону Сенне (61).

2015-05-17 10:34:06

Трехкратный чемпион Формулы-1, звезда 1960-х и 1970-х, Джеки Стюарт заявил, что вполне смог бы гонять и в современной Формуле-1, но ему не нравятся эти болиды.

Джеки Стюарт: "В мое время гонки были другими, более простыми и понятными. Машины были мощные, быстрые и опасные, без обилия электроники и переключателей. Я пилотировал пару лет назад современный болид Williams, и мне не понравилось, сколь много вещей нужно держать в голове, сколько переключателей нужно задействовать во время движения. Я смог бы привыкнуть к этому, тут нет ничего сложного, просто практика, но мне это не понравилось.

Мне показалось даже, что в таких условиях легко потерять концентрацию и разбить машину по невнимательности. Не понимаю, зачем столько сложностей?"

2015-05-17 09:44:03

В минувшую пятницу в церкви Святой Марии, что в британском городе Уоберн, прошла церемония бракосочетания руководителя Red Bull Кристиана Хорнера и певицы Джерри Холлиуэлл.

Свадьба прошла без лишней помпезности, но с изюминкой. Чего только стоят машины, на которых молодые приезжали и уезжали со свадьбы: Хорнер прикатил на церемонию на Aston Martin DB5, а уехали молодые на Rolls Royce. Гости также были именитые, все как один знаменитости: Джеки Стюарт, Ники Лауда, Дэвид Култхард, Эдриан Ньюи, Даниэль Риккардо, Эдди Джордан и другие. Что касается Себастьяна Феттеля, то его никто не видел?

Экс-пилот Формулы-1, трехкратный чемпион Джеки Стюарт считает, что в чемпионате просто обязаны быть некоторые этапы, ставшие классикой королевских гонок.

Джеки Стюарт: "Я так считаю, да и все со мной согласятся, что традиции должны занимать в Формуле-1 ведущее место. В этих гонках всегда должны быть этапы в Монако, Германии, Италии, Великобритании и Франции. Классно, что у нас появились Бахрейн и США, но классические этапы просто обязаны быть в календаре Формулы-1, обязаны!"

Из перечисленных Стюартом этапов в этом сезоне состоятся только Гран-При Монако, Италии и Великобритании. При этом итальянская гонка, возможно, пройдет в последний раз - Берни Экклстоун не торопится продлевать контракт с Монцой.

2015-04-01 13:14:03

Джеки Стюарт: Мне надоело доминирование Mercedes

Экс-пилот Формулы-1, трехкратный чемпион Джеки Стюарт заявил, что ему порядком надоело доминирование Mercedes в чемпионате.

Джеки Стюарт: "Лично мне надоело доминирование Mercedes, это стало напоминать эпоху Шумахера, когда тот побеждал везде. Мы видели такое и раньше. Так что победа Ferrari стала глотком свежего воздуха и верой в то, что все может измениться к лучшему".

2015-03-27 14:34:11

Экс-пилот Формулы-1 Джеки Стюарт считает, что с возвращением за руль Фернандо Алонсо никаких проблем не будет.

Джеки Стюарт: "Алонсо сядет за руль и поедет. Почему должны возникнуть проблемы? Это один из самых лучших пилотов современной Формулы-1 и таким остается до сих пор. Аварии - частое дело в гонках, после которых нужно просто время для восстановления. Он потренировался и легко вернется в строй. Фернандо в хорошей физической форме, он готов к Гран-При Малайзии и всему сезону".

3

5

Поул-позиции:

2

Первый ряд:

6

Быстрые круги:

4

Лучший финиш:

Лучший старт:

Хет-трики:

Большие шлемы:

лидирования:

лидирования:

за один сезон:

71

Jackie Stewart was the driving force behind the transformation of motor racing from a sport where death was almost routine. When Stewart began racing, the risks were blithely accepted with a shrug of the shoulders as an occupational hazard. But the determined little Scot who was to see many of his friends and colleagues perish, pursued his campaign with remarkable fervour long after his own retirement and he more than any other individual is responsible for the emergence of the highly organised and remarkably safe sport we know today. As if this weren"t enough, Stewart was also a truly great racing driver, a triple World Champion who was a more than worthy successor to his great idol Jim Clark.

Motor racing was part of the family as the young Jackie was growing up, for his brother Jimmy - eight years his senior - was a driver for Ecurie Ecosse. However, young Jackie was more interested in clay pigeon shooting. He was an excellent shot, winning many tournaments at home and abroad, and was hoping to take part in the 1960 Rome Olympics, but missed the team when he had an "off day" at the final trials. It was to be the biggest disappointment of his sporting life, worse than anything that he ever suffered during his racing days. Jackie"s circuit career began in a casual way, at the wheel of a Healey Sprite and a Marcos, before he joined Ecurie Ecosse in 1963. Driving the team"s GT and touring cars, Stewart virtually swept the board. While still racing for Ecosse, Jackie came under the guidance of Ken Tyrrell to race a Cooper-BMC in Formula 3, where he set about thrashing the opposition. Colin Chapman tried him in his Ron Harris Formula 2 team and liked what he saw, putting the Scot into a Formula 1 Lotus for the Rand GP at Kyalami, where he retired in the first heat but won the second.

Offered a seat alongside Jim Clark for 1965, Stewart wisely declined, preferring to join BRM, where he could learn his trade with Graham Hill and not face the pressure of being compared directly with his fellow Scot. A second place in the Race of Champions and a win in the International Trophy gave fair notice that here was a special talent, and his Grand Prix performances went from strength to strength, culminating in his first World Championship win at Monza. In the 1966 Tasman series Stewart took the BRM to four victories, and he then -won the opening Grand Prix of the year at Monaco in the 2-litre car. Then his luck changed. Victory seemed certain at the Indianapolis 500 until an engine failure close to the finish, and on his return to Europe he crashed the BRM in a rainstorm at Spa. Lying trapped in the car for some time soaked in petrol with a cracked collar-bone was an experience that the Scot would never forget and no doubt acted as a catalyst for his subsequent safety crusade.

Jackie stayed with BRM for a third season in 1967, but it was a disappointing year with the H16 car proving woefully unreliable. His second place with it in Belgium was a remarkable achievement, especially as he was obliged to hold it in gear for much of the race. The only compensation was a drive for Ferrari in the BOAC 500 at Brands Hatch, where he shared a P4 with Chris Amon, the pair taking second place and clinching the championship for Maranello. Of more importance, however, was his developing working partnership with Ken Tyrrell and Matra, Jackie taking the French Formula 2 car to victory in four of the last five races of the season as a prelude to a Formula 1 effort in 1968.

At last Stewart was in a competitive car, and following the death of Jim Clark he looked the favourite to take the title. Unfortunately his season was interrupted by a crash in a Formula 2 race which sidelined him with a wrist injury. Though he missed only two Grands Prix, it was enough to crucially blunt his title challenge. A feature of the year was his brilliant win in the German GP in the most appalling conditions, truly one of his greatest drives, and there was no stopping him in 1969 as he swept to his first championship with six Grand Prix wins in the Matra MS80, a car he loved to drive.

For the 1970 season Tyrrell was forced to resort to a March chassis, for Matra were running their own operation once more. However, despite a promising start with wins in the Race of Champions and the Spanish GP and a second place in the International Trophy, all was not well. The car was not up to the expectations of a World Champion, and therefore not of the required standard, and Tyrrell secretly set Derek Gardner to work building his own Grand Prix challenger at the greatest possible speed. The new car was unveiled at the Canadian GP where Stewart took pole position. The future was now clear and Tyrrell was henceforth to build his own cars. The 1971 season saw Jackie back at his brilliant best, using the new Tyrrell to devastating effect, winning six Grands Prix and easily taking his second World Championship. He was much in demand that year and undertook the ten-round Can-Am series for Carl Haas. Stewart won two rounds in the Lola, but the strain of trans-Atlantic travel was already taking its toll.

Jackie"s health was to suffer in 1972 due to an ulcer which caused him to miss six weeks of the season, enough to see his title chances disappear as an ebullient Emerson Fittipaldi made the most of his opportunities with his Lotus 72. Not that Stewart was about to let his title slip away without a fight. He won the French GP on his return and finished the year on a winning note with back-to-back wins at Mosport and Watkins Glen to sound a warning that he would not be so easy to beat in 1973. And so it was to prove. By this time Stewart was the complete driver, mentally and physically prepared to cope with every eventuality. He won as he pleased at Kyalami, Monte Carlo, Zandvoort and the N?rburgring, thus passing the late Jim dark"s number of wins to set a new record total of 27. His last race in Europe was one of his greatest. As he climbed through the field after a puncture at Monza to take fourth place, it was a stirring sight to see him forced to drive at the limit lap after lap, picking off one car after another.

Jackie had decided to retire after the US GP at Watkins Glen and what would have been his 100th Grand Prix start, but the weekend was to be clouded by tragedy as his team-mate Francois Cevert was killed in practice. The Tyrrell team withdrew their cars, and the wonderful career of John Young Stewart was over. Since then, of course, Jackie has worked harder than ever. He was seen regularly at the circuits, imparting his wisdom to a new generation of racers, and his son Paul, much against his parents" wishes, raced with some success, before setting up his own team, Paul Stewart Racing. The near-dominance of the operation in the junior formulae during the early nineties led to an ambitious move into Formula 1 in 1997. With a five-year engine deal from Ford, and Jackie"s business acumen and vast experience, Stewart Grand Prix was clearly going to be a force to be reckoned with. Having the necessary funding to compete properly was a crucial factor in persuading Stewart to take the plunge. A second-place finish at Monaco in the organisation"s first season was an early peak, to be followed by the inevitable troughs as the young team found their feet in the white-hot cauldron of Formula 1.

Without doubt, 1999 was a momentous year for Jackie, who reached his 60th birthday, saw Stewart Grand Prix achieve their maiden victory at the European Grand Prix, and took the decision to sell the Formula 1 team he had built up to Ford. Henceforth the organisation will race under the Jaguar banner, but Stewart maintains that the single victory he achieved as a constructor means more to him than any of the 27 wins he took when he was a driver.

(c) "Who is Who" by Steve Small, 2000

Автогонщик Джеки Стюарт родился в провинциальном шотландском городке. В возрасте 12 лет был исключённым из школы в связи с диагнозом дислексия - предпосылки, не оставляющие больших шансов для достижения чего-либо в жизни. Однако Джек сумел добиться собственных жизненных вершин вопреки всем преградам. Стрелок, великий автогонщик и, наконец, величайшая личность в мировом спорте. Человек, удостоенный за свои достижения рыцарского звания - Сэр Джеки Стюарт.

Детство

Обычное для Шотландии провинциальное графство Дамбертоншир. В небольшом шотландском городке Милтоне 11 июня 1939 года появился на свет будущая гордость Шотландии Джон Янг Стюарт. В детстве Джон много времени проводил у своего дедушки, егеря деревушки Дамбек. Совершенно ожидаемо, что подросток уже с юного возраста увлекся охотой. Это увлечение занимало не последние место в жизни семьи Стюарт. Вся мужская часть семьи фанатично любила охоту, и маленького Джека не обошло стороной это семейное хобби. И нет ничего удивительного, что первым спортивным выбором в жизни Джеки Стюарта стала именно стрельба.

Стендовая стрельба

Увлечения охотой не прошли для Джеки Стюарта даром, прекрасное владение оружием заметил тренер по и с семнадцати лет Джеки уже серьезно занимался этим видом спорта. Успехи в стендовой стрельбе не заставили себя долго ждать: уже в восемнадцать лет Джеки Стюарт, фото которого вы видите в статье, стал чемпионом Шотландии по стендовой стрельбе, а в девятнадцатилетнем возрасте им была одержана победа в Кубке Нации. В двадцать один год произошел переломный момент в стрелковой карьере Джеки Стюарта. На отборочных соревнованиях к летним Олимпийским играм Стюарту не хватило одного удачного выстрела для победы. Разочарование от проигрыша было настолько велико, что, несмотря на все уговоры тренера, Джеки решил уйти из стрелкового спорта.

Работа

Перед молодым человеком не стояла проблема выбора профессии. Его будущее было предрешено: родители Джека владели крупной автомастерской и гаражами, а также были дилерами крупного автомобильного концерна «Ягуар» в своем родном городе Милтоне. Поэтому неудивительно, что все свое свободное время Джеки проводил в автомастерской собственного отца. Начинал он с простого, в его обязанности входило мыть и заправлять автомобили постоянным клиентам отца. Постепенно ему начали доверять починку различных поломок. Автомобили занимали все большее место в жизни Джека. Рутинная работа, которая выполнялась изо дня в день, переросла в основную деятельность юноши. По выходным Джеки стал принимать участие в любительских автогонках, которые в какой-то момент стали приносить ощутимый доход для молодого человека. Зачастую деньги, полученные за участие в автогонках, значительно превышали доход, получаемый от работы в мастерских отца.

Джеки Стюарт - гонщик. Начало карьеры

Во многом определяющим для Джека Стюарта оказался 1964 год. Во время тестовых заездов Формулы-3 Джек сенсационно обыграл знаменитого на тот момент вице-чемпиона Формулы-1. Такой результат не мог остаться незамеченным специалистами из автогоночного мира. Способный юноша заинтересовал многие команды, выступающие в Формуле-3. Владелец одной из таких команд, Кен Тиррел, предложил молодому автогонщику полноценный профессиональный контракт. Никто не ждал от дебютанта больших побед в первый год профессиональной карьеры.

Судьба дала великолепный шанс юному автогонщику, и он им с блеском воспользовался. И если первые удачные гонки можно было отнести к везению, то стабильность в течение всего года, которую показывал Джеки Стюарт, кроме как мастерством назвать нельзя. Сезон 1964 года в Формуле-3 завершился уверенной победой дебютанта турнира Джеки Стюарта. Вот так в мир автогонок вошёл обычный шотландский паренёк.

Формула-1

Победный сезон в гонках Формулы-3 послужил своеобразным импульсом для дальнейшей карьеры Джеки Стюарта. Несмотря на то что с Кеном Тиррелом у Джеки сложились прекрасные отношения, оба понимали, что Джеки Стюарт перерос уровень Формулы-3. Учитывая, что у Кена Тиррела было представительство только в младших лигах Формулы, Джеки принимает решение продолжать свою спортивную карьеру в другой команде. Выбор стоял между двумя сильнейшими командами того времени: «Лотос» и BRM. Более настойчивыми оказались владельцы концерна BRM, подписавшие полноценный контракт с многообещающим гонщиком.

В первой гонке Формулы-1, проходившей в ЮАР, дебютант финишировал на почётном шестом месте. Как оказалось, это было только начало. Уже во второй гонке, Гран-При Монако, Джеки Стюарт оказался на пьедестале, заняв итоговое третье место. Ошеломительный дебют для молодого гонщика, проводящего лишь первый сезон на таком высоком уровне. Далее последовала череда вторых мест и, наконец, долгожданная победа. На соревнованиях, проходивших в Монце, Джеки Стюарт завоевал первый в своей профессиональной карьере Гран-При. По итогам первого сезона Джеки занял почётное третье место в общем зачёте, опередив многих признанных мастеров того времени.

Авария

1966 год стал по сути переломным как в карьере самого Стюарта, так и для всего гоночного мира в целом. Всё изменила страшная авария на гоночной трассе в бельгийском городе Спа. Меры безопасности того времени находились на откровенно низком уровне, что зачастую приводило к страшнейшим авариям на гоночных трассах, нередко и с летальным исходом. После аварии Джеки Стюарт стал активно бороться за обеспечение безопасности гоночных соревнований. Основными требованиями гонщика были расширение гоночных трасс, появление на этих трассах специальных отбойников, улучшение дорожного покрытия, введение индивидуальных средств защиты для пилотов. Поначалу эти требования были встречены в штыки, подобные новшества требовали достаточно крупных материальных вложений, что абсолютно не устраивало организаторов гоночных соревнований. Но, как показало время, Джеки Стюарт был абсолютно прав в своих требованиях. Меры безопасности, предложенные им, позволили существенно снизить количество аварий на гоночных трассах и спасти не одну жизнь.

Возвращение в Формулу-1

Финансовые проблемы, появившиеся в 1968 году у команды BRM, заставили честолюбивого Джека Стюарта искать новую команду. Как нельзя вовремя в Формулу-1 приходит старый знакомый Джеки Кен Тиррел, с которым он работал вместе на Формуле-3. Создавая свою новую машину, Кен видел ведущим пилотом именно Джеки Стюарта. Первый сезон не принес особых дивидендов. Конструкторы дорабатывали мелкие недочеты, постепенно совершенствуя гоночную машину. И уже следующий сезон принес небывалый успех и Джеку Стюарту как пилоту, и команде Тиррела в целом. Последующие сезоны в Формуле-1 проходили под знаком борьбы между двумя сильнейшими командами, "Тиррел" и "Лотос". Весь гоночный мир следил за упорной борьбой ведущих пилотов этих команд - Джеки Стюарта и Эмерсона Фитипальди. Пилоты поочередно выигрывали титул сильнейшего гонщика планеты.

Завершение карьеры

Сезон 1983 года складывался фантастически успешно для Джеки Стюарта. Лидируя на протяжении всего гоночного сезона, Джеки досрочно выигрывает титул сильнейшего гонщика Формулы-1. На пике успеха он принимает решение завершить карьеру автогонщика и уйти из большого спорта непобежденным. Гонка в американском Уоткенс-Глени должна была стать сотой в карьере прославленного шотландца. Но гибель в тренировочном заезде партнера по команде Франца Севера заставляет Стюарта принять решение не выходить на свою последнюю гонку в профессиональной карьере.

Всего за свою блестящую карьеру в Формуле-1 шотландский автогонщик Джеки Стюарт провел 99 гонок, одержав в них 27 побед. Этот результат долгое время оставался мировым рекордом в автогонках.

Подводя итоги

Автогонщик Джеки Стюарт - трехкратный чемпион мира, он по праву считается национальным героем Шотландии. Все его начинания неизменно оканчивались успехом. Отличный стрелок, великолепный гонщик, человек, полностью изменивший систему безопасности в автогонках, что позволило спасти не одну человеческую жизнь. На протяжении всей своей спортивной карьеры оставался примером для подражания, кумиром миллионов болельщиков во всем мире. Преуспевающий менеджер, в его активе созданная вместе с сыном команда Формулы-1 «Стюарт». Джеки Стюарт, биография которого была рассмотрена в этой статье, стал легендой не только у себя в Шотландии, но и во всем мире.

Страна: Великобритания

Год рождения: 1939

Джеки был первым гонщиком, освоившим современный стиль. Он ехал настолько медленно, насколько этого хватало для победы.

Стирлинг Мосс

Имя Джеки Стюарта неразрывно связано с синими машинами команды «Тирелл», ее большими победами, а также солнцезащитными очками и ожогами. А еще Джеки Стюарт был просто потрясающим гонщиком, трехкратным чемпионом мира с коммерческой жилкой внутри, который знал свое дело и чего оно стоит. Чемпион мира 1969,1971 и 1973 годов Джеки был очень проницательным человеком в бизнесе. Именно его стараниям обязаны сегодняшние гонщики, которые получают такие громадные зарплаты. Стюарт не раз становился свидетелем того, как его друзья и товарищи погибали на трассе. Поэтому он требовал компенсации за большой риск. Большинство такими проблемами заниматься не хотело, но шотландец всегда стоял на своем.

Однажды в 1966 году Джеки Стюарт попал в аварию и оказался зажатым между землей и машиной. Сверху на него капало топливо, и если бы появилась хотя бы малейшая искра, он погиб бы. На следующий день он отказался выходить на старт, так как знал, что это очень опасно. Именно с тех пор он начал бороться за безопасность гонщиков на трассе. Этим он занимается и по сей день, доказывая, что он – человек дела.

Если другой великий гонщик Ален Прост хотел стать футболистом, то Джеки Стюарт в 1960 году был готов представлять Великобританию на олимпийских играх по стрельбе, но не сумел пройти отбор. И тогда он решил стать автогонщиком. Первые гонки в команде «Экюри экосс» показали, что шотландец способен на многое.

Фото слева: Дебютный сезон Стюарта на "БРМ". Джеки, преследуемый партнером по команде Грэмом Хиллом.

Фото справа:1968 год. Первой год за команду "Тирелл" на машине "Матра".

Джеки ненадолго задержался в классе спортивных автомобилей. Кен Тирелл пригласил его в свою команду в Форуле-3 и вскоре победы стали для шотландца обычным делом. В 1965 году «Лотус» захотел Стюарта себе. Но дебютировал в формуле-1 Джеки за команду «БРМ». Немногие гонщики способны победить в первый же сезон, но Стюарт сумел это сделать. Восьмой в его карьере выход на трассу на гран-при Италии увенчался успехом. А сезон шотландец закончил на третьем месте вслед за Джимми Кларком и Грэмом Хиллом. В 1966 Стюарт начал сезон с победы, но с созданием новой версии «Брэбхэма» эта победа потеряла смысл. «БРМ» не могла конкурировать с «Брэбхэмом». Следующую победу Джеки одержал только в 1968 году после перехода в «Тирелл».

В 1986 году Джеки сумел одержать три победы, выступая за команду «Тирелл». Он занял второе место в чемпионате. Шесть побед в 1969 году принесли Стюарту первый чемпионский титул. Новые машины команды «Марч» не смогли составить конкуренцию «Лотусу» и «Феррари». Джеки Стюарт был лишь шестым в сезоне. Зато в 1971 «Тирелл» сумел наконец построить свою собственную машину. Джеки одержал на ней шесть побед и во второй раз стал чемпионом мира.

В 1972 году шотландец был близок к третьему титулу, но все же проиграл борьбу бразильцу Эмерсону Фиттипальди на «Лотусе». Однако сезон 1973 года был снова уверенно выигран великим шотландцем. За несколько гонок до конца, обеспечив себе чемпионский титул, Джеки решил закончить карьеру, не закончив сезоне. Ему было очень тяжело, много друзей погибло, погиб партнер по команде Франсуа Сэвер, Стюарт решил уйти. Его рекорд (27 побед) держался до 1987 года.

В отличии о многих гонщиков, после окончания карьеры гонщика Стюарт остался в Формуле-1 и внес большой вклад в автогонки. В 1997 году была создана настоящая шотландская команда «Стюарт», за которую выступали Рубенс Барикелло и Ян Магнуссен. Вскоре эта команда превратилась в «Ягуар», а затем в «Ред Булл».

Фото слева: Первый чемпионский титлу Джеки в 1969 году. На фотографии он со своей женой.

Фото справа: Джеки за рулем "Тирелла" в 1973 году в последней гонке в карьере.

Статистика по сезонам:

Год Команда Кол-во гонок Очки Место
1965 БРМ 10 33 3
1966 БРМ 8 14 7
1967 БРМ 11 10 9
1968 Тирелл-Матра 10 36 2
1969 Тирелл-Матра 11 63 Чемпион
1970 Тирелл-Матра 13 25 5
1971 Тирелл-Марч 11 62 Чемпион
1972 Тирелл 11 45 2
1973 Тирелл 14 71 Чемпион

Спортивные достижения: Трехкратный чемпион мира 1969,1971 и 1973 годов, 100 Гран-при, 27 побед, 17 поул-позишн, 43 подиума, 15 лучших кругов

Основные вехи жизни и карьеры: 1939 -родился в городе Дамбартон, 1961 - первое участие в гонках на машине "Маркос",1963 - выступление за команду "Экюри экосс", 1964 - вступление в команду Кена Тирелла в Формуле-3, 1965 - первая победа на Гран-при Италии за "БРМ" в Формуле-1, 1968 -переход в команду "Матра", 1969 -первый чемпионский титул, 1970 -выступления за "Марч", 1971 - второй титул, 1973 - третий титул, завершение карьеры. 1997 - основание команды "Стюарт".

Один круг с Джеки Стюартом в Бренл-Хетче.

Спорт - призвание

1939 1953

Знакомство с гонками

1961 , 1962 1953

Блестяще проведя сезон 1963 1964

О том, что пилот, о котором сегодня пойдет речь, был шотландцем, можно было узнать издалека. Джеки Стюарт никогда не стеснялся и даже был горд своим национальным колоритом. Клетчатая ленточка за его славную историю перескочила со шлема на белый болид в конце 90-х, а гоночный прикид преобразился в клетчатые брюки (а иногда и юбку) бордового цвета. К счастью, это была не единственная черта, которая выделяла шотландца. Еще большую известность принести ему успехи как в спорте, так и в повседневной жизни. Это уникальный человек - он не просто трехкратный чемпион мира в самом престижном класе автогонок. Работа за рулем болида - лишь маленькая частица жизни и славы.

Спорт - призвание

Джон Янг Стюарт родился 11 июня 1939 года в городке Милтон. Изначально все предрасполагало к его гоночной карьере. Родители были дилерами Ягуара и владели гаражом в окрестностях населенного пункта. Это не только приносило деньги в семейный бюджет, но и позволяло приобщить к делу подрастающее поколение - Джимми и Джеки Стюартов. Джимми был старшим на восемь лет и соответственно раньше узнал о взрослой жизни. Его карьера пилота очень сильно отразилась на судьбе Джеки. Джимми стал пилотом и даже записал себе в актив старт на Гран-при Великобритании в 1953 году. Но на той гонке сошел с дистанции - он не доехал до финиша лишь 11 кругов. Чуть позже он попал в аварию в Ле-Мане и получил серьезную травму. Это сильно огорчило семью и молодому Джеки было запрещено садится за руль гоночной машины.

В то же время он бросил школу - ему диагностировали дислексию, а это означало, что о научной карьере можно было забыть. Все внимание Джеки теперь стало сосредоточено на работе механика в гараже отца и его новом увлечении - стендовой стрельбе. Может удивительно, но он щелкал попадание в мишени как семечки и добился внушительных результатов. В его наградах значатся победы в чемпионатах Британии, Уэльса, Шотландии и даже в Кубке европейских наций. Но главная мечта на тот момент так и не сбылась - билет на самолет в Рим на Олимпиаду-60 он так и не выиграл.

Знакомство с гонками

Но вечную жизнь в стрельбе Джекки себе не представлял и с радостью принял приглашение протестировать машины Барри Филера - клиента семьи Стюарта. В результате был поражен не только заказчик, но и все, которые находились на треке Аутон Парк. Сотрудничество, конечно же, было продолжено и в 1961 , 1962 годах Джеки выступал в различных гоночных соревнованиях. После серии первых побед наш герой был приглашен на тесты в команду Ecurie Ecosse - команда, которая в 1953 году стала пристанищем для его старшего брата. И здесь не сплоховал Джеки и вскоре получил опыт за рулем Tojeiro и Cooper Т49. На последнем Стюарт выиграл гонку в Гудвуде и обеспечил себе контракт на следующий год.

Блестяще проведя сезон 1963 года, Джеки получает приглашение от Кена Тирреллла. Тестовая сессия прошла в Гудвуде, а орудием труда стал боевой Cooper F3 Брюса Макларена. Шотландец вскоре показал быстрейшее время, что вынудило опытного Брюса снова выехать на трассу. Он обновил быстрейший круг, но у Джеки оказалась еще одна попытка, которую он должным образом использовал. Кен Тирреллл после завершения мини-битвы предложил контракт Стюарту, который тот подписал и был дан старт превосходному сотруднечеству (но об этом главные действующие лица еще не подозревали). В 1964 на гонке Формулы-3 в Снеттертоне Джон Янг Стюарт добыл победу, но на этом отношения с Тирреллом временно прерываются - Кен ушел из Формулы-1, а Джеки хотелось повышение в класе.

Здравствуй, победа

В конце 1964 года он провел свои первые тесты за рулем Лотуса, но контракт на 4 тысячи фунтов стерлингов был подписан с командой BRM. Первым пилотом команды в то время был Грэм , и они оба погнались за Джимом на Лотусе. Если такая прыть Грэма не стала удивительной, то от новичка такого никто не ожидал. Уже в первой гонке в ЮАР он добыл очки, финишировав шестым. Но и тут скептики нашли выход - случайность. Такой подход к ситуации, конечно же, можно принимать - даже в наше время дебютанты могут поразить любого. Другое дело - продолжить выступать хотя бы на том же уровне. Но "хотя бы" - это не для Стюарта.

На втором Гран-при в Монако он третий, в Бельгии, Франции, Голландии - второй! И это все в компании таких небезызвестных пилотов как , , Брэбхем. Первый раз Джеки сходит на Нюргбургринге, на котором он победит три раза. Свою оплошность в Германии Стюарт исправляет в Италии. На старте в Монце по традиции определяется группа гонщиков, которые поведут борьбу за победу - среди них и шотландец. Борьба пошла на выживание и по ходу гонки сходят с , оставив пилотов BRM на едине. Определяющей оказалась ошибка Грэма в Параболике и Джеки уже первое место не отдаст.

Авария, которая изменила мир

В 1966 приходят трехлитровые моторы и постает вопрос - кто? По итогам сезона не было равных Джеку Брэбхему, но то, что происходило в начале оставляет вопросы. На первом этапе в сезоне итоговую классификацию получили всего четыре машины - среди них было три BRM во главе с Джеки. Тут уже следовало прогнозировать чемпионство, но... Через три недели в Спа изменилось если не все, то многое. И не только в спортивном смысле. Гонка в Бельгии проходит в ужасных погодных условиях и скоростная трасса превращается в ад. Джеки не справляется и вылетает за пределы трассы. То, что происходило в этот момент со Стюартом, смог объяснить , поскольку он также вылетел неподалеку.

: "Меня развернуло и я вылетел. Когда я вышел из машины, я увидел BRM Джеки в канаве. Он был серьезно травмирован и заблокирован частью машины, которая вогнулась внутрь. Топливный насос был сломан и бензином залило все. Был большой риск воспламенения. Я перекрыл подачу топлива и попытался вытащить Джеки. Рулевое колесо уперлось в ногу, было ясно, что в первую очередь нужно было его демонтировать."

Джеки после аварии расскажет, что он просидел в машине 25 минут и то, что он безумно благодарен помощи коллег по BRM и Бондуранта. В те времена были такие меры безопасности, которые сейчас напугали бы другого. Целую пропасть времени пришлось ожидать помощи медиков, которые потом не знали, как добраться до Льежа... Этот момент в жизни сыграл одну из ключевых ролей в его жизни. Теперь одной из жизненных принципов Джеки стало обеспечение безопасности пилотов.

Именно в его актив нужно записать появление снимающегося руля, закрывающего лицо шлема (до этого гонщики ездили в "касках") и ремней безопасности. Развитием индивидуальной защиты шотландец не ограничился и принимал участие в наработках по техническому оснащению медицинского персонала, зон безопасности трасс и защите стюардов со зрителями. Шотландца ругали за то, что он ликвидирует романтизм в Формуле-1, но я так думаю, что Масса, его болельщики и многие-многие другие имеют на этот счет свое мнение.

Прощай, BRM

Джеки же пропустил следующий за Спа этап, и вернулся, когда власть была уже у Брэбхема. Сезон в Формуле-1, как и последующий, команда провалила, но опять таки на языке крутится всемирно известное "если бы да кабы".

Успехами Джеки мог похвастаться лишь вне королевского класа. Он одержал победу в Tasman Series и 12-часовой гонке Rothmans в Квинсленде. Основной успех он мог записать в Индианаполисе. На первой гонке Инди-500 он долгое время лидировал, но всего лишь за восемь кругов до финиша сошел. Приз "Новичок года" для него стал лишь утешительным. В 1968 году два обстоятельства было за уход в другую команду: проблемы в BRM и появление Кена Тиррелла в Формуле-1, который возглавил команду Матра.

Добро пожаловать в ад

Стюарт перешел во французскую команду, и награды посыпались, как из рога изобилия. В начале сезона 1968 в команде Лотус случается трагедия - погибает . Это открывает дорогу для чемпионства , но Стюарт держался до последнего. В этом сезоне Джеки добыл свою первую победу на Нордшляйфе. Гонка, которой сравнение не так уж и легко найти, была признана лучшей в исполнении Стюарта. И тому было вполне разумное объяснение. Дождь, 23-километровый круг - ужас. Мало того, что извилистую трассу нельзя выучить и в ясный день, так еще и погодка преподнесла свой подарок.

В пятницу и в квалификации шотландец предпочитает не рисковать и проводит лишь обязательную программу, оставляя все силы и сюрпризы на гонку. Первое должен был обеспечить сам пилот, а вот со вторым постарался Тиррелл - для гонки был приготовлен уникальный комплект резины Dunlop для дождевых условий. Джеки стартовал с третьего ряда (в то время стартовая решетка была в формате 3-2-3), что обеспечивало для просмотра громадный шлейф после старта. Вот тут и сыграло мастерство Джеки. Уже на старте он пробирается на третью позицию, но для этого он использует не только всю ширину трассы, но и окресности.

Джеки: "Мне удалось улучшить позицию, но во время этого два боковых колеса попали в грязь возле пита. Было сложно вывести машину с такого положения - я будто ехал по трамвайным путям. Я просто надеялся, что эта дорога ведет не в трамвайное депо."

Впереди оставались только Крис Амон и , которых Стюарт обошел на первом круге и умчался в отрыв. Первый круг Джеки закончил с преимуществом в девять секунд, а на втором добавил еще 25 секунд перевеса. Впереди никого не было и единственным соперником была трасса. За три круга до финиша (а всего их было 14) машину шотландца вынесло на траву. Джеки с трудом взял под контроль болид и избежал столкновение со стюардом. После этого он вернулся на трассу и выиграл гонку с 4-минутным отрывом. Сезон был закончен на второй позиции и за следующим поворотом жизненного пути его поджидал титул чемпиона мира.

Мимо титула не пройти

То что случилось в 1969 году можно окрестить словосочитанием "форменный разгром". Кен Тиррелл и Джеки Стюарт довели машину до немыслимого совершенства и одержали победы в ЮАР, Испании, Голландии, Франции, Британии и Италии. Последняя из них была уникальной на тот момент. На финише гонки в одной секунде пришли четыре пилота. О прохождении последней Параболики просто нет смысла говорить, поэтому предлагаем взглянуть:

В 1970 -м Кен Тиррелл решился на создание своей команды. Конечно же, его не бросил Джеки, и началась работа по доводке до ума шасси. Первую часть сезона команда использовала шасси компании March и появление Tyrrell 001 состоялось лишь в августе в канадской гонке. Весь сезон был истрачен на работу с машиной и ожидать выдающихся результатов не приходилось. Год без результата, но с постоянной работой пошел на пользу и в следующем году были снова сняты сливки. И снова шансов у соперников не оказалось. Детище Кена Тиррелла было быстро и надежно, чем успешно воспользовался Джеки и практически закрыл вопрос о чемпионстве после первой части сезона.

Тиррел против Лотуса

В 1972 власть снова перешла к Лотусу и на нем принес первое для Бразилии чемпионство. Джеки же имел шансы навязать борьбу, но большую роль сыграл пропущенный Гран-при Бельгии из-за гастрита. Тем не менее, второе место было добыто. Во время зимнего перерыва Джеки объявил, что последующий сезон станет для него последним. Он потерял много друзей в гонках, и терпение шотландца исходило на нет.

Сезон 1973 , который стал для Джеки последним, выдался более ровным, чем многие предыдущие - на этот раз ни одна из команд не имена титанического преимущества в технике. Первую часть сезона Стюарт и чередовали победы и в итоге все решила надежность во второй половине. На последний Гран-при США Джеки приехал в качестве чемпиона, но инаугурация была омрачена смертью пилота Тиррелл Франсуа Сэверу. Джеки решил не выходить на старт, но камень в огород никто по понятным причинам не бросил.

Гоночную карьеру завершил не просто чемпион. Джеки во времена гоночной карьеры являлся великолепным звеном между миром паддока и нашим, журналистско-болельщицким. Он никогда не отказывал в интервью. В историю вошли случаи, когда перед самым стартом гонки он рассказывал о технических деталях, спецификациях трассы, внутреннем мире. Это сейчас это в порядке вещей, но к этому мир пришел постепенно. Джеки можно смело считать одним из первопроходцев. Прекрасная коммуникабельность позволила ему заниматься гонками и вне кокпита. Он стал комментатором гонок NASCAR, Инди-500, работал на британском телевидении.

Возвращение короля

В 1997 году он вернулся в гонки. За 23 года он стал успешным бизнесменом и теперь мог рассчитывать на поддержку "Форда", правительства Малайзии, HSBC, Texaco и Sanyo. Эти компании обеспечивали финансовую составляющую команды Stewart GP, но этого было мало. Главным помощником для Джеки стал его сын Пол, который уже руководил своей командой в Формуле-3000. Первый сезон команда, за рулем которой были Баррикелло и Магнуссен, боролась с двигателем Форд. Команда в очках финишировала лишь один раз, но какой! Гонка в Монако прошла в дождевых условиях и была завершена по истечению лимита времени. Рубенсу Баррикелло удалось найти общий язык с машиной и не просто финишировать, а приехать на второй позиции. Еще один подарок мог преподнести , но ему удалось избежать соприкосновение с отбойником в Сен Дево и он все-таки выиграл гонку. В этой гонке команда шотландца набрала шесть очков, а в следующем сезоне лишь пять - проблемы продолжались.

Перед стартом сезона 1999 года команда начала дело с нуля. Риск оправдался и начали показывать классные выступления с первого же Гран-при. Баррикелло из-за технических проблем стартовал с пил-лейн и приехал к финишу пятым, воспользовавшись многочисленными сходами. Именно в надежности очень сильно добавила команда, что и позволило в дальнейшем добиться положительных результатов. После Австралии команда добыла подиумы в Имоле и Франции, а затем был апофеоз на Гран-при Европы. Излюбленный Нюргбургринг и на этот раз не подвел Джеки Стюарта и бойцы его команды (в этом сезоне вместо Ферстаппена пришел Херберт) приехали на финиш на первой и третьей строчке. На следующем этапе в Малайзии пилоты команды финишировали на 4-й и 5-й позиции. Если дисквалификация Феррари была бы подтверждена, то эти два места превращались в подиум, но и без этого сезон можно было считать удавшимся. На этом история Stewart GP была закончена - команда была продана Форду и переименовалась в Ягуар.

Последний сезон команды Джеки Стюарта показал, что и менеджером он был великолепным. Чуть позже на стыке тысячелетий Формула-1 закрепила за собой звание великого бизнес-проекта. В таком мире авторским командам сложно было выжить и время Джеки также закончилось. За три года Джеки добился громадного прогресса - с низов на четвертую позицию в Кубке Конструкторов. Что было бы, если бы не Ягуар? Тут ответа нет, а просто нужно признать очередную заслугу Джеки перед всем автоспортом.



  • Разделы сайта