Шаблон все техники айкидо. Как выглядит тренировка по айкидо для начинающих взрослых. Выбор школы айкидо

Инструкторы на тренировках часто напоминают о необходимости запоминать названия всех приёмов, которые мы отрабатываем в зале. Говорят они это не зря - названия техник обязательно нужно знать. Хотя бы для того, чтобы на экзамене не было стыдно и не приходилось вертеть головой, надеясь, что другие уже начали выполнять задание. А представьте - никто не знает название приёма на экзамене? И это даже не шутка.

В начале занятий запоминать названия очень сложно. Ну как можно быстро запомнить непонятное длинное слово «суваривазарётодорикокюхо»? Или «аиханмикататэдоришихонагэомотэура»? Проблема состоит в том, что новички часто пытаются запомнить эту абракадабру целиком. Естественно, у них ничего не выходит. На самом деле всё очень просто. Давайте разберём всё по порядку.

Любое название приёма в Айкидо - составное, включающее в себя описание взаимного положения оппонентов (стоя или сидя), их позицию друг напротив друга, вид и форму атаки, сам приём и вид выполнения приёма (омотэ и ура ).
Бездумно заучивать целиком название каждого приёма - это трудно и попросту излишне. Разберём подробнее каждую часть.

Положение уке и наге - это первая часть названия приёма в Айкидо. Таких положений три и у каждого есть своё название:
Тачи-ваза - нагэ и уке стоят.
Ханми-хандачи - нагэ сидит в сэйдза (сидя на коленях), уке стоя нападает.
Сувари-ваза - нагэ и уке находятся в сэйдза .

Львиная доля техник выполняется стоя, поэтому часто при выполнении техник в тачи-ваза эту часть названия приёма опускают. Ханми-хандачи и сувариз-ваза употребляют по мере необходимости. Если предполагается серия приёмов в одном положении, то, как правило, это указывают только при необходимости сменить его - такое часто встречается на экзаменах.

Взаимная позиция уке и нагэ - вторая часть в названии приёма Айкидо.
Аи-ханми - партнёры стоят одноимёнными (например, правыми) ногами друг к другу.
Гяку-ханми - партнёры стоят разноимёнными ногами друг к другу.
Много техник выполняется в позиции гьяку-ханми (как и тачи-ваза ), поэтому при названии техники часто описание этой позиции опускают, подразумевая именно её. Когда требуется положение ай-ханми , об этом специально упоминают.

Например:
Аи-ханми кататэ-дори кокю-хо .
Кататэ-дори котэ-гаеши - в этом случае имеется в виду гьяку-ханми.

Атаки бывают двух типов - захваты и удары. Рассмотрим каждые из них подробнее.

Захваты в Айкидо немногочисленны:
Аи-ханми кататэ-дори - захват руки за запястье одноимённой рукой (левой за левую и правой за правую). Может выполняться как за внутреннюю часть запястья, так и снаружи.
Кататэ-дори - захват руки за запястье разноимённой рукой (левой за правую и наоборот).
Ката-дори - захват за плечо.
Мунэ-дори - захват за отворот кимоно.
Рётэ-дори - захват обеих рук.
Уширо-рётэ-дори - захват обеих рук сзади.
Моротэ-дори - захват одной руки нагэ двумя руками.

Ударные атаки:
Шомэн-учи - удар сверху ребром ладони или ножом в голову.
Ёкомэн-учи - удар сбоку ребром ладони или ножом в шею.
Дзёдан-цки - прямой удар кулаком или ножом в лицо.
Чудан-цки - прямой удар кулаком или ножом в живот.
Мае-гири - прямой удар ногой в живот.

Названия приёмов . Давать описания каждого из приёмов дело совершенно бесмыссленное и не является целью этого справочника. Собственно, изучением приёмов мы занимаемся на тренировках. Поэтому в этом разделе мы посчитали необходимым только перечислить названия приёмов, разделив их на две категории.

Основные приёмы: Бросковая техника:
Иккё
Никкё
Санкё
Ёнкё
Гокё
Джу джи гарами
Джу джи коши наге
Джу джи шихо наге
Ирими наге
Кайтэн наге
Котэ гаеши
Коши наге
Сокумен ирими наге
Суми отоши
Сутэми
Тэнчи наге
Удэ гарами
Удэ кими наге
Уширо ката отоши
Уширо кири отоши
Хиджи дори
Шихо наге

Вид выполнения приёма . В Айкидо существуют два базовых принципа встречи атаки - ирими (встречное движение) и тэнкан (уход от атаки с поворотом). В приёмах эти принципы реализуются двумя разновидностями выполнения - омотэ (принцип ирими ) и ура (принцип тэнкан ).

Вот и всё. Ничего мудрого нет. Главное - не пугаться длинных названий. Теперь вы знаете, что за длинным словом «айханмикататэдорииккёомотэура» кроется всего-навсего приём иккё . И на экзамене у вас это не вызовет никаких трудностей. На шестой кю практически все техники делаются именно аи-ханми . А самих техник немного, так что запомните.
Потом, к пятому кю, вы незаметно для себя всё выучите - нужно только чуточку помочь себе. Перед выполнением приёма нужно вслух произнести название и во время отработки повторять его про себя. Сами не заметите, как все названия врежутся вам в память. И когда в дальнейшем вам встретится новый приём, запомнить одно новое слово вам не составит никакого труда.

P.S. Если заметите какие-либо недочёты и - пишите, обязательно исправлю.

Изучение Айкидо Ёсинкан традиционно начинается с базовых перемещений — кихон доса. Эти упражнения позволяют приобрести необходимые двигательные навыки, которые будут использоваться в дальнейшем при выполнении всех приёмов айкидо. Для начинающего эти упражнения являются основными, и от того, насколько быстро он их освоит, зависит скорость дальнейшего прогресса. В этом подразделе представлены видео уроки, посвященные всем основным базовым перемещениям Айкидо Ёсинкан . Эти упражнения настойчиво рекомендуется выполнять не только в зале, но и дома.

Видео основных страховок в айкидо

Одной из основных задач уке, того на ком делают приём, является своевременное выполнение необходимой страховки. Страховки в айкидо — это, в большинстве случаев, специально выполняемые падения, которые позволяют избежать массы неприятных травм. Количество вариаций их исполнения огромно, и, разумеется, многие из них нарабатываются на тренировках. В этом подразделе можно ознакомиться с видео уроками основных страховок в Айкидо Ёсинкан . Отрабатывать укеми рекомендуется только под наблюдением опытного инструктора.

Видео техник Айкидо на 8-6 кю

Количество приёмов, которые необходимо выполнить, сдавая экзамены на 8-6 кю, совсем невелико. Гораздо важнее продемонстрировать своё понимание основ Айкидо Ёсинкан: правильную стойку, четкость базовых перемещений, настрой на дальнейшую работу. Тем не менее, даже на младшие кю сдаётся несколько техник, с которых традиционно начинается изучение айкидо. В этом подразделе представлено видео уроки техник Айкидо Ёсинкан , которые сдаются на младшие кю.


Видео экзаменационных приёмов на 5 кю Айкидо Ёсинкан

В данном подразделе можно ознакомиться с видео уроками техник Айкидо Ёсинкан , которые необходимо знать для сдачи на 5-й кю. Разумеется, это не означает, что те приёмы, которые сдавались на предыдущих экзаменах можно смело забыть. Необходимо быть готовым к тому, что в качестве бонуса вас могут попросить выполнить и их тоже. Кроме того, разумеется, как и на любом другом экзамене, потребуется продемонстрировать свои навыки в выполнении базовых перемещений.


Видео техник Айкидо Ёсинкан на 4 кю

На 4-й кю, помимо традиционного кихон доса, сдаётся уже значительное число разнообразных техник. Некоторые из них являются обязательными. В этом подразделе нашего виртуального додзё можно ознакомиться с видео уроки всех этих обязательных техник Айкидо Ёсинкан . Кроме того, претендента ожидает выполнение любых приёмов на выбор экзаменатора из программы предыдущих экзаменов. Это так называемая ситей вадза (смотрите предыдущие разделы виртуального додзё).


Видео приёмов Айкидо Ёсинкан на 3-1 кю

Экзаменационная программа Хомбу додзё по какой-то необъяснимой причине не делает различий между 3-м и 1-м кю. Тем не менее, претендент на эти степени должен знать и уметь выполнить большое количество техник Айкидо Ёсинкан как в стойке, так и на коленях. В этом подразделе можно ознакомиться с видео приёмов Айкидо Ёсинкан, в исполнении мастеров Хомбу додзё . Техник очень много, поэтому видео ролики будут пополняться.


Ое вадза. Видео бросков айкидо для подготовки к свободной работе

Аттестация на чёрный пояс Айкидо Ёсинкан подразумевает выполнение свободной работы (дю вадза) от различных атак. Тем не менее, прежде чем более или менее прилично выполнять дю вадза, айкидока должен отработать ряд техник в режиме ое вадза. Ое вадза — это непрерывное, динамичное выполнение приёмов айкидо. В этом разделе продемонстрированы видео ролики некоторых таких техник , выполняемых от наиболее распространённых атак.


Видео свободных техник Айкидо Ёсинкан (дю вадза)

Дю вадза — это очень важный компонент тренировок, который позволяет айкидоке приобрести мягкость движений, умение вписаться в атаку противника, а также контролировать положение своего тела при быстрых перемещениях. Необходимо отдавать себе отчёт в том, что это не прикладная работа, а всего лишь упражнение. В этой подборке можно посмотреть видео исполнения свободных техник (дю вадза) Айкидо Ёсинкан от наиболее распространённых атак.

Пояснение некоторых техник сенсеем Жаком Пайе

Во время крайнего своего семинара в Санкт-Петербурге сенсей Жак Пайе продемонстрировал множество интересных упражнений и нюансов различных техник. В этом разделе представлены лишь некоторые видео ролики приёмов Айкидо Ёсинкан , которые мастер рассмотрел за время проведённых тренировок. Наиболее интересно слушать пояснения сенсея на английском языке, поскольку, к сожалению, после перевода утрачиваются многие любопытные детали.


Парные упражнения с боккеном в Айкидо Ёсинкан

Во многих школах айкидо практика работы с традиционным японским оружием является неотъемлемой частью учебной программы. При этом принципы работы с боккеном во многом отличаются от того фехтования, которому обучают на занятиях, например, кендо или катори-рю. По этой причине та совокупность приёмов и упражнений с боккеном, которые отрабатываются на тренировках айкидо имеет собственное название «айкикен». Размещённые в этом разделе видео уроки Айкидо Ёсинкан посвящены различным аспектам парной работы с деревянным мечом.

Глава 7. Единая учебная программа МЕАФА по айкидо Глава 8. Словарь некоторых терминов Список использованной литературы

Айкидо - это современная и одновременно изначальная форма Будо, основанная на убеждении Уесиба О Сенсея в том, что «с помощью постоянной, неослабевающей тренировки ума и тела может быть реализован путь человечества» . Однако, несмотря на то, что исходная форма была представлена с определенными необходимыми и оправданными поправками для понимания Айкидо широкой публикой, ее главный смысл остался неизменным. Эта предпосылка заключается в том, что истинное Будо не лелеет иррациональную или агрессивную позицию. Оно никого не вовлекает в соревнование или конкуренцию. Это путь совершенствования собственного характера.

К. Уесиба

Глава 1. Путь к человеческой гармонии

Воинское искусство первоначально попросту выглядело как методика обороны и атаки, и только потом трансформировалось в психофизиологические комплексы с определенными философскими концепциями.
Сегодняшнее айкидо имеет свои истоки в Дайто-рю Айкидзюдзюцу (daito-ryu aikijujutsu) , которое было основано Ксиссия Тейжун, шестым сыном царя Сейва (период правления 858-876 гг. н.э.) - семья Минамото. Основы техники оформились позже, как секретное искусство дома Такеда, принявшее вид боевой практики самураев, известное только членам этой семьи. Приблизительно в конце шестнадцатого века семья, возглавляемая в то время Куницугу Такеда, перенесла свою основную резиденцию в район Айдзу (сегодня префектура Фукусима). Там техника получила дальнейшее совершенствование.

После 1868 года сенсей Сокаку Такеда, как глава рода (в поисках средств к существованию), решил научить этому искусству и других, и с этого момента Дайто-рю Айкидзюдзюцу перестало быть тайной.
Одним из лучших учеников Сокаку Такеда был Морихей Уесиба (1883-1969). Морихей Уесиба систематизировал и несколько видоизменил технику Дайто-рю Айкидзюдзюцу, создав искусство воспитания духа, которое впоследствии, в 1942 году, получило название - Айкидо. Айкидо - искусство, синтезирующее в себе изучение техники приемов, духовных, энергетических, психологических аспектов развития личности. Цель айкидо не лежит только в обучении людей самообороне, в большей степени это процесс самосовершенствования. Айкидо одинаково эффективно, как общеукрепляющая и саморазвивающая здоровье система упражнений, так и прикладная ее часть, которая является универсальным средством самообороны.
Практика айкидо весьма полезна для людей любого возраста, не зависимо от физических данных, не носит религиозного характера, одинаково доступна для всех желающих.
Прекрасной иллюстрацией основного принципа айкидо может служить следующий пример - вам на голову падает камень весом 3 кг, вы можете поймать его или отойти в сторону, дав ему упасть на землю. Если же на вас будет падать камень весом 300 кг, то ловить его уже нет смысла, если вы дорожите собственным здоровьем. И единственный выход, чтобы уцелеть - отойти в сторону и не препятствовать его падению. В обоих случаях, при отходе, ваши физические затраты идентичны и плюс ко всему совершенно не утомительны. Существует определенный предел того, что можно выполнить с помощью одной лишь физической силы. Но этого предела не существует при отказе от применения насилия. Айкидо и учит, как, используя силу противника, подчинить его себе. Причем форма проявления агрессии, будь то удар или захват, не имеют значения. Важна только фиксация направления действия нападающего.
Айкидо - школа морали и воспитания человека, наука жизни, которая служит человеку, и хоть не учит, как надо жить, являясь философией духа, дает возможность для духовной самореализации человека. Это самое молодое из искусств БУДО. Смысл айкидо можно понять из прямого перевода этого названия:

Ай (Ai ) - гармония,
Ки (Ki ) - дух, внутренняя энергия,
До (Do ) - дорога, путь.

«путь гармонизации внутренней энергии», «путь в гармонии с КИ».

Причем этот путь, эта дорога идущая в никуда, имея, казалось бы, четкую цель - самозащиты и оздоровления, путь постоянно отодвигает горизонт нашего самосовершенства, ведя нас к моменту самореализации, самораскрытия, внутреннего откровения, к тому, что в Японии принято называть САТОРИ.
В основе тренировки должен лежать постулат - «твой партнер - хороший приятель, а не враг». Партнеры работают над совершенствованием друг друга. Тот, кто ищет совершенства только для себя и пренебрегает другим, никогда не станет мастером айкидо. Лишь тот, кто старательно совершенствует партнера, тот оттачивает и самого себя.
Айкидо - не только боевая техника, это образ жизни, путь познания и совершенствования самого себя. Айкидо можно представить и как шесть видов массажа:

  1. айки-тайсо (aiki-taiso ) - разминка, массаж суставов, мышц и сухожилий, путем выполнения разогревающих их движений;
  2. сокушиндо (sokushindo ) - массаж стопы («дорога от стопы к сердцу»);
  3. тайджитцу (tai jutsu ) - непосредственно боевая техника, выполняемая мягко, плавно до полного хода сустава (внутрисуставной массаж);
  4. до ин (do in ) - точечный массаж, стимулирующий работу внутренних органов, выполняется путем постукивания;
  5. шиатсу (shiatsu ) - точечный массаж всего тела («палец и давление»/нажим);
  6. киатсу (kiatsu ) - бесконтактный массаж.

Массаж воздействует на все внутренние органы, побуждая организм к нормальной работе. Айкидо, как аутотренинг, снимает нервные нагрузки, стрессы, приводит нервную систему в состояние покоя.
Мастера айкидо обладают способностями, которые, порой, не вписываются в существующие понятия и стереотипы. Но необходимо помнить, что чудеса не противоречат законам природы, они противоречат лишь нашим ограниченным знаниям этих законов.
В результате регулярной практики айкидо, происходит заметное улучшение вашего общего здоровья с особым акцентом на дыхании и кровообращении. Практика брюшного дыхания оказывает очевидное влияние на улучшение здоровья, в то время как регулярная тренировка суставов и тела стимулирует кровообращение, что позволяет крови доставлять питательные вещества, причем более быстро и регулярно, ко всем органам тела, и в то же время позволяет содержать вены и артерии свободными от закупоривающих веществ и жировых осадков, которые могут возникать в нетренированном теле.
Айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств, на сегодняшний день оно не является законченной действенной системой приемов самозащиты, как против безоружных, так и против вооруженных нападающих, так как постоянно развивается и совершенствуется. Но это лишь одна сторона медали, люди, практикующие это боевое искусство, понимают, что за отработкой технических аспектов айкидо стоит стройная система моральных и философских основ, позволяющих эффективно развивать и восстанавливать физические и духовные силы. Кроме своей доказанной эффективности, как универсального искусства самообороны - айкидо привлекает атлетов всех направлений, которые находят в нем метод улучшения своей координации, расслабления, расчета времени и общего физического состояния.

Глава 2. Философско-технические аспекты айкидо

1. Ки (Ki)

Айкидо - это не искусство сражения друг с другом, основанное на использовании физической, мускульной силы. Техническая работа в айкидо рационально сочетает умственные возможности и физическую силу. При использовании такой методики, возможно развитие более мощной силы по отношению к той, которой Вы хотите обладать. Когда мы говорим, что пожилые люди, женщины, дети тоже могут заниматься, это значит, что они могут не только тренироваться, но и следовать в жизни по этому пути, хорошо освоив эту методику. Тот, кто начинает изучать айкидо, прежде всего, должен понять, что осваивать все приемы этого искусства без знания принципов Ки - это создание внешней формы без должного наполнения.

Трехдневная работа - лишь работа в течение трех дней; работа в течение года - лишь годовая работа; десятилетний труд накапливает силу и знания десяти лет.

В странах Востока само значение слова Ки считается вполне доступным для понимания, но в нашем языке очень трудно подобрать для слова Ки подходящий эквивалент.
Каждый из нас знает, что ничто не может появиться из ничего. Сделав такое предположение, мы можем заключить, что до появления Вселенной, Солнца, Земли и прочего, что-то уже существовало. Вот это нечто на Востоке и называют Ки . Многие называют это Богом, другие - Будой, существуют и иные названия у каждого народа свое. Как окружающий нас Мир, так и человек является частицей всеобщего Ки . То есть, Ки выступает, как и материальная основа Мира, так и как его духовное начало. В процессе всей своей жизни человек должен пользоваться этим универсальным Ки , вызывая его плавное и равномерное истечение. Когда прилив Ки происходит в плавном и спокойном ритме, вы всегда будете чувствовать себя жизнерадостным и сильным. Если этот процесс в значительной мере замедлить, то вы почувствуете себя утомленным и даже больным. Все мы пытаемся понять, что же такое Ки , причем требуем ответа с первых же дней занятий, и удивляемся, почему же нам не могут объяснить природу этого феномена. По мере приобретения опыта в практике айкидо, мы все меньше и меньше спрашиваем об этом и все больше начинаем задумываться и ощущать. Освоение техники подобно изготовлению кувшина из камня. Вначале мы готовим грубую форму, за тем оттачиваем ее, устраняя все неточности и отрабатывая правильность формы. За тем шлифуем. И только потом заполняем форму содержанием. Но и этому содержанию, как и хорошему вину, еще надо достаточно длительное время постоять, что бы был получен ожидаемый результат. Состояние, о котором мы можем говорить, как об осознании Ки , можно достичь только в результате длительной и правильной практики айкидо.
Эта «сила» аккумулируется в сейкатанден (seikatanden) , чтобы заполнить все части тела и разум спокойствием, уверенностью, определенностью, чтобы быть использованной в любое время и в желаемом направлении. Эта «сила» не может проявляться, если ваш затылок, плечи, руки зажаты, если вы воображаете, что вы сильны или, напротив, бессильны, если вы не верите в существование этой «силы», все это как замок на пути прохождения Ки . Техника айкидо, выполняемая без Ки не есть техника айкидо. Это как свадьба без невесты, как концерт без зрителей, как тост без вина. Ки , понятое умом, бесполезно. Его надо понять сердцем, почувствовать всем телом в каждодневных упражнениях. Оно становиться доступным лишь после огромной работы. О Сенсей говорил: «Трехдневная работа - лишь работа в течение трех дней; работа в течение года - лишь годовая работа; десятилетний труд накапливает силу и знания десяти лет».
Без Ки может существовать лишь пустая оболочка техники.

В айкидо в любом упражнении Ки всегда следует «выливать» как бы принудительно, под нажимом, но не затягивая его истечение и не прекращая его вовсе. Проиллюстрировать существование «энергии» Ки можно на ряде примеров. Услышав крики: «Пожар! Горим!» - вы бросаетесь в горящий дом и вытаскиваете из него, потерявшего сознание хозяина, которого до этого не смогли бы даже поднять. И когда опасность минует, врятли вы внесете его обратно в дом. В момент, когда вас преследует какое-нибудь разъяренное животное, вы в состоянии перепрыгнуть ров такой ширины, что в любое другое время вы и не подумали бы это сделать. И таких примеров можно привести очень много. Откуда же появляется эта «сила»? Ответ может быть только один: она постоянно находится внутри нас. В самых опасных критических ситуациях наш разум мгновенно срабатывает и, как бы дополняет нашу физическую силу этой «сверхсилой». Таким образом, мы используем силу, которая получается в результате полной координации нашего разума и тела. Другими словами Ки можно охарактеризовать как единство тела, разума и духа. И это единство достигается в ходе продолжительных тренировок.
Следует помнить, что Ки не противопоставляется физической силе, как грубому началу, а наоборот, активно использует силу мышц. Распространенной ошибкой стало утверждение, что будто бы в айкидо, как и во «внутренних» стилях ушу и карате, не следует или почти не следует использовать физическую силу. Гармоническое развитие не допускает исключения каких-либо элементов из системы подготовки.
Не надо пытаться найти объяснения феномена Ки в таких категориях, как сила или энергия, это значительно сузит само понятие. Ки - это образ, который помогает вам свести вместе, гармонизировать ваш ум, тело и дух. Стать единым целым, тем целым, которое и может стать частью Вселенной.
Если говорить о Ки , как о чем-то целом, то следовало бы говорить и о совокупности дыхания и скорости мысли, то есть о расширении. Ки - это то, что движет нами, естественные движения это плавные, перетекающие из одного в другое, без закрепощения, без преодоления. Это возможно при полной внутренней свободе. Ки - это состояние свободы позволяющей вашему внутреннему Я выходить из вас и творить. И понять, что же такое Ки можно только с помощью упорных, усиленных тренировок, когда вы, наконец, поймете, что ваше тело подчиняется каким-то законам, и вы поймете эти законы, и будете двигаться в соответствии с ними.

Достаточно ли вы в течение дня получаете физической нагрузки и сколько времени сидите за компьютером, в машине, перед телевизором?
Придерживаетесь ли вы режима в питании, сне, физической и умственной работе?

У каждого имеются свои причины начать заниматься спортом.

Некоторые вдохновляются сценами из фильмов со Стивеном Сигалом , где он лихо разбрасывает незадачливых плохих парней. Кто-то, столкнувшись с хамством, вынужден сдерживать в себе клокочущую ярость, пожирающую организм изнутри, приносить ее домой и, что еще хуже, выплескивать на близких и дорогих людей.

Во время тренировок мы не предлагаем вам изливать гнев на начинающих и более слабых айкидоках. Ни в коем случае. Просто при постоянной практике айкидо вы перестанете брать от окружающих негатив, станете более уверенными в себе и спокойными. Это в свою очередь поможет сглаживать острые углы в общении или вежливо давать отпор хамству.

Не каждого природа наделила исполинской силой и могучим телом. Для того, чтобы начать заниматься айкидо, этого и не требуется. В айкидо развивается сила иного рода. Мы учимся достигать эффективности скорее не за счет мышечной массы, а путем правильного распределения и использования веса своего тела. Годзо Сиода в одной из своих книг писал, что, если вы способны поднять с земли вес около 30 кг, то этого вполне достаточно, чтобы ваше айкидо было эффективным. Сам он весил около 50 кг и ростом был не многим больше полутора метров.

При регулярных занятиях начинающий айкидока получает не только эффективную технику самообороны, передаваемую непосредственно от учителя к ученику вот уже не одно поколение, но и хорошее самочувствие, гибкость и координацию тела.

Сила тела и сила духа начинающего свой путь айкидо.

Можете ли вы честно ответить самому себе на простые вопросы:

  • Кем вы чувствуете себя в стрессовых ситуациях: охотником, который в состоянии спокойно и хладнокровно контролировать ситуацию, или жертвой, загнанной в угол, с трепещущим сердцем, дрожащими коленками и предательскими слезами на глазах?
  • Почему уже после 30 лет здоровье у многих людей начинает резко ухудшается?
  • Влияет ли отсутствие регулярной физической нагрузки на правильный обмен веществ?
  • Скажет ли ваш позвоночник: "Спасибо!" за длительное пребывание в сидячих и лежачих позах?
  • Кому мы будем нужны, будучи больными и немощными?
  • Что лучше: загнать себя в угол и поддерживать тлеющий фитиль жизни таблетками, или стремиться развить в себе необыкновенную, растущую с годами мощь айкидо?

Итак, если вы ответили на все вопросы, и у вас возникло желание начать заниматься айкидо, то будет полезно определиться со школой.

Выбор школы айкидо.

Этот вопрос действительно важен. Регионы не балуют своих жителей особым разнообразием школ айкидо, но в мегаполисах ситуация обратная, поэтому к выбору школы нужно подойти с вниманием и осторожностью.

В настоящий момент айкидо пользуется большой популярностью и шарлатанов здесь предостаточно. Самый простой способ сделать правильный выбор – это, пожалуй, найти головную организацию стиля. Штаб-квартира Ёсинкан айкидо в Японии находится здесь: Официальный сайт Хомбу додзе . На сайте этой организации вы можете найти список официально зарегистрированных клубов , расположенных в вашем городе, занятия в которых ведут прошедшие аттестацию инструктора.

Айкидо не предусматривает дистанционное обучение. Это практические навыки, переходящие от учителя к ученику. Выбор учителя это второй вопрос. Здесь все достаточно просто. Пробное занятие во многих школах традиционно проводится бесплатно, так что вы легко сможете прийти на тренировку и попробовать свои силы, посмотреть на инструктора, убедиться, что это тот человек, которого вы искали, оценить контингент и атмосферу во время тренировки. Все это поможет принять правильное решение.

В будо учитель всегда ищет "своего" ученика, а ученик - "своего" учителя. Сразу это не происходит, на первых порах оба присматриваются друг к другу. И только спустя какое-то время, возникает связь "учитель-ученик", при которой учитель со всей душой старается предать накопленные знания и опыт, а ученик, как губка, с жадностью впитывает всю информацию.

Отличия преподавания в группах айкидо для начинающих.

Итак, вы смогли определиться с выбором школы и с тренером (в айкидо используют японский термин «Сенсей» , дословно - «учитель»). Эффективность вашего продвижения вперед зависит и от подхода к обучению. Ёсинкан айкидо - это поэтапная система обучения, от простого к сложному. Согласно этой методике освоение айкидо происходит постепенно, шаг за шагом.

Это можно сравнить с изучением иностранного языка. За неделю или месяц можно нахвататься только поверхностных знаний, которые при отсутствии практики так же быстро улетучиваются.

Если вы получаете удовольствие от самого процесса изучения, который захватывает вас полностью, то и результат от таких занятий не заставит себя долго ждать.

Важно хорошо освоить фундаментальные принципы айкидо , это позволит вам быстрее и увереннее прогрессировать. Для новичков в айкдо очень много времени уделяется начальным базовым элементам . Это рутинно, утомительно, но через этот этап прошли все выдающиеся мастера . Умение получать удовольствие от простых вещей, стараясь совершенствоваться в них всю жизнь, отличает японцев от западных людей. Нам хочется получить всё быстро и сразу. Но, когда человеку удается получать удовольствие от всего, чем бы он ни занимался, жизнь его становится более наполненной. Любое действие в вашей жизни можно сделать искусством, если подходить к нему с должным вниманием и всякий раз стараться выполнить его настолько хорошо, насколько это возможно. То как вы ходите, сидите, принимаете пищу, занимаетесь повседневными делами, составляете планы на будущее - все в вашей жизни становиться искусством. Айкидо это только способ научить самого себя.

Если на процесс обучения айкидо посмотреть с другой стороны, то, фактически, Сенсей не учит вас, а только направляет, поправляет ошибки, чтобы помочь вам самостоятельно освоить те или иные вещи.

Специализированные группы в айкидо.

На просторах интернета можно найти всевозможные группы:
специализированные
группы с разбивкой по возрасту
индивидуальные занятия айкидо
мини VIP группы айкидо (небольшие группы преуспевающих людей)
семейные классы (родители занимаются вместе с детьми)
айкидо для пожилых людей
айкидо для начинающих
семинары айкидо
интенсив-курсы и мастер-классы
обучение в Японии
обучение в качестве учи-деси (личный ученик Сенсея)

Изначально хотелось бы обратить внимание на то, что выбор типа группы немаловажен, но все же второстепенен.
Пожалуй, стоит отметить основные преимущества и недостатки различных форм обучения айкидо для начинающих.

Естественно, в общих группах, в мини группах и на индивидуальных занятиях, вам уделяется различное количество внимания. Если новичок пришел заниматься на общее занятие, то он прикладывает 90 процентов усилий, чтобы влиться в группу, получить те или иные навыки. В мини VIP группах, это соотношение где-то 50/50, а при индивидуальных занятиях все строится под вас. Тут уже тренер тратит больше сил, чтобы найти способ наиболее эффективной подачи информации.

Соответственно и стоимость таких занятий разная: в одном случае она делится на всю группу (и это, разумеется, всегда дешевле), в другом случае - оплачиваемая одним человеком. Для тренера, как правило, разницы нет. Тут вопрос, скорее, в том, насколько вы цените свое время.

Еще один аспект занятий - это взаимодействие с разными людьми. Айкидо это практический опыт, и постигается он телом, а не сознанием. На начальном этапе важно понять основы айкидо и закрепить их самостоятельно. Дальше начинается работа с партнером, и тут, чем выше уровень вашего партнера, тем легче вам будет понять те или иные принципы и техники.

Следующий этап - это закрепление полученных навыков. Здесь уже важно работать с разными людьми. Опять же, можно провести параллель с изучением иностранного языка. Если изучение проходит с помощью носителя языка, то вы интуитивно закрепляете правильное произношение, построение предложений, использование тех или иных оборотов. Но у всех людей свое произношение и свой словарный запас. И даже если вы отлично понимаете, что говорит ваш учитель, то, вступая в диалог с другим человеком на первых этапах коммуникации, вы можете столкнуться с рядом сложностей. Так и в айкидо, на этапе закрепления знаний нужно практиковаться с большим количеством людей разного пола, возраста и комплекции. Это уже ваш уникальный опыт.

Итак, подводя итог, следует отметить: эффективней всего заниматься непосредственно с инструктором индивидуально, но на определенном этапе посещать все возможные классы для расширения опыта.

Если вы расскажете интересную историю, и она через некоторое время вернется к вам из других уст, то вы удивитесь, как мало в ней осталось от того, что вы говорили, и как много добавлено новых событий.

В Ёсинкан айкидо, если считать первоисточником основателя айкидо Морихея Уэсибу , то это – «первые руки». «Вторыми руками» будет Годзо Сиода - один из лучших его учеников, создатель стиля Ёсинкан айкидо. В настоящий момент их обоих уже нет в живых, но есть возможность перенимать искусство айкидо у лучших учеников Годзо Сиоды, т.е. через «третьи руки». Чем дальше от основателя стиля, тем сложнее прикоснуться к истине, к тому древнему искусству, порожденному суровыми баталиями и дворцовыми интригами самурайских времен, когда каждая техника была смертоносна и эффективна в бою.

Несмотря на бережное почитание японцами традиций, будо со временем тоже видоизменилось, как под влиянием более безопасной и спокойной жизни, так и в силу индивидуального понимания различными учениками отдельных аспектов того, что им передавал учитель. Отсюда и множество стилей, в которых очень легко запутаться.

Выбор стиля айкидо.

Айкикай айкидо - стиль развиваемый потомками Морихея Уэсибы.

Ёсинкан айкидо - жесткий стиль айкидо с четкой методикой преподавания , разработанной для специальных подразделений японской полиции "Кидотай", аналог нашего ОМОНа. Акцент идет на эффективность использования техник в условиях городских беспорядков с минимальным травмирующим воздействием на граждан. Основатель стиля - Годзо Сиода, один из лучших учеников Морихея Уэсибы.

Томики айкидо - соревновательный стиль, названный в честь Кендзи Томики , его создателя. Кендзи Томики был мастером дзюдо и внес в айкидо соревновательную составляющую.

Ки айкидо – стиль, направленный на развитие внутренней силы "Ки". Создатель - Коити Тохей .

В общих чертах эти стили можно охарактеризовать следующим образом: Айкикай айкидо - классика, Ёсинкан - боевое айкидо для полиции, Томики айкидо - соревновательная дисциплина, Ки айкидо – стиль, направленный на укрепление здоровья и жизненной силы Ки. Это, конечно, очень грубая классификация, но для начинающих в айкидо её вполне достаточно, для того, чтобы выбрать наиболее подходящее направление.

Первая тренировка айкидо.

Итак, вы уже определились, что хотите изучать именно айкидо, выбрали стиль, нашли представительство поближе к дому и того учителя, которого искали всю жизнь
Тогда двигаемся дальше и идем на первое пробное занятие.

На что стоит обратить внимание во время первого посещения додзё?
Уже после первого посещения у вас сложится общее впечатление, и оно, как правило, самое верное. Важно обратить внимание, насколько доступно для вас идет подача информации тренером, как вы вписываетесь в группу. Если тренер понравился, но в группе не комфортно, из-за сложности материала, темпа подачи информации, физической нагрузки, либо по иным причинам, возможно, стоит попробовать заниматься у этого тренера, но в другой группе.

Несмотря на элементарность упражнений и простоту информации, далеко не все элементы будут понятны, а тело не захочет выполнять простые на первый взгляд движения. Не стоит по этому поводу расстраиваться. Все с этого начинали. В конечном итоге добивается успеха не тот, у кого сразу получается немного лучше, чем у других (это всего лишь показатель вашей индивидуальной предрасположенности и предыдущего опыта в других видах спорта, требующих координации движений), а тот, кто впускает айкидо в свою жизнь. Такой человек, через несколько лет спокойной и методичной работы, уходит в колоссальный отрыв от тех, кто начинает заниматься многим, что хорошо получается, и бросает, так ни чему не научившись.

С непривычки после первого занятия у вас может возникнуть крепатура мышц, как правило, сопровождающаяся болезненными ощущениями, но при регулярных занятиях, уже после второй-третьей тренировки, это проходит, и тело адаптируется к нагрузке.

Самые тяжелые - это первые несколько месяцев. Вас будут заново учить стоять, ходить, выполнять разворот, кувыркаться... Всё это впоследствии поможет вам осваивать техники айкидо и не только оставаться в добром здравии, но и укрепить здоровье и увеличить гибкость тела.
Во время тренировки используется японская терминология. Это, как и этикет, неотъемлемая часть тренировочного процесса, помогающая сохранить этот традиционный вид боевого искусства и передавать его дальше. Естественно, такое количество информации сложно переварить за один раз. Но и пытаться досконально выучить этикет и терминологию перед первым занятием абсолютно не требуется. Это происходит само собой в процессе обучения.

Наш путеводитель не ставит целью детального разбора Айкидо. Мы хотим лишь внести некоторую ясность и помочь, особенно начинающим, сориентироваться в самых общих и самых распространенных вопросах. В этой связи мы не проводим глубокого анализа и развернутой справки по понятиям и терминам.

В силу значительных фонетических отличий японского и русского языков привести и воспроизвести правильное и однозначное произношение того или иного понятия, слова, звука весьма не просто. Не углубляясь в лингвистические глубины, отметим, что мы не претендуем на абсолютную истинность перевода и транскрипции. Вполне допустимы и имеют право на существование отличные от нашего варианты интерпретации терминологии Айкидо. Однако, мы также имеем право предложить нижеследующее толкование.

Айкидо - современное боевое искусство

В основе его лежат многочисленные традиционные воинские искусства и, прежде всего, Дайто рю айки джитсу мастера Сокаку Такеда. Айкидо прошло различные стадии на пути формирования от Дайто рю - базовой техники 1930-х, к Айкидо, каким мы знаем его сегодня.

Началось все с того, что Уэсиба Морихей в результате многолетних поисков и упорных занятий различными боевыми искусствами разработал собственную систему, которую в итоге назвал Айкидо. Его сын Уэсиба Кисёмару развил и систематизировал Айкидо. В настоящее время главой Айки-союза является внук основателя - Уэсиба Моритеру.

Что такое Айкидо? Айкидо - путь гармонизации жизненной энергии.

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность.
Уэсиба Морихей

(14.12.1883 - 26.04.1969)
Основатель Айкидо.

Ки - Жизненная энергия.
Уэсиба Кисёмару

(27.06.1921 - 04.01.1999)
Второй Дошу.

До - Путь.
Уэсиба Моритеру

(род. 02.04.1951)
Третий Дошу.

Чтобы не запутаться

Будем различать:

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность
Айкидока - Человек, занимающийся Айкидо
Будзюцу - Воинское искусство
Будо - Путь воина
Дзюцу - Умение, искусство
До - Путь
Кай - Общество
Кан - Стиль, клуб
Ки - Жизненная энергия
Кобудо - Традиционные воинские искусства
Кокю - Жизненное дыхание

Сложилось несколько стилей Айкидо

Наибольшее распространение получили:

Айкикай - направление, официально признанное в 1940 году, и продолжаемое семьей Уэсиба

Син Син Тоицу (Ки-Айкидо) - направление, которое начал развивать мастер Тохея Коичи

Ёшинкан - направление, которое начал развивать мастер Шиода Годзо

Кто есть кто?

В Айкидо существует определенная иерархия:

О-Сенсей - Основатель Айкидо Уэсиба Морихей (буквально "Великий Учитель")
Дошу - Глава школы
Шихан - Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй - Учитель (4 - 5 Дан)
Сэмпай - Старший ученик
Кохай - Младший ученик
Дохай - Равные между собой ученики
Юданча - Обладатель степени Дан
Додзё чё - Старший в додзё
Учи деши - Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан - Высшие ученические и мастерские разряды
Кю - Начальные ученические разряды

Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" - восьмая, самая старшая - первая. Каждая степень имеет свое название.

Степеней "Дан" в Айкидо 10. В отличие от "кю", уровень "Дана" растет согласно его порядковому номеру; самый младший "Дан" - первый, самый старший - десятый:

Хачи-кю - 8 кю
Шичи-кю - 7 кю
Рок-кю - 6 кю
Го-кю - 5 кю
Ён-кю - 4 кю
Сан-кю - 3 кю
Ни-кю - 2 кю
Ик-кю - 1 кю
Шо-дан - 1 Дан
Ни-дан - 2 Дан
Сан-дан - 3 Дан
Ён-дан - 4 Дан
Го-дан - 5 Дан
Року-дан - 6 Дан
Шичи - дан - 7 Дан
Хачи-дан - 8 Дан
Ку-дан - 9 Дан
Дзю-дан - 10 Дан

Где?

Обучение Айкидо происходит в додзё:

Додзё - Место проведения занятий по боевым искусствам (буквально: "Место постижения пути")
Татами - 1) Традиционно - мат из рисовой соломы примерно 1м х 2м (в настоящее время, как правило, из вспененного поролона);
Татами - 2) Совр. - все пространство, застланное матами, и предназначенное для проведения тренировок
Камидза - Главная стена
Шимодза - Место, противоположное камидза
Шихандай - Место Шихана


В чем?

На татами, из соображений гигиены, безопасности и комфорта, все носят специальную одежду:

Кэйкоги (Доги) - Тренировочный костюм (широко распространенное название "кимоно" является ошибочным и относится к другой разновидности одежды)
Оби - Пояс
Хакама - Широкие штаны (как правило, для занимающихся от 1-го Дана и выше)

Что мы говорим?

Поскольку Айкидо занимаются исключительно люди вежливые и воспитанные, то на занятиях царит атмосфера дружелюбия и сотрудничества:

Охаё годзаимас - Доброе утро
Конничи ва - Добрый день
Комбан ва - Добрый вечер
Саёнара - До свидания
Дозо - Пожалуйста, прошу Вас
Аригато годзаймашьта - Спасибо, что вы занимались со мной
Домо аригато годзаймашьта - Большое спасибо (особо вежливая форма)
О-нэгаи шьмас - Вежливая форма приглашения к каким-либо совместным действиям (занятиям)
Оцкарэ самадэсита - Благодарность за совместный труд, работу
О-тагаи-ни рэй - Взаимный поклон

Что мы делаем?

Команды, применяемые на занятиях:

Кирицу - Встать!
Маттэ - Ждите!
Мокусо - Команда для создания внутреннего настроя в начале и в конце тренировки
Рэй - Поклон!
Сэйза - Сесть прямо!
Хаджимэ - Начинайте!
Ямэ - Стоп!

Как мы падаем?

Страховки:

Укэми ваза - Техника страховки
Маэ укэми - Страховка кувырком вперед через руку
Уширо укэми - Страховка кувырком назад
Еко укеми - Страховка кувырком через руку в бок

Куда и как?

Направления, стороны и уровни:

Хидари - Левый
Миги - Правый
Маэ - Передний
Уширо - Задний
Джёдан - Верхний уровень (над плечами)
Чюдан - Средний уровень (от плеч до пояса)
Гедан - Нижний уровень (ниже пояса)
Ирими - Вхождение, вход
Тэнкан - Вращение
Омотэ - Лицевой, передний
Ура - Обратный, задний
Сото - Снаружи
Учи - Внутри


Как мы стоим?

Положения тела и стойки:

Камаэ - Позиция готовности: ноги слегка согнуты, руки перед собой
Ханми - Расположение тела в полоборота (45°) по направлению к атаке
Миги ханми - Правосторонняя стойка
Хидари ханми - Левосторонняя стойка
Айханми - Противники находятся по отношению друг к другу в одноименной стойке
Гякуханми - Противники находятся по отношению друг к другу в разноименной (зеркальной) стойке
Маай - Расстояние в пространстве и во времени. Упрощенно можно сказать - дистанция между противниками

Как мы двигаемся?

Перемещения в пространстве:

Тай сабаки - Способы изменения положения тела
Цуги аши - Приставной шаг
Аюми аши - Шаг со сменой ноги
Тэнкай - Разворот на 180° на месте
Тэнкан - Уход с линии атаки и поворот на 180° с шагом назад
Ирими тэнкан - Состоит из двух движений - ирими (вхождение с шагом вперед) и тэнкан
Шикко - Перемещение на коленях

Как на нас нападают?

Дори ката - Техника захватов
Кататэ дори - Захват одной рукой запястья соперника
Айханми кататэ дори - Захват за одноименную руку
Гяку ханми кататэ дори - Захват за разноименную руку (зеркальный захват)
Рётэ дори - Захват двумя руками двух рук спереди
Ката дори - Захват за плечо
Рёката дори - Захват за два плеча спереди
Какаэ дори - Захват за тело (обхват двумя руками спереди)
Моротэ дори - Захват одной руки двумя руками
Хиджи дори - Захват за локоть
Муна дори - Захват за отворот куртки
Эри дори - Захват за ворот
Сода дори - Захват за рукав (в области локтя)
Куби шимэ - Захват за горло (удушение)
Уширо дори - Захваты сзади



Как нас бьют?

Удары:

Атэми ваза – Техника ударов
Атэми – Отвлекающий удар, как правило, наносится перед или во время исполнения техники
Цки (цуки) – Прямые тычковые, колющие удары рукой
Джёдан цки – Удар рукой в верхний уровень (в голову)
Чюдан цки – Удар рукой на среднем уровне (в туловище)
Учи – Рубящие удары рукой
Шёмэн учи – Удар рукой сверху вниз
Ёкомэн учи – Удар рукой сбоку
Сухеи учи – Удар рукой через грудь
Гери – Удары ногой
Маэ гери – Удары ногой вперед
Еко гери – Удары ногой в сторону
Уширо гери – Удар ногой назад
Маваши гери – Удар ногой сбоку

Как мы защищаемся?

Техники Айкидо:

Наге ваза – Бросковые приемы
Джуджи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля»
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»


Что происходит?

Разновидности техник:

Ваза – Техника, работа, способ, раздел
Кихон но ваза – Базовые техники
Хенка ваза – Дополнительные техники
Тачи ваза – Приемы, проводимые в положении стоя (оба противника стоят)
Сувари ваза – Приемы, проводимые на коленях (оба противника на коленях)
Ханми хандачи ваза – Приемы, проводимые сидящим против атак стоящего
Джю ваза – Произвольное выполнение различных приемов от одной специально оговоренной атаки
Буки ваза – Один из партнеров вооружен
Рандори – Произвольная работа против одного или нескольких противников, когда способы атаки и защиты заранее не оговариваются
Ката – Выполнение приема строго по классической схеме
Тори (Наге) – Проводящий прием, бросающий
Укэ – Подвергнутый приему, бросаемый

Как мы контролируем ситуацию?

Способы удержания и контроля противника:

Осаэ ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя


Что нам поможет?

Работа с оружием:

Буки ваза – Техника работы с оружием
Боккен – Деревянный меч
Танто – Кинжал, нож
Дзё – Палка, длиной до подмышечной впадины
Кумитачи – Техника парной работы на мечах
Кумидзё – Техника парной работы с дзё
Тачи дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного мечом
Танто дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного ножом
Дзё дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного дзё
Дзён аге ваза – Техника защиты с дзё против атак (захватов за дзё) безоружного нападающего

А по-японски?

При отработке техники или отдельных элементов, на разминке и при выполнении подготовительных упражнений, счет ведется по-японски:

1 - Ичи
2 - Ни
3 - Сан
4 – Ши (ён)
5 – Го
6 - Року
7 – Шичи (нана)
8 – Хачи
9 – Ку (кю)
10 - Джю
20 – Нинджю
30 – Санджю
40 – Ёнджю
50 - Годжю
60 – Рокуджю
70 – Шичиджю
80 – Хачиджю
90 – Кюджю
100- Хяку

Рецензент: С.В. Киселёв
Составители: И.А. Новиков, Д.С. Сапожников
Составители выражают особую благодарность Елене Сосновской за помощь в работе над словарем.



  • Разделы сайта