Сферы психической деятельности. Симптомы и синдромы

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:
1. Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – головного мозга. Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
а) не всякая материя обладает свойством психического, психика – это особое свойство только головного мозга;
б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее.
2. Сущность психики состоит в отражении. Психика – это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности:
а) это отражение субъективно, индивидуально и своеобразно;
б) психическое отражение не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов;
в) избирательный характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность;
г) психическое отражение неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике;
д) одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности.
3. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности. Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Низший уровень психики образует бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Основные функции психики. Формы проявления психики.
Структура психики
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная , форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная , форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, проявляющаяся у человека.
Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на: экзопсихику (часть психики человека, отражающая внешнюю по отношению к организму реальность), эндопсихику (часть психической реальности, отражающая состояние организма человека) и интропсихика (часть психики, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны).

Классификация психических явлений

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Все психические явления неразрывно связаны между собой, но традиционно подразделяются на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические образования и психические свойства (схема 4). Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта. Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Под «психическими образованиями» понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Схема 4

Мир психических явлений

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза

Филогенез (от греч. рhyle – род, племя, genesis – рождение, происхождение) – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Термин «филогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем. В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Животные (простейшие) на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (на уровне ощущений). Представители перцептивной психики (позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски и млекопитающиеся) отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных (прежде всего человекообразных обезьян) – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Онтогенез (анг. ontogenesis) – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного. В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуется как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность . Периодизация психического развития – попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития – это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.

Строение нервной системы

Психика есть свойство высокоорганизованной материи – нервной системы. У человека носителем психики является головной мозг. Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им.
Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки , или нейроны , функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение (рис. 1). Нейрон состоит из тела клетки , дендритов – ветвящихся волокон этого тела, воспринимающих возбуждение, и аксона – нервного волокна, передающего возбуждение другим нейронам. Нервные волокна покрыты белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Она обеспечивает проведение возбуждения в определенном направлении. Пункт контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называется синапсом (от греч. – «застежка»). В этом пункте осуществляется функциональная связь между нейронами.

Центральная и периферическая нервная система

По расположению в организме и функциям нервная система делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Основная функция головного мозга – управляющая, обработка поступившей от периферии информации и выработка «команд» исполнительным органам. Головной мозг не представляет собой сплошной массы. Он состоит из отделов, связанных друг с другом. Нижний его отдел называется продолговатым мозгом , который соединяет спинной мозг с головным. Над продолговатым мозгом находится средний мозг , мозжечок , еще выше – промежуточный мозг . Все эти отделы сверху покрыты большими полушариями, которые вместе с корой больших полушарий образуют конечный мозг . В продолговатом мозге находятся центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта. В среднем мозге расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств. В промежуточном мозге находятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции.

Кора больших полушарий

Наиболее развитая часть головного мозга – его большие полушария. Большие полушария – парное образование, состоящее из правой и левой половин. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3 – 4 мм. Этот слой серого вещества называется корой больших полушарий. Кора головного мозга имеет 7 слоев и состоит из новой коры, новообразований головного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса). Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.
Кора головного мозга функционально организована. В ней выделяют лобные, височные, теменные и затылочные доли, поля головного мозга. В лобных долях находятся двигательные центры, речевой центр, представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляется аналитическая деятельность мозга, моторика речи. В височных долях находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи, осуществляются экспрессивные функции речи. Теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительности (боль, тепло, холод и т.д.). Здесь же находится центр музыкального понимания. Затылочные доли осуществляют анализ зрительной информации (свет, цвет).

Функциональная асимметрия головного мозга

Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга – различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках.

Понятие рефлекса. Классификация рефлексов по происхождению

Основная форма взаимодействия организма со средой – рефлекс – ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы.
Рефлексы по своему происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные , или, по классификации И. П. Павлова, безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов и т. д., и условные, сформированные как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде. Безусловные рефлексы являются функцией главным образом низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой. Условные рефлексы являются функцией высшего отдела мозга – коры больших полушарий. Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой предварительной тренировки не требует. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения и выступает физиологической основой знаний человека.
Чтобы уяснить разницу нервных механизмов того и другого рефлекса, рассмотрим примеры. Маленький ребенок тянется рукой к блестящему белому чайнику. Обжегшись, малыш мгновенно отдергивает руку. Это безусловный рефлекс. Но вот он отдергивает руку при одном виде чайника. Это условный рефлекс.
Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней.

Структура рефлекторного механизма

В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную . Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный орган и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой .
Согласно последним исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует (уточняет, поправляет) протекание третьей части – двигательной. Как это происходит? Оказывается, как только нервный сигнал по двигательному – центробежному – нерву доходит до рабочего органа (к мышце или железе), то последний в свою очередь посылает обратный сигнал в центр – мозг. Поступивший обратный сигнал информирует мозг о характере тех изменений, которые в данный момент произошли в организме, т. е. сообщает мозгу, в какой мере – правильно или неправильно – рабочий орган выполнил полученную из центра команду. Как только мозг обнаруживает отклонение от заданной программы, если ответное действие выполнено неудачно, он тут же посылает сигнал о соответствующей корректировке действия и направляет деятельность организма по ранее намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторного акта получило название обратной связи.
Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не могли бы научиться ходить, писать, пользоваться ножом и вилкой, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками.

Нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга.
Виды торможения. Первая и вторая сигнальные системы

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения . По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование временных связей. Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Торможение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления их работоспособности. Такое же охранительное и восстановительное значение имеет сон как торможение, широко распространившееся на ряд важных участков коры. Сон предохраняет кору от истощения и разрушения. Однако и сон не есть остановка работы мозга. Еще И. П. Павлов отмечал, что сон – это своеобразный активный процесс, а не состояние полной бездеятельности. Во сне мозг отдыхает, но не бездействует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предполагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накопленной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответствующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, заторможены.
Существует два основных вида коркового торможения: внешнее (результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя) и внутреннее (проявление внутренних закономерностей работы коры).
Особой формой внешнего торможения является так называемое охранительное торможение . Оно возникает под влиянием очень сильных (или продолжительно действующих) раздражителей, которые вызывают сверхсильное возбуждение нервных клеток. Как только раздражение достигает определенного предела, вступает в действие охранительное торможение. Например, перевозбужденный впечатлениями, переутомленный ребенок быстро засыпает, иногда даже сидя у телевизора. Это проявление охранительного торможения.
Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Сигналы – это, прежде всего, предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой . Она имеется у человека и животных.
Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Палов назвал второй сигнальной системой . Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы.

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.

I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей

Все психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три вида:

  • 1) психические процессы (память, внимание, восприятие и др.);
  • 2) психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.);
  • 3) психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Психические процессы - это отдельные подпроцессы целостной психической деятельности, имеющие свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция - обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным сознанием и "отключением" ощущений.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Психические свойства личности - это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени.

Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе.

Вывод: список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще социальные отношения - тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

Процедуры познания неосознаваемых психических процессов

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека- неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным . Психика значительно шире сознания. Сознание - это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

Существует проблема в процедурах познания неосознаваемых психических процессов. Вполне правомочен вопрос о том, как изучить неосознаваемые процессы, если они не осознаются.

Прежде всего следует отметить, что неосознаваемое в различных формах проявляется в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены, интегральный результат надсознательных процессов. Сведения о неосознаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования навыков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов, как это было проиллюстрировано на примере экспериментов А.Р. Лурии.

Следовательно, при изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными: фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере "бессознательного".

Вывод: психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на "сознательное" и "бессознательное". Сфера бессознательного имеет свою сложную и, вероятно, иерархическую структуру.

Понятие отражения и психики

Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи, психика - продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира.

Классификация психических явлений и процессов.

Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психические процессы подразделяются на познавательные (Эмоции, чувства. Мышление, речь. Память. Воображение, представление. Внимание. Ощущения, восприятие.), эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация).

Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности.

Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам личности относятся:

Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики.

И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Возникновение и развитие психики и сознания.

Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и Деятельности человека.

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической Деятельности людей.

Развитие психики имеет 3 аспекта:

1. возникновение и развитие психики в животном мире;

2. возникновение и развитие человеческого сознания;

3. развитие психики в онтогенезе человека.

Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики.

Развитие носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.

Чувствительность возникает на базе раздражительности как всеобщего свойства живой материи. Она есть первое проявление психики и показатель ее возникновения.

Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики. В пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший и наивысший.

3 стадии развития психики:

1. элементарная чувствительность – животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;

2. предметное восприятие – Деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом;

3. интеллект – характеризуется еще более сложной Деятельностью и сложными формами отражения действительности. Появляется возможность… подготовительных действий для своего решения.

Возникновение сознания – это качественно новый этап в развитии психики.

Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание носит всегда целенаправленный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление сознания – процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью. Возникновение трудовой Деятельности в корне изменило отношение человека к окружающей среде. Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.



Основой перехода к сознанию человека явился совместный труд людей, направленный на общую цель. В процессе трудовой Деятельности развивались и закреплялись функции руки, которые все совершенствовалась и изменялась, превратившись в орган познания.

Сознание является высшим уровнем психического отражения.

Развитие психического отражения на шаг отстает от развития Деятельности:

1. сенсорная Деятельность направлена на объект. Психическое отражение отражает отдельные свойства;

2. перцептивная Деятельность (психическое отражение) направлена на отношение объектов:

Отдельные объекты;

Появление операции (условия, в которых дан предмет Деятельности).

3. интеллектуальная Деятельность : психическое отражение - отношения между объектами.

Симптомы (греч. symtoma - признак) при психических забо­леваниях заключаются в качественных и количественных измене­ниях протекания психических процессов. Особенности психических процессов в норме у здоровых людей изучает психология, наруше­ния этих процессов изучаются психопатологией, т.е. наукой о па­тологии, болезненных расстройствах психики.

В психологии различают несколько основных видов психиче­ских процессов или «сфер» психики , которые в совокупности со­ставляют нормальное функционирование психики человека:

1. Восприятие (чувственное познание).

2. Мышление.

3. Память.

4. Эмоции (чувства, переживания).

5. Волевые процессы.

Для нормальной психической деятельности необходимо сово­купное функционирование всех сторон психики, поэтому наруше­ния в работе одной из этих сторон искажают согласованное дей­ствие, как отдельный неправильный фрагмент мозаики изменяет весь рисунок.

Изложение отдельных признаков нарушений психики тради­ционно проводится по описанию отдельных фрагментов или их групп в соответствии с принятым в психологии разделением пси­хических функций. Вместе с тем, психическая деятельность на­столько сложна, ее отдельные аспекты настолько взаимосвязаны, что само по себе разделение функций условно. В каждой из них отражается сумма нескольких функций.

Другое необходимое предварительное соображение касается субъективности-объективности расстройств. Множество из явле­ний психических нарушений переживается больным в его соб­ственном поле сознания, без внешних проявлений, и практически не может быть измерено, увидено или замечено наблюдателем. Между тем в общей медицине многие симптомы могут быть легко объективированы. Например, лихорадку можно подтвердить из­мерением температуры тела или установлением ускорения числа сердцебиений при подсчете пульса. О проявлениях психических расстройств больные сообщают при беседе с врачом, рассказывая о своих жалобах, ощущениях, переживаниях. Проверить их ка­ким-либо путем, кроме наблюдения за поведением больного, по существу, невозможно. Однако однотипность предъявляемых жа­лоб, сходство описаний тех или иных нарушений, даже рассказ о них похожими словами и выражениями у разных больных свиде­тельствуют о том, что болезненные переживания являются анало­гичными. Подобная однозначность высказываний и жалоб наблю­дается тогда, когда люди действительно ощущают нечто похожее, совпадающее по основным проявлениям. Поэтому психиатры уже давно убедились в объективном существовании этих субъективных симптомов психических расстройств. Причем ряд из них оказы­вается близким по описанию у многих больных, независимо от их принадлежности к различным этно-культуральным группам, уровня образования и развития. Естественно, эти особенности накладывают свой отпечаток на словесное оформление, попытки пациентов объяснить происхождение их страданий, наконец, на отношение к их жалобам и поведению со стороны окружающих лиц. Однако общий рисунок высказываний и поведения остается очень близким.

Таким образом, крайне сложная внутренняя карти­на переживаний психически больного человека оказывается объек­тивной, реально существующей данностью, которую нельзя изме­рить и ощутить, но можно и нужно понять и оценить с точки зре­ния возможности установления диагноза, выбора необходимого лечения и определения прогноза имеющихся расстройств.

Симптомы и синдромы.

Описание и обозначение патологических признаков осуществляется с помощью системы симптомов.

Симптом – абстрактное понятие, обозначающее строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией . Это – терминологическое обозначение патологического признака. Не каждый признак является симптомом, а только названный при установлении его причинно-следственной связи с патологией. С названия симптома начинается профессиональная коммуникация. Для последней необходима унификация терминологии, в том числе психиатрической, которая является не только материалом для методологически правильного построения диагноза, но и основной формой профессиональной коммуникации. Выявление симптомов в большинстве случаев позволяет лишь констатировать факт наличия болезни вообще и отнести ее к той или иной отрасли медицины, т.к. каждая клиническая наука имеет их особый набор. Специфическими для психиатрии являются психопатологические симптомы.

Феномен болезни проявляется не единичным признаком и симптомом, а их набором. Структура и характеристики последнего зависят от рода заболевания (экзо-, эндо-, психо- и соматогенное происхождение или их сочетание), характера повреждения (воспаление, интоксикация, дегенерация и т.д.), особенностей нейрогуморальных механизмов, связанных с формированием комплекса признаков болезни и т.д.

Совокупность всех симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного больного, образует симптомокомплекс . Выделение его – следующий, более высокий по сравнению с определением симптомов уровень познания болезни. Но и этот уровень еще далеко не достаточен для определения болезни, так как набор симптомов может быть обусловлен разнообразными факторами (патогенетическими, патоплатическими, конституционально-индивидуальными, социальными, модифицирующими и пр.).

Симптомокомплекс отражает реальную картину болезни на момент обследования и является конкретным проявлением имеющейся у больного совокупной патологии. В нем выделяется ряд закономерно сочетающихся симптомов, образующих синдром.

Синдром – строго формализованное описание закономерного сочетания симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определенными нозологическими формами .

Определение симптомокомплекса происходит при непосредственном восприятии конкретной патологии. Симптомокомплекс может не совпадать по количеству симптомов с синдромом, включать симптомы, не входящие пока ни в один синдром, а также представлять собой сочетание нескольких синдромов.

Симптомы и синдромы – теоретические понятия – позволяют описать болезнь строго формализованно, что дает возможность врачу, фельдшеру при формировании диагноза перейти от констатации наличия патологии вообще («задача симптома») к распознаванию патогенеза («задача синдрома») и этиологии болезни, т.е. к пониманию ее сущности.

И симптомы, и синдромы делятся на позитивные и негативные . Позитивные обозначают признаки патологической продукции (вновь возникающие дезадаптивные признаки), негативные – включают признаки обратимого или стойкого, прогрессирующего, стационарного или регрессирующего ущерба, выпадения, изъяна, дефекта или иного психического процесса. Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни выступают в единстве, сочетании и имеют, как правило, обратно пропорцинальное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем менее, беднее и фрагментарнее – позитивные.

По уровню психических нарушений симптомы и синдромы делятся на расстройства невротического и психотического уровня .

Непсихотические расстройства (психозы) характеризуются:

· адекватностью психических реакций реальности по содержанию, но часто неадекватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что редко изменяется чувствительность, реактивность и поводом для реакции становятся незначащие или малозначащие по силе, частоте и т.п. ситуации;

· сохранением критичности, но нередко, однако, утрированной, сеситивно заостренной;

· ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с законами психологии, общества и природы, ситуационной зависимостью психопатологических проявлений.

Психотические расстройства (психозы) характеризуются:

· грубой дезинтеграцией психики – неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам, явлениям, событиям, ситуациям;

· исчезновением критики (некритичностью) – невозможностью осмысления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней, прогнозирования особенностей ее развития, в том числе в связи с собственными действиями; больной не осознает свои психические (болезненные) ошибки, наклонности, несоответствия;

· исчезновением способности произвольно руководить собой, своими действиями, памятью, вниманием, мышлением, поведением иногда из личных реальных потребностей, желаний, мотивов, оценки ситуаций, своей морали, жизненных ценностей, направленности личности; возникает неадекватная реакция на события, факты, ситуации, предметы, людей, а также на самого себя.

Расстройства восприятия.

Восприятие - психический процесс, при котором ощущения, получаемые от раздражителей внешней и внутренней среды, пере­водятся в осознаваемую информацию. Нарушения процессов вос­приятия могут носить количественный характер, когда происходит болезненное усиление или ослабление поступающих извне раздра­жителей. Так, обычные звуки могут казаться непереносимо гром­кими, свет - необычно ярким, ослепляющим, запахи - нетерпимо резкими, раздражающими (гиперестезия). В других случаях, наобо­рот, все окружающее кажется тусклым, без ярких красок, звуки доходят как через стену, они необычно глухие, запахи отсутствуют (гипостезия). Такого рода состояния бывают при некоторых психи­ческих расстройствах, но иногда встречаются у здоровых людей в состоянии крайнего утомления, после истощающих соматических заболеваний, у некоторых женщин во время беременности. Столь же извращенно могут восприниматься обычные ощущения, исхо­дящие от собственного тела. При этом человек испытывает крайне неприятные ощущения: покалывание, жжение, давление, переворачивание, щекотание в разных частях тела (сенестопатии). Эти ощу­щения практически не встречаются у здоровых людей и являются уже характерными для психических расстройств. Так, некоторые больные шизофренией испытывают крайне тягостное чувство «высыхания мозгов», «переливания» в мозгу, «давления изнутри на глаза», «бульканья в голове». Иногда своеобразные, вычурные ощущения исходят из внутренних органов: жжение в животе, непе­реносимый холод («как лед лежит») в груди, шевеление в желудке от «поселившейся там змеи», «лягушки» и т.д.

Изредка встречаются так называемые метаморфопсии, при ко­торых искажается величина или форма воспринимаемого предме­та. Больной видит неестественно уменьшенные или увеличенные предметы, иногда меняется их форма: дома искривлены, улица бес­конечно длинна. Изменено и собственное тело: голова огромная, заполняет всю комнату, тело легкое, невесомое (так называемое «расстройство схемы тела»). Эти нарушения обычно являются признаками психического заболевания, но могут быть и при пси­хических нарушениях, связанных с тяжелыми соматическими забо­леваниями.

Иллюзии - это искаженное восприятие реально существую­щих предметов. Иллюзии могут быть физиологическими, связан­ными с несовершенством органов чувств человека или физически­ми свойствами предметов. Примером физической иллюзии являет­ся элементарный оптический феномен: ложка кажется сломанной в стакане воды из-за различия в преломляющих свойствах воды и воздуха. Примеры физиологических иллюзий - известные рисун­ки «двойного значения».

Психические иллюзии наблюдаются чаще всего в условиях эмоционального напряжения, страха, обусловленных как реальны­ми причинами, так и болезненными изменениями чувств. Зритель­ные иллюзии в необычных ситуациях, вероятно, испытывали многие: висящее пальто воспринимается как стоящий у стены человек, какие-то страшные или смешные рожи видятся в рисунке обоев и т.п. Слуховые иллюзии также нередки у здоровых: в незнакомом месте, ночью идущий с опаской человек слышит шорохи, шаги, которые кажутся нарастающими, угрожающими, хотя это может быть шум листвы, ветра, отдаленный стук колес поезда и т.д. По­добные иллюзии могут быть у психически больных, но, если здоро­вый человек, всмотревшись, вслушавшись в померещившееся явле­ние, приходит к заключению, что ему это «показалось», и успокаи­вается, то больной (чаще речь идет о начальных проявлениях бо­лезни) не задумывается о реальном происхождении иллюзии и оце­нивает ее как подтверждение надвигающейся угрозы, подтвержде­ние его опасений и страхов. Галлюцинация - это ложное восприя­тие несуществующих раздражителей, ложное восприятие без ре­ального предмета. Галлюцинации являются признаком психиче­ского расстройства в тех случаях, когда человек относится к ним как к действительности.

Обычно галлюцинации различают по органам чувств: зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Зри­тельные галлюцинации нередко носят устрашающий характер: больные видят страшные рожи, личины, фантастических чудовищ, чертей, зверей, которые хотят их разорвать, или мелких зверю­шек - мышей, крыс, тараканов, которые со всех сторон ползут к ним. Такие зрительные обманы восприятия характерны для острых психозов, в частности, алкогольных, иногда бывают у больных с инфекционными психозами.

Слуховые галлюцинации проявляются в отдельных звуках, окликах, которые пугают больных. Часто встречаются вербальные (словесные) галлюцинации, когда больные слышат отрывочные слова или целые фразы, речи, разговоры. Причем обычно они обращены к больному, «голоса» спрашивают его о чем-то, угрожают ему, ругают его. Нередко, особенно при алкогольных психозах, слуховые обманы имеют комментирующий характер: «голоса» обсуждают все действия больного. В некоторых случаях «голоса» отдают приказы, командуют, заставляют совершать какие-то дей­ствия вопреки его желанию (императивные галлюцинации). Боль­ные не всегда могут бороться с такими приказами и совершают под их воздействием поступки, в том числе и опасные.

Обонятельные галлюцинации заключаются в том, что боль­ной ощущает отвратительные, мерзкие запахи. Он чувствует, как от него или от пищи, которую он ест, исходит трупный запах, запах гнили, керосина, кишечных газов и проч. Близки к ним и часто встречаются одновременно с ними вкусовые галлюцинации, когда больной наряду с неприятным запахом чувствует, что пища имеет вкус гнилого мяса, горечи, мыла и т.д. Осязательные галлюцина­ции проявляются в вычурных тактильных ощущениях: ползании насекомых, змей, червей под кожей, чувстве волос во рту и проч. Многие галлюцинации сочетаются между собой: так, страшные звери, черти могут издавать звуки, разговаривать с больным, угрожать ему. Такого рода сочетанные галлюцинации называются комплексными. Участие больного в разворачивании галлюцина­торных образов бывает различным. В одних случаях он - пассив­ный слушатель или зритель, в других - участник галлюцинатор­ных событий. Видения могут быть как бы проецируемыми на стенах, как в кино. Могут разыгрываться различные сцены, которые больной наблюдает. В других случаях галлюцинаторные образы обступают его, он находится среди них, принимает участие в про­исходящем. Так, приходилось наблюдать больного с белой горячкой, который был доставлен в психиатрическую больницу с улицы, где он шел по мостовой, отдавая команды как на параде. В боль­нице он продолжал командовать, жестикулировал, кричал кому-то: «Смирно! Направо! Налево! Шагом марш!» и т.д. По миновании острого психоза он сообщил, что видел «взвод чертей», который шел на парад, а он, как бывший военный, понял, что должен их научить правильно маршировать.

Описанные выше галлюцинации называются истинными. Они появляются в поле действия того или иного органа чувств. Их ви­дят, слышат извне, со стороны, как реальные образы и ощущения. Чрезвычайно характерным бывает внешний вид галлюцинирую­щего больного. Пациент со зрительными галлюцинациями внима­тельно или испуганно всматривается, озирается, иногда совершает такие движения, как будто что-то стряхивает с одежды. При слухо­вых галлюцинациях он вслушивается, кому-то отвечает, говорит вслух или шепчет что-то сам с собой, испуганно оглядывается, вздрагивает. При этом нередко на вопросы врача отвечает невпо­пад, как бы не слыша задаваемых вопросов. Изредка больной за­тыкает уши. При обонятельных галлюцинациях могут зажимать нос, на лице - брезгливая гримаса. Очевидно, что такие внешние признаки галлюцинаторного поведения наблюдаются при острых выраженных психических расстройствах.

При некоторых психических заболеваниях, чаще всего при шизофрении, встречаются так называемые ложные галлюцина­ции - псевдогаллюцинации. Они также могут быть разделены в зависимости от органов чувств, но наиболее частыми являются слуховые, реже - зрительные псевдогаллюцинации. Главное отли­чие от истинных галлюцинаций состоит в том, что больные осоз­нают их как нечто субъективное, необычное, отличающееся от ре­альных образов. Эта нереальность восприятия связана с несу­ществующими органами чувств («вижу внутренним оком», «слышу внутренним ухом»). Проецируются псевдогаллюцинаторные обра­зы в субъективном пространстве: внутри головы, в теле больного. И, что является очень важным их признаком, имеется чувство сде­ланности, искусственности этих образов.

Больной, который испытывает псевдогаллюцинации, обычно в поведении не проявляет состояния, связанного с ними. Жалобы таких больных чрезвычайно сложны. Они сообщают, что у них неожиданно появляются «чужие» звучащие мысли, будто кто-то говорит у них в голове, или «внутренние голоса», которые обсуж­дают их действия, спорят с ними. Этим «внутренним голосам» они мысленно отвечают, ссорятся или соглашаются с ними. При зри­тельных псевдогаллюцинациях перед «внутренним взором» прохо­дят разнообразные образы, они могут быть цветными, но чаще неопределенных цветов, тусклые, самого различного вида, от устрашающих до приятных видений. Они могут выглядеть как целые картины или быть фрагментарными, отрывочными, быстро меняющимися. Иногда больной видит какие-то таинственные сиг­налы, символы, слышит и видит в голове «морзянку», «бегущую строку» и т.д. Причем у больного всегда остается ощущение ис­кусственности, чуждости этих явлений и осознание того, что их воспринимает только он один, другие не видят и не чувствуют по­являющиеся образы. Изредка возникает убеждение, что сам боль­ной не руководит своей речью, его языком движет посторонняя сила, заставляющая его говорить не то, о чем он думает.

Больные обычно находят фантастические или иррациональ­ные объяснения этим явлениям: «голоса» исходят из космоса, от представителей внеземных цивилизаций; это - результат телепатического влияния, гипноза, воздействия таинственных аппаратов, лазерных лучей. В прошлом это объяснялось кознями дьявола и других потусторонних сил. Псевдогаллюцинации всегда являются признаком психического расстройства и, хотя больной относится к ним как к навязчивому, не принадлежащему ему самому, чуждому явлению, критического отношения к ним нет, осознание болезнен­ности этого феномена отсутствует.

Псевдогаллюцинации были подробно описаны на основе самонаблюдений русским и французским психиатрами В.Х. Кандин­ским (1849-1889) и М.Ж.Ж. де Клерамбо (1873-1934), которые перенесли приступ психического заболевания, сопровождавшегося подобными расстройствами. Тщательное описание псевдогаллю­цинаторных явлений этими авторами легло в основу выделения особого психопатологического синдрома, который на­зван в русской психиатрической литературе их именами.

Расстройства мышления.

Мышление - это психический процесс, заключающийся в об­общенном отражении существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей. Мышление основано на чувственном восприятии. Преобразуя восприятия от внешнего мира, оно приводит к системе знаний о свойствах и вза­имоотношениях предметов.

Другое определение мышления подчеркивает его субъектив­но-личностный, внутренний характер, его направленность на дея­тельность. Мышление - целенаправленная система идей, симво­лов и ассоциаций, возникающая в процессе выполнения задачи и приводящая к выработке правильного решения. Мышление нормально, если его результатом является логическая система выво­дов. Из этих определений следует, что мышление - чрезвычайно сложный процесс, изучение и анализ отдельных его сторон до сих пор остаются недостаточно полными. Возможно, что мышление - главное отличие человека от других живых существ, даже наиболее высокоорганизованных животных. Мышление неразрывно связано с речью. Мы думаем и выражаем свои мысли словами, поэтому о свойствах мышления и о нарушениях мыслительных функций су­дят прежде всего по высказываниям человека, по их содержанию, способу выражения идей, темпу речи и т.д. Мышление - основная составляющая часть интеллекта (ума), т.е. основа познавательной деятельности человека.

Мышление включает ряд форм: понятие - отражение свойств предметов и явлений объективного мира; со­знание - отражение свойств связей и отношений предметов и явлений; умозаключение - построение вывода и нового заключения на основе оценки суждений.

Различают несколько типов мышления, каждый из которых может быть искажен психической болезнью.

1) Наглядно-действенное мышление - наиболее примитивный первичный вид мышления, когда конкретные, существующие в данный момент в поле созна­ния предметы, определяют действия с ними. Такой вид доречевого мышления характерен для маленьких детей.

2) Наглядно-образное мышление заключается в способности к принятию решений в ре­зультате непосредственного наблюдения за объектами своей дея­тельности. Об образном мышлении говорят, когда отношения между образами и явлениями строятся не на основе отвлеченных понятий и суждений, а под влиянием эмоционального отношения или сложившейся обстановки. Одним из его вариантов является художественное мышление.

3) Абстрактное, отвлеченное мышление характеризуется тем, что человек придерживается строгих логиче­ских формул и истин. При этом чувственно-образная сторона дей­ствительности отступает на второй план, однако сохраняется спо­собность понимать многомерное значение понятий.

4) Особенность аутистического мышления в том, что индивид поглощен своими собственными субъективными переживаниями и идеями, не свя­занными с реальной жизнью. Оно однобоко, подчинено эмоциям, нелогично при построении выводов.

5) Магическое мышление отли­чается тем, что причинно-следственные взаимоотношения окру­жающего мира не учитываются, они как бы остаются за скобками, а все происходящие явления считаются результатом действия сверхъестественных сил. Особое место здесь занимает значение слов, приобретающих необычный, символический смысл. Такое мышление называют еще архаическим. Оно свойственно ранним уровням развития культуры, наблюдается у детей. Так, ребенок «наказывает» стул, о который ударился. Подобные действия ребен­ка отражают этап магического мышления в становлении обычного логического мышления.

Приведенные формы мышления, очевидно, не исчерпывают всех возможных вариантов нормального мысли­тельного процесса у людей.

В течение жизни человека постепенно формируется логическое мышление, сменяя иные варианты мышления как этапы развития. Кроме того, под влиянием различных причин тип мышления мо­жет меняться. Возможно и сосуществование различных вариантов мышления у здорового человека. Например, суеверия являются отражением магического мышления, но они спокойно уживаются у одного и того же субъекта с вполне логическим и реалистическим отражением действительности в остальных областях.

Очевидно, что психическое расстройство более всего влияет на особенности мышления и зачастую служит главным признаком проявлений болезни психики. Древние говорили: «Если Бог хочет наказать, он отнимает разум».

Нарушения темпа мышления. Различают ускорение и замедле­ние мышления.

Ускорение мышления заключается в том, что мысли быстро сменяют друг друга, ассоциации возникают чрезвычайно легко, часто по созвучию, сходству, смежности. Мысли и суждения ста­новятся все более поверхностными, обусловленными случайными впечатлениями. Снижается продуктивность мышления и способ­ность к прогнозу своих действий. Появляется крайняя отвлекаемость, образные представления преобладают над отвлеченными идеями. Наибольшей степенью ускорения мышления является скачка идей с вихрем мыслей и представлений. Речь больного ста­новится быстрой, теряется связь между отдельными фразами, по­этому зачастую трудно уловить смысл сказанного. Такие наруше­ния встречаются при маниакальных состояниях.

Замедление темпа мышления. По своим проявлениям этот тип нарушений противоположен предыдущему. Целенаправленность мышления сохраняется, но из-за затруднений в появлении ассоциа­ций, воспоминаний, представлений отмечается однообразие и скудность мыслей и высказываний. Речь больного отличается дли­тельными потугами, задержками даже в ответ на обычные вопро­сы. Больные с трудом подбирают необходимые слова, сами не стремятся к беседе, не задают вопросов. Такие расстройства на­блюдаются при депрессивных состояниях.

Обстоятельность мышления состоит в том, что появление но­вых ассоциаций замедляется, затрудняется переход к ним от преж­них мыслей. Мышление становится вязким, тугоподвижным, утра­чивается способность выделить главное и второстепенное. Поэто­му в речи отмечается множество несущественных деталей, упоми­наются совершенно ненужные мелочи. Больной не способен выделить основную мысль, описать кратко и четко свои жалобы или переживания. Он «тонет в деталях», «топчется» на одном месте, часто возвращается к началу разговора, заявляя, что забыл сооб­щить о чем-то важном, и повторяет уже сказанное. Такого рода расстройства мышления свойственны больным эпилепсией.

Характерными расстройствами течения мыслей при шизофре­нии являются так называемые закупорки мышления (шперрунги), обрывы и наплывы (ментизм) мыслей.

Шперрунги (закупорка мыслей), состоят во внезапном пре­кращении мыслей у больного. При этом пациент умолкает, теряет нить разговора, иногда продолжает рассказ с момента остановки. Жалобы больных на такое состояние звучат сходно: появляется «пустота в голове», «перерыв мыслей», «закупорка». Обрывы мыс­лей ощущаются больным как исчезновение нужной мысли, «забывание» ее. Наплывы мыслей (ментизм) заключаются в непро­извольном появлении потока мыслей, воспоминаний, представле­ний, обычно совершенно не связанных с мыслями больного, иногда странных по содержанию. Может быть ощущение множества мыслей, параллельности мыслей, «мысли разбегаются», «ускользают из головы». Больные при этом жалуются на путаницу мыслей, их неотвязность, насильственность, чуждость. Отмечают, что эти «лишние» мысли им мешают, не дают думать.

Все эти нарушения чрезвычайно тягостны для больных. Пси­хиатры традиционно относят нарушения течения мыслей к основ­ным симптомам шизофрении, так называемым симптомам I ранга по Курту Шнейдеру (1887-1967), хотя они не являются строго специфичными и могут иметь место, особенно ментизм, при других психических расстройствах.

Разорванность мышления - такое нарушение хода мыслей, когда утрачивается логическая связь между элементами суждений и высказываний, речь больного становится бессмысленной. В наибо­лее тяжелых случаях теряется даже грамматический строй речи больного и она превращается в отдельные слова, выкрики или бормотание (словесная окрошка). Нередко в речи таких больных появляются «неологизмы» - новые слова, составленные из от­дельных слогов обычных слов. Неологизмы иногда имеют символический, особый смысл для пациента. Например, длительно бо­леющий шизофренией больной называет себя шизохроник. Мно­гочисленные примеры неологизмов можно найти в поэзии В. Хлебникова. Его знаменитое стихотворение «Заклятие смехом» все состоит из неологизмов. Кузнечик в другом его стихотворении «крылышкует» «золотописьмом», там летают стаи «времерей» и т.д. Пример разорванности мышления приводит В.А. Жмуров: «Без отопления голоса будут замкнуты, получится звезда, которая будет закрыта танковым шлемом, как у вас в атаке. Это и требова­лось доказать. Чувашову на мусорной яме бритвенным прибором «Эстония» на столе. Она была на каталке и шла гулять как бы за анютиными глазками. Причина и явление электрических съездов, зарисованных на вашем предмете страны, является выходом на работу воздуха руки с клапанов без понимания цилиндра». Такие нарушения наблюдаются в далеко зашедших стадиях шизофрении.

Выделяются также нарушения целенаправленности мысли­тельной деятельности, среди которых чаще всего встречается резо­нерство (бесплодное мудрствование). Этот вид нарушений мышле­ния проявляется в склонности к пустому рассуждательству на банальные, нравоучительные темы, нередко с большой примесью демагогических высказываний. Речь больного полна словесных штампов, повторений, многочисленных отступлений и уточнений, иногда сопровождается ссылками на авторитеты, причем привле­каются широко известные изречения. Высказывания высокопар­ные, многозначительные. Такие рассуждения в народе называют «переливанием из пустого в порожнее», они непродуктивны и, по существу, бессодержательны. Однако пациенты с весьма важным видом морализуют, стремятся навязать свою точку зрения, не заме­чая ходульности своих заявлений. Иногда высказывания предъявляются в виде бесконечного монолога. Речь остается грамматиче­ски правильной, но изобилует вводными словами, деепричастными оборотами, фразы чрезвычайно длинные. Резонерство встречается не только у психически больных. Нередко резонерскими рассужде­ниями пытаются замаскировать беспомощность своих идей люди, которые стремятся привлечь к себе внимание, хотят предстать перед окружающими в качестве оригинальных, нестандартно мыс­лящих, талантливых. Так, в изданной в 1992 г. в г.Красноярске книге Д.П.Мяксина «Любовь и сердце беспредельности. Космиче­ские знаки Добра и Зла» можно найти примеры псевдонаучного резонерства буквально на каждой странице. Например: «Мощными посылками, возбуждающими Головную Ауру для понимания и одновременно сотворения флюидно-органических комплексов нервно-психической энергии (которые в свою очередь обогащают по принципу обратной связи астральные формообразования Гармонизации векторной множественности познания психических центров) являются сфера искусства, особенно музыки - как наи­более свободная от предметно-фиксированных категорий дискрет­ного мышления (к сожалению, доминирующего пока в психосфере Земли) в сознании людей». Резонерство нередко ста­новится особенно отчетливым при знакомстве с письменной продукцией здоровых и психически больных. В таких текстах частыми бывают подчеркивания, выделение «ключевых» слов, употребление заглавных букв, восклицательных знаков и другие своеобразные особенности самого оформления рукописи. Иногда такие признаки записей приобретают диагностическое и экспертное значение.

Среди лиц с психическими расстройствами претенциозное ре­зонерство наблюдается у психопатических личностей, при алкого­лизме, но наиболее характерно для нарушений мышления у боль­ных шизофренией. У последних оно нередко сочетается с формальностью мышления, когда высказывания пациента, по существу совершенно правильные, не соответствуют реальной обстановке. Например, на вопрос врача, откуда приехал больной, он отвечает: «Из тюрьмы», хотя по смыслу разговора ясно, что спрашивают его о месте жительства или на вопрос о том, есть ли у него дети, отве­чает, что сейчас нет, так как он в больнице, а дети остались дома.

Паралогическое мышление («кривая логика») отличается тенденциозностью направления мыслительной деятельности. Выводы строятся на случайных явлениях, которые соответствуют установке личности. Все, что противоречит этой установке, игнорируется или совсем не принимается во внимание. Такого рода умозаключения возможны при различных психических расстройствах, но могут встречаться у здоровых под влиянием аффекта, в сложных жизнен­ных ситуациях.

Для этих расстройств мышления характерно измененное, не соответствующее действительности отражение явлений и законо­мерностей окружающего мира в результате психической болезни.

Эти расстройства делятся на три класса: навязчивые (обсессивные), сверхценные и бредовые идеи.

Навязчивые идеи - это насильственно, непроизвольно возни­кающие мысли, которые появляются у больного независимо от его желания. Пациенты относятся к ним критически, воспринимают их как чуждые, ненужные, но они постоянно повторяются, неотвязны и мешают обычной деятельности. В легкой степени это явление известно всем, когда целый день у человека беспрерывно повторя­ется какой-то мотив или строчка из стихотворения. Такие явления обычно раздражают, но вскоре проходят. Они появляются в со­стоянии утомления, иногда после болезни. При психических рас­стройствах навязчивые идеи отличаются стойкостью, длитель­ностью существования и влияют на психическую работоспособность больного. Встречаются навязчивые сочетания, при которых больной испытывает мучительные опасения в правильности своих обыденных действий: выключил ли газ; запер ли дверь, уходя из дома; положил ли письмо в отправленный конверт и т.д. Эти сом­нения заставляют его по несколько раз проверять свои поступки, вызывают постоянную тревогу. Бывает навязчивый счет, когда больной непроизвольно стремится подсчитывать совершенно не­нужные вещи: этажи или окна домов, мимо которых идет; сумми­рует номера встречных автомашин и т.д. При навязчивых воспо­минаниях всплывают в памяти чаще неприятные эпизоды соб­ственной жизни. Иногда появляются контрастные мысли, когда возникают желания сделать нечто, не соответствующее обстановке: засмеяться на похоронах, выругаться вслух в окружении солидных людей и т.п. Особенно тягостны для больных навязчивые страхи (фобии). Число их вариантов неограниченно. Почти каждое дей­ствие, ситуация могут сопровождаться навязчивым страхом. Мож­но упомянуть агорофобию - страх открытых пространств; клаустрофобию - противоположное состояние; нозофобию - страх болезни. Выделяют даже фобофобию - страх страха. Навязчивые идеи наблюдаются при различных психических расстройствах - неврозах, шизофрении и других.

Сверхценные идеи представляют собой тесно связанные с осо­бенностями личности убеждения, которые возникают под влияни­ем реальной ситуации. Эти мысли логически разработаны и при­обретают чрезмерно важное значение в силу большой эмоциональ­ной заряженное. Поэтому они занимают неподобающее место в сознании человека, влияют на его поступки и поведение. По содер­жанию это могут быть идеи ревности, супружеской неверности, которые возникают после какого-либо незначительного события, вызывающего подозрение в измене; сутяжные (кверулянтские) идеи, которые развиваются после реального или мнимого ущемле­ния прав пациента; ипохондрические идеи, обусловленные нетяже­лой болезнью, которую больной без оснований считает крайне опасной, неизлечимой. Сверхценные идеи встречаются в сложных жизненных ситуациях при расстройствах личности, при различных вариантах органического поражения головного мозга, шизофрении и некоторых других психических аномалиях и болезнях.

Бредовые идеи (бред) - ложные мысли, суждения и умозаключения, основанные на неправильных выводах о внешних явлениях. Главным свойством бреда является непоколе­бимость убеждений, невозможность переубедить больного в оши­бочности его мыслей, невозможность коррекции, несмотря на яв­ное противоречие с действительностью. Сознание больного пол­ностью поглощено бредом. Американские авторы Г.И. Каштан и Б.Дж. Седок (1994) добавляют к этим признакам еще несоответствие культурному и интеллектуальному уровню пациента. Бред - это всегда признак психического расстройства.



  • Разделы сайта