Серенко: в Калмыкии межэтнические столкновения стали следствием чистки в рядах силовиков. Видео: дагестанца в калмыкии на коленях заставили извиниться за оскорбление будды

Крупный межконфессиональный конфликт едва не вспыхнул в России в минувшие выходные. Вспышка случилась в относительно спокойной до этого Калмыкии, а противостояние возникло между мусульманами и буддистами.

Буддисты являются самой малочисленной группой из четырех традиционных религий в России. Они сосредоточены в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Серьезных конфликтов между буддистами и христианами зафиксировано не было, а вот случаи противостояния между приверженцами ислама и адептами Будды уже отмечались в 2005-2007 годах.

Новый инцидент произошел в столице Калмыкии Элисте, где должен был пройти традиционный турнир по вольной борьбе памяти Героя Советского Союза, генерал-полковника Басана Городовикова .

На соревнования съехались спортсмены со всей страны, в том числе из кавказских республик, где борьба чрезвычайно популярна.

Преступление и наказание

Накануне открытия турнира представители команды Дагестана решили прогуляться по Элисте и познакомиться с ее достопримечательностями.

Прогулка получилась довольно оригинальной — 22-летний дагестанский борец Саид Османов задирал на улице прохожих, а затем вместе с приятелем заглянул в буддистский храм.

Там атлет совершенно распоясался — он .

После этого молодые люди, довольные собой, отправились в гостиницу.

Возможно, на этом дело и кончилось бы, но хулиганов подвела любовь к современным технологиям: все свои похождения они транслировали в соцсети Periscope.

Оскорбительную выходку борца увидели буддисты, проживающие в Элисте. В результате в ночь с 1 на 2 апреля гостиница «Элиста», где проживала делегация Дагестана, оказалась блокирована разгневанными гражданами, требовавшими сатисфакции.

К зданию гостиницы срочно стянули наряды полиции. Тем временем, Саида Османова силой вывели на улицу и заставили извиняться за свой поступок, стоя на коленях.

За осквернителя святыни извинялся глава правительства

Дальнейшее развитие событий в ночь на 2 апреля удалось предотвратить. Но власти как Калмыкии, так и Дагестана отнеслись к случившемуся очень серьезно.

Турнир памяти Басана Городовикова был отменен. В Элисту срочно прибыл глава правительства Дагестана Абдусамад Гамидов , который сделал совместное заявление с главой Калмыкии Алексеем Орловым .

«Уважаемые жители Республики Калмыкия, в Дагестане весть о безнравственном поступке приняли с очень глубоким возмущением», — сказал Гамидов. — «Я от всех дагестанцев, от себя лично приношу глубокие извинения нашему братскому калмыцкому народу».

По словам главы правительства Дагестана, .

Сам спортсмен задержан. В отношении него возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий). Саиду Османову грозит реальное лишение свободы.

Экстремисты работают тренерами?

Сейчас и в Дагестане, и в Калмыкии власти делают все для того, чтобы не дать возможности использовать данный инцидент радикалам с обеих сторон. В социальных сетях таковых более чем достаточно — с одной стороны звучат слова одобрения в адрес Османова, с другой — призывы к акциям против мусульман.

Член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев в интервью радиостанции «Говорит Москва» не исключил, что борец Саид Османов мог быть связан с ИГИЛ (террористической группировкой, деятельность которой на территории РФ запрещена по решению Верховного Суда).

«Если он был в состоянии трезвом, значит боец братьев-ваххабитов. И разговор с ним будет совсем уже тяжелый. То есть его посадят совершенно точно, причем необязательно только за это. Наверняка выяснится, что он еще ИГИЛ деньги переводил, как-то их поддерживал в соцсетях, в общем, это может кончиться не двумя годами», — сказал Силантьев.

Член Общественной палаты Дагестана Шамиль Хадулаев также обеспокоен наличием экстремистов в среде дагестанских борцов. По его мнению, в структуре Министерства спорта Дагестана сегодня работают тренеры, которые фактически открыто поддерживают радикальных боевиков в Сирии и передают свои взгляды молодым спортсменам. Исправить данную ситуацию невозможно без полной переаттестации тренерских кадров.

«Действия, не имеющие оправдания»

Министру спорта Дагестана Магомеду Магомедову глава Дагестана Рамазан Абдулатипов объявил выговор «за ненадлежащую воспитательную работу со спортсменами».

«Невежество, бескультурье, крайне низкий уровень воспитания некоторых молодых людей, к сожалению, влекут за собой действия, не имеющие никакого оправдания», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте Главы Республики Дагестан.

Хочется верить в то, что адекватным людям и в Дагестане, и в Калмыкии удастся не только погасить нынешний конфликт, но и не допустить новых подобных случаев в дальнейшем. Ведь именно от этого зависит, какое будущее ждет Россию.

Калмыкия расположена между Дагестаном, Ставропольем, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областями, отличаясь этнически и конфессионально от всех вышеперечисленных. Этой спецификой обусловлено наличие определенного конфликтного потенциала, который уже сейчас дает о себе знать, но может проявляться в гораздо большей степени. Регион упоминается экспертами как имеющий тлеющие межэтнические конфликты.

Динамика напряженности в Калмыкии не вызывает оптимизма: если с сентября 2013 по март 2014 г. был зарегистрирован всего один случай межэтнической вражды, связанный с размещением ксенофобного контента в социальных сетях, то в последние шесть месяцев надо констатировать значительное увеличение числа проявлений межнациональной розни и рост их интенсивности. В структуре конфликтов можно выделить две основные группы: онлайн-экстремизм и массовые драки с этническим подтекстом.

Случаи интернет-ксенофобии носят достаточно маргинальный характер (в частности, обращает на себя внимание тот факт, что фигурантами соответствующих уголовных дел становятся несовершеннолетние выходцы из районов области, которые размещают экстремистский контент в социальных сетях, не самых влиятельных с точки зрения создания резонанса в медиадискурсе).

В то же время столкновения с применением насилия были весьма ожесточенными и вызвали значительный общественный резонанс. Кроме того, в данных конфликтах принимали участие организованные группы молодежи, в том числе футбольные болельщики. Несмотря на соседство Калмыкии с Дагестаном и усилившееся демографическое давление из СКФО, которое, как правило, довольно сильно ощущается близлежащими субъектами РФ, большинство конфликтов в Калмыкии связано не с дагестано-калмыцкими, а с русско-калмыцкими противоречиями.

В последнее время значительную роль играют также конфликты на этнорелигиозной почве, что обусловлено как спецификой самой Калмыкии, так и ее соседством с мусульманским Дагестаном. Следует отметить, что большинство калмыков исповедуют буддизм, Калмыкия - единственный в европейской части России преимущественно буддийский регион. Смешение национального и религиозного вопроса является серьезным вызовом, и власти региона стараются адекватно на него ответить: так, в состав специальной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на проявления экстремизма включены не только представители правоохранительных и прочих профильных структур, но и представители религиозных объединений.

Наблюдатели отмечают, что резонансные конфликтные ситуации могут быть использованы для нагнетания межэтнической напряженности в Калмыкии, в том числе для отвлечения внимания общества от проблем социально-экономического развития республики. При этом эксперты сходятся во мнении, что политизация межэтнических столкновений является достаточно опасным явлением, независимо от ее целей, и легко может выйти из-под контроля.

В целом межэтническая напряженность в Калмыкии находится на среднем уровне, но за счет серьезного конфликтного потенциала может резко возрасти при дальнейшем нарастании межнациональных противоречий. В частности, дискриминационная политика властей региона в отношении представителей нетитульных народов способна вывести проблему этноконфессиональных конфликтов на первое место в публичном дискурсе.

Динамика: ситуация ухудшается

Основные проблемы: конфликты на этнорелигиозной почве, этническое противостояние, активность радикальных молодежных групп, интернет-ксенофобия

09:38 — REGNUM Реакция дагестанцев на события, произошедшие в Элисте 1 апреля, первоначально сводилась к осуждению действий дагестанского спортсмена, предположительно осквернившего статую Будды. Но после того как события в Элисте обросли новыми подробностями, из Дагестана стали звучать требования беспристрастного расследования инцидента.

Парад извинений

Напомним, 1 апреля произошел резонансный случай, который стал главной темой в Дагестане в последние десять дней. Поехавший на турнир по вольной борьбе в Элисту спортсмен из Дагестана Саид Османов был задержан за осквернение статуи Будды в центре города. Против него возбуждено уголовное дело. Но перед задержанием толпа возмущенных граждан заставила его извиниться и встать на колени перед статуей.

Когда в СМИ и соцсетях появилась информация о том, что дагестанец осквернил статую Будды, руководство Дагестана отреагировало мгновенно. Уже 2 апреля, через несколько часов после произошедшего, в Элисту срочно выехал председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов и от имени всех жителей республики принес извинения калмыкскому народу. Гамидов заявил, что уже отстранен от работы тренер борца. Вслед за Гамидовым 4 апреля официальные извинения от имени дагестанцев принес и глава республики Рамазан Абдулатипов , при этом сообщив, что объявлен выговор министру физкультуры и спорта Дагестана Магомеду Магомедову за ненадлежащую воспитательную работу со спортсменами. А 6 апреля на расширенной коллегии Минспорта Дагестана с участием председателя правительства Абдусамада Гамидова, представителей правоохранительных органов и духовенства вновь осуждали поступок Саида Османова и говорили о необходимости не допускать ухудшения отношений между братскими народами.

Хотя на высшем уровне единогласно осуждали действия борца, дагестанские тренеры, чью работу раскритиковали власти и общественность, заявляли, что дело было не совсем так, как это было описано в федеральных СМИ. Первым высказался Анвар Магомедгаджиев — тренер спортивного клуба имени Гамида Гамидова, где тренируется Османов.

Как пишет газета «Новое дело», на коллегии министерства он заявил, что спортсмен хоть и виноват, но не совершал всего, что ему вменяют. Там же прозвучали мнения, что не стоило извиняться от имени всех дагестанцев за поступок одного человека. На это председатель правительства ответил, что в Калмыкии проживают 25 тысяч дагестанцев и что через территорию республики ежедневно транзитом проезжает большое количество дагестанцев. Гамидов подчеркнул, что извинения были сделаны, чтобы не допустить межнациональный конфликт.

Мысль о том, что извинения должны были быть принесены не от всех дагестанцев, а от конкретных виновных, высказывали и другие. Так, журналист Тимур Джафаров на своей странице в Facebook пишет: «Я не понимаю, почему извиняются «от лица дагестанского народа». Это значит и от меня лично… Я никого не оскорблял. Или у нас принцип коллективной ответственности?».

Кто ответит за самосуд?

На оценку случившегося дагестанским общественным мнением повлияли версии, высказанные друзьями и родственниками Саида Османова. По их словам, спортсмен не заходил в храм и не осквернял статую, а имела место только нецензурная брань, причем спортсмен и его товарищи не знали, что памятник является статуей Будды и калмыки ему поклоняются.

Дагестанская газета «Новое дело» провела собственное расследование произошедшего. По данным издания, изображенный на распространенном в сети фото молодой человек, коснувшийся ногой лица статуи, не является Саидом Османовым. Во всяком случае, как утверждает газета, фото, о котором идет речь, было опубликовано как минимум четыре месяца назад, задолго до этих событий. Кроме того, изображенное на фото происходит внутри помещения, а статуя Будды, с которой был связан скандальный инцидент, находится в парке.

Издание также обращает внимание на то, что на самом деле над Саидом Османовым был осуществлен самосуд с попустительства полицейских. Это заметно на видео, где Османов стоит на коленях перед толпой, его дергают люди в гражданском, а сотрудники полиции в форме просто стоят на месте. На официальный запрос редакции, будут ли предприняты меры в отношении полицейских за бездействие в этом эпизоде, МВД Калмыкии не ответило, утверждает «Новое дело».

После того, как стали известны все эти обстоятельства, в Дагестане стали раздаваться призывы судить спортсмена по закону, не идя на поводу у общественного мнения. С просьбой способствовать справедливой оценке действий спортсмена к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке обратился депутат Госдумы из Дагестана Умахан Умаханов . В письме генпрокурору он пишет, что фактически над виновником данного инцидента был совершен коллективный самосуд с моральным унижением достоинства гражданина.

«Считаю, что наше общее федеральное законодательство должно быть беспристрастным и одинаково должно применяться ко всем участникам названного конфликта. Не может остаться без правовой оценки бездействие сотрудников правоохранительных органов, позволивших толпе беспрепятственно унижать человеческое достоинство гражданина РФ. Правовую оценку должны получить все те, кто принял участие в коллективном самосуде над гражданином…», — говорится в письме.

Непростое прошлое

Некоторые дагестанские комментаторы утверждают, что руководство республики, активно отреагировавшее на случившееся 1 апреля, не проявляло должной активности в связи с другими событиями в Калмыкии. Так, в сети было много напоминаний о том, как в 2014 году в Элисте неизвестные кинули бутылку с зажигательной смесью в мусульманскую молельную комнату, и о том, что несколько десятков лет мусульмане Калмыкии не получали разрешения от властей на строительство мечети в Элисте. Дагестанцы вспоминают и инцидент, который произошел в 2001 году, когда был совершен акт хулиганства в мечети поселка Прикумский. Храм был закрыт после этого случая. В 2005 году в селе Садовое была разрушена практически построенная мечеть.

На отношения между двумя республиками влияют и споры вокруг 100 тысяч гектаров земли в Лаганском районе Калмыкии, которыми пользуются дагестанцы. В Калмыкии дагестанские хозяйства появились в 1954 году, когда калмыки находились в сибирской ссылке. Для 19 горных хозяйств Дагестана в Калмыкии были выделены земли отгонного животноводства. С 1957 году Калмыцкая АССР была восстановлена, но взаимоотношения республики с арендаторами земель — дагестанскими хозяйствами не были оформлены. Оформлять договоры с арендаторами земель стали лишь в начале 2000-х годов. Аренду пастбищ на территории Калмыкии продлевали межправительственными договорами и соглашениями между двумя республиками.

В 2011 году руководство Калмыкии решило вернуть республике «отгонные» земли, но дагестанское руководство настаивало на сохранении в силе правительственных актов, согласно которым, земля эта передавалась на бессрочное пользование горным хозяйствам. Бывший в то время президентом Дагестана Магомедсалам Магомедов в письме главе Калмыкии Алексею Орлову писал о постановлениях Совета министров СССР и Совета министров РСФСР от 1954 и 1955 годов, согласно которым сезонные пастбища госфонда переданы Дагестану в бессрочное пользование.

В итоге дагестанские хозяйства остались на территории Калмыкии. В 2012 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Республикой Калмыкия. Соглашением продлевается аренда «лаганских» земель. Однако руководство Калмыкии всячески отрекается от этого, заявляя, что в соглашении нет пункта о землях.

Чиновники Калмыкии периодически обращают внимание на нарушения дагестанцами так называемого «принципа отгонности», утверждая, что скот на пастбищах содержится круглый год, тогда как разрешено его держать там только с октября по май. На этих территориях также нельзя возводить стационарные капитальные строения, однако и этот запрет игнорируется дагестанскими животноводами, утверждают в Элисте.

Одной из причин межэтнических столкновений браконьерских группировок, которые произошли в начале апреля в поселке Артезиан Черноземельского района Калмыкии, могла стать чистка в республиканских силовых структурах, считает эксперт Фонда развития информационной политики (ФРИП) Андрей Серенко.

"Калмыцкие органы правопорядка не смогли предотвратить крупнейшую с 1990-х годов стычку криминальных группировок. Поселок с населением около трех тысяч человек несколько часов находился во власти браконьерских банд", - сказал Андрей Серенко.

Андрей Николаевич сообщил, что в Калмыкии существуют два "самых браконьерских" района: Черноземельский район и Лаганский. Здесь, по словам эксперта, "действуют два крупнейших преступных сообщества республики - артезианское (черноземельское) и лаганское", которые, по словам сотрудников милиции, контролируют незаконную добычу рыбы на Каспии.

"При этом артезианцы и лаганцы, давно поделив сферы влияния, прекрасно уживаются друг с другом, - заметил Андрей Серенко. - Зато внутри этих браконьерских сообществ периодически вспыхивают конфликты между этническими преступными сообществами - калмыцким и даргинско-дагестанским".

Андрей Николаевич сообщил, что действующие в этом районе браконьерские этнические группировки обладают собственным пиратским флотом на Каспии, а их незаконную деятельность прикрывают вооруженные группы.

Апрельские события, по словам Андрея Серенко, развивались следующим образом. 1 апреля несколько калмыков устроили погром на даргинской чабанской точке, расположенной недалеко от поселка Артезиан. Они жестоко избили двух дагестанцев из поселка Кочубей Тарумовского района Дагестана. Пострадавшие даргинцы были доставлены в дагестанскую больницу.

"По словам моего источника в силовых структурах Калмыкии, инцидент был спровоцирован этническими браконьерскими группировками, заинтересованными в переделе сфер влияния на Каспии", - сообщил Андрей Серенко.

По словам эксперта ФРИП, на следующий день даргинская браконьерская группировка вызвала подкрепление из Дагестана. Калмыцкие браконьеры обратились за помощью к соотечественникам в Элисту.

"В результате в сторону Артезиана с двух сторон двинулись автоколонны вооруженных боевиков, - сказал Андрей Серенко. - По имеющейся у меня информации, не менее чем по полсотни "бандитских спецназовцев" с обеих сторон к вечеру 2 апреля прибыли в Черноземельский район. Интересно то, что обычно очень придирчивые к автолюбителям и дальнобойщикам калмыцкие гаишники не задержали ни одну из автомашин с вооруженными людьми".

Вечером 3 апреля на окраине Артезиана произошло столкновение двух бандитских группировок. В драке участвовали, по свидетельству очевидцев, до 100 человек. С обеих сторон были раненые: пострадало около 20 человек. Жители поселка рассказывали, что, во время драки слышались автоматные очереди. Впрочем, Андрей Серенко отметил, что, несмотря на жестокость схватки, убитых среди боевиков не было. Эксперт предположил, что стороны "щадили" противника, чтобы не вызвать "кровной мести".

"Находившиеся на месте схватки несколько местных милиционеров оказались бессильны перед вооруженной толпой, - рассказал Серенко. - Не были услышаны и призывы к миру со стороны руководителя Артезианского сельского поселения, а также его коллеги из дагестанского поселка Кочубей, приехавшего на место драки".

Эксперт ФРИП отметил, что "порядок" навели сами боевики из двух этнических группировок, остававшиеся над схваткой".

Источники в силовых структурах сообщили эксперту ФРИП, что у них имеется видеозапись беспорядков. Впрочем, в интересах следствия они показать ее журналистам не могут.

Андрей Серенко рассказал, что в течение первых дней "урегулированием ситуации в Артезиане занимались руководители республиканских силовых ведомств". Сотрудники ОМОНа взяли поселок под контроль. 8 апреля в Артезиан приехала специальная правительственная комиссия во главе с вице-премьерами кабинета министров Калмыкии Валерием Боваевым и Олегом Клименко. В состав комиссии вошли офицеры ФСБ, заместитель главы МВД республики полковник Батр Гиндеев и сотрудники прокуратуры Калмыкии.

"Изучив ситуацию, члены комиссии созвали сход граждан поселка, в котором приняли участие также представители дагестанской стороны, включая специально прибывшего министра по делам национальностей правительства Дагестана", - сообщил эксперт ФРИП.

Андрей Серенко привел слова участников поселкового схода, по словам которых, в разгар заседания в зал бесцеремонно вошла группа крепких мужчин из 30 человек во главе с местным авторитетом. Со словами: "Почему без нас начали!" - они разместились в зале. По мнению эксперта, этот инцидент "лишний раз наглядно показывает, кому на самом деле сегодня в Артезиане принадлежит власть".

Эксперт ФРИП изучил мнения силовиков по поводу произошедшего. Точки зрения сторон были озвучены 10 апреля на специальном совещании у главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Так, вице-премьеры Валерий Боваев и Олег Клименко пришли к выводу, что причиной массовых беспорядков стал "провал в работе республиканских управлений МВД и ФСБ".

В то же время, калмыцкие силовики - министр внутренних дел генерал-майор Анатолий Журавлев и начальник УФСБ генерал-майор Вячеслав Бугаенко - "попытались переложить ответственность на гражданские власти, заявив, что причиной обострения криминальной ситуации в Черноземельском районе являются сложная социально-экономическая ситуация, а также нехватка сотрудников на местах".

"За увлекательным поиском виновных в резкой активизации браконьерских кланов в Калмыкии пока осталась незамеченной сомнительная кадровая реформа в калмыцкой милиции, - заявил Андрей Серенко. - За несколько месяцев до инцидента в Артезиане в МВД Калмыкии началась масштабная реорганизация. Ликвидация управления по борьбе с организованной преступностью, инспирированная федеральным милицейским руководством, была дополнена уже местными кадровыми перестановками в службе по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) и ГИБДД, непосредственно и занимающихся борьбой с браконьерством".

В итоге, по словам эксперта, полностью сменилось руководство БЭП и ГИБДД Калмыкии. В числе уволенных со службы - заместитель министра внутренних дел Калмыкии полковник Геннадий Кодлаев, начальник службы собственной безопасности МВД Калмыкии полковник Савр Джеев, начальник управления по борьбе с экономической преступностью МВД Калмыкии полковник Валерий Чудутов, начальник ОРЧ БЭП полковник Санл Эрендженов, первый заместитель начальника ГИБДД МВД Калмыкии полковник Олег Дамбинов, заместитель начальника ГИБДД МВД Калмыкии полковник Зурган Бодаев, начальник Яшкульского РОВД полковник Владимир Балданов, начальник Яшалтинского РОВД полковник Виктор Саранов, а также начальники всех восьми городских и районных отделов ГИБДД Калмыкии.

"Судя по событиям в Артезиане, руководство МВД поторопилось как с ликвидацией службы по борьбе с организованной преступностью, так и с кадровой ротацией в милицейских подразделениях, ориентированных на борьбу с браконьерством. Во всяком случае, обещанного положительного эффекта от ведомственной реформы в Калмыкии, учитывая всплеск насилия в Черноземельском районе, так и не произошло… Гражданские власти и правоохранительные органы не исключают попыток повторения инцидента: в Артезиане остаются размещенные почти неделю назад 100 бойцов калмыцкого ОМОНа", - подытожил Андрей Серенко.

В МВД Калмыкии возбуждено два уголовных дела по апрельским событиям в поселке Артезиан. Несколько задержанных обвиняются по статье 213 (хулиганство) и 222 (незаконное хранение, перевозка или ношение оружия) УК РФ.

Межэтнические столкновения в Артезиане случались и ранее. Так, массовому избиению подверглись пассажиры поезда №373-374, следовавшего из Тюмени в Баку. Драка произошла на станции Артезиан в ночь на 27 октября 2007 года между азербайджанцами и калмыками . По данным МВД Калмыкии, причиной нападения послужил конфликт в вагоне-ресторане этого поезда, после чего на пассажирский состав, сделавший остановку на станции Артезиан, напали полсотни местных жителей , вооруженных ножами и арматурой.

В октябре 2006 года в селе Воробьевка Приютненского района республики был предотвращен крупный межэтнический конфликт между калмыцкой и дагестанской молодежью . Тогда МВД Калмыкии перешло на усиленный вариант несения службы. В село Воробьевка был направлен отряд милиции в составе свыше 100 человек, а на пунктах пропуска и автодорогах введен усиленный контроль и досмотр. Причиной этих мер стала драка, произошедшая 31 октября на дискотеке в селе Воробьевка. Тогда приезжий 24-летний житель Дагестана нанес ножевые ранения двум 16-летним подросткам, один из которых скончался.

В апреле того же года в Калмыкии муссировались слухи о том, что может начаться резня русского населения. Информация об обострении межнациональных отношений в республики поступала из разных источников, главным из которых были слова очевидцев. Так, жители Элисты утверждали, что жизнь в городе превратилась для людей славянской внешности в кошмар. Наблюдался массовый выезд людей из республики.

Министр физической культуры и спорта Дагестана Магомед Магомедов (Большой Махач) в интервью КАВПОЛИТу рассказал о некоторых ранее неизвестных деталях инцидента вокруг статуи Будды, случившегося несколько дней назад в Элисте.

По словам Магомедова, видеозапись извинений, которые от лица всего народа Дагестана принес во время визита в Калмыкию премьер-министр республики Абдусамад Гамидов, изначально планировалась для выпуска в эфир только в крайнем случае, но оказалась в открытом доступе практически сразу.

Глава Минспорта Дагестана убежден, что борец Саид Османов, находящийся сейчас в СИЗО в Калмыкии, не совершал большинства тех действий по осквернению статуи, которые ему ставят в вину.

– Какова ваша версия событий, случившихся в Элисте?

– Прежде всего, турнир в честь героя Советского Союза Городовикова, на который поехали наши спортсмены, - это не было наше календарное мероприятие, мы туда никого не командировали и эту поездку не финансировали. Это был, так сказать, братский визит, такое практикуется между тренерами. Все знают, что дагестанская школа борьбы – одна из самых сильных в мире, и присутствие наших спортсменов – это авторитет для любого турнира.

Утром 2 апреля мне поступил звонок от председателя правительства Дагестана Абдусамада Гамидова: «Вы слышали, что произошло в Калмыкии?» До этого мне уже звонили по этому поводу, и краткая информация о том, что там случилось, у меня была. Я ответил: да, определенное представление у меня есть. После этого мы выехали в Калмыкию, нас сразу принял у себя глава республики, в присутствии силового блока.

– Что вам рассказали об инциденте?

– Никакой новой информации, кроме той, что у нас уже была, на этой встрече нам не сообщили. Нам показали фото борца, который достает ногой до верхней части статуи Будды, этот снимок на тот момент уже был выложен в интернете. Я тогда еще не видел статую, с которой связано это дело, и подумал, что, наверное, у этого борца хорошая растяжка.

Кроме того, мы на тот момент не видели наших спортсменов и тренеров, которые были в Калмыкии. Очевидцы и свидетели уехали в Дагестан к тому моменту. Если бы у нас была информация, мы бы, конечно, повели себя по-другому. К тому же мы не знали в лицо Саида Османова – у нас же борьбой занимается целая армия, около 50 тысяч человек. То есть мы не могли по той фотографии, которую нам показали, определить – он это или не он.

Но сейчас, когда фото Османова стало доступно в СМИ, все могут убедиться, что это не он. Также можно увидеть фото статуи, она довольно высокая, достать ногой до ее верха практически невозможно.

Но, повторю, мы обо всем этом на момент приезда в Калмыкию не знали. Поэтому понятно, какой была наша первая реакция: как он мог позволить себе такое? Буддизм – это одна из древнейших религий. Будда в исламе относится к числу пророков, так же, как Иса (Иисус - прим ред .) и Муса (Моисей - прим. ред. ), и кто может что-то плохое говорить в их адрес?

Далее мы пообедали, и в семь часов вечера состоялась вторая встреча с Алексеем Орловым, которая была заснята на камеру. Орлов сказал, что видео делается на всякий случай, если вдруг произойдет возмущение народа. Абдусамад Мустафаевич извинился перед калмыцким народом и руководством Калмыкии – эту запись все видели.

Затем мы отправились обратно в Дагестан, и не успели мы проехать километров 15-20, как нам позвонили и сказали: посмотрите, уже на всех сайтах показывают.

– Какова ваша оценка действий руководства Калмыкии?

– Я считаю, что это было некрасиво со стороны главы Республики Калмыкия, хотя не мне его судить. Поэтому, когда появилось это видео, я решил разобраться во всех деталях того, что произошло. Конечно, глава правительства и глава республики тоже не сидели сложа руки.

Оказалось, что наши парни шли по парку мимо храма Будды, делали трансляцию в сети «Перископ», и Османов в этот момент выругался. Я этот поступок, конечно же, осуждаю – ни один человек не имеет права оскорблять религию других народов, даже если этот народ враждебный. Точно так же считают все дагестанцы.

Но ведь этот парень только выругался, ничего другого не было. Он не мочился на статую и не задирал ногу. На фото, которое распространяется в интернете, изображен совсем другой человек, не Саид Османов. Они даже не заходили в этот храм. Парни, которые были с Османовым, в этом поклялись. Мы вообще не знаем, что послужило причиной того, что этот парень оказался на коленях.

– То есть вы считаете, что в действиях Османова отсутствовал состав преступления, которое ему вменяют?

– Я не знаю, какие санкции предусмотрены Уголовным кодексом за ругань, но могу сказать, что в тех деталях, которые стали достоянием общественности, эта история высосана из пальца.

– Насколько адекватной, на ваш взгляд, была сама форма извинения – от всего дагестанского народа?

– Это святая обязанность каждого руководителя. Иногда мы судим о целых народах по поступкам их отдельных представителей, и эти ошибки людей могут отражаться на отношении ко всему народу. Мы должны были подумать о тех наших земляках, которые живут в Калмыкии, там 40 тысяч дагестанцев, и мы знаем, что стычки между калмыками и дагестанцами были неоднократно, там поджигали мечети, подбрасывали к ним свиные головы.

– Вы предпринимаете какие-то усилия, чтобы Османова перевели из Калмыкии в Дагестан?

– Мы такую работу ведем, насколько это возможно. Председатель правительства относится к этому с пониманием. В тот же вечер, когда произошел этот инцидент, нам позвонил представитель Дагестана в Калмыкии и сказал, что в тюрьме над нашим парнем могут надругаться.

Чтобы этого не произошло, мы на кого только ни вышли – от органов исполнения наказаний до всевозможных инстанций. Я лично связался по этому поводу с депутатами Госдумы Ризваном Курбановым, Магомедом Гаджиевым и Гаджиметом Сафаралиевым, с депутатами Народного собрания Дагестана.

Хотелось бы, чтобы в разрешении этой ситуации приняли участие и коллеги из Калмыкии, но вместо сотрудничества мы видим очень странный следственный эксперимент. Подводят нашего парня к статуе Будды и говорят: давай, мочись сюда. Он, конечно, отвечает: я этого не делал и не собираюсь этого делать.

У меня вопрос к правоохранительным органам Калмыкии: если вы так уважаете Будду, зачем вы заставляете делать это?

– Через несколько дней после инцидента в Элисте в интернете была выложена аудиозапись с якобы вашим голосом, где говорилось, что дагестанский борец не должен был становиться на колени. Это в самом деле ваши слова?

– Все, кто меня знает и слышал мой голос, знает мой лексикон, сказали: это не он. Я хотел бы видеть лично того человека, который разместил эту запись. Если кто-то хочет сделать заявление в мой адрес, пусть делает его от себя. Конечно, многие восприняли это так – мол, Махач молодец, какие мощные заявления. Я считаю, это ненормально. Тому, кто это сделал, в один прекрасный день Всевышний пошлет такое же.

– А что вы можете сказать о самом Саиде Османове? О нем почти нет никакой информации.

– У него прекрасная семья – отец, мать, двое братьев и сестра. Он всегда был готов за друга душу отдать. Он же сам признался, что выругался, чтобы не было претензий к другим. Ему ведь предлагали: давай мы тебя скроем. А он сам проявил инициативу, признался, что это он сказал. Я разговаривал с его друзьями, одноклубниками, о нем отзывались очень хорошо. Никаких претензий к нему не было.

– Сразу после инцидента в Элисте было сказано, что Саид Османов больше никогда не будет заниматься борьбой. Вы согласны с такой позицией?

– Это чье-то глупое заявление. Кто ему может запретить? Если он захочет, он будет заниматься любым видом спорта, хоть фигурным катанием. Он крепкий парень, и если ему дадут срок – отсидит и выйдет.

Но я не хочу, чтобы в его отношении было предпринято что-то неправильное. Я сам отец, у меня есть такие же дети, как этот парень, есть племянники, у меня есть Дагестан, у меня есть Россия.

– А насколько, по вашему мнению, долго продлится «разбор полетов»? Например, сколько времени займет переаттестация тренеров, о которой было заявлено?

– Мы этим и так занимаемся периодически, и это никак не связано с историей в Элисте. Регулярная переаттестация тренеров – это наша работа, мы ее делали и делаем. Мы регулярно проводим совещания и пошагово проходим по всем аспектам жизни наших спортсменов.

– Как вы в целом оцениваете уровень воспитательной работы со спортсменами в Дагестане? Вы в свое время говорили, что есть немало случаев, когда спортсмены уходят в лес. С тех пор их стало меньше?

– Прогресс налицо. Когда начинались события в Сирии, то, о чем вы говорите, имело место, спортсменов даже возвращали с границы. Сегодня таких случаев нет, но мы продолжаем работу по профилактике.

Почему молодежь, независимо от того, спортсмены или нет, заблуждается? Они не знают, что такое ислам. Поэтому за каждой спортшколой у нас закрепляется представитель духовенства, традиционного ислама, и после каждой тренировки полчаса посвящается беседе о религии.

Когда я стал министром, салафиты и последователи традиционного ислама раздельно молились. С каждым я разговаривал, и теперь разделения между ними нет, они молятся вместе. Куда бы ни ехали наши спортсмены, я в первую очередь говорю о том, как они должны себя вести, об уважении к тому краю или той стране, в которую они отправляются.

Фото: riadagestan.ru

Нас часто просят, чтобы мы послали свою команду, потому что присутствие Дагестана повышает престиж любого турнира. Часто спортсмены возвращаются с благодарственными письмами. Вспомните историю в Хабаровске, когда наши боксеры спасли 24 человек из горящего трамвая.

– То есть выговор в ваш адрес со стороны главы Дагестана можно считать несправедливым решением?

– Власть есть власть, ей всегда виднее. Дали выговор – и дали, значит, так было нужно. Хотя я не хочу сказать, что у нас все гладко с воспитательной работой. В республике 186 спортшкол, на нашем балансе – всего 41, и связь родители – школа – тренер действительно несколько утрачена. Но мы начали работу в этом направлении еще в позапрошлом году, не надо думать, что мы сейчас будем заниматься кампанейщиной.

Редакция КАВПОЛИТа благодарит за помощь в подготовке интервью коллег из еженедельника «Черновик».

7

  • Разделы сайта