Спортивно-массовые мероприятия являются одним из направлений работы государства и всех его институтов по формированию физически развитого человека, воспитания у граждан страны здорового образа жизни, привития любви к занятию спортом с малых лет. Это одна из задач государства.
В рамках этой работы создаются различные программы, в том числе внедряется комплекс ГТО, и проекты по развитию профессионального спорта; разрабатываются по календарным планам различные виды и формы спортивно-оздоровительных и культурно-спортивных и культурно-массовых мероприятий, праздников, фестивалей.
Все они приняты решать различные задачи. Одни доступны для населения и бесплатны для участия в любом возрасте – их организуют комитеты по физической культуре на уровне района, округа, города. Другие реализуются в спортивных клубах и секциях. В любом клубе помимо тренировок можно заниматься работой по организации физкультурно-массовых праздников с привлечением членов клуба, их знакомых и семей. Это могут быть проекты крупных спортивных брендов, организованных для молодежи или спортсменов-любителей любого возраста, программы по преодолению своих возможностей. Все значение таких проектов – чтобы спортом занималось как можно больше народу, развитие массового увлечения спортом. Не обязательно заниматься профессионально и достигать рекордов на мировом уровне, это может быть и любительский уровень или просто посещение оздоровительных тренировок типа йоги или массовых фитнес-зарядок.
Для профессиональной и грамотной реализации невозможно не учитывать специфические особенности:
- Формат мероприятия – это может быть соревнование по одному виду спорта, спартакиада по нескольким видам спорта, спортивно-развлекательные программы типа «веселые старты», комплексная программа физкультурно-спортивного формата.
- Порядок проведения и разработка положения соревнований. Определяем количество участников, правила игры в тот или иной вид спорта, будут ли это соревнования для детей, или для каждого возраста участников будет свой комплекс физкультурно-оздоровительных игр и упражнений.
- Площадка проведения. Для проведения крупных спортивных подходят как многофункциональные спортивные комплексы, футбольные поля или ледовые дворцы, так и крупные городские территории, открытые площадки парков, где можно застроить пространство любыми мобильными площадками. Необычное место проведения соревнований, будь то поле аэродрома или естественные леса для полосы препятствий привлекут даже самого требовательного участника.
- Обеспечение физкультурно-спортивных соревнований. Подбор инвентаря, экипировки, спортивного оборудования по каждому виду спорта из программы занимают не последнее место в подготовке праздника. Необходимо приобретать качественный товар, сертифицированный по нормативам, дабы он соответствовал уровню соревнований и не привел к травмам. Любому участнику также приятно будет получить на память не только призы, но и сувенирную продукцию с логотипом фестиваля. Не забываем про судейский корпус – грамотно проконтролировать соблюдение правил игр каждым участником сможет квалифицированный специалист по судейству из федераций по видам спорта. Чем выше уровень судей – тем качественнее будет ваше мероприятие и меньше претензий к организаторам.
- Охрана и безопасность. В современных условиях, когда этому вопросу придается особое значение, необходимо разрабатывать специальный регламент обеспечения безопасности на площадке проведения, чтобы все участники соревнований, судьи, зрители чувствовали себя защищенными. ЧОП, отвечающий за эти вопросы и нанятый организаторами, должен пройти лицензирование и иметь опыт обслуживания массовых с большим количеством гостей. Для каждого сотрудника разрабатывается инструкция по допуску на объект и особенности действий при возникновении форс-мажорных ситуаций.
Вся работа по реализации физкультурно-массовой работы ложится обычно на комитеты по физической культуре и спорту федерального и местного значения. Однако часть работы по поддержке активности людей в занятиях спортом с детства могут взять на себя учителя физкультуры, которые реализуют специальные программы внешкольных занятий. Это могут быть специальные праздники «День здоровья», «Бодрость духа», межрайонные турниры по футболу или хоккею, соревнования по командным и индивидуальным видам спорта, семейные эстафеты. Такая работа воспитывает в детях и подростках стремление заниматься спортом в течение всей жизни, стимулирует их к достижению результатов, преодолению своих возможностей. Спорт воспитывает в человеке упорство, терпение, физическую выносливость, что приводит к формированию активной позиции по жизни, дисциплинированности, силе и мужеству, делает из людей воинов.
Программа спортивно-массовых фестивалей в Москве обширна и вы можете с легкостью подобрать для своего участия праздник по вкусу с учетом уровня вашей физической подготовленности. Даже для начинающих всегда есть возможность проявить себя на тренировках и праздниках на улицах города. А если вы живете там, где государство не очень торопится сделать что-то для простых жителей города – станьте теми, кто сделает для всех. А мы вам с удовольствием поможем!
Занимайтесь спортом!
Данилова Евгения
Менеджер спортивных проектов компании STYLE PROJECT
Форма проведения: соревнование.
Спортивно-массовое мероприятие « Веселые старты» включает в себя проведение 10 эстафет различной направленности. Это эстафеты с элементами таких видов спорта как, легкая атлетика, баскетбол, хоккей, гимнастика, футбол. Командам на каждом этапе начисляются за 1 место - 1 очко, за 2 место – 2 очка, за 3 место – 3 очка. Команда победительница определяется по наименьшей сумме набранных очков.
В конце соревнований, во время подведения итогов соревнований вниманию зрителей и участников предлагается выступление участников художественной самодеятельности (танцевальная пара). А также участникам и зрителям по ходу соревнований будет предложено отгадать несколько загадок, связанных с различным видами спорта. Во время проведения эстафет играет музыка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка спортивно-массового мероприятия « Веселые старты»
Форма проведения: соревнование.
Цели:
1.Укрепление здоровья детей и их родителей.
2.Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы.
3. Сохранение и укрепление здоровья учащихся;
4. Приобщение школьников к систематическим занятиям физической культурой и различными видами спорта;
5. Формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1. Воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
2.Образовательная – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
3.Оздоровительная – укрепление здоровья учащихся, закаливание организма, содействие физическому развитию школьников, а также профилактика наиболее распространенных заболеваний.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей;
Соблюдение техники безопасности во время участия в соревнованиях;
Использовать полученные знания и навыки на соревнованиях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Выявление причин допускаемых ошибок при выполнении заданий;
- применение волевых качеств при решении поставленных задач.
Познавательные УУД:
Поиск информации по технике выполнения и самостоятельное выявление причин неправильного выполнения прыжка в длину с места;
Нахождение удобных способов выполнения данного упражнения.
Коммуникативные УУД:
Умение задавать вопросы по технике выполнения упражнения и принимать участие в их обсуждении;
Использовать данные упражнения в организации активного отдыха.
Личностные результаты:
Уважительное отношение к преподавателю и одноклассникам.
Преодоление страха и умение управлять своими эмоциями.
Упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
Умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Концентрировать волевые усилия, стремление к победе.
Место проведения: спортивная площадка.
Оборудование и инвентарь:
магнитофон, секундомер, свисток, стойки (флажки или кегли), мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные), скакалки, обручи, гимнастические маты и скамейки, клюшки.
Оформление: воздушные шары, лозунги-плакаты: “ Спорт – это здоровье”, “Спорт – это успех”, “Спорт – это дружба”, “Спорт – сильнее всех”, “Нет большей победы, чем победа над собой”.
Музыкальное сопровождение: спортивный марш, спортивные песни.
Участники: из 6-х классов по 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).
Жюри: старшеклассники.
Награждение: победитель награждается грамотой и подарками.
Содержание
:
Спортивно-массовое мероприятие « Веселые старты» включает в себя проведение 10 эстафет различной направленности. Это эстафеты с элементами таких видов спорта как, легкая атлетика, баскетбол, хоккей, гимнастика, футбол. Командам на каждом этапе начисляются за 1 место - 1 очко, за 2 место – 2 очка, за 3 место – 3 очка. Команда победительница определяется по наименьшей сумме набранных очков.
В конце соревнований, во время подведения итогов соревнований вниманию зрителей и участников предлагается выступление участников художественной самодеятельности (танцевальная пара). А также участникам и зрителям по ходу соревнований будет предложено отгадать несколько загадок, связанных с различным видами спорта. Во время проведения эстафет играет музыка.
Ход соревнований:
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья. Мы рады видеть вас. Сегодня состоится спортивный праздник для девочек и мальчиков, обладающих вниманием, волей к победе, выдержкой, смекалкой. К соревнованиям допускаются ловкие, быстрые, не равнодушные к своему здоровью и физическому развитию ребята.
Давайте поприветствуем наших участников. Звучит маршевая музыка. Выходят участники соревнований. Строятся на парад.
Ведущий читает стихи:
Поиграйка, поиграйка
Наш веселый стадион.
С физкультурой всех ребят
Он подружит навсегда
Если хочешь стать умелым
Ловким, быстрым, сильным, смелым.
Научись любить скакалки
Вожжи, обручи и палки,
Никогда не унывай!
В цель снежками попадай,
В санках с горки быстро мчись
И на лыжи становись-
Вот здоровья в чем секрет,
Будь здоров! Физкульт привет!
Ведущий предоставляет слово командам для приветствия. Затем знакомит с составом жюри. Они будут оценивать эстафеты и подводить итоги соревнований.
Ведущий
желает успехов участникам соревнований и объявляет о начале эстафет.
1 этап
– Бег с эстафетной палочкой до ориентира (кегля) и обратно.
Примечание: обязательно обежать кеглю против часовой стрелки.
2 этап
– «Футбол»: бег с ведением футбольного мяча ногой «змейкой» (препятствия - кегли), при возвращении ведение мяча ногой по прямой.
Примечание: стараться не сбивать кегли, за каждую сбитую кеглю присуждается 0,5 штрафного очка.
Ведущий
загадывает загадку.
Не обижен, а надут,
Его по полю ведут,
А ударят нипочем,
Не угнаться за _________(мячом)
3 этап
– «Хоккей»: бег с ведением волейбольного мяча с помощью клюшки «змейкой» (препятствия – кегли), при возвращении бег с ведением мяча по прямой.
Примечание: см. 2 этап
4 этап
– «Баскетбол»: все игроки команды стоят в колонне руки вверх, по команде передача мяча сверху по поднятым рукам, последний игрок получив баскетбольный мяч выполняет бег с ведением мяча«змейкой» (препятствия – кегли),при возвращении бег с ведением мяча по прямой с последующей передачей впереди стоящему игроку, сам встает впереди колонны.
Примечание: мяч не бросать, а передавать.
Ведущий
загадывает загадку.
Два березовых коня
По снегам несут меня,
Кони эти рыжи
И зовут их ______________(лыжи)
5этап
– «Кенгуру»: прыжки с мячом зажатым между колен.
Примечание: если мяч выпал, продолжать движение нужно с того места, где выпал мяч. Обязательно передача эстафеты задев плечо игрока рукой.
6 этап
– «Гимнастика»: бег, подбежав к обручам лежащим на полу, продеть через себя обруч, при возвращении бег по прямой минуя обручи.
Примечание: на полу лежит 3 обруча.
Ведущий
загадывает загадку.
Кто на льду меня догонит,
Мы бежим в перегонки,
А несут меня не кони,
А блестящие ________________(коньки)
7 этап – «Болото»: игрок держит в руках два обруча, с их помощью необходимо добраться до ориентира, наступая только в обручи, при возвращении бег, обручи в руках.
8 этап
– «Тоннель»: игроки команды встают в шеренгу в высокий упор лежа (домик) и образуют «тоннель». Стоящий впереди игрок начинает ползти по «тоннелю» и встает в положение упора лежа последним, за ним ползет следующий и так все игроки, пока первым не станет направляющий.
Примечание: ползти можно любым способом.
Ведущий
загадывает загадку.
Просыпаясь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю _______________(зарядку)
9 этап
– «Гимнастика»: бег, вращая скакалку вперед и прыгая через нее, при возвращении тоже самое.
Примечание: оббегая ориентир скакалку не вращать.
10 этап – «Гимнастика»: кувырок вперед на гимнастическом мате, бег по гимнастической скамейке, при возвращении бег по прямой.
Ведущий: Пока подводятся итоги соревнований, предоставляем вашему вниманию выступление танцевальной пары. Ребята занимаются в спортивной школе бальных танцев.
Ведущий:
Дорогие наши участники и зрители. Наши соревнования подошли к концу. Мне хочется сказать, что все участники соревнований с честью выдержали предложенные им испытания. Какая команда стала самой лучшей, самой быстрой, самой дружной и спортивной? Предоставляется слово жюри.
Жюри подводит итоги, объявляет победителей. Вручаются почетные грамоты и ценные призы.
Ведущий
читает стихи:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы «До свидания»,
До счастливых новых встреч.
СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Особенность методик СММ.
Дни спорта и здоровья.
Спортивный праздник.
Спортивный фестиваль.
Спортландия.
Поезда здоровья.
1. Участие населения в многоэтапных и разовых спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятиях рассматривается как одна из эффективных форм повышения ДА, улучшения и поддержания на достаточно высоком уровне функциональных показателей организма.*
Периодическое участие в многоэтапных и разовых спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятиях оказывает стимулирующее воздействие на ведение ЗОЖ, поиска резервов в ДА.
Однако следует подчеркнуть, что организовывать и проводить эти мероприятия нужно методически правильно, т.к. в них главенствующим является соревновательный метод, который, в свою очередь, требует от человека проявления максимальных усилий. Несоблюдение методических требований может принести человеку вред. Чаще всего это случается, когда к таким мероприятиям привлекаются неподготовленные люди. Соревнования зачастую сопровождаются эмоциональной напряженностью, поскольку играющие стремятся не уступить, выиграть и т.п. И если правильной методикой проведения разовых названных мероприятии пренебречь, то тенденция «выиграть любой ценой» станет преобладающей. В таких случаях физические нагрузки будут чрезмерны и окажут отрицательное воздействие на организм. В связи с этим методика организации и проведения любого спортивно-массового и рекреационно-оздоровительного мероприятия начинается с определения предполагаемых физических нагру-зок с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности участников. Все это учитывают при разработке положения (программы, сценария) того или иного мероприятия.
К разовым спортивно-массовым и рекреационно-оздоровительным мероприятиям относятся: дни спорта и здоровья, спортивные праздники, спортивные фестивали, массовые пробеги, поезда здоровья и т.д.
2. ДНИ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
К числу спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятий, получивших признание, относятся дни спорта и дни здоровья.
Дни спорта - день пловца, день бегуна, день лыжника и др. являются смотром достижений в массовом привлечении населения к активным занятиям избранным видом спорта. В днях спорта принимают участие спортсмены всех возрастов. Дни спорта открыли дорогу в спорт многим школьникам. Впоследствии они стали известными спортсменами.
Наибольшей массовостью отличаются дни любителей бега.
Важное социальное и оздоровительное значение имеют также дни пловца. Им предшествует обучение неумеющих плавать.
Руководители федераций плавания, администрации пляжей, турбаз, домов отдыха, бассейнов, оздоровительных лагерей тщательно готовятся к проведению дня пловца.
В этот день организовываются соревнования, водно-спортивные праздники, показательные выступления, массовые заплывы, обучение новичков.
Дни спорта стали подлинными праздниками. Так, например, выглядит водный праздник в оздоровительном лагере. Его программа состоит из двух частей. Первая - соревновательная, вторая - развлекательная. Соревновательная часть включает заплывы на 25 м способами, доступными ребятам. Эстафеты 8x25 м, игры на воде. Развлекательная часть включает фигурное плавание, показательные выступления и др.
Не менее увлекательны дни здоровья. Они с успехом проводятся в вузах, в школах, в оздоровительных лагерях и др.
Поучителен опыт проведения дня здоровья в оздоровительном лагере «Восток» на Браславских озерах. Готовиться к нему ними мают с первых дней. Создается оргкомитет.
Им утверждается дата и сценарий проведения. Основой содержания всей работы по подготовке ко дню здоровья являются общелагерные спортивные игры «Старты надежд», в программу которых входят следующие виды соревнований: легкоатлетическое четырехборье (бег на 30 м и 60 м, прыжки в длину, метание мяча), легкоатлетический кросс, стрельба из пневматической винтовки, гимнастика (подтягивание на перекладине, лазание по канату, массовые гимнастические выступления), плавание, шахматы, настольный теннис, футбол, подвижные игры.
Подготовительный период связан с предстоящим днем здоровья.
Жизнь отрядов приобретает форму игры под названием «Здоровье», финалом которой является большой театрализованный праздник.
В начале смены на утренней линейке «доктор Айболит» (один из вожатых) поднимает флаг игры (на нем изображен красный крест и бегун).
Врач, медсестра, инструктор физкультуры, старший воспитатель, педагоги проводят в отрядах беседы на темы: «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!», « Со спортом дружить - здоровым быть!», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!», «Спорт нам поможет силы умножить!», «Чистота - залог здоровья!» и др.
Беседы сопровождаются показом диафильмов: «Десять минут зарядки», «Трудная азбука здоровья», «Вечное движение», «Удивительный мир движений», «Закаливание организма» и т.д.
Каждый отряд получает задание по подготовке к финалу игры.
В день торжественного открытия игры принимают старт конкурсы «Чистота, красота и уют», «В человеке должно быть все прекрасно», «Когда я ем...», «Лесная аптека».
Ребята соревнуются за самую чистую и уютную спальню, территорию отрядной линейки, закрепленную за отрядами спортивную площадку.
Лагерная столовая становится местом действия конкурса «Когда я см я глух и нем».
По условиям конкурса «Лесная аптека» каждый отряд стремится собрать как можно больше лекарственных трав. Победитель за каждый килограмм получает одно очко. Места отрядов в каждом конкурсе и соревновании определяются по наибольшему количеству очков а общее место в игре - по наименьшей сумме занятых мест.
В подготовку к празднику здоровья включаются все лагерные кружки.
Члены кружка рисования, например, оформляют места проведения конкурсов и соревнований. Члены музыкального кружка подбирают для праздничного концерта песни и танцы. Юные фотографы оформляют фотостенд, фотогазету под названием «А нечистым трубочистам - стыд и срам!»
Кружок «Мягкая игрушка» готовит призы и сувениры.
Инструктор физкультуры при участии ребят из старшего отряда готовит спортивный инвентарь, места соревнований и др.
Открывают парад ребята из 5-го отряда. Они несут в руках транспарант с текстом: «Витамины - жизнь». В руках у них таблички с названиями витаминов, нарисованные на бумаге разнообразные продукты, в которых содержатся те или иные витамины.
Над 4-м отрядом транспарант с надписью: «Природа - друг человека» и рисунки, на которых изображены деревья, животные, цветы и др.
Впереди и по бокам 3-го отряда транспаранты с различными надписями: «Гигиена - это здоровье!», «Чистота - залог здоровья!», «С гигиеной дружить - быть здоровым, долго жить!» В руках у ребят сделанные из бумаги, картона, фанеры, пенопласта и материи большие полотенца, зубные щетки, мыло, зубная паста, тазы и другие предметы личной и общественной гигиены.
Над 2-м отрядом по очереди появляются плакаты с надписями: «Солнце», «Воздух», «Вода». При появлении «солнца» в руках всех ребят «загораются» маленькие круглые зеркальца, пускающие солнечные зайчики. При появлении «воздуха» ребята машут лоскутами из голубой материи. При появлении «воды» в разные стороны разлетаются струи воды, выпускаемые из баллончиков для шампуня. После этого ребята скандируют: «Наши верные друзья!»
Завершает шествие 1-й отряд. Впереди транспарант: «Со спортом дружить - здоровыми быть!» Спортивная форма напоминает о том, что занятия различными видами спорта способствуют укреплению здоровья. В руках юных спортсменов спортивный инвентарь.
На середине стадиона образуется большая колонна. Физорги отрядов сдают начальнику лагеря рапорт. Начальник лагеря приветствует ребят. Раздается дружный ответ.
Ведущий провозглашает девиз праздника: «Здоровье - всему голова!» Из кустов выбегают «болезни», «микробы», «грязь», «лень», «сигареты» (ребята, одетые в специальные костюмы) и кричат: «Не здоровье всему голова! Мы - всему голова! Мы самые главные на земле!» Кривляясь, они пытаются «испачкать, укусить и заразить» присутствующих.
Ведущий обращается к участникам праздника: «Ребята, действительно они - главные в жизни?» Громкое «Нет!» разносится над лагерем. «Витамины! Гигиена! Физкультура и спорт! Солнце, воздух и вода - наши верные друзья!» Из отрядов выбегают сильные, ловкие, смелые ребята. Они сгоняют «врагов» здоровья в кучку и выгоняют со стадиона.
Затем начинаются спортивные старты. От каждого отряда группа спортсменов участвует в эстафете, в которой представлены бег, прыжки, метания и другие упражнения.
Побеждает отряд, который на протяжении «Дороги здоровья» (полоса препятствий) затратил меньше времени.
Первая часть дня здоровья заканчивается награждением победителей, затем следует театрализованное представление.
По аналогичному сценарию проводятся дни здоровья в школах.
3. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК
Спортивный праздник - это разовое мероприятие, длящееся не более 2-3 ч, в котором самое активное участие принимают широкие массы населения, причем количество участников не ограничено. В спортивном празднике используется широкий арсенал упражнений, доступных для людей разного возраста, разной степени физической подготовленности и состояния здоровья, чтобы каждый мог найти себе занятие по душе. Рекомендуется включать как индивидуальные виды упражнений, так и командные. Программа и положение о празднике разрабатываются в соответствии с уровнем физической подготовленности участников. Для участия в соревнованиях на длинные дистанции (кросс - 2 км и больше, лыжи - 3 км и больше) необходимы предварительные заявки с письменным разрешением врача. Как правило, на такие дистанции выходит небольшое число людей, но забеги сильнейших (особенно эстафеты) весьма зрелищны. Спортивные игры как непременная составная часть праздника должны быть сокращены во времени, а их правила упрощены.
Составной частью спортивного праздника является спортивно-театрализованное представление, собирающее многочисленных зрите иен, пассивных в собственно-двигательной деятельности. Важной частью таких спортивно-театрализованных представлении шиш ЮТСЯ показательные выступления известных спортсменов. И каждый номер программы такого мероприятия готовится с точки зрения зрелищного восприятия. Поэтому характер спортивно-театрализованных праздников - это шоу. Тогда как спортивные праздники в отличие от спортивно-театрализованных представлений характеризуются возможностью привлечь в активную двигательную программу как можно большее число участников и зрителей. Главное в них то, что каждый участник может испытать свои способности, проявить не созерцательный, а действенный интерес к спорту. Такие праздники повышают значение рекреации как процесса, направленного на укрепление здоровья.
Эти спортивные праздники имеют свои названия: «Встреча зимы», «Проводы зимы», «Велосипедные старты», «Лыжня зовет», «Бегом и пешком за здоровьем», «Всей семьей на старт», «Конкурсы самых сильных, ловких и смелых», «Самая спортивная семья» и т.п.
Более 20 лет в ряде городов и населенных пунктов Беларуси проходят массовые спортивные праздники «Белорусская снежинка». В программу их включаются бег на лыжах и коньках, зимние аттракционы, футбольные турниры на снегу, соревнования дворовых хоккейных команд и др. Обязательным и заслуживающим особого внимания атрибутом на зимних праздниках являются эстафеты с переносом ведер воды на коромыслах, игра «Взятие крепости», метание снежков в цель, катание с горок на санках всей семьей, лазание по обледенелому столбу за призом и др.
Спортивные праздники могут проводиться в виде массовых соревнований по одному виду спорта с зачетом по возрастным группам (30-35 лет, 36-40, 41-45, 46-50, 51-55 и т.д.). Например, праздник по плаванию, бегу, теннису, бадминтону, городкам, ориентированию на местности и т.п. Такие соревнования проводятся по наиболее популярным и доступным видам спорта. Главное условие таких праздников - наличие возможно большего числа участников и зрителей. Массовость здесь может быть обеспечена за счет участия людей разного возраста и разной степени физической подготовленности (от новичков до спортсменов-разрядников). Забеги, заплывы, команды по играм лучше всего комплектовать с учетом спортивной подготовленности. Поэтому устроители праздников должны выявить желающих участвовать в них, своевременно и достаточно широко проинформировать о времени и условиях проведения праздника, собрать предвари тельные заявки на участие.
4. СПОРТИВНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
Спортивные фестивали как спортивно-массовые мероприятия начали проводиться в 70-е годы в Скандинавии, а затем и в странах Западной Европы. Они подразделяются на региональные и международные.
Примером может быть известный фестиваль «Физическая культура мира». Он проводится с 1972 года поочередно в разных городах мира, имеющих опыт и устоявшиеся традиции в спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе с населением. В программу фестивалей входят народные и нетрадиционные виды физических упражнений, игр и развлечений. Главное предназначение фестивалей - пропаганда средств, способствующих повышению ДА населения. Помимо решения чисто практических задач в рамках фестивалей обсуждаются и научные проблемы. Участниками таких фестивалей, как правило, являются оздоровительные группы, представляющие новое направление в использовании физических упражнений. Например, группы, занимающиеся по программам «Аэробика для всех».
Обязательным компонентом фестиваля является театрализованное представление «Путешествие в малознакомый вид спорта». Именно в таком плане участников фестиваля ознакомили с восточными видами оздоровления, австралийскими оригинальными физическими упражнениями (метание бумеранга и др.).
В программы спортивных фестивалей также входит организация выставок.
Проведение фестивалей пока носит эпизодический характер. Они организуются в большей степени на основе какого-то одного вида спортивной деятельности. Например, «Лыжный фестиваль», «Водный фестиваль» и др.
В программу «Водного фестиваля», проводимого на водоемах, включают различные конкурсы и соревнования по проверке туристских навыков, кто быстрее завяжет и развяжет «морской узел», отгадает морские загадки. В основную часть «Водного фестиваля», как правило, включаются театрализованные представлении с Нептуном, затем проводятся гонки яхт или виндсерфингов, соревнования по спортивным видам гребли, народной гребле, плаванию, соревнования судомоделистов и т.п.
В последние годы в республике стали проводиться физкультурно-оздоровительные фестивали « Спорт и искусство» среди детских домов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также школ-интернатов и детских дошкольных учреждений.
Эти спортивные фестивали приобрели большую популярность и стали традиционными.
5. СПОРТЛАНДИЯ
Повсеместное проведение соревнований типа « Спортландия», регулярный показ их по телевидению способствовали тому, что в последние годы значительно повысилась роль подвижной игры в воспитательной работе с детьми. Ее шире используют в оздоровительных лагерях, на уроках физической культуры, в группах продленного дня, на занятиях с юными спортсменами, в организации активного отдыха населения.
В последнее время соревнования по «Спортландии» проводят не только среди школьников, но и среди детей старшего дошкольного возраста, а также в профессионально-технических училищах, в здравницах, профилакториях и по месту жительства.
Основой популярности и долголетия этого начинания является его игровое начало как по содержанию, так и по форме. Это же сделало соревнования общедоступными и привлекательными. Несомненно, и телевидение сыграло большую роль не только как пропагандист, но и как организатор этих соревнований.
Значение «Спортландии» не исчерпывается спортивным содержанием. Ее эффект значительно шире, поскольку в играх используется комплекс целенаправленных приемов педагогического воздействия, способствующих гуманистическому воспитанию подрастающего поколения.
Основные средства соревнований - подвижные игры и элементы спортивных игр, упражнения основной и вспомогательной гимнастики, легкой атлетики, спортивных единоборств и других видов спорта в соответствии с требованиями программы по физическому воспитанию. Нередко включают конкурсы с элементами трудовых действий, а также военно-прикладного характера.
Наиболее характерными движениями, действиями в соревнованиях являются следующие: бег - наперегонки, с увертыванием, на скорость с преодолением препятствий, в сочетании с прыжками, с резким торможением, с выполнением других дополнительных заданий; метание в цель, на дальность и по движущейся цели; подлезание и переползание; прыжки на месте и в движении, через статичное и движущееся препятствие; перетягивание и переталкивание, сопротивление силой, переноска тяжестей; передвижение по узкой опоре; ориентирование в пространстве и времени, в том числе и с закрытыми глазами; ловля и передача мяча, разновидности ведения мяча руками и ногами, различные действия с мячом, скакалкой, обручем и другими предметами, спортивными снарядами и приспособлениями.
В соревнованиях часто используют задания, выполняемые двумя или несколькими участниками одновременно: бег в паре, одновременные прыжки, переноска партнера, групповые перетягивания и переталкивания, а также катание на велосипедах, самокатах, импровизированных лыжах.
Соревнования по комплексам подвижных игр «Спортландии» направлены на удовлетворение естественной потребности детей и молодежи в движении и взаимном общении. Соревнования способствуют массовому привлечению детей и подростков к занятиям физическими упражнениями и спортом, внедрению подвижных игр в практику воспитательной работы и организации активного досуга.
соответствие форм и средств психофизическим особенностям участников;
доступность для всех участников, в том числе и для тех, кто еще не приобщился к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
зрелищность и эмоциональность конкурсов и заданий;
целостность и логическая последовательность конкурсов и игр;
комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников;
Коллективность действий участников; ступенчатость и периодичность проведения соревнований; гласность, сравнимость результатов, определенность цели и
задач, единство требований;
высокая культура организации и проведения соревнований;
торжественная обстановка, красочное оформление места проведения соревнований, используемого инвентаря, нарядная одежда участников;
сочетание традиционных и новых ритуалов, соответствующих духу времени;
рациональное чередование игровых средств в оздоровительно-тренировочных целях.
В основу проведения «Спортландии» легли следующие факторы:
Психофизическая нагрузка, испытываемая играющими: малая, средняя, большая.
Организация играющих с одновременным и поочередным участием, с привлечением, всей команды или части ее.
Преимущественное проявление играющими определенных физических способностей: быстрота, ловкость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость.
В ходе соревнований возможны любые по сложности и взаимоотношению участников игры действия:
игры с активным единоборством сторон, непосредственным контактом с соперником;
игры без соприкосновения с командой-соперницей; участники действуют согласованно, но не могут непосредственно влиять на ход игры другой команды или затруднять действия отдельных ее игроков;
игры-эстафеты, где действия каждого участника имеют одинаковую направленность и связаны с перемещением по площадке и выполнением определенных заданий; участники выступают в порядке очередности, но непосредственного контакта с соперником нет.
Эстафеты классифицируют по различным признакам, позволяющим систематизировать их и облегчить подбор игровых заданий. Эстафеты подразделяются:
по количеству включаемых заданий - на простые и сложные; если на всех одно задание (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска груза и пр.), это простые эстафеты, если два и более - сложные (в качестве последних можно использовать полосу препятствий);
по требованиям к выполняемым заданиям - на строго регламентированные и произвольные; первые требуют выполнения задания заранее оговоренным способом, вторые - любым способом, наиболее рациональным или удобным для игрока;
по характеру перемещений - на линейные, круговые, встречные; в линейных эстафетах участники передвигаются прямолинейно или выполняют задание по цепочке, выстроившись
в колонну или шеренгу; в круговых - игроки перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону; во встречных - половина участников каждой команды (девочки или мальчики) располагается на противоположной стороне площадки и передвижение игроков или передача эстафеты (например, переброска мяча) идет навстречу друг другу;
По способу действий участников - на индивидуальные и коллективные; в индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте, с передвижением различными способами, с передвижением и дополнительными заданиями; в коллективных совместных эстафетах участники передвигаются группами, и успех обеспечивает согласованность действий всей команды.
Для детей начальных классов организовывают эстафеты сюжетного или тематического плана. Каждый игрок или группа участников выполняет свое задание. Здесь широко применяют игры-аттракционы, игры-поединки, в процессе которых соперники выявляют преимущество в единоличной борьбе. Они могут протекать в различных сочетаниях по сложности действий и взаимоотношений играющих: с активным единоборством, связанным с непосредственным контактом, соприкосновением с соперником, а также без соприкосновения с соперником.
Предлагаемые сценарии и игровые комплексы рассчитаны на участников различного возраста и конкретные условия проведения эстафет. Они составлены с учетом основных методических требований: соответствие сюжета и двигательного содержания возрасту, соблюдение логической последовательности и взаимосвязи игрового материала, правильная дозировка нагрузки, а также общих педагогических требований, способствующих большему воспитательному эффекту проводимых соревнований.
6. ПОЕЗДА ЗДОРОВЬЯ
Поезда здоровья как однодневные рекреационно-оздоровительные мероприятия начали свою историю в Москве в 1965 году. Впервые они были организованы Московским советом по туризму. Вначале в проведении мероприятий на поездах здоровья помогал общественный актив Московского клуба туристов. С 1971 года поезда здоровья организовывались районными советами по туризму и экскурсиям.
На поездах здоровья людей доставляют в зону отдыха, предоставляют им при этом комплекс определенных услуг - помещения для отдыха, питание, спортивный инвентарь (напрокат), организовывают спортивные мероприятия и т.п. Популярны зимние поезда, обслуживающие лыжников.
Непременным условием отдыха на поезде здоровья является выбор района поездки. В основном, это местность с густым лесом, небольшими полянами, пологими склонами. Поездка до пункта назначения не превышает 50-60 мин.
Важную роль на поезде здоровья отводится инструкторам. Они приходят за 30-40 мин до подхода поезда к перрону, вывешивают большой транспарант «Поезд здоровья», следят за посадкой, помогают отдыхающим размещаться в вагонах. На вокзале по радио дается четкая информация о следовании поезда. В пути инструкторы знакомятся с отдыхающими, рассказывают им о порядках на поезде здоровья, маршрутах лыжных прогулок, правилах безопасности похода, работе вагона-ресторана. Отдыхающим раздают буклеты о поездах здоровья, памятки туристу-лыжнику. Дополнительная информация о порядке на поезде здоровья дается по радио.
На стоянках поезда здоровья формируются группы для организованного прохождения маршрутов. Их возглавляют инструкторы. Предлагают три маршрута: первый - 3,5-4 км - для неопытных лыжников и детей, второй - 7 км - для тех, кто имеет опыт участия в поездах здоровья. Этот маршрут предусматривает посещение интересных мест зоны отдыха. Третий маршрут -14 км -для опытных и физически подготовленных лыжников. Он частично проходит по пересеченной местности.
По прибытии на место дислокации инструкторы проводят спортивные игры, показывают приемы движения, подъема и спуска с гор, рассказывают о гигиенических правилах похода. На привалах практикуются беседы врача о гимнастике и самомассаже. Во время походов нередко проводятся соревнования по бегу на лыжах. После прогулки туристы имеют возможность вернуться к поезду, погреться в вагоне, пообедать, снова погулять в лесу.
Многие отдыхающие в оставшееся время после обеда до отхода поезда играют в футбол, волейбол, бадминтон, зимой катаются с горок на санках.
Поезда здоровья в городах стали популярными. Для поездки в загородные зоны на вокзалах заказывают билеты целыми коллективами и семьями.