Самый известный гонщик в мире. Лучшие гонщики

Представляет собой категорию технических видов спорта, где спортсмены соревнуются друг с другом в прохождении различного рода трасс на автомобилях всевозможных классов. Да кому неизвестно, что такое автогонки? Это и “Формула 1”, и ралли, и гонки на грузовиках, и гонки на внедорожниках, и т.д. Сегодня соревнуются между собой все виды автотранспортных средств, есть даже гонки на тракторах.

А что можно сказать о самих спортсменах, которые предпочли автоспорт другим видам спорта - “О, это великие люди”.

Виталий Петров родился в России в 1984 году 8 сентября. Сегодня проживает в Великобритании. Этот российский гонщик известен под своим прозвищем “Выборгская ракета” (родился в городе Выборг). С 2010 по 2011 год был пилотом Формулы-1 в команде “Рено”. С 2012 по 2013 год выступал за команду Caterham F1 Team. Виталий Петров является единственным российским спортсменом, который участвовал в Формуле-1 , как основной пилот.

Владимир Чагин родился в 1970 году 5 января в Пермской области. Чагин является семикратным чемпионом “Ралли Дакар”. Выступает за команду “КАМАЗ-мастер”. Отсюда можно легко сделать вывод, что российский гонщик предпочитает гонять на грузовиках. Владимир Геннадьевич Чагин, а точнее его спортивная карьера стала достоянием всего российского автоспорта, в связи с чем, он и получил своё прозвище “Царь”.

Николаев Эдуард - это мастер спорта международного класса. Родился Эдуард в 1984 году 21 августа. Что касается его достижений, то здесь хотелось бы отметить следующие даты:

2007 год - Николаев в составе Ильгизара Мардеева занимает 2 место в Дакаре;
2009 год - В составе экипажа Чагина завоевывает серебро в Дакаре;
2010 год - 1 место на ралли “Дакар” с Чагиным.
2011 год - впервые Николаев выступает в качестве пилота и занимает 3 место;
2013 год - Эдуард Николаев вместе со своим экипажем побеждает в Дакаре.

Евгений Новиков является российским раллийным автогонщиком. Родился Женя в 1990 году 19 сентября в семье именитого раллиста Максима Новикова. Уже в 15 лет в 2006 году Новиков стал заслуженным обладателем Кубка России по ралли, а в 2007 году начал выступать на чемпионатах мира.

Он один из самых молодых раллистов. Интересный момент произошёл в 2006 году, когда Евгений первый раз сел за руль раллийного автомобиля. Ему тогда удалось одержать победу в первом этапе Кубка России. Но это ещё не всё. Дело в том, что спортсмену на тот момент было всего лишь 15 лет, а допущен он был к соревнованиям решением Совета Российской автомобильной федерации. Когда происходил перегон автомобиля по дорогам общего пользования за руль Subaru Impreza садился не Евгений, так как у него ещё не было прав, а его штурман - Владислав Стербков.

В Европе Евгений Васин считается одним из наиболее известных российских раллистов. В 1995 году получил Кубок Европы по ралли. Кроме того, у него был ряд успехов в чемпионате Европы. Но сам спортсмен считает своим самым большим достижением 2-е место в ралли, которые проходили в Монте-Карло в 1996 году, так как это было сложнейшим и очень ярким состязанием.

Роман Русинов в 2005 и 2006 годах выступал тест-пилотом от известных команд Jordan GP и MF1 Racing. Тогда он был единственным кандидатом на роль главного пилота. К сожалению, у Романа не было спонсорской поддержки, поэтому место пилота досталось не ему.

Реализоваться у Романа получилось в гонках класса GT, а также спортпрототипов. В 2003 году он одержал первую победу, принимая участие в езде на выносливость. Это был его дебют. А в 2004 году получил первенство в серии LE Mans от категории GT. В известном суточном заезде «Ле Ман» занял в абсолютном зачете 10-е место. Среди российских автогонщиков это ошеломляющий результат.

Известный и весьма успешный картингист из России, Михаил Алешин отлично показал себя как на европейских, так и на международных «Формулах». Вершиной его карьеры стал 2010 год. Тогда он был лидером чемпионата «Формула Renault 3.5» и в последнем заезде победил в общем зачете. Самое интересное то, что победу Михаил одержал весьма эффектно. За сутки до завершающей части гонки он потерял первенство в общем рейтинге. Зато потом превосходным маневром смог обогнать своего главного конкурента, Даниэля Рикьярдо, и получить чемпионство.

С 2005 по 2009 годы Алешин участвовал в программе поддержки юных пилотов от корпорации Red Bull. Так он смог пройти в «Формулу 1». Но для Алешина такой скачок в карьере произошел очень поздно, по возрасту он уже не проходил в категории молодых пилотов, а значит и утратил место в программе. Так как у Михаила не было спонсорской помощи, в 2011 году у него не получилось провести полноценный сезон в GP 2. Сейчас он участвует в Формуле Renault 3.5. К сожалению, из-за веских причин не очень ярко.

Тимур Тимерзянов родом из Казани, а все знают как сильно там развит автоспорт. Благодаря общей поддержки республики Татарстан, а также развитию и совершенствованию трековых гонок, Тимур смог добиться небывалых высот. А именно - в 2012 году победить в чемпионате Европы по классу Supercars. Далее у гонщика было еще одно триумфальное выступление, только на этот раз он принимал участие на специально сконструированном Citroen DS3.

Красный барон

Самым известным, успешным и талантливым гонщиком Формулы-1 за всю ее историю можно назвать Михаэля Шумахера. Даже тот, кто далек от мира автоспорта, знает «красного барона» и нередко использует его фамилию в качестве имени нарицательного. 3 января 2011 года Михаэль Шумахер отпраздновал свое 42-летие. Для королевских гонок это солидный возраст, но бывший пилот Феррари решил вернуться в Формулу-1 в 2010 году, выбрав при этом команду Мерседес. Немецкий гонщик является непобедимым и непревзойденным, на его счету 91 победа, 269 Гран-При, 68 поул-позиций и 4 команды.

Путь спортсмена

Наибольшего успеха Шумахер достиг во время своей карьеры в Феррари, но при этом в разные годы он был пилотом Бенеттон Форд и Бенеттон Джордан. Чемпионом мира Шумахер становился 7 раз, в 1994-1995, а также на протяжении 5 лет с 2000г. до 2004г.

Дебют «солнечного мальчика», как его часто называют журналисты, пришелся на Гран-При Бельгии в 1991г. Михаэль сел за руль болида Бенеттон-Форд и занял 7 место. Это было великолепным результатом, учитывая, что Шуми впервые за свою жизнь выехал на трассу Формулы-1. Вообще, талант великого гонщика проявлялся уже в детстве, когда Михаэль участвовал в гонках на картингах в 4-х летнем возрасте. Позже его пристрастие передалось и его младшему брату Ральфу.

Контракт с "Феррари"

После удачного результата в команде Бенеттон-Форд Шумахер был замечен директором Бенеттон-Джордан Флавио Бриаторе. А через год состоялась его первая победа в Гран-при Бельгии уже в составе новой команды.

В 1995г. было принято решение использовать моторы компании Рено. Но от такого выбора быстро отказались. Тем не менее, Шумахер к тому времени имел на своем счету уже 19 побед! Контракт с Феррари Шумахер подписал в 1996 г. Михаэль вернул команде былую славу и принес долгожданную победу.

1999г. стал для Шумахера роковым. На Гран-При Великобритании чемпион сломал ногу и пропустил сезон. Однако воля и желание побеждать оказались сильнее и уже в 2000г. Шумахер принес команде чемпионский титул.

Считается, что последний год Шуми в Скудерии был не слишком удачным. Михаэлю стоило бы уйти чемпионом, а не довольствоваться второстепенными ролями. Чемпион снова в болиде, но пока его успехи не слишком впечатляют, что связано с недостаточной доработкой технических составляющих болида.

Личность скандальная, но многогранная

Михаэль Шумахер – самый скандальный гонщик Формулы-1. За свою карьеру он не раз устраивал разборки с журналистами, оскорбляя назойливых папарацци. Не менее буйный нрав проявлял он и в отношении коллег по цеху, накидываясь на них с кулаками. Зато по части семейной жизни Шуми – само постоянство. Уже 16 лет он состоит в счастливом браке с Коринной, матерью двоих его детей.

Приветствую всех любителей здорового образа жизни и спорта!

Ни секрет,что каждый из нас отдает предпочтение определенному виду спорта,начиная с детства мы занимались в различных спортивных секциях,и сегодня стараемся следить за победами профессиональных спортсменов,если конечно сами не достигли успехов на этом поприще.Относиться это в первую очередь к самым популярным видам спорта нашей страны.Но есть такие виды спорта,которые доходили до нас с полосок новостей и с фотографий глянцевых спортивных журналов.К такому виду спорта можно отнести королеву автогонок «ФОРМУЛУ 1».Лучшие российские спортсмены в королевских гонках «Формула 1».

В эти выходные 17.04.2016 года в Шанхае прошел этап «ФОРМУЛЫ 1» гран-при Китая.Первым в гонке стал немецкий автогонщик Нико Росберг на «Мерседесе»,вторым его соотечественник Себастьян Феттель представляющий конюшню «Феррари» и третьим на подиум поднялся российский спортсмен Даниил Квят представляющий команду «Ред Булл».

Даниил Квят родился в Уфе 26 апреля 1994 года.На сегодняшний день является чемпионом серии GP3 в 2013 году,а уже с 2014 года выступает в «Формуле 1», в 2015 году в команде «Ред Булл».Детство Даниила прошла в Уфе,где увлекался теннисом и даже становился чемпионом на школьных турнирах.Позднее вместе с родителями переехал в Москву.Сейчас проживает в Великобритании.Владеет четырьмя языками русским,английским,испанским и итальянским.

Первое знакомство с миром автогонок у Даниила произошел когда ему было 9 лет.Он случайно с отцом попал на картинговый центр и сел за руль .Первыми тренерами молодого дарования был Павел Барамыков. На картинге молодой автогонщик выигрывает в 2005 году гонку в Сочи,2006 году становиться 13 место на чемпионате России,так же в это время Квят начинает выступать в чемпионате Италии по картингу в команде Franco Pellegrini.2007 года становиться подготовительным годом,и уже 2008 году начинает работать в команде Дино Кьезы. Перейдя в команду Angelo Morsicani на чемпионате Европы он занимает третье место и это стало отправной точкой в его профессиональной карьере автопилота.В последующем году Д.Квят одерживает победы в гонках Margutti Trophy , Winter Cup и Industrie Trophy.Повторив рекорд 3 место на чемпионате Европы,занимает и 2 место на WSK International Series за команду Morsicani Racing.В конце 2009 года российский спортсмен подписывает контракт с Red Bull Junior Team.И уже на следующий год начал выступать в Формуле BMW.Отсюда начался переход из мира картинга в мир королевских гонок.Из восьми гонок россиянин выиграл две и завоевал пять подиумов. В 2010 году Даниил впервые сел за руль болида Формулы-Рено 2.0.По итогам 2102 года Российская автомобильная Федерация назвала Квята пилотом года в России.На протяжении 2013 года он выступает в серии GP3 за команду MW Arden,где весь сезон борется за чемпионский титул,в это же время учавствует в европейской Формуле 3,где защищает цвета команды Carlin.Летом 2013 года Квят принял участие в так называемых молодежных тестах «Формулы 1» за рулем болида Toro Rosso, в дальнейшем 2014 году становиться основным пилотом этой команды.И уже в 2105 году достигает пика карьеры и заключает контракт и начинает выступать за новую для себя команду Red Bull в качестве основного гонщика.«Для меня это очень большая честь. Приятно знать, что Red Bull верит в меня, и я сделаю всё, чтобы доказать их правоту», - отреагировал на объявление о своём новом контракте Квят. 26 июля 210 5 года на гран-при Венгрии россиянин финишировал вторым и показывает лучший результат среди российских спортсменов в королевских гонках.И вот новое достижение нашего спортсмена на гран-при Китая.Надеемся,что в предстоящей гонке гран-при Сочи с 29 апреля по 1 мая Квят покажет наилучший результат и взойдет на подиум в качестве победителя.

Но не будем забывать и о другом автопилоте «Формулы 1» ,который в первые стал выступать в королевских гонках от нашей страны в качестве первого пилота.Одним из лучших российских спортсменов в королевских гонках «Формулы 1» является Виталий Петров . Будущий пилот Формулы 1 Виталий родился 8 сентября 1984 года в г.Выборг. Российский автогонщик по прозвищу «Выборгская ракета», начал карьеру в 17 лет и в 2001 году выиграл кубок «Лады» и весь сезон являлся лучшим в этой гонке.В 2003 году Виталий переходит в итальянскую Формулу-Renault,где выступает за команду Euronova Racing.Выступает в чемпионате Формулы-3000. Этот чемпионат он закончил третьим, десять раз попав на подиум и одержав четыре победы.Затем наш пилот принимает участие в международных соревнованиях в серии GP2,где одерживает четыре победы.С 31 января 2010 года официально становиться основным пилотом команды «Рено» и начинает выступления в формуле 1.

Руководитель команды Renault F1 Team Эрик Булье сказал:

«Для Виталия это особенный день, и мы приветствуем его в команде. Мы понимаем, что Виталию как новичку предстоит многому научиться в этом сезоне, но он показывал превосходные результаты в GP2 в минувшем году и этим подчеркнул, что готов к переходу в Формулу-1. Выступая вместе с Робертом, Виталий получит отличный ориентир для дальнейшего роста, и я уверен, что он подтвердит тот потенциал, который демонстрировал по ходу всей карьер».

Виталий Петров:

«Для меня это невероятная возможность, и мне по-настоящему хочется работать в команде в новом сезоне. Я всегда мечтал выступать в Формуле-1 и очень рад тому, что дебютирую в такой сильной команде, как Renault. До первой гонки еще больше месяца, и я постараюсь провести с командой как можно больше времени, чтобы до Гран-при Бахрейна полностью подготовиться к выступлениям».

В 2011 году становиться третьим на гран-при Австралии,это первое достижение наших гонщиков в королевских гонках, где победу одержал пока еще выступавший за «ред Булл» Себастьян Феттель. В конце 2011 года команда не стала продлевать контракт с нашим автогонщиком и поэтому он перестал выступать в этих престижных королевских гонках из-за финансовых неурядиц.На сегодняшний день Петров работает над возвращением в Формулу 1 и ведет переговоры с несколькими командами,однако ключевым моментом в этом является спонсорский пакет пилота.Вот так даже в самом дорогом виде спорта умеют считать деньги.Надеемся, что опыт выступлений поможет вернуться Виталию в королевские гонки.Не будем расстраиваться ведь кроме Квята и пытающегося вернуться Петрова, есть еще ряд молодых наших соотечественников,которые могут в ближайшее время могут пополнить ряды команд «ФОРМУЛЫ1».

Сергей Сироткин находится в шаге от гоночной серии.Двадцатилетний наш гонщик выступавший в таких престижных гонках Auto GP,Итальянской формуле 3,Мировой серии РЕНО.Чемпион «Формулы Абарт» в 2011 году.В настоящее время выступает в серии GP2.Уже в этом 2106 году может стать вторым российским гонщиком на «Формуле 1». Лучшие результаты последних лет 2014 год- Формула Renualt 3.5 — Сергей становиться пятым,за 17 гонок у него в копилке 1 победа, 1 пол,4 подиума.2015 год- GP2 третье место с результатом 22 гонки 1 победа, 5 подиумов,1 пол,1 лучший круг.

В феврале 2016 года «Форс-Индия» подписала контракт с 16-летним российским автопилотом Никитой Мазепиным . Вот видите наша страна все ближе и ближе становиться к этим престижным гонкам.И в ближайшем будущем может появиться новое российско имя на небосклоне королевских гонок. В сезоне 2016 года Мазепину предстоит выступления в европейской серии «Формулы 3».Программа развития в конюшне «Форс-Индия» поможет развиться Никите как спортсмену.Вот как сам пилот прореагировал на контракт.

«Я еще молод, и мне нужно многому научиться, поэтому опыт работы в «Форс-Индии» будет очень важен. Цель - выступать в «Формуле-1» в будущем, и сегодняшняя новость приблизила меня к достижению этой цели. Буду трудиться, чтобы помочь команде, и сделаю все, чтобы улучшить навыки на трассе и за ее пределами».


Егор Оруждаев
20 лет.Этот гонщик давно считается одним из перспективных российских молодых пилотов.Переход из Формулы Renualt 2.0 в формулу Renualt 3.5 показатель успешного выступления.В новой более быстрой и мощной формуле помогло Егору занять общее пятое место.

Артем Маркелов 21 год.выступает в серии GP 2,лучшие результаты 2014 год -GP2 общее 22 место,2015 год- 13 место 21 гонка и лучший третий результат.

Константин Терещенко — 21 летний российский спортсмен, на сегодняшний день выступает Euroformula Open за команду Campos.За последние два года наш соотечественник в этих гонках занимал соответственно 2014 году 6 место с результатом 16 гонок 1 подиум,лучший результат 3 место.2015 год- 2 место 16 гонок 6 побед 12 подиумов. В награду за успехи, Терещенко дали возможность выступать в GP3 на этапах в Сочи,Бахрейне,Абу-Даби.В будущем может он и появиться в королевских гонках «Формулы 1».

Матевос Исаакян — семнадцатилетний гонщик выступавший в 2015 году в Формуле Renualt 2.0. Исаакян принимал участие в двух этапах GP3,где в одной из гонок заработал два очка.Хорошо показал себя на тестовых заездах формулы 3.5 V8.В этом году руководство SMP Racing,которая продвигает пилота решило,что Матевос будет выступать в GP3.

Можно назвать еще ряд российских молодых спортсменов автогонщиков,которые в будущем могут влитья в ряды команд королевских гонок «Формулы 1» это Роберт Швацрман , Владимир Атоев , Никита Злобин , Никита Троцкий , Алексей Корнеев , Денис Булатов ,Василий Романов .Сколько молодых и перспективных имен.Поэтому скучать нам в ближайшем будущем в этом виде спорта не придется, появятся лучшие российские спортсмены в королевских гонках «Формулы 1».С Уважением Сергей.

10 лучших российских гонщиков, за которых вы будете болеть

Гид «Матч ТВ» о тех, за кого вы будете болеть в формульных сериях в сезоне-2017. ВТБ Гран-при России 2017 – с 28 апреля в прямом эфире «Матч ТВ».

Кто лучший?

Даниил Квят / Фото: © Getty Images

Даниил Квят, 22 года

Единственный российский пилот «Формулы-1» дебютировал в «Торо Россо», когда ему было 19 лет и 324 дня. Это не рекорд – Макс Ферстаппен стартовал в 17 лет и 166 дней, но в десятке самых молодых Квят стоит выше Феттеля. Себастьян, как и Даниил, прошел гоночную программу «Ред Булл Джуниор» и был зачислен сначала в «Торо Россо», а затем в главную команду.

Квята забрали в «Ред Булл» после ухода Феттеля в «Феррари», но вскоре вернули обратно – после того, как Даниил врезался в Себастьяна в Сочи и выбил его из гонки. За 2 недели до этого Феттель в прямом эфире отчитал Квята за опасные маневры на трассе, которые чудом не привели к аварии. Даниил в той гонке финишировал третьим, но больше до подиума не добирался.

Вернувшись в «Торо Россо», пилот долго привыкал к машине и ее техническим проблемам, но все же получил контракт на 2017 год и новый болид с новой раскраской, который сам Квят .

– Даня – наша главная надежда. Хочется пожелать ему победить своего напарника по команде, это главная задача для любого спортсмена. Не ощущаю, что у него есть какие-то психологические проблемы. Хотя менеджеры Дани иногда ведут себя жестко и закаляют его характер. Часть сезона после летнего перерыва была проведена на позитивной ноте, и Даня был настроен правильно – с грамотным и устойчивым подходом к делу.

У меня нет разочарования от Квята. Наоборот: он стал более ярким и мужественным. Ему пришлось пережить серьезное потрясение. С точки зрения менеджмента, у меня глубочайшее разочарование Хельмутом Марко (консультант «Ред Булл» – «Матч ТВ»). Да, он сделал правильный шаг и привел в топовую команду очень перспективного пилота – Макса Ферстаппена. Но никто не отменял человеческие отношения. Переход Квята можно было обставить по-другому, чтобы Даня не потерял концентрацию и уверенность в себе.

Владимир Башмаков, комментатор «Матч ТВ»:

– «Торо Россо» слишком долго использовал мотор 2015 года. Все команды, у которых были актуальные моторы, за счет прогресса мотористов шли вперед, а «Торо Россо» отставал. К тому моменту, когда Квят вновь собрался с силами, показать те результаты, которые в первой половине года показывал Сайнс, он не мог.

Позитивный момент – то, что его оставили в структуре «Ред Булл», которая обычно не разменивается на мелочи и в случае чего легко расстается с пилотами. То есть в него верят. Другой момент – Квятом интересовалась «Форс Индия». Были слухи о переговорах и с другими командами.

Теперь вопрос в том, насколько Квяту будет подходить новый технический регламент, ведь машины в плане управления станут немного другими. «Торо Россо» находится в средней группе – с «Форс Индией», «Рено» и «Хаас». Расстановка сил там часто будет меняться – и многое зависит от того, насколько быстро в командах поймут, в какую сторону нужно развивать свою машину. Возможно, поэтому и был сделан выбор в пользу Сайнса и Квята, которые уже обладают определенным опытом. Брать новичка в такой сезон невыгодно.

Кто близок к «Ф-1»?

Сергей Сироткин, 21 год

Сергей Сироткин / Фото: © РИА Новости/Алексей Куденко

Сироткин на год младше Квята и ближе остальных российских пилотов к попаданию в «Ф-1». Летом 2013-го Сергей начал сотрудничать с командой «Заубер»: управлял болидом на тестах в Бахрейне, выступал на пятничной тренировке в Сочи, но место боевого пилота так и не получил.

Полноценно дебютировать Сироткин рассчитывает в 2018 году. В прошлом сезоне он совмещал выступление в GP-2 (следующий класс после «Формулы-1») с ролью тестового пилота «Рено». А в начале этого года был представлен в качестве резервного пилота команды.

Оксана Косаченко:

– Нам грех жаловаться. В настоящее время в «Формуле-1» представлены 3 российских пилота – такого давно не было. Сергею чуть-чуть не везет: с таким талантом, как у него, уже пару лет нужно быть боевым пилотом, но это скорее ошибки менеджмента. Имею в виду то, как они выстраивают взаимоотношения с командами, спонсорами и промоутерами. Здесь нет единой концепции и непонятно, какой шаг будет следующим. Еще год назад мы ждали, что Сергей окажется в команде. Теперь он резервный пилот, но сама презентация стала каким-то позором: такое ощущение, что Сироткина выставили в последний момент, он даже не был одет в командную униформу. Это достаточно оскорбительно.

Пилот такого уровня должен быть нарасхват. Я не говорю о топовых командах, но команды второго дивизиона получили бы очень хорошего, работоспособного спортсмена с невероятным потенциалом и самоотдачей. Мало кто из гонщиков посвящает столько времени работе над собой и работе с инженерами. Если взять 10 лучших гонщиков мира, которые не выступают в «Формуле-1», он, безусловно, туда войдет.

Две подряд бронзы в GP-2 – это отличный результат. В первый год Сироткин вообще выступал не в топовой команде, где было очень сложно. В этой категории очень многое зависит от коллектива и машины.

Владимир Башмаков:

– Сейчас в «Формулу-1» сложно попасть, каким бы талантливым ты ни был. Нужны большие деньги – если только ты не входишь в программу того же «Ред Булл». Сергей, к счастью, в достаточно крупной программе. Он уже обладает необходимой скоростью и доказывал это оба раза, когда участвовал в свободных заездах Гран-при Сочи. В этом сезоне он будет постоянно с командой, его основная деятельность – быть третьим пилотом команды на случай, если кто-то из гонщиков не сможет выйти на старт. Но надо понимать, что 2 пилота «Рено» – это Нико Хюлькенберг, вокруг которого строится команда, и Джолион Палмер с хорошим бюджетом.

Никита Мазепин, 18 лет

Никита Мазепин / Фото: © globallookpress.com

До 13 лет Мазепин занимался в московской школе картинга у тренера, работавшего с Даниилом Квятом. Затем год выступал в «Формуле Рено 2.0», откуда, перешагнув уровень «Формулы-4», ушел в один из самых сложных чемпионатов – «Европейскую Формулу-3».

В сезоне-2016 Мазепин совмещал гонки с должностью пилота по развитию в «Форс Индии». Долгосрочный контракт с командой «Формулой-1» он подписал уже в 16 лет, а в его обязанности вошла работа на симуляторе и посещение нескольких Гран-при в сезоне.

Оксана Косаченко:

– Надеемся, что в «Форс Индии» на Никите будет больше нагрузки. В прошлом году он был пилотом по развитию, теперь будет ездить почти на каждый этап. Плюс, он неплохо проявил себя в «Формуле-3», это надо развивать. В его случае есть выстроенная, понятная концепция. Мне кажется, через год-два он окажется боевым пилотом «Ф-1».

Владимир Башмаков:

– Насколько мне известно, бюджет на то, чтобы попасть в «Формулу-1» у парня есть, поэтому он работает с «Форс Индией». Но как гонщику ему еще нужно работать.

Кто еще в деле?

Михаил Алешин, 29 лет

Михаил Алешин / Фото: © Getty Images

Три года назад Алешин попал в тяжелую аварию , которая едва не перечеркнула не только карьеру, но и жизнь пилота. В больнице первому российскому гонщику «Индикар» (самая статусная серия в США, где с 1950 года погибло свыше 50 пилотов) диагностировали сотрясение мозга, перелом ребер, травму грудной клетки и перелом правой ключицы. Алешин говорил, что помнит только «последний момент до удара, а дальше – черное пятно», и признавался, что авария повлияла на вкусовые рецепторы.

Врачи запретили гонщику физическую нагрузку на полгода, но Михаил вернулся к работе уже через три месяца, а в 2016-м опять гонялся в «Индикар». Там Алешин пропустил предсезонные тесты, но по ходу сезона здорово прибавил. На отдельных этапах он боролся за победы, завоевал поул (первый для российских пилотов на таком уровне) и параллельно успел выступить в «24 часах Ле-Мана» и «24 часах Дайтоны».

Владимир Башмаков:

– Миша – наш первый победитель крупного международного чемпионата. Это была «Формула Рено 3.5», где в сражении за титул он опередил самого Даниэля Риккьярдо. Причем сделал это красивым маневром во время дождевых гонок в Барселоне. В качестве призов у него были тесты с командой «Рено», но, к сожалению, Михаилу не хватило спонсорской поддержки.

В этом году Алешин проводит третий полный сезон в «Индикаре». Он уже завоевал сердца американских болельщиков и быстро освоился на овальных трассах. Два подиума и поул-позиция – самые яркие моменты Михаила в «Индикаре». Еще был момент в Мид-Огайо, когда он уверенно лидировал на дорожной трассе, и только ошибка механика, из-за которой он столкнулся с другой машиной, не позволила тогда выиграть.

Можно надеяться, что в этом году он будет сражаться за победы, шансы на это есть. Но «Индикар» – это не «Формула-1», здесь внизу десятки оказываются пилоты, у которых есть все, чтобы претендовать на титул. По итогам тренировки или квалификации в одну секунду могут уложиться 20 пилотов.

А что касается аварии, Михал не очень любит это вспоминать. Такие боевые крещения бывают у многих гонщиков «Индикара».

Артем Маркелов, 22 года

Артем Маркелов / Фото: © РИА Новости/Алексей Куденко

Пилот команды «Русское время» выступает в серии GP-2, а осенью он даже столкнулся с Сироткиным на трассе в Спа. В той гонке Артем претендовал на очки и услышал по радио призыв команды заработать зачетные баллы, но попросил инженера «заткнуться», а в последнем повороте был выбит другим российским гонщиком. Сироткин в итоге признал свою вину, но закончил чемпионат на третьем месте. А вот Маркелов стал только 10-м, хотя начал сезон с триумфа в Монако, где стартовал во втором десятке, но благодаря продуманной стратегии и идеальному пилотажу одержал одну из самых памятных побед в истории GP-2.

Владимир Башмаков:

– В момент своего зарождения команда «Русское время» строила амбициозные планы, в том числе и сотрудничество с «Уильямс». Но из-за смерти их бывшего главы Игоря Мазепы эти планы остались нереализованными. Артем продолжает выступать в GP-2 и, наверное, ставит целью сражение за титул. У него уже достаточно большой накат за рулем этих машин, которые в молодежной серии не меняются несколько лет.

Егор Оруджев, 21 год

Егор Оруджев / Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов

В 9 лет Оруджев начал побеждать в картинге: выигрывал первенства Запада и Северо-запада России в классе Мини (от 8 до 11 лет, скорость порядка 80 км/ч), через год стал вице-чемпионом России, гонялся в чемпионате Финляндии и выходил в финал чемпионата Европы.

Когда в своем последнем сезоне Оруджев занял три третьих места в WSK 2011 (одна из главных картинговых серий в Европе), гонщик пересел в болид французской «Формулы-4» и завоевал два подиума. В «Формуле Рено 2.0» Егор стал лучшим новичком-2013, а через год дебютировал в британской «Формуле-3» и победил в Сильверстоуне.

В 2015-м Оруджев пробует себя в более сложной серии – «Формула Рено 3.5» – и в 4 из 17 гонок добирается до подиума. А в прошлом сезоне он до последнего претендовал на титул. Чемпионом Егор, правда, не стал, но зато одержал 5 побед в сезоне – больше, чем чемпион и вице-чемпион серии вместе взятые.

Владимир Башмаков:

– Как и Алешин, это пилот программы SMP Racing. Он провел 2 сезона в категории «Формула V8 3.5» (новое название «Формулы Рено 3.5» – «Матч ТВ»). Там он занял третье место и мог рассчитывать на большее. К сожалению, Егору еще не хватает стабильности, случаются ошибки, свойственные молодым пилотам. В первую очередь, это из-за горячности.

Матевос Исаакян, 18 лет

Матевос Исаакян / Фото: © РИА Новости/Григорий Соколов

В одной из гонок в Хересе Исаакян и Оруджев вместе поднялись на подиум, причем Матевос – в качестве победителя. Но если в чемпионате Оруджев стал третьим, то Исаакян – восьмым. Правда, Матевос участвовал сразу в двух сериях – помимо «Формулы Рено 3.5», он гонялся в GP3. Более того, делал ставку на последнюю, но там выступил гораздо хуже и финишировал лишь 17-м. Сезон-2017 Исаакян проведет в «Формуле Рено 3.5» за команду AV Formula (она теперь называется SMP Racing – «Матч ТВ»), а его напарником станет Егор Оруджев.

Владимир Башмаков:

– Исаакян совмещал выступления в двух чемпионатах, которые сильно отличаются по гоночной технике. Если для него выбрали такую программу, значит в этом был резон. Насколько сложно такое совмещение? Тот же Михаил Алешин без проблем справляется, когда, помимо «Индикара», проводит отдельные гонки на выносливость.

Константин Терещенко, 22 года

К 22-м годам российский пилот стал победителем серии «Формула России», выиграл испанскую «Формулу-3» и стал вице-чемпионом Euroformula Open-2015. Прошлый сезон Терещенко провел в серии GP3, где занял 29-е место в чемпионате (во многом из-за слабой машины) и первое – в рейтинге самых эффектных аварий .

В 2017-м Терещенко станет еще одним российским представителем в «Формуле Рено 3.5», где выступит в составе испанской команды Teo Martin Motorsport.

Владимир Башмаков:

– В GP3 у него не очень шли дела, но на тестах в «Формуле 3.5» он показал хорошую скорость. Константин набирается опыта, постепенно растет.

За кем еще нужно следить

Роберт Шварцман, 17 лет

В пять лет Шварцман начал активно заниматься картингом и выиграл столько, что был признан самым успешным российским картингистом. В итальянской «Формуле-4» Роберт дебютировал в 2014-м, хотя был готов и раньше – по правилам серии на старт не допускались гонщики моложе 15 лет. В 14 пилот участвовал в тестах и уже показывал лучшее время.

Самым успешным для Роберта стал сезон-2015. Он параллельно выступал в двух чемпионатах «Формулы-4» – итальянском (3 место) и немецком (4 место) – и в общей сложности провел 42 гонки. Из них 3 победы и 16 подиумов.

Прошлогодние результаты в «Формуле Рено 2.0» оказались скромнее (30 гонок: 2 победы, 4 подиума), но многие объясняют это нехваткой опыта и возрастом.

Никита Троицкий, 17 лет

В конце 2016 года российскому пилоту хватило всего двух этапов (Монца и Шпильберг), чтобы впечатлить боссов испанской команды Drivex. Поул-позиция и подиум в новой команде (плюс 3-е место в азиатской серии MRF Challenge и подиум в той же Монце, но только в серии «Формулы Рено 2.0») не оставили менеджерам выбора. Следующий сезон Троицкий начнет в Euroformula Open – серии, где вице-чемпионом становился Константин Терещенко.

А где Петров?

После ухода из «Формулы-1» Виталий Петров пробовал себя в DTM (немецкая гоночная серия кузовных автомобилей – «Матч ТВ»), брал год паузы, а в прошлом сезоне выступал в гонках на выносливость в классе LMP2, заняв третье место в гонке «24 часа Ле-Мана» в составе русского экипажа SMP Racing. Прямо сейчас он участвует в разработке прототипа LMP1 (самый престижный класс прототипов – «Матч ТВ»), но все равно надеется поучаствовать в гонках. Правда, вариант с командой Alpine в категории LMP2 реализовать не удалось.

О «Формуле-1» Петрову сейчас напоминает разве что трибуна сочинского автодрома, названная его именем.

Оксана Косаченко, бывший менеджер Виталия Петрова:

– На то, чтобы Петров появился в «Формуле», за 7 лет было потрачено 20 млн долларов. Больше всего ушло на тесты – больше половины. У Виталика не было картинговой школы, поэтому готовили его фактически с нуля. Остальная сумма – это оплата за участие в чемпионате, взнос командам.

Если бы не скандал с его интервью в 2011-м году, сохранить Петрова в «Формуле-1» было реально. Это было реально и через год. Но год паузы нужно было взять в любом случае.

Сколько футболистов в мире – миллионы? А в «Формуле-1» – 20 гонщиков. Поэтому уровень конкуренции в 20 раз выше. Нужно в миллион раз больше работать и соответствовать бесконечному списку требований. В 2010-м году был нужен русский гонщик, тогда возникла правильная ситуация с «Рено»: Карл Гон (президент компании – «Матч ТВ») приезжал и встречался с президентом России. В тот момент Петров попал в нужное время и в нужное место. Позже такого расклада карт не было, но его можно было подтасовать. Для этого требовался год и была определенная комбинация, подготовленная его менеджментом. Но не все сложилось.

Теперь это уже дела давно минувших лет, у Виталия другая карьера, он выступает в другом чемпионате и занимается разработкой автомобилей. По-моему, у него там прекрасно идут дела. Я не очень уверена, что сейчас Виталик хотел бы оказаться в «Формуле-1» и жить ее безумно напряженным графиком.

Текст: Леонид Волотко, Ярослав Кулемин, Иван Карпов

Фото: Getty Images, globallookpress.com, facebook.com/Tereschenkooko, facebook.com/robert.shwartzman.5, facebook.com/smpracingrussia, РИА Новости/Алексей Куденко, РИА Новости/Виталий Белоусов, РИА Новости/Григорий Соколов

Я традиционно составляю рейтинг наиболее отличившихся в прошедшем сезоне российских гонщиков в конце года или в начале следующего года. Подчеркиваю, что рейтинг совершенно субъективный, и основан на моих личных впечатлениях от тех гонок, которые я в первую очередь смотрю, за которыми слежу. Поэтому, если в рейтинге какие-то достойные кандидаты не представлены, прошу простить:)

По сравнению с 2016 годом, некоторые гонщики, добившиеся больших успехов, "забуксовали", оказались в некоторой стагнации или провалились. Не всем удалось добиться прогресса. Зато блеснули свежие имена.

Наиболее стабильное имя в российском автоспорте - это без преувеличения уже легендарная команда "КАМАЗ-Мастер". Команда неимоверно стабильно "держит марку" и регулярно побеждает в ралли-рейде "Дакар", хотя здесь никогда нельзя быть стопроцентно уверенным в победе. Слишком далека эта гонка от понятия "легкая прогулка". Победитель "Дакара" на мой взгляд всегда достоин быть номинирован на звание лучшего гонщика России, и в 2017 году именно Эдуард Николаев добился наиболее яркого успеха в российском автоспорте.

В силу того, что в этот раз рейтинг составлен несколько позже обыкновенного, гоночный сезон 2018 года уже стартовал, прошли несколько важнейших гонок. Некоторые из ниже представленного списка гонщики уже добились новых успехов. Эдуард Николаев одержал победу уже и на "Дакаре-2018", открывшем новый гоночный год. Роберт Шварцман стал чемпионом новозеландской молодежной формульной серии Toyota Racing Series, и этот успех - первый в российской истории. Эти результаты не учитывались в текущем рейтинге и будут засчитаны в рейтинге уже за 2018 год. Хотя чисто эмоционально это все равно слишком заметные достижения.:)

1. Эдуард Николаев

Победитель "Дакара-2017" в категории грузовиков

Не зря Эдуарда Николаева в свое время прозвали "царевичем", по аналогии с Владимиром Чагиным, которого называли "царем". Когда "старая гвардия" камазовской команды сошла со сцены, знамя команды подхватило новое поколение, которое быстро освоилось на дакаровских трассах и продолжило победные традиции. Но самым успешным среди молодых камазовских пилотов стал Эдуард Николаев, в 2017 году уже второй раз победивший в "Дакаре" в категории грузовиков. Как пилот. А ведь на счету Эдуарда есть и еще одна победа на "Дакаре", в качестве механика экипажа своего наставника, Владимира Чагина. Так что в целом победа 2017 года на "Дакаре" была уже третьей для Николаева.

Простых "Дакаров" не бывает по определению. Даже для фаворитов гонки, к которым традиционно относят экипажи "КАМАЗ-Мастер". На "Дакаре" просто не бывает экипажей, которые не сталкивались бы с проблемами, избежали бы всех сложностей. "Дакар" ни для кого не проходит совершенно гладко. Да этого и не может быть в этой гонке по определению.

Конкуренция в классе грузовиков на "Дакаре" не ослабевает, а кажется только возрастает с каждым годом. Экипажи нескольких команд демонстрируют высокую скорость. А главным конкурентом "Камаза" уже который год является армада Жерара де Роя. Но на финише "Дакара-2017" у "КАМАЗ-Мастер" был победный дубль. Экипаж Эдуарда Николаева первый. Экипаж Дмитрия Сотникова второй.

Успех на "Дакаре" - это не только мастерство гонщиков и штурманов, не только самоотверженный труд механиков. Огромная роль в "КАМАЗ-Мастер" у руководителя команды, одновременно являющимся и наставником для пилотов, и стратегом, - у Владимира Чагина. Он, который познал все о "Дакаре" на личном опыте, теперь передает свой опыт своим последователям, и направляет "Камаз" верным курсом.

"КАМАЗ-Мастер" - это в первую очередь команда, где "один за всех, и все за одного". Поэтому нельзя не отметить, кроме Эдуарда Николаева, и других гонщиков славной команды. Очень успешно выступал в 2017 году Дмитрий Сотников, занявший второе место на "Дакаре" и победивший на ралли-рейде "Шелковый путь". Андрей Каргинов выиграл в категории грузовиков на ралли-рейде "Африка", который проводится по классическому маршруту "Дакара", с финишем в Дакаре на Розовом озере. Айрат Мардеев в 2017 году был не столь успешен, заняв на "Дакаре" пятое место в категории и финишировав третьим в "Шелковом пути". Антон Шибалов занял второе место на "Шелковом пути". Собственно, "Шелковый путь" - гонка, в организации которой большую роль играет команда "КАМАЗ-Мастер" и ее руководитель Владимир Чагин, ралли-рейд, проходящий по территории России, Казахстана и Китая, по сложности маршрута уже сейчас сопоставимый с "Дакаром". И это еще одно яркое достижение автоспорта России.

2. Артем Маркелов

Формула-2: второе место в чемпионате, 5 побед, 1 поул-позиция, 7 подиумов

Артем Маркелов уже может считаться настоящим ветераном серии GP2, перед сезоном 2017 года переименованной в чемпионат ФИА Формула-2. В серии Артем дебютировал еще в 2014 году, и в 2017 году проводил уже четвертый сезон, все в составе команды Russian Time, выступающей под российским флагом. Артем всегда был известен как мастер обгонов, часто красиво прорывавшийся через пелотон, этим он безусловно был заметен для зрителей. Кроме того, он был известен умелым и бережным отношением с достаточно капризными шинами Pirelli, умея извлекать из них скорость в нужный момент. Но долгое время проблемой Артема были квалификации. Однако каждый год Маркелов демонстрировал прогресс и в 2017 году решил проблемы с квалификациями. В прошедшем сезоне он уже был в числе фаворитов, претендентов на самые высокие награды.

Артем Маркелов прекрасно провел этот сезон в Ф2, он выглядел лидером команды "Русское время", хотя его напарником был быстрый и талантливый итальянец Лука Гиотто. Безусловно, Шарль Леклер в 2017 году был недосягаем. Хотя на определенном этапе чемпионата Маркелов и Russian Time и пытались с ним бороться. Зато еще одного записного фаворита, Оливера Роуланда, одного из наиболее многообещающих молодых британских гонщиков, Артем оставил позади в сражении за вице-чемпионское звание. И это заметное достижение. На протяжении всего сезона Маркелов был в топе Ф2. Безусловно, не все гонки удавались, бывали и неудачи, но это, как говорится, рабочий процесс. В любом случае, статистика Артема, 5 побед, поул-позиция, множество подиумов - это говорит само за себя. Российским болельщикам было за кого болеть в Ф2, и болеть, скажем так, не за участие. Второе место в сильнейшей молодежной серии - ранее такого достижения добивался только Виталий Петров. Да Сергей Сироткин дважды был в призерах GP2 по итогам сезона.

В грядущем сезоне Артем Маркелов продолжит выступать в составе Russian Time в Формуле-2. Это будет уже пятый его сезон в серии, не припоминаю, чтобы кто-то гонялся в ней так долго. Но если есть возможность, почему бы и нет? Это наиболее конкурентная молодежная серия, наиболее быстрые машины из числа молодежных формул. Ждем от Маркелова продолжения борьбы на высочайшем уровне. К тому же он уже отметился в 2018 году еще одним заметным шагом в карьерной гоночной лестнице. Команда Renault F1 включила Артема в свой состав в качестве тест-пилота.

3. Сергей Сироткин

тест-пилот Renault F1

Формула-2: 2 гонки, лучший результат - 4 место

Сергей Сироткин в 2017 году непосредственно участвовал в гонках мало. Он проехал "24 часа Ле-Мана" в экипаже SMP Racing на Dallara в категории LMP2 вместе с Михаилом Алешиным и Виктором Шайтаром. Несмотря на неплохую скорость, добиться высокого результата не удалось, экипаж слишком много времени потерял на ремонте машины в боксах. Вряд ли 16 место в категории и 33 место в абсолюте может считаться сколько-нибудь заметным достижением. Зато ребята добрались до финиша, и это конечно полезный опыт.

Также Сергей "тряхнул стариной" и участвовал в одном этапе серии Ф2, выйдя на замену в своей бывшей команде ART Grand Prix вместо получившего травму Александра Элбона. Этап в Баку Сироткин проехал очень уверенно, в обеих гонках финишировав в очках, лучшим результатом стало четвертое место. Это была удачная разовая акция, Сергей напомнил всем, что если бы участвовал в чемпионате по полной программе, он бы наверняка был бы одним из главных претендентов на титул, как это, собственно, было год назад.

Но не гонки были в 2017 году главным занятием для Сергея. Он провел год, можно сказать, на испытательной работе. Во-первых, это был проект команды SMP Racing, которая совместно с Dallara строит прототип высшей "лемановской" категории LMP1 BR1. Здесь Сироткин был занят очень плотно, вплоть до нового 2018 года. Тесты BR1 на разных трассах проходили очень активно, также было много работы и на симуляторе. До поры до времени Сергей был одним из основных претендентов в состав экипажа SMP Racing в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC в "суперсезоне" 2018-2019 за рулем BR1. Собственно, именно работа над новым прототипом стала причиной того, что SMP Racing не гонялся на полном расписании в WEC в 2017 году, и Ле-Ман стал разовой акцией.

Но пожалуй еще важнее, что Сергей Сироткин был активно занят в работе команды Формулы-1 Renault. Сергей участвовал в тестах как на старой машине, так и на актуальной, провел несколько пятничных тренировок в рамках уик-эндов Гран-при, в том числе и на Гран-при России в Сочи, хотя на домашней трассе ему не повезло с техническими неисправностями. До поры до времени Сироткин надеялся на продолжение карьеры в качестве боевого пилота Renault F1. Но к концу сезона этот вариант был закрыт.

Зато Сергей попал в шорт-лист Williams, искавшего гонщика на место завершившего карьеру Фелипе Массы. Решающим моментом стали тесты в Абу-Даби после окончания чемпионата мира Ф1. Фаворитом на место в Williams являлся Роберт Кубица, совершивший практически невозможное. После тяжелых травм в аварии в 2011 году знаменитый поляк восстановился, и в 2017 году показал на тестах, что он вновь может пилотировать болид Ф1, причем сначала тесты он проводил именно с Renault. Сироткина Williams приглашал скорее для сравнения. Но Сергей блестяще провел эти тесты. Он продемонстрировал и скорость, и глубокое техническое понимание, чем сразу покорил инженеров британской команды. Это был кульминационный момент года для Сергея. Далее Williams взял паузу на размышление, хотя до этого вовсю ждали объявления Кубицы боевым пилотом Williams в 2018 году. Перед Новым годом появилась информация, что именно Сергей Сироткин будет гоняться за Williams в 2018 году. Наконец, вскоре после Нового года Williams официально объявил - гонщиком основного состава команды вместе с Лэнсом Строллом будет Сергей Сироткин. Российское представительство будет в Формуле-1 в 2018 году.

4. Алексей Лукьянюк

ERC: четвертое место в чемпионате, 1 победа

Лукьянюк - заметный герой в чемпионате Европы по ралли. Во всяком случае, зайдя по окончании сезона на официальный сайт ERC, на самом заметном месте я обнаружил видео, посвященное вручению Алексею очередной номинации имени Колина МакРея. Видео, изобиловавшее подвигами Лукаса в прошедшем чемпионате, шикарным размашистым пилотажем, а также, конечно, жесткими "крэшами". Не зная русского языка, ребята с сайта даже не запикали некоторые экспрессивные выражения Лукаса, так что с детьми это видео смотреть надо осторожно. Но вообще-то Алексей Лукьянюк в первую очередь заслуживает звания "Возвращение года".

Начинался сезон для Лукьянюка на позитивной ноте. Вылазка в Швецию на чемпионат мира правда не увенчалась успехом, но вскоре Алексей получил хороший бюджет, а значит практически гарантировал себе полный сезон в чемпионате Европы, где собирался всерьез побороться за чемпионство. Была даже образована российская команда в чемпионате Европы Russian Performance Motorsport, в которой кроме Лукьянюка поехал Сергей Ременник в зачете ERC2.

На первом этапе ERC ралли Азорских островов Лукас боролся за победу, лидировал в гонке, но незадолго до финиша сошел. Привычная история - техника не выдержала ярых атак Лукьянюка. Но уже второй этап чемпионата Европы, асфальтовое ралли Канарских островов обернулся триумфом российского экипажа, в котором Алексею Лукьянюку ассистировал Алексей Арнаутов. Так Лукас второй год подряд привел свою Ford Fiesta к победе на Канарах. Это было начало мая, и перспективы открывались восхитительные.

Однако так иногда бывает в жизни, когда вслед за головокружительным взлетом следует внезапное и оглушительное падение. В середине мая на раллийных тестах под Псковом случилась страшная авария, обернувшаяся трагедией; столкнулись два раллийных автомобиля. Погиб Алексей Лядухин, бывший штурманом Вячеслава Кучерова. Тяжелые травмы получил Никита Гергель, бывший на этот раз штурманом Лукьянюка. Сам Лукьянюк также получил серьезные травмы, включая многочисленные переломы. Когда такое происходит, о соревнованиях уже как-то не вспоминается.

Тем не менее, в конце лета Лукьянюк вернулся на раллийные трассы чемпионата Европы. На тот момент окончательно он от травм не оправился, но пилотировать машину мог. Иначе чем подвигом, этот поступок назвать нельзя, но возможно именно это требовалось гонщику в этот тяжелый момент жизни и гоночной карьеры.

На ралли в Польше Алексей Лукьянюк сходу продемонстрировал высокую скорость, но очень скоро сошел после аварии. Забегая вперед, по разным причинам Лукасу не удалось финишировать и в заключительных этапах чемпионата Европы, в Италии и Латвии. Но на чешском ралли Барум, проходившем традиционно в окрестностях Злина Лукьянюк изо всех сил бился за победу и финишировал вторым, уступив только непобедимому на местных асфальтовых дорожках Яну Копецкому. И это тоже был гоночный и спортивный подвиг. Больше очков в чемпионате Европы Лукасу набрать не удалось, и чемпионат он завершил на четвертом месте. Но разве это что-то значило?

5. Роберт Шварцман

Формула Renault 2.0 Euro: третье место в чемпионате, 6 побед, 7 поул-позиций, 12 подиумов

Выступавший в Евросерии Формулы Renault 2.0 гонщик программы SMP Racing Роберт Шварцман добился в 2017 году значительного прогресса, благодаря чему в конце сезона получил приглашение в программу Ferrari Racing Academy.

Формула Renault 2.0 - отличный гоночный класс, молодежная "формула", как говорится, настоящая "учебная парта" для гонщиков, перешедших из картинга и собирающихся выступать в гонках машин с открытыми колесами. К тому же еще и имеющая свою долгую и славную историю, в которой отметилось немало известных имен. Правда, в последние годы ФИА все больше возлагает эту роль первой после картинга формулы на Формулу-4.

В любом случае, гонщик, добившийся успеха в Евросерии Формулы Renault 2.0 скорее всего успешно продолжит карьеру в более старших гоночных категориях. Роберт мощно выступил в прошедшем сезоне Формулы Renault, возможно даже именно он был быстрейшим по чистой скорости. Да и статистика его, вышеприведенная, говорит сама за себя. При этом не обходилось и без неудач, и в сражении за чемпионство Шварцман уступил французу Саше Фенестразу, ставшему в итоге чемпионом серии, и Уиллу Палмеру, сыну Джонатана и младшему брату Джолиона. Тем не менее третье место по итогам чемпионата, да еще с таким количеством побед, поулов и подиумов стало настоящим успехом, к тому же скорость Роберта была всем очевидна. Прежде из российских гонщиков в классе столь же успешно выступал только Даниил Квят, боровшийся за титул со Стоффелем Вандорном. Шварцмана заметили и позвали в Ferrari Racing Academy, он стал первым российским гонщиком в программе.

Продолжение карьеры Роберта обещает быть весьма интересным. Известно, что в 2018 году он поедет в чемпионате Европы Формулы-3, одной из сильнейших молодежных серий. И в составе команды он будет выступать рядом с гонщиками с фамилиями Шумахер и Армстронг.

А пока, не теряя времени зря, в разгар зимы Роберт Шварцман перемахнул в новозеландское лето, чтобы принять участие в известной местной формульной серии Toyota Racing Series. И гоночная формула простых линий и обводов, выкрашенная в цвета SMP Racing и Ferrari Racing Academy, со знаменитым логотипом "Гарцующего жеребца" на боку выглядела очень круто.

6. Даниил Квят

Формула-1: 19 место в чемпионате; лучший результат: 9 место

Мне казалось, и я на это надеялся, что в межсезонье после тяжелого для него сезона 2016 года Даниил Квят оправился и обрел психологическую стабильность. По крайней мере тот сезон он завершил на позитивной ноте, продлив контракт с Toro Rosso еще на год. К тому же он еще и написал совместно с Олегом Карповым книгу о своем пути в Ф1, и говорил, что все трудности остались позади. Да и начало чемпионата настраивало на хороший лад, когда он закончил Гран-при Австралии на девятой позиции.

Но это оказалось обманчивое впечатление. В дальнейшем Даниил лишь раз повторил свой австралийский результат, оказавшийся для него лучшим в сезоне, финишировав девятым в Барселоне. В очки после этого он попал лишь один раз, ненадолго вернувшись в пелотон Ф1 в Остине. В Гран-при США Квят финишировал десятым, проведя очень хорошую и уверенную гонку. Но по словам Хельмута Марко, этого результата было слишком мало.

Достаточно сравнить с 5 очками Квята 48 очков, принесенных Toro Rosso Карлосом Сайнсом, а ведь напарник в Ф1 - это твой первый и главный соперник, ибо выступает на такой же машине. Конечно это был провал, если называть вещи своими именами. И нельзя сказать, что у Квята совсем не было скорости - в их квалификационных дуэлях с Сайнсом он уступил со счетом 6:8, и это было наиболее напряженное квалификационное соперничество в пелотоне Ф1 в 2017 году.

И конечно в том, что на счету Квята было настолько мало очков, далеко не только его вина. Даню часто подводила машина своими техническими неисправностями, в том числе и в ситуациях, когда он теоретически мог бы взять много очков, как, например, в Баку. Безусловно, это очень тяжело, когда от тебя ждут и требуют результата, а тут еще и случаются технические отказы. Макс Ферстаппен, у которого в 2017 году также было много технических отказов, находился в своей команде в совсем другом положении, и скорее это он выговаривал команде свое недовольство тем, что лишается по ее вине хороших результатов. Впрочем, в Toro Rosso и Red Bull признавали свою вину в технических отказах болида Квята. Но когда с машиной было все в порядке, тут уж надо было привозить результат. А Квят ошибался и сам, как, например, в Сингапуре, где его ошибка привела к вылету в бетонную стену, и ведь в той гонке он мог заработать очень хорошие очки. Конечно, можно сказать, что не всегда Toro Rosso по своей скорости вообще позволяла бороться за очки. Но фокус в том, что Карлос Сайнс каждый раз выжимал из машины максимум, и стабильно набирал очки для себя и команды, чего нельзя сказать было о Дане. Можно было бы добавить, что в распоряжении Карлоса была лучшая гоночная бригада команды, и эта же бригада работала с Квятом в Остине, где он пожалуй провел лучший уик-энд в году. Но это все разговоры, а с учетом опыта Даниила в команде и программе Red Bull от него ждали стабильных и высоких результатов. И как сказал Хельмут Марко, Квяту уже давали несколько шансов.

Ничего удивительного не было, что в итоге с Квятом Red Bull расстался. Даниил последовал по дороге, которой прошли многие гонщики, и те же Себастьян Буэми, Хайме Альгерсуари и Жан-Эрик Вернь, первый напарник Квята в Ф1. Единственный на мой взгляд некрасивый момент, - что Даниилу не дали доехать сезон до конца, заменив его по ходу чемпионата. В данном случае Red Bull по факту нарушил контракт.

Теперь перед Даниилом стоит вопрос как перезапустить свою карьеру. В начале января он договорился с Ferrari, и пополнил штат тест-пилотов команды, где в первую очередь будет работать на симуляторе "Скудерии". Получил Квят и приглашение выступать в LMP1 чемпионата мира по гонкам на выносливость в составе SMP Racing за рулем BR1. Вообще-то и возраст, и уже имеющийся опыт, и признаваемая многими в гоночном сообществе скорость говорят в пользу Квята. У него есть время и возможность перезагрузить свою карьеру. Тот же Брендон Хартли ему в пример.

7. Михаил Алешин

IndyCar: 19 место в чемпионате; лучший результат: 6 место

"24 часа Ле-Мана": 16 место в категории LMP2, 33 место в абсолютном зачете

Предыдущий сезон Михаил Алешин очень сильно провел в Индикаре, особенно вторую половину сезона, когда обозначил потенциал бороться за победы в гонках. После этого казалось, что в 2017 году тенденция получит продолжение. Все располагало к этому. Техника за это время в Индикаре практически не поменялась, Михаил остался в составе той же команды Schmidt Peterson Motorsports, он прекрасно знал команду, а команда знала его, удалось нормально провести предсезонные тесты. Все в порядке было и с таким аспектом, как спонсоры для машины #7, кроме того у Михаила появились его болельщики в Америке.

Но к сожалению сезон в Индикаре на этот раз сложился очень бледно. Алешин единожды приехал на шестом месте в гонке, это было в Детройте, на Бель-Иле, плюс пару раз он еще финишировал на десятом месте. Чуть лучше обстояли дела в квалификациях, где Михаил чаще показывал результаты в десятке лучших. Но квалификации в Индикаре не столь важны, как в Ф1. В любом случае, никаких намеков на форму образца второй половины 2016 года не было и в помине.

Посреди сезона Индикара Михаил сгонял в Европу, чтобы в экипаже SMP Racing принять участие в "24 часах Ле-Мана" на Dallara категории LMP2. Об этом выступлении вместе с Сергеем Сироткиным и Виктором Шайтаром уже упоминалось в разделе, посвященном Сироткину. К сожалению, добиться успеха экипажу SMP Racing на этот раз не удалось.

В конце лета Михаил внезапно прервал выступления в Индикаре. Это не было чем-то в духе как Квята выставили из Red Bull, хотя безусловно гонщик был недоволен командой, а команда - своим гонщиком. Была и третья сторона, - программа SMP Racing, в которой собственно сейчас и идет карьера Алешина. Стороны обсудили сложившуюся ситуацию, и решили, что Михаил не будет завершать сезон в Индикаре. SMP Racing понадобилось, чтобы Алешин вовсю принялся за тестовую программу спортпрототипа категории LMP1 BR1, тесты которого вошли в горячую фазу. Собственно, этой интересной и важной работой Михаил занимался вплоть до конца года. Но лично мне жаль, что он не доехал сезон в Индикаре до конца.

В новом сезоне Михаил Алешин в составе экипажа SMP Racing примет участие в чемпионате мира на выносливость WEC в высшей категории LMP1 за рулем BR1, детища команды, которое он долго и упорно испытывал. Это новый интересный вызов. Но мне бы очень хотелось, и уверен, болельщики Индикара в России подпишутся под этим, чтобы Михаил Алешин еще вернулся в Индикар, в гонки, в которых он уже успел оставить свой след и запомниться местной публике. Все-таки есть ощущение, что в Америке у Михаила остались незавершенные дела.

8. Матевос Исаакян и Егор Оруджев

Исаакян: Формула V8 3.5: второе место в чемпионате, 2 победы, 1 поул-позиция, 8 подиумов

Оруджев: Формула V8 3.5: шестое место в чемпионате, 2 победы, 1 поул-позиция, 10 подиумов

вместе: ELMS: шестое место в категории LMP2, 1 победа, 3 подиума

Немного странно, что двух гонщиков, выступавших каждый сам за себя, я поставил на одну позицию в рейтинге. Но дело в том, что выступления Егора Оруджева и Матевоса Исаакяна были похожи друг на друга как близнецы-братья. Вдобавок во второй половине сезона в SMP Racing решили создать из двух пилотов Формулы V8 3.5 экипаж в ELMS.

Два молодых гонщика программы SMP Racing провели очередной сезон в Мировой серии Формулы V8 3.5. Причем от Егора Оруджева в этом сезоне ждали сражения за чемпионство. И в общем-то Егор эти ожидания оправдал, за титул он боролся. Оруджев отметился и победами в гонках, выигрывал квалификацию, регулярно поднимался на подиум. Правда, не всегда был стабилен, да и проблем с техникой хватало. В этом плане этот сезон был очень похож на предыдущий.

А вот Матевос Исаакян прибавил и провел чемпионат не хуже Егора. Исаакян также побеждал в гонках, на его счету есть поул и он был завсегдатаем подиума. В один момент по ходу сезона Матевос даже возглавил чемпионат. И боролся за титул на заключительном этапе серии в Бахрейне.

К сожалению, серия Формула V8 3.5 пришла в совершеннейший упадок. Да, машины были по-прежнему хороши, серия обладала интересным набором трасс, но вот качество пелотона было не сравнимо с прежним, когда Мировая серия Renault конкурировала с GP2 в качестве наилучшей серии по подготовке молодых гонщиков к Ф1. Ныне Мировая серия напоминала скорее такую серию прежних лет как AutoGP, разве что машины в Формуле V8 3.5 были конечно лучше. Во-первых, мало команд осталось в Мировой серии. Во-вторых, состав пилотов никак не назовешь "премиумным", наиболее ярких юниоров - потенциальных звезд, здесь не наблюдалось. Так что даже если бы Егор или Матевос выиграли чемпионат, это бы никак не сравнилось например с тем, как чемпионом этой серии, с большими российскими традициями, кстати, стал Михаил Алешин.

Хотя машины Мировой серии были быстры и красивы, они далеко не новы, их регулярно ремонтировали, но износ техники все равно наступает. И поломок в течении сезона хватало. Так, вылетевший привод на заключительном этапе сезона поставил крест на надеждах Матевоса Исаакяна на победу в чемпионате. Чемпионом серии в итоге стал Пьетро Фиттипальди, внук Эмерсона. Последним чемпионом, между прочим, так как Мировая серия после 2017 года была закрыта в силу вышеупомянутых причин.

Егор Оруджев в заключительном этапе сезона в Бахрейне принять участие не смог из-за болезни, из-за чего вылетел по итогам сезона из тройки призеров.

Но кроме выступлений в формульном классе, в SMP Racing искали для своей молодежи варианты дальнейшего развития карьеры, и образовали из Оруджева с Исаакяном экипаж в категории LMP2 ELMS. Первый опыт в гонках на выносливость оказался для парней очень удачным. Ребята неоднократно приводили свою Dallara к финишу на подиуме, а на трассе Поль-Рикар и вовсе одержали победу в четырехчасовой гонке. В настоящий момент видится, что именно участие в гонках на выносливость - наиболее перспективный вариант дальнейшего развития карьеры для Оруджева с Исаакяном.

9. Роман Русинов

WEC: девятое место в чемпионате в категории LMP2 (шестое место экипажа #26 G- Drive Racing в командном зачете), 1 победа, 3 поул-позиции

Безусловно, главной задачей Романа Русинова и его экипажа G-Drive Racing #26 в сезоне 2017 года была победа в категории LMP2 в "24 часах Ле-Мана". Собственно говоря, последняя непокоренная вершина в чемпионате по гонкам на выносливость для Русинова и его команды. Ради этой цели Роман Русинов вновь тщательно подбирал машину(выбор пал на Oreca 07 - Gibson) и напарников по экипажу. Чтобы быть максимально быстрыми именно на кольце Сартэ.

Начало сезона было очень неплохим, экипаж #26 вновь был в числе лидеров категории LMP2. Экипаж Русинова выигрывал поулы на трех первых этапах WEC - в Сильверстоуне, Спа и, главное, в Ле-Мане. И если в Сильверстоуне проблемы по ходу гонки помешали экипажу побороться за победу, то в Спа, в шестичасовой гонке, которую традиционно называют главной репетицией перед Ле-Маном, Русинов и его напарники одержали победу. К Ле-Ману команда подходила в хорошей форме. И завоеванный поул стал подтверждением.

К сожалению, гонка не задалась с самого начала. Экипаж #26 откатился назад, потом был вынужден прорываться. И вскоре, когда за рулем прототипа находился именно Роман Русинов, произошла авария. Роман не смог разминуться с обгоняемым круговым Porsche категории GT Pro-Am, за рулем которого находился арабский пилот-любитель. Эта авария поставила крест на очередных надеждах покорить Ле-Ман.

Вдобавок экипаж #26 получил какой-то несуразный штраф за это столкновение уже на этапе в Нюрбургринге, который фактически лишил возможности побороться за победу и на этом этапе. Это было очень странное судейское решение, так как если вина Романа в столкновении и была, это был обычный гоночный инцидент, никак не заслуживающий каких-то сверхстрогих санкций. К тому же команда G-Drive и так расплатилась за эту аварию потерей шансов в Ле-Мане, конечно попутно испортив гонку и пострадавшим статистам-любителям.

В дальнейшем по ходу сезона казалось, что из команды G-Drive попросту выпустили воздух, и причиной этого видимо был крах в Ле-Мане. Экипаж #26 все время преследовали какие-то проблемы, да и прежней скорости уже не было. В итоге ни одного подиума дальше по ходу сезона у команды, которая прежде всегда боролась за самые высокие места.

Параллельно другой экипаж G-Drive Racing выиграл чемпионат в категории LMP2 в серии ELMS. Но в его составе не было пилотов-россиян.

Дальнейшие перспективы Романа Русинова и его команды пока туманны. Бросится ли он на очередной штурм вершины Ле-Мана, или предпочтет другой путь. Возможно, ему тоже нужна некая перезагрузка.

10. Виктор Шайтар

Blancpain GT Series: четвертое место в зачете Endurance Cup, 17 место в общем зачете серии; лучший результат: второе место

"24 часа Ле-Мана": 16 место в категории LMP2, 33 место в абсолютном зачете

Как уже упоминалось выше, Виктор Шайтар выступил в "24 часах Ле-Мана" в экипаже SMP Racing на Dallara категории LMP2 вместе с Михаилом Алешиным и Сергеем Сироткиным. К сожалению, успехом эта гонка для чисто российского экипажа не увенчалась.

Но у Виктора и помимо Ле-Мана была обширная программа в гонках на выносливость. Он принял участие в серии Blancpain GT в экипаже SMP Racing на Ferrari 488 GT3 вместе с Давиде Ригоном и Мигелем Моллиной. Экипаж SMP Racing стартовал только на этапах Blancpain, входящих в Endurance Cup, в длинных гонках. Поэтому в общем зачете серии пилоты SMP Racing расположились невысоко, но в кубке на выносливость заняли очень достойное четвертое место. Выступал экипаж сильно, стабильно приезжал в очки. Лучшей гонкой для SMP Racing стала "1000 км Поль-Рикара", в которой наш экипаж сначала квалифицировался на втором месте, а затем, поборовшись за победу, занял второе место в шестичасовой гонке. Учитывая очень высокую конкуренцию в Blancpain GT, результаты SMP Racing и непосредственно Виктора Шайтара заслуживают самой высокой оценки.

11. Владимир Васильев

Победитель ралли-рейда "Африка-2017" в абсолютном зачете

Самый заметный ралли-рейдовый гонщик России последних лет в категории внедорожников, Владимир Васильев в начале 2017 года решил ехать не очередной "Дакар" в Южной Америке, а стартовать в рейде "Африка", проходящем по классическому маршруту Дакара. Причем компанию Васильеву на штурманском месте его Mini X-Raid G-Energy Team составил самый известный российский рейдовый штурман Константин Жильцов. По всем раскладам эта связка была на победу! И экипажу Васильев-Жильцов делом удалось подтвердить ожидания. Они выиграли ралли-рейд "Африка" редакции 2017 года, причем выиграли в доминирующем стиле, хотя целый ряд экипажей, в первую очередь на быстрых на мавританских прямиках багги пытался бросить вызов российскому дуэту. Васильев и Жильцов финишировали первыми на овеянном легендами Розовом озере, и пусть это был не тот "Дакар" минувших дней, в любом случае это было круто.

12. Николай Грязин

ERC: седьмое место в чемпионате, 1 победа, второе место среди гонщиков до 28 лет

Младший сын Станислава Грязина в последние годы сфокусировался на карьере в ралли, предпочтя эту традиционную для семьи дисциплину кольцевым гонкам, которыми занимался ранее. И Николай в ралли заметен. Он блистает и на уже традиционном московском Rally Show в Крылатском, быстр он и на международных раллийных трассах. В 2017 году Николай выступал на полном расписании в чемпионате Европы по ралли, причем впервые проехал сезон в самой быстрой категории чемпионата R5, пилотируя Skoda Fabia.

Николай Грязин не просто продемонстрировал высокую скорость на трассах чемпионата Европы, он уже показал свой потенциал сражаться за победы в гонках. Грязин лидировал на греческом ралли Акрополис, и вполне мог выиграть, если бы не внезапное возгорание на перегоне, когда машина сгорела дотла. Хорошо что никто не пострадал.

И все-таки Николай взял свое, смог выиграть на этапе чемпионата Европы! Победа пришла на заключительном этапе ERC, проходившем в Латвии, в окрестностях Лиепаи. После схода лидировавшего Лукьянюка, именно Грязин возглавил гонку и довел ралли до победы, в борьбе за которую опередил многообещающего финского юниора Калле Рованперу (тоже сына известного раллиста). В те же дни в начале октября Николаю только исполнилось 20 лет. И это выглядит очень многообещающе для ралли.

Отдельная номинация

Сергей Карякин

Победитель "Дакара-2017" в категории квадроциклов

Квадроциклы - интересная категория автомототехники, на стыке автомобилей и мотоциклов; четырехколесный транспорт, идеологически при этом более близкий к мототехнике. В автомотоспорте квадроциклы не получили широкого распространения, если не считать одной дисциплины спорта моторов - ралли-рейдов, где квадроциклы уже давно стали полноценной и конкурентоспособной категорией. В своем рейтинге я традиционно рассматриваю автогонщиков, причем в разных дисциплинах автоспорта. Строго говоря, Сергей Карякин - не автогонщик, скорее он мотогонщик, учитывая его категорию motorsport. Но я просто не могу обойти вниманием Сергея и его успех.

Сергей Карякин уже несколько сезонов подряд борется на главном ралли-рейде планеты, на "Дакаре", в категории квадроциклов, где он сразу стал заметным героем в пелотоне, начиная со своего дебюта в 2014 году, когда ему даже удалось выиграть один из этапов. Год за годом Карякин набирался опыта на сложнейшей гонке и добавлял в скорости.

Наконец, после четвертого места в категории в 2016 году, в 2017 году Сергей Карякин уже являлся одним из полновесных фаворитов гонки, намереваясь бросить вызов привычным лидерам категории. Карякин боролся за победу на протяжении всего "Дакара", но особенно он добавил на второй неделе гонки, когда многие уже сошли или потеряли много времени из-за тех или иных проблем. Карякин же стабильно провел всю дистанцию супермарафона, выиграл по ходу гонки три этапа и завершил "Дакар-2017" на первой позиции в категории квадроциклов. Сергей Карякин стал первым российским гонщиком, выигравшим "Дакар" в другой категории, нежели грузовики. Хотя например подиумы в легковой категории у России были. И уже поэтому Сергей Карякин уже легенда.

Подводя итог выступлениям российских гонщиков в 2017 году, следует отметить что далеко не все попали в этот рейтинг. И это позитивный момент, так как действительно в настоящее время российский автоспорт широко представлен на международной арене, есть много достойных гонщиков, интересных спортсменов, за которыми имеет смысл следить.

Напоследок стоит отметить еще несколько имен. В силу того, что SMP Racing, занимаясь подготовкой своего прототипа категории LMP1 BR1, не участвовала на полном расписании в WEC, основной пилот команды Виталий Петров, параллельно с тестами BR1, решил не терять гоночной практики и подписал контракт с командой Manor (с которой в Ф1 его путь разошелся). Manor как раз выступала в категории LMP2 в чемпионате мира по гонкам на выносливость, где выставила два экипажа. Две тройки пилотов были сформированы вокруг экс-пилотов Ф1 - во втором экипаже это был Жан-Эрик Вернь. Перед сезоном Виталий Петров говорил о том, что при удачном стечении обстоятельств есть шанс побороться за чемпионство, - в LMP2 силы команд очень близки, но и конкуренция очень высока, пожалуй, это наиболее конкурентный класс WEC. К сожалению, сезон сложился не слишком удачно. Экипаж Виталия Петрова занимал в гонках пятые, шестые, седьмые места, но не более. Вряд ли это тянет на большой успех. Экипаж Верня по крайней мере неплохо проехал Ле-Ман, где экипаж Петрова потерпел неудачу. Таким образом, хорошо что Виталий Петров активно гонялся в 2017 году, но выделить какие-то его выступления не представляется возможным.

Никита Мазепин, проваливший дебютный сезон в чемпионате Европы Формулы-3 в 2016 году, в 2017 году ощутимо прибавил. Никита несколько раз был на подиуме в гонках этого высококонкурентного чемпионата, и завершил сезон на десятом месте в чемпионате. Кроме того, Мазепин несколько раз принимал участие в тестах команды Ф1 Force India, в которой является пилотом по развитию. Никита сохранил место в Force India и на 2018 год, ну а вместо Ф3 карьеру он продолжит в GP3, таким образом, будет постоянно на глазах боссов Ф1.

Еще один известный российский гонщик в последнее время к сожалению ушел в тень. Речь о Тимуре Тимерзянове, который в свое время выигрывал чемпионат Европы по ралли-кроссу. Но с преобразованием серии в чемпионат мира по ралли-кроссу WRX результаты Тимерзянова пошли на спад. В чемпионат пришли сильные заводские команды и много звездных гонщиков, таких как Петер Сольберг, Себастьян Лёб, Маттиас Экстрем. Тимур Тимерзянов гоняется в не самой сильной команде, видимо поэтому нет и по-настоящему высоких результатов. Учитывая, что WRX в последние годы набирает популярность, хорошие выступления в нем российского гонщика были бы очень приятны.

Таким был ушедший 2017 год для российских гонщиков. Кто-то из наших звезд первой величины испытывал в минувшем году спад, как например, Даниил Квят, Михаил Алешин или Роман Русинов. Кто-то добился прорыва в карьере, как Сергей Сироткин и Роберт Шварцман. Прекрасно, что стабилен "КАМАЗ-Мастер", высоко несущий знамя России на международных гоночных трассах. Команда в очередной раз не подвела, добилась максимальных успехов. Это потрясающе! Приятно, кстати, что "Камазом" не ограничиваются российские марки на гоночных трассах мира. Так, несмотря на уход заводской команды Lada из WTCC после сезона"2016, болиды Lada Vesta WTCC гонялись на трассах турингового чемпионата мира и в 2017 году в руках частной команды. И даже приезжали на подиум.

Но главное, что можно рассчитывать на успехи российского автоспорта и в будущем. И многие из вышеприведенного списка имеют очень хорошие перспективы успеха в 2018 году.



  • Разделы сайта