Самые впечатляющие фигуры парашютного спорта. Воздушные виды спорта - файл n1.doc

Авиационные виды спорта: вертолетный, самолетный, парашютный и планерный - пользовались большой популярностью среди советской молодежи. В авиационных клубах ДОСААФ путевку в небо получили тысячи юношей и девушек. Соревнования по авиационным видам спорта входили в программу Спартакиад народов СССР.

Спортивные самопеты готовы к вылету.

Парашютный спорт - один из самых попупярных в стране.

Самолетный спорт связан с развитием авиации, реактивного и спортивного самолетостроения. Он начал развиваться в начале XX в. Вот первые рекорды, внесенные в таблицу мировых достижений Международной авиационной федерацией (ФАИ), основанной в 1905 г.: дальность полета - 220 м, скорость - 41,29 км/ч, высота - 155 м. Далеко вперед шагнула с тех пор авиация. Осенним днем 1977 г. серийный самолет Е‑266М, которым управлял Герой Советского Союза, заслуженный летчик‑испытатель СССР А. Федотов, достиг невиданной высоты - 37 650 м! Абсолютный мировой рекорд! На этой машине, созданной в опытном конструкторском бюро имени А. И. Микояна, Федотов установил еще один рекорд: с грузом в 2 т на борту он поднялся на высоту 37 080 м. Замечательных результатов достигла и ученица А. Федотова - заслуженный мастер спорта С. Савицкая. На серийном самолете Е‑133 она развила невиданную скорость - 2683 км/ч - более чем в 2 раза выше скорости звука. Но Савицкая не думала останавливаться на достигнутом. Вскоре она поднялась на рекордную высоту в горизонтальном полете - 21 140 м и замкнутый 500‑километровый маршрут преодолела со скоростью 2450,4 км/ч. Всего на счету Савицкой 14 мировых рекордов. Состязания по высшему пилотажу на спортивных самолетах являются самыми популярными среди летчиков‑спортсменов. Начало воздушной акробатике было положено летом 1913 г., когда русский летчик П. Нестеров в небе над Киевом выполнил свою знаменитую «мертвую петлю». Регулярно проводятся мировые и европейские первенства. Советские пилоты не раз выигрывали главный командный приз этих турниров - Кубок П. Н. Нестерова. Больших успехов добились советские авиаторы и в вертолетном спорте - самом молодом виде авиаспорта. Вертолетный спорт - это комплекс упражнений по точности пилотирования на малой высоте в ограниченное время, а также оценка мастерства вертолетовождения.

Вертолетный спорт в нашей стране начал развиваться лишь с 1958 г., когда в Калуге состоялись первые всесоюзные соревнования. Советские летчики установили на винтокрылых машинах более 70 мировых рекордов. На машине Ми‑1, созданной в конструкторском бюро М. Л. Миля, советские спортсмены выступали впервые на чемпионате мира 1973 г. в Англии. Наши авиаторы соревновались, в отличие от пилотов из ФРГ, Австрии, Великобритании, США, на вертолетах общего назначения, не предназначенных специально для спортивных соревнований. Но когда чемпионат закончился, на высшую ступень пьедестала почета поднялись его абсолютные победители - А. Капралов и Л. Чекалов. Они великолепно справились со сложнейшей программой, в которую входили такие, например, упражнения, как полет по замкнутому 100‑километровому маршруту. В полете надо было найти 36 ориентиров, указанных судейской коллегией. В соревнованиях по произвольному комплексу за отведенные 3 мин спортсмен должен в ограниченном пространстве показать все свое мастерство техники пилотирования.

Очень хорошо выполнили А. Капралов и Л. Чекалов упражнение «спасательная операция». Необходимо было с высоты 9 м поставить в центр стола размером 1 м 2 полное ведро воды и не расплескать её. Прольешь 100 г - получишь штрафные очки. Отклонишься от центра стола, просрочишь время - тоже штраф. После «спасательной операции» А. Капралов и Л. Чекалов были уже недосягаемы для соперников. Лучшим среди женских экипажей оказался также советский экипаж - Т. Егоркина и Л. Беспалова. В планерный спорт входят соревнования на планерах - безмоторных летательных аппаратах тяжелее воздуха. Восходящие потоки воздуха не дают планеру терять набранную высоту, и он буквально парит в небе, словно птица.

С планеризмом связаны имена многих выдающихся ученых, авиаинженеров, конструкторов, летчиков. Планеризмом увлекались авиационные конструкторы А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, О. К. Антонов. Много внимания уделял планерному спорту и С. П. Королев - выдающийся ученый, конструктор космических кораблей. На планере Королева «Красная звезда» летчик А. В. Степанчонок трижды выполнил петлю П. Н. Нестерова. Его полеты дали начало высшему пилотажу в безмоторной авиации.

Массовое развитие планеризма в СССР относится к 1923 г., когда К. К. Арцеулов и другие энтузиасты приняли участие в состязаниях в Коктебеле (ныне Планерское) в Крыму, испытав в полете самые разнообразные конструкции. В тех соревнованиях выступали С. Н. Анохин и М. К. Раценская, замечательные советские планеристы, заслуженные мастера спорта. В 1935 г. Раценская установила рекорд: её полет на планере продолжался без посадки 15 ч 39 мин! Этот результат на 4 ч превышал существовавший тогда мировой рекорд. 32 ч пробыл в воздухе на учебном планере ГН‑2 Анохин - тоже высшее по тем временам достижение.

Во время Великой Отечественной войны Анохин не раз летал на планерах к партизанам, вывозил раненых солдат. Первый в нашей стране заслуженный летчик‑испытагель СССР, Герой Советского Союза С. Н. Анохин и М. К. Раценская за заслуги в развитии планеризма удостоены Большой золотой медали - почетной награды Международной авиационной федерации.

Высоких показателей добилась и О. Клепикова. Уже много лет никому не удается улучшить её рекорд в дальности полета на одноместном планере - 749,203 км, установленный в 30‑х гг. В таблицу всесоюзных достижений внесены и результаты О. Пасечника, показанные в 1978 г. Треугольный маршрут протяженностью 300 км он преодолел со средней скоростью 125 км/ч. Кроме того, в дистанционном полете по треугольнику Пасечник покрыл расстояние 765 км. Парашютный спорт - один из самых популярных авиационных видов спорта, включающий прыжки с парашютом с различных высот и различных типов летательных аппаратов: самолетов, вертолетов и планеров. В программу чемпионатов мира и СССР входят одиночные прыжки на точность приземления и одиночные прыжки с выполнением комплекса акробатических фигур в свободном падении. Для второго упражнения установлена высота 2000 м. Парашютист, покинув самолет, летит к земле, не раскрывая купола, 30 с. Скорость к десятой секунде полета достигает 180–200 км/ч. Чтобы в таких сложных условиях уверенно выполнить упражнение, нужно обладать быстротой реакции, умением четко ориентироваться в пространстве и управлять своими движениями. И конечно, быть ловким, смелым, сильным. Недаром говорят: парашютизм - спорт мужественных и отважных людей.

На соревнованиях выполняются также групповые прыжки на точность приземления, групповые акробатические прыжки с построением в свободном падении заранее намеченных фигур.

Большой интерес всегда вызывает парашютное многоборье - всесторонняя проверка подготовленности спортсмена. Приземлившись, спортсмен демонстрирует мастерство в стрельбе, кроссе, на дорожке бассейна. Без парашютных прыжков не обходится ни один авиационный праздник. Красивое, незабываемое зрелище, когда на голубом фоне неба одновременно вспыхивает множество разноцветных куполов. В нашей стране парашютизм очень популярен. Тысячи юношей и девушек занимаются в авиационно‑спортивных клубах ДОСААФ. Первые спортивные прыжки с парашютом были совершены в СССР летом 1930 г. группой военных летчиков во главе с Л. Миновым. С тех пор благодаря своему высокому мастерству, усилиям инженеров и конструкторов, постоянно совершенствующих парашютную технику, наши спортсмены неизменно добиваются высоких результатов. Почти 700 раз они улучшали мировые рекорды, и ныне в таблице мировых достижений Международной авиационной федерации из 28 рекордов мира 25 принадлежат советским парашютистам.

Отлично выступают они и на мировых первенствах. Первыми в истории отечественного спорта абсолютными чемпионами мира стали (1954) В. Селиверстова и И. Федчишин. Абсолютными чемпионами мира (1976) являются Г. Сурабко и В. Закорецкая, единственная женщина, имеющая на своем счету свыше 7000 прыжков.

Самое же большое количество прыжков совершили известные советские парашютисты А. Осипов и Ю. Баранов. Они первыми перешагнули восьмитысячный рубеж. Это значит, что каждый из них пробыл под куполом чуть ли не полтора месяца, «отмерил» в воздухе около 20 тыс. километров, едва ли не половину - в свободном падении. Нашим мастерам принадлежат и другие уникальные достижения, например в прыжках из стратосферы. Москвичка Э. Фомичева, покинув самолет на высоте 15 200 м, 14 700 м летела вниз, не раскрывая купола. Этот прыжок выполнялся днем. А вот Н. Пронюшкина ночью в свободном падении преодолела 14 400 м! Таких результатов не добивался никто в мире.

Парашютный спорт - дело нешуточное, и все ниже перечисленные дисциплины подразумевают серьезную подготовку. Но для начала стоит разобраться, что собой представляет каждая из них.

Классический парашютизм - включает в себя два упражнения: первое - прыжки на точность приземления. Задача состоит в поражении мишени размером в 3 см. Раньше, при круглых куполах, мишень была большой (круг, диаметром в 100 метров), и отклонение в 80 метров было достаточно неплохим результатом. С совершенствованием техники мишень уменьшалась в размерах. После появления щелевого купола УТ-15 мишень стала иметь размер 10 см, а после изобретения куполов "планирующая оболочка" мишень приняла размеры, которые существуют и сегодня. В настоящий момент для победы на соревнованиях необходимо показать серию результатов с отклонением в 0 сантиметров. Второе упражнение - комплекс фигур в свободном падении. Соревнование ведется на время. Достаточно консервативный вид спорта: сам комплекс фигур не претерпевает изменений уже много лет. Требует отточенного мастерства и постоянства в результатах.

Групповая акробатика . Данная дисциплина преследует цель построения максимального количества разных фигур командой из нескольких парашютистов. Классическое количество парашютистов в команде - 4 и 8. Бывают также команды из 16-ти спортсменов. А рекордный прыжок, занесенный в книгу Гиннеса, был совершен командой из 296-ти парашютистов (Россия, г. Анапа, 1996 год). Основные фигуры для построения обычно объявляются заранее, названия же этих фигур дают некоторое представление о том, как они будут выглядеть: "рюмка", "звезда" и т.д. Команда из четырех человек может построить около 30 фигур за время свободного падения.

Купольная акробатика - з аключается в построении формаций из куполов раскрытых парашютов. Этим она кардинально отличается от других видов парашютного спорта, где работа над результатом идет до раскрытия парашюта (кроме прыжков на точность приземления).

При выполнении фигур купольной акробатики парашютисты входят в непосредственный контакт с парашютами других спортсменов, при этом часто происходят завалы куполов. Поэтому парашютистам, занимающимся купольной акробатикой, нужно особенное оборудование. Купола должны быть устойчивыми, хорошо нагруженными и обладать возможностью точной регулировки скорости.

После того, как все фигуры построены, наступает этап, когда парашютисты должны отделяться друг от друга и делать заход на посадку. Это наиболее сложная и опасная часть упражнения. Если купола зацепились друг за друга, то даже приведение в действие замков отцепления купола может не помочь, а купол не отойдет. Раскрытие же запасного парашюта в такой ситуации достаточно опасно. Это делает купольную акробатику одним из самых рискованных видов парашютизма.

Фристайл - сравнительно молодой вид парашютизма, возник примерно 10 лет назад. Заключается в показе спортсменом различных фигур в свободном падении. Здесь оцениваются красота, сложность элементов, выполненных парашютистом, а также мастерство воздушного оператора, который производит съемку спортсмена в воздухе.

Отработка фигур на земле требует специального оборудования, которое есть не на каждой дроп-зоне, и это, так же, как и отсутствие достаточной информации о фристайле, тормозит развитие данной дисциплины в России.

Скайсерфинг - это прыжки с лыжей на выполнение различных фигур в свободном падении. Появившись в России недавно, скайсерфинг сразу же стал пользоваться огромной популярностью.

Аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения, поэтому прыжки с лыжей считаются практически другим видом спорта. Так как все элементы выполняются в состоянии свободного падения, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, чтобы на основе видеозаписи, сделанной этим оператором, члены жюри смогли выставить свои оценки. Таким образом, команда состоит из двух членов – спортсмена-лыжника и спортивного оператора. В зачет идет только первые 50 секунд видеозаписи прыжка. Оценивается мастерство и артистизм выполнения фигур, а также качество работы оператора.

B.A.S.E. jumping . Бэйс-джамперу для занятия любимым делом - прыжками с парашютом – не требуется самолет или другая летающая техника. Он обходится обыкновенным лифтом, а зачастую и собственными руками и ногами плюс альпинистское снаряжение.

Спортсмен-бэйсер забирается на крышу какого-нибудь здания, желательно небоскреба повыше, какую-нибудь телебашню, гору или скалу, и прыгает вниз.

Даже энтузиасты этого вида спорта говорят, что это один из самых опасных видов, даже на фоне экстремальных.

В России прыжки с высотных зданий и сооружений считаются мелким хулиганством и караются в полном соответствии с Уголовным кодексом. Опять же, у нас мало фирм специализирующихся на этом виде активного отдыха.

Популярны и такие виды активного отдыха как полеты на воздушных шарах и дельтапланах.

Полеты на воздушных шарах , обычному человеку, доступны на различных фестивалях, которые проходят и в нашем крае. Дальность полета на воздушном шаре зависит от силы ветра (в ураган, конечно, никто не полетит), при средней силе ветра это 20-30 км. На фестивалях воздушные шары поднимаются на высоту до 1000 м. Место приземления полностью зависит от метеоусловий.

Дельтапланеризм входит в число быстро развивающихся всемирно известных видов спорта. Сегодня насчитывается около 90000 дельтапланеристов по всему миру, плюс каждый год в небо поднимается около тысячи новоиспеченных дельта-пилотов. Аппараты сегодняшних дней невероятно устойчивые, прочные, и полеты на них могут быть ограничены лишь погодными условиями и опытностью самого пилота.

Заключение

Итак, обобщая все вышесказанное, видно, что экстремальный туризм очень интересный, захватывающий вид отдыха, и он все больше нравится людям, не смотря на свою дороговизну. Самое интересное, что русские одни из самых больших любителей экстрима, не смотря на то, что в России доход у населения в среднем не большой. Русские экстремалы участвуют во многих международных соревнованиях, и зачастую мы одни из сильнейших.

Экстремальный туризм постоянно находится в развитии, как в мире, так и в России. Все время появляются его новые виды и разновидности. Так относительно недавно появился космический туризм, и вполне возможно, что через 10-15 лет он будет более доступен, чем сейчас. А какие виды экстремального туризма появятся через 20-30 лет даже сложно представить.

По сравнению с Россией экстремальный туризм в других частях света - в Восточной Азии, в Европе, в Северной Америке разит очень сильно. А непосредственно среди жителей Европы и особенно Северной Америки экстремальный туризм наиболее популярный вид отдыха. К тому же доходы у населения этих частей света значительно выше, чем у нас, поэтому там экстримом могут заниматься почти все кто хочет.

Но, не смотря на то, что экстремальный туризм в России развит не лучшим образом, у него большие перспективы. Ведь в основном все проблемы связаны с плохим финансированием, но в последние годы государство начало выделять все больше денег на развитие спортивного туризма. И это правильно, ведь в России невероятное количество мест для активного отдыха.

А наиболее перспективными местами для экстремального туризма являются Камчатка, Сахалин и Алтай. Ведь здесь сама природа создана для экстрима. Здесь можно построить множество высококлассных горнолыжных курортов. Также здесь много мест для альпинизма, спелеологии, маунтинбайка, каякинга, рафтинга. Если в этих районах всерьез заняться развитием туризма, то сюда будут приезжать не только россияне, но и жители близ лежачих стран, таких как Казахстан, Китай, Монголия, Корея, Япония. А если все будет удачно складываться, то эти края могут заинтересовать и туристов с дальнего зарубежья.

Но, безусловно, самым перспективным местом для экстремального туризма остается Краснодарский край. Здесь можно заниматься почти любыми видами экстремального туризма. И если грамотно развивать наш край в этом направление, то туристы будут посещать наш край в еще большем количестве.

Я надеюсь, что в ближайшее время весь наш огромный потенциал найдет свое применение. И наша страна станет одним из популярнейших мест на Земле и среди любителей активного отдыха.

Из всего этого видно, что экстремальному туризму есть куда развиваться и тем самым все больше привлекать к себе новых туристов. Экстрим это ведь спорт, и это замечательно, что все больше людей хотят заниматься спортом.

Свои будни мы проводим в постоянной суете и раздражении. Ведь только так мы можем выжить, пытаясь угнаться за быстро убегающим временем. А долгожданный отдых кажется просто сказочной мечтой, которая может и не осуществиться, если вдруг случится очередной коллапс на работе.

Вот и отдых при таком ритме должен быть стоящим. Пляжный расслабляющий или активный и экспрессивный отдых, тут выбор за вами. Но главное помните, что вам нужно восстановить все потраченные за год силы. Так что продумайте свой отдых с особой тщательностью.

Если хотите уйти от повседневных будней, забыть обо всех проблемах, в общем, попасть в другой мир. Как насчет экстремального туризма? Да, именно его: с бурей эмоций, риском и незабываемыми впечатлениями. Вы просто посмотрите на привычный мир другими глазами, так, как не решились бы прежде.

Обычный отдых не откроет перед вами столько нового и нереального. Научитесь преодолевать сложные преграды, откроете в себе скрытые способности, о которых раньше и не подозревали. Увы, но живя в городской реальности, мы теряем сноровку, превращаясь в роботов, ежедневно повторяя одну и ту же работу.

Виды экстремального туризма

Сейчас существует множество видов экстремального отдыха: прыжки с парашютом, дайвинг, виндсерфинг, горные лыжи, сноуборд, пешие туры, альпинизм и другие. В общем, варианты экстрима разнообразны. И каждый день появляются все новые и новые. Но перед тем как отправиться в рискованные путешествия, необходимо пройти небольшой курс подготовки.

Старожилами экстремального отдыха являются горные лыжи и сноубординг. Мчаться вниз по крутым склонам, вдыхать грудью морозный воздух и чувствовать прилив сил - вот, что притягивает любителей горнолыжного отдыха .

Все большую и большую популярность обретает дайвинг . Для того, чтобы предаться этому виду спорта, нужно нужно получить сертификат школы дайверов. Подготовка очень важна, ведь вы можете столкнуться с критическими ситуациями, а после прохождения курса обучения, вы будете абсолютно спокойны. И куда же отправляются любители дайвинга? Самыми популярными местами на сегодняшний день являются Египет , Таиланд , ведь их омывают теплые моря с красивейшими обитателями и коралловыми рифами. Загадочный и манящий водный мир всегда привлекал к себе много путешественников.

Для занятия рафтингом нужно отыскать бурные реки и команду единомышленников. Многие специально отправляются на поиски таких рек, не зная точного маршрута. Из сегодняшних видов экстремального водного отдыха так же популярен виндсерфинг и просто серфинг. Они отличаются видом доски, в виндсерфинге используется доска с парусом и плавниками стабилизаторами, а в серфинге просто доска овальной формы. Плывя по волнам, вы почувствуете легкость и ощущение долгожданной свободы.

Для тех, кто предпочитает пеший отдых или, говоря иначе, треккинг , существует масса увлекательных и красивейших маршрутов, правда придется потратить много сил, ведь переправа через реку или поход в горы - это тяжелое испытание. Как альтернатива пешим походам, существуют походы на велосипедах, опасный альпинизм и путешествия по пещерам.

Спелеотуризм - это путешествие по природным пещерам. Путешествие по пещерам, появившимся естественным путем, влечет за собой много риска. Прежде всего, нужно найти опытного сопровождающего, который будет знать основные входы и выходы из пещеры.

Из недавно появившихся экзотических видов экстремального отдыха самые известные - это поездки на северный и южный полюса . Все больше людей хотят побывать в экстремальных климатических условиях и увидеть северных животных.

Этнотуризм также относится к разряду экстремальных - посетить джунгли Амазонии или узнать быт африканских племен - занятие не для слабонервных. Часто проводником выступает местный житель, знающий все близлежащие места, язык местного населения, обычаи и традиции. А путешественники, взяв с собой карту и компас, прокладывают новые дороги и тропы, все дальше и дальше погружаясь в тропические леса или африканские саванны.

Полет в космос - это самый дорогой вид экстремального отдыха. Увидеть человеческий мир с космоса, насладиться красотами земли и почувствовать непривычную невесомость.

Итак, можно сказать, что экстремальный туризм - это дорогой вид отдыха, который привлекает все больше и больше людей. Во всем мире постоянно придумывают все новые и новые виды экстрима, а так же развиваются и совершенствуются уже известные. Например, всем известные прыжки с парашютом с самолета сейчас могут совершаться так же с мостов, небоскребов, скал.

К экстремальным видам отдыха некоторые относят и бекпекинг - путешествие налегке и с минимумом денег в кармане.

На территории России одними из перспективных мест для туризма в экстремальных условиях являются Алтай , Камчатка , Краснодарский край , Сахалин.

Помните, что каким бы ни был ваш отдых: пассивным, активным, эмоциональным, авантюрным, тихим или полным приключений и неожиданных встреч, всегда получайте от него прилив сил, эмоций, незабываемые впечатления.

Просто позвольте себе забыть рутину повседневной жизни и поверьте, после отдыха вы с большим удовольствием погрузитесь в свою работу, ведь впереди вас будут ждать новые еще не известные путешествия. Не останавливайтесь на одном виде отдыха, экспериментируйте, пробуйте самые необычные виды экстрима. Открывайте для себя новые места, традиции и обычаи других народов.

В XXI веке экстремальные виды спорта набирают популярность, начиная всерьез теснить официальные дисциплины, признанные Международным олимпийским комитетом. Едва ли не самыми захватывающими и перспективными областями экстрима являются воздухоплавание и другие дисциплины, связанные с покорением неба. Интерес к воздуху так велик, что начиная с 1997 года Международная авиационная федерация стала регулярно организовывать Всемирные воздушные игры. «РР» решил рассказать о наиболее интересных дисциплинах, включенных в программу этого соревнования.

1 Парашютный спорт

История Еще до Леонардо да Винчи древние конструкторы в Европе и Азии пытались создать некое подобие парашюта. В двадцатых годах XVII века жажда свободы заставила-таки француза Лавена его смастерить: изобретатель, заключенный в крепость, сшил из простыней подобие палатки, прикрепил к конструкции китовый ус и веревки и сиганул с крепостной стены в протекавшую внизу реку, но его поймали и вернули в тюрьму. Идею довели до ума в начале XX века. Развитию парашютизма поспособствовала Вторая мировая война. Через пять лет после ее окончания был проведен первый чемпионат мира по парашютному спорту.

Специфика В классическом парашютизме от спортсменов требуются две вещи: приземлиться в заданную мишень и выполнить в воздухе комплекс из шести фигур в свободном падении. Мировой рекорд принадлежит нашему соотечественнику Андрею Савину, сумевшему приземлиться семь раз подряд без отклонения.

Герой Француз Патрик де Гиардон поучаствовал в создании скайсерфинга — нового вида парашютного спорта, в котором экстремал прыгает с самолета с пристегнутой сноубордической доской и исполняет в свободном падении всевозможные фигуры. Также Гиардон создал вингсьют — крылатый костюм для планирования, в котором парашютисты ­напоминают белку-летягу.

2 Кайтинг

История Кайт — английское название воздушного змея. Предшественник современного кайта появился в Китае примерно за тысячу лет до нашей эры. С тех пор люди пытались улучшить летательные свойства воздушного змея и приспособить его для своих нужд. Его использовали для ловли рыбы и поднятия грузов, в качестве игрушки, для исследования атмосферных явлений и даже для ­наблюдения за противником во время войны. Спортивная история воздушных змеев началась лишь в XX веке.

Специфика Кайты делятся на два вида: любительские и спортивные. Главное отличие змеев для пилотирования от традиционных - возможность полностью контролировать полет аппарата. В Сети есть немало их чертежей, но специалисты рекомендуют покупать их в специальных ателье — таких не больше десяти в мире. Стоимость — от 150–200 евро. Раз в два года проводятся чемпионаты мира, в них принимают участие лучшие пилотажные группы с профессиональными кайтами. Судьи оценивают степень синхронности движения змеев, сложность трюков. На деле схема работы спортивного змея очень проста: есть две стропы, тянешь за правую — он поворачивается вправо, за левую — влево.

Герой Один из самых известных дизайнеров воздушных змеев в мире — канадец Робер Трепанье. Его кайты скорее напоминают ­произведения искусства. Предметом изображения становятся преимущественно люди и животные, которые живут в небе своей жизнью, восхищая, а иногда и пугая прохожих. Стоимость самодельных шедевров довольно высокая — до 1500 долларов.

3 Воздухоплавание

История Именно воздушные шары позволили человеку впервые подняться в небо. Принято считать, что изобрели этот летательный аппарат братья Монгольфье в конце ХVII века. Впрочем, официальная версия куда более привлекательна. Хотя бы потому, что испытывать изобретение отправили очень веселую компанию: барана, петуха и утку. Имен им, в отличие от собак-космонавтов, не дали, зато они вернулись на землю целыми и невредимыми.

Специфика Воздухоплавание — это полеты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха. К ним относятся аэростаты (по-простому воздушные шары) и дирижабли. Соревнования по воздухоплаванию — это не только красивое шоу, но и профессиональный вид спорта, по которому проходят различные турниры, от Кубка России до чемпионатов Европы и мира. Главная задача спортс­менов — не только достичь цели, но и выполнить задание, например сбросить маркер на мишень. Задача усложняется тем, что воздухоплавание — совершенно неманевренный вид передвижения и полностью зависит от ветра, от его направления и скорости. Зато оно считается наиболее безопасным из всех экстремальных видов спорта.

Герой Россиянин Станислав Федоров — один из самых известных воздухоплавателей на планете. На его счету семь мировых и один абсолютный мировой рекорд. Он же совершил самый быстрый полет на тепловом дирижабле, развив скорость 27,45 км/час. Обладатель ордена «За личное мужество» установил еще один рекорд, поднявшись на дирижабле «Полярный гусь» на высоту более 8 тыс. м.

4 Парапланеризм

История Революцию в парашютостроении произвел американец Стив Снайдер. В середине 60-х годов прошлого столетия он представил общественности парашют-крыло, сегодня именуемое парапланом. Само слово появилось в результате сокращения «парашют планирующий». Первыми пилотами нового летательного аппарата стали обычные парашютисты. Со временем параплан доработали: помимо традиционных летунов появились «карлсоны» — парапланеристы, у которых на спине крепится двигательная установка — парамотор.

Специфика Параплан летает медленно и поэтому считается одним из самых безопасных летательных аппаратов. Он состоит из купола и системы строп, с помощью которых пилот ловит ветер. Обычно парапланеристы стартуют с возвышенностей, поймав восходящий поток воздуха. Невил Хьюлетт в 2008 году установил мировой рекорд на самый дальний перелет — 502,9 км.

Герой Один из лучших парапланеристов ­мира Брюс Голдсмит по профессии дизайнер. Британец уже больше 20 лет занимается конструированием парапланов. Свой первый ­аппарат он создал в 1989 году, и его творение сразу же стало очень популярно. А вот к чемпионскому титулу Голдсмит шел намного дольше: он выиграл чемпионат мира в 2007 году.

5 Дельтапланиризм

История На первый взгляд дельтаплан кажется очень простой конструкцией, и многие удивляются, когда узнают, что появился этот летательный аппарат уже после первых полетов в космос. Стреловидное крыло с подвеской для пилота весит всего 5–7 кг. Да и стоит зачастую меньше тысячи евро. Дельтаплан прост в управлении, и при определенной сноровке дельтапланерист способен легко приземлиться в заданной точке.

Специфика Чаще всего пилоты стартуют на склонах. Спортсмен бежит до тех пор, пока его не подхватят восходящие потоки воздуха, благодаря которым и осуществляется полет. Еще один вариант — буксировка (в роли буксира может выступать и человек). Те, кому наскучило просто летать, могут поучаствовать в турнирах. Часто соревнуются в полете до определенной точки на скорость. Побеждает тот, кто долетел первым.

Герой Родившийся в середине XIX века Отто Лилиенталь стал первым человеком, который объяснил причины парения птиц. За свою жизнь он изобрел, построил и испытал 11 аппаратов, позволяющих парить в воздухе подобно пернатым. В том числе прототип дельтаплана. Его труд во многом помог развитию современной авиации. «Жертвы неизбежны», - сказал немецкий изобретатель перед смертью, попав в аварию на своем планере.

6 Роупджампинг

История Роупджампинг обязан своим появлением чистой случайности. Американский скалолаз Дэн Осман, известный своей любовью к экстриму, сорвался с большой высоты, но спасся благодаря страховочной веревке. Чтобы избавиться от страха падения, он начал срываться намеренно и в 1989 году изобрел новый вид спорта.

Специфика Прыгать можно откуда угодно: с высотных зданий, мостов, вышек, скал. Приоритетов при выборе объекта два: высота и безопасность. Новичку прыгать сразу со стометровой башни точно не стоит. Также особенно внимательно нужно отнестись к выбору команды, которая проводит прыжок. Лет пять-шесть назад в России был бум, число желающих прыгнуть с веревкой резко увеличилось. Появились и люди, готовые заработать на энтузиастах-любителях, не соблюдающих необходимые меры безопасности.

Герой Россиянин Андрей Нефедов и украинский роупджампер Владимир Мусатов установили в 2010 году мировой рекорд, прыгнув с высоты 355 м. Предыдущее достижение принадлежало изобретателю этого вида спорта — 304,8 м. Осман установил его в 1998-м, и в течение 12 лет никому не удавалось этот рекорд побить. В том же году американский экстремал погиб: во время одного из прыжков оборвалась веревка.

7 Слэклайн

История В 80-х годах в Йосемитском национальном парке в Калифорнии Адам Гроссовский и Джеф Эллингтон придумали развлечение: ходить по подвешенным между столбиками цепям, ограждающим парковку. ­Йосемити — известный центр альпинизма и скалолазания, и там всегда полно экстремалов. Скучающие в перерывах между восхождениями спортсмены быстро подхватили идею коллег, правда, заменили цепи на альпинистские веревки.

Специфика В немецких школах проводили исследование, результаты которого показали: дети, хотя бы раз в неделю ходящие по канату, учатся гораздо лучше. Чтобы научиться слэклайну, достаточно иметь сносную физическую подготовку и упорство. Слэклайн — это хождение по канату, вернее, стропе (веревка плоская, а не круглая), которая свободно закреплена и может отклоняться под действием силы тяжести не только вниз, но и в стороны. Существует несколько основных разновидностей слэклайна: дисциплины варьируются в зависимости от длины дистанции (лонглайн) и высоты натяжения стропы (хайлайн). Мировой рекорд в хайлайне — 1800 м, в лонглайне — 384 м.

Герой Для слэклайнеров Энди Льюис — личность легендарная. Этот американец узнал о том, что такое слэклайн, в 2004-м и уже через четыре года поднимался на пьедестал на всех крупнейших соревнованиях. Он первым смог выполнить сальто назад, сохранив при этом равновесие. Невероятные трюки, на которые способен этот парень, увидели в прямом эфире больше ста миллионов зрителей во время шоу Мадонны на открытии Суперкубка Национальной футбольной лиги США.

8 Аэробатика

История Первый чемпионат мира по аэробатике — демонстрации фигур высшего пилотажа моторными самолетами, вертолетами, планерами или парапланами — прошел в Венгрии в 1960 году. Первый европейский турнир провели через 17 лет. На соревнованиях по высшему пилотажу спортсмены должны выполнить две фигуры — «домашнюю ­заготовку», множество раз уже отработанную, и объявленную участнику за пару часов до старта. Причем выполнять все нужно в ограниченном пространстве — в квадрате со сторонами 1 км, высота пилотирования — от 100 до 1000 м.

Специфика Двадцать лет назад Международная авиационная федерация стала проводить соревнования под музыку. Судьи на полном серьезе оценивают не только выполнение фигур, но и «хореографию» спортсменов. Стать участником соревнования по аэробатике не так просто. Как любому пилоту, перед тем как сесть за штурвал, спортсмену необходимо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, теоретическую и тренажерную подготовку.

Герой Российский пилот Алексей Максимов - один из лучших спортсменов-люби­­телей в России. На своем «пожилом» учеб­но-тренировочном реактивном самолете Л-29, не приспособленном для таких трюков, он выполнил сложную фигуру «колокол», при которой самолет находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. Известны его слова: «Для меня самолет не способ передвижения, это хобби, средство познания жизни».

9 Авиамодельный спорт

История Международная авиамодельная комиссия была учреждена в составе Международной авиационной федерации в 1923 году. Тогда же в Советском Союзе было создано ­Общество друзей воздушного флота. Под его надзором в стране происходило развитие авиамодельного спорта. Всего через три года, в августе 1926-го, состоялись первые Всесоюзные соревнования летающих моделей.

Специфика Хотя летающую модель самолета можно купить в любом магазине игрушек, в основном авиамодельным спортом увлекаются взрослые люди. Существует три основных разновидности мини-самолетов: кордовые, то есть привязанные к тросу, модели свободного полета и радиоуправляемые. На состязаниях, проходящих под эгидой Международной федерации авиаспорта, спортсмены соревнуются, чей самолет лучше, быстрее, маневреннее и выносливее.

Герой Игорь Трифонов, выступающий со своей кордовой моделью в классе «воздушный бой», стал двукратным чемпионом мира, но никак не мог выиграть первенство России. Нынешний вице-президент Федерации авиамодельного спорта России убежден: без его вида полноценное развитие большой авиации немыслимо. По его словам, сейчас авиамодельный спорт переживает, возможно, не самые лучшие, но и не худшие времена: спортсмены в стране есть, есть и места для тренировок. Хотя россияне и отстают от американцев, но со временем, уверен он, эти трудности можно будет преодолеть.

10 Соревнования самодельных летательных аппаратов

История Red Bull Flugtag — чемпионат самодельных летательных аппаратов — собирает самых безумных изобретателей со всего мира. Первые соревнования прошли в 1991 году в Вене и с тех пор приобрели огромную популярность. Для участников устанавливают ограничения: аппарат должен приводиться в движение силой рук, должен быть изготовлен из материалов, которые не тонут, и весить без пилота не больше 180 кг.

Специфика На самодельных аппаратах летают по всему миру, а не только во время «редбулловского» безумства. Например, американец Джонатан Трапп вошел в историю как изобре­татель-оригинал, покоривший Ла-Манш. Он перелетел пролив на связке воздушных шариков, привязанных к плетеной корзине. Расстояние в 100 км Трапп преодолел за несколько часов.

Герой 52-летний швейцарец Ив Росси, известный так же, как «Реактивный человек» (Jet Мan), — бывший военный летчик, собственноручно сконструировавший складное трехмерное крыло и реактивный ранец. ­Первый полет, длившийся пять минут, Росси ­совершил над Альпами. Затем он перелетел Ла-Манш менее чем за десять минут. ­Пытался Росси совершить и первый межконтинентальный перелет из Марокко в Испанию, но упал в Гибралтарский пролив. К счастью, швейцарец не пострадал и через полтора ­года совершил еще один полет — через Большой Каньон в американском штате Аризона.

История

Еще до Леонардо да Винчи древние конструкторы в Европе и Азии пытались создать некое подобие парашюта. В двадцатых годах XVII века жажда свободы заставила-таки француза Лавена его смастерить: изобретатель, заключенный в крепость, сшил из простыней подобие палатки, прикрепил к конструкции китовый ус и веревки и сиганул с крепостной стены в протекавшую внизу реку, но его поймали и вернули в тюрьму. Идею довели до ума в начале XX века. Развитию парашютизма поспособствовала Вторая мировая война. Через пять лет после ее окончания был проведен первый чемпионат мира по парашютному спорту.

Специфика

В классическом парашютизме от спортсменов требуются две вещи: приземлиться в заданную мишень и выполнить в воздухе комплекс из шести фигур в свободном падении. Мировой рекорд принадлежит нашему соотечественнику Андрею Савину, сумевшему приземлиться семь раз подряд без отклонения.

Герой

Француз Патрик де Гиардон поучаствовал в создании скайсерфинга - нового вида парашютного спорта, в котором экстремал прыгает с самолета с пристегнутой сноубордической доской и исполняет в свободном падении всевозможные фигуры. Также Гиардон создал вингсьют - крылатый костюм для планирования, в котором парашютисты напоминают белку-летягу.

02. Кайтинг

История

Кайт - английское название воздушного змея. Предшественник современного кайта появился в Китае примерно за тысячу лет до нашей эры. С тех пор люди пытались улучшить летательные свойства воздушного змея и приспособить его для своих нужд. Его использовали для ловли рыбы и поднятия грузов, в качестве игрушки, для исследования атмосферных явлений и даже для наблюдения за противником во время войны. Спортивная история воздушных змеев началась лишь в XX веке.

Специфика

Кайты делятся на два вида: любительские и спортивные. Главное отличие змеев для пилотирования от традиционных - возможность полностью контролировать полет аппарата. В Сети есть немало их чертежей, но специалисты рекомендуют покупать их в специальных ателье - таких не больше десяти в мире. Стоимость - от 150–200 евро. Раз в два года проводятся чемпионаты мира, в них принимают участие лучшие пилотажные группы с профессиональными кайтами. Судьи оценивают степень синхронности движения змеев, сложность трюков. На деле схема работы спортивного змея очень проста: есть две стропы, тянешь за правую - он поворачивается вправо, за левую - влево.

Герой

Один из самых известных дизайнеров воздушных змеев в мире - канадец Робер Трепанье. Его кайты скорее напоминают произведения искусства. Предметом изображения становятся преимущественно люди и животные, которые живут в небе своей жизнью, восхищая, а иногда и пугая прохожих. Стоимость самодельных шедевров довольно высокая - до 1500 долларов.

03. Воздухоплавание

История

Именно воздушные шары позволили человеку впервые подняться в небо. Принято считать, что изобрели этот летательный аппарат братья Монгольфье в конце ХVII века. Впрочем, официальная версия куда более привлекательна. Хотя бы потому, что испытывать изобретение отправили очень веселую компанию: барана, петуха и утку. Имен им, в отличие от собак-космонавтов, не дали, зато они вернулись на землю целыми и невредимыми.

Специфика

Воздухоплавание - это полеты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха. К ним относятся аэростаты (по-простому воздушные шары) и дирижабли. Соревнования по воздухоплаванию - это не только красивое шоу, но и профессиональный вид спорта, по которому проходят различные турниры, от Кубка России до чемпионатов Европы и мира. Главная задача спортсменов - не только достичь цели, но и выполнить задание, например сбросить маркер на мишень. Задача усложняется тем, что воздухоплавание - совершенно неманевренный вид передвижения и полностью зависит от ветра, от его направления и скорости. Зато оно считается наиболее безопасным из всех экстремальных видов спорта.

Герой

Россиянин Станислав Федоров - один из самых известных воздухоплавателей на планете. На его счету семь мировых и один абсолютный мировой рекорд. Он же совершил самый быстрый полет на тепловом дирижабле, развив скорость 27,45 км/час. Обладатель ордена «За личное мужество» установил еще один рекорд, поднявшись на дирижабле «Полярный гусь» на высоту более 8 тыс. м.

04. Парапланеризм

История

Революцию в парашютостроении произвел американец Стив Снайдер. В середине 60-х годов прошлого столетия он представил общественности парашют-крыло, сегодня именуемое парапланом. Само слово появилось в результате сокращения «парашют планирующий». Первыми пилотами нового летательного аппарата стали обычные парашютисты. Со временем параплан доработали: помимо традиционных летунов появились «карлсоны» - парапланеристы, у которых на спине крепится двигательная установка - парамотор.

Специфика

Параплан летает медленно и поэтому считается одним из самых безопасных летательных аппаратов. Он состоит из купола и системы строп, с помощью которых пилот ловит ветер. Обычно парапланеристы стартуют с возвышенностей, поймав восходящий поток воздуха. Невил Хьюлетт в 2008 году установил мировой рекорд на самый дальний перелет - 502,9 км.

Герой

Один из лучших парапланеристов мира Брюс Голдсмит по профессии дизайнер. Британец уже больше 20 лет занимается конструированием парапланов. Свой первый аппарат он создал в 1989 году, и его творение сразу же стало очень популярно. А вот к чемпионскому титулу Голдсмит шел намного дольше: он выиграл чемпионат мира в 2007 году.

05. Дельтапланиризм

История

На первый взгляд дельтаплан кажется очень простой конструкцией, и многие удивляются, когда узнают, что появился этот летательный аппарат уже после первых полетов в космос. Стреловидное крыло с подвеской для пилота весит всего 5–7 кг. Да и стоит зачастую меньше тысячи евро. Дельтаплан прост в управлении, и при определенной сноровке дельтапланерист способен легко приземлиться в заданной точке.

Специфика

Чаще всего пилоты стартуют на склонах. Спортсмен бежит до тех пор, пока его не подхватят восходящие потоки воздуха, благодаря которым и осуществляется полет. Еще один вариант - буксировка (в роли буксира может выступать и человек). Те, кому наскучило просто летать, могут поучаствовать в турнирах. Часто соревнуются в полете до определенной точки на скорость. Побеждает тот, кто долетел первым.

Герой

Родившийся в середине XIX века Отто Лилиенталь стал первым человеком, который объяснил причины парения птиц. За свою жизнь он изобрел, построил и испытал 11 аппаратов, позволяющих парить в воздухе подобно пернатым. В том числе прототип дельтаплана. Его труд во многом помог развитию современной авиации. «Жертвы неизбежны», - сказал немецкий изобретатель перед смертью, попав в аварию на своем планере.

06. Роупджампинг

История

Роупджампинг обязан своим появлением чистой случайности. Американский скалолаз Дэн Осман, известный своей любовью к экстриму, сорвался с большой высоты, но спасся благодаря страховочной веревке. Чтобы избавиться от страха падения, он начал срываться намеренно и в 1989 году изобрел новый вид спорта.

Специфика

Прыгать можно откуда угодно: с высотных зданий, мостов, вышек, скал. Приоритетов при выборе объекта два: высота и безопасность. Новичку прыгать сразу со стометровой башни точно не стоит. Также особенно внимательно нужно отнестись к выбору команды, которая проводит прыжок. Лет пять-шесть назад в России был бум, число желающих прыгнуть с веревкой резко увеличилось. Появились и люди, готовые заработать на энтузиастах-любителях, не соблюдающих необходимые меры безопасности.

Герой

Россиянин Андрей Нефедов и украинский роупджампер Владимир Мусатов установили в 2010 году мировой рекорд, прыгнув с высоты 355 м. Предыдущее достижение принадлежало изобретателю этого вида спорта - 304,8 м. Осман установил его в 1998-м, и в течение 12 лет никому не удавалось этот рекорд побить. В том же году американский экстремал погиб: во время одного из прыжков оборвалась веревка.

07. Слэклайн

История

В 80-х годах в Йосемитском национальном парке в Калифорнии Адам Гроссовский и Джеф Эллингтон придумали развлечение: ходить по подвешенным между столбиками цепям, ограждающим парковку. Йосемити - известный центр альпинизма и скалолазания, и там всегда полно экстремалов. Скучающие в перерывах между восхождениями спортсмены быстро подхватили идею коллег, правда, заменили цепи на альпинистские веревки.

Специфика

В немецких школах проводили исследование, результаты которого показали: дети, хотя бы раз в неделю ходящие по канату, учатся гораздо лучше. Чтобы научиться слэклайну, достаточно иметь сносную физическую подготовку и упорство. Слэклайн - это хождение по канату, вернее, стропе (веревка плоская, а не круглая), которая свободно закреплена и может отклоняться под действием силы тяжести не только вниз, но и в стороны. Существует несколько основных разновидностей слэклайна: дисциплины варьируются в зависимости от длины дистанции (лонглайн) и высоты натяжения стропы (хайлайн). Мировой рекорд в хайлайне - 1800 м, в лонглайне - 384 м.

Герой

Для слэклайнеров Энди Льюис - личность легендарная. Этот американец узнал о том, что такое слэклайн, в 2004-м и уже через четыре года поднимался на пьедестал на всех крупнейших соревнованиях. Он первым смог выполнить сальто назад, сохранив при этом равновесие. Невероятные трюки, на которые способен этот парень, увидели в прямом эфире больше ста миллионов зрителей во время шоу Мадонны на открытии Суперкубка Национальной футбольной лиги США.

08. Аэробатика

История

Первый чемпионат мира по аэробатике - демонстрации фигур высшего пилотажа моторными самолетами, вертолетами, планерами или парапланами - прошел в Венгрии в 1960 году. Первый европейский турнир провели через 17 лет. На соревнованиях по высшему пилотажу спортсмены должны выполнить две фигуры - «домашнюю заготовку», множество раз уже отработанную, и объявленную участнику за пару часов до старта. Причем выполнять все нужно в ограниченном пространстве - в квадрате со сторонами 1 км, высота пилотирования - от 100 до 1000 м.

Специфика

Двадцать лет назад Международная авиационная федерация стала проводить соревнования под музыку. Судьи на полном серьезе оценивают не только выполнение фигур, но и «хореографию» спортсменов. Стать участником соревнования по аэробатике не так просто. Как любому пилоту, перед тем как сесть за штурвал, спортсмену необходимо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, теоретическую и тренажерную подготовку.

Герой

Российский пилот Алексей Максимов - один из лучших спортсменов-любителей в России. На своем «пожилом» учебно-тренировочном реактивном самолете Л-29, не приспособленном для таких трюков, он выполнил сложную фигуру «колокол», при которой самолет находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. Известны его слова: «Для меня самолет не способ передвижения, это хобби, средство познания жизни».

09. Авиамодельный спорт

История

Международная авиамодельная комиссия была учреждена в составе Международной авиационной федерации в 1923 году. Тогда же в Советском Союзе было создано Общество друзей воздушного флота. Под его надзором в стране происходило развитие авиамодельного спорта. Всего через три года, в августе 1926-го, состоялись первые Всесоюзные соревнования летающих моделей.

Специфика

Хотя летающую модель самолета можно купить в любом магазине игрушек, в основном авиамодельным спортом увлекаются взрослые люди. Существует три основных разновидности мини-самолетов: кордовые, то есть привязанные к тросу, модели свободного полета и радиоуправляемые. На состязаниях, проходящих под эгидой Международной федерации авиаспорта, спортсмены соревнуются, чей самолет лучше, быстрее, маневреннее и выносливее.

Герой

Игорь Трифонов, выступающий со своей кордовой моделью в классе «воздушный бой», стал двукратным чемпионом мира, но никак не мог выиграть первенство России. Нынешний вице-президент Федерации авиамодельного спорта России убежден: без его вида полноценное развитие большой авиации немыслимо. По его словам, сейчас авиамодельный спорт переживает, возможно, не самые лучшие, но и не худшие времена: спортсмены в стране есть, есть и места для тренировок. Хотя россияне и отстают от американцев, но со временем, уверен он, эти трудности можно будет преодолеть.

10. Соревнования самодельных летательных аппаратов

История

Red Bull Flugtag - чемпионат самодельных летательных аппаратов - собирает самых безумных изобретателей со всего мира. Первые соревнования прошли в 1991 году в Вене и с тех пор приобрели огромную популярность. Для участников устанавливают ограничения: аппарат должен приводиться в движение силой рук, должен быть изготовлен из материалов, которые не тонут, и весить без пилота не больше 180 кг.

Специфика

На самодельных аппаратах летают по всему миру, а не только во время «редбулловского» безумства. Например, американец Джонатан Трапп вошел в историю как изобретатель-оригинал, покоривший Ла-Манш. Он перелетел пролив на связке воздушных шариков, привязанных к плетеной корзине. Расстояние в 100 км Трапп преодолел за несколько часов.

Герой

52-летний швейцарец Ив Росси, известный так же, как «Реактивный человек» (Jet Мan), - бывший военный летчик, собственноручно сконструировавший складное трехмерное крыло и реактивный ранец. Первый полет, длившийся пять минут, Росси совершил над Альпами. Затем он перелетел Ла-Манш менее чем за десять минут. Пытался Росси совершить и первый межконтинентальный перелет из Марокко в Испанию, но упал в Гибралтарский пролив. К счастью, швейцарец не пострадал и через полтора года совершил еще один полет - через Большой Каньон в американском штате Аризона.



  • Разделы сайта