Самбо отличие. Чем отличаются друг от друга Самбо и Дзюдо

Самбо или дзюдо — что выбрать? В этой статье описаны отличия и сходства этих двух видов борьбы.

Борьба — это один из самых распространенных видов активных видов спорта. Она задействует все виды мышц, и помогает выстроить красивое и крепкое тело.

  • Борьба делает из человека дисциплинированного спортсмена, с закаленным характером, крепким духом и хорошим трудолюбием.
  • Самбо и дзюдо — это самые популярные виды борьбы, которыми приходят заниматься взрослые люди, а также многие родители приводят своих детей на тренировки, чтобы сделать из них настоящих борцов — сильных и профессиональных.
  • В этой статье мы расскажем, что такое самбо и дзюдо, и чем эти виды борьбы отличаются друг от друга.

Что такое самбо и дзюдо: краткое описание единоборств

— расшифровывается, как «САМ ооборона Б ез О ружия».

  • Ее техника состоит из приемов разных единоборств, которые были распространены еще во времена Советского Союза, а также из методов японского дзюдо.
  • Поединок самбо «вязкий», кажется, что ударов нет совсем, больше захваты, от которых противнику должно быть невыносимо больно.
  • Такие захваты за руки и ноги выполняются быстро из любого положения.
  • Восточные боевые виды борьбы известны своим налетом духовности, но в самбо это отсутствует.
  • В этом виде борьбы спортсмен всесторонне развивается, воспитывая в себе лучшие моральные качества.
  • Мастера, которые стояли у истоков самбо, старались сделать не спортсменов, а замечательных людей — крепких, сильных духом и телом.

Дзюдо — это красивая разновидность борьбы.

  • Пришел этот вид спорта к нам из Японии, и сразу же завоевал популярность среди людей, которые посвятили такому виду спорта всю свою жизнь.
  • Поединок смотрится эффектно: спортсмены в белых кимоно (костюм дзюдоиста) с огромной силой бросают друг друга на пол, демонстрируя всем вокруг свою мощь, технику и ловкость.
  • Всего одно движение может отправить противника в принудительный полет, который заканчивается болезненным приземлением на пол.
  • Красота и зрелищность этого вида спорта сделали его популярным в нашей стране.

Обычному человеку сложно разобраться, в чем разница между самбо и дзюдо, но все же отличие есть.

Чем отличается дзюдо от самбо: сравнение, разница и сходство



При сравнении этих двух видов спортивного сопротивления стоит рассмотреть их принципы. В дзюдо они заключаются в следующем:

  • «Поддаться и одержать победу» — это основной принцип дзюдо.
  • При этом спортсмен должен не просто побеждать, а сделать это придерживаясь философии боевого искусства.
  • Борьба должна быть техничной и красивой, а не силовой.
  • Перемещение спортсменов идет в высокой стойке.
  • Мягкость и сдержанность должны проявляться в схватке, а также быть основными чертами характера спортсмена. Такое единоборство — это целая система духовного и физического воспитания человека.
  • Настоящий мастер дзюдо стремится к победе с небольшими затратами физической силы.

Принципиальные особенности самбо:

  • Перемещение спортсменов должно происходить в низкой стойке — тяжело и с силой. Производятся захваты за пояс, штаны.
  • Дзюдо — это упор на технику и пластику, а не противостояние силы.
  • Победа может быть одержана при помощи использования одного «чистого» броска . Спортсмен может больше не делать никакие усилия, и в этом он превзойдет соперника. Главное — чисто, красиво и технично.
  • Мастера дзюдо утверждают, что духовная ценность этого вида борьбы, заключается в любви к родине , ее делам и вещам, возвышении своего духа и воспитании мужественного и деятельного характера.
  • В поединке потенциальный победитель всегда инициативен. Сначала он обдумает свои действия, а потом будет решительно действовать.

Чем отличается дзюдо от самбо — сравнение, разница и сходство:

  • Дзюдо входит в программу Олимпийских игр, самбо — нет.
  • Приемы этих видов противостояний активно используются служащими в полиции и на полигонах в армии в разных странах мира.
  • Татами у самбистов — круглый, у спортсменов по дзюдо — квадратный.
  • Экипировка по самбо — открытая, но спортсмены по этому виду борьбы, борются в кроссовках, а дзюдоисты — без обуви.
  • В самбо применяются болевые приемы на коленные, тазобедренные, голеностопные суставы, в японском спортивном противостоянии — нет. Огромное значение имеет физическая подготовка спортсмена, чтобы можно было удержать соперника в низкой стойке. В дзюдо важна техника и красивая верхняя стойка.

Принципиальных отличий в этих двух видов спорта нет. Обычно дзюдоисты участвуют в соревнованиях по самбо, и наоборот. В самбо за основу было взято дзюдо, а сама японская борьба была образована из отдельно взятых приемов, которые придумал один японский мастер — основоположник этого вида борьбы — Дзигоро Кано.

Что лучше для самообороны, сильнее, практичнее для тренировок: самбо или дзюдо?



Самооборона — самбо

В обычной жизни человеку нужны навыки борьбы для самообороны. Спортсмены же намерены достигать высоких результатов и завоевывать ранги и медали. Но, что выбрать обычному человеку, чтобы уметь себя защищать? Что лучше для самообороны, сильнее, практичнее для тренировок: самбо или дзюдо? Вот несколько аспектов:

  • Вы должны для себя решить однозначно, что для вас подходит больше — противостояние силы, как в самбо или красивая техника со знанием многих эффективных приемов . Когда вы определитесь с ответом, тогда у вас не возникнет вопроса, что выбрать.
  • Для самообороны кому-то больше подойдет самбо, так как применение силы заставляет противника сдаться. Но техника дзюдо также не дает устоять нападающему на ногах. Ее приемы выводят из равновесия.
  • Дзюдо — это немного больше, чем борьба . В процессе изучения бросковой техники, человек познает азы механики, физики, комбинации разных техник, связок, учится импровизировать.
  • Если человек научится контролировать силу противнику , как в японской борьбе, и направлять ее же против него нападающего, тогда отбиться от врага можно в считанные секунды.

Из всего вышеизложенного следует, что для самообороны одинаково хорошо подходит и дзюдо и самбо. Что вам ближе по духу, тот вид борьбы и нужно выбирать.



Когда перед родителями стоит выбор: в какую секцию отвести своего ребенка и на какой вид борьбы отдать его заниматься, они начинают спрашивать совет у знакомых, друзей, родственников.

Важно: Не нужно искать ответ на эти вопросы у чужих людей. Ведь каждый советует со своей точки зрения, а люди все разные. Пусть ребенок сам выбирает, предоставьте ему такое право. Сначала сводите его на занятия в одну секцию в течение месяца или более длительного периода времени, а потом в другую.

Ребенок самостоятельно поймет, что для него лучше, подходит и близко по душе. Вот несколько советов, что выбрать для ребенка — самбо или дзюдо:

  • В дзюдо движения борца должны быть координированными . В этом виде спортивного противостояния важно поймать нужный момент, иначе многие приемы просто не сработают.
  • Дзюдо — универсальный вид спортивной защиты . Дзюдоист может участвовать в соревнованиях по самбо, каратэ и другим видам спорта.
  • В самбо много болевых захватов, и поэтому родители обычно опасаются этого вида борьбы для своих детей. Но для маленьких ребят тренировки поставлены таким образом, чтобы они умели владеть самостраховкой, знали множество приемов. Навыки они будут показывать только на соревнованиях.
  • В самбо умение контрактовать ударом и отражать его , появится чуть позже, в более старшем возрасте. Это важно, так как ударная техника всегда пригодится в жизни любого мальчика, парня или мужчины для защиты.

Неважно, куда вы хотите отдать ребенка — на секцию самбо или дзюдо. Эти техники, хоть и имеют отличия, во многом схожи. Самое главное, ищите хорошего тренера. Посетите вместе с ребенком несколько тренировок. Присмотритесь к тому, как тренер работает с детьми. Вам повезет, если наставник по самбо или дзюдо окажется не только хорошим спортсменом, но и психологом. Только так он сможет привить ребенку лучшие качества, характерные для спортсменов этих видов спорта.

Видео: Самые красивые броски. Самбо, Дзюдо, Бокс.

Среди известных видов спортивной борьбы наиболее популярными являются самбо и дзюдо. На первый взгляд может показаться, что эти единоборства совершенно одинаковые, но это ошибочное мнение. Для того чтобы понять, чем отличается самбо от дзюдо, и сделать однозначный вывод, следует разобраться в истоках появления каждого спортивного состязания и принципах борьбы.

Истоки появления борьбы

История происхождения этих боёв имеет ряд существенных различий. Дзюдо появилось в эпоху Революции Мэйдзи, в один из сложных этапов становления державы на путь процветания. Советское самбо зародилось в тот период, когда необходимо было взять под жёсткий контроль подростков , с целью понижения уровня преступности и беспризорности, а также для улучшения подготовки работников правоохранительных органов.

Дзюдо

Дзюдо - популярный вид восточных единоборств. Дословно переводится с японского языка, как «мягкий путь». Относится к философским поединкам без использования оружия. В XIX веке японским мастером боевых искусств Кано Дзигоро на основе известной борьбы дзюдзюцу было положено начало совершенно новому виду восточных единоборств.

Японский общественный активист и педагог начал увлекаться джиу-джицу с самого детства. По прошествии лет, набравшись необходимых знаний и опыта, Кано Дзигоро сформировал абсолютно новый вид поединков, принципиально отличавшийся от всех боёв, что были известны ранее.

В 1882 г. появилась первая в мире школа дзюдо Кодокан. Из своих учеников Кано не планировал вырастить убийц, убрав из дзюдзюцу множество опасных приёмов. Новый вид борьбы должен был привести бойца к самосовершенствованию.

С каждым годом дзюдо набирало свою популярность. Уже через пять лет в школу боевых искусств Кодокан приняли первых иностранных учеников. Ещё через пять лет американский президент Теодор Рузвельт пригласил из Японии известного мастера дзюдо Ёсиаки Ямасита для демонстрации основ восточной борьбы. После этого японский дзюдоист начал проводить обучение в одном из высших военных заведений США. Так на территории всего мира начали появляться клубы дзюдо.

В Советском Союзе новая разновидность восточного единоборства появилась в 1914 году , благодаря умениям Василия Сергеевича Ощепкова, который несколько лет провёл в Японии и обучался технике борьбы. Он был в числе европейцев, которые первыми получили дан. Свои знания Ощепков передавал ученикам, которые в дальнейшем начали открывать собственные клубы и школы в разных уголках страны от Дальнего Востока до Москвы.

Самбо

Самбо появилось в СССР в 1937 году, когда Василий Ощепков создал свою первую секцию на основах восточного единоборства. Название советской борьбы расшифровывается, как самооборона без оружия. Первостепенной задачей самбо было воспитать у молодёжи патриотический дух и волю. Развитием характера и физической формой начали увлекаться миллионы советских людей. Одни посещали секции и клубы, другие занимались дома самостоятельно. Большую роль в развитие самбо выполнил ученик Василия Сергеевича Ощепкова талантливый Анатолий Аркадьевич Харлампиев, который внёс значительные изменения в технику и силовые приёмы борьбы . Его интерес к боевым искусствам разных народностей позволил дополнить существовавшую ранее систему ведения боя.

Во всех уголках СССР люди стали постигать основы самбо, на прилавках магазинов начала появляться литература по самообучению технике боевого искусства. Отметив высокое значение борьбы с целью обороны страны, самооборона без оружия вошла в нормативные акты ГТО.

Современное самбо имеет два разделения: спортивное и боевое искусство.

Техника боевых искусств

С точки зрения техники, сделать однозначный выбор, что лучше из двух вариантов борьбы, невозможно. В каждой есть свои сильные и слабые стороны.

В структуру обучения дзюдо включены три раздела:

  1. Набор обучающих упражнений.
  2. Свободные захваты.
  3. Соревнования.

Основу программы составляют изучения стойкам, возможности перемещаться во время борьбы и специальной технике самостраховки и реанимации.

Обладая обширным списком технических навыков, дзюдо имеет разносторонние обучающие направления:

  • Освоение бросков.
  • Правила обездвиживания соперника.
  • Изучение приёмов удушения противника.
  • Знание болевых точек и удары по ним.

В японском единоборстве применяют броски через бедро, плечо или спину. Их можно совершать из стойки и используя падение. Исполнить бросок разрешается с помощью рук, ног, бёдер и поясницы.

При помощи техники обездвиживания после броска упавшего конкурента удерживают спиной на мате.

Болевые приёмы приходятся на все суставы, хотя в спортивном дзюдо разрешается использовать их только в отношении локтевого сустава.

Удушающие приёмы разделяются на два вида. Один приём направлен на дыхательные пути соперника, в этом случае оппоненту перекрывают доступ кислорода, нажатием на грудную клетку или силовым давлением на горло. Второй приём выполняют посредством сдавливания сонной артерии.

Удары по болевым точкам могут проводиться с использованием рук, ног или головы.

Самбо , в отличие от дзюдо, имеет свои группы приёмов:

  1. Выполнение обезоруживание противника путём применения болевых в стойке.
  2. Два вида дисциплин (боевое и спортивное самбо).

В спортивном самбо, как и в дзюдо, участники делятся по весовым категориям и возрастным группам. Применяется техника удержания, броски, а вот болевые приёмы разрешается применять на руки и ноги.

В самбо запрещаются любые приёмы на удушения. В дзюдо, как известно, есть специальные разделы, обучающие этой техники.

Броски используются с помощью туловища, рук и ног. Бедро и плечо, как в восточной борьбе, не задействуют.

Сравнивая стойки спортсменов, можно отметить, что стойка дзюдоиста предусматривает прямую спину, самбисты используют более низкую стойку.

Одежда

Сами тренировки проводятся на прямоугольном татами, специальном напольном покрытии из тростника, набитого рисовой соломой. Это придаёт готовым матам упругость и мягкость.

Спортсмены упражняются без обуви в тренировочном костюме, который называется дзюдоги . Костюм белого цвета включает в себя куртку, пояс и штаны. На международных соревнованиях могут использоваться дзюдоги не только белого, но и синего цвета.

Одежда самбистов выглядит иначе. Куртки называются самбовки, могут быть синего и красного цветов с поясом. Вместо штанов короткие шорты. На ногах - специальная кожаная обувь .

Тренировки проводятся на круглом, более мягком ковре, чем татами, в японской борьбе.

Какое единоборство выбрать для ребёнка

Занятия спортом благотворно влияют на физическое здоровье ребёнка, поэтому среди родителей встаёт вопрос о сложности выбора спортивной секции. Хорошим решением будет борьба, ведь она помогает сформироваться неокрепшему организму, делая крепким тело и сильным дух. Дисциплинарные правила и основы самозащиты, помогут ребёнку стать уверенным в собственных силах.

Бокс и карате, представляют собой более травмоопасный вид спорта, поэтому предпочтение лучше отдать самбо или дзюдо. Хотя разница между ними присутствует, стоит рассмотреть технику и стиль каждого вида единоборств. Очень важно разобраться в моральных ценностях, которые заложены в основу борьбы .

Что лучше — самбо или дзюдо

Техника дзюдо основана на глубокой восточной философии. Кано Дзигаро взял за основу несколько принципов:

  1. Помощь должна быть взаимной.
  2. Использовать необходимо не только тело, но и дух.
  3. Чтобы одержать победу, можно поддаться.

В дзюдо необходимо не только превзойти соперника, но и сделать это технически грамотно и красиво. Бой не должен нести агрессию и применение грубой силы. Следование принципам дзюдо может помочь ребёнку получить не только физически сложенное тело, но и обрести глубокую жизненную мудрость.

В отличие от дзюдо, в самообороне без оружия используется больше силовых приёмов. Сам стиль единоборства нисколько не уступает японскому боевому искусству, возможно, в чём-то и превосходит. В основу самбо заложены лучшие техники и приёмы разных народностей. Здесь якутский хапсагай, грузинская чидаоба, греко-римская борьба.

Сделать однозначный выбор в пользу определённого единоборства достаточно сложно. Оба вида борьбы давно обрели своих почитателей. Важно определить конечную цель занятий.

Если родители планируют сделать из ребёнка известного чемпиона, то предпочтение лучше отдать дзюдо, так как это олимпийский вид спорта с выходом на международную арену.

Если цель тренировок - физическое здоровье ребёнка, то выбор можно сделать в пользу самбо . В этой универсальной системе обороны без применения оружия есть развитие тела, характера и необходимые навыки самозащиты.

Занятия единоборствами лучше начинать с дошкольного или младшего школьного возраста, когда у ребёнка закладываются в сознании основы формирования собственной личности. Во времена потери жизненных ценностей и необоснованной агрессии в молодёжной среде важно обеспечить ребёнка необходимыми знаниями:

Помимо вырабатывания моральных ценностей, плюсом тренировок является физическое здоровье, зарождаются лидерские качества. В каком именно единоборстве будет совершенствоваться ребёнок, выбирать только ему самому. Для этого можно посетить тренировки самбо и дзюдо, посмотреть, как проходят соревнования, и сделать однозначный выбор.

Сегодня становится модным быть спортивным, подтянутым, готовым в любой момент постоять за себя и тех беззащитных, кто находится рядом. Для этого необходимо иметь не только красивое, физически развитое тело, но и навыки по одному из видов боевых единоборств. И потому нет ничего удивительного в том, что с каждым годом на тренировки по самбо в Москве приходит все больше желающих.

Почему именно самбо?

Прежде всего, потому, что это сегодня – самый эффективный вид отечественных боевых единоборств. Его основы заложены в начале прошлого века русскими спортсменами, которые выбрали лучшие приемы восточных единоборств и дополнили их приемами национальных видов борьбы со всего мира. На протяжении десятилетий самбо доказало свою эффективность и на спортивных соревнованиях, и в реальном бою на улице . Сегодня методики и приемы самбо становятся основой для других видов единоборств, которые наиболее талантливые тренеры и спортсмены создают на основе русского боевого искусства.

Самбо – доступный вид борьбы.

Многие тренеры на занятия по самбо в Москве приглашают детей в возрасте около 7 лет и даже младше, если это позволяют физиологические особенности строения тела. В столь юном возрасте дети проходят курс интенсивной общефизической подготовки с акцентом на развитие качеств, которые будут необходимы в дальнейшем. И только по достижении 10 лет начинается изучение различных специальных приемов.

Наши опытные тренеры, которые провели десятки, сотни ответственных боев, постоянно подчеркивают, что самбо предполагает осмысленное ведение боя. Знание основ анатомии и физиологии человека позволяет мгновенно перейти от одного приема к другому, от защиты к нападению и наоборот.

Идеальная победа для самбиста – если она получена при наименьших затратах сил и времени.

Во время схватки самбист должен мгновенно ориентироваться в сложившейся ситуации, оценивать действия соперника и находить адекватные контрприемы, выводить его из равновесия. Эти качества развиваются в процессе многократных тренировок в парах. Привычка мгновенно оценивать ситуацию и незамедлительно принимать контрмеры становится правилом жизни и способствует успеху не только в спорте, но и в других сферах.

Для спортсменов, которые приняли решение выступать на соревнованиях, подготовка ведется по индивидуальному плану, который тренер составляет, учитывая уровень его подготовки и особенности организма. Такая методика позволяет подойти к соревнованиям в оптимальной спортивной форме. Как правило, в этот период проводятся и индивидуальные, и групповые занятия.

Индивидуальные тренировки по самбо в Москве проводят многие тренеры. Уделяя больше внимания одному ученику, специалист может в самом начале освоения приема, еще при изучении подготовительных упражнений указать на недостатки. Это способствует более качественному и быстрому усвоению того или иного приема. Они могут проводиться как в зале, так и в ином оборудованном помещении.


Дилетанту сложно разобраться, чем отличается вид единоборства самбо от борьбы дзюдо. Для обычного человека в них нет никакой разницы. Попробуем выяснить, в чем их отличия.

Что такое самбо

Вид единоборства самбо (САмооборона Без Оружия), определяющим принципом которого является самозащита без оружия, разработан в СССР. Спортивная борьба создавалась на основе дзюдо и других видов боевых искусств. Самбо, которое моложе дзюдо на сто лет, делится на боевое и спортивное. Боевое используется в вооруженных силах СНГ, в нем разрешаются удары. Соревнования проводятся как в спортивном, так и боевом самбо.

Японское дзюдо

Борьба, родиной которой является Япония, завоевала популярность среди отечественных спортсменов и болельщиков. Поединки между дзюдоистами выглядят эффектнее соревнований во всех других видах единоборств, включая самбо. Это касается как экипировки спортсменов, так и используемых приемов. Зрелищность и красота обеспечили дзюдо большую популярность в нашей стране. Основные направления: спортивное и традиционное.

Отличительные особенности самбо и дзюдо

В отличие от советской, японская борьба входит в программу Олимпийских Игр. Приемы самбо используются в работе полицейских Франции, дзюдо – на вооружении американских полисменов и армейских служащих.

Татами, на котором борются самбисты, круглый, у дзюдоистов – квадратный. более открытая, самбисты выступают в спортивной обуви. Дзюдоисты выходят на поединок босиком.

В спортивном самбо и в спортивном дзюдо много общего. Разница между ними визуальная и в правилах поединка. В самбо, в отличие от японской борьбы:

  • может применяться болевой приём на суставы ног;
  • используется бальная система (активность, бросок не на спину – 1 балл, бросок на спину и успешное удержание – 4 балла, успешный болевой, поднятие соперника выше пояса, и бросок на спину – 12 баллов);
  • более тонкое кимоно с отверстиями для пояса, надевается с шортами;
  • большое значение имеет физическая сила;
  • у самбиста более низкая стойка.

Принципиальных отличий в спортивном самбо и дзюдо нет, поэтому дзюдоисты могут участвовать в соревнованиях по самбо, и наоборот.

Подводя итог, отметим ключевые моменты, отличающие два вида борьбы:

  1. За основу советского самбо было взято японское дзюдо и некоторые другие виды боевых искусств.
  2. Правила ведения поединка и приемы борьбы имеют некоторые отличия.
  3. Самбо не относится к олимпийским видам спорта.
  4. Экипировка дзюдоиста отличается от экипировки самбиста.

Выбирая для ребенка вид спорта, многие выбирают борьбу. Самбо и дзюдо, в отличие от ударных видов единоборств, пользуются приоритетом, потому как ударные нагрузки могут причинить вред неокрепшему детскому организму. Если вы планируете

В СССР дзюдо и самбо всегда развивались совместно - все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен - выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности - после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.



Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо - внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так - борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу - «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».


Вопрос корней, преемственности и уровней общности самбо и дзюдо дает весьма широкое поле для теоретизирования. В данном случае выбрана следующая схема изложения:
за базовую предпосылку берется версия происхождение самбо непосредственно от дзюдо, как наиболее удобная для сопоставления.

Далее по отдельным «точкам различий» проводится оценка или реконструкция перехода от принципов дзюдо к новым принципам, принятым в самбо.


Культурная и воспитательная составляющая
Огромная популярность дзюдо в Японии имеет несколько уровней, и очень важный вплоть до сегодняшнего дня момент - авторитет дзюдо как школы воспитания в духе традиционных и универсальных ценностей, применимых и полезных в повседневной жизни, «интеллектуального дзюдзюцу» со своими позитивными принципами:
прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех;
принцип сэйрёку дзэнъё, наиболее эффективного использования духовной и физической энергией в целях нападения или защиты, применимый ко всем сферам человеческой жизни
принцип "взаимного процветания" дзи-та кёэй.
гармоничное развития тела и духа как приоритет дзюдо в отличие он традиционного дзю-дзюцу или европейского спорта;

И так далее.
Все то, благодаря чему дзюдо получило часть «До».

Эта часть в России век назад воспринята не была абсолютно, не особенно воспринимается и сейчас. Дзюдо трактовалось как определенный тип борьбы - и все.

Причем, если при более позднем распространении карате, заимствовалась хотя бы внешняя атрибутика обучения - терминология на японском, поклоны, кимоно, атрибуты дзенских практик и т.д. (пусть без понимания сути, с восприятием на уровне «экзотической составляющей», но заимствовались), то в российском самбо и это не прижилось, а в российском дзюдо оказалось очень сильно «самбоизировано».

Система, созданная для гармоничного развития личности, в противовес европейскому спорту, превратилась в европейский спорт. То есть, ценности, заложенные в нее как базовые, на уровне ДО, либо не были оценены, либо не были восприняты учениками дзюдо на самом базисном уровне, на уровне различий культуры. Сейчас, когда благодаря восточным единоборствам российские последователи стали изучать дзен-буддизм и восточную традицию, происходит это совсем в других дисциплинах.

Теоретическая база борьбы


Дзюдо как стройная и цельная система проведения поединка, построенная на логичном и красивом принципе выведения из равновесия и броска.

Небольшое отступление. Вообще, складывается ощущение, что японскому менталитету свойственно упорядочивание окружающего мира на основе принципа «достаточного минимализма». Так же, как в традиционной живописи «главное - это не тушь, а пустое пространство», или как для понятия «красота» используется иероглиф «простота».
В японских стилях - и в дзюдо, и в айкидо, и в карате присутствует собственная понятная и четкая эстетика движений, не позволяющая спутать их друг с другом и с другими стилями, и основана она на сравнительно малом наборе принципов. Да, человека можно бросить через бедро или подхватом - но это будет не айкидо. А можно заломом кисти двумя руками - но это будет не дзюдо.

При этом возникает довольно интересная ситуация - сначала создавалась система единоборства на основе главного принципа, но поскольку она не позволяла решить весь спектр боевых задач, дополнительно изучалась еще и «не классическая техника» (как удары и приемы на кисть в дзюдо). Эта техника позволяет подготовить более универсального бойца, но все время как бы остается за скобками, не нарушая стройную красоту самой системы.

Теория классического дзюдо построена Д.Кано на основе отказа от традиционной идеи «движения ки» в пользу европейской логики и принципов физики - для броска необходимо вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Д.Кано широко использовал захваты за одежду и принцип рычага, по сути, рассматривая человека как некий цилиндр на плоскости. Если противник ведет себя иным образом, то необходимо привести его в это состояние сковывающим захватом. Что помогает не всегда - наверное, всякий изучавший дзюдо, сталкивался с появляющейся довольно естественно «новичковой» техникой защиты - «обмякании» тела в сочетании с прогибанием в подвижной пояснице. Человека тогда очень просто завалить скручиванием или «дворовым» запихиванием, но, используя классическую технику, бросить почти невозможно.
«Вся классическая техника дзюдо выполнятся из классического захвата - отворот - рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые постоянно уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещения захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т.д.) Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно, и поэтому эти захваты считаются защитными. …».

Итак, в теоретической схеме дзюдо воздействие идет на двух уровнях - на ось плеч и на точку опоры, что влечет канонический двусторонний захват (за рукав и противоположный отворот). Отсюда и два главных принципа броска - фиксация оси плеч с выбиванием опоры и фиксация опоры со сдергиванием оси плеч. Соответственно, вперед, назад, вбок - но по этому принципу. Отдельная группа - броски, основанные на отрыве от точки опоры - приподнимании, включены, возможно, поскольку по механике движений и требуемым захватам хорошо комбинируются с приемами основного принципа.

Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.
Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля - все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.
Почему?

Вообще интересна сама логика внесенных изменений - «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает "лучшее будо Японии".
Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.

Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.

Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе - значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая - вольная - самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике - и самбо - стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов- изучать только бросковую технику.

Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые - то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия - перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

Именно наличие «своей» борцовской базы - разумное объяснение отказа от принципа контроля противника по «оси плеч», разработанному Д.Кано. Иначе следует принять точку зрения, что ученики В.Ощепкова просто ничего не поняли в строгой и логичной системе, либо нисколько ее не оценили. Причем «не оценили» не в восточном смысле, прививаемом в Японии (приоритет ценности дзюдо над ценностью борца - «высшая ценность дзюдо сама по себе не меняется от личной победы или поражения», при которой изучаемая техника «консервируется» ради сохранения традиции), а на уровне эффективности борцовского поединка.

И здесь уже есть момент сцепки с упоминавшимися выше факторами культурного порядка - не оценили по причине иного понимания природы и сути противоборства. Для европейца и для россиянина борьба - это борьба, в ней главное - определить победителя, а «мера силами» и «игра мускулами» - непременная составляющая европейского понимания борьбы, возможно, со времен тяжеленного военного снаряжения. В классике просто отступивший назад или сбитый на колени борец проигрывает балл, даже в борцовском трактате Ф.Фон Ауэросвальда (Саксония, 1537г.) такие действия называются «выгодный шаг» и сведены в целую группу. То есть, броски - это не вся борьба, а ее кульминация, высшая часть.

В дзюдо же борьба не есть мера сил, а состязание в уровне овладения техникой. Не соревнование, а развитие - главное в рандори, Д.Кано даже требует проводить рандори в высокой стойке, способствующей освоению классической техники, хотя и ослабляющей защиту. Соревнование проводится в уровне овладения принципом дзю, в степени продвижения по пути познания «До», причем огромное значение имеет фактор преемственности традиций.

Разное понимание целей борьбы и смысла ее изучения серьезнейшим образом определило принципиальную двигательную схему и состав приемов двух видов борьбы. То, что было заимствовано, заимствовалось по принципу дополнения имеющегося, без замещения, точно так же, как и в случае социо-культурного фона дзюдо. Трудно подобрать подходящий термин для этого уровня различий, предварительно можно сказать, что два вида борьбы различаются стратегически.

Отдельные вопросы техники. Выведение из равновесия. Комбинация и прием.
Остановимся подробнее на довольно узком различии в технике выведения из равновесия. То, что в самбо равносильными рассматриваются односторонний захват и даже захват только одной рукой, приводит к использованию выведения из равновесия «нависанием» и «задавливанием» для всего арсенала бросков - подсечек, подножек, подхватов, зацепов.
Более интересно другое - разный механизм выведения из равновесия в двустороннем классическом захвате. В самбо одна и та же механика движений используется и в двустороннем и в одностороннем захвате - выведение локтя под мышку противоположной руки.
В классическом дзюдо этот способ- исключение - он есть только в броске сеои-наге. Для всех подхватов и подножек в процессе выведения из равновесия локоть руки отводится вверх -в сторону, как при бросках назад, так и при бросках вперед.

Именно отсюда, плюс жесткая фиксация куртки поясом и более плотный покрой куртки,
так же вытекает техника «вязкой борьбы» в самбо, отсутствующая в дзюдо. Поскольку после выведения из равновесия с заведением локтя под мышку бросок возможен вперед и назад, появляется схема длительной атаки вперед-назад-вперед-назад из этой «полупозиции» без возвращения атакующего в исходную стойку. Переход в атаке вперед-назад (например, передняя подножка - задняя подножка), в дзюдо проходит с относительной потерей контроля захватом, в силу тех же трех причин. Кроме того, вязкой силовой борьбе способствует использование низких стоек и односторонних захватов, позволяющих загружать одно плечо соперника двумя руками.

Именно это имеют в виду самбисты, когда говорят о комбинационной борьбе, отсутствующей в традиционном дзюдо. И именно поэтому чистые дзюдоисты их не понимают - для того, чтобы увидеть разницу, надо иметь опыт самбистских поединков. То, что составляет рэнцоку-вадза в дзюдо - 2 приема в связке, еще не комбинационная борьба для самбо.

В современном дзюдо борец с уровня первого разряда в ответ на вязкую борьбу в самбистском стиле просто скинет с плеч дзюдогу, наклонив голову. Опытный борец уж точно дзюдогу плотно не подвязывает и сбрасывание это проводит играючи. И все, нет жесткого сковывающего захвата, конец комбинационной борьбы. Добавьте сюда большую среднюю продолжительность схваток в самбо в силу большей сложности чистой победы, и в итоге дзюдо и самбо различаются уже тактически.

В традиционном дзюдо схватки в самбистском вязком стиле и не вели, эстетика движений и поединков иная, очень иная.

В«Гении дзюдо» А.Куросавы она воспроизведена показательно - борцы прыгают вправо - влево - вперед - назад, борясь за захват (опять же не удержусь отметить технику освобождения от захвата руки сбивом стопой). После долгой борьбы за захват следует одиночный бросок - и все. Оставшееся время фильма проигравший борец лечится, либо его хоронят сразу.

Все это сохранилось и в традиционном дзюдо, как красиво сформулировал на одном из форумов дзюдоист, живущий и тренирующийся во Франции «у нас происходит перекос в сторону ориентации на иппон в ущерб тактике».

Причем это различие подходов к тактике поединка имеет давние исторические корни. С.В.Мишенев в отличной книге «История европейского фехтования» приводит данные анализа останков на месте битвы при Визби (1361г.), где обнаружены скелеты 1185 бойцов: «Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ, выявил интересные закономерности. Большинство ударов - 65% нанесены по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам… причем это тоже не самые сильные и одиночные удары. А вот большинство ударов по голове нанесено с предельной силой, причем в 20% случаев сериями…
Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела… и добившись преимущества, обрушивали на потерявшего контроль противника мощные и меткие удары, вкладывая в них всю силу.
Такой принцип сочетания дезорганизующего и добивающего ударов вообще характерен для европейского фехтования и более поздних времен.
Для сравнения заметим, что … скелеты, найденные в Японии при Саймокуза, несут на себе следы одного, в основном диагонального или горизонтального, удара по голове» .

Продолжение следует.



  • Разделы сайта