Русские силачи 20 века. Тренируйся как силач старой школы. Железо, мускулы и усы – в нашем обзоре. Многоликое средневековье А. Иванов

Уже тогда были известны борцы, снискавшие немалую славу в немецкоязычных землях. Одним из таких прославленных борцов был мастер Отт. За выдающиеся заслуги его пригласил к своему двору один из австрийских маркграфов, а позже он стал советником германского императора Фридриха II, правившего с 1212 по 1250 гг.. Мастер Отт написал первое в Европе пособие по борьбе, в котором борцовские приемы были представлены отдельно от фехтования. Спустя более чем сто лет (в 1388 году) появился аналогичный труд мастера Ганса Лихтенауэра (13088 г.).

К сожалению, обе эти книги не сохранились. О них нам известно по «Фехтовальной книге» Ганса Талгоффера (1443 г.), обстоятельно изложившего взгляды своих предшественников и перепечатавшего их иллюстрации. Анализируя книгу Талгоффера, историк спорта М.Н. Лукашев пишет: «Очень интересен для нас раздел «Борцовское искусство мастера Отта». Как и любой другой мастер тех времен, Отт несомненно являлся хорошим фехтовальщиком. Однако, похоже на то, что наиболее искусным он слыл все же в борьбе без оружия. Техника борьбы была тогда очень жесткой. По существу, любой ее прием мог использоваться как в состязаниях, так и в бою.

Наибольшей популярностью борьба пользовалась у горожан, особенно немецких. Состязания бюргеров включали в себя фехтование на различных видах оружия, стрельбу из лука, метание камней, бег по пересеченной местности, прыжки через препятствия и, конечно же, борьбу! Правила состязательной борьбы определялись характером реального боя. Так, упавший на землю всегда признавался побежденным. Победителем считали того, кто бросал противника на землю (причем не обязательно на лопатки) или болевым приемом заставлял его отказаться от продолжения схватки. Борьба в партере исключалась, зато допускались удары руками и ногами, в том числе по суставам. Словом, разрешались те же приемы, что и в фехтовальном поединке.

В «Фехтовальной книге» Талгоффера имеются 35 листов гравюр, показывающих технику исполнения болевых приемов, бросков, а также защит от тех и других. Болевые приемы на суставы рук представлены там четырьмя вариантами. Это рычаг кисти путем зажимания ее в своем локтевом сгибе; загиб руки за спину; выворачивание предплечья во внешнюю сторону в захвате «узлом». И еще рычаг локтя вверх в нескольких разновидностях: на своей руке, на плече, при захвате руки противника подмышку. Что касается бросков, то прежде всего это задняя и передняя подножки. Затем два варианта «мельницы», различающиеся типом захвата и положения тела противника на плечах у того, кто проводит прием. Показаны также броски с захватом руками одной ногой противника, «мельница» с колена, удушения локтевым сгибом со сваливанием на землю. Есть и бросок назад через себя, с упором ногой в пах противника, а также бросок захватом за обе ноги спереди. Среди освобождений от захватов имеется такой прием, как упор ладонью в подбородок.

Некоторые приемы выделяются своей экзотичностью... При желании можно найти недочеты и в других приемах. Так, не всегда целесообразны используемые захваты. Еще не найдены наиболее рациональные варианты болевых рычагов на суставы. По сравнению с современным техническим уровнем борьбы многое кажется просто наивным. Однако все то, что изображено и описано в книге Талгоффера, отнюдь не выдумка праздного ума. Она точно отражает технику борьбы, которой действительно пользовались в ту эпоху».

Вслед за трудами Талгоффера, опубликовавшего, кстати, в 1459 году второе издание своей книги, а в 1467 году и третье, начали появляться труды других авторов. Так, в 1511 году в собственной типографии в городе Ландегут (Нижняя Бавария) свою книгу под названием «Борьба» напечатал некий Ганс Вурм.

Весьма интересна и «Книга фехтования» (Das Fechtbuch) Альбрехта Дюрера (1471-1528), великого немецкого живописца и графика, основоположника искусства немецкого Возрождения. Книгу эту, существующую в единственном экземпляре, более двухсот лет назад обнаружил Иоганн Бюшинг, профессор университета в Бреслау. Ныне она хранится в национальном музее Вены. Книга состоит из 35 листов, имеющих рисунки (слегка закрашенные акварелью) с обеих сторон. Приемы борьбы представлены в ней на 120 рисунках, приемы фехтования - на 80.

Эту книгу Дюрер создал в 1512 году, то есть, через год после книги Ганса Вурма. Великий немецкий художник умел не только рисовать, но также бороться и фехтовать, он даже с успехом участвовал в состязаниях. Когда император Священной Римской империи Максимилиан I увидел, насколько искусен художник в поединках, он предложил Дюреру запечатлеть на бумаге все известные ему приемы борьбы и фехтования. Впрочем, техника борьбы на рисунках Дюрера ничем не отличается от той, что была представлена в книгах Талгоффера и Вурма. Те же выкручивания рук, удары руками и ногами, болевые воздействия на суставы, подножки и броски. Только рисунки намного лучше по качеству.

Через 27 лет после «фехтовальной книги» Дюрера появился знаменитый труд «Искусство борьбы. 85 приемов» Фабиана фон Ауэрсвальда, выпущенный в университетском городе Виттен-берг. В своей книге фон Ауэрсвальд сообщает, что он «изучал в юности технику борьбы у знаменитейших мастеров, которые тогда пребывали при дворе курфюрста и обучали сыновей его княжеской милости и других князей, графов и господ».

В 1570 году страсбургский учитель фехтования Иоахим Майер опубликовал том уникального учебника по фехтованию под названием «Подробное описание благородного искусства фехтования». Помимо техники собственно фехтования (с копьем, алебардой, мечом, шпагой, саблей и кинжалом), на его страницах изображено и описано немало приемов борьбы. Например, приемы выкручивания рук противнику с целью обезоруживания, а также броски в схватке без оружия. Сам Майер являлся прежде всего известным мастером фехтования, пропагандировавшим итальянский стиль, а борьбу он рассматривал лишь как вспомогательное средство, прежде всего - в бою на кинжалах (здесь четыре пятых всех приемов так или иначе сопряжены с болевыми захватами). После Иоахима Майера свои труды опубликовали Ганс Лебкаммер, Пауль Майер и другие представители того стиля борьбы, который в дальнейшем получил в спортивно-исторической литературе название «немецкая борьба». Однако, в Новое Время ее популярность пошла на убыль.

Определенный интерес к средневековой «немецкой борьбе» снова возник в середине XIX века. Примерно с этого времени стали периодически выходить в свет наставления по самозащите, материал для которых издатели черпали в средневековых учебниках. Так, в Берлине в 1887 году в качестве наиболее современного и практичного пособия по самозащите выпустили без каких-либо изменений (и даже без комментариев!) книгу Фабиана фон Ауэрсвальда «Искусство борьбы. Восемьдесят пять приемов». В 1901 году в Праге издали в трех томах «Фехтовальную книгу» Ганса Талгоффера. В 1907 году Д. Лорнкоффер опубликовал в виде альбома рисунков приемы борьбы из книги Альбрехта Дюрера.

Интересный факт: в 1925 году некий доктор Фогт в своей книге «Alte und neune Kampfkunst» (Старое и новое боевое искусство) обнародовал обнаруженные им в манускриптах и книгах Мюнхенской библиотеки сотни изображений средневековой борьбы. Рядом с этими рисунками он поместил рисунки аналогичных приемов из дзю-дзюцу. Своей книгой доктор Фогт пытался доказать, что в Европе существовали системы, не уступающие японскому искусству борьбы.

Но если средневековая «вольная борьба» исчезла, то национальные разновидности борьбы на поясах продолжали и продолжают существовать. Например, в Швейцарии. Немецкоязычные швейцарцы, преобладающие в северных, северо-восточных и центральных кантонах, практикуют борьбу «швинген» («аль-пен швинген», «швайцер швинген»), во многом похожую на исландскую «глиму».

В «швингене» перед началом схватки соперники захватывают друг друга одной рукой за пояс, а другой за нижнюю часть коротких штанов. Во время схватки разрешается воздействовать ногами на ноги соперника, применяются броски через бедро и некоторые другие приемы. Для победы надо заставить соперника коснуться земли коленями или бросить его на спину или на бок. Время схватки не ограничено.

У франкоязычных швейцарцев, проживающих преимущественно в западных и юго-западных кантонах, известны два основных вида борьбы: «1а lutte Suisse НЬге» (вольно-швейцарская борьба) и «1а lutte au calecon» (борьба в кальсонах). Первая представляет собой борьбу вольного стиля. Борцы выходит на схватку в брюках, закатанных выше колен, или в специальных коротких штанах. Согласно традиционным правилам, разрешается применять разнообразные броски с помощью ног, броски через бедро, а также делать захваты за пояс, за брюки и любую часть тела (кроме лица и гениталий), в том числе за ноги. Для победы необходимо бросить соперника на землю спиной вниз.

«La lutte au calecon» представляет собой смесь «швинген» и «1а lutte Suisse libre». Одной рукой, как в «швинген», захват делается за пояс или за плотное трико (кальсоны) соперника, а другой, как в «вольно-швейцарской», разрешается действовать свободно. Однако, действия ногами запрещены. Для победы необходимо опрокинуть соперника на лопатки. Среди италоязычных швейцарцев популярна борьба вольного стиля, допускающая захваты только выше пояса и запрещающая подножки, а также броски с помощью ног.

Для того, чтобы читатель получил представление о том, какое место занимала народная борьба в жизни швейцарцев, приведем отрывок из одной публикации, посвященной состязаниям альпийских силачей в XIX веке.

«Самая завлекательная и интересная вещь на этих празднествах есть, бесспорно, борьба, забава чисто национальная... Для распространения этой игры в народе, ее ввели и сделали обязательной во всех гимнастических собраниях, которые, подобно сети, опутывают Швейцарию...

В Аппенцеле эти упражнения идут вслед за танцами в летние дни, но вообще имеют там характер случайного развлечения, тогда как в Энтлибухе, Эмментале, Бернском Оберланде и Унтервальдском кантоне для них назначаются, независимо от всех других празднеств, особые дни, большей частью в вгусте. Так, например, они празднуются в это время в Венернальте и в большой Шейдеке у подножия Веттергорна. На первых присутствуют гриндервальдцы и лаутербрунцы, а на вторых - гриндервальдцы и жители долины Гасли. Насколько возможно, стараются для этих игр выбрать какой-нибудь центральный пункт так, чтобы борцы соседних долин могли также принимать участие в бою, потому что всякий интересуется нать, на чьей стороне в конце концов окажется победа. Победители всячески стараются удержать за собою славу победы: на будущее время игр, а побежденные со своей стороны не ренебрегают ничем, чтобы вознаградить свое поражение.

Кроме животрепещущего интереса, возбуждаемого этими играми, в них есть еще одна поразительная черта, относящаяся к благородству характеров горных жителей. В самом деле, в подобной забаве, где так сильно задевается самолюбие, невольно удивляешься полному отсутствию ненависти и гнева между борцами. Побеждающие торжествуют без наглости, а побежденные покоряются своей участи без стыда, и как те, так и другие могут подать друг другу руки так же дружелюбно в конце, как и в начале боя.

Когда праздник борцов приближается, то желающие принимать в нем участие заранее начинают делать некоторые приготовления: они стараются избегать всякой утомительной работы, заботятся о своем теле и употребляют в пищу самые укрепляющие кушанья. Утром, в самый день праздника, конкуренты обеих партий собираются в трактире, каждый выбирает себе противника, и все пьют и болтают с неподражаемым благодушием. В назначенный час все собрание выступает в сопровождении музыки во главе, борцы идут попарно, впереди их несут призы, и все это шествует к назначенному месту, где уже ожидает громадная толпа зрителей. По большей части выбирается такая местность, которая имела бы вид амфитеатра и была слегка покрыта мягкою и мелкою травою.

Суд экспертов, т.е. людей вполне опытных и в совершенстве знающих свое дело, уже занял свои места, остальная публика разместилась громадным кругом, в центре которого начинают устанавливаться борцы. Прежде всего, они сбрасывают с себя все лишнее из одежды и остаются в одной рубашке, чулках и панталонах, сверх которых надевают особенные, нарочно устроенные для драки коротенькие штаны, доходящие только до колен и сшитые из очень крепкой материи. В таком виде борцы должны сходиться попарно, следуя в известном порядке, и придерживаясь того правила, чтобы сначала дрались слабейшие, а потом сильнейшие.

При этом соблюдаются некоторые общие правила, принятые всеми жителями Альпийских гор. Прежде чем вступать в бой, противники должны подать друг другу руки, в знак того, что не имеют между собою никакой вражды, и что борьба будет вестись самым добросовестным образом. Грудь и ворот рубашки должны быть расстегнуты и нисколько не стеснять дыхания, а рукава засучены выше локтя, чтобы все движения были как можно свободнее. Согласно древнему обычаю, костюмы должны быть одинаковые у всех, главнейшим образом наблюдают, чтоб не было завязок и шнурков, потому что во время борьбы, в особенности если она долго и упорно продолжается, малейшая неисправность в одежде может решить победу в ту или другую сторону.

Наконец, бой начинается: на арену выступает первая пара борцов; глаза их горят от нетерпения и от уверенности в успехе. Они схватываются друг с другом, грудь с грудью, правая рука одного крепко охватывает пояс другого, а левая зацепляется за нижнюю часть его коротких штанов. Иногда они начинают бой стоя, иногда опускаются на колени, смотря по тому, как им кажется удобнее. Строго воспрещается употреблять какие бы то ни было незаконные уловки и хитрости - в особенности намазывать пояс салом, потому что это совершенно отнимает верность руки.

Опытные борцы долго таскают друг друга по арене, кружатся и толкают один другого, в ожидании момента, когда можно будет нанести решительный удар. В это время они думают только об одном - чтобы крепче устоять на ногах; руки их лежат неподвижно, как каменные, и при конце трудно бывает отличить, кому из двух она принадлежит; лишь только один как-нибудь зазевается, другой тотчас же пользуется его промахом.

Но иногда случается, что оба они так долго не уступают друг другу, что совершенно изнемогают в борьбе, пот льет с них градом, они едва переводят дыхание и, наконец, оба ложатся на траву. Тут им подают стакан вина, который они выпивают вместе, затем встают, натирают руки землей, чтобы сделать их тверже, и сражение возобновляется с удвоенными силами.

Пока бойцы только пытают свои силы, в кругу царствует глубочайшее безмолвие, но лишь только один из них приподнят с земли, лишь только они сцепились ногами и отчаянная борьба завязалась, как все собрание оживает, все с чрезвычайным любопытством следят за малейшими подробностями битвы, и партия, державшая пари за которого-нибудь из борцов, ободряет его громкими криками. Наконец, один теряет равновесие, противник схватывает его, приподнимает, сгибает и опрокидывает на землю, но и тут победа еще не решена, и надо начинать снова, потому что для полного торжества необходимо растянуть противника два раза на спине. Когда один из борющихся видит, что его сейчас свалят, он собирает все свои силы, всю ловкость, чтоб упасть на живот или на бок; и тогда он не считается побежденным. Редко случаются такие удары, какого мы были свидетелями в Шейдеке, где один из сражающихся приподнял другого на воздух, перевернул его два раза и потом с силою ударил о землю...

Часто случается во время этих игр, что самые сильные и искусные борцы из обоих лагерей выступают последние, и тогда сражение принимает совершенно особенный характер, так как от победы одного человека зависит тогда честь всей страны. Эти оба последние противника, одинаково страшные друг для друга, становятся в оборонительное положение и довольствуются тем, чтобы не дать победить себя и таким образом сделать победу невозможною для своего противника. Лишь только они схватываются между собою, как сейчас же рассчитывают свое положение относительно друг друга, затем сгибают правое колено и до невозможности откидываются туловищем назад. Если и в этом положении кто-нибудь из них все еще боится быть приподнятым на воздух, то он ложится на живот и его противник принужден сделать то же. Тогда они начинают потрясать и сжимать друг друга, извиваясь как змеи по траве, высказывая необыкновенную силу мускулов, так что от напряжения и страшных усилий глаза их наливаются кровью и все лицо покрывается фиолетовым цветом. Если ни один из этих атлетов не может победить другого, ни настойчивостью, ни силою, ни хитростью, то оба они подымаются с земли, полумертвые от усталости и истощения, и обмениваются дружеским пожатием руки в знак того, что стоят друг друга...

Другие забавы в этом же роде, если и не имеют такого жгучего интереса, то отличаются разнообразием и в большом употреблении у молодых людей по воскресеньям после обеда, в некоторых селах, где эти игры служат развлечением в свободное от занятий время. Борются обыкновенно несколько пар. Участвующие собираются в кружок и из среды их слышатся шутки, остроты и вызовы, но никто еще не трогается с места. Наконец, один отделяется от толпы и выступает на арену: он раздевается, разувается, надевает куртку для борьбы и ждет... и смотрит по сторонам до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих не сойдет в свою очередь на арену, и тогда начинается драка.

Самые интересные проявления этих народных игр бывают в Аппенцеле, в монастыре капуцинов, в присутствии самих монахов. Раз в год, осенью, в назначенный день являются к дверям монастыря здоровые молодцы с различными приношениями, вроде вина, плодов и дров. В награду за это капуцины угощают их обедом, после которого столы уносятся вон, а молодые люди, вместо десерта, дают нечто вроде представления, на котором главную роль играет борьба. Капуцины, стоя на скамьях и стульях, восхищаются различными сценами этого импровизированного театра, и по временам смех их доходит до таких размеров и становится так заразителен, что сами борюющиеся примыкают к нему и совершенно теряют способность продолжать сражение. Эта «partie de plaisir» так распространена в стране, что в ней принимают участие не только молодые люди, решающие здесь свои маленькие ссоры, но и знаменитые борцы, прославившиеся повсюду своею репутациею. Они, так сказать, бросают перчатку вызова тому, кто первый захочет поднять и помериться с ними силами, и назначают ему свидание в известный день в монастыре». (9, с. 370-375)

В некоторых местах Германии и Австрии до сих пор устраиваются чемпионаты по «фингергакельн». Элизе Реклю в свое время так описал этот вид борьбы: «Такого рода состязания можно встретить довольно часто в тирольских местечках, особенно во время местных праздников, или в местах богомолья, куда в дни ярмарок собираются много народу. Наиболее распространенным видом состязания является так называемый «фингергакельн»: два партнера садятся друг против друга за стол, затем протягивают свои правые руки, сгибают средний палец на этой руке крючком и сцепляют его с пальцем противника. Как только один из зрителей даст сигнал, борцы начинают тянуть друг друга за согнутый палец к себе. Цель состязания состоит в том, чтобы перетянуть своего соперника через стол. Иногда в этой борьбе разрывают нерв пальца и палец так на всю жизнь и остается согнутым».

Тот же Элизе Реклю сообщает еще об одном единоборстве, распространенном среди тирольских крестьян: «В некоторых местностях Тироля состязание состоит в том, что противники надевают на шею веревку, затем ложатся на пол, где проведена черта, упираются руками и начинают тянуть друг друга. Победителем в этой борьбе считается тот, кто перетянет противника за черту на свою сторону... Иногда зрители держат пари за победу того или другого борца».

  • Предыдущее: О традиционной борьбе немецкоязычных народов
  • Следующее: Воинские танцы, игры и упражнения
Категория: История единоборств 


Тренируйся как силач старой школы. Железо, мускулы и усы – в нашем обзоре

Русский силач начала 20 века Александр «Самсон» Засс гнул железные прутья и носил на плечах эстраду с пианино и танцорами.

Русский силач начала 20 века Александр«Самсон» Засс гнул железные прутья и носил на плечах эстраду с пианино итанцорами. Его современник Петр Крылов разбивал голыми руками камни. «А ежеликто не верит, что камень настоящий, подставляйте голову – опробуем на ней», -подзадоривал он зрителей.

сайт разбирался, как тренировались силачи царской России, азаодно нашел тех, кто тренируется по методам «старой школы» в 21 веке.

ИСТОРИЯ

Датой рождения российскогоатлетизма, по традиции, считают 10 августа 1885 года. В этот день в Петербургеначал свое существование кружок любителей атлетики. Он был создан на квартиредоктора Владислава Францевича Краевского (которого позже назовут «отцоматлетизма в России»). Краевский видел в занятиях с тяжестями средство от всехболезней. Он наполнил квартиру гирями и штангами, оборудовал брусья и кольцадля тренировок. В день открытия кружка силовые упражнения по поднятию тяжестидемонстрировал цирковой силач из Берлина Шарль Эрнст.

Желающих заниматься «на квартире»Краевского было так много, что вскоре она перестала всех вмещать. Одновременнотам могли тренироваться до 50-70 человек. В 1897 в Петербурге группа профессиональных атлетов, на средства графаГеоргия Рибопьера, открывает Петербургское атлетическое общество. Тогда жепроводят первый в России чемпионат по тяжелой атлетике. Побеждает петербуржецГвидо Мейер: он выжимает над головой вес 115 кг, а затем одной рукой – 100 кг.Уже спустя несколько месяцев этот рекорд повторит молодой силач ГеоргГаккеншмидт, а за ним – целая плеяда атлетов, которые, прослышав об атлетике иКраевском, едут пробовать свои силы в Петербург.

ТРЮКИ СИЛАЧЕЙ

Местом обитания силачей традиционнобыл цирк. Зрителей удивляли невиданными номерами. Силач Иван Заикин, выходец изСимбирских крестьян, носил на плечах якорь в 25 пудов (409 кг), гнул на своейшее железные балки. Москвич Петр Крылов, бывший штурман торгового флота,садился в борцовский мост – на него водружали деревянную платформу, кудавъезжал автомобиль. По легенде, Крылов мог разбивать камни голыми кулаками.

Силач из Саранска Александр Засс,позже прозванный Самсоном, носил по арене лошадь и удерживал зубами на кожаномремне целую эстраду, на которой стояли пианино и несколько человек.

Силовые номера чередовали сборьбой. Иван Заикин сходился с Иваном Поддубным 15 раз: на первенстве мира вПариже они боролись 66 минут без перерыва. 10 схваток Заикин проиграл. Пятьсумел свести вничью – для других борцов, обходивших Поддубного стороной, это былоравносильно чуду.

ТРЕНИНГ СИЛАЧА

Книга «Тяжелая атлетика» 1916 года,написанная атлетом Иваном Лебедевым (он же легендарный силач «Дядя Ваня»), дает такие рекомендации по тренингу.

Начинать утро следует с легкойгимнастики – бег на месте (3-5 минут), растягивание резины (это былсвоеобразный аналог наших эспандеров) – 10 минут, занятия легкими гантелями –10 минут. Затем – прогулка 1-2 часа, причем иногда с шага нужно переходить набег. Днем – занятия на кольцах или брусьях (если нет брусьев, автор советуетставить два стула и отжиматься на них). Вечером – тяжелая тренировка с гирями,один час. Вес гирь – не максимальный: если можете выжать максимум 72 кг,начинайте с 32 кг и увеличивайте вес до 56, пишет Лебедев. Понемногуувеличивайте вес на каждом занятии. Разбивайте упражнения на дни: в один день –жимы стоя и лежа, в другой – толчки и рывки. Добавляйте к каждой тренировкеприседания и сгибания на бицепс.

Разумеется, для такого режима атлетдолжен быть свободен весь день, резюмирует автор.

Журнал «Геркулес» №14 1915 годарассказывает о тренинге Георга Гаккеншмидта, ставшего прообразом будущихкультуристов. Гаккеншмидт или «Гакк» вообще избегал легких гантелей, а основноевремя уделял приседаниям со штангой.

Разборная штанга, которую мы знаемсегодня уже существовала, но стойки для приседа еще не изобрели. Поэтому штангусначала ставили вертикально, атлет подсаживался под нее, клал гриф на плечи итолько потом вставал в позицию для приседа. По той же схеме он и снимал штангу.

ПИТАНИЕ СИЛАЧА

Иван Лебедев советует силачамизбегать мяса: «Оно вносит в ваш организм продукты гнилостного разложения». Ещеон рекомендует есть больше яиц и пить больше теплого молока с сахаром. «Пить спиртные напитки и курить – совсем несоветую. Спать – 7–8 часов. Одеваться, не кутаясь и не нося теплого белья».

Доктор Краевский, который взял напопечение молодого Георга Гаккеншмидта, напротив, кормил его мясным бульоном в больших количествах. Тарелкубульона, пишет журнал «Геркулес», варили из 6-7 фунтов мяса (около 3-3,5 кг).На бульоне вкупе с базовым силовым тренингом «Гакк» буквально за три месяцараздался в груди на 12 сантиметров и обликом своим стал напоминать статуюГеркулеса Фарнезского, добавляет издание.

СОВРЕМЕННЫЕ СИЛАЧИ

Петербуржец Виктор Блуд – создатель шоу «Силачи старой школы», котороевоспроизводит трюки атлетов царской России и дополняет их новыми.

Воснове работы этих атлетов старой школы лежат тяжелые базовые упражнения.Воспроизвести их реально, важно желание работать, - говорит Блуд, который насвоих выступлениях жонглирует гирями, гнет гвозди, рвет книги и поднимает ввоздух людей.

Несколько лет назад во время шоу онсильно порезал руку, когда гнул гвоздь 300 мм, но это его не остановило: коронный трюк Виктора Блуда – свернуть из гвоздя сердечко и подарить зрителю-девушке.

Самые сложные трюки – те, для которых нужнодобывать много специального инвентаря. Недавно мы сделали трюк «растяжкамотоциклами», а в будущем хотел бы попробовать потянуть поезд или трамвай,приподнять слона, - говорит Виктор Блуд.


источник: «Советский спорт»

Токов, Кунченко и Крылов подерутся с бразильцами. За кого болеть на этой неделе в ММА В эти выходные в Анкасвилле и Бразилиа пройдут турниры Bellator 241 и UFC Fight Night 170. На этих шоу выступят братья Токовы, Алексей Кунченко и Никита Крылов. 12.03.2020 12:00 ММА Ващенко Сергей

«В Одессе было 200 тысяч зараженных, команду «Черноморец» изолировали, а город окружили войсками» Обозреватель «Советского спорта» Евгений Ловчев вспомнил эпидемию холеры в Одессе в 1970 году, и рассказал, как тогда проходил чемпионат СССР. 29.03.2020 17:00 Футбол Волохов Юрий

Россия – фаворит командного турнира в Пекине-2022. За год наши стали еще сильнее Год назад «Советский спорт» уже проводил виртуальную репетицию командного олимпийского турнира. Проверяем: как изменился расклад сил за минувший сезон? 24.03.2020 16:00 Фигурное катание Тигай Лев

Навстречу друг другу. Рублев и Хачанов с победы начали турнир в Роттердаме Россияне Андрей Рублев и Карен Хачанов вышил во второй раунд крупного турнира ATP в Голландии. Рублев разгромил грузина Николоза Басилашвили, Хачанов – итальянца Фабио Фонини. 11.02.2020 20:30 Теннис Мысин Николай

ЕГИПЕТ .

Самой яркой иллюстрацией борьбы в Египте являются рисунки на могилах в Бенн-Рассане, относящиеся к 3000 году до нашей эры. На них изображены три положения борцов: два в стойке, напоминающие задний и обратный пояса, и одно в лежачем на земле положении, На рисунке, изображающем схватку лежа на земле, верхний противник старается дожать нижнего на спину, а тот, сопротивляясь, делает подобие полумоста, причем держится за ногу верхнего.
Отсюда вытекает, что в Египте борцам разрешалось применять в схватках захваты всего тела, т.е. борьба была вольной, и, кроме того, требовалось дожать противника на лопатки. Характерным является для спортивных состязаний древности то, что на борцах, изображенных на этих рисунках, одеты пояса-бандажи. Из надписей, относящихся к царствованию Псаменнита, видно, что при дворе фараонов были особые борцы, на обязанности которых лежало выступать в состязаниях во время празднеств.

ЭТРУРИЯ.

На вазах, обычных свидетелях жизни этрусков, мы не видим изображения борьбы, но зато на одной гробнице есть два рисунка моментов схваток борцов. На одном из них борец применяет прием, несколько похожий на нынешнее "тур-де-бра", причем сам, как это требуется и в теперешней греко-римской борьбе, идет на одно колено. На другом за схваткой борцов, из которых один делает определенное "тур-де-бра", следит судья или учитель. Противники без костюмов и бандажей, совершенно голые. На учителе определенно профессиональный костюм, не похожий на обычные этрусские одеяния: венок на голове, оригинального фасона плащ и прямая палка в руке, служившая, наверно, для ударов в случае применения борцами неправильных приемов.

ЯПОНИЯ.

Легенды Японии говорят о том, что 2000 лет тому назад знаменитый силач Нони-но-Сукуне победил в борьбе геркулеса Тейему, взявшись за ноги противника и перекинув его через голову. Колоссальный Тейема с такой силой ударился, падая на землю, что не мог встать, и победитель, по обычаю, затоптал его ногами насмерть. Впоследствии - продолжает легенда - Нони- но-Сукуне составил список правил и приемов, пользуясь которыми <слабый мог бросить сильнейшего>. Обычай затаптывать противника до смерти был отменен тем же самым Нони-но-Сукуне, сделавшимся или человеколюбивее к старости, или из чувства предосторожности, чтобы его самого не постигла такая же судьба, в случае поражения более молодыми. Нони-но-Сукуне считается патроном японских борцов до сих пор.

О таких же состязаниях и борьбе с рядом выработанных приемов и правил говорят нам предания всех времен и народов: и памятники мексиканских инков, и древнерусские былины, и сказания Кавказа о Рустаме-богатыре, и скандинавские саги о викингах, и эпос Индии о Наде и Дамаяити. Минуя все это, мы остановимся на борьбе в древней Греции и Риме, где сложилась целая система борьбы, перешедшая через средние века в наше время, - сначала под именем греко- римской, потом под названием французской, потом классической и снова - греко-римской.

ГРЕЦИЯ.

Говоря о борьбе в Греции, нужно принять в расчет два периода: 1) героический, гомеровский и 2) исторический.

В гомеровском периоде борьба называется <изнурительной силам>. Песнь XXIII <Илиады> говорит о том, как Ахиллес устроил на могиле своего друга Патрокла состязание в борьбе на призы: победитель получал <медный огненный треножник, ценою в двенадцать волов>; побежденный - <юную рукодельницу>. Боролись Одиссей и Аякс. Сначала противники схватываются крест-накрест, и Аякс бросает Одиссея на землю. Тот поднимается и сваливает своего более сильного противника подножкой, при этом падая ему на грудь. Ахиллес, в качестве судьи, признает схватку кончившейся в ничью и награждает обоих равными призами. Вывод - борьба была вольной и надо было для признания победы или бросить противника на землю несколько раз, или перевернуть на лопатки. Схватка не ограничивалась сроком, почему и название ее: <изнурительная силам>. Перед борьбой гомеровские противники одевают специальные пояса-бандажи.

Насколько состязания в борьбе были популярны, видно из того, что <Илиада>, повествуя о схватке между Ахиллесом и Агамемноном, в качестве судей схватки выставляет богов, которые, заинтересовавшись ходом борьбы и желая добиться какого-либо результата, увеличивают силу, рост и выносливость противников. Предание о походе аргонавтов под предводительством Ясона в Колхиду на корабле Арго за золотым руном, говорит о том, что Ясон во время остановки на острове Лемносе первый ввел пятиборье (пентакль). Благодаря введению в эти состязания борьбы, победителем среди аргонавтов вышел сильнейший из них борец Палей. О любимейшем силаче греческого эпоса героического периода - Геркулесе - мы видим указание на то, как он боролся, в описании двух его подвигов: с Антеем, которому всякий раз, когда он касался земли, прибавлялось силы, и которого поэтому Геркулес мог победить только задушив, при подъеме высоко от земли, а также с египетским разбойником Каком. Будучи обожествлен, в качестве самого популярного силача героического периода, как греками, так и римлянами, - Геркулес по наследству от них перешел к галлам под именем Пантофага. Галльские легенды о подвигах и приключениях Геркулеса-Пантофага пересказаны французским сатириком Рабле в 1532 г. в книге, вошедшей в классическую литературу под заглавием. Эта книга, получившая мировую известность, подписана псевдонимом <Алкофрибас Нозье>.


В историческом периоде жизни Греции состязания в борьбе являются настолько излюбленным спортом, что победителей осыпали целым рядом почестей. Они освобождались от всяких налогов, имели право занимать везде почетные места, в сражении бились рядом с царем (что было очень выгодно для последнего), входили в родной город через особый, специально сделанный для этой цели в городской стене пролом. Награждая победителя триумфальным входом или въездом в родной город через этот пролом, сограждане силача показывали, что им не страшны никакие стены. На спортивных состязаниях в древней Греции, имевших большое общественное значение в древнем мире, борьба как спорт появляется с XVIII Олимпиады. С XXXIII Олимпиады она соединяется с кулачным боем. Подобно тому, как бег, тоже излюбленный спорт греков, требовал победы в состязании на один, на два и на множество кругов, а также при полном вооружении - так и борец для признания победителем должен был выйти первым в ряде состязаний. От него требовалось побороть сначала одного противника, затем пятерых поочередно и выйти победителем в борьбе, соединенной с кулачным боем. Сначала характер борьбы был чисто любительский, боролись из-за почестей. Но профессионализм был уже не за горами: этому способствовали слишком крупные денежные премии победителям, достигавшие в Афинах баснословной по тому времени суммы в 500 драхм. Эти премии создали разделение борцов на любителей и профессионалов. Как те, так и другие изучали приемы и правила борьбы в особых помещениях (гимназиум) под руководством опытных учителей из старых борцов. В гимназиумах были особые снаряды для тренировки - гири (гальтеры) и тяжелые подвесные мешки с песком. И при тренировке, и в состязаниях борцы натирали свое тело маслом, а потом посыпали песком, причем боролись совершенно голыми. После схваток масло и грязь приходилось отскребывать специальными ручными лопаточками, затем борцы шли в горячую или холодную ванну. Для признания победы так же, как в гомеровском периоде, требовалось или бросить противника на землю три раза, или опрокинуть его на лопатки, причем в последнем случае допускалась борьба лежа на земле (партерная). Сначала применялись захваты всего тела, но со временем кодекс правил борьбы стал требовать нанесения захватов только до талии противника.

Историки Павзаний и Диоген Лаерций говорят о том, что борцы исторического периода Греции придерживались известного режима: после борьбы ложились отдыхать, ели молочный сыр, пшеницу, мясо молодого козленка и избегали пить вино.
РИМ.

Суровые нравы начального <железного> Рима заставляли каждого гражданина стремиться к развитию силы. Поэтому борьба - <состязание сильных>, как называет ее Овидий, - имела в качестве спорта широкое распространение среди всех слоев римлян. <Энеида> Виргилия говорит о схватках в борьбе Энея и его спутника, называя борьбу <показывающей превосходство перед всеми>. Но с течением веков железный Рим уступил место изнеженному Риму цесаризма, и вместе с тем состязания в борьбе начали носить исключительно профессиональный характер, и в них выступают одни пленные рабы-гладиаторы. Из самого слова <гладиатор> видно, что побежденному в любом виде состязаний могла грозить смерть (gladius - меч), а потому состязание в борьбе, как и в прочих боях гладиаторов, носили ожесточенный характер. Впервые упоминаются состязания в борьбе при описании праздника, устроенного императором Марком Фульвием в 186 г. до нашей эры. Особенно пышного расцвета достигли состязания в борьбе при Нероне Агенобарбе, который и сам иногда выходил на борьбу, причем по обычаю всех владык всех эпох и народов должен был выходить победителем. Насколько вообще была велика страсть у римских императоров выступать в качестве профессиональных силачей на аренах цирка, видно из истории царствования Коммода. Этот необычайного сложения колосс, борясь с гладиаторами, после победы закалывал своего противника, если тот казался ему очень сильным (поражения Коммода не допускались в виду его императорского звания). Историческим фактом является и то, что победы в борьбе доставили императорский трон гиганту-пастуху, - варвару Максимилиану. Будучи в войсках Септимия Севера, он обратил на себя внимание последнего своим необычайным ростом и телосложением. Север, решив приблизить к себе Максимилиана в качестве телохранителя, произвел испытание его силы и выносливости: Максимилиан несколько раз пробежал за конем Севера вокруг всего лагеря, убил в поединке 7 легионеров и поборол одного за другим 16 сильнейших борцов, находившихся в лагере Севера. Начало карьеры было сделано, и через несколько лет Рим привет- ствовал императора Максимилиана. Не уступая в аппетите Гаргантюа Рабле, Максимилиан, по рассказам историков, выпивал в день ведро вина и съедал 60 фунтов мяса.

В эпоху цесаризма гладиаторы подвергались не меньшей тренировке, нежели древние греки. В их <палестрах> тренировка сопровождалась и ваннами и специальным массажем. Из рядов гладиаторов вышел знаменитый Спартак, поднявший знамя восстания среди рабов и угрожавший существованию Рима, - он также обладал колоссальной силой и был одним из лучших борцов <палестр>. У гладиаторов сложился целый кодекс правил и приемов борьбы, отчасти заимствованных у греков, отчасти выработанных самими условиями состязаний в цирке, где побежденному могла грозить смерть. Ввиду последнего обстоятельства, стиль борьбы римлян был вольный, схватки носили грубый, ожесточенный характер, причем побежденным, естественно, считался опрокинутый на спину, как находящийся в безвыходном положении.

БОРЬБА В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЙ ИСТОРИИ ДО XIX ВЕКА.

В средние века человеческая сила имела колоссальное значение, но в большинстве случаев состязания сводились к вооруженному бою. Поэтому в средневековых хрониках борьбе, как состязанию противников без оружия, отводится не так много места. Тем более, что борьба являлась спортом исключительно народных масс, которым было воспрещено заниматься вооруженным и конным спортом, являвшимся исключительно привилегией высшего класса. Большинство рассказов о феноменальных силачах средневековья говорят нам или о поднимании ими баснословных тяжестей, или о смер- тоносных ударах их кулаков и мечей. Правда, в этих рассказах фигурируют исключительно коронованные особы или рыцари. Таковы рассказы об Иоанне Цимисхии, Пипине Коротком, Карле Мартелле, сбивавшем кулаком любого силача с ног, Карле Великом, подымавшем на ладони вооруженного рыцаря, великане Экофере, Роланде, рассекшем пополам скалу в Россенвале, Бетране Дюгесклене и т.д. Достоверно известно из хроник и летописей только то, что на всех ярмарках среди массы увеселений были и состязания в борьбе, в которых выступали особые профессиональные, силачи, обыкновенно отличавшиеся колоссальным ростом и размерами тела, вызывавшие желающих из населения помериться с ними Силами. Известно также и то, что в Западной Европе тогда существовало два стиля борьбы: один - с подножками, бросанием через голову и ударами головой; другой - чисто силовой, напоминающий русскую борьбу в обхват и отчасти современную греко-римскую, но только в ее силовых приемах. Побежденным считался брошенный на землю. Профессионализм при переходе из средних веков в новую историю находит себе применение не только на ярмарках - при целом ряде дворов королей и вельмож среди остальных приближенных находятся особые борцы, выступающие на состязаниях.

Безусловно, большое влияние на развитие борьбы в Европе как спорта оказало нашествие татар, у которых борьба была любимейшим развлечением. Заслуживает интереса следующий отрывок из дневника польского рыцаря, попавшего в плен к татарам:

<...Пары борцов, точно обезумевшие, схватывались около костров. Иногда падая в костер, они, не замечая ожогов, снова бросались друг на друга. Наградой победителю были две красивые полонянки и прекрасная лошадь с богатым седлом. Мурзы сидели неподвижно на коврах, наблюдая за борьбой. Награду получил тот, кто поборол всех остальных - <сильнейший между сильными>.

Встречи с татарскими борцами, у которых, как у всех народов Востока, допускались захваты всего тела и подножки, сделали в Западной Европе особенно популярной <вольную> борьбу. К ней присоединился еще один очень характерный стиль: <единоборство ногой к ноге>, т.е. сдвигание противника с места. Хроники XVI столетия говорят о том, что никто не мог одолеть в борьбе этого стиля Людовика Буфлера, прозванного <Крепким>. Кто знает, может быть, Людовику Буфлеру в победах помогало его герцогское достоинство, так как, подобно римским Коммодам и Неронам, какая-то непреодолимая сила заставляла стремиться к победам в борьбе и в публичном проявлении своей силы: и Ричарда Львиное Сердце, и султана Саладина, и Скаденберга, и Карла Бургундского, и всех саксонских курфюрстов с Августом Сильным во главе, и Петра I. То же самое наблюдается и в жизни их придворных, - в нашей истории пример не за горами: любовник Екатерины II Григорий Орлов и его брат Алексей считали любимейшей забавой борьбу с крепостными своими крестьянами. Призы распределялись в обратном порядке: побежденного ими силача графы Орловы награждали, а имевший несчастье победить какого- нибудь из графов мог вспоминать свою борьбу, сидя в собачьей конуре прикованный на цепь. Борьба в допетровской России, как и потом до XIX века, шла исключительно на силу, причем для победы было достаточно бросить противника на землю. Любимейшим приемом был обхват спереди через верх туловища, который сохранил за собой название <русский обхват накрест>. Отсюда вполне естественно, что решающее значение, помимо силы, имели вес и рост. На ловкость не обращалось ни малейшего внимания, а подножки категорически запрещались и считались почему-то <цыганским> приемом.

В XVI веке мы уже встречаем на Западе руководство по борьбе: это была книга Фабина фон Арерсвальда <Искусство борьбы>, изданная в 1539 году. Затем появилась под таким же заглавием книга, сочиненная Николаем Петерсом и изданная в 1674 г. Кроме того, знаменитый художник той эпохи Альбрехт Дюрер оставил потомству зарисовки не много, не мало, как 119 пар борьбы в самых разнообразных приемах.

Древние наскальные изображения, древнегреческие статуи, книги и многие другие источники информации. Все это, говорит нам, что на заре цивилизации существовало понятие физическая культура. История физической культуры, ее развитие, существуют с давних времен.

Атлеты древней Греции

Атлет по имени Теоган, живший в третьем столетии до н.э. 9 летним ребенком, перенес на большое расстояние, бронзовую статую.

Милон из Кротона наращивал силу и вес, путем постепенного увеличения нагрузки. Брал теленка и ходил с ним по кольцу олимпийского стадиона. С годами рос бычок, пропорционально росла сила Милона. Пишут что на олимпийских играх, в борьбе, Милону не было равных.

Некто Бибон в Олимпии, поднимал камень весом 143 кг одной рукой. Камень этот был найден при раскопках Олимпии. Эта информация, была выбита н а камне, . Так начиналась история физической культуры на рубеже веков.

Сила Средневековья

В 1741 году, англичанин Томас Топхэн, поднимал три большие бочки с водой. Общий вес которых, был равен 816 кг. Делал он это, с помощью ремней переброшенных через плечи, .

Самый знаменитый в 19 веке силач, к анадец Луи Сир. Луи при собственном весе в 136 кг и в возрасте 23 года, был рекордсменом. Жим штанги одной рукой – 124 кг. Мертвая тяга – 860 кг. Тяга одной рукой – 447 кг. Становая тяга одним пальцем – 247 кг. Приподнимание веса – 1959 кг. Несколько его рекордов, остались не побиты по сей день. Оно и понятно, слишком они не ординарные.

Рекорды силовой выносливости

Это что касается поднятия тяжестей. Теперь рекорды силовой выносливости.

Хенри Сартериал в 1987 году выжимал 118 раз, одной рукой, штангу весом 33 кг.

Джилмен Лоу в 1903 году поднимал груз на спине весом 453 кг на 1006 раз. С помощью ремней, за 34,5 минут.

В 1907 году Лу Тревис, обошел рекорд Лоу. Поднял этот вес, за 9 минут, 1000 раз.

В те времена силовые номера, как и борьба, были цирковыми номерами. Силачи боролись в цирке на потеху публике. Примером большой силы и борцовской техники, был поляк .

История физической культуры в XX-веке

В начале 20-го века, цирковые атлеты идут разными путями. Для одних силовая атлетика, просто поднятие тяжелого веса. Для других, построение красивой фигуры. Пузатые силачи, уже мало кому интересны. В те времена, было много атлетов с превосходной мускулатурой. Самым известным становится, Евгений Сандов (Юджин Сэндоу). Сандов разработал систему, которая помогала пропорционально развивать мышцы всего тела. Не знаю, первый он был в этом вопросе или нет. Но, на статуэтке вручаемой победителям турнира «Мистер Олимпия», изображен и менно Сандов.

Благодаря ему, мир узнал, что такое постепенное увеличение нагрузки и повторений в поднятии тяжестей. Система предполагала один подход и не давала полноценную нагрузку.

В 1907 году, Теодор Зиберт, усовершенствовал систему. Предположив, что, три тренировки в неделю, с двумя подходами в упражнении, помогут быстрее получить результат.

Вот так… медленно и постепенно, система приобретала, очертания современной силовой тренировки. А история физической культуры приобретала новое направление — Культуризм.

Первые профессиональные культуристы

В 1903 году в Нью-Йорке в Мэдион Сквер Гарден, был проведен конкурс «Самый совершенный мужчина в мире», победителем стал, некогда был ассистентом Сэндоу, в итоге сам стал знаменитостью. Проводил конкурс, атлет и промоутер Бернар «Бади Лав» Макфаден. Тогда в конкурсах участвовали представители разных видов спорта.

В 1940 годы мир узнает о , атлет чье тело стало эталоном и свидетельством того, что может дать человеку силовая тренировка, а конкретно занятие культуризмом. Джон использовал потенциал, данный ему природой. Стал легендой бодибилдинга, завоевав такие титулы как «Мистер Америка», «Мистер Мир» и «Мистер Вселенная».

В 1945 году в бодибилдинге появляется новый чемпион — . В послевоенной Америке становится идеалом мужчины. Вернувшись с войны, он олицетворял собой мужество и отвагу. Чемпион с потрясающим телосложением.

В 1947 году всех своих конкурентов сметает Стив Ривз. Титулы в бодибилдинге, покоряются ему один за другим. «Мистер западное побережье» 1946 год, «Мистер Америка» 1947-1948, «Мистер Мир» 1948, «Мистер Вселенная» 1950. В дальнейшем становится знаменитым киноактером. Самый знаменитый его фильм «Подвиги Геракла» 1957 года. Стив Ривз удостоился звания «Лучшего бодибилдера всех времен и народов» — заслуженно.

Рассвет американского бодибилдинга

Организовывает свою федерацию IFBB, так индустрия бодибилдинга начала набирать не шуточные обороты в США. В Англии действовала самая знаменитая федерация, NABBA. Под ее эгидой, проводился турнир «Мистер Вселенная». Настоящий, а не Вейдеровский, как многие думают.

В Санта-Монике культурист Джо Голд открывает свой первый зал «Golds Gym». Сам пляж, где собирались культуристы со всего мира, прозвали «Пляж мускулов». Джо Голд, не занимал призовых мест, будучи в преклонном возрасте, хорошей физической формой.

Каждую неделю на пляже проводились конкурсы и показательные выступления культуристов, гимнастов, пауэрлифтеров и т.д. Так же проходили конкурсы красоты. Все это было весьма здорово. Солнце, пляж, море, естественный загар, одежда соответствующая обстановке.

По пляжу идут Стив Ривз, Джон Гримек или Кларенс Росс, реакция окружающих будет исключительно положительная. О чем свидетельствуют многочисленные фото, видео и рассказы очевидцев.

Бодибилдинг: поворот не туда

История физической культуры начиналась красиво. В процессе своего развития, постоянно менялась и преображалась. Появилось много ветвей, физическая культура — это комплексное обобщенное название разного рода физической деятельности. Мы рассмотрели ее как способ достижения идеальной физической формы. В конце 20-го века, идеальная физическая форма, перестала рассматриваться как совокупность факторов. Среди которых, сила здоровье, красота, ловкость, гибкость. Все это ушло, появились новые методы наращивания мышц. Физическая культура, трансформировалась в современный бодибилдинг. Этот вид физической активности стал индустрией, плохо это или хорошо, не мне решать.

Бодибилдинг прошел долгий путь, от стремления людей быть красивыми, сильными и здоровыми, постепенно трансформируясь в гонку за массой. Последнее, отдалило этот спорт от простых людей. Современная «Мистер Олимпия», очень далека от выступлений атлетов на «Пляже мускулов» 40-50 годов. Сегодня, пытаются вернуть хоть какой-то человеческий облик бодибилдингу. Придумывают разные категории, от «Менс физик» до «Классического бодибилдинга».

Мне хотелось описать, путь, который совершил бодибилдинг, как идея красивого, гармоничного, здорового и сильного тела. Сначала из него убрали здоровье, потом пропорции, далее исчезла красота. Осталась жизнь захимиченной массы… и то не у всех.

«Русский - значит сильный!». Культ физической силы в России был всегда. Неслучайно главными героями народных сказаний были дюжие богатыри. Силачей в нашей истории с излишком.

Цари и воеводы

Евпатий Коловрат

Евпатия Коловрата можно назвать самым сильным русским воеводой. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается, как Евпатий со своей дружиной вступил в неравный бой с полчищами монголо-татар «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими».

Батый послал разобраться с Евлампием своего лучшего богатыря Хостоврула. Коловрат разрубил его пополам до седла. Только стенобитными орудиями монголо-татары смогли одолеть дружину Коловрата, а тело воеводы Батый отдал остаткам дружины для почетных похорон - случай уникальный для древнерусской истории.

Скопин Шуйский

Михаил Скопин-Шуйский был непобедимым полководцем Смутного времени. Он подавил восстание Болотникова, вел переговоры со шведами, начал реформировать русскую армию, но был отравлен дочерью Малюты Скуратова из-за политических интриг Дмитрия Шуйского.

По описаниям современников, Михаил Васильевич отличался богатырским сложением. В историческом музее хранится палаш Скопина-Шуйского. Тяжелое оружие, для очень сильного человека.

Петр Первый

Петра Первого можно смело назвать самым сильным русским царем. Его рост был 204 сантиметра, а физическая сила поражала видваших виды современников.
Петр скручивал пальцами монеты, сворачивал «в бараний рог» чугунные сковородки, а пригодность подковы для своей лошади Лизетты проверял лично, ломая одну за другой. О силе Петра Первого сложена не одна народная сказка.

Александр III

Российский император Александр III обладал выдающейся физической силой. Он с юности не любил светские развлечения, предпочитая балам и раутам уроки верховой езды и занятия физкультурой. Братья говорили про него: «Сашка-наш Геркулес».
Применить свою силу императору пришлось в нееординарной ситуации.17 октября 1888 года, во время возвращения с Крыма, произошло знаменитое крушение императорского поезда. Крыша вагона, в котором находилась семья Александра III, начала проваливаться.

Император принял на свои плечи падающую крышу и держал ее до тех пор, пока его жена и дети не выбрались живыми и невредимыми из-под обломков. После вызволения семьи, Александр III не мешкал и бросился помогать другим пострадавшим.

Борцы и силачи

Григорий Русаков

Курянин Григорий Русаков стал всемирно-известным борцом после своего дебюта на Донбассе, где он работал на шахте. После покорения России, Русаков выиграл мировые чемпионаты в Аргентине (1913) и Париже (1915).
Как и другие именитые борцы, он был лично освобожден Николаем II от воинской службы.

Но не все было гладко в жизни Русакова. Он трижды привлекался к уголовной ответственности в 1929, 1938, 1944 годах.

Русаков был ещё известен тем, что неоднократно вступал в показательные схватки с медведями, гнул подковы и рельсы, а однажды в Лондоне победил в бою быка.

Иван Поддубный

Кто такой Иван Поддубный знают все. Это самый известный русский силач, гиревик, борец. Интересно, что свой первый поединок Поддубный проиграл. Это его очень сильно замотивировало: он установил себе жесткий режим тренировок, упражнялся с двухпудовыми гирями, 112-килограммовой штангой, отказался от табака и спиртного, обливался холодной водой. До конца жизни носил с собой чугунную трость. Больше он не проигрывал.

Покорил Поддубный и Америку. Там он собирал полные залы, соревнуясь по правилам американской борьбы. Из США он фактически сбежал, расторгнув грабительский контракт и оставив американцам причитавшиеся ему гонорары.

Под конец жизни Поддубный признавался, что единственная сила, которая могла его одолеть – бабы: «Всю жизнь меня, дурака, с пути-дорожки сбивали».

Иван Заикин

Иван Заикин - один из самых прославленных русских силачей. Чемпион мира по борьбе, Чемпион по поднятию тяжестей, цирковой артист, один из первых русских авиаторов.

Зарубежные газеты назвали Заикина «Шаляпиным русских мускулов». Его атлетические номера вызывали сенсацию и в России, и за рубежом. В 1908 году во время гастролей в Париже Заикин шокировал публику тем, что рвал любые цепи, браслеты и галстуки, гнул металлические балки.

Заикин носил на плечах 25–пудовый якорь, поднимал на плечи длинную штангу, на которую усаживалось десять человек, и начинал ее вращать («живая карусель»).

Георг Гаккеншмидт

Георга Гаккеншмидт называли «русским львом» и «самым сильным селовеком рубежа веков». Он был Чемпион мира по борьбе и мировым рекордсменом мира тяжелой атлетике.

Георг с детства занимался спортом, для укрепления ног практиковал подъемы по винтовой лестнице к шпилю церкви с двухпудовыми гирями. Заслуга того, что Гакк стал борцом принадлежит «отцу русский атлетики» доктору Краевскому - он убедил Георга, что он может стать самым сильным в мире.

И Краевский не ошибся - Гакк покорил и Россию, и Европу, и Америку.

Гакк одной рукой выжимал штангу весом 122 кг, выжимал на борцовском мосту штангу весом 145 кг.

Скрещенными на спине руками Гаак поднимал из глубокого приседа 86 кг. С 50-киллограмовой штангой атлет приседал 50 раз. Сегодня это упражение так и называется «гакк-присед».

Петр Крылов

Петр Крылов был силачем и бессменным призером конкурсов на лучшую атлетическую фигуру. Ещё в детстве он выбрал себе кумира - атлета Эмиля Фосса, который выходил на арену в шелковом трико и леопардовой шкуре.

Крылов установил несколько мировых рекордов. В положении «борцовский мост» он выжимал двумя руками 134 кг, левой рукой– 114,6 кг. Жим в «солдатской стойке»: левой рукой 86 раз подряд поднимал двухпудовую гирю.

Крылова называли «королем гирь». Он был родоначальник зрелищных трюков, которые тогда повторяли другие атлеты, а сегодня десантники: сгибание рельса на плечах, проезд автомобиля по телу, поднятие платформы с лошадью и всадником.

Григорий Кащеев

На этом фото с видными и далеко не маленькими борцами Григорий Кащеев выделяется ростом - 218 см и своей формой одежды - простая косоворотка.

В 1906 году Григорий Кащеев впервые встретился с борцами мирового класса и подружился с Заикиным, который помог ему выйти на большую арену.

Вскоре Кащеев клал на лопатки всех именитых силачей, а в 1908 году вместе с Поддубным и Заикиным покорил Париж на Всемирном чемпионате.

Так блестяще начавшаяся, карьера Кащеева не сложилась - борец стал дауншифтером, отказался от самых выгодных предложений, все бросил и уехал к себе в деревню пахать землю.

Александр Засс

Александра Засса называли «железным Самсоном». Он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке; ловил руками 90–килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров; отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами.

В знаменитом аттракционе Человек–снаряд Александр Засс ловил руками ассистентку, вылетавшую из жерла цирковой пушки и описывающую над ареной 12–метровую траекторию.

В 1938 году в Шеффилде на глазах собравшейся толпы его переехал груженный углем грузовик. Самсон встал и, улыбаясь, раскланялся перед зрителями.

Засс был одним из первых, кто ввел в свою ситсему тренировок изометрические упражнения. Это позволило ему так укрепить сухожилия, что при своем небольшом весе он умудрялся ставить рекорды, которые не побиты до сих пор.

Иван Шемякин

Двухметровый гигант, Иван Шемякин на своем первом занятии в атлетической школе смог толкнуть двумя руками штангу всего в 72 килограмма, но это не смутило его. Он стал упорно тренироваться.

Тренировки принесли результаты: Шемякин победил в состязаниях Велосипедно-атлетического общества по гирям и взял третий приз на чемпионате России.

В 1908 году в Петербурге Шемякин показал уникальный силовой номер - на его плече согнули металлическую балку.

В 1913 году, участвуя во всемирном чемпионате, проходившем в Петербургском цирке «Модерн», Иван Шемякин победил знаменитого Ивана Заикина, и мощного, злого на ковре, Николая Вахтурова и занял первое место. Шемякин одолевал и других борцов с мировым именем, но его встречи с Иваном Поддубным всегда оканчивались вничью.

Иван Лебедев

В 1916 году, Иван Лебедев (силачи называли его «дядя Ваня») издал книгу «Руководство, как развивать свою силу, упражняясь тяжелыми гирями». Лебедев не только развивал в России атлетику и борьбу, но и сам был знатным силачем. Занимался он у все того же корифея «русской силы» Владислава Краевского.

Лебедев издавал журнал «Геркулес» и был первым в России промоутером. Его заметки интересны и сегодня.

Относительно режима жизни он писал: «Организм человеческий не терпит стеснений, но излишество каждое вредно. Что касается пищи, то решительно не советую есть мясо: оно вносит в ваш организм продукты гнилостного разложения и образует мочевую кислоту, отравляющую организм. Основное правило для еды: жевать как можно медленнее. Пить спиртные напитки и курить – совсем не советую. Спать – 7–8 часов. Одеваться, не кутаясь и не нося теплого белья. Свежий воздух и вода (души или обмывания) – необходимы для каждого человека, желающего быть сильным и здоровым ».

Василий Алексеев

Василий Алексеев - последний богатырь советской эпохи. «Русский медведь» (так его прозвали зарубежные фанаты) дважды становился Чемпионом Олимпийских игр, шесть раз - Чемпионом мира, шесть раз - Чемпионом Европы, семь лет держал первое место на чемпионатах СССР.

За время своей спортивной карьеры Василий Алексеев установил 80 мировых рекордов и 81 рекорд СССР. Также он является «вечным» обладателем действующего мирового рекорда по сумме трёх упражнений - 645 кг (сейчас в этой дисциплине соревнования не проводятся).

Василий Алексеев соревновался сам с собой, раз от раза ставя все новые рекорды на чемпионатах. Именно он открыл эру «шестисотников», первым покорив шестисоткилограммовый пик. С 1989 по 1992 год Алексеев тренировал сборную страны и Объединенную команду по тяжелой атлетике. За время его тренерской работы ни один из членов сборной не получил травм. Один из его преданных фанатов - Арнольд Шварценеггер.

Юрий Власов

Ещё один гениальный советский штангист - "железный человек" Юрий Власов. Олимпийский чемпион (1960), серебряный призёр Игр (1964), 4-кратный чемпион мира (1959, 1961-1963), 6-кратный чемпион Европы (1959-1964; в неолимпийские годы чемпионаты проводились в рамках чемпионатов мира), 5-кратный чемпион СССР (1959-1963). Юрий Власов установил 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР (1957-1967).
Юрий Власов дважды был знаменосцем делегации СССР на открытии Олимпийских игр 1960 и 1964 годов.

Иван Денисов

Перейдем к современным силачам. Традиции гиревого спорта в России сильны и сегодня. Одним из сильнейших гиревиков в мире является представитель челябинской гиревой школы Иван Денисов - мастер спорта международного класса. Иван Денисов - многократный Чемпион России, Европы и Мира, многократный рекордсмен России, Европы и Мира.

В 2005 году на Чемпионате Мира в Москве Денисов установил абсолютные мировые рекорды в толчке равный 175 подъемов и сумме двоеборья 281 очко. Ранее рекорды принадлежали Сергею Мишину и были неизменными более десяти лет.

Александр Карелин

«Сан Саныч» Карелин при рождении весил 6,5 килограмм, в 13 лет у него был рост 178 см и вес 78 килограмм. Уже через 4 года после прихода в секцию, Карелин стал чемпионом мира среди молодежи.

За свою спортивную карьеру борец собрал всевозможные титулы, победил в 887 схватках, уступил всего два раза. Трижды брал Олимпийское золото, 9 раз становился чемпионом мира, 12 раз - чемпионом Европы, 13 раз брал золото на чемпионатах СССР, СНГ и России. Александр Карелин четырежды награждался «Золотым поясом» как лучший борец планеты.

20 февраля 1999 года Карелин провел поединок с японским бойцом Акирой Маедой. «Русский медведь» использовал в ринге только арсенал родной греко-римской борьбы. Маеде в начале боя удалось провести несколько ударов ногами, но не прошло и минуты, как он превратился в тренировочный манекен для отработки бросков.

Фёдор Емельяненко

Фёдор Емельяненко, «последний император», на протяжении почти десяти лет оставался непобеждённым, что беспрецедентно в истории MMA.

Емельяненко - четырёхкратный чемпион мира по ММА в тяжёлом весе по версии «Pride FC», двукратный - по версии «RINGS», двукратный - по версии «WAMMA», четырёхкратный чемпион мира и семикратный чемпион России по боевому самбо. Заслуженный мастер спорта по самбо и мастер спорта международного класса по дзюдо.

Владимир Гиляровский

Ещё один русский силач от литературы - Владимир Гиляровский.

В шестнадцать лет он сбежал из дома. Пройдя двести километров пешком от Вологды до Ярославля, нанялся в бурлацкую артель. Сначала бурлаки сомневались, брать ли паренька, но Гиляй обладал потрясающей физической силой, вытащил из кармана пятак и легко свернул его в трубочку.

Михаил Чехов так вспоминал о первом визите «дяди Гиляя» в чеховский дом: «Он сразу же стал с нами на «ты», предложил нам пощупать его железные мускулы на руках, свернул в трубочку копейку, свертел винтом чайную ложку».



  • Разделы сайта