Российские гонщики в формуле е. Самый известный гонщик в мире

Россия никогда не была мировой автоспортивной державой. Однако ситуация меняется: все больше российских пилотов выступает в мировых гоночных сериях. В 2014 году пройдет «Гран-При России», российская команда Russian Time крушит соперников в GP2.

А на днях стало известно, что уфимский пилот, 19-летний Даниил Квят в следующем году станет боевым пилотом команды «Формулы 1» Toro Rosso.

Мы решили вспомнить, кто из российских пилотов добивался серьезных результатов на европейском и мировом уровне, авансом включив двух будущих пилотов «Формулы 1» — Сергея Сироткина (Sauber) и Даниила Квята (Toro Rosso). Кажется, на сочинском этапе «Формулы 1» нам будет за кого поболеть.

Виталий Петров

Первый российский пилот «Формулы 1», участвовавший в трех сезона самой престижной серии автоспорта — с 2010 по 2012 годы. В отличие от остальных пилотов «Формулы 1», Виталий никогда не выступал в картинге, который сегодня считается обязательной ступенью в развитии пилотов-кольцевиков. Более того, автоспортивная карьера началась достаточно поздно — в 17 лет: многие его сверстники в этом возрасте уже стояли у порога «Формулы 1».

Первые шаги Виталий делал в кубке «Лада», в котором доминировал с момента своего дебюта. Пропуском в «Формулу 1» для Виталия стала серия GP2, где в 2009 году он с двумя победами занял второе место в чемпионате.

Отцу Виталия удалось привлечь спонсоров, при поддержке которых в 2010 году он дебютировал в команде Renault F1 в паре с польским пилотом Робертом Кубицей.

Вершиной карьеры Виталия стал «Гран-При Австралии» 2011 года, когда он сумел квалифицироваться шестым, а финишировал третьим — этот результат остается первым и пока единственным подиумом российского пилота в «Формуле 1».

В течение карьеры Виталий Петров много раз подвергался не вполне обоснованной критике. Тем не менее, объективно результаты Петрова говорили о наличии у него потенциала, который, правда, был существенно смазан нестабильностью выступлений, особенно в первый сезон «Формулы 1». Критики часто указывали, что «Петров гоняется лишь благодаря финансовой поддержке спонсоров», однако это — вполне нормальная ситуация для современной «Формулы 1».

Евгений Васин

Один из самых успешных российских раллистов на европейской арене: в 1995 году стал обладателем Кубка Европы по ралли, а также добился побед в классе в рамках чемпионата Европы по ралли. При этом сам Евгений вершиной карьеры считает второе место в двухлитровом классе ралли Монте-Карло 1996 года — одной из самых сложных, коварных и зрелищных раллийных гонок.

Евгений Новиков

На сегодня самый успешный российским пилот в чемпионате мира по ралли WRC.

Начал выступать в ралли в очень юном возрасте: в 2006-ом году, на момент первой гонки в Кубке России, у 15-летнего Новикова не было даже водительских прав (на перегонах за руль садился штурман). Дебют в кубке получился очень успешным: Евгений выиграл и самую первую гонку, и всю серию.

Не сумев победить в чемпионате России по ралли, с 2007 года Новиков принимал участие в отдельных гонках чемпионата мира WRC. А 2009 года выступал в молодежной команде Citroen, «взрослое» подразделение которой в то время доминировало в общем зачете WRC. Новиков стал первым россиянином, заработавшим очки на этапе чемпионата мира, а в 2012 году завоевал лучший результат — два вторых места.

Несмотря на очевидный талант и молодость, аналитики весьма осторожны в оценках перспектив Новикова. Евгений завоевал репутацию крайне нестабильного пилота, которому трудно совмещать высокую скорость с чистым, безаварийным пилотажем. Агрессивная манера езды часто привлекала внимание к пилоту: он порой даже выходил в лидеры ралли, но не всегда мог сохранить преимущество до финиша. В 2013 году Новиков несколько раз претендовал на подиум, однако слишком часто попадал в аварии. Апофеозом стал этап в Италии 2013, когда Новиков «убрался» в начале второго допа, то есть в первые минуты гонки.

Роман Русинов

Мог стать первым россиянином в «Формулы 1» — в 2005 и 2006 годах был тест-пилотом команд Jordan GP и MF1 Racing и назывался кандидатом на место основного пилота. Однако из-за отсутствия спонсорской поддержки не сложилось.

Тем не менее, Роман реализовал свой талант в гонках класса GT и спортпрототипов. Первую победу в гонках на выносливость он завоевал в момент своего дебюта в 2003 году, в 2004 году выиграл серию Le Mans в категории GT. Является автором лучшего результата среди российских пилотов в знаменитом 24-часовом марафоне «Ле Ман» — 10 место в абсолютном зачете. По совокупности результатов, Русинова можно признать самым успешным российским пилотом в кольцевых марафонах и гонках класса GT.

Михаил Алешин

Успешный российский картингист Михаил Алешин весьма ярко выступал в европейских и международных «Формулах». Апогей его карьеры — 2010 год, когда он лидировал в чемпионате престижной «Формулы Renault 3.5» и одержал победу в общем зачете в самой последней гонке. Причем, сделал это в очень эффектной манере: упустив лидерство в общем зачете за сутки до заключительного этапа, Алешин очень рискованным и красивым маневром сумел обогнать своего основного соперника Даниэля Рикьярдо в дождевой гонки и занять третье место, которого было достаточно для чемпионства.

Кстати, Рикьярдо стал пилотом «Формулы 1», но судьба Алешина оказалась драматичнее. С 2005 по 2009 годы он входил в программу поддержки молодых пилотов Red Bull, которая дала пропуск в «Формулу 1» в том числе нынешнему чемпиону Себастьяну Феттелю (а всего через эту программу в Ф1 попали 13 пилотов). Тем не менее, яркий успех пришел к Алешину слишком поздно, и он потерял место в программе, а вместе с ним — и четкие перспективы. Из-за отсутствия спонсоров Алешин не смог провести полноценный сезон в GP2 в 2011 году, и в настоящее время выступает в Формуле Renault 3.5. Правда, не так ярко: в силу ряда причин, лучшими результатами являются пятые места на гонках в Москве и Будапеште.

Владимир Чагин

Неразрывно ассоциируется с ошеломительным успехом команды «Камаз-Мастер» в «Ралли Дакар» (его по-старинке еще называют ралли «Париж-Дакар») — экипаж Чагина семь раз брал первое место в абсолютном зачете класса грузовиков.

Бывший технический администратор «Камаза», Владмир Чагин еще в 1996 году, в момент гоночного дебюта на грузовике, доказал свою конкурентоспособность. Золотая пора наступила в начале века, когда с 2000 года Чагин регулярно боролся за победу в самом престижном супермарафоне мира, и семь раз добивается результата («Камаз» за это время побеждал 9 раз).

Тимур Тимерзянов

В Казани развит автоспорт — это все знают. Даже президент Татарстана Рустам Минниханов регулярно участвует в гонках, в том числе достаточно успешно выступал в ралли-кроссе на европейском уровне.

Благодаря развитию трековых гонок в Татарстане взошла звезда Тимура Тимерзянова, первого российского гонщика, выигравшего чемпионат Европы в классе Supercars в 2012 году. В этом году гонщику удалось повторить свой результат, выступая на специально подготовленном Citroen DS3.

Леонтий Потапчик, Юрий Лесовский, Эдуард Баженов

Экипаж легендарного «Москвича-412», успешно добравшегося до финиша в одном из самых безумных автоспортивных соревнований XX века - трансконтинентальном ралли «Лондон-Мехико» 1970 года. Дикая по тем временам средняя скорость в 110 км/час (и это на фактически стандартном «Москвиче»!), невероятно сложные и опасные дороги, плюс невероятная дистанция — 26 000 км! — сделали ралли «Лондон-Мехико» подлинным испытанием как для техники, так и для экипажей. Нашим «Москвичам» противостояли Ford Escort, Triumph, BMW, Austin, и, тем не менее, все три советских автомобиля добрались до финиша, а экипаж Потапчика, Лесовского и Баженова занял лучшее из них 12 место.

Сергей Сироткин

Летом 2013 года Сергей Сироткин был объявлен боевым пилотом команды «Формулы 1» Sauber. Если в марте 2014 года его дебют действительно состоится, он станет самым молодым гонщиком «Формулы 1» за всю историю: ему только-только исполнилось 18 лет.

Юный возраст и отсутствие большого опыта в младших гоночных сериях заставляют многих аналитиков весьма скептически относится к дебюту Сироткина на столько высоком уровне. В последние годы на поспешном переходе в Ф1 обожглись многие пилоты.

Однако глава Sauber Мониша Кантельборн заявила, что Сергей производит впечатление не по годам зрелого человека. При этом окончательно решение о дебюте будет принято после тестов, где Сергей должен продемонстрировать умение быстро адаптироваться к болиду «Формулы 1».

При этом никто не скрывает, что основной интерес для Sauber представляют спонсоры, которых удалось найти отцу Сергея, Олегу Сироткину. Вопрос заключается лишь в том, достаточно ли будет их финансирование, чтобы компенсировать команде возможные риски от участия столь молодого пилота.

Впрочем, на протяжении недолгой карьеры Сергей демонстрировал хорошие задатки: он выиграл евросерию «Формулы Abarth», а также блеснул в весьма серьезной категории Auto GP, став самым молодым победителем в истории чемпионата. Вместе с тем, 2013 год закончился не вполне удачно: в мировой серии Renault Сироткин занял 9 место, и сам признался, что расстроен результатом. Повлияет ли это на его перспективы — пока неясно.

Даниил Квят

Как и Алешин, уфимец Даниил Квят прошел серьезную картинговую подготовку и попал в программу поддержки молодых пилотов Red Bull в 2010 году.

В 2011—2012 годах Квят успешно выступал в гонках «Формулы Renault», выигрывая отдельные этапы, а в 2013 году перешел в GP3 и периодически участвовал в европейской «Формуле 3».

У Даниила было как минимум два серьезных конкурента в борьбе за место в «Формуле 1»: Антонио Феликс Да Кошта и Карлос Сайнс-младший, оба участники программы поддержки молодых пилотов Red Bull. Еще в начале сезона Квят не выглядел фаворитом, однако по ходу выступлений сумел произвести впечатление наиболее стабильного и прогрессирующего пилота. Сейчас сохраняет шансы на титул в серии GP3.

Квят может стать первым российским пилотом «Формулы 1», пробившимся на самый верх без многомиллионной финансовой поддержки благодаря чистому таланту и умению работать.

Как и Сироткин, он будет очень молодым пилотом «Формулы 1» (19 лет в момент дебюта), однако на его стороне — весьма качественная гоночная школа и хорошая техническая подготовка, которой требуют от своих пилотов наставники Red Bull.

Команда Toro Rosso, подписавшая контракт с Квятом, относится к категории перманентных середнячков «Формулы 1», но не это главное. Чемпионская конюшня Red Bull использует свой «итальянский клон» для обучения молодых пилотов. Поэтому Квят получает сильный шанс закрепиться в «Формуле 1» всерьез и надолго — далее все зависит от него, и, как обычно, от толики везения.

Правда, пройти путь от Toro Rosso до вершины «Формулы 1» удалось пока лишь одному человеку, но зато им является трехкратный чемпион мира Себастьян Феттель.

Представляет собой категорию технических видов спорта, где спортсмены соревнуются друг с другом в прохождении различного рода трасс на автомобилях всевозможных классов. Да кому неизвестно, что такое автогонки? Это и “Формула 1”, и ралли, и гонки на грузовиках, и гонки на внедорожниках, и т.д. Сегодня соревнуются между собой все виды автотранспортных средств, есть даже гонки на тракторах.

А что можно сказать о самих спортсменах, которые предпочли автоспорт другим видам спорта - “О, это великие люди”.

Виталий Петров родился в России в 1984 году 8 сентября. Сегодня проживает в Великобритании. Этот российский гонщик известен под своим прозвищем “Выборгская ракета” (родился в городе Выборг). С 2010 по 2011 год был пилотом Формулы-1 в команде “Рено”. С 2012 по 2013 год выступал за команду Caterham F1 Team. Виталий Петров является единственным российским спортсменом, который участвовал в Формуле-1 , как основной пилот.

Владимир Чагин родился в 1970 году 5 января в Пермской области. Чагин является семикратным чемпионом “Ралли Дакар”. Выступает за команду “КАМАЗ-мастер”. Отсюда можно легко сделать вывод, что российский гонщик предпочитает гонять на грузовиках. Владимир Геннадьевич Чагин, а точнее его спортивная карьера стала достоянием всего российского автоспорта, в связи с чем, он и получил своё прозвище “Царь”.

Николаев Эдуард - это мастер спорта международного класса. Родился Эдуард в 1984 году 21 августа. Что касается его достижений, то здесь хотелось бы отметить следующие даты:

2007 год - Николаев в составе Ильгизара Мардеева занимает 2 место в Дакаре;
2009 год - В составе экипажа Чагина завоевывает серебро в Дакаре;
2010 год - 1 место на ралли “Дакар” с Чагиным.
2011 год - впервые Николаев выступает в качестве пилота и занимает 3 место;
2013 год - Эдуард Николаев вместе со своим экипажем побеждает в Дакаре.

Евгений Новиков является российским раллийным автогонщиком. Родился Женя в 1990 году 19 сентября в семье именитого раллиста Максима Новикова. Уже в 15 лет в 2006 году Новиков стал заслуженным обладателем Кубка России по ралли, а в 2007 году начал выступать на чемпионатах мира.

Он один из самых молодых раллистов. Интересный момент произошёл в 2006 году, когда Евгений первый раз сел за руль раллийного автомобиля. Ему тогда удалось одержать победу в первом этапе Кубка России. Но это ещё не всё. Дело в том, что спортсмену на тот момент было всего лишь 15 лет, а допущен он был к соревнованиям решением Совета Российской автомобильной федерации. Когда происходил перегон автомобиля по дорогам общего пользования за руль Subaru Impreza садился не Евгений, так как у него ещё не было прав, а его штурман - Владислав Стербков.

В Европе Евгений Васин считается одним из наиболее известных российских раллистов. В 1995 году получил Кубок Европы по ралли. Кроме того, у него был ряд успехов в чемпионате Европы. Но сам спортсмен считает своим самым большим достижением 2-е место в ралли, которые проходили в Монте-Карло в 1996 году, так как это было сложнейшим и очень ярким состязанием.

Роман Русинов в 2005 и 2006 годах выступал тест-пилотом от известных команд Jordan GP и MF1 Racing. Тогда он был единственным кандидатом на роль главного пилота. К сожалению, у Романа не было спонсорской поддержки, поэтому место пилота досталось не ему.

Реализоваться у Романа получилось в гонках класса GT, а также спортпрототипов. В 2003 году он одержал первую победу, принимая участие в езде на выносливость. Это был его дебют. А в 2004 году получил первенство в серии LE Mans от категории GT. В известном суточном заезде «Ле Ман» занял в абсолютном зачете 10-е место. Среди российских автогонщиков это ошеломляющий результат.

Известный и весьма успешный картингист из России, Михаил Алешин отлично показал себя как на европейских, так и на международных «Формулах». Вершиной его карьеры стал 2010 год. Тогда он был лидером чемпионата «Формула Renault 3.5» и в последнем заезде победил в общем зачете. Самое интересное то, что победу Михаил одержал весьма эффектно. За сутки до завершающей части гонки он потерял первенство в общем рейтинге. Зато потом превосходным маневром смог обогнать своего главного конкурента, Даниэля Рикьярдо, и получить чемпионство.

С 2005 по 2009 годы Алешин участвовал в программе поддержки юных пилотов от корпорации Red Bull. Так он смог пройти в «Формулу 1». Но для Алешина такой скачок в карьере произошел очень поздно, по возрасту он уже не проходил в категории молодых пилотов, а значит и утратил место в программе. Так как у Михаила не было спонсорской помощи, в 2011 году у него не получилось провести полноценный сезон в GP 2. Сейчас он участвует в Формуле Renault 3.5. К сожалению, из-за веских причин не очень ярко.

Тимур Тимерзянов родом из Казани, а все знают как сильно там развит автоспорт. Благодаря общей поддержки республики Татарстан, а также развитию и совершенствованию трековых гонок, Тимур смог добиться небывалых высот. А именно - в 2012 году победить в чемпионате Европы по классу Supercars. Далее у гонщика было еще одно триумфальное выступление, только на этот раз он принимал участие на специально сконструированном Citroen DS3.

Красный барон

Самым известным, успешным и талантливым гонщиком Формулы-1 за всю ее историю можно назвать Михаэля Шумахера. Даже тот, кто далек от мира автоспорта, знает «красного барона» и нередко использует его фамилию в качестве имени нарицательного. 3 января 2011 года Михаэль Шумахер отпраздновал свое 42-летие. Для королевских гонок это солидный возраст, но бывший пилот Феррари решил вернуться в Формулу-1 в 2010 году, выбрав при этом команду Мерседес. Немецкий гонщик является непобедимым и непревзойденным, на его счету 91 победа, 269 Гран-При, 68 поул-позиций и 4 команды.

Путь спортсмена

Наибольшего успеха Шумахер достиг во время своей карьеры в Феррари, но при этом в разные годы он был пилотом Бенеттон Форд и Бенеттон Джордан. Чемпионом мира Шумахер становился 7 раз, в 1994-1995, а также на протяжении 5 лет с 2000г. до 2004г.

Дебют «солнечного мальчика», как его часто называют журналисты, пришелся на Гран-При Бельгии в 1991г. Михаэль сел за руль болида Бенеттон-Форд и занял 7 место. Это было великолепным результатом, учитывая, что Шуми впервые за свою жизнь выехал на трассу Формулы-1. Вообще, талант великого гонщика проявлялся уже в детстве, когда Михаэль участвовал в гонках на картингах в 4-х летнем возрасте. Позже его пристрастие передалось и его младшему брату Ральфу.

Контракт с "Феррари"

После удачного результата в команде Бенеттон-Форд Шумахер был замечен директором Бенеттон-Джордан Флавио Бриаторе. А через год состоялась его первая победа в Гран-при Бельгии уже в составе новой команды.

В 1995г. было принято решение использовать моторы компании Рено. Но от такого выбора быстро отказались. Тем не менее, Шумахер к тому времени имел на своем счету уже 19 побед! Контракт с Феррари Шумахер подписал в 1996 г. Михаэль вернул команде былую славу и принес долгожданную победу.

1999г. стал для Шумахера роковым. На Гран-При Великобритании чемпион сломал ногу и пропустил сезон. Однако воля и желание побеждать оказались сильнее и уже в 2000г. Шумахер принес команде чемпионский титул.

Считается, что последний год Шуми в Скудерии был не слишком удачным. Михаэлю стоило бы уйти чемпионом, а не довольствоваться второстепенными ролями. Чемпион снова в болиде, но пока его успехи не слишком впечатляют, что связано с недостаточной доработкой технических составляющих болида.

Личность скандальная, но многогранная

Михаэль Шумахер – самый скандальный гонщик Формулы-1. За свою карьеру он не раз устраивал разборки с журналистами, оскорбляя назойливых папарацци. Не менее буйный нрав проявлял он и в отношении коллег по цеху, накидываясь на них с кулаками. Зато по части семейной жизни Шуми – само постоянство. Уже 16 лет он состоит в счастливом браке с Коринной, матерью двоих его детей.

Пять журналистов, весь год следивших за событиями на трассах, составили собственные рейтинги, выделив десятку самых успешных россиян в мировом и отечественном авто- и мотоспорте. Присвоив гонщикам баллы и просуммировав их, мы получили очень интересную картину, которую с удовольствием представляем вашему вниманию.

Эксперты: СБ – Сергей Беднарук; АК – Александр Кабановский; ОК – Олег Карпов; АС – Алексей Сергеев; ВХ – Валентин Хорунжий.

Кого называли

В общей сложности были озвучены имена 20 гонщиков. Такое разнообразие было вполне предсказуемым, ведь сейчас на старт в самых разных дисциплинах выходит великое множество российских пилотов. Уследить за всеми – от картинга и мотокросса до внедорожных рейдов и "младших" формул – положительно невозможно.

По счастью, хоть каждый из наших экспертов и имеет собственную специализацию, их совместное мнение можно считать совершенно объективным.

Среди тех, кто попал в поле зрения Motorsport.com Россия, но не заработал достаточно очков для места в десятке, мастер марафонских гонок Илья Мельников и мотокроссмен Евгений Бобрышев , чемпион страны по ралли Вадим Макаров и фирменный пилот SMP Racing Дэвид Маркозов .

Чуть выше с почти одинаковой суммой баллов в таблице расположились четверо очень разных спортсменов. Это Милен Пономаренко – юная картингистка, ставшая седьмой на чемпионате мира, открытие года в отечественном раллийном первенстве Вадим Лелюх (попавший, к сожалению, в тяжелую аварию), вице-чемпион Евроформулы Open Константин Терещенко и один из героев прошлогоднего "Дакара" Владимир Васильев .

Были также отмечены победитель гонок Формулы Renault 2.0 Матевос Исаакян и заметно прибавивший в GP2 Артем Маркелов . Наконец, на ближних подступах к десятке остановился триумфатор "24 часов Ле-Мана" и победитель WEC Алексей Басов .

Ну а вот кто стал нашими лауреатами:

9-10. Анастасия Нифонтова

Ралли-рейды

Единственная представительница мотогонок и слабого пола на самом деле оказалась в нашей десятке вовсе не случайно. Продолжательница спортивной династии в нынешнем сезоне выиграла Кубок мира по внедорожным ралли среди гонщиц на мотоциклах. И пусть конкуренция здесь несколько ниже, чем среди представителей сильного пола, титул – это всегда титул, тем более в такой физически сложной дисциплине.

СБ : Без представителей мотоспорта этот список не был бы полон. Увы, наши немногочисленные кольцевики на международной арене в этом году не смогли добиться каких-либо значимых достижений. Поэтому звание лучшего мотогонщика – а точнее, мотогонщицы – присуждаю отважной Анастасии Нифонтовой.

АС : Не каждый мужчина-гонщик способен преодолеть на мотоцикле пять с половиной тысяч километров по пустыням, а наша хрупкая гонщица сделала это, причем с блеском. Дебютировав в ралли-марафоне "Африка", Настя финишировала на седьмой позиции в зачете мотоциклов и первом среди представительниц прекрасного пола. Но это еще не все – затем последовал отличный сезон в Кубке мира по ралли-рейдам.

9-10. Айрат Мардеев

29 лет, ралли-рейды

Триумфатор "Дакара" оказался в невыгодном положении по той причине, что одержал свою победу в середине января – и к моменту нашего голосования она несколько подзабылась. Однако недавний дебютант показал в Южной Америке главное качество марафонца – стабильность. Не будучи однозначно быстрейшим (на его счету всего две победы на спецучастках), Айрат избежал проблем и переиграл напарников по камазовской дружине.

АС : Свой первый "Дакар" Айрат проехал в 2009-м году в качестве механика экипажа своего отца Ильгизара – они заняли четвертое место. Четыре года спустя Мардеев-младший уже в качестве пилота привел свой КамАЗ на финиш легендарной гонки со вторым результатом. И, наконец, в 2015-м он одержал победу.

ВХ : После тяжелейшего 2014 года, когда он потерял своего отца, Айрат одержал абсолютно заслуженную первую победу на "Дакаре", причем сделал это в упорной борьбе с двумя другими представителями КамАЗа.

7-8. Роберт Шварцман

16 лет, Формула 4

Юный петербуржец, не привлекая особого внимания, на удивление эффективно провел свой первый полный сезон после перехода из картинга. В итальянской и немецкой Ф4 он заработал в общей сложности 16 призовых кубков, завершив сезон на третьей и четвертой позиции соответственно.

АК : При взгляде на Роберта сразу ощущается позитив и оптимизм – не случайно почти на всех фото мальчишка широко улыбается. Да, порой были и неудачи, но в целом прошедший сезон принес ему немало поводов для оптимизма. Как говорится, новичков нужно оценивать по лучшим результатам. И с ними у гонщика полный порядок.

СБ : Этот юниор может добраться до самых высот. Говорить об этом позволяют его результаты в немецкой Формуле 4 – в первенстве с очень высоким уровнем конкуренции между вчерашними сильнейшими картингистами Роберт не только не затерялся, но и стал одним из лидеров, регулярно поднимаясь на подиум и заняв итоговую четвёртую строчку.

7-8. Михаил Алёшин

28 лет, WEC, ELMS, IndyCar

Михаил всегда был настоящим универсалом, умеющим находить язык с любой техникой. Но в 2015-м он раскрылся в новом качестве марафонца. Накопленный за годы опыт оказал неоценимое подспорье в работе с новым прототипом BR01, а в концовке сезона москвич уверенно вернулся на американские овалы серии IndyCar.

ВХ : Алёшин прекрасно адаптировался к спорткарам в своем первом сезоне Европейской серии Ле-Ман и трижды попал на подиум за рулем нового прототипа SMP BR01, к разработке которого сам приложил руку. Затем под конец сезона вернулся в IndyCar после годичного отсутствия – и сразу квалифицировался лучше, чем его два более опытных напарника.

СБ : Пусть в этом году у Михаила не было возможности реализовать весь свой потенциал, но стоит отметить его работу в доводке BR01 и достойное возвращение в IndyCar после годичной паузы. Десятое место в финальной гонке сезона во много способствовало успешному завершению переговоров о полноценных выступлениях в Америке в 2016-м – у Алёшина есть все шансы вновь показать себя с самой сильной стороны и оказаться в нашем рейтинге будущего года в первой тройке.

6. Виктор Шайтар

32 года, WEC и ELMS

Тот случай, когда пилот и команда в прямом смысле слова нашли друг друга. Виктор получил возможность заниматься любимым делом, в котором достиг серьезных высок, а в SMP Racing не нарадуются тому потоку призовых кубков, который обеспечивает спортсмен из Люберец практически во всех гонках, где выходит на старт.

ОК : Одна из самых удивительных историй в российском автомобильном спорте. Виктор много лет назад блистал в отечественных "формулах", но дальше карьера не задалась – на переезд в Европу и участие в тамошних сериях просто не было денег. Но теперь он – обладатель престижного трофея и победитель "24 часов Ле-Мана".

АС : Чистая математика. Экипаж Шайтар / Басов / Бертолини выполнил задачу-максимум на все 100 процентов – в их активе победа в своем зачете чемпионата, а также в "24 часах Ле-Мана". Подобную задачу в минувшем сезоне больше не смог выполнить никто из россиян.

5. Егор Оруджев

20 лет, Формула Renault 3.5

Если оценивать пилотов с точки зрения прогресса по ходу сезона, то именно Егора следует признать лидером. Во второй половине чемпионата он постоянно был среди лидеров, а по ходу финальных этапов без него не обходился почти ни один подиум. Победы в Будапеште и Ле-Мане показали, что в 2015-м Оруджев стал одним из открытий ФR3.5.

ОК : Егор по-настоящему удивил. Его имя на слуху еще с тех времен, как он занимался картингом, но за пару лет, что пилот провел в Формуле Renault 2.0, многие наверняка успели в нем разочароваться. Но каков получился дебют в 3,5-литровом классе! За всю историю проведения чемпионата в нем принимали участие с десяток россиян, включая Михаила Алешина и Сергея Сироткина, но лучший первый сезон удался именно Оруджеву.

ВХ : Начал сезон более-менее тихо – что неудивительно, учитывая отсутствие предыдущего опыта в Формуле Renault 3.5. Но по ходу кампании становился все лучше и лучше, а на пути к каждой из двух побед блестяще удержал за собой двух лучших, намного более опытных, пилотов категории.

АК : Как признался сам Егор, летом, после первых неудач – надо признать, победа в Венгрии выглядела все же явным исключением из правил – он решил изменить свой подход к выступлениям. И результат не замедлил себя ждать. Кого это напомнило? Дочитайте до победителя нашего рейтинга.

4. Алексей Лукьянюк

35 лет, ERC

Алексей заявил о своей скорости уже давно, но лишь сейчас в полной мере продемонстрировал лучшие качества на международной арене. И хотя возраст не позволяет назвать питерца восходящей звездой, он смог провести 2015-й на очень высоком уровне.

АС : Однозначно – самый быстрый из действующих российских раллистов. В 2015 году Лукас попробовал свои силы в чемпионате Европы по ралли. И кто знает, каким был бы итоговый результат россиянина, если бы он весь сезон проехал со своим постоянным штурманом Алексеем Арнаутовым. Но три стартовых этапа с Евгением Червоненко подпортили ему статистику сезона. Что впрочем не умаляет великолепного достижения – "бронза" в ERC стала лучшим результатом в современной истории российского ралли.

АК : Как же обидно, что из-за досадной аварии на тестах Алексей так и не вышел на старт Ралли Финляндия за рулем машины WRC. Это стало бы для него настоящим экзаменом, по итогам которого можно было бы сравнивать россиянина с лучшими раллистами планеты. Ну а в том, что он очень хорош на уровне европейского чемпионата, сомнений быть не может.

СБ : Отрадно, что наши гонщики завоёвывают кубки не только в международных кольцевых сериях, но и в раллийных соревнованиях. После ухода из спорта Евгения Новикова главной российской надеждой в ралли стал Алексей Лукьянюк, который в этом году снова произвёл хорошее впечатление на этапах европейского чемпионата.

3. Роман Русинов

34 года, WEC

Самый опытный отечественный марафонец все же добился своей цели. Точнее, одной цели из двух: стал победителем WEC в классе LMP2, к чему шел вместе с командой G-Drive Racing несколько лет. А вот победа в Ле-Мане пока упорно ускользает от москвича.

ВХ : Третий в 2013-м, второй в 2014-м и, наконец, чемпион в этом году. Русинов продолжает оставаться одним из лучших в мире пилотов в классе LMP2 – на его счету теперь 12 побед в WEC. И прошедший сезон вселяет уверенность, что к этому списку рано или поздно будет добавлено и первое место в "24 часах Ле-Мана".

АС : Мы говорим WEC, подразумеваем Русинов. Победу в зачете LMP2 экипажа Русинов / Бёрд / Каналь не назвать сенсацией, мы ждали её. Но от этого она не стала менее ценной.

ОК : За Романа можно порадоваться. Несколько лет вместе с G-Drive, меняя по пути напарников, он шел к своей цели – победе в классе LMP2 – и теперь, наконец, ее добился. Впрочем, еще одна задача пока не решена. Роман пока не выигрывал в Ле-Мане, но, можно не сомневаться, он обязательно приложит все усилия, чтобы заполнить этот пробел в будущем году.

2. Сергей Сироткин

20 лет, GP2

Если оценивать исключительно результат, Сергей стал лучшим российским формулистом сезона – в своей серии, весьма конкурентоспособной по составу участников GP2 – он финишировал третьим, одержав одну победу и пять раз побывав на подиуме. Романа Русинова он переиграл в нашем рейтинге с перевесом в одно очко – словно Рио Харьянто на гоночных трассах.

ВХ : Открытие сезона в GP2, Сироткин пришел в категорию в составе команды Rapax и на большую часть года превратил её из середнячка серии в серьёзного претендента. Третье место в дебютном сезоне – очень мощная заявка на возможное будущее в Формуле 1.

ОК : Велик соблазн назвать Сергея и вовсе лучшим российским пилотом уходящего года. Но это скорее следствие "заниженных" ожиданий перед началом сезона. Карьера Сироткина как-то забуксовала в Формуле Renault 3.5, где он явно не продемонстрировал всех своих возможностей. Теперь же, если говорить откровенно, москвич просто вернулся на свой уровень. Сергей не просто лучший россиянин в молодежных сериях в 2015 году, он – один из лучших молодых пилотов этого года вообще.

АК : Болезненное расставание с Sauber могло бы сломать карьеру многим. Но грамотный менеджмент в сочетании с работой самого пилота сотворили маленькое чудо. Сергею всего 20 лет, и перед ним по-прежнему открыты все дороги.

1. Даниил Квят

21 год, Формула 1

Безоговорочная победа. Все пять экспертов присудили молодому уфимцу первое место. И есть за что – седьмое место в самой престижной гоночной серии планеты плюс победа над более опытным напарником. Гонщик года в России по любым версиям.

ОК : На самом деле, не нужно никаких объяснений. Даниил Квят выступает в Формуле 1 за одну из лучших команд, на равных борется с победителем трех Гран При Даниэлем Риккардо, поднимается на подиум.

СБ : Единственный российский пилот в Ф1 достойно провёл дебютный сезон в "старшей" команде Red Bull, несмотря на все сложности. Второе место в Венгрии и победа по очкам над более опытным напарником говорят сами за себя. Мы можем гордиться Даниилом и ждать от него новых успехов.

ВХ : С одной стороны, тот факт, что Квят финишировал выше Риккардо в общем зачете, наверное, не отражает полной картины сезона. С другой стороны – глядя на его выступления, легко забыть, что это был лишь второй сезон россиянина в Формуле 1. Его прогресс налицо, и раунд за раундом он выступал наравне со своим очень высоко оцениваемым напарником.

АК : Который год наблюдя за Даниилом, волей-неволей укрепляешься в мысли, что у него невероятная воля и по-настоящему чемпионское стремление к победе. Судьба много бросала его по миру: разные страны, серии, команды. Квят отличается редким умением вбирать всё лучшее – и еще не раз порадует нас на трассах.

Полная таблица голосования Motorsport.com Россия:

Driver СБ АК ОК АС ВХ Итого
Даниил Квят 10 10 10 10 10 70
Сергей Сироткин 9 9 9 9 36
Роман Русинов 8 8 7 5 7 35
Алексей Лукьянюк 7 7 6 9 29
Егор Оруджев 5 6 8 5 24
Виктор Шайтар 2 5 3 7 17
Михаил Алешин
6 4 13
Роберт Шварцман 3 6 13
Айрат Мардеев 8 2 10
Анастасия Нифонтова 1 1 8 10
Алексей Басов 2 7 9
Матевос Исаакян
4 1 5
Артём Маркелов
5 5
Владимир Васильев 4 4
Константин Терещенко 4 4
Вадим Лелюх 3 3
Милен Пономаренко 3 3
Вадим Макаров 2 2
Дэвид Маркозов 2 2
Евгений Бобрышев 1 1
Илья Мельников 1 1

Практически все пилоты «Королевских гонок» приходят в команды ожидаемо, преодолев обязательные рубежи. Но русский гонщик сломал многолетнюю традицию "Формулы-1" и стремительно ворвался в паддок, чем невероятно удивил российских болельщиков.

Детство и юность

Виталий родился в семье бизнесмена Александра Петрова осенью 1984. Детство и юность мальчика прошли в Ленинградской области, в городе Выборг. В юности Виталий начинает интересоваться машинами, катерами и конным спортом. Впервые садится за руль в пятилетнем возрасте, осваивая машины из отцовского автопарка. На тот момент его любимицей стала «восьмерка».

Школьные годы Петров проводит в Выборгской Гимназии №1, где пользуется большим авторитетом среди сверстников. После школы юноша поступает в РАНХиГС. Родители Виталия не простые люди. Мама заведует гимназией, а отец – предприниматель, меценат и помощник депутата государственной думы. В семье Петровых есть еще один ребенок – младший брат Виталия. Сергей – талантливый музыкант, написавший больше 50 произведений.

Гонки

С юности у молодого человека в приоритете только спорт. Талантливый ребенок не гонял на картинге с четырехлетнего возраста, как это делают основные пилоты "Формулы", зато с упоением занимался ледовыми гонками и ралли-спринтом. Первая гонка, в которой участвовал 14-летний выборгский гонщик, прошла в родном городе. Подростку досталась машина Opel Astra, которая слегка подвела, и он финишировал четырнадцатым.


В 17 лет юноша участвует в «Кубке Лады», где сразу показывает невероятные результаты. В этой серии Петров выступает 11 месяцев, а потом переходит в итальянскую "Формулу-Renault". Начиная с 2003 по 2004 участвует в европейских соревнованиях. Выступая пилотом команды Euronova Racing, приходит к финишной черте 19-м. В зимнем заезде в Британии занимает 4 место в чемпионате "Формулы-Renault".

Дебютный заезд Петрова в "Формуле-3000" состоялся в Кальяри. Серьезных наград гонщик не получил, так как не имел опыта. Любительские гонки невозможно сравнивать с профессиональными. После этого спортсмен возвращается в Россию, где участвует в национальных соревнованиях.


На Родине фортуна к россиянину более благосклонна, и в 2005 завоевывает сразу два звания. В «Формуле 1600» - титул чемпиона России, а в «Lada Revolution Cup Russia» забирает призовой кубок. Поднабравшись опыта и подняв боевой дух, снова возвращается в Европу. Выступая за Euronova Racing в "Евросерии 3000", приходит к финишной черте третьим. Петров десять раз попадает на подиум и одерживает 4 победы подряд – в Мюджелло, Сильверстоуне, Хунгароринге и в Монтмело. Помимо этого, занимает поул в Брно, приняв участие в европейском чемпионате.


После таких побед перед начинающим гонщиком открывается дорога в серию GP2. Участие в международных соревнованиях помогает приблизиться еще на один шаг к «Королевским гонкам». В этой серии Виталию удается победить четырежды. В 2007 и 2008 годах за Campos Grand Pix, а в 2009, выступая за команду Barwa Adax, побеждает дважды. В сезоне 2008 россиянин финиширует третьим в GP2 Asia, уступив Ромэну Грожану и Себастьену Буэми.


Сезон-2009 Виталий открывает уверенно и занимает 2 место в турнирной таблице. На первой позиции расположился Ромэн Грожан – напарник по команде. В середине сезона Ромэн покидает Barwa Addax и заменяет уволенного Пике в "Формуле-Renault". Петров тут же возглавляет чемпионат, но не удерживает лидирующую позицию, уступая Хюлькебергу. Конец сезона ознаменован для россиянина титулом вице-чемпиона.

"Формула-1"

В 2010 Виталий Петров подписывает контракт с Renault F1 при этом становится первым российским пилотом за время существования Ф"ормулы-1". Руководитель команды Team Эрик Булье уверен, что юноша подтвердит собственный потенциал и достигнет чемпионского титула. Одновременно с Петровым на место в лиге претендовали Сергей Злобин, Даниил Мове, Роман Русинов, и юный Михаил Алешин, но фортуна улыбнулась только одному.


Зачисление в штат команды подразумевает под собой спонсорскую помощь в размере 15 млн. долларов. Сумма разбивается на части и вносится в два этапа. Первый кэш должен пройти до 1 марта 2010, а вторая часть не позднее начала июля. Естественно, у молодого гонщика таких средств не было. Отец смог только частично помочь сыну, при этом заложив все собственное имущество банку в обмен на 7 млн. евро. Этих денег было недостаточно для продолжения участия в соревнованиях. Тогда глава семьи Петровых заявил, что Виталий покинет Renault досрочно из-за отсутствия финансирования.

На призыв пресс-службы откликнулся президент Российской Федерации и заявил, что поддержит молодого пилота при помощи внебюджетных средств. 4 марта 2010 болид Петрова Renault R30 был представлен общественности. На машине красовались логотипы компании Lada, так как этого требовал контракт, заключенный с корпорацией «Ростехнология».


Пилот "Формулы-1" Виталий Петров

Одновременно с этим стало известно, что Виталий выступает за команду Франции безвозмездно, считаясь учеником-студентом. Команда "Рено" берет на себя только расходы по проживанию, перелетам и питанию гонщика. Зарплаты у пилота пока нет и не предвидится, поэтому остальные расходы взяла на себя семья талантливого юноши.

В сезоне-2010 россиянин дебютировал в Гран-при Бахрейна как боевой пилот команды «Рено». Выдающихся результатов молодой спортсмен не продемонстрировал, лишь отрывочные блестящие эпизоды зачлись руководителями команды. Юноше дают второй шанс и подписывают с ним двухлетний контракт, согласно которому он будет участником «Лотус-Рено». В первой гонке сезона-2011 Виталий занимает 3 место, в последующих заездах 7 раз попадает в очковую зону. К концу года приходит со следующими результатами: 37 очков, 10 место в личном зачете. Таким образом он не оправдал ожиданий команды и был уволен. Вакансию занял Ромен Грожан.


Последующий год русский гонщик провел в составе Caterham. Но в заездах показал еще более худшие результаты, чем в предыдущих соревнованиях. Не взяв ни одного балла, мужчина покинул состав Катерхам. Пошли слухи, что русская звезда закатилась.

Сезон-2014 становится провальным для Виталия, которого взяла на попечение команда «Mercedes AMG». В немецкой серии DTM ему досталось последнее 23 место. Руководство группы надеялось, что россиянин покажет все, на что способен. Но ни мощнейший болид, ни поддержка партнеров не помогли ему раскрыться. В результате в 2015 году спортсмена выводят из штата и этой команды.

В Чемпионате мира по автогонкам на выносливость 2016 в классе LMP2 фанаты Петрова снова любовались кумиром, который выступил в составе «SMP Racing».

Личная жизнь

Знаменитый русский гонщик считается завидным, но неуловимым женихом. На его сердце претендует немало поклонниц, но пока что никому не удалось окольцевать Петрова. Личная жизнь мужчину мало интересует, ведь основной его страстью являются автомобили. В 2012 ходили слухи, что у богатейшего холостяка появилась девушка.


На эту роль людская молва назначила Сашу Павлову. Красотка в 2006 танцевала Go-Go в ночном клубе Lemon в Санкт-Петербурге, а в 2016 работает телеведущей на канале "Юмор box". Молодых людей несколько раз видели вместе, но состоит ли пара в отношениях - неизвестно.

Гонщик не оставляет планов снова поучаствовать в заездах "Формулы-1". Это стало известно из последних новостей после интервью с Виталием. Не многие в курсе, но SMP Racing основана , который в прошлом спонсировал команду Renault. После Гран-при России миллиардер сказал:

«Конечно, мы хотим видеть собственную команду в "Формуле-1". Команда для этого делает все возможное, но до сих пор учится».

Другим проектом SMP Racing считается российская серия "Формулы-4".

«Этот проект – наш учебный полигон, – объяснил Ротенберг. – Мы постепенно готовимся к Формуле-1».

В 2017 Петров будет выступать в составе команды «Манор». Мужчина уже поделился планами на будущее. Он уверен, что проект даст результаты, но многое будет зависеть от состава экипажей. Сейчас ведутся последние отборы и тесты. После этого уже можно будет определится с тем, понадобятся ли ребятам дополнительные дни перед Сильверстоуном.

  1. Увлекается тхэквондо и дзюдо
  2. Собирает коллекцию из игральных карт, которые являются сувенирами из мест, посещенных Петровым
  3. Мечтает в 2017 и 2018 годах участвовать в ралли
  4. Уважает выдающегося спортсмена
  5. В мультфильме «Тачки-2» озвучивал машинку
  6. Живет в Великобритании (Оксфорд).


  • Разделы сайта