Развиваем голос с помощью упражнений. Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Не все люди знают, что можно самостоятельно поставить голос и не надо записывать в специальные кружки.

Но для начала нужно понимать самые главные и базовые вещи.

Ты должен чувствовать все вибрации своего тела, когда что-то говоришь.

Почему это так важно – аналогия с ударом кулака

Приведем аналогию с ударом кулака из бокса.

  • Когда наносится правильный удар , все тело вкладывается в него. Это не только махание одним кулаком.
    Тело при правильном ударе не статично и тоже вкладывается в него, и только тогда удар становится в 10 раз сильнее и опаснее для противника.
  • Если ты не будешь использовать силу своего тела при ударе кулаком и не будешь вкладываться в него, то это будет не удар, а просто движение одной рукой.

То же самое ты должен применять в разговоре.

Ты должен все свое тело включать в выражение себя.

Сделай глубокий вдох и уже потом говори, иначе тебя никто не услышит.

2. Используй правильную тональность

Всего бывает 3 типа тональностей :

  1. ищущая/ нуждающаяся;
  2. нормальная;
  3. рваная.

Ищущая или нуждающаяся тональность (1)

Так же на улице попрошайки подходят на улице к людям и спрашивают денег. Это ищущий, пытающийся понравиться раппорт.

Например:

  • Время не подскажите?
  • Покушать пиццы вкусной со мной не хотели бы?
  • У меня компьютер сломался, исправь, пожалуйста.

Это непривлекательно и вызывает отторжение.

Нормальная тональность (2)

Когда вы разговариваете с человеком полностью нейтрально, без каких-либо особых эмоций.

Например:

  • У нас сегодня все хорошо.
  • Я неплохо провел время в парке.
  • Папа купил новую машину.

Рваный раппорт (3)

Со стороны по подаче эта тональность смотрится так, будто бы ты ничего не хочешь от этого человека и как будто и не хочешь особо с ним разговаривать.

С этой тональностью ты не стараешься впечатлить собеседника, меньше пытаешься и меньше напрягаешься.

Эта тональность будет полезна мужчинам, чтобы вести с женщинами.

Примеры 3 тональности:

  • Вообще, круто отдохнули позавчера.
  • Отличная футболка у тебя.
  • Едем сейчас в наше любимое место у реки.

Чтобы быть центрированным и быть в перманентном состоянии при общении, с большинством людей нужно разговаривать от рваной до нормальной тональности. Если основное количество времени твой голос между рваной и нормальной тональностью, и еще ты разнообразишь его иногда ищущим раппортом, то твой голос будет дерзким и забавным одновременно . Это будет весело и разнообразно одновременно.

Поэтому используй все три типа тональности умеючи, и тогда ты будешь знать все о том, как поставить речь и голос. У тебя появится чарующая и уникальная тональность.

Помни о том, что уверенность играет ключевую роль в общении. уверенности в себе для девушек вы можете прочитать по ссылке у нас на сайте.

3. С самого утра избавься от лишней слизи во рту

С утра у каждого бывает во рту эта слизь и слюна, от которой необходимо избавляться. Они не дают вашему голосу открыться.

Из-за слизи во рту люди часто говорят носом, словно озвучивают пиратские фильмы. Все упражнения постановки голоса и речи выполняются намного легче и продуктивней, если нет лишней слизи в ротовой полости.

Чтобы избавиться от слизи во рту, как только ты проснулся с самого утра чисти зубной пастой и щеткой свой язык !

То есть когда ты идешь чистить зубы, ты чистишь еще и свой язык.

Таким образом, вся лишняя слизь выходит изо рта. Отхаркивайся. Ты сам поймешь, когда уже достаточно.

Процедура не такая приятная, но очень полезная. Занимает примерно 3 – 4 минуты.

4. Разогреваемся и тянем гласные звуки начиная с высоких нот до низких

Иначе потом будет внутреннее сопротивление и голос не будет конгруэнтным. О конгруэнтности в деталях мы рассказываем .

Если ты не разогреваешься, то тогда все, что бы ты ни говорил и ни делал, будет ухудшать и ухудшать твое общение и выражение.

Чтобы не парься о том, как развить красивый тембр голос, используй это полезное упражнение.

Произноси эти звуки в том самом порядке , в каком они указаны:

При выполнении вокального упражнения для голоса этими звуками от «И» до «У» ты идешь по шкале от высоких нот к низким.

Пройдись по этим звукам 2 раза . Начинаешь с высокого звука «И», заканчиваешь низким «У».

Это расслабляет и открывает твое горло.

Все наши упражнения помогут тем, кто впоследствии будет открыто выражаться себя и не будет стесняться своего голоса.

У нас на сайте есть полная статья о том, как перестать стесняться людей. Ее можно найти .

5. Мычание

Мычать – это значит тянуть звук «М». Это известное упражнение в постановке голоса для пения, и его необходимо выполнять правильно.

При правильном мычании должны чесаться губы.

Если у вас чешется внутри горла, значит, вам нужно приподнять повыше шею.

Ошибки:

  1. Не набирайте слишком много воздуха.
  2. Не нужно мычать как корова. Это нисколько не эффективно и никак не поможет развитию.
  3. Во время мычания и постановки голоса у мужчин или женщин могут появиться болевые ощущения в горле. Сразу же прекращайте, если начались такие симптомы.
  4. Во время этого упражнения не пытайтесь брать высокие запредельные ноты. То есть мычите на нейтральной громкости, которая вас никак не напрягает.
  5. Не надо напрягать мышцы лица или челюсть. Все в спокойном расслабленном положении, так же как и при произнесении короткого звука «М».

6. Сними напряжение с горла и рта

Порядок выполнения:

Вы начинаете немного напрягать ваш рот, горло и шею, и тем самым вы упражняете и расширяете возможности вашего голоса при общении.

  • Отпускается и выходит напряжение из вашей шеи, горла и рта.
  • Открывается голос и горло.
  • Ты начинаешь говорить чище и отчетливей.
  • Глубже начинаешь дышать.
  • Начинают больше использоваться возможности языка при разговоре.

Ты можешь посмотреть выполнение этого упражнение наглядно в одном из наших видео уроков о том, как поставить голос самостоятельно.

7. Хорошая растяжка шеи

Упражнение будет особенно полезно тем, кто много проводит времени за компьютером и хочет знать все о том, как развить голос самостоятельно.

У людей с сидячей работой шея и голова часто сжимаются в неудобное положение, подбородок держится слишком низко.

Как выполнять :

  1. Язык кладете на верхние зубы посередине.
  2. Затем поднимаете голову и аккуратно растягиваете шею, слегка наклоняя ее вверх, влево, вправо, и вперед.
  3. Это похоже на то, как вы растягиваете свои мышцы перед тем, как начать качаться в зале.

Плюсы растяжки шеи в том, что ты начинаешь лучше проецировать свой голос, особенно в шумных местах.

Наглядное выполнение упражнения смотри ниже в очередной серии бесплатных видео уроков для постановки голоса с нуля.

8. Повторение слова «Глап»

Суть упражнения в том, что:

  • Голос становится громче, чище.
  • Становится легче контролировать и проецировать его.

Как наглядно выполнять упражнение смотри в следующем видео из серии о том, как поставить голос для пения в домашних условиях.

9. Для постановки голоса очень полезна трель губами

Это упражнение немного похоже на имитацию мотора машины. С ним ты сможешь поставить голос правильно, особенно когда ниже есть наглядный видео урок.

Неважно как это смотрится со стороны. Главное, что это эффективно.

Смысл этого в том, что:

  1. Ты расслабляешь губы и имитируешь этот звук трели.
  2. Вибрация губ за счет выдоха воздуха делает их более подвижными.
  3. Параллельно можно делать плавные движения шеей, благодаря чему она более раскрепощается. Но это необязательно.

Это похоже на то, как в детстве маленькие мальчики играли с машинками в песочнице.

Более подробно как выполняется упражнение смотри в очередном видео о том, как развить красивый голос.

10. Упражнение для дикции

Произносим любой текст закрытым ртом

Как выполнять в деталях :

  1. Возьми любой текст или газету и начни его читать закрытым ртом.
  2. Губы смыкаешь, а зубы должны быть разомкнуты.
  3. Предварительно вдохни побольше воздуха и начинай.

Может, поначалу будет и не так хорошо получаться.

Но, постепенно даже с закрытым ртом ваша речь будет лучше восприниматься людьми на слух и становится более понятной.

Знай, что результат придет, не теряй мотивацию и .

Какие плюсы можно выделить :

  • Открыв потом рот, речь станет еще более разборчивой. Так, потихоньку у тебя получится поставить свой красивый голос.
  • Твоя речь будет становиться приятной, благозвучной и четкой.

Как наглядно выполняется упражнение смотрите в очередном специальном видео о том, как поставить голос в домашних условиях, произнося текст закрытым ртом.

11. Повторение скороговорок 10 раз

Суть в том, что расширяются мышцы рта и становится легче вести общение.

Эффекта от упражнения будет в два раза больше , если вы будете повторять скороговорку закрытым ртом. Об этом мы рассказали выше в 10-м способе.

Скороговорок разных очень много. Например:

  • «У Сашки в кармашке шишки и шашки»;
  • «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши».

Выбери себе 2 – 3 понравившихся и начни повторять 10 раз каждую. Этот последний способ закроет все твои вопросы о том, как улучшить голос и дикцию.

Заключение

После выполнения упражнений вам захочется избавиться от лишней слизи во рту.

Это очень хороший знак и это нормально.

Выполняя эти упражнения с утра, ты заметишь как через месяц твой голос заметно улучшится. Удели себе время.

Не забываем про уверенность

Уверенность – это основной параметр для хорошего голоса.

Говорите уверенно и без стеснения.

Теперь вы знаете все о том, как самостоятельно поставить голос для пения.

Инвестируй время в развитие себя, и результат не заставит себя ждать.

Если вы планируете выступать на большой сцене или вам просто нравится петь в компании друзей или одиночестве, то вам просто необходимо сначала правильно поставить свой голос. 1. Дыхание Дыхание имеет очень большое значение для правильно поставленного голоса, влияя на его силу и выразительность. Если вы научитесь правильно управлять своим дыханием, то впоследствии это избавит вас от возможных травм, которые могут быть вызваны перенапряжением голосовых связок.Взяв во внимание несколько комплексов упражнений, вы научитесь контролировать при пении правильное дыхание:

    1. Важно научиться контролировать силу своего выдоха. Возьмите для этого упражнения перо любого размера, и подуйте на него. Ваша задача добиться того, чтобы все пушинки затрепетали. Теперь дело усложняется: подуйте так, чтобы зашевелились лишь кончики пушинок.2. Теперь возьмите легкий одноразовый полиэтиленовый пакетик. Ваша задача в том, чтобы с помощью вашего дыхания пакет держался в воздухе, не падая на пол.3. Сделайте глубокий вдох ртом, протянув на выдохе «з-з-з». Пусть звук идет изнутри, будто заполнив собою легкие. Когда у вас получится нужное звучание, экспериментируйте с другими согласными буквами, впоследствии добавив к ним гласную «а».
Когда вы поете, ваш вдох должен быть емким, но коротким, но выдыхать следует медленно. Именно на выдохе происходит звучание, поэтому он должен быть плавным и непрерывным.2. Резонаторы Для начала определимся, что такое «резонаторы». Как известно, они являются частью голосового аппарата, и помогают усиливать звук. Попросту говоря, без резонаторов у нас бы не получилось общаться друг с другом, ведь мы бы не слышали своих собеседников.Стоит отметить, что певческий звук становится слышен тогда, когда воздух, который мы выдыхаем из легких, пытается прорваться сквозь закрытую голосовую щель. После этого начинается колебание связок. Как правило умение правильно пользоваться резонаторами приходит постепенно – после того как певец научиться держать под контролем собственное пение. Впоследствии, с помощью этого навыка вы научитесь направлять звук в нужную точку.Отметьте, что бывает грудное и головное резонирование. В первом случае вы обеспечиваете своему голосу мощь и силу, а во втором – появляется «полет звука», выносливость.3. Тембр голоса Практически любой голос может обрести профессиональное звучание, если его обладатель научиться управлять его эмоциональной окраской. Давайте определимся с тем, какие в целом существуют тембры голоса. Итак, среди мужских – тенор (самый высокий), баритон, бас. Женские тембры: сопрано, меццо-сопрано, альт, контральто.Самостоятельно вы вряд ли сумеете определить, какой у вас тембр – с этой задачей справиться спектрометр или преподаватель по вокалу. 4. Вокальная опора - что это такое Вокальной опорой можно назвать пение, при котором задействована диафрагма. При наличии вокальной опоры нет нужды в сильном напряжении голосовых связок. Имея вокальную опору, вы сможете петь несколько часов подряд, поэтому будущим певцам, безусловно, нужно развивать ее.Как петь на опоре?Чтобы уметь петь на опоре потренируйтесь развить брюшное дыхание. Обычно люди дышат грудью, но если вы желаете петь на опоре, то этого можно достичь, лишь дыша «через живот». Для начала положите на живот левую руку, а правую – на грудь. Теперь учитесь вдыхать так, дабы правая рука оставалась неподвижной, а под левой – надувался и сдувался живот.

С чего стоит начать обучение

Главное в этом вопросе не навредить себе. Помните, что для того, дабы голос был хорошо поставлен, следует много и усердно заниматься, а не ждать быстрых результатов. Связки нуждаются в тренировке, и сразу не могут быть готовы к исполнению сложнейших партий. Вы можете многое знать о том, как правильно петь, но если не начнете с тренировок, то вся эта теория ничего не будет значить.Начинать следует с распевки – не берите сразу верхние или нижние ноты, их вы покорите потом, после распевки в среднем диапазоне.

Специальные упражнения голосовых связок для пения

Регулярное повторение этих упражнений положительным образом сказывается на тренировке связок:
    представьте, будто полощете горло, при этом, не запрокидывая вверх голову – вместо этого медленно повертите ею из стороны в сторону. Издавайте эти звуки, пока у вас будет хватать на это дыхания.сделайте глубокий вдох ртом, а при выдохе «мычите», в то же время подушечками указательных пальцев постукивая по ноздрям.постучите подушечками пальцев по верхней губе, при этом издавая звуки: «бы-бы-бы» (насколько хватит дыхания).теперь постучите подушечкой пальца по нижней губе, аналогичным образом говоря «зэ-зэ-зэ» или «вы-вы-вы».обычный зевок тоже можно отнести к категории упражнений. С помощью зевоты исполнителю проще всего расслабить шею и диафрагму. Для того, чтобы вызвать зевок, просто активно представляйте его, а также широко раскройте рот и сделайте вдох. также будет не лишним легкое покашливание. Вам следует представить, как вы понемногу выдавливаете из горла воздух, тем самым вы приведете в действие мышцы живота, а также нижней части грудной клетки – именно те, которые рекомендуется использовать при пении.совершите легкую вибрацию губ. Слегка сжав рот, выдувайте воздух, при этом напевая какую-либо песню (губы при этом остаются сомкнутыми). Важно, чтобы горло при этом оставалось расслабленным. Переходите от низких нот к высоким, и обратно.если хотите «разогреть» голос, то пение при закрытом рте будет весьма полезным. Это упражнения можно проделывать в любое время – принимая душ, готовя обед и так далее.

Уроки вокала для начинающих

Сейчас практически в любом городе существует немало школ, которые вам помогут поставить голос и стать профессиональным певцом. Если пока вы не можете решиться на то, чтобы приступить к занятиям с преподавателем, то для вас имеются онлайн-уроки, которые ведут опытные вокалисты. Несомненно, из них вы сможете почерпнуть немало интересного для себя и раскрыть в себе все певческие таланты.

Постоянная тренировка поможет выработать красивый и приятный голос

Если вы будете регулярно заниматься, то это будет способствовать выработке сильного и красивого голоса. При этом важно не забывать беречь связки! Для этого вам поможет небольшой и легкий массаж. Начните с легкого нажатия большим пальцем на область гортани. Массируя горло в процессе пения, вы возложите на связки гораздо меньшую нагрузку. Подобное действие можно делать во время затянувшейся тренировки.

Песни для развития голоса

В целом, вы можете петь любую понравившуюся и хорошо известную вам песню, но, конечно же, важно это делать в унисон с исполнителем. Вы можете включить какую-нибудь музыкальную композицию, подпевая певцу. Будет хорошо, если это занятие вы запишите. Потом, прослушивая получившуюся запись, постарайтесь определить, в каких моментах у вас были недочеты.

Как распеть голос самостоятельно

Начните с несложного упражнения для распевки

Встав перед зеркалом, вдохните и при выдохе произносите звуки «и, э, а, о, у». Повторяйте звуки именно в такой последовательности, пока будет хватать дыхания. Отметим, что последовательность написанных букв имеет значение. «И» является наиболее высокой частотой, и именно с нее следует приступить к упражнению по развитию голоса. В свою очередь, с помощью «Э» вы активизируете область горла. «А» задействует грудную клетку, а «О» окажет воздействие на сердечное кровоснабжение. Ну и напоследок отметим, что «У» задействует нижнюю часть живота. К слову, именно последний звук стоит произносить как можно чаще, если вы желаете сделать свой голос более низким.После этого требуется активизировать область груди и живота – для этого, закрыв рот, пытайтесь произнести звук «М». Начните тихо, постепенно усиливая напор. В завершении произнесите этот звук так, чтобы ощущалось напряжение в голосовых связках.Впоследствии перейдите к «Р». Именно этот звук делает голос энергичнее, и положительно влияет на произношение. Сначала необходимо немного подготовиться, дабы ваш язык немного расслабился: поднимите к небу его кончик, выступая за верхние передние зубы, попытайтесь «порычать». Выдох, вдох, рычание. После этого с выразительностью говорите: рис, рост, ранг, сыр, пир, забор и т.д.

Подготовка голосовых связок к пению

Заметьте, что простой мятный чай способен помочь связкам подготовиться к напряжению – просто выпейте чашку этого теплого напитка. Также расслаблению связок способствуют острые блюда. Немаловажно употреблять в достаточном количестве воду – можно с медом и лимоном. При этом важно не злоупотреблять перед пением молочными продуктами, шоколадом, алкоголем и кофейными напитками. Также следует полностью исключить курение.

Причины потери голоса

Некоторые начинающие и опытные певцы могут столкнуться с такой серьезной проблемой, как потеря голоса.Определим основные причины такого явления:
    Регулярные нагрузки на голосовые связки. Такая проблема бывает не только у певцов, но и у преподавателей, актеров и людей любых профессий, связанных с ораторским искусством.Инфекционные заболевания гортани.Воздействие холодных напитков, дыма.Ожог (термический либо химический).Парезы связок.Опухоль гортани.
При потере голоса человек первым делом начинает «хрипеть», впоследствии переходя на шепот. Дело может привести к полному отсутствию голоса.В период восстановления голоса, следует лишний раз не перегружать связки телефонными разговорами либо выступлениями. Кстати, медики убеждены, что телефонный разговор способен навредить даже больше, нежели живое общение. Также постарайтесь не выходить лишний раз на холодный воздух, и, конечно же, исключите курение.

Как развить нужный тембр голоса

Многие люди пытаются выработать более глубокий тембр голоса, дабы придать ему больше чувственности и загадочности.Это сделать непросто, однако все же, при должном усердии, все получится:
    Первым делом важно научиться дышать диафрагмой, это способно придать глубины вашему голосу.Произнося слова, пытайтесь извлечь звуки из диафрагмы.Попробуйте сознательно понизить свой голос. Один из способов – прижать к горлу спинку языка. Вам предстоит отыскать нужное положение, подвигав языком. В целом тренируйтесь занижать тембр своего голоса, пока это не станет привычкой. Однако, если у вас возникнут дискомфортные ощущения, лучше сделать небольшой перерыв.

Как научиться хорошо петь, если нет голоса

Как улучшить имеющиеся вокальные данные

В первую очередь важно отслеживать собственные недочеты и пытаться их исправить. В этом вам могут помочь аудио-записи собственного голоса. Не думайте, что вы на слух сможете определить свое мастерство – лучше воспользоваться диктофоном, а если его пока нет, попробуйте при пении закрыть одно ухо, чтобы лучше себя слышать. Не стоит слишком увлекаться пением, если чувствуете усталость – в таком случае вы можете только навредить в себе. Обратите внимание, что если вы ощутили слабость в животе, то это значит, что пока у вас слабая опора, но дело еще пойдет в гору. Гораздо хуже, если у вас запершило в горле – скорее всего вы перегружаете связки, и в этом случае обязательно следует сделать перерыв. Отслеживайте эти моменты.Многие люди убеждены, что не обладают певческим талантом только потому, что в детстве не выступали с песнями на утренниках. На самом деле, после занятий вокалом, можно достичь не малых высот в пении даже тем людям, которые в детстве к нему не тяготели.Если вы желаете попадать в высокие ноты, важно тренировать свое тело. Начав петь, втяните низ живота, расслабив его верхнюю часть, тем самым обеспечив поддержку нижним прессом. Также старайтесь не слишком высоко поднимать гортань, повышая тон, дабы не сорвался голос. Старайтесь контролировать ситуацию, положив во время пения над гортанью пальцы. Со временем вам удастся добиться того, чтобы при пении гортань располагалась внизу.Не следует глядеть вверх при пении высоких нот. Смотрите вперед, не перегибайте горло, тем самым делая звук напряженным. Заметьте, что если вы продвинете язык немного вперед, то это подарит высоким нотам более яркое звучание.

Чтобы голос был сильным - дышите правильно

Для того чтобы ваш голос был сильным, необходимо научиться правильному и глубокому дыханию.Совершая вдох и выдох, надувайте живот. Убедитесь, что вы все делаете верно: приложите ладони к талии (по бокам, ближе к ребрам), так чтобы большой палец находился на спине, а прочие – на животе. Вдыхая и выдыхая вам необходимо чувствовать, как ладони расходятся и сходятся вновь.Возможно, глубокое дыхание пока требует от вас серьезных усилий. В таком случае, лягте на пол спиной, положив ладони на живот. Следите затем, что бы при вдохе-выдохе, ваши руки поднимались и опускались. Плечи должны оставаться неподвижными!

Работа с голосом - уроки правильного вокала

Если вы планируете посетить уроки вокала, то важно знать, что вас на них ждет, и на что обычно обращают внимание педагоги:
    комплексные упражнения, способствующие развитию голоса;расширение диапазона, проработка интонации, гибкость голоса;теория и практика пения;певческое дыхание;улучшение дикции и артикуляции;изучение особенностей голосового аппарата.
Помните, что прежде, чем вы научитесь петь, может уйти немало времени, но это совершенно не повод для расстройства – заранее готовьтесь к подобному развитию событий. Если у вас не получается освоить певческое ремесло в домашних условиях, то, непременно, обратитесь за помощью к педагогу, который поможет вам найти собственное идеальное звучание.

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр детского творчества»

СБОРНИК ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Надым, 2014 год

Сборник включает в себя различные виды упражнений для развития певческих навыков учащихся. Педагог или учащийся может в каждом отдельном случае выбирать упражнения наиболее соответствующие конкретно поставленной цели.

Данное пособие может быть использовано педагогами по классу вокал в качестве дополнительного материала.

Введение

Пение – это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.
Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а, следовательно, и к предмету в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение детей пению является мощным средством их воспитания и развития.
Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс, общение с музыкальным искусством – сам по себе мощный воспитательный и развивающий детей фактор. Это связано, прежде всего, с самим процессом обучения.

Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, искусствознания, медицины и пр. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности. Из анализа практической работы многих детских певческих коллективов становится ясно, что не всякое пение способствует развитию детских голосов. По данным фониаторов (В.Г. Ермолаева, В.Т. Маслова, Н.Ф. Лебедевой и др.), неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьезным заболеваниям и порче детских голосов.

Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки.

Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Без распевки исполнитель может не попадать с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос, может обнаружить, что где-то посредине вокального упражнения или песни у него может перехватить горло и ему нужно будет откашляться и т.д.

http://muzsmile.ru/?page_id=420

Часто ли вы задумываетесь о том, как научиться петь? Дружеские встречи в караоке-баре, семейные праздники, даже обычные будние дни, когда вы пребываете в отличном настроении, не могут обойтись без песни. Конечно, стать оперной дивой или звездой эстрады без опытного наставника не получится, но перестать стесняться и начать петь в своё удовольствие можно уже через несколько самостоятельных тренировок.

Пение – навык, развитие которого лучше начинать с детства. Постановка голоса, слуха, умение удержать тональность на одном уровне, способность слушать и слышать музыку и других поющих – всё это тренируемые навыки, которые легче и быстрее усваиваются в юном возрасте. Но если детство давно прошло, а петь хочется, не отчаивайтесь. Существует несколько довольно простых упражнений для развития навыка пения, которые подойдут людям любого возраста.

Вспомните: в детстве каждый из нас с удовольствием пел песенки собственного сочинения, совершенно не обращая внимания на окружающих. Это уже позже, в подростковом и взрослом возрасте, появляются стыд и смущение. Посещают мысли, что люди вокруг разве что уши не затыкают от наших рулад, постепенно песня становится всё тише и со временем вовсе может умолкнуть.

Но ведь пение – это не только развлечение, это ещё и способ сбросить напряжение, укрепить дыхательную систему и развить уверенность в себе. Это один из древнейших способов выражения эмоций и чувств, наравне с танцем. Неужели возможно такое, что владение этим невероятным инструментом доступно только избранным? Конечно, нет.

Для абсолютного большинства людей научиться петь с нуля вполне достижимая мечта. Некоторые ограничения существуют у людей с нарушениями слуха и речи, но и для них разработаны специальные обучающие методики. Мы же рассмотрим общий случай: простой человек, не имеющий физических ограничений и желающий без смущения петь в кругу друзей.

Что необходимо для вокала?

Определимся с самого начала: в этом тексте вы не найдете волшебного упражнения, которое сделает из вас настоящего Певца в короткие сроки. Для этого необходим природный талант, который впоследствии шлифуется годами тренировок. Даже вокалистом (то есть, профессиональным исполнителем, обладающим специфическими знаниями и навыками) в домашних условиях без наставника стать не получится.

Однако кое-чему вы научитесь однозначно. Например, базовым умениям, без которых невозможно научиться красиво петь:

  • правильное положение тела и дыхание;
  • дикция;
  • интонирование (верное воспроизведение нот).

Если вы умеете играть на каком-либо музыкальном инструменте – используйте это для развития навыка интонирования.

Разберем подробнее навыки, необходимые каждому, кто задается вопросом, как самостоятельно научиться петь.

Правильная осанка и дыхание

Положение тела во время исполнения должно быть свободным. Лучше всего встать прямо, опустить руки вдоль тела или положить их на живот в районе диафрагмы, чтобы чувствовать свое дыхание. Ноги для устойчивости лучше расставить на ширину плеч, стоять нужно на полной стопе, не приподнимаясь на носочки. После выработки умения правильно дышать допускается сидеть, но в этом случае нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не отклоняться вперед или назад, не опираться на спинку стула.

Плечи нужно опустить. При вдохе не нужно поднимать их, набирать полные легкие воздуха. Дыхание должно происходить при помощи живота и диафрагмы. Не нужно чрезмерно сводить лопатки, но и сутулиться тоже нельзя.

Простые правила дыхания можно коротко сформулировать так: быстрый вдох – пауза – медленный выдох. Вдох должен быть быстрым, тихим, почти незаметным. На выдохе можно представить, что нужно задуть свечу: плавно, равномерно и медленно выпускать воздух.

При вдохе грудь должна расширяться, а не подниматься вверх, рёбра как бы раскрываются в стороны, и воздух уходит в брюшную полость.

Начинать урок пения нужно с гимнастики для лица и распевки. Для разминки хорошо подойдет гримасничание: широко улыбайтесь, максимально раскрывайте рот, надувайте щеки, вытягивайте губы трубочкой, сомкните губы и быстро двигайте ими в разные стороны. Хорошо если после разминки чувствуется легкое тепло в мышцах. Стоит хорошо размять шею, так как мышцы при пении могут поначалу сильно напрягаться.

Заучите несколько скороговорок, а ещё лучше долгоговорок, они помогут научиться держать дыхание и чётко проговаривать каждый звук. Во время разминки сначала можно несколько раз проговорить алфавит, а затем громко и с хорошей артикуляцией озвучить скороговорку. Не стремитесь к скорости, наша задача – максимально чёткое и чистое звучание каждого звука. Следите за дыханием, нельзя чтобы вдох приходился на середину предложения или – ещё хуже – слова. Не «проглатывайте» окончания слов.

Для понимания возможностей интонирования полезно помычать с закрытым ртом. Нужно хорошо прочувствовать вибрацию носоглотки, можно поиграть с громкостью и тональностью. Если хотите, попробуйте «промычать» любимую песню от начала до конца.

После всего этого можно переходить к распевкам по нотам. Сначала пропевайте разные слоги на одной ноте, а затем пойте восходящие и нисходящие гаммы.

Постоянная практика

Абсолютно необходимое условия – это постоянное выполнение упражнений. Обучение должно стать ежедневным ритуалом. Уделяйте по крайней мере полчаса в день тренировке техники и дыхания. Поначалу у вас может быстро уставать рот, язык, может ныть шея. Но со временем вы научитесь не напрягать мышцы, которые не требуются для исполнения.

Старайтесь слушать хорошую музыку, будь то инструментальная классика, джаз, блюз или рок. Вам нужно научиться слышать музыку и подпевать ей без слов в унисон.

Для понимания прогресса можно сделать несколько записей того, как вы поете, на диктофон. Найдите «минус» песни, которую хотите исполнить, сделайте негромкий звук и пойте. Вам нужно получить запись только с вашим голосом. Это нужно для того, чтобы оценить, что нужно подтянуть – может быть, вам не хватает вдоха? Или вы плохо проговариваете какие-то звуки, из-за чего пение получается нечётким.

Затем сделайте запись, где будет слышна и музыка и голос – чтобы понять, попадаете ли вы в ноты. Возможно, потребуется выбрать другую песню, потому что некоторые могут просто не подойти под ваш тембр. Сигналом этого может стать боль в шее – не нужно напрягаться, чтобы «дотянуть» низкую или высокую ноту.

Для тех, кому всё ещё непонятно, как же научиться правильно петь, ниже приведены несколько легких вокальных упражнений.

  1. Гласные звуки. Пропевайте на выдохе «А-О-У-И-Э-Ы-А-Э-И-У» и так далее в любом порядке. Старайтесь держать ноту, когда чувствуете, что воздух заканчивается, следите, чтобы голос не становился ниже или выше, громче или тише, а также не обрывайте пение резким вдохом.
  2. Пропойте гамму «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» сначала в прямом, а затем в обратном порядке (восходящая и нисходящая гамма). При этом лучше найти источник звука, по которому ориентироваться, как должны звучать ноты и повторять максимально похоже. При удачном попадании в ноту получится эффект резонанса.
  3. Для развития звонкости и высоты голоса попробуйте побыть кукушкой. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, затем на очередном выдохе громко издавайте звуки «У-у», как кукушка.
  4. Упражнение, подобное предыдущему, но вместо короткого «уканья» нужно попытаться почувствовать себя волком – на высокой ноте протянуть как можно дольше: «У-у-у-у».
  5. Ещё раз вернёмся к гласным звукам и гаммам. На этот раз соблюдайте строгий порядок: «И-Э-А-О-У» и произносите звуки достаточно коротко. Таким образом вы от высокого звучания дойдете до низкого. Затем можно повторить в обратном порядке.

Стоит обратить внимание и на здоровье горла: не переохлаждаться, пить много тёплой воды, избегать сладостей, кислой, солёной и перчёной пищи. Продукты, раздражающие слизистую, могут помешать связкам правильно смыкаться при пении. Вокал отнимает довольно много энергии, поэтому нужно высыпаться и хорошо питаться.

Заключение

Желание петь – яркий показатель того, что вы хотите и умеете выражать свои чувства в наиболее удачной форме. Конечно, чаще всего песня сопровождает радостные события, но переживать грусть или обиду тоже можно с песней. Не зря во многих древних культурах существуют песни практически о любом событии в жизни человека.

Итак, мы ответили на волнующий многих вопрос, как научиться петь. Выполняя несложные упражнения, вы сможете развить не только утилитарный навык пения, но и поймете собственные возможности, перестанете бояться публики, станете намного увереннее в себе. А еще, возможно, вы откроете в себе дар и со временем станете настоящим певцом.

Первая часть статьи - теоретическая - вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!

Распевание перед пением имеет три основные функции.

1. Распевка - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

2. - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.

3. Распевание позволяет певцу настроиться , сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания

  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны - с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня "как-то не звучит" , распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?

По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.

Распевки для детей

Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.

Распевка для начинающих

В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.

Распевка для вокалистов

Отличается ли она от распевки для хора ? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса . Распевки не для голоса ... не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому "распевка для голоса" - это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки - ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже - комментарии.
Нумерацию сделала для удобства - если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1)

"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О". Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая - стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там будет фальшь.

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего - пожалуй, нереально.

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные "а" или "о". Можно использоваться какой-нибудь текст вроде "Розы в саду", "Я пою, хорошо пою", если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и "вокальны" сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с "м": "ма", "ми". И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность - в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!

Вам также может быть интересно:



  • Разделы сайта