Развитие мышечной силы у детей. Особенности развития костно-мышечной системы у детей. Особенности развития мышечной системы ребенка

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опор нодвигательная система. К моменту рождения структурная диф ференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладывают ся на 7—8й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновремен но перестраивается структура костной ткани. У плода и ново рожденного она имеет волокнистое строение, к 3—4 годам по является пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и ор ганических веществ и меньшее — минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгиба нии. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснаб жению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая нахо дится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост кос тей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Особенности черепа у детей


Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неона тальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где сое диняются кости, в определенных местах образуются роднички:

1) большой — между лобными и теменными костями, размером 2,5 x 3 см;

2) малый — между затылочными и теменными костями;

3) боковые — по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и за ращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

Особенности позвоночника ребенка


Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигатель ных умений развиваются и изгибы позвоночника:

1) шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

2) грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок само стоятельно садится;

3) поясничный лордоз появляется после 9—12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6—7 лет, поясничный лордоз — в школьном возрасте. В возрасте 5—6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет — ни же уровня гребешков подвздошных костей.

Особенности грудной клетки ребенка

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочко образную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка лег ко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

Особенности трубчатых костей ребенка

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и за медленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

Особенности костей таза ребенка

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.



Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной последовательности также происходит ста новление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стер тости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего рез цов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние рез цы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5—6 лет возникают межзубные щели, зубы сти раются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые по стоянные зубы и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет про резываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17— 20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

где n — возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внима ние на форму и симметричность, участие грудной клетки в ак те дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника — сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной по следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

По результатам тестирования делаются следующие выводы:

1) без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицатель ный результат;

2) незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3—7;

3) значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8, 9, 10. В этих случаях необходимы консультация ор топеда, более детальное обследование с применением рент генографического анализа.

Особенности развития мышечной системы ребенка

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6—7й не деле беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недоста точно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожножировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На пер вом году жизни они составляют 20—25% массы тела, к 8 годам — 27%, к 15 годам — 15—44%. Увеличение мышечной массы проис ходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигатель ный режим, в более старшем возрасте — занятия спортом.

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быст рых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волок на увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамо метрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в воз расте 17—18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые го ды жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5—6 лет развиваются двигательные умения, после 6—7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8—9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10—12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания изза нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Фи зические упражнения в этот период должны быть строго опре деленного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипоки незии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожи рение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый воз раст для занятий в детской спортивной школе с участием в со ревнованиях.

В 7—8 лет допускаются занятия спортивной, художествен ной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетбо лом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехто ванием, футболом, хоккеем.

В 12 лет — бокс, велосипед.

В 13 лет — тяжелая атлетика.

В 14 лет — стендовая стрельба.

Исследование мышечной системы ребенка

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномер ность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего возраста определяется по пыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста про водится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с по мощью электромиографов, хронаксимометров.

Развитие скелетных мышц. В утробной жизни мышечные волокна формируются гетерохронно. Сначала дифференцируются мышцы языка, губ, диафрагмы, межреберные и спинные, в конечностях- сначала мышцы рук, а затем ног, в каждой конечности сначала - проксимальные отделы, а затем дистальные. Мышцы эмбрионов содержат меньше белков и больше воды, до 80%. После рождения рост и развитие разных мышц также происходят неравномерно.

Раньше и больше начинают развиваться те мышцы, которые обеспечивают двигательные функции, имеющие существенное значение для жизни (участвующие в дыхании, сосании, схватывании предметов, необходимых для питания и т. п., т. е. диафрагма, межреберные, мышцы языка, губ, кисти). Кроме того, больше тренируются и развиваются те мышцы, которые участвуют в процессе обучения и воспитания у детей определенных навыков.

Новорожденный имеет все скелетные мышцы, но их вес в 37 раз меньше, чем у взрослого. Рост и формирование скелетных мышц происходит примерно до 20-25 лет, оказывая влияние на рост и формирование скелета. Вес мышц увеличивается с возрастом неравномерно и особенно быстро в период полового созревания.

Вес тела растет с возрастом, главным образом, за счет увеличения веса скелетной мускулатуры.

Средний вес скелетных мышц в процентах к весу тела равен: у новорожденных - 23,3; в 8 лет - 27,2; в 12 лет - 29,4; в 15 лет - 32,6; в 18 лет - 44,2.

К 1 году более развиты мышцы плечевого пояса и рук, чем мышцы таза, бедра и ног. В руке и плечевом поясе, начиная с 2 лет, проксимальные мышцы значительно толще дистальных, поверхностные толще глубоких, функционально активные толще менее активных.

С 2 до 4 лет особенно быстро растут волокна в длиннейшей мышце спины и в большой ягодичной мышце. К 4-б годам развиты мышцы плеча и предплечья, но еще недостаточно - мышцы кистей рук. В раннем детстве мышцы туловища развиваются значительно быстрее мышц рук и ног. Ускорение развития мышц кисти происходит в 6-7 лет, когда ребенок производит легкую работу и начинает приучаться к письму. Развитие сгибателей опережает развитие разгибателей. У сгибателей вес и физиологический поперечник больше, чем у разгибателей. Мышцы пальцев, особенно сгибатели, участвующие в захвате предметов, имеют наибольший вес и физиологический поперечник. По сравнению с ними сгибатели кисти имеют относительно меньший вес и физиологический поперечник.

В первые 8-9 лет жизни значительно возрастает физиологический поперечник мышц, вызывающих движения пальцев. Мышцы лучезапястного и локтевого суставов растут менее интенсивно. К 10 годам поперечник длинного сгибателя большого пальца достигает почти 65% взрослого человека.

Анатомический поперечник плеча с 3 до 16 лет увеличивается у юношей в 2,5-3 раза, у девушек меньше.

В первые годы жизни у детей слабы глубокие мышцы спины, недостаточно развиты и их сухожильно-связочные аппараты. У детей 6-7 лет они еще недоразвиты. К 12-14 годам эти мышцы укреплены сухожильно-связочным аппаратом, но меньше, чем у взрослых.

Мышцы брюшного пресса у новорожденных не развиты. С 1 до 3 лет эти мышцы и их апоневрозы дифференцируются, но только к 14-16 годам передняя стенка живота укреплена почти как у взрослого. До 9 лет прямая мышца живота очень интенсивно растет, ее вес по сравнению с новорожденным увеличивается почти в 90 раз, внутренней косой - больше 70, наружной косой - 67, а поперечной - в 60. Эти мышцы противостоят все увеличивающемуся давлению внутренних органов. С 12 до 16 лет растут мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, особенно подвздошно-поясничная, играющая важную роль в ходьбе. Толщина волокон подвздошно-поясничной мышцы к 15-16 годам становится наибольшей. В двуглавой мышце плеча и четырехглавой бедра мышечные волокна утолщаются к 1 году в 2 раза, к 6 годам - в 5, к 17 годам - в 8, а к 20 годам - в 17 раз.


Большинство авторов признает новообразование мышечных волокон в результате систематических физических упражнений. Правильный подбор физических упражнений регулирует гармоническое развитие скелетных мышц.

Рост мышц в длину происходит в месте перехода мышечных волокон в сухожилие. Он продолжается до 23-25 лет. Сократимый отдел мышцы особенно быстро растет с 13 до 15 лет. К 14- 15 годам дифференцировка мышц достигает высокого уровня. Рост волокон в толщину продолжается до 30-35 лет. Поперечник мышечных волокон утолщается к 1 году в 2 раза, к 5 годам - в 5, к 17 - в 8, к 20 - в 17, т. е. наиболее интенсивно.

Масса мышц особенно интенсивно возрастает у девочек в 11-12 лет, а у мальчиков в 13-14.

У подростков за 2-3 года масса скелетных мышц увеличивается на 12%. а в предшествующие 7 лет всего на 5%. Вес скелетных мышц достигает у них примерно 35% по отношению к весу тела и значительно возрастает их сила. Сильно развивается мускулатура спины, плечевого пояса, рук и ног, вызывающая усиленный рост трубчатых костей.

С возрастом изменяются также химический состав и строение скелетных мышц. Мышцы детей содержат больше воды и меньше плотных веществ, чем у взрослых.

Биохимическая активность красных мышечных волокон больше, чем белых, что объясняется различиями в количестве митохондрий или в активности их ферментов. Количество миоглобина - показателя интенсивности окислительных процессов - с возрастом увеличивается. У новорожденного в скелетных мышцах 0,6% миоглобина, у взрослых - 2,7%- У детей содержится относительно меньше сократительных белков - миозина и актина; с возрастом это различие уменьшается.

Мышечные волокна у детей содержат сравнительно больше ядер, они короче и тоньше, и с возрастом их длина и толщина увеличиваются. У новорожденных мышечные волокна очень тонки, нежны, имеют сравнительно слабую поперечную исчерченность и окружены большими прослойками рыхлой соединительной ткани. Сухожилия занимают относительно больше места. Внутри мышечных волокон многие ядра лежат не у мембраны клетки.

Миофибриллы окружены отчетливыми прослойками саркоплазмы. В 2-3 года мышечные волокна в 2 раза толще, расположены плотнее, количество миофибрилл увеличивается, а саркоплазмы - уменьшается и ядра прилегают к мембране. В 7 лет мышечные волокна в 3 раза толще, чем у новорожденных, и отчетливо выражена их поперечная исчерченность. К 15-16 годам строение мышечной ткани такое лее, как у взрослых.

Формирование сарколеммы завершается к 15-16 годам.

Созревание мышечных волокон можно проследить по изменению частоты и амплитуды биотоков, отводимых с двуглавой мышцы плеча при удержании груза. У детей 7-8 лет по мере увеличения времени удержания груза все больше уменьшаются частота и амплитуда биотоков, что доказывает незрелость части мышечных волокон. У детей 12-14 лет частота и амплитуда биотоков не изменяются на протяжении 6-9 сек удерживания груза на максимальной высоте или уменьшаются в более поздние сроки, что указывает на зрелость мышечных волокон.

В отличие от взрослых мышцы у детей прикрепляются к костям дальше от осей вращения суставов, поэтому их сокращение происходит с меньшей потерей силы, чем у взрослых. С возрастом резко изменяется соотношение между мышцей и ее сухожилием, которое растет более интенсивно, что изменяет характер прикрепления мышцы к кости и увеличивает коэффициент полезного действия. Только к 12-14 годам устанавливается отношение мышцы и сухожилия, характерное для взрослого.

В верхних конечностях до 15 лет мышечное брюшко и сухожилие растут одинаково интенсивно, ас 15 до 23-25 лет сухожилие растет быстрее. Некоторые авторы считают, что с 13-15 лет быстрее растет сократительный отдел мышц.

Эластичность мышц у детей примерно в 2 раза больше, чем у взрослых. При сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.

Первые стадии развития скелетных мышц происходят без участия нервных элементов. Мышечные веретена появляются с 2,5- 3 месяцев утробной жизни. Их поперечник и длина увеличиваются в первые годы жизни. С 6 до 10 лет поперечный размер веретен возрастает незначительно, а с 12-15 они имеют такое же строение, как у взрослых 20-30 лет.

Чувствительная иннервация начинает формироваться с 3,5- 4 месяцев утробной жизни и к 7-8 месяцам достигает большой сложности. К рождению центростремительные нервные волокна усиленно миелинизируются. Во всех мышцах мышечные веретена имеют одинаковое строение, но их число и уровень развития отдельных структур в разных мышцах неодинаковы. Сложность их строения зависит от амплитуды движения и силы сокращения мышцы. Чем больше координационная работа мышцы, тем больше в ней мышечных веретен и тем они сложнее. В мышцах, которые в физиологических условиях не растягиваются, мышечных веретен нет, например, в коротких мышцах ладони и стопы.

Двигательные нервные окончания (мионевральные аппараты) появляются в утробной жизни с 3,5-5 месяцев. Их развитие в разных мышцах сходно. К рождению в мышцах руки их больше, чем в межреберных и мышцах голени. Уже у новорожденных двигательные нервные волокна окружены миелиновой оболочкой, которая к 7 годам значительно утолщается. Нервные окончания усложняются к 3-5 годам, к 7-14 еще более дифференцируются, а к 19-20 годам достигают полной зрелости.

Похожие материалы:

Скелет растущего ребенка подвергается массе изменений, обусловленных влиянием внешних и внутренних факторов. В течение внутриутробного периода жизни ребенка окостенение начинается достаточно поздно. Во время рождения в скелете ребенка очень много хрящевой ткани.

Когда ребенок достигает 2-х летнего возраста, то строение костей приближается к строению скелета взрослого, а в 12 лет вы не найдете отличий.

После рождения ребенка вы можете заметить несоответствие пропорций тела. Голова составляет 25% длины всего тела. К двум годам уже 20%, а к 12 годам соотношение, как и у взрослого человека.

Швы черепа ребенка имеют вид прямых линий и срастаются к 2-3 месяцам, а по достижению 3-4 лет они срастаются окончательно.

Самой характерной особенностью, о которой знают все, это наличие на голове ребенка Родничков . Это образования в области соединения нескольких костей.

Родничок представляет собой соединительную мембрану.

Как правило, таких родничков вы можете обнаружить 4:

  • большой,
  • малый,
  • два боковых.

Очень малое количество деток рождается с открытыми боковыми родничками. А всего четверть рождается с открытым малым родничком, который расположен между темечком и затылочной костью. Он затягивается к 3-4 месяцу жизни.

А вот большой родничок расположен между темечком и лобной костью и хорошо прощупывается. Его размер примерно 2 на 2 см. закрывается родничок к 12-16 месяцам.

В период первого года жизни череп ребенка растет очень интенсивно. Затем чуть медленнее до 4 лет. После 4 лет рост черепа замедляется.

Особенности развития костной системы детей

Teenage girl with skeleton

Позвоночник ребенка

При рождении позвоночник ребёнка прямой и не имеет никаких изгибов. Появляются они уже в течение развития ребёнка и изучения им новых опорных функций.

Шейный изгиб появляется на втором месяце

Изгиб в области груди появляется, когда ребенок начинает сидеть.

Уже к 3-4 годам у ребенка появляется характерная для взрослого человека конфигурация позвоночника.

Когда позвоночник только формирует свою форму, он достаточно гибкий. Он может вращаться, наклонятся и изгибаться. Поэтому это следует учитывать.

Вы можете допустить ранние искривления позвоночника ребенка, если будете носить его постоянно на одной руке, задавать неправильное положение во время сна или кормления. К деформации позвоночника и грудной клетки ребенка может привести ранее сидение ребенка и слишком тугое пеленание.

В первые месяцы жизни туго пеленать ребенка не стоит, чтобы не сдавливать его грудную клетку и не мешать кровообращению.

Не стоить сажать ребенка, пока он сам этого не сделает, что будет означать, что его организм готов. Не садите ребенка в подушки, кенгурушки и т.д. Это может привести к искривлению позвонка.

Раннее искривление грудной клетки и позвонка

Могут оказать существенное влияние на осанку ребенка в будущем. В первые месяцы жизни ребенка рост легких опережает рост самой грудной клетки. И она находится, как бы, в состоянии постоянного вдоха. Ребра малыша имеют почти горизонтальное положение.

Также в первые месяцы жизни у ребенка вы можете заметить искривление ножек.

Когда появляются зубы?

Малыш рождается с зачатками зубов, которые появляются группами и в определенное время.

Зубки прорезываются примерно в одно и то же время:

Молочные зубы:

  • Нижние и верхние резцы – от 6 до 9 месяцев.
  • Боковые нижние и верхние – от 9 до 12 месяцев.

Когда вы празднуете первый день рождения малыша, у него обычно 8 зубов.

Когда ребенок достигает 14-16 месяцев, начинают появляться малые коренные зубы , в 16-20 месяцев – клыки, в 20-24 месяца прорезываются задние малые коренные.

Т.е. когда вашему ребенку 2 полных годика, у него уже около 20 зубов.

Сроки появления зубов не всегда одинаковы у всех деток.

Все мы знаем, что когда зубки начинают резаться, ребенок чешет десна кулачками, тянет все в рот. Но появление зубов – процесс физиологический и безболезненный. Хотя многие дети нервничают, кричат и плохо спят. Может повышаться температура, нарушается аппетит. Так же сопровождается обильным слюноотделением.

Режим питания и дня ребенка во время периода, когда режутся зубки, остается неизменным.

Хорошим помощником может оказаться прорезыватель зубов – специальная игрушка, которую может грызть ребенок и она бережно массирует его десна, улучшает кровоснабжение.

Особенности развития мышечной ткани

Мышцы малыша развиты слабо и составляют около 25% процентов массы тела. В процессе набора веса, мышечная ткань растет за счет увеличения массы волокон, а не их количества, как у взрослого человека.

Когда центральная нервная система только формируется, а это происходит в первые месяцы жизни ребенка, у деток может наблюдаться повышенный мышечные тонус.

Сгибательные мышцы преобладают над разгибательными, что объясняет положение ребенка с согнутыми ручками и ножками в первые периоды жизни.

Постепенно, по мере взросления малютки это явление исчезает.

Сила мышц ребенка очень мала. Малыш не держит голову, не может изменить положение тела.

Двигательные способности появляются постепенно. Сначала шея, затем туловище, затем мышцы конечностей. Мышцы ног, затем мышцы рук.

Постепенно ребенок становится сильнее, активнее и т.д.

Вот вам и все особенности костно-мышечного развития ребенка в первые периоды жизни.

Мышечная система включает более 600 мышц, большинство из которых участвует в выполнении различных движений.

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей:

К моменту рождения количество мышц у ребёнка почти такое же, как у взрослого, однако имеются существенные различия в отношении массы, размеров, структуры, биохимии, физиологии мышц и нервномышечных единиц.

Скелетные мышцы у новорождённого анатомически сформированы и сравнительно хорошо развиты, их общая масса составляет 20-22% массы тела. К 2 годам относительная масса мышц несколько уменьшается (до 16,6%), а затем в связи с нарастанием двигательной активности ребёнка вновь увеличивается и к 6 годам достигает 21,7%, к 8 - 2728%, а к 15 - 3233%. У взрослых она составляет в среднем 40-44% массы тела. В общей сложности масса мышц за период детства увеличивается в 37 раз.

Структура скелетной мышечной ткани у детей разного возраста имеет ряд отличий. У новорождённого мышечные волокна расположены рыхло, их толщина 4-22 мкм. В постнатальном периоде рост мышечной массы происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон, и к 18-20 годам их диаметр достигает 20-90 мкм. В целом мышцы у детей раннего возраста более тонкие и слабые, а мышечный рельеф сглажен и становится отчётливым обычно только к 5-7 годам жизни.

Фасции у новорождённого тонкие, рыхлые, легко отделяются от мышц. Так, слабое развитие сухожильного шлема и рыхлое соединение его с надкостницей костей свода черепа предрасполагают к образованию гематом при прохождении ребёнка через родовые пути. Созревание фасций начинается с первых месяцев жизни ребёнка и связано с функциональной активностью мышц. В мышцах новорождённого относительно много интерстициальной ткани.

В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается.

Нервный аппарат мышц к моменту рождения сформирован не полностью, что сочетается с незрелостью сократительного аппарата скелетных мышц. По мере роста ребёнка происходит созревание двигательной иннервации скелетных мышечных волокон

Скелетные мышцы у новорождённых характеризуется меньшим содержанием сократительных белков (у новорождённых их в 2 раза меньше, чем у детей старшего возраста), уменьшается количество гликогена, молочной кислоты и воды.

Мышцы ребёнка характеризуются рядом функциональных особенностей. Так, у детей отмечают повышенную чувствительность мышц к некоторым гуморальным агентам.

Во внутриутробном периоде скелетные мышцы отличаются низкой возбудимостью. Мышца воспроизводит лишь 3-4 сокращения в секунду. С возрастом число сокращений доходит до 60-80 в секунду. Созревание нервномышечного синапса приводит к значительному ускорению перехода возбуждения с нерва на мышцу. У новорождённых мышцы не расслабляются не только во время бодрствования, но и во сне. Постоянную их активность объясняют участием мышц в теплопродукции и метаболических процессах организма, стимуляции развития самой мышечной ткани.

Мышечный тонус может быть ориентиром при определении гестационного возраста новорождённого. Так, у здоровых детей первых 2-3 мес жизни отмечают повышенный тонус мышц сгибателей, так называемый физиологический гипертонус, связанный с особенностями функционирования ЦНС и приводящий к некоторому ограничению подвижности в суставах. Гипертонус в верхних конечностях исчезает в 2-2,5 мес, а в нижних - в 3-4 мес. Глубоко недоношенные дети (срок гестации менее 30 нед) рождаются с общей мышечной гипотонией. У ребёнка, родившегося на 30-34й неделе гестации, нижние конечности согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Флексия верхних конечностей появляется только у детей, родившихся после 34й недели гестации. После 36-38й недели отмечают флексорное положение как нижних, так и верхних конечностей.

Особенности мышечной системы у детей

Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности. Так, у новорождённого слабо развиты мимические и жевательные мышцы. Они заметно укрепляются после прорезывания молочных зубов. Отчётливо выражены возрастные особенности диафрагмы. Её купол у новорождённых более выпуклый, сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере развития лёгких выпуклость диафрагмы уменьшается. У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом рёбер.

Мышечная система у новорожденных слабо развита, как и апоневрозы и фасции живота, что обусловливает выпуклую форму передней брюшной стенки, сохраняющуюся до 3-5 лет. Пупочное кольцо у новорождённого ещё не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж. Поверхностное паховое кольцо образует воронкообразное выпячивание, более выраженное у девочек.

У новорождённого преобладает масса мышц туловища. В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее - мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6летнего возраста. До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки. В возрасте 2-4 лет усиленно растут большие ягодичные мышцы и длинные мышцы спины. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет. Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам.

Интенсивность прироста мышц и мышечной силы связана с полом. Так, показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Исключением служит период от 10 до 12 лет, когда становая сила у девочек выше, чем у мальчиков. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) до 6-7 лет изменяется незначительно, а затем к возрасту 13-14 лет быстро увеличивается. Мышечная выносливость с возрастом также растёт и у 17летних вдвое превышает аналогичные показатели 7-летних детей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

В этой статье:

Развитие мышечной системы начинается ещё на этапе внутриутробного формирования организма ребёнка. По мере роста и взросления мышцы будут заметно изменяться и к окончанию определённого периода сформируются полностью.

В детском возрасте мышечная система имеет некоторые особенности, главная из которых - уменьшенная по сравнению со взрослыми толщина волокон. Кроме того, стоит отметить более активное кровоснабжение мышц с увеличенным количеством нервных волокон.

В каждом возрасте мышечная система ребёнка имеет свои особенности. От них и будут зависеть мышечные способности на том или ином этапе.

О развитии мышц в раннем возрасте

В течение первого года жизни мышечная система ребёнка достаточно слабо развита, равно как и отдельные нервные волокна, отвечающие за работу мышц. У малышей в этот период жизни отмечают повышенный тонус мышц конечностей, что выливается в активные, раскоординированные и хаотичные движения.

Развитие костной ткани в раннем возрасте будет способствовать формированию и развитию мышечной системы, росту мускулатуры. Уже спустя несколько месяцев после
рождения малыш способен удерживать голову в любом положении, а спустя 3-4 месяца - делать это продолжительное время.

Также по истечении нескольких месяцев после рождения дети способны освоить навыки переворачивания в кроватке, хватательные движения. Примерно к концу первого полугодия ребёнок спокойно удерживает игрушку, перекладывая её из одной руки в другую.

В 6-7 месяцев развитие мышечной системы у детей достигает того уровня, когда они могут начинать пробовать удерживаться в положении сидя. Важно, чтобы родители не начинали сажать кроху раньше того времени, когда его мышцы будут к этому действительно готовы, потому что есть риск образования повышенной нагрузки и, как следствие, деформации неокрепших костных элементов.

Первые попытки удержаться на ногах без поддержки у
малышей появляются не ранее 8 месяцев. Ходить, не нуждаясь в опоре, большая часть детей научится не ранее года.

Очень важно, чтобы в первый год жизни малыш имел достаточный уровень физической активности, влияющей на развитие мышечной системы. Взрослым необходимо следить за тем, чтобы кроха, осваивая новые движения или будучи в процессе игры, находился на защищенной территории - например, в манеже.

Постоянное нахождение на руках, в кроватке или в коляске ограничивает двигательные способности крохи, что негативным образом повлияет на развитие мышечной системы и приведет к развитию вялых и дряблых мышц.

Что нужно знать о развитии мышц в дошкольном и школьном возрасте

На развитие мышечной системы в дошкольном и школьном возрасте огромное влияние оказывают физические нагрузки и спорт. В период переходного возраста, когда подростки выглядят угловатыми и не всегда способны контролировать действия из-за некоторого нарушения координации, физические упражнения для них должны быть подобраны и дозированы правильно.

Недостаток двигательной нагрузки может задержать развитие мышечной системы, привести к проявлению ожирения,
нарушить естественный рост костей и вызвать вегетососудистую дистонию.

Важно понимать, что в каждом возрасте детям доступны разные виды спорта. Так, например, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте оптимальные виды спорта - это лыжи, фигурное катание, художественная гимнастика. Дети постарше могут начинать заниматься прыжками с трамплина, лыжным двоеборьем, прыжками на батуте и биатлоном. Начиная с 10 лет допустимы командные виды спорта, такие как волейбол, хоккей, футбол, а также академическая гребя, фехтование и борьба.

В 11-12 лет дети могут ускорить развитие мышечной системы занятиями конькобежным спортом, стрельбой из лука, греблей, а также лёгкой атлетикой. Ещё год спустя можно попробовать свои силы в велосипедном спорте и боксе, а начиная с 13 лет можно заниматься тяжёлой атлетикой и стендовой стрельбой.

Естественно, что осваивать новые виды спорта без травм можно и нужно только под контролем опытного тренера, досконально владеющего знаниями о детской физиологии на каждом этапе жизни ребёнка.

О врождённой мышечной аномалии

Процесс развития мышечной системы может протекать не так гладко, особенно когда имеет место такая проблема, как врождённая мышечная аномалия. Осматривая таких ребят, медики в первую очередь дают оценку степени развития мышечной системы, обращая особое внимание на следующие показатели мышц:

  • тонус;
  • активность;
  • сила;
  • уровень развития.

Здоровые дети имеют упругие, симметрично развитые мышцы,
которые могут иметь несколько степеней развития.

Первая степень - с чётко обозначенными мышечными контурами, заметными даже в состоянии покоя, с подтянутыми лопатками, втянутым животом.

Вторая степень - характеризуется умеренным развитием мышц и конечностей с заметным изменением рисунка и объёма в процессе напряжения.

Третья степень - мышцы практически не поддаются контролю, и даже во время напряжения часть живота отвисает. Обычно третья степень развития мышц характерна для детей, которые имеют проблемы с питанием, страдают хроническими соматическими заболеваниями, ведут малоподвижный образ жизни.

Последняя степень развития мышц - это атрофия, характеризуемая уменьшенной массой мышечных тканей, ослаблением или даже полной утратой сократительной способности мышечных волокон.

Что такое асимметрия мышц

Когда речь идёт
об асимметрии мышц, то подразумевается неравномерное развитие отдельных групп. Обнаружить асимметрию можно методом сравнения одинаковых мышц с обеих сторон тела, на конечностях или лице ребенка. Для получения максимально точных данных используют сантиметровую ленту.

На асимметричное развитие мышц может повлиять перенесенная в детстве травма, а также ревматические заболевания, патологии нервной системы.

Мышечный тонус: что нужно знать

Еще одно явление, связанное с развитием мышечной системы в детском возрасте, - это мышечный тонус. Под ним стоит понимать рефлекторное напряжение мышц, вызываемое центральной нервной системой и связанное с метаболическими процессами в организме.

Уменьшение или повышение уровня тонуса называют
соответственно атонией или гипотонией мышц, тогда как природный тонус носит название нормотонии. Оценить уровень тонуса можно по результатам визуального осмотра ребёнка, положения его конечностей. Если у младенца в первый месяц конечности полусогнуты и колени прижаты к животу, то стоит говорить о гипертонусе. По мере роста уровень тонуса будет снижаться, и малыш в скором времени сможет лежать с вытянутыми руками и ногами.

Снижение уровня тонуса у детей в старшем возрасте может стать причиной нарушения осанки и привести к образованию поясничного лордоза, вздутию живота и пр.

Заключение

Обеспечить нормальное развитие мышечной системы в детском и подростковом возрасте помогут регулярные тренировки, вовлекающие в процесс разные группы мышц. Тренировки и отдельные движения в упражнениях не должны быть скучными и однообразными. Важно, чтобы детям был интересен процесс, так как только в этом случае получится избежать как физического, так и эмоционального утомления.

Занятия должны быть дозированными, лёгкими и приятными в раннем возрасте. По мере взросления детей нагрузки могут быть увеличены.

Если подходить к процессу грамотно, то у здорового, в меру тренированного ребёнка или подростка они не будут вызывать сложностей.

Нагрузка на мышцы должна быть равномерной во избежание недоразвития отдельных групп и нарушения их функциональности. Только целенаправленные и регулярные физические упражнения обеспечат гармоничное развитие мышечной системы у детей и их физическое развитие в целом с совершенствованием органов и систем организма.



  • Разделы сайта