Разбор полётов

6 апреля 2016, 11:00

Фильм в общих чертах основан на жизни и спортивной карьере британского прыгуна с трамплина Эдди Эдвардса, который представлял Британию на Зимних олимпийских играх в Калгари в 1988 году.Он был неполхим горнолыжником, но перешел в прыжки, поскольку в прыжках с трамплина было легче пройти квалификацию. Эдди обратился к местному тренеру Чаку Бергхорну с просьбой научить его азам, и уже через пять месяцев освоил 70-ти метровый трамплин. Бергхорн не был профессиональным спортсменом-чемпионом, он много лет работал в тренировочном центре по прыжкам с трамплина - приводил в порядок склон, а по выходным выступал на любительских соревнованиях. Но все же у Бергмана было почти 30 лет опыта в прыжках, в то время как у Эдвардса опыта не было вообще.
На момент Олимпиады он занимался прыжками с трамплина только 2 года и не имел высоких результатов (58 место из 58 на Чемпионате мира в 1987 году), но был включён в состав олимпийской сборной Великобритании, так как его личный рекорд дальности прыжка - 69,5 метров, показанный на Чемпионате мира, был национальным британским рекордом (правда не из-за невероятного результата, а потому, что прыжки с трамплина в Британии не пользовались популярностью).
Еще пара плюсов в его спортивных данных-кошмарная дальнозоркость и вес 81 кг, на 9 кг больше чем у следующего по весу участника, да и внешность его не тянула на красавца атлета. Пресса над ним глумилась, высмеивая я внешность и плохое зрение, но при этом Эдди Эдвардс вызывал огромную симпатию у зрителей (у спортивных чиновников и коллег, думаю, вряд ли). Впервые за много лет заговорили о реализации олимпийского принципа "Главное-не победа, а участие", когда участник любитель бьется до конца независимо от результатов. Эдди на 70 и 90 метровом трамплинах занял соответственно 55 и 58 места с новыми национальными рекордами Британии. Прыгал в плохих погодных условиях, судьи отговаривали его прекратить прыгать, поскольку его техника оставляла желать много лучшего и он мог просто убиться.
На церемонии закрытия, президент Оргкомитета, Фрэнк Кинг, выделил Эдвардса за его вклад: "В этих играх, некоторые конкуренты завоевали золото, некоторые из них побили рекорды, и некоторые из вас даже взлетели, как орел". Эдди стал ПЕРВЫМ спортсменом, упомянутым в речи на закрытии Олимпийских игр. Правила квалификации для прыжков на трамплине были в дальнейшем изменены, чтобы отсечь от профессионального спорта все лишнее. Для участия в Олимпиаде теперь надо быть в числе 50 лучших в мире, или закончить в верхней трети списка на этапах Кубка мира (поскольку информацию собирала и переводила сама, могла напороть в спортивных терминах, извиняйте).
Эдди, по понятным причинам, не прошел квалификацию ни в Альбервиле, ни в Лиллехаммере ни в Нагано, но был приглашен в качестве факелоносца на Олимпиаде в Ванкувере 2010 года. Почитала его интервью- он очень милый и дружелюбный, человек, действительно увлеченный спортом и веривший в свою мечту об участии в Олимпиаде.Теперь о фильме. От такой яркой биографии в фильме остались рожки да ножки, т.е. действительности соответствует только процентов 10-15 событий, причем об этом честно предупреждал режиссер Декстер Флетчер. Эдди Орел из неплохого спортсмена, удачно попавшего в нераскрученный вид спорта, стал полудохлым заморышем с сияющими глазами, из небытия появился профессиональный спортсмен олимпийского уровня-тренер с нереализованными амбициями, и понеслось...Повредило ли это фильму-вовсе нет. Тэрон Эджертон справился замечательно, с легкостью перепрыгнув от образа представителя лондонской гопоты до милого и до слез нелепого Эдди Орла. Хью Россомахович Джекман и остальные персонажи-ничего особенного, это бенефис Эджертона. На экране иногда не понятно, чем тебя впечатлил актер- талантом или личным обаянием, но здесь все в равной мере.На фоне грязной возни и допинговых скандалов в спорте в последнее время этот фильм просто как глоток свежего воздуха. Милая история нелепого и болезненного ребенка с дурацкой мечтой попасть на Олимпиаду, которая внезапно сбылась. Фильм для семейного просмотра, не претендующий ни на драму, ни на профессиональную спортивную достоверность.Смотрела за границей, у нас в кино с 7 апреля.

Зима закончилась, но, пока дует холодный ветер, самое время посмотреть лыжную историю успеха остервенело упрямого неудачника.

Неделю назад на большие экраны вышел байопик о британском лыжном прыгуне Майкле Эдвардсе, который больше известен общественности под именем Эдди Орёл Эдвардс. Самые отпетые циники в зрительских креслах радостно трепещут тайным восторгом, когда, похожий на ванильный маффин в лыжном костюме, Эдди взбирается на трамплин. Это правда смешной фильм.

«Эдди „Орёл“» - комедия о побеждающих неудачниках, имеющая реальную биографическую основу. Майкл Эдвардс, известный под заглавной кличкой, - настоящий британский лыжник, ставший в 1988 году первым представителем Британии на Олимпийском соревновании по прыжкам с трамплина на лыжах. Тогда он был первым британским рекордсменом. Историческая спортивная ирония заключалась в том, что Эдди был плохим лыжным прыгуном. Не настолько плохим, как мы с вами, - он всё-таки навострился прыгать, но был на последнем месте в списках лучших. Кроме того, он весил на девять килограммов больше, чем самый тяжёлый его соперник, носил очки с толстыми линзами и был полностью лишён финансовой поддержки (поэтому тратил все скудные деньги своих родителей на самостоятельные тренировки). Чемпионом Британии он стал исключительно потому, что других прыгунов в Англии просто не было с конца 20-х годов.

А теперь на эту историю можно посмотреть на большом экране. С исполнителем главной роли Тароном Эджертоном многие знакомы по кинокомиксу «Kingsman: секретная служба» - но немногие узнают его в комедии о лыжном прыгуне. Вполне по-пацански смазливый Эджертон значительно пополнел, отпустил пегие усишки, надел большие очки с толстыми линзами, приобрёл привычку по-бладхаундски щуриться и жить с бесстрашно выдвинутой вперёд нижней челюстью.

Сам Эдди участвовал в качестве эксперта в работе съёмочной группы и с большим теплом отзывался об образе, созданном Эджертоном. Посмотрев этот выпуск передачи «Доброе утро, Британия!», можно познакомиться с удивительно добродушным человеком, который удивляется: когда он пришёл на съемочную площадку, ему показалось, что он и вправду увидел себя!

Декстер Флетчер, исполнитель мыльной роли в культовом фильме «Карты, деньги, два ствола», снявший затем оммаж Гаю Ричи под названием «Дикий Билл», на этот раз поставил нейрофизиологическую комедию, как я её для себя назвала. Вообще, одно из самых интересных направлений кинораскопок, как мне кажется, - это поиск внутренних невербальных сообщений, которыми зритель нагружается во время просмотра фильма. «Эдди „Орёл“» действительно меня восхитил тем, как ловко он обращается с телесной информацией.

Всю первую треть фильма зрителя знакомят с детством и юностью героя, и эта часть наполнена неуклюжестью, оплошностями, неудачами, нелепостью Эдди. Зрительское тело в этой части фильма привыкает к ощущению скованности и невписанности в мир, появляется чувство физического стыда за неудачи. Когда Эдди попадает под крыло тренера, алкоголического циника в исполнении Хью Джекмана, чередой идут эпизоды тренировок. В них очень много внимания уделяется описанию правильного положения, тонуса и ощущения тела спортсмена. Для прыгуна с трамплина очень важна скоординированность и способность осознавать одновременно всё своё тело. Формула идеального летуна повторяется так часто, что мы вместе с Эдди не просто выучиваем её. В нашем неподвижно сидящем в кресле теле появляется специфическое напряжение: оно стремится принять оптимальное для прыжка на лыжах с трамплина положение. Честно могу сказать, что я довольно скоро стала непроизвольно задерживать дыхание с момента отрыва лыжника от трамплина и до самого приземления. Именно поэтому в кульминационный момент, когда Эдди приходится выступать с самой высокой девяностометровой вышки, тело зрителя уже полностью подчиняется правилам игры и замирает, приводя себя к психофизиологическому катарсису в момент прыжка.

В результате после фильма мне казалось, что я побывала на занятиях по прыжкам на лыжах, и моё тело чему-то научилось. Учёные высказывают предположения, что в мозгу есть группа так называемых зеркальных нейронов: они отвечают за подражание, наглядное обучение и, вероятно, за способность эмпатировать. Они выяснили, что эти нейроны активизируются, когда человек наблюдает за каким-то действием, осознавая его, - тогда в его мозгу происходит нечто вроде процесса обучения без непосредственных действий. Были эксперименты, в ходе которых выяснилось, что танцоры могут улучшить свою технику, наблюдая за безупречным танцем других людей. Так вот, Флетчер неплохо справился с зеркальными нейронами!

Большой спорт №1-2 (22) зима 2008

Татевик Айвазян

Он – настоящая звезда, знаменитый участник Олимпиады в Калгари, национальный герой Британии и популярный персонаж таблоидов.

Он – настоящая звезда, знаменитый участник Олимпиады в Калгари, национальный герой Британии и популярный персонаж таблоидов. Его песня на финском языке стала хитом; книга, изданная в Англии, имела фантастический успех, а Голливуд мечтает снять о нем фильм. Однако первое слово, которое приходит в голову, когда думаешь о Майкле Эдвардсе по прозвищу Эдди Орел, – неудачник. И, пожалуй, это самый успешный неудачник в истории мирового спорта.

На пути к заветной мечте Майкла Эдвардса – олимпийскому золоту – стояло лишь одно препятствие: он практически не умел прыгать на лыжах с трамплина. Эдди Орел занял «почетное» последнее место на Олимпийских играх в Калгари 1988 года. Майкл был не только абсолютно не подготовлен к столь сложным соревнованиям, но и не имел должной экипировки и спонсорской поддержки. Очки с огромными линзами и редкие усики еще больше подчеркивали его комический образ горе-лыжника. Журналисты назвали его «мистер Магу» – в честь подслеповатого героя мультфильма, который часто попадает в неловкие ситуации.
Но чудаковатый штукатур из Челтенхэма не унывал и охотно рассказывал журналистам всех крупнейших мировых СМИ трогательную историю своей жизни, уверяя, что научиться прыгать на лыжах с трамплина он мечтал еще с детства, однако не имел такой возможности – в Великобритании этот вид спорта почти отсутствует. Но Эдди был упрям и настырен. Он начал упорно тренироваться без какого-либо снаряжения и даже снега, прыгая с двухэтажных автобусов. И вот однажды решил, что готов для настоящей спортивной битвы и обратил свой взор на грядущую Олимпиаду в Калгари.

Правило Эдди Орла

Перед Олимпийскими играми он принял участие лишь в одном ответственном соревновании – мировом чемпионате мира по прыжкам на лыжах с трамплина, где занял последнее место. Но это не поколебало уверенности Эдвардса: год спустя, без спонсоров, без подготовки и с весом, на 10 килограммов превышающим вес среднестатистического лыжника, он упаковал чемоданы и отправился в канадский Калгари.

«За два года до Олимпийских игр я понял, что мне удастся принять в них участие, потому что я был единственным желающим от Великобритании, и я начал тренироваться. Получил массу ценных советов от австрийских и французских тренеров, но так как я сам не говорю ни по-французски, ни по-немецки, то большинство из них попросту не понял и позабыл», – рассказывает свою олимпийскую историю Эдвардс.

Само прибытие Эдди в Калгари уже носило трагикомический характер: его сумки лопнули на багажной ленте в аэропорту, а сам он ухитрился врезаться в стеклянную дверь, не заметив ее.

Но подобное начало не остановило его. Майкл Эдвардс все-таки вышел на старт. Там-то и началось самое интересное: помимо всего прочего, непреодолимым препятствием на пути к олимпийскому триумфу стала сильная близорукость. Очки с огромными линзами, без которых Эдди не мог обойтись, постоянно запотевали на морозе, поэтому видимость во время прыжков была минимальной. Просматривая видеозапись его выступления от 1988 года, трудно поверить, что речь идет о серьезном первоклассном международном соревновании. Эдди едва держался на лыжах, а в полете походил на эквилибриста, судорожно размахивающего руками и ногами, дабы сохранить равновесие. Каждый раз, когда британец приземлялся и не падал, зрители бурно аплодировали.

В результате он не завоевал медалей и не удостоился почестей, но стал знаменит. Несмотря на его непрофессионализм, недостаточную подготовку и нестандартное выступление, некоторые журналисты и даже спортсмены выступили в защиту горе-лыжника, усмотрев в поступке Эдди проявление истинного духа олимпизма с его принципом участия, а не победы.

Однако Международный олимпийский комитет не был согласен с такой оценкой и подверг поведение Эдди жесточайшей критике. Более того, чтобы лишить челтенхэмского штукатура возможности вновь принять участие в Играх, в 1990 году МОК принял так называемое «правило Эдди Орла», гласящее, что любой спортсмен, желающий выступить на Олимпиаде, должен сначала занять место в полуфинале международного соревнования (что естественно, может сделать только при соответствующем уровне подготовки). Для Эдди это фактически означало полный запрет на участие в Играх.

Жизнь после Игр

Эдди не собирался сдаваться и перепробовал массу способов вернуться на олимпийский старт сначала в Альбертвиле, затем в Лиллехаммере. Ни одна из его попыток не увенчалась успехом, хотя ему все же удалось заручиться финансовой поддержкой небольшой авиакомпании Eagle Airlines, согласившейся помочь ему принять участие в Играх в Нагано. Но МОК был категоричен, и в итоге Эдвардс все же был вынужден смириться с неизбежным окончанием своей спортивной карьеры.
Мировые средства массовой информации по-разному отреагировали на его поведение: кто-то откровенно потешался над горе-лыжником, называя его то лыжным десантником, то клоуном, а кто-то – в частности британские СМИ – отдали должное его настойчивости и преданности спорту. Эдди давал интервью, читал лекции и даже написал книгу о своих спортивных подвигах. Говорят, что уже за первую неделю после своего выступления в Калгари он заработал около 135 тысяч долларов, а к концу 1992 года эта сумма выросла до 620 тысяч долларов.
Поняв, что о большом спортивном будущем придется позабыть, Эдди получил диплом юриста, некоторое время был спортивным агентом, но недавно решил вернуться к истокам и вновь стал работать штукатуром в родной деревушке Челтенхэм. Он все еще выступает с проникновенными лекциями, ему нравится находиться в центре внимания прессы, и его уверенности в себе можно лишь позавидовать. Единственное, что изменилось в его облике, – это фирменные очки, которые исчезли после лазерной коррекции зрения.

Несколько месяцев назад один из голливудских продюсеров обнародовал планы о съемках фильма, посвященного единственному британскому лыжнику-прыгуну с трамплина. На главную роль был утвержден Стив Куган, актер и продюсер, звезда фильмов «Надзиратель», «Вокруг света за 80 дней» и комедийного сериала «Я – Алан Партридж».

Что ж, Эдди не произвел впечатления на олимпийских судей, но завоевал сердца простых людей. «Когда я прочитал сценарий, то нашел его не только смешным, но и удивительно трогательным. Чудаковатый и неловкий очкарик-зануда, обладающий железной силой воли. Именно это привлекло меня в этой роли», – поделился своими впечатлениями о будущем фильме Стив Куган.

Правда, Эдди с присущей ему непоколебимой верой в самого себя не очень-то рад такому выбору на главную роль. В одном из своих недавних интервью он без стеснения признался, что предпочел бы видеть в главной роли посвященного ему фильма как минимум Брэда Питта или Тома Круза. Стив Куган кажется ему не слишком подходящей персоной прежде всего потому, что, по словам Эдвардса, сам он намного более знаменит, чем звезда «Надзирателя».

С 7 апреля в прокате фильм «Эдди «Орел»» о британском прыгуне с трамплина Майкле Эдвардсе. Его очки в толстой оправе, неистребимый энтузиазм и презрение к смерти завоевали сердца тысяч поклонников по всему миру после его провального выступления на зимней Олимпиаде в Калгари в 1988 году.

Лучший среди никого

Майкл Томас Эдвардс (для краткости просто Эдди) родился 5 декабря 1963 года в Челтнеме (Англия). Паренек с плохим зрением, но большими амбициями всю жизнь мечтал попасть на Олимпиаду, чтобы представлять там свою страну и самого себя. Он много работал над собой, чтобы стать лучшим, но результаты оставались весьма посредственными.

К 20 годам Эдди уже стал неплохим горнолыжником и пытался попасть на Игры 1984 года в Сараеве, но ему не хватило совсем чуть-чуть, чтобы пройти квалификацию в британскую команду по даунхиллу.

В 1986 году он переехал в Лейк-Плесид, чтобы иметь доступ к более сложным горнолыжным трассам, и начал усиленно готовиться к Олимпийским играм в Калгари. Но деньги вскоре закончились, а олимпийская мечта осталась. И тут Эдди на глаза попался здоровенный трамплин, с которого лихо скатывались лыжники и летели многие десятки метров вперед, смешно расставив ноги. То что надо! 60 лет Великобритания не выставляла прыгунов с трамплина на Олимпийские игры — да у него просто не будет конкурентов!

Эдди никогда не приходилось прыгать на лыжах, но нужно было начинать. После пары часов на 15-ти метровом трамплине Эдди перебрался на 40-ка метровый, и первое же приземление стало неудачным. Затем еще одно, и снова, и снова…

Тогда он обратился к местному тренеру Чаку Бергхорну с просьбой научить его азам этого экстремального спорта, и уже через пять месяцев Эдди освоил 70-ти метровый трамплин.

Бергхорн не был мировым специалистом по прыжкам, и в отличие от персонажа Хью Джекмана не завоевывал олимпийских медалей. Он много лет работал в тренировочном центре по прыжкам с трамплина — приводил в порядок склон, а по выходным выступал на любительских соревнованиях. Но все же у Бергмана было почти 30 лет опыта в прыжках, в то время как у Эдвардса опыта не было вообще.


«Когда Эдди пришел подписать стандартные формы отказа от претензий на случай, если он под моим руководством свернет себе шею, я смотрел на него и никак не мог поверить, что собираюсь его тренировать», — рассказывает Чак.

«Эдди был уже в возрасте, носил самые толстые очки, которые я только видел, и своими габаритами никак не подходил под параметры прыгуна с трамплина: он был коренастым и был явно тяжелее всех своих конкурентов».

Эдди весил 82 килограмма — на 9 килограммов тяжелее своего ближайшего конкурента и в соответствии с законами физики при прочих равных, Эдди в любом случае пролетит меньшее расстояние. К тому же у Эдди была серьезная дальнозоркость, и без очков он не видел дальше собственного носа — значит, он был вынужден носить их под спортивными горнолыжными очками, и они неизбежно запотевали.

У Эдди катастрофически не хватало денег, все необходимое пришлось брать напрокат или довольствоваться сильно потасканным снаряжением.

У шлема, который дал ему Чак, был оторван ремешок,
и Эдди подвязывал его веревочкой,
а ботинки были так велики, что приходилось
надевать по пять пар носков,
чтобы не потерять их во время полета.

Бергхорн впоследствии вспоминал: «Я не буду врать и скажу, что не было ни одной секунды, когда я думал, что он сможет добиться успеха на Олимпиаде. Особенно когда мы начали тренироваться — у него были нулевые способности, ни одной унции мастерства, и вообще он был плохо обучаем. Но было в Эдди что-то такое, что подкупало меня. Вот эта бессмысленная воля к победе, бесстрашие и упорство. Если он вбил в голову себе эту идею, то ее нельзя было вышибить ничем, он не слушал никого».

Едва Эдди вошел во вкус, и у него начало хоть что-то получаться с прыжками, деньги закончились совсем. Тогда ему пришлось покинуть Соединенные Штаты и вернуться домой. Но ненадолго.

Из психбольницы на Олимпиаду


В отсутствие финансовой поддержи Эдди крутился как мог. Он одолжил машину у матери и пустился в путешествие по Европе, чтобы участвовать в соревнованиях и набираться опыта.

Деньги доставались тяжело — Орлу приходилось иногда менять пеленки, подрабатывая нянькой, стричь траву, подрабатывать на кухнях кабаков и в гостиницах. Он отказывал себе во всем, но продолжал нарабатывать прыжковые навыки.

Во время одного из прыжков он сломал себе челюсть, но денег на оплату врачей у него не было, поэтому он просто крепко подвязал ее наволочкой от подушки и продолжил тренироваться.

Никто не говорил, что будет легко!

В 1986 году он установил национальный британский рекорд, прыгнув на 68 метров в Кандерштеге (Швейцария), что значительно приблизило его олимпийскую мечту, затем были Сен-Моритц, Оберсдорф и другие соревнования. Наконец, в 1987 году Майкл Эдвардс удостоился чести представлять Великобританию на Чемпионате Мира, где он занял последнее место с результатом 69,5 м (побив свой предыдущий рекорд). Это был лучший результат среди соотечественников Эдди, так как он один выступал от Великобритании.

Новость о включении в национальную олимпийскую сборную застала Эдди в Финляндии, где он поселился в муниципальной психиатрической лечебнице (это был самый дешевый вариант съема жилья) и подрабатывал штукатуром, чтобы обеспечить дальнейшие самостоятельные тренировки на трамплине. Трудно представить всю гамму чувств, которые испытал Эдди — наверное, это и называется «быть на седьмом небе от счастья».

Множество соревнований, в которых он успел поучаствовать в Европе, показали, что публика принимала его на отлично. Забавный британец в толстенных очках, нескладный и неуклюжий, но вечно улыбающийся зрителям, пришелся по нраву искушенной толпе. Чем хуже он выступал, тем популярнее становился. Журналисты прозвали его «Мистер Магу» в честь мультипликационного персонажа — эксцентричного старичка, вечно попадающего в самые нелепые ситуации. Но Эдди и представить не мог, какой прием ждал его на Олимпийских играх в Калгари.

Калгари


Приключения в Калгари начались уже в аэропорту. Казалось, сама судьба насмехается над ним: его чемодан раскрылся на ленте выдачи багажа и повсюду разлетелись разноцветные носки, трусы и спортивные костюмы. Неуклюжий британец прыгал по движущемуся конвейеру, собирая свое добро, а другие пассажиры застенчиво смеялись — настоящий «Мистер Магу»! Отличное начало дня для будущего чемпиона.

На выходе Эдди ожидала съемочная бригада канадского телевидения и небольшой клуб поклонников с транспарантом «Добро пожаловать в Калгари, Эдди Орел!». Это было неожиданно, но Эдди быстро совладал с собой и направился к ним, заготовив пару приветственных слов. Но вот незадача! На пути оказалась автоматическая стеклянная дверь, и она не работала. Эдди со всего разгона впечатался прямо в нее — очки вместе с носом были разбиты, лыжи полетели на пол, ребята с транспарантом оглушительно захохотали.

Эдди приехал в Калгари в статусе любимчика публики. Среди журналистов было немало авторитетных людей, которые поддерживали его. Например, спортивный журналист The Times Дэвид Миллер писал, что Эдвардс и его английские товарищи заслужили право участвовать в Играх, даже несмотря на свои скромные результаты, ведь олимпийцы должны руководствоваться принципом основателя Игр Пьера де Кубертена: «главное не победа, а участие».

На пресс-конференцию самого Эдди собралось внушительное количество журналистов серьезных мировых изданий, которые предпочли «шоу Эдвардса» скучному брифингу председателя Международного Олимпийского Комитета Хуана-Антонио Самаранча. И они получили это шоу сполна: сперва Эдди заблудился в олимпийской деревне, а затем охрана не хотела пускать его в пресс-центр из-за того, что он забыл в номере свою аккредитацию. Никто из представителей СМИ не пожалел о том, что их заставили ждать. Как только Эдди занял место перед телекамерами, он сходу заявил: «Где это написано, что Олимпиада только для победителей?» и сорвал бурные аплодисменты.

Соревнования по прыжкам с 70-ти метрового трамплина были назначены на День Святого Валентина. Знаменитый «летающий финн» Матти Нюканен побил олимпийский рекорд первым же своим прыжком на 118,5 метров. Но многие среди тех 46 000 зрителей, кто собрался у трамплина в тот день, ждали еще одного героического выступления.

Когда на верхней части рампы появился Эдди в своих толстенных очках и с лошадиной улыбкой, накачанный адреналином и гордостью, толпа начала скандировать «Эдди! Эдди!». На его шлеме золотыми буквами было выведено «Орел» — не из-за его тщеславия, а в качестве дани многочисленным поклонникам. Говорят, даже тогдашний Президент США Рональд Рейган оторвался от работы, чтобы посмотреть на отчаянного британца, который рискует сломать себе шею, ставя собственный олимпийский рекорд. Обе попытки «Орла» не превысили 55 метров, он остался в 16 метрах позади своего ближайшего конкурента. Он занял последнее 58 место, но это никого не разочаровало — Эдди был жив и здоров, снова улыбался и махал зрителям рукой.

Соревнования по прыжкам с 90-метрового трамплина несколько раз отменяли из-за сильного бокового ветра, и в итоге один из организаторов игр подошел к руководству британской команды и попросил их повлиять на Эдвардса и попросить его отказаться от своей попытки. По закону они не могли запретить ему выступать, если он смог квалифицироваться на игры, но опасения были небеспочвенны — с такой плохой техникой выполнения прыжка, как у Эдди, можно было ожидать чего угодно.

Эдди был бесстрашен и никакой боковой ветер не мог помешать ему сделать то, о чем он мечтал.

Первой же своей попыткой он установил свой персональный и национальный британский рекорд, прыгнув на 71 метр. Но это было всего лишь 55 место.

В конце концов, результат был не так важен. Эдди удалось осуществить свою мечту: он попал на Олимпиаду в форме своей национальной сборной и вернулся домой целым и невредимым, хотя почти все вокруг были уверены, что ему не удастся ни то, ни другое.

На церемонии закрытия Олимпиады в Калгари президент Оргкомитета, Фрэнк Кинг, выделил Эдвардса среди других атлетов: «На этих играх некоторые из вас завоевали золото, другие побили рекорды, а некоторые даже воспарили, как орлы».

Правило Эдди Орла

Появление Эдвардса на Олимпийских Играх в Калгари стало настоящим шоком для спортивного истеблишмента. Как такой неудачник мог оказаться среди лучших атлетов планеты? Что будет, если его примеру последуют другие «спортсмены»? Это же превратит Игры из серьезного статусного мероприятия в настоящую комедию!

После оглушительного провала Эдвардса Международный олимпийский комитет установил новые правила допуска атлетов на игры.

Оно стало известно как «Правило Эдди Орла» и гласило, что атлет, претендующий на участие в Олимпийских играх, должен предварительно зарекомендовать себя в других международных соревнованиях (Чемпионате Европы или Мира) и войти либо в 50-ку лучших спортсменов на этих соревнованиях, либо в число 30% лучших результатов на соревнованиях (в зависимости от количества участников). Это новое правило закрывало дорогу на Игры тем спортсменам, которые, будучи лучшими на своей родине, никуда не годились по сравнению со своими конкурентами из других стран.

Из-за нового регламента Эдвардс не смог попасть на Олимпийские игры в Альбервиле (1992) и на игры в Лиллехаммере (1994). Последнюю попытку он совершил в 1998 году перед играми в японском Нагано, но ему снова не повезло. Он не прошел квалификацию, уступив буквально пару мест своим более удачливым соперникам.

После Олимпиады

После Олимпиады бывший штукатур из Челтнема превратился в мировую знаменитость. Эдди посетил десятки телешоу, заработал несколько сотен тысяч фунтов стерлингов и наконец-то добился того признания, о котором мечтал столько лет. Крупные компании вроде Olympus и Cadbury бились за его согласие сняться в их рекламе. Эдди стал звездой шоубизнеса и даже записал несколько песен на финском языке и сингл «Fly, Eddie, Fly», который попал в британский «Топ-50». Он закончил университет с дипломом юриста, но не стал скучным адвокатом, а продолжил работать лыжным инструктором и приглашенным гостем на зимних спортивных мероприятиях. В 1988 году он выпустил книгу о своей карьере, а к 2016 дожил и до фильма-байопика.

В 2010 году Эдвардс все же снова попал на Олимпийские игры, ну или, по крайней мере, был очень близок к этому — его выбрали факелоносцем, и он пробежал несколько миль в январе 2010 года, неся огонь, который открывал игры в канадском Ванкувере.

Несмотря на провальные результаты своих выступлений, неудача Эдди растопила сердца людей по всему миру. «Орел» стал воплощением истинно «олимпийского духа» — стремления к победе и желания сражаться за нее несмотря ни на какие препятствия и неудачи.

Разгар зимних Олимпийских игр 1988 года в Калгари. Невзрачный британский паренек со смешными усиками надвигает лыжные очки поверх стекол в роговой оправе. Он стоит на вершине трамплина в семьдесят метров высотой и готов совершить прыжок. Трибуны замирают в ожидании. И вот, наконец, разгон, затем красивый полет и приземление. 55 метров! И пусть это явно худший результат среди всех спортсменов, но парень радуется словно ребенок, ведь он только что побил национальный рекорд Великобритании… будучи единственным прыгуном с трамплина в этой стране. Зовут этого чудака Эдди Эдвардс , и он стал ярким олицетворением фразы «главное не победа, а участие», занимая на всех соревнованиях последние места, но при этом не теряя страсти к спорту. И про него, как видите, даже фильм сняли, в то время как десятки великих спортсменов терпеливо ждут своей очереди на байопик.

В любом деле, будь то прыжки на лыжах с трамплина, игра на баяне, или написание рецензий на фильмы - обязательно найдется уникум, который без должного природного таланта и профессиональной подкованности будет публично показывать свое «мастерство», несмотря на постоянно летящие в его голову какашки. Всех, и вас в том числе, это будет невероятно раздражать долгое время, но однажды, в очередной раз наткнувшись на плоды его трудов, вы уже не выскажете свое презрение, а лишь снисходительно махнете рукой: «ну, чувак вроде старается, пусть делает, если нравится». История англичанина-недотепы Эдди Эдвардса – пощечина всем, кто считает, что куда-то высовываться стоит только тогда, когда ты можешь продемонстрировать широкой публике что-то достойное хотя бы одобрительного кивка.

По структуре «Эдди “Орел” » соответствует шаблону духоподъемного спортивного кино: неудачи, тренировки, взлеты, падения, снова тренировки и т. д., за исключением того, что фильм практически полностью сфокусирован на действиях главного героя и не создает дополнительных ответвлений, будь то личностная драма или любовная история. Точно так же как сам Эдди не отвлекался ни на что, кроме прыжков с трамплина, сценаристы ни на минуту не уводят повествование в сторону от основной темы. У героя даже нет каких-либо дополнительных мотиваторов, кроме собственного стремления, а за все время повествования от него не было слышно фраз в духе «я сделаю это ради…» или «я вам всем докажу». У Эдди, пожалуй, нет нужды доказывать что-то даже самому себе: он просто берет и делает, исходя из одного только сильного желания. Картина Декстера Флетчера хорошо улавливает и передает эти моменты. Фильм точно дает понять, за что зрителям Олимпийских игр так полюбился этот неуклюжий недоспортсмен, и позволяет самому проникнуться к Эдвардсу куда большим уважением и симпатией, чем к любому явсегодобьюсь-атлету. В этом есть заслуга и Тэрона Эджертона , исполнителя главной роли. Соотечественник Эдди Эдвардса весьма непринужденно меняет образ «чоткого» шпиона на комедийного очкарика и отлично чувствует себя в новом амплуа, даже его ужимки не раздражают, а делают персонажа еще более обаятельным.

Интересно и то, что создатели «Эдди “Орла”» не стремились как-либо высмеивать главного героя и строить гэги на его комичном образе. Напротив, отношение к нему такое же, как отношение самого Эдди к прыжкам и настроение всего фильма в целом - безалаберно-оптимистичное и одновременно серьезное.

Единственным персонажем, которому, кроме самого трамплиниста, уделено достаточно экранного времени, стал Бронсон Пири в исполнении Хью Джекмана . Пири - уборщик снега, некогда вышвырнутый из американской команды прыгунов с трамплина, становится тренером Эдди. Герой Джекмана является полной противоположностью британцу: в прошлом талантливый спортсмен, однако лишенный нужного упорства и рвения. К сожалению, сценаристы-дебютанты не смогли придумать для австралийского актера что-то посложнее скептично настроенного «пьяного мастера» (хотя даже для алкоголика Пири выглядит очень бодро). Поэтому Бронсон занимается в основном тем, что разбавляет неугасающие потоки оптимизма от Эдди своими ироничными замечаниями и попытками спустить мечтательного лузера с небес на землю. Но, несмотря на то что отдельно этот герой выделяется лишь тем, что не носит куртку, из Джекмана и Эджертона получился удачный дуэт: сложно даже представить, как реальный Эдди Эдвардс обошелся без такого напарника (Бронсон Пири – полностью вымышленный персонаж).

«Эдди “Орел”» имеет нужные задатки для хорошего мотивационного кино, но при этом дает понять, что таким человеком, как Эдди Эдвардс почти невозможно стать с нуля, им нужно родиться. Выкладываться на полную в любом деле, не размышляя о высотах, а просто наслаждаясь самим фактом того, что ты уже делаешь - для такого требуется какой-то особый дар, за гранью простого таланта и стальных яиц. Фильм получился как раз под стать своему герою. «Эдди “Орел”» напрочь лишен спортивно-героического пафоса и явно не будет претендовать даже на последние места списках лучших фильмов этого года, но при этом влюбляет в себя искренностью и трогательной незатейливостью.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене , попробуй. Есть канал в Telegram . Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

  • Разделы сайта