Расположение секторов на крестовском стадионе. Как строили стадион на Крестовском острове. Цифры и факты

Стадион на Крестовском острове, также известный как «Зенит Арена» и «Питер Арена», единственный в России стадион, оснащенный раздвижной крышей и выкатным полем, благодаря которым оно может трансформироваться в площадку для самых разных событий.

Стадион включает в себя

  • 68 000 зрителей - вместимость стадиона на футбольных, 80 000 - на театрально-концертных мероприятиях
  • 22 000 человек расположится на нижнем ярусе трибун, 46 000 человек - на верхнем
  • 287 600 кв. м - общая площадь арены
  • 26 000 кв. м - площадь коммерческих помещений
  • 240 парковочных мест внутри и 2 732 на территории рядом со стадионом

Как добраться до стадиона на матчи

Болельщики матчей могут добраться до стадиона несколькими способами:

  • на метро до станции «Новокрестовская» или «Крестовский остров»
  • на автобусах-шаттлах S3, S4, S6
  • пешком

Внимание! С 13 мая открыта новая станция метро «Новокрестовская», которая находится около стадиона.

На метро

— Доехать до станции метро «Новокрестовская» (третья она же зеленая линия метрополитена)которая расположена непосредственно около стадиона. Дорога от станции метро к центральному входу Арены займет у вас не более 5-7 минут.

— Доехать до станции метро «Крестовский остров» (пятая она же фиолетовая линия метрополитена) и дальше дойти пешком до стадиона через главную аллею Приморского парка Победы - Батарейную дорогу. Идти придется примерно 25 минут, длина пути составляет около двух километров.

— Пешком по Яхтенному мосту. До этого моста посетители матча могут добраться на трамвае № 19 от станции метро «Старая Деревня» и № 48 от станции метро «Черная Речка» .

Подробную схему метро вы можете посмотреть или .

На трамвае

– Трамвай №48 (Кушелевка – Лахтинский разлив)
– Трамвай №19 (Старая Деревня – Лахтинский разлив)
– Трамвай №48А (новый временный маршрут: ул. Яхтенная – ул. Савушкина – ст. метро «Чёрная Речка»)

На автобусах

На Крестовский остров можно добраться автобусами следующих маршрутов:

автобус № 10 : Балтийский вокзал — а/с «Крестовский остров», расписание смотрите .

автобус № 14 : станция метро «Выборгская» — а/с «Крестовский остров», расписание смотрите .

автобус № 25 : Вазаский переулок — а/с «Крестовский остров», расписание смотрите .

автобус № 25А : Вазаский переулок — АС «Крестовский остров», расписание смотрите .

-автобус № К-131 : Набережная Мартынова — ж/д станция «Ручьи», время работы маршрута с 6:30 до 23:00, интервал движения 20 минут.

На бесплатных автобусах-шаттлах

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Автобусы-шаттлы работают не перед каждым матчем. В случае работы автобусов-шаттлов, информация будет обновлена.

23.09.2018 автобусы-шаттлы на матче задействованы не будут.

Автобусы-шаттлы работают за 3 часа перед началом матча и 3 часа после окончания матча по следующим маршрутам:

Шаттл S2 «Площадь Восстания» - автостанция «Крестовский остров»

От станции «Площадь Восстания» (Лиговский проспект д.30) до остановочного пункта «Крестовский остров», время движения автобуса составляет около 35 минут. Место посадки в автобус будет расположено на Лиговском проспекте, между Кузнечным и Лиговским переулками (у дома № 30 по Лиговскому пр.), у входа в ТРК «Галерея».
Автобусы без остановок довезут футбольных фанатов на автобусную станцию «Крестовский остров». Там надо будет пройти пешком по Южной аллее и по Батарейной дороге примерно полтора километра. Это займет около 20 минут. Также будет организовано движение бесплатных экомобилей до Теннисной аллеи.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Маршрут только в сторону АС «Крестовский Остров», работает за 3 часа до начала матча!

Шаттл S3 «Метро «Петроградская» - автостанция «Крестовский остров»

От станции метрополитена «Петроградская» до остановочного пункта «Крестовский остров», время движения автобуса составляет около 15 минут. Место посадки в автобус будет расположено у дома № 89 по Малому проспекту П. С. (площадь Шевченко).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В сторону АС «Крестовский Остров» маршрут работает за 3 часа до начала матча! В сторону ст. м. «Петроградская» маршрут
работает 3 часа после окончания матча!

Шаттл S4 «Метро «Выборгская» - автостанция «Крестовский остров»;
От станции метрополитена «Выборгская» до остановочного пункта «Крестовский остров», время движения автобуса составляет около 22 минут. Место посадки в автобус расположено у метро «Выборгская» на существующей автобусной остановке на Лесном проспекте.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В сторону АС «Крестовский Остров» маршрут работает за 3 часа до начала матча! В сторону ст. м. «Выборгская» маршрут работает 3 часа после окончания матча!

Шаттл S6 «Метро «Чкаловская» - пересечение Морского проспекта и Прожекторной улицы.
От станции метрополитена «Чкаловская» до временного перрона ул. Спортивная, время движения автобуса составляет около 10 минут. Место посадки в автобус расположено у станции метро «Чкаловская» на Чкаловском проспекте. Автобус проследует без промежуточных остановок до дополнительно организованного места высадки на Морском проспекте недалеко от станции метро «Крестовский остров», далее пешком до стадиона через главную аллею (Батарейную дорогу) Приморского парка Победы. Длина пешеходного пути составит около 2,5 км, время в пути – около 30 минут.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В сторону Морского пр. маршрут работает за 3 часа до начала матча! В сторону ст. м.«Чкаловская» маршрут работает 3 часа после окончания матча!

От аэропорта Пулково до «Санкт-Петербург Арена»

Общественный транспорт

  • Автобус № 39
    От ст. метро «Московская Сенная площадь » 6 остановок, далее перейти на станцию «Садовая » (фиолетовая линия) и проехать 4 остановки до станции «Крестовский остров
  • Автобус № 39 до станции метро «Московская»
    От ст. метро «Московская » (синяя линия) до ст. метро «Невский проспект Гостиный двор » (зеленая линия) и проехать 3 остановки до станции «Новокрестовская

От Московского вокзала до «Санкт-Петербург Арена»

Общественный транспорт

  • Метро ст. «Площадь Восстания »(красная линия) до ст. метро «Пушкинская » 2 остановки, далее перейти на станцию «Звенигородская » (фиолетовая линия) и проехать 5 остановок до станции «Крестовский остров ». Общее время в пути - 25 мин.

От Финляндского вокзала до «Санкт-Петербург Арена»

Общественный транспорт

  • Метро ст. «Площадь Ленина » (красная линия) до ст. метро «Пушкинская » 4 остановки, далее перейти на станцию «Звенигородская » (фиолетовая лииня) и проехать 5 остановок до станции «Крестовский остров ». Общее время в пути - 30 мин.

От Ладожского вокзала до «Санкт-Петербург Арена»

Общественный транспорт

  • Метро ст. «Ладожская » (оранжевая линия) до ст. метро «Спасская » 4 остановки, далее перейти на станцию «Звенигородская » (фиолетовая лииня) и проехать 4 остановки до станции «Крестовский остров ». Общее время в пути - 30-35 мин.

Как добраться личным транспортом

Использование личного транспорта для подъезда к стадиону не рекомендуется. Проезд к стадиону и расположенным рядом парковкам будет запрещен. На улично-дорожной сети Крестовского острова будет ограничено движение и запрещена остановка. Транспортные средства, нарушившие данные правила, подлежат эвакуации.
Припарковать личный транспорт возможно в Северо-приморской части Санкт-Петербурга, на следующих автостоянках:
ТРК «Атлантик-Сити», расположенной по адресу: ул. Савушкина, д. 126, лит. А, расстояние до моста в створе Яхтенной улицы составляет 1 км;
ТРК «Питерлэнд», расположенной по адресу: Приморский пр., д. 72, лит. А, расстояние до моста в створе Яхтенной улицы составляет 250 м;
ТРК «Меркурий», расположенной по адресу: ул. Савушкина, д. 141, лит. А, расстояние до моста в створе Яхтенной улицы составляет 1,6 км;
ТЦ «Подсолнух», расположенной по адресу: ул. Савушкина, д. 119, корп. 3, лит. А, расстояние до моста в створе Яхтенной улицы составляет 1,3 км.
Кроме этого, не исключается использование мест у других торгово-развлекательных комплексов и на платных автостоянках, а также на территории общего пользования.

Что нельзя приносить на стадион?

На территорию стадиона Санкт-Петербург Арена ЗАПРЕЩЕНО проносить:
Оружие любого типа, боеприпасы, колющие, режущие, метательные предметы, газовые баллончики. Запрещено приносить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, в том числе зонты-трости и шлемы. Разрешен пронос барабанов - не более трех штук на трибуну.
Огнеопасные и пиротехнические изделия независимо от вида и назначения, в том числе дымовые шашки, файеры, сигнальные ракеты, петарды, взрывчатые, ядовитые, отравляющие вещества, радиоактивные материалы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
Бутылки, чашки, кувшины или банки, в том числе консервные, предметы из полиэфира, стекла или любого хрупкого материала, а также упаковки «тетрапак».
Алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества и стимуляторы.
Пропагандистские материалы экстремистского характера.
Нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику, сходную с нацистской до степени смешения.
Технические средства, способные помешать проведению матча или его участникам (лазерные устройства, фонари), средства звукоусиления, радиостанции, вувузелы.

7 мая довелось посетить вторую "тестовую" игру Зенита на новеньком стадионе на Крестовском острове. Примечательна она была тем, что организаторы в дополнение к самому стадиону тестировали ещё и схему доставки болельщиков на игры июньского кубка Конфедераций. Метро около арены достроят только к следующему лету, поэтому пока маршруты следующие:


  1. От метро "Крестовский остров" через Приморский парк победы. Чуть меньше 2км пешком, 25 минут.

  2. От метро "Старая Деревня" и "Черная речка" на трамваях 19 и 48, выйти на пересчении ул Яхтенной и Савушкина и пешком, через новый Яхтенный мост дойти до стадиона. От остановки до входных групп окло 1,7км, 20 минут пешком. Я прогулялся этим маршрутом, было интересно посмотреть на трамваи и новый мост!

  3. Всякие экзотические варианты с бесплатными автобусами-шаттлами от разных станций метро. С этим даже не пытался разбираться, ибо понятия надежность и скорость в моем понимании с массовыми мероприятиями несовместимы.

Схема для лучшего понимания местности

Угол Яхтенной и Савушкина. До начала матча ещё целый час, но болельщики уже активно подтягиваются к стадиону. Впрочем, и к находящемуся по соседству парку 300-летия Санкт-Петербурга сегодня повышенный интерес - там в честь праздников расположились лагеря военной техники, старой и новой, а так же устраивались разнообразные военно-патриотические движухи. Я не попал, и теперь немного жалею.

Спешить мне пока некуда, поэтому задерживаюсь на остановке и разглядываю трамваи, развозящие болельщиков. Эта парочка только едет подбирать зрителей. В первом трамвае ничего особенного, новый, но уже относительно распространенный у нас продукт Усть-Катавского вагоностроительного завода. Такие начали в 2013 году в центре появляться, на возрожденном 3-м машруте, и вот потихоньку расползаются по городу.

Следующий за ним тип уже интереснее, это тверской "Витязь". Мне такие раньше вообще не встречались, но оно и не удивительно, в городе они используются только с этой зимы, да ещё и в тех районах, в которых я бываю нечасто. Это подтверждается и бортвым номером, по которому легко определяется гость из другого трамвайного парка.

Теперь о грустном. Новые трамваи - это очень хорошо, но факт того, что их специально загоняют "под игру" на эти маршруты оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, получается наглядная демонстрация трамвая, как самостоятельного городского транспорта (не только лишь метро!), быстрого, современного, удобного и способного переваривать большие потоки людей. С другой - горький привкус показухи, так как на следующий день "Витязи" и прочие приглашенные гости опять будут заменены на старенькие ЛВС-86. Надеюсь, что хотя бы к 2018 смогут укомплектовать эти маршруты нормальным транспортом на постоянной основе. И заменить пути хотя бы на пересечении с автодорогами:)

Заканчиваю с транспортом и отпраляюсь в сторону стадиона, по нечётной стороне Яхтенной улице. Очень много машин! Удивительно, но думал, что про новый мост никто особо и не вспомнит, и в его окрестностях будет малолюдно. Как бы не так! Не только пешеходы, но и автомобилисты решили воспользоваться преимуществами альтернативного маршрута. Логика понятна - "Запаркуюсь у "Карусели"/"Питерленда"/на Яхтенной/у парка, а дальше быстренько пешком по мосту". Вот только таких хитреньких было сильно больше, чем парковочнх мест, которых в окрестностях парка в выходные и так дефицит. Образовался локальный транспортный коллапс, поэтому автомобилистам советую машину оставлять подальше от Яхтенной. С которой после игры потом ещё и выехать будет ой как непросто...

С благоустройством на этой стороне Яхтенной пока беда, в какой-то момент тротуар заканчивается и начинается вытопатнный "газон", после которого нужно протискиваться к мосту между стройкой и дорогой.

Страждующие найти парковку. Автомобилистами рулит ДПС, людские потоки организовывали волонтёры, ребята в красных жилетках. А вот что там делал представитель Парковок Петербурга в сером, для меня осталось загадкой.

Дошёл до моста! 7 мая его открыли для публики первый раз, и надо понимать, что это пока тестовый режим. В дальнейшем предполагается подстветка, дорожная разметка и прочий декор. Пока готово только самое необходимое. Газоны вот только-только обозначили свежей землей:) Это не дело, конечно, ничего хорошего в таком грунте само не вырастет, особенно если в дальнейшем не прикрыть их оградками от толп болельщиков.

Атмосфера футбольного праздника, только ради нее иногда стоит выбираться на игру!




Вид на Яхтенную улицу. Так себе вид:). Интересно, какое впечателние будет складываться у иностранцев о Петербурге после путешествия на стадион этим маршрутом? Советские панельные дома выглядят стремно, но вот виды с моста их компенсируют. Или нет? Что думаете?

Дядьке футбол безразличен, у него рыбалка сегодня!

А в парке праздничная движуха. Пока проходил по мосту, началась высадка морского десанта, с выстрелами, дымовой завесой и прочими спецэффектами!

А это уже Крестовский остров, самая западная его часть. Остров слегка расширили в сторону залива, чтобы было место для ЗСД и будущей станции метро. Синие заборы вдали - это городок строителей, где-то там и будет вестибюль "Новокрестовской".

Идёт активное благоустройство. Лет через 10 здесь будет красивый парк, ну а пока так... Досадно видеть, что природе придётся начинать здесь всё сначала, раньше за стадионом был очень зелёный, даже слегка дикий район, не думал, что так мало смогут сохранить от него.

Мост пройден, вот и стадион! Наконец-то вблизи на него нормально посмотрю, а не из окна автомобиля проносясь мимо по ЗСД!

Подошёл поближе, убедился - арена вблизи действительно выглядит ужасно:) Всегда досадно видеть, когда замысел архитекторов оказывается нарушен в мелких деталях и материалах. Если кто не понял, я сейчас о композитных панелях, разноцеветных стеклопакетах на лестницах и белых рамах, на которых они деражатся. Материалы по цвету и качеству соответствуют торговому самострою где-нибудь в Адлере, но никак не "самому дорогому стадиону в галактике". Подозреваю, что такая "оптимизация расходов" на материалах - одна из причин, по которой пришлось в очередной раз менять подрядчика уже на финишной прямой строительства.

Сравните с одним из поздних рендеров проекта, по клику больший размер. Композитные панели намного меньше, стекла прозранее, рам вообще не видно. Вроде и мелочи, но на итоговое впечатление влияют очень сильно.

А что с остальными аспектами стадиона? Пока сказать сложно, работы на вспомогательных объектах еще идут, и мы видим пока тестовое, черновое функционирование арены. Например, не все входные группы ещё готовы, 7 мая пришлось идти главным, которые со стороны "Крестовской", проходить там досмотр-контроль, и потом уже подходить к нужному входу в сектор. У меня был "С", это около главной лестницы. А вот фанатские сектора, главная трибуна - это всё уже дальше, и если пришел на стадион со стороны Яхтенного моста, то идти к местам было бы совсем неудобно.

Инфраструктура до зоны безопасности пока не готова к массовому зрителю - урн мало, в туалеты очереди, газоны от зрителей защищены только игнорируемыми всеми табличками "По газонам не ходить"

Чем дальше от стадиона, тем лучше он выглядит! Самый выигрышный вариант - это с квадрокоптера вечером, когда расстояние и подстветка маскируют халтурное отношение к материалам:)
На этом снимке также видна и основная входная группа. "Дверей" более чем достаточно, за 20 минут до начала матча в очереди стоять почти не пришлось, досмотр-контроль прошел минуты за три. Проверяют тщательно.

Павильоны остались от старого стадиона. Надстроили полноценный третий этаж вместо балкончиков, перекрасили, поменяли окна. Вроде и выглядит неплохо, но мне не понравились. Как-будто какие-то детали убрали или халтурно восстановили. Долго рассматривал старые фото, но так и не понял, что именно не так. samiznaetekto , может, ты видишь, где схалтурили? Раньше было принято на стены по бокам от колонн большие плакаты вешать, может быть в этом дело?

Поднимаюсь по главной лестнице ко входам. Магазинов, как с сувенирами, так и с едой, хватает, и есть много свободного места для установки новых. Можно размещаться как снаружи, так и в подтрибунных помещениях, хот-догов хватит на всех!

Вид в сторону метро "Крестовский Остров". "Маршрутом 1" воспользовалось намного больше людей, чем новым Яхтенным мостом. 7 мая на новом стадионе было около 30 тысяч зрителей, это уже больше, чем 20+ помещавшихся на "Петровском". Новая арена рассчитана на 68 000 футбольных болельщиков. Для тех, кто не в курсе - нагрузку на новую арену поднимают постепенно, чтобы отработать все сценарии и процедуры.

Вход около главной лестницы. Здесь очередь, но можно зайти в стадион правее или левее и пройти к своему сектору уже внутри. Заскочив по пути в туалет или за хот-догом. Трюк про соседние входы рассказывали волонтеры-стюарды, но болельщики им не особо доверяли и не спешили расходится. Я поверил, попал вовнутрь за минуту. Впрочем, эта очередь двигалась тоже достаточно быстро, там в дверях только билеты проверяют. Сами двери неудобные, не автоматические раздвижные, а обычные и без фиксаторов.

Поле, триубуны, крыша. Где-то за 10 минут до начала матча, поэтому пока нижние сектора еще не заполнились болельщиками. На второй этаж пускали зрителей только у над нашими секторами, напротив пока пусто.

После первого тестового матча очень много было разговоров про некачественный газон, неоднородность цветра травы было видно и на этот раз. Я не знаю, насколько это на самом
деле критично, но эксперты пишут, что поле всё-таки запороли, основная причина - организационный бардак, при котором очень долго было не ясно, кто отвечает за состояние газона де-юре и де-факто. Аномально холодные апрель (снег и ночные морозы до -10 во второй половине!) и май тоже не добавили траве пышности и прочности. Хорошая новость в том, что проблема эта решается как минимум несколькими способами, и слишком уж переживать на этот счёт не стоит. Как и удивляться, ибо пословица про "первый блин" не просто так у нас в России популярна. Для тех, кто хочет узнать больше, советую статью на "Фонтанке", про страдания Зенита там можно пропустить, а проблемы газона описаны подробно - http://www.fontanka.ru/2017/05/10/025/ . Так же рекомендую пост lisaivolk о летящей из под ногу футболистов в разные стороны траве (Спойлер - это абсолютно нормально) - http://lisaivolk.livejournal.com/250400.html

Футбольная часть стадиона очень понравилась, если сравнивать с "Петровским". Самое очевидное - "Петровский" не был чисто футбольным стадионом, там были ещё беговые дорожки и прочая ерунда, отдаляющая зриетелей от поля. Здесь же трибуны практически нависают над газоном, и видно игру намного лучше. Второе - это кресла. Сидеть было удобно, задница не уставала. Место! Места было достаточно, и для ног, и в плечах, на "Петровском" при наличии габаритных соседей досидеть до конца тайма было проблемой.

Крыша 7 мая была открыта. Чаша стадиона хорошо защищена от ветра, но холодный воздух сверху проникает, поэтому одеваться нужно по погоде с небольшим запасом по утеплению, не рассчитывать на закрытую крышу и отсутствие ветра. С одной стороны, оно помогает, но с другой - ты полтора часа сидишь почти без движения, это совсем не то же самое, что полтора часа ходить пешком.

Места для прессы. Сначала подумал "А нафига столько? Окуда у нас столько журналистов и комментаторов?" А потом впомнил про Кубок Конфедераций и ЧМ-2018. Понаедут со всех стран!

Игра началась, но болельщики всё еще подтягиваются на свои места. Минут 15 после старта еще прибывали. Не расчитали с пробками или расстоянием от метро? Кружили вокруг стадиона? Или просто слишком долго перед матчем разогревались?

В перерыв взял себе чай (100р) и хот-дог(200р). По вкусу ничего особенного, по ценам - грабёж! Но это неизбежное зло массовых мероприятий. Точек общепита внутри самого стадиона предостаточно, но в очереди всё равно постоять придется. Если голод совсем одолел, то лучше выйти до свистка на перерыв. Принимают к оплате банковские карты, но не везде и лучше уточнять у продавцов. А ещё лучше подготовить заранее кэш, так как оплата проходила долго, а за тобой очередь страждующих, неудобно.

Туалетов на всех хватает. Мне оба раза попадались унитазы без воды, с этим непорядок.

Слышал жалобы на низкие потолки - смотрите сами. Не пять метров, как в сталинках, но и не критично низко. Придираются)

Досмотрел игру, грустный и замерзший пошёл в сторону дома. Сначала план был ещё чуть-чуть поснимать стадион и окрестности с нового моста, тем более что закатный свет и подсветка включилась...

Но май в Петербурге в этом году теплотой совсем не радует, поэтому предпочёл согреться быстрым шагом в сторону дома! Пока шёл к мосту, заметил все те же проблемы, что и по пути к стадиону - пешеходные маршруты в сторону моста не продуманы и не обозначены, поэтому упирался то в автобусную остановку, то в газон, то в забор. Надеюсь, этот момент организаторы к следющей игре учтут.

Спасибо за внимание! Буду рад вашим вопросам насчет стадиона, моста и окрестностей, а так же вашими впечатлениями от арены, если вы тоже сходили на игру!

Известный конструктивист Александр Никольский поднял Крестовский остров на новую высоту и в прямом, и в переносном смысле. Когда в 1932 году его мастерская приступила к проектированию всесоюзного физкультурного парадиза, территория, на которой предполагалось вести строительство, была заболочена, а общепринятые представления о стадионах сводились к замкнутым объемам, отъединенным от окружающей среды высокими стенами трибун. Но для Никольского спортивное сооружение было неотъемлемой частью ландшафта. Вместе с коллегами он разработал уникальную систему осушения участка, поднимавшую его уровень на 2 м. Теперь можно было строить прямо на стрелке, где, по проекту архитектора, насыпали гигантский холм. Его внутренние склоны сформировали искусственный амфитеатр, а внешние образовали террасы, чередующиеся с отлогими откосами. По существу, стадион Крестовский был первым в мире парковым стадионом, предвосхитивший развитие «экологической» архитектуры и вместе с тем продолживший характерную для Петербурга градостроительную линию. Вокруг него должен был появиться целый мир, гуманный и жизнерадостный. Но разразилась война, и строительство заморозили. После победы его возобновили, однако идеология парка изменилась: он превратился в мемориал со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Глобальный замысел Никольского был реализован в лучшем случае процентов на двадцать. Обеднел даже открытый в 1950 году стадион Крестовский: не удалось построить диспетчерскую башню и завершить композицию ажурной металлической галереей, некогда восхитившей Райта. Тем не менее, и в урезанном виде работа зодчего стала настоящим памятником архитектурной мысли и инженерного искусства. От звания шедевра ее отделял один шаг.

Однако сделать этот шаг в эпоху сталинизма не удалось. Космос Никольского не состоялся, хотя Кировский был виден из космоса, что, по-видимому, и подвигло конкурсантов на выстраивание соответствующего ассоциативного ряда. Впрочем, прежде чем их призвали участвовать в соревновании на проектирование нового здания, судьбу стадиона пытались решить совсем по-другому. В 2004 году ЗАО «ПетроМир» провело конкурс, предполагавший реконструкцию творения Никольского. Победу в нем одержал проект архитектора Петра Юшканцева, руководителя мастерской №14 «ЛенНИИпроекта».

Его достаточно консервативная концепция прямо апеллировала к невоплощенным идеям покойного академика и осталась невостребованной, так как потенциальный инвестор не сумел собраться с силами и ресурсами. Тогда за дело взялось ОАО «Открытые инвестиции». Намерения этого общества были варварски бесхитростными: осушенный ленинградцами для ленинградцев Крестовский застроить элитными жилыми домами, а спортивное сооружение возвести в депрессивном районе. Неравноценность обмена оказалась явной не только для рефлексирующих поклонников архитектуры, но и для активных фанатов «Зенита». Кроме того, подобный сценарий означал, что придется снести трассу «Невское кольцо». Тут на горизонте и замаячил «Газпром», преданный Крестовскому и получивший в качестве компенсации за свою преданность часть его территории. Правда, сначала измученная безрезультатными и результативными конкурсами власть заявила, что остров украсит адаптированная копия «Манчестер-Сити». Но здравый смысл возобладал, из многочисленных зол выбрали наименьшее, и в феврале текущего года был объявлен международный конкурс. Желание поучаствовать в нем выразили 17 компаний, среди которых комиссия выделила пятерку финалистов, подготовивших предложения с поразительной оперативностью: уже в июле они представили свои детища на суд жюри и общественности.

СУВЕРЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

Работы избранников, как водится в культурной столице, экспонировались на специальной выставке, причем на сей раз горожане могли не только оставить запись в «книге плача», но и проголосовать в Интернете. Результат волеизъявления оказался вполне предсказуемым. Во-первых, жать на кнопки сподручнее молодым «зенитовцам», а во-вторых, питерского патриотизма никто не отменял. В итоговом виртуальном рейтинге вслед за поразившим юные сердца Курокавой с небольшим отрывом шел родной «ЛенНИИпроект» – в части определения победителя народное мнение предвосхитило решение жюри, которому помогал представительный и работоспособный экспертный совет. В архитектурные достоинства проектов вникал Пьер де Мерон, а стандартами УЕФА и вопросами безопасности занимался Эрни Уокер (председатель профильного комитета УЕФА), чей авторитет в этой области практически непререкаем. Но динамика местного конкурсного движения внушает осторожный оптимизм не только поэтому. Складывается впечатление, что претендентам впервые внятно разъяснили, где им предстоит строить.

Конечно, имеется в виду не пятно, а градостроительная традиция Санкт-Петербурга, умудрившаяся пережить многочисленные социальные катаклизмы. Прежде, когда речь шла о новой сцене Мариинки или о горемычной Новой Голландии, конкурсантам скорее приходилось держать в голове вопрос, для кого они творят: харизма Гергиева и размеры потребных ему театральных зданий, сопоставимые с грандиозным дарованием дирижера, просто-напросто не оставляли места для размышлений о природе города. Если добавить к этому, что архитекторы-преобразователи «голландского» острова шли в связке с инвесторами и девелоперами, которых тоже необходимо было ублажить, становится ясно, почему никто не блеснул, а выигравший схватку Фостер явно не озаботился оригинальностью концепции. В этом смысле руки у всех зодчих, нацеленных на строительство стадиона Крестовский, были развязаны, а мозги у иноземцев – заблаговременно промыты. Так что конкурсная картина, раньше делившаяся на чувствительных к петербургской традиции, но скованных отечественных архитекторов и раскрепощенных, но глухих к зову города «варягов», наконец-то обрела цельность. Участники процесса понимали, на что они поднимают руку и чего от них ждут: организаторы хотели получить знаковый объект, вписанный в характерную для города архитектурную ткань. Что каждый, разумеется, трактовал по-своему. «ЛенНИИпроект», выступавший совместно с BSA, а также «Моспроект-4» обратились непосредственно к работе Никольского – это становится очевидным с первого взгляда на их подачи.

Причем москвич Андрей Боков, представляя проект своей мастерской на открытом заседании жюри, не только настойчиво и часто называл Кировский стадион памятником , но и всякий раз грозно повышал при этом голос – видимо, для острастки незримых оппонентов. Архитекторы компании gmp тоже не обошлись без реверансов в сторону Кировского, однако в целом пошли другим путем. Они совершенно буквально превратили свое творение в знак, увенчанный, как, по их мнению, принято в городе на Неве, иглой. А команда Tomas Taveira ограничилась ссылкой на «формальные признаки городской архитектуры в творческой интерпретации авторов», прописанной в пояснениях, но не бросающейся в глаза при взгляде на макет. И наконец, отказался от прямых цитат из Никольского, но использовал вполне узнаваемые композиционные приемы. Азартный спортивный мир явно оказался более либеральным по отношению к конкурсантам, чем возвышенный музыкальный. Освобожденные от поиска инвесторов, они выложились, и если творили с оглядкой, то исключительно на своего талантливого предшественника. Тем не менее, стадион Крестовский оказался крепким орешком даже для маститой пятерки. Суверенитет архитектуры всегда относителен: она решает комплексные, а потому неизбежно противоречивые задачи.

ПРЕТЕНДЕНТЫ И ПРЕТЕНЗИИ

Используя современную морфологию, вполне реально придать грандиозному сооружению визуальную легкость. Гораздо труднее сделать его выразительным независимо от ракурса и расстояния. Если добавить к этому функциональное многообразие и жесткие требования, предъявляемые к стадионам, становится ясно, почему безоговорочного лидера было сложно не только предсказать, но и определить. Единодушные в стремлении избавиться от тяжеловесности зодчие проявили разнохарактерную изобретательность. Тандем из «ЛенНИИпроекта» и BSA спроектировал оптимистичное и симметричное здание, состоящее из двух объемов в форме чаши. Нижняя чаша – сам Стадион Крестовский, а верхняя, опрокинутая – его золотистая раздвижная крыша. Зрительно она приподнята над основанием и соединяется с ним в четырех точках, так что волнистые края объемов образуют «золотые глаза». Эти очерченные дугами проемы придают фасаду дополнительное разнообразие и функционируют как окна, оснащенные мобильными стеклянными конструкциями. По словам координаторов, питерцы, возглавляемые Сергеем Шмаковым, в основном сосредоточились на благоустройстве острова, а к объекту приложили руку преимущественно их немецкие коллеги.

Так или иначе, он получился несколько анахроничным, хотя ретро сегодня в моде. Кроме того, эксперты отметили, что «Золотой глаз» обойдется слишком дорого: проектировщики почему-то не включили в стоимость первый этаж. Возникли и технические вопросы к системе дымоудаления. Совсем другое ощущение оставляет проект трудившихся под руководством Андрея Бокова москвичей: усеченный конус, асимметричный силуэт которого отдаленно напоминает корабль. Его очертания навевают скорее элегическое настроение, так что со стороны главной парковой аллеи мы словно одномоментно видим и новый, и старый стадионы. Точнее, место, на котором стоял Кировский. Говорят, что де Мерон назвал моспроектовский корабль «Титаником». Были высказаны претензии к тому, что с западной трибуны зрителям будет плохо видна арена, а также сомнения по поводу системы водоотвода. Пафосный и дерзкий вариант предложили немецкие архитекторы, сместившие акцент с самого здания на его несущие конструкции. По замыслу авторов, со стороны моря они должны смотреться как символический треугольный бакен высотой почти 200 м. Не вызывает сомнения, что шпиль будет не менее эффектно выглядеть и в ракурсе, открывающемся с подножия холма. Однако при ближайшем рассмотрении «немецкий» стадион все же отдает схематизмом: по существу, он превращается в пьедестал для единственного выдающегося элемента. Невольно вспоминаешь Адмиралтейство и Петропавловку, которые хороши не только шпилями. Конкурсная комиссия также осталась в неведении по поводу многофункционального использования стадиона: оно в предложении не предусмотрено.

Поднаторевшие в проектировании стадионов португальцы продемонстрировали архитектуру настолько модную, что она напоминает дизайн. Их «Корона» представляет собой совершенно цельный обтекаемый овальный диск. Зрительно неотделимые от крыши фасады изобретательно расцвечены во вкусе Вазарелли. Чтобы насыщенный цветом объект не «продавил» холм, архитекторы окружили его выбеленной террасой. Кроме того, предполагается, что здание будет сиять в лучах солнца, изредка появляющегося даже в Питере. Правда, на открытом заседании жюри проектировщики заявили, что готовы отказаться от колоритного оформления. Но в таком случае единственный безупречный, по мнению экспертов, проект стал бы слишком скучным. Впрочем, вряд ли его отвергли по этой причине. По словам директора Агентства стратегических инвестиций Ольги Потифоровой, предложение компании Tomas Taveira было наиболее реалистичным: такой стадион действительно можно возвести очень быстро, используя при этом рядовых строителей, – он собирается, как конструктор.

КУДА ПРИПЛЫВЕТ КУРОКАВА

Кишо Курокава переиграл разработчиков из Tomas Taveira только утонченностью, и его победу можно назвать неожиданной. Японский проект продемонстрировал, что хорошие идеи витают в воздухе, – его предложение определенно перекликается и с питерским, и с московским. Японский архитектор на все сто использовал насыпь Никольского, придал объекту форму чаши, «оторвал» от него крышу и намекнул на корабельную тему с помощью мачт, поддерживающих купол. Рассказывая о своем проекте, он был чрезвычайно лаконичен, однако заметил, что в его работе учтено «низкое» питерское солнце, влияющее на тени, а значит, и на восприятие стадиона. Вообще, все, что связано с освещением, у Курокавы выше всяких похвал. Более того, его сооружение очень точно и красиво прорисовано, поэтому вблизи смотрится не менее привлекательно, чем издали. С другой стороны, асимметричная затея Бокова и шпиль, предложенный gmp, обещают более выигрышный вид с воды, а финансовые и инженерные аспекты полнее проработаны у португальцев. Словом, нельзя сказать, что Курокава опередил всех по всем статьям.

Поэтому вскоре после официального объявления результатов конкурса ему вручили перечень необходимых изменений и дополнений. Помимо общей сметы, архитектор должен представить подробный расчет стоимости выдвижного поля – вероятно, оно представляется слишком дорогим удовольствием. А выдвижных эвакуационных лестниц вообще не будет: они разворачиваются в течение пяти минут, и надеяться, что в чрезвычайной ситуации болельщики станут спокойно ждать завершения процесса, не приходится. Надувную крышу предстоит заменить более привычной вантовой – скорее всего, по сумме денежных мотивов и соображений безопасности. И конечно же, чтобы эксплуатировать стадион Крестовский круглый год, придется как-нибудь закрыть расположенные на фасаде вентиляционные проемы. Но все это мелочи по сравнению с требованием пересмотреть облик стадиона со стороны Финского залива, а заодно и продумать ракурс, открывающийся с северо-западного диаметра и вантового моста, который уже просчитан, хотя и не построен. Желание сделать морской фасад стадиона Крестовский окончательно похожим на парусник, в принципе, понятно. Неясно только, причем тут проект Курокавы: его «космический корабль» для подобной метаморфозы кажется слишком завершенным. Тем интереснее будет наблюдать за развитием событий: главный вопрос конкурса, похоже, остается открытым, и каким именно будет стадион, который построят на месте Кировского, сегодня знает только японский архитектор. Если знает…

Один из самых старых «долгостроев» российского футбола, самый дорогой, современный и инновационный стадион России. Оборудован раздвижной крышей и выкатным полем. Стадион может вмещать до 69 000 зрительских мест. Во время ЧМ 2018 на стадионе проходили групповые матчи, матч 1/8 финала, один полуфинал и матч за 3-е место.

Сводная информация о стадионе:

Обновлено : 14.06.2018

Название стадиона : Стадион «Санкт-Петербург» (Газпром Арена)
Местоположение : Санкт-Петербург, Крестовский остров (западная часть)
Координаты : 59.972222, 30.220278
Статус : Введен в эксплуатацию
Год постройки :
2016
Стоимость : 43 млрд рублей (стоимость стадионов)
Вместимость : 67 800
Проектирование : Кисё Курокава
Застройщик : Комитет по строительству Санкт-Петербурга
Подрядная компания : ООО «Авант», ООО «Трансстрой», ОАО «Метрострой»
Госэкспертиза : Да
Наследие : ФК «Зенит»
Официальный сайт : arena.fc-zenit.ru
Статья в Википедии

Арена располагается на Крестовском острове Санкт-Петербурга, на месте Стадиона имени Кирова, являвшегося памятником архитектуры и одним из крупнейших стадионов в мире. Расположение поля нового стадиона полностью совпадает со старым. Название «Стадион Санкт-Петербург » будет действовать до окончания ЧМ-2018, после турнира стадион будет называться «Крестовский ».

Проект стадиона разработал известный японский архитектор Кисё Курокава . Вместимость арены составляет 56 192 зрительских места, но для проведения крупных турниров (включая Чемпионат мира по футболу) предусмотрено увеличение вместимости до 68 тысяч зрителей . Стадион управляется компанией «Газпром», которая отдает его в пользование местному футбольному клубу «Зенит».

img

Основными особенностями проекта стадиона являются раздвижная крыша и выдвижное поле. Благодаря этим решениям на арене можно проводить матчи в любую погоду, а также использовать стадион для любых массовых мероприятий, не боясь повредить футбольный газон. Внешним видом сооружение напоминает космический корабль. Судоходная тема обыграна возвышающимися над крышей мачтами.

Ход строительства стадиона в Санкт-Петербурге

Решение о строительстве нового стадиона в Санкт-Петербурге было связано с планом сноса стадиона имени Кирова. Об этом стало известно в 2005 году. Тогда же высказывались первые мысли относительно нового стадиона — 50-тысячная вместимость и стоимость $150 млн. Последний матч на старой арене состоялся 17 августа 2006 года. Сооружение демонтировали в конце 2006 года .

Видео про стадион:

2006 год - Утверждение проекта

Власти города организовали международный конкурс, который должен был определить архитектурный облик будущей арены. Победу одержал японец Кисё Курокава, в чьем проекте стадион представал «космическим кораблем». Именно он предложил раздвижную крышу и особую систему отопления, которая способна горячим воздухом топить накапливающийся на ней снег. Тогда стоимость стадиона оценивалась его проектировщиками в $225 млн . Право возводить сооружение доверили ООО «СИНТЕЗ-СУИ» (ООО «Авант»). Стоимость работ — примерно 6,7 млрд рублей .

2007 год - Началось строительство. Или нет?

В начале года власти города оптимистично сообщали, что стадион будет сдан в конце 2008 года , кроме того, было принято окончательное решение, что у арены будет выдвижное поле. В 2007 году успели заложить первый камень на стройплощадке, а в конце года заявили, что работы ведутся с опережением графика. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров пообещал, что «Зенит» сыграет здесь свой первый матч уже в начале 2009 года.

2008 год - Удорожание и первые переносы срока сдачи

С наступлением 2008 года стало ясно, что условия строительства слишком сложные, связанные с особенностью грунтов. Президент РФС Виталий Мутко предположил, что могут быть привлечены дополнительные средства — например, из капитала «Газпрома». Президент «Зенита» Дюков был конкретней: стадион подорожает минимум в два раза — с 6,7 млрд рублей до 13-14 млрд рублей . При этом срок сдачи сдвигается минимум на год.

В июле утвердили новую смету, стоимость стадиона подскочила более в чем в три раза — до 23,7 млрд рублей . Вместе с этим увеличится и вместимость — 62 тысяч кресел. Из-за удорожания проекта власти города расторгли контракт с прежним застройщиком компанией ООО «Авант», оценив проделанную ей работу в 5,45 млрд рублей. Новым генеральным подрядчиком строительства стадиона на Крестовском острове стала компания Олега Дерипаски «Трансстрой», предложившая построить стадион на треть дешевле — 13,3 млрд рублей вместо 18,6 млрд .

2009 год - Остановка строительства

Предыдущий проект по некоторым параметрам показал несоответствия требованиям ФИФА к матчам самого высокого уровня. При этом процесс строительства уже велся. В основном это касалось трибун, которые уже начали возводить. Строительство приостановили .

img

2010 год - Перепроектировка

Стало известно, что Россия примет матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, а Санкт-Петербургу предложено провести один из полуфиналов турнира. В связи с этим стадион предложили расширить, увеличив вместимость до 67 тысяч зрительских мест. Стоимость нового проекта снова повысилась. В связи с ЧМ-2018 власти города получили возможность претендовать на увеличение бюджета за счет привлечения федеральных средств. К концу года президент «Зенита» Дюков заявил, что перепроектировка стадиона завершена, его окончательная вместимость составит 68 тысяч зрителей.

2011 год - Стоимость уже больше миллиарда долларов

Очередной перенос срока сдачи — конец 2012 года . Смета вновь повысилась, теперь она достигает $1 млрд — 33 млрд рублей по курсу 2011 года. Заключение государственной экспертизы пришло на три месяца позже запланированного срока, но строители уже начали возводить кровлю, которую теперь придется разбирать из-за изменений в проекте стадиона. Генеральный подрядчик вновь заявляет, что может построить арену дешевле — 28,7 млрд рублей.

img

В конце года срок сдачи перенесли на 2013 год. Крышу вновь переделывают, на что уйдет до полутора лет. Заказчик строительства настаивает, чтобы раздвижная крыша закрывала не только трибуны стадиона, но и поле. По новой информации стоимость строительства возрастет 40 млрд рублей.

img

2012 год - Построим всем миром!

Проект снова отправлен на государственную экспертизу. Его стоимость составляет теперь 43,8 млрд рублей ! На стадион приезжает премьер-министр и удивляется долгострою. Новый губернатор Георгий Полтавченко (строительство начиналось при Матвиенко) опровергает слухи о хищениях на стройке и допускает, что к стройке могут быть привлечены жители города.

img

img

2013 год - Уголовное дело и Счетная палата

На стадион уже потрачено почти 15 миллиардов рублей, а его готовность оценивается почти в 35%. Следственный комитет РФ заводит уголовное дело : первый генеральный подрядчик ООО «Авант» подозревается в необоснованном завышении стоимость на 500 млн рублей. Новый генеральный подрядчик «Трансстрой» и предприятие «Мостоотряд-19» обмениваются исками, оспаривая выделенные на строительство крыши стадиона средства.

img

Срок сдачи стадиона в эксплуатацию отодвинут на 15 июня 2016 года . С этой датой согласны вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян и президент «Зенита» Александр Дюков. Счетная палата проводит аудит, находит на стадионе непрофильные площади и снижает стоимость арены до 34,9 млрд рублей. Оганисян подтверждает, что больше не потребуется, а глава Счетной палаты Сергей Степашин не верит в обозначенные сроки сдачи — по его мнению, стадион построят не раньше 2017 года. Город расторгает проект с «Трансстроем» для того, чтобы провести еще один конкурс, который выиграет этот же подрядчик. Для нового проекта требуется заключить новый договор.

img

2014 год - Падение курса рубля

На достройку стадиона «Трансстрою» выделяют 9,1 млрд рублей. Не готова раздвижная крыша и выдвижное поле стадиона. В конце 2014 года на строительство выделяют дополнительные 2,3 млрд рублей — для формирования намывного участка земли в районе стадиона. Доллар резко вырастает в цене, и поставщики заявляют об удорожании стройматериалов на 20-30%. Власти города утверждают, что на стоимость стадиона это не повлияет.

img

2015 год - Конфликт подрядчика и заказчика

Готовность стадиона оценивают в 79%. Строительный комитет сообщает, что первая игра на поле «Крестовского» пройдет уже сентябре 2016 года. Позже будет объявлено о декабре 2016-го. Генеральный подрядчик просит еще полмиллиарда рублей, увеличивая стоимость проекта до 35,3 млрд рублей. Начинается затяжной спор между подрядчиком и властями города.

img

img

Строительство останавливается на отметке 85% . Генподрядчик обвиняет власти города в искусственном затягивании утверждения проекта, из-за чего компания не может приступить к работе. Также «Инжтрасстрой-Спб» заявляет о пресеченной попытке рейдерского захвата. Власти города угрожают разрывом контракта с компанией.

2016 год - Почти готово!

Строительный комитет города замораживает контракт «Трансстроем» на полгода в начале 2016-го. Причина — невыполнение работ в объеме 3,1 млрд рублей . Согласно контракту, работы должны были завершиться до конца 2015 года . Представители компании заявляют, что сумма контракта не индексировалась последние три года, несмотря на экономические потрясения и использование на стройке импортного оборудования. Через месяц контракт продлевают. Штаб, координирующий стройку, возглавляет лично вице-губернатор Игорь Албин .

img

Стоимость стадиона увеличивают на 4,3 млрд — до 39,2 млрд рублей . Причина — требования ФИФА по безопасности. Власти города разрывают контракт с «Трансстроем», у которого дефицит на строительстве в 2,5 млрд рублей. Сумму планируют взыскать через суд, а пока выделяют из городского бюджета деньги, предназначенные социальным сферам. Генеральным подрядчиком назначен «Метрострой », частично принадлежащий городу. Стадион получает официальное название — «Крестовский».

img

В последние числа декабря 2016 года получен акт о вводе стадиона в эксплуатацию . На него уже потрачен 41 млрд рублей и заключен контракт на дополнительные работы стоимостью в 952 млн рублей.

2017 год - Что в итоге получилось?

У стадиона проблемы с выкатным полем — говорят, не учли проблему вибрации конструкции и проблемы с раздвижной крышей, которая протекает.

img

img

img

22 апреля 2017 года на стадионе «Санкт-Петербург» состоялся первый официальный футбольный матч — питерский «Зенит» принимал екатеринбургский «Урал» в рамках Чемпионата России по футболу и одержал победу со счетом 2:0. Первый гол в истории нового стадиона забил сербский защитник «Зенита» Бронислав Иванович.

Летом 2017 года в России прошел Кубок Конфедераций. Стадион «Санкт-Петербург» принимал финал турнира.

7 декабря 2017 года стало известно, что стадион «Санкт-Петербург» примет матчи группового этапа Евро-2020 (первый турнир в истории, который пройдет в 13 странах).

Стоит ли стадион «Санкт-Петербург» своих денег?

Стоимость стадиона в Санкт-Петербурге по официальным данным составила 43 млрд рублей .

По информации «Фонтанки», которая изучила открытые источники, арена обошлась в 48 млрд рублей. Часть была потрачена еще до изменения курса рубля, поэтому стоимость можно оценивать больше чем в $1 млрд долларов . Это самый дорогой стадион России и один из самых дорогих в мире.

Самый высокий небоскреб в мире — Бурдж-Халифа стоил $1,5 млрд .

Примерно столько же стоит обновленный «Уэмбли» (вместимость — 90 тыс мест).

В мире нет стадиона с такой же вместимостью , который бы стоил хотя бы $1 млрд.

Между тем, сейчас уже ясно, что работы на стадионе не прекращены. На различные переделки в ближайшие годы потратят еще около 5,5 млрд рублей, но эта нагрузка ляжет уже на «Газпром» и футбольный клуб «Зенит», в чьем управлении будет находиться арена.

Как добраться до стадиона в Санкт-Петербурге?

На метро

Следует доехать на поезде до станции метро «Крестовский остров ». Далее нужно пройти 2 км по территории парка. Также можно будет добраться до ново станции метро «Новокрестовская » — 1,6 км по пешеходному мосту через Южную дорогу.

Автобусы-шаттлы

Как и в других городах-участницах ЧМ-2018 в Санкт-Петербурге будут курсировать бесплатные австобусы-шаттлы, которые начинают свою работу по перевозке болельщиков за три часа до матча. Добраться до стадиона на автобусе-шаттле можно от станции метро «Петроградская», «Выборгская», от аэропорта «Пулково» – все автобусы следуют до автостанции «Крестовский остров». Автобусы от станции метро «Выборгская» и от станции метро «Чкаловская» довезут до Батарейной дороги.

Трамваем

– От станции метро «Старая деревня» и далее до Яхтенной улицы можно добраться на трамвае № 19, далее по Яхтенной улице, Яхтенному мосту и Северной дороге (2,3 км). Трамвай идет примерно 10 минут.
– От станции метро «Чёрная речка» и далее до Яхтенной улицы можно добраться на трамвае №48, 48А, далее по Яхтенной улице, Яхтенному мосту и Северной дороге (2,3 км). Трамвай идет примерно 20 минут.

Схема расположения мест

По клику откроется большая картинка

img

Стадион на карте.

Стадион на Крестовском острове является одним из самых высокотехнологичных спортивных сооружений мира. Построенная в Санкт-Петербурге арена – это уникальный комплекс с точки зрения применения новейших технологий для данной климатической зоны.

Стадиону на Крестовском острове присвоена высшая категория разряда «А» (по международной классификации «Элит»). Впервые раздвижная крыша и выдвижное поле были созданы при строительстве самого северного стадиона такого класса.

Рабочее название арены - «Стадион Санкт-Петербург». Так он будет называться во время проведения Кубка конфедерации в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году. После мундиаля ему будет присвоено окончательное название с учетом мнения жителей Северной столицы.

Основные характеристики

  • Вместимость арены – 68000 зрительских мест во время спортивных матчей и 80000 – при проведении театрально-концертных мероприятий. Для маломобильных групп населения предусмотрено 600 мест
  • Общая площадь объекта – 287600 кв. метров
  • Высота сооружения – 75 метров
  • Парковочных мест – 3000
  • Количество мест в кафе и ресторанах – 5000
  • Количество туалетов – 2466
  • Размер крыши – 71000 кв. метра, что составляет три Красных площади.

Выдвижное поле и раздвижная крыша позволят стадиону на Крестовском острове трансформироваться в площадку для самых разных мероприятий – футбольных матчей, концертов и даже хоккейных встреч.

Выдвижное поле

Согласно новой технологии, выдвижное поле будет размещаться в чаше стадиона только в дни проведения футбольных матчей. За шесть часов до начала мероприятия оно будет выкатываться на стадион, а в остальное время поле будет находиться под открытым небом - на специальной площадке рядом с ареной. Здесь трава насытится воздухом и отдохнет на солнце, что положительно отразится на состоянии газона и увеличит срок его эксплуатации.

Вес поля составляет 8000 тонн, а передвигается оно по 18 рельсовым путям. Всего установлено 394 колесиков. Управление процессом осуществляется с помощью лазеров, которые могут зафиксировать даже самое незначительное отклонение от заданной траектории движения.

Раздвижная крыша

Крыша сооружения уникальная и суперсовременная. Она состоит из двух частей – стационарной и раздвижной. В холодную погоду раздвижная часть будет закрываться, что позволит поддерживать температуру внутри объекта не ниже 15 градусов.

Раздвижная часть состоит из двух пролетов – северного и южного, смонтированных из двенадцати блоков. Каждый из блоков движется по рельсам с помощью специальных тележек. Раздвижная крыша и примыкающий к ней купол покрываются специальной светопроницаемой пленкой, которая удерживает тепло и защищает арену от дождя.

Механизм сооружения уникальный, он может передвигать крышу практически при любой погоде и даже при нагрузке 50 кг снега на один квадратный метр. Открывается или закрывается крыша за 15 минут при скорости движения четыре метра за минуту.

Коротко о строительстве

Решение о сооружении нового стадиона было принято в 2004 году. Автором проекта по результатам проведенного конкурса был выбран японский архитектор Кисё Курокава.

Строительство арены на Крестовском острове началось в 2007 году, и первым генеральным подрядчиком была определена компания «Авант». Первоначально стоимость работ оценивалась в 6,7 млрд. рублей.

Через год выяснилось, что уложиться в эту сумму не удастся. Согласно заключению Главгосэкспертиы России, стоимость работ оценивается уже в 23,6 млрд. рублей, В результате, договор с «Авантом» был расторгнут и на смену ему пришел другой генеральный подрядчик - «Трансстрой».

За годы строительства проект, разработанный японской фирмой «Kicho Kurokawa architect and associates» корректировался три раза в 2008, 2010 и 2013 годах и смета несколько раз увеличивалась по самым разным причинам, в том числе в связи с изменениями требований ФИФА и резким скачком курса доллара.

В 2016 году между заказчиком (комитетом по строительству Санкт-Петербурга) и генеральным подрядчиком возникли разногласия. Из-за «низких темпов производства работ», «неоправданной волокиты» и «плохого качества работ» Смольный расторг договор с корпорацией "Трансстрой".

В августе 2016 года новым генеральным подрядчиком определен «Метрострой», который и завершил сооружение долгостроя. Разрешение на ввод в эксплуатацию было получено 29 декабря 2016 года. Финальные работы по завершению строительства проводились еще несколько месяцев.

Между тем, между споры и разбирательства в суде между Смольным и «Трансстроем» о возвращении подрядчиком ранее выданного аванса, продолжаются до сих пор (весна 2017 года).

Стадион на Крестовском острове строился 10 лет. Общая стоимость работ обошлась в 43 млрд. рублей, то есть была превышена более, чем в 6 раз и стала больше стоимости сооружения стадиона в Лондоне «O2 Арена» , который был построен совсем недавно к летним олимпийским играм 2012 года.

Летом 2016 года принято решение, согласно которому стадион на Крестовском острове перейдет в управление ФК «Зенит». Именно питерский клуб будет заниматься эксплуатацией и устранением недостатков, допущенных во время проектирования и строительства объекта.



  • Разделы сайта