Раннее плавание новорожденных: техника плавания

Основная цель — закаливание, повышение защитных сил детского организма для борьбы с инфекциями, помощь в развитии тела и нервной системы. Плюс к этому малыш получит навык, который обеспечит его безопасность в будущем. Специалисты установили, что детишки, занимающиеся плаванием, легче и в срок учатся двигаться, редко болеют. А поскольку вода массирует кожу малышей (что улучшает кровообращение во всем теле и укрепляет нервную систему), они еще и спокойны, крепко спят и, за редким исключением, всегда радуют родителей хорошим настроением.

Время для удачного старта

Традиция обучения младенцев плаванию имеет давнюю историю. Еще за 4 тысячелетия до нашей эры в Египте она считалась частью подготовки будущих войнов. Интерес к этой возможности укрепить возобновился в середине XX века. В нашей стране плавательные школы при поликлиниках стали появляться около 20 лет назад.

Сама идея обучения грудных детей основана на их врожденной способности плавать, она связана с тем, что долгих девять месяцев до появления на свет малыши проводят в жидкой среде. Однако этот надо вовремя закрепить, иначе он исчезнет к 3-3,5 месяцам. Вот почему так важно приступать к занятиям с детьми до этого срока, когда у них еще сохраняется способность держаться на воде, рефлекторно задерживать дыхание при погружении. На этом этапе малыши смогут быстро освоиться в воде, научиться на ней держаться и даже нырять!

Самый подходящий возраст для начала обучения — 1 месяц. К этому сроку организм ребенка успевает приспособиться к новым условиям жизни, малыш начинает хорошо прибавлять в весе, наверстывая потерянные после рождения килограммы, проходит первый медосмотр, цель которого — убедиться, что он здоров, а значит, готов приступить к занятиям.

Пункты программы

Методика обучения плаванию делится на 4 уровня, которые соответствуют особенностям развития малышей на разных этапах: 1-й уровень — до 3 месяцев, 2-й — от 3 до 6 месяцев, 3-й — от 6 до 9 и 4-й — от 9 месяцев до 1 года. По мере того как ребенок растет, меняются и усложняются упражнения, понижается температура воды, увеличивается продолжительность занятий. Впрочем, время перехода с одного уровня на другой зависит от того, как малыш будет усваивать «пройденный материал».

Заниматься с ребенком может не только методист, но и мама с папой, но в этом случае стоит посещать консультативные занятия в поликлинике не реже 1 раза в месяц. Их присутствие желательно и во время урока с инструктором, тогда маленький будет чувствовать себя увереннее и начнет быстрее осваивать науку.

Занятия на первом, подготовительном, этапе проводятся в большой «взрослой» ванне, чисто вымытой и заполненной на 2/3 водой, температура которой в начале занятий обычно равняется 36,5 °C, а затем немного понижается. Продолжительность первых уроков плавания — 5 минут.

Когда малышу исполнится 4-6 месяцев, такая ванна станет ему мала, к тому же он будет уже уверенно держаться на воде, и с этого момента занятия проводятся уже в специальном бассейне, где рядом с малышом всегда находится либо родитель, либо методист.

Задача программы первых 3 месяцев — приучить ребенка находиться в воде долгое время и научить его передвигаться с помощью взрослого, «лежа» на спине и животе. Особое внимание специалист обращает на отработку навыков ныряния. На подготовительном этапе в воду погружают только рот малыша на 2-4 секунды — так тренируется навык задержки дыхания через нос. Если маленький ученик чувствует себя нормально и у него нет проблем со здоровьем, под воду опускают и его голову.

И, наконец, еще одно очень важное правило: заниматься с малышом нужно регулярно. Дело в том, что достигнутый в процессе результат быстро теряется: «закалка» — через 5-7 дней, полученные навыки — через 2-3 недели.

Важные детали

Подготовка

  • Для занятий с малышом нужны комфортные условия: теплое помещение, отсутствие сквозняков, хорошее освещение.
  • Ванна должна быть хотя бы в 2 раза больше младенца.
  • Не забудьте про игрушки, они очень помогут вам во время урока: надувные, плавающие и тонущие, они привлекут внимание ребенка и помогут выполнять некоторые упражнения, например, погружать лицо в воду и нырять.
  • Занятия с малышом стоит начинать через 1 час после еды (поесть после урока можно через 15-20 минут) утром, днем или вечером, но не перед ночным сном, иначе от перевозбуждения ребенку будет трудно заснуть.
  • Еще до начала урока нужно «разогреть» малыша, слегка помассировав его тело в течение 5 минут. Кожа, ручки и ножки ребенка обязательно должны быть теплыми.

Во время занятия

  • Погружайте малыша в воду постепенно, ножками вниз, держите его лицом к себе, чтобы он не испугался.
  • Разговаривайте с ребенком, а перед любым действием четко и ясно произносите команду, например, «ныряй», «греби», «толкайся».
  • После каждого упражнения подержите малыша в вертикальном положении, чтобы он немного отдохнул. Уважайте такие паузы, ведь правильное чередование нагрузки с перерывами как раз и обеспечивает разнообразную нагрузку на костно-мышечную систему ребенка, а значит, помогает его органам и системам развиваться гармонично.
  • Обязательно хвалите малыша, если ему удается преодолеть какую-нибудь трудность, и старайтесь подбодрить в случае неудачи. Тогда он сможет гордиться своими достижениями и будет чувствовать вашу поддержку!

Предосторожности

  • Ни в коем случае не перегружайте ребенка, не увлекайтесь увеличением времени занятий, числом повторений движений, длительностью погружения его головки под воду, снижением температуры воды. Не забывайте: организм малышей имеет свои особенности. Костно-мышечная, сердечнососудистая, дыхательная и нервная система детишек еще только развивается, поэтому они быстро устают, хотя и так же быстро набираются сил. Четкое следование правилам даст вам уверенность, что вы не перегружаете малыша.
  • Если вы заметите, что ребенок устал (неохотно выполняет упражнения, сделался вялым), или замерз (появился озноб, кожа стала «гусиной», губы посинели), или вдруг начал капризничать, занятие надо прекратить.

А что потом?

Чтобы малыш не разучился плавать и сохранил этот навык на всю жизнь, его нужно поддерживать и дальше. Первые 3 года вам предстоит заниматься с ребенком 2-3 раза в неделю, а потом делать это можно реже. Тем более что теперь вам предстоит обучить его настоящей технике плавания, ведь самые маленькие плавают вольным «младенческим» стилем. Не расстраивайтесь, если вы не успели приступить к занятиям в первые месяцы после рождения. Начинать никогда не поздно! Помните только, что серьезные занятия плаванием лучше отложить до 6 лет, а до этого времени уроки должны скорее напоминать игру, она будет не менее полезна, чем настоящие тренировки. Тем более что основная цель таких занятий — укрепление здоровья и взаимопонимания между вами и вашим малышом.

Смотри это — море

Тем, кто собирается к морю или живет неподалеку, стоит принять к сведению, что купание в морской воде — один из самых замечательных способов закаливания. Оно приносит малышам большую пользу, потому что улучшает кровоснабжение и работу нервной, эндокринной системы, повышает иммунитет, а гимнастика и плавание в морской воде укрепляют костную и мышечную систему и очень полезны деткам, которые болели рахитом. К тому же соли и микроэлементы, растворенные в море, хорошо действуют на кожу детишек, избавляя от сухости и шелушения (особенно если причина их появления — ).

Чтобы знакомство с морем прошло для малыша гладко, запаситесь терпением и действуйте потихоньку. Проблема в том, что механизм регуляции температуры тела у маленьких еще не отлажен, они быстро перегреваются и переохлаждаются. Для начала зайдите с малышом в море на 2-3 минуты, а потом продлите это удовольствие до 8-12 минут (по степени нагрузки это время соответствует часовому заплыву взрослого).

Купайте малышей в воде, температура которой будет не ниже 21-25 °С. Делайте это с 10.00 до 11.00 часов утра и с 16.30 до 18.00 вечера, когда воздух и вода теплые, а солнце не такое активное.

Чтобы малыш с радостью принимал морские процедуры и дальше, соблюдайте несколько несложных правил.

  • Перед тем как отправиться купаться, уйдите с солнца в тень и посидите там минут 10-15, чтобы кожа ребенка остыла. Иначе из-за резких перепадов температуры у малыша может «перехватить» дыхание и случиться обморок.
  • Оказавшись в воде (детей до 3 лет лучше держать на руках), сначала намочите и оботрите ею ножки и ручки малыша, потом живот и спину, и только после этого целиком погружайте его в море.
  • Если во время купания кожа малыша станет синеватой и на ней появятся «гусиные» пупырышки, выбирайтесь на сушу, чтобы согреться. Разотрите кожу маленького мягким полотенцем и наденьте на него футболку или кофточку.
  • Нельзя оставлять ребенка в воде без присмотра даже на минутку, даже на мели.
  • Если малыш плещется в море, а вы отдыхаете на берегу, обязательно наденьте на него надувной жилет и нарукавники.
  • После того как ребенок выйдет из воды, оботрите его мягким полотенцем и посидите в тени 10-15 минут.

Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни. Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать. Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.

Зачем это нужно?

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку.

Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с «неплавающими» детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать.

Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок. Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача.

Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.

Противопоказания к плаванию детей первого года жизни:

  • острые инфекционные заболевания;
  • различные заболевания центральной нервной системы (особенно повышенное внутричерепное давление и высокий риск развития судорог, так называемая судорожная готовность), вопрос о занятиях плаванием с такими детьми решается совместно с неврологом.

Кто может заниматься с малышом?

Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог - его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию. Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели.

Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием, отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически.

Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек.

Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка - это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.

    Двойная ручная поддержка при плавании на спине : четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы - на груди.

    Двуручная поддержка при плавании на груди : указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.

    Одноручная поддержка «ковшом» при плавании на груди : большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные - на груди.

    Одноручная поддержка «полукольцом» при плавании на спине : большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.

Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.

Готовимся к занятию

Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22 - 24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30 - 32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях - 30 - 40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком.

Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5 - 2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1 - 1,5 часа после приема пищи.

В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3 - 4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12 - 14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5 - 3 кг, то с ним не следует заниматься более 8 - 10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40 - 50 минут.

Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые.

Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу - если я не хочу плавать, мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды.

Массаж и гимнастика перед плаванием

Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на «суше». Это называется «сухое плавание», оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук - это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что «сухое плавание» не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур.

Упражнения для ног

1. Исходное положение - лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: «Ножки - кролем». Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем - небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты.

2. Исходное положение - то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом («лягушка»). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: «Ножки - брассом».

Упражнения для рук

  1. Исходное положение - лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку: «Ручки - кролем».
  2. Исходное положение - то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку: «Ручки - брассом».
  3. Исходное положение - лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: «Ручки - брассом».

Начинаем тренировку

Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется.

Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается.

Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла.

По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: «Стоим!», длительность стояния - 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: «Идем!»; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только «дойдете» до противоположного торца ванны, командуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.

После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать «челноком», при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную «полукольцом» для плавания на спине.

Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: «Стоим!», поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду «Идем!». «Шагайте» до противоположного торца ванны, скомандуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.

Переходим ко второй половине цикла - плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: «Плывем!» и ведите ребенка «восьмерками». Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку «ковшом» и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: «Стоим!», отдохните 15 секунд.

Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, «проходит» около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться.

Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца - 5 и так далее.

Погружение и ныряние

Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: «Ныряй!» при поливе лица ребенка во время плавания на груди «восьмерками». Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: «Катя, ныряй!», затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2 - 3 секунды, пока вода стекает с лица.

Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача.

Далее, после консультации методиста, разрешается проводить погружения ребенка под воду. Постепенно время задержки дыхания достигает 12 - 15 и более секунд, что является отличной тренировкой легких и сердца.

В конце занятия проводится закаливание в «холодном пятне». Для этого откройте кран с холодной водой (температура воды в «пятне» должна быть на 5 - 6 градусов С ниже, чем в ванне) и, удерживая ребенка вертикально, введите его в образовавшееся «холодное пятно» (но не под саму струю холодной воды), поверните грудкой, спинкой. Таких подводок сначала делается четыре, ежемесячно добавляется по одной и к году закаливание в «холодном пятне» повторяется 16 - 18 раз. Только после трех месяцев занятий можно попробовать вносить в струю ручки или ножки. Дети любят такие упражнения, кроме того, это весьма эффективный способ закаливания. После этого не спешите вынимать ребенка из воды, пусть малыш отдохнет, лежа на воде на спине. Затем, обязательно похвалив малыша, можете извлекать маленького пловца из ванны: левой рукой удерживайте ребенка за шею и верхнюю часть спины, правой - под попку, перенесите в полотенце, осушите кожу, каждое ухо осушите дважды ватными тампонами.

Не забудьте предложить малышу после плавания кипяченую воду (более старшим детям можно сок), а примерно через 30-40 минут покормите его. Во время занятий тратится много энергии, поэтому увеличьте обычный объем кормления на 20 - 30 г (но не более чем на 50 г).

Главные задачи уроков

Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания. В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию. Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.).

Первый месяц занятий:

  • отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится.

Второй месяц занятий:

    отработка ныряния в ручных поддержках. После команды: «Ныряй!» в момент двух-трехсекундной задержки дыхания после полива лица проводится ныряние ребенка головой под воду не глубже 29-30 см при ручных поддержках;

    введение дополнительного элемента - комплекса вертикальных прыжков в воде при ручных поддержках. Этим элементом можно иногда заменять ходьбу в ванне в обоих полуциклах. Обычно малышам очень нравится это упражнение. Обязательное условие - ребенок стремится к яркой игрушке и подается команда: «Прыг - скок!»;

    обучение ребенка держаться на воде в положении на спине. Для этого ребенку понадобится шапочка с поплавками из пенопласта.

Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопласта

По периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду.

Главное правило - нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты - шапочку снимают, она уже не нужна.

Третий месяц занятий:

  • освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году - одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание «восьмеркой» продолжается.

После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:

    комплекс скольжения на поверхности воды. В каждой второй «восьмерке» применяйте скольжение по поверхности воды (не ныряя!) на 10-15 см. Подается команда: «Плыви!»; следите, чтобы подбородок ребенка не опускался под воду.

    «торпеда» с поворотом.

С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые «спасательные» рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания - дрейфа - при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь.

С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше - в 9-10 месяцев.

Оценка результатов

Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию. Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий - как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку.

Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды.

Журнал "Мама и Малыш", 2/2006 г.

С появлением малыша на свет в семью оптом приходят: безграничная радость в переплетении с новыми переменами и приятными хлопотами. Более того, у новоиспеченных родителей просыпается активная забота и сильное желание немедленно начать развивать ребенка с первых дней его жизни. Ведь он такой маленький и совсем ничего еще не умеет.

Но матушка — природа очень мудра и обо всем заранее побеспокоилась. Младенец с момента жизни умеет не мало: сосать, хватать за пальчики и крепко удерживать (хватательный рефлекс), упираться ножками в опору и отталкиваться, даже шагать (шаговый рефлекс)- держа в вертикальном положении и слегка наклонив туловище крохи вперед — он начнет перебирать ножками. Еще одна особенность грудничка – врожденный рефлекс задержки дыхания на пару секунд. И делает он это рефлекторно при попадании струи воздуха или воды на личико. На этой уникальной защитной способности организма построены все существующие методики обучения плаванию новорожденного.

Раннее плавание и его воздействие на растущий организм младенца

Плавание – удивительное спортивное направления. В нем задействованы все важные мышцы организма, а на позвоночник воздействует минимальная нагрузка, что минимизирует вероятность травмироваться.

Практика подтверждает, что уметь плавать в год — реальность. Умение задерживать дыхание с рождения — необычайный дар для младенца. И только родители могут принять решение: сохранить и развивать эту способность или же дать ей угаснуть. Данное качество организма сохраняется у грудничков до двух месяцев жизни. Если же вы упустили время для обучения раннему плаванию или же просто не решились – ничего страшного. Но далее прививать любовь и совершенствовать мастерство в данном виде спорта рационально начинать с трехлетнего возраста, когда малыш уже понимает сказанное и может самостоятельно выполнять команды инструктора.

Ранее плавание позволит:

  • Укрепить и развивать опорно-двигательную систему, сделать организм более выносливым
  • Активизировать обменные процессы в организме новорожденного
  • С помощью воздействия водного массажа стабилизировать моторику кишечника, как метод лечения или в целях профилактики от коликов и запоров
  • Улучшить сердечно — сосудистую систему, стабилизировать внутричерепное давление, нормализовать кровообращение в головном мозге, минимизировать судорожные состояния младенца, а то и вовсе их прекратить (если таковые имеются)
  • Благотворно воздействовать на систему дыхания. Правильное проведение занятий поможет легким расправиться и увеличить объем. Ранее плавание особенно важно для недоношенных деток, и тех, кто подвергался нехватке воздуха в утробе мамы или в процессе рождения: гипоксия (кислородное голодание), в момент кесарево сечения, обвитие шеи пуповиной, попадание околоплодных вод во время родов («захлебывание»)
  • Через воду быстрее адаптировать новорожденного к окружающей среде, поскольку он девять месяцев комфортно «плавал» у мамы в животике
  • Настроить крепкий и здоровый сон у младенца
  • Разнообразить семейный досуг и наладить контакт с вашим чадом: плавать с родителями в бассейне — прекрасный способ провести отдых с семьей!

Улыбка ребенка — успех в тренировках!

В основном малыши позитивно воспринимают водные процедуры. Но когда наступает момент ныряние, зачастую они высказывают свое негодование через громкий крик и слезы. Родители быстро приходят в замешательство, уверенность в своих намерениях резко подрывается и быстро принимается эмоциональное решение – прекратить дальнейшие занятия.

Процесс обучения плаванию должен импонировать и родителю, и ребенку. Он у всех должен вызывать только приятные ощущения и улыбки. А ваша задача, как человека – наставника в вашем деле — быть уверенным в своих силах, талантах ребенка, уметь импровизировать и максимально показать свою любовь и заботу. Занимаясь с малюткой, вы можете петь песенки или читать стихотворения, разговаривайте монотонно и спокойно, хвалите кроху. Он должен чувствовать вашу поддержку.

Что бы отвлечь ребенка, ванную можно украсить надувными разноцветными шариками и красивыми игрушками, наклеив их на стены или развесив под потолок. Юные пловцы очень любят звук журчащей воды, поэтому во время плавания можете оставить тоненькую струю воды в кране. Наблюдайте, какие упражнения ему больше нравятся и начинайте их всегда выполнять после того же «ныряния». Постарайтесь найти способ успокоить малыша и не допустить его выход из «царства воды» в плохом настроение. Иначе укрепится страх к воде.

Выбор времени и места для знакомства крохи с водной средой

По гигиеническим нормам, купание младенца стоит начинать только после того, как заживет пупочная ранка. Поскольку врожденный рефлекс задержки дыхания у младенцев после двух месяцев угасает, то приучать новорожденного к раннему плаванию и развивать врожденную способность задерживать дыхание до того, как исполнится 2 месяца. Оптимальный возраст считается 2-3 недели жизни. Но прежде, чем приступить к желаемым занятиям, нужно получить одобрение у вашего лечащего врача. Существует ряд диагнозов, при которых ранее плавание противопоказано: пневмония, пороки сердца и различные инфекционные заболевания. Кроме того, важно пройти инструктаж у профессионального тренера, а еще лучше проводить первые погружения в присутствии специалиста.

Для первых занятий домашняя ванная станет лучшим выбором. Ведь рядышком смогут быть родные для него люди (мама и папа, даже бабушка с дедушкой, если нужно.). Да и к тому кожа младенца очень уязвимая и нуждается в подготовке к «агрессивной воде» бассейнов. В ванной вы сможете лично проводить приемы закаливания и отслеживать температуру воды. Уроки с инструктором можно так же посещать с 3-5 недель, пользуясь бассейнами поликлиник. Там, в очень большой ванной, он будет поэтапно демонстрировать комплекс упражнений, которые вы в целях закрепления, должны будете выполнять еще дома.

Правда, в стенах родной ванной возможность проводить уроки с плавания истекает с возрастом ребенка. И уже к полугодию плавать в ней будет затруднительно. Поэтому, далее продолжать занятия лучше в бассейне. Есть, конечно, частные бассейны для деток, где воду очищают с помощью дорогого оборудования и она практически не имеет негативного влияния на кожу ребенка. Но все же, большая часть существующих бассейнов пользуется хлорированной водой. Поэтому, возьмите за правило после каждого занятия обливать свое чадо «морской» водой (1 ст. ложка пищевой морской соли на 2 литра воды) и не смывать. Если же кожа вашего малыша очень чувствительна, то лучше брать с собой приготовленный дома отвар из овса, минеральную или родниковую воду и обливать малыша (1-1,5литра будет достаточно).

Территория бассейна позволит по настоящему ребенку научиться плавать, а его глубина – усовершенствовать технику ныряния и подводного плавания. В условиях бассейна ярче выражен закалывающий фактор, чем в домашней ванной. Кроме того, бассейн и его атмосфера помогут крохе обрести свои первые навыки коллективного взаимодействия: атмосфера групповых занятий, дух соревнования, сила подражания и общение.

Как подготовится к «заплыву»?

Водные занятия лучше проводить, когда малыш в хорошем настроении, здоров и спустя час — полтора после еды. Стерильность в ванной совсем не обязательна, достаточно просто помыть ее перед купанием (пищевой содой или хозяйственным мылом). В холодной воде дети более активны, чем в очень теплой. Поэтому не перегреваем малыша. Дверь в ванную не бойтесь оставлять приоткрытой. Это позволит уровнять температурный режим в ней с общим в помещении и уберечь ребенка от простудных заболеваний. Поскольку, болеют детки не от того, что прохладно, а от перепада температур (переход из душного и нагретого воздуха ванной в прохладное и свежее помещение комнаты — не в пользу организму).

До начала реальных тренировок можно попрактиковаться на кукле, оттачивая технику необходимых поддержек и перехватов, что бы на занятиях с ребенком вы чувствовали себя уверенней, а ваши движения были плавными и спокойными.

Длительность занятий на первом месяце тренировок будет зависеть от физической подготовки младенца (от 8 и до 15 мин). Ежемесячно время пребывания в воде нужно увеличивать на 3-5 минут, и уже к году жизни одна тренировка будет занимать 40-50 минут.

Каждому уроку плаванию должен предшествовать легкий массаж и выполнение специальных упражнений на «суше» (называемое «сухое плавание»). Это поможет ребенку лучше осваивать тренировки, а мамины руки – мощнейший фактор, который позволит наладить психологический контакт с ребенком и прочувствовать ему защищенность.

Начинайте с поглаживаний и растираний стоп, голени и бедер, затем кисти рук, предплечья, плечи. Долее область спины, шея, грудь и животик. В такой же последовательности следует проводить легкое разминание мышц. Не забываем о том, что выполнять массаж нужно на наружной части ручек и ножек, а животик – гладить по часовой стрелке. Длительность процедуры составляет 3-4 минуты. Спустя месяц можно увеличить до 8-10 минут. После массажа дайте ребенку отдохнуть пару минут и начинайте выполнять упражнения.

Упражнения для ног

  • Укладываем ребенка на спину, ножки вытянуты. Обхватите стопы так, что бы кроха вытянул носочки и попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно проговаривая при этом:»Ножки — кролем». Делаем 2 повторения по 10-20 упражнений. Через месяц увеличиваем до 3-4 подходов.
  • Выполняем упражнение «лягушка». В положении лежа, ножки выпрямлены, начинаем одновременно сгибать ножки в коленях и тазобедренных суставах. Затем возвращаемся в исходную позицию. В процессе упражнения произносим: «Ножки брасом». Делаем 4-6 подходов по 8-10 раз. Между подходами обязательно перерыв в минуту.

Упражнения для рук

  • Малыша укладываем на спинку, ручки вытянуты вдоль тела, ладошки смотрят вниз. Возьмите ребенка за кисти рук и начинайте медленно подымать ровные руки на 40-50 градусов, затем опускайте. Постепенно увеличивайте угол подъема до 90 градусов, потом до 180. Таких движений нужно выполнить 10 раз в течение 20с. (темп достаточно быстрый). Дайте ребенку отдохнуть и следующий подход выполните в чуть медленном темпе (за 30 с). Такой комплекс упражнений следует выполнять в три захода, с минутным перерывом между каждым. В процессе выполнения проговариваем: «Ручки кролем».
  • Занимаем тоже исходное положение. Держим ребенка за кисти рук, подтягиваем ручки к груди, сгибая в локтях, ровно выводим вверх и через стороны возвращаем в исходное положение. Проговариваем: «Ручки — брассом».
  • Лежа на спине, руки ровные, разведены в стороны. Держим кроху за кисти и выполняем имитацию второй половины гребковых движений как в стиле брассом – обе руки одновременно ведем через бока вверх и возвращаем в исходное положение. Делаем 8-10 движений по 2-3 раза с перерывами на отдых. Не забываем проговаривать: «Ручки брассом».

Плавать и нырять: поэтапные упражнения для тренировок

Важно: ребенок должен купаться всегда в присутствии и под контролем взрослого!

Начинать обучать малыша плавать необходимо с длительностью контакта с водой в 5-15 минут, постепенно увеличивая время до 30-ти минут. Больше не надо. Ведь даже взрослый, плавая в море, не в состоянии выдержать давление воды свыше получаса.

Температура воды на старте раннего плавания должна быть не ниже 36°С, с дальнейшим снижением на один-два градуса, а наполненность ванной — на две третьих её объёма.

После подготовительной гимнастики «на суше» переносим ребенка в ванную и приступаем к занятиям. Любая тренировка представляет собой цикл определенных упражнений. И желательно в нем соблюдать неизменную последовательность, что бы малыш понимал, что от него требуется, особенно в первые шесть месяцев.

Цепочка упражнений может быть следующая:

  • «Ходьба» по дну ванной
    Поддерживая ребенка за подмышки, большим пальцем руки придерживая за подбородок, поставьте его вертикально, что б ножки доставали дна и скомандуйте: «Стоим». Через 10 с говорим ребенку – «Идем» — и наклоняем его чуть вперед. Таким образом, вызывая у него врожденный шаговый рефлекс, благодаря которому кроха начинает перебирать ножками по дну ванной. И так преодолеваем длину ванной. Делаем перерыв и возвращаемся обратно. Повысить интерес к упражнению можно, положив у другого края цветную игрушку.
  • Волнообразное раскачивание
    Опустите малыша в воду по грудь, придерживая голову за подбородок, и начинайте плавные движения с одной стороны в другую. Такая имитация «качелей», как правило, вызывает восторг и улыбку у ребёнка. Подобное действие следует выполнить 10-15 раз.
  • Плавание на спине
    Уложите малыша на спинку так, чтобы ушки были в воде и, поддерживая ладонью руки голову, шейку и немного спинку, «прокатите» его плавно из одного конца ванной к другому. Плыть на спине можно вдоль прямой линии или же выполнять зигзагообразные волны.
  • «Челночное плавание»
    Здесь выполняем плавание на спине с отталкиванием ножками от бортика. Делаем 6-8 раз.
  • Зигзагообразные движения
    Далее, занимаемся плаванием на животе. Движения в воде, которые напоминают «восьмёрку» рекомендуются после проведения нескольких заплывов по прямой линии. Со словами «Плыви!», выполняем «восьмерки» на животе (6-8 раз).
  • Упражнения с ковшом (поливы)
    Обучения нырянию начинаются с команды «Максим, ныряй!» и поливаем с ковшика или ладошки водой на лицо ребенку во время плаваний на животе «восьмеркой». В этот момент кроха задержит дыхание на 1-2 секунды, пока вода будет стекать с лица. Постепенно поливание водой заменяют на погружение ребёнка под воду с головой и подключают новые движения для изучения техники подводного плавания.

В процессе тренировок разговаривайте с ребенком спокойно, называйте чаще его по имени и обязательно хвалите за каждое проделанное им движение.

Видео — техника плавания

1. Обучающий урок плавания с малышом в ванне

2. Плавание и ныряние для малыша — Сніданок з 1+1 (на украинском языке)

Заключение

Вода – одна из самых важных и сильнейших составляющих природы. И если с толком ее использовать, то она может стать прекрасным инструментом для оптимального развития и поддержки здоровья. Занятия в воде, движения – делают организм крепче и выносливей, гармонизируют все протекающие в нем процессы. Дружите с природой и учите уважать ее и использовать ее свойства во благо собственного здоровья младшее поколение.


Стоимость: от 500 руб./занятие по абонементу, от 600 руб./разовое занятие
Возраст: от 1,5 месяцев до 5 лет

Семейно-оздоровительный центр «Второе рождение» специализируются на подготовке семьи к мягким естественным родам в роддомах, а также обучает родителей методам закаливания и проводит занятия по плаванию для малышей. Есть группы для грудничков до 1,5 лет и малышковые группы. Дети плавают вместе с мамами в специально оборудованных бассейнах. К примеру, в бассейне им. Тимирязева занятия проходят в специальном мини-бассейне для грудничков. Да и вообще потребности юных пловцов постарались учесть по максимуму: в раздевалках есть горшки и пеленальные столики; применяется многоуровневая система очистки воды, соблюдается необходимый для малышей температурный режим (32-34 градуса по Цельсию).

2. Центр позитивного образа жизни Brightfamily

м. Полянка, Третьяковская
Стоимость: 1 000 руб./занятие по абонементу, 1 100 руб./разовое занятие
Возраст: от 1,5 месяцев

Основным направление работы центра являются мягкие родительские практики Birthlight (Бертлайт), разработанные антропологом и мамой 4-х детей Франсуазой Фридман. Практики включают в себя занятия йогой, а также обучение раннему плаванию и аква-йогу для беременных по методике Birthlight. Дети занимаются плаванием вместе с мамами. Программа предлагает мягкий подход и специальные техники движения и релаксации, которые направлены на укрепление эмоциональной связи между мамой и ребенком. Занятия проводят в бассейне, спроектированном специально для детей. Температуру воды поддерживают на уровне 32-34 градусов. Все инструкторы центра прошли обучение в Великобритании и являются обладателями дипломов Birthlight.

3. Детский центр «Дельфиненок»

6. Детский спортивно-оздоровительный клуб «Семицветик»

м. Строгино, СК «Янтарь»
м. Юго-Западная, Олимпийская деревня, 2
Стоимость: 775 руб./занятие по абонементу, 1 200 руб./разовое занятие
Возраст: от 3 месяцев

В детском бассейне спортивного комплекса «Янтарь» малышей мягко и п остепенно приучают к воде. Тренеры применяют российско-финскую методику занятий: игры в воде, считалочки, песни и индивидуальные упражнения по прогрессивному плану. В Школе считаю, что так можно максимально эффективно достичь совершенствования навыков нахождения ребенка в воде; при этом инструктор отслеживает, как протекает их развитие. Интерес к занятиям стимулируют различные плавучие приспособления — валики, доски и игрушки. В каждой группе занимается не более 8 семей. рекомендуют приходить на занятия обоим родителям.
Филиал Школы работает в «Спорткомплексе Олимпийская деревня – 80».

Программы обучения в «Парке детского периода» отличаются в зависимости от возраста. Грудничковое плавание подразумевает обязательное присутствие родителей и инструктора. Часть урока групповая. Наш инструктор показывает упражнения, которые должна повторить вся группа, а также занимается с каждым крохой отдельно.

Наши занятия – это не просто купание малыша в бассейне. Разрабатывается целый комплекс упражнений для гармоничного физического, эмоционального и умственного развития ребенка. На занятиях дети играют в подвижные игры, читают стишки и потешки, слушают музыку. Упражнения выполняются в ненавязчивой игровой форме. Программа направлена на то, чтобы родители и ребенок получали пользу и удовольствие от совместного времяпрепровождения в водной среде.

Что нужно для посещения бассейна

Для посещения бассейна нужна медицинская справка от терапевта. Она обязательно должна содержать результаты анализов на наличие энтеробиоз и глист (яйца гельминтов). Взрослым обязательно нужна сменная обувь и плавательная шапочка. Малышу будет необходим подгузник для плавания или специальные трусики. Кстати, теперь справку в бассейн на ребенка можно получить прямо у нас в Парке (такую услугу предоставляет наш партнер: детская клиника “Ребенок”). Врач приедет к определенному времени, возьмет у малыша анализ, а уже на следующий день терапевт осмотрит ребенка и выпишет справку! Стоимость такой услуги только для клиентов Парка детского периода – 1500 рублей 🙂 !

Запись на индивидуальное занятие с педагогом возможна по предварительной оплате в размере 100%, поскольку педагог приезжает эксклюзивно для занятий с Вашим малышом и, мы не сможем записать на это время других желающих. В случае неприхода или отмены индивидуального занятия эту оплату мы оставляем в качестве гарантии оплаты педагогу. Внести предоплату можно любым удобным вам способом (он-лайн или в нашем детском центре наличными/картой).



  • Разделы сайта