Пять решительных женщин. Женщины в автогонках

Более века назад в автогонках приняли участие немногим более дюжины спортсменок. Женщины соревновались в гонках и раньше, только вместе с мужчинами. Среди самых успешных участниц заезда 1909 года была Камилла дю Гас, которая пришла к финишу 32-й. Камилла больше в автопробегах не участвовала, а увлеклась гонками на моторных лодках. В 1920-х в соревнованиях лидировала чешская спортсменка Элишка Юнкова, завоевавшая за четыре года 56 победных кубков. В 1928 году, после гибели мужа-гонщика в Нюрбургринге, Элишка больше не участвовала в заездах. В 1960-е годы первой в автоспорте стала раллистка Патриция Мосс. Она победила во многих гонках того времени, но после замужества решила оставить спорт. В России и Советском Союзе самыми успешными гонщицами были литовские спортсменки Илона Алишаускене и Рута Крикштампонене, в 1988 году ставшие мастерами спорта СССР.

7 самых обаятельных автогонщиц мира

1. Лейлани Мюнтер, 37 лет. Участвует в кузовной серии ARCA Racing лиги NASCAR и формульной Firestone Indy Lights лиги Индикар, работает спецкором NASCAR.com, занимается дайвингом и сноубордом, участвует в экоралли за рулем водородного Ford Focus, снимается для модных журналов Vogue, Sports Illustrated, Glamour и Men"s Journal, дублировала на киносъемках звезд Голливуда Кэтрин-Зету Джонс и Сальму Хайек. Получив в Калифорнийском университете степень бакалавра биологии, Лейлани выступает в роли посла Национальной Федерации Дикой природы и активно работает в области защиты прав животных и экологии. В 2012 году она попала на пьедестал самых ярких женщин экодвижения. «Я всегда была больше эко-активисткой, чем просто водителем», - говорит Мисс Планета 2012. - Проблемы утилизации отходов и экологии планеты беспокоили меня еще в школе… Вегетарианский выбор жизни стал для меня само собой разумеющимся.

Гонщица из Миннесоты Лейлани Мюнтер участвует в ARCA Racing Series

2. Эшли Форс, 31 год. Дочь 14-кратного чемпиона NHRA Funny Car Джона Форса занимается гонками 10 лет. В первый сезон заняла 4-е место в Mac Tools U.S. Nationals в Индианаполисе. Посетители интернет-портала AOL Sport избрали ее самой сексуальной спортсменкой 2007 года. В 2003 году Эшли окончила Университет Калифорнии в Фуллертоне по специальности «Массовые коммуникации» со специализацией «Телевидение». Форс – участница реалити-шоу Driving Force, снимает любительское кино, считается лучшим игроком в софтбол всех времен, является победительницей Олимпийских игр 2004 года в составе сборной США.

В 2007 году посетители Интернет-портала AOL Sport избрали Эшли Форс самой сексуальной спортсменкой года

3. Даника Патрик, 31 год. Уроженка Висконсина является пилотом серии IndyCar. Даника Сью Патрик родилась в Белойте (США). В 10 лет начала участвовать в соревнованиях по картингу, выиграла несколько гонок Мировой картинговой ассоциации. По итогам 2005 года Даника 7 раз финишировала в Top10 и, набрав 325 очков, закончила дебютный сезон на 12-й позиции. Параллельно выиграла титул лучшего новичка серии сезона. Гонщица снялась в нескольких сериалах и в рекламных роликах. Ее дважды называли в числе 100 самых сексуальных женщин мира (2006 и 2007 год) по версии журнала FHM.

Родители Даники Патрик встретились на гонках на снегоходах

4. Милка Дуно, 41 год. Венесуэльская совом рейтинге женщин-пилотов ралли

портсменка выступает в серии IndyCar и ARCA гонки. Это самая известная автогонщица планеты и, по мнению болельщиков, считается одной из наиболее сексуальных гонщиц современности. Милка выигрывала разные награды, среди которых самая ценная – первое место в Ferrari Challenge в США. Она стала первой среди женщин, оказавшихся на столь почетном пьедестале. В период с 1996 по 2003 год девушка одерживала одну победу за другой, выдержала 24-часовые марафоны в Дейтоне и Ле-Мане. Дуно выпустила книгу для детей «Вперед, Милка, вперед».


Милку Дуно причисляют к самым сексапильным спортсменкам современности

5. Инесса Тушканова, 26 лет. Родилась на Украине в городе Верхнеднепровске, а теперь стала москвичкой. Тушканова - модель и пилот Mitsubishi Lancer Evolution. Является обладательницей кубка СНГ по автогонкам, лучшей гонщицей Кубка Восточной Европы, неоднократно становилась призером раллийных европейских этапов. По итогам интернет-голосования названа самой сексуальной автогонщицей 2012 года. В том же году получила титул Playmate of the year от украинского Playboy. Неоднократно снималась для российских, украинских и польских мужских журналов.


Инесса Тушканова - украинская гонщица и бывшая модель, принимает участие лидирует в кольцевых мотоциклетных и автомобильных соревнований в разных странах

6. Сьюзи Вольфф, 31 год. До замужества шотландская гонщица носила фамилию Стоддарт. Она достигла результатов в разных видах автоспорта, начиная с картинга, Формула-Рено, Формула-3. С 2006 года по сей день выступает в DTM за Mercedes-Benz. Живет в Нортгемптоне, Великобритания. В 2011-м вышла замуж за бывшего гонщика Формулы-1 Тото Вольффа. В сезоне 2013 года стала тест-пилотом команды Williams. Входит в число самых успешных автогонщиц мира, выигрывала Top Female Kart Driver в Англии и становилась лучшей автогонщицей страны.

За всю более чем полувековую историю "королевы автоспорта” их было всего пять. Пять женщин, решивших испытать себя в этом исконно мужском спорте. Ни одна из них так и не сумела добиться успеха в Формуле-1. Автогонки – не светский раут. И рыцари скорости не спешили галантно пропускать дам вперед.

Прекрасная неаполитанка
"Вот так да! – Стюарт Льюис-Эванз даже негромко присвистнул, провожая взглядом красный Maserati под номером 44. – А она неплохо вписывается в эти узкие улочки, а, Тони? Вот будет потеха, если она обставит Джиджи…” "Ну это вряд ли”, – товарищ Стюарта по команде Vanwall Тони Брукс был не в настроении шутить, у него хватало своих проблем. Но несколько тысяч зрителей, приехавших в Монако за несколько дней до гонки поиграть в казино, поваляться на пляже и посмотреть тренировки, вовсю обсуждали гонщика, чье имя разносилось из хриплых недр громкоговорителей над княжеством: "Здесь в Монако неаполитанка де Филиппис стала первой женщиной, принявшей участие в Гран При чемпионата мира”.



Мария-Тереза де Филиппис родилась в семье богатых итальянских аристократов из Неаполя. Как утверждали современники, природа сполна одарила ее знаменитым неаполитанским темпераментом, который и привел Марию-Терезу за руль гоночного автомобиля. Скорость и опасность притягивали экспансивную итальянку как магнит, и в начале 50-х она исколесила на своем спортивном Osca все апеннинские дороги.
Поначалу соперники-мужчины не воспринимали эту миниатюрную женщину всерьез. Яркая, но короткая карьера чешки Эльжбеты Юнковой, в нескольких довоенных гонках на равных сражавшейся с великими Караччиолой, Широном и Нуволари, давно забылась. И для большинства зрителей и пилотов тогда, как, впрочем, и сейчас, женщины и автогонки казались совершенно несовместимыми понятиями.
В 1955 году по совету своего друга Луиджи Муссо, выступавшего в то время в заводской команде Maserati, Мария-Тереза пересела на автомобили из Модены, а еще через три года дебютировала в Гран При Формулы-1. В 1958 году в Сиракузах она впервые серьезно заявила о себе: заняла пятое место в самой престижной незачетной гонке Формулы-1 в Италии. И через месяц – в мае 58-го – выехала за рулем своего Maserati 250F на тренировку второго этапа мирового первенства Большого Приза Монако.
Увы, из десяти пилотов, выступавших на Maserati 250F, в Монте-Карло сквозь сито квалификации смогли пробиться лишь двое. Естественно, первой женщины Ф-1 в их числе не оказалось, хотя Мария-Тереза выступила вполне достойно, показав 22-е время из тридцати участников (по воле случая, в числе поверженных ею мужчин оказался даже Берни Экклстоун). Но итальянка не отчаялась, и через месяц ее Maserati появился в Спа.
На этот раз де Филиппис оказалась предпоследней, уступив на длинной бельгийской трассе времени поул-позишн более полминуты. В гонке от победителя она отстала на два круга, но все-таки добралась до финиша последней. В конце сезона упрямая неаполитанка отметилась еще на двух Гран При, ни разу не поднявшись в квалификациях выше последнего места. Но даже после столкновения с фонарным столбом на тренировке в Португалии не стушевалась и, заручившись поддержкой Жана Беры, на следующий год решила вновь попытать счастья в Монако, на этот раз за рулем его Behra-Porsche.
Хотя в мае 1959 года де Филиппис удалось на узких улочках Монте-Карло улучшить свое прошлогоднее время ровно на три секунды, это ей не помогло: до 16-го места, дававшего право стартовать в гонке, осталось еще столько же. Это был последний Гран При прекрасной неаполитанки в Формуле-1. Через несколько месяцев, после того как на берлинском АФУСе разбился Жан Бера, де Филиппис решила уйти из спорта.


Тигрица из Турина


Мария вышла из раздевалки и, прижимая платок к разбитому носу, поплелась к автобусной остановке. Было обидно и больно. Она проклинала тот день, когда решила заняться гандболом. В нападении у соперниц сегодня играла какая-то напористая блондинка, и за пять минут до конца матча эта белокурая бестия двинула Лелле кулаком в нос и испортила всю радость победы.
Ломбарди уже стояла на остановке, когда перед ней притормозила голубая Alfa Romeo. За рулем сидела та самая блондинка. До ближайшей больницы Святой Маргариты было не меньше получаса езды, но уже через десять минут Alfa подъехала к воротам приемного отделения. Мария же к тому времени давно забыла о разбитом носе. Ее глаза восхищенно блестели. Еще никогда она не ездила так быстро. Скорость покорила ее на всю жизнь!
С тех пор она мечтала только об одном – стать автогонщицей. Но Мария-Грация, или попросту Лелла Ломбарди, никогда не сидела за рулем, и для начала ей нужно было получить права. Чтобы оплатить водительские курсы, Лелле пришлось расстаться со своими скромными сбережениями. С практикой помог приятель, разрешивший воспользоваться своим маленьким FIAT, и через три месяца Ломбарди получила права. Потом за бесценок купила очень старый алый FIAT и как только выдавалась свободная минутка, носилась на нем по улицам Алессандрии.
Знакомство с одним молодым гонщиком позволило ей проникнуть за кулисы автоспорта. Лелла меняла резину, свечи, работала хронометристом. Когда ее приятель заявил свою Alfa Romeo в ралли, напросилась к нему штурманом, потом уговорила пустить за руль и… выиграла первую же гонку! Соперники, которые до этого лишь посмеивались над итальянкой, прикусили языки. Леллу пригласили в заводскую команду Alfa Romeo. Потом она пересела за руль "формулы”. В 1973 году Тигрица из Турина, как уважительно прозвали Ломбарди за целеустремленность и стремительность на трассе, выиграла чемпионат Ford Mexico. Через год заняла 4-е место в британском первенстве Ф-5000 и дебютировала в Формуле-1.
Едва появившись за рулем Brabham BT42 на тренировке британского Гран При в Брэндс-Хэтче, Лелла установила свой первый рекорд. Одним из спонсоров, давших деньги на ее дебют в Ф-1, была радиостанция из Люксембурга, вещавшая на волне 208FM, поэтому на ее автомобиле красовался номер 208. И хотя в Англии самый большой стартовый номер в истории чемпионатов мира не помог итальянке пройти квалификацию, через год она снова появилась в Формуле-1.
Зимой 1975 года мультимиллионер граф Дзанон не пожалел $200 тыс., чтобы пристроить Леллу в March. На этот раз в 12 Гран При Ломбарди лишь раз, в Монако, не смогла преодолеть барьер квалификации. А в Барселоне и вовсе сотворила сенсацию.
Гонка в Монжуик-парке вошла в историю еще до старта. В четверг, едва гонщики прибыли на трассу, фотографы попросили двукратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди присесть на отбойник и попозировать. Эмо вскарабкался на барьер, но тот не выдержал веса бразильца и сломался! Фиттипальди осмотрел остальные отбойники и пришел к выводу, что они тоже никуда не годятся. Срочно созвали заседание GPDA и устами своего президента Денни Хьюма гонщики потребовали от организаторов усилить отбойники, угрожая в противном случае бойкотировать Гран При. Первая тренировка была сорвана. На вторую выехали только самые отчаянные: Икс и Брамбилла. На следующий день на трассе появились еще и двое новичков: Эванз и Вундеринг. В конце концов под нажимом владельцев команд уступили и остальные гонщики. Непреклонным остался один лишь Фитти, считавший, что гоняться в таких условиях смертельно опасно.
Эмо оказался прав. На следующий день на 26-м круге гонки Lola лидировавшего Рольфа Штомеллена вылетела с трассы и, сломав отбойник, убила пятерых зрителей. Когда через четыре круга Гран При остановили, на трассе оставалось всего восемь машин. В том числе и March Леллы. Итальянка заняла шестое место, но поскольку гонку прервали до того, как пилоты прошли две трети дистанции, Ломбарди получила в зачет чемпионата мира лишь пол-очка.
Возможно, она могла бы добиться в Ф-1 и большего, но в March, как позднее и в RAM, к Лелле относились, как к капризной девчонке, и не считались с ее мнением. "Она постоянно жаловалась, что у ее машины большая избыточная поворачиваемость, – вспоминал технический директор March Робин Херд. – Но мы от нее отмахнулись: машина нормальная, просто научись на ней ездить. В следующем сезоне мы посадили в ее автомобиль Ронни Петерсона и он тоже заявил, что у этого March огромная избыточная поворачиваемость. Когда мы проверили машину, оказалось, что у нее действительно "кривое” шасси”.
Впрочем, и той половинки очка, что Тигрица из Турина добыла в Испании, оказалось достаточно, чтобы навечно вписать в историю имя первой и пока единственной женщины, завоевавшей очки в гонках чемпионата мира Формулы-1.



Одержимая скоростью



"Ты только погляди, какой-то сумасшедший выехал на трассу под тринадцатым номером”, – толкали друг друга в бок болельщики на трибунах Брэндс-Хэтч. "Не сумасшедший, а сумасшедшая”, – поправляли их более осведомленные. "Сумасшедшей” была английская лыжница Дивина Галика.
Дивина с детства была одержима скоростью. Во многом благодаря этому ей удалось стать одной из лучших горнолыжниц Соединенного королевства. Там, где другие пасовали, Галика бесстрашно неслась по горному склону. За свою долгую спортивную карьеру она установила абсолютный рекорд Великобритании в скоростном спуске: 200,699 км/ч, участвовала в четырех Олимпиадах, причем на две из них ездила капитаном женской лыжной сборной. В 1972 году в Саппоро она заняла седьмое место в гигантском слаломе и вместе с Beatles и теннисистом Джоном Ллойдом получила от королевы Елизаветы почетное звание члена Британской империи.
В 1974 году Галику пригласили на автомобильную гонку знаменитостей в Оултон-парк. И с тех пор ее жизнь круто изменилась. Дивина забросила лыжи и уселась за руль гоночного автомобиля. Управляющий директор автодрома Брэндс-Хэтч Джон Уэбб помог ей устроиться в команду британской Формулы-5000, а затем и дебютировать в Ф-1.
Она не стремилась стать профессиональной автогонщицей. Победы не были для нее самоцелью. Галике просто очень нравилась скорость, она получала куда больше удовольствия от самого процесса гонки, нежели от побед. И в отличие от большинства гонщиков-профессионалов Дивина была не суеверна. Настолько, что в 1976 году даже удивила Ф-1, дебютировав в мировом первенстве c "чертовой дюжиной” – 13-м номером – на борту. Тот Большой Приз Великобритании стал единственной гонкой в истории чемпионатов мира Формулы-1, где сошлись в очном противостоянии две женщины. Дебютантка Галика на Surtees опередила опытную Ломбарди без малого на две секунды, но обе они на старт так и не попали. Слабым утешением обеим мог служить лишь тот факт, что вместе с ними в числе неудачников оказался и двукратный вице-чемпион мира Жаки Икс.
Через полтора года в Аргентине и Бразилии Дивина предприняла еще две попытки – на этот раз за рулем Hesketh – пробиться на старт этапа чемпионата мира. Когда же спонсорские деньги Olympus закончились, Галика оставила бесплодные попытки и ушла в гонки грузовиков.


Второй шанс Дезире



Из пяти женщин, пробовавших свои силы в Формуле-1, южноафриканка Дезире Уилсон, без сомнения, была самым сильным пилотом. В отличие от своих предшественниц за руль гоночного автомобиля Дезире села очень рано. И прежде чем прийти в Формулу-1, успела поездить в "младших” Формулах южноафриканского чемпионата и даже выиграть национальное первенство Формулы-Ford. В Европу Уилсон приехала уже опытной спортсменкой, но еще три года стартовала в ралли и горных гонках во Франции. И только в 1978 году, по приглашению все того же Джона Уэбба дебютировала в британском чемпионате Aurora Ф-1. Дивина Галика не могла составить Дез достойную конкуренцию. Уилсон на равных сражалась с лучшими гонщиками-мужчинами. В 1978 году она опередила в британской Формуле-1 Элио де Анджелиса, через год поднялась на седьмую строчку чемпионата, оставив за спиной Дерека Уорика и короля мотокольца Джакомо Агостини. В сезоне же 1980 года южноафриканку и вовсе ждала феерическая серия побед.
Дезире выиграла две гонки чемпионата мира спортпрототипов в Монце и Сильверстоуне. А в апреле, лидируя от старта до финиша, одержала историческую победу на этапе британского чемпионата Aurora Ф-1 в Брэндс-Хэтче, став первой и пока последней женщиной, выигравшей гонку "королевской” Формулы, пусть и в состязании национального масштаба. Тогда-то, соблазнившись успехами Дезире, Уэбб и предложил Уилсон попробовать себя на июльском этапе чемпионата мира в Брэндс-Хэтче за рулем арендованного у команды RAM прошлогоднего Williams FW07.
"После серии побед в Брэндс-Хэтче, Монце и Сильверстоуне я приехала на британский Гран При в приподнятом настроении, – вспоминала Уилсон. – Незадолго перед гонкой чемпионата мира на испытаниях новой резины я показала в Брэндс-Хэтче 12-е время и с нетерпением ждала квалификации. Все было так здорово, но… Только сейчас, спустя двадцать лет, я могу рассказать вам, что тогда произошло на самом деле. На тестах хозяин RAM Джон Мак-Дональд усадил меня в Williams FW07 Эмилио де Вилоты. На Гран При же он привез для меня FW07 Элисео Салазара с эластичными юбками и граунд-эффектом. Это был совершенно другой автомобиль, а я впервые села в него лишь в квалификации. Ненавижу эти юбки! Машину так вдавливало в трассу, что, казалось, глаза вот-вот выскочат. Я с трудом различала трассу и была на две секунды медленнее, чем на тестах”.
Если бы Дезире удалось хотя бы повторить время, показанное на тестах, этого оказалось бы достаточно, чтобы она попала в двадцатку лучших. А так Уилсон оставалось утешаться тем, что она лишь на секунду отстала от действующего чемпиона мира Джоди Шектера, чья Ferrari стояла в последнем ряду.
"Эта машина разрушила всю мою карьеру. Второго шанса в Ф-1 не дают: если ты не прошел квалификацию, ты должен уйти”, – вздыхала Дезире.
Но Уилсон повезло. В Формуле-1 все-таки нашелся человек, который дал ей второй шанс – Кен Тиррелл. "Кен – лучший человек, на которого я работала. Он никогда не ругал гонщика. Даже если что-то не получалось, он говорил мне: "Дез, ты едешь очень быстро”. Я успокаивалась, и в следующий раз ехала еще быстрее”. Зимой 1981 года Дядюшка Кен пригласил Уилсон в свою команду, и в феврале на домашнем Гран При в Южной Африке она дебютировала в чемпионате мира. В квалификации Дез показала 16-е время – всего на 0,6 секунды медленнее своего товарища по команде Эдди Чивера. В гонке Уилсон на равных боролась с лучшими гонщиками планеты, на какое-то время даже пробилась в зачетную шестерку, но до финиша так и не добралась: на 52-м круге на ее Tyrrell 010 отказала коробка передач. И все же дебют Дезире удался, несмотря даже на то что после разборок с FOCA FISA вычеркнула Гран При ЮАР из календаря чемпионата мира и никаких официальных записей о нем в истории Ф-1 не значится.
Tyrrell переживала не лучшие времена, у команды не было ни одного крупного спонсора, и Кен не мог больше оплачивать ее выступления в Ф-1. "После Южной Африки Кен, надо отдать ему должное, всячески пытался найти средства, которые позволили бы мне остаться в команде. Но ничего не вышло…” – вспоминает Дезире.
Южноафриканка уехала за океан и через несколько лет дебютировала в американской серии CART. В истории же "королевы автоспорта” она навсегда останется единственной девушкой, сумевшей выиграть гонку на автомобиле Формулы-1.


Любовь Джованны


Джованна Амати родилась в богатой римской семье – отцу принадлежала сеть римских кинотеатров. Лет до тринадцати она ничем не отличалась от школьных подруг. А потом вдруг влюбилась… в автогонки!
Родители не одобряли увлечения дочери и надеялись, что она скоро перебесится и успокоится. Но не тут-то было. "Я говорила им, что беру уроки математики, латыни и игры на пианино. Но вместо этого я собирала деньги на 500-кубовый мотоцикл”, – признается Джованна. Возможно, отец все же запретил бы Джованне заниматься гонками, если бы в 1978 году его 16-летняя дочь не стала жертвой киднэппинга. Переговоры с террористами стоили итальянцу, возможно, нескольких лет жизни. Когда после выплаты выкупа в 1 млн фунтов похитители освободили Джованну, родители махнули рукой: пусть занимается чем хочет, лишь бы была счастлива. А без автогонок Амати свою жизнь уже не представляла.
"Я влюбилась в скорость и не представляла жизни без нее, – продолжает итальянка. – Тогда я еще не думала о том, чтобы стать профессионалом. Я просто смотрела гонки и анализировала их. Но мой приятель Элио де Анджелис уговорил меня пойти за компанию с ним в гоночную школу. Я сопротивлялась: "Ты что, я не могу, я же женщина!” Но он все-таки притащил меня в гонки и тем самым изменил всю мою жизнь”.
Амати начала выступать в Формуле-FIAT, затем – Ф-3 и Ф-3000. О Формуле-1 итальянка даже и не мечтала. Куда там, ведь даже в Формуле-3000 ей с трудом удавалось проходить квалификацию. Но Амати… повезло. Она нашла свой путь в мир Ф-1.
По слухам, в начале 90-х Джованна некоторое время встречалась с новоиспеченным директором Benetton Флавио Бриаторе, и тот устроил для нее небольшие ознакомительные тесты на Benetton B191. А в конце февраля 92-го Джованна в составе Brabham приняла участие в своем первом Гран При.
Некогда знаменитая команда находилась на грани банкротства и доживала свои последние дни в Ф-1. А потому могла себе позволить нанимать лишь рента-драйверов, которые сами оплачивали свои выступления. В сезоне-92 первым пилотом Brabham должен был стать богатый бельгиец Эрик Ван де Пуле, место же за рулем второй машины предназначалось столь же богатому, но, как утверждали в Милтон-Кейнсе, более талантливому чемпиону японской Ф-3 Акихико Накайе. Однако последний выступал лишь в японских чемпионатах, и FIA отказалась выдать ему суперлицензию. Зато Амати, которая с грехом пополам все-таки стартовала в международном чемпионате Формулы-3000, без труда получила суперлицензию и, оплатив свои выступления, заняла место Накайи.
Когда Джованна приехала на первую гонку сезона в Южную Африку, в Кьялами началось форменное безумие. "Журналисты и фотографы буквально набросились на меня. Они звонили мне, не знаю уж, как они узнавали номер моего телефона, требовали интервью. Когда же я не смогла пройти квалификацию, они вылили на меня кучу грязи. Никого не интересовало, что я выступала на ужасной машине со слабым мотором, на которой никогда прежде не ездила”, – не скрывала своего раздражения Джованна, которая и в самом деле выступила из рук вон плохо. Амати так и не смогла приспособиться к углеволоконным тормозам "формулы-1” и раз шесть или семь вылетала с трассы. В квалификации она отстала от времени поул-позишн Мэнселла почти на 12 секунд, а своему партнеру по Brabham уступила больше 5 (!). Не многим лучше обстояли дела Амати и на двух следующих Гран При в Сан-Паулу и Мехико, а уже в Испании ее место в Brabham занял Дэмон Хилл. Не мудрено, что у Амати от выступлений в Формуле-1 остались в основном негативные впечатления.

"Если бы сейчас меня снова позвали в Ф-1, я бы отказалась, – признается Джованна. – Я с детства мечтала об этом мире, но он не принял меня. Нашелся только один человек, который подошел ко мне в Кьялами, протянул руку и сказал: "Добро пожаловать, Джованна, я рад видеть тебя здесь. Поздравляю!” Это был Айртон Сенна. Остальные просто игнорировали меня, и все только потому, что я женщина”.
Пожалуй, Амати несколько преувеличивает. Не все так уж игнорировали ее, по крайней мере, как женщину. После ее дебюта в Формуле-1 "большой цирк” полнился слухами о многочисленных романах итальянки. Сначала ее избранником стал бывший гонщик Minardi Луис Перес-Сала. Потом Джованна закрутила роман с трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой. Австриец даже предложил Амати руку и сердце, но с одним маленьким условием. "Ники подарил мне обручальное кольцо и сказал: "Теперь ты оставишь гонки!” Я согласилась пропустить год и посмотреть, что будет дальше. Это было ужасно! Я была нервная, несчастная и пришла к выводу, что ни один мужчина не может доставить столько удовольствия, как гоночный автомобиль…” – признается Джованна, которой, возможно, так и суждено навсегда остаться последней женщиной при дворе "королевы автоспорта”.

Владимир Маккавеев

Множество женщин регулярно выступают в самых разных соревнованиях – от картинга до гонок на выносливость и даже высших категорий «формульных» серий. Некоторые даже преуспели. История женщин в автоспорте началась с невинного увлечения Мэри Март Дезенш , более известной как Камилла дю Гас . Это была весьма эксцентричная по тем временам особа – в конце XIX века в рамках перформанса она поднялась на воздушном шаре. Кроме того, она любила демонстрировать свои отличные навыки в фехтовании и стрельбе. Она даже прыгала с парашютом. И в 1901 году дю Гас снова ошеломила мир – она вышла на старт гонки Париж-Берлин. Жена богатого французского ритейлера добралась до финиша на 33-м месте, а затем переключилась на другие увлекательные занятия. Профессиональной гонщицы из неё так и не вышло, зато она стала первой женщиной в соревнованиях автомобилей на скорость.

Через 20 лет на трассу вышла первая настоящая гонщица – Элишка Юнкова . Девушка, которой тогда было всего 20 с небольшим, была очарована автомобилями – это была общая страсть с её мужем Винценцом. В 1922 году Винценц Юнек одержал победу в чешской гонке в горах, и Элишка решила поддерживать мужа на поприще скорости в качестве бортмеханика. Однако вскоре дало о себе знать ранение, полученное Юнеком в Первой мировой, - гонщик не мог переключать передачи. И за руль вызвалась сесть Элишка.

На будущий год 23-летняя девушка дебютировала в гонках, а уже в 1924-м одержала свою первую победу. Элишка Юнкова быстро стала известной на всю страну. Но ей было мало – она отправилась на европейские соревнования. Нетрадиционный подход к гонке резко выделял Элишку на общем фоне, ведь она зачем-то изучала трассу, прикидывала оптимальные траектории и занималась прочими скучными вещами. Именно это принесло девушке успех – в 27 лет она выиграла Гран-при на «Нюрбургринге» в категории двухлитровых машин. Элишка Юнкова на данный момент является единственной женщиной, выигравшей соревнования класса Гран-при.

На следующий год Юнкова за рулём Bugatti Type 35B отправилась покорять знаменитую «Тарга Флорио». Первый круг она завершила позади Луи Широна, пилота заводской команды Bugatti, но уже на втором вышла в лидеры. В самой концовке у неё возникли проблемы, но в итоге она финишировала пятой, опередив таких ребят, как Луиджи Фаджиоли и Тацио Нуволари . Чуть позже Элишка навсегда покинула мир автоспорта – во время Гран-при Германии на «Нюрбургринге» в 1928 году её автомобиль, в котором также находился её муж, попал в аварию. Юнкова выжила, но Винценц скончался на месте. Трагедия стала ударом для Элишки, которая распродала все гоночные автомобили и на трассы больше не выходила.

С чужой подачи увлеклась гонками и Пэт Мосс – сестра знаменитого британского гонщика Стирлинга Мосса . Поначалу автомобили её мало интересовали, а покатушки на ферме за рулём семейной машины были просто развлечением. Но однажды брат затащил Пэт на гонки. Рёв двигателей, зашкаливающие спидометр и адреналин поразили девушку. В 17 лет по протекции менеджера Стирлинга Пэт вышла на старт местных гонок.

Стирлинг становился всё известнее и известнее, и вместе с этим росла популярность всей фамилии. Пэт Мосс давали всё более и более серьёзную технику и в 1960 году она выиграла ралли в Бельгии за рулём Austin-Healey 3000, затем пришли успехи в Голландии и Германии. В итоге Пэт Мосс стала пятикратной чемпионкой Европы по ралли среди женщин. Карьеру Мосс прекратила в связи с рождением ребёнка, но продолжала время от времени выходить на старт серьёзных гонок, пока в 1974-м не распростилась с автоспортом окончательно.

Когда Мосс завершила карьеру, в Формуле-1 появилась , 33-летняя итальянка из Фругароло. В своём первом Гран-при за рулём частного «Брэбэма» ей не удалось пройти квалификацию, зато в 1975-м, когда ей достался March 751, она финишировала шестой в «Монжуик-парке». Широко известно, что это единственный случай, когда женщина набрала очки в Гран-при Формулы-1, но редко упоминается о другом – это был первый Гран-при Ломбарди за рулём 751-й модели, ранее она гонялась на других машинах. Правда, больше блеснуть Ломбарди не удалось, и после безуспешного сезона 1976 года в Формуле-1 она не выступала, зато приняла участие в гонке высшего дивизиона – 400-мильной гонке на легендарном суперспидвее в Дайтоне.

В одно время с Ломбарди в американских гонках блистала другая гонщица – Ширли Малдауни . Она не была первой гонщицей или даже первой победительницей национального этапа под эгидой ассоциации NHRA, проводящей самые престижные соревнования по дрэг-рэйсингу. Однако она выиграла в высшей категории – Top Fuel. И выиграла не гонку, а чемпионат. Даже три! В 1977, 1980 и 1982 годах именно Ширли Малдауни была сильнейшей дрэгстершей США. Её имя увековечено в Автоспортивном зале славы США и Международном автоспортивном зале славы.

Но по части успехов и побед европейские женщины ни в чём не уступали американкам - в 1974 году состоялось первое выступление в чемпионате мира по ралли. За рулём Alpine-Renault A110 она финишировала двенадцатой в Ралли Франции. Правда, в том году Мутон ещё выступала в национальном первенстве, легко, кстати, выигранном. Позже она также одержала победу в женском кубке Ралли Монте-Карло, а также несколько раз финишировала в топ-7 «абсолюта» в Монако и Франции. Перед сезоном 1981 года раллистка подписала контракт с командой «Ауди» и тут же произвела фурор – за рулём Quattro она выиграла Ралли Италии! На будущий год она выиграла ещё три гонки и закончила чемпионат на втором месте, уступив лишь гениальному лидеру «Опеля» Вальтеру Рёрлю.

Мишель Мутон и по сей день остаётся самой успешной гонщицей в истории автоспорта – только ей удалось одержать несколько побед на уровне чемпионата мира. Ни до, ни после неё подобных результатов не добивался никто, при этом имя Мутон себе сделала в эпоху машин Группы B – чрезвычайно мощных монстров, которые были запрещены по соображениям безопасности. Она продолжала гоняться вплоть до 1986 года, после чего обзавелась семьёй, а также помогла организовать Гонку чемпионов, одно из самых ярких автоспортивных шоу на сегодняшний день.

После Мутон на авансцену раллийных гонок вышла немка . Устроившись инженером в BMW, Кляйншмидт в 1987 году отправилась на ралли Париж-Дакар в качестве зрителя на собственном мотоцикле. Ютта фактически проехала весь маршрут, наблюдая за пилотами. Этот опыт настолько увлёк гонщицу, что уже в 1988-м она официально вышла на старт – на мотоцикле BMW, который Ютта собственноручно подготовила у себя в гараже. Позже ей надоело работать на BMW, она

уволилась и посвятила себя гонкам. В 1994 году она впервые выступила на «Дакаре» за рулём автомобиля, а уже в 1997-м выиграла первый этап. 2001 год принёс Кляйншмидт победу – ей противостояли партнёр по команде Хироси Масуока и «Лис пустыни» Жан-Луи Шлессер , но всё было безуспешно. Это единственный случай в истории, когда женщина одержала победу на «Дакаре».

В наши дни наиболее успешной среди гонщиц уже долгие годы остаётся , чьё имя появляется не только в протоколах самых престижных американских гонок, но даже в ситкомах и мультсериалах. Спонсоры в очередь выстраиваются, чтобы их рекламировала именно Патрик, за что Данику часто называют «американской Анной Курниковой». Но не стоит думать, что столько внимания вокруг неё сосредоточено только по соображениям шоу-бизнеса.

Дебютную «Индианаполис-500» Патрик закончила на четвёртом месте и в 2007 году получила контракт с Andretti Green Racing, одной из ведущих команд серии . В новых цветах Даника завоевала свой первый подиум, а в 2008-м выиграла свой первую гонку – успех пришёл на японском овале в Мотгеи. Затем она финишировала третьей в Индианаполисе, но по окончании сезона 2011 года решила переключиться на соревнования . Пока её лучшим финишем в Sprint Cup является восьмое место в «Дайтоне-500» прошлого года, но Даника набирается опыта и продолжает выступать за одну из сильнейших команд первенства, где компанию ей составляют чемпионы Тони Стюарт и Курт Буш .

В связи с недавним заявлением Сьюзи Вольф о завершении карьеры и уходом из жизни Марии-Терезы де Филиппис мы решили вспомнить 11 самых известных женщин в истории автоспорта

Не так давно шотландская гонщица Сьюзи Вольф объявила о завершении своей карьеры в автоспорте. На протяжении 14 лет она большую часть времени выступала в DTM и была тест-пилотом Williams.

Сьюзи уверена, что женщины вполне могут на равных бороться с парнями в Формуле 1, но ей обидно, что реального шанса представительницы прекрасной половины человечества не получают, оставаясь в Больших Призах на второстепенных ролях.

«Я не стесняюсь того, что на протяжении своей карьеры использовала свой пол с выгодной для себя, - заявила Вольф в августе. – Я – женщина, я выступаю за рулем гоночных автомобилей, и если что-то давало мне преимущество в поиске спонсоров или поддержки, то я максимально этим пользовалась.

Так устроен мир автоспорта – вы должны найти преимущество и максимально его использовать».

К сожалению, Сьюзи так и осталась в шаге от дебюта в Формуле 1. Отличный шанс у нее появился на старте нынешнего сезона, когда Валттери Боттас травмировал спину в квалификации на Гран При Австралии, но команда Williams отказалась сажать шотландку в боевую машину.

Приняв участие в пятничной тренировке на Гран При Великобритании 2014 года, Вольф стала первой за 22 года женщиной после Джованны Амати, которая выступила в официальных заездах Формулы 1 во время гоночного уик-энда. Но большего Сьюзи добиться так и не смогла, таким образом, Большие Призы начинают новый отсчет до того момента, когда поклонники Ф1 увидят женщину на трассе в рамках Гран При.

А на прошлой неделе ушла из жизни первая представительница прекрасного пола, ставшая пилотом Формулы 1 - Мария-Тереза де Филиппис.

В связи с этим мы решили еще раз вспомнить самых успешных гонщиц в истории автоспорта. И начнем именно с легендарной неаполитанки...

Первой женщиной, выступившей в Формуле 1, является де Филиппис, принявшая участие в пяти Гран При в 1958 и 1959 годах.

Уроженка Неаполя начала свою карьеру в 22-летнем возрасте после того, как два ее брата поспорили, что Мария-Тереза не справится с управлением автомобилем на большой скорости. И это пари они проиграли. Свою первую гонку де Филиппис выиграла на Амальфитанском побережье за рулем Fiat 500, что открыло ей путь в Ф1.

«Единственный случай, когда мне помешали выступить в гонке, произошел на Гран При Франции, - рассказала в 2006 году Мария-Тереза. – Гоночный директор заявил тогда: «Единственный шлем, который должна одевать женщина – это сушилка для волос в парикмахерской».

Кроме того инцидента, я никогда больше не сталкивалась с подобным. Наоборот, люди только удивлялись моему успеху».

Мария Грация «Лелла» Ломбарди остается единственной в истории женщиной, финишировавшей в очковой зоне на этапе Формулы 1. Знаменательное событие произошло на Гран При Испании 1975 года, где Ломбарди показала шестой результат. Дистанция той гонки была сокращения с 75 до 29 кругов из-за инцидента, в результате которого погибли пять зрителей, поэтому участникам этапа начислили половину номинальных очков за места на финише. Таким образом, Ломбарди записала в свой актив 0,5 балла.

Итальянка умерла от рака в 1992 году. За свою карьеру Лелла приняла участие в 17 этапах Формулы 1, сумев 12 раз выйти на старт Гран При.

Величайшая гонщица всех времен? Может быть. Мутон выиграла четыре этапа чемпионата мира по ралли в составе команды Audi, став серебряным призером сезона-1982. В настоящий момент Мутон является президентом Комиссии FIA по вопросам участия женщин в автоспорте.

Легендарный Стирлинг Мосс назвал Мутон одним из лучших гонщиков в мире, а не менее титулованный австриец Ники Лауда описал Мишель одним словом: «Суперженщина».

Южноафриканка является одной из пяти гонщиц, которым удавалось выступить на этапе Формулы 1. Правда, Уилсон по итогам квалификации не была допущена на старт Гран При Великобритании в 1980 году. Аналогичным провалом завершились три ее попытки квалифицироваться для участия в гонке «500 миль Индианаполиса» в период с 1982 по 1984 годы.

Куда большего успеха Дезире добилась в британской серии Aurora F1, выиграв в рамках этого чемпионата гонку на автодроме Брэндс-Хэтч. В результате владельцы трассы решили назвать в ее честь одну из трибун.

В 2001 году Кляйншмидт вместе со штурманом Андреа Шульцом выиграла за рулем Mitsubishi Pajero легендарный ралли-рейд «Париж-Дакар».

«Я не могу в этом поверить, - заявила после финиша Ютта. – Автомобиль отработал надежно, но он не был самым быстрым. Нам удалось избежать ошибок в навигации, и я не допустила помарок во время пилотажа».

Телезрители из Германии прекрасно бы поняли, о ком идёт речь. Проехав более десяти тысяч кругов на легендарной немецкой трассе, Шмиц получила прозвище «Королева Нюрбургринга».

В настоящее время Шмиц является ведущей шоу Turbo на телеканале Sport 1, но она знаменита еще и тем, что дважды побеждала в гонке «24 часа Нюрбургринга».

Американской гонщице принадлежит рекорд среди женщин по числу стартов (девять) в гонке «500 миль Индианаполиса», тогда как ее лучшим результатом стал финиш на 17-м месте в 2009 году.

За свою карьеру Сара Фишер приняла участие в 81 гонке IndyCar, трижды получив звание «Самого популярного пилота» в период с 2001 по 2003 годы. В 2010 году была издана ее книга «99 вещей, которые женщины хотели бы знать, прежде чем садиться за руль машины и воплощать в жизнь свои мечты».

Возможно, она достойна звания самой успешной гонщицы наших дней, став первой и пока единственной женщиной, выигравшей гонку IndyCar. Это произошло в 2008 году в Мотеги, где Даника на финише опередила Элио Кастроневеса на пять секунд.

«Я долго к этому шла, - рассказала тогда Патрик. – Я знала, что Элио выбрал аналогичную стратегию, поэтому не сразу поверила, когда сумела обогнать его. Это было невероятно».

В 2008 году Даника должна была принять участие в тестах Ф1 с Honda, но японская команда решила уйти из Больших Призов, отказавшись от планов с привлечением американки. Через год появлялись слухи о возможном участии Патрик в проекте US F1, но он так и остался лишь на бумаге.

Почти всю свою карьеру Патрик провела в Штатах, выступая в IndyCar и NASCAR, где неоднократно поднималась на подиумы.

На протяжении семи лет Вольф выступала в DTM, а с 2012 года она была приглашена на роль тест-пилота Williams. За время работы с командой из Гроува Сьюзи приняла участие в четырех пятничных тренировках.

За свою профессиональную карьеру Вольф не выиграла ни одной гонки в престижном чемпионате, но она опережала в различных заездах таких пилотов, как Льюис Хэмилтон, Пол ди Реста, Мика Хаккинен, Ральф Шумахер, Том Кристенсен, Дэвид Култхард и Роберто Мери. И этого уже достаточно, чтобы понять ее потенциал.

Кармен Хорда провела 44 гонки за три сезона в GP3, правда, испанка ни разу не смогла финишировать в очковой зоне.

Помимо этого, Кармен выступала в категории LMP2 в Ле-Мане и на этапах Indy Lights, а с недавних пор является пилотом по развитию Lotus F1.

«Я буду усердно работать, чтобы развить свои гоночные навыки, - заявила Хорда в феврале 2015 года. – Для меня честь стать частью команды с такой богатой историей».

В позапрошлом году швейцарка какое-то время была связана с командой Sauber, но ее менеджмент не смог согласовать условия более определенного сотрудничества с коллективом из Хинвилла.

В 2015 году де Сильвестро выступала за Andretti Autosport в IndyCar, показав четвертый результат на прошедшем в апреле этапе в Луизиане. Кроме того, Симона защищала цвета команды Adretti в финале дебютного чемпионата Формулы Е в Лондоне, а в сезоне-2015/16 продолжила выступления в ФЕ в качестве напарника Робина Фрейнса.



  • Разделы сайта