Психология подсознательной подготовки стрелка. Психология стрельбы

05.04.2016

Состязания в меткости стрельбы уходят корнями в седую древность. Меткий охотник всегда был гордостью своего племени. В наше время спортивная стрельба культивируется во многих странах мира, являясь одним из наиболее массовых и престижных видов спорта.

Своей популярностью стрелковый спорт обязан самим интересом стрельбы в цель, доступностью всем желающим независимо от пола, возраста, физических данных, Победители Олимпийских игр и чемпионатов мира становятся национальными героями. К завоеванию высших спортивных титулов стремятся стрелки - энтузиасты многих стран мира. В большинстве это молодые честолюбивые спортсмены, обладающие хорошими способностями и высоким спортивным трудолюбием. Они располагают всеми условиями для полноценного тренировочного процесса, но чаще всего останавливаются в росте результатов, так и не достигнув желаемой цели. В чём причина, ведь раньше результаты росли, перед спортсменом открывалась высокая спортивная перспектива.

Сейчас работа не хуже, почему же она перестала давать отдачу? Ответ один: переход на более высокий уровень подготовленности требует совершенствования тренировочного процесса, новые задачи требуют новых решений. Мировой стрелковый спорт постоянно развивается. В ряде упражнений пулевой стрельбы результаты достигли предельного уровня или близки к нему. Чем ближе вершина, тем труднее продвижение.

Поражение центра мишени каждым производимым выстрелом требует специальной подготовки, как технической, так и психологической, всё большее значение приобретает надёжность владения техникой прицельного выстрела. На подступах к рекордному уровню скапливается большое количество сильных спортсменов стрелков.

Соревновательная стрельба значительно отличается от тренировочной. Одного искусства меткого выстрела становится недостаточно. Эмоциональное напряжение, неизбежно возникающее у стрелка участвующего в ответственных соревнованиях, затрудняет выполнение даже хорошо освоенных действий. Владение методиками психорегуляции становится одной из центральных задач подготовки.

Спортсменов-стрелков, по целям которые они ставят перед собой, можно условно разделить на три группы:
* «Спорт для себя». Любовь к оружию, интересное занятие в часы досуга, укрепление чувства уверенности в себе.
* «Для друзей». Участие в соревнованиях клубного, регионального, национального масштабов. Победа в соревнованиях здесь оценивается выше уровня показанного результата.
* «Для страны». Овладение рекордным уровнем результатов. Подготовка как к борьбе за победу в соревнованиях высшего ранга - Олимпийских играх, чемпионатах мира.
Это разные цели, требующие различного времени, усилий, материальных затрат. Различного содержания тренировочного процесса.

Руководство подготовкой стрелка высокого класса требует специальных, профессиональных тренерских знаний. Для методически грамотного построения подготовки необходимо знать к чему мы стремимся, какие конкретно качества хотим формировать, каков конечный продукт нашей работы. Психологи на основе изучения выдающихся имен мирового спорта установили присущие им черты, способствующие достижению победы на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Совокупность этих черт может рассматриваться как «Модель чемпиона».

Применительно к спортивной пулевой стрельбе она ориентировочно сводится к следующему:
* Увлеченность, любовь к спорту.
* Постановка высоких, спортивных целей.
* Низкий уровень личной тревожности.
* Совершенное владение спортивной техникой.
* Высокое спортивное трудолюбие.
* Развитое чувство соревновательности, спортивной агрессивности.
* Навыки психорегуляции.

Мы не знаем имен победителей будущих Олимпийских игр, но знаем, какой сплав спортивного мастерства и личностных качеств потребует успешное выступление в этих соревнованиях. Наш спорт накопил опыт позволяющий прогнозировать подготовленность победителя Олимпиады третьего тысячелетия.

Предлагаемая работа делает попытку найти ответы на вопросы, выдвигаемые практикой стрелкового спорта. Раскрыть систему взглядов на подготовку спортсмена-стрелка высокого класса, сложившуюся на основе сочетания многолетнего практического опыта с прикладными положениями спортивной педагогики, физиологии, психологии.

Обращение к этим дисциплинам не преследует общеобразовательные цели, а носит избирательный характер, для обоснования отдельных вопросов методики тренировочного процесса. Работа включает отдельные положения более ранних публикаций автора и методические разработки последнего времени.

Разделы подготовки спортсмена-стрелка
В пулевой стрельбе, равно как и в других видах спорта, принято рассматривать пять основных разделов подготовки спортсмена: физическую, техническую, психологическую, тактическую, теоретическую. Все они выступают в тесной взаимосвязи, составляя единый комплекс подготовки спортсмена-стрелка высокого класса. Каждый из этих разделов имеет свои цели, задачи, методы. Распространённой ошибкой является переоценка значимости одних сторон подготовки и недооценка других. Преимущественное развитие одной стороны подготовки не может компенсировать недостатков другой. Резервы совершенствования спортивного мастерства содержатся в каждом из этих разделов, но имеют определённые пределы. Каждое может быть главенствующем на определённом этапе подготовки и утратить своё центральное значение после решения стоящих перед ним задач.

Теоретическая подготовка
В методической литературе по стрелковому спорту теоретическую подготовку обычно ставят на последнее место. Такое ранжирование заимствовано из атлетических видов спорта и не отвечает специфике пулевой стрельбы. Действия стрелка программируются, проходя «через призму его сознания». Теоретические знания способствуют целенаправленности подготовки, конкретизации ставящихся тренировочных задач, методической грамотности их решения. Позволяют определить причины неудач, стимулируют усилия на их преодоление. Создавая убеждённость в правильности методов подготовки, раскрывают видение высокой спортивной перспективы.

ЗНАНИЯ, которыми должен обладать стрелок, следует рассматривать в ТРЁХ УРОВНЯХ:
* ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ, создающий общее видение спорта, позволяющий ориентироваться в его проблемах, определять направления работы.
* ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ, владение которыми, позволяет использование их в практической работе, когда возникает потребность в этом.
* НАВЫКОВ, повседневных действий, многие из которых протекают на автоматическом уровне.

С ростом мастерства возрастает доля самостоятельности стрелкам в определении и решении проблем своей подготовки. Возникает необходимость расширения и углубления знаний, относящихся к методической стороне тренировочного процесса. Теоретическая подготовка стрелка высокого класса может и должна включать вопросы из различных областей знаний, но все они должны иметь избирательную направленность на совершенствование спортивного мастерства.

В руководстве "Путь на Олимп" теоретическая подготовка стрелка начинается с рассмотрения вопросов психологической подготовки. Деятельность психических механизмов пронизывает все направления подготовки стрелка, присутствует во всех сторонах его работы. Ориентация в психических функциях, их месте и роли в стрелковом спорте, поможет читателю при рассмотрении дальнейшего материала.

Среди психических процессов непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела особое место занимает внимание.
На психику человека постоянно воздействуют многочисленные раздражители. Они поступают как из внешней среды, так и из внутренних сфер организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внимание. Среди психических процессов непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела особое место занимает внимание.
На психику человека постоянно воздействуют многочисленные раздражители. Они поступают как из внешней среды, так и из внутренних сфер организма. Чтобы не утонуть в этой массе информации, человек должен отобрать наиболее значимое для него в данный момент, ограничив в доступ сознания всего остального. Механизмом, выполняющим организацию психической деятельности, служит внимание. Таким образом, внимание – это направленность сознания человека на избранные предметы или явления.

Внимание оказывает активное организующее влияние на деятельность, но для этого оно должно быть направлено на её выполнение до начала работы. Предварительное продумывание содержания предстоящих действий программирует внимание: на что смотреть, что видеть, как реагировать на увиденное. Внимание организует пусковые воздействия мышц указательного пальца и контролирует развитие усилия спуска. При этом оно имеет как внутреннюю, так и внешнюю направленность. Внутрь направленное внимание даёт информацию об общем состоянии
готовности /неподвижность стояния, тонус мышц, надёжность устойчивости оружия, работа указательного пальца/, внешне направленное - контролирует положение мушки относительно точки прицеливания.

Большое количество элементов составляющих работу стрелка над выстрелом не означает, что все они одновременно и в полной мере контролируются сознанием. Объём внимания ограничен, одновременно
в поле внимания может находиться до семи объектов. Стрелок концентрируется на центральной задаче, остальные оттесняются, ясность внимания к ним снижается соответственно их значимости. В
последующий момент центральное значение может приобрести другой элемент работы. Сосредоточению внимания стрелка на производимых действиях могут мешать как неуверенность, опасение неудачи, так и излишняя самоуверенность, неоправданная решительность. Отвлечение
посторонними мыслями может привести к ошибкам в работе над выстрелом, которые остаются незамеченными.

Объём и концентрация внимания находятся в обратной зависимости. В практике стрелкового спорта известны досадные случаи стрельбы по чужим мишеням на крупнейших соревнованиях. Высокая концентрация на своих действиях вытесняла из сознания необходимость контроля номера своего щита. Характерно, что произведенные выстрелы по чужим мишеням были, как правило, хорошими. Работа над выстрелом должна содержать две фазы: предварительную и завершающую. Переход от первой фазы ко второй определяет сам стрелок по мере готовности. Предварительная фаза: внутрь направленное внимание, восприятие мышечных процессов, оказание установочного влияния на программу деятельности, контроль состояния готовности, пусковые воздействия на включение в работу, установление обратных связей. Завершающая фаза: концентрация на уточнении прицеливания, устойчивости оружия, управлении спуском, отметке выстрела.

В тренировке сосредоточение на элементах предварительной фазы должно занимать центральное место. Чем правильнее и прочнее будут сформированы навыки их выполнения, тем легче и надёжнее решаются задачи завершающей фазы прицельного выстрела. В соревнованиях, после мысленной проработки технических действий, предваряющих зачётную стрельбу, внимание концентрируется на завершающей фазе выстрела. При этом элементы предварительной фазы должны осуществляться автоматизировано, за счёт сформированных навыков. В завершающей фазе работы над выстрелом внимание стрелка распределяется примерно следующим образом:

Элементы работы
Направленность внимания
Уточнение прицеливания, работа указательного пальца
Полная концентрация внимания.
Устойчивость оружия, отметка выстрела, последействие /сохранение положения оружия и направленности внимания/
Сохранение в поле внимания.
Чувство привычности изготовки, тонус мышц удерживающих оружие.
На уровне навыка, осознаётся в случаях нарушений.
Отметка выстрела, установка на последующее выполнение.
Активизируется при завершении выстрела.

Мышление.
Не следует понятие «мышление» отождествлять с понятием «сознание». Большое количество осознанных действий осуществляется без привлечения мысленных процессов. Мышление имеет место только в случае возникновения проблемной ситуации, когда решение задачи требует использования памяти и ранее приобретенных знаний. Так при нормально идущей стрельбе хорошо подготовленный стрелок осуществляет привычную схему технических действий. Пока работа протекает гладко, не требует новых решений, говорить о мышлении - нет оснований. Но возникли нарушения. Например, появились отрывы. Сразу же активизируется мышление: необходимо установить причину, определить программу дальнейших действий. Возникновение проблемной ситуации всегда вызывает задержку движения. Это неизбежное явление следует учитывать, особенно стрелкам, специализирующимся в скоростных упражнениях.

Роль и значение мышления в работе стрелка зависит от содержания выполняемой им в данный момент деятельности. Оно может иметь важное положительное значение, но может оказывать и негативное
влияние на результаты стрельбы. Стереотипность действий свойственная стрелковому спорту, стабильность условий в которых протекает тренировочная работа, сравнительно редкое возникновение «внештатных ситуаций» с которыми приходится сталкиваться стрелку в соревнованиях, всё это, казалось бы, ограничивает проблемные ситуации, требующие активных мыслительных процессов. Однако эта видимая, внешняя лёгкость действий требует совершенства их выполнения, а это и порождает проблемы, решение которых сопряжено с активной мыслительной деятельностью. Необходимо представлять содержание разучиваемых и тренируемых действий, составляющих их узловые элементы, требования, предъявляемые к их выполнению, критическая оценка результатов.

В соревнованиях, техническая сторона работы стрелка должна проходить вне активных мыслительных процессов; стереотипные, хорошо разученные действия осуществляются на автоматическом уровне. Всё заранее известно, многократно отработано, не требует корректировки. В то же время соревновательная стрельба имеет свои особенности, выдвигает свои проблемы, решение которых требует активной мыслительной деятельности. Так, например, при хорошо идущей стрельбе возникает соблазн подсчитывать результаты проведенных серий, прогнозировать конечный результат упражнения, место среди участников. Возникает чувство удовлетворенности, меняется психическое состояние, и результаты стрельбы резко падают. Задача в том, чтобы не допустить этого, сохранить уровень психической напряженности, способствующий ведению стрельбы. Спортсмен должен уметь управлять своими мыслями, вызывать в сознании образы, нейтрализующие эмоциональное воздействие соревновательных ситуаций.

Решение ряда проблем, с которыми сталкивается стрелок в тренировке и соревнованиях требует определённых знаний. Многие тренеры и спортсмены обладают хорошей теоретической подготовкой, но в практике работы нужна не общая эрудиция, не сумма знаний, а умение отобрать те из них которые «работают» на основную задачу. Мышление стрелка должно быть конкретно, реально. Принимаемые решения должны основываться не на интуиции, а на твёрдых знаниях относящихся к рассматриваемому вопросу. Рассмотрим, как пример, направленность мыслительной деятельности стрелка в некоторых ситуациях стрелкового спорта.

Проблема
Направленность мыслительной деятельности
Разучивание технических действий
Создание зрительного образа конечной цели движения. Осознание структуры действий /содержание, последовательность, согласованность/. «Прочувствованность» движений.
Конкретизация тренировки.
Организация сознания на предстоящую деятельность.
Понимание цели данной тренировки. Определение задач, уровень требований к своим усилиям, направленность и последовательность переключения внимания. Отношение к тренировке.
Понимание, что тренировка это процесс развития нужных спортивных качеств. Цель тренировочного занятия – оказание тренирующего воздействия. Результат стрельбы на мишени – показатель правильности выполняемых действий.
Повышение продуктивности тренировки.
Осознание того, что психологические стороны работы над выстрелом такие же составляющие подготовки, как и технические. Понимание различий учебной и тренировочной работы. Приоритетное развитие базовых качеств техники стрельбы. Конкретность задач тренировочного занятия, понимание путей их решения.
Управление вниманием.
Внутрь направленное, сосредоточенное, устойчивое. Определение последовательности переключения: на тонус мышц, на согласованность действий. На промежуточные задачи, на конечную цель.
Идеомоторная тренировка.
Создать полный и точный образ тренируемого действия, связать его с мышечно-суставным чувством, прочувствовать представляемое движение.
Психологический барьер.

Критический анализ результатов тренировочной и соревновательной стрельбы. Выявление ошибочных или недостаточно продуктивных методов тренировки и воспитания, тормозящих спортивное совершенствование. Нахождение путей их преодоления. Ситуация ожидания своего выхода на огневой рубеж соревнований. Отвлечься от навязчивых мыслей связанных с предстоящей стрельбой, сохранить состояние готовности к соревнованиям.

Вызвать в воображении картины приятного прошлого, спокойного, не связанного со стрельбой. А если цейтнот? Мобилизация собранности, решительности, сосредоточенности. Создание установки на более быстрое выполнение выстрела, сохраняя контроль над правильностью действий. Соглашаться на некоторое снижение результата. Пожертвовать меньшим, чтобы сохранить основное.

Прошлый опыт выступления в соревнованиях.
Анализ результатов. Закрепление в памяти психического состояния способствовавшему достижению высоких результатов. Установление слабых звеньев подготовленности, не выдержавших напряжения
соревновательной стрельбы. Определение задач и методов работы, направленных на их укрепление. Психологическая подготовка к ответственным соревнованиям. Прогнозирование и оценка обстоятельств готовых приобретать свойства стресс-факторов. Применение методик психорегуляции направленных на нейтрализацию их воздействия. Уровень притязаний. Трезвая, без эмоций, оценка привлекательности высокой цели и реальность её достижения. Видение средств и методов решения стоящей задачи. Определение промежуточных рубежей.

Психология меткого выстрела и методика обучения «технике» стрельбы из пистолета

Деятельность стрелка состоит из двух основных компонен­тов: а) действия прицеливания (перцептивного) и б) действия спуска курка, т.е. самого выстрела (действия двигательного). Пер­вый компонент - это ориентировочная часть деятельности, а второй - исполнительная. Стало быть, наличие правильной ори­ентировки - точного прицеливания - гарантирует и правиль­ное исполнительное действие - меткий выстрел.

Поэтому разработчики методики (психолог Б.Ц.Бадмаев 1 и ма­стер спорта по стрельбе офицер ЕА-Жарковский) основное вни­мание уделили психологическому анализу акта прицеливания, что­бы понять типичные ошибки и создать полную ориентировочную основу для действий начинающего стрелка (или для исправления ошибок неумелых «опытных» стрелков), ибо собственно выстрел как действие двигательное, физическое целиком зависит от дей­ствия перцептивного - правильной переработки зрительной ин­формации и ее координации с мышечными ощущениями.

Исходя из такого подхода к психологической структуре дея­тельности стрелка, можно понять, почему не каждому удается стать мастером своего дела. Главная трудность стрелка (как на­чинающего, так и «опытного», не раз стрелявшего, но стреляю­щего плохо) состоит в невозможности унять волнение, связан­ное с дрожанием руки при прицеливании и неуверенностью в положительном результате выстрела. В этом многие видят при­чину плохой стрельбы. Армейский опыт огневой подготовки офицеров и прапорщиков, для которых стрельба из пистолета является делом профессиональным, однозначно говорит о прак­тической непреодолимости волнения при стрельбе. Этим об­стоятельством обычно объясняют наличие у некоторых профес­сиональных военных, пусть не столь многочисленных, «огне­вой немощи», как называют на военном сленге неумение метко стрелять. Она отмечается у них практически на протяжении всей службы. Так же обстоит дело и в правоохранительных органах, так как многие не умеют метко стрелять в любых условиях.

Решение проблемы обычно ищут в увеличении числа трени­ровок без боеприпасов, в регулярном проведении стрельб. Но по каким-то причинам, не всегда понятным начальникам, за-

"См.: Б.Бадмаев. Психология меткого выстрела // Военный вестник, 1977, № 9.


метного успеха в преодолении «огневой немощи» у этих лиц не наблюдается.

Наш анализ деятельности стрелка показал, что есть сугубо психологическая причина непопадания в мишень при самом старательном прицеливании. Она скрывается в неверной трак­товке (непонимании, ложном понимании стрелком) требова­ния прицеливания под «яблочко». Стрелок понимает данное тре­бование по-своему: раз нужно прицеливаться под «яблочко», значит нельзя упускать того момента, когда с трудом удержива­емая ровная мушка (линия прицеливания) «остановится» в этой точке под «яблочком». Поскольку подобная «остановка» длится лишь мгновение, равное долям секунды, то спешный спуск курка обязательно приводит к рывку, дерганью, к «клевку», и вслед­ствие этого - к отклонению от линии прицеливания вниз и полету пули ниже «яблочка» и даже ниже обреза мишени. И в результате - промах. Психологический эффект промаха - до­сада, что «опять дернул» и в следующий раз стрелок еще более напрягается, чтобы этого не допустить. От такого «перестара­ния» мышечное напряжение еще более возрастает, усиливается дрожь в руке и волнение, увеличивается амплитуда колебания линии прицеливания, все труднее становится уловить этот за­ветный миг ее «остановки» под «яблочком». И дальнейшее по­нятно: человек постепенно укрепляется во мнении, что он ни­когда, видимо, не научится хорошо стрелять. И тренировки ему не помогают, так как он все равно хочет научиться «поймать миг удачи» - совмещение ровной мушки с точкой прицелива­ния под «яблочком», чтобы тут же выпустить туда пулю. Резуль­тат обычно тот же.

Таким образом, главная психологическая причина промаха при стрельбе из пистолета - неверное представление стрелка о тех­нике прицеливания и производстве выстрела как о необходимо­сти немедленного (рывком!) спуска курка в тот короткий миг, когда ему кажется, что он поймал «нужный момент». Рывок - клевок - отклонение линии прицеливания вниз - полет пули ниже цели или вправо-влево от нее. Вот таковы психологическая структура действия неумелого стрелка и ее результат - промах 1 .

"Есть, конечно, у новичков и другие причины промаха, но они достаточно банальны и случайны (забыл держать ровную мушку, испугался звука выстрела соседа на огневом рубеже, боялся собственного выстрела, просто сильно волно­вался и был напряжен, опасался резкой отдачи оружия и т д) Здесь мы разби­раем типичную и присущую всем неумелым стрелкам (и необязательно нович­кам) причину «огневой немощи»

Психологический подход к анализу причин плохой стрельбы позволил сделать вывод о необходимости создания ориентиро­вочной основы правильного действия стрелка для достижения безошибочного попадания в цель. Иначе говоря, недостаточно, малополезно ориентировать стрелка лишь общими словами: «не дергать», «спускать курок плавно», «не напрягать мышцы ру­ки», «не бояться выстрела», «прицеливаться под "яблочко"» (или:

«прицеливаться в центр мишени» - для пистолета центрально­го боя), «не ожидать выстрела» (он, как известно, должен быть в идеале неожиданным для стрелка, осознаваемым уже постфак­тум). Все указанные, вполне правильные сентенции обычно не помогают, если стрелок продолжает думать по-своему, что ус­пех зависит от удачного совпадения спуска курка с моментом совмещения линии прицеливания с точкой под «яблочком».

Раз общие правильные слова-указания не помогают, значит, стрелку нужна другая, более точная, а значит, более правильная ориентировка.

В методике ускоренного обучения меткому выстрелу из пис­толета учтено данное обстоятельство.

Стрельба из пистолета при безопорном положении стрелка, стоящего с оружием в вытянутой руке, имеет следующие пси­хологические особенности:

а) значительные естественные колебания ровной мушки ли­нии прицеливания на фоне расплывчатого очертания круга ми­шени, воспринимаемые неопытным (или неумелым) стрелком как недопустимый изъян в прицеливании;

6) неопределенность будущего результата и ненаблюдаемость реального, а отсюда - невозможность корректировки стрелком собственных действий и нарастающая от выстрела к выстрелу неуверенность;

в) испуг от звука выстрела и резкой отдачи оружия.

Из этих особенностей наибольшее беспокойство неумелого стрелка вызывает колебание руки с пистолетом. Все его стара­ния унять колебание приводят к обратному эффекту - усилению напряженности, к дрожанию руки, к спешке - стремлению вы­стрелить при первом же попадании линии прицеливания под «яблочко», что и приводит к этому пресловутому дерганью спу­скового крючка. И к промаху.



Опытные тренеры, работающие со стрелками-спортсменами, знают, что не нужно стремиться исключить волнение словес­ными разъяснениями, ибо это невозможно и потому бесполез­но, а нужно научить стрелка контролировать все свои действия


и движения, что вполне возможно. А это означает, говоря пси­хологическим языком, что нужно дать ему полную ориентиров­ку в «технике» стрельбы: правильной стойке, правильной хват­ке пистолета, правильному прицеливанию и правильному на­жиму на спусковой крючок. В каждом из названных действий повторяется слово «правильное» не случайно, ибо при всей ка­жущейся простоте этих действий многое как раз делается не­правильно. И главная ошибка, ведущая к промаху в стрельбе, как выше говорилось, в прицеливании.

Если все двигательные действия (стойка, хватка, нажатие на спусковой крючок) доступны контролю со стороны обучающе­го и ему сравнительно легко их регулировать, то перцептивное действие прицеливания (зрительно-мышечное действие конт­роля подготовки и производства выстрела) требует создания чет­кой, алгоритмоподобной схемы ориентировочной основы для правильного его выполнения. Создание такой схемы ООД и стало задачей разработчиков методики.

Основная функция схемы ООД (учебно-тренировочной кар­ты, как мы ее назвали) состоит в сосредоточении внимания стрелка на подробно расписанных операциях и действиях при­целивания: как «взять» ровную мушку, как зрительно контро­лировать постоянное сохранение ровной мушки, как и в какую точку ее наводить, как нажимать на спусковой крючок одно­временно с наводкой, пока неожиданно не произойдет выстрел. Следование стрелка этим ориентирующим указаниям поглоща­ет его внимание полностью и отвлекает от назойливой и беспо­коящей мысли о колебании руки с пистолетом. Внезапно про­звучавший выстрел должен не испугать, а обрадовать стрелка, ибо он свидетельствует о правильности его действий: не думал о результате, не мучился страхом промаха, не тревожился, ког­да же прозвучит долгожданный выстрел, не напрягался в борь­бе с дрожью в руке, и вообще не беспокоился ни о чем, кроме скрупулезного следования ориентирующим указаниям схемы ООД (учебно-тренировочной карты), то есть кроме внимания к «технике» стрельбы.

Наряду с учебно-тренировочной картой (см. схему 22, с. 169- 171), являющейся ориентировочной основой действий обучае­мого, составляется комплект учебных задач (см. с. 173-177), моделирующих ситуации, характерные для исполнительной ча­сти его действий. Учебная деятельность начинающего стрелка заключается в решении учебных задач при опоре на учебно-тренировочную карту (УТК).

Руководитель занятия (инструктор, тренер, преподаватель) вна­чале кратко знакомит с особенностями методики обучения стрель­бе, основанной на психологической теории П-Я.Гальперина, рас­сказывает, почему с ее помощью уцается достичь высоких резуль­татов в учебе. Когда обучаемые узнают, что по этой методике практически каждому гарантировано успешное овладение навы­ками меткой стрельбы из пистолета, у них появляется интерес к занятиям, желание во что бы то ни стало воспользоваться пред­ставившейся возможностью стать хорошим стрелком. Так созда­ется мотивационная основа учебной деятельности.

После этого предъявляются средства обучения: а) комплект задач для решения устного (без оружия) и решения с оружием и б) схемы ООД-УТК (по одной на двоих, так как обучаемые раз­биваются попарно). На каждую пару выдается один ПМ (пис­толет Макарова).

Порядок занятия. Каждая пара работает самостоятельно, и поэтому желательно, чтобы в составе пары был один (1-й но­мер) «сильный» (сообразительный), а другой (2-й номер) был «слабый», но это не обязательно, ибо в ходе обучения составы пар могут меняться в зависимости от быстроты и качества усво­ения деятельности разными обучаемыми.

Ход занятия. Номер 1-й вслух читает задачу, а номер 2-й решает ее. (Действия № 1-6 по полной схеме УТК отрабатыва­ются без боеприпасов). Сначала он пытается решать без помо­щи УТК, а если затрудняется или допускает ошибку, то номер 1-й, контролирующий его действия с помощью УТК, оста­навливает его и вслух читает по УТК последовательность пра­вильных действий. Затем они могут меняться ролями, и про­должают работать, пока не решат правильно все предъяв­ленные им задачи. Обычно в результате решения нескольких (менее 10) задач без боеприпасов обучаемые запоминают не­произвольно почти весь порядок действий, заложенный в УТК (о том, что заучивать УТК запрещается, обучаемые предупреж­даются заранее). Тогда можно перейти к сокращенной УТК, но вскоре и в ней отпадает нужда. Непроизвольное запоминание ее содержания и есть показатель усвоения порядка расписанных там действий.

После того, как обучаемые молча, уверенно и правильно вы­полняют действия № 1-6 по УТК, четко объясняют смысл каж­дой операции, руководитель занятия определяет стреляющую смену (а это должны быть лучшие) и дает команду на получе­ние боеприпасов (по три патрона).


Далее руководитель занятия лично контролирует действия обучаемых при стрельбе, особое внимание обращая на строгое соблюдение мер безопасности, отработку спуска курка пистолета, умение правильно корректировать стрельбу. Остальные находятся на исходном рубеже, наблюдая за действиями стреляющих.

После трех пробных выстрелов, соответствующей корректи­ровки (при необходимости) разрешается контрольная серия из трех или десяти, смотря по поставленной задаче, выстрелов.

Если обучаемые допускают ошибки в выполнении каких-ли­бо операций при стрельбе, то руководителю необходимо опре­делить причины таких ошибок, при необходимости внести из­менения и дополнения в полную карту и заново отработать с ними действия, начиная с этапа внешнеречевого проговарива-ния. При этом полностью соблюдаются все последующие этапы перевода действий в умственный план. Особое внимание здесь обращается на целевую ориентировку обучаемых. То есть руко­водитель спрашивает у обучаемых и выясняет вместе с ними:

что будет, если они неправильно выполнят действия или про­пустят какую-либо операцию.

Сформированные при помощи данной методики знания, уме­ния и навыки годны для стрельбы в различных условиях и из разных положений: с колена, лежа, в движении и тд. В дальней­шем полученные знания, умения и навыки совершенствуются в ходе плановых занятий и тренировок «вхолостую» или с боевым патроном. Отработка техники стрельбы «вхолостую» (стойка, хват­ка, прицеливание, спуск курка - в комплексе) является основным этапом подготовки стрелка. Здесь главной заботой становится вдум­чивая, неторопливая работа стрелка по самоанализу каждого сво­его действия, а не стремление попасть в цель, что вносит волне­ние в работу. Под ударник пистолета подкладывается кусочек ла­стика для сбережения оружия, так как в течение одного такого занятия надо производить 150-200 прицеливании и спусков курка.

Перед обучением по настоящей методике целесообразно изу­чить с обучаемым теоретическую тему: «Основы стрельбы из стрелкового оружия», меры безопасности при стрельбе, поря­док заряжания и разряжания оружия. (Далее см. фрагменты пол­ной схемы ООД - учебно-тренировочной карты - схему 22 на с. 169-171 и сокращенной - схему 23 на с. 172, а также комп­лект задач на с. 173-177).

Опыт применения данной методики в практике обучения по­казал, что с самого начала можно учить новичков безошибочно. В чем же секрет?


Продолжение схемы 22

3
4. Ровную мушку совме­стить с нижним обрезом «яблочка» мишени 3. Между верхней ли- ^Л& нией мушки и нижним n f^ п обрезом «яблочка» ос- | vLl^ | тавляется небольшой, устойчиво выдерживаемый по раз­меру при каждом прицеливании, ПРОСВЕТ. Ровную мушку подво­дить к точке прицеливания снизу, каждый раз соблюдая размер вы­бранного просвета (т.е. прицеливать­ся строго однообразно) Если просвет не оставлять - на черном фоне «яблочка» мушка почти не видна и ее положение в прорези контролируется с трудом. Если прицеливание производить неоднообразно - будет разброс попадания. Следствие - неудов­летворительная сумма набранных очков в серии
Спуск курка -1- ^\ ^ 1. Задержать дыхание и од­новременно плавно и рав­носильно давить на спу­сковой крючок первой фа­лангой указательного паль­ца или первьм его суста­вом (как удобнее самому стрелку) до спуска курка, при этом удерживая ров­ную мушку на точке при­целивания 1. Ровная мушка - «в резкости», «яблочко» видится чуть расплывча­то («как в тумане»). Запомнить удобное положение указательного пальца в точке надавливания на спусковой крючок. При этом дру­гие части указательного пальца не должны касаться щечки пистолета 2. Допустимы незначительные ко­лебания ровной мушки вокруг точ­ки прицеливания 3. Если в течение 10-12 секунд с момента задержки дыхания и на­давливания на спусковой крючок выстрела не произошло - опустить руку с ПМ, передохнуть и повто­рить прицеливание Дыхание в момент прицеливания и спуска курка вызывает допол­нительное смещение и колебание оружия. Попытка удерживать «яб­лочко» мишени в резкости при­водит к незаметному смещению мушки в прорези целика. Будут характерные ошибки в момент выстрела: ГЛ / | «мелкая мушка», пуля 1 v *-" | уйдет вниз. П П Л чфу™^ мушка», пу-| \U-^| ля уйдет вверх. П П Л "У 1111 ^ смещена впра-| vJJ" 1 во, пуля уйдет вправо. пп n мушка смещена влево, | vL^ | пуля уйдет влево и т.д

Продолжение схемы 22

5 6
2. Сделать 3-5 выстрелов «всухую» в темпе стрельбы с выполнением операций пп. 5, 6. 4. Успокоиться, сосредоточиться на удержании «резкой» ровной муш­ки на фоне «туманного» «яблочка» мишени с удержанием выбранного размера просвета. Спуск курка (вы­стрел) должен произойти с ощуще­нием неожиданности. Не ждать мо­мента спуска курка (выстрела) Ожидание момента спуска курка (выстрела) ведет к переключению внимания с положения мушки в прорези целика на работу указа­тельного пальца со спусковым крючком. Субъективно возраста­ет боязнь шума выстрела и силь­ной отдачи. Это приводит к под­сознательному (неконтролируе­мому) поддергиванию спусково­го крючка в момент выстрела. Ре­зультат - только промах!
Выполнить три пробных вы­стрела 1. Зарядить ПМ 2. Выполнить операции пп. 1-6 3. Левой рукой дослать патрон в патронник 4. Выполнить 3 пробных выстрела с выполнением требований пп. 5-6 5. Определить среднюю точку попадания (СТП) 1. Курок в заднем фиксированном положении 2. Если СТП отклонилась от конт­рольной точки больше, чем на 2 см, изменить точку прицеливания ме­тодом «зеркального» выноса ровной мушки по отношению к СТП Если курок в переднем положе- Ствол нии - патрон остался в магази- ПМ не. Если стрельбу не контроли- стро-ровать - в контрольной серии го в попадания могут располагаться на-кучно, но в стороне от «яблочка», прав-Следствие - низкая сумма очков лении стрель­бы
В ып олнить контрольную серию выстре­лов 1. Проанализировать свои действия (пп. 1-7), соот­нести их с полученной суммой очков 1. Главное здесь - не результат, а правильный, осмысленный анализ своих действий, соотнесенный с по­лученным результатом Бессмысленная стрельба - пус­тая трата времени и боеприпасов!

Схема 23

Примечание. Сокращенная схема предъявляется обучаемому тоща, когда слиш­ком подробная ориентировка действий по полной схеме ООД (УТК) становит­ся излишней ввиду непроизвольного запоминания порядка и последовательно­сти большинства действий. Своевременный отказ от полной схемы ООД и пе­реход к сокращенной принципиально важен, так как не дает долго «засидеться» за полной УТК, пользуясь часто (уже без особой нужды) ее подсказками, ибо это тормозит процесс непроизвольного запоминания и вообще воспитывает иждивенческий стиль у обучаемых От сокращенной схемы тоже надо вовремя освобождаться, иначе так и будет оставаться соблазн подглядеть, когда надо потрудиться вспомнить и работать наизусть

Если подвести все вышесказанное к краткому резюме, то ответ на профессиональном психологическом языке можно сфор­мулировать следующим образом.

Неопытный стрелок допускает ошибку при преобразовании сенсорной (зрительной) информации в образ, нужный для ре­шения задачи деятельности, т.е. для меткого выстрела. Эта ошиб­ка в ложности создаваемого образа, и образ, родившийся в сфе­ре перцептивного действия, влияет на действия мыслительные (стрелок неправильно думает, опираясь на неверный образ) и двигательные (человек неправильно действует - дергает рывком за спусковой крючок), чем и объясняется промах при стрельбе.

Наиболее опытные стрелки понимают, что судьба стрельбы решается в их голове. Люди часто говорят о трудных днях, о невозможности сосредоточиться, но что они под этим имеют в виду? Давайте определимся в понятиях.

Чтобы получить хороший результат, стрелок должен непрерывно сопровождать глазами птицу, а руками - постоянно управлять направлением ствола. Любой умственный или физический фактор, который может помешать выполнению этих элементов, приведет к плохой стрельбе.

Если у стрелка болит спина или голова, или он просто устал, его глаза могут блуждать между птицей (которую он зрительно должен держать в надежном захвате) и прицелом ружья. То же самое произойдет, если он по каким либо причинам расстроен, то ли из-за неприятностей на работе или дома, то ли из-за неуверенности в ружье или патронах, или в правильности своих действий. Точка фокуса будет также блуждать, если стрелок чрезмерно озабочен тщательным выцеливанием и делает это очень усердно. Смещение фокуса, а это самая распространенная ошибка, приводит к слишком медленному ускорению стволов, в результате чего весьма вероятен промах в сторону отставания.

Большинство классных стрелков прекрасно сознает важность удержания фокуса на цели (и его естественную тенденцию блуждать), но мало кто понимает, что глазные мышцы для стрельбы необходимо тренировать не в меньшей степени, чем накачивать мощные бицепсы для поднятия тяжестей или гребли. Есть один американский доктор, который предлагает курс "глазной аэробики" для стрелков. Я не предлагаю вам заходить так далеко, но важность понимания того, как ваши глаза влияют на стрельбу и как ваше настроение влияет на глаза, не может быть преувеличена.

Кое-кто может подумать, что я говорю много лишнего, особенно о глазах, в статье, посвященной психологии стрельбы. Но психология - это не черная магия. Это только наука о разуме. В контексте со стрельбой это понимание того, как связаны друг с другом наши мысли и действия. Это способ определить, что необходимо делать для того, чтобы стрельба была успешной. Например, понятие так называемой "концентрации", по сути, является синонимом удержания фокуса на птице. Опытный стрелок не испытывает затруднений в концентрации просто потому, что он вполне осознанно или подсознательно понимает, на чем ему необходимо сосредоточиться. Для новичка концентрация является существенной проблемой, ибо он не знает, чему отдать предпочтение, когда так много незнакомого, и приходит в замешательство. Концентрация - это не только свойство ума, но и результат знания.

Теперь я могу предложить вам порассуждать о том, какой целесообразнее предпринимать подход к стрельбе: осознанный или бессознательный. Я предпочитаю первый просто потому, что он гарантирует меньше случайностей. Если знаешь, что следует делать, то можно сосредоточиться на том, чтобы это сделать. Но только не надо ничего усложнять. Основы стрельбы простые. Некоторые в желании сосредоточиться стараются полностью отрешиться от своих чувств. Они и стрелять пытаются одной головой, забывая при этом, что стрельба - это такой процесс, который является одновременно и искусством и наукой, в котором участвуют и сердце, и разум. Проще говоря, они стали невротиками и не верят в самих себя.

Если моим первым правилом хорошей стрельбы является "следи за птицей так, как будто бы от этого зависит твоя пенсия", то второе правило Ярдли: "верь в себя - черный ящик между твоими ушами много умнее, чем ты можешь о нем подумать".

Если кто-то раз за разом стреляет успешно, то он является частью процесса, в котором трудно отделить себя от других его составных частей. Это как взведенный лук, стрелок и цель немыслимы друг без друга в процессе, который благодаря идее старины Зена, называется стрельбой из лука. И, наоборот, когда кто-то стреляет плохо, разделение очевидно. Когда я наблюдаю за чьей-то стрельбой в качестве инструктора, я всегда ищу, что же выпадает из целого. Я бы уточнил понятие обучения, определив его как процесс поиска и направления того, что выпадает из слаженного процесса стрельбы. Те, кто слишком много переживает из-за пустяков, обрекают себя на состояние, в котором их ум и тело никогда не будут действовать как одно целое.

Если нервный порывистый подход приводит к неудаче, то уверенный является составной частью успеха. Уверенность в охотничьей стрельбе, даже небольшая агрессивность, не только обеспечивает ястребиную остроту зрения, но и улучшает качество поводки. Уверенный стрелок уравновешен и меньше волнуется. Он предпочитает спокойно сопровождать цель, держа щеку на прикладе. Он будет стрелять даже с долей щегольства. И, напротив, человек, неуверенный в себе, будет часто поднимать голову в процессе поводки, чтобы посмотреть, как он это делает, что является следствием его негативной умственной установки. Это, как эффект домино, приводит к смещению назад центра тяжести, прекращению поводки и подъему стволов (и как результат-промах выше и сзади). И все это является следствием маленькой, но скверной мыслишки: "Я не уверен, убью ли эту птичку".

"Хороший выстрел и чистое поражение никогда не гарантированы, но искусный стрелок проигнорирует неудачу и сосредоточит все свое внимание на том, что необходимо сделать, а не на возможном результате".

Если неудача продолжает преследовать вас и этот день оказался не ваш, то вернитесь к основам стрельбы. Впейтесь глазами в птичий клюв так, как будто ваш взгляд - это лазерный луч, заставьте себя положить голову на приклад и непрерывно ведите стволы. Если вы продолжаете промахиваться, то это еще не конец света, и превратите свою неудачу для себя в шутку. Ведь не секрет, что никто не вызывает столько симпатий как мазила. Если вы сомневаетесь, задайте себе такой вопрос: "Кого бы вы предпочли взять с собой пострелять? Мрачного человека, который сбивает все, что ему попадается на глаза, или счастливого занимательного компаньона, который много мажет, но продолжает улыбаться?"

Многие стрелки (в их числе - часть классных стрелков и в других отношениях очень уверенных) испытывают внутреннее беспокойство при стрельбе. Эта тревога имеет различные формы, среди которых обычная боязнь промахнуться, специфический страх перед определенной мишенью или ее местоположением, которые когда-то привели к неудаче.

Тому, кто хочет повысить уверенность в себе, можно посоветовать поработать на специальной площадке с теми мишенями, которые представляют проблему.

Другим рецептом успешной охоты на пернатую дичь в сезоне является летняя практика по диким голубям. Как говорят в армии: "Тяжело в учении - легко в бою".

И вот вы в совершенной уверенности, что ваше оружие и снаряжение в полном порядке, и нет никаких физических препятствий для успешной стрельбы (таких, например, как не совсем подходящие очки). Расслабьтесь. Я понимаю, что это значительно легче советовать, чем сделать.

Надо признать, что волнение, которое вы испытываете, не может быть подавлено полностью. Волнение - это хорошо, это естественная реакция человека на определенные ситуации. Если вы попытаетесь не обращать внимания на него или вытеснить его из вашего сознания, будет только хуже. Находиться в возбуждении - это значит быть все время начеку. Охота - утонченная форма первобытной деятельности человека - возбуждающее занятие, и она впрыскивает в кровь все виды химических веществ. Результат этого воздействия на вашу волю зависит от вас. Одни и те же химические вещества могут вас или взбадривать или угнетать.

В этом месте позвольте мне упомянуть об инвертированном "U". Психолог относит понятие инвертирования к отношению между возбуждением и действием. Оно предполагает, что, нарастая до определенной точки, возбуждение, в которое мы можем включить некоторую степень тревоги или опасения, улучшает действие. Существует, однако, пик, после которого действие ухудшается из-за того, что мы слишком напряжены. Перевозбуждение приносит неприятности подавляющему большинству охотников мужского пола. Они отчаянно стараются не ударить в грязь лицом, ведь от этого зависит их собственное "я". Такая форма отчаяния приводит к чрезмерной агрессии и торопливой манере стрельбы. Нарастает мышечное напряжение, и случаи разрыва мышц у стрелков встречается нередко.

Противоядие этому - побольше холодного рассудка. Даже лучшие стрелки временами страдают от чрезмерного возбуждения. Весь фокус в том, чтобы научиться распознавать эту напасть. У меня показателем возбуждения является чувство напряжения в шее и плечах; когда это случается, я сознательно расслабляю соответствующие мышцы. Стрельба без этой процедуры существенно ухудшала бы результаты.

Потенциальной проблемой является также и чрезмерная самоуверенность. Тот, кто выходит раз в два месяца пострелять без всякой подготовки, не может рассчитывать на приличный результат. Я часто убеждаюсь, что мужчины слишком высокого мнения о себе. Неоднократно я слышал проклятия таких горе-стрелков по поводу их глупых промахов по летящей мишени, в то время как истина проста и заключается в том, что в действительности они не готовились стрелять надлежащим образом. Женщины, по моему мнению, никогда не страдают по этой причине. Они отнюдь не считают, что их пол сам по себе присваивает им естественную охотничью способность. Они сознают необходимос

Стрельба полна парадоксов, она является искусством и наукой расслабления и концентрации. Если это звучит довольно понятно, то сохраняйте зрительный контакт с птицей, не проверяйте свою поводку и получайте удовольствие от времени, проведенного на природе.

Во всех видах стрельбы жизненно важно сосредоточить всю свою энергию на выполняемой задаче и выбросить из головы мишени, которые уже пролетели или которые появятся после (хотя это легче констатировать, чем выполнить). Если вы бьете мимо цели, отправьте вслед за ней и свой промах. Некоторые считают это очень трудным, oднако необходимость поступать именно так очевидно.

Как выигрывать соревнования?

По моему опыту и наблюдениям победа является привычкой. Чем больше вы выигрываете, тем больше вам нравится выигрывать. Это может звучать не совсем красиво, но это факт.

Победа частично достигается мастерством, частично - уверенностью, но больше всего - психологией победителя, сознанием того, что ты не кто иной, как победитель. Тот, кто рассчитывает на победу и сохраняет жажду победы, имеет в соревновании огромное преимущество.

Майкл Ярдли
Перевод с английского Владимира Зверева

Адаптация психики к соревновательной обстановке.
Стрелковый спорт это сложнокоординационный вид спортивной деятельности, в котором достижение успеха зависит не только от мастерства спортсмена, его технической оснащённости, но и в значительной степени от того, насколько он психологически подготовил себя к выступлению. И нужно заметить, что не только начинающие, но даже в большей степени стрелки высочайшего уровня подвержены влиянию различных стрессовых факторов, которые отрицательно влияют на результат. Вместе с тем достижение высоких результатов и тем более рекордов, невозможно без учёта психологических факторов даже при отличной координации и великолепной физической готовности стрелка. За гранью простой бессмысленной силы и техники всегда будет нечто, что не позволит спортсмену достичь рекордного результата. Потому что дальше совершенствование идет не в физической и технической плоскости но именно в мире мысли, в психике человека.

При выступлении на соревнованиях практически все спортсмены отмечают, что психологическое и физиологическое состояние сильно отличается от состояния на тренировке. В результате этого у некоторых спортсменов результат улучшается, у других, напротив, ухудшается. Улучшение можно объяснить оптимальной мобилизацией организма к работе, а вот ухудшение результата, как правило, происходит из-за перевозбуждения, апатии и различных тревог, связанных с негативным опытом.

Ухудшение результата - явление наиболее частое. Большинство спортсменов на тренировках добиваются достаточно высоких результатов, но волнение, вызванное соревновательной обстановкой, сводит на нет все навыки, выработанные на тренировках. Многие спортсмены, столкнувшись с данной проблемой, нередко просто уходят из спорта, думая, что эта проблема не разрешима. Иногда даже приходится слышать от некоторых тренеров в адрес таких спортсменов: «мандражист, толку никогда не будет»; «рожденный ползать - летать не может» и т.д. Но это далеко не так, «мандражист» - это диагноз не окончательный. Психика человека ТРЕНИРУЕМА, как и многие другие функции человеческого организма. Если мы начали делать физические упражнения, то укрепляются мышцы, их сила, выносливость, если тренируем память, то улучшается возможность запоминать. А для улучшения своего состояния на соревнованиях и лучшей мобилизации нужно заниматься своей головой.

Кроме стрелкового спорта существует много других видов спорта и деятельности человека, где приходится решать подобные задачи и тренировать психику. Причем, применяемые методики очень похожи. И в стрельбе, и в других видах спорта, где требуется выполнить какие-то упражнения, требующие высокой координации и концентрации внимания, таких, как гольф, бильярд, прыжки в воду, прыжки в высоту и т. д., многие сильнейшие спортсмены используют такие же методы. Это аутогенная тренировка, мысленное проигрывание сложных ситуаций, возможных в будущих выступлениях, самовнушение, медитация. Подобным же образом происходит подготовка в профессиональной деятельности бойцов спецназа, летчиков и космонавтов.
Поскольку все люди разные, у одного на это уходит меньше сил и времени, у другого больше, но результат один: психика адаптируется к определенному виду деятельности. Задача спортсмена и тренера освоить методы адаптации психики. Ниже мы рассмотрим психологические состояния и различные мешающие факторы, с которыми приходится сталкиваться спортсмену. Врага, как говорится, нужно знать в лицо.

Возбуждение - это реакция организма на стрессовую ситуацию. Упрощенно, физиологический механизм возбуждения проявляется следующим образом: в кровь из надпочечников выбрасывается адреналин и норадреналин, которые сужают и расширяют различные кровеносные сосуды, увеличивается частота и сила сердечных сокращений. За счет этого происходит перераспределение кровотока и в результате дополнительный приток крови позволяет более эффективно обеспечивать мышцы кислородом и питательными веществами.
Кроме того, повышается частота дыхания, улучшается реакция и изменяются другие функции организма. Само по себе возбуждение - это древний и необходимый механизм мобилизации организма, заложенный в нас природой, и позволяющий более эффективно использовать резервы организма в борьбе за выживание. Если рассматривать реакцию организма на стресс, то наиболее выраженная реакция наблюдается в первую очередь на реальную опасность, это и понятно, а вот на втором месте по влиянию на психику стоит незнакомая или непривычная обстановка, с чем мы часто встречаемся на соревнованиях. Неизвестность предполагает некоторую опасность и поэтому реакция организма также достаточно выражена: в кровь выбрасываются норадреналин и адреналин в больших количествах, чтобы быть готовым к борьбе. Но во время выступления на стрелковых соревнованиях этот полезный механизм выживания становится серьезной помехой в достижении результатов. Излишнее волнение сужает объем внимания, нарушает координацию движений, а из-за дополнительного напряжения мышц ухудшается устойчивость оружия.

Апатия - это состояние, противоположное возбуждению и гораздо реже встречается в стрелковом спорте. Характеризуется тем, что во время выступления у стрелка наблюдается пониженная работоспособность, равнодушие к выполняемой работе, пониженная концентрация внимания. Частота сердечных сокращений и давление, как правило, не сильно отличается от значений покоя. Ухудшение результата в основном происходит из-за снижения концентрации внимания и пониженного тонуса организма. Причина апатии в большинстве случаев вызывается перевозбуждением перед стартом, перетренированностью, переутомлением, болезнью, а также отсутствием мотивации.

Тревоги и беспокойства, связанные с негативным опытом.
Если возбуждение и апатия в большей степени связаны и отражаются на физиологическом состоянии организма, то тревоги и беспокойство это уже больше психологическая проблема. Тревоги могут иметь конкретные причины, например: неудачно выступить, боязнь первого или последнего выстрела, попасть в цейтнот, подвести команду и т. д. Но есть и тревоги неосознанные, которые вроде ни с чем не связаны в настоящее время. Это происходит по такому же принципу, как и развиваются классические неврозы: например, когда-то в прошлом спортсмен участвовал в соревнованиях и во время выступления сильно волновался и потерпел неудачу. Впоследствии обстановка соревнований или мысли о предстоящих соревнованиях автоматически запускают тревожное состояние. Ухудшение результата происходит из-за дополнительного повышения мышечного тонуса, посторонних мыслей и тревог, которые не дают сконцентрироваться нашему вниманию.

Подготовка к соревнованиям.
Описанные выше состояния, как правило, появляются при неправильной или вообще при отсутствии какой либо психологической подготовки. Поэтому для более успешного выступления на соревнованиях спортсмен и тренер должны заранее начинать подготовку к предстоящему выступлению. Многие известные спортсмены начинали психологическую подготовку задолго до соревнований: олимпийский чемпион из скоростного пистолета Сергей Алиференко представлял, что он стреляет на Олимпийских играх ещё за два года до начала соревнований, олимпийские чемпионы Артем Хаджибеков (пневматическая винтовка) и Марина Логвиненко (пневматический пистолет) начинали это делать примерно за один год. Заранее проведенная психологическая подготовка повышает надежность и результат выступления. После того, как спортсмен в течение длительного времени представлял себя выступающим на Олимпийских Играх или других соревнованиях, психологическое состояние во время выступления на них становится более стабильным, физиологические реакции менее выраженными. И благодаря этому удается показать результат, иногда даже более высокий, чем на тренировках. Пример адаптации своей психики каждый может вспомнить из своего опыта. Вспомните свою стрельбу, когда первый раз пришли в тир. Многие довольно сильно волновались. Но прошло совсем немного времени, и уже от волнения почти ничего не осталось. Примерно то же происходит после нескольких выступлений на соревнованиях одного уровня. Все это еще раз говорит о том, что психика тренируема. При подготовке к крупным соревнованиям этот процесс несколько усложняется: тем, что например, Олимпийские Игры устраивают только один раз в четыре года. В этом и проблема. Никто не будет ждать, когда ваша психика адаптируется после нескольких выступлений на олимпиадах. Медаль нужна именно на данных Олимпийских играх.
Каким же образом можно найти возможность подготовки к подобным соревнованиям? Основной инструмент этой методики - аутогенная (ментальная) тренировка. Многие знают о ней или слышали. Но как использовать и для чего это нужно, часто не понимают. В нашем случае аутогенная тренировка позволяет ввести человека в такое состояние, в котором появляется возможность мысленно смоделировать любую ситуацию, что невозможно в обычном состоянии. Если, например, я сейчас вам скажу, что вы летите в кабине космического корабля, то в это не очень-то и поверится, вы подумаете: какой там космический корабль, сижу вот и читаю эту статью по психологической подготовке. Но совсем иначе происходит, если вы, используя аутогенную тренировку, ввели себя в состояние полного расслабления, близкого ко сну. Вот здесь уже гораздо легче почувствовать себя космонавтом и ощущения полета будут близкими к реальным. Так вот, аутогенная тренировка дает вам шанс побывать в ситуации, в которой вы никогда не бывали, и повторять это можно много раз. В результате происходит тренировка психики и её программирование. И поэтому, чем детальнее, ярче вы представляете, например, предстоящие Олимпийские игры или Чемпионат страны, тем уверенней и успешней будет ваше выступление на этих соревнованиях.

Применение аутогенной тренировки.
Аутогенные тренировки желательно начинать задолго до соревнований: за 6-7 месяцев или больше. Но если остался более короткий период, то это тоже даст эффект. Как бы мало времени не осталось до соревнований, это время надо использовать. На первом этапе нужно освоить основы аутогенной тренировки. Можно брать практически любую методику. Они в основном схожи. Основная цель? полностью расслабиться и ввести себя в состояние дремоты. Как правило, на это уходит от недели до трех. Далее уже можно пробовать представлять какие-либо образы. На первом этапе очень хороший эффект дают коллективные тренировки под руководством тренера или психолога. Но после освоения этого нужно переходить к индивидуальным самостоятельным тренировкам. Это важный момент. Во время выступления на огневом рубеже вы будете один (одна) и нужно уметь преодолевать все трудности без посторонней помощи. Для более яркого и точного представления об предстоящих соревнованиях нужно собрать максимум информации об стрельбище. Желательно посетить его, если есть возможность. Но если такой возможности нет, то достаточно фотографий, видео материалов или просто словесного описания. Имея такую информацию, гораздо легче представить себя на этом стрельбище и начать привыкать к обстановке данного стрельбище. Далее стрелок должен вспомнить и записать на бумаге те моменты, которые негативно влияют на его психологическое состояние и выводят из душевного равновесия. Распределить их по вероятности появления и по силе влияния на психику (примеры смотрите ниже). Потом, учитывая это все эти факторы, поочередно нужно проработать их, представляя, будто бы случились это во время стрельбы на соревнованиях, причем во время одного занятия достаточно отработать не более одного-двух. Например, на первом занятии нужно просто представить, что вы приехали на стрельбище в день старта, уже этого бывает достаточно, чтобы сердце начало учащенно биться. Но, через несколько занятий, вы заметите, что приезд на стрельбище уже никак не влияет на ваше состояние, а сердце продолжает спокойно биться. Уже можно сказать, что произошла некоторая адаптация к данной ситуации, поэтому имеет смысл переходить к следующему пункту: например, отработке первого зачетного выстрела и так далее по списку. Большая часть времени, естественно, уделяется факторам, которые наиболее вероятны. Один из них? это конечно, большое количество попаданий в «10». Если вы настраиваетесь на высокий результат, то вероятность большого количества «десяток» очень высока, и нужно быть готовым к этому. При моделировании соревновательных ситуаций главное так представить всё, чтобы появилось небольшое возбуждение, а далее на фоне этого состояния представлять стрельбу, но не просто стрельбу, а именно мышечные ощущения правильного выстрела. При этом, если используются какие-то словесные внушения, то не должны допускаться фразы с отрицанием «НЕ» (не БОЮСЬ, не ВОЛНУЮСЬ). Наша психика так устроена, что отрицание «НЕ» опускается, и остаются только слова: БОЮСЬ, ВОЛНУЮСЬ. Поэтому при внушении используются только фразы типа: «я УВЕРЕН», «я КОНТРОЛИРУЮ» и т.п. После освоения вышеописанной методики можно переходить к подобному моделированию обстановки соревнования в момент проведения тренировки или во время выступления на соревнованиях невысокого уровня. Между выстрелами нужно закрыть глаза и представить себя стреляющим, например, на Чемпионате или кубке России, после этого стрелок открывает глаза и старается сделать выстрел наиболее правильно. Также имеет смысл использовать еще одну возможность психологической подготовки. Очень часто стрелок начинает думать об предстоящих крупных соревнованиях и появляется волнение и легкая паника. Бояться этого не надо? напротив, данное возбуждение можно использовать с пользой для дела. Фактически появляется возможность, не прибегая к аутогенной тренировке и прочим хитростям, дополнительно потренировать свою психику. В эти моменты, так же как и при аутогенной тренировке, стрелок должен прокручивать мышечную модель идеального выстрела и внушать себе при этом уверенность в достижении высокого результата на выступлении. Внушение ведется в положительном ключе. Не допускайте каких-либо панических чувств и ощущений. Польза данных тренировок в том, что психика тренируется и идет её программирование на успешное выполнения предстоящей работы.

Негативные факторы и пути их нейтрализации.
Для облегчения и упрощения понимания вышеописанного был проведен опрос спортсменов и тренеров сборной команды России по стрельбе. Задан был один только вопрос: «Что мешает или когда-либо мешало вам успешно выступать на соревнованиях?» В результате опроса получился вот такой немаленький список:
Проблемы, связанные с техническими факторами:

  • Поломка оружия во время стрельбы или перед стрельбой.
  • Замена оружия или стрелковой одежды прямо перед соревнованиями.
  • При стрельбе из пневматического оружия зарядил две пульки сразу или пульку обратной стороной и выстрелил.
  • Поломка оружия у соседа.
  • Поломка мишенной установки.
  • Задержка начала стрельбы.
  • Остановка стрельбы на неопределенное время.
  • Долгая дорога от места проживания до стрельбища.
  • Неудобное стрелковое место (мало места, наклон пола, деревянный не жесткий пол).
  • Неудачная смена. Например, на некоторых стрельбищах во вторую смену ветер усиливается.
  • Изменение правил соревнований. Cтрелок узнал об этом в последний момент.
  • Неблагоприятные погодные условия: ветер, жара, либо холод.
  • Случайный, не прицельный выстрел, попавший далеко от центра.
  • Выстрел в мишень соседу или чьё-то попадание в вашу мишень.
  • Стрелок забыл что-либо из стрелковой одежды, прицел, патроны, мушку и т.д.

Проблемы, связанные с психологическим и субъективным восприятием:

  • Перед выходом на старт кто-либо из «доброжелателей» специально или, не ведая того, что-то сказал в ваш адрес, что могло вас задеть, типа: «Чего это ты такой бледный? Волнуешься, наверное?»
  • Низкая мотивация.
  • Отсутствие стимула к борьбе.
  • Боязнь неудачного выступления.
  • Цейтнот или боязнь попасть в цейтнот.
  • Высокая ответственность.
  • Отбор на более крупные соревнования.
  • Командные соревнования.
  • Не отмеченные выстрелы. Добавляют чувство неуверенности.
  • Невезение. Много выстрелов «9,9», например. Это может выводить из себя.
  • Точный подсчет результата стрельбы во время выполнения упражнения.
  • Большое количество хороших выстрелов.
  • Ссора с тренером или с кем-нибудь из близких людей незадолго до стрельбы.
  • Нервное, возбужденное поведение личного тренера.
  • Наплевательское отношение тренера или излишняя опека.
  • Претензии судьи по поводу и без повода.
  • Присутствие зрителей.
  • Назначенное любовное свидание после стрельбы (Присутствие любимого человека невдалеке от стрелкового места).
  • Один из основных ваших соперников находится рядом.
  • Видны результаты стрельбы стоящего рядом соперника.
  • Неприятный стрелок, стоящий рядом, и неадекватно ведущий себя. Запах от кого-либо из соседей.
  • Смена обычных изготовок прямо перед соревнованиями.
  • Посторонние навязчивые мысли, не связанные со стрельбой (о деньгах, работе, противоположенном поле и т.д.).
  • Планируемый отъезд домой или куда-то ещё сразу после стрельбы (чемоданное настроение).

Факторы, связанные со здоровьем или изменённым физическим состоянием:

  • Болезни. Травмы. Физические перегрузки накануне.
  • Месячные циклы у женщин.
  • Не выспался или переспал. Нарушения ритма сна и отдыха.
  • Акклиматизация.
  • Перетренированность.
  • Пониженная работоспособность, связанная с неполноценным питанием. Пищевые отравления. Много выпитой воды перед стрельбой. Переедание перед стрельбой. Алкоголь, выпитый накануне.
  • Перегрев на солнце.
  • Процедуры, проведенные накануне или непосредственно перед стрельбой (массаж, физиотерапия и т.д.). Любовные свидания.

Большинство из этих негативных факторов в действительности не представляют никакой серьезной проблемы для достижения высокого результата или победы в соревнованиях. Часть из них усиливают волнение, а часть добавляют в общее состояние элементы тревоги или отвлекают внимание. Некоторые из этих факторов иногда, напротив, дают возможность успокоиться, особенно если стрелок вышел на рубеж в сильно возбужденном состоянии, а стрельбу задержали на некоторое время, то этого нередко хватает для успокоения и приведения себя в оптимальное состояние. Данный список нужен в первую очередь для того, чтобы спортсмен и тренер могли быстрее выяснить причину неудачной стрельбы. Нередко стрелок может из пустяка раздуть гигантскую проблему. Например, можно зациклиться на том, что сосед шмыгает носом или кто-то из зрителей разговаривает. Фактически эти вещи не могут объективно повлиять на успешность вашей стрельбы, и зависит это от того, как к этому человек относится. И часто стрелок даже не осознает, что завел себя из-за такой ерунды. В последнем разделе списка находятся факторы, меняющее физиологическое состояние. Для чего это сделано. Если вы заболели, отравились или перегрелись на солнце, то довольно трудно показать хороший результат, но результат будет хуже, если спортсмен начинает думать что это мешает ему. В данной ситуации нужно просто остановиться, сделать небольшой перерыв, проверить, чем занята ваша голова, а затем переключить свое внимание на более важные вещи. Для диагностики уровня возбуждения рекомендуется периодически проверять ЧСС (частота сердечных сокращений). Буквально за 2-3 старта вы уже будете знать, сколько ударов сердца в минуту для вас будет оптимальным. И если во время стрельбы вы обнаружите, что количество ударов увеличилось по сравнению с нормой на 10 и более ударов, то лучше остановиться. Наиболее простой и эффективный метод стабилизировать свое состояние? это дыхательные упражнения. Короткий вдох и длинный-длинный выдох с расслаблением мышц лица и рук. Данная методика работает почти всегда.

Влияние предыдущего опыта.
Нередко неудачное выступление на прошедших соревнованиях влияет на успешность и психологическое состояние в будущем. Происходит это по тем же законам, как развиваются неврозы и невротические состояния. О неудачном выступлении на соревнованиях может остаться след в памяти, и в будущем любые соревнования начинают ассоциироваться с неудачей. Избавиться от этого непросто. Требуется перестроить свою психику. Желательна помощь опытного тренера или психолога. А вот профилактика в данной ситуации не требует больших усилий и имеет гораздо больший эффект. Для снижения негативного влияния неудачных выступлений необходимо после каждого соревнования делать анализ своего выступления. Анализ стрельбы ведется по двум направлениям:

  • первое - выяснение причин неудачных выстрелов (чисто технических, без каких либо мышечных и эмоциональных аспектов).
  • второе - вспомнить наиболее удачные выстрелы, особенно мышечные ощущения. Огромную роль может сыграть здесь ведение спортивного дневника, в котором описание прошедшего выступления необходимо представить в положительном ключе.

Вот два примера записи одного и того же выступления в стрельбе из пневматической винтовки:
Вариант №1.

  • Результат ужасный (93+94+93+95+95+99=569) занял 37 место из 48 человек. Перед стартом была небольшая тревога и боязнь неудачно пострелять, но сильного волнения не было. Вышел на старт в нормальном состоянии, но как только объявили команду приготовиться, и тут понесло, началось такое сильное волнение и сердцебиение, что даже хотел уйти с рубежа и сказать тренеру, что мне плохо. Была какая-то безотчетная не контролируемая паника, я не знал что делал. Все как во сне. Руки потели и тряслись. Еще эта дрожь в ногах. На второй серии немного успокоился, но потом снова все началось. Последняя серия получились неплохо, но толку мало, поезд ушел. Два моих товарища по команде отстреляли гораздо лучше и заняли 3 и 7 место. Но я их подвел - команда осталась без медали. И тренер даже не стал со мной разговаривать. Предчувствие о неудаче меня не обманули, все так и случилось. Наверное, я никогда не смогу хорошо стрелять на соревнованиях. Думаю пора завязывать с этим спортом.
Вариант №2.
  • Результат (93+94+93+95+95+99=569) Результат конечно невысокий, но ничего. Можно простить себя, все-таки были положительные моменты. Получил неплохой опыт. На первых сериях никак не удавалось взять себя в руки. Но после 3 серии измерил пульс, оказалось 135 ударов, многовато. После чего вспомнил, как мой тренер советовал делать дыхательные упражнения. Вдох и длинный, длинный выдох с расслаблением. Сделал около 10 дыхательных упражнений. После этого действительно стало лучше. Смог взять себя в руки. И пульс снизился до 105 ударов. Надо будет в будущем использовать дыхательные упражнения и контролировать пульс. Вторая проблема, с которой пришлось столкнуться: это выстрелы далеко от центра, попал девять раз в «8». Основная причина - зацеливание. Очень затягивал выстрел, и вместо того, чтобы отложить, продолжал прицеливаться, и в итоге в момент выстрела оружие уходило из центра. Но, было большое количество десяток. Это конечно радует, не все потеряно. Особенно были хорошими две последние серии. Если учесть, что пятую серию начал двумя 8 и 9, то можно сказать, что оставшиеся выстрелы были просто блестящими, за 17 выстрелов только 1 девятка. Произошла такая перемена благодаря тому, что вспомнил последние свои тренировки, а именно вспомнил мышечные ощущения замирания перед выстрелом. Представлял что мое тело наполнено водой, а перед выстрелом вода замерзает. Стрелять стало гораздо легче. Резко улучшилась устойчивость и пропала дрожь в ногах. Надо во что бы то ни стало запомнить и закрепить данное ощущение замерзания воды!!!

Как видно из этих двух описаний стрельбы, в первом варианте спортсмен объясняет свои действия очень эмоционально и в основном преобладают негативные эмоции и паника. Описывая таким образом прошедшие соревнования, он еще больше закрепляет в памяти ощущение неудачи. Тем самым практически ставит себе крест на будущей спортивной карьере. В таких случаях часто обстановка соревнований связывается с негативным психологическим состоянием. И в будущем состояние волнения, беспокойства и тревоги на соревнованиях запускаются автоматически. Второй вариант записи выступления диаметрально отличается от первого. Результат соревнования тот же, всего 569 очков, фактически это неудачное выступление. Но спортсмен правильно проанализировал причину неудачной стрельбы, без какой либо эмоциональной окраски. Кроме того, он смог извлечь пользу, запомнив мышечные ощущения последних выстрелов. Как правило, именно такой подход помогает накопить положительный опыт и в итоге способствует спортивному росту. После окончания соревнований должны оставаться только положительные эмоции.

Все описанное выше было о том, как бороться с излишним возбуждением и тревогами, но этого не всегда достаточно для победы на крупных соревнованиях. Спокойное состояние во время выступления не гарантирует того, что вы будете на протяжении выполнения упражнения максимально мобилизованы и всё будете делать правильно. Для получения высокого результата потребуется еще и высокая мотивация и желание победить.

Правильная постановка цели.
Теперь о постановке цели. Очень важно правильно поставить цель. Цели можно ставить по-разному. Можно поставить главной целью обстрелять всех в своем клубе. Пройдет некоторое время, и вы действительно станете сильнее тех, которые вас окружают но, выехав на соревнования, где собираются спортсмены из разных клубов и городов, может оказаться, что ваш результат находится в нижней части таблицы. Вы двигаетесь дальше, ставите своей задачей стать Чемпионом страны, но обязательно найдется какой-нибудь «умник», который своей задачей поставит сделать новый Рекорд и оставит вас с носом. В итоге, вы всегда будете в роли догоняющего. Когда мы ставим себе цели то, как правило, эта цель имеет какое-то конкретное значение. Так вот, если мы поставили задачу обстрелять товарища в своем клубе, а этот ваш товарищ имеет лучший результат в стрельбе лежа 585 очков, то мы тем самым ограничиваем свой рост этими 585 очками. И даже если мы ставим задачу побить рекорд, то и здесь мы ставим себе ограничения, потому что рекорд? это определенные очки и конкретный рубеж. Нередки случаи, когда кто-нибудь из спортсменов вдруг устанавливает новый рекорд, на много очков превосходящий прежний, и буквально следом уже многие начинают показывать результаты более высокие, чем вчера.
Вот один из примеров: в 1990 году рекорд из пневматической винтовки у мужчин держался на уровне 587 очков, а основная масса лидеров стреляла в районе 583 - 585, и вдруг на Чемпионате ДОСААФ СССР Юрий Заволодько попадает 594!!!. Для нас это был просто удар. Хотелось с горя бросить стрельбу, потому что такой высокий результат казалось абсолютно не достижим. Но прошел всего месяц и уже на Чемпионате СССР результат 587 очков не входил в тройку призеров, а уровень лидеров переместился на 590 - 592 очка. Оказалось, что технически многие из нас уже были готовы к более высоким результатам, но существовал психологический барьер, который Заволодько сломал. Поэтому если вы хотите добиться высокого уровня, то стремиться надо к абсолютному совершенству. На соревнованиях нужно поставить задачу не просто стать Чемпионом, а попасть максимально возможный результат. Борьба на соревнованиях должна быть направлена не на конкретного соперника или результат, а на борьбу с самим собой, со своими тревогами и слабостями.

МСМК по пулевой стрельбе
Александр Куделин



  • Разделы сайта