Противопоказания к занятиям по плаванию. Посещение бассейна — минусы. Комплекс упражнений для хорошо плавающих деток

Любое дело требует обдуманного к нему подхода. Плавание деток в бассейне не исключение, ведь оно должно приносить пользу, а не сталь причиной усугубившейся болезни. Даже, казалось бы, такое безвредное занятие как плаванье имеет свои противопоказания.

Противопоказанием к плаванию детей в бассейне может стать:

  • Инфекционные заболевания кожи и вирусные инфекции.
  • Любая болезнь в ее острой форме.
  • Почечная и сердечная недостаточность.
  • Врожденный порок сердца в тяжелой форме.
  • Индивидуальные противопоказания (отклонение в развитии).
  • Заболевание суставов, вывих тазобедренного сустава.
  • Аллергии.
  • Кишечное расстройство.
  • Судороги.
  • Повышенная температура не является противопоказанием к водным процедурам. Стоит только ограничится ванной и обойтись без ныряний, чтобы не усиливать течение крови по сосудам. Насморк, наоборот, – не повод отказываться от ныряния, только посещать бассейн не стоит.

Если нет жестких противопоказаний, но ребенок болеет, следует на время болезни снизить нагрузку. Сократить количество повторений упражнений для детей в бассейне, не снижая температуру воды. Если нагрузка снижена в 2÷3 раза, а улучшение не наблюдается, тогда будет разумным временно купание отменить.

Внимательно наблюдайте за ребенком: если малыш начинает дрожать, видна «гусиная кожа», посинел носогубный треугольник; либо карапуз плачет или кричит, занятие на воде лучше прекратить. Можно попробовать добавить горячей водички и растереть кожу малыша махровым полотенцем, прижать к себе, успокаивая его. Если дитя перестало плакать и пришло в норму, попробуйте продолжить купание.

Упражнения для грудничков в бассейне

Внутриутробно будущий человечек развивается в околоплодных водах. Поэтому было бы правильным использовать эти его плавательные способности, теряющиеся уже 3÷4 месяцу жизни, как базовые для уроков плаванья на ранних сроках после рождения. Новорожденный очень быстро адаптируется и чувствует абсолютно комфортно в этой среде. Плавательный рефлекс, задерживание дыхания во время погружения у такого карапуза настолько зафиксированы на подкорке, что при небольших усилиях со стороны родителей, спустя несколько месяцев, новорожденный способен самостоятельно, без чьей бы то ни было помощи нырять и плавать. Он прекрасно держится на поверхности и несколько секунд способен плыть под водой. Необходимо только не прерывать тренировки. Перерыв в до двух месяцев может привести к полной утрате плавательных навыков. Но полученные в грудном возрасте навыки остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.

Как не странно, занятия плаваньем дают новорожденным толчок к более стремительному физическому, физиологическому, психологическому развитию. У таких малышей не наблюдается повышенного тонуса сгибательных мышц, свойственного деткам на первых месяцах жизни. Изменение градуса температур играет роль закаливания, дает возможность ребенку быстрее адаптироваться к окружающему миру и, как следствие, является превентивным средством профилактики инфекционных и простудных заболеваний. Плаванье позитивно сказывается и на активизации обменных процессов в организме ребенка, улучшая пищеварение, стимулируя аппетит. Грудничок получает от общения с водой удовольствие. Упражнения для грудничков в бассейне улучшает дыхательный аппарат и функции головного мозга.

В настоящее время насчитывается несколько методик и комплексов упражнений для детей в бассейне. Они различны, но выполняют основную задачу – научить маленьких, новорожденных деток плавать.

Прежде чем преступить к урокам, покажите малыша специалистам: педиатру, невропатологу и ортопеду. Если они не выявили противопоказаний, то можно начинать обучение. Первое занятие можно проводить не раньше 2÷3 недельного возраста, после полного заживления пупочка. Лучшее время для «тренировки» - вечером (несколько часов до сна). Последний прием пищи за 1,5÷2 часа до купания (малыш не должен быть сытым). Вода в бассейне (ванночке) обязана быть свежей и чистой. Для чистки самого бассейна лучше использовать обыкновенную соду. Она хорошо смывается, не вызывает аллергических реакций, дерматитов на кожной поверхности грудничка. Температурный режим необходимо держать на цифре 37÷38оС.

Первый раз постарайтесь не перекупать новорожденного. Длительность первого занятия не более 5÷10 минут. Ежедневно продолжительность можно увеличивать до пяти минут, доведя до четырех – пяти занятий в неделю по 45÷50 минут каждое. Плаванье – это достаточно серьезная нагрузка на организм, поэтому прежде чем преступать к занятию, необходимо малыша к нему подготовить: сделать небольшой массаж и разминку. С этим прекрасно справится любая молодая мамочка (или папочка).

Прежде чем приступать к занятию, подготовьте чистенькую простынку и полотенце, салфеточки, детское мыльце, термометр, часы, детские игрушки (такие, чтобы не тонули). Просто замечательно, если в период занятий, фоново, будет звучать приятная, плавная музыка.

Массаж и гимнастика перед купанием

Прежде чем начать упражнения для детей в бассейне, новорожденного необходимо подготовить, проведя ему массаж и сделав некоторые разминочные движения. Для этого понадобиться не более 25 мин. Во время проведения массажа не пользуйтесь никакими маслами. Кожа малыша станет скользкой, что недопустимо в упражнениях для грудничков в бассейне. Основные движения при этом – разминания и поглаживания.

  1. Начинаем легкое поглаживание от стопы ребенка, затем голень, следующее бедро и переходим на кисть руки, далее предплечье и завершаем плечом. Перевернуть малыша на живот и поглаживающими движениями пройтись по ягодицам и спинке. Перевернуть на спину. Погладить животик и грудку.
  2. Вторым этапом нежными движениями проводим разминание. Последовательность разминаемых участков оставляем как в пункте 1.
  3. Переходим к «сухой гимнастике».

Первое упражнение. Новорожденный лежит на спине. Массажист берет ребенка за ножки и начинает поднимать их и опускать, имитируя движение ног при технике плаванья – кроль.

Второе упражнение. Положение крохи тоже. Теперь имитируем ножками движение при плавании брасом.

Третье упражнение. Положение на спине. Взрослый, держа малыша за ручки, изображает плавательные движения.

Техника плавания

Маленький человечек начинает самостоятельно держать голову к возрасту 3-х месяцев, поэтому необходимо помнить, что в первые месяцы ее необходимо поддерживать взрослому. Теперь можно приступить непосредственно к занятиям.

  1. Начинаем с шагания. Взрослый придерживает малыша за подмышки и «передвигаем» малыша по дну бассейна. Водички в нем должно быть немного. Рефлекторно ребенок сам начнет переставлять ножками.
  2. Прошли несколько метров, дайте малышу отдохнуть.
  3. Переходим к плаванию. В этом упражнении используем все те же рефлексы. Карапуз ножками отталкивается от бортика бассейна и при поддержке взрослого плывет. При этом над поверхностью должно находиться только личико (грудь и ушки под водой).
  4. Положение малыша – на спине. Мама одной рукой поддерживает голову, второй – подбородок. В таком положении, медленно и аккуратно плаваем по траектории повторяющей восьмерку.
  5. Перевернуть карапуза на животик. Правая рука мамы лежит под левой подмышкой, а левая поддерживает затылок. И снова плаваем восьмерками, только теперь на животике.

В период тренировке постоянно держите под контролем состояние новорожденного. Устраивайте для него периодический отдых. Постоянно разговаривайте с ним, он должен ощущать себя в полной безопасности. Постарайтесь любое упражнение для детей в бассейне проводить в игровой форме. Например, не просто плавать, а играть в доганялки, отдыхая, поплескаться водичкой и так далее. Включите свою фантазию.

Теперь можно приступить и к нырянию. Некоторые родители опасаются это проделывать. Но стоит успокоиться. При правильном выполнении эти упражнения безопасны, но они очень полезны.

Техника ныряния

Стоит запомнить несколько основных, но очень важных правил. Никогда насильно не заставляйте малыша нырять. Ныряние всегда начинается на вдохе и из положения – лежа на животе. Главное, чтобы малыш не испугался. Он должен получать от занятий только положительные эмоции, тогда ожидаемый результат придет много раньше, и вы не отобьете у него желания в дальнейшем «общаться с водой».

На первом занятии не стоит сразу преступать к нырянию. Его цель – выработка рефлекса на слова – «Ныряй!». Это можно сделать, проговаривая команду и поливая личико малыша водичкой. Когда после услышанной команды карапуз научится задерживать дыхание, тогда наступит время переходить к нырянию. Произнесли команду, погрузили его под воду. Вынырнули. Немного отдохнули. Спустя 5÷6 месяцев с момента начала занятий, ребенок научится нырять самостоятельно.

После занятий

После завершения водных процедур, если родители хотят внести и элемент закаливания, и поднятия иммунной системы малыш, не стоит его сразу кутать, пусть он самостоятельно обсохнет на воздухе при комнатной температуре. Из бассейна к пеленальному столику лучше нести с покрытой головой, слегка промокнув тело пеленкой.

Только после всех этих процедур кожу малыша можно смазывать специальными косметическими средствами. Не стоит и в ближайшие 15÷-20 минут после купания кормить грудничка. Он по любому наглотался воды. Дайте ей время выйти и освободить желудок.

Комплекс упражнений для детей в бассейне

Раньше плавать, чем ходить – этот девиз стоит взять на вооружение всем родителям. Упражнения для детей в бассейне – это отличный тренажер всего детского организма, но для более равномерной нагрузки всех групп мышц стоит рассмотреть ряд упражнений, которые более всего подойдут тому или другому возрасту.

Детки 1,5÷2 лет

В таком возрасте детки обычно не знают что такое «боязнь воды», поэтому посещение бассейна ими воспринимается на ура! Если же все-таки такие проблемы возникли, обратитесь к инструктору, проконсультируйтесь с педиатром. Эта проблема решаема.

Предлагаемые упражнения для детей в бассейне, отлично подходят и для ванны (некоторые из них). Несколько первых минут необходимо, чтобы малыш прошел водную адаптацию, привык к перепаду температур. Поиграйте с ним, пусть он похлопает ладошками по поверхности. Это позволит карапузу разогреться, успокоиться, привыкнуть к воде и окружению. Можно немного попрыгать «зайчиком». После этого можно смело переходить к основным упражнениям.

  • «Моторчик катера»

Малыш садится на бортик и ножками осень активно начинает бултыхать, изображая работу двигателя. Другой вариант: ложится на живот при активной поддержке родителей, и работает ногами. Это базовое движение для овладения в дальнейшем навыками плаванья.

  • «Сбор урожая»

Глубина воды должна быть такой, чтобы при приседании малыша вода доходила не выше подбородка. Это упражнение для детей в бассейне поможет справиться со страхом перед водой. Деткам необходимо собрать рассыпанные по дну игрушки. Данное упражнение легко модернизируется, по мере взросления и в зависимости от подготовки. Можно усложнить, добавив опускание лица в воду.

  • «Дождик»

Легонько брызгайте малышу в лицо водичкой, пусть он то же делает в ответ. Это даст возможность преодолеть страх перед водной стихией.

  • «Лодочка»

Поддерживая за туловище, покачиваем ребенка, слегка погрузив в воду, как маятник. Ножки должны быть ровными и не доставать до дна. Это дает малышу возможность ощутить, что вода может держать, на ней можно даже лежать. Упражнение «лодочку» возможно делается как лежа на спине, так и на животе, попробуйте добавить движение «моторчик».

  • «На веслах»

Согнули ладошки лодочкой, ходим по пояс в воде, начинаем движение руками, имитирующее весла (разводя руки, толкаем ладошками воду назад).

  • «Часики»

Это отличное упражнение для детей в бассейне, которое развеселит и успокоит карапуза, когда он расстроен и плачет. Погружаем его, придерживая под ручки (до пояса, либо по плечи) в воду и начинаем потихоньку раскачивать маятником или по кругу. Детвору это обычно веселит.

В конце занятий обязательно необходимо расслабиться и восстановить дыхание. Это получится сделать, если просто подуть на поверхность воды или опять подоставать игрушки со дна. После такого релакса, ребенок получит истинное удовольствие. Не забывайте, что в таком возрасте они полностью подражают взрослым, поэтому не ленитесь демонстрировать все движения, показывая свой личный пример.

Детки 2÷3 лет

Малыши в таком возрасте очень часто боятся воды, а постарше зачастую излишне осторожничают. Взрослому необходимо проявить терпение и сдержанность – этот страх уйдет не сразу, ведь обычно «неприятие воды» связано у ребенка с какими-то неприятными воспоминаниями или ощущениями (слишком холодная либо горячая вода, неудачный нырок…) Отсюда обозначается Ваша первостепенная задача – научить кроху снова любить воду.

Не стоит их насильно принуждать делать что-либо, устройте просто веселую возню. Пусть он в процессе игры забудет свой страх. Впрочем, если мамочка не уверена в своих силах, можно обратиться за помощью к профессионалу. Такое обращении дает еще один положительный момент. Детки данного возраста стремятся в социум, они хотят играть с себе подобными. А небольшая группа из малышей на курсе – чем не повод к знакомству.

Но можно не ограничивать себя в общении со своей крохой и взять все в свои руки. Когда этап адаптации и страха благополучно пройден, можно приступать к занятиям.

Комплекс упражнений для детей в бассейне этого возраста не сложен. Если упражнение не имеет названия, придумайте его со своим ребенком – так будет интереснее.

  • «Кошечка умывается»

Карапуз зачерпывает двумя ручками водичку и делая выдох, брызгает себе на личико. Чтобы получить выдох в нужном месте упражнения, попросите, в момент брызгания произносить что-то на подобие - «бу». Ему будет понятнее что такое выдох и когда его необходимо делать.

  • «Пузырьки в ладошках»

В ручки набрать водичку и постараться держать их так, чтобы водичка «не убежала». Опустить ротик между ладошками в водичку и выдохнуть. Как можно доходчивее, на примере, объясните, что чем большее количество воздуха карапуз наберет в ротик, тем больше веселых пузырьков у него получится.

«Горячий чай». Попросите чтобы малыш вспомнить, как нужно дуть, чтобы чай остыл и не был таким горячим. Набрать побольше воздуха (ребенок делает вдох) и достаточно сильно подуть на водичку.

  • «Ветерок»

Несколько более сложная интерпретация предыдущего упражнения. Дуть придется не на поверхность воды, а ветром подгонять игрушку, которая плавает в бассейне (например, кораблик, птичка). Ветер необходимо делать сильным, чтобы с каждым разом предмет проплывал все большее расстояние.

  • «Крокодил» и «Уточка»

Попросите ребенка изобразит этих животных. Ему придется сначала нырнуть, задержав дыхание, как это делает уточка, либо притаится, так как это присуще крокодилу. «Уточка» - опускаем личико под воду, «Крокодил» – полностью погрузиться. Над поверхностью должна виднеться только верхняя часть лица (лоб, глаза).

Детки 4÷6 лет

Дети такого возраста уже достаточно самостоятельные личности. Поэтому значительных трудностей при выполнении упражнений возникнуть не должно. Рассмотрим наиболее знакомые упражнения для детей в бассейне.

  • «Поплавок»

Сделать вдох и не дышать. Присесть. Крепко обхватить в воде коленки и подтянуть к груди. Голову наклонить к коленям. Вода поплавком вытолкнет малыша вверх спиной. Главное – продержаться несколько секунд в таком положении на водной поверхности.

  • «Морская звезда»

Сделать вдох. Расслабить тело и лечь спиной на воду, разведя ноги и руки в форме звезды. Задерживать дыхание нельзя. В противном случае он начнет погружаться. Попробуйте научить его не бояться воды, когда она заливает глаза. Дышать нужно легко.

  • «Медуза»

Необходимо лечь на поверхность лицом вниз, в противовес предыдущему упражнению для детей в бассейне, предварительно задержав дыхание и расслабившись. Полежать немного на поверхность, двигая, точно медуза, ногами и руками.

  • «Дельфинчик»

Руки поднять под углом вверх спереди. Выдохнуть. Оттолкнуться от дна бассейна. Нырнуть вперед или боком. Пусть постарается подпрыгнуть высоко, как только сможет.

Не стоит требовать от ребенка всего и сразу. С первого раза у него, быстрее всего, многое не получится. Успокойте и поддержите и в недалеком будущем отличный результат гарантирован. Не торопитесь. Эти несложные упражнения для детей в бассейне позволят, впоследствии, освоить любую технику плаванья. Но чтобы эффект был максимальным занятия должны проходить не реже двух дней в неделю.

Детки старше 6 лет

Если ваш малыш достиг этого возраста, то вполне можно подумать и плавательной секции, где инструктор-профессионал поможет освоить различные стили плаванья. Именно с этого возраста малыши, при желании, начинают восхождение на свой спортивный Олимп. Если спорт для вас не цель. Можно подобрать другие упражнения для детей в бассейне (также детская аквааэробика).

В возрасте 6 лет можно найти специализированную группу всестороннего развития и для малыша-инвалида.

Упражнения на воде и плаванье положительно влияют на общее состояние организма: помимо мышечного тонуса, крепкого иммунитета, ребенок получает еще и здоровый аппетит, крепкий сон.

Комплекс упражнений для хорошо плавающих деток

  • Стоя по шею в воде проделать 15 круговых движений руками.
  • Побарахтайтесь немного, активно работая ногами и руками, будто тонете. Прекрасное упражнение для сжигания лишних калорий и поднятия тонуса мышц.
  • Побегайте, желательно по глубже, сопротивление воды даст ожидаемый эффект.
  • Периодически, в промежутках тренировки проделывайте дыхательные упражнения. Такая гимнастика способствует восстановлению дыхания, укрепит легкие и сердце. Глубокий вдох, окунуть голову. Постарайтесь не дышать какое-то время. Медленно выдохните.

Общение с водой – это уникальная возможность пообщаться с одним из самых могущественных элементов природы. Купаясь, плавая, ныряя, мы как-бы подпитываемся ее энергией. Такое общение полезно для человека в любом возрасте, но если говорить о детках, то упражнение для детей в бассейне - это не просто возможность прекрасно провести время со своими сверстниками или с родителями. Эти упражнения, по сути дела, закладывают основу здоровья и психоневрологического, и физического на все его оставшуюся жизнь. Учиться никогда не поздно. Если Вы сами не умеете плавать – начните заниматься вместе со своим ребенком. На сегодняшний день не проблема записать ребенка в бассейн в любом возрасте, существуют и специализированные группы, где обученный инструктор покажет и расскажет Ван, как помочь вашему крохе сделать «первые шаги» в плавании. Не теряйтесь и не трусьте – здоровье Вашего ребенка в Ваших руках!!!

Поможет ли плавание не только отдохнуть, но и укрепить здоровье людям с проблемами сердца? Оказалось, что в этой теме есть много подводных камней, о которых Здоровью 24 рассказала Татьяна Аникеева, медицинский директор МС "Добробут".

Сердечно-сосудистые заболевания – и среди мужчин, и среди женщин. Болезни сердца наносят вред многим людям, несмотря на возраст и пол. К сожалению, мы не можем повлиять на свой генетический код, чтобы избежать наследственных заболеваний, но большинство факторов поддается влиянию.

Основные причины возникновения сердечно-сосудистых заболеваний: курение, высокий уровень холестирина, повышенное кровяное давление, избыточный вес, ожирение, диабет и отсутствие физических нагрузок .

Наши мышцы – это "мини-насосы". А сердце – это самый большой "насос", который перекачивает кровь. Когда мышцы работают, они проталкивает по сосудам кровь, и она течет дальше по организму. Поэтому, когда человек не движется – основную функцию берет на себя сердце. А когда мы ходим, приседаем, плаваем, то помогаем ему,
– отмечает врач.

При физической нагрузке ускоряется пульс и меняется артериальное давление. Но как быть в случае с "сердечниками"? Ведь болезней сердца и сосудов очень много. Может ли оказаться под запретом плавание при сердечно-сосудистых заболеваниях?

Плавание: польза и вред при болезнях сердца

Все зависит от тяжести сердечной недостаточности. Многие из нас слышали о таком понятии как "сердечная недостаточность". Это не самостоятельный диагноз, но, как правило, он является следствием очень многих сердечных заболеваний. И Нью-Йоркская ассоциация кардиологов даже распределила этот диагноз по нескольким функциональным классам в зависимости от степени тяжести.

Эта классификация помогает определить, в каком случае плавание полезно, а в каком – вредно. Причем речь идет не только об отдыхе на море или у реки, когда появляется возможность поплавать. Это касается и регулярных посещений бассейна.

Многие из нас уверены, что не имеют проблем со здоровьем. Но если человеку трудно проплыть 25 метров, при этом человек молод и относительно здоров, в таком случае невольно возникает вопрос: "А действительноли все в порядке?" Поэтому визит к врачу и посещение бассейна могут послужить в качестве маркера, что "все ок" или "пора лечиться".

Проблемы с сердцем: кому можно плавать, а кому нельзя?

Итак, существует 4 функциональных класса (ФК) сердечной недостаточности в зависимости от степени тяжести, а это – 4 различных варианта физической нагрузки в виде плавания (или запрет на него).

I класс – сюда относят людей, которые могут заниматься плаванием, хотя имеют заболевания сердца. И в их случае такая физическая нагрузка даже полезна.

ІІ класс – физическая нагрузка возможна, особенно, если речь идет о людях с лишним весом. Им все равно нужны физические нагрузки. Но при лишнем весе трудно ходить, а в воде человеку становится легче передвигаться. В этом случае плавание или аква-аэробика возможны только под наблюдением врача.

III класса – для этих пациентов ограничена физическая нагрузка. Даже небольшой заплыв или другая физическая нагрузка уже вызывает у них одышку и слабость.

IV класса – плавание запрещено, потому что человек задыхается даже в состоянии покоя.

Итак, если человек болеет сердечной недостаточностью, то нужно сначала выяснить с кардиологом причину ее появления, начать соответствующее лечение, а потом решать с врачом-реабилитологом или физическим терапевтом, как правильно подобрать нагрузку,
– пояснила Татьяна Аникеева.

Если же у человека есть одно из заболеваний сердца и сосудов, но оно без сердечной недостаточности и угрожающих аритмий, то в таком случае полезны обычные физические нагрузки.

Под маской болезни сердца

Иногда бывает так, что человек жалуется на сердце, а под "маской" сердечно-сосудистого заболевания скрывается совсем другая болезнь. Например, корешковый синдром (радикулит), при котором появляется боль в разных местах, в том числе и в области сердца. Поэтому человеку кажется, что у него что-то не в порядке с сердцем.

Физические нагрузки в бассейне

И когда пациент приходит к врачу с жалобами на сердечную боль, то он почему-то назначает ему... плавание. "Зачем? У меня проблемы с сердцем", – удивится пациент. А это нужно, чтобы снять мышечный спазм и впоследствии укрепить мышцы позвоночника. В результате этого не будут зажиматься спинномозговые корешки и поэтому исчезнут неприятные ощущения в области сердца,
– рассказала врач.

Плавание влияет на сердце и сосуды так же, как и любая другая физическая нагрузка . Происходит учащение пульса, нормализация артериального давления. Неважно, с помощью какого вида спорта вы ускоряете частоту сердечных сокращений. Это могут быть приседания, ходьба или упражнения в воде. И не обязательно при этом плавать брассом. Если кардиолог позволил физическую нагрузку в воде, то начните хотя бы с малого, чтобы укрепить свое сердце.

Заболевания сердца – симптомы

Ощущение одышки в состоянии покоя может быть симптомом сердечной недостаточности

Отечность лодыжек. Скопление жидкости может возникать от сердечной недостаточности и плохой циркуляции крови в ногах

Головокружение часто является прямым признаком проблем с сердцем, поэтому оно не перекачивает достаточно крови к мозгу. Головокружение и одышка может быть симптомом аритмии и даже сердечного приступа;

Изменение цвета кожи.

При появлении любого из этих симптомов нужно немедленно обратиться к врачу.

Плаванье – это уникальный вид спорта, которым может заниматься каждый человек вне зависимости от возраста и состояния здоровья. В большинстве случаев походы в бассейн, даже на любительском уровне, выступают в качестве эффективного метода профилактики и даже лечения многих заболеваний.

Если сравнивать с другими видами аэробных тренировок, при которых тело сталкивается с сопротивлением воздуха, данная дисциплина будет иметь наибольшую эффективность. Вода, как внешняя среда, оказывает сопротивление движениям в 12 раз больше, чем воздух. Нагрузка осуществляется сразу на все тело.

11 Причин, почему стоит посещать бассейн

Плаванье в бассейне приводит к оздоровлению всего организма, такие занятия улучшают настроение и способствуют формированию красивого телосложения. Рассмотрим 11 основных причин, согласно которым нужно заниматься плаваньем:

1. Улучшение мышечного тонуса

Во время плаванья прорабатываются все группы мускулов, так как для поддержания тела на поверхности воды необходимо участие каждой мышцы. Уровень физической нагрузки зависит от выбранного вида плаванья, будь то брас, кроль или баттерфляй.

  • Получаемая во время занятий нагрузка способствует увеличению не только силы, но и выносливости мышечных тканей.
  • Тренировка в бассейне является лучшим способом восстановить потерянную форму или приобрести развитый мышечный корсет, не оказывая нагрузку на суставы и межпозвоночные диски.
  • Усилия, совершаемые во время занятий в бассейне, более безопасны, чем в зале, так как вода охлаждает тело, а поочередное напряжение и расслабление мышц ведет к снижению степени утомляемости.

2. Развитие подвижности позвоночника и суставов

Во время плавания на суставы, в отличие от прочих видов спорта, не оказывается нагрузка, снижается вероятность получить травму. При занятиях в бассейне они находятся в постоянном движении, за счет чего развивается их подвижность и эластичность. Движения руками способствуют проработке локтевых и плечевых элементов, а при гребле ногами — суставы колен и бедер.

Плаванье является эффективным методом лечения заболеваний суставов разной этиологии. Рекомендованы тренировки людям, имеющим:

  • коксартроз (воспаление бедренного сустава);
  • артрит плечевого сустава;
  • артроз коленного сустава;
  • нарушения подвижности коленной чашечки;
  • атрофия мышц голени и берда.

3. Улучшение состояния позвоночника

Особую пользу имеет плаванье для позвоночника, так как во время занятий с позвоночного столба уходит вся нагрузка, за счет чего позвонки становятся на свое место.

  1. При помощи плаванья лечат многочисленные дистрофические и дегенеративные изменения.
  2. Поддается коррекции искривление позвоночного столба легкой и средней степени выраженности.
  3. Действенный метод лечения и профилактики сколиоза, кифоза и лордоза.

Вода поддерживает тело, благодаря чему компрессионные явления становятся менее выраженными. Сдавленные межпозвоночные диски и их корешки (грыжи позвоночника) освобождаются, из-за чего люди, имеющие остеохондроз шейного или грудного отдела, после занятий плаваньем чувствуют существенное улучшение состояния и легкое головокружение – это значит, что в организме возобновился транспорт кислорода.

4. Избавление от лишнего веса

Это самый эффективный с точки зрения жиросжигания вид спортивных занятий, позволяющий быстро терять лишний вес и формировать спортивную фигуру. Особенность тренировок заключается в том, что тело в воде (как в море, так и в бассейне), вынуждено вырабатывать больше тепла, чтобы поддерживать оптимальную температуру.

Интенсивная энергозатрата – главный инструмент, ведущий к похудению. Учеными было подсчитано, что каждый из стилей плавания имеет конкретную трату энергии за 10 минут:

  • брассом – до 60 калорий;
  • на спине – до 80 калорий;
  • кролем – до 100 калорий;
  • баттерфляем – до 150 калорий.

Вода производит на тело массажный эффект, избавляя от целлюлита и дряблой кожи. Чтобы рост мышц был эффективным, а потеря веса интенсивной, необходимо проводить систематические тренировки (2-3 занятия в неделю). Стили плаванья следует чередовать, постоянно поддерживая тело на поверхности воды.

5. Восстановление после травм

Долгое нахождение в воде увеличивает способность мышц оставаться в тонусе на протяжении длительного времени без риска перенапряжения. Поэтому плавание выбирают для комплексного развития связочной и мышечной системы и в виде инструмента, позволяющего максимально быстро восстановиться после полученной травмы.

Особенность заключается в том, что во время занятий в бассейне мышцы, связки и суставы остаются задействованными, но нагрузка на них минимальна. Такое условие позволяет восстанавливать функции травмированных конечностей или связочных узлов. Данный вид спорта используется как восстановительный метод, включающийся в практики лечебной физкультуры.

6. Укрепление сердечно-сосудистой системы

Огромную пользу имеет плаванье для работы сердца и всей сосудистой системы. Во время занятий тело занимает практически горизонтальное положение, за счет чего сердечной мышце гораздо легче перегонять жидкую ткань по кровеносной системе. В бассейне нагрузка на сердечные клапаны увеличивается, что обуславливает эффективную тренировку органа.

  1. Сердечная мышца становится сильнее, увеличивается объем крови, выталкиваемой органом к периферии. Сердце пловца может в минуту сокращаться до 200 ударов, увеличивая объем перегоняемой крови от 4 литров в минуту до 40. Этот ресурс позволит лучше снабжать кислородом весь организм, улучшая питание каждой клеточки тела.
  2. Систематические тренировки приводят к существенному снижению сердечного ритма (у профессиональных пловцов пульс составляет 40-60 ударов в минуту). Такая динамика обусловлена увеличением мощности сердечной мышцы, выталкивающей больше крови – ее деятельность становится более эффективной. Сердце при сниженной частоте сокращений в период покоя меньше изнашивается. По этой причине плаванье назначают в качестве физиотерапии при гипертонии.
  3. Тренировки развивают выносливость за счет увеличения объема кровяной массы, что сопровождается снижением утомляемости, исчезновение отдышки и головокружений при нагрузках высокой интенсивности.
  4. Плаванье оказывает положительное влияние на работу внутренних органов. Поэтому его назначают с целью борьбы с варикозом, геморроем, сердечной недостаточностью и пр.

7. Улучшение работы дыхательной системы

Занятия плаваньем требуют большого количества воздуха, который у пловцов согласован с движениями руками и ногами и является основным движущим инструментом. По этой причине объем легких у пловцов даже на непрофессиональном уровне существенно выше, чем у людей, не имеющих к водным видам спорта отношения.

  • Давление воды на легкие заставляет воздух выходить полностью и стремительно, за счет чего усложняется вдох. Это приводит к развитию грудных мышц и мускулатуры, отвечающей за движение грудной клетки.
  • Так как вдыхать воздух приходится максимально сильно, у пловцов разрабатываются легкие полностью, у обычных людей они остаются незадействованные на 20-25 %.
  • Глубокое грудное дыхание формирует большой объем легких, который может достигать пяти литров. Этот факт позволяет повысить выносливость и провести профилактику многих заболеваний респираторного типа. В ходе систематических тренировок увеличивается жизненный объем легких и их функциональные возможности.

8. Уравновешивание работы нервной системы

Плавание положительно влияет на протекание нервных импульсов в организме, уравновешивая процессы торможения и возбуждения. Любые водные занятия, в том числе водное поло, синхронное плаванье, аквааэробика или даже плаванье в ластах – это лучший инструмент для укрепления нервов.

  • Вода расслабляет, успокаивает, снимает нервно-психическое напряжение.
  • Позитивно влияет на протекание психических процессов у детей, улучшая память и внимание. Этот вид спорта дисциплинирует, воспитывает ответственность и формирует силу духа.
  • Оказывает лечебное воздействие при депрессивных состояниях, бессоннице, тревоге и фобиях.
  • Является эффективной профилактикой церебрального паралича, нервного тика, болезни Паркинсона.
  • Улучшает зрение, способствует формированию хорошего настроения, увеличивает жизненные силы и как доказали психологи, развивает уверенность в себе.

9. Укрепление иммунной защиты

Водные процедуры являются действенным инструментом закаливания, способствующим укреплению иммунной системы. Ученые доказали, что если утром плавать в бассейне, то риск развития различных вирусных заболеваний снижается в 10 раз. Для укрепления здоровья подойдут любые виды плаванья, главное – соблюдать режим и посещать бассейн регулярно.

  • Улучшает барьерные свойства организма, повышая его сопротивляемость патогенной среде.
  • Снижает риски развития воспалительных процессов мочеполовой системы инфекционной этиологии, как у мужчин, так и у женщин.
  • Является хорошей профилактикой простатита, цистита, уретрита, вульвовагинита.

10. Снижение влияния стресса на организм

В ходе занятий плаваньем в организме повышается выработка эндорфинов (гормонов, отвечающих за положительное настроение и хорошее самочувствие). Походы в бассейн снимают не только физическую, но и психологическую усталость, из-за чего психологи рекомендуют плавать после трудного рабочего дня. Позанимавшись в течение 30 минут можно заметить прирост жизненных сил и снижение внутреннего напряжения.

К занятиям в воде необходимо подходить осторожно, чтобы избежать негативных последствий. Начинать следует с минимальных нагрузок, чтобы организм адаптировался к новой для него среде. Продолжительность занятий зависит от вашего общего физического состояния. Так, для лиц с различными заболеваниями и слабо подготовленных они не должны превышать 35-45 минут. Человек, чувствующий себя нормально и, принадлежащий к группе общего или среднего уровня подготовки, может продлевать занятия до 45 минут. Для тех, кто занимается профессионально, для людей с высоким уровнем физической подготовки занятия длятся 45 - 60 минут рекомендует И. Л. Гончар .

Ю. М. Данько напоминает, что от физического состояния занимающихся зависит интенсивность и скорость движений. Начиная занятия аквааэробикой, не следует забывать о своем возрасте. Людям за 50 лет следует, помнить об особенностях своего организма. Выполнять упражнений на движение суставов следует делать медленно и осторожно. Не следует выполнять упражнения, подвергающие суставы большой перегрузке.

Наибольшее внимание необходимо уделить упражнениям, которые помогают корректировать осанку, т.к. в этом возрасте развивается искривление позвоночника, и наблюдаются другие проблемы с нею. Тренировка четырехглавой мышцы бедра, подколенных сухожилий, мышц живота, прямых мышц спины, трапециевидных мышц и мышц голени способствует сохранению правильной осанки, поэтому ей нужно уделить больше внимания.

Не следует забывать о такой проблеме пожилого возраста как ломкость кости (остеопороз), для этого нужно исключить из комплекса упражнения, которые могут быть связаны с риском падения. Рекомендуется уделить внимание укреплению костных тканей.

Следует заняться укреплением мышц в области таза, т. к. процессы старения в первую очередь сказываются на эластичности связок и сухожилии.

Людям пожилого возраста надо избегать повышения частоты пульса.

Больше времени необходимо уделять разминке и упражнениям восстановления. Все движения руками следует выполнять под водой, т. к. действия руками над ее поверхностью могут привести к резкому повышению давления. Нужно избегать переохлаждения, что особенно опасно в этом возрасте. Л. П. Макаренко утверждает, что специфика условий для занятий плаванием (повышенная влажность, микроклимат бассейна) особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой. При плавании приступов астмы обычно не возникает, тогда как во время бега при форсированном дыхании их, вероятность выше. Практическое отсутствие нагрузки на суставы и позвоночник позволяет успешно использовать этот вид мышечной деятельности при заболеваниях позвоночника (деформация, дискогенный радикулит и т. д.).

Женщинам в период менструации не следует посещать сауну (баню), плавательный бассейн, проводить тренировки в тренажерном зале. Запрещается принимать фармакологические средства, способствующие задержке или ускорению (преждевременному наступлению) менструации. Такая искусственная регуляция приводит к нарушению детородной функции, раннему наступлению климакса и ряду других осложнений.

Возрастные изменения начинаются с периферических сосудов. Происходит утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте и крупных сосудах нижних конечностей. Кратко изменения в организме при старении можно сформулировать следующим образом:

Нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;

Уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного) и по этой причине эффективность синтеза и секреции гормонов коры надпочечников, ответственных за обменные и приспособительные процессы организма, в частности, при мышечной работе;

Снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующий обменные процессы (биосинтез белков);

Нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к накоплению в организме холестерина, который способствует развитию склероза сосудов;

Возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения поджелудочной железы), затрудняется переход глюкозы в клетки и ее усвоение, ослабляется синтез гликогена: инсулиновая недостаточность затрудняет биосинтез белка;

Ослабляется деятельности половых желез, что в свою очередь вызывает ослабление мышечной силы.

С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила и сократимость. Исследования показывают, что наиболее выраженным возрастным изменением протоплазмы клеток (мышц) является снижение гидрофильности и водоудерживающей способности белковых коллоидов.

С возрастом интенсивность обменных процессов понижается, величина минутного объема сердца уменьшается. Скорость возрастного снижения сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м2 в год.

Д. Н. Гаврилов и П. С. Брегг отмечают также уменьшение частоты сердечных сокращений и ударного объема. Так, в течение 60 лет (с 20 до 80 лет) ударный индекс снижается на 26%, а частота сокращения сердца -- на 19% .

Уменьшение максимального минутного объема кровообращения и МПK по мере старения связано с возрастным снижением частоты сердечных сокращений.

У пожилых людей, из-за нарушения эластичности артерий, систолическое артериальное давление имеет тенденцию к повышению. Во время физической нагрузки оно также возрастает в большей степени, чем у молодых.

Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражнения с тяжестями, которые приводят к травматизму и заболеваниям опорно-двигательного аппарата. В свое время популярным был «бег трусцой», который приводил к заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные изменения надкостницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или обострению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменять более физиологичным видом -- ходьбой.

Основной целью врачебного контроля (ВK) является определение рационального двигательного режима, адекватного анатомо-физиологическим и клиническим особенностям определенных возрастных групп. Соответственно главные задачи врачебного контроля -- следующие:

Изучение состояния здоровья, работоспособности и физической подготовленности лиц среднего и пожилого возраста;

Систематические наблюдения за влиянием занятий физической культурой и спортом на состояние здоровья;

Врачебно-педагогический контроль и обучение занимающихся системе самонаблюдений (самоконтроля) в процессе проведения физических упражнений;

Врачебные консультации по вопросам выбора вида двигательного режима, а также по общему режиму, способствующему повышению эффективности занятий физической культурой. Гиподинамия ухудшает адаптацию к физическим нагрузкам у лиц пожилого возраста в большей степени, чем у молодых.

Противопоказания к физическим упражнениям в воде:

Заболевания в острой и под острой стадиях;

Прогрессирующие заболевания нервной системы;

Недостаточность кровообращения II и III степени;

Аневризма сердца и крупных сосудов;

ИБС с тяжелыми приступами стенокардии;

Частые внутренние кровотечения (язвенная болезнь желудка и 12-типерстной кишки, геморрой, гинекологические и др. заболевания).

Нужно обратиться к врачу и удостовериться, нет ли у вас каких-либо скрытых или явных болезней, особенно сердечно-сосудистой системы. Если вам не более 35 лет, ничем серьёзным вы не болели и не испытываете неприятных ощущений, то достаточно осмотра врача, без применения специальных методов обследования.

Повышенное внимание к своему состоянию требуется от людей среднего и старшего возраста (женщины от 35 до 60 лет и мужчины от 40 до 70 лет), которые в настоящее время всё больше приобщаются к занятиям физической культурой. Дело в том, что именно в этот период особую интенсивность приобретают возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе. Нередко возникают различные её заболевания (скрытая ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь и т. д.). Всё это ведёт к снижению функциональных возможностей сердца, ограничению физической работоспособности. Поэтому исследование у врача поможет выявить, нет ли у вас ишемической болезни, явной или скрытой коронарной недостаточности. Врач поможет вам определить индивидуальную дозировку физических нагрузок.

Обязательным является электрокардиографическое исследование. Электрокардиограмм (ЭКГ) позволит оценить функциональное состояние вашего сердца. Кроме того, функциональная кардиография (ЭКГ при дозированных физических нагрузках) позволит рекомендовать допустимый в данный момент уровень физических нагрузок. Если вы прошли пробу с дозированной физической нагрузкой, а ЭКГ у вас изменялось в допустимых пределах, самочувствие осталось удовлетворительным, то вам, безусловно, можно приступить к физическим занятиям. Известный кардиолог профессор Д. А. Аронов считает, что условно на этом этапе можно выделить людей с хорошей общей физической подготовкой и с хорошей тренированностью сердца, людей умеренно тренированных и, наконец, нетренированных. Рекомендации в отношении физических тренировок этих людей, безусловно, должны быть различными. Своё состояние при проведении стандартной физической нагрузки (20 приседаний в течение 30 секунд) профессор Р. Д. Дибнер предлагает оценивать по таблице:

Таблица 1.1

Оценка функционального состояния сердечнососудистой системы

При распределении на возрастные категории: для женщин средний возраст 35--55 лет, пожилой -- старше 55 лет, для мужчин средний возраст 46--60 лет, пожилой -- старше 60 лет. Для выбора средств физической культуры и дифференцирования физической нагрузки всех допускаемых к занятиям физическими упражнениями рекомендуется разделять на 3 медицинские группы.

К первой группе относят лиц практически здоровых, не предъявляющих никаких жалоб, обладающих значительной для своего возраста физической подготовленностью.

Ко второй группе относят лиц, возрастные изменения которых сопровождаются небольшими отклонениями функционального характера при достаточной компенсации, с начальными формами (симптомами) заболеваний, часто свойственных процессу старения, а также лиц с небольшой физической подготовленностью.

К третьей группе относят лиц с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (эти отклонения не являются препятствием к труду), с явлениями сниженной функциональной адаптации, отличающихся слабой физической подготовленностью.

Лиц старшего и пожилого возрастов, нуждающихся по состоянию здоровья в специальных занятиях лечебной физкультурой в системе комплексного лечения, в группы здоровья не принимают, а направляют в кабинеты лечебной физкультуры поликлиник.

Для лиц старшего и пожилого возраста особенно полезны прогулки на свежем воздухе по І 1/2 часа в день, так как ходьба усиливает обмен веществ и вместе с тем является хорошим дыхательным упражнением.

Р. И. Ракитиной было установлено, что ходьба со скоростью 3 км в час повышает обмен веществ на 48%. С этой же целью весьма полезен туризм (длительные прогулки в выходной день и во время отпуска). Весьма полезно плавание, гребля на прогулочной лодке. В зимнее время рекомендуют прогулки на лыжах, катание на коньках. Из спортивных игр показаны теннис, городки, волейбол. Можно рекомендовать прогулки на велосипеде, но следует иметь в виду, что при велосипедной езде нагрузка может быть большой, резко повышающей артериальное давление, что является противопоказанием при наличии выраженных изменений сосудов (атеросклероз). Особо следует рекомендовать ежедневные занятия индивидуальной гимнастикой (можно по радио), с которых надо начинать день и ими его заканчивать; ежедневно потраченные на это 10--20 минут не только придают бодрость на весь день, но и сохраняют немало лет жизни 1. Весьма целесообразно сочетать занятия гигиенической гимнастикой с закаливанием водными процедурами.

Лица старшего и пожилого возраста должны избегать быстрых движений и сильных напряжений, особенно сопровождающихся натуживанием и задержкой дыхания, так как при этом развиваются застойные явления в малом круге кровообращения, повышается внутригрудное давление и давление в сосудах мозга. Обычно они плохо переносят упражнения с быстрыми наклонами туловища и головы, быстрой переменой положения тела, что при наличии склеротических изменений в кровеносных сосудах может вызвать головокружение, шум в ушах и другие неприятные ощущения.

Не следует забывать, что люди этого возраста подвержены быстрому утомлению, а потому физическую нагрузку у них следует строго дозировать. Во время занятий физическими упражнениями необходимо чаще включать паузы -- отдых.

А.А Виру утверждает, что лица пожилого возраста, как правило, плохо переносят упражнения скоростного типа и в то же время могут выполнять работу на выносливость в значительном объеме, если движения проводят плавно и в медленном темпе. Врачебные наблюдения за лицами старшего и пожилого возраста должны носить регулярный характер. Медицинский осмотр следует проводить не реже 2 раз в год. В комплекс врачебных обследований всех занимающихся физкультурой и спортом, достигших 40-летнего возраста, следует обязательно включать электрокардиографию, а также исследования мочи и крови. Ежегодно следует проводить рентгеноскопию грудной клетки и желудка. Важны антропометрические исследования, среди которых особенно следует выделить наблюдения за весом тела и жизненной емкостью легких, являющиеся существенными показателями функционального состояния организма. Из функциональных проб следует отдавать предпочтение ортостатической пробе, а также пробе с 20 приседаниями.

При изучении электрокардиограмм установлено, что с возрастом увеличивается количество деформированных зубцов начальной части желудочкового комплекса (QRS). Эта деформация одинаково отмечена как среди тренированных, так и нетренированных; при этом заметного влияния ее на функциональное состояние сердца не проявлялось.

Иногда после нагрузки обнаруживали отклонения в электрокардиограмме в грудных отведениях при отсутствии их в стандартных отведениях; из этого следует, что отведения СR1 и CR2, являющиеся в известной степени парциальными электрокардиограммами правого и левого отдела сердца, могут служить тонким индикатором для своевременного выявления функциональных расстройств сердечной деятельности доказывает В. В. Сафронов .

Для целей углубленного медицинского обследования наряду с электрокардиографией можно рекомендовать электросфигмографические исследования. Проводимые в динамике у лиц старших возрастов, они наглядно регистрируют изменения в состоянии периферического артериального кровообращения и свидетельствуют о возможности значительного улучшения нейрососудистых реакций при помощи систематического применения физических упражнений.

При проведении функциональных проб следует учитывать удлинение срока восстановительного периода, возможность «отрицательной фазы» в пульсовой кривой. При проведении функциональных проб возможны реакции гипертонического и гипотонического характера; при аускультации сердца часто отмечают приглушение его тонов. Все полученные данные следует подвергать тщательному анализу и сопоставлению. Необходим индивидуальный подход при составлении врачебного заключения.

Проблема остеоартроза (ОА) в последнюю четверть века приобрела огромное общемедицинское и социальное значение, определяемое широкой распространенностью болезни, быстрым развитием функциональных нарушений при поражении “несущих” суставов нижних конечностей -- коленных и тазобедренных. Стало также очевидно, по мнению В.И. Дубровского , что ОА -- болезнь пожилого возраста, распространенность которой после 60 лет увеличивается, по сравнению с частотой его развития у людей среднего возраста вдвое.

Объективно о медико-социальной значимости ОА в России можно судить по данным анализа 55 623 талонов амбулаторных больных с диагнозами, классифицируемыми по XIII классу МКБ-10: среди них 12,3% пациентов страдали манифестным ОА. Можно думать, что более частая обращаемость пожилых людей в поликлинику с ОА связана еще и с изменением в последние годы представления о том, что боли в крупных суставах не просто обязательная возрастная неприятность, с которой следует смириться, а проявление болезни, лечение которой позволяет затормозить ее прогрессирование и отодвинуть на годы тяжелое и дорогостоящее эндопротезирование, например тазобедренного сустава.

Очевидно, что способствовало лучшему распознаванию ОА более точное определение, согласно которому, клинически очевидная остеоартритическая болезнь характеризуется болями в суставах, их чувствительностью при пальпации и ограничением подвижности, крепитацией, изредка выпотом и различной степенью воспаления, не сопровождаемого системными эффектами).

Специфика условий для занятий плаванием (повышенная влажность, микроклимат бассейна) особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой. При плавании приступов астмы обычно не возникает, тогда как во время бега при форсированном дыхании их вероятность выше. Но людям с бронхиальной астмой или обструктивным бронхитом надо заниматься под квалифицированным наблюдением. Практическое отсутствие нагрузки на суставы и позвоночник позволяет успешно использовать этот вид мышечной деятельности при заболеваниях позвоночника (деформация, дискогенный радикулит и т.д.).

Так как водная среда повышает требования к безопасности во время занятий, людям, перенесшим сердечный приступ или склонным к судорожным припадкам, а также маленьким детям и лицам преклонного возраста заниматься в воде следует только под руководством тренера или врача ЛФК. Если повреждены барабанные перепонки, могут возникнуть нарушения в вестибулярном аппарате и трудно будет сохранять равновесие. Поэтому используйте для предохранения ушей смоченный в масле тампон. Вестибулярные нарушения могут возникать поначалу и у людей с выраженным остеохондрозом шейного отдела позвоночника, когда явления остеохондроза сопровождаются сосудистой недостаточностью (периодическим головокружением, тошнотой, неустойчивостью походки). Им также лучше начинать занятия в мелкой воде и особенно соблюдать принцип постепенности. Людям, склонным к аллергии, лучше не плавать в сильно хлорированной воде. Им следует обязательно пользоваться очками для плавания.

Тем, кто подвержен ревматическим и простудным заболеваниям, нужно избегать бассейнов и водоемов с температурой воды ниже 20 градусов. Противопоказанием к занятиям по аквааэробике является тромбофлебит.

По В. С. Потемкину противопоказаниями к занятиям физическими упражнениями в воде служат наличие открытых ран, гранулирующих поверхностей, трофических язв; заболевания кожи (экзема, грибковые и инфекционные поражения); заболевания глаз (конъюнктивит, блефарит, кератит) и ЛОР-органов (гнойные отиты и др.); состояния после перенесенных инфекционных болезней и хронической инфекции; трихомоноз; корешковые болевые синдромы, плекситы, невралгии, невриты в стадии обострения; острые респираторные вирусные инфекции; недержание мочи и кала, наличие свищей с гнойным отделяемым, обильное выделение мокроты; туберкулез легких в активной стадии; ревматические поражения сердца в стадии обострения; декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы и др.

Выводы к разделу 1

Изучение литературных источников позволяет сделать следующие выводы:

1. Плавание это одно из самых лучших средств для поддержания функционального состояния организма.

2. Водная среда благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную систему.

3. Занятия физическими упражнениями, в том числе и плаванием, способствуют омолаживанию организма людей, повышают трудоспособность.

4. В зависимости от функционального состояния организма необходим индивидуальный подход тренера к каждому занимающемуся.

5. При занятии плаванием задействованы все группы мышц. Плавание создает мышечный корсет, закрепляющий позвоночный столб в естественном положении или близком к нему.

6. Особенностью плавания является попеременное включение различных мышечных групп, происходящее в определенном ритме и строгой последовательности. Такое переключение деятельности мышечных групп обеспечивает срочный отдых одних мышц во время работы других.

7. Без чрезмерной нагрузки на сердце во время плавания улучшается работа дыхательной системы и повышается обеспеченность организма кислородом.

Из всего многообразия спортивных секций для детей многие родители останавливают свой выбор на плавании. Этот вид спорта, стимулирующий тренировку всех мышц организма, не требует больших затрат на инвентарь. Также положительным фактором является набор детей с 3-4 лет. Давайте посмотрим, какие плюсы есть у секции плавания, как проходит обучение и что нужно знать родителям до начала посещения занятий по плаванию.

Польза плавания для ребенка

О пользе плаванья каждый слышал, но какие конкретно плюсы от посещения такой секции получит ребенок? Среди наиболее явных можно выделить:

  • равномерное развитие всех мышц организма. Для удержания и движения по воде ребенок координирует и использует все мышцы тела, тренируя их, укрепляя. Лучше всего развиваются плечевой пояс, руки, ноги, пресс;
  • укрепление и расслабление опорно-двигательного аппарата. В воде тело легче, чем на суше, все суставы и позвоночник избавляются от компрессионной нагрузки, отдыхают. Плавание рекомендовано детям с легкими отклонениями в осанке, при различных заболеваниях (предварительно нужна консультация педиатра);
  • быстрый рост. Сниженная компрессионная нагрузка на суставы и позвоночник способствуют быстрому росту костей скелета;
  • улучшение координации. Чтобы удерживать тело на воде и плавать, ребенку нужно координировать движения тела, что положительно сказывается на умении владеть своим телом, чувствовать его;
  • улучшается работа легочной системы. Для того чтобы плавать, мальчикам и девочкам нужно научиться правильно дышать, делать глубокие вдохи и короткие выдохи. Постоянная тренировка “правильного” дыхания улучшает насыщаемость крови кислородом, способствует улучшению легочной системы;
  • укрепление иммунитета, закаливание организма. Вода способствует усилению сопротивляемости организма перепадам температур.
  • эмоциональный заряд, чувство удовлетворенности. Если ребенок, посещающий секцию плавания во время тренировки полностью выкладывается, то по завершению занятий он чувствует себя уставшим, но довольным.
  • снятие негатива, снижение нервного напряжения, раздражительности. Занятия в воде способствуют расслаблению нервной системы, через активное занятие спортом мальчики и девочки сбрасывают накопившуюся негативную энергию, чувствуют себя более уверенно.

Учить ребенка плаванию можно начиная с 2 недельного возраста, но большинство секций начинают прием желающих после 3 лет.

Любительские секции плавания предусматривают занятия 2-3 раза в неделю по 1 часу. Для детей младше 6 лет одно занятие в воде занимает около 20 минут, оставшееся время идет отработка элементов на суше.

Плавание для детей разных возрастов

В зависимости от возраста ребенка применяются разные техники и методики обучения детей.

С 2 недель до 3 лет малыш обучается по техникам грудничкового плавания, основанным на развитии врожденных рефлексов: плавания и задержки дыхания. При желании обучать малыша этого возраста желательно пройти инструктаж или заниматься под руководством специалиста. В бассейн дети допускаются с 2 месяцев

С 3 до 6 лет применяются техники обучения основам плавания: понимания свойств воды, ее сопротивления движениям тела, способам удержания тела на воде в горизонтальном положении и вертикальном положении. По итогу, к 6 годам ребенок учится лежать на спине на воде.

До 5-6 лет во время занятий должны присутствовать родители. Отдавая в секцию плавания дошкольника, следует учитывать, что для него это будет больше развлечение, чем целенаправленное обучение. Осознанное отношение к занятиям появляется у детей ближе к 6 годам. Чаще всего дети с 3 до 6 лет обучаются в индивидуальном порядке или в маленьких группах (до 5 человек).

С 6-7 лет применяются техники обучения разным стилям плавания (брасс, кроль). Если ребенок только начинает посещать плавание, то в первые месяцы его будут учить удерживать тело на воде, правильно координировать движения рук и ног, расслабляться. Младшие школьники более собранные, чем дошкольники, они уже могут дольше удерживать внимание на объяснениях тренера, четко выполнять поставленные задачи.

Занятия в секции плавания для детей дошкольного возраста всегда осуществляются по общеоздоровительной программе, основная цель — научить вести себя в воде, улучшить физические показатели. Профессиональное обучение плаванию начинается после 7 лет, если ребенок показывает хорошие результаты, обладает способностями к этому виду спорта.

Как проходит обучение плаванию

Методики и техники обучения плавания зависят от цели, которую преследуют родители, отдавая ребенка в секцию:

  • если основной задачей является оздоровление ребенка, гармоничное развитие и формирование двигательных навыков, то достаточно посещать секцию 2-3 раза в неделю, работать с тренером для формирования основ плавания.
  • при нацеленности на спортивные достижения, в дополнение к ежедневным тренировкам, должны быть занятия по вырабатыванию навыков на суше, наращивание мышечной силы на беговой дорожке и в тренажерном зале.

В профессиональное плавание ребенок может попасть только после посещения оздоровительной группы обучения плаванию, после оценки способностей и рекомендаций тренера.

Посещение секции плавания должно приносить ребенку удовольствие, радость, только в этом случае получится достичь хороших результатов и не навредить здоровью ребенка.

Прежде чем начинать учить ребенка плаванию, тренер должен провести подготовительную работу. В первую очередь малыш должен научиться лежать на воде, почувствовать как можно управлять своим телом в новых условиях.

После того, как ребенок осваивает умение лежать на воде, его научат скользить по ней. В большинстве случаев для этого используют специальные доски. Опираясь на нее, ребенок отталкивается от дна бассейна и начинает интенсивно перебирать в воде ногами. Таким образом он учится передвигаться в воде.

Вместе с умением удерживать свое тело и скользить, тренер обучает детей правильно дышать. Чтобы тело хорошо удерживалось водой, в легких человека должно быть достаточно воздуха. Правильное дыхание — залог успешного плавания.

Только после полного освоения умения держать тело на воде и скользить, а также правильно дышать тренер приступает к обучению ребенка разным стилям плавания.

Обучение детей в секции плавания отличается от обучения взрослых своими подходами. Если взрослый хочет научиться плавать, то тренер в первую очередь работает над снижением страха перед водой. Обучение детей выстраивается по-другому. Цель тренера — научить правильно действовать в воде, чувствовать свое тело, не бояться воды, но не впадать в беспечность.

Техника обучения плаванию детей предусматривает обязательную отработку всех элементов на берегу перед применением ее в воде. Обязательно скажите вашему крошке об этой особенности, попросите его быть внимательным к словам тренера, стараться усвоить все нюансы движений до отработки их в воде. Это обеспечит быстрое обучение, удовольствие от посещения секции.

Медицинские противопоказания

Перед началом посещения секции плавания вам обязательно понадобится посетить участкового педиатра. Ребенку могут отказать в выдаче справки, если у него есть противопоказания:

  • порок сердца;
  • судорожный синдром;
  • кожное заболевание с нарушением целостности кожного покрова (экзема);
  • заразные кожные заболевания (чесотка);
  • эпилепсия;
  • явные признаки вирусной инфекции: насморк, повышенная температура, кашель.

Необходимый для занятий инвентарь


Для первых занятий в секции плавания нужно подготовить:

  • плавки;
  • шапочка для плавания;
  • резиновые тапочки или другая обувь, чтобы дойти из раздевалки до бассейна;
  • очки для плавания;
  • мочалка и мыло;
  • полотенце;
  • шапочка х/б. Она одевается после душа после тренировки до полного высыхания волос на голове;

В зависимости от количества детей в группе могут понадобиться нарукавники, воротник или пояс. Необходимость приобретения этих деталей необходимо уточнить у тренера.

Мальчики и девочки

Секция плавания подходит и мальчикам, и девочкам. Выбор этой секции не зависит от пола вашего ребенка. Среди всех вариантов плавания исключение по гендерному признаку есть только в синхронном плавании, в него набирают только девочек.

Что делать, если ребенок отказывается ходить на плавание

Польза плавания для детей неоспорима, но достаточно часто сталкиваясь со сложностями во время обучения, дети начинают отказываться посещать секцию. В этой ситуации родителям нужно оценить ситуацию по нескольким критериям:

Спросить ребенка о причинах нежелания посещать выбранную секцию.

В зависимости от ответа ребенка есть несколько вариантов действий:

  • Не нравится тренер и его манера обучения. В такой ситуации нужно уточнить, что именно в тренере не нравится ребенку. Возможно руководитель секции слишком много требует от малыша или недостаточно понятно объясняет. В этой ситуации можно подойти и поговорить напрямую с тренером о его взгляде на сложившуюся ситуацию, если после этого ситуация не изменится, можно подыскать другого специалиста.
  • Сложности с выполнением предложенной нагрузки. Поговорите с тренером, попросите, чтобы на время для вашего крохи была пересмотрена программа занятий.
  • Недопонимание с ребятами в группе. В детских коллективах иногда случаются стычки и насмешки, если ваш кроха отказывается ходить по причине сложностей в общении с другими детьми — поговорите с тренером, чтобы он применил педагогические технологии, поговорил с родителями других детей.

В любом случае, прежде чем отказываться от посещения бассейна необходимо поговорить с тренером, узнать его мнение о способностях и возможностях вашего ребенка, услышать его профессиональное мнение о сложившейся ситуации. Дети, особенно младшие школьники не всегда могут четко объяснить, в чем причина нежелания посещать секцию. Если вы не найдете причину этого нежелания, то есть вероятность, что и другом кружке или секции появятся те же проблемы. Первый шаг по восстановлению желания посещать дополнительные занятия — найти причину неприятия.

Предложить заняться другим видом спорта

Плавание — хороший вид физической нагрузки, но не все дети с радостью посещают бассейн. Каждый малыш индивидуален, и, возможно, для вашего крошки более желанным будет другой вид спорта. Этот вариант подходит вам в том случае, если ребенок находясь в хороших отношениях с тренером, детьми, выполняя все предложенные нагрузки легко, не испытывает желания ходить на тренировки, увлеченно рассказывает о других занятиях.

Предложите сделать перерыв в занятиях на короткий срок.

Этот выход хорошо применять для школьников посещающих секцию плавания. Иногда школьная и внешкольная нагрузка на ребенка становится ему не под силу и организм требует отдыха. Предложите своему сыну или дочке не посещать секцию 2-3 недели, после чего попробуйте возобновить занятия. Вероятно после небольших каникул сложности с посещением пройдут.



  • Разделы сайта