Профессия автогонщик. Хочу быть гонщиком! С чего начать

Nissan GT Academy была запущена в 2008 году, но Россия не входила в число стран, где проводились соревнования. Первое российское первенство состоялось в 2012 году. Участникам предлагалось зарегистрироваться на сайте и участвовать в виртуальных гонках. Максимальную приближенность онлайн-гонок к реальным обеспечивала компания Sony Computer Entertainment. По итогам онлайн-этапа определились полуфиналисты, которые затем приехали в Москву на финальные соревнования. Здесь им уже предстояло проявить свое мастерство за рулем настоящего автомобиля. 14 самых успешных участников отправились в Великобританию, в гоночный лагерь на трассе Сильверстоун. По итогам сложных отборочных тестов выбрали только одного будущего гонщика. Им и стал Марк Шульжицкий.

- Марк, расскажи, ты занимался ранее автоспортом?

Я занимался полупрофессиональным картингом и любительскими соревнованиями time-attack - это когда ездят на дорожных машинах по трассам на время, пытался найти себя в автомобильной сфере. Я люблю машины с детства, меня приучили к этому папа и дедушка. И когда оказался впервые в Москве, на Moscow City Racing в прошлом году, я был шокирован, потому что никогда не видел гоночные болиды вживую. Ведь я живу очень далеко, во Владивостоке, туда они никогда не приезжают, к сожалению. Я бы очень хотел, чтобы люди там тоже могли посмотреть такие машины. Помню свое удивление, когда увидел в первый раз и «формульный» болид, и автомобиль LMP2, на котором Роман Русинов ездит. Это были незабываемые впечатления!

- Ты изначально хотел связать свою жизнь с автоспортом?

Да, с детства мечтал стать профессиональным автогонщиком и думал, как найти путь к реализации этого. Получилось через Nissan GT Academy. Я много читал об этом соревновании, но, к сожалению, раньше оно проводилось только в странах Европы. И я до последнего не верил, что GT Academy пришла в Россию. Когда я узнал об этом от друга, сразу решил принять участие, поскольку понимал, что это может быть единственный вариант пройти куда-то дальше. Я стал гонять в онлайне, смог выиграть - не знаю даже, каким образом, никогда не был злостным геймером. Потом поехал в Москву на национальный финал, смог победить здесь и поехал в Англию в рейс-камп (race camp - гоночный лагерь, прим. ред.) в Сильверстоун.

- Что было самым сложным?

Пожалуй, не скажу, что онлайн. Самое сложное было в Англии, потому что каждый день оставалось все меньше людей, и напряжение росло, ведь нельзя ошибаться. Нужно было четко концентрироваться на том, что ты делаешь. Когда вас остается двое, ты понимаешь: либо гоняешься дальше на высоком уровне, либо едешь домой во Владивосток. И тут очень сложно сконцентрироваться.

- Какие упражнения вы выполняли? Какие задания были?

Абсолютно разные: на выносливость, на психологическую устойчивость, физические упражнения, медиатренинги, заезды на картах и автомобилях - Nissan 370 Z, Nissan GT-R. Причем все автомобили были разной подготовки - и стоковые, и для гонок. По итогам упражнений каждый день выбирали лучших ребят.

- Имеющиеся навыки вождения помогли в прохождении соревнований?

Да, конечно. Любой опыт важен - все равно, где вы участвуете и на чем ездите. Это все поможет. Чем больше, тем лучше.

Первые серьезные и самые главные соревнования для Марка прошли в январе 2013 года - 24 часа Дубая. По их итогам решалось, останется он в команде или нет. Марк выступал в одном экипаже с Романом Русиновым, испанцем Лукасом Ордонезом, первым чемпионом GT Academy, и Вольфгангом Рипом, чемпионом GT Academy 2012 года. Соревновались они на автомобиле Nissan 370Z Nismo, под номером 127. Вопреки различным происшествиям, например, в автомобиль «прилетело» колесо от шедшего впереди BMW, экипаж смог подняться до 21 места в общем зачете и стать вторым в своем классе SP3. Серебряная ступень подиума в одной из самых сложных гонок на выносливость - и Марк Шульжицкий становится полноправным членом команды Nissan GT Academy Team RJN. В 2013 году он выступает в двух чемпионатах: FIA GT и Blancpain Endurance Series на Nissan GT-R Nismo GT3. Сейчас команда лидирует в обоих чемпионатах в классе Pro-Am. В личном зачете, в категории Pro-Am, Марк Шульжицкий в BEC занимает девятое место (22 очка против 51 балла у лидера зачета Алекса Банкомба), а в FIA GT - пятую строчку, вместе со своим напарником Вольфгангом Рипом (35 очков; у лидеров Доминика Бауманна и Гари Прочика - 67 очков).

«24 часа Дубая». Слева направо: Вольфганг Рип, Лукас Ордонез, Роман Русинов, Марк Шульжицкий.

«24 часа Дубая». Слева направо: Вольфганг Рип, Лукас Ордонез, Роман Русинов, Марк Шульжицкий.

- Как строится твоя работа с командой? И вообще было сложно войти в ритм гоночной жизни?

Было сложно понять какие-то моменты по настройкам. Нужно уметь четко объяснять, что из себя представляет автомобиль на данном этапе, а затем вместе с командой улучшить его. Когда у тебя нет инженерного опыта, это сделать очень тяжело. Но сейчас я уже все больше понимаю в настройках автомобиля, как он устроен, что нужно сделать, чтобы поехать быстрее. Конечно, была и проблема с языковым барьером, но сейчас она стала меньше. Я помню, как мы начинали этот сезон, не понимая ничего, и в гонке пытались просто финишировать. Сейчас мы уже не просто едем, стараемся заработать какие-то очки. И у нас уже был первый подиум в своем классе. С каждым этапом мне становится все проще - это все опыт.

- Напарники, которые едут с тобой одним экипажем, помогают?

Да, в последней гонке, где у нас был подиум, с нами ехал Алекс Банкомб, очень известный в Англии пилот, профессиональный гонщик, который занимается автоспортом уже более десяти лет, выступает в гонках «гран-туризмо». Он очень много советами помогал, объяснял мне, как нужно управлять нашим Nissan GT-R. Главное - реально слушать, понимать и осознавать и пытаться эту информацию воспроизвести в жизни. Потому что многие могут прослушать, но не попытаться делать. Нужно пробовать, и тогда что-то будет получаться, даже если не с первого раза, то постепенно. Это, наверное, везде так, не только в автоспорте. Нужно учиться на чужих ошибках иногда. И сейчас я себя, конечно, гораздо увереннее чувствую за рулем этой машины, потому что она очень быстрая - 530 л.с. Она очень легкая: если стандартный GT-R весит более 1700 кг, то наша машина весит 1300 кг. Очень восхищает и разгоном, и прохождением поворотов - у меня уже есть представления об аэродинамике на этой машине, о прижимной силе. Это все очень интересно для меня и познавательно.

- Проводишь много времени в боксах?

Да, очень много. Общаюсь с инженерами, пытаюсь понять, как это все устроено. Можно прочитать целую книгу, как это все работает, но все равно что-то не понять. К тому же чаще всего такая литература не издается. Нам повезло с инженером - с нами работает Рикардо Дивиле, который много лет провел в Формуле 1, выиграл чемпионаты Super GT в Японии, GT500. Он много знает, дает нам свою литературу, которую сам создал, напечатал. Мы ее читаем, учим. Понятно, что мы со многими ею не делимся, и она закрытая. Он многое нам посоветовал, и не только по поведению автомобиля, но и вообще, как быть гонщиком. Он видел многих пилотов, знает их ошибки, что они делают правильно, что неправильно, и советует нам.

- И что он советует?

Оставаться человеком позитивным и радостным и никогда не поддаваться моментам, когда ничего не получается, и многие опускают руки не вовремя.

Марк выступает сейчас по английской лицензии - ее оформила команда перед соревнованиями «24 часа Дубая». В будущем не исключено, что Марк получит и российскую лицензию.

- Как вы тренируетесь?

Нашей физической подготовкой сейчас занимается Саймон Фитчет. В прошлом году он занимался с Серхио Пересом, который выступает в Формуле 1. И я вам скажу, он серьезно нас гоняет, и я думаю, он так же серьезно гонял и Серхио в том году. У нас своеобразная подготовка - больше кардио, больше упражнений на выносливость, велосипеды. Потому что у нас гонки специфичные - на выносливость, и нужно уметь держать себя в тонусе на протяжении всего отрезка. После того, как проехали один час, надо быстро себя восстановить, а затем проехать еще час, и так далее.

- У тебя контракт на год? И с кем - с Nissan или командой?

Есть контракт и с командой, и с Nissan. Они разные по обязательствам. Контракт на год, и в будущем он может быть продлен. Это же профессиональный вид спорта. Если ты показываешь результаты, значит, ты нужен команде, если не показываешь, значит, ты идешь домой. Например, есть такие ребята, победители прошлых лет, которые не показывали высоких результатов, по сравнению с новыми победителями соревнования GT Academy, и сотрудничество с ними закончилось. А Лукас Ордонез, наоборот, выступает в Серии Ле-Ман. Получается такая конкуренция.

- Какие планы на будущее?

Конечно, хотелось бы попробовать себя на более быстрых машинах - на прототипах, в Ле-Мане или где-то еще. Я не хочу забегать далеко вперед. У меня есть этот сезон, и я хочу хорошо его закончить, проехать, чтобы мне не было стыдно за себя и команду.

Nissan GT Academy снова стартовала в России - ищут новый талант, который в будущем сможет стать настоящим гонщиком. Онлайн-соревнования ведутся до 28 июля, по итогам которых отберут 24 лучших геймера. К ним присоединятся еще 4 игрока из оффлайн-заездов, и вместе они отправятся на финальные испытания в Екатеринбург. 14 человек, прошедших финал, поедут в Великобританию, где с 28 сентября по 4 октября пройдет самый сложный отбор в Race Camp. Победитель получит шанс выйти на старт настоящего гоночного этапа.

А для Марка Шульжицкого уже в эти выходные стартует новая гонка - он поедет 24 часа Спа в Blancpain Endurance Series.

В я обещал рассказать о том, как пересел на клубный карт и как заново, по сути, начал учиться ездить. Но придется сделать небольшое отступление, потому что есть тема гораздо более интересная.

Я всегда хотел стать гонщиком. Уже в подготовительной группе детского сада я спускал с горки модельки и смотрел, какая приедет первой. Правда, этим мои гонки и ограничивались. Даже в более зрелом возрасте я понятия не имел, где учат на профессиональных автоспортсменов.

В пятнадцать лет (а это было, между прочим, в конце прошлого века) я отыскал на улице Газопровод секцию картинга. «Вот оно, мое светлое будущее!» – подумал я и уже видел себя с кубками, шампанским и тёлочками. Но мне выдали тряпки, швабру и инструменты. Про гоночки речи вообще не шло. «Ты тут гайки покрути, полы помой, а потом подумаем», – сказал мне «тренер». Это было мое первое и единственное занятие.

Тогда я не понимал, что именно в это время моя карьера пилота закончилась, не успев начаться. Потому что автоспортом надо заниматься с детства, если хочешь претендовать на серьезные результаты. И желательно начать еще до школы.

Родись я на четверть века позже, все сложилось бы совсем по-другому. Хотя бы потому, что сейчас мне было бы семь лет, и я бы смог пойти в Mazda Karting Academy Junior . После пяти месяцев во взрослой академии Mazda становится невероятно обидно за потерянное детство. Сейчас попытаюсь объяснить, почему.

Во-первых, время. Когда ты школьник, твоя единственная забота – домашняя работа (которую в половине случаев можно не делать). А учитывая тот факт, что занятия проходят по выходным с 8.00 до 13.00, обучение в Mazda Karting Academy Junior никак не мешает учебе. Согласитесь, это гораздо комфортнее, чем клубные заезды по будням с 21.00 до 24.00 после офисного дня и вечерних пробок. Тем более, что полуторачасовое занятие у детей состоит не только из самих заездов, но и физической разминки и теоретической подготовки. И только после этого – в карт.

1 / 2

2 / 2

А после трех заездов руководитель Академии Сергей Балдин с каждым учеником проводит работу над ошибками. К слову, обучение проходит на новых 5,5-сильных картах F-TECH MINI (для ребят 5-8 лет) и девятисильных SODI RT -8 (для учеников от 8 до 16 лет). Так что никаких «покрути гайки, а потом поедешь».

1 / 2

2 / 2

Во-вторых, неопытность. Как бы парадоксально это ни звучало, но тот самый опыт, который сын ошибок трудных, в данном случае только вредит. С детьми гораздо проще. Они воспринимают сказанное тренером как истину в последней инстанции и делают (окей, пытаются делать) точно то, что им говорит Балдин. Они не пытаются пропустить сказанное сквозь призму прожитых лет, тысяч пройденных километров и своих не самых исчерпывающих знаний физики. Они просто делают. Им не приходится ломать в себе стереотипы и стирать шаблоны, засевшие на подкорку. А еще они не чувствуют грань. И не пытаются додумать, что случится, если что-то пойдет не так.

В-третьих (и это во многом следует из предыдущего абзаца), молодой организм. Я сейчас не про остеохондроз, ревматизм и хронический кашель (хотя и про них тоже), а про пластичность молодого мозга. Мозг ребенка гораздо эффективнее воспринимает новую информацию. Да, аналитические способности у взрослых развиты гораздо сильнее, но именно в этом и «проблема». Чем «чище» мозг, тем быстрее он усваивает новые данные. Недаром говорят, что дети впитывают все, как губки. Тут вполне уместна аналогия с компьютером: чем меньше забита оперативная память, тем выше быстродействие программ. Ну, и в-четвертых – накат. Я могу хоть поселиться в Forza Karting , но тех двадцати лет, что я провел вне автоспорта, уже не наверстать никогда.

И Балдин все это прекрасно понимает. Равно как и то, что приходящие на обучение дети в большинстве своем знают о гонках только то, что видели в мультиках и фильмах. Поэтому программа обучения в Mazda Karting Academy Junior – это полноценный девятимесячный курс, во время которого ученики проходят все основные этапы.

1 / 2

2 / 2

Начинается обучение с вводной части, где ребята знакомятся с основными правилами поведения на трассе, безопасностью во время движения, а также обучаются последовательности и систематичности управления картом. Параллельно идет обучение основам скоростного вождения. Именно в этой части закладываются теоретические и практические основы гоночной езды. А после ученики переходят к обгонам – одним из самых сложных элементов.

Очевидно, что если ты не стартуешь с поула и у тебя нет четкого понимания, где и как нужно обгонять, на тумбочку тебе не залезть. А вот как показать лучшее время в квалификации, ученики узнают в четвертой части – Стратегии квалификационных заездов. И, конечно, куда без гонок? По какому сценарию будет развиваться заезд? Как вести себя в той или иной ситуации? Как определить правильную стратегию? Все это тоже изучается в MKA Junior .

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Причем курсы идут не последовательно, а циклично. То есть не надо мучительно ждать окончания вводной части, чтобы узнать, как же надо обгонять. Все аспекты гоночной езды изучаются параллельно, что дает возможность постоянно повторять и закреплять пройденный материал. А главное, что обучение в Mazda Karting Academy – это не только девять месяцев тренировок, но и многоэтапный чемпионат академии с призовым фондом от компании Mazda , который стартует вскоре после начала курса.

Гонщик - опасная, но в тоже время интересная профессия. Любовь к высокой скорости, любовь к различной авто и мото технике - это только начальный пункт превращения мечты в реальность. Но что действительно нужно, чтобы стать настоящим гонщиком?

Как стать гонщиком - с чего начать

Проверка здоровья, а именно: зрения, сердца, дыхания и прочих систем позволит приступить к гоночной карьере. Если противопоказаний нет, остается лишь набрать нужную массу, пройти проверки на работу вестибулярного аппарата и реакцию.

Первоначальная победа в небольших, но официальных состязаниях позволят перейти к следующей ступени. И это уже будут официальные приглашения от команд или же приглашения на состязание от организаторов. Таким образом, начало восхождения будет положено.

Как стать автогонщиком

Заключать договора можно только после достаточного количества побед в официальных мировых заездах. А это значит, что начинать работу нужно за рубежом. Причина - качественные трассы и официальные мировые гонки. К сожалению, не во всех странах мира есть хорошие треки для проведения подобных состязаний. А для выхода на уровень профессионала потребуется только качественная работа с известными представителями и победа над известными на весь мир гонщиками.

Такая стратегия требует значительных вложений денег, но после признания общественностью и гоночными судьями можно быть уверенным в полноценной отдаче.

Как стать мотогонщиком

Начинать карьеру мотогонщика стоит не с покупки первоклассного мотоцикла, а с приобретения нужной формы тела. Профессиональные заезды, к которым стремится каждый, требуют сильной выносливости, закалки, нормальной работы вестибулярного аппарата и, конечно же, удивительной реакции.

Нарабатывать данные качества стоит постепенно. Для начала можно просто походить в зал и потренироваться. Набрав достаточную мышечную массу, можно переходить к наиболее простой части первого этапа - это подбор транспорта.

Покупка качественного мотоцикла потребует очень большого капиталовложения. Кроме того стоимость будет разниться для отличающихся видов "байков ". Соответственно покупать нужно такую модель, которая подойдет для более привлекательных типов состязаний.

Килограммы запасных деталей также можно прикупить на первом этапе. Далее начнется самое интересное.

Общаясь на форумах мотогонщиков своего города и области, можно узнать, где поблизости проводятся соревнования для новичков. Нельзя начинать карьеру с очень серьезных заездов. Это может завершиться весьма печально.

Нарабатывая опыт и участвуя в разнообразных гонках, перейти к профессиональному этапу не составит труда. Нужны лишь частые победы и желание добиться высот в мире мотогонок.

Как стать пилотом Формулы-1

Пожалуй, любой человек с искренним восторгом смотрит на проводимые маневры пилотами королевской гонки. Но стать одним из участников достаточно сложно. Прежде всего, добиться появления в Формуле-1 можно лишь заработав репутацию в Европе. Участие в разнообразных заездах, демонстрация умений и талантов - только это поможет стать королевским пилотом.

Покупка "правильного" транспортного средства, нужная экипировка и прочее потребует больших денег. Но при соблюдении всех условий сделок и непременных победах в заездах можно перейти для работы в Формуле-3, а затем и в Формуле-2. Если гонщик нравится командам королевской гонки, его приглашают к участию. Если же внимания никто не обратит, попасть в состав можно, лишь заплатив собственные средства.

Поэтому стоит помнить, что только работа над собой и желание добиться хорошего результата поможет стать профессиональным гонщиком и получить всемирное признание.

Возможно Вас заинтересуют.

Если вы – автолюбитель, то наверняка,когда вы смотрели по телевизору соревнования «Формулы-1», вы представляли себяза рулем гоночного болида. Предавались мечтам о карьере гонщика и сожалели отом, что ваша жизнь пошла немного по-другому. Sovsport . ru рассказывает вам, какможно проследовать за своей мечтой и покорить автодромы нашей страны.

Как известномногим любителям автоспорта, большинство пилотов «королевских гонок» начинало своюкарьеру в картинге. Причем практически у всех этот этап был пройден еще вдетстве. Но что делать, если вы уже не ребенок, а желание погоняться напрофессиональной основе никуда не пропало?

К счастью,из этой ситуации есть выход. Это кольцевые гонки RRC , куда при наличии хороших навыков иопределенного количества денег пробиться вполне реально. Для того, чтобызаявиться туда, нужно получить гоночную лицензию. Как же это сделать?

Для этого выдолжны пройти обследование в местном спортивно-физкультурном диспансере. Затемвам необходимо подготовить всю экипировку и заключить договор со страховойкомпанией. Подготовив все необходимые документы, обращайтесь за получениемлицензии в главную комиссию РАФ. Для получения статуса профессионального автогонщикафункционеры федерации потребуют закончить сертифицированную школуэкстремального вождения или предъявить справку от команды, которая готовазачислить кандидата в пилоты. Обратите внимание: срок вашей лицензии будет завершаться вконце календарного года, 31 декабря, вне зависимости от даты ее получения.

Особоевнимание следует уделить экипировке. Она включает в себя шлем, подшлемник,огнеупорный комбинезон и перчатки. Обойдутся все эти удовольствия примерно в 40тысяч, однако без них к гонкам вас не допустят. Амуницию можно арендовать.

Вывеска RRC объединяет в себе несколько гоночныхсерий, таких как «Легенды», «МитДжет», «Национальный», «Туринг-Лайт»,«Супер-продакшн», «Туринг», «Кубок LadaGranta» и «Гран-При Россия». О каждой изних мы сейчас вкратце расскажем.

«Легенды»

Самаядешевая серия с точки зрения финансовых затрат. Средняя стоимость участия водном этапе составляет 60 тысяч рублей. Около половины этой суммы у вас уйдетна аренду самого автомобиля, остальная же часть включает в себя вступительныйвзнос и обслуживание профессиональных механиков. Стоимость гоночной лицензии Ена участие в этапах данной серии составляет всего 250 рублей. Вам предоставятстилизованные под 30-е годы автомобили американской фирмы «600 RacingInc» с объемом двигателя 1,3 литра имощностью 130 л.с..

«МитДжет»

Такжеявляются хорошим вариантом для начинающих. Машины в этой серии внешне отдаленнонапоминают спорткары, и оснащаются 1,3-литровым двигателем в 150 лошадок.Однако стоимость участие здесь выше: за один этап вам придется выложить уже 150тысяч рублей.

«Национальный»

Самыймассовый кузовной полупрофессиональный класс в RRC. Отличается сравнительно низкойстоимостью – 120 тысяч за этап. Гонки проходят, в основном, на «Калинах» со140-сильным движком.Помимо них могут быть заявлены RenaultLoganи Sanderoроссийской сборки, а также, WolskwagenPolo. Вступительный взнос за участие всоревнованиях составляет 15 тысяч рублей.

«Туринг-Лайт»

В этой серииучаствуют автомобили с 1,6 литровыми двигателями с мощностью двигателей до 180сил. Основной сегмент здесь занимают иномарки CitroenC2, HondaCivic, вышеупомянутый Poloи Peugeot 206. Гоняются здесь и на «LadaKalinaSport» со всеми необходимыми доводками.Участие в одном этапе обойдется гонщику в 200-250 тысяч без учета проведениятестов и расходов на шины.

«Супер-продакшн»

Мощностейдвигателей у автомобилей в этой серии доходит до 240 «лошадок», а максимальнаяскорость – до 185 км/ч.Как правило, это старые модели BMW 320, HondaCivic и OpelAstra. Стоимость одной машины за этапколеблется в районе 300-350 тысяч рублей.

«Туринг»

По сути,здесь собрана вся элита RRC. Машины в этом классе соответствуют нормам FIA, поэтому, зачастую здесь можновстретить списанные аппараты из европейских гоночных серий. Их мощность можетдостигать 300 лошадиных сил, а максимальная скорость – 200 километров вчас. Удовольствие поездить на подобном монстре стоит 400-450 тысяч.

«Кубок LadaGranta «

Специалисты«АВТОВАЗа» для этой серии подвели двигатель «Гранты» к 240 лошадиным силам. Посути, это тот же автомобиль, который участвует в классе «Туринг», но в болееупрощенной модификации. Стоимость участия в одном этапе – 260 тысяч рублей.

«Формула Россия»

Единственныйкласс в RRCс открытыми колесами. Здесь собраны те пилоты, которые в будущемпланируют гоняться на международном уровне. Стоимость гонки держится в секрете,однако, по слухам, она составляет в районе 407 тысяч рублей. Болид разрешаетсябрать в аренду либо на целый сезон, либо на его половину. В случае нехваткисредств администрация чемпионата может помочь найти спонсоров. В серииучаствуют машины TatuusFA010 из итальянской «Формулы-Abarth». Их максимальная мощностьэквивалентна 180 лошадиным силам, а развивают они 250 км/ч.

Как видите,автогонки требуют больших финансовых вложений и много времени. Однако, если выспособны отдать и то, и другое ради острых ощущений и желания реализовать своюмечту, то мы можем только лишь пожелать вам того, чтобы она сбылась!

Об этом MH спросил Владимира Леонова, первого российского пилота, участвовавшего в Moto GP. Да и возможно ли стать мотогонщиком в стране, где, по данным ГИБДД МВД РФ за 2010 год, на 1000 человек приходится всего 19 мотоциклов, квадроциклов, снегоходов, мотороллеров, мопедов и мотоколясок вместе взятых?

ВЛАДИМИР ЛЕОНОВ

Родился: 26.04.1987
Рост: 178 см
Вес: 74 кг
С 2006 по 2010 год ездил за команду Vector Racing. Сейчас представляет команду Yakhnich Motorsport.

БАЙКИ ПРО

Владимир о том, как устроен мотоспорт в России и за границей:

МОТОКРОСС

В мотоспорте много дисциплин, но среди них можно выделить две самые большие группы: мотокросс (заезды по бездорожью) и «кольцо» - на байках по асфальту. Шоссейно-кольцевые виды мотоспорта требуют бо льших вложений средств как со стороны организаторов (построить трассу с твердым покрытием - дорогое удовольствие), так и со стороны участников (спортбайки стоят значительно дороже кроссовых мотоциклов). В России у любителей мотоспорта денег не так много, поэтому у нас мотокросс развит лучше, чем «шоссе», тем более что бездорожья у нас, прямо скажем, немало. У нас даже есть российский мотогонщик мирового уровня - Евгений Бобрышев. В 2010 году он попал в десятку сильнейших гонщиков чемпионата мира по мотокроссу. Я начал свою спортивную карьеру на бездорожье по этой же причине - с 15 до 19 лет я участвовал в кроссовых чемпионатах России.

СУПЕРБАЙК И MOTO GP

В шоссейно-кольцевом мотоспорте есть два главных события: чемпионат мира по супербайку (World Superbike) и чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам (Moto GP). Первый проводится на мотоциклах, созданных на базе серийных моделей, во втором ездят так называемые прототипы - байки, которые делают специально под пилота и под регламент чемпионата в количестве нескольких штук. Если сравнивать два чемпионата, Moto GP круче - это аналог автомобильной «Формулы-1». Я заработал свое первое очко на ЧМ по супербайку в 2007 году в классе Суперсток 600 на этапе в Брэндс Хэтч. В Moto GP я отъездил сезон 2009 года в классе GP250 (250 куб. см), причем на этапе в Ле-Мане попал в первую десятку. В 2010 году я вновь начинал сезон в Moto GP, но из-за травмы, полученной на первом же этапе, не смог его закончить. В этом году я участвовал в 6 этапе чемпионата World Superbike в классе Суперспорт по wild card (по приглашению организаторов и без участия в квалификации), а в 2012 году в том же классе я буду уже полноправным участником чемпионата мира.

ТЕХНИКА

Сейчас в ЧМ по супербайку принимают участие 7 производителей мототехники: «японская четверка» - Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki, итальянцы Ducati и Aprillia, а также BMW. Мотоцикл класса Супербайк стоит 150-200 тыс. долларов, байк класса Moto GP - под 2 млн долларов. При этом по интриге и накалу страстей World Superbike и Moto GP отличаются не так сильно. Средняя скорость в классе Moto GP - около 175 км/ч, а в классе Супербайк - 150 км/ч. У меня сейчас Yamaha R6, и я отъездил на ней весь сезон в открытом чемпионате Италии в классе Суперсток 600. На таком же мотоцикле я буду участвовать в 2012 году в чемпионате мира по супербайку.

КОМАНДА

Сейчас я в команде Yakhnich Motorsport, которая названа по фамилии одного из владельцев - бизнесмена Александра Яхнича. На российских командах заработать сложно, поэтому ими владеют в основном обеспеченные люди - в качестве хобби. Команда дает мне мотоциклы, механиков, возит на тренировки и соревнования. Кроме того, тут мне платят зарплату. Размер своей получки не скажу, но за границей гонщики моего уровня получают около 200 000 евро в год. А теперь представь себе общий размер расходов на команду с учетом того, что в Yakhnich Motorsport 5 мотогонщиков - 2 женщины и 3 мужчины.

Руководство команды, исходя из своих финансовых возможностей и моих спортивных показателей, решает, где и как я буду соревноваться. Например, в Moto GP я попал потому, что меня решился отправить туда руководитель моей предыдущей команды «Vector Racing Team» Владимир Трущенков, а сейчас владельцы Yakhnich Motorsport решили, что мне место на World Superbike.

ТРЕНИРОВКИ

Российские мотогонщики могут готовиться к серьезным чемпионатам только за границей. Ездить в Германию, Испанию или Италию - дорогое удовольствие. Только за трассу команда платит по 300-400 евро за гонщика в день, а еще нужно покупать шины, оплачивать доставку техники, гостиницы, амортизацию байков. Например, резины в день уходит три комплекта, так как накручиваешь по 300 км за тренировку. Набегает порядком - одному покататься в выходные стоит 5 тыс. евро. Поэтому до недавнего времени я тренировался мало, и только этой зимой у меня появилась возможность поездить побольше: мы прожили почти два месяца в Испании, и там я катался каждый выходной. В России выручают велик и кроссовый мотоцикл - на них у нас можно тренироваться круглый год.

ТРАССЫ

Главный рынок для производителей мотоциклов - это Европа, поэтому почти все этапы Moto GP и чемпионата мира по супербайку проводят в Старом Свете. В России трассы для мотогонок мирового уровня до сих пор не было, однако к лету 2012 года под Волоколамском обещают достроить кольцо Moscow Raceway, которое будет регулярно принимать один из этапов ЧМ по супербайку. Если это случится, уровень российских шоссейных мотогонщиков наверняка резко повысится.

YAMAHA YZF R6

Владимир ездит на этом байке. Аэродинамический обвес такой же, как у серийной модели. Отсутствуют зеркала заднего вида, оптика, крепеж для номеров, звуковой сигнал, крепеж для багажной сетки, подножки и ручки для пассажира.

Замена серийных сцепления и трансмиссии запрещены, однако установлена разрешенная регламентом система «квик-шифт», которая позволяет переключать передачи, не выжимая сцепление.

Цилиндры, поршни, кольца, форсунки, коленвал и распредвал такие же, как у серийного байка. Модифицированы электронные «мозги» двигателя, установлена гоночная проводка, новые системы впуска и выпуска, радиатор повышенной производительности. В результате движок работает на бензине с октановым числом выше 100 и на динамометрическом стенде выдает 140 л. с., а не 105, как у стоковых моделей. Объем двигателя - 600 куб. см.

Рама серийная.

Владимир советует, как не ударить в грязь лицом на гоночном треке:

ПЕРЕД ГОНКОЙ

1. Подумай

За несколько дней до гонки я мысленно прохожу всю трассу вплоть до каждого поворота. Если для меня трек новый, я сажусь за Playstation и катаюсь по нему в виртуальной реальности. Перед этапом я прокручиваю в голове разные ситуации, которые могут возникнуть на трассе: какими могут быть результаты квалификации, кто где будет стоять на решетке, кто меня может закрыть, кого обгонять на первой перекладке.

2. Разомнись

Перед тем, как выехать на старт, обязательно делаю растяжку и разогреваюсь на велотренажере в течение как минимум 10 минут. Это одновременно и физическая, и психологическая подготовка - пока кручу педали, внутренне собираюсь и перехожу в состояние «повышенной боевой готовности». Тренажер вожу с собой.

НА ТРАССЕ

1. Смотри в оба

Главный принцип езды на любой колесной технике - куда смотрю, туда и еду. На мотоцикле стоит засмотреться на столб, и ты уже в него врезался. Однако на треке я не только черчу глазами траекторию перед байком, но и посматриваю на следующие повороты - на скорости под 200 км/ч я буду там через пару секунд.

2. Скользи

В пологом повороте байк на «держаке» (оба колеса сохраняют сцепление с покрытием. - MH ) едет быстрее, чем в скольжении. Но некоторые - крутые - шпильки быстрее проходить боком. Благодаря заносу заднего колеса мотоцикл после прохождения апекса («верхней» точки поворота. - MH ) сразу оказывается на разгонной траектории.

3 факта из биографии Владимира Леонова, несмотря на которые он попал в шоссейно-кольцевые мотогонки

Делал себя сам

У меня никогда не было тренера. На мотоцикл меня посадил отец. Он занимался со школы мотокроссом. Его даже хотели взять в команду ЦСКА, но в военкомате перепутали документы, и ему пришлось ехать служить в обычную часть. В результате он так и не стал профессиональным спортсменом.

Во дворе «дрова»

До пятнадцати лет у меня не было настоящего спортивного мотоцикла, и на соревнования я толком не ездил. Первый мотик отец сделал из велосипеда, когда мне было пять лет. Потом у меня был еще один велик с мотором Д6, затем переделанный мопед с ковровским движком и «чезет» со 125-кубовым двигателем.

Поздно начал

Я пришел в шоссейно-кольцевые гонки достаточно поздно - в 19 лет. В Европе родители отдают детей в секцию заниматься шоссейными мотогонками, как у нас на фигурное катание, - с 5 лет. К 20 годам у таких спортсменов уже по 10 лет опыта участия в гонках по асфальту.

Мотоциклы для шоссейно-кольцевых мотогонок (ШКМГ) делятся на классы в зависимости от объема двигателя. Все значимые национальные чемпионаты по ШКМГ построены на классах из ЧМ по супербайку (и незначимые, вроде российского, тоже): собственно Супербайк (двигатели объемом от 750 до 1200 куб. см) и Суперспорт (от 400 до 750 куб. см). Основные классы дублируют два дополнительных: Суперсток 1000 и Суперсток 600, в которые допускают серийные мотоциклы с минимальными изменениями в конструкции. В Moto GP три класса - Moto GP (мотоциклы с двигателем объемом до 800 куб. см), Moto2 (до 600 куб. см) и GP125 (до 125 куб. см).



  • Разделы сайта