Применение подвижных игр на уроках гимнастики. На заметку воспитателям подготовительных групп: подвижная игра «Знамя

Эта стратегическая игра способствует развитию воображения, учит работать в команде и принимать решения.

Цель игры "Взятие снежной крепости":

захватить снежную крепость, охраняемую командой противника.

игра требует заблаговременной подготовки: сначала нужно построить снежную крепость. Для создания атмосферы можно наряжаться в костюмы. Также заранее стоит подготовить щиты, чтобы укрываться от снежков, лестницы, тараны и катапульты. Играть может сколько угодно человек, но желательно, чтобы игроков было не менее 12-15. Игра подойдёт для детей младшего школьного возраста и старше.

Строительство крепости:

  1. Из снега лепят "кирпичи" или шары, после чего складывают из них крепость. При наличии плотного слежавшегося снега кирпичи можно "выпилить" ножовкой.
  2. Чтобы крепость получилась ровной и аккуратной, необходимо предварительно сделать на снегу разметку. Если есть такая возможность, строить лучше на возвышении.
  3. Высота стены крепости должна быть от 1,5 до 2 метров. Её размер и форма зависит от того, сколько человек будет играть, а также от количества снега. Можно построить небольшую стену, а можно - высокую крепость с башнями и воротами.
  4. Если для игры нужна небольшая крепость, в качестве неё можно использовать высокий и плотный сугроб. Для этого нужно сделать в нём ходы, устроить ниши для хранения снежков и соорудить бойницы.
  5. За стеной делаются возвышения: это могут быть "ступени" из снега или просто ящики: обороняющиеся должны иметь возможность следить за ходом боя и вести ответный «огонь» по атакующим.
  6. Если крепость строится за день до игры, после постройки можно облить стены водой.

Примечания:

крепость можно построить в форме корабля и играть в пиратов. Можно украсить крепость макетами пушек и других орудий, развесить флаги и знамёна. Также можно добавить "колючую проволоку" из верёвок с флажками и "минные поля" из флажков, до которых нельзя дотрагиваться.

Правила игры «Взятие снежной крепости»:

  1. Игроки делятся на две команды, при этом команда обороняющихся должна быть вдвое меньше, чем команда атакующих. Каждая команда выбирает себе командира, после чего даётся 5-10 минут на подготовку запаса снежков.
  2. Команда обороняющихся располагается в крепости, команда нападающих - перед ней. По сигналу ведущего начинается штурм, цель нападающих - ворваться в крепость.
  3. Обороняющиеся стараются не допустить проникновения нападающих в сооружение, обстреливая их снежками и выталкивая из крепости.
  4. Если в крепости закончились снежки, обороняющиеся могут использовать снежки атакующих или же попробовать устроить "вылазку", чтобы налепить новых снежков.

Примечания:

заранее необходимо определить время, которое будет продолжаться штурм, а также оговорить правила игры: можно ли разрушать стены крепости, пользоваться подручными защитными средствами (щитами и катапультами), бросаться большими глыбами снега. Также стоит определить, как должны вести себя "раненые": например, выбывать из игры на пару минут.

Запрещается:

бросать снежки в лицо, причинять соперникам физический ущерб (бить, пинать, бросать игроков, использовать палки, куски льда или облитые водой снежки).

Варианты:

«Захвати флаг»

В это варианте игры на крепости устанавливается флагшток с флагом, атакующие должны его захватить и либо унести вражеский флаг, либо заменить его своим. Можно также заменить флаг снеговиком, который будет "играть роль" генерала. В этом случае цель - разрушить снеговика.

«Две крепости»

В этом случае борьба ведётся между двумя крепостями городков, и принимает более "серьёзные" обороты: нужно вести «артобстрелы», проводить разведку, устраивать вылазки и захватывать пленных. Для успешного штурма нужно проводить работу по организации, распределять роли: кто будет вести обстрел, кто залезать на стены, кто - подсаживать атакующих. Можно применять и "военные хитрости": отвлекать внимание противника ложными атаками и обстрелами, совершать обходные манёвры и подкопы.


Тема урока: Легкая атлетика.

Цели: разучить беговую разминку; повторить технику челночного бега и подвижную игру «Флаг на башне».

Формируемые УУД: предметные: иметь углубленные представления о технике челночного бега, организовывать здоровье -сберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки и подвижной игры «Флаг на башне»; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; личностные :развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Инвентарь: секундомер, свисток, 3конуса(фишки), 4флажка без древка.

    Вводная часть.

1.Построение.Организационные команды.

(Выполняется разминочно-разогревающий бег (2мин).)

Бег проводится не на скорость - не надо что-то кому-то доказывать, задача простая - разогреть организм, подготовив его к основной нагрузке. После бега будет еще и беговая разминка, так что силы необходимо оставить и на нее, и на все оставшееся время урока. Кроме того, пора вспомнить, чему мы учились в предыдущих классах, а именно подбирать удобный для себя темп и ритм бега. Для этого дается возможность обгонять друг друга. Бегом марш!

(После бега учитель переводит класс на шаг.Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.)

2. Беговая разминка

- На первый-второй рассчитайсь!

(Ученики выстраиваются в две колонны по номерам. Дистанция между колоннами составляет 2 м. Учитель стоит в 10-12 м впереди по центру между колоннами. Ученики выполняют заданное упражнение попарно - один из одной колонны, другой из другой, добегают до учителя и разбегаются веером в разные стороны. Как только первая пара преодолеет половину дистанции, упражнение начинает вторая пара и т. д.)

Некоторые задания, которые мы будем сегодня делать, были в домашнем задании.

Бег с высоким подниманием бедра, руки сзади в замок.

Бег с захлестом голени.

Бег с выпрыгиванием. Сделать два выпрыгивания примерно на середине дистанции и в конце.

Бег спиной вперед с круговыми движениям руками назад.

Половину дистанции пробежать с поворотами вокруг своей оси, вторую половину - обычный бег.

«Олений бег».

Бег парами. Соседи по колонне перед выполнением бега берутся за руки, бегут до учителя, перед ним руки размыкают и разбегаются веером. Повторить 2 раза.

Ученики в колоннах размыкаются на руки вперед. По сигналу замыкающий начинает обегать своих партнеров, добегает до начала, встает направляющим, не забыв оставить место за собой для следующего бегуна. Каждая пара начинает бег по свистку, а не тогда, когда добежит предыдущая пара. Учитель может давать сигнал чуть раньше, пока первые еще не добежали, а может и паузу сделать, давая ребятам немного потомиться. Как только замыкающий вновь окажется в конце, закончится первая серия. Выполнить 2 серии.

II. Основная часть

1 . Челночный бег

(Ученики стоят в одну шеренгу. Тремя конусами обозначают дистанции - 5, 10 и 15 м. Каждая дистанция получает номер. Ученики готовятся к бегу, а учитель командует, до какого номера бежать. Затем бегом вернуться обратно. Если звучит новый номер, то все равно надо добежать до исходного места, развернуться и пробежать до нового номера.)

- Первая!

(Ученики пробегают заданную дистанцию и бегом возвращаются обратно.Учитель обращает внимание на технику поворота, на ошибки, может быть, даже придется показать правильную технику.)

- Третья! Вторая!

(Учитель снова обращает внимание на ошибки, если они есть.)

- Первая! Третья! Вторая!

(Выполняют еще 3-4 серии.Учитель каждый раз обращает внимание на повороты и технику старта.)

2. Подвижная игра «Флаг на башне»

- Повторим игру, разученную в предыдущих классах. Сыграем по более сложным правилам: осаленные игроки не замирают на месте, а возвращаются на свою половину, касаются своего дома и вновь продолжают игру. Каждая команда получает 2 флажка без древка или платка. 11а своей половине игроки могут передавать флажки друг другу, но на чужой нет. Нарушивший правило выбывает из игры.

III .Заключительная часть. (Игру заканчивают за 5-6 минут до конца урока.Проводится построение в одну шеренгу.Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Учитель подводит итоги игр и урока.)

Домашнее задание: Повторить технику поворота в челночном беге.

ГУ Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Павлодара

учитель физической культуры

Воронова Лариса Ивановна

Применение подвижных игр на уроках гимнастики.

Игра – спутник ребенка, и она отвечает законам, заложенным в них самой природой, – неуемной потребности в движении. Подвижные игры просто необходимы детям младшего школьного возрастов - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат малыша концентрации, вниманию, наблюдательности, логическому мышлению, сообразительности.... Помните, как говорили древние? «Движение - это жизнь».

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. В игре используются естественные движения, большей частью в ненавязчивой развлекательной форме. Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, отвечают потребностям детей. Кроме того, подвижные игры, подобранные с учетом возраста, состояния здоровья, степени их физической подготовленности, способствуют оздоровлению, закаливанию, укреплению организма.

Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень ее трудности и продолжительность должны быть доступными для занимающихся и возрастать плавно и постепенно.
При проведении игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и зрителей.

Данные подвижные игры и эстафеты прекрасно использовать на уроках гимнастики.

  1. Соблюдай равновесие

Организация. Класс делится на 3 – 4 команды, построенные в колонны по одному за общей стартовой линией. Расстояние между колоннами 2 – 3м. Перед каждой колонной продольно ставится по гимнастической скамейке, на которой равноудалено положить три набивных мяча, а примерно в 10м. за скамейкой расположена поворотная стойка.

Проведение. По сигналу учителя первые игроки каждой команды устремляются вперед, пробегают по скамейке, перепрыгивая через лежащие на ней мячи, затем добегают до поворотной стойки, огибая её слева, и возвращаются, назад, давая старт следующему игроку своей команды касанием вытянутой левой руки, после чего становятся в конец колонны. Если игрок во время бега по скамейке потеряет равновесие или сойдёт с неё, он обязан возобновить движение с начала скамейки, а сбив мяч – поставить его на место. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Педагогическое значение: Используется в качестве подводящих упражнений для занятий на гимнастическом бревне и другой узкой опоре. Развитие координационных способностей, смелости и глазомера.

    Встречи на скамейках.

Организация: Класс делится на две равные команды мальчиков и девочек. Команды девочек располагаются встречными колоннами, между которыми продольно ставится гимнастическая скамейка. С интервалом 4м. так же строится команда мальчиков.

Проведение: По сигналу игроки противостоящих команд входят с разных сторон на скамейку и идут вперед. Задача каждой команде пройти по скамейке без падений.

Педагогическое значение: Развитий ловкости, взаимопомощи.

    Салки с подлезанием.

Организация: Выбирают водящего. Играющие размещаются свободно по всей площадке, водящий – на середине площадки.

Проведение: По установленному заранее сигналу учителя водящий поднимает руку вверх и громко говорит: “Я салка!” После этих слов играющие разбегаются по площадке, а водящий старается догнать и коснуться кого-нибудь рукой. Игрок, которого водящий коснулся рукой, становится в исходное положение – руки вверх, ноги на ширине плеч. Убегающие могут выручать друг друга, пролезая под ногами игроков, стоящих в исходном положении.

Методические указания: Новый водящий назначается в течение определенного времени (30 сек.- 1 мин.).

    Искусные перемахи

Организация: Класс делится на две команды. Команда строится в шеренгу, интервал 1,5м. расстояние между шеренгами 4 – 5м. Всем игрокам выдают гимнастические палки, которую надо поставить на пол перед собой, придерживая вытянутой рукой сверху.

Проведение: По сигналу все игроки отпускают палку и делают перемах прямой ногой, после чего снова подхватывают палку, не давая ей упасть. Игрок, уронивший, палку получает штрафное очко. По следующему сигналу аналогичный перемах выполняют левой ногой. Игру повторяют несколько раз. Побеждает команда, получившая меньшую сумму штрафных очков.

Педагогическое значение: Игра используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с перемахами. Развитие ловкости и внимания.

    Чехарда.

Организация: Класс делится на две команды, построенные за линией старта в колонну по одному. В конце площадки перед каждой командой ставиться поворотная стойка.

Проведение: По сигналу направляющие каждой команды делают два шага вперед и становятся в упор присев, прижав подбородок к груди. Второй участник выполняет прыжок ноги врозь через направляющего с опорой о спину и сделав два шага вперед, принимает то же положение. Затем стартует третий игрок, который поочередно перепрыгнув предыдущих, принимает аналогичную стойку и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все участники, не достигнув поворотной стойки и, обогнув её слева, вернуться в исходное положение на старте. Побеждает команда, быстрее всех преодолевшая дистанцию и вновь занявшая исходное положение.

Педагогическое значение: Игра используется в качестве подводящего упражнения к опорным прыжкам. Развитие ловкости, быстроты, прыгучести и смелости.

    Флаг на башне.

Организация: Класс делится на три команды. На линии старта выстраивается в колонну по одному. Расстояние между колоннами 2 – 3м. перед каждой командой ставится скамейка. Капитанам команд выдают флажок.

Проведение: По сигналу первый игрок бежит к скамейке. По скамейке проползает на четвереньках. Подбегает к гимнастической стенке. Поднимается, вверх наступая на каждую ступеньку, ставит флажок. Спускается вниз, назад то же. Второй игрок выполняет аналогичное задание, только берет флаг, спускается вниз и передаёт его следующему игроку. Выигрывает команда быстрее всех выполнявшая задание.

Педагогическое значение: Играприменяется при совершенствование лазания. Развитие координации, смелости.

    Весёлое колесо.

Организация: Класс делится на две команды, построенные за линией старта в колонну по два (мальчик-девочка). В руках мальчика обруч.

Проведение: По сигналу мальчик катит обруч к поворотной стойке, а девочка пробегает в обруч «змейкой». Обегают стойку и меняются местами. Первая пара передаёт эстафету второй паре и т.д. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Педагогическое значение: Развитие быстроты, координации движений и взаимопомощи.

    Перекати поле.

Организация: Класс делится на две команды, построенные за линией старта в колонну по одному. На расстоянии 10-15м. дорожка гимнастических матов (2-3 мата).

Проведение: По сигналу капитан добегает до мата, выполнить перекаты боком в группировке, обежать поворотную стойку, назад бегом. Передаёт эстафету второму участнику и т.д. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Педагогическое значение: Играприменяется в совершенствование акробатических упражнений. Развитие быстроты, координации движений и взаимопомощи.

    Ловкий колобок.

Организация: Класс делится на две команды, построенные за линией старта в колонну по одному. На расстоянии 10-15м. гимнастическая скамейка, вплотную к ней дорожка гимнастических матов (2 мата).

Проведение: По сигналу капитан добегает до скамейки проползает по ней на четвереньках, с конца скамейке делает кувырок вперед на мат и второй кувырок на мате, обежать поворотную стойку, назад бегом. Передаёт эстафету второму участнику и т.д. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Педагогическое значение: Играприменяется в совершенствование акробатических упражнений: кувырка. Развитие быстроты, координации движений и взаимопомощи.

    Десять прыжков со скакалкой

Организация: Класс делится на четыре команды, которые выстраиваются в колонны. Интервал между учащимися – 1,5–3 м. Первые номера получают скакалку. Способ прыжков оговаривается заранее.

Проведение: По сигналу первые номера выполняют 10 прыжков на месте условленным способом и передают скакалку вторым номерам. Последний участник, выполнив задание, поднимает скакалку над головой. Побеждает команда, которая выполнит задание раньше других.

Педагогическое значение: Используется в качестве подводящего упражнения для обучения прыжкам через скакалку. Развитие ловкости, быстроты, внимания.

Список литература:

    Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Ярославль: «Академия развития», 1998

    Физическая культура в школе № 8, 10, 1989

Виненко В.И, Бондаренкова Г.В., Коваленко Н.И., Уточкин А.Ю. Физкультура 8 класс поурочные планы. –

Спортивная игра «Флаги на башне».

Задачи:

1. Воспитание дружбы, взаимовыручки, доброты, честности

2. Развитие выносливости, быстроты ловкость.

3. Закаливание организма.

Место проведения: спортзал, спортплощадка.

Инвентарь: канат, волейбольный мяч, противогаз, пневматическая винтовка, скамейки, пазлы, скакалки, флаг.

Построение команд (дети из разных классов). Капитаны получают маршрутный лист, по которому нужно пройти все этапы. Если задание на этапе выполнено правильно, команда получает жетон. Команда, набравшая большее количество жетонов за наименьшее время победит.

Друзья, вы получили маршрутный лист, проявите свои лучшие качества быстроту и смекалку, смелость и сноровку, силу и ловкость. В зале висит карта, на ней нарисованы разными цветами башни, когда вы найдете флаг, вы прикрепите его своей башне - это будет финиш. По всем этапам маршрута вы должны передвигаться всей командой, в маршруте должна быть отметка о прохождении данного этапа. Команды стартуют с интервалом в пять минут. Я желаю всем удачи. В путь!

Как только команда первая стартовала, остальные участники, ожидая своей очереди, рисуют газету на тему «Здоровые дети - здоровая страна!»

1. этап «Знатоки».

Ответы на вопросы (за каждый правильный ответ одно очко, команда, набравшая 5 очков, получит жетон).

Вопросы.

1.« Какие бывают дистанции в беге?

(ответ: короткие, средние, длинные.)

2. « Самая короткая дистанция?»

(ответ: 30 метров)

3. «Дистанция марафона?»

(ответ: 42 км 195 м)

4. «Сколько метров составляет один круг по стадиону?»

(ответ: 400 метров)

5. « Что можно назвать похитителями здоровья?»

(ответ: курение, алкоголь, наркотики, анаболики)

6. Назовите слова и предметы, относящиеся к спорту:

На букву « С» (спорт, секундомер, старт, стадион и т. д.)

На букву « З » (здоровье, зарядка, зачет, заступ и т.д.)

7.Что символизируют пять переплетенных колец? (Объединение в олимпийское движение пяти континентов).

8.Какие звания присваивают спортсмену пожизненно: чемпиона Европы, чемпиона мира, олимпийского чемпиона, чемпиона России? (Олимпийского чемпиона).

9.Олимпийский девиз? (Быстрее, выше, сильнее)

10.Основатель современного олимпийского движения? (Пьер де Кубертен).

2. этап «Метко в цель».

Метание дротиков в цель, за каждое попадание очко, команда, набравшая 6 очков, получит жетон

3. этап «Угадай-ка».

Звучать мелодии (10), команде назвать исполнителя или название песни. За каждый правильный ответ очко, команда, набравшая 6 очков, получит жетон.

4. этап «Звонок!».

Участвуют два игрока, за 1 минуту нужно найти жетон, если попытка не удачная повторить еще раз. В темной комнате на нитках висят пластиковые бутылки, в углу стоит скелет, из ниток сплетена паутина, звенят колокольчики, изредка включается вентилятор, слышатся шорохи.

5. этап «Собери пазл».

Участвуют 8 игроков, им дается одна минута, чтобы собрать пазл. За собранную картинку команда получает жетон.

6. этап «Полоса препятствия».

Две скамейки стоят друг против друга, между ними натянута веревка, на ней висят колокольчики, нужно проползти под ней незадев колокольчики, если они зазвенят, игрок возвращается назад (у него две попытки). Больше пяти ошибок жетон не дается.

7. этап «Стрельба».

Стрельба из пневматической винтовки, участвуют вся команда. Нужно сбить пластмассовую бутылку, за каждую сбитую бутылку очко, набрать нужно 10 очков, тогда капитан получит жетон.

8. этап «Волейбол».

Выполнять передачи мяча над собой пока мяч не упадет, набрать нужно в сумме 80, тогда капитан получит жетон.

9. этап «Надень противогаз».

Участвует вся команда, после команды «Газы» надо надеть противогаз, засчитывается правильно надетый противогаз, набрать нужно 6 очков, тогда капитан получит жетон.

10. этап «Найди флаг».

По приметам и подсказкам нужно найти флаг. Приметы указаны в маршрутном листе.

Команда в полном составе добегает до карты, прикрепляет флаг на башне, время останавливается. За лучшую газету команде тоже дается жетон. Команда, набравшая большее количество жетонов и закончившая с меньшим временем побеждает. Игра закончена, все ребята танцуют танцы Народов Мира. Жюри подводит итоги, награждает победителей. Проигравших в этой игре нет. Каждый из участников получает клад здоровья, который нужно бережно хранить.

Флаг на башне (Дрошак аштаракг ера)

Эта игра проводится подростками (20-30 человек) на площадке размером 20-30X40-50 м, размеченной линиями и разделенной на две равные части.

У лицевых линий посередине чертят круги диаметром 1 м. Для игры требуются два флажка без древка (два платка).

Описание . Играющие делятся на две равные команды, и каждая занимает половину площадки. До начала игры командам дается по флажку без палочек или платку. Игроки каждой команды на своей половине площадки собираются поближе друг к другу и прячут флажок так, чтобы соперники не заметили, у кого он находится. После этого команды выстраиваются в шеренги у центральной линии (рис. 2).

По сигналу руководителя (ведущего) начинается игра. Каждый из игроков обеих команд стремится пробежать через «поле» соперника неосаленным до круга, остановиться в нем, а тот, у кого флажок, - поднять его вверх. Команда соперников старается осалить игрока, находящегося на их поле. Осаленный стоит на месте, пока его не выручит кто-нибудь из своих игроков. Команда, игрок которой первым поднял флажок, получает очко. Играют несколько раз и в заключение объявляют команду-победительницу.

Правила

  1. Команды различают по повязкам, или форме, или шапкам. Игроки одной команды могут играть в шапках, другой - без шапок.
  2. Каждый игрок на своей половине площадки действует свободно, а при переходе на площадку соперника может быть осален. Поэтому центральную линию надо пересекать внимательно, когда это возможно.
  3. Перебегающего игрока можно осаливать в любую часть тела, кроме головы.
  4. Осаленный игрок остается на месте, где его осалили, до тех пор пока его не выручит (коснется рукой) игрок его команды; после этого вырученный игрок продолжает игру.
  5. Игрок со спрятанным флажком бегает так, чтобы не вызвать подозрения у соперника.
  6. Игрок, выбежавший за пределы площадки, не имеет права продолжать игру.


  • Разделы сайта