Причине умножения беззакония во многих. По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь

Арсенал "духов"

Какого только оружия не было в Афганистане. Вся афганская армия, по крайней мере, царандой, сначала была вооружена карабинами СКС или автоматами ППШ. А вот в трофеях бралось Бог знает что.По специфике работы мы всегда знали, где и какое оружие взято на операции.
В комнатах модулей у офицеров, которые ходили на операции, трофейным оружием было увешано все Им было принято меняться Не помню, сколько только через мои руки прошло пистолетов, карабинов и мультуков Особенно много было пистолетов, сделанных в Пакистане копий всяческих "вальтеров", "берет", "браунингов" с арабской вязью по стволу, с инкрустированными рукоятками и со всяческими вензелями и украшениями Это были боевые, стреляющие пистолеты Сами афганцы навострились делать пистолеты в своих мастерских.
Было полно нашего оружия китайского производства -АК и СКС Захватывали его целыми караванами СКС - очень хороший карабин, в том числе для охоты Все охотники мечтали такой карабин вывезти домой. И наверное, некоторые вывезли.
Первые "Узи" взяли в начале 1982 года и сразу же переправили в Кабул, поскольку эти автоматы были неопровержимым доказательством того, что Израиль все-таки участвует в поставках оружия моджахедам Израильские инструкторы, советники и спецслужбы, не особо скрываясь, работали в Афганистане и в Пакистане.
Япония неоднократно заявляла, что никоим образом не участвует в войне на территории Афганистана Но я нашел военные полевые рации японского производства, адаптированные к работе в горных условиях Япония поставляла на эту войну, и не советским войскам, отличные приборы ночного видения, прицелы снайперам-штурмовикам и средства связи Японский прицел, поставленный на английский карабин начала века "Бур", -страшное оружие По мощности он не уступает нашей знаменитой "трехлинейке" Похож и своей безотказностью - в песке, в грязи - он все равно стреляет. А ведь сколько прошло лет, а эти карабины все время были в деле "Бур" пробивал броню БТРа-60 ПБ Им иногда сбивали даже вертолеты.
Для наших КамАЗовских автоколонн "Бур" был очень серьезным оружием Кабины этих абсолютно неприспособленных для войны машин стали блиндировать позднее, когда уже было достаточно трупов Что такое КамАЗ7 Высокооборотистая машина, которая не может двигаться по грязи Даже после легкого дождя - абсолютно бесполезное обременительное железо А на голых камнях или размытой глине - совсем ничто.
Стрелять афганцы умеют. И не только мужчины. До 1979 года в Кабуле ежегодно проходили соревнования по стрельбе, и более двух третей призов брали женщины-пуштунки У кочевников-пуштунов пятилетнему ребенку, независимо от его пола, вручается ружье. И к семи годам ребенок уже очень прилично стреляет А пройдя специальную доподготовку в Пакистане у израильских инструкторов, такой снайпер за километр очень четко бил наших офицеров, которые представляли прекрасную мишень в кабине КамЗа. Особенно в первое время после ввода наших войск. Жесткие требования к соблюдению военной формы одежды и обязательная фуражка сразу же выделяла офицера на общем фоне. Высокие начальники полагали, что без высокой тульи солдаты не разглядят, где же командир, особенна если это молодой лейтенант. Это уже потом, когда афганские снайперы очень хорошо освоились бить наших офицеров на выбор, догадались снять погоны и даже звездочки, потому что их очень хорошо видно в снайперский прицел. Как показала война, аксельбанты и погоны хороши только для парадов.
У афганцев в отношении оружия поразительная изобретательность. В 1980-82 гг. на операциях мы брали такую экзотику, как двухметровые мультуки и кумультуки - гладкоствольные штуцера с граненными стволами и кремневым замком Представьте себе шестигранную трубу с дыркой посередине, Совершенно немудреный механизм. Все это чудо длиной более двух метров и на конце этого очень тяжелого ружья торчащие, как у оленя, рожки - народная партизанская мудрость. "Рожки" сделаны из дерева и концы их или окованы, или обожжены на огне - практически окаменевшие. Привязаны суровыми веревками к стволу рогами вроде бы как вниз, но в свою очередь стянуты между собой веревочкой, на которой болтается бутылочная пробка. Такая вот незатейливая штука -грозное оружие. Афганец делает выстрел с сошек, а идя врукопашную, втыкает пробку в ствол и готово - два рога грозно торчат вперед.
Первый взятый нами кумультукмы подарили нашему другу-вертолетчику, большому любителю всякого оружия. Инициалы его - символичны - ВВС. И поскольку от опробовал любое оружие, которое попадало в его руки, решил испытать боевые качества мультука. Тем более что стрелял он совсем недавно В испытаниях мы тоже приняли самое активное участие: скусили с десяток автоматных патронов, порох из них забили в ствол, поставили мультук на сошки, но для безопасности в запальное отверстие решили на всякий случай протянуть бикфордов шнур и спрятаться за кирпичной дымовой трубой. Как оказалось, не напрасно- как долбанула наша мультука - приклад просвистел в одну сторону, ствол - в другую. Потом мы кое-как склепали наш трофей, чтобы он имел вид хоть какого-то подобия оружия и сдали.
Душманы навострились снимать с наших подбитых бронетранспортеров пулеметы КПВТ, сдваивать или счетверять их и "работать" ими по вертолетам.
Сколько песен написано о минах на афганских дорогах. И сколько их там еще осталось! Когда в 1989 году наши войска уходили, были потеряны карты минных полей. И, например, отдельный мотострелковый 160-й полк, который стоял в северной провинции, возвращался совсем не той дорогой, по которой пришел, - там было поставлено около 4 млн. мин. Эти данные приводил Громов.
А мины были всякие - фирменные и самопалы. Коварная штука итальянская мина - прыгающая пластмассовая мина нажимного действия. Ее не чуяла собака, щупом ее из-за малых размеров найти трудно и ставится очень просто. Достаточно наступить на эту мину- и нет ноги. Саперы носили обычное обмундирование и сапоги. Но на сапоги, армейская смекалка, саперы набивали толстенные подошвы и высоченные каблуки. Потом этот опыт переняли и армейцы - стали наклеивать мощные многослойные подошвы. Эффект был такой: при взрыве мины ломалась кость, но ногу по щиколотку уже не отрывало.
Мины-самоделки попадались не реже, чем фабричные. На операциях мы неоднократно брали у душманов инструкции по изготовлению самодельных мин и фугасов, особенно много находили таких инструкций в исламских комитетах. Оказывается, почти любое взрывчатое вещество можно изготовить из того, что свободно продается в аптеках и магазинах. Иногда не нужна даже аптека.
В окрестностях Кундуза на мощных зарядах стала подрываться наша техника. Даже на бетонках. Даже там, где неоднократно проходили саперы, траки и собаки. По расчетам специалистов, в фугасы закладывался эквивалент 50 кг тротила. Взрывы были настолько мощными, что из БМП, видел своими глазами, пробив жалюзи на 50 метров, отлетел двигатель весом больше полутонны. При таких взрывах механик-водитель погибал мгновенно. Вообще механики-водители были в какой-то мере комикадзе. Даже при взрывах неболь-ших мин у них дробились ноги. Чтобы как-то защитить механиков-водителей, смягчить удар взрыва, солдаты обкладывали их матрасами, облитыми водой. Это помогало, но мало. Водители на походе сидели всегда на спинке сиденья, в полустойке, иначе в пыли ничего не было видно. При наезде на мину те, кто сидел на броне получали контузии, переломы и сильнейшие ушибы. Водитель же, как правило, погибал Я видел, как после подрыва на большом фугасе в люке осталось лишь половина того, что только что было солдатом. Вторую половину солдата, срезанную прямо по кромке люка, нашли потом на обочине, в десятке метров от места взрыва.
Естественно, возник вопрос: откуда такие большие объемы взрывчатых веществ? Когда слишком часто стали рваться неопознанные фугасы, саперы произвели исследования воронок. Нашли присутствие аммонала. Но где его взять в таком количестве? Все оказалось до обидного просто.
В качестве братской помощи народу Афганистана в строительстве светлого социалистического будущего в образованный недалеко от Кундуза колхоз завезли сотни тонн минеральных удобрений, не поинтересовавшись - нужны ли эти самые химикаты афганцам, которые предпочитают использовать верблюжий, конский и овечий навоз. Вообще они очень бережно, трепетно относятся к земле. Плодородный слой составляет десятка три сантиметров, остальное камень. Веками семьи на себе таскали землю на горные уступы и терраски. И вот эти огромные кучи удобрений свалили на окраине Кундуза.
Душманы навострились делать фугасы из этих удобрений, не вынимая даже содержимое из упаковочных пластиковых мешков. И примитивнейший, но очень эффективный замыкатель из консервной банки и гвоздя. Фугас закладывался между колеями, которая всегда и очень тщательно проверялась саперами. Иначе - не пройдешь, особенно в горах. Идешь только по колее, бывало, глубиной до полуметра - с одной стороны обрыв, с другой-скалы. Саперы закладку не обнаруживают-щуп пластиковый пакет просто протыкает Собаки натасканы отнюдь не на сельскохозяйственные удобрения. А слой земли над замыкателем каждой проходящей машиной потихонечку снимается. И в определенный момент фугас срабатывает. В какой момент это произойдет - предсказать невозможно.
В Чечне используется та же отработанная в Афганистане тактика нападения на колонны. Поджигаются головная и хвостовая машины и колонна никуда из ущелья или горной дороги не денется. Остается только методично колонну расстреливать. И пусть в колонне будет хоть пятьсот человек, с ней справятся два десятка. У нападающих специально выделялись люди, задачи которых - жечь наливники. Наливники, перевозящие бензин, взрывались и горели Солярка не взрывается, но, растекаясь, горит характерным пламенем с обильной черной копотью. Создавался хаос. Кричат обожженные люди и создается дополнительное психологическое воздействие. К горящим машинам не подобраться, не объехать и не столкнуть с дороги. Вся колонна стоит. И тогда начинается методичное истребление людей из всех видов оружия.
Широко использовалась и другая тактика борьбы с колоннами. Небольшая группа человек в пять за ночь устанавливала на дороге несколько фугасов и вокруг множество противопехотных мин. Затем занимала удобные для стрельбы места и стремилась как можно больше создать шума после подрыва одного из фугасов. Остальное довершали мины.
Кстати, применялись моджахедами и наши МОНы - управляемые мины направленного радиуса действия. Их ставили на тропах и ущельях. Группа движется, а сидящий в засаде метрах в трехстах наблюдает и в нужный момент просто нажимает кнопку. Навстречу людям летят тысячи осколков и выкашивают всех. У меня не раз возникал вопрос: откуда эти мины брались у моджахедов? В то время они были секретными. Сначала я недоумевал. Перестал после того, когда десантная рота взяла шедший из Пакистана караван, в котором были наши новенькие, в заводской упаковке автоматы Калашникова. Эксперты тут же определили, что это заводская серия еще не пришла даже в наши войска. А уже шла к моджахедам с территории Пакистана.
Из Сирии и Египта к моджахедам поступали наши средства ПВО, в частности-"Стрела-2". Но попасться с ней "духи" очень боялись. Если наши десантники где-нибудь обнаруживали эту "Стрелу", то пощады не было никому, уничтожалось все, что находилось вокруг склада. И правильно Потому что этими "Стрелами" за 1981 год было уничтожено 72 советских вертолета, в каждом из которых было, как минимум, три человека - экипаж. А если еще десант или пехота? И такие жесткие действия десантников принесли свои плоды. Полевые командиры стали отказываться брать эти самые "Стрелы" Потом появились "Бло-упайпы" и "Стингеры". Они более эффективны, более компактны и наводятся по трем параметрам, по контуру, по шуму и тепловому излучению. Обучением моджахедов со средствами ПВО вели опять же израильские инструкторы. Слава Богу, не было у душманов авиации.
Игорь МОРОЗОВ

Как известно, в Новом Завете для обозначения слова «грех» использовано сразу шесть разных слов. Какие-то употреблялись чаще, какие-то реже. Мы уже писали про грех как – ἡ ἁμαρτία (hamartia), потом про грех как – τό παράπτωμα (paraptōma). Также в нашей рубрике вышли статьи про грех как – ἡ παρακοή (parakoē), и про грех как - ἡ παράβασις (parabasis).

Другое слово из этого же ряда слов, каждое из которых обозначает грех и вскрывает новые смысловые грани в этом понятии – это ἡ ἀνομία (anomia), которое на русский язык переводится как беззаконие. Образовано оно от приставки ἀ- , которая в данном случае означает не-, отрицание, и существительного νόμος (nomos) – закон.

Слово «аномия» встречается в Новом Завете 14 раз, например, здесь: (Мф. 7.23; 13.41; 23.28; 24.12; Рим. 4.7; Евр. 1.9). «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие». (1 Ин. 3.4).

Конечно, закон здесь не следует понимать юридическим образом или как неизменный естественный закон природы. Законом Божиим принято называть заповеди духовно-нравственной жизни, которые дал людям Бог. Что главное в этом Законе? Когда к Христу подошел один «законник» из фарисеев, и искушая, спросил его, какая заповедь является бо льшей, Христос ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37– 40).

И получается, что все заповеди и все добродетели свой первоисточник имеют в любви – к Богу и к ближнему. Грех, который есть беззаконие, происходит на самом деле от того, что в человеке охладела любовь. Охладела любовь к ближнему, и теперь его можно, например, обворовать, можно ему завидовать, а иногда получается, что его можно даже предать или убить. Интересно, что в Новом Завете Христос несколько раз говорит о грехе как беззаконии именно фарисеям и книжникам, которые внешне исполнены вроде бы всяческих достоинств, но не имеют главного – любви и того Божественного огня, который Христос пришел принести на Землю (Лк. 12.49). Он сравнивает их с поваленными гробами, «которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всяческой нечистоты. Так и вы снаружи кажитесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием» (Мф. 23. 27–28).

Можно ведь и пророчествовать, и совершать чудеса, и отдать на сожжение свое тело, но все это будет напрасно, если нет любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13. 1–3).

Вот что, например, также говорил Серафим Саровский: «Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа: Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника».

Так что по большому счету именно оскудение любви порождает грех и заставляет человека преступать Закон, причинять несчастья себе и своим близким.

и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь

Замечено, что развратники, завистники, скупцы отличаются большим бессердечием. У них нет жалости к людям, сострадания. Что причина этого? Грехи. Они опустошают нашу душу, лишают ее самого лучшего украшения – любви! Не то видим у христиан, чистых душою и телом. Вот дивный старец преподобный Серафим Саровский. Сколько любви у него к самым тяжким преступникам! Преподобный кланялся всем приходящим к нему, целовал руки, приветствовал радостно во всякое время года пасхальным: «Христос Воскресе!» А детей как любил святой старец! Он не мог равнодушно видеть детей, брал их на руки и целовал! Когда смотришь на окружающую жизнь, то приходишь в ужас, до какого состояния доходят теперь люди и даже дети… Пришлось мне зимою идти по улице нашего села не по середине, а с краю, где ходят все люди (тротуара не было в том месте, где я шел). На меня чуть не налетели сани. Лошадью правил мальчик лет 14-ти с худым, злобным лицом. Я ему говорю: почему ты не свернул немного в сторону, ведь тебе все равно, где ехать (по всей улице и во всем селе был большой снег и хорошая санная дорога). Но он зло ответил с криком: ты сам поворачивай! Я ужаснулся этому озлоблению почти ребенка. Сам ли он дошел до такого ожесточения, или его успели научить… Во всяком случае, факт знаменательный! Кто бы я ни был, как бы ни учили ненавидеть священников, однако если я на свободе, хотя бы и в ссылке, то ведь могу, как всякий гражданин, ходить по селу без опасения быть израненным! Что я сделал этому мальчику? Ведь он меня как личность вовсе не знает. Меня обличает разве лишь одежда… При том ведь он видит пред собой человека в летах, гораздо старше его. Неужели мы дожили до того, что школьники давят лошадьми епископа, хотя бы и ссыльного? Я шел и думал: что выйдет из этого молодого хулигана? Если он теперь не задумываясь готов задавить человека, то что стоит ему впоследствии убить человека? Да. Несомненно, это шаг к разбою! А где причина? Причина в воспитании, в распространении мнения о том, что никакого греха нет, что обман, разврат и прочее – это не грех, что грех – это вообще предрассудок, так что самое слово «грех» берется в нашей печати в кавычки, как насмешливое! А нет греха – значит все возможно. Так основою преступлений и связанных с ними жестокостей, бессердечия и злобы меж людьми является неверие, отрицание и попирание всякого Божеского закона, беззаконие. И никогда не будет любви и сострадания к той стране, где отрицается Божественный Закон. Христос Спаситель указал любовь как норму человеческой жизни. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:34–35) .

Христос Богочеловек зовет людей к любви полной и самоотверженной – как Я возлюбил вас (Ин. 13:34) , и дает силы нам исполняться этой любви через благодатные таинства, подаваемые в Церкви Божией. Чем ближе человек к Богу и Церкви, чем усерднее он молится и освящается таинствами Церкви: покаянием, причащением святых Христовых Таин, тем более он любит ближнего и выражает это вовне: в материальной помощи, в духовном утешении, молитве о нем. Кто гонит веру в Бога у людей и преданность Православной Церкви, в которой одной лишь благодатные таинства, тот закладывает фундамент общего озлобления, вражды, ненависти друг к другу. А кто сам верит в Бога, послушен Церкви и зовет к сему других, тот насаждает среди людей любовь, мир, радость, душевный покой – залоги внешнего преуспевания человеческой жизни.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Спрашивает Elena
Отвечает Александра Ланц, 13.11.2011


Мир вам, Елена!

Чтобы понимать смысл библейских текстов, надо всегда рассматривать их не изолированно, а в том окружении, в котором они стоят (это «окружение» называется контекстом). Где начинается тот смысловой отрезок, которому принадлежат заинтересовавшие вас слова?

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

Здесь видно, что Иисус отвечает на вопрос о том, что будет происходить прямо перед Его вторым пришествием: «какой признак Твоего пришествия?»

Во всей полноте развернётся лжехристианство , прельщающее многих: «многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят».

Большое количество войн и возможностей новых очагов военных конфликтов . Всё это приведёт к постоянной напряжённой вражде между государствами, голоду, морам. «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец; ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней».

До предела напряжённая и постоянная ненависть к истинным ученикам Иисуса «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое»

В связи с этим внутри церкви начнется процесс отделения истинно уверовавших от тех, кто только называл себя «христианином», но так и остался человеком с каменным сердцем. Вот что будет происходить в самой церкви: «и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется».

Последний и главный признак того, что Христос может придти прямо сегодня – это то, что Евангелие окажется известным и проповеденным каждому жителю земли, без исключения. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».

Таким образом, слова Иисус, о которых вы спрашиваете, описывают один из признаков того, что конец нашего погрязшего во тьме мира уже совсем близок.

С любовью во Спасителе,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.

Выходом из храма Господь показал, что удаляется от иудеев. И как сказал: «оставляется вам дом ваш пуст», так и поступает. Ученикам же предсказывает разрушение храма. Когда они, мысля о земном, дивились красоте зданий и показывали Христу, как бы так говоря: «посмотри, какое прекрасное здание оставляешь Ты пустым», Он отклоняет их от привязанности к земному и направляет к горнему Иерусалиму, говоря: «не останется здесь камня на камне». Усиленным образом выражения предуказывает совершенную гибель здания.

. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

Ученики подходят наедине, намереваясь спросить о чем-то великом. Они предлагают два вопроса; первый «когда это будет?», то есть разрушение храма и взятие Иерусалима, и другой: «какой признак Твоего пришествия?».

. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

. ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.

Появится много таких, которые будут выдавать себя за Христа. И действительно, Досифей-самарянин говорил о себе: я – Христос, которого под именем пророка предсказал Моисей; а Симон-самарянин называл себя великой силой Божией.

. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец:

. ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;

. всё же это – начало болезней.

Господь говорит о военных действиях римлян около Иерусалима. Говорит: не только будет война, но и голод, и язва, – показывая этим, что будет возбужден гнев Божий на иудеев. О войнах можно бы еще сказать, что виновники их люди, но голод и язва могут произойти только от Бога. Потом, чтобы ученики не подумали, что не успеют они проповедать Евангелие, как мир уже прекратит свое существование, Господь продолжает: «не ужасайтесь... это еще не конец», то есть всеобщий конец последует не в одно время с разрушением Иерусалима. «Восстанет народ на народ и царство на царство»; это «начало болезней», то есть бедствий, грядущих на иудеев. Как бывают у рождающей сперва муки, а потом уже она рождает, так и этот век породит будущий только после смятений и войн.

. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;

. и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;

. и многие лжепророки восстанут и прельстят многих;

. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;

. претерпевший же до конца спасется.

Предсказывает Спаситель будущие бедствия, чтобы подкрепить учеников. Обычно неожиданность нас более всего устрашает и смущает. Потому Христос заранее смягчает страх чрез то, что предсказывает будущие бедствия: зависть, вражду, соблазны, лжепророков, предтеч антихриста, которые будут вводить народ в заблуждение и во всякий вид беззакония. По причине умножения беззакония по обольщению антихриста, люди станут звероподобными, так что ослабеют узы всякой любви даже между самыми близкими; люди будут предавать друг друга. Претерпевший же до конца, то есть мужественно перенесший, не уступивший искушению, спасется, как воин, испытанный на брани.

. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Дерзайте, вы не встретите препятствия для проповеди ! Евангелие будет проповедано среди всех народов «во свидетельство», то есть для обличения, для обвинения тех, которые не уверуют, «и тогда придет конец» не мира, но Иерусалима. Действительно, до взятия Иерусалима Евангелие было всюду проповедано, как говорит апостол Павел: «возвещено всей твари поднебесной» (). Что речь идет о конце Иерусалима, ясно из дальнейших слов Господа.

. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –

«Мерзостью запустения» называет статую вождя, овладевшего городом, которую он поставил в недоступном ни для кого святилище храма. Слово «запустение» указывает на разрушение и запустение города; «мерзостью» названа статуя потому, что евреи, гнушаясь идолопоклонства, называли статуи и изображения людей «мерзостями».

. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

. и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;

. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

Предуказывая неизбежность бедствий, Господь повелевает бежать, не обращаясь назад, не заботясь об имуществе, одежде или иной утвари, остающейся в доме. Но некоторые толкователи под «мерзостью запустения» разумеют антихриста, который явится ко времени опустошения вселенной, разрушения церквей и к тому же сядет в храме; а сообразно этому и заповедь о бегстве понимают так восшедшие наверх дома, то есть на высоту добродетелей, да не сходят с этой высоты взять телесное (ибо тело – дом души). Должно удаляться с поля, то есть от земного, ибо поле – жизнь; не должно брать и одежды, то есть древней злобы, которой мы совлеклись

. Го́ре же беременным и питающим сосцами в те дни!

Беременные, отягощаемые бременем чрева, не в силах будут бежать, а питающие сосцами не будут в силах ни покинуть детей по жалости к ним, ни взять их с собой и спастись с ними вместе; они также не избегнут гибели. А может быть, Христос намекает здесь на ужасное поедание собственных детей. Иосиф Флавий рассказывает, что во время осады Иерусалима, вследствие ужасного голода, одна женщина изжарила и съела свое собственное дитя.

. Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу,

В лице апостолов Господь говорит это иудеям, так как сами апостолы заблаговременно удалились из Иерусалима. Посему иудеям заповедует молиться, чтобы бегство их не случилось зимой, когда по неудобству времени они не смогут убежать, а равно и в субботу, потому что в этот день иудеи по закону бездействуют, и никто из них не осмелится бежать. А ты понимай это и так: нам должно молиться, чтобы бегство наше из сей жизни, то есть кончина, не произошло «в субботу», то есть когда мы не творим добрых дел, и «зимой», то есть при бесплодии в добре, но чтобы кончина наша наступила при тишине и невозмутимости душевной.

ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне, и не будет.

. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Тогда была скорбь невыносимая. Римским воинам было дано приказание – никого не щадить. Но ради тех, которые уже уверовали или еще имели уверовать, не допустил полного истребления всего народа, сократил войну и смягчил скорби. Если же война продолжилась бы еще, то все, кто был в городе, погибли бы от голода. Иные относят это ко дням антихриста, но здесь речь не об антихристе, а о взятии Иерусалима. Пророчество же об антихристе начинается дальше. Вот оно:

. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.

. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

. Вот, Я наперед сказал вам.

Так как ученики предложили два вопроса – о взятии Иерусалима и о пришествии Господа, то и Господь, сказав о разорении Иерусалима, потом начинает пророчество о Своем пришествии и кончине мира. Слово «тогда» имеет не тот смысл, что «тотчас по взятии Иерусалима, если кто скажет вам» и т.д., нет, «тогда» и относится к тому времени, когда должно это произойти. Смысл такой: «тогда», то есть когда придет антихрист, будет много лжехристов и лжепророков, которые будут очаровывать очи зрителей явлениями чудными по демонской силе и многих обманут. Если и праведники не будут всегда бодрственны, то и они могут подпасть обольщению. Но вот Я вам предсказал, и вы не будете иметь извинения; вы можете избегнуть обмана.

. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;

. ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

. Ибо где будет труп, там соберутся орлы.

Если придут, говорит Христос, обманщики, говоря: Христос пришел, но он скрывается в пустыне или в каком-нибудь жилище, в потаенных, внутренних местах, то не поддавайтесь обману. При пришествии Христа не будет нужды в указателе: оно будет явно для всех, как молния. Как молния появляется вдруг и для всех бывает видима, так и пришествие Христово будет видимо для всех, живущих в мире. Во второе пришествие не так будет, как в первое, когда Господь переходил с места на место: тогда Он явится во мгновение. И как на труп тотчас слетаются хищные орлы, так туда, где будет Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетели; они, подобно орлам, вознесутся на облака. Под трупом здесь разумеется Христос, так как Он умер. И Симеон о Нем говорит: «Сей лежит на падение».

. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

Вслед за пришествием антихриста, власть которого скоро будет упразднена (это выражено словом «вдруг»), «солнце померкнет», то есть помрачится, не будет заметно в сравнении с более превосходным светом Христова пришествия; равно и луна, и звезды. Действительно, какая нужда в чувственных светилах, когда не будет ночи, когда явится Солнце правды? Но и «силы небесные поколеблются», то есть изумятся и содрогнутся, когда увидят, что тварь изменяется и все люди, от до того времени жившие, должны будут дать отчет.

. тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

Тогда явится в обличение иудеев на небе крест, блистая светлее солнца. Господь придет, имея крест, как важнейшую улику против иудеев, подобно тому как кто-нибудь, пораженный камнем, показал бы этот камень. Крест называется знамением, как победное царское знамя. «Тогда восплачутся все племена» иудейские, оплакивая свою непокорность; восплачутся также и христиане, привязанные к земному, так как племенами земными можно назвать всех пристрастившихся к земному. Если же Господь идет с крестом, то, значит, и с великой силой, и славой.

. и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

Пошлет ангелов собрать святых, живущих еще и воскресших из мертвых, чтобы они встретили Его на облаках. Созыванием при посредстве ангелов воздает им честь. Нет противоречия этому в словах апостола Павла: «восхищены будем на облаках» (): тех, которых сначала соберут ангелы, потом восхитят облака. При сем труба – для большего изумления.

. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

. так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

Когда всё сие произойдет, то не много уже времени останется до конца мира и Моего пришествия. «Летом» называет грядущий век, когда для праведников будет спокойствие от бурь; для грешников же – это буря и смятение. Как, говорит Спаситель, смотря на ветви и листья смоковницы, вы ожидаете лета, так ожидайте и Моего пришествия, когда увидите предсказанные Мною признаки – изменение солнца и луны.

. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;

. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Под «родом сим» разумеет не поколение тогдашних людей, а род верных, выражая такую мысль: «не прейдет род сей» до того времени, как все это произойдет. Когда услышите о голоде и язве, то не думайте, что от таких бедствий погибнет род верных; нет, он пребудет, и никакие ужасы не преодолеют его. Другие относят «все сие» только к взятию Иерусалима, а не ко второму пришествию, и толкуют так: «не прейдет род сей», то есть поколение, современное апостолам, уже увидит все происшествия с Иерусалимом. Подтверждая же сказанное, говорит: легче уничтожиться небу и земле, твердым и неподвижным стихиям, чем хоть одному из Моих слов не оправдаться.

. О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один;

Здесь наставляет учеников не допытываться о том, что выше человеческого разума. Говоря: «ни ангелы», удерживает учеников от стремления узнать теперь, чего и ангелы не знают, а словами: «Отец Мой один» удерживает от стремления узнать и потом. Если бы Он сказал: «и Я знаю, но не скажу вам», они опечалились бы, видя в этом презрение к себе. Но вот, сказав, что не знает и Сын, а только Отец один, Господь не позволяет им разведывать. Иногда родители держат что-нибудь в руках. Когда же дети просят у них, родители не хотят дать, утаивают и говорят: «у нас нет, чего вы ищете», и тогда дети перестают плакать. Так и Господь, чтобы успокоить апостолов, желавших знать день и час, говорит: «и Я не знаю, а знает только один Отец». Но что и Он знает день и час, видно из других соображений. Все, что имеет Отец, имеет и Сын; если Отец имеет знание дня, то, конечно, имеет таковое и Сын. Это еще очевиднее из такого рассуждения. Можно ли допустить, чтобы самого дня не знал Сын, которому так ведомо все, предшествующее сему дню? Тот, кто привел к преддверию, конечно, знает и дверь. Не открыл же Он дверь знания дня для нашей пользы. Для нас вредно знать, когда будет конец, потому что в таком случае мы стали бы беспечны. Неизвестность же делает нас бодрствующими.

. Но ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:

. Ибо ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,

. и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, так будет и пришествие Сына Человеческого;

Для уверения в истине Своих слов Господь приводит события времени Ноя. Как тогда иные делали предметом своих насмешек строение ковчега, пока не пришло бедствие и не уничтожило всех, так и теперь иные осмеивают проповедь о кончине мира; но внезапно придет гибель. Господь предсказывает, что около времени пришествия антихриста страсть к наслаждениям охватит людей, и они особенно охотно будут вступать в брак, предаваться роскоши.

. тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;

. две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

«Тогда», говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению.

. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий.

Господь заповедует бодрствовать и готовиться, то есть обогащаться добрыми делами, чтобы, когда придет Господь, мы могли представить Ему, что Ему угодно. Обрати внимание: Спаситель не сказал «Я не знаю, в какой час придет вор», но сказал «вы не знаете». Под вором разумеется конец и каждого. Как незаметно, говорит, приходит вор, так неожиданно будет Мое пришествие: не будьте же беспечны, но бодрствуйте. Если бы мы знали, когда наступит наша кончина, то мы бы только в тот день постарались угождать Богу. А теперь, так как не знаем, то всегда бодрствуем для дел добродетели.

. Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Господь недоумевает в своем вопросе: «Кто верный и благоразумный раб, которого господин его поставил на службу ему?», давая понять, что таковых рабов редко можно сыскать. От всякого управителя требуются два качества: верность и благоразумие. Если раб – управитель и верен, то есть сам ничего не похищает, но не благоразумен и даром теряет имение, то он бесполезен. Равно, если он благоразумен, но сам крадет, он недостоин. Но кто окажется тогда и верным, и благоразумным, тот получит нечто высшее, – именно Царство Небесное. Святые будут наследниками всего, что принадлежит Богу. Верный и разумный раб – это такой учитель, который вовремя дает пасомым надлежащую духовную пищу. Таков был Павел, бывший прежде хулителем, а потом ставший верным служителем. То он напоил молоком одного, то возвещал премудрость другому; он был и разумен, зная замыслы врага. Таков должен быть и всякий, что-либо получивший от Бога, – имение, власть или начальство. Он должен управлять вверенным и верно, и разумно, ибо должен будет дать отчет.

. и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Сказав, какой почести удостоится верный раб, Господь говорит потом, какое наказание понесет злой. Если человек, которому вверено распоряжение каким-либо даром, станет пренебрегать своим служением и скажет: медлит господин мой, то есть не тотчас наказывает; если он таким образом «долготерпение Божие делает поводом к распутству», станет бить своих товарищей рабов, то есть, истолкую я, станет их соблазнять, поражать их совесть (потому что подначальные, при виде злоупотребления со стороны начальников, данных им, впадают в соблазн, несут вред), – то раб таковой будет рассечен, то есть лишен дарования; тогда и обнаружится, каков он. Он будет брошен во тьму. Прежде он своим саном обманывал других. Так, многие архиереи кажутся святыми только благодаря своему сану. Тогда же благодать у них отнимается, и они будут наказаны, как лицемеры, потому что казались не такими, какими действительно были.



  • Разделы сайта