При какой температуре становится лед на прудах. Когда выходить на лёд

Безопасная толщина льда

Следует учитывать тот факт, что наиболее опасные участки расположены в местах быстрого течения, стока теплых вод, наличия полыней и водорослей. Если лед трещит и прогибается, то с него нужно немедленно уйти.

В случае передвижения по льду на лыжах необходимо расстегнуть крепления, освободить руки из петель лыжных палок, надеть рюкзак на одно плечо. Это обеспечит свободу движений и безопасность в случае неожиданного проламывания льда. Безопасное расстояние между идущими по льду людьми – 5-6 м. Трещины во льдушириной 2-3 м можно преодолеть перепрыгиванием, при этом тяжелые вещи надо перебросить через трещину. Участки открытой воды между льдами шириной 5-6 м следует преодолевать по снежному или ледяному мосту, который представляет собой глыбы или обломки льда. Небольшие разводья следует преодолевать на специальных плавсредствах. Переправы через открытые участки пути должны рассматриваться как крайняя мера. Безопаснее всего обойти участки воды или подождать пока она замерзнет.

Торосы необходимо преодолевать осторожно: глыбы льда находятся в неустойчивом положении и могут обрушиться, нанеся травмы человеку. Если есть возможность обойти их или отыскать проход, то это необходимо сделать для обеспечения безопасности даже в ущерб времени.

Дополнительную опасность представляет собой талая вода, которая находится на поверхности льда и способствует скольжению и падению человека. Это приводит к травмам, промоканию одежды и т.д.

Лед под сугробами и обрывистыми берегами всегда тоньше. После замерзания уровень воды в реке часто падает, что способствует образованию «карманов», которые очень опасны. Для обеспечения безопасности при передвижении по льду необходимо обходить все преграды и участки, вызывающие сомнение в их надежности. Иногда перемещаться по льду следует ползком.

В случае проламывания льда и попадания в воду необходимо тотчас же сбросить рюкзак, лечь у края полыньи на лед, положить на него руки, развести их как можно шире и ждать помощи. При наличии шеста, лыжных палок, лыж можно уложить их на лед и использовать в качестве опоры. Выбираться из полыньи самостоятельно нужно только в крайнем случае. Это приводит к потере сил, обламыванию льда, погружению человека в воду, а при быстром течении – затаскиванию под лед.

Оказывать помощь пострадавшему в подобных ситуациях следует, подползая к нему с широко расставленными руками и ногами. Человеку нужно бросить веревку, протянуть палку, шест, доску и помочь выбраться из воды. Все работы необходимо проводить быстро, в течение нескольких минут, поскольку холодная вода оказывает на человеческий организм отрицательное воздействие. После извлечения пострадавшего из воды следует снять с него мокрые вещи, растереть тело до покраснения, используя при этом спирт или водку, дать горячее питье и обеспечить общее согревание. В случае резкого ослабления дыхания нужно незамедлительно приступить к проведению искусственного дыхания и обеспечить доставку человека в лечебное учреждение.

На открытой воде подплывать к пострадавшему нужно сзади, брать его за воротник одежды, кисть руки или под подмышку. Если пострадавший схватил спасателя, то необходимо немедленно освободиться от него.

После извлечения пострадавшего из воды на берег или судно ему необходимо очистить рот и дыхательные пути от песка, или водорослей, удалить воду из дыхательных путей (для чего спасатель кладет пострадавшего животом на свое согнутое колено и несколько раз надавливает на спину), снять одежду, провести реанимационные мероприятия.

Температура воды большинства горных рек составляет 10-12ºС, ледниковых– 6-8ºС. Внезапное попадание человека в такую воду привадит к перехватыванию дыхания, шоку, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы.

При переправе большой группы людей следует выставить спасательный пост из трех человек, основная задача которого – перехват и извлечение из воды людей. Пост ставится в 15-20 м ниже по течению от основной переправы, в месте, куда река может понести пострадавшего.

Страховка через плечи и поясницу при переправах недопустима. Веревку должны держать в руках 2-3 человека и регулировать ее длину в зависимости от конкретных условий.

Переправа на льдине . Иногда через водную преграду можно переправляться на льдине. Безопасной считается льдина размером 2´3 м при толщине льда 35-40 см. Для перемещения льдины в нужном направлении используется шест.

Перед началом переправы старший в группе знакомит спасателей с безопасными способами преодоления водной преграды, приемами поведения в случае неожиданного попадания в воду и средствами оказания помощи.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Зимняя рыбалка – это захватывающие и интересное хобби. Однако оно сопряжено с опасностью – в любой момент лед под рыбаком может провалиться, и человек окажется в холодной воде. Чтобы обезопасить себя и своих друзей, важно знать, какова безопасная толщина льда для рыбалки.

Большая часть территории России расположена в северных широтах, и зима здесь длится до 9 месяцев. В среднем лед, который может выдержать человека, на озерах и реках встает в конце ноября или начале декабря. А ближе к январю устанавливается лед, достаточный для того, чтобы выдержать машину или другую технику.

Обычно именно в это время и устанавливают специализированные переправы по льду. Действуют они до самой весны, если зимой не случается длительных сильных оттепелей. За состоянием переправ постоянно следят, и при необходимости движения по ним перекрывают.

Важно помнить, что в разных регионах и в разные годы толщина льда для рыбалки устанавливается в разное время. Лучше ориентироваться на прогнозы погоды и официальные заявления властей.

Безопасная толщина льда для рыбалки


Считается, что выдержать человека и не проломиться может лед от 7 сантиметров толщиной, однако для верности рекомендуется дождаться, пока лед станет толще – 10-12 сантиметров.

Чтобы можно было устанавливать регулярную пешую переправу, лед должен быть не меньше 15 сантиметров, для автомобильной переправы лед должен быть не меньше 30 сантиметров.

Не стоит забывать и о том, что толщина льда на водоеме не равномерная. Обычно толщина льда меньше в следующих точках водоема:

  • возле берега;
  • в местах слияния рек или впадения реки в море или озеро;
  • в зарослях камыша и других речных растений;
  • возле вмерзших предметов;
  • в местах, где в воду выливаются канализационные воды или промышленные отходы.

Признаки опасного льда

Для того, чтобы обезопасить себя, очень важно, как свои пять пальцев, затвердить признаки непрочного, опасного льда. Самым опасным является первый, еще недостаточно прочный лед, и лед весенний, когда уже начинаются оттепели. Лучше всего, закончить зимнюю рыбалку, как только появляется яркое весеннее солнышко.

Опасный лед даже внешне отличается от прочного и безопасного. На лед можно выходить, только если он ровный, свободный от снега, без трещин. Цвет прочного, плотного льда – голубоватый.

Весенний лед становится рыхлым, приобретает белый цвет. При наступании на такой лед, из лунок часто вытекает воды. Если лед прогибается под ногой, издает хруст и другие характерные звуки, на него также лучше не выходить.

Избегайте льда, занесенного снегом. Под снегом не видно, в каком состоянии находится лед. Его невозможно оценить.

Проверяем толщину льда


Перед тем, как выходить на лед, очень важно проверить его толщину, убедиться в его безопасности. Перед установкой переправы из льда вырубают небольшой кусок и замеряют его толщину.

Однако рыбаку такая процедура для проверки льда не удобна. Поэтому перед выходом на лед нужно быть очень внимательным. Во-первых, внимательно следить за проявлением признаков, о которых говорилось в предыдущем пункте.

Во-вторых, нужно заранее приготовить длинную палку, которой и будете проверять толщину льда. Делается это просто: когда человек уже вышел на лед, он палкой как следует простукивает лед. Если он начинает трещать или прогибаться, нужно срочно вернуться на берег. Важно не проверять прочность льда ударом ноги. От этого лед может проломиться под человеком.

Способы передвижения по льду

Многие рыбаки предпочитают доехать до самого места рыбалки на машине, и там же, на льду, ее и оставить. Но делать этого не рекомендуется. Лед может не выдержать длительной высокой нагрузки и проломиться под автомобилем.

Опытные рыбаки оставляют машину на берегу и добираются до места рыбалки пешком. Это вполне можно делать и в обычной зимней обуви, но некоторые предпочитают облегчить себе путь и обезопасить себя.

Для этого применяются лыжи и снегоступы. Общий плюс того и другого – увеличение площади давления. Если вспомнить школьный курс физики, то становится понятно, что если масса распределяется по большей площади, то и давление на единицу площади будет меньше.

В лыжах можно не только шагать, но и скользить по льду, в снегоступах только шагать. Впрочем, скользить на льду не слишком безопасно: велик риск упасть и проломить лед.

Еще один момент – при выходе на лед нужно расстегивать крепления лыж, чтобы в случае попадания в воду можно было быстро их скинуть. В противном случае лыжи будут сильно мешать при попытках выбраться.

Быстро и относительно безопасно добраться до места рыбалки по льду можно на снегоходе. Однако для этого минимальная толщина для должна быть не менее 15 сантиметров. Если уверенности в достаточной толщине льда, лучше ограничиться пешим передвижением.

Как вести себя на льду


Прежде всего, нужно убедиться, что погода за окном подходящая. Пригодная для подледной рыбалки. Не стоит выходить на лед в плохую погоду: снег, дождь, туман, а также ночное время суток – это повод отказаться от запланированной рыбалки.

Не менее важно правильно выбрать место спуска на лед. Это должно быть удобное, пологое место. В противном случае есть риск поскользнуться и свалиться на лед, проломив его.

Избегайте опасных мест и тех мест, где потенциально лед тоньше. О том. Где расположены такие места, говорилось выше. Также не стоит собираться в одном месте большой компанией и сверлить лунки слишком близко друг к другу. Перфорированный лед держит хуже цельного.

Зато передвигаться по льду лучше по нахоженным тропам. Если здесь прошел один человек, то и следующего лед, скорее всего, выдержит. Если тропы нет, то нужно пробивать свою тропу. Предварительно проверяя подозрительные места палкой. Если вы не уверенны в надежности льда в каком-то месте, лучше обойдите участок. Избегайте также мест старых рыбалок, лунок и полыньи.

Важно помнить, что человек с большим весом, а снаряжение для ловли рыбы весит не мало, подвергается дополнительной опасности. Перед выходом на лед стоит ослабить лямки рюкзака, чтобы в случае чего можно было быстро его скинуть. Снаряжение можно купить новое, а вот новую жизнь взять просто негде.

Если при передвижении по льду, вы услышите треск или увидите воду поверх льда, лучше сразу покинуть опасное место, вернуться к берегу. Делать это нужно медленно, без резких движений. Лучше всего, просто лечь на лед, широко расставив руки и ноги, и передвигаться ползком.

Что делать, если вы оказались в воде

Если по какой-то причине вы или кто-то из ваших товарищей провалились в воду, очень важно не паниковать, взять себя в руки и действовать быстро, но осторожно.

Прежде всего, нужно скинуть лишний груз: рюкзак, если получится, то и промокшую обувь. Чтобы успокоиться и отдохнуть, широко раскиньте руки и обопритесь на льдину. Только аккуратно, чтобы не обломить край.

Если водоем не глубокий, и человек может достать ногами до дна, не погружаясь полностью в воду, то нужно ногами оттолкнуться от дна и постараться закинуть свое тело как можно дальше на льдину, а затем поочередно вынимать ноги из воды.

Если вы уверенны, что глубина невелика до самого берега и если берег близко, то можно просто проламывать лед грудью и идти в сторону берега.

Если дно глубоко, то выбираться придется без опоры. В этом случае также нужно раскинуть руки, опереться на льдину и рывком лечь на льдину животом или хотя бы грудью. Затем нужно постепенно выползать на льдину и закидывать на нее ноги. Когда человек полностью выберется из воды, нужно ползти по льдине, не вставая на ноги.

Если вы увидели, как кто-то провалился в воду, действовать нужно быстро. В холодной воде быстро начинается переохлаждение, да и силы пострадавший теряет очень быстро. Первым делом громким криком оповестите человека о том, что к нему идет помощь. Это подбодрит пострадавшего, даст ему надежду, успокоит.

Если есть возможность спасти человека, не покидая берега, лучше сделать именно так: бросьте тонущему веревку или протяните длинную палку и с их помощью затяните человека на лед. Если же приходится идти по льду к месту пролома, то, несмотря на необходимость делать все быстро, торопиться нельзя: резкие движения могут спровоцировать новую трещину во льду. Лучше лечь на поверхность и ползти в сторону пролома.

Не стоит подползать к самому краю. Остановитесь на безопасном расстоянии и используйте для спасения все те же веревку или палку.

Не секрет, что настоящие рыболовы-зимники каждый год с нетерпением ждут первого льда - для них рыбалка в это время как праздник души. Рыба еще не потеряла активности из-за нехватки кислорода в воде, заветные места почти не тронуты пешнями и ледобурами. Однако следует учитывать, что в связи с глобальным потеплением наши водоемы покрываются ледовым панцирем порой со значительным опозданием. Поэтому советую не спешить с поездкой на первый лед.

Утро выдалось ясное, с легким морозцем. Первые встречные лучи солнца скользили по гладкой поверхности льда, слепили глаза. Оставив машину на видном месте, мы с Владом, вооружившись пешнями, осторожно зашли на потрескивающий лед пруда и метрах в десяти от берега начали потягивать некрупных окуньков. Вскоре на льду появилась компания таких же нетерпеливых, как мы, рыболовов. Самый высокий и грузный из них направился к нам, видимо, на разведку.
- Эй, мужик! - крикнул Влад, - Осторожнее, лед совсем слабый…

Но было поздно. Рыболов провалился по плечи. С трудом выбрался на берег - помогли приятели. Но рыбалка у них была испорчена. Да и мы с Владом, трезво оценив обстановку, решили не искушать судьбу и отправились домой.

ОПАСНЫЙ ЛЁД

Этот случай лишний раз говорит о том, что спешить с открытием зимнего сезона не следует. Вместе с тем, некоторые отчаянные головы советуют начинать ловлю по перволедью, когда лед достигнет толщины 5 см. Должен сразу вас разочаровать: мне лично трижды пришлось купаться в ледяной воде только потому, что не хватало терпения дождаться достаточно прочного льда. Дело в том, что неопытные рыбаки не учитывают таких простых явлений природы, как легкий морозец и наступающая вслед за ним оттепель, которая достигает + 3-5.

Американские рыболовы, например, считают оптимальной толщину льда 12 см. Но, на мой взгляд, и это не истина - на разных участках водоема лед может быть различной толщины. Особенно это касается мест впадения речек и ручьев или тех, где имеются подводные родники. К тому же, следует учитывать и то, что во время длительных оттепелей лед быстро «съедается» как сверху, так и снизу.

Среди рыболовов-зимников существует такое понятие, как водоемы первого льда. Что имеется в виду? Прежде всего это небольшие пруды, замкнутые озера и заливы водохранилищ. Здесь можно отвести душу на не очень крупной рыбе, а если повезет, то стать обладателем и вполне приличной щуки или окуня. Но без пешни и на таких водоемах передвигаться небезопасно, а уж тем более выходить на лед в одиночку, да еще без спасалок.
Крутые западные рыболовы советуют пользоваться специальными, так называемыми плавающими комбинезонами, которые в случае попадания рыболова в воду защищают его от переохлаждения даже при температуре воздуха минус 15-20.

Однако вернемся к нашим реалиям. Пока что, к сожалению, я не видел в начале зимнего сезона на льду достаточно надежно экипированных людей на случай экстремальных ситуаций. Более того, нередко встречаешь в российских рыболовных журналах статьи, авторы которых утверждают, что первый лед толщиной 5 см надежен. Это призыв к самоубийству. И если бы я спросил своих друзей, которые принимали ледяную ванну и чудом остались живы, я думаю, они с этим моим утверждением согласились бы.
Многие, к сожалению, не учитывают того фактора, что первый лед особенно опасен во время оттепелей. И может случиться так, что сегодня он достаточно прочный, а на другой день по нему передвигаться становится крайне опасно.

Мне часто вспоминается случай, когда я, как завороженный, подвергал себя огромному риску. А дело было так. Мои друзья выехали в Скнятино днем раньше. Я же должен был встретиться с ними в условленном месте - рыбацкой землянке на берегу речки Печухни на другой день. В предутренних сумерках, ориентируясь по вешкам, я пересек реку Волнушку и направился к островам, расположенным в устье Печухни. До сих пор не могу понять, каким образом я вышел на русло Волги. Подо мной был чистый черный лед и вдруг из-под ног пошли трещины в разные стороны. Пришлось дать задний ход и, вероятно, это меня спасло. А спустя буквально полчаса я, двигаясь к берегу по лосиным следам, провалился с головой. Хорошо, что рюкзак я нес на одном плече. Вынырнув, я выдвинул его на лед и с трудом выбрался сам. Осторожно добравшись до берега, пошел на базу. Хорошо, что температура воздуха была плюс 4. Шел я быстро и через час уже был на рыболовной базе.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО ЛЬДА

Допустим, толщина льда на замкнутом водоеме, куда вы собрались на рыбалку, достигла 8-10 см и по нему можно безопасно передвигаться. Что нужно при этом учитывать? Если до ледостава вода насыщалась кислородом за счет перемешивания остывающих за ночь верхних слоев и более теплых (нижних) на глубине, а также за счет ветров, то теперь ситуация изменилась.

Для самого первого льда на замкнутых водоемах характерны следующие явления:
1.Уменьшается количество растений как на мелководных участках, так и на глубине.
2. Вода подо льдом хотя и прозрачнее, но не перемешивается.
3.Содержание кислорода в толще воды, по всей вероятности, распределено равномерно и насыщение ее происходит в основном за счет фотосинтеза растений.
4.Температура воды в оттепель составляет примерно + 4. При морозной погоде температура воды под нижней кромкой льда равна нулю, благодаря чему продолжается увеличение толщины льда.

На реках, водохранилищах и проточных озерах из-за течения нарастание льда происходит медленнее (за исключением заливов). Течение перемешивает различные слои воды, и водные растения не отмирают, получая достаточно кислорода. Рыба здесь, естественно, чувствует себя более комфортно, нежели в стоячих водоемах.

РЫБАЛКА СТАБИЛЬНА

С учетом вышесказанного, становится понятно, почему относительно результативной может быть рыбалка в стоячих водоемах лишь неделю-другую. После чего пора перебираться на проточные водоемы. В средней полосе России к концу декабря лед здесь обычно бывает толщиной 20-30 см, на нем лежит снег, который уплотняется во время оттепелей.

Щука, окунь, плотва и даже подлещики в этот период разбредаются по богатым кормом участкам водоема, где глубина не превышает 2-3 м. До наступления сильных морозов особенно перспективны коряжники, где можно отвести душу как при ловле хищной, так и нехищной рыбы. Но нет, как говорится, правил без исключения. Так, из-за температурной разницы между верхними и нижними слоями воды рыба может сконцентрироваться на глубине, у самого дна. Хотя вслед за передвижением планктона и малька стаи лещей, окуней, плотвы и другой рыбы в течение суток неоднократно могут смещаться вверх. То же самое наблюдается, когда рыба старается занять более комфортный уровень в толще воды. Чаще это бывает при резких изменениях атмосферного давления. В целом же рыбалка на проточных водоемах стабильна, вплоть до глухозимья.

С МОРМЫШКОЙ В КОРЯЖНИКЕ

По самому первому льду мне больше всего нравится ловить окуня в коряжнике. Здесь он находит не только укрытия от зубастых щук, но и различный корм.
Я неоднократно убеждался в том, что большинство поклевок окуня происходит в момент, когда мормышка отрывается от дна или находится в непосредственной близости от него. Поэтому, чтобы грамотно применять мормышки, надо заблаговременно уяснить для себя опытным путем, как работает та или иная приманка не только в толще воды, но и в соприкосновении с дном. Конечно, это штатная ситуация. Бывают дни, когда окуни «зависают» в толще воды. Вот почему при отсутствии клева важно делать проводку приманки от дна до нижней кромки льда. А бывает и так, что полосатые разбойники набрасываются на мормышку с насадкой во время ее свободного падения. Следовательно, при выборе мормышки все эти нюансы в поведении окуня необходимо учитывать.

Важно и то, какого цвета мормышка, ибо рыбы различают цвет. Практика ловли окуня показывает, что цвет приманки нередко играет определяющую роль. Чтобы правильно выбрать цвет мормышки, нужно хорошо представлять себе степень освещенности воды в зависимости от времени суток, погодных условий, глубины ловли. Зимой водоемы, как правило, намного прозрачнее, и видимость объектов подо льдом примерно в два раза выше, чем летом. Рыболов должен учитывать и этот фактор, особенно при ловле в коряжниках, где окуня чаще всего можно обнаружить на малых глубинах (1-1,5 м).

В солнечную погоду окуней настораживает слишком яркий блеск мормышки. Не потому ли они на мелководье стараются уйти под лед, покрытый снегом. А к полудню смещаются на более глубокие участки.
Таким образом, перемещения окуней в течение светового дня можно объяснить, наряду с другими факторами, также изменениями интенсивности освещенности воды. Не по этой ли причине в пасмурную погоду, когда условия освещенности длительное время относительно стабильны, окуни активны на протяжении всего дня? А вот при ясном небе, когда водоем хорошо освещен, середина дня - наихудшее время для ловли. К тому же, и кормовые объекты, испытывая дискомфорт, к этому времени тоже стараются спрятаться в укрытия. Поэтому в полуденные часы опытные рыболовы обычно откладывают удочки и отдыхают.

Новичкам на зимней рыбалке неплохо для начала усвоить некоторые правила, из которых если и бывают исключения, то довольно редко. Утром вы ловите на блестящую приманку. Когда солнце поднимется над землей и озарит все вокруг своим сиянием, необходимо переходить на более тусклую мормышку, особенно если вы ловите на мелководье. На глубине и в солнечный день можно продолжать пользоваться блестящей приманкой. Это относится и к ловле в сумерках. На глубине 5-6 м солнечный свет, пронизывающий толщу воды, будет более рассеянным, чем в 0,5-1 м от поверхности. Поэтому на глубоких местах может оказаться уловистой мормышка с блестящей белой или желтой поверхностью, а на мели - тусклая.

И все-таки знатоки справедливо полагают, что при слабом клеве цвет приманки зачастую играет определяющую роль. Многолетней практикой установлено, что окунь предпочитает сочетание красного, черного и желтого цветов. Очевидно, здесь есть связь с окраской кормовых объектов, которыми он питается.
В подтверждение сказанного приведу следующий пример. Однажды мы с приятелем ловили окуня по первому льду в верхней части Вышневолоцкого водохранилища, в месте впадения живописной реки Цны. По всей видимости, из-за обилия водной растительности и наличия слабого течения рыба здесь оказалась на редкость привередлива. Чувствовалось, что корма ей предостаточно. Но вот какое дело. На свои московские мормышки (а я их перепробовал в то утро немало) брал в основном мелкий окушок. В то время как приятель то и дело вынимал на лед довольно увесистых «матросов» и даже поймал щуренка граммов на семьсот. Наконец я не выдержал. «А ну покажи мормышку!» Виктор спокойно достал приманку и положил на ладонь. Это была шведская мормышка, пестро окрашенная, с преобладанием зеленого цвета. Порывшись в коробке, он нашел примерно такую же и протянул мне. Вскоре и у меня стали заваливаться приличные окуни-горбачи.

Начинающий рыболов порой с удивлением обнаруживает, что мормышка, на которую хорошо берет плотва или лещ, совершенно не привлекает окуня. У меня есть свои «заслуженные» мормышки для ловли окуня в коряжниках. И чтобы не лишиться их, я всегда имею под рукой надежный отцеп.

Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку. Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности. Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.

Шаги

    Учтите, что лед никогда не бывает абсолютно безопасным. Погодные условия и незаметные или неизвестные факторы могут внезапно превратить, казалось бы, надежный лед в смертельно опасный. Примите все возможные меры предосторожности с целью предотвращения несчастных случаев и позаботьтесь о том, чтобы можно было незамедлительно предпринять спасательные мероприятия, если что-то пойдет не так.

    Разработайте план экстренного спасения. Предупредите знакомых, куда вы отправляетесь. На случай если в то время, как вы изучаете ледовые условия или развлекаетесь, произойдет нечто непредвиденное, у вас должен быть выработан алгоритм действий, который позволит вам добраться до безопасного места, где можно будет незамедлительно получить помощь.

    • Совет для новичков: в соответствии с сезоном вы должны быть очень тепло одеты. Не пренебрегайте средствами спасения на водах, хотя бы спасательным жилетом, особенно если вы проверяете лед на прочность или отправляетесь в поездку на снегомобиле. Держите при себе ледоруб, который может помочь вам выбраться, если вы попадете в полынью. Никогда не отправляйтесь в путь в одиночку, возьмите с собой одного или двух друзей. Поставьте знакомых в известность, где вы и ваши друзья находитесь и когда вы рассчитываете вернуться домой. Это не тот случай, когда можно проявлять беззаботность и действовать спонтанно.
    • Имейте при себе запасной набор теплой сухой одежды в водонепроницаемом вещмешке. Благодаря этому вы сможете уменьшить риск переохлаждения, сразу же сменив промокшую одежду. Другими полезными составляющими спасательного комплекта являются одеяло, грелки для рук и для ног, толстые носки, запасные шерстяные шапочки, свечи и спички. Приготовьте все эти вещи на случай занятий любыми зимними видами спорта, например, катания на коньках. Для более подробного ознакомления смотрите раздел «Вещи, которые вам понадобятся».
  1. Поймите, что прочность льда определяется рядом факторов, а не каким-то одним. О его надежности можно судить, оценив совокупность следующих показателей:

    • Внешний вид льда – его цвет, структура и особенности
    • Толщина льда – для тех или иных видов деятельности определена рекомендуемая толщина, о чем можно прочитать ниже
    • Температурный максимум на протяжении определенного времени и в течение дня
    • Снежное покрытие
    • Глубина воды подо льдом
    • Размер водоема
    • Химический состав воды – соленая она или пресная
    • Погодные изменения в данной местности
    • Протяженность ледового покрытия
  2. Выбирайте места, где лед регулярно тестируется на прочность соответствующими службами. Такие службы могут существовать при курортах, клубах, национальных парках или в составе государственных органов. Они должны производить замеры по меньшей мере ежедневно. Поинтересуйтесь у сотрудников этих служб о результатах проверки, этим вы обезопасите себя. Они, как правило, пользуются качественными измерительными приборами и имеют доступ к исследованиям, а еще они многое знают про лед и хорошо подготовлены к внештатным ситуациям. Вы избавите себя от рискованных испытаний ледового покрытия на прочность и будете чувствовать себя увереннее. Тем не менее, это не значит, что о мерах предосторожности можно позабыть.

    Побеседуйте с местными жителями. Если вы приезжий, не стоит проявлять никакого высокомерия. Зайдите в бакалейную лавку, рыболовный магазин или магазин спортивного инвентаря и заведите разговор, загляните в полицейский участок или в пожарную часть и поспрашивайте об опасных и безопасных местах в округе. Пусть лучше они помогут вам сейчас, чем будут выручать вас из беды позже.

  3. Осмотрите лед. Присмотритесь, нет ли на нем каких-либо трещин, разломов, подозрительных мест или неровных поверхностей, и определите его цвет(а). Вы можете полагаться только на собственное зрение . Этот беглый взгляд поможет вам решить, стоит ли продолжать исследование.

    • При наличии следующих признаков вам лучше отказаться от любых дальнейших попыток выхода на лед:
      • Вода, подтапливающая кромку льда, или поблизости от нее
      • Бьющие подо льдом ключи в прудах и озерах с родниковой подпиткой.
      • Наличие истока или притока у покрытого льдом водоема
      • Трещины, разломы или полыньи
      • Лед, который, по-видимому, подтаял, а затем его снова подморозило
      • Неровные поверхности, которых вы не замечали прежде – например, вздыбленные ледяные гребни, вызванные течениями или ветрами
    • Запомните эту песенку: "Толстый и синий, проверенный и надежный; тонкий и хрупкий - путь слишком рискован."
  4. Вам необходимо разбираться в значении той или иной окраски льда. Но хотя это и весьма полезный индикатор, полагаться только на цвет не стоит. Например, лед любого цвета, подвергающийся воздействию текущей воды снизу, будет более хрупким, чем лед, не испытывающий такого воздействия. Обычно, по цветовому спектру льда вы можете сделать следующие выводы:

    • От светло-серого до черного – талый лед, который иногда образуется, даже если температура воздуха ниже 32°F (0°C). Небезопасный: из-за недостаточной плотности он не может выдержать нагрузку – держитесь подальше.
    • От белого до тусклого, непрозрачного – пропитанный водой снег замерзает на поверхности льда, формируя еще один тонкий ледяной слой сверху. Такой лед слишком пористый, внутри его могут быть воздушные карманы, поэтому он часто бывает хрупким.
    • От синего до прозрачного – лед высокой плотности, очень прочный, самый безопасный, если, конечно, он достаточно толстый. Не рискуйте, если его толщина менее 4 дюймов (10 см).
    • Пестрый и рыхлый лед, называемый также "гнилым" – не столько из-за его цвета, сколько по причине его структуры. Это талый лед. Он предательски обманчив – очень может быть, что он растаял в середине или снизу, хотя сверху кажется толстым. Чаще всего он встречается весной и может иметь коричневатый оттенок из-за растительных пигментов, грязи и других природных материалов, поднимающихся к поверхности во время оттепели. Вы не ступите и шага.
  5. Проверьте толщину льда. Если вы уже закончили осмотр и вам кажется, что все в порядке, вам необходимо убедиться в этом, исследовав толщину льда.

    • Проводите исследование в присутствии хотя бы одного товарища (система взаимовыручки). Наденьте спасательный комбинезон или другое спасательное средство и используйте веревки, чтобы в случае необходимости ваш друг мог вытянуть вас.
    • Выходите на лед, только если кромка льда достаточна прочная. Если она рыхлая или растрескавшаяся, ради вашей собственной безопасности продолжать не стоит, ведь прибрежная ледяная кромка самая хрупкая.
    • Чтобы измерить толщину льда, сделайте топориком небольшую прорубь или воспользуйтесь ручным буром.
    • Изучите показатели безопасной толщины льда. Существуют рекомендуемые критерии, о которых вам нужно помнить при любых действиях, предпринимаемых вами на льду. (Имейте в виду, что их соблюдение рекомендуется , но само по себе не гарантирует вашей безопасности.) Лед становится «безопасным» при толщине приблизительно 4 - 6 дюймов (10-15 см). Даже не думайте выходить на лед толщиной 3 дюйма (7,5 см) или менее. Однако, даже при толщине в 9 – 10 дюймов (22,5 – 25 см), лед может таить скрытые угрозы, такие как стремительное течение, которое неустанно подтачивает лед снизу. В этом случае даже толстый лед может треснуть в любой миг.
    • В обычных условиях, правила для безопасной толщины льда следующие:
      • 3 дюйма (7 см) (молодой лед) – "ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ
      • 4 дюйма (10 см) – подходит для подледной рыбалки, лыжных походов и пеших прогулок (выдерживает вес примерно 200 фунтов (80 кг))
      • 5 дюймов (12 см) – пригоден для одиночных снегоходов и снегомобилей (выдерживает вес примерно 800 фунтов (320 кг))
      • 8 – 12 дюймов (20 - 30 см) – выдерживает одиночный автомобиль или группу людей (приблизительно 1500 - 2000 фунтов (600-800кг))
      • 12 – 15 дюймов (30 - 38 см) – выдерживает вес легкого грузового пикапа или автофургона
    • Эти нормы считаются общепринятыми.
  6. Имейте в виду, что толщина льда не является одинаковой повсюду, даже на одном и том же водоеме. Надежность ледяного покрытия определяется не только по цвету и толщине, но и по ряду других показателей. Учитывайте также:

    • Характер водоема: пруд ли это, озеро или река, и присутствует ли заметное течение подо льдом? Имеет ли водоем притоки или исток? Это может стать поводом для беспокойства.
    • Состав воды: соленая она или пресная? Морской лед обычно менее прочный и при одинаковой толщине может не выдержать такой же вес, как и пресноводный. Для получения более подробной информации относительно точных критериев смотрите внешние ссылки ниже.
    • Температурный максимум и пору года: температура постоянно меняется. Учитывайте микроклимат в данной местности. Зимний лед намного крепче, чем весенний, последний быстро подтаивает и истончается под лучами солнца.
    • Размер и глубину водоема: ледостав на больших водоемах занимает гораздо больше времени, чем на маленьких.
    • Наличие снежного покрытия: снег является природным теплоизолятором; под снегом лед обычно более тонкий и менее прочный.
    • Величина груза: какое давление вы подвергаете лед? Должен ли он выдерживать только вас или также и ваше средство передвижения? Человеческое тело и снегомобиль с тем же самым телом на нем имеют очень разные параметры распределения весовой нагрузки.
  7. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, найдите альтернативу. Любители катания на коньках всегда могут воспользоваться ледовым катком или контролируемой частью озера; лыжникам и водителям снегомобилей можно посоветовать придерживаться дорог на суше; пешеходам также лучше обходить лед стороной. В любом случае им всем необходимо иметь при себе спасательный комплект независимо от того, куда они собираются отправиться и как долго они собираются быть в пути.

    Подсказки

    • Помните, что наезженные ледовые дороги и переправы отнюдь не делают лед прочнее. Следует регулярно менять маршруты.
    • В случае если вам НЕОБХОДИМО перейти водоем по льду, лучший способ для этого - опуститься на четвереньки и двигаться, широко расставляя руки и ноги. Старайтесь двигаться как ящерица, равномерно распределяя вес своего тела. Взять с собой длинную доску или шест – отличная идея. Если лед начнет трещать-а вы иногда получаете повторное предупреждение-положите шест на лед и используйте для распределения своего веса по большей площади.
    • Путешествуя, относитесь ответственно к другим людям. Если вы являетесь руководителем (в школе или спортивном лагере и т.п.), следите за тем, чтобы ваши подопечные не покидали определенную вами территорию и тотчас же возвращайте их обратно. Убедитесь, что установлено достаточно предупредительных значков, чтобы катающиеся на коньках и др., не могли совершить непоправимой ошибки и выйти за пределы безопасной зоны. Необходимо также, чтобы рядом обязательно присутствовал обученный оказанию первой медицинской помощи человек со спасательным комплектом.
    • Собачьи упряжки на льду немного безопаснее, потому что собаки, могут чувствовать образование трещин. Все же не предпринимайте ничего рискованного и будьте точно так же готовы к несчастным случаям, как и при других зимних видах спорта.
    • Если вы должны кататься на тонком льду (в буквальном значении), убедитесь, что вода неглубока (т.е. 2 - 3 фута (60 – 90см)). Если вы провалитесь, то вымокнете и замерзнете, но сможете выбраться на берег, несмотря на неприятные ощущения. Разумеется, для детей это недопустимо.
    • Пересекать ненадежный лед вдвоем более безопасно по разные стороны толкаемого по льду каноэ. Не забудьте про весла. Они могут понадобиться вам на разводьях.

    Предупреждения

    • Эта статья касается жителей стран с холодным климатом, таких как Канада, северная часть США и Россия. Если в вашей стране или области отсутствуют обычные зимние условия, учтите, что лед будет небезопасным в любое время года и даже не думайте заниматься ничем из вышеописанного без совета профессионалов, лучше всего местных государственных органов, уполномоченных давать подобные рекомендации.
    • Никогда не пейте спиртного, занимаясь зимними видами спорта, – дождитесь возвращения в свое жилье или дачный домик. Алкоголь может вызвать ошибки при управлении снегоходом, увеличить время реакции и ухудшить способность быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Алкоголь не помогает бороться с холодом; на самом деле он увеличивает теплоотдачу и может привести к гипотермии.
    • Никогда не выезжайте на лед, если он не был проверен профессионалами и признан безопасным. Но даже при выполнении этого условия водители иногда проваливаются под лед. Если вы должны ехать, будьте начеку – не гоните, опустите стекла (включите печку на большую мощность, если это причиняет вам неудобство) и отстегните ваши ремни безопасности.
      • Убедитесь, что вы знаете, как выбираться из тонущей машины, и вы обсудили спасательные мероприятия со всеми пассажирами.
      • Езжайте по льду медленно, особенно приближаясь к берегу. Почему? Вес машины-будь то снегомобиль, автомобиль или грузовик-давит на лед сверху. По мере вашего продвижения это вызывает небольшое, но чувствительное волновое колебание, которое распространяется по льду перед вами. Эта волна может отразиться от берега при вашем приближении. В зависимости от вашего веса и скорости это обстоятельство может стать причиной ледяного разлома.
      • Не берите детей в поездки по ледовым дорогам, разве что у вас просто нет другой возможности оказать необходимую неотложную помощь. У вас не будет времени подумать о них, когда вы будете выбираться из тонущей машины.
    • Водителям снегомобилей не следует ехать на большой скорости – если они не видят, что впереди, скорее всего они попадут в полынью, потому что не смогут вовремя затормозить. К тому же на скользком льду резко объехать внезапно появившуюся полынью может быть просто невозможно. Более вероятно попадание в занос, в результате которого вы как раз и угодите в воду. Лучше оставайтесь на берегу.
    • Никогда не катайтесь на коньках, не играйте и не пускайтесь в путь по льду, пешком, на лыжах или на снегомобиле, в ночное время. Вы ничего не сможете увидеть, если произойдет несчастье и, скорее всего, не получите помощи.
    • Не думайте, что внезапное сильное похолодание делает лед более безопасным. В действительности в этом случае лед становится хрупким и ломким еще скорее, чем во время краткой оттепели. Всегда проверяйте.
    • То, что в обследованной вами области лед кажется безопасным, еще не значит, что где-то в другой части этого же водоема он будет таким. Если вы собираетесь выйти за пределы исследованной вами области, вы снова должны проводить проверку или определять границы зоны безопасности.
    • Когда вы двигаетесь по лыжной трассе или дороге для снегомобилей, не используйте покрытые льдом потоки, реки, пруды или озера в качестве кратчайшего пути, если они не признаны таковыми местными властями и не обследуются ежедневно. Люди часто стремятся срезать путь в конце дня, когда спортсмены устали и хотят скорее добраться домой и уже темнеет; преимущественно в это время происходят несчастные случаи, просто потому, что вы устали. К тому же влияние дневного тепла сказывается к концу дня, когда лед становится наименее прочным.

«Я впервые собираюсь на зимнюю рыбалку. Читал у вас, что лед еще тонкий, и выходить на него опасно. Как определить, можно ли выходить на лед?»
(СМС)

ОТ РЕДАКЦИИ: ответ на этот вопрос нам предоставили в пресс-центре МЧС по Челябинской области.

«В период становления льда вода замерзает, как правило, неравномерно - по частям: сначала у берега, на мелководье (в защищенных от ветра заливах), а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек) лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда. Даже на одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Скрепленный вечерним или ночным холодом, в период с ноября по декабрь лед еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится очень слабым, хотя и сохраняет достаточную толщину.
Каковы же признаки так называемого «тонкого льда»? Серый, молочно-мутного цвета, ноздреватый и пористый - такой лед очень опасен, так как обрушивается без предупреждающего потрескивания. Лед может быть непрочным около стока вод; на течении (особенно быстром), на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий. Следует обойти площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше, к тому же снег маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова.
Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно толщины льда не менее 7 см; массовой пешей переправы - не менее 15 см; для транспортного средства весом 0,8 тонн требуется лед толщиной 20 см; для автомобиля весом 3,5 тонны разрешается переправа при толщине льда 25 см.
Чтобы измерить толщину льда, надо пробить лунки по сторонам переправы и промерить их. Следует иметь в виду, что состоит из двух слоев: верхнего (мутного) и нижнего (прозрачного и прочного). Измерить точную толщину можно, лишь очистив сначала верхний (мутный) слой от снегового, совсем уже непрочного льда. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре, превышающей ноль градусов в течение трех дней, прочность льда снижается на 25 процентов.
Чего нужно избегать в период становления льда:
* не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости (если есть туман, снегопад, дождь);
* не проверяйте на прочность лед ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палки покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при потрескивании льда и образовании в нем трещин».



  • Разделы сайта