Преподаватель аштанга йоги. Каким должен быть тренер по йоге? Как будет составлено расписание тичерз-тренинга

Сложно сказать, кто такой учитель йоги, потому что так сейчас называют что угодно - от групповых занятий в спортзале до оккультных ритуалов. Многие спекулируют на том, что йога - это открытая система практик, которая постоянно изменяется. Потому понятие «инструктор йоги» весьма условно. Я могу сходить на пару мастер-классов и показывать заученные упражнения друзьям и коллегам за деньги. Или получить образование в одном из йога-институтов Индии и, вернувшись сюда, преподавать. Говоря откровенно, я могу просто придумать десяток упражнений, начитавшись литературы, и учить этому людей, окрестив свои уроки йогой, - и это тоже прокатит.

Я не тренер - ко мне не приходят несколько раз в неделю для тренировки определённых мышц и зон. Я не врач - ко мне приходят не за решением той или иной проблемы, потому что прихватило. Инструктор - это тот, кто учит людей самостоятельно общаться со своим телом.

Об обучении

Я по образованию переводчик, долгое время преподавала в одной из петербургских школ. При этом я много лет занималась йогой и в конечном итоге решила: «Почему бы не попробовать преподавать и её?»

Чтобы стать инструктором в фитнес-клубе, достаточно пройти двухнедельный выездной семинар, где тебя научат основам хатха-йоги, даже если ты до этого ничем подобным не занимался. По завершении получаешь сертификат - и вперёд, вести фитнес-йогу. Такая альтернатива аэробике собирает немало дамочек. Если хочешь что-то более серьёзное - нужно постараться. Разные школы, федерации и ассоциации в разных городах и странах выдвигают свои требования для поступления на курс инструктора. Где-то нужно прозаниматься в одной конкретной школе от двух до пяти лет, где-то - заплатить от 20 до 500 тысяч рублей. Лицензированию этот вид деятельности у нас не подлежит, хотя налогом облагается.


Моя школа выдвигает достаточно жёсткие требования для претендентов в инструкторы. Чтобы просто попасть на курс, необходимо успешно закончить 5 лет обучения и получить положительную рекомендацию. Предпочтение отдают людям с высшим образованием в области психологии, медицины и физиологии. Далее годовой курс, в котором рассказывают о тонкостях преподавания. И необъятная самостоятельная работа. Нужно прочитать тонну литературы и посетить занятия не менее чем 30 учителей из 7-10 стран мира. После всего этого предстоит месячный интенсив с главным инструктором и завершающее интервью. Итоговых экзаменов как таковых нет - всё решает то, как вы себя показали в процессе. И после всего этого вам не выдают лицензию «суперинструктора» - ваш статус столь же условен, как и у инструктора из фитнес-клуба. Только вы больше знаете, больше понимаете и чувствуете себя уверенно.

Об учениках

К ученикам я подхожу весьма избирательно. Не беру новичков старше 35 лет из-за закостенелости. С возрастом разные аспекты становится всё сложнее и сложнее развивать, и я считаю это тратой времени. Я утрирую, но это так. Важна абсолютная открытость и готовность полностью менять себя. Кроме того, нужна возможность меняться. Потому и инвалиды не смогут йогой заниматься. Не потому, что колясочник не сядет в позу лотоса, нет. Нужен всесторонний жизненный опыт, который ему, к сожалению, недоступен. Потому йога - это только для молодых и здоровых. Да, есть занятия для пожилых, но ведь бабуля в 70 лет не станет развивать свою сексуальность, ей это нафиг не надо, а ведь без этого никуда.

Люди приходят с разными проблемами и с разными целями. Зажатость в сфере сексуальности, кстати, чаще всего бросается в глаза, общественные нравы способствуют невротизации человека. Люди приходят с закрепощённой спиной, с поджатым, ригидненьким телом. Пять минут асан, направленных на расслабление поясницы, - и они выглядят куда более счастливыми. Разгрузить человека эмоционально через тело не так уж и сложно.


Я знаю и таких преподавателей, которые гнут людей насильно. Подходят и, как в балетной школе, садятся сверху, «дотягивая шпагаты», или просто понемногу «продавливая» некоторые асаны. Это неудивительно: на последнем семинаре очень многие преподаватели из Европы говорили, что «русские негибкие». И тем не менее насилие над учениками - это крамола. Ведь не столь важно, сложится он в лотос или нет с первого раза. Куда важнее, какие попытки он предпримет и что ему это даст.

О трудностях на занятиях

Индивидуальные уроки йоги - редкость. Многие находят их неплохим поводом продолжить знакомство в более интимном ключе. Но это не очень хорошая практика ещё и потому, что в группе куда проще проследить динамику роста, и человеку самому легче раскрыться.

Вообще с учениками не часто случаются проблемы. Есть, конечно, конфликтные, которые могут выносить мозг преподавателю и подъедать его статус своим поведением. Но в действительности они нужны самому преподавателю. Они показывают его слабые места, тренируют его выдержку.

У меня была парочка, которая закатывала глаза с вопросом: «Вы серьёзно?» - когда я начала рассказывать про эфирное поле

Иногда находятся те, кто просто не готов воспринимать определённую информацию. У меня была парочка, которая закатывала глаза с вопросом: «Вы серьёзно?» - когда я начала рассказывать про эфирное поле. Просто им было интереснее развитие тела, а эзотерические знания оказались лишними. А без них в йоге никуда. Многие боятся самого слова «эзотерика», а оно всего-навсего означает «внутренний» или «скрытый». Внутри каждой системы, культурной или религиозной, есть скрытые разделы - не более чем сноски в книге.

Православие знают все - ходят по церквям, целуют иконы. Но внутри этой традиции есть скрытая система, которая называется исихазм. И о ней знают далеко не все. А это всего-навсего прагматичный набор инструментов, которые показывают, как следовать всем известным заповедям из затхлых книг и каким конкретным образом можно изменить себя. Без лирики.

О видах занятий

Все московские центры выглядят очень красиво и дорого. Симпатичные девочки на ресепшене зазывно подмигивают, обязательно есть магазинчики с мерчем и книгами. Но кажется, сами инструкторы книг этих не читали. Они запомнились раздражёнными и злобными. Я не знаю, с чем это связанно, но гармонией там и не пахнет. Вообще я часто слышу, что в Москве невозможно найти хорошую студию и грамотного инструктора. Как-то решила проверить сама и пошла на три случайных занятия в разные йога-центры.

Первым был урок йоги Айенгара. Популярный центр, представительный сайт, хорошая репутация. Сразу позабавило - для полуторачасового занятия нам выдали целую кучу гаджетов: болстеры, одеяла, подушки, коврики, кирпичи резиновые, кирпичи деревянные, ленты для натягивания и много чего ещё. Мы сделали всего лишь три асаны, и всё это умудрились использовать. Инструктор была весьма нервной, всех жёстко критиковала и была откровенно напряжена. Айенгар - это специфическая школа, которая требует особого напряжения: нужно широко расставлять пальцы, тело специфическим образом докручивать. Я обратила внимание, что у инструктора очень смешно оттопыривались мизинчики и безымянные пальцы на ногах. Видимо оттого, что напряжение она не выпускала, а лишь накапливала всё больше и больше, и потому ходит с такими закрученными пальцами всю жизнь. Мне такая айенгара не нужна.


Дальше я пошла на занятие по аштанга-йоге. Это очень динамическая, силовая практика, выжимающая все соки. Пришли, сели, ждём. Заходит преподаватель, и я понимаю, что этот человек не может быть мастером данной школы. Люди, практикующие аштангу, всегда подтянутые, спортивные, осанистые, а эта горбатенькая, слегка затравленная, начала показывать абсолютно бессвязный набор асан разной нагрузки, которым, кажется, пыталась всех убить. Наверное, решила: «Ну вы же на силовую йогу пришли - попотейте». Дополнил картину старый бумбокс, игравший мелодии из индийских фильмов 80-х годов.

Последний урок стоял в расписании рано утром. Сонные посетители расселись на ковриках, вошёл инструктор - весь в белом, в шапочке и в украшениях. Я удивилась: как он во всём этом золоте будет заниматься? Он, впрочем, и не собирался. А просто сказал: «Делаем упражнение „Ножницы“ 100 раз», - включил на планшете музыку и со скучающим видом стал наблюдать за нами. Потом началось пение мантр: что поют, никто не знает, просто повторяют за учителем. Одна дама, которая тоже была впервые, поинтересовалась, что это значит и что мы поём. «Я не помню, - вяло ответил инструктор, - спросите на выходе у администратора, у неё есть листок с переводом». В конце занятия он дал нам указ лечь на коврики, в центр зала выкатил гонг и со словами: «А теперь медитируйте», - долбил в него оставшиеся 20 минут.

А тут мы просто лежим, пытаясь не оглохнуть

Потом я погуглила и поняла, что это, кажется, их собственная «уникальная» разработка. И чёрт с ним, с гонгом, - всякая дурь бывает, но слово «медитация» тут неуместно. Людям не объяснили, на что медитировать, зачем и как. По сути медитация - это вопрос, размышление над чем-то, поиски ответов. А тут мы просто лежим, пытаясь не оглохнуть. В группе, занимавшейся после нас, было очень много людей - видимо, эта утренняя зарядка чертовски популярна.

О православии и йоге

В Петербурге я столкнулась с другой стороной некомпетентности. Бывший преподаватель физкультуры решил переквалифицироваться, когда пришла мода на йогу. Его урок начинался с танцев под песни Шакиры, Майкла Джексона, Боя Джорджа и Шаде, а заканчивался трёхкратным чтением «Отче наш». Уж не знаю, чем он руководствовался, но «орелигиозивание» такой прагматической системы, как йога, - это очень странно. Потому что с одной стороны тебе дают чёткие руководства по работе над своим телом и сознанием, а с другой вплетают христианство - и тут мы уже начинаем надеяться на боженьку или ещё какую-то хрень, дабы нам помогли. Там, где начинается религия, заканчивается йога, так как заканчивается самоосознанность, стремление, саморазвитие.

Религия и йога - это прямо противоположные вещи. Йогу на постсоветском пространстве очень любят мистифицировать - сгустить краски, сдобрить пугающими суевериями. И получается в итоге: «Приложите руку к экрану, сейчас мы будем заряжать воду».

Иллюстрации: Маша Шишова

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

Йогой я начала заниматься около 7 лет назад. Все когда-то начинается. Это были первые робкие шаги. Я пришла в фитнесс клуб и веселая улыбчивая девушка демонстрировала йогу на коврике. Все выполнялось больше по наитию, потому как преподаватель был занят собой и своим выполнением асан. Группа таких же страждущих людей была всего лишь приложением для этого преподавателя. И вот однажды, на замену этой девушке прислали другого преподавателя. Что это было за занятие! Оказывается, до этого я занималась, чем угодно, но не йогой. Многое перевернул во мне этот человек. Он потратил целое занятие для объяснения элементарных вещей (теперь я это поняла). Ради его занятий, мне было не лень рано проснуться и ехать в другой район, чтобы получить знания. Прошло несколько лет, и я оказалась на пути преподавателя йоги. Я задалась вопросом – «Какой должен быть настоящий преподаватель, какими качествами должен обладать?»

На мой взгляд, важно первое впечатление. От преподавателя должно излучаться спокойствие, умиротворение и внутренняя уверенность. Человек должен быть опрятным и не отпугивать своим вычурным видом людей. Помнить, что ваша энергия передается людям. И если сам находишься в беспокойном состоянии, нужно постараться настроить себя перед занятием.

Преподаватель, безусловно, должен быть профессионалом своего дела. Т.е преподаватель йоги должен уметь четко объяснять свои действия, грамотно выстраивать занятие, хорошо владеть своим телом, понимать, как выстраивать асаны. Помогать своим ученикам грамотно входить в асану. Знать показания и противопоказания, уметь на практике применять это. Все это характеризует стиль преподавания, личность преподавателя. Учитель должен уметь ориентироваться на ту категорию людей, которые пришли на его занятия. Это могут быть новички или люди с опытом изучения йоги. Ориентироваться надо на большую часть группы. Но если среди новичков есть опытные ученики, можно им давать более сложные варианты асан.

Хороший преподаватель йоги не замыкается на себе и асанах, которые он выполняет. Он всегда в группе, он ведет этих людей к познаванию и понимаю йоги. Если уже сложившаяся группа, надо стараться разнообразить занятие, с каждым разом добавлять новое, видеть рост своих учеников. Необходимо иметь обратную связь с ними. Понимать, что доставляет трудность, где сделать больше акцент на следующих занятиях.

Мне очень не нравится, когда преподаватель ставит себя на пьедестал, возвышаясь над учениками. Значит этот преподаватель заинтересован в демонстрации своих умений, а не в несении знания для учеников. Учитель должен быть внимателен, стараться обезопасить людей от травм. Постепенно, необходимо прививать своим ученикам техники пранаямы, элементы медитации. Донести до них мысль о том, что правильно освоенные асаны это еще не цель йоги!

Безусловно, преподаватель должен сам самосовершенствоваться. Нельзя, получив какое то количество знаний остановиться на месте. Свое собственное развитие и духовный рост не должны прерываться. Необходимо читать духовную литературу, изучать труды по йоге, практиковать самостоятельно (вне групп). Отказаться от вредных привычек, быть примером для своих учеников! Вот так я вижу на сегодняшний день преподавателя йоги. Я думаю, что это только начало. Более глубоко эта тема для меня откроется если я уже окажусь на месте преподавателя. С практикой придут еще новые ощущения и знания.

Студентка курса преподавателей йоги Наталия Т.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Наша жизнь нераздельно связана с практикой аштанга йоги. В обучении студентов мы стараемся поддерживать чистоту метода, так, как это видит глава традиции Шарат Джойс. Ежегодно мы возвращаемся в Майсор, чтобы укреплять связь с Учителем и углублять понимание метода. Мы занимаемся организацией деятельности нашего сообщества практикующих, как в реальном, так и в виртуальном пространстве: ведем ежедневные классы, поддерживаем наши интернет-ресурсы, снимаем обучающие видео. Всегда рады видеть вас на классах аштанга йоги.

Дмитрий Барышников

Занимается йогой с 1999 года. С 2007 года обучается у Шарата Джойса в KPJAYI (Mysore, India). Летом 2012 и 2014 года прошел двухмесячный углубленный спец. курс для авторизованных преподавателей Аштанга Йоги с Шаратом в Майсоре. Летом 2018 года получил второй уровень авторизации от Шарата Р. Джойса.

Более 8 лет ведет ежедневную майсор-программу, открытую для всех уровней практикующих.

Татьяна Барышникова

Начала практиковать традиционную Аштанга Йогу в 2007 году, в 2010 году начала обучение в KPJAYI (Mysore, India).

Ведет утренние майсор-классы и субботние лед-классы в студии YogaWorks.

Олег Володин

Олег начал свою практику йоги еще в 1979 году. Проходил обучение практике сукшма-вьяяма у А.Н. Зубкова и его сына.В 1989 году принимал участие в первой Всесоюзной конференции по йоге, где познакомился с практикой Б.К.С.Айенгара.В течение последних 30 лет Олег обучался йоге Айенгара, Крия-йоге, а также Аштанга йоге в Институте Аштанга Йоги Шри К. Паттабхи Джойса (Майсор, Индия). В 2010 году получил авторизацию от своего наставника - Шарата Р. Джойса. Сейчас Олег преподает как Аштанга йогу в традиции Шарата Р. Джойса, так и Сукшма-вьяяму в традиции Дхирендры Брахмачарьи.

Эвелина Пронина

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ АШТАНГА ЙОГИ

Эвелина Пронина – преподаватель традиционной Аштанга йоги. Она практикует Аштанга йогу с 2007, а преподаёт с 2013 года. Ежегодно Эвелена ездит на обучение к хранителю традиции Шарату Р. Джойсу в Институт Аштанга йоги (Индия, г. Майсор).

В нашей студии Эвелина ведет традиционный вечерний майсор-класс, где работает с каждым индивидуально: объясняет ключевые моменты, показывает последовательности асан, помогает разобраться в том, что вызывает сложности. Это эффективный и безопасный тип занятий, которые подходят для любого, кто хочет освоить практику йоги.

Многие считают, что начать преподавать — это логичное продолжение личной практики длинной в несколько лет. «Мне нравится йоги, я достиг(ла) в ней успехов, хочу передавать знания». С одной стороны, это хорошая мотивация, а с другой — плохая (говорю на личном опыте 17 лет практики и 9 лет преподавания). Почему же плохая? Потому что придётся подстраиваться под преподавание. И не всегда это комфортно. Чтобы не испытать шок и не свернуть с намеченного пути — либо «свернуть» как раз туда, куда надо — ниже что-то вроде «шпаргалки» для тех, кто хочет стать «йога-преподом» / преподавательницей йоги.

Что НЕ нужно для того, чтобы начать преподавать йогу:

  • Какая-либо инициация или благословение от «Гуру»
  • Знание тайных практик и мантр
  • Умение контролировать людей и подчинять своей воле, знание магических приёмов (которые по факту есть в йоге которые некоторые преподаватели используют)
  • Досконально знать человеческую анатомию
  • Не нужно быть врачом или профессоинальным спортсменом (как и, например, балериной или гимнастом)
  • Не нужно много денег и деловая жилка — ведь открывать свой йога-центр совсем необязательно
  • Не нужно даже много лет заниматься йогой (хотя это очень помогает)
  • Для большинства стилей, не нужно быть «духовной личностью» или «Пробуждённым»
  • Не нужно иметь ИДЕАЛЬНОЕ здоровье — ведь и ваши ученики не будут им обладать
  • Не обязательно иметь самый дорогой коврик для йоги и самую модную американскую одежду для неё — достаточно базового комплекта. Многие йога-центры с радостью предоставят преподавателю (и учащимся) коврик.
  • Не обязательно обладать личным транспортом — на ваши 2-3 урока в день вы, в принципе, доедете и на метро.

А вот что НУЖНО:

  • «ПСИХИКА». Быть психологически стабильной личностью — чужое мнение (о вашей практике и о вас лично не должно вас задевать — будь оно восторженное или неодобрительное)
  • «ФИЗИКА». Иметь умеренно хорошее здоровье и личную энергию для интенсивного преподавания (иметь силы проводить 1-4 урока в день)
  • «ТЕОРИЯ». Обладать базовыми знания о теории и практике йоги — чтобы отвечать на стандартные вопросы и направлять людей туда, куда надо. Проштудируйте «Йога-сутры», «Хатра-йога Прадипику» и «Шива-Сутры» — для начала хватит.
  • Наработать ядро практик, которые вы и будете преподавать. Делиться надо только тем, что сам(а) хорошо знаешь. Новые для вас практики надо сначала «обкатать»: прежде, чем давать другим людям практику, сделайте её сами хотя бы 108 раз (это обычно занимает 2-3 месяца или больше).

Как не «перегореть», начав преподавая йогу:

  • Внимательно прислушивайтесь к собственному здоровью. В случае появления тревожных симптомов в суставах, позвоночнике, или общем упадке сил — договаривайтесь со своими работодателями и снижайте интенсивность преподавания. Например, не берите 3-4 урока в день, оставьте 1-2. Делайте «выходные». Оставьте время на личную практику, восстановление сил, и на повышение квалификации без отрыва от работы.
  • Если вы преподаёте — все асаны делайте аккуратно, не допускайте травм. Не стремитесь показывать максимальную форму каждой асаны! Не рискуйте работой и здоровьем, демонстрируя сложные позы, которые вы пока знаете не «на пять». Травма выбивает преподавателя на 2-3 месяца, если не больше — из работы и своих занятий.
  • Оставляйте в графике дня хотя бы час-два на отдых, пребывание на природе, и в тишине. Идеально — серьезно займитесь медитацией. Это поможет восстанавливаться от тесного общения с (очень разными!) людьми и езды по городу в часы пик. Ваши нервы должны быть в хорошем «рабочем» состоянии, иначе преподаватель йоги из вас никудышний.

Не стремитесь сразу становиться «Гуру», персональным коучем людей, которые наладили с вами психологический контакт. Вы можете давать индивидуальные занятия, но не стремитесь «дружить» даже со своими лучшими учениками\цами. Держите дистанцию и никогда не позволяйте отношениям с учащимися становиться личными и тем более интимными. Есть люди, которые ищут наставника (а то и родителя!) и готовы на всё, чтобы заполучить коуча. Став преподавателем\ницей йоги, вы берете на себя ответственность за то, чтобы не входить в далеко идущие отношения с учениками, которые потом могут негативно повлиять на всех участников отношений. Это «само собой разумеющееся» правило очень часто нарушают западные преподаватели и мы недавно наблюдали целую череду связанных с этим скандалов.

Изучите правовые нормы, регулирующие преподавание йоги (их почти нет). узнайте, какие последствия имеет получение травмы человеком на вашем занятии, обсудите это с вашими работодателями. Если вы не врач, НИКОГДА и ни под каким предлогом не пытайтесь заниматься йогатерапией каких-либо заболеваний.

Дополнительно:

Не допускайте, чтобы ваша личная практика зачахла из-за интенсивности преподавания. Не берите больше часов занятий, чем вы можете потянуть, сохранив 1-2 часа личной практики в день. Иначе вы не преподаватель йоги, а винтик в машине йога-индустрии — и в долгосрочной перспективе, не сможете дать своим ученикам глубоких знаний.

Раз-два в год ездите на «повышение квалификации» — к продвинутому учителю\нице йоги, за границу или на ретрит. Узнавайте новые техники йоги. Изучайте авторитетную йогическую литературу.

Поддерживайте своё здоровье в максимально хорошем состоянии. Если позволяют средства, регулярно получайте массаж, сеансы хиропрактики или мануальной, висцеральной терапии. Делайте аюрведические процедуры.

Вы не обязаны становиться вегетарианцем, но обязательно питайтесь полноценно — так, чтобы ваше тело было в отличной физической форме. Регулярно сдавайте полный (развёрнутый) анализ крови, чтобы контролировать показатели. Если сами не обладаете глубокими знаниями по диетологии, получите консультацию у специалиста (врача). Никогда не пользуйтесь материалами по питанию или чисткам организма, выцепленными с просторов интернета: они, мягко говоря, не надёжны!

Так как вы работаете с людьми, постарайтесь иногда (1-2 раза в год, хотя бы) получать консультацию психолога или коуча. Так вы снимете психологические конфликты (а они на работе будут иногда) и будете «держать руку на пульсе» своего личностного роста.

Если вы хотите построить свой йога-бизнес, или сделать преподавание йоги основным источником дохода, имеет смысл получить удалённое бизнес-образование или хотя бы ряд консультаций у специалиста по бизнесу. Йога-бизнес мало чем отличается в любого другого и вполне логичен. Если не хотите ближайшие 5 лет рабоать «за донейшен» или «сколько надо и как придётся», не пренебрегайте такими инструментами, как бизнес-план и ведение личной бухгалтерии (контроль доходов\расходов).

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga



  • Разделы сайта