Правостороннее нарушение осанки упражнения. Какие бывают упражнения для осанки детям? Осложнения и последствия

Осанка - это привычное положение тела стоящего человека. Нормальная осанка заключается в гармоничном строении тела, симметрии отдельных его частей, и все это представляет собой важное биомеханическое условие прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела.
Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания). Однако, надо отметить, что современное поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, вследствие чего осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой не только выглядит непривлекательно, как правило, такой ребенок мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, а также часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки нельзя назвать болезнью, однако ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, также он легко подвержен заболеваниям органов дыхания, пищеварения и развитию астено-невротических состояний.
Различают два вида нарушения осанки:
а) В сагиттальной плоскости - сутулость (увеличен грудной кифоз), тотальный кифоз , круглая спина (резко увеличен грудной кифоз и почти нет поясничного лордоза), кругло-вогнутая спина(увеличен грудной кифоз, увеличен поясничный лордоз), а также плоская спина (сглажены все физиологические изгибы позвоночника).
б) Во фронтальной плоскости - так называемая асимметричная осанка, при которой наблюдается выраженная асимметрия между правой и левой половиной тела (сколиоз). При этом позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, которая своей вершиной обращена вправо или влево. Также отмечается неравномерность прямоугольников талии, одно плечо и лопатка опущены.
При нарушенной осанке у детей наблюдается сниженная жизненная емкость легких, а также значительно затруднена работа сердца, органов пищеварения, нередко беспокоят головные боли, быстро наступает переутомление. Во многих случаях у детей с нарушенной осанкой развивается близорукость.
Для того, чтобы исправить дефекты осанки, необходимо принять меры, которые способствуют улучшению физического развития ребенка: режим дня, соблюдение гигиенических условий. Необходимо следить за питанием ребенка с нарушенной осанкой. Так, в ежедневный рацион ребенка должны входить следующие продукты: мясо, рыба, птица, молоко, сыр, злаки, овощи и фрукты, мед. Особенно полезны для строения костей, позвонков и межпозвоночных дисков и позвонков: яблоки, груши, клубника, малина, тыква, орехи (фундук), чечевица, салат, виноград. Дело в том, что в этих продуктах содержатся такие питательные вещества и витамины, как фруктоза, витамины С, В - каротин, Fe, Mn, белки животные, магний, Ca, K, глюкоза, фитоэкстроген, лецитин. А вот потребление жиров должно быть ограничено.
Также немаловажное значение имеет целенаправленное использование средств физического воспитания, то есть занятия ЛФК при нарушении осанки у детей, массаж для детей с нарушенной осанкой. Очень важно как можно раньше начать (и систематически проводить) закаливание. Если все эти действия начать вовремя, то они помогут предотвратить развитие неправильной осанки у ребенка.
Лечебная гимнастика для детей с нарушенной осанкой тоже играет большую роль в формировании правильной осанки. Физические упражнения для детей при нарушении осанки способствуют укреплению всего организма, а именно - улучшают обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения.

Комплекс лечебной гимнастики при нарушении осанки у детей дошкольного возраста:
1. Ходьба обычная - 10-15 секунд. При этом необходимо следить за правильностью осанки ребенка (напоминайте ему об этом).
2. Ходьба на носках, руки на поясе - 10 секунд.
3. Ходьба с высоко поднятыми коленями, руки на поясе - 15 секунд.
4. И. П. - ноги на ширине плеч. Поднять прямые руки вверх, потянуться - вдох, опустить вниз - выдох. Повторить 4-6 раз. При этом надо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок прогибался в поясничном отделе.
5. И.П. - ноги вместе, в руках гимнастическая палка. Палку взять руками за концы спереди, руки внизу. Отставить правую ногу назад - поднять руки вверх, вернуться в исходное положение - руки вниз. Повторить то же самое с левой ноги. Следить за прогибанием ребенка в поясничном отделе. Повторить 6-8 раз.
6. И.П. - ноги вместе, палку взять руками за концы сзади, руки внизу. Потянуться на носки - отвести руки с палкой как можно дальше от поясницы, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
7. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять левую руку и согнуть в колене правую ногу, подтянуть ее к животу. Затем - правую руку и левую ногу. После этого - обе руки вместе с обеими ногами. Повторить 4-6 раз.
8. И.П. - лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги вверх во время выдоха. При этом надо следить за тем, чтобы нога ребенка в колене не сгибалась.
9. Упражнение - "Ласточка". И.П. - лежа на животе. Оторвать от пола грудь, руки, ноги - удерживать такое положение 3-4 секунды. Повторить 4-5 раз.
10. Упражнение "Бокс". И.П. - лежа на животе. Выполнять движения руками, имитируя боксерские, при этом удерживая напряженным верхний плечевой пояс. Повторить 7-8 раз.
11. И.П. - стоя на коленях, ступни вместе, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны, левую ногу отвести в сторону. Повторить то же самое с правой ногой. Выполнить 4-6 раз. Следить за осанкой ребенка.
12. Спокойная ходьба - 30 секунд.

Комлекс ЛФК для детей при нарушении осанки (школьный возраст):
1. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки поднять вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, при этом разводя локти в стороны, затем опустить руки вниз. Повторить 5-6 раз.
2. И.П. - то же. Руки поднять вверх, потянуться, бросить мяч назад, затем через стороны опустить руки вниз. Повторить 3-4 раза.
3. И.П. - стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку. При этом следить за сохранением правильной осанки. Сделать 4-6 раз.
4. И.П. - стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, при этом смотреть вперед. Выполнять наклоны вправо и влево. Сделать по 4-6 наклонов в каждую сторону.
5. И.П. - лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить, при этом не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать. Повторить 8-10 раз.
6. И.П. - лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Выполнять дыхательное упражнение. При этом следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе опускались. Повторить 3-4 раза.
7. И.П. - лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 5-10 секунд. Повторить 3-4 раза.
8. И.П. - лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Выполнять поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении в течение 3-5 секунд. Сделать по 4-6 раз каждой ногой.
9. И.П. - лежа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища, при этом одновременно выпрямляя руки в стороны - сделать вдох, затем вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
10. И.П. - лежа на спине. Выполнять поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). Сделать по 10-15 раз каждой ногой. Затем - отдых лежа на спине, при этом спокойное дыхание в произвольном темпе в течение 20-30 секунд.
11. И.П. - лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, при этом прогибаясь и сближая лопатки, затем лечь, расслабляя мышцы. Повторить 3-4 раза.
12. И.П. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти (упражнение "мостик"). Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
13. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, развести руки в стороны, затем вверх, далее - потянуться, руки в стороны и вниз. Повторить 4-5 раз.
14. И.П. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 секунд. То же самое повторить другой рукой и ногой. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
15. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, затем поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Затем опустить через стороны руки вниз. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
16. И.П. - основная стойка, гимнастическая палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
17. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, сделать наклон в сторону, при этом смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же самое повторить в другую сторону. Сделать по 2-3 раза в каждую сторону, темп медленный.
Выполняя упражнения при нарушении осанки у детей необходимо следить за тем, чтобы дети правильно дышали, не задерживали дыхание. После выполнения упражнений следует походить по комнате обычным шагом, при этом сохраняя правильную осанку. Дыхание полное, глубокое (на 3 шага вдох, на 5-6 - полный выдох). Продолжительность ходьбы 2-3 минуты.

Лечебные упражнения для исправления осанки у детей:
1. И.П. - лежа на спине, руки за головой. Поднять прямую ногу назад, затем медленно вернуться в исходное положение. То же самое повторить другой ногой. Сделать каждой ногой по 8-10 раз.
2. И.П. - лежа на спине. Голова, туловище, ноги лежат на одной прямой линии, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, при этом сохраняя положение тела, затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
3. И.П. - то же самое. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах. Повторить 8-10 раз.
4. И.П. - то же самое. Согнуть ноги, затем разогнуть и медленно опустить. Повторить 8-10 раз.
5. И.П. - лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки положить на пояс, лопатки соединить. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
6. И.П. - то же самое. Кисти рук переводить к плечам или за голову. Повторить 8-10 раз.
7. И.П. - лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в таком положении, приподнять и опустить левую ногу. То же самое повторить, лежа на левом боку. Сделать с каждой стороны по 8-10 раз.
8. И.П. - лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх. Повторить по 8-10 раз каждой ногой.
9. И.П. - лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины, затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
10. И.П. - то же самое. Выполнять поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
11. И.П. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги. Повторить 8-10 раз.
12. И.П. - лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу 3-4 секунды, медленно опустить их в исходное положение. То же самое повторить на левом боку.
13. И.П. - лежа на спине. Выполнять движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. Повторить 15-20 раз.
14. И.П - сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.
15. И.п. - сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Выполнять приподнимание пяток одновременно и поочередно, а затем разведение стоп в стороны. Повторить 8-10 раз.
16. И.П. - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнять перекат с пятки на носок. Повторить 10 раз.
17. И.П. - стоя. Выполнять полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед. Повторить 10-15 раз.
18. Ходьба на носках, на наружных краях стопы - 30 секунд.
19. И.П. - сидя на стуле. Выполнить захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 - 10 раз.
20. И.П. - сидя, колени согнуты (угол 30"). Потрясти ногами в стороны. Повторить 8-10 раз.
21. И.П. - лежа на спине. Выполнять горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами ("Ножницы"). Выполнить 15-20 раз.
22. И.П. - стоя. Завести одну руку за голову, вторую за лопатки. "Попилить" несколько раз, меняя положение рук.
23. И.П. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз (сделать "полумостик"), на выдохе опуститься в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
24. И.П. - сидя. Катать мячи (теннисный, волейбольный) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.
25.И.П. - то же самое. Катать скакалку или палку двумя ногами - 3 минуты.

Что называют правильной осанкой? Как осанка влияет на здоровье человека? Эти вопросы для современного человека сегодня актуальны, как никогда. К сожалению, чем больше развита цивилизация, тем меньше у нас необходимости в движении. А движение нужно человеческому организму, чтобы поддерживать тонус опорно-двигательного аппарата и мышечный каркас.

Именно поэтому разрабатываются различные комплексы упражнений для коррекции осанки, способные профилактировать или даже исправить нарушения в позвоночнике.

Правильная осанка – залог здоровья

Осанкой называют положение тела при ходьбе, сидении или стоянии. Постепенно в процессе жизни она будет формироваться и от нее зависят многие жизненно важные процессы в организме человека.

Примером правильной осанки являются спортсмены, танцоры и просто люди, занимающиеся физкультурой. При этом у них всегда прямая спина и ровная уверенная походка. Правильную осанку иногда называют королевской.

В формировании осанки принимает участие много мышц. Если она сформирована еще с детства, человек будет испытывать меньше проблем с работой сосудов, сердца, опорно-двигательного аппарата, легких, органов пищеварения.

Правильная осанка

Причины нарушения осанки

Причины появления не правильной осанки подразделяются на две группы:

  • врожденными;
  • приобретенными.

От рождения у человека могут быть такие причины неправильной осанки:

  • Расщепление позвонков в любом участке позвоночника.
  • Срастание отростков позвоночника, который называются остистыми.
  • Формирование позвонков неправильной формы.
  • Несрастание дуг позвонков.
  • Деформирование позвонков.

Причины и условия, который повлияли в процессе жизни:

Плоскостопие

  • привычка сидеть в неправильной позе;
  • мебель, которая не соответствует росту человека, особенно если ею приходиться пользоваться длительное время;
  • полученный травмы, в результате которых пострадал позвоночник;
  • неправильное развитие костей и нехватка в них нужных микроэлементов;
  • сложные инфекционные болезни;
  • неправильно развитие стопы, а именно ;
  • неполноценное развитие тазобедренного сустава;
  • пребывание в одном и том же положении очень долго;
  • воспаление суставов позвоночника.

Неправильная посадка может быть причиной нарушения осанки

Причинами неправильной осанки может стать с детства привычка у ребенка сидеть неправильно в школе или детском саду. Еще отсутствие полной физической нагрузки влияет на формирование осанки и ее развитие в течение жизни, поэтому неправильную осанку нужно исправлять.

В организме человека взаимосвязаны практически все органы и их системы.

Как влияет осанка на общее здоровье человека:

  • Все внутренние органы располагаются на своих местах.
  • Они не придавливаются и не перегибаются.
  • При этом всегда правильно работает кишечник.
  • Происходит нормальный отток желчи.
  • Находится в нормально кровообращение во всех сосудах.
  • Не повреждается суставная ткань.

Правильная осанка влияет и на состояние психоэмоционального фона человека. Прямая спина и красивая осанка придает уверенности и предотвратит развитие депрессии.

Читайте также

Особенности упражнений для исправления осанки в домашних условиях

Перед выбором любого комплекса нужно получить консультацию у врача. Он сможет оценить отклонения от правильной осанки и составить комплекс общеразвивающих и лечебных упражнений. От этого может зависеть нагрузка и тип упражнений для домашних занятий.

Необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений дома факторы:

  • Вес пациента. При большом количестве лишнего веса будет увеличиваться нагрузка на позвоночник. Поэтому пациенту необходимо стараться избавиться от лишних килограммов.
  • В момент занятий нужно следить за своей осанкой. Но при этом стараться не напрягать мышцы, чтобы не болела спина.
  • Для закрепления успеха можно использовать специальный корректор осанки. Он будет поддерживать и формировать позвоночник, и осанка всегда будет находиться под контролем.
  • Нужно обратить внимание на положение головы. Ее держат высоко, но не задирают неестественно. В этот момент взгляд должен концентрироваться на уровне глаз. Можно выбрать какой-то предмет, на котором будет концентрироваться взгляд.
  • Необходимо завести привычку и выпрямлять спину во время ходьбы , сидения или стояния. Так нужно поступать и в период отдыха.
  • Для поддержания привычки и стимулирования занятий по исправлению осанки используют наглядные элементы. Это могут быть специальные плакаты дома или на рабочем месте. Можно ставить напоминания в телефон.

Правильное положение сидя

Лечебная физкультура для исправления сутулости

Основной причиной появления сутулости у людей является слабость мышц спины. Поэтому упражнения лечебной физкультуры в основном должны быть направлены на их укрепление и выпрямление позвоночника.

При правильном подходе и настойчивости результаты станут уже заметны через несколько дней после начала занятий.

На что нужно обратить внимание:

  • Исходное положение тела.
  • В упражнениях почти всегда будут чувствовать руки, ноги.
  • Комплекс упражнений должен занимать около минут.
  • Чтобы обойтись без дорогостоящих тренажеров можно использовать подручные средства. Облокачиваться можно на стену, а гантели сделать из пластиковых бутылок с песком.
  • В процессе упражнений следить за осанкой и выполнять их только с прямой спиной.
  • Если упражнение выполняется у стены не нужно касаться ее затылков. Достаточно ее держать ровно.
  • Для начала стояние у стены должно длиться не менее 2 минут. Постепенно увеличивая время в процессе выполнения курса упражнений.

После того, как мышцы спины придут в нужный тонус, исправится осанка. Если войдет в привычку следить за ней и делать в целях профилактики специальные упражнения осанка всегда будет правильной.

  • сидя прямо, голова опущена, лопатки соединены. Продержаться в таком положении 20 – 30 секунд;
  • стоя нужно грести руками, как при плавании;
  • стоя нужно тянуться макушкой головы вверх, насколько это возможно;
  • наклоняется вперед и руками обхватывать лодыжки ног;
  • походить по комнате в течении 5 минут;
  • стоять ровно прижавшись к стене, чтобы зафиксировать ровную спину.

Йога для профилактики сутулости

Гантели можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Они используются для тренировок и комплекса ЛФК.

Упражнения с использованием гантелей:

  • Положение лежа. Гантели находятся в вытянутых руках. Ноги нужно отрывать от пола, а руки разводить в разные стороны.
  • Стоя нужно наклониться немного вперед , а гантели взять в руки. Руками двигают так, чтобы лопатки на спине начали работать.
  • В положении стоя нужно руки с гантелями прижимать к плечу.
  • В положении стоя руки с гантелями опущены вниз. Нужно поднимать плечи вверх.

Сильные мышцы спины просто необходимы для правильной осанки. Некоторые упражнения направлены именно на эту область.

  • № 1. Лежа на спине нужно поднимать голову , плечи, лопатки от пола.
  • № 2. Лежа на спине руки заводят за голову. При этом нужно делать попеременные подъемы и дотрагиваться локтем до противоположного бедра.
  • № 3. Лежа на животе поднимают голову и плечи при этом напрягая мышцы ягодиц.
  • № 4. Лежа на животе нужно поднимать руки и ноги.

Упражнения для укрепления спины

Упражнения для формирования правильной осанки нужно делать регулярно. При включении их в ежедневный утренний комплекс возможно избежать многих проблем со здоровьем.

Каждый человек мечтает иметь красивую осанку и подтянутую фигуру. Хотя неэстетичный внешний вид – еще половина проблемы, а вот – уже серьезно. Поэтому относиться к своему здоровью нужно ответственно с самого детства. Если вы заметили, что ваш ребенок сутулится, начинайте бить тревогу, ведь это может привести к развитию множества заболеваний. Сегодня разработано много способов для борьбы с этой проблемой, но самым эффективным и простым является ЛФК.

Упражнения с мячом

При назначении ЛФК важно проводить массаж, который может сопровождаться терапевтическими процедурами по назначению врача. Физическая реабилитация – это хорошее средство, однако требует много времени и усилий.

Что включает в себя физическая реабилитация

Физическая реабилитация – это лечение нарушения осанки у детей и плоскостопия, которые нужно начинать лечить незамедлительно. Подобные проблемы начинают появляться обычно у детей младшего школьного возраста, но сегодня дети много времени проводят за компьютером, поэтому осанка может нарушиться еще в дошкольном возрасте. Таких детей нельзя назвать больными, но они относятся к группе риска по развитию плоскостопия и патологий позвоночника.
Для наиболее эффективного комплекса лечения родители должны обеспечить ребенку дополнительные условия:

  1. Жесткая и ровная постель.
  2. Правильная организация рабочего места ребенка и хорошего освещения стола с левой стороны (если он левша, то с правой).
  3. Правильно сбалансированное питание для формирования мышечной и костной системы.


В домашних условиях можно научиться формировать правильную осанку, выполняя комплекс несложных упражнений:

Для профилактики и лечения БОЛЕЗНЕЙ СУСТАВОВ наша постоянная читательница применяет набирающий популярность метод БЕЗОПЕРАЦИОННОГО лечения, рекомендованный ведущими немецкими и израильскими ортопедами. Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию.

  1. Встать на четвереньки на пол. Поверхность должна быть ровной и устойчивой, диван не подойдет. На вдохе прогнуться в пояснице, максимально запрокинув голову назад, постараться посмотреть на потолок. Зафиксироваться в этой позе на 10 секунд, вернуться в исходное положение.
  2. Встать прямо, медленно наклониться вперед, немного потрясти опущенными ладонями, через 10 секунд вернуться в начальное положение.
  3. Лечь на спину, расслабиться, ноги и руки развести в разные стороны, мышцы должны быть в полном покое, дышать не глубоко и как можно медленнее.

Показания

Такие занятия, как физкультура и лечебная гимнастика, включающие комплекс несложных упражнений, в основном подходят всем детям, страдающим нарушением осанки и наличием плоскостопия.

Особого внимания требуют следующие заболевания, при которых лечебная физическо-дыхательная активность необходима:

  • Сколиоз или искривление позвоночника;
  • Частые бронхиты, пневмонии;
  • Гастрит, нарушения кислотности, заболевания жкт;
  • Деформации ног, плоскостопие;
  • Нарушения подвижности тазобедренных суставов, дисплазия;
  • Рахит.

Лечение плоскостопия

Начинать процесс лечения плоскостопия лучше с несложных упражнений. В первые месяцы у детей надо бороться со слабостью связок стоп и голени. Это можно сделать при помощи массажа или физиопроцедур. Ребенок перед массажем должен удобно лечь, расслабиться. Массаж начинают с большого пальца, плавно переходя к внутреннему краю стопы. Неплохим дополнением к процедуре будет теплая или контрастная ванночка. Чтобы массаж принес как можно больше эффекта, выполнять его желательно хотя бы дважды в день.
Важное значение имеет ЛФК и при наличии плоскостопия у детей. Лечебная гимнастика может проводиться даже в процессе игры с ребенком, например, можно попросить его походить по скалке, достать предметы при помощи ног или полазать по шведской стенке.

Лечебные процедуры в разном возрасте

Когда ребенку исполнится примерно год или он достигнет возраста, когда научится ходить, нужно повышать нагрузку.
В дошкольном возрасте при обнаружении у ребенка плоскостопия лечение должен проводить врач. Он назначит ряд процедур, направит на консультацию к смежным специалистам.
Дома выполняются следующие упражнения:

  • Ходьба на носочках, пяточках;
  • Попеременные движения на внутренней и внешней части стопы;
  • Катание по полу мячика стопой;
  • Поднимание с пола пальцами ног небольших предметов.

Детям в возрасте до пяти лет противопоказано носить валенки и обувь с открытой пяткой. Девочкам не рекомендуется носить обувь с острым носком. Очень хороший эффект дает плавание в воде, работая как можно больше ногами.
Если ребенок при ходьбе испытывает боль, нужно подобрать обувь с супинаторами, помогающими зафиксировать ногу в правильном положении. Обувь ослабляет нагрузку на мышцы, боль снижается. Однако маленьким деткам дошкольного возраста такую обувь лучше не покупать, потому что стопа еще полностью не сформирована, и фиксация может привести к ослаблению мышц голени.
Если у ребенка обнаружили наличие плоскостопия, то гимнастика в этом случае назначается врачом с учетом уровня физической подготовки больного, возраста, степени и долгосрочности заболевания. Во всех возрастных группах курс лечения включает процедуры, оказывающие закрепляющее действие на организм и специальные упражнения, помогающие снимать болевой синдром, связанный с нагрузкой на мышечную ткань.

Занятия ЛФК и комплекс лечебных упражнений при выявлении плоскостопия у детей рекомендуются проводить два раза в день: через час после завтрака и примерно за два часа до сна. Упражнения и гимнастика при наличии плоскостопия проводятся босиком. За процессом выполнения занятий для лечения плоскостопия должны наблюдать родители или специалист по ЛФК. Гимнастика не должна вызывать у ребенка неприятных ощущений, плохих эмоций. Поэтому рекомендуется заменять скучные процедуры игрой.

Хорошая, - это не только красиво, эстетично и модно.

Прямая спина свидетельствует об отменном здоровье, а вот искривления должны вызвать заслуженные опасения.

Ведь сутулость провоцирует нарушения функционирования внутренних органов.

Ребёнок с искривлённой спиной чаще болеет простудами и бронхитами, страдает от запоров и гастрита. Подобные проблемы грозят неправильным развитием сердца или лёгких. Ещё до посещения врача родитель сможет определить наличие у малыша нарушения осанки.

  • Частая утомляемость, неуклюжесть.
  • Отказ от подвижных игр.
  • Головные боли, . Боль в конечностях после прогулки.
  • Расположение на стуле с упором на руки.
  • Нежелание долго пребывать в одном положении.
  • Хруст суставов при движении.

Если вы наблюдаете у ребёнка один или несколько из этих симптомов следует обратиться к врачу.

Только лечащий врач подберёт медикаменты и процедуры сообразно виду и степени нарушения осанки. В ход идут , оздоровительная гимнастика.

Формирование правильной осанки у детей

Даже если у ребёнка не выявлены какие-либо нарушения, позаботиться о здоровье стоит уже сейчас.

Для приобретения красивой, правильной осанки следует выполнять такой несложный комплекс упражнений:

  1. Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, руки расположите на поясе . На вдохе разведите локти до того момента пока лопатки не соприкоснуться. На выдохе вернитесь в начальное положение. Повторять упражнение нужно не менее пяти раз.
  2. Разведите в сторону руки . Выполняйте движения назад по кругу не менее десяти раз. Дыхание при этом может быть произвольным.
  3. Поставьте ноги шире, кисти прижмите к плечам . На выходе выполните наклон вперёд, на вдохе вернитесь в начальную позицию. При выполнении упражнения спина должна оставаться прямой. Осуществите не менее пяти наклонов.
  4. Соедините руки за спиной . Произведите пять-шесть наклонов в стороны.
  5. Возьмите в руки гимнастическую палку, вытяните руки перед собой . На выдохе выполните приседание, на вдохе возвращайтесь в начальную позицию. Спина должна оставаться прямой. Необходимо осуществить четыре-пять подходов.
  6. Зажав палку в руках, на вдохе потянитесь вперёд и вверх . На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите четыре-пять раз.
  7. Лягте на спину, положите руки вдоль туловища . Попеременно поднимайте вверх ноги. Выполнить упражнение необходимо три-четыре раза.
  8. Лягте на живот, руки расположите на поясе . Поднимайте тело вверх на вдохе, опускайте на выдохе. Осуществите три-четыре подхода.
  9. Расположив руки на талии выполняйте прыжки в высоту . Чередуйте эти подскоки с ходьбой.
  10. В заключении выполните разведение рук в положении стоя . На выдохе широко разводите руки, на вдохе - соединяйте.

Упражнения для укрепления мышц спины

Также необходимо подключить упражнения, которые способствуют укреплению мышц спины.

Такой комплекс поможет и при формировании осанки, и в предотвращения различных заболеваний.

Время выполнения каждого упражнения варьируется от тридцати секунд до трёх минут.

  1. Лягте на спину . Выполняйте круговые движения ногами имитируя езду на велосипеде.
  2. Оставаясь в лежачем положении выполняйте махи прямыми ногами в горизонтальной плоскости . Ноги при этом скрещиваются как бы подражая движению ножниц.
  3. Сядьте на пол, подтяните к себе колени и обхватите их руками . Выполняйте катания по полу на спине. Пытайтесь вернуться в начальное положение.
  4. Лягте на спину, руки разместите вдоль тела . Ноги согните в коленях. Оторвите таз от пола на максимально возможное расстояние. Удерживайте его в таком положении пять секунд, аккуратно вернитесь в начальное положение.
  5. Лягте на спину, руки, как и в предыдущем упражнении, расположите вдоль тела . Прямыми ногами попытайтесь достать пола за своей головой. Аккуратно возвращайтесь в начальное положение.
  6. Лёжа на животе возьмите себя за лодыжки . Потянитесь вверх как можно выше.
  7. Лягте на живот . Выполняйте одновременное поднятие рук и ног. Зафиксируйтесь в таком положении на несколько секунд.
  8. Обопритесь об пол коленями и руками . Выполняйте прогибы спины вниз, при этом поднимайте голову, и прогибы вверх (голову следует опустить).
  9. Также родитель может помочь ребёнку выполнить следующее очень эффективное упражнение . Малышу необходимо упереться руками в пол, а взрослому - взять его за лодыжки. Осуществляйте ходьбу на руках на протяжении пары минут.

Этих упражнений вполне достаточно для поддержания отличной осанки у малышей.

Для исправления каких-либо нарушений потребуется более функциональный комплекс.

Исправление спины при искривлении

В качестве составляющей при искривления позвоночника могут быть назначены следующие упражнения:

  1. Лягте на спину, соедините руки на затылке . Разводите локти в стороны на выходе. На вдохе возвращайтесь в исходное положение.
  2. Лягте на спину ровно . Пытайтесь поднять голову и плечи оставляя всё тело неподвижным.
  3. Лёжа на спине попеременно подтягивайте колени к животу на выдохе . На вдохе опускайте ногу в исходное положение. Упражнение следует выполнять три-пять раз.
  4. Лягте на живот, ладони опустить вниз . Попеременно поднимайте ноги, пытайтесь поднять весь корпус. Выполните три-четыре раза.
  5. Лягте на живот, руки разместите под подбородком . Медленно поднимайте голову и плечи. Руки переместите на пояс. При прогибе попытайтесь соединить лопатки. Аккуратно вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение десять раз.
  6. Перейдите из положения лёжа на спине в сидячее положение . Спина должна оставаться в правильном, ровном положении.
  7. Обопритесь на колени и руки . Одновременно выполняйте поднятие правой руки и левой ноги вверх, на вдохе. Повторите упражнение пять раз. Выполните аналогичное упражнение для другой ноги и руки.
  8. Обопритесь на руки и колени . Сгибайте руки до упора грудной клеткой в пол. Выполните движение пять раз.
  9. Выполняйте ходьбу на носках и наружных краях стоп в течении тридцати секунд.

Особенности нагрузок

При выполнении данных комплексов упражнений стоит принимать во внимание возраст ребёнка.

Ведь каждый возрастной период характеризуется различными особенностями и требует индивидуального подхода при разработке системы физических упражнений.

Так стоит отметить, что для дошкольников характерны высокая активность и, в то же время, быстрая утомляемость . Эти особенности объясняются устройством сердечно-сосудистой системы малышей. У детей до шести-семи лет гораздо выше скорость кровообращения нежели у взрослых. Именно поэтому у ребят так просто происходит нарушение сердечных ритмов.

Учитывая такую специфику следует грамотно спланировать упражнения для дошкольника. Не стоит перегружать ребёнка . Также для занятий необходимо выбрать промежуток времени утром или же днём, так как вечерние упражнения могут чересчур перевозбудить малыша. Но учитывайте, что и для отдыха юному спортсмену нужно гораздо меньше времени. После четверть часа отдыха ваше чадо уже может и дальше активно играть и заниматься.

Что же касается детей школьного возраста то, согласно выводам медиков, чем старше ребёнок, тем более интенсивной должна быть его тренировка. К примеру, школьник до десяти лет нуждается в 4,5 часах физической активности в течении суток. При этом организм должен тратить до трёх тысяч килокалорий. Эти показатели для старшеклассников равняются 3-4 часам и четырём тысячам килокалорий соответственно. Для подростков необходимо разработать план непродолжительного, но более сложного занятия.

Правильная осанка важна в любом возрасте . Позаботьтесь о состоянии спины вашего малыша, и он порадует вас крепким здоровьем и завидной выносливостью. И даже если ваш ребёнок уже имеет некоторые дефекты осанки ещё не поздно заняться его здоровьем.

Наиболее часто встречающейся деформацией позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста является нарушение осанки. В той или иной степени выраженности нарушения осанки встречаются у 60% детей. Вопросы лечения и реабилитации таких детей привлекали внимание специалистов ЛФК на протяжении многих лет. В настоящее время предложены меры профилактики, решены многие организационные и методические вопросы, разработаны схемы занятий и комплексы упражнений, статико-динамический режим, особенности плавания и гимнастики в воде, другие вопросы лечения.

В 1962 г. была принята единая классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
- сутулая спина;
- круглая спина;
- кругловогнутая спина;
- плоская спина;
- плосковогнутая спина.

Сутулая спина — увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

Кругловогнутая спина — увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Коррекция дефектов осанки — не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Лечебная физкультура — это основное средство профилактики и лечения нарушений осанки. Она включает в себя не только специальную лечебную гимнастику, проводимую под контролем специалиста ЛФК, но и постоянно и непрерывно проводимые мероприятия по воспитанию навыков правильной осанки, созданию такой окружающей среды в быту, дома, в школе, которая способствует решению поставленных задач. Правильный статико-динамический режим имеет огромное значение в профилактике и лечении нарушений осанки всех типов. Он включает в себя те доступные, не требующие особых материальных затрат мероприятия, которые родители обязаны обеспечить ребенку.

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи.

2. После длительных нагрузок на позвоночник ребенок должен проводить час-полтора в положении «лежа» для разгрузки позвоночника и отдыха мышц спины.

3. Большое значение имеет правильная организация рабочего места и правильная поза во время чтения и письма, освещение стола слева. Основные требования для рабочей позы во время занятий - это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под столом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметричны и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30 о, нижний левый угол листе, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом.

5. Дополнительные занятия, связанные с длительным пребыванием в положении «сидя» или при асимметричном положении тела, целесообразно проводить по возможности в разгрузочных позах (лежа на животе) или резко сократить по времени, чередуя с отдыхом «лежа».

6. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля за собственной осанкой.

7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений дома и набор спортивных принадлежностей (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или турничок и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК.

8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета. Лечебная гимнастика наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создающие мышечный корсет и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется под влиянием целенаправленных двигательных функций. Основные положения методики лечебной гимнастики при нарушениях осанки и принципы проведения занятий сводятся к следующим:

1. Методика ЛФК при нарушениях осанки подразумевает не только решение специальных задач, но и укрепление организма ребенка в целом, развитие всех двигательных функций (силы, ловкости, выносливости, скорости) и функциональных возможностей всех органов и систем, воспитание потребности к здоровому образу жизни и выработке мотивации к правильной осанке. Это может быть достигнуто только в результате совместного труда ребенка, его родителей и специалистов ЛФК.

2. Ребенок — это личность. Волевыми действиями взрослых, упреками и окриками нарушения осанки не исправить, а подавить волю ребенка, вызвать неприятие или сопротивление, сформировать негативное отношение очень просто. Только при условии понимания стоящих задач, при наличии активного и сознательного отношения ребенка возможно достижение высокой эффективности лечения. Сформировать активность и сознательность у детей основная задача взрослых, и Медико-педагогический подход в методике ЛФК при данной патологии имеет первостепенное значение.

3. Необходимо регулярно оценивать эффективность лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам с целью контроля подвижности позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также демонстрируя результаты лечения детям и родителям для выработки мотивации к дальнейшим занятиям.

4. Естественно, что после курсов ЛФК с использованием специальных физических упражнений в медицинских учреждениях, проводимых периодически, ребенок должен в домашних условиях самостоятельно длительное время заниматься физическими упражнениями.

При проведении занятий лечебной гимнастикой (по А.А. Потапчук) решаются следующие задачи:

1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела.

2. Укрепление мышц и совершенствование координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмические движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощений или сопротивлений. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

4. Коррекция имеющихся дефектов осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося типа нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

5. Воспитание навыков, закрепляющих правильное положение тела. В занятиях гимнастикой эта конечная цель достигается путем развития и укрепления способности к длительному удержанию тела в правильном положении, для того чтобы новые рефлекторные связи стали для ребенка привычными. Работа над воспитанием правильной осанки подразделяется на два этапа. Первый этап имеет целью создание условий для будущей фиксации выработанной осанки: цель второго этапа - доведение до сознания понятия об оптимальном соотношении различных частей тела с последующим закреплением через мышечно-суставное чувство. Длительность этапов индивидуальна и зависит от степени и типа нарушения осанки. В процессе лечения вначале используется исходное положение «лежа», как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело в вертикальной позе. В дальнейшем используются упражнения в исходном положении «сидя», а затем «стоя». В положении «стоя», контроль за положением тела начинается, снизу, со стоп, при этом: стопы находятся на ширине ступни, параллельны; колени выпрямлены; живот подтянут, туловище вертикально, угол наклона таза около 45°. Плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику; руки свободно опущены по средней линии туловища; голова прямо, лоб и подбородок располагаются но одной вертикальной линии. Такое положение тела в дальнейшем закрепляется при ходьбе и выполнении различных упражнений, с помощью которых достигаются стойкие изменения в осанке, но для этого требуется время и определенные волевые усилия.

А.А. Потапчук (1992) разработана методика лечебной гимнастики, рассчитанная на 18-ти недельный курс ЛФК для проведения занятий в условиях поликлиники, санаториев или детских реабилитационных центров, включающая три основных периода: начальный (с первой по 8-ю неделю), основной (с 9-ой по 15-ю неделю) и заключительный (с 16-ой по 18-ю неделю). Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Основной период - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на само вытяжения, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений. В итоге проводится оценка выполнения индивидуальных упражнений, тесты но силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.

Методика рассчитана на период лечения длительностью 4,5 месяца и ее реализация в условиях ортопедической клиники не всегда представляется возможной. Можно использовать и менее продолжительные занятия, проводимые отдельными курсами в условиях стационара и дома.

Лечебная гимнастка при нарушении осанки во фронтальной плоскости

В практической работе в процессе восстановительного лечения детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости мы предлагаем специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, для боковых мышц туловища, симметричные корригирующие упражнения, а также для укрепления мышц брюшного пресса.

Специальные упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости

Примеры упражнений для укрепления мышечного корсета

№ п/п

Исходное положение

Упражнение

Для мышц спины:

Лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга

Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, дыхание не задерживать, сохранять принятое положение до определенного счета либо по команде инструктора

То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам за голову

Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация движений при плавании брассом)

Движение рук в стороны, назад, в стороны - вверх

Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук

Приподнять голову и плечи, руки в стороны. Круговые движения руками

Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный

То же упражнение., но с одновременным приподниманием и удержанием до счета 3-5 обеих ног

Лежа на спине

Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть вперед до угла 45°, медленно опустить

То же, но удерживая мяч между лодыжками

Скрещивание прямых ног - «ножницы»

Переход в положение «сидя» с махом рук

То же, но руки на поясе

Медленно сесть и медленно возвратиться в И. П.

Для боковых мышц туловища:

Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая — вдоль, туловища

Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую выпрямленную ногу

То же на левом боку

Приподнимание и опускание правой ноги

Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая — согнута в локте и ладонью упирается в пол на уровне плеча - «окошечко»

Приподнять обе прямые ноги, удерживать на весу до счета 3-5, медленно опустить

То же на левом боку

Лежа на боку

Приподнять одну ногу, присоединить к ней другую, медленно опустить

Лежа на боку на кушетке или приподнятой опоре, туловище на весу, одноименная рука опирается в пол, другая - вдоль туловища

При фиксации ног инструктором или партнером - перевести руки за пояс, вверх, вперед, к плечам, вернуться в И. П.

То же на другом боку

Примеры симметричных корригирующих упражнений:

Лежа на животе, принять правильную позу (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии)

Перевести кисти рук вперед, положить их друг на друга под подбородком. Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от опоры таз и живот. Не отклоняясь в сторону удерживать данное положение 3-5-7 секунд

Лежа на животе, руки вдоль туловища

Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки, вдохнуть, вернуться в И. П., выдохнуть

То же, но с одновременным отведением назад обеих ног - «рыбка». Удерживаться в донном положении, не задерживая дыхание, 3-5-7 секунд

Лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку. Проверить ее, приподнимая голову и плечи

Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение «сидя», сохраняя правильную осанку. Вернуться в И. П.

Приподнять прямую правую ногу. Приподнять и присоединить к правой ноге прямую левую ногу. Медленно опустить обе ноги

Приподнять обе прямые ноги, развести в стороны, соединить вместе, опустить

Взять гимнастическую палку хватом сверху, приподнять голову и грудь, удерживая палку у груди, бросание палки партнеру, ловля хватом сверху и снизу, удерживая голову и грудь в приподнятом положении

То же упражнение, но на гимнастической скамейке

То же упражнение с медицинболом

Для мышц брюшного пресса:

Лежа на спине с прижатием поясничного отдела позвоночника к опоре

Согнуть и разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно — «велосипед»

Согнуть обе ноги, разогнуть, их вперед, медленно опустить

руки за головой

Поочередное приподнимание прямых ног вперед

руки вверх

Медленно поднять прямые ноги до угла 45°, медленно опустить в И. П.

Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед-вверх, развести в стороны, соединить и медленно опустить

Лёжа на спине

Приподнять прямые ноги под углом 30-45°, развести их в стороны, соединить, опустить

Приподнять прямые ноги до угла 45°, производить окрестные движения ног — «ножницы»

Круговые движения ног

Лежа на спине, руки вдоль туловище, ноги врозь

Переход в положение «сидя» с поочередным касанием правой рукой левой стопы, левой рукой — правой стопы

Полусидя с опорой на предплечья согнутых рук сзади

Поднять прямые ноги, развести их в стороны, соединить, опустить

Лежа на животе, руки под подбородком

Отвести назад прямые ноги, удерживать на счет 3-5, вернуться в И. П.

Лечебная гимнастика при различных видах нарушения осанки в сагиттальной плоскости

- Сутулая и круглая спина — при данных деформациях, как уже описывалось, увеличен грудной кифоз, мышцы спины перерастянуты, о мышцы грудной клетки спереди сокращены, при этом обычно сглажен поясничный лордоз.

Для коррекции имеющихся деформаций необходимо кроме решения общих задач, укреплять мышцы спины; растягивать и расслаблять мышцы грудной клетки. При этом используются различные исходные положения. Особенно рекомендуется выполнять упражнения в исходном положении «лежа на животе» с различной работой рук, сначала без предметов, а затем с постепенным введением гимнастической полки, мяча и отягощений. Используются упражнения «на четвереньках», на коленях, лежа на спине с прогибанием в грудном отделе позвоночника или с подкладыванием валика под спину.

- Кругловогнутая спина — для этоготипа деформации характерно увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза, угол наклона таза увеличен, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер. Сокращены мышцы грудной клетки спереди, мышцы поясницы и передней поверхности бедер. Для коррекции грудного кифоза применяются все перечисленные исходные положения и группы упражнений, но при их выполнении необходимо следить за выраженностью поясничного лордоза, не вызывая его увеличения (поясницу прижимать к полу).

Другая группа упражнений необходима для уменьшения поясничного лордоза. Фактически используются те жеисходные положения, но с определенными особенностями, например, упражнения «лежа на животе» следует выполнять, не прогибая спину, тянуться головой вперед. Под живот можно положить небольшой валик, что позволит несколько уменьшить лордоз. Упражнения для мышц брюшного пресса выполняются лежа на спине по приведенной методике, но основное требование - при движениях ногами обязательно следить за поясницей, прижимая ее к полу, при этом ноги желательно поднимать выше, так как чем выше приподняты ноги, тем меньше дуга лордоза и ниже расположена поясница.

- Плоская спина — наихудший в рессорном плане тип нарушения осанки в сагиттальной плоскости, сопровождающийся сглаженностью всех физиологических изгибов и характеризующийся общей слабостью мышц (спины, грудной клетки, живота, ягодиц, бедер). Поэтому для коррекции данной деформации необходимо стремиться к укреплению общего мышечного корсета для выработки силовой выносливости мышц, а также использовать упражнения в самовытяжении.

Главный принцип при выполнении упражнений в различных исходных положениях заключается в том, чтобы движения были симметричные и не слишком «лордозирующие», так как при плоской спине увлечение упражнениями, формирующими поясничный лордоз, приводит к тому, что при слабо развитых мышцах очень быстро образуется другой тип деформации - плосковогнутая спина.

- Плосковогнутая спина — при этом варианте нарушения осанки встречается сглаженность грудного кифоза и чрезмерная выраженность поясничного лордоза, причем угол наклона таза увеличен, мышцы ослаблены, особенно спины, брюшного пресса и ягодиц.

Для коррекции плосковогнутой спины используются те же комплексы упражнений, что и при плоской спине, но акцентируется внимание на укреплении мышц живота в исходном положении «лежа на спине», исключая упражнения, «лордозирующие» поясничный отдел позвоночника.

Специальные упражнения при нарушениях осанки в сагиттальной плоскости

Сутулая и круглая спина

1. Исходное положение — основная стойка, в руках гимнастическая палка.

1-2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот;

3-4 — исходное положение.

2. Исходное положение — основная стойка

1-4 — «крылышки» руками.

3.

1-2 — руки в «крылышки»;

3-4 —держать.

4. Исходное положение — лежа на животе.

1-2 — ноги поднять, руки в «крылышки»;

3-4 — исходное положение.

5. Исходное положение — лежа на животе, в руках гимнастическая палка.

1 -4 — прокатывание палки по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно.

6.

1-2 — приподнять на предплечьях спину, прогнуться;

3-4 — держать.

7. Исходное положение — лежа на спине, под область грудного кифоза подложить небольшой валик.

1 -4 — приподняться на предплечьях над валиком;

8. Исходное положение — лежа на спине.

1-4 — круговые движения ногами по и против часовой стрелки.

9.

1-4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять;

5-8 — вернуться в исходное положение.

10. То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.

11. Исходное положение — на четвереньках.

1-2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника;

3-4 — возвратиться в исходное положение;

5-6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись;

7-8 — исходное положение.

12. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять правую руку и правую ногу одновременно;

3-4 — исходное положение;

5-6 — поднять левую руку и левую ногу;

7-8 — исходное положение.

Кругловогнутая спина

1. Исходное положение - лежа на животе, под живот подложен валик.

1-2 — поднимание головы;

3-4 — возврат в исходное положение.

2. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику;

3-4 — держать.

3. Исходное положение — то же.

1 -2 — поднять голову, вытянуть руки вперед;

3-4 — поднять голову, руки в стороны;

5-6 — поднять голову, руки на пояс;

7-8 — вернуться в исходное положение.

4. Исходное положение — лежа на животе, под живот подложен валик, в руках гимнастическая палка.

1-2 — вытянуть полку вперед;

3-4 — согнуть руки с палкой перед грудью.

5. Исходное положение — то же, палка в вытянутых руках, руки на середине полки.

1-4 — перехват рук к концам палки и обратно до середины.

6. Исходное положение — то же, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых впереди руках.

1-4 — палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед.

7. Исходное положение — лежа на спине.

1-2 — поднимать голову, носки на себя;

8. Исходное положение — то же.

1-2—поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 - поднять голову, вытянуть руки вправо.

9. Исходное положение — то же.

1-4 — согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди;

10. Исходное положение — лежа на спине.

1 -2 — согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди;

3-4 — согнуть в колене левую ногу, прижать к груди.

11. Исходное положение — то же.

1-4 - поднять обе прямые ноги под углом 45 градусов, с возвратом в исходное положение в быстром темпе.

12. Исходное положение — то же.

1-4 — сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки».

13. Исходное положение — лежа на спине, ноги, согнуты в коленных суставах, в опоре.

1-2 — сесть, руки на пояс;

3-4 — вернуться в исходное положение.

14. Исходное положение — лежа на спине, под грудным отделом валик.

1-4 — приподнять над валиком грудной отдел позвоночника, прижимая при этом поясницу к полу.

Плоская спина

1. Исходное положение — лежа на животе.

1-2 — поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии);

3-4 — вернуться в исходное положение.

2. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять голову, руки вперед, выполняем хлопки руками;

3-4 — исходное положение.

3. Исходное положение — то же.

1-4 — «брасс» руками.

4. Исходное положение — то же.

1-4 — «бокс» руками.

5. Исходное положение — то же.

1-2 — поднимаем руки и прямые ноги одновременно.

3-4 — держать.

6. Исходное положение — то же.

1-2— поднять прямые ноги, руки вперед;

3-4 —держим ноги, руки в «крылышки»;

5-6 — держим ноги, руки на пояс;

7-8 — возврат в исходное положение.

7. Исходное положение — то же.

1-4 — руки в замок, поднять, прямые ноги также поднять;

5-8 — ползание на животе, путем бокового движения туловища.

8. Исходное положение — лежа на спине.

1 -2 — поднять голову и руки, носки ног на себя;

3-4 — вернуться в исходное положение.

9. Исходное положение — то же.

1 -2 — поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 — поднять голову, вытянуть руки вправо.

10. Исходное положение — то же.

1-4 — поднять ноги под углом менее 45°;

5-8 — медленно вернуться в исходное положение.

11. Исходное положение — лежа на спине.

1-4 —«велосипедные» движения ногами.

12. Исходное положение — то же.

1-4 — ногами горизонтальные ножницы (ноги поднимать не выше 45°).

13. Исходное положение — то же.

1-4 — вертикальные ножницы ногами (ноги — не выше 45°).

14. Исходное положение — на четвереньках.

1-2 — «кошечка ласковая» (прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову поднять);

3-4 — «кошечка сердитая» (согнуть грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).

15. Исходное положение — то же.

1-4 — «кошечка под забором» (медленно поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника, перейдя в исходное положение — лежа в опоре на кисти, а затем вернуться обратным порядком в исходное положение).

Плосковогнутая спина

1. Исходное положение — лежа на животе, под животом небольшой валик.

1-2 — приподнять голову, руки вперёд, сжимание и разжимание пальцев рук.

2. Исходное положение — то же.

1-2 — приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед.

3. Исходное положение — то же.

1-4 — руками «брасс».

4. Исходное положение — то же.

1-4 — руками «брасс» с выдержкой.

5. Исходное положение — то же.

1-4 — «рыбка» — поднять руки, поднять прямые ноги и держать одновременно.

6. Исходное положение — то же.

1-2 — ноги прямые приподнять, руки в «крылышки»;

3-4 — ноги держать, руки в стороны;

5-6 — ноги держать, руки вверх;

7-8 — исходное положение.

7. Исходное положение — лежа на спине.

1-2 — приподнять голову, носки ног на себя;

3-4 — исходное положение.

8. Исходное положение — то же.

1-2 — согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди;

3-4 — согнуть левую ногу в колене, прижать к груди.

9. Исходное положение — то же.

1-4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно прижать к груди, голову согнуть.

10. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять прямые ноги вверх выше угла 45°;

3-4 — быстро вернуться в исходное положение.

11. Исходное положение — лежа на спине.

1-4 — «велосипедные» движения ногами (поясницу прижимать к полу).

12. Исходное положение — то же.

1-4 — горизонтальные ножницы ногами под углом выше 45°.

13. Исходное положение — то же.

1-4 — вертикальные ножницы ногами, поясницу прижать к полу.

14. Исходное положение — то же.

1 -4 — сесть с махом рук вперед;

5-8 — вернуться в исходное положение.

15. Исходное положение — то же, ноги согнуты в коленных суставах, стопы опираются о пол.

1-4 — сесть, руки в «крылышки»;

5-8— исходное положение.



  • Разделы сайта