Правила русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль! «К барьеру!» Особенности и традиции русской дуэли

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». «Культура.РФ» вспоминает, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

ИСТОРИЯ ДУЭЛИ

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

ДУЭЛЬНЫЙ КОДЕКС

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

ДУЭЛИ ЛИТЕРАТОРОВ

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно». Закончилась дуэль промахом обоих поэтов.

В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев. Будучи в гостях у Фета, Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Александр Грибоедов был участником «четверной» дуэли, во время которой секундантам также полагалось стреляться после самих дуэлянтов.

Причиной поединка стала ссора балерины Авдотьи Истоминой с ее поклонником кавалергардом Василием Шереметевым. Грибоедов пригласил балерину на чай, и та оказалась в гостях у графа Александра Завадского, у которого тогда жил Грибоедов. Сам Завадский не прочь был приударить за «блистательной и воздушной» Истоминой, так что ее визит к графу крайне оскорбил Шереметева. В итоге у барьера оскорбленный кавалергард был убит.

Тогда секунданты Грибоедов и корнет Александр Якубович так и не стрелялись, но через несколько лет Якубович со словами: «Не будешь ты играть на пианино, Саша!» - возобновил дуэль и прострелил руку драматургу.

«В 14-м поехал на Кавказ. Дрался в Кисловодске на дуэли с правоведом К. После чего почувствовал немедленно, что я человек необыкновенный, герой и авантюрист, - поехал добровольцем на войну. Офицером был», - писал в своей автобиографии Михаил Зощенко.

"На пистолетах на рассвете!". Вызов брошен.
Отклонение вызова заклеймит вас трусом на всю жизнь. Вы встретитесь на выбранном месте, и между вами будет 20 шагов. Ваши дуэльные пистолеты заряжены. Кто-то из вас может быть серьезно ранен или убит. Врачи стоят рядом, готовые оказать первую помощь, а ваши друзья смотрят друг на друга с опаской. Из-за чего все это?

Потому что вы высмеяли его шляпу.

Дуэль один на один (чаще всего на шпагах или пистолетах) является неотъемлемой частью общества, формировавшая образ жизни многих тысяч дворян, рыцарей, крестоносцев, политиков и ковбоев с Дикого Запада. Но кроме общественного явления, дуэль является доведенным до абсурда инстинктом конкурировать и побеждать. Мужчины готовы убивать и умирать за сущий пустяк.

Основы дуэли

Дуэль – это жестко контролируемый вид борьбы. Она дает равные шансы обоим мужчинам (женщины принимают участие только в исключительных случаях). Дуэль проводится согласно правилам в заранее оговоренном месте и в заранее оговоренное время. Само слово «дуэль» происходит от латинского слова «duellum», которое происходит от duo (два) и bellum (война).

Дуэли редко проводятся спонтанно. Обычно первый участник бросает вызов второму, который уточняет все возникшие вопросы у секунданта. Секундант – это друг дуэлянта, который следит за соблюдением правил, готовит оружие и обеспечивает безопасность во время дуэли. Также секунданты перед поединком должны попытаться примирить стороны, попытавшись разрядить ситуацию, которая привела к дуэли. Но зачастую секунданты сами дрались наравне с дуэлянтами. После вызова секунданты утрясают все детали дуэли, зачастую тратя на это несколько дней.

После объявления поединка может быть использовано любое оружие по решению вызываемого или вызывающего в зависимости от варианта правил. Дуэльные правила от 1777 гласят, что «вызываемый имеет право выбирать оружие по своему усмотрению, если он не фехтовальщик. При этом вызывающий может отказаться или предложить другой вариант оружия».

Долгое время выбор оружия ограничивался различными типами мечей. Но со временем, когда пистолеты стали использоваться для дуэлей, в правилах стали указывать, что разрешается использовать только гладкоствольные пистолеты. Нарезные запрещались, так как они увеличивали точность и дальность выстрела. Многие правила дуэлей предназначены для того, чтобы уменьшить вероятность гибели или увечья. Например, для этого в некоторых сборниках требовали, чтобы дуэлянты стояли спиной друг к другу и поворачивались только по сигналу. Это снижало время на прицеливание и уменьшало возможность попадания.

Проигравшему участнику оставалось надеяться на милость победителя, который выбирал, оставить его в живых или убить. При этом дуэльный кодекс разрешал победителю осквернить тело проигравшего, например, отрезав голову и разместив её в общественном месте.

Бросок перчатки

Вызов на дуэль может быть сделан на месте бросанием в лицо или на землю перчатки до того, как это сделает соперник.

Правила дуэли

В 1777 году комитет ирландцев составил свод дуэльных правил, который стал широко использоваться в Европе и Америке. Это привело к настолько большой его популярности, что люди во всем мире приняли его за «официальный» дуэльный кодекс. Этот свод правил входил в «Руководство гардемарина» ВМФ США вплоть до запрета дуэлей между морскими офицерами в 1862 году.

Кодекс включал в себя правила извинений, благодаря которым можно было отменить поединок, требования к поведению участников дуэлей, роль и обязанности секундантов, в каких случаях дуэль считается законченной и многое другое.

Извинения

Извинения с оскорбляющей стороны могут предотвратить поединок, но важно принести их правильно. Большинство дуэлей произошло потому, что один человек оскорбил честь другого. Поэтому достаточно было извинений, чтобы решить возникший конфликт до поединка. В дуэльном кодексе однозначно определено, в каком порядке должны приноситься извинения. Правило № 1 гласит, что «тот, кто первым оскорбил, должен первым извиниться, хотя ответные реплики могли быть более оскорбительны. То есть зачинщик должен первым признать свою вину. При этом он может потребовать пояснений ответным репликам».

Кодекс также определяет, в каком случае словесных извинений достаточно, а когда их не хватит для компенсации оскорблений. Правило № 5 гласит, что «так как драка недостойна настоящего джентльмена, то любой удар считается серьезным оскорблением. Его нельзя загладить словесными извинениями. Если оскорбивший не хочет доводить дело до поединка, то он должен дать оскорбленному свою трость, которая будет использоваться для нанесения ударов. Во время экзекуции он должен просить прощения у потерпевшего».

Этикет дуэли

Дуэль – это не драка. Это битва за честь. Поэтому она должна проводиться таким образом, чтобы не уронить достоинства обоих участников. Правило № 13 описывает поведение во время дуэли, и оно является самым нарушаемым, так как многие дуэлянты выходят на линию с желанием защитить свою честь, а не убивать или калечить.

Итак, правило гласит, что стрельба в воздух недопустима. Вызов дается только в случае реального оскорбления, но должна быть попытка принести свои извинения до начала дуэли. Поэтому недопустимо превращать такое действие в игру или развлечение для детей, это является бесчестьем для обоих участников.

Поскольку самого факта поединка достаточно для удовлетворения, дуэлянты могут заранее объявить об использовании фиктивных пуль, стрельбе в воздух или какую-либо неопасную часть тела противника. Дуэльный кодекс отрицательно относится к такому поведению.

Это необходимо для того, чтобы избежать горячности при решении дела.

Секунданты

Обязанности секундантов описаны в правилах № 18 и № 21, согласно которым «секунданты заряжают оружие в присутствии друг друга. Секунданты должны попытаться примирить стороны перед дуэлью и после проведения достаточного количества выстрелов».

Дуэльный кодекс допускает вмешательство секундантов в ход поединка. Но это очень специфичная ситуация и регламентируется правилом № 25: «При желании и по согласию секундантов возможна дуэль между ними. При этом она должна проводиться в это же время, и они должны стоять на линии, перпендикулярной линии основных дуэлянтов».

Окончание дуэли

Дуэль до смерти не желательна с точки зрения кодекса, так как это поединок для восстановления чести, а не для убийства. Тем не менее такой исход допускается.

Кодекс предлагает пять вариантов окончания дуэли: до смерти, до первой крови, до потери сознания, разоружения или после того, как агрессор не попросит прощения. Правило № 22 однозначно определяет окончание дуэли как «любую серьезную рану, из-за которой могут дрожать руки, или мешающую движениям».

Возможно, самое главное правило кодекса определяет не сам процесс дуэли, а те слои населения, которые могут выяснять отношения в поединке. В средневековой Европе дуэль была действием для благородных по происхождению мужчин. Хотя среди простолюдинов вспыхивали драки, которые можно было отнести к дуэлям, фактически участниками дуэли могли быть только лица дворянского происхождения. Несомненно, что одной из причин была экономическая составляющая. Мечи были не по карману крестьянину. Кроме этого, дуэль отделяла верхние слои населения от нижних. Во многих странах были законы, запрещающие поединки между простолюдинами, при этом аристократы зачастую были обязаны принимать в них участие.

Дуэль между дворянами

Дуэль напрямую переплетена с понятием чести. Тем не менее средневековое понятие о чести разительно отличается от современного. Если сейчас слово означает хорошее качество и положительные стороны человека, то раньше оно было связанно с происхождением. Таким образом, если у вашей семьи были заслуги перед правящей династией, она обладала титулом, то, независимо от вашего поведения, вы являлись честным человеком.

Благородное происхождение накладывало строгие требования по защите своей чести. Любая попытка в ней усомниться должна была закончиться вызовом. Кроме того, защите подлежала честь семьи на несколько поколений в прошлое. При этом потерять свою честь можно было в любой момент. Чаще всего это следовало из-за обвинения в трусости. Самый простой способ избежать обвинения в трусости и последующей потери чести заключался в бросании вызова по любому поводу и приему всех вызовов, предлагаемых вам. В противном случае противник мог рассказать о вашем поступке всем вокруг, сообщить об этом церкви и своим друзьям. Последствия такого поступка были разными, зачастую семья лишалась расположения монарха, трус лишался права голоса, отлучался от церкви или мог быть заключен в тюрьму. Поэтому было проще погибнуть в поединке, чем отказаться от него и жить без чести.

Особенность благородного происхождения заключалась в том, что дворяне не работали. Работа или занятие куплей-продажей были недопустимыми для дворянина и могли стать причиной для потери чести. Основной доход дворянских семей составляла рента с земельных наделов. Поэтому большую часть времени дворяне предавались скуке. Из-за этого с течением времени дуэли из защиты чести переросли в спортивное состязание. Если причин для вызова не было, то они сами оскорбляли окружающих. Иногда основанием для дуэли считали простое столкновение в толпе или недостаточную вежливость. Если в компании была дама, то её честь считалась настолько хрупким понятием, что любое недостаточно вежливое обращение могло послужить обвинением в бесчестье и стать поводом для вызова на поединок.

При этом победитель считался лучше проигравшего. Не важны были личные качества, самого факта победы в дуэли считалось достаточным основанием для этого. Причем он считался лучше во всем. Он был честнее, умнее, мудрее и был Богом для проигравшего.

Дуэль среди простолюдинов

Простолюдины также принимали участие в поединках. На ранних стадиях так определяли виновность или невиновность. До XII века для доказательства невиновности можно было пройти испытание на невиновность, одним из вариантов был судебный поединок. Противником в этом случае выступал обвинитель или специальный боец, назначаемый судом. В случае победы подсудимого все обвинения снимались, так как считалось, что Бог защитил его.

Многие дуэлянты бросали вызов из практических соображений. Для человека, уверенного в своем мастерстве, это было решением любой проблемы. Долги можно отдать, просто убив кредитора. Земельные споры легко решались с помощью дуэли. Конкуренты в работе или политике могут быть устранены с помощью меча, а не на выборах с помощью голосов.

В довоенной Миссури политические дуэли стали нормой жизни. В своей работе «Дуэли и корни насилия в Миссури» Дик Стюард подчеркивает следующее: «Непосредственная цель (дуэли) была в устранении политического конкурента». Дуэль стала одним из инструментов политических споров. Первый губернатор Калифорнии Питер Бернетт так отзывался о политике в Миссури: «Желательно убить своих политических конкурентов, чтобы наверняка устранить их со своего пути».

Эволюция дуэли

Дуэль тесно переплетается с рыцарскими соревнованиями Средневековья. Создание и развитие дуэльного кодекса могут быть связаны с рыцарскими кодексами чести, которые использовали благородные воины. Рыцарский турнир – это дуэль на лошадях, формальные правила которого требуют от участников благородного происхождения. Перед началом сражения оба рыцаря встречались в центре и поднимали забрала своих шлемов, раскрывая свою личность. Такое действие гарантировало благородное происхождение участников. В настоящее время этот жест перерос в воинский салют.

Появление огнестрельного оружия на полях сражений привело к исчезновению рыцарей в тяжелой броне, так как она не давала защиту от пуль. Поэтому массивные мечи больше были не нужны, стало развиваться легкое клинковое оружие, которое позволяло легче с ним управляться.

Когда произошло смещение акцента на легкие мечи, появились дуэлянты, занимающиеся фехтованием не из-за поединков, а в качестве спорта. Появились соревнования на количество касаний кончиком оружия до противника. Так как травмы происходили достаточно часто, итальянцы стали размещать защиту на остриях клинков. Это позволило обезопасить бойцов. И до сих пор искусство фехтования с некоторыми ограничениями практикуется в спорте.

Когда пистолеты приобрели большую популярность, они еще существенней повлияли на характер дуэлей. Изменилась доступность дуэли, так как пистолеты стали дешевле меча. Поэтому, чтобы участвовать в пистолетной дуэли, не было необходимости в покупке меча и дорогостоящем обучении у итальянского мастера фехтования. Поединки стали доступны всем слоям населения.

В Соединенных Штатах врачи, редакторы газет, политики и юристы сражались на дуэлях раз за разом. Это окончательно открыло доступ к дуэли всем желающим. Поединки не теряли своей популярности по всей территории Европы и Соединенных Штатов вплоть до ХХ века.

Смерть дуэли

Дуэль погибла не внезапно. Фактически первые попытки запретить дуэль были давно. Христианские лидеры не любили дуэли, так как они явно нарушали одну из божьих заповедей. Кроме того, такое решение возникших конфликтов лишало их некоторой доли власти, терять которую они не хотели. Противостояние церкви и дуэли длилось много веков плоть до окончательной смерти последней. Монархи и военачальники также были против дуэлей, так как молодые дворяне могли стать офицерами в армии, а не гибнуть просто так.

В 1800 году многие политики, писатели и судьи активно выступали против дуэли. Марк Твен, Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин были против дуэлей, считая их тратой жизни. Во многих странах были приняты законы против дуэлей, но на протяжении многих лет присяжные не находили состава преступления в поединке.

Смерть дуэли была обусловлена совокупностью культурных факторов. Она была популярна на протяжении многих веков, потому что была доступна только благородному сословию и служила ярким отличием высших слоев общества от низших. Когда она стала доступна всем, то потеряла эту функцию. И одновременно с этим деструктивный характер дуэли стал вызывать недовольство общества. Кроме того, кровопролитные войны XIX и XX веков, такие как Гражданская война в США и Первая мировая в Европе заставили людей задуматься о массовой гибели молодого поколения. Так дуэль стала терять свою привлекательность во многих слоях общества.

Сейчас дуэли все еще существуют, но в менее кровавых формах. В чистом виде поединок один на один превратился в бокс и борьбу, они наследовали дух дуэли, а искусство фехтования переродилось в спортивную дисциплину. Практически любая встреча лицом к лицу руководствуется правилами этикета, который можно считать наследием дуэльного поединка. При этом она может быть в любом месте: за покерным столом, в корпоративном зале, на теннисном корте или в видеоиграх…

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
  3. средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

«Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным

До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью:

  1. Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15-20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении - до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего - 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25-35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25-35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно - по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

В переводе с латинского слово "дуэль" означает "поединок". В нём принимают участие 2 человека. Одни из них является обидчиком, а второй защищает свою честь. При этом не исключена смерть одного из дуэлянтов. В наши дни подобные поединки случаются чрезвычайно редко, а караются они в соответствии с законодательством. Если один из участников поединка убивает другого, то это рассматривается как убийство. По нынешним понятиям униженный и оскорблённый человек должен обращаться в суд, а не брать в руки пистолет или шпагу.

Совсем иначе обстояли дела ещё 100 лет тому назад. Тяжкое оскорбление смывалось только кровью. Но подобная практика имела место лишь среди лиц благородного сословия. Люди низкого происхождения решали спорные вопросы кулаками. А вот дворяне использовали холодное или огнестрельное оружие. В ход шли пистолеты, шпаги и сабли. В разное время государственная власть к дуэлям относилась по-разному. Но чаще отрицательно, чем положительно. Ведь гибли полные сил молодые люди, которые могли принести большую пользу своему государству.

История дуэли

В стародавние времена никаких дуэлей не было. Между людьми устраивались так называемые судебные поединки. Считалось, что Бог выступает на стороне невиновного, и этот человек обязательно победит. Допускалось вместо себя выставлять на такой поединок другого человека. Ведь суд-то был божий, а поэтому не имело значение, кто дерётся. По понятиям людей одерживал победу всегда тот, на чьей стороне правда.

Однако практика доказала, что Бог не всегда бывает объективным. Нередко в выигрыше оставался явный злодей, а честный человек терпел поражение. Поэтому постепенно такие поединки сошли на нет, так как оказались нежизнеспособными.

Рыцарский поединок

Рыцарские турниры также можно назвать прародителями дуэлей, хотя несли они в себе чисто соревновательные функции. Рыцари демонстрировали свою силу, ловкость. При этом стремились не убить соперника, а сбить его с лошади. Но в их среде было очень сильно развито понятие чести. Именно эти моральные установки и перешли к дворянам, родившимся в XV и XVI веках.

Они уже не изнуряли себя физическими упражнениями с 5-летнего возраста, чтобы в тяжёлых доспехах неутомимо махать огромным мечом. Это потеряло свою актуальность, так как появились мощные арбалеты, а затем и мушкеты. Но понятия чести и достоинства остались. Поэтому разодетые господа, встречаясь на узких городских улицах, не желали уступать друг другу дорогу. Подобные конфликты они решали при помощи шпаг. Иногда дерущихся успевала разнять городская стража, а иногда солдаты подбегали уже к хладным трупам.

Когда зародилась дуэль

Дуэль в том смысле, в каком мы её представляем, впервые зародилась в Италии в конец XIV века. Именно в этой солнечной стране у молодых дворян вошло в обычай разрешать конфликтные ситуации при помощи холодного оружия. Они уходили в укромное место и там дрались до первой крови или до смерти одного из противников.

Данное поветрие оказалось очень заразительным и быстро перекинулось во Францию. Этот народ тоже южный, поэтому кровь у него горячая. А вот в Англии подобные поединки практиковались гораздо реже. То же самое можно сказать и о Германии.

Дуэльная лихорадка

Массовая дуэльная лихорадка пришлась на XVI-XVIII века. Дворяне стали гибнуть в огромном количестве. Это вынудило королей издавать законы, направленные против кровавых поединков. Но помогали они слабо. Люди продолжали с поразительным упорством убивать друг друга. Причём поводом для схватки мог служить просто косой взгляд или неучтивый тон.

Второе дыхание смертельные поединки получили в XIX веке, когда в обиход вошло огнестрельное оружие. Здесь уже физические данные противников не играли никакой роли. Очень многое зависело от удачи. Ведь стреляли по очереди, согласно жребию. Стояли же противники в 20 шагах друг от друга, так что промахнуться было сложно.

Пистолеты, которые использовались на дуэлях

Дуэльный кодекс

Именно в XIX веке окончательно сформировался дуэльный кодекс. Его неукоснительное выполнение считалось хорошим тоном. Отклонения же от норм и правил порицались. Вызов на дуэль осуществлялся либо в устной форме либо письменной. Причём оскорбленный должен был сообщить о желании вступить в поединок в течение суток.

К месту действия приезжали рано утром. При этом присутствовали секунданты и врач. Один из секундантов брал на себя функции распорядителя. Он предлагал дуэлянтам помириться и забыть обиды. Как правило, следовал отказ. После этого заряжались пистолеты и передавались участникам поединка. Те стреляли по жребию. Вначале один, затем второй. При этом противники могли стоять на определённой дистанции или идти навстречу друг к другу до заранее намеченного барьера.

Самым опасным считался поединок, когда противники стреляли одновременно по команде распорядителя. В этом случае могли погибнуть оба. Максимальное расстояние между дуэлянтами обычно не превышало 30 шагов. Это примерно 15-20 метров, поэтому промахнуться было практически невозможно. Если же первый стрелявший всё же промахивался, то второй мог оставить за собой право выстрела на неопределённый срок, или, выстрелив в воздух, разрешить конфликт самым благоприятным для всех образом.

Дуэль очень часто заканчивалась убийством или тяжёлым ранением одного из её участников

Дуэль в России

Что касается России, то здесь дуэльная лихорадка началась в конце XVIII века в период окончания царствования Екатерины II. Императрица умерла в 1796 году, а поединки при ней случались крайне редко. Этому в немалой степени способствовал "Указ о поединках", изданный в 1787 году. Участникам столь неприглядного действия грозила ссылка в Сибирь. Если же поединок заканчивался убийством, то оставшемуся в живых участнику светила каторга.

Самое большое число дуэлей пришлось на период царствования Николая I (1825-1855). Именно в эти годы прошли поединки с участием таких известных личностей как Лермонтов , Пушкин , Рылеев, Грибоедов. Это цвет и гордость русской нации. Однако сам император терпеть не мог дуэли. Участников поединка отправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летального исхода могли даже разжаловать в рядовые. Но дворяне всё равно стрелялись с поразительным упорством. Участие в подобных поединках считалось хорошим тоном и добавляло уважение и авторитет человеку.

Для России были характерны очень короткие барьерные дистанции. Они составляли всего 10-12 метров. Неприятным нюансом было также то, что поединок считался оконченным только в случае смерти или потери сознания одного из участников. Поэтому если с первого раза оба промахивались, то пистолеты заряжались повторно. В Европе такое никогда не практиковалось. Отсюда большое число убитых.

На кровавый поединок нельзя было опаздывать более чем на 15 минут. Начинался он сражу же после прибытия всех участников. Весь процесс занимал не более 10 минут. Получили пистолеты, выстрелили. Один упал, его положили в карету, увезли. Второй поехал праздновать удачный конец. И продолжалось такое многие годы.

13 мая 1894 года по высочайшему повелению Александра III (1881-1894) были разрешены поединки между офицерами по личным обидам. Вплоть до 1914 года произошло 329 подобных инцидентов, но лишь 32 закончились смертельным исходом для одного из участников. Во всех остальных случаях фиксировались лишь лёгкие ранения. Во время Первой мировой войны поединков практически не было. Это порицалось, так как жизнь нужно было отдавать за Отечество.

Заключение

В наши дни дуэль потеряла былую популярность. Всё-таки она была прерогативой дворянства, а в XXI веке все равны. Такие понятия как честь и достоинство защищают в суде при помощи адвокатов. В офицерской среде существуют суды чести, но они не имеют к поединкам никакого отношения. Поэтому жить стало гораздо спокойнее. Вот только число погибших насильственной смертью с каждым годом растёт. Обусловлено это ростом преступности, которая не имеет никакой связи с ушедшими в историю кровавыми поединками.

Что такое дуэль? Это поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом. Его цель - удовлетворить желание одного из дуэлянтов. Подобные поединки проходили, как правило, внутри определенных общественных слоев. Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами - Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал "Указ ο пοединках", изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон - закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль - Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.



  • Разделы сайта