Правила дорожного движения и самокат. Самокат с большими колёсами, как средство передвижения по городу

Купил самокат ради передвижений по городу. В Москве самокаты пока редкость для перемещений по городу, хотя вызывают интерес у людей. Сразу скажу, что на небольшие расстояния до 7 км самокат оказался эффективным средством.

Для начала расскажу какие бывают самокаты и их особенности. Сначала я думал, что стоит выбирать максимально лёгкий самокат и заказать его в интернет-магазине. Вес самокатов для взрослых начинается от 3.5 кг и выше (есть модели даже с электромоторами под 20 кг). Поэтому я тупо выбрал в яндекс-маркете самый легкий. В реальности получилось так, что в очередной раз покупая игрушки для ребёнка в знакомом магазине в ТЦ Совенок (я там работаю недалеко и часто захаживаю) обнаружил, что к ним завезли много разных самокатов. Поэтому подвернулась возможность протестировать самокат вживую перед покупкой. Это оказалось полезным делом, т.к. сразу всё стало ясно.

Во-первых, у всех самокатов разная высота платформы, на которой стоишь. Через инет я выбрал модель, в которой была очень высокая и узкая платформа, а значит будет больше нагрузка на колени. Это был более спортивный вариант, хотя и легкий. Поэтому я в итоге выбрал с широкой и низкой платформой модель Explore Voltage. Стоил он в районе 3 тыс рублей всего-то. У низкой платформы есть как плюсы, так и минусы. Плюс - при отталкивании одной ногой вторую ногу не нужно сильно сгибать, как бы приседая, чтобы достать до земли. И вообще можно даже не приседать, а отталкиваться мысочком. Минус - любая мало-мальская неровность или минимальный бордюр в 2 см высотой может привести к цеплянию дном платформы за землю, а значит можно сильно упасть на скорости. Вообще оказалось, что Москва совершенно не приспособлена для перемещений на самокатах, но об этом ниже.

Во-вторых, важна ширина платформы. Я взял широкий, но есть также более спортивные варианты с узкой платформой. Узкая платформа не удобна, т.к. когда едешь на большие расстояния активную ногу надо чередовать, а значит переступать на платформе с ноги на ногу. На широкой платформе это легче сделать. Но встать двумя ногами даже на широкую платформу проблематично как по ширине, так и по длине.

В-третьих, амортизация. В этом плане самокаты сильно отличаются от велосипедов. Все велосипеды имеют передний амортизатор и надувные шины. Но велосипед приводится в движение педальной тягой напрямую через вращение заднего колеса, а значит потери энергии через амортизацию минимальны. Самокат же приводится в движение отталкиванием. Основная нагрузка идёт на руль и переднее колесо. Это значит, что передний амортизатор и надувные шины будут гасить энергию. Возникает нерешаемая дилемма: если брать без амортизаторов и надувных колёс - быстрее разгоняешься, меньше устаёшь. Если с амортизаторами - комфортнее ехать по плитке, стыкам, но энергия быстрее теряется. Я взял без амортизаторов и надувных колёс, т.е. полностью жёсткое соединение. Это позволяет быстро и просто разгоняться, но при этом каждый мало-мальский стык на дороге (даже банальные трещины в асфальте) сильно отдаётся по всему телу. К тому же чем меньше деталей, тем надежнее самокат. Надувные колёса неминуемо проколятся, а это значит надо ещё возить с собой ремкомплект. Амортизатор надо также смазывать и т.д. Так что я против них на самокатах.

Далее - тормоза. Это важный момент, также сильно отличающийся от перемещения на вело. В большинстве самокатов стоит задний ножной тормоз. Это значит, что активной ногой можно нажать на заднее колесо (через пластину, чтобы не портить обувь), затормозив его. Но эффективность этого тормоза исключительно низкая. Это и понятно - контакт идёт через минимальную площадь (острие колеса - т.е. самая тонкая его часть). Поэтому экстренно затормозить вообще не возможно. В условиях Москвы, где через каждый 30 метров есть автомобильный съезд из дворов это значит, что надо постоянно перед ними замедлять ход в плановом режиме, точно также как и перед бордюрами. Так что средняя скорость передвижения из-за этого падает. На вело можно затормозить практически моментально. Ногами же об землю тормозить крайне не удобно и сложно. Тормозной путь в любом случае большой. А если уклон вниз в горку, то ехать вообще опасно, т.к. тормоз даже без разгона не может удержать самокат в стоячем положении. Так что тут ничего особо не поделать. Есть самокаты с передним тормозом, но он во-первых ставится только на надувные колёса, во-вторых передним тормозом экстренно не затормозишь, т.к. перелетишь через руль.

Надежность крепления руль-платформа - тоже очень важное место. Например, при торможении задним тормозом даёт о себе знать эффект рычага - очень большая "выламывающая" нагрузка на руль в переднем направлении, что может в итоге разрушить самокат, если крепление платформы с рулем слабое. Это слабое место практически всех самокатов. Поэтому надо смотреть на это сочленение.

Скорость складывания. На этот счёт я читал, что многие самокаты сложно быстро сложить или разложить. На моём это делается за пару секунд с помощью эксцентрика велосипедного типа.

Ну и по мелочи: должно быть переднее крыло от брызг, смотреть на высоту руля под себя и поддерживаемую нагрузку в килограммах. Если большой вес тела, то это может стать существенным ограничителем, т.к. некоторые самокаты имеют макс.нагрузку 60-70 кг.

Наиболее важной характеристикой перемещения по городу является средняя скорость движения.

По многочисленным данным у меня получаются следующие результаты для перемещения по Москве (указаны средние скорости):
- самокат 9 км/ч
- обычный мой пеший шаг 6 км/ч
- вело 14-15 км/ч
- авто 18 км/ч (да-да, это не опечатка - именно такая средняя скорость по пробкам москвы - данные усреднения за год).

Итого самокат показывает слабые данные на первый взгляд. Например, на самокате сложно даже обогнать бегущего в неполную силу человека на ровной дороге (сравнивал специально). Но конечно энергии тратится на порядок меньше, чем при беге. При этом надо сказать, что Москва совершенно не приспособлена для перемещения на самокатах.

Сравнивая с вело получается двоякие ощущения. Как бы не говорили про повышение комфортности города к велосипедистам, но факт в том, что вело слишком тяжел для небольших перемещений - вело не положишь в багажник машины в любой момент, в метро занести вел получится только с боем, в костюме также на вело особо не поездишь, с пакетами на вело ехать крайне сложно и т.п. У самоката нет всех этих минусов, но при этом получается что даже эта плитка для слепых на каждом съезде доставляет существенные проблемы при перемещении.

Одна из особенностей перемещения на самокате по Москве. Если едешь по незнакомому маршруту приходится ехать очень аккуратно, проверяя каждую кочку, трещину и съезды в этом жутко неровном московском асфальте. Но второй раз едешь уже проще и быстрее. Так что для челночных проверенных маршрутов очень удобно. Временной выигрыш проявляется при поездкам на расстояния от 2 до 7 км по моим оценкам. На близкие расстояния пеший ход может оказаться быстрее - ведь самокат нужно ещё достать/спустить/разложить/сложить, если много подъёмов то на них всё-равно не заехать, подъёмы и лестницы тяжело преодолеваются - проще пешком идти и другие особенности влияют. Вот до метро например, мне не эффективно ездить на самокате - быстрее пешком. Да и в метро самокат получается не очень удобным - поэтому от этой идеи я отказался как и в своё время отказался с вело (т.е. кофмортнее с метро вообще не связываться, а доехать/дойти по поверхности своим ходом). Особых проблем с переноской сложенного/разложенного самоката в плане его тяжести нет (мой весит 6 кг). Но в итоге я его вожу в багажнике авто - очень удобно если надо потом доехать куда-то с работы и оставить машину. На дальние расстояния 7 км и более - тоже неэффективно ездить, т.к. быстрее чем метро он ехать не будет. Если только для прогулок. Ну я и брал самокат вообще-то для летних вечерних поездок от работы до дома 22 км, но лишь как замена пешему ходу, т.к. пешком этот маршрут занимает 4 часа. Пока на самокате этот маршрут я не осилил - не дошли руки и пока холодновато для длительной езды. Но по результатам потом выложу данные. Например, на тестовой поездке (маршрут см.выше карта) получается, что я ехал всё время вниз. Но как раз от м.Спортивная и дальше через центр к Белорусской уже будет подъём и насколько будет легко ехать 22 км пока не ясно через центр города с плиткой, брусчаткой и большим потоком людей на улицах.

Самый большой минус самоката на мой взгляд в том, что его нельзя оставить без присмотра где попало. Замком его не привяжешь, как вело, т.к. у самоката фактически нет ни одного места, куда можно продеть замок велосипедного типа. Т.е. в тот же магазин съездить за продуктами - проблема. Зато самокат стоит очень дёшево и его не жалко сломать или потерять.

Резюмируя всё вышесказанное: самокат интересное приобретение, в современном тренде, не вызывает отторжения пешеходов как велосипедисты. Но пока есть сомнения в его безопасности - цепляние дном платформы за небольшие кочки и бордюры + малоэффективность тормозов.

Большинство людей сегодня не готовы поверить, что обычная игрушка для ребёнка дошкольного возраста или подростка может служить одним из наиболее комфортных средств передвижения на небольшие расстояния.

Но, эти же люди, ещё 15 лет назад не могли поверить, что велосипед может быть основным средством передвижения по городу взрослого, обеспеченного человека, независимо от его сферы деятельности.

За последние несколько лет самокаты для взрослых набирают небывалую популярность. Данная тенденция начала зарождаться в конце прошлого столетия, в Европе и западных странах. Совсем скоро эта мода доберётся и до нашей страны.

Преимущества самоката с большими колёсами

Наиболее весомыми достоинствами самокатов с большими колесами при передвижении по городу являются, в первую очередь их малый вес и незначительные габариты. Большое количество моделей, которые предназначены для передвижения по городу, являются складными. В сложенном виде они весят не более 4-6 килограммов. Самокат не станет препятствием при поездке в метро либо в маршрутном такси. Так же как и при прогулке по торговому центру, входе в любое кафе или ресторан.

Для любой модели самоката найдётся место дома, даже в самой тесной квартире, и в любом багажном отделении автомобиля. Самокат комфортно носить в наплечной сумке либо в рюкзаке.

По качественному дорожному покрытию и при отсутствии загруженности на проезжей части самокат способен разгоняться до скоростей в районе 20 км/ч. Эта скорость, как минимум, вчетверо превышает скорость передвижения среднестатистического пешехода. На самокате не составляет проблем передвигаться даже по заполненным прохожими тротуарам. Большое количество моделей самокатов достаточно надёжны, они с лёгкостью переносят падения, удары. Так же они не прихотливы в уходе за ними.

Учимся ездить на самокате

Для того, чтобы овладеть этим видом транспорта пусть и не в совершенстве, но на достаточном уровне для комфортной езды, понадобится в, в худшем случае, несколько часов. Даже при условии, что человек никогда в своей жизни не ездил на велосипеде, роликах и тому подобном, самокат не составит проблем в навыке езды.

Передвижение на самокате не затрагивает большое количество групп мышц, а следовательно, не требует приложения большого количества физических усилий, в то же время являясь эффективным тренажёром для мышц ног.

Среди недостатков самокатов можно выделить, в первую очередь то, полиуретановые колёса требовательны к дорожному покрытию. Асфальт, на большинстве тротуаров, практически во всех городах, заставляет надеяться на лучшее, и, начав передвигаться на самокате, приходит осознание насколько.

Большое количество холмов и ухабов на дороге так же не являются плюсом при езде, в связи с тем, что на длительных спусках самокат быстро набирает большую скорость и управлять им становится значительно труднее. Для езды «в горку» требуется прилагать ощутимо большие усилия, чем при езде по ровной поверхности.

Для удобного передвижения по городу на самокате взрослому человеку потребуется самокат с достаточно большими колёсами и грузоподъёмностью до 100-130 килограммов. Самокат должен быть с лёгкой складной рамой.

Среди наиболее известных производителей самокатов для взрослых можно выделить американские компании Xootr, Razor, швейцарскую фирму Micro, а так же тайваньскую JDBug.

На сегодняшний день в западных странах на самокатах передвигается не только молодое поколение, а и офисные работники и даже пенсионеры! По их мнению, самокат – это идеальное средство передвижения для, так называемой, «последней мили».

Это означает дорогу от стоянки до дома, либо от метро до места работы. В большом количестве стран есть клубы любителей самокатов, в которых проводятся совместные катания, разучивания различных трюков и гонки.

Жители больших городов осваивают новый способ передвижения - самокат. Права получать не надо, платить за парковку тоже, самокат можно легко сложить и взять с собой в любой транспорт, а в офисе или кафе спрятать под стол. Отталкиваешься ногой и мчишь на работу.

Типичная история на тему "Почему я выбрал самокат?" звучит примерно так: "Много лет толкался в пробках. Но когда бортовой компьютер стал упорно показывать среднюю скорость в 12-15 км/ч, а последние 3 км до дома можно было ехать 1,5 часа, я решил, что с меня хватит. Электричка и метро стали альтернативой машине. Но до электрички нужно идти 20 минут пешком, а до ближайшего метро - ехать на автобусе. На счастье, наступила эра самокатов. Когда речь идет о расстоянии 5-7 км в одну сторону, они легко заменяют наземный общественный транспорт".

Опытные пользователи для постоянной езды по городу выбирают самокаты с хорошими амортизаторами, ручным тормозом, легкие по весу, но способные увезти на себе килограмм 100. На такой самокат не жалко потратить и несколько десятков тысяч рублей. Если не хватает на новый, покупают б/у, предварительно обсудив все плюсы и минусы модели на форумах и в сообществах любителей самокатов.

Крутые самокатчики половину перемещений по городу делают на них. Некоторые поклонники самоката рассказывают, что ездят на нем везде: на работу, в магазин и даже собаку выгуливать. Среда для самокатчиков не полностью безбарьерна. Как вовне, так и внутри...

Главный бич и самокатов, и роллеров - это плохая плитка на дорогах, - жалуется в Facebook один из любителей самокатных прогулок. - Мало того что она дешевая и поэтому бугристая, она еще и уложена плохо.

При прокладке маршрута от дома до работы многие советуют в первую очередь "минимизировать" плитку.

Мешают также выбоины на дорогах, но их можно научиться преодолевать, практически не теряя в скорости.

Еще один барьер находится "внутри" людей. "Я вот не могу себе представить, чтобы нормальный взрослый мужчина поехал на самокате на работу, - делится на одном из форумов своими сомнениями Юлия. - Портфель под мышкой, галстук развевается, борода в пыли и листьях... Приедет весь потный на работу".

Но и этот барьер любителей самокатов не останавливает.

Портфель можно заменить на рюкзак, - возражают поклонники самоката. - Туда же убрать галстук и туфли на шпильках, чтобы потом перед офисом привести себя в порядок и надеть их.

Причуда, занятие для людей без комплексов, навязанный торговцами новый товар, курьез моды, над которым будут смеяться по прошествии времени, или естественная тяга уставших от гиподинамии и урбанистических нагрузок людей к экологичным, полезным способам передвижения? - на этот вопрос ответит само время.

А пока в Санкт-Петербурге на самокатах можно встретить даже спортивного вида леди с седыми волосами и дамским рюкзачком.

Проверено на себе

Марина Чурилова, бильдредактор "Российской газеты":

Я давно хотела купить самокат. Нашла маленькую, компактную, легко складывающуюся модель и с начала лета не расстаюсь с ней. Там, где пешком идешь минут 40, на самокате едешь минут 20. Если в выходной мне нужно поехать в магазин к другой станции метро, я обычно предпочитаю общественному транспорту самокат. Ехать дольше, зато приятнее и интереснее.

Цены на самокаты зависят от модели. Можно найти и за полторы тысячи, но те, что подороже, - функциональнее. Я рекомендую покупать самокат за 5-6 тысяч. У них и амортизация, и колеса побольше, и разгон быстрее. 600 долларов - это цены скорее для электрических самокатов, сегвеев, на которые, собираются пересадить туристическую полицию.

Я научилась на нем ездить за один день, быстро привыкнув к габаритам, поворотам. Едешь так же, как едут дети, отталкиваешься от земли, устал - меняешь ногу. Безопасность обеспечивает система торможения. Ну и, конечно, надо быть внимательным, а то можно въехать и в человека, и в ямку, и упасть. Максимальная скорость где-то 20 км в час, но она скорее для экстремалов. Я предпочитаю комфорт и безопасность. Никогда не переезжаю на самокате через дорогу, и если на тротуаре много людей, тоже прекращаю езду. Но обычно тротуары свободны. Ну а уж если навстречу попадается кто-то еще на самокате, то тебя ждет приветствующий и радостный взгляд.

Я думаю, у самокатов хорошие перспективы. Они начали внедряться в нашу жизнь давно, но вошли в моду сейчас. Приятно, удобно, спортивно.

У нас в семье езжу пока только я одна. Но на работе у меня уже трое коллег-самокатчиков и один велосипедист.

На самокат пересели москвичи всех возрастов и профессий, а на прошлой неделе глава комиссии Мосгордумы даже предложил создать городской прокат (и самокат сразу выйдет из моды). Мы поговорили с москвичами в возрасте от 24 до 56 лет, которые передвигаются по городу на самокате.

Анна Саакян, 39 лет, директор отдела красоты журнала Glamour Russia

Я катаюсь второй год. Все началось с того, что в Париже я увидела девушку в костюме на самокате, мне показалось, что это очень круто, и захотелось так же. Обычно я езжу на самокате от дома до метро, передвигаюсь по центру. Спокойно доезжаю от Полянки до Охотного Ряда, от Павелецкой до «Красного Октября». Если нет дождя, езжу каждый день.

Дороги в Москве ужасные — когда начинаешь кататься, лучше это понимаешь. Конечно, привыкаешь, но всегда нужно быть осторожной. Главная проблема — это плитка и бордюры.

Я работаю в журнале Glamour, поэтому, когда приезжаю на какую-нибудь презентацию, на меня смотрят круглыми глазами и все время фотографируют. Я к тому же фанатка платьев, поэтому на улице на меня все время обращают внимание. Когда я первый раз выходила из дома с самокатом, за мной закрывал дверь мой ребенок, ему тогда было 14 лет. Он меня оглядел и спросил: «Мама, а ты так поедешь на работу?». Я ответила: «Да, а что?». Он еще раз меня оглядел и сказал: «Прикольно». И я поняла, что все в порядке.

Самая распространенная реакция: либо восхищаются, либо удивляются. Я работаю на Большой Дмитровке, поэтому проезжаю мимо Совета Федерации. Там рядом припаркованы автомобили с водителями, они меня оглядывают и говорят: «Вот так надо ездить». Недавно меня даже остановил парень в метро и предложил обменять самокат на iPad. Но у него не получилось, самокат дороже. В прошлом году, когда я начинала, было мало людей на самокатах. А сейчас их уже очень много, они все улыбаются и общаются.

Вера Мусаелян, 27 лет, солистка группы «АлоэВера»

Мне подарили самокат прошлым летом. В день я провожу на нем от часа до четырех. В Москве я передвигаюсь только на самокате. Мы так организовали свое пространство, что репетиции, мой дом, любые дела проходят недалеко друг от друга. Ежедневно я катаюсь от Смоленской до Чеховской или Китай-Города туда и обратно. Это мой ежедневный обязательный маршрут.

Понятное дело, что у нас кататься неудобно. Я постоянно сталкиваюсь с бортиками. Но если сравнивать с другими городскими видами транспорта, самокат самый удобный, потому что он легкий - ты без проблем поднимаешь эти два килограмма, переносишь и едешь дальше. Только с самокатом можно, в случае чего, проехать на метро, электричке и такси. Когда я каталась на велосипеде, мне было гораздо сложнее, и я подорвала себе спину.

Обычно, когда я катаюсь, мальчики очень хотят познакомиться, но не успевают. На самом деле люди на самокатах очень привлекают внимание, потому что они всегда счастливы. У них радостные лица, улыбки. Потому что нельзя ехать с горки на самокате и при этом не радоваться жизни. Так что одиноким ребятам точно нужен самокат.

Сейчас мы с концертом в Екатеринбурге и поняли, что сюда эта мода еще не дошла. И когда я здесь говорю, что мне 27 лет, и я катаюсь на самокате, на меня смотрят странно и не понимают, зачем я это делаю. В Москве уже таких вопросов нет, катаются и люди моего возраста, и пожилые. Они так перемещаются, потому что это гораздо удобнее. Здорово, когда весь город стоит в пробке, а ты объезжаешь машины и через 20 минут оказываешься в нужной тебе точке. Это действительно становится транспортом, а не просто развлечением. Сейчас уже нет такого, чтобы на тебя негативно или, наоборот, слишком бурно реагировали. Это становится просто частью жизни.

Вся наша группа ратует за самокаты, мы все перемещаемся так и даже выбили для наших слушателей скидки в нескольких московских магазинах, а сейчас разыгрываем в нашем паблике один классный самокат.

Любовь Андреева, 56 лет, пенсионер

Я недавно начала кататься на самокате, потому что это очень удобно. Мы с внучкой пришли в парк вместе, она не хочет почему-то кататься, а мне нравится. Я катаюсь на нем только в парках, вот на ВДНХ ездила. Какая там площадь! Полюбовалась, приехала домой, довольная и совсем не уставшая. На меня никто особо не реагирует, все вокруг катаются, и маленькие, и взрослые, в этом нет ничего такого. У меня никаких комплексов нет, я на нем чувствую себя молодой.

Антон Волков, 29 лет, актер

Друзья подарили мне самокат лет пять назад. Тогда мало кто катался, поэтому мне казалось, что это очень круто. В день я провожу на самокате около часа, катаюсь от Павелецкой, где живу, до центра. Это удобно, никакой толкучки, не жарко.

В центре почти везде есть велодорожки, я катаюсь по ним. Но возникают проблемы с тротуарной плиткой, я даже один раз по дороге на важную репетицию сильно упал и порвал одежду, пришлось возвращаться. Сначала мне было как-то стыдно, люди косо смотрели, потом мне стало уже неважно, что кто думает, а теперь они сами все катаются, а незнакомцы не смеются, а только просят покататься.

Максим Мотин, 31 год, р уководитель бизнес-коммуникаций компании «Мегафон», депутат муниципального собрания района Печатники

Я катаюсь первый сезон. Начал по нескольким причинам. Во-первых, ужесточилась ситуация с парковками. У меня офис находится в центре, здесь платная парковка, и тратить 600-700 рублей каждый день довольно накладно. Во-вторых, если работаешь в центре, передвигаться на самокате порой получается даже быстрее, чем на метро. Плюс это спорт и помогает отключить голову и отдохнуть.

Езжу в день я в среднем минут 20. Самокат у меня всегда с собой, даже если я выезжаю из дома на машине. И если в нужном мне месте проблемы с парковкой, или я встаю в пробку, я оставляю машину, а до места встречи еду на самокате. Он дает дополнительную скорость перемещения и серьезно экономит время. И, конечно, я часто беру его с собой в метро. То есть я никак не ограничен.

Я на любую встречу приезжаю с отличным настроением, еду туда с удовольствием. Приезжаю радостный и настроенный на хороший, продуктивный диалог. Взрослый человек на самокате по-прежнему выглядит необычно, и люди, с которыми я встречаюсь, сразу видят, что перед ними живой, открытый, адекватный человек, который не будет что-то из себя строить.

Я недавно приехал на деловое мероприятие, и так получилось, что мы не знали друг друга в лицо. Я зашел в бизнес-центр с самокатом, ко мне подошла женщина и попросила дать ей прокатиться. Я дал ей самокат, а в итоге выяснилось, что именно с этим человеком мы и должны были встречаться. Это было очень забавно.

У возросшей популярности самокатов две причины: во-первых, они стали более удобными и функциональными, стали выдерживать взрослых людей. И, во-вторых, инфраструктура города становится удобнее для пешеходов. Мне бы хотелось, конечно, чтобы эти изменения были более яркими и кардинальными. Но, тем не менее, город для перемещения на чем-то двухколесном становится более удобным.

Андрей Шевченко, 25 лет, бизнес-аналитик

Я катаюсь второй год. Началось все с желания быстрее добираться на работу и с работы. К тому же стали популяризировать этот вид транспорта, поэтому решил попробовать, а теперь даже не представляю жизни без него. В день я провожу на самокате минут 40: доезжаю на работу от метро и от метро до работы. Главные помехи в городе: тротуарная плитка. Хотелось бы, чтобы были велодорожки, неудобно объезжать людей. Хотя, я уже привык. Еще в прошлом году на меня смотрели косо: взрослый человек, работаю в серьезной компании, а разъезжаю на самокате. А в этом замечаю, что многие из тех, кто раньше косился, сейчас сами пересели на самокат. Правда, есть и минусы: если я захожу в магазин с самокатом, у меня обязательно спрашивают паспорт при покупке алкоголя.

Анастасия Потапова, 24 года, юрист

Я самокат использую не только как средство передвижения, но и для того, чтобы смотреть город и проводить время, активно двигаясь. Я не могу сказать, что езжу на нем каждый день: с самокатом надо быть осторожной, потому что это очень большая нагрузка на колени, возможны травмы. В среднем я провожу на нем два-три часа, если езжу по делам. А если гуляю, то могу весь день быть на нем с небольшими перерывами.

Обычно я езжу от Гончарова до Фрунзенской, от дома до работы. Если нужно преодолеть расстояние в пределах 7-10 километров, то ехать на самокате, конечно, будет гораздо быстрее, чем любым другим видом транспорта.

Регулярно мне задают вопрос «Сколько тебе лет?!». А недавно нам с подругой разъяренные люди кричали «Это пешеходная зона!», и было даже немного страшно. Но обычно с ним очень удобно в городе: в кафе, кинотеатрах, больницах. Везде можно оставить, все к этому очень хорошо относятся, радуются, что люди спортом занимаются.

Самокат удобен, потому что от тебя не шарахаются, как от велосипедистов. И он абсолютно не ограничивает твою активность.

В Москве неудобно ездить по бульварам: ужасно трясет по плитке, но и к этому можно привыкнуть.

Сергей, 56 лет, юрист. При попытке узнать фамилию и сфотографировать стремительно уехал

Я начал кататься чуть больше года назад, когда случайно увидел модель, которая выдерживает людей с моим весом. Когда я ее покупал, весил 110 килограммов, сейчас уже меньше. В приличную погоду, когда нет дождя и сильного ветра, я еду от Топарево до Юго-Западной, потом с Воробьевых гор до Пятницкой по набережной. И обратно. Так я езжу с апреля по октябрь два-три раза в неделю. Дорога занимает у меня около часа, примерно столько же я бы ехал общественным транспортом. В городе проблем, конечно, достаточно: мелкая плитка, плохой асфальт. Но люди, в общем, реагируют хорошо, иногда, правда, смотрят сочувствующе, улыбаются, мне же уже не 15 лет.

В марте 2014 года в правила дорожного движения были внесены изменения – в категорию «пешеход» были добавлены «лица, использующие для передвижения самокаты». Что это значит?

В актуальной редакции ПДД «пешеход» - это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Это значит, что неправильно приравнивать самокаты к транспортным средствам, в том числе к велосипедам, а самокатчики должны подчиняться главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Основное передвижение на самокате должно происходить по тротуарам. В определённых случаях выезд на велодорожку и край проезжей части допускается.

Помните о правилах, не выезжайте на проезжую часть без лишней необходимости. Не забывайте – самокат, средство передвижения, предназначенное для разных возрастов и ваш положительный пример может спасти кому-то жизнь.

Движение по тротуарам

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

Движение по проезжей части

4.1 (продолжение). При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Переход проезжей части

4.3. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки, обозначающей такой пешеходный переход. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Также важный момент. Во время заездов дорогу переходим организованной группой.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

Официальный ответ 2012 года

В 2012 году, ещё до изменения ПДД, мы отправили запрос в ГИБДД Москвы и получили официальный ответ. Он интересен объяснением причин того, почему самокаты нельзя приравнивать к велосипеду.

«В настоящее время в Правилах дорожного движения Российской Федерации (далее ПДД РФ) отсутствует определение самоката как транспортного средства. Также отсутствуют и требования, предъявляемые к нему при движении и использовании. В тоже время, изучением данного вопроса установлено, что самокат не допустимо приравнивать к велосипеду. Метод приведения самоката в движение - отталкивание предусматривает постоянный, с небольшим промежутком времени, контакт лица, управляющего самокатом, и дорожного покрытия. Указанные обстоятельства, а также не соответствие большинства самокатов требованиям, предъявляемым, в том числе к велосипедам, дают основания отнести лицо, управляющее самокатом, к категории пешехода. Пешеходы, будучи участниками дорожного движения, должны руководствоваться требованиями, предъявляемыми к ним ПДД РФ, в том числе своими действиями не создавать опасности для движения других.»



  • Разделы сайта