Подготовка к сдаче на краповый берет. Краповый берет. Вручение крапового берета

История ордена Тамплиеров


18 марта 1314 года в Париже, напротив королевского дворца, царила необычная суета. Плотники спешно сооружали костер. Вечером сюда привезли Великого магистра Жака де Моле и приора Нормандии Жоффруа де Шарне. Измученные многолетним заключением старики добровольно сняли с себя одежды, помолились и взошли на поленницу. Король Франции Филипп Красивый наблюдал за происходящим из дворцовой галереи.

Тамплиерам предстояло мучительное сожжение на медленном огне без предварительного удушения. Костер разгорался долго. В последний момент, когда пламя уже охватывало тело магистра, тот громко прокричал: “Папа Климент! Король Филипп! Гийом де Ногаре! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклятие на ваш род до 13 колена!”.

Вскоре у папы Климента V заболел живот. Лекари прописали ему пить толченые изумруды, и 20 апреля этого же года наместник бога на земле умер в страшных судорогах от кровавого поноса. Следующим на тот свет при загадочных обстоятельствах отправился хранитель королевской печати Гийом де Ногаре. 29 ноября 1314 года Филипп упал на охоте с лошади. Парализованного короля принесли в замок, где он скоропостижно скончался. За последующие 14 лет умерли все сыновья Филиппа. Династия Капетингов, правившая страной с 987 года, прервалась.

После окончания раннего Средневековья в Европе воцарился относительный покой. Воинам, укрощавшим викингов и венгров, стало попросту нечего делать. В то же время на южных границах происходили постоянные стычки с мусульманами. Урожайные годы, экономический подъем Европы, захват Иерусалима сарацинами и разгром крестьянских толп, отправившихся “освобождать Святую Землю”, - все это дало возможность рыцарям переключиться с грабежа крестьян на резню арабов.

14 июля 1099 года крестоносцы перебили все население Иерусалима, создали новое христианское королевство и с чувством выполненного долга вернулись домой. К святым местам потянулись паломники, в связи с чем возникла неожиданная проблема - их нужно было кому-то охранять. Город находился под контролем короля Балдуина II, но в окрестностях бесчинствовали разбойники всех мастей и национальностей. Несчастных пилигримов резали в промышленных масштабах, и всем на это было глубоко наплевать.

Всем, кроме 9 богобоязненных французских рыцарей - ветеранов Первого крестового похода. История сохранила их имена: Гуго де Пейн, Годфруа де Сент-Омер, Пэйн де Мондидье, Андре де Монбар, Гуго де Шампань, Гундомар, Гофред Бисоль, Жоффруа Бизо и Аршамбо де Сент-Аман. В 1119 (историки не уверены насчет точности этой даты) двое первых явились ко двору короля Балдуина II и предложили свои услуги по охране паломников на пути из Яффы в Иерусалим. Король ничуть не возражал против бесплатной военной помощи и отдал рыцарям южное крыло своего дворца (мечети Аль-Акса).

С исторический точки зрения место было великолепно. Где-то здесь предположительно стоял легендарный Храм Соломона. Именно поэтому рыцари стали называться “храмовники” (“храм” по-французски “тампль”, отсюда тамплиеры), а точнее - “нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона”. Эмблема тамплиеров подчеркивала их бедность и изображала двух воинов, едущих на одной лошади.

Впрочем, нищенствовать в полную силу у храмовников не получилось. Иерусалимские летописцы оставили крайне мало упоминаний о первых годах деятельности тамплиеров. Одни предполагают, что рыцари около 9 лет не принимали никого в свои ряды и охраняли дороги от разбойников (сотни километров силами десятка человек). Согласно другой, более правдоподобной версии, как только храмовники получили от короля шикарную штаб-квартиру, они сразу же отправились в Европу искать спонсоров.

К 1127 году ряды храмовников расширились, Гуго де Пейн совершил несколько дипломатических туров и заручился поддержкой авторитетнейшего теолога Бернарда Клервоского (дяди Андре де Монбар), причисленного к лику святых. Эта карта была разыграна тамплиерами очень грамотно: Бернард взялся за “идеологическую” работу и начал агитировать духовенство на содействие “братьям-рыцарям”. В итоге Папа Гонорий II созвал собор в Труа (1129), где католическая церковь официально признала Орден тамплиеров, утвердила его Устав и назначила Гуго де Пейна Великим магистром.

В уставе тамплиеров было 72 статьи. Первые семь накладывают на храмовников различные религиозные обязанности: определяют, сколько (от 13 до 100) раз и при каких обстоятельствах нужно прочесть “Отче наш”, а в случае смерти одного из братьев обязывают кормить на его месте бедняка семь дней.

Остальные главы определяют повседневный быт рыцарей. Принимать пищу следует молча, слушая при этом чтение Священного писания. Мясо - два раза в неделю. Десятую часть хлеба нужно отдавать беднякам. После вечерней также следует молчать (за исключением случаев ведения военных операций). Женщины в Орден не принимаются. Целоваться с “сосудами греха”, включая матерей, сестер и дочерей, запрещено. После смерти храмовника его вдова получает пенсию.

Одежда “шевалье”, принявших обет безбрачия, - белая. Одежда “сержантов” - черная. Никакого меха в отделке, кроме овчины, не допускается. Золотые или серебряные элементы экипировки запрещены (разрешалось использовать позолоченные доспехи, если их предварительно покрасить). Коней - не более трех. Бороду и усы стричь нельзя. Башмаки - без шнурков и острых носов. Кровать - соломенный тюфяк. Всю ночь в общей опочивальне должен гореть огонь.

Запрещалось иметь сумки или сундуки с замками. Вся личная переписка прочитывается в присутствии магистра. Все подарки передаются в собственность Ордена. Охотиться нельзя - исключение сделано лишь в отношении львов, ибо они “ходят кругами и ищут, кого бы пожрать”.

В 1139 году Папа Иннокентий II взял тамплиеров под личное покровительство, издав буллу Omne Datum Optimum, согласно которой храмовники могли оставлять себе всю военную добычу, освобождались от всех налогов, получали автономию от светских властей и судов. Булла Milites Templi (1144 год) опускала грехи всем, кто жертвовал ордену, в связи с чем количество желающих расстаться с деньгами значительно выросло, а булла Militia Dei (1145 год) разрешила тамплиерам строить собственные церкви (прихожане также означали дополнительные доходы) и хоронить мертвых рыцарей на собственных кладбищах.Монархи Европы даровали тамплиерам не менее щедрые привилегии. Нищенствующие рыцари стали получать баснословные прибыли. В их собственности находились сотни замков и огромные земельные участки (к концу 13 века - около миллиона гектаров). Они выкупали у королей право сбора налогов, давали деньги в ссуду под 10% в год (евреи - под 40%) и организовали систему дорожных чеков: теперь пилигримы, отправляющиеся в Святую Землю, вносили определенную сумму тамплиерам по месту своего жительства и получали чек, который можно было обналичить у тамплиеров в Иерусалиме.

За сто лет храмовники возвели свыше 150 собственных церквей. Кроме того, они активно строили дороги и не взимали с путешественников платы (в отличие от феодалов, зачастую требовавших деньги даже за пересечение мостов). Богатство позволило тамплиерам проводить беспрецедентные благотворительные акции: их многочисленные командорства кормили целую армию нищих, а в голодные годы рыцари снабжали зерном тысячи бедняков, предотвращая вымирание крупных регионов.

К концу 13 века в должниках у тамплиеров была вся Европа - от королей до крестьян. Нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона стали крупнейшей транснациональной корпорацией планеты. При этом Орден Храма не был самым богатым (другие монашеские ордена располагали сравнимыми ресурсами) и самым влиятельным на политической арене. Это была уникальная религиозно-военно-финансовая организация - стремительно возвысившаяся и хорошо вооруженная.

К началу 14 века численность рыцарей достигла 20000 человек, но лишь немногие из них составляли “армейское крыло” этой организации. В самом начале существования Ордена храмовники представляли собой грозную военную силу.

Рыцари, по свидетельствам современников, были горды, заносчивы, воинственны, храбры и, что более важно - дисциплинированы. В крупных военных действиях они составляли авангарды армий, сметая противника первым же натиском кавалерии. Впереди шли “белые” тамплиеры, за ними следовали “черные”. В лучшие годы существования Ордена его бойцы были чем-то вроде средневекового спецназа. О мастерстве и безрассудной отваге рыцарей свидетельствует битва при Монжизаре.

25 ноября 1177 года прокаженный король Иерусалима Балдуин IV с армией из 500 рыцарей, 80 тамплиеров во главе с Великим магистром и нескольких тысяч пехотинцев внезапно напал на армию Саладина*, насчитывавшую 26 тысяч человек. Рыцари перебили почти всех арабов, включая легендарных мамлюков. Саладин спасся лишь потому, что сел на породистого “гоночного” верблюда и ускакал с поля боя. Неудивительно, что мусульмане люто ненавидели тамплиеров и считали их главными врагами ислама.

Привычка бросаться на многократно превосходящие силы противника не раз выходила тамплиерам боком. В битве при Кишоне 600 человек атаковали армию из 7000 сарацинов. Божьего чуда не произошло - арабы, имевшие большой зуб на тамплиеров, не только перебили их войско, но и надругались над телами павших. В последовавшей за этим битве при Хаттине (1187) Саладин захватил множество христиан, включая короля Иерусалима. Он пощадил их всех - кроме 230 тамплиеров, подвергнутых пыткам и казненных.

Тамплиеров не следует идеализировать. Они были ничем не лучше своих современников. Рыцари сознательно нарушали договора, отказывались возвращать денежные вклады, грабили караваны, участвовали в феодальных междоусобицах и крайне неохотно расставались со своими богатствами. После битвы при Хаттине пал Иерусалим. Саладин предложил тамплиерам выкупить его жителей, но орден, созданный специально для защиты города, отказался это делать, и 16 тысяч христиан попали в рабство.

Последующие крестовые походы не имели значительного успеха - Иерусалим попадал в руки европейцев лишь на несколько месяцев. Более того, тамплиеры сорвали хитроумнейшую дипломатическую политику Ричарда, брата английского короля, сумевшего натравить мусульман друг на друга: рыцари напали на египтян, нарушив мирный договор и вызвав череду войн, в ходе которых христиане навсегда потеряли Восток.

В 1291 году арабы взяли Акру - новую штаб-квартиру Ордена Храма. В городе было около 900 тамплиеров, большинство из которых (включая Великого магистра Гийома де Божо) погибли, защищая пролом в стене. Оставшимся храмовникам удалось запереться в башне, обманом заманить туда 300 мусульман и перебить их. Разгневанный султан приказал подвести под башню мину; она обрушилась и похоронила рыцарей под обломками.

После прекращения крестовых походов существование военных орденов потеряло всякий смысл. Тамплиеры предприняли несколько “военных пиар-акций”, пытаясь показать свою мощь, но дальше кратковременных захватов земель дело не зашло. Буквально за несколько лет храмовники превратились в наемников и разбойников. Под началом Великого магистра Жака де Моле находилось около 15000 человек - очень серьезная по меркам того времени сила, с которой нельзя было не считаться. Кроме того, тамплиеры пользовались покровительством Папы, считавшего их своими “боевиками” (хотя храмовники подчинялись ему не больше, чем какому-либо европейскому монарху).

Богатство Ордена не давало покоя французскому королю Филиппу Красивому, имевшему крупный долг перед рыцарями. Придя к власти, Филипп собрал правительственную “команду” из незнатных, но очень талантливых негодяев. Правой рукой короля стал хранитель печати Гийом Ногаре.

Филипп попытался стать членом Ордена с перспективой возглавить его (безуспешно), а потом пригласил Жака де Моле перенести резиденцию тамплиеров в Париж - якобы для дальнейшего объединения с орденом госпитальеров и организации нового крестового похода. Следующий шаг короля - тайные переговоры с марионеточным Папой, который “сдал” тамплиеров, пообещав идеологическую поддержку в их уничтожении.

Как разгромить организацию, насчитывающую тысячи головорезов? Филипп провел полицейскую операцию невиданного даже по нынешним временам масштаба: 22 сентября 1307 года королевским чиновникам, командирам военных отрядов и инквизиторам были разосланы пакеты с указанием вскрыть их в пятницу 13 октября. Арест произошел одновременно, рыцари не оказали сопротивления.

Короля ждало страшное разочарование - легендарная казна тамплиеров оказалась пуста. Деньги исчезли, и никто не желал говорить, куда. Достоверно известно, что при переезде в Париж храмовники снарядили длинный обоз с золотом. Вероятно, магистр предвидел “спецоперацию” короля либо, несмотря на меры предосторожности, узнал о ней от информаторов, и спрятал деньги в одном из многочисленных замков Ордена.

Против рыцарей были выдвинуты очень красочные обвинения: мол, они плевали на распятие, целовали друг друга в зад, практиковали гомосексуализм, искажали слова молитв, поклонялись черному идолу с красными глазами и мазали его жиром сожженных христианских младенцев. Тамплиеры, подвергнутые пыткам, сперва дружно сознались во всех грехах (их показания мало чем отличались друг от друга и были будто бы написаны под копирку), а впоследствии не менее дружно отказались от показаний.

После некоторой процедурной неразберихи с подсудностью обвиняемых рыцари шли на костер (преимущественно во Франции), сажались в тюрьмы, лишались званий, изгонялись, но иногда и оправдывались. В Англии и Германии распоряжение Папы об аресте тамплиеров фактически спустили на тормозах - тамплиеры подвергались минимальным санкциям.

Имущество тамплиеров - многочисленные замки во Франции, церкви в Англии (например, Темпл Черч и Росслинская часовня, прославленные “Кодом да Винчи”) - сохранилась до наших дней. Однако до недавнего времени интерес к нему питали лишь историки и торговцы элитной недвижимостью. Фантастические легенды об Ордене Храма появились лишь в 19 веке - на волне увлечения “модным” масонством.

Наибольшее количество тумана писатели-беллетристы напустили вокруг иерусалимского Темпля. Мол, рыцари устроили в подвале Храма раскопки, наткнулись на древнюю систему тоннелей и обнаружили там: а) Ковчег завета; б) Святой Грааль; с) манускрипты, свидетельствующие о сожительстве Христа с Магдалиной. Эти богатства они спрятали в одном из своих храмов, где реликвии находятся и по сей день.

Единственная святыня, которой действительно располагали тамплиеры, - кусок дерева с Истинного креста, на котором распяли Иисуса. По обычаю тех лет орудия казни зарывались на месте ее свершения. В 326 году Елена, мать императора Константина, санкционировала раскопки на Голгофе. Был обнаружен Истинный крест, прикосновение к которому исцеляло больных и воскрешало мертвых. Как и в случае с мощами святых, частицы этой реликвии разошлись по всему свету. Скептики указывают, что если собрать их воедино, то дерева хватит на сооружение боевого корабля.

Другие легенды о тамплиерах столь же правдоподобны, как и обвинения, выдвинутые против них. Ходят слухи, что уцелевшие тамплиеры “ушли в подполье” и продолжали тайно влиять на историю человечества. Что именно они открыли Америку, ведь на парусах каравелл Колумба были красные кресты (выжившие храмовники действительно основали в Испании Орден Рыцарей Креста).

Тамплиеры пронеслись по истории, как комета - внезапно, ярко и очень быстро. Они сгорели, наделав немало шума. Современники и нынешние исследователи единогласно считают обвинения против них ложными. Но даже если бы они не подверглись узаконенному грабежу, судьба тамплиеров была уже решенной. С угасанием крестовых походов орден лишился “идейной базы”. Его ждало перепрофилирование, раздробление и измельчание - как это случилось с госпитальерами или тевтонцами. Кто-то считает, что после падения тамплиеров начался закат европейского рыцарства, довершенный распространением огнестрельного оружия. Если согласиться с таким подходом, то закат рыцарства начался гораздо раньше - когда тамплиеры стали служить не Богу, а золотому тельцу.

«Рыцари Храма»

История рождения, расцвета и падения рыцарей Ордена тамплиеров, или «рыцарей-храмовников», является, пожалуй, одной из самых романтичных легенд мира, в котором мы живем.

Сколько бы ни прошло времени, сколько бы веков не покрыло седой пылью барельефы на могилах мучеников Ордена, сколько бы не было прочитано книг и сколько бы раз любители истории не произносили имя великого Жака де Молэ - все равно, по-прежнему, романтики и фантазеры, ученые и мистификаторы в разных странах все так же собирают рюкзаки, чтобы отправиться в поход за «золотом тамплиеров». Кто-то всерьез изучает карты рудников и приисков, обыскивает руины замков и расчерчивает пути тамплиеров в Европе, кто-то ищет свое «сокровище» на страницах бестселлеров, стремясь его обрести путем литературной славы.

И никому из нас - ни фантазерам, ни ученым, не дано узнать, «как это было» - на самом деле. Нам остаются лишь исторические хроники и воспоминания современников, документы Инквизиции и по сею пору иногда всплывающие письма и старинные свитки из личных архивов благородных семей Европы.

Кто-то придает истории тамплиеров религиозную окраску, кто-то светскую. Мы же попробуем для себя открыть правду - настолько, насколько это возможно сквозь гущу веков.

«И возник Орден…»

Вскоре после удачного исхода Первого Крестового Похода и утверждения на земле Палестины Христианского Иерусалимского Королевства - первого военного государства, населенного, в основном, европейскими рыцарями, на Святую Землю хлынул поток паломников, привлеченных утопической идеей безопасной жизни среди христианских святынь. Орды народа, странствующие «по земле Иисуса», естественно, привлекали к себе не только внимание мусульман, разгневанных захватом исконно своих территорий и городов, но и их месть - страшную и бескомпромиссную. Местность, по которой проходили маршруты паломников, была наводнена грабителями и убийцами. Дорога к Священному городу стала смертельно опасной для пилигримов.

Европейские монархи были довольны исходом Крестового Похода - миссия выполнена, Святая Земля практически очищена. Оставшиеся мусульманские поселения они считали всего лишь досадной помехой на пути светлого христианского мира, и надеялись на то, что рыцари, которым были обещаны щедрые земельные наделы, постепенно эту помеху устранят. А тем временем, Иерусалимское королевство начало потихоньку пустеть - рыцари стремились домой, к своим семьям и родовым гнездам, и никакие награды не могли остановить большинство из них. Как же быть в таком случае с паломниками, ежедневно подвергающимся насилию, разграблению, убийствам?.. Они нуждались в охране.

Вот что пишет об этом в 1119 году епископ Вильгельм Тирский, некоторое время возглавлявший Церковь Иерусалимского Государства: «Некоторые знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников». Несколько рыцарей высокого происхождения, испросив благословения у Короля и Церкви, вызвались принять на себя заботы по охране паломников и всех христиан, которые в больших количествах передвигались по Святой Земле. Для этого, ими был основан духовно-рыцарский орден «Нищих Рыцарей», светская основа которого была уравнена и гармонизирована с основами церковными. То есть, братья-храмовники, вступая в орден, не принимали на себя монашеского сана, но духовно и физически, по сути, ими становились.

Возглавил Орден один из его основателей, знатный шампанский рыцарь Гуго де Пейен, ставший первым в истории Ордена Великим Магистром. И вот, перед королем и Патриархом Иерусалимским, Гуго и восемь его преданных командиров - Готфрид де Сен-Омер, Андре де Монбар, Гундомар, Годфрон, Рораль, Жоффруа Битоль, Нивар де Мондезир, и Аршамбо де Сен-Эньян принесли клятву защищать христиан, странствующих или нуждающихся в помощи, до последней капли крови, а так же принесли три монашеских обета.

Ради абсолютной исторической справедливости, автору статьи хотелось бы отметить, что, по сути, основание подобного ордена стало явлением абсолютно беспрецедентным, на многие века опережавшим свое время. В данном случае, это объединение рыцарей не было еще одним монашеским орденом, не было некой духовной организацией - в сущности, они организовывали первую из знакомых нам сегодня «неправительственных некоммерческих организаций», ради пропаганды идеи и сбора средств. Пропаганда идеи - необходимости существования подобного ордена - состояла в уже осуществляющейся успешной защите паломников, а сбор средств - а как же без этого?.. Ведь сами тамплиеры были необыкновенно бедны - вплоть до того, что на двух рыцарей приходилась одна лошадь. В последствие, когда влияние храмовников распространилось весьма обширно, они создали печать, в память о былых днях Ордена - печать эта изображает двух всадников на одном коне.

В течение долгих десяти лет храмовники вели совершенно нищенское существование, соблюдая устав ордена Святого Августина Блаженного, за неимением собственного. Так бы и продолжалось, если бы Король Иерусалимский Балдуин II «Прокаженный», в некоторой степени, оскорбленный лично таким бедственным положением дел подопечного ему ордена, не отправил бы Гуго де Пейена к Папе Гонорию II с требованием инициировать Второй Крестовый поход, мотивируя его необходимость наглостью мусульманских воинов, продолжавших совершать вылазки на территорию вновь образованного государства.

Балдуин вообще был весьма благосклонно настроен к ордену «бедных рыцарей» - он даже предоставил им, не имевшим никакого собственного имущества, церковь в своем дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву. Именно этот факт послужил точкой отсчета формирования того ордена, который знаком нам по описаниям сегодня: «Храм» (фр.temple), дал людям повод называть рыцарей «те, что у Храма», «храмовники». Об официальном имени - «Нищие рыцари» никто и никогда больше не вспоминал.

Де Пейен, в сопровождении небольшого количества товарищей, объехал практически всю Европу, не только уговорив государей собрать войска для Крестового Похода, но и попутно взымая немногочисленные и неохотные пожертвования. Кульминацией этой поездки стало присутствие Гуго де Пейена и рыцарей-тамплиеров на Великом Церковном Соборе во французском городе Труа - и присутствие это было обусловлено личной просьбой Папы Римского.

Это было полезно, и Де Пейен, как глава Ордена, понимал всю важность выступления на Соборе - хорошее выступление могло обеспечить поддержку Церкви, а поддержка Церкви - поддержку глав разных стран. Де Пейен говорил долго и красноречиво, завораживая эту избалованную и зашоренную церковную аудиторию картинами прекрасного нового, христианского мира, который возьмет свой исток у трона Иерусалима. Отцы Собора, покоренные его выступлением, обратились к присутсвующему там же Бернарду Клервосскому, который не стал скрывать своих явных симпатий к тамплиерам, с просьбой написать для нового ордена Устав, которым все бы были довольны. Так же отцы Церкви так же оказали рыцарям великую честь, повелев носить всегда белые с черным одежды, украшенные красным крестом. Тогда же, был создан и прототип первого боевого знамени тамплиеров, названного Боссеан.

Аббат из Клерво, принадлежащий к ордену Цистерцианцев, привнес этот воинственный дух и в Устав Храмовников, впоследствии названный Латинским. Бернард писал: «Солдаты Христа ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно».

В 1139 году Папа Иннокентий II издает буллу, по которой тамплиерам, к тому времени, уже превратившимся в довольно многочисленный, небедный орден, давала им значительные привилегии, такие как учреждение должности капеллана, освобождение от уплаты десятины и разрешение строить часовни и иметь свои кладбища. Но самое главное - желая иметь собственных защитников, Папа подчинил Орден единственному лицу, себе, возложив на магистра и его капитул полную ответственность за политику и управление орденом. Это означало абсолютную свободу для тамплиеров. А абсолютная свобода приносит абсолютную власть.

Это событие открыло перед Нищими Рыцарями все пути мира и стало новой главой в их истории - главой невиданного расцвета.

Золотой век Ордена

Изначально, вся братия Ордена, делилась, согласно Уставу, на две категории: «рыцари» - или «братья-шевалье», и «служители» - или «братья-сержанты». Сами эти звания говорят о том, что в первую категорию принимались только рыцари благородного происхождения, во вторую же мог поступить любой мужчина не благородного происхождения, без всякой надежды со временем стать «братом-шевалье». Великому Магистру, который не являлся выборной фигурой - каждый Магистр еще при жизни должен был выбрать своего преемника - обладал практически неограниченной властью управления Орденом, которая была дарована Папой. Изначально, тамплиеры были категорически против вступления в ряды братьев священников, но, тем не менее, спустя некоторое количество десятилетий, с момента его образования, в рядах храмовников появился даже некий особый класс братьев-монахов, что было весьма удобно и даже целесообразно: монахи не могли проливать крови, к тому же, отправляли службы в собственных церквях Ордена.

Поскольку к членству в Ордене не допускались женщины, женатых рыцарей в Орден так же принимали неохотно, ограничивая их в выборе цветов для одежды. Так, например, женатые рыцари были лишены права носить белые одежды, как символ физической чистоты и «безгреховности».

Семьи женатых тамплиеров, после вступления ее главы в Орден, ждала незавидная участь по линии наследования. В том случае, если женатый брат отходил в иной мир, все его имущество, согласно «Договору о вступлении», поступало в общее орденское владение, а жена должна была в короткий срок покинуть имение, чтобы не искушать своим видом рыцарей и послушников Ордена. Но поскольку тамплиеры были известными благотворителями, то вдова и близкие члены семьи усопшего, всегда получали полную финансовою поддержку от казначеев Ордена (как правило, светских, «наемных» фигур) до конца жизни.

Благодаря такой политике членства, в скором времени Орден тамплиеров уже обладал огромными владениями не только в Святой Земле, но и в странах Европы: Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, Италии, Австрии, Германии, Венгрии.

Так же, именно тамплиеров принято считать родоначальниками банковского дела - именно казначеям Ордена принадлежит идея обычных и «дорожных» чеков. Самое интересное состоит в том, что такая схема до сих пор является, можно сказать, «классикой» современного банкинга. Оцените ее красоту, простоту и практичность: наличие подобных чеков избавляло путешественников от необходимости перевозить золото и драгоценные камни с собой, ежеминутно опасаясь нападения разбойников и гибели. Вместо этого, обладатель ценностей мог явиться в любую «комтурию» Ордена и внести в ее казну все эти вещи, получив взамен чек, за подписью Главного Казначея (!!!) и отпечатком … собственного пальца(!!!), чтобы после этого со спокойной душой отправиться в путь с небольшим кусочком кожи. Так же, за операции с чеком, Орден брал небольшой налог - при обналичивании ценностей, указанных в чеке!.. Задумайтесь на одну минуту, не напоминает ли это Вам современные банковские операции?.. Если же обладатель чека мог исчерпать свой лимит, но нуждаться в деньгах, Орден выдавал ему таковые, в счет последующего погашения. Существовала и высокоразвитая система того, что сегодня мы бы назвали «бухгалтерским учетом»: два раза в год все чеки отсылались в главную комтурию Ордена, где их детально подсчитывали, подводили казенный баланс и архивировали. Не гнушались рыцари и ростовщичеством, или, если угодно, «банковским кредитованием» - любой обеспеченный человек мог получить ссуду под десять процентов, в то время как евреи-ростовщики или государственные кассы давали ссуды под сорок процентов.

Обладая настолько развитой банковской структурой, в скорости, тамплиеры стали необходимы и Двору. Так, например, в течение двадцати пяти лет, два казначея Ордена - Гаймар и де Милли - надзирали за казной французской монархии, исполняя при этом, по просьбе Филиппа II Августа, функции министра финансов, то есть, практически управляя страной. Когда на престол взошел Людовик IX Святой, Французская казна полностью была перенесена в Тампль, оставаясь там так же и при его преемнике.

Таким образом, «нищие рыцари» в сравнительно короткое время приобрели статус крупнейших финансистов Европы и Стран Востока. В числе их должников ходили абсолютно все слои населения - от простых горожан до августейших особ и отцов Церкви.

Благотворительность

Особенное место в списке дел Ордена занимают так же рационализаторская и благотворительная деятельность.

Поскольку тамплиеры были не только самым богатым из всех существующих орденов, но и самым привлекательным для новых братьев в плане возможностей, под его покровительством работало много выдающихся умов и талантов своего времени.

Тамплиеры, не скупясь, тратили огромные суммы на развитие наук и искусств, на меценатскую поддержку художников, музыкантов, поэтов. Но все же, солдаты остаются солдатами, и основной сферой интересов храмовников было развитие таких областей, как геодезия, картография, математика, физические науки, строительные науки, мореплавание. К тому времени, Орден уже давно располагал собственными, не подконтрольными власти королей верфями, портами, собственным современным и сверх-оснащенным флотом - довольно упомянуть, что на всех его кораблях были магнитные (!!!) компасы. «Морские тамплиеры» активно занимались коммерческими грузо - и пассажироперевозками, перевозя паломников из Европы в Иерусалимское Королевство. За это они получали щедрое вознаграждение и церковную поддержку.

Не менее активно, тамплиеры занимались и строительством дорог и церквей. Качество проезда в Средние века, можно было бы охарактеризовать, как «сплошной грабеж, помноженный на отсутствие дорог» - если Вы паломник, будьте уверены, что Вас ограбят не только разбойники, но и государственные сборщики налогов, имеющие пост у каждого моста, на каждой дороге. И тамплиеры, к неудовольствию властей, эту проблему решили - они занялись активным строительством прекрасных дорог и крепких мостов, которые охраняли их собственные отряды. С этим строительством связан так же и один «финансовый феномен», являющийся, по серкам Средник веков, и вовсе нонсенсом - за проезд рыцари не взимали налогов, ни одной монеты!.. Так же, менее чем за сто лет, Орденом по всей Европе были построены не менее 80 больших соборов и не менее 70 церквей, монахи же, населявшие эти церкви и соборы, полностью состояли на обеспечении тамплиеров.

Простой народ не просто был расположен к храмовникам - люди глубоко ценили благородство этих воинов. В самые тяжелые времена, когда случался голод и цены на меру пшеницы составляла гигантскую сумму в тридцать три су, тамплиеры кормили в одном только месте до тысячи человек, не считая ежедневных трапез для нуждающихся.

Начало конца

И все же, основным призванием тамплиеров, по-прежнему оставалось рыцарство, в особенности - войны с мусульманами, которые продолжались на Святой Земле. На эти войны и уходили основные средства и ресурсы Ордена. В этих войнах, храмовники преуспевали - известно, что тамплиеров и госпитальеров мусульманские воины боялись настолько, что султан Саллах ад Дин даже принес клятву «Очистить свою землю от этих поганых орденов».

Французский монарх Людовик VII, который возглавлял со своим войском Второй Крестовый поход, позже писал в своих заметках, что тамплиеры оказали ему огромную поддержку, и он даже не может представить, что бы ждало его войска, не будь с ними храмовников.

Однако не все европейские монархи были такого высокого мнения о надежности и преданности тамплиеров. Так, например, многие царственные персоны настаивали на том, что с сарацинами должен быть заключен мир, и вот, в 1228 году, Фридрих II Барбаросса этот договор заключил.

Тамплиеры были в ярости - согласно этому договору, сарацины обязывались передать Иерусалим христианам. Великий Магистр Ордена посчитал это огромной стратегической ошибкой - ведь Иерусалим находился практически в блокаже, окруженный мусульманскими территориями. Но Фридрих, который тамплиеров не любил - по многим причинам, и богатство Ордена была не последней из них - предпочел пойти на открытый конфликт, обвинив рыцарей в измене. Тамплиеры ответили ему угрозами, после которых Фридрих пришел в такой испуг, что в ближайшее же время свернул свои войска и покинул Святую Землю. Но отбытие Барбароссы не отменило заключенного договора, и ситуация из плохой прекратилась в бедственную.

Можно сказать, что Седьмой поход, под предводительством неопытного в тактических и политических вопросах короля Франции Людовика Святого, вбил последний гвоздь в крышку гроба христианского Королевства. Людовик, не имеющий опыта в восточном регламенте, со своей стороны расторг договор, который с трудом был заключен Великим Магистром Тамплиеров с султаном Дамаска - основного оплота сарацинов. Последствия этого необдуманного шага тут же стали весьма ощутимы - мусульманская армия, не удержимая ничем, одерживала одну победу за другой, и потери среди иерусалимских рыцарей были огромны. Христиане теряли город за городом, и даже были вынуждены с позором сдать Иерусалим - после длительной осады и жестокого боя.

Весной 1291 года сарацинский султан Килавун со своими войсками осадил город Агра, который являлся на тот момент последний оплот рыцарства в Палестине. По воспоминаниям современников, бой был воистину страшен, а численное превосходство - на стороне мусульман. Сарацины смели защиту и ворвались в город, учинив зверскую резню, в которой погиб Великий Магистр тамплиеров.

Оставшиеся в живых тамплиеры и госпитальеры скрылись в башне своей резиденции, где им удавалось некоторое время оказывать сопротивление врагу, но мусульмане, которые не могли их оттуда «достать», придумали способ решить все разом. Они начали одновременно подкапывать и разбирать башню, что и привело к ее обрушению. Она упала, погребя под собой и рыцарей, и сарацинов.

Все эти события в один момент закрыли эту главу истории христианского рыцарства, поставив точку в повести об Иерусалимском Королевстве.

Падение ордена

С падением Святого Королевства, положение тамплиеров стал незавидным. Обладая все той же мощью - и численной, и финансовой, они потеряли главную цель, в которой и была заключена суть его существования: охрана и защита Иерусалима.

Европейские монахи и Церковь, для которых необходимость в Ордене более не была насущной, возлагали на них ответственность за падение христианского королевства - и это не смотря на то, что именно благодаря тамплиерам ему удалось просуществовать столь долго. Храмовников начали обвинять в ереси и предательстве, в том, что они собственноручно отдали Гроб Господень сарацинам и отреклись от Бога, и не смогли сохранить главную ценность христианского мира - землю, по которой ступали ноги Иисуса.

Особенно положение Ордена не устраивало французского монарха Филиппа IV Красивого, который правил страной, как абсолютный тиран и не намерен был терпеть чьего-то вмешательства в дела короны. К тому же, Филипп был обременен огромным количеством долгов Ордену. Вместе с этим, Филипп был умен, и прекрасно осознавал то, что тамплиеры - мощнейшая, богатая военная организация, не подотчетная никому, кроме Папы Римского.

Тогда Филипп решил действовать не силой, но хитростью. Он от своего имени написал прошение Великому Магистру Жаку де Мола, в котором просил принять его в почетные рыцари. Де Мола, считавшийся одним из мудрейших политиков и стратегов своего времени, это прошение отклонил, понимая, что Филипп стремится со временем занять пост Великого Магистра, чтобы сделать казну Ордена своей собственной.

Филипп был взбешен отказом, поклялся любым способом прекратить существование Ордена, раз уж ему не удается его завоевать. И такая возможность ему в скором времени представилась.

Бывший тамплиер, «брат-шевалье», изгнанный тамплиерами за убийство своего же брата, находясь в государственной тюрьме за другие преступления, в расчете на снисхождение, сознался в грехах против веры, которые якобы совершал, будучи в Ордене, вместе с другими братьями.

Король немедленно начал следствие против Ордена, оказывая как можно более агрессивное давление на Папу Римского с требованием отказать тамплиерам во всех привилегиях. Он издал самостоятельный указ, разосланный во все провинции с указанием «тамплиеров всех хватать, подвергать их аресту и отнимать их имущество в казну».

13 октября 1307 года, практически все члены Ордена, не успевшие укрыться или обремененные семьями, были застигнуты войсками Филиппа и подвергнуты арестам, имущество было конфисковано.

Согласно доступным сегодня протоколам допросов Инквизиции, тамплиеров обвиняли в отречении от Господа, оскорблении Креста, ереси, мужеложстве, поклонении некой «Бородатой Голове», являющейся одной из ипостасей демона Бафомета. Подвергнутые страшным пыткам, многие рыцари признались практически во всем, и вот, Папа издал буллу о том, что все европейские монархи должны начать аресты тамплиеров по всем странам, а так же изымать в пользу казны и Церкви имущество - и их собственное, и имущество Ордена, а так же земель. Эта булла положила начало судебным процессам в Германии, Италии, Англии, на Пиренейском полуострове и на Кипре, где находилась вторая по величине после парижской, резиденция Великого Магистра.

После длительного, всеевропейского следствия, пыток и унижений, в 1310 году возле монастыря святого Антония под Парижем, на костер взошли 54 рыцаря, которые нашли в себе силы отказаться от показаний, данных ими под пытками. Филипп Красивый праздновал победу - папской буллой от 5 апреля 1312 года, Орден Храма был официально упразднен и прекратил свое существование.

Приговор Великому Магистру Ордена, Жаку де Молэ, был вынесен лишь в 1314 году - Филипп хотел в полной мере насладиться унижением человека, некогда могущественного настолько, что мог смело игнорировать его пожелания. Перед судом, Великий Магистр, а так же приор Нормандии Жоффруа де Шарне, визитатор Франции Гуго де Пейро и приор Аквитании Годфруа де Гонвиль полностью признали обвинения и покаялись в совершенных злодеяниях, вследствие чего, церковный суд по инициативе Папы, заменил смертную казнь для них на тюремное заключение. Историки считают, что со стороны Магистра это был политический ход - суд над тамплиерами проходил публично. Выслушав приговор, де Молэ и де Шарнэ публично отреклись от предыдущих признаний, вырванных под пытками. Великий Магистр Жак де Молэ заявил, что предпочтет смерть заключению, унижающему его достоинство и гордость воина. В тот же вечер, костер поглотил и их.

И вот так, в кострах и пытках, унижении и клевете, закончилась уникальная история великого Ордена нищих рыцарей Христовых - элефанта, побежденного мышью. Так пал гигант, который не могли сломить войны и поражения, но сломила алчность.

Великие магистры Ордена тамплиеров

Гуго де Пейн (1119 — 24 мая 1136)
Робер де Краон (июнь 1137 — 13 января 1149)
Эврар де Бар (1149—1152)
Бернард де Тремеле (июнь 1152 — 16 августа 1153)
Андре де Монбар (1153—1156)
Бертран де Бланфор (1156—1169)
Филипп Наблусский (август 1169 — апрель 1171)
Одо де Сент-Аман (1171 — 8 октября 1179)
Арно де ла Турруж (1180 — 30 сентября 1184)
Жерар де Ридфор (1185 — 4 октября 1189)
Робер де Сабле (1191 — 23 сентября 1193)
Жильбер Эраль (1194—1200)
Филипп де Плессье (1200 — ноябрь 1209)
Гильом де Шартр (1209 — 26 августа 1219)
Пьер де Монтегю (1219 — 28 января 1232)
Арман де Перигор (1232 — 17 октября 1244)
Ричард де Бур (1244 — 9 мая 1247)
Гийом де Соннак (1247 — 11 февраля 1250)
Рено де Вишье (1250 — 20 января 1256)
Тома Берар (1256 — 25 марта 1273)
Гийом де Боже (13 мая 1273 — май 1291)
Тибо Годен (август 1291—1293)
Жак де Моле (1293 — 13 апреля 1307)

Мечи героев:

Первый Крестовый поход был организован Римским Папой Урбаном, человеком властолюбивым и жестоким, в качестве помощи Византийскому императору Алексию, который запросил того о военной поддержке, поскольку был весьма обеспокоен нарастающим давлением со стороны турок-сельджуков. Клич похода был защитить Святую землю и сделать возможным посещение ее религиозными паломниками. Но истинной целью этого похода было ослабление позиций восточного православного христианства, с центром в Византии, не дающего возможность расширить сферу влияния Римского Папства на восточные страны.

Воинство, получившее отпущение прошлых и будущих грехов, состояло из всевозможных сомнительных личностей, и даже из реальных воров и бандитов и было гонимо исключительно жаждой наживы в будущих возможных грабежах. В 1099 году поход достиг города Иерусалима, по дороге уничтожив в кровавой резне не один город. Истории известны немыслимые бесчинства, творимые защитниками гроба Господня из Европы в таких городах как Ликия, Антиох, Маррат, население которых, кстати, было христианским!

Иерусалим в то время был городом мирного существования трех религий - православного христианства, иудаизма и ислама, город процветающий, культурный, торговый, не имеющий военной защиты. Население города несколько недель отчаянно сопротивлялось штурмующим его кровожадным «освободителям», но все же вынуждены были сдаться. Павший город был разграблен и залит кровью, что и стало окончанием Первого Крестового Похода. Так называемые «рыцари» отбыли понемногу по домам, груженые многочисленными трофеями и рассказывающие небылицы о своих подвигах в освобождении Иерусалима. А беззащитные религиозные паломники, видевшие свой долг перед Богом в том, чтобы посетить Святую землю, остались абсолютно беззащитными перед местью турков-сельджуков за поруганные и разоренные земли. Оживленные дороги Малой Азии, по которой текли ручьи паломников, стали местом действия вооруженных небольших отрядов. В некоторые дни сотни паломников становились жертвами турков, их захватывали ради выкупа, ради продажи в качестве рабов на восточных рынках, и просто убивали.

В этот сложный период французский дворянин Хьюго де Пайен и его девять товарищей для защиты паломников от нападений организовали военно-религиозный . Полное название ордена «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе он был более известен как Орден рыцарей Храма (Орден Тамплиеров от франц. tample - «храм»). Объяснялось такое название тем,что резиденция его находилась в Иерусалиме, на месте, где когда то был расположен храм царя Соломона. Самих же рыцарей называли храмовниками. На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. В 1119 году Орден предложил свои защитные и караульные услуги королю Иерусалимскому Болдуину Первому.

Символ Ордена Личное мужество и отвага, благородство первых членов ордена снискали у паломников уважение и признание, и весть о бескорыстных и бесстрашных рыцарях, готовых прийти на помощь человеку, попавшему в беду, была разнесена по всем уголкам Европы. Вскоре Орден получил благословение Папы Римского и началось его процветание. Члены ордена, принявшие монашеские обеты «чистоты», «нищеты» и «послушания», в глазах большинства людей были практически «святыми», и по мере своих возможностей граждане стремились пожертвованиями помочь людям, бескорыстно и добровольно принявшим на себя нелегкую ношу. Помимо денежных пожертвований, некоторые богатые люди, не имевшие наследников, оставляли Ордену имения, замки, поместья. Так, после своей смерти, Арагонский король Альфонсо Первый оставил Ордену часть своего королевства на севере Испании, а Бретонский герцог Конан целый остров у побережья Франции.

Впоследствии это обернулось тем, что:

  • К середине XXII века Орден Тамплиеров владел огромными земельными ресурсами с поместьями и замками под управлением назначенными Орденом людьми
  • Значимость Ордена превышала многие государства, и в 1139 году Папа Римский Иннокентий предоставил Ордену самостоятельность, которая освобождала каждое подразделение от подчинения местному государю и законам той страны, где это подразделение находилось
  • Указания Ордену могли исходить только от Верховного Магистра или самого Папы

Ордену Тамплиеров мы также обязаны созданием первой «банковской» сети. Паломники, направляясь в святые места, вынуждены были брать с собой в дорогу мешки с деньгами, что было крайне нелегко и небезопасно. Орден предоставил возможность сдав деньги в одном месте и получив взамен расписку, получать их в любом удобном в путешествии городе, поскольку представительства Ордена были очень многочисленны. Также тамплиеры предоставляли услуги для перевозки наличных денег и драгоценностей, и не известно ни единого случая, когда бы обоз, охраняемый ими, был бы ограблен. Созданная сеть также помогала быстро вносить выкуп за пленников, потому что не было необходимости перевозить деньги для выкупа, скажем из Германии в Иерусалим, а достаточно перевезти быстро только письма.

Во время своего расцвета Орден Тамплиеров нашел еще один и очень мощный источник доходов, им стало ростовщичество. Конечно тамплиеры не давали в долг обычным гражданам, но Орден тайно, и всегда под хороший залог, предоставлял заемные ссуды монархическим крупным фамилиям. Это позволило Ордену иметь мощный рычаг влияния на правителей многих государств, они были в курсе практически всех интимных и политических тайн. Хоть идеологическая - религиозная власть над государствами по-прежнему находилась в руках Римского Папы, но политическая и экономическая была сосредоточена у Верховного Магистра Ордена.

Анализируя экономическое состояние Западной Европы в XII-XIII веках нельзя не заметить повсеместное сооружение многочисленных соборов, монастырей, аббатств и церквей. Только крупных соборов и церквей за этот период было построено около 180. Возникает вопрос, а на какие средства проводилось это строительство? В те времена существовала огромная нехватка денег. Золота в обороте было весьма мало, а серебра, которое являлось основным металлом для чеканки денег, совершенно не хватало. Понятно, что вывезенное из стран Ближнего Востока в качестве добычи серебро не могло существенно решить эту проблему. Драгоценные металлы в Европе практически не добывались, а месторождения в Германии, Чехии и России еще не были открыты. И не смотря на это, в одной только Франции меньше чем за сто лет было построено 80 огромных соборов и 70 храмов поменьше. Хотя известно, что большинство французских городов имели весьма ограниченные средства для развития, и если таковые у магистратов появлялись, то в первую очередь их расходовали на укрепление городских стен.

Единственно кто мог иметь в тот период времени необходимые деньги, так это Орден тамплиеров. Орден чеканил свою серебряную монету и за период XII-XIII веков было выпущено такое количество наличных серебряных монет, что они стали привычным платежным средством, в частности и для упоминаемой нами грандиозной строительной кампании. Но откуда бралось сырье? Известно, что из Палестины тамплиеры вывезли около тонны серебра, этого явно маловато. О происхождении основного количества металла магистры Ордена молчали.

Хочется отметить, что Орден имел серьезный флот и добился монополии на рейсы по Средиземному морю, по сути контролируя торговые пути из Азии. Но известно, что порты и базы имелись также и на Атлантическом побережье, хотя вроде бы интересы Ордена сосредотачивались в Средиземноморье.

Известно, что Ордену принадлежала небезызвестная крепость Ла-Рошель в устье реки Жиронды. Не так давно Жаном де ля Варанд, французским историком, была выдвинута гипотеза о возможности добычи тамплиерами упомянутого серебра в Мексике. Допущение вполне вероятное, поскольку в Ордене проявляли интерес к различным наукам и совершаемым открытиям, изучали труды арабских ученых и греческих мудрецов, и конечно могли прознать о существовании земель за океаном. Наличие собственного флота давало возможность осуществить такое путешествие в реальности. А ответ, были ли тамплиеры в Мексике, можно получить внимательно разглядев роспись фронтона храма Ордена в г. Верелай, строительство которого датировано XII веком. Там среди окружающих Христа людей, бросается в глаза группа из трех фигур: мужчина, женщина и ребенок с непропорционально большими ушными раковинами. Наряд мужчины из перьев очень напоминает одежду североамериканских индейцев, а у женщины обнажена грудь и на ней одета длинная юбка. Вряд ли в те времена могли такое просто выдумать.

В пользу этой гипотезы есть еще один факт. В Национальном архиве Франции сравнительно недавно были обнаружены печати Ордена, захваченные еще в 1307 году королевскими жандармами. Среди бумаг из ведомства Великого Магистра есть такая, на которой написано «тайна храма» и в центре ее изображен человек в набедренной повязке и головном уборе из перьев, таком как у индейцев Северной Америки (или Мексики и Бразилии), держащий в правой руке лук. Так что вполне вероятно, что тамплиеры побывали на Американском континенте задолго до Колумба (эту теорию также подтверждает ) и существование Нового Света было одной из великих тайн Ордена, владели которой только высшие иерархи.

Крах Ордена Тамплиеров

Возросшее могущество Ордена сослужило ему плохую службу. Вознесшись над миром, он начал падение в пропасть. Изначально зарекомендовавшие себя благородными рыцарями, храмовники начинают поступать вероломно с доверившимися им людьми. Так, предоставив убежище пожелавшему принять христианство влиятельному арабскому шейху Насреддину, претенденту на трон в Каире, они, не задумываясь, продают за 60 тысяч динаров его же врагам на родине, что привело к немедленной казни несчастного.

А в 1199 году произошел огромный скандал, когда тамплиеры отказались вернуть средства епископа Сидонского, положенные им на хранение, за что последний в ярости предал анафеме весь Орден. Интересы тамплиеров часто не совпадали с интересами крестоносных государств или других орденов, из за чего они срывали дипломатические договоренности, сражались в междоусобных войнах, и даже поднимали меч на членов братского им Ордена Госпитальеров.

Огромное значение для дальнейшего падения Ордена послужила неудача в защите Иерусалима от войск Саладина. Магистр Жерар де Ридфор был советником у последнего иерусалимского короля Ги де Лузиньяна и убедил того не избегать участия в битве с мусульманами при Хаттине, которая стала решающей и в которой погибли все принимавшие в ней участие тамплиеры. Кто не погиб во время сражения, был казнен. А сам Ридфор, попав в плен к Саладину, приказал сдать врагу крепость Газа. А когда после падения Иерусалима Саладин предложил выкупить у него жизни паломников и жителей города, невероятно богатый Орден, на котором лежала обязанность защищать этих людей, не дал ни гроша. Около шестнадцати тысяч христиан стали тогда рабами.

Обвинения против Ордена скатывались в растущий снежный ком. И в пятницу 13-го октября 1307 года по распоряжению сильного, независимого и властного короля Франции Филиппа IV (Красивого) была проведена одновременная операция по захвату всех представительств и баз Ордена Тамплиеров. Поскольку эти обыски и аресты были незаконны, в силу юридического неподчинения Ордена каким-бы ни было правителям и законам, потребовалось почти пять лет пыток и допросов для составления доказательной базы обвинения в адрес Ордена Тамплиеров. Так только в 1312 году, по предоставлении собранных материалов, Орден был отлучен от церкви, а действия короля Филиппа оправданны. Удивительно еще то, что имея в те времена только фельдъегерскую связь, королевским службам удалось не только сохранить подготовку и время операции в секрете, но и как то согласовать свои действия с Англией, Испанией, Германией, Италией, поскольку удар был нанесен одновременно и в этих государствах тоже.

Судил тамплиеров церковный суд — . Обвиняли их в ереси и вероотступничестве, а также в идолопоклонничестве. Под пытками большинство тамплиеров признали свою вину, в том числе и Верховный Магистр Жак де Молле, но в 1314 году при зачитывании приговора в Соборе Парижской Богоматери при огромном стечении народа, он публично заявил, что все признания были вырваны пытками, обвинения являются ложью, а Орден — невиновен. Жак де Моле был сожжен на костре на острове посреди Сены, других нераскаявшихся тамплиеров ждала виселица на горе Монфокон.

Последний Великий Магистр Жак де Молле А теперь мы подошли к самой главной тайне Ордена Тамплиеров. После одновременного обыска во всех «офисах», не было найдено НИКАКИХ сокровищ. Никакие пытки не смогли развязать языки у арестованных в признании где же скрыты богатства. Известен факт, что имя магистра Франции Жерара де Вилье, одного из самых влиятельных сановников Ордена, по непонятным причинам не появляется в материалах процесса. Есть предположение, что тамплиеры все же были предупреждены о грозящей опасности и имели возможность через подземелья Парижа (а подробная карта подземелий у них была найдена) переправить наиболее ценные и важные сокровища в крепость Ла-Рошель и дальше на флотских кораблях вывезти в неизвестное место.

Помимо золота и драгоценностей предполагалось, что Орден владел христианскими реликвиями, вывезенными из Иерусалима, среди которых была пресловутая Чаша Грааля. Библейские предания говорят, что Грааль — это некая чаша, из которой причащались во время Тайной Вечери Иисус Христос и апостолы, а после распятия Иисуса на Голгофе в эту чашу Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа. Считается, что этот факт придал Чаше Грааля необыкновенные возможности, она стала ключом в познании мира, а испивший из нее получает прощение грехов, избавление от болезней и вечную жизнь.

В 1119 году в Святой земле был основан духовно-рыцарский Орден, который назвали Орденом бедных рыцарей Христа. Они действительно были очень бедны и имели всего одну лошадь на двоих, но в дальнейшем с развитием своей деятельности даже имели в должниках королей и правителей разных стран. Речь идет о тамплиерах, а кто они такие, будет поведано в этой статье.

Кратко о рыцарском Ордене тамплиеров

Изначально его целью было защищать паломников, идущих в Святую Землю, а в дальнейшем, наделенный широкими церковными и юридическими привилегиями, данными ему папой римским, Орден защищал государства, созданные крестоносцами на Востоке. Когда последние были изгнаны из Палестины, тамплиеры занялись торговлей и ростовщичеством. Папа и многие короли европейских государств оказались в должниках у рыцарей, в результате чего численность Ордена в ходе репрессий, казней и пыток существенно уменьшилась и в конце концов папа Климент пятый его упразднил.

Символ Ордена тамплиеров

Символом Ордена тамплиеров является Лотарингский крест. Бытует мнение, что он был выполнен из фрагментов креста, на котором распяли Иисуса Христа. Две поперечные перекладины носят название «золотой середины» и символизируют двойную защиту: духовную и физическую. Одежду они носили чисто белого или чисто черного цвета, а вот плащ был только белым с изображением красного креста. Уникальным символом Ордена храма являются два рыцаря на коне. То есть пехота сидит на конях кавалерии, что наделяло войска быстротой, ловкостью и оперативностью. В марте 22 числа 1312 года Орден прекратил свое существование.

Тайны Ордена тамплиеров

История Ордена храмовников наполнена огромным количеством загадок, которые легли в основу таких мистификаций, как «Код да Винчи» и «Железный Рыцарь». Вот три наиболее известные тайны тамплиеров:

  1. Так и неизвестна судьба сокровищ тамплиеров. Их так и не нашли, что породило множество легенд, начиная от финансирования рыцарями масонских организаций до строительства на эти средства Нового Света. По одной из легенд главным источником богатства Ордена были серебряные копи, которые осваивались на американском континенте.
  2. Тамплиеры знали, где находится Святой Грааль и пользовались теми благами, которые он приносит.
  3. Тамплиеры обладали легендарным реликтом – Ковчегом завета. Они вынесли его из храма Соломона вместе со скрижалями с 10 заповедями, манной небесной и посохом Аарона.

Большие споры сегодня вызывает и религиозная составляющая Ордена. В материалах, дошедших до наших дней, есть информация о том, что рыцари «отрекаются от Христа», «плюют на распятие» и признаются в принадлежности к сатанинским культам. Так и не выяснилось, кому тамплиеры отдавали почести, так как по одной из версий, это была голова христианской святой Евфимии Всехвальной, а по другой двуликий Янус. В ходе арестов и гонений их обвиняли в том, что они поклонялись некому коту, который являлся им на собраниях, и другим идолам как представителям Бога и Спасителя. Учитывая, что представители Святой инквизиции подвергали членов Ордена страшным пыткам, доверять всем этим версиям нельзя.

Тамплиеры сегодня

В 18 веке у Ордена появилось множество декларированных последователей. Появилась информация, что Орден никогда и не прекращал свое существование, просто действовал далеко за пределами Франции. В конце 19 века австрийские и германские мистики придумали Орден Восточного храма, доктрина которого состояла из смеси сатанизма, герметических учений и магии. Сегодня в средствах СМИ нет-нет, да и всплывет информация об очередном потомке великих тамплиеров, да и само слово встречается в названии самых разных организаций. Так, в наше время действует организация «Добрые тамплиеры», которые пропагандируют здоровый образ жизни, отказ от наркотиков и алкоголя.



  • Разделы сайта