Подарки для мамы. Башкирская народная игра «Уральский мяч». Игры на меткость

Наталья Бабинцева
Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет

«Попади в корзину»

Цель : совершенствовать навыки метания правой и левой рукой.

Ход : на расстоянии 3-4 м от нее проводят черту. За ней располагаются 6-8 детей на расстоянии одного шага друг от друга. У каждого по 2 мячика. По сигналу дети бросают мяч в корзину сначала правой, затем левой рукой. Потом дети достают из корзины и повторяют упражнение, затем передают следующим детям.

Цель : упражнять детей в метании на дальность

Ход. Дети, держа в руках мячики, стоят на одной стороне зала или площадки за линией или положенной на пол веревкой. По сигналу инструктора бросают мячи вдаль. Каждый должен заметить куда упал его мяч. По следующему сигналу бегут за своим мячом , останавливаются возле них, двумя руками поднимают над головой. Инструктор (воспитатель) отмечает тех, кто бросил мяч дальше всех. После этого ребята возвращаются обратно за линию. Дети по указанию инструктора (воспитателя) бросают мячи правой, левой рукой.

«Боулинг»

Игроки (4-5 человек) стоят в шеренге за стартовой линией с мячами в руках. Напротив каждого игрока треугольником расставлены 6 кеглей (4-5 метров от линии старта) . Дети прокатывают мяч по полу, стараясь сбить кегли. Выигрывает тот, кто сбил большое количество кеглей. Мяч нужно катить по полу, не подбрасывая. Расстояние до кеглей можно увеличивать или уменьшать в зависимости от подготовленности детей .

Малоподвижная игра «Зайчик»

В роли зайчика выступает небольшой мяч, который удобно держать в руке. Дети встают в круг, в центре водящий. Дети за спиной передают мяч по кругу незаметно для водящего, а тот должен угадать, кто держит зайчика. Водящий может даже потребовать от игрока показать руки. Если водящий угадает, у кого мяч, дети меняются ролями.

Правила : постараться мяч передать в руки, не потерять его.

«МЯЧ В КРУГУ»

Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога («Катенька, покати мячик Диме» ) девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

Правила : мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

«Закати мяч головой»

Цель. укреплять мышцы туловища и конечностей, координацию движений, навыки ползания.

Оборудование. Большие мячи по количеству детей .

Ход. Игрок передвигается на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой мяч, не касаясь его руками в противоположный конец комнаты. Выигрывает игрок, который заталкивает мяч первым.

Правило. Начинают игроки одновременно от черты, линии.

«Прокати и догони»

Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился,

А теперь его догоним. (бежит за мячом , догоняет его.)

Это сделать нам легко! (поднимает мяч над головой : «Поймал!» )

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см) .

Правила : ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу , а дожидается речевого сигнала.

«СБЕЙ КЕГЛЮ»

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему большой мяч.

Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур, прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый) сопровождает свой показ такими словами :

Посмотри, какие кегли. (педагог указывает на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли)

Правила : энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед -на кегли.

«Попади в ворота мячом »

Цель. Развивать разностороннюю координацию движений и подвижность нервных процессов , умение держать равновесие.

Оборудование. 2 стула, рейка 1,5или 2 м, мячик.

Ход. Ведущий строит ворота (на спинки стульев или кубов высотой 50-60 см. перед воротами на расстоянии 2 м кладет мяч. Ребенок должен взять мяч, катить его в ворота и бежать за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч, и положив его на прежнее место садится отдыхать. Более сложный вариант можно проводить на время.

Правило. Необходимо, чтобы ребенок бежал за мячом прямо , не горбясь.

«Поиграй со мною в мяч»

Цель. формировать правильную осанку, укреплять мышцы стопы, развивать координацию движений крупной и мелкой моторики, быстроты реакции.

Ход. Ребенок сидит на корточках перед ведущим, который катит мяч к ребенку, приговаривая :

Ты поймай веселый мяч,

Мне верни его, не прячь.

Ребенок катит мяч обратно ведущему. Игра повторяется 2-3 раза. Затем ведущий ударяет мячом о пол и говорит :

Мячик, прыгай и лети

И детишек весели.

Ребенок прыгает в такт с мячом . Ведущий катит мяч, после слов «горелка» ребенок должен сесть на стул. Если занятия групповые, то самому быстрому вручается мяч. Ребенок гордо несет его по залу, все дети колонной идут за ним. Игра повторяется 3-5 раз.

Правила : следить за своей осанкой и смыканием губ.

«САЛЮТ»

Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит :

Это не хлопушки :

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их) .

По сигналу взрослого : «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила : подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют» .

«Положи мяч в корзину»

Цель : развивать ловкость, координацию движений.

Ход : детская баскетбольная корзина располагается на уровне роста ребенка. Варианты выполнения упражнения :

Ребенок кладет в корзину мяч диаметром 25-30 см двумя руками;

Ребенок кладет в корзину мяч диаметром 5-8 см одной рукой.

Правила : потянуться, положить мяч в корзину.

«ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»

Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова :

Раскатились все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними. Вот распрыгались мячи, разыгрались. Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают. Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.

Правила : действовать согласно тексту стихотворения.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»

Цель. Развивать ориентировку в пространстве, расширять зрительное поле.

Ход. Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.

Затем педагог предлагает всем повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность.

Вариант : кто первый найдет мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.

Правила : тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место.

«ИГРА В МЯЧ»

Цель. Развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.

Ход. Взрослый произносит слова :

Кач, кач, кач. Дети берут мячи и встают в круг.

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач. Дети бросают мяч двумя руками

Высоко подбросим мяч! вверх и ловят его.

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. Бросают мяч двумя руками о пол

Мы о пол ударим мяч! и ловят его.

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.

Утомился бедный мяч. Дети кладут мячи в корзину.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила : выполнять движения согласно тексту.

«ЛОВИ – БРОСАЙ»

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Дети стоят в кругу, взрослый - в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря : «Лови, бросай, упасть нe давай!» .

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается : от 1 до 2 м и более.

Правила : ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение : дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

«Беги, веселый мячик»

Цель. развивать мелкую моторику, ловкость, внимание.

Ход. Дети и взрослый становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Взрослый дает одному из играющих мяч диаметром 15 см, при этом четко говорит :

Ты беги, веселый мячик.

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» в руках оказывается мячик, начинает подпрыгивать на месте, а дети сопровождают его прыжки словами :

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, стоп!

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше.

Правила : прыгать легко, на месте.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя руками.

6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

«Догони большой мяч»

Цель. Развивать скоростные качества, ловкость.

Ход. Все дети стоят на одной стороне зала. Инструктор берет мяч размером 50 см в диаметре или более и бросает в противоположную сторону другому взрослому. Все дети бегут за мячом . Взрослый бросает обратно инструктору. Дети бегут за ним, стараясь поймать.

Правило. Бегать, стараясь не столкнуться с другими детьми.

«Стой»

Цель. Развивать реакцию на слова, ловкость, координацию движений.

Ход. Все дети бегут друг за другом по большому кругу. Вдруг инструктор громко говорит «Стой!» Дети останавливаются. Инструктор встает в центре круга, бросает мяч вверх и называет имя ребенка. Дети бегут по кругу, а ребенок старается поймать мяч, встать в центр круга, бросить мяч вверх, говорит «стой» . Дети останавливается. А ребенок называет имя другого ребенка. Игра продолжается.

Правило. Необходимо бросать мяч не в руки ребенку, а только вверх.

Традиционные приемы игры в мяч

Для того чтобы успешно освоить подвижные игры с мячом, дети должны предварительно хорошо овладеть основными приемами игры в мяч. В русских народных забавах часто упоминается о таких упражнениях с мячом, которые может постепенно освоить каждый ребенок. Вот некоторые из них (мы приводим их названия и описание по книге М.Ф. Литвиновой «Русские народные подвижные игры»):

Свечки — подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Во второй раз бросить выше, в третий раз — еще выше.

Поднебески — подбросить мяч вверх, поймать с отскока от земли.

Гвозди ковать — отбивать мяч рукой о землю.

Хватки — поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету.

Вертушки-перевертушки — положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной и так отбить мяч вверх, а затем поймать.

Первыши-водокачи — ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены.

Зайца гонять — бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.

Пришлепы — ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать.

Галки, вороны, зеваки — встать спиной к стене, откинуть голову назад так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.

Одноручье — подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой: подбросить левой и поймать левой.

Ручки — опереться левой рукой о стену, правой рукой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками. Опереться правой рукой в стену, левой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.

Через ножки — упереться левой ногой в стену, из- под нее ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. Повторить то же самое упражнение, но упереться правой ногой.

В ладоши — ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.

По коленям — ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.

Нитки наматывать — ударить мячом о стену, быстро сделать движение руками, будто наматываешь нитки, и поймать мяч.

С одеванием — ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска «обуться» и т. д.

Эти упражнения позволят подготовить детей к успешному овладению подвижными играми с мячом, для которых им понадобится определенная ловкость и хорошая координация движений. Приведем некоторые примеры таких игр с мячом.

Русская народная игра «Свечки»

Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удалось, то этот игрок становится водящим.

Правила:

1. Водящий должен делать «свечку», бросая мяч как можно выше.

2. Водящий может ловить мяч не только в воздухе, но и с одного отскока от земли.

Кабардинская народная игра «Повелитель лунки»

Если игра проводится на улице, тогда в центре площадки радиусом примерно 15 м выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Если игра проводится в спортзале, то можно расположить мяч в середине очерченного центра поля. «Повелитель лунки» отходит к краю игрового поля. Остальные игроки располагаются вокруг мяча на расстоянии 2—4 м от него (от величины этого расстояния зависит сложность игры). «Повелитель лунки» громко выкрикивает имя любого игрока, тот бежит к мячу и пытается догнать игроков, которые врассыпную разбегаются по площадке. Водящий должен обязательно попасть мячом в одного из игроков. Тогда этот игрок выбывает из игры. А в случае промаха выбывает сам водящий. Остальные игроки опять становятся вокруг лунки с мячом, и «повелитель лунки» выкрикивает имя следующего водящего. Последний игрок, оставшийся в игре, объявляется «повелителем лунки».

Правила:

1. Засчитывается только прямое попадание мяча.

2. Водящий может кидать мяч в игре только один раз.

3. Нельзя выбегать за пределы площадки, игрок, сделавший это, выбывает из игры.

Татарская народная игра «В узелок»

Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.

Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кружок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5—2 м.

Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.

Правила:

1. Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.

2. Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее перебрасывать его своему соседу.

3. Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, например, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.

Калмыцкая народная игра «Белый мяч»

Эта игра когда-то имела обрядовый характер. В начале лета, когда начинает линять крупный рогатый скот, собирали белую шерсть, из которой изготавливали небольшой белый мяч. Сейчас для этой игры можно использовать любой мяч.

Игру можно проводить на большом поле, на игровой площадке. Перед началом игры все игроки разделяются на две команды. Один игрок отбегает от всех остальных на значительное расстояние и забрасывает мяч как можно дальше. Как только игрок возвращается, все дети бросаются в ту сторону, куда упал мяч, и каждый стремится первым схватить мяч. Тот, кто первым нашел мяч, издает победный возглас и бросается назад, к исходному рубежу. Игроки противоположной команды пытаются отнять у него мяч, а игроки из своей команды помогают ему. Игрок может перекинуть мяч любому игроку из своей команды, если сам не в силах защитить мяч или убежать от своих преследователей. Выигравшей считается та команда, которая сумела доставить мяч к рубежу и вручить его тому игроку, кто бросал мяч в начале игры.

Правила:

1. Допускаются силовые приемы при отнимании мяча, но без подножек и толчков.

2. Если игра проводится несколько раз, то выигравшей команде засчитывается одно очко, и победительницей становится команда, игроки которой сумели завоевать больше очков.

Русская народная игра «Заяц»

Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.

Правила:

1. При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.

2. Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.

3. Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно быстрее.

Русская народная игра «Вышибалы»

Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки. Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.

Правила:

1. Если «вышибала» бросил мяч недостаточно сильно, то любой игрок может его поймать: он получит дополнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.

2. Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.

3. Последние два игрока сами становятся «вышибалами», и игра повторяется вновь.

4. Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.

Мордовская народная игра «Мяч об узкую стенку»

Название этой игре дала вкопанная вертикально в землю узкая доска (шириной около 30 см) длиной 2 м. Если играют дети, то высота доски может быть меньше, необходимо укрепить ее сзади другой деревянной доской или колом, чтобы придать устойчивость.

В начале игры такая доска — «узкая стенка» — устанавливается на первой линии, параллельно которой на расстоянии 10—15 м чертится на земле вторая линия. На первой линии, примерно в 1 м от «узкой стенки», становится выбранный по жребию водящий, остальные игроки располагаются позади второй линии.

В руках у водящего небольшой резиновый мяч и «бита» — деревянная палочка или узкая дощечка (размеры 10x60 см), обтесанная с одного конца в виде рукоятки. Водящий подбрасывает мяч невысоко в воздухе и ударом «биты» выбивает за линию второго кона. Другие игроки пытаются поймать его на лету. Если какому-нибудь игроку это удалось, он становится на вторую линию и пытается попасть мячом в «узкую стенку». Если ему это удалось, он сменяет водящего, если нет, то игра продолжается со старым «метальщиком мяча».

Правила:

1. Перед началом игры надо договориться, сколько попыток имеет водящий, в случае если он не смог с первого раза попасть «битой» по мячу или перебросить его за линию второго кона. После этого он должен будет передать «биту» другому игроку (он тоже определяется по жребию).

2. Кидать мяч в «узкую стенку» можно только из-за второй линии, не заступая за нее.

3. Расстояние между линиями можно изменять в зависимости от возраста игроков (чем младше дети, тем меньше расстояние).

4. Можно разыгрывать очки: одно очко присуждается игроку, попавшему в «узкую стенку», или водящему, если ни один игрок не смог попасть в нее. В конце игры победитель определяется по количеству набранных очков.

Русская народная игра «Лапша»

Название этой древней игры произошло от названия деревянной палки, которой забивали мяч: она похожа на лопату и называется «лаптой». Игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым.

Игра проводится на улице. С одной стороны игрового поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10—20 м, чертится линия кона. Игроки «города» располагаются на его территории, игроки поля в произвольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

Правила:

1. Каждый игрок «города» по очереди забивает мяч «лаптой».

2. Надо стараться кинуть мяч туда, где меньше всего игроков противника, или как можно дальше.

3. Игроку, который не смог забить мяч «лаптой», разрешается бросить его рукой.

4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если

— все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона,

— все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город,

— во время перебежки игрока «города» запятнали.

Башкирская народная игра «Уральский мяч»

Сейчас в эту игру играют небольшим резиновым мячом, а раньше играли мячом, скатанным из шерсти.

На игровой площадке чертят три параллельные линии на расстоянии около 10 м друг от друга: первая линия — это линия бросания мяча, вторая — это средняя линия, третья — это линия обхода.

Игроки делятся на две команды: «пастухов» и «метальщиков» мяча. Первый «метальщик» становится за линией бросания, подкидывает мяч над собой и с силой бьет по нему рукой так, чтобы он отлетел за третью линию. Затем он должен сразу же сам бежать за эту линию и быстро возвращаться назад, за линию бросания. Выбитый им мяч ловят «пастухи». Если они успеют поймать мяч и вернуть его за линию бросания, пока бросавший мяч игрок еще туда не вернулся, то этот игрок должен остановиться на том месте, до которого он успел добежать, когда мяч вернули за линию бросания. Если игрок сумел опередить «пастухов», он получает право на дополнительное выбивание мяча в поле. Затем по мячу бьет следующий игрок из команды «метальщиков».

Если все «метальщики» были остановлены в поле, то их строят на специальной линии, которую называют «мостик из одного волоска»: эту прерывистую линию чертят посередине между линией обхода и средней линией.

Самый меткий «пастух» (это определяют игроки его команды) становится с мячом на линии бросания и предлагает любому из «метальщиков» по своему выбору бежать в любую сторону. «Пастух» должен будет попасть в бегущего мячом. Если ему это удастся, то все «пастухи» становятся «метальщиками», в случае промаха игра повторяется снова.

Правила:

1. «Метальщики» бросают мяч по очереди, не переступая ногой через линию бросания.

2. «Пастухи» могут ловить мяч или поднимать его с земли.

3. Чтобы быстрее вернуть мяч за линию бросания, «пастухи могут передавать его друг другу.

Русская народная игра «Лунки»

Игроки выкапывают на площадке вдоль прямой линии несколько неглубоких ямок — лунок. Параллельно на расстоянии 2—3 м проводят другую линию: от нее надо будет закатить или забросить небольшой резиновый мяч поочередно в каждую лунку — это определяется до начала игры. Первый игрок бросает мяч в лунки, пока не промахнется. Затем каждый ребенок пытается попасть в лунки. Если ни один ребенок не сумеет с первого раза попасть во все лунки без промаха, то игра повторяется, причем каждый игрок бросает мяч в ту лунку, где он промахнулся. Выигравшим считается игрок, первым сумевший метко попасть мячом во все лунки поочередно.

Правила:

1. Обычно игру проводят с небольшим количеством «лунок», в любом случае их не должно быть более 10.

2. Количество участников необходимо также ограничивать несколькими детьми, иначе игра затянется очень надолго.

Русская народная игра «Шар-мазло» («Котел»)

Это очень популярная старинная русская игра, которая имеет и другие названия, например, «Кубарь», «Клюшки», «Лунки», «Мазлы». В нее можно играть, используя современные клюшки для хоккея.

Перед началом игры в центре игровой площадки выкапывают яму диаметром 20—50 см, которую называют «котлом». Вокруг «котла» по окружности радиусом 1,5—2 м все игроки, кроме водящего, выкапывают лунки такого размера, чтобы в них свободно мог поместиться конец одной клюшки.

Игроки становятся каждый у своей лунки, опустив в нее конец клюшки, а водящий берет деревянный шар (или тяжелый резиновый мяч) диаметром около 10 см и отходит в сторону на расстояние несколько метров. Он пытается с помощью своей клюшки попасть шаром в центр «котла», при этом не важно, катится мяч от удара по нему или летит невысоко над землей. Остальные игроки пытаются отбить мяч своими клюшками. Если им это не удалось и мяч все-таки попал в центр «котла», то игроки должны поменяться своими лунками. В это время водящий может занять одну из лунок своей клюшкой. Тогда игрок, оставшийся без лунки, становится водящим.

Правила:

1. Мяч, отбитый игроками на лету, водящий может постараться повторно закатить клюшкой в «котел». Остальные игроки могут ударять по мячу своими клюшками, стараясь не пропустить его в «котел».

2. Нельзя препятствовать движению мяча к «котлу» ногой или рукой, игрок, нарушивший это правило, становится водящим.

3. Если во время игры дети слишком удалились от своих лунок, водящий может оставить мяч и попытаться добежать до свободной лунки и занять ее своей клюшкой.

4. Ребенок, оставшийся без лунки, не должен пытаться освободить ее силой.

«Земля — вода — небо»

(«Зверь — рыба — птица»)

(русская народная игра)

Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного ответа.

Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же

бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен поймать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебросить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово), то он отдает свой фант.

Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.

В конце игры можно предложить детям, проигравшим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллективное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы получить назад свои фанты.

Правила:

1. Ведущий может кидать мяч, только после произнесения ключевого слова.

2. Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвлекать игрока на его ловлю.

Нельзя повторно называть уже ранее кем-то названное животное, птицу, рыбу — это считается неправильным ответом, и игрок штрафуется на фант.

Удмуртская народная игра «Стой!»

Выбирают водящего, остальные дети становятся вокруг него. Они начинают перебрасывать мяч друг другу над водящим, но не очень высоко. Водящий пытается перехватить мяч на лету или в руках у любого игрока. Если ему это удалось, то на место водящего становится игрок, который последним держал мяч в руках до того, как его коснулся водящий.

Если во время игры мяч упадет, то все игроки быстро разбегаются в разные стороны, пока водящий не успел схватить мяч с земли. Как только мяч окажется в руках у водящего, он кричит: «Стой!» Все замирают на своих местах. Водящий бросает мяч с того места, где он его подобрал, в любого игрока. Если он попадет в свою «цель», то этот игрок становится водящим. Если водящий промахнется, все игроки опять становятся вокруг него, и игра с перебрасыванием мяча продолжается.

Правила:

1. Мяч в этой игре кидают только стоя неподвижно на месте, а вот ловить его можно и передвигаясь.

2. Если после крика: «Стой!» игрок, в которого кинули мяч, шевельнется, он становится водящим, даже если мяч в него не попал.


Картотека подвижных игр с мячом для детей 6-7 лет

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗЕВАКА»

Цель. Развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и выполняет любое упражнение с мячом.

Правила: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ « У КОГО МЯЧ»

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно – двигательную координацию, осязание.

Ход. Играющие,образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Взрослый дает кому-либо мяч (диаметр 6-8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»- и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.

Правила: стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается водящий, должен показать руки.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИШКА С МЯЧОМ»

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, фиксацию взора, глазомер.

Ход. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: Раз, два, три - мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть - вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять - бросай, кто умеет.

Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.

Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает один кон игры; мяч бросать, целясь в ноги.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЙМАЙ МЯЧ»

Цель . Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играют втроем. Двое игроков располагаются друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч. Можно предложить детям перед броском выполнить какое-либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.

Правила:

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ИГРАЙ, ИГРАЙ, МЯЧ НЕ ТЕРЯЙ !»

Цель. Формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.

Ход. Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.

Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОХОТНИКИ И ЗВЕРИ

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер.

Ход. На площадке (в спортзале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» - бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ»

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Играющие делятся на две команды. Команды размещаются на разных сторонах площадки. Посередине площадки натягивается сетка или шнур. У каждого играющего в руках мяч. По сигналу педагога дети перебрасывают мячи правой и левой рукой через сетку или шнур. После второго сигнала прекращается перебрасывание мячей и подсчитывается количество мячей на игровом поле у обеих команд. У кого меньше мячей, та команда победила.

Правила: перебрасывать мячи через верх шнура, после сигнала закончить перебрасывать мячи.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СТОЙ!»

Цель. Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с малым мячом. Он подбрасывает мяч вверх (или ударяет им сильно о землю) и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!». Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стой!» - и старается осалить кого-либо из играющих. Осаленный становится новым водящим, игра продолжается.

Правила: тот, в кого бросают мяч, должен увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОГО НАЗВАЛИ, ТОТ И ЛОВИТ МЯЧ»

Цель. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Ход . Дети ходят или бегают по площадке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

Правила: слушать сигнал.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВЕДУЩЕМУ»

Цель . Развивать внимание, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети объединяются в 2-3 группы, каждая образует свой круг диаметром 4-5 м. В центре каждого круга – ведущий с мячом. По сигналу педагога ведущие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно.

Когда мяч обойдет всех игроков круга, ведущий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВДОГОНКУ»

Цель. Развивать крупную моторику, зрительное внимание, глазомер.

Ход. Дети становятся по кругу. Взрослый дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он говорит: «Мяч вдогонку!» - и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время выходит из игры. Педагог дает мячи другим детям, и игра продолжается.

Правила: мяч передают по сигналу, не пропуская игроков.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВОДЯЩЕМУ»

Цель. Развивать координационные умения, ловкость, глазомер.

Ход. На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из – за этого колонна теряет время и может проиграть.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ»

Цель. Укреплять мышцы спины и плечевого пояса, развивать быстроту реакции на сигнал, тренировать зрительное сосредоточении на заданном предмете.

Ход. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 1,5 - 2м от нее.

По сигналу педагога капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем- третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.


Школа мяча для дошкольников

Автор : Бутова Юлия Викторовна, инструктор по физкультуре, воспитатель МКДОУ детский сад № 6 «Ягодка», г. Киров, Калужская область.
Описание : данный материал будет полезен воспитателям детских садов, инструкторам по физкультуре.
Предлагаю Вашему вниманию задачи физического воспитания, рекомендации педагогом и игры с мячами, методическую разработку под названием

"Школа мяча"


Цель :
Формировать у детей интерес к занятиям с мячом.
Задачи физического воспитания :
При катании мячей энергично отталкивать их руками.
Ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди.
Развивать умение бросать мяч двумя руками.
Развивать ловкость рук.
Познакомить детей с формой, объемом, свойствами резинового мяча.
Учить спокойно и четко выполнять упражнения с мячом.
Обучать броскам маленького мяча в цель.
Учить энергично отбивать мяч кистью.
Обучать приему мяча двумя руками.
Обучать упражнениям общеразвивающего характера с большими мячами.
Развивать умения и навыки в ловле и передаче большого мяча друг другу.
Учить попадать большим мячом в висящую корзину.
Упражнять в прокатывании мяча ногами между предметами и в направлении друг другу.
Совершенствовать точность передачи мяча друг другу снизу, из-за головы, от груди.


Методические рекомендации:
Дети любят игры с мячом, поэтому им надо дать возможность почувствовать природу мяча, проявить самостоятельность во время движения с мячом. При выполнении упражнений с мячом уделять внимание каждому ребенку.
Вовремя находить слова одобрения, позволяющие ребенку непринужденно выполнять движения, в связи с большой нагрузкой во время занятия особое внимание обратить на интервалы активного отдыха: дети могут свободно поиграть с мячом, происходит как бы подготовка к выполнению последующих двигательных задач.
Упражнения, предваряющие бросок в цель, для маленьких детей необходимы. Рука ребенка постепенно привыкает к мячу, движения становятся более уверенными, особенно важна работа кистью руки.
В младших группах необходимо постоянно обыгрывать действия с мячом: «маленький мяч легкий», «мяч может убежать – это он играет с вами».
Во время выполнения упражнений педагог постоянно комментирует действия и движения детей, корректирует их, особенно если эти действия однообразны.
При выполнении броска мяча об пол желательно обратить внимание детей на движение мяча, что он делает, а затем уже на действия детей с мячом.
Не оставлять без внимания тех детей, кто не смог выполнить задание, следует поработать с ними индивидуально, помочь развитию моторной памяти.
Соблюдать прием «мяч отдыхает», что позволяет ребенку получить кратковременный перерыв, происходит смена движений, переключение внимания на другое действие.
При метании мяча вдаль следует показать детям, как занять правильную исходную позицию (ноги пошире, одна нога впереди, туловище при замахе наклонено вперед). Движение кистью – важный элемент в метании, показать, как выполняется движение, сравнить его с моментом положения руки во время прощания, когда говорим «до свидания».
При бросках мяча двумя руками обратить внимание на технику броска мяча о землю с последующей ловлей.
Очень важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только с силой, но и с меньшими усилиями, не отводя его далеко от груди.
Если прокатывание мяча ногами друг другу и между предметами не получается (это трудно), можно предложить детям попробовать прокатывать мяч между предметами без передачи его друг другу.
Смену движений (заданий) в подгруппах производят после того, как все выполнят данное задание указанное количество раз.
Избегать необоснованных длительных объяснений во время выполнения заданий, упражнений.
При перебрасывани мяча друг другу напоминать детям, что они должны быть внимательными при приеме мяча - тот, кто ловит, не стоит неподвижно на месте, а правильно рассчитывает полет и выполняет ловлю мяча.
Добиваться от детей хорошего управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук.
Техника передачи мяча усваивается детьми постепенно, поэтому не стоит их излишне торопить; в процессе обучения передаче мяча необходимо напоминать детям, что: - локти следует опускать около туловища; - стараться бросать мяч на уровне груди партнера; - мяч сопровождать взглядом и определенным положением рук.
При обучении броску мяча в корзину с места надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не разводили локти в стороны.
Отмечать любые успехи детей.
От педагога зависит интерес детей к занятиям, важно поддерживать его на протяжении всех моментов и даже тогда, когда делаются замечания по совершенствованию движений.


При занятии с мячом и со скакалкой, педагог должен работать только с половинным составом группы. Только в этом случае дети могут получить умения и навыки, и инструктор может контролировать индивидуально каждого ребенка (семь-восемь детей); остальные дети должны работать с другим взрослым (воспитателем) и с другим содержанием заданий (повторение и закрепление ранее знакомых движений и действий).


Вот несколько интересных игр с мячом :

"Мячик кверху"

Описание игры : Считалкой выбирается водящий. Дети встают в круг близко друг к другу, водящий идет в его середину в очерченном для него кругу, и бросает мяч вверх после слов: «Мячик кверху!» Игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный игрок становиться водящим. Если же водящий промахнулся, то остается и проводит еще раз игру.
Правила игры : Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху!» Водящему разрешается ловить мяч и после отскока от земли. Если водящий роняет мяч или мяч уходит, то прежде, чем крикнуть «Спой!», ему нужно поймать мяч и вернуться на свое место. Если кто – то из игроков после слова «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от водящего, игроки не должны прятаться за деревья и постройки.

"Летучий мяч"

Описание игры : Игроки встают в круг, водящий находится в середине круга (он выбирается считалкой). По сигналу дети перебрасывают мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.
Правила игры : Игрокам при ловле мяча разрешается сходить с места. Игроки не должны задерживать мяч. Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках игрока.

"Гонка мячей"

Материал : Для проведения игры нужны два мяча разного цвета.
Описание игры : Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две команды. В каждой группе считалкой выбирается ведущий. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему. Дети выбирают другого ведущего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.
Правила игры : Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу. Мяч разрешается только перебрасывать. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру. Игроки должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно ждать, когда мяч попадет в руки. Нужно следить за мячом и, если нужно, сделать шаг вперед.

"Ты катись, веселый мячик"

Описание игры: Дети выстраиваются в круг на расстоянии вытянутой руки. Игроки передают мяч по кругу со словами:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился-
Тот бежит по сторонам!

Тот игрок, у кого мяч остался в руках, поворачивается спиной к центру. Игроки, стоящие по обе стороны от него, поворачиваются в стороны и бегут по сигналу: «Раз, два, три – беги!» Кто первый прибежит к мячу, берет его, и игра начинается сначала. Теперь, можно мяч передавать в другом направлении.
Правила игры : Игроки должны быстро и точно передавать мяч друг другу. Нельзя водящему специально задерживать мяч для другого игрока. Бежать игроки должны в разные стороны, спина к спине друг друга. Нужно оббегать круг, и нельзя забегать в центр. Описание игры: Все игроки, кроме водящего, встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Водящий стоит в середине круга и старается ударить рукой по летящему над ним мячу. Как только задержанный таким образом мяч упадет на землю, игроки разбегаются, а водящий быстро поднимает мяч и, крикнув «Стой!», старается запятнать одного из игроков. Запятнанный игрок становится водящим. Если же водящий промахнется, то снова идет в круг водить.
Правила игры: Игроки должны быстро и точно передавать мяч друг другу. Водящий задерживает только летящий мяч. Водящий пятнает игроков с того места, где поднял мяч.

"Сторожа"

Материал: Маленькие мячи по количеству детей.
Описание игры: Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага. У всех игроков маленькие мячи. В середине круга построен город (кегли, расставленные на расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти маленький мяч). Городок охраняют три сторожа (выбранные считалкой). Игроки, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто, прокатывая мяч, собьет кеглю, встает на место сторожа.
Правила игры: Мяч игроки должны только прокатывать. Нельзя пропускать отбитый сторожем мяч за круг; тот, кто, пропустил мяч, выходит из игры. Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны на другую. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой. Описание игры: На площадке чертиться большой круг. Считалкой выбирают Зайчика, он идет в круг, а все игроки стоят за кругом. Они бросают мяч друг другу, но так, чтобы он задел игрока – зайчика. Зайчик бегает по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто запятнает игрока – зайчика, встает на его место в кругу.
Правила игры: Игроки не должны заходить за границы круга. Прежде чем передать мяч, нужно назвать по имени того, кто его должен поймать. Передавать мяч нужно быстро, нельзя задерживать его в руках. Чем быстрее игроки передают мяч, тем интереснее проходит игра. Игрок – зайчик, по желанию, может поймать мяч. В этом случае игрок, чей мяч был пойман, встает в круг и становится зайчиком.

Игра штандер-стоп подойдет для большой компании и большого пространства на свежем воздухе . Другое ее название хали-холо. Для игры штандер-стоп нужно четыре участника или больше и конечно нужен мяч.

Сначала играющие выбирают водящего. Водящий берет в руки мячик и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока прибавляя к его имени слово штандер . Например, это может звучать как "штандер-Ваня" или если использовать другое название этой игры , то "хали-хало Ваня". Тот игрок штандер-стоп , чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются, как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок, поймавший мяч, кричит: штандер-стоп ! После этого все остальные игроки должны остановиться и замереть на том месте, где они находятся.

Игрок с мячом выбирает любого другого игрока. До него игроку с мячиком нужно будет дотронуться мячом. После того как игрок с мячиком примерно оценит расстояние до выбранного им другого игрока, он сообщает, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока.

Шаги в игре штандер-стоп классифицируются следующим образом:

  • гигантские шаги - это шаг на максимальный размах ноги
  • человеческие шаги - это обычный шаг.
  • лилипутские шаги - это шаг, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой ноги.
  • муравьиные шаги - эти шаги делают на носочках, это очень маленькие шажки, когда один шажок следует сразу за другим.
  • зонтик - это оборот вокруг себя на одной ноге.
  • утиные - это шаги вприсядку.
  • лягушка - это небольшой прыжок
  • верблюжьи шаги - это даже не шаг, а несколько шагов до того места, куда доплюнул играющий.

Приведенная классификация шагов для игры штандер не является полной. Можно придумать еще какие-нибудь интересные и забавные варианты. Лучше всего использовать комбинации шагов. Например, игрок с мячом может сказать, что ему нужно: "два гигантских, один человеческий, три лилипутских, один зонтик...".

После того как игрок с мячом назвал прогнозируемое количество шагов, он должен выполнить их и после этого кинуть мяч в сторону выбранного игрока. Выбранный игрок может поймать мяч или увернуться от него. Если это произошло, то все начинается заново с тем же водящим. Все игроки возвращаются назад, водящий снова становится в центр круга подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если игрок с мячом попал в выбранного игрока, то выбранный игрок становится водящим игры штандер .

Игра вышибалы

Игра для детей с мячом в вышибалы известна практически всем с самого детства. Если помните, то для игры в вышибалы необходима большая и ровная площадка и мячик. Играть в вышибалы можно компанией от трех человек и больше. Игра становится тем более интересной, чем больше людей принимает в ней участие, потому что в этом случае становится сложнее увернуться от мяча. Некоторые игроки сознательно прячутся за других игроков.

Играющие в игру вышибалы разделяются на, собственно, играющих двух вышибал. Два человека - вышибалы - выбираются считалкой и встают с двух противоположных сторон от играющих. Расстояние от одного вышибалы до другого зависит от размеров площадки и возраста детей, которые играют в игру. Остальные игроки - вышибаемые между вышибалами центре площадки. Цель вышибал перебрасывая друг другу мяч, попасть им в вышибаемых игроков. Игроки в игре вышибалы должны бегать и уворачиваться от мяча.

Игрок, в которого попали мячом, считается "выбитым" и выбывает из игры . Выбывшие игроки отходят в сторону от площадки и ждут окончания игры . Выбитого игрока могут "спасти" другие играющие. Для этого им надо поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету. Если мяч отскочил от земли, то ловить его нельзя. Если игрок поймал мяч от земли или мяч вывалился из его рук, пока он пытался его поймать, то такой игрок выбывает сам. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает, кому из выбывших игроков следует вернуться в игру. Когда в команде "вышибаемых" остался только один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае вышибаемая команда считается проигравшей и игра начинается заново.

Есть также несколько усложнений и классификаций бросков мяча:

1. "Свечка" - При броске "свечка" вышибала громко говорит "свечка" и кидает мяч высоко вверх. Тому из игроков, кто поймал мяч, дается дополнительная "жизнь". Игрок может спасти уже выбывшего игрока. Если выбывших игроков несколько, то игрок, поймавший мяч, сам определяет, кого следует спасать.

2. "Бомба" - При броске мяча "бомбочка" вышибала громко кричит "бомба" и кидает мяч высоко вверх. В этот момент все игроки в поле должны присесть на корточки. Если мяч упадет на игрока - он выбывает из игры . Передвигаться в момент падения мяча можно, не вставая с корточек.

3. "Ручеек" - При броске мяча "ручеек" вышибала громко кричит "ручеек" и катит мяч по земле посередине площадки. Пока мяч катится, все игроки должны успеть стать перед ним так, чтобы он прокатился между ногами. Кто не успел этого сделать, тот выбывает из этой игры .

4. "Макароны" При броске "макароны" вышибала кричит "макароны" и кидает мяч обычным способом. В этот момент все игроки обязаны остановиться на том месте, где они находились в момент броска, и двигаться волнообразно, прижав руки к туловищу. В кого мяч попадет, тот как обычно выбывает. При броске "макароны" важно, чтобы вышибала бросал мяч в момент объявления условия. Нельзя крикнуть "макароны", дождаться пока все замрут на месте, а потом кидать мяч. Так поступать нельзя и выбывание игроков в этом случае не зачитывается.

Игра с мячом горячая картошка

Игра для детей с мячом горячая картошка заключается в том, что все игроки становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга, который называется котел. Игра между тем продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить находящихся в котле игроков. Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга игрокам. Тот игрок, кого удалось коснуться мячом, снова может принять участие в игре.

Сидящие внутри круга должны постараться поймать летящий мимо мяч. При этом игрокам в котле нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая при этом в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все игроки из круга возвращаются в игру, а игрок, неудачно бросивший мяч, занимает их место.

Для игры в картошку с детьми младшего возраста мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро перекидывать следующему игроку. Ведь мяч в этой игре выполняет функцию горячей картошки , поэтому бросить мячь надо как можно быстрее. Если кто-то из детей замешкался, можно направить его в круг "провинившихся" игроков.

Игра с мячом десятки или десяты

Для игры с мячом "десятки" или второе её название "десяты" нужна небольшая площадка, стена, мяч и хотя бы два игрока.

Каждый игрок должен выполнить по десять упражнений. Примеры упражнений могут быть следующими:

1. Подбросить и ударить мяч об стену прямой ладонью один раз.

2. Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.

3. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

4. Четыре раза бросить мяч о стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.

5. Пять раз, стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену.

6. Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки.

7. Семь раз бросить мяч из-под левой ноги, ударяя его о стену, и от стены поймать мяч руками.

8. Восемь раз бросить мяч из-под правой ноги, ударяя о стену, а от стены поймать мяч руками.

9. Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.

10. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

Описанные выше упражнения к игре с мячом десяты приведены для примера, можно придумать свои упражнения и свою комбинацию заданий. После того как выполнены все десять заданий нужно сдать "экзамен": каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом запрещается смеяться и разговаривать.

Если игрок с мячом во время выполнения какого-либо задания ошибся - мяч переходит к следующему по очереди игроку. По возвращению хода игра продолжается с момента, на котором игрок ошибся, но с начала ошибочного упражнения. Т.е. если, например из семи необходимых заданий сделано было пять, а потом ошибка, то когда дойдет ход, нужно снова сделать все семь заданий. Победителем считается тот, кто первым выполнит все задания и сдаст "экзамен". Как правило, на финальном этапе, т.е. при сдаче экзамена остальные игроки стараются активно мешать "экзаменующемуся", например, смешить его, или пугать, делая вид, что отбирают мяч. В общем, остальные игроки игры с мячом в десятку делают все, чтобы экзамен провалился.

Игра с мячом лягушка

Игра с мячом "лягушка" это игра для детей и особенно она нравится девочкам. Для игры с мячом в лягушку понадобятся мяч и вертикальная стенка. Игроки в лягушку договариваются об очереди играющих. Дальше на стене намечается условная линия, это может быть линия стыка стеновых панелей, а может быть линия подоконника, лестницы и т.п. Ниже выбранной линии кидать мяч нельзя. Девочки выстраиваются в линию друг за другом, и первая из них кидает мяч не ниже упомянутой выше линии. Мяч ударяется о стенку, падает на землю, и в момент удара мяча о землю девочке нужно его перепрыгнуть.

Дальше мяч попадает в руки второму игроку в лягушку и все повторяется. Прыгнувший уходит и становится в конце очереди. Кто из игроков не смог перепрыгнуть мяч, тот получает в наказание одну букву из слова "л я г у ш к а". Сначала букву "л", потом "я" и т.д. Проигрывает в этой игре с мячом тот ребенок, кто раньше всех соберет слово "лягушка".

Игра с мячом снайпер

Снайпер эта игра с мячом , которая чем-то похожа на обычную игру "вышибалы", описание которой есть на этой странице выше. Игра с мячом на свежем воздухе снайпер отличается расстановкой игроков на площадке и количеством играющих. В игре с мячом снайпер должно участвовать не меньше пятнадцати человек. Эта игра подойдет для большой компании для открытого пространства на природе.

Играющие в игру с мячом снайпер делятся на две команды. В каждой команде выбирается один игрок "снайпер", остальные дети становятся обычными игроками. Размещаются все игроки следующим образом. Площадка делится на две части. За краями площадки с обеих сторон размещаются игроки "снайперы", как вышибалы в игре с мячом в вышибалы . Однако остальные игроки не просто бегают по всей площадке, а только по своей половине, т.к. игроков теперь не одна, а две команды. Ближе к снайперу из первой команды находятся игроки другой команды. Так, например, если с левого края площадки находится снайпер из первой команды, то на левой половине площадки бегают дети из второй команды, на правой половине площадки размещаются дети из первой команды и справа вне площадки находится второй "снайпер".

Игрок-снайпер первой команды перебрасывает мяч своей команде (детям из первой команды), пытаясь при этом попасть в любого игрока второй команды. Мяч ловит любой игрок первой команды, перебрасывает своему "снайперу", пытаясь по возможности выбить игрока второй команды.

В случае если игрока выбивают, он не выбывает из игры , а переходит за линию поля и начинает дальше помогать своему "снайперу". Если игрок команды, которого пытались выбить поймал мяч, мяч переходит к этой команде и уже они начинают перебрасываться со своим "снайпером". Мяч, пойманным от земли, как и в игре вышибалы не считается, игрок выбывает с игрового поля. В итоге к концу игры основная часть игроков из команды оказывается не в игровом поле, а рядом со своим "снайпером" за линией поля.

Прелесть игры с мячом снайпер в том, что роль нападающих и защищающихся постоянно переходит от одной команды к другой, и игроки никогда не выбывают из игры , а в отличие от игры вышибалы постоянно участвуют в ней.

Игра с мячом пионербол

Пионербол - это игра с мячом, любимая взрослыми с самого детства . Сейчас в эту игру играют в детских оздоровительных лагерях или в школах на уроках физкультуры. Летом даже проводятся большие турниры по пионерболу, в том числе между командами из разных детских оздоровительных лагерей.

Для игры с мячом в пионербол понадобится обычная волейбольная площадка и желательно волейбольная сетка, а также сам мяч.

Для игры в пионербол необходимо от шести до шестнадцати игроков, которые распределяются на две команды. Команды в игре располагаются по обе стороны сетки.

Правила игры пионербол очень просты и напоминают игру волейбол. Единственное отличие пионербола от волейбола заключается в том, что при подаче и ловле мяча не нужно его отбивать, мяч в пионерболе нужно ловить в руки.

Правила игры в пионербол. Игрок задней линии, находясь в пределах площадки, перебрасывает волейбольный мяч через сетку. Один из игроков соперника должен поймать мяч и, сделав с ним не более трех шагов, перебросить его обратно на сторону противника в то место, которое наиболее слабо защищено. Игрок, поймавший мяч с воздуха, таким же образом переправляет его обратно. Перебрасывание мяча в игре пионербол продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли. Команда, на чьей площадке мяч коснулся земли или чей игрок бросил мяч за пределы площадки соперника, получает штрафное очко. Игра пионербол продолжается до десяти штрафных очков. По достижении десяти очков игроки переходят на противоположную сторону площадки, меняются сторонами. Правилами игры в пионербол допускается сделать одну передачу внутри одной команды, т.е. перекинуть мяч своему игроку, чтобы он кидал его через сетку.



  • Разделы сайта