План работы по закаливанию в средней группе. Картотека закаливающих процедур (средняя группа)

«Закаливание ребенка в домашних условиях»

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он

совсем не болел, то, во всяком случае,

поддерживать у него высокий уровень здоровья

вполне возможно.

Н. М. Амосов.

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Воспитание здорового ребенка является главной целью любого дошкольного учреждения. Потому что дошкольное детство - время интенсивного развития ребенка: приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий. Значит, перед нами, взрослыми, стоит очень важная задача: воспитать физически, нравственно и духовно здорового человека.

Что же кроме чистого свежего воздуха, яркого солнца и воды может быть лучшим средством поддержания сил и здоровья в молодом организме, который только формируется. В этом случае, закаливание один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить свое здоровье и здоровье детей. Закаливание поможет избежать заболеваний, повысить иммунитет.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой. Способность организма быстро приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (тепло, холод и т.д.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

В процессе закаливания в организме ребенка происходят изменения: клетки покровов тела и слизистых, нервные окончания и нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным, и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Основная задача : осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1 - дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Существует ряд противопоказаний , когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

Если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки;

Если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания;

Повышенная температура у ребенка вечером;

Страх у ребенка перед закаливанием.

Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

Закаливание солнцем

Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

Закаливание воздухом

Наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять упражнения.

Режим дня ДОУ направлен на закаливание организма ребенка.

Прием детей в детский сад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года - в спортивном зале в облегченной форме при температуре не выше 19°.

Структура проведения закаливающих процедур после сна

Характер действия Метод Методика Противопоказания
Воздух (температурное воздействие на организм) Сон без маек

Воздушные контрастные ванны.

Гимнастика после сна в кроватях.

Хождение босиком

Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка.

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска, массажные коврики и др.)

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья

Температура воздуха в спальне ниже 14оС

Наличие противопоказаний

Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) Полоскание рта кипяченой водой, соляным раствором

Обширное умывание

Туалет носа

Постепенное обучение полосканию рта, начиная с l-й младшей группы.

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица с последующим растиранием полотенцем.

Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой

Медицинский отвод после болезни.

Температура воздуха в спальне ниже 14oС

Температура воздуха ниже нормы.

Наличие противопоказаний

Хождение босиком

Хождение босиком относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Следующий этап - хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают.

Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли. (Ю.Ф. Змановский).

В своей работе мы сочетали данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия. Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

Закаливание водой

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются - обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой.

До утренней гимнастики проводится – полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Игровое упражнение «Кукушечка» проводится под музыкальное сопровождение. На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37o. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры.

Ножные ванны - очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Летом лучше всего мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие.

Обширное умывание.

Умывание - самый доступный в быту вид закаливания водой. Начинать надо теплой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана.

Дома родителям нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д.

Ребёнок должен:

открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Хождение по солевым дорожкам

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

Методика солевого закаливания.

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.

Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.

Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение “игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Оборудование: 3 фланелевых коврика,) с разнокалиберными нашитыми пуговицами, б) с нашитыми палочками.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С, 1 кг соли на 10 л. воды, 0,5 кг на 5 л. воды, 0,25 кг на 2,5 л. воды

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Основные требования к проведению закаливания

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных состояний (страха, беспокойства).

Закаливающие процедуры стали органичной частью содержания каждого физкультурного занятия. Во время занятия дети принимают воздушные ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т.п. Но в любом случае физкультурные занятия заканчиваются водными процедурами. Дети обмывают под краном лицо, конечности. При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.

Можно выделить три группы детей по этим показателям:

Закаливание детей I группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн – это комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур – температура кожи в состоянии теплового комфорта.

Для детей II и III групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4°С выше, чем для детей I группы, а темп её снижения более медленным .

Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает несколько вариантов:

  • Для ослабленных детей закаливание начинают с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).
  • Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.
  • Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.
  • Увеличение времени действия закаливающего раздражителя – интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней.

Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.

Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора. Например – полоскание водой горла – местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

Полиградационность, т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.

Заключение

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, но и интеллектуального.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

Но мы все-таки наблюдаем снижение заболеваемости в группах (особенно в старших) В ходе наблюдений установлено, что под влиянием циклических упражнений и закаливающих процедур увеличивается работоспособность, активно формируются двигательные умения и навыки, развиваются основные двигательные качества, воспитывается воля, смелость, дисциплина, формируется привычка и интерес к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физическими упражнениями, прививаются гигиенические навыки. Это создаёт условия для повышения сопротивляемости организма ребенка к инфекции.

Наши результаты дают возможность разработать и внедрить в деятельность дошкольных учреждений разных видов физиологически обоснованную систему оздоровления, обеспечивающую укрепление соматического и психического здоровья, нормальное физическое и общее развитие детей раннего и дошкольного возраста.

Система закаливающих мероприятий в ДОУ №4

Содержание Возрастные группы
2-я младшая средняя старшая подготовительная

1. Элементы повседневного закаливания

Воздушно – температурный режим:

В холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей
От +210 до +19 0С От +200 до +180С От +20 0 до +18 0С От +20 0 до +18 0С
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей
Одностороннее проветривание

(в присутствии детей)

Допускается снижение температуры до 1-2 0С

Сквозное проветривание

(в отсутствии детей)

В холодное время года – кратковременно – 5-10мин

Критерием прекращения проветривания помещения является температура, сниженная на 2-30С

Утром перед приходом детей К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.
Перед возвращением детей с дневной прогулки В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении
+21 0С +20 0С +20 0С +20 0С
Во время дневного сна +19 0С +19 0С +19 0С +19 0С

2. Воздушные ванны

Прием детей на воздухе

Не ниже 0оС Не ниже 0оС Не ниже 0оС Не ниже 0оС
Утренняя гимнастика В холодное время года проводится ежедневно в группе, одежда облегченная - +18 0С

В теплое время года - на участке детского сада

Физкультурные занятия +18 0С +18 0С +18 0С +18 0С
Одно занятие в группе. Форма спортивная.

Одно занятие на воздухе. Одежда облегченная.

Прогулка Одежда и обувь соответствует метеорологическим условиям в холодное время года
-5 0С -5 0С -10 0С -10 0С
Хождение босиком Ежедневно в теплое время года при температуре воздуха от +20 0С и выше

В холодное время года в помещении на физкультурном занятии при соблюдении нормативных температур, но не менее +180С

Дневной сон Обеспечивается состояние теплового комфорта, соответствие одежды;

Температура воздуха в помещении не менее +18 0 С

После дневного сна В помещении группы температура на 1-2 0С ниже нормы
Гигиенические процедуры Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры
3. Специальные закаливающие

воздействия

Закаливание проводится на фоне теплового комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой.
Контрастное обливание ног Ежедневно перед обедом в летне-оздоровительный период
Игры с водой Во время прогулки в летне-оздоровительный период
Дыхательная гимнастика в игровой форме 3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно ор-ганизованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зави-симости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом под-готовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительнос-ти в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо-вых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

Ковш на 0,5. л воды для контрастных обливаний;

Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

Индивидуальные маркированные полотенца;

Деревянные мостики;

Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических меропри-ятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний пери-од в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на откpытом воздухе, соответствующая возрасту продол-жительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах де-ятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточ-ной двигательной активности, а во время прогулок за террито-рию ДОУ - 35 -40%.

Для достижения достаточного объема двигательной ак-тивности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включе-нием подвижных игр, спортивных упражнений с элементами со-ревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Повышение устойчивости человека к различным небла-гоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины, в этом именно и заключается ее про-филактическая направленность. Высокий уровень неспецифи-ческой профилактики немыслим без правильного режима дня, физического воспитания, рационального вскармливания ребен-ка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.

Закаливание организма - это формирование и совершенс-твование функциональных систем, направленных на повыше-ние резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и сущест-венное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.

Основные принципы адаптирующих закаливающих ме-роприятий.

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
  2. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закали-вающих мероприятий.
  3. Занятия должны осуществляться систематически.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности орга-низма ребенка и его возраст.
  5. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале за-каливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
  6. Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
  7. Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
  8. Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к раз-личным участкам тела.
  9. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, ис-пользовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
  10. При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.

При проведении закаливающих мероприятий целесообразно вы-делять 3 группы детей:

1 - здоровые, ранее закаливаемые дети;

2 - здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «группы риска»);

3 - ослабленные дети (часто болеющие, с хр. очагами ин-фекции, реконвалесценты заболеваний).

При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должны быть на 2-4 о С выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.

Выделяют 3 режима закаливания:

Начальный - тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательна закаливаю-щие теплом);

Оптимальный - стандартная методика;

Специальный - интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

Детям 2 группы закаливание проводят с начального peжима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

Детям 3 группы длительное (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закалива-ния нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длитель-ности воздействующих факторов с учетом состояния здоровья.

Временными противопоказаниями являются: острый пери-од заболевания, обширные поражение кажи, тяжелые травмы.

После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 о с па сравнению с температурой последних процедур. При прекраще-нии закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвращаться к начальной методике закаливания.

Температурный режим помещения

Для детей старше года температурный режим закрытого помещения составляет, как и для взрослых, от + 17° до + 19°С.

В осенне-зимнее время проветривание помещения необходима проводить 4-5 раз не менее, чем па 10 - 15 минут. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При откры-вании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; да-лее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит из помещения. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. При этом воздухообмен осуществля-ется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая снижается на 2 - 3° С. В теплое время года окно или форточку можно держать открытыми на протяжении всего дня, на ночь необходимо закрывать окна, поскольку ночью тем-пературу в комнате проконтролировать труднее.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки, сон на свежем воздухе могут быть назначены детям в летний период, спустя 2 недели после выписки ребенка из родильного дома. Начинать гулять с ребенком необходимо в сухой и теплый, недождливый день; в холодное время года - при температуре воздуха не ниже 5°С.

Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день па. 2,5 - 3 часа. В холодное время гада прогулки при температуре не ниже - 15 - 16°С. В условиях Крайнего Се-вера, для детей в возрасте 1 года прогулки осуществляются при температуре воздуха не ниже - 15°С, для детей 3-4 лет - не ниже 30 0 С при силе ветра, не превышающем 5 м/с. При возрастании силы ветра до 10 м/с допустимая температура воздуха - 25° С. Дети 5 - 7 лет могут гулять и при температуре - 35°С (при силе ветра 5 м/с). Продолжительность прогулок составляет 15 - 30 минут.

Зимняя прогулка составляет 1,5 - 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 - 20 минут, далее - подвижные игры 25 - 30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце дети играют 20 - 25 мин. спокойно.

Неспецифические водные процедуры

Гигиенические ванны для детей раннего возраста стали применяться с середины XIX века. Применение гигиенических ванн мажет быть использована и как закаливающая процедура. Температура помещения, где проводится гигиеническая ванна, должна быть в пределах 20 - 21 О С. Температура воды в ванне для детей первых 3-х мес. жизни составляет 36,5 - 36°С, для детей второго полугодия жизни температура воды поднимается до 34 - 330 О С. Продолжительность гигиенической ванны 4-5 минут. В конце процедуры ребенка обливают водой, температура которой на 1-2°С меньше, чем вода в ванне. Для этого ребенка вынимают из ванны, поворачивают лицам вниз и сверху поливают на него воду из кувшина. Начинают обливать ребенка водой более низкой температуры с 4 мес.

В первые месяцы жизни лица ребенка умывают теплой во-дой, температура которой 32 - 33 о С. Затем постепенно снижают температуру воды. Начиная со второго полугодия жизни, моют не только лицо и руки, но и шею, и верхнюю часть груди. Сразу после умывания ребенка обтирают насухо полотенцем до неболь-шого покраснения кожи. Начиная с 2-3 лет, детей умывают водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 - 190°С.

Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых, потом тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).

Рациональная одежда

Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает пере-охлаждение и, что не менее важно, перегревание детей.

При температуре воздуха + 21 + 22°С ребенка первых меся-цев жизни во время бодрствования необходимо одевать в легкую распашонку и байковую кофточку.

При температуре воздуха в комнате + 21 + 22°С ситцевую или байковую шапочку носят только до 2-х-недельното возраста.

Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в 3 слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.

Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову - панамку, на ноги - сандалии без носков.

Ниже приведена схема одевания детей раннего возраста при различной температуре воздуха в безветренную погоду.

Рациональная одежда детей в зависимости от температуры помещения

Температура помещения

Одежда

2ЗС и выше

1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое х/б платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфлн

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфли

З - слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, трикотажная кофта, колготки, тyфли или теплые тапочки

Рациональная одежда детей во время прогулки: в зависимос-ти от температуры воздуха

Рациональная одежда детей при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года

После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми.

Если ноги становятся холодными необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время: поверх ватного одеяла пок-рывают еще одним одеялом.

Таким образом, рациональное проведение неспецифи-ческих закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших - уже специаль-ных закаливающих мероприятий.

Специальные закаливающие воздействия

Специальные закаливающие процедуры требуют не только полного здоровья, но и, в. отличие от неспецифических закали-вающих процедур, большей исходной устойчивости, резистент-ности организма к средовым факторам. В этой связи специаль-ные закаливающие процедуры не проводятся с недоношенными детьми в первые 2 мес. жизни.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-х мес. возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушных ванн начинаются мероприятия закаливания водой. Влажные об-тирания начинают не ранее, чем в 2-3 мес., обливания - с 3-4 мес. Гимнастику и массаж детям вводят с 1,5 мес. возраста.

Воздушные ванны

Первая в жизни ребенка специальная закаливающая проце-дура - воздушная ванна. Фактически она начинается еще в ро-дильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

Помимо сугубо температурного воздействия на организм, воздух диффундирует через кожу, и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показа-тели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воз-действия на организм по сравнению с водными процедурами - обливанием, обтиранием, плаванием. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз меньше, а теплоемкость его - в 4 раза меньше, чем воды.

Начинают про ведение воздушных ванн при температуре помещения 20 - 22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 19°С для детей в воз-расте 1-2 лет. Длительность первых процедур - 1 минута. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 минуты. Дети до полугодовалого возраста могут принимать воз-душные ванны до 15 минут, после полугодовалого возраста - до 30 минут 2 -3 раза в день.

Проведение воздушных ванн, как и прочих специальных закаливающих процедур; целесообразно осуществлять утром, либо в вечернее время (в 17 - 18 час.), спустя 30 - 40 мин. после кормления, когда у ребенка определяются высокий исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ-ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.

Дети старше 1,5 лет обычно принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики. При этом температура воздуха может быть понижена после предварительной адаптации до 16°С. Следует отметить, что длительность проведения" воздуш-ных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличи-вать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры.

Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимся к закаливающим мероприятиям, необ-ходимо постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. При этом в начале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.

Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних - 10 минут, в старших - 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны со-ставляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.

Закаливание и адаптация к водной среде

Использование воды для увеличения адаптационных. воз-можностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста.

Основными факторами воздействия воды на организм яв-ляются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соленые, хвойные и др. ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих проце-дур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка.

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание.

Обтирание и обливание могут быть местными и общими.

Методика проведения водных процедур (обтирание и обливание)

Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом- воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем.

Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. С месячного возраста можно перейти к водным процедурам для закаливания ребенка.

Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью рукавицей, куском чистой фланели. Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от стопы к бедру, далее грудь, живот, и в последнюю очередь, спину. Важ-но помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до легкого покраснения - точно так же, как и при сухом обтирании. Длительность сухой процедуры 1 - 2 минуты.

Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32 о С, для детей 5-6 лет +30°С, для детей 6-7 лет + 28 о C. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 о С и доводят до +22 о С летом и до + 25 о С зимой для детей 3 -4 лет, до +20 о С и +24 о С - для детей 5-6 лет до +18°С и 22 0 С - для детей 6 -7 лет.

По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начинали: вначале проводят сухие обтирания и лишь затем влаж-ные. Температура воды при влажных обтираниях после возоб-новления процедур соответствует начальной, и затем ее снижают более быстро, чем при начальном воздействии воды. В случае, если начало водных процедур приходиться на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33 о С - 34 о С. Снижение темпера-туры должно осуществляться через неделю на 1 о С и доводится до +25 - 26 о С. Спустя 2 недели от начала влажных обтираниий можно назначать местные ножные ванны.

Методика проведения ножных ванн

Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды + 28 о С далее охлаждают ее из расчета 1 о С в неделю. Ниж-ние пределы температуры воды +20 о С. для детей 3 лет ее снижа-ют до +18°С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15 - 20 минут.

Обливания осуществляют следующим образом: на дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 сек; подбирают температуру воды путем ее смешивания; по окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К общим закаливающим процедурам относят общие обливания, плавание.

После адаптации ребенка к процедуре обливания ног необходимо перейти к общему обливанию.

Методика проведения общих обливаний водой

Общие обливания - процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды. В методике обливаний важно знать, что во время процедуры голову не обливают. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее - грудь и живот, в последнюю очередь - левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насyxo. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна + 36 о С. Каждую неделю снижение температуры на 1 о С и доводят до 28 о С.

Детям от 1 до 3 лет обливания проводят водой с температурой 34 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 28 о С зимой и 24 - 25 о С летом. Для детей дошкольного возраста начальные температуры воды при обливании 33 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 22 - 24 о С. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24 о С, длительность обливания 30 с - 15 мин.

Если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температуры воды более высокой, нежели указано выше.

В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная, от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам местным обливаниям, общим обливаниям, душу, плаванию.



Возраст 1 - 3 года:

  1. Сон на воздухе при температуре от - 15 до + 30 о С.
  2. Воздушная ванна при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30°С.
  4. Умывание при температуре воды в начале закаливания +20 о С с дальнейшим снижением до +16 -18 о С. Детям старше 2 лет моют лицо, верхнюю часть груди и руки до локтя.
  5. Общее обливание после прогулки с начальной температурой воды 34-35 о С и дальнейшим снижением до +18 о С.
  6. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 36 о С, продолжительностью 5-6 минут, с пос-ледующим обливанием водой 34 о С.
  7. Летом 2-3 раза в день пребывание под лучами солнца, начиная с 5 -6 минут, доводя до 8 -10 минут.

Дошкольный возраст:

  1. Температура воздуха в помещении 19 - 17 о С.
  2. Воздушная ванна. продолжительностью 10 - 15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утрен-ней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30 О С.
  4. Дневной сон на открытом воздухе на веранде при открытых окнах круглый год.
  5. Умывание водой при температуре +14 -16 о С. Моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.
  6. Общее обливание или душ после прогулки с начальной температурой воды 34-35 0 С и дальнейшим снижением до + 24 0 С.
  7. Обмывание ног водой перед дневным сном с начальной температурой воды +28 о С и постепенным ее снижением до 16°С.
  8. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 35 0 С.

Комплекс закаливающих мероприятий после дневного сна в средней группе

(2-я половина учебного года)

Г. Лянтор 2010 г.

Побудка.

Дети просыпаются:

Просыпайся, глазок просыпайся, другой!

Поздороваться солнышко вышло с тобой.

Посмотри, как оно улыбается

Снова день, снова день продолжается!

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни – потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся, потянемся,{

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем…

Дети поднимаются, идут в туалет и возвращаются в спальню. Выполняют упражнения по тексту.

Ну-ка встаньте, улыбнитесь

Выше, выше потянитесь!

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево – вправо повернулись

Руками коленей коснулись

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали!

Затем дети идут по колючим дорожкам к тазам с водой контрастной температуры

18-40-18 градусов. По сигналу бубна дети поочередно ступают в тазы с : прохладной водой на 2-3 секунды, с горячей воды на 6-8 секунд.

■горячей водой на 6-8 секунд.

Ожидая остальных детей , выполняют сухое растирание, топая по ковру. Затем выходят в коридор, где проводят пробежку с препятствиями или медленный бег без препятствий 4-5 минут. Возвращаясь в группу, восстанавливают дыхание и садятся на ковер, складывая ноги «по-турецки». Спина ровная, руки на коленях, говорят:

По-турецки мы сидели

Чай пили, сушки ели.

По-турецки говорили

Все допили, все доели.

Пальчиковая гимнастика «Стираем носки»

Мылом мылю я носки Кулаком правой руки трут левую ладонь. Крепко трутся кулаки. Соответственно.

Сполосну носочки ловко Ладо ни ребром друг к другу от себя к себе .

И повешу на веревку. Руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.

Массаж биологически активных зон

« Неболей-ка ».

Массаж ушных раковин «Зайчата»

На полянке, на лужайке Дети щи плют ушную раковину С низу вверх

Целый день скакали зайки.

И катались по траве. Г ладят уши двумя пальцами сверху вниз

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали. Щипают, загибают ушную раковину к голове

Но напрыгались, устали.

Стала гладить и ласкать. Г ладят ушн ые раковины от щек к затылку Всех зайчат зайчиха – мать.

Упражнения с мячом «Ежиком»

Я мячом круги катаю Круговые движения между ладонями

Взад-вперед его гоняю. Вперед и назад

Им поглажу я ладошку Соответственно

Будто я сметаю крошки. Смена рук

Я сожму его немножко Соответственно

Как сжимает лапу кошка. Смена рук

Каждым пальцем мяч прижму Соответственно

И другой рукой начну. Смена рук

А теперь последний трюк Перебрасывание мяча из руки в руку

Дети вдыхают глубоко через нос, выдыхают, медленно произнося звуки «СА» и «СУ». Ударным является звук «У» и «А» в конце выдоха.

Очищение дыхательных путей.

Дети делают глубокий вдох через нос, выдыхая, стучат кулачками по груди и приговаривают: « Я, птица говорун, самый сильный и сообразительный.»

Дети прикладывают указательные пальцы к крыльям носа. Делают вдох, на выдохе ритмично постукивают пальцами по крыльям носа.

Водные процедуры.

Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до плеча, грудь и шею сзади, а затем насухо растираются полотенцем.

Картотека закаливающих процедур в детском саду.

Описание материала: Предлагаю вам картотеку закаливающих процедур для детей в детском саду. Данный материал будет полезен воспитателям, медсестре д/с, родителям.

Методика солевого закаливания

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.
Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
Механизм действия: Механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Оборудование: 3 фланелевых коврика,
а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды.
Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Обширное умывание

для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:
на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;
на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;
на счет "5" - обтираем лицо и уши.
По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.
В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.
Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.
Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в следующем:
- ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;
- ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;
- ходьба по сухому коврику;
- ходьба по "Дорожке Здоровья".
Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.
Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры
В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "теплой " комнаты в "холодную", где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.
Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.
При сочетание воздушного контрастного закаливания с "Рижским" методом и "Дорожкой Здоровья" помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Гигиенический душ

В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании.
Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.
Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Время пребывания под душем 20-40 секунд.
Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому прежде всего нужно вымыть ноги и руки с мылом.

Точечный массаж "Волшебные точки"

(по А.А.Уманской)
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы.Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.
Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка
Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7 . Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9 . Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего
пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.
Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.
Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.
Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

Закаливание воздухом

Проветривание помещений
Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:
· С 1 до 3 лет - +20оС
· С 3 до 7 лет - + +18оС, +20оС
Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).
Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.
Прогулки – способ закаливания воздухом
Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский).
Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку. Перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок»

Конспект закаливающих процедур

в средней группе №7 «Буратино»

Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории

Савреева Елена Васильевна

г. Шарыпово, пос. Дубинино

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни, укрепление мышечного тонуса дыхательной системы.

Задачи:

    Формировать у детей первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

    Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат.

    Способствовать развитию у детей правильного ритмичного дыхания, произношение звуков.

    Развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью.

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна.

Пробуждение.

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик заводной,

Он всегда, везде со мной.

«Просыпайтесь!» - говорит,

«Закаляйтесь!» - всем велит.

«Играем в прятки». (упражнения с элементами дыхательной гимнастики).

Просыпайтесь поскорей,

Улыбайтесь веселей,

Поиграем от души –

Игры наши хороши.

В прятки пальцы рук играли Ритмично сгибать и разгибать

И головки убирали. пальцы на руках

Вот так, вот так

Свои головки убирали.

В прятки пальцы ног играли Ритмично сгибать и разгибать

И головки убирали пальцы на ногах

Вот так, вот так

Свои головки убирали.

В прятки руки заиграли, Руки поднять. Помахать ими

Помахали. Помахали перед собой, спрятать под спинку

Вот так, вот так

И за спинку их убрали.

В прятки локти заиграли, Исходная позиция: лежа на спине

Заиграли, заиграли, ноги вместе, руки за голову. Сведение и

Вот так вот так разведение локтей перед собой.

И нисколько не устали.

В прятки язычок играл. Открыть немного рот и очень быстро

Из-за зубок выбегал. Выбрасывать язычок вперед и втягивать

Вот так, вот так его назад.

И нисколько не устал. Набрать воздух, задержать дыхание на 1-2

Нос в сторонке не стоял, секунды, выдыхать воздух через губы,

Сильно-сильно задышал, сложенные трубочкой, произнося: «У-у-у»

Вот так, вот так,

Нос так сильно задышал.

Девиз: «Чтоб здоровье улучшать, нужно носиком правильно дышать»

    Дыхательная гимнастика.

Все упражнения выполняются в темпе марша, вдох в 2 раза короче, чем выдох.

Лечебные звуки (по М. Л. Лазареву, автору программы «Здравствуй»).

Звуки музыку рождают,

И недуги побеждают

Звуки слова создают

И скучать нам не дают.

Чтоб здоровым, сильным стать

Чтоб не кашлять, не чихать

Звуковую гимнастику

Будем с вами выполнять.

Воспитатель.

Посмотрите, дети, как дышу:

Носом я вдыхаю, не спешу!

Чтобы простуду, насморк победить

Должны мы звук - В произносить

В -в-в-в-в-в-в-в- (на выдохе)

Ш-Ж-З лечит трахеит, кашель.

Ладошки на горлышко все положите

Песенку комарика все произнесите:

З -з-з - комар летит

З-з-з комар звенит

З-з-з зазвенели, запели ребята

З-з-з отдохните мои дошколята.

Руку на грудь положите теперь

Кашель не страшен нам с вами, поверь

Ж-ж-ж- (дети стоят, кулак левой руки на поясе)

Снова, друзья, мы чуть-чуть отдохнем,

Песню змеи произнесем ш-ш-ш,

4. Легкий массаж («поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

5. Ходьба босиком из спальни в группу:

Потянулись, быстро встали,

На носочках зашагали...

6. Ходьба по «дорожкам здоровья». (ткань, смоченная в холодной воде, сухая ткань,1 дорожка - ребристая, 2дорожки - с плоскими пуговицами)

7. Дети садятся на стулья и растирают ноги карандашами. (катают их взад – вперед, берут карандаши пальцами ног, кладут их в чистый тазик).

Консультация для родителей «Хождение босиком для детей»

Хождение босиком это весьма полезная и очень простая процедура в качестве одного из способов закаливания. А теперь перечислим причины говорящие в пользу ходьбы босиком:

    Закаляем организм

    Активизируем активные точки на стопе

    Исправляется плоскостопие

    Во время ходьбы осуществляется массаж ног

    В жару босые ноги выводят тепло из организма ребенка, и такие дети даже в зной жизнерадостны и бодры.

    Ходить босиком просто здорово! Ведь ходя в обуви мы лишаем себя удовольствия осязания пространства ступнями ног!

Современные медики также признают пользу хождения босиком, эта процедура помогает избежать таких распространенных в наше время болезней, как инсульт, инфаркт миокарда, гипертония, стенокардия и, конечно же, заболеваний простудного характера. Ученые подметили: при случайном погружении стоп ног в холодную воду (12° С) температура слизистой оболочки носа быстро понижается. Особенно выражена такая реакция организма при температуре воды около 4С, в этом случае моментально проявляется признаки простуды: кашель, насморк и т. д. Однако после ежедневного охлаждения ног водой температуры 12-14° С (в течение трех недель) температура слизистой оболочки носа перестает изменяться, признаков простуды не возникает. Почему? Все очень просто. При многократном повторении действий этих раздражителей на кожу образуются условные рефлексы, способствующие появлению благоприятных для организма реакций. Систематическое применение холодной воды заставляет организм усиленно образовывать тепло в коже. Кроме того, регулярное хождение босиком вызывает утолщение рогового слоя кожи стоп, что делает их менее чувствительными к холоду. Так, экспериментальным путем выявлено: одномоментное охлаждение стоп водой температуры 10° С повышает температуру тела примерно на 0, 4-0, 2" С, но по мере закаливания колебания температуры тела сначала уменьшаются, а потом и вовсе исчезают.

Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и т. д. Так что этот метод лечит не хуже точечного массажа

Выбирая грунт для хождения босиком, надо учитывать, что резкие по температурному и тактильному раздражению его виды - например, горячий песок или асфальт, снег, лед, стерня, острые камни, шлак, хвойные иголки или шишки оказывают на нервную систему сильное возбуждающее действие. Напротив, теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, комнатный ковер, вызывая умеренный тормозной процесс, действуют успокаивающе. Средними между этими раздражителями являются асфальт нейтральной температуры и неровная земля, комнатный пол, мокрая или росистая трава, возбуждающие нервную систему умеренно.

Детям и часто болеющим людям приучаться к хождению босиком рекомендуется дома. Лучше всего приступать к этому летом, начинать ходить босиком следует утром и вечером по полу в комнате. В первый день - по 10-15 минут, затем процедура удлиняется на 5 минут каждый день и со временем доводится до 1 часа. Первое время не возбраняется ходить по полу в носках. Через месяц можно разгуливать босиком во дворе, в саду.

Полезнее всего, конечно, ходить по мокрой траве, поэтому и медики, и народные целители рекомендуют совершать босые прогулки утром и вечером, когда на траве лежит роса. После такой процедуры необходимо, не вытирая ног, надеть обувь и походить по сухой земле (по песку или камням) еще некоторое время, сначала быстро, затем медленнее, до тех пор, пока влажные ноги не высохнут и не согреются. Обычно это занимает от 15 до 25 минут.

Очень важно, чтобы надеваемая после хождения по мокрой траве обувь обязательно была сухой, иначе от процедуры будет не польза, а один только вред: может начаться насморк или появятся иные симптомы простуды. Поэтому обувь и носки перед началом хождения по росе оставляйте в сухом месте, чтобы потом ноги быстрее высохли и согрелись.

Еще большую пользу приносит хождение босиком по рыхлому песку и мокрым камням: в этом случае стопы получают великолепный сеанс точечного массажа. Прекрасная возможность для такой процедуры у тех, кто проводит отпуск на морских пляжах, однако нетрудно устроить дорожку из камней во дворе дома или на даче. Перед утренней или вечерней босой прогулкой полейте камешки из шланга или лейки - и можно приступать к оздоровительной процедуре. Если день жаркий и камни быстро высыхают, поливать их нужно до 3 раз, и чем холоднее вода, тем лучше. В зависимости от состояния здоровья и тренированности человека процедура хождения по камням должна длиться от 3-15 минут до получаса.

Не стоит отчаиваться, если лето вы вынуждены проводить в городе, а о море и даже даче приходится только мечтать. Водно-пляжные процедуры для ног несложно проделать и дома. Насыпьте речную гальку в плоский металлический или пластиковый таз и залейте ее холодной водой - тренажер для стоп готов. По таким мокрым камешкам нужно ходить каждый день в течение хотя бы 1 минуты, и не только летом, но и зимой.

Очень полезно и хождение по воде. Эта процедура закаливает тело, активизирует кровообращение, улучшает работу почек, мочевого пузыря, желудка и других органов, расположенных в брюшной полости. Хождение по воде облегчает дыхание, снимает головные боли, улучшает сон. Применять этот способ можно не только на море или реке, но и в обычной ванне. Наберите прохладной воды и делайте движения ногами, преодолевая сопротивление воды. Сначала уровень воды должен доходить до лодыжек, затем до икр, а потом до колен. Начинать хождение по воде нужно с 1 минуты, затем сеансы постепенно продлеваются до 5-6 минут, Температуру воды тоже следует понижать постепенно. В зимнее время можно добавить в воду снег. По окончании процедуры необходимо подвигаться. Летом можно походить на свежем воздухе, зимой - просто по комнате, до тех пор пока ноги и все тело не согреются.

Вышеперечисленные процедуры летней закалки подготовят вас к хождению по инею осенью и по снегу зимой. В качестве подготовительного этапа можно использовать ножные ванны, но о них немного ниже. Людям, слишком чувствительным к холоду, можно начать с влажных обтираний. Обтирайте ноги на ночь полотенцем, смоченным водой комнатной температуры, затем понижайте ее ежедневно на 1 С, и уже через 4-5 дней вы будете готовы к более суровым способам закаливания.

По данным современной ортопедии и лечебной физкультуры ходьба босиком может служить средством не только профилактики, но и лечения некоторых видов деформации столы. Наиболее распространенное из них - плоскостопие.

Плоскостопие выражается в снижении высоты и "распластывании" свода стопы. При ослаблении тонуса мышц, связок и сухожилий, поддерживающих сводчатую форму стопы, кости плюсны и предплюсны опускаются, мышцы растягиваются, наружная часть столы приподнимается, а внутренний свод опускается - образуется плоскостопие. Стопа лишается одной из своих основных функций - рессорности. Растягивание связок, давление перемещенных костей на ветви нервов вызывают острые боли в стопе и голени, отдаваясь порой рефлекторными болями в области сердца.

Систематическая ходьба босиком, особенно по зыбучему или рельефному грунту, заставляет рефлекторно сокращаться мышцы, удерживающие свод стопы, и прежде всего мышцы подошвенной поверхности, сгибающих пальцы ног. Сухожилия и связки усиленно развиваются, укрепляются. Таким образом, босохождение можно отнести к действенным средствам профилактики и лечения плоскостопия. Это в первую очередь относится к детям, у которых дефекты опорно-двигательного аппарата при соответствующей тренировке обычно успешно устраняются.

Наши предки были людьми здоровыми и крепкими, и все благодаря своей бедности, как ни парадоксально это звучит. Они ходили босиком, в результате чего закалялись и сохраняли отличное здоровье. Уже тогда было известно, что хождение босиком - прекрасная закаливающая процедура. Большими поклонниками босых прогулок по росистой траве были А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. П. Павлов.



  • Разделы сайта