Петанк: история, правила и хитрости франзузской игры. Бочче. Правила игры

Игра в шары - бочче (итал.) имеет древнейшую историю (первые известные упоминания - 2-3 тыс. лет до н.э.) и является родоначальницей различных игр, таких как боулинг (кегельбан), петанг, кёрлинг (на льду) и ряда других. Исторически становление этой игры произошло в Древнем Риме, в средние века она получила распро-странение в Европе, а затем значительно позже в Америке и Азии.
В настоящее время спортивная игра бочче популярна во всем мире. Свыше 50 стран мира входят в состав международной федерации бочче (СБИ), штаб квартира которой находится в г. Лугано, Швейцария. В Италии, Швейцарии, Франции, других европейских странах, в ряде стран Южной и Северной Америки бочче является любимой игрой жителей.
Варианты названий: Петанк, Петанг, Боча, Бочча, Бочче, Шары, Petanque, Petank, Petanq, Petankki, Bocce, Boccia, Boule, Balinaje.

Бочче. Правила игры.

В игре могут принимать участие от двух до восьми человек (малый набор) или от двух до двенадцати человек (большой набор) или, при объединении наборов, от двух до двадцати человек.

На одного игрока или одну команду полагается по четыре шара одного цвета.

Один игрок или одна команда играют только одним цветом шаров.

Одна команда может состоять из четырех или двух человек.

В игре могут принимать участие две команды (малый набор ) или три команды (большой набор ) или, при объединении наборов, пять команд.

Суть игры заключается в следующем: жребий определяет игрока, бросающего стартовый шар (маленький, белый). Следующим броском игрок стремится разместить свой шар как можно ближе к стартовому. Следующий игрок бросает свой шар с таким расчетом, чтобы его шар оказался ближе к стартовому. При этом разрешается выбивать шары противника на дальние позиции. При игре командами сначала бросает игрок команды вытянувший жребий, потом игрок следующей команды и так до тех пор пока все игроки во всех командах не сделают свой бросок. После чего игроки определяют чьи шары располагаются наиболее близко к стартовому и начисляют очки. Наиболее близкий, к примеру шар получает 20 очков, следующий - 19 и т.д. Максимальная стоимость одного шара определяется количеством шаров участвующих в игре. Если шаров двадцать то и максимальное количество очков за один шар будет равно двадцати, если восемь шаров, то восемь. Суммируя очки определяют кто из игроков набрал максимальное количество. Этот игрок выигрывает партию и получает право на первый бросок в следующей партии. Количество партий определяют играющие. По результатам всех партий определяется победитель турнира.

Технические правила игры Московской федерации игры «Бочче»

1. Площадка для игры в шары — «Бочче».
1.1. Игра в шары проводится на ровной (горизонтальной) площадке с гладкой поверхностью, ограниченной по периметру досками или другими неметаллическими ограждениями высотой 25 см. (допустимое отклонение +2 см.).
1.2. Длина площадки может варьироваться от 24,0 до 26,5 м, а ширина от 3,8 до 4,5 м. Идеальные размеры, рекомендуемые для международных соревнований - 4,5 х 26,5 м. Обычно игры проводятся одновременно на нескольких смежных площадках.
1.3. Ограждение на торцевых сторонах площадки, наиболее часто подвергаемых ударам шаров, состоят из подвижных досок, закрепленных только в верхней части и поворачивающихся вокруг оси крепления (рис.1).


Рис. 1. Торцевое ограждение.

Торцевые ограждения должны иметь с внутренней стороны амортизи-рующую удары шаров, накладку из технической резины, синтетического каучука и т.п.
Находящиеся вблизи площадки и вокруг ее ограждения люди, их вещи, а также другие предметы (светильники, тросы, кабели, стены, защитные сетки и т.д.) при судействе рассматриваются как посторонние предметы, столкновение шаров с которыми приводит к аннулированию технического результата действия игрока. Не разрешается крепить контейнеры для шаров на ограждения вокруг площадки.
1.5. На игровой площадке в соответствии с рис.2 должны быть проведены горизонтальные поперечные линии. Эти линии обозначаются цветным материалом (мел, мраморная крошка, краска и т.п.), который не должен влиять на состояние поверхности площадки. На боковых ограждениях площадки наносят вертикальные линии: соответствующие горизонтальным и являющиеся их продолжением.


Рис. 2. Разметка площадки.

1.6. Линии А, В, С, D (A",B",C",D") расположены симметрично относительно средней линии Е, проходящей через центр площадки. В течение матча происходит последовательная смена направления игры (вбрасывания шаров). После вбрасывания всех шаров в направлении А-А" и подсчета очков игра продолжается в противоположном направлении (А"-А) и т.д. Ниже дается описание правил игры в направлении А-A"!. В скобках приводятся обозначения линий для игры в противоположном направлении.
1.7. Стартовая зона А-В (А"-В") предназначена для нахождения игроков обеих команд.
1.8. Линии А и А" совпадают с торцевыми краями площадки и обозначают границы, за которые запрещено заходить игрокам, начинающим разбег для проведения бросков.
1.9. Линия В (В") указывает границу, с которой производится вбрасывание маленького шарика «паллино», а также броски шаров способами «пунто» и «раффа».
1.10. При вбрасывании шарика «паллино» из зоны А-В (А"-В") линия В (В") определяет максимальное расстояние, на которое он может быть вброшен.
1.11. Линия С (С") определяет максимальное расстояние, с которого игрок может осуществлять бросок шара способом ««воло»;
1.12. Линия D (D") определяет максимальную границу, которой может достигнуть игрок, осуществивший бросок шара способом «пунто», а также минимальное расстояние, которое должен пролететь шар, брошенный способом «раффа», прежде чем он коснется площадки.
1.13. Линия D" (D) определяет минимальную границу выбивания шаров способом «раффа», за исключением шарика «паллино» и шаров, составляющих с «паллино» единое целое.
1.14. Средняя линия Е указывает минимальное расстояние, на которое должен быть вброшен шарик «паллино» и определяет максимальную границу, которую не должен пересекать игрок, бросивший шар способом «раффа» или «воло».
1.15. Таким образом, зона Е-В" (Е-В) определяет ту часть площадки, в пределах которой должен остаться шарик «паллино» после его вбрасывания с линии В (В"). В начале матча «паллино» не вбрасывается, а устанавливается судьей в центр зоны АЕ (АЕ), который отмечается разметочной точкой Р" (Р).
1.16. Арбитр и игроки перед началом матча должны убедиться, в пригодности для игры поверхности площадки. Если матч начался без предварительной проверки, то он должен закончиться с теми же линиями и измерительными устройствами. После начала игры в течение всего матча не допускается корректировка линий разметки и измерительных устройств.
1.17. В случае полного или частичного стирания горизонтальных линий измерения должны проводиться от центров линий, нанесенных на боковых ограждениях.

2. Шары и шарик «паллино».
2.1. Шары и паллино должны быть сделаны из однородного синтетического материала и иметь строго сферическую форму.
Паллино: диаметр 4 см, вес 60 г.
Шары: диаметр 11 (10,6) см, вес от 920 до 1000 (900) г. В скобках указаны параметры шаров для юниоров и женщин.
2.2. Перед началом матча арбитр должен проверить пригодность шаров и «паллино» для игры.
2.3. В течение матча шары заменять нельзя. Если игрок или команда, несмотря на запрет, все же заменили шар, то игроку (команде), нарушившим данное правило, засчитывается поражение в этой партии матча.
2.4. В случае повреждения шары или «паллино» могут быть заменены только с разрешения арбитра. Кроме того, замена шаров разрешается в случаях прерывания матча (например, из-за плохой погоды) или если продолжение матча перенесено в другое спортивное сооружение.
2.5. Не разрешается смачивать шары слюной, а только предназначенной для этого водой.
2.6. Если игрок по ошибке бросает принадлежащий противнику шар, то бросок этого шара аннулируется и шар возвращается противнику. При этом игрок-нарушитель наказывается лишением одного из своих шаров. Если ошибочно брошенный шар принадлежит его товарищу по команде, то бросок этого шара аннулируется.
2.7. В процессе игры маркировки позиций шаров команд должны отличаться друг от друга, например, как показано на рис. 3.


Рис. 3. Обозначение положения шаров.

3. Регламент игры и составы команд.
3.1. Цель игры - расположить свои шары ближе к «паллино» по сравнению с шарами противника.
3.2. Матч по игре Бочче может состоять из одной или трех партий. Каждая партия играется до 15 очков и состоит из нескольких игр.
3.3. Начисление очков за каждую игру производится после ее завершения, т.е. после вбрасывания игроками всех шаров в одном из направлений А-А" или А"-А ().
3.4. Очки начисляются только той команде (игроку), чей шар (шары) оказывается самым близким к «паллино». При этом количество начисляемых очков равно числу шаров, находящихся ближе к «паллино», чем ближайший к нему шар противника.
3.5. В процессе игры могут осуществляться три вида бросков:
а) «пунто» - подкат своего шара как можно ближе к шарику «палли-но»;
б) «раффа» или «воло» - броски на выбивание, при которых брошен-ный шар ударяет другой шар или "паллино", которые игрок предваритель-но указывает арбитру.
3.6. Матчи команд проводятся в трех разрядах:
1) одиночные - один на один с четырьмя шарами у каждого из игроков;
2) парные (двойки) - двое на двое с двумя шарами у каждого игрока;
3) из трех человек (тройки) - трое на трое с двумя шарами у каждого
игрока.
К соревнованиям допускаются только укомплектованные команды.
В процессе игры каждый игрок должен ввести в игру все принадлежа-щие ему шары, при этом каждая команда по своему усмотрению определя-ет очередность бросков среди своих игроков.
3.7. В играх двоек и троек команды должны иметь капитана из числа играющих, которому дано право говорить с арбитром и решать с ним все вопросы, возникающие в ходе партии, в том числе и возможность изучить положение шаров на близком расстоянии (подойти к шарам). При возникновении такой необходимости капитан должен каждый раз просить разрешения арбитра и показать ему игрока, который подойдет к шарам.
3.8. Время, которое дается игроку на подготовку и выполнение одного броска - 1 минута.
3.9. Время, предоставляемое каждому игроку для ухода с площадки в течение каждой партии - 3 минуты (но только после осуществления бросков всех своих шаров и не более двух раз в течение партии).
3.10. Время (тайм-аут), предоставляемое тренеру (представителю команды) для прерывания игры и консультаций с игроками - 2 минуты 1 раз за игру.
Тайм-аут предоставляется команде только тогда, когда один из ее игроков готовится к броску.
3.11. В любое время матча, но при условии завершения командой всех
бросков, она, с согласия арбитра, может произвести замену игроков.
3.12. В индивидуальных партиях замена игроков не допускается.

4. Пробные броски.
Перед началом партии обе команды (игрока) по очереди могут выпол-нить пробные броски всех своих шаров в обоих направлениях.

5. Начало матча и вбрасывание шарика «паллино».
5.1. В начале партии «паллино» устанавливается в точках Р" (Р).
5.2. Бросается жребий между двумя командами за право броска первого шара или выбора стороны, откуда должна начаться партия. Команда, выигравшая жребий, получает право первого броска (или выбора стороны), другой команде соответственно предоставляется возможность выбрать сторону (или право начать игру).
5.3. Команда, начинающая партию или в очередной раз производящая вбрасывание шаров, может бросать первый шар любым способом, включая «раффа» или «воло». В случае если бросок аннулирован, эта же команда делает другой и так до тех пор, пока он не будет засчитан.
5.4. В случае если первая игра аннулирована, то она повторяется с противоположной стороны площадки с установкой «паллино» в центре соответствующей разрешенной зоны. Право первого броска принадлежит той команде, которая имело его перед этим.
5.5. В последующих играх «паллино» вбрасывается той командой, которая выиграла предыдущую игру. После неправильного вбрасывания «паллино» одной из команд, это делает другая, которая имеет право только на одно вбрасывание. Если и это вбрасывание окажется неудачным, то арбитр должен поставить «паллино» в соответствующей точке Р" (Р). Во всех случаях право броска первого шара принадлежит той команде, которая
первой вбрасывала «паллино».
5.6. Вбрасывание «паллино» в начале каждой игры производится только по команде арбитра, в противном случае оно не засчитывается.
5.7. Вбрасывание «паллино» не засчитывается, если шарик «паллино»:
1) пересекает линию В" (В) или его проекция приходится на эту ли-
нию;
2) не доходит до линии Е или его проекция приходится на эту линию;
3) касается бокового ограждения или останавливается на расстоянии меньше или равном 13 см;
4) выходит за пределы площадки;
5) выходит за пределы площадки, а потом вновь туда возвращается вследствие соударения с посторонними предметами;
6) пересекает линию Е, но задевает арбитра, даже если после этого соударения он остается в пределах разрешенной зоны.
5.8. Если на площадке остается только шарик «паллино», то команда, чьи шары были аннулированы (удалены), должна бросать следующий шар, чтобы игра могла продолжаться.
5.9. Если шар или «паллино» самопроизвольно (от сотрясения площадки, ветра и т.п.) сдвинулся с места, то он должен быть возвращен в прежнее положение, если оно было отмечено, в противном случае он остается на новой позиции.

6. Способы бросания шаров (основные положения).
6.1. Шар может быть брошен способами «пунто», «раффа» и «воло». Для того чтобы броски «раффа» или «воло» были засчитаны, игрок должен объявить арбитру, какой тип броска он будет выполнять и в какой шар или «паллино» он собирается попасть. В случае если игрок хочет изменить тип броска или цель (ударяемый шар), он должен уточнить предыдущее заявление, в противном случае брошенный шар не засчитывается, если только противником не будет использовано правило преимущества.
6.2. При выполнении любого броска нельзя опираться ногой на бортовое ограждение, иначе брошенный шар не засчитывается, если только не будет использовано правило преимущества.
6.3. При выполнении любого броска игрок не может заступать вытянутой вперед ногой за линию броска, в противном случае брошенный шар не засчитывается, если только не будет использовано правило преимущества.
6.4. После броска способом «пунто» игрок не может заходить за линию D(D"), а после выполнения броска способами "раффа" и "воло" за линию Е, если у него еще остались шары для игры. В противном случае один из них аннулируется.
6.5. Шары, задевшие ограждение до того, как они войдут в игру, аннулируются, если только не будет использовано правило преимущества.
6.6. Те шары или "паллино", которые откатываются только за счет смещения ограждений (вибрация при ударах и т.д.), не задетые другими движущимися шарами или "паллино", должны быть возвращены в первоначальное положение. Но если эти шары или "паллино" при своем перемещении сталкиваются с движущимися после правильного удара шарами, то после прекращения движения их оставляют в новой позиции.
6.7. Шары или "паллино" после ударов об ограждения и возврата их на площадку засчитываются, если только они не задевали посторонних предметов.
6.8. Если шары или "паллино" при правильных бросках выходят за пределы площадки, то они не засчитываются (удаляются с площадки), даже если они возвращаются на площадку после соударения с посторонними предметами.
В этом случае, если при возврате на площадку шар или "паллино" вызывают перемещение неподвижных помеченных шаров, то последние должны быть возвращены в первоначальное положение. Если же шар, возвращаясь на площадку задевает другие движущиеся шары, то они остаются в тех местах, где они остановились, в то время, как шар, вызвавший их движение, аннулируется.
6.9. Случайное появление на площадке посторонних предметов, которые искажают траекторию движения шара до того, как он вступил в игру, влечет аннулирование броска без потери шара и его повторное исполнение.
6.10. Игрокам запрещается преднамеренно останавливать брошенный шар или изменять его траекторию. В случае нарушения этого правила команде противника дается максимальное количество очков по числу участвующих в игре шаров этой команды.
6.11. Если шар, вылетевший с соседней игровой площадки заденет стоящие отмеченные шары или "паллино" и явится одновременно помехой при выполнении игроком броска, то сдвинутые шары должны быть возвращены в исходное положение, а бросок повторен.
6.12. Если вброшенный шар (после его введения в игру) случайно отклоняется от своей траектории арбитром или игроком, то он аннулируется. По решению арбитра бросок может быть повторен.

7. Бросок «Пунто».
7.1. Бросок «пунто» заключается в подкате шара к «паллино». При выполне нии «пунто» игрок не должен заступать за линию В (В") до момента выпуска шара из руки. В случае указанного нарушения бросок аннулирует-
ся с потерей этого шара, за исключением использования противником правила преимущества.
7.2. Если шар, выпавший из руки игрока, выполняющего бросок «пунто» будет им пойман до пересечения линии С (С"), то бросок может быть повторен без потери шара. После пересечения линии С (С") шар считается
введенным в игру и не может быть остановлен.
7.3. Команда, у которой аннулируется вброшенный шар должна бросать следующий до тех пор, пока вброшенный шар не будет засчитан или пока не будут вброшены все шары. Если все шары команды окажутся аннулированными, то противник получает количество очков, равное сумме уже вброшенных засчитанных шаров и оставшихся не вброшенных.
7.4. При всех видах бросков игрок не может играть следующим шаром до полной остановки всех шаров на площадке после предыдущего броска. В противном случае бросок аннулируется с потерей шара, если соперником
не использовано правило преимущества. Игрок не может выполнять любой бросок без разрешения арбитра, в противном случае бросок аннулируется с потерей шара.
7.5. Если арбитр ошибся в оценке позиции шаров, то все вброшенные после судейской ошибки шары должны быть вброшены заново. Маркировка шаров должна сохраняться на площадке до окончания вбрасывания всех шаров.
7.6. Если арбитр непроизвольно удаляет с площадки шар, коснувшийся бокового или торцевого ограждения до того, как противник воспользовался правилом преимущества и до того, как он столкнулся с другими шарами, то этот шар аннулируется и на площадку не возвращается.
7.7. Если два шара, принадлежащих разным командам окажутся на равном расстоянии, то команда, которая бросила шар последней и вызвала это равенство, должна продолжать свои броски пока не изменит позицию в свою пользу, даже если ей придется использовать все свои шары. Если по окончании вбрасывания всех шаров обеими командами указанное равенство сохранилось, то игра считается нулевой (очки не начисляются) и ее необходимо повторить, но с противоположной стороны площадки. Смещение шаров при броске «пунто».
7.8. Смещение (перемещение) шаров или «паллино» от первоначального положения и расстояние между шарами измеряются специальным измерительным инструментом, используемым в течение всей партии. Для измерения больших расстояний арбитр может воспользоваться складным метром или рулеткой. Измерения расстояния смещения шаров должны проводиться после маркировки их позиции на площадке.
Удар по цепочке.
7.9. Бросаемый шар, который ударяет другой шар, а тот в свою очередь ударяет третий шар и т.д. или «паллино» аннулируется, если смещение любого задетого шара от исходного положения превышает 70 см или расстояние от места первого соударения до конечного положения последнего сдвинутого шара превышает 70 см (рис. 4).


Рис. 4.

7.10. Если бросаемый шар после первого соударения проходит путь больший 70 см, а все остальные шары смещаются на расстояние меньшее 70 см (рис. 5 с учетом п. 7.9.), то бросок засчитывается, но все сдвинутые шары ставят на место за исключением случая использования правила преимущества.


Рис. 5.

7.11. Если бросаемый шар или сдвинутые при соударениях шары задевают бортовые или фронтальные ограждения площадки, то для оценки смеще-ний измеряют суммарное расстояние, т.е. от места соударения до борта плюс от борта до места остановки шара (рис. 6).


Рис. 6.

8. Бросок «Раффа».
8.1. Бросок способом «раффа» заключается в ударе определенного шара (своего или противника) или «паллино», выполненный с соблюдением определенных технических правил.
8.2. Для того чтобы бросок был засчитан, игрок должен указать арбитру шар, по которому он хочет бить и тип броска. В случае промаха брошенный шар аннулируется (удаляется с площадки), при этом все, что было сдвинуто, должно быть поставлено в первоначальное положение, если при этом противником не используется правило преимущества.
8.3. Шар, брошенный способом «раффа» с линии В (В") должен приземлиться за линией D (D") . Шар, который попадает на эту линию или опускается на площадку до нее, должен быть аннулирован за исключением случая использования противником правила преимущества.
8.4. Игрок может переступить за линию В(В") только после того, как он бросил шар, даже если шар еще не коснулся площадки. В случае если игрок переступил за линию до начала броска, брошенный шар аннулируется, за исключением случая использования противником правила преимущества.
8.5. Бросок «раффа» по «паллино» разрешается в любом месте игровой зоны. Бросок «раффа» по шарам разрешается только тогда, когда они расположены в пределах зоны D"A" (DA).
8.6. Шары и «паллино», находящиеся на расстоянии 13 см и менее от заявленного шара или «паллино» образуют с ним единое целое (мишень). В этом случае бросок засчитывается при попадании в любой из шаров или «паллино», образующих мишень.
8.7. Брошенный шар, который не попадает в заявленный шар, или «паллино», аннулируется, а все что было сдвинуто возвращается в исходное положение, если не использовано правило преимущества.
8.8. Если «паллино» находится перед линией С" (С), а шар, выбитый способами «раффа» или «воло» после соударения с торцевым бортом пересекает линию С"(С), то он должен быть поставлен рядом с местом соударения с бортом, но не менее 13 см от него. Если возвращается брошенный шар, то он остается в том месте, где остановился.

9. Бросок «Воло».
9.1. Бросок «воло» заключается в попадании брошенным шаром в заявлен-ный шар или «паллино» непосредственно с лета или после отскока от покрытия площадки в точке, удаленной от края выбиваемого шара или «паллино» на расстояние менее 40 см.
9.2. Чтобы бросок «воло» был засчитан, игрок должен заявить этот тип броска ("воло") и указать шар, по которому он хочет бить, затем он должен подождать пока арбитр начертит перед указанным шаром круговую дугу радиусом 40 см от его края и даст разрешение на бросок.
9.3. Бросок «воло» производится в пределах линии С (С"). Игрок может заступить за линию С (С") только после выпуска шара из руки, в противном случае шар аннулируется, за исключением случая использования правила преимущества.
9.4. При броске «воло» можно бить по всем шарам или «паллино», находящимся на расстоянии менее 13 см от указанного шара, если только между шаром, по которому ударили, и точкой удара о покрытие было менее 40 см (рис. 7).


Рис. 7.

9.5. Шары, которые находятся в пределах зоны D - D" , можно выбивать только броском «воло», т.к. бросок «раффа» в этой зоне запрещен.
9.6. Брошенный шар, который не попадает в заявленный шар («паллино»), или попадает за пределы очерченной зоны или на саму линию, аннулируется.
9.7. До тех пор, пока игрок не бросил последний шар, он не может перейти линию полуполя Е и после броска шара способом «раффа» или «воло» он должен вернуться в зону АВ (А"В").

10. Правило преимущества.
Все неправильные броски засчитываются или нет в зависимости от воли команды противника.

11. Остановка матчей.
11.1. Матчи, прерванные из-за плохой погоды или по другим непредвиденным обстоятельствам, должны продолжаться с тем же счетом, который имелся в момент прекращения матча.
11.2. В случае изменения погоды только арбитр может решить вопрос о прерывании игры. В случае если одна из команд покинет поле без разрешения арбитра, матч для этой команды считается проигранным.
11.3. В случае остановки матча по непредвиденным обстоятельствам команду, даже в индивидуальных играх можно полностью заменить, при этом матч продолжается с тем счетом, при котором был прерван.
11.4. Команда может производить замену только один раз.

12. Права и обязанности игроков.
12.1. Не играющие в данный момент игроки должны оставаться в пределах исходной зоны АВ (А"В"), если у них еще остались шары. Игроки могут заходить за линию В (В") в следующих случаях: без разрешения арбитра для разравнивания поля перед выполнением броска и во время игры после броска шара; с согласия арбитра для изучения позиции шаров с близкого расстояния, но при этом нельзя оставлять никаких предметов на площадке или чертить знаки пути, который шар должен проделать. Игрокам, которые заходят за линию В (В") в случаях, не указанных выше, делается предупреждение, а в повторном случае аннулируется шар, которым предстоит играть.
12.2. Игрок должен выполнить техническое действие (подготовку к броску и сам бросок) в течение предусмотренного времени - 1 минуты, после чего, в случае нарушения этого требования, команде делается предупреждение. При каждом последующем нарушении временного регламента команда лишается не введенного в игру шара. В этом случае капитан показывает арбитру игрока, у которого отбирается шар. Предупреждение действует в течение партии.
12.3. Игрок, который покидает игровую площадку без разрешения арбитра или вступает в пререкания с игроками, зрителями или арбитром может быть удален, а его команда объявляется побежденной. Вся команда должна быть в единой форме, состоящей из майки или куртки (с эмблемой), длинных брюк и спортивной обуви.

В России есть Национальная федерация петанка, хотя назвать этот спорт широко распространенным довольно сложно. Играть в него довольно интересно, тем более что делать это можно практически везде. Правила петанка предполагают участие от двух до шести человек, также необходим инвентарь. А вот к площадке никаких специальных требований нет. Как же играть?

История петанка

Игры с похожими правилами были известны в Древнем Риме и Греции. Где-то в приоритете была дальность броска круглых камней или деревянных шаров, в других местах ценилась точность. После игра была на некоторое время забыта, однако вернулась в Средние века и очень быстро набрала популярность. В XVI веке она даже некоторое время была запрещена, поскольку считалось, что людям лучше уделять время более полезным в жизни стрельбе из лука и фехтованию, развивающим силу и ловкость.

Несмотря на все препятствия, игра была не забыта и под разными названиями до сих пор существует в странах Средиземноморья и Великобритании. Ну а в своем современном виде она обрела второе рождение во французском Провансе уже в начале XX века.

Секрет популярности прост - правила петанка не предполагают возрастных ограничений и серьезной спортивной подготовки. А играть в него можно практически где угодно - на траве, гравии, земле, песке. На асфальте получается хуже, но тоже можно. Инвентарь тоже прост - до 12 шаров, а также мишень, называемая кошонет. При желании снаряды можно изготовить из подручных средств, например, собрать подходящие камушки. Конечно, это будет уже не совсем петанк, правила игры не будут соблюдены, но скорее всего все равно будет очень весело. Во Франции и Бельгии это почти национальный спорт, которым занимаются все от мала до велика. Одним словом, неудивительно, что люди продолжают играть в петанк.

Правила игры

Участники делятся на две равных команды, каждая из которых получает одинаковое количество шаров. Потом бросается жребий: кому метать на площадку кошонет - маленький шарик, выступающий в качестве мишени. Бросок производится из специально очерченного круга диаметром около полуметра.

Команда, выигравшая жеребьевку или предыдущий раунд, имеет право на первый бросок. Каждый раз, когда снаряд одной команды ложится ближе к кошонету, чем у другой, происходит переход хода. При участии 6 игроков используется до 12 шаров - по два на каждого. Международные правила предусматривают не больше минуты на ход, но при игре с друзьями этим вполне можно пренебречь. Цель состоит в том, чтобы после всех бросков шары одной команды оказались ближе к кошонету, чем снаряды другой. Достичь этого можно, в том числе нарушая вражеские позиции или даже перемещая мишень.

После окончания сета производится подсчет очков - проводятся измерения. Игроки выясняют, насколько далеко от мишени находится ближайший шар одной из команд, и сколько снарядов соперников находится ближе к кошонету. Итог и будет счетом сета. Обычно игра длится до набора 13 очков. В общем и целом правила очень напоминают керлинг, разве что площадка не покрыта льдом, а мишень подвижна.

Кошонет

В переводе с французского это слово означает "поросенок". Обычно он яркий, поскольку должен быть хорошо виден из круга для броска на расстоянии до 10 метров, сравнительно небольшой - всего 3 сантиметра в диаметре, и сделан из дерева, то есть довольно легкий.

Кошонет и шар для броска сильно отличаются как по размеру, так и по весу в пользу последнего. Согласно международным правилам, кошонет может быть перемещен в ходе первого броска или в результате последующих действий игроков, но только из-за взаимодействия со снарядами команд. Переносить его вручную запрещено. И если мишень оказывается за пределами площадки, она выводится из игры.

Шары

Петанк предъявляет строгие требования к снарядам, которые бросают игроки во время игры. Во-первых, они должны быть металлическими, а во-вторых, составлять в диаметре от 7,04 до 8 сантиметров. При этом их вес составляет от 650 до 800 граммов. Запрещено смачивать, нагревать или еще каким-либо образом воздействовать на поверхность шара. Они не должны быть изношены, но на них могут быть нанесены логотипы или, например, инициалы игрока. Как правило, команды используют шары разного цвета, чтобы их было хорошо видно из круга.

Стратегии

Существует 3 основных методики ведения игры, которые не запрещают правила петанка.

  1. Размещать свои шары как можно ближе к кошонету. Это самая простая, но иногда и самая действенная тактика. Если цель состоит в этом, то и достичь ее проще всего именно так. Можно различными способами защищать свои позиции, например, размещая свои шары за снарядами противника. Но эту методику можно совмещать и с другой.
  2. Выбивать шары противника. Для этой тактики требуется некоторый опыт и понимание законов физики. Тем не менее эта методика может быть очень продуктивна, если все подступы к мишени закрыты.
  3. Выбивать кошонет. Как правило, это работает, только если у противников не осталось шаров, а их позиции хорошо защищены. В ином случае такой ход может обернуться сокрушительным поражением.

Итак, правила петанка довольно просты. Чтобы достичь успеха, нужно лишь набрать опыт и развить глазомер. А там кто знает? Может быть, очень скоро эта игра станет олимпийской дисциплиной?

Название игры Петанк (фр. pétanque) происходит от словосочетания «pes tancats», или «сдвинутые ноги». Как известно, французы — специалисты по части превращения простых вещей в искусство.

Сегодня петанк или боча - одна из самых популярнейших игр на свежем воздухе во всем мире. У нее нет возрастных ограничений! Одинаково увлекательным турнир по петанку станет и для школьников во дворе, и для взрослых на корпоративе, и на любом детском празднике.


ПРАВИЛА ИГРЫ В ПЕТАНК

В одном наборе шары отличаются между собой количеством засечек на них. По их количеству игроки определяют свои шары во время игры. Суть игры заключается в том, чтобы добросить специальные металлические шары как можно б лиже к цели. В данной игре это деревянный шар - кошонет.

В игре принимают участие две команды. Команда может состоять из одного, двух, или трех игроков. В игре используется не более 12 шаров. Если команда состоит из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами. Если в состав команды входит по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами. Бросая жребий, выбирают, какая команда начинает играть первой. Эта команда чертит на земле круг диаметром около 30 см. Игрок первой команды бросает деревянный шарик - кошонет на расстояние от 6 до 10 метров но не ближе чем на 50 см от любого препятствия. При этом, ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится.

После того как кошонет брошен, любой игрок первой команды бросает первый шар, стараясь разместить его, как можно ближе к кошонету. При этом ноги бросающего игрока не должны выступать за пределы круга. После первого броска игрок второй команды становится в тот же круг и старается бросить свой шар ближе к кошонету или выбить шар оппонента. Следующий бросок делает команда, чей шар находится дальше от кошонета, и бросает свои шары до тех пор, пока один из ее шаров не станет ближе к кошонету, чем любой из шаров оппонента. После чего броски делает команда оппонентов. Если у команды оппонента не осталось шаров для броска, то другая команда бросает свои оставшиеся шары, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету. Когда шары обоих команд брошены, производится подсчет очков. Команда - победительница получает столько очков, сколько шаров размещено ближе к кошонету, чем ближайший шар противостоящей команды.

Раунд считается законченным, когда каждая команда бросила все свои шары. Команда - победительница начинает новый раунд, вычерчивая круг на месте падения кошонета предыдущего раунда, и снова бросает кошонет и начинает новый раунд. Игра продолжается, пока одна из команд не набрала 13 очков.

Следует отметить, что существует 2 вида бросков шара, настолько различных, что профессиональные игроки используют, как правило, только один вид броска. В первом случае, вы стараетесь разместить шар, как можно ближе к кошонету . Во втором случае, вы выбиваете шары противника, что дает вам возможность получить очки различными способами: 1. Вы выбиваете шар противника, и ближайшим шаром к кошонету становится один из ваших шаров. 2. Вы просто расчищаете территорию вокруг кошонета для того, чтобы позволить своей команде уложить свои шары, как можно ближе к кошонету. 3. Идеальная ситуация, когда, выбивая шар противника, ваш шар остается на его месте.



В петан к играли еще в античности, в Средние века его несколько раз запрещали, но доступная игрокам любого возраста и любого уровня физподготовки з абава по-прежнему популярна. Петанк — игра социальная, это не только способ, но и стимул интересно провести время с друзьями и пообщаться. Хорошая погода, душевная компания и подходящая площадка найдутся и на белом песке пляжа, и на коротко стриженных, бархатных газонах городск ого парка или сада. Только представьте: теплый солнечный день, воздух горяч и пропитан запахами лета, вы с детьми и друзьями затерялись где-то на природе вдали от городского шума и суеты. Конечно, вы устроили пикник! А заодно в приятной компании играете в простую и незамысловатую игру — разве не великолепно? отличный подарок для любой семьи, для мужчин, женщин, детей и подростков. А уж каким занимательным занятием петанк становится для пенсионеров! Когда Вы задумаетесь о подарке для родителей на очередной праздник - не сомневайтесь - купить петанк будет лучшим решением!

Это простая игра со сложной стратегией. Главное в ней - создать хорошую атмосферу и задать настроение. Отличной игры! ;)

Официальные правила игры в Петанк (Petanque) действуют для всех национальных федераций/ассоциаций, являющихся членами Международной Федерации Петанка и Провансальской игры.
Эти правила были утверждены Международным Конгрессом МФП в Дакаре (Сенегал) 14.11.2008

Общие правила
Статья 1 - Состав команд
Петанк - вид спорта, в котором: 3 игрока играют против трех (триплеты).
Также допустимы следующие варианты:
- 2 игрока играют против двух (дуплеты),
- 1 игрок играет против одного (тет-а-тет)
В триплетах каждый из игроков использует по 2 шара.
В дуплетах и играх тет-а-тет - по 3 шара.
Другие варианты недопустимы.
Статья 2 - Характеристики разрешенных шаров
В петанк играют шарами, разрешенными МФП и имеющими следующие характеристики:
(1) Шары должны быть металлические.
(2) Диаметр шара должен быть не менее 7,05 см и не более 8,00 см.
(3) Шары должны весить не менее 650 и не более 800 гр. Марка изготовителя и вес шара должны быть выгравированы и четко видны в любой момент.
В соревнованиях юниоров (до 11 лет) допустимо использование шаров весом 600 гр и диаметром 65 мм при условии, что они изготовлены лицензированным производителем.
(4) Шары не должны быть заполнены песком или свинцом. Нельзя никаким образом изменять шары. Категорически запрещено закаливать шары с целью изменения твердости.
Однако допускается нанесение на шары в соответствии со спецификацией производителя имени и фамилии (либо инициалов) игрока, а также различных логотипов, инициалов и акронимов.
Статья 2a - Наказания за нестандартные шары
Любой игрок, нарушивший условие (4), немедленно дисквалифицируется вместе со всей командой.
Если шар не является подделкой, но имеет заводской брак, либо изношен, не проходит официальную проверку или не соответствует требованиям (1), (2) или (3), игрок должен его заменить. При желании можно заменить весь комплект.
Все претензии команд, касающиеся этих трех пунктов, должны быть поданы до начала игры. Поэтому игроки должны быть уверены, что их шары и шары противников соответствуют вышеизложенным требованиям.
Претензии, касающиеся пункта (4), могут быть поданы в любое время на протяжении всей игры, но в перерыве между раундами. Если претензия по поводу шаров противника подается после третьего раунда или позже и оказывается необоснованной, к счету команды или игрока противника добавляется 3 очка.
Судья или жюри могут в любое время потребовать проверки шаров любого игрока (игроков).
Статья 3 - Разрешенные кошонеты
Кошонет должен быть сделан из дерева или синтетического материала с маркировкой производителя и соответствовать стандартам МФП. Диаметр кошонета должен быть 30 мм (погрешность: +/- 1 мм).
Кошонет может быть окрашен в любой цвет, но он не должен притягиваться магнитом.
Статья 4 - Лицензии
Перед началом соревнования каждый игрок должен предоставить свою лицензию. Он также обязан предоставлять ее по просьбе судьи или противника, только если она не находится у Судейской Коллегии.
ИГРА
Статья 5 - Характеристика площадки и продолжительность игры
Играть в петанк можно на любой площадке. Однако организационный комитет или судья могут попросить команды играть на определенной (размеченной) площадке. В этом случае размеры площадки должны быть:
для Национальных Первенств и Международных Соревнований - 15 м х 4 м;
для любых других соревнований Федерации могут разрешить иные размеры, но не менее 12 м х 3 м.
Когда две игровые площадки имеют общую границу и торцевые части площадки соприкасаются, то линия касания является аутом для обеих площадок.
Когда территория игровой площадки ограждена, ограждение должно находиться на расстоянии не менее одного метра от внешней линии игровой площадки.
Игра продолжается до 13 очков. На квалификационных соревнованиях и в групповых турнирах допускается игра до 11 очков.
В некоторых соревнованиях может быть ограничено время игры.
Статья 6 - Начало игры - Характеристики круга
Команды должны бросить жребий, чтобы решить, какая из команд будет выбирать площадку и бросать кошонет.
Если площадка была определена организаторами, кошонет бросают на этой площадке. Команды, участвующие в игре, не имеют право перемещаться на другую площадку без разрешения судьи.
Любой игрок команды, выигравшей жеребьевку, выбирает стартовую позицию и очерчивает круг либо кладет круг-шаблон такого размера, чтобы любой игрок мог встать в него обеими ногами. При этом диаметр круга должен быть не менее 35 см и не более 50 см. Круг-шаблон должен сохранять форму и иметь внутренний диаметр 50 см (погрешность: +/- 2 мм).
Решение использовать круги-шаблоны принимается организационным комитетом, который и обеспечивает ими участников.
Круг должен находиться на расстоянии не менее 1 метра от любых предметов, и, при игре на неограниченной площадке, не менее 2-х метров от ближайшего игрового круга.
Команда, которая собирается бросить кошонет, должна стереть все круги, расположенные рядом с используемым кругом.
Внутренняя площадка круга может быть полностью очищена от гравия/гальки и т.п. в течение раунда, но по окончании раунда все должно быть возвращено на место.
Круг не является аутом.
Ноги игрока во время броска должны полностью находиться внутри круга, не должны касаться очерченной линии и отрываться от земли по тех пор, пока шар не коснется земли. Никакие части тела игрока не должны касаться земли за пределами круга.
В качестве исключения игроки с парализованной нижней конечностью имеют право поставить только одну ногу в круг.
Игрок, бросающий шар из инвалидной коляски, должен поставить коляску таким образом, чтобы хотя бы одно колесо (со стороны бросающей руки) не выходило за пределы круга.
Бросок кошонета одним из членов команды не подразумевает, что именно он должен бросить первый шар.
Статья 7 - Допустимая дистанция для броска кошонета
Брошенный кошонет считается в игре, если бросок соответствует следующим условиям:
(1) Расстояние от кошонета до внутреннего края круга составляет:
4 м - 8 м - для детей (до 12 лет);
5 м - 9 м - для детей (12-14 лет);
6 м - 10 м - для юниоров (15-17 лет) и взрослых (старше 17 лет).
(2) Круг расположен на расстоянии как минимум 1 м от любого препятствия.
(3) Кошонет находится на расстоянии как минимум 1 м от любого препятствия и от границы самой площадки.
(4) Игрок видит кошонет, не выходя из круга и находясь в прямом положении с максимально расставленными ногами внутри круга. В спорных ситуациях судья решает, виден ли кошонет. Апелляции к решению судьи в данном вопросе недопустимы.
В следующем раунде кошонет должен быть брошен из круга, расположенного на месте нахождения кошонета в момент окончания предыдущего раунда, за исключением следующих случаев:
круг будет находиться на расстоянии менее одного метра от любого препятствия.
кошонет нельзя бросить на любую разрешенную дистанцию.
В первом случае игрок должен начертить или разместить круг таким образом, что бы он находился на требуемом расстоянии от препятствия.
Во втором случае игрок отступает по направлению к кругу предыдущего раунда до тех пор, пока новая позиция не будет удовлетворять условиям правил броска кошонета. Это правило применяется только в случае, если кошонет нельзя бросить на максимальное расстояние в каком-нибудь другом направлении.
Если после трех последовательных бросков кошонета одной и той же командой его положение все еще не соответствует требованиям, бросок переходит к другой команде, у которой также имеется три попытки и возможность передвинуть стартовый круг в соответствии с правилами, описанными в предыдущей Статье. После этого круг нельзя больше передвинуть, даже если бросок повторно переходит к первой команде.
На эти три броска отводится максимум 1 минута.
Команда, потерявшая право броска кошонета после первых трех попыток, тем не менее бросает шар первой.
Статья 8 - Требования к брошенному кошонету
Если брошенный кошонет остановлен судьей, игроком, зрителем, животным или другим движущимся объектом, он считается вне игры и должен быть брошен еще раз. Этот бросок не считается одной из трех попыток, данных команде.
После броска кошонета и первого шара оппонент имеет право обжаловать позицию кошонета. Если возражение принято, шар и кошонет бросаются еще раз.
Кошонет перебрасывается только в случае обоюдного согласия команд либо в случае принятия такого решения судьей. Команда теряет право броска кошонета, если продолжает играть после принятия такого решения.
Если же оппонент уже бросил шар, то кошонет считается в игре, и дальнейшие возражения не принимаются.
Статья 9 - Выход кошонета из игры
Кошонет считается находящимся в ауте в следующих случаях:
(1) Когда кошонет перемещается за пределы площадки (даже если потом возвращается обратно). Кошонет, находящийся на границе площадки, остается в игре. Он выходит из игры только в случае полного пересечения границы площадки, т.е. когда кошонет полностью находится за пределами площадки при вертикальном рассмотрении. Если кошонет свободно плавает в воде (луже), он выходит из игры.
(2) Когда кошонет находится на площадке, но не виден из круга, согласно Статье 7. При этом кошонет, скрытый за другим шаром, считается в игре. Для выяснения положения кошонета судья может временно передвинуть шар.
(3) Когда кошонет перемещается на расстояние более 20 м (для взрослых и юниоров) или более 15 м (для детей), либо менее 3 м от игрового круга.
(4) При игре на размеченной игровой площадке - когда кошонет пересекает более одной дорожки, соседствующей с игровой дорожкой, или когда он пересекает торцевую линию дорожки.
(4a) В играх с ограничением по времени на размеченной площадке - когда кошонет пересекает линию, очерчивающую обозначенную дорожку.
(5) Когда кошонет не найден в течение 5 минут после броска.
(6) Когда между кошонетом и игровым кругом находится неигровая зона.
Статья 10 - Устранение препятствий
Игрокам категорически запрещено убирать, перемещать или затирать любые препятствия в пределах игровой площадки.
При этом игрок, готовящийся к броску, может трижды опробовать место желаемого приземления своим шаром (не стучать, а слегка дотрагиваться, чтоб определить плотность).
Перед броском игрок либо член его команды может заровнять один какой-либо след, оставшийся после одного из брошенных ранее шаров.
За несоблюдение вышеописанных правил игрок будет подвергаться наказаниям, описанным в Статье 34 «Дисциплина».
Статья 10а - Замена шаров или кошонета
Игрокам запрещено менять кошонет либо шары во время игры, за исключением следующих случаев:
(1) Если кошонет либо шар не найдены в течение 5 минут после броска.
(2) Если кошонет либо шар разбит, в этом случае их позиции фиксируются по наибольшему осколку. Если еще остались несыгранные шары, вышеупомянутый кошонет или шар сразу же (после необходимых измерений) заменяют на другой такого же или близкого диаметра. В следующем раунде игрок может поменять свой комплект шаров на новый.
Кошонет
Статья 11 - Кошонет спрятанный и перемещенный
Если в ходе игры кошонет оказывается закрыт листвой, бумагой и т.п., эти объекты удаляются.
Если кошонет переместился, например, под действием ветра или наклона площадки, то его возвращают на место только в случае, если его позиция была маркирована.
Это же правило применяется, если кошонет случайно смещен судьей, игроком, зрителем, животным или любым другим движущимся объектом, либо шаром или кошонетом с другой игровой площадки.
Во избежание разногласий игроки должны помечать (маркировать) положение кошонета. Претензии по отношению к шару или кошонету, чьи положения не были помечены, не принимаются.
Если кошонет был перемещен игровым шаром, он остается в игре на новом месте.
Статья 12 - Перемещение кошонета на другую площадку
Если во время раунда кошонет перемещается на площадку, на которой проходит другая игра, кошонет считается в игре, если не нарушаются условия Статьи 9. Это условие справедливо как для размеченных, так и для неразмеченных площадок.
Игроки, использующие этот кошонет, для продолжения своей игры должны дождаться окончания игры, проходящей на чужой территории.
В этом случае игроки должны проявить терпение и учтивость.
В следующем раунде кошонет бросают на своей площадке из круга, который чертят, соблюдая условия Статьи 7.
Статья 13 - Правила, действующие при выбивании кошонета в аут
Если во время игры кошонет выходит в аут, то существует три варианта:
(1) Если у обеих команд остаются шары, объявляется ничья.
(2) Если шары остались только у одной команды, то ей засчитывается столько очков, сколько шаров у нее осталось на руках.
(3) Если ни у одной команды не осталось шаров, объявляется ничья
Статья 14 - Положение кошонета после постороннего вмешательства
(1) Если выбитый кошонет был остановлен или смещен зрителем или арбитром, то он остается на новой позиции.
(2) Если выбитый кошонет был остановлен или смещен игроком, находящимся на игровой площадке, то его оппонент имеет право:
(а) оставить кошонет на новой позиции;
(б) вернуть его на первоначальную позицию;
(в) расположить его в любой точке на прямой от первоначальной позиции (1) до места, где он остановился (2) (после точки 2), на расстоянии не более 20 м от круга (15 м для детей) в зоне видимости (может быть принято решение что кошонет в ауте и следует начать новый гейм).

Пункты (б) и (в) действуют только в случае, когда кошонет был маркирован. В противном случае кошонет остается на том месте, где остановился.
Если кошонет был сбит и пересек границу площадки, а затем вернулся на нее, он объявляется вне игры и вступает в силу Статья 13.
ШАРЫ
Статья 15 - Бросок первого и последующих шаров
Игрок команды, выигравшей жеребьевку или предыдущий раунд, бросает первый шар следующего раунда.
После этого шар бросает игрок команды, не получившей очко в последнем раунде (проигравшей).
Игрокам запрещено рисовать или использовать любые другие предметы для обозначения линии броска либо точки приземления шара. Во время броска своего последнего шара игрок не может держать во второй руке какой-либо шар.
Шары бросаются только по одному.
Разыгранный шар нельзя бросить повторно. Исключение составляет случай, когда шар был остановлен или отклонен от курса (между игровым кругом и кошонетом) шаром или кошонетом с другой площадки, животным или любым другим движущимся объектом (футбольным мячом, т.п.), а также в случае, описанном во втором абзаце Статьи 8.
Запрещено смачивать шар или кошонет.
Перед броском игрок должен удалить все следы грязи с шара. Наказания за нарушение данного правила описаны в Статье 34.
Если первый брошенный шар оказывается вне игры, игру продолжает оппонент, при условии, что на игровой площадке больше нет шаров.
Если после шута или пойнта на игровой площадке не осталось шаров, то вступает в силу Статья 28.
Статья 16 - Поведение зрителей и игроков во время игры
Во время броска шара зрители и другие игроки должны соблюдать тишину.
Оппоненты не должны ходить, жестикулировать или каким-либо образом отвлекать игрока, который собирается бросить шар. Только члены команды игрока могут стоять между кругом и кошонетом.
Оппоненты должны находиться за кошонетом или за игроком (за кругом), сбоку от направления броска и на расстоянии не менее 2-х метров (от кошонета или круга).
Игроки, не соблюдающие эти правила, удаляются с соревнования, если после предупреждения судьи продолжают нарушать данные правила.
Статья 17 - Тренировочные броски и пересекший границу площадки шар
Игрокам не разрешается делать пробные броски во время игры. Игроки, нарушившие данное правило, попадают под действие Статьи 34.
Во время игры шар, пересекающий границу площадки, считается находящимся в игре, за исключением случаев описанных в Статье 18.
Статья 18 - Шары вне игры
Любой шар, полностью выходящий за рамки игровой площадки, считается вне игры.
Шар, расположенный на границе площадки, находится в игре. Шар выходит из игры только в случае полного пересечения границы, т.е. когда шар полностью находится за пределами площадки при вертикальном рассмотрении. То же правило касается и случаев, когда, при игре на размеченной игровой площадке, шар пересекает более одной дорожки, соседствующей с игровой дорожкой, и когда он пересекает торцевую линию дорожки.
В играх с ограничением по времени на размеченной площадке шар выходит из игры, если он пересекает линию, очерчивающую обозначенную игровую площадку.
Если шар возвращается на игровую площадку из-за наклона площадки или в результате столкновения с другим объектом, он остается вне игры и немедленно удаляется с площадки. Любой объект, который был смещен этим шаром, возвращается на свою позицию.
Любой шар, находящийся вне игры, должен быть немедленно удален с площадки, в противном случае, как только следующий шар будет брошен командой противника, он остаётся в игре.
Статья 19 - Остановленный шар
Любой шар, остановленный или смещенный зрителем или судьей, остается на том месте, где он остановился.
Любой брошенный шар, остановленный или случайно смещенный игроком той же команды, выбывает из игры.
Любой шар, остановленный или случайно смещенный игроком-оппонентом, по решению игрока, бросившего шар, будет либо брошен заново, либо останется на месте.
Если выбитый шар был остановлен или случайно смещен игроком, (любой команды), то оппонент имеет право:
(1) оставить его на том месте, на котором он остановился.
(2) расположить его в любой точке на прямой от первоначальной позиции до места, где он остановился, дальше места его остановки, но в пределах площадки и только в случае, если первоначальная позиция была зафиксирована.
(3) любой игрок, намеренно остановивший шар, должен быть дисквалифицирован вместе со своей командой.
Статья 20 - Время на бросок
С момента броска кошонета у каждого игрока есть 1 минута для того, чтобы бросить шар. Отсчет времени начинается с момента остановки предыдущего шара, а если необходимо проделать измерения, то с момента окончания измерений.
Это правило распространяется и на бросок кошонета - у игрока есть 1 минута на три попытки.
Все игроки, не соблюдающие эти правила, подвергаются наказаниям, указанным в Статье 34.
Статья 21 - Перемещение шаров
Если шар сдвинут, например, под действием ветра или наклона площадки, он должен быть возвращен на свою первоначальную позицию. Это же правило распространяется на любой шар, случайно сдвинутый игроком, судьей, зрителем, животным или любым другим движущимся объектом.
Во избежание разногласий игроки должны помечать положение шаров.
Претензии относительно не помеченных шаров не рассматриваются. Если команды не могут договориться и разногласия остаются, то окончательное решение остается за судьей
Если шар был перемещен другим игровым шаром, он остается в игре на новой позиции.
Статья 22 - Игра чужими шарами
Игрок, который играет не своим шаром, получает предупреждение. Такой шар остается в игре, но должен быть немедленно заменен, после проведения замеров.
В случае повторения этой ситуации в течение игры бросок аннулируют, и все, что шар сместил, возвращается на свои места.
Статья 23 - Шар, брошенный не из обозначенного круга
Любой шар, брошенный не из того круга, из которого был брошен кошонет, считается вне игры, и все, что он сместил, возвращается (если было помечено) на прежнее место.
Однако оппонент может толковать правила в свою пользу и рассматривать ошибочно разыгранный шар как действительный. В этом случае брошенный шар и все, что он сместил, остается на новой позиции.
НАЧИСЛЕНИЕ ОЧКОВ И ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ
Статья 24 - Временное смещение шаров
Для проведения измерений разрешено временное смещение шаров и любых предметов, расположенных между кошонетом и шарами, после маркировки их положения.
После проведения измерений все объекты возвращаются на свое место. Если объект нельзя передвинуть, то измерения производятся с помощью специальных измерительных инструментов.
Статья 25 - Проведение измерений
Измерения производятся игроком, бросившим последний шар, или одним из членов его команды. После этого оппоненты имеют право произвести свои измерения. На какой бы позиции ни находился шар, в любое время на протяжении раунда судья может быть призван для вынесения решения, и оно будет окончательным.
Измерения должны производиться соответствующим оборудованием, которое должна иметь каждая команда.
Запрещено проводить измерения с помощью ступней. Игроки, которые не соблюдают эти правила, подвергаются наказаниям, указанным в Статье 34 «Дисциплина».
Статья 26 - Удаленные шары
Игрокам запрещено удалять игровые шары с площадки до завершения раунда.
Все шары, удаленные с площадки до достижения соглашения о числе набранных очков, считаются попавшими в аут. В этом случае никакие претензии не принимаются.
Статья 27 - Перемещение шаров или кошонета при проведении измерений
Если во время измерений один из игроков сдвигает измеряемые шары или кошонет, то считается, что его шар находится дальше шара противника.
Во время завершающих раунд измерений, до достижения соглашении о числе набранных очков, один из игроков сдвинет кошонет, его оппонент может оспорить несколько очков.
Если во время измерений судья сдвигает или перемещает кошонет или шар, он должен принять объективное решение.
Статья 28 - Равноудаленные шары
Если два ближайших шара, принадлежащие командам-оппонентам, равноудалены от кошонета, то возможны три случая:
(1) когда у команд больше нет шаров, объявляется ничья. Кошонет бросает команда, бросавшая его в предыдущем раунде.
(2) когда у одной из команд остались шары, она разыгрывает их и получает столько очков, сколько ее шаров окажется ближе к кошонету по сравнению с шарами противника.
(3) когда у обеих команд есть шары, первой бросает команда, бросавшая последний шар. Затем очередь переходит к команде противника и так далее поочередно, пока одна из команд не получит очко. Если шары останутся только у одной команды, то действуют правила, описанные выше.
Если после окончания игры все шары находятся в ауте, то объявляется ничья.
Статья 29 - Удаление мусора для проведения измерений
Любой мусор, приклеившийся к шару или кошонету, должен быть удален до проведения измерений.
Статья 30 - Претензии игроков
Чтобы претензия игрока была рассмотрена, ее необходимо предъявить судье. Претензии, предъявленные после окончания игры, к рассмотрению не принимаются.
Каждая команда ответственна за проверку команды-оппонента (лицензии, правомерность участия, площадка, шары, и т.д.).
ДИСЦИПЛИНА
Статья 31 - Штрафы за отсутствие команды или игрока
Во время жеребьевки и объявления результатов жеребьевки игроки должны находиться у стола Судейской коллегии. Через 15 минут после оглашения этих результатов (после команды к началу игры), команда, отсутствующая на площадке, штрафуется на 1 очко, которое присуждается оппонентам. В играх, ограниченных по времени, это время составляет 5 минут.
После этого штраф увеличивается на 1 очко за каждые 5 минут отсутствия.
Те же штрафы применяются и во время турнира, после каждой жеребьевки, а также в случае повторного начала игры или перерыва (по любым причинам).
Команда, не прибывшая на площадку в течение 1 часа с начала игры, снимается с соревнований.
Команда может начать игру без недостающих игроков, но не может использовать шары этих игроков.
Без разрешения судьи игрок не имеет права отсутствовать на игре или покидать игровую площадку. При нарушении данного правила вступают в силу условия, описанные в статье 31 и 32.
Статья 32 - Опоздание команды или игрока
После того, как игра началась, прибывший игрок не может принимать участия в этом раунде, но может присоединиться в начале следующего раунда.
Если игрок опаздывает более, чем на 1 час, он не допускается к участию в этой игре.
Если команда опоздавшего игрока одерживает победу, то он имеет право принять участие в последующих играх, если он был изначально внесен в список команды.
Если соревнования проходят в группах, опоздавший игрок может принять участие в следующей игре, каким бы ни был результат первой игры.
Раунд считается начатым, когда кошонет введен в игру в соответствии с правилами.
Статья 33 - Замена игроков
Замена игрока в дуплетах или одного из двух игроков в триплетах разрешается только до официального объявления о начале соревнований (до свистка, выстрела, устного объявления и т.д.) и при условии, что игрок не был предварительно зарегистрирован в другой команде в этих же соревнованиях.
Статья 34 - Наказания
Игрок, виновный в нарушении правил, подвергается одному из следующих наказаний:
(1) Предупреждение.
(2) Изъятие игрового шара.
(3) Изъятие двух игровых шаров.
(4) Снятие игрока с игры.
(5) Снятие команды с соревнования.
(6) Снятие обеих команд с соревнования.
Статья 35 - Неблагоприятные погодные условия
При неблагоприятных погодных условиях игра продолжается до окончания раунда либо до тех пор, пока судья, совместно с жюри, не решит прекратить или отменить ее в случае форс-мажора.
Статья 36 - Новый круг соревнований
Если после объявления начала нового круга соревнований некоторые игры не завершились, судья может посоветоваться с оргкомитетом и принять решение, необходимое для нормального продолжения соревнований.
Статья 37 - Отсутствие спортивного духа
Команды, демонстрирующие отсутствие спортивного духа или неуважение к оппонентам, публике, оргкомитету и судье, дисквалифицируются. Это может привести к обнулению результатов игры, а также к наказаниям, описанным в статье 38.
Статья 38 - Нарушение правил поведения игроками
Игрок, виновный в нарушении правил или в демонстрации агрессии по отношению к члену оргкомитета, судье, другому игроку или зрителю, подлежит наказанию в зависимости от серьезности вины:
(1) Снятие с соревнования.
(2) Изъятие лицензии.
(3) Конфискация наград и призов.
Штраф, наложенный на игрока, может быть наложен и на его команду.
Первое наказание налагает судья. Второе наказание - жюри.
Третье налагается Оргкомитетом, который в течение 48 часов высылает сообщение о своем решении в Организационный Комитет Федерации.
Во всех случаях председатель Комитета Федерации принимает окончательное решение.
Все игроки должны быть одеты соответствующе. Игроки, не соблюдающие эти правила, будут дисквалифицированы после предупреждения судьи.
Статья 39 - Обязанности судей
Обязанностью судьи является руководство ходом соревнования и гарантия соблюдения правил игры и регламента соревнований. Судьям разрешено дисквалифицировать любого игрока или команду, отказывающуюся выполнять его решения.
О всех зрителях, имеющих действующую или временно приостановленную лицензию, которые своим поведение мешают игре, судья может сообщить представителю Федерации. Этот представитель, в свою очередь, вызывает виновников в Дисциплинарный Комитет, который принимает решение о мере наказания.
Статья 40 - Состав жюри соревнования и их обязанности
Все случаи, не описанные в правилах, рассматриваются судьей, который может направить их в жюри. Состав жюри - от 3 до 5 человек. Решения жюри не подлежит обжалованию. Если у жюри мнения разошлись, то решение принимается Председателем жюри.

Информация с официального сайта Российской Федерации Петанка www.petanque.ru

Теплыми летними деньками хочется больше времени проводить на улице. Всей семьей, с друзьями, родственниками. Как сделать досуг интересным и веселым, полезным и приятным одновременно? Предлагаем освоить нехитрые правила популярной европейской игры петанк.

Эта игра не знает ограничений по возрасту и физической подготовке, полезна для здоровья, объединяет и заряжает позитивом. Для того чтобы в нее играть, не требуется дорогостоящего инвентаря и экипировки. «Петанить» можно в городском сквере, парке и на даче, в доме отдыха и на школьном дворе. Правила игры элементарны, не способных к ней людей не существует, а азарт в процессе возникает такой, что сложно остановиться. Если вы никогда не играли в петанк, то в наступающем сезоне обязательно должны попробовать!

Гольф + керлинг + бильярд

В петанке сочетаются сразу несколько, казалось бы, не совместимых друг с другом игр. В нем есть размеренность гольфа, точность керлинга, виртуозность бильярда, тактика и стратегия интеллектуальных игр и, конечно же, карточный азарт. Игра заключается в том, что игроки двух команд на открытой площадке размером 15 на 4 метра по очереди бросают металлические шары, стараясь, чтобы «мяч» остановился как можно ближе к маленькому деревянному шару – кошонету. Подсчет очков в игре зависит от конечного расположения всех шаров на поле.

Петанк – отличная возможность быть на свежем воздухе и двигаться, а не лежать или сидеть. Поэтому игра подойдет для тех членов вашей семьи, которые не готовы к слишком интенсивной физической активности, а вот против умеренной возражать не станут. За игрой в петанк, как за партией в «дурака», способны объединиться все члены семьи, но в отличие от карт ваши близкие будут дышать свежим воздухом и пусть не очень живо, но двигаться. А самые активные наутро даже почувствуют, где у них мышцы, которые они накануне задействовали, перемещаясь от шара к шару и наклоняясь, чтобы их поднимать. Петанк – игра, где одновременно и, что немаловажно, на равных могут играть бабушки, папы и внуки, при этом взрослые не утомятся от того, что все время вынуждены «поддаваться», а вторые не потеряют интерес, если у мамы с папой явно лучше получается. Петанк развивает разные группы мышц, глазомер, тактическое мышление, умение следовать определенной стратегии, навыки командной игры.

История игры

Еще в античные времена древние греки и римляне играли в то, что напоминает современный петанк. В Греции для игры использовали сферические камни, а в Риме – деревянные шары.

Игра приобрела такую популярность, что в XIV веке Чарльз IV ввел на нее запрет под предлогом того, что она слишком отвлекала придворных от государственных дел, а также была чрезмерно азартной.

Петанк запрещали, а потом разрешали снова неоднократно, число же поклонников игры только возрастало. Среди самых знаменитых игроков папа Юлий II, Франсуа Рабле, Анри-Мари Ампер и другие. Известны слова Франсуа Рабле об этой игре: «Ни ревматизм, ни какая другая болезнь не могут помешать кому-либо играть в петанк. Он подходит для любого возраста, как для молодых, так и для старых».

К нашему времени у игры появилось множество разновидностей в разных странах, наиболее популярные Lawn Bowling (Боулинг на газоне) в Англии, Bocce (Бочче) – в Италии и непосредственно Petanque (Петанк) во Франции.

Современный петанк – провансальский национальный вид спорта. Он стал особенно популярен после проведенного в 1907 году в столице Прованса – Марселе первого турнира по игре. А в 2007-м к столетию петанка вышла одноименная компьютерная игра. Во Франции игра – это спорт номер три после тенниса и футбола. В Европе эта игра тоже распространена: во многих парках, скверах и садах можно встретить горожан, увлеченно бросающих металлические шары. Но любовь к данной игре французов безгранична. В каждой семье имеются свои шары, и даже в крошечных городках с числом жителей, едва превышающим 1000 человек, в обязательном порядке есть специально оборудованная площадка для игры в петанк. А уж состязания любителей в мастерстве проходят практически еженедельно. Играют в петанк и на территории частных домов, во время вечеринок, на семейных праздниках и просто по воскресеньям.

На самом деле специально оборудованные площадки для петанка, конечно, очень удобны, но для любителей вовсе не обязательны: можно играть и на песке, и на грунте, и на короткой траве. Процесс обучения игре тоже не займет много времени: достаточно один раз попробовать – и вы уже в игре. А через 10 минут вы поймаете себя на том, что очень увлеклись процессоми играете с большим азартом. .

10 простых правил

1. Петанк – это командная игра. В каждой команде может быть от 1 до 3 человек. В игре используется не более 12 шаров. Если команды состоят из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами. Если в состав входят по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами. Но если желающих принять участие в игре набралось слишком много, вы смело можете выдать каждому и по одному «мячу» – а почему нет? Ведь, напомним, петанк – одна из самых демократичных игр в мире. Шары в наборах имеют свои отличительные знаки – насечки, поэтому не так сложно запомнить «свои», чтобы не перепутать их с шарами других участников.

2. Жребий определяет первенство броска. Затем победивший выбрасывает кошонет – деревянный шарик небольшого диаметра, входящий в набор для игры в петанк. Слово (от фр. сochonnet) переводится как «поросенок». Дети обычно бывают в восторге, когда узнают перевод, а многие именно так и продолжают называть кошонет – поросенком. В других странах маленький деревянный шарик может носить имя «джек», что, впрочем, смысла не меняет.

3. Если играть по строгим правилам профессионалов, принимающих участие в серьезных соревнованиях, то кидать как кошонет, так и шары нужно из круга диаметром 30 см. Но для любителей достаточно обозначить линию. Кинуть «поросенка» нужно примерно на расстояние 6–10 метров от черты, за которую игрокам нельзя заступать. Если кошонет улетел слишком далеко или, напротив, оказался слишком близко – его перебрасывают. Снова кинуть кошонет нужно и в том случае, если он оказался ближе чем 50 см от любого препятствия.

4. Затем любой игрок начинающей команды бросает свой первый шар, стараясь, чтобы он оказался как можно ближе к кошонету. Не заступая за черту!

5. После этого игрок второй команды становится на исходную позицию и тоже кидает свой шар, стараясь попасть максимально близко к кошонету или же выбить шар оппонента (то есть сделать так, чтобы «мяч» соперника откатился подальше от цели).

6. Следующий бросок делает та команда, чей шар оказался дальше от кошонета. Игроки ее должны продолжать бросать свои шары до тех пор, пока один из «мячей» не станет ближе к кошонету, чем шар противника. Как только это удалось – ход переходит к другой команде.

7. Дальше процесс игры происходит так: шары всегда бросает та команда, чей наиближайший к поросенку шар дальше. Если у одной из команд не осталось шаров для броска, то другая бросает свои, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету. Ситуация, когда команде пришлось «сбросить» все свои шары, стараясь переиграть ближайший «мяч» соперников, не редкость. Азарт же возникает еще и потому, что вы можете выбить (пододвинуть) как шар соперника, так и сам кошонет и тем самым в корне изменить положение шаров на поле. Раунд считается законченным, когда обе команды бросили все свои «мячи». За каждый раунд команда-победительница получает очки.

8. Подсчет очков в раунде. Определяется шар, максимально близко расположенный к кошонету. Это автоматически выделяет команду победителя в данном раунде. А вот сколько очков будет у нее выиграно, зависит от положения остальных шаров на поле. Если следующим после шарапобедителя максимально близко к «поросенку» лежит шар игроков другой команды, то команда победитель получит только 1 очко. Если следующий «мяч» – той же команды, то 2 очка, если три ближайших к кошонету шара принадлежат одной команде – она получит сразу 3 очка! Вторая команда при любом раскладе шаров не получает ничего. Очки в раунде зарабатывает только та команда, чей шар – наиближайший к кошонету. Это важный момент, с которым у новичков возникает путаница. Даже если два других ближайших к «поросенку» шара принадлежат второй команде, она двух очков не получает!

9. Итак, количество выигранных одной из команд очков определено. Играем следующий раунд, в нем, как и во всех других, кошонет бросает выигравшая в предыдущем тайме команда. Обычно каждый раунд начинается с противоположной стороны поля – команды переходят на другую сторону площадки и там вычерчивают круг для бросков или определяют линию, за которую нельзя переступать. Игра ведется до 13 очков. Кстати, правило каждый раз переходить на другую сторону – отличный способ не заскучать, а также равномерно загореть. Ведь, согласитесь, плохо, когда солнце все время светит в лицо или спину.

10. Позаботьтесь о том, чтобы площадка во время игры оставалась достаточно ровной. Шару не должно ничего мешать катиться. На профессиональных площадках с этой целью используют различные приспособления для выравнивания. Однако по самым экстремальным провансальским правилам играть можно и на неровной поверхности, что, по мнению провансальцев, только добавляет интереса к игре.

Боча, бочче, он же петанк

Читатели, отдыхавшие в отелях Турции, наверняка слышали, как неунывающие аниматоры созывают желающих поиграть в загадочную для отечественного туриста игру, выкрикивая смешное для россиянина слово: «Боча, боча!» После чего видели европейцев, увлеченно бросающих шары и с очень серьезным видом делающих замеры на площадке, которую время от времени разравнивают при помощи специальных граблей. Так вот отельная «боча», которую турки, по всей видимости, позаимствовали у итальянцев, называющих эту игру «бочче», это тот же петанк. Кстати, как только наш отечественный турист, понаблюдав и вникнув в правила, вступает в игру, опытные иностранцы как-то скисают, поскольку начинают проигрывать. В чем тут дело – до конца неясно: то ли в извечном везении новичков, то ли в знаменитой русской смекалке, то ли наши люди от природы обладают большей меткостью.

В бочу-петанк сегодня играет практически весь мир. Уже более 50 стран входят в состав Международной федерации петанка: это Франция, Германия, Италия, США, Канада. Россия, кстати, тоже. Ежегодно проводятся профессиональные международные соревнования, в том числе чемпионаты мира.

Ну а раз россиянам так хорошо удается играть в бочу на заморских курортах, то пора большему количеству наших спортсменов выходить на международный уровень и готовить юных спортсменов в парково-дачных условиях.

Установка или выбивание?

В петанке существуют два вида бросков шара. Первый носит название pointing или «установка», его применяют, когда стараются разместить шар как можно ближе к кошонету.

Второй тип броска называется shooting, то есть «выбивание». В этом случае цель игрока – своим броском выбить шары противника, что открывает возможность получить очки различными способами:

1. Вы выбиваете (т.е., сбив, отбрасываете дальше от цели) шар противника, и ближайшим шаром к кошонету становится один из «мячей» вашей команды.

2. Вы просто «расчищаете» территорию вокруг кошонета для того, чтобы позволить своей команде уложить шары как можно ближе к «поросенку».

3. Выбивая шар противника, вы ставите «мяч» на его место. Такой виртуозный трюк носит название carreau (каро). .

От слов к делу: где найти площадку?

Несмотря на то что петанк в России стремительно набирает популярность, клубов для игры в него пока что не очень много. Однако если вы купили набор для петанка, а отправиться в парк или выехать с друзьями за город не получилось, поиграть в шары и найти интересных соперников можно в петанк-клубах сети кафе «Бадди» – в Лужниках или на Болотной площади. Там есть открытая летняя площадка в сквере, ближе к фонтану. Также «побросать шары» можно в районе метро «Братиславская», где на улице Перерва тоже есть открытая летняя площадка.

Но самое замечательное место для игры в петанк, с точки зрения «Первоклассных родителей», это парк культуры и отдыха им. Горького. Там, при кафе Les Boules (Шары) сразу 6 отличных дорожек для игры в петанк, а весь инвентарь можно взять в аренду (300 рублей за набор шаров для всей компании в час). Днем здесь бывают и соревнования, в том числе и среди детей, семей. А по вечерам зажигаются фонарики, играет музыка, и гости – из тех, что не заняты игрой, – танцуют. В общем, атмосфера очень душевная.

Если никуда ехать нет желания, а попробовать поиграть в петанк хочется, то можно просто внимательнее осмотреться вокруг и вспомнить рельеф близлежащих парков-скверов или даже дворовых территорий. Поверьте – поиск подходящей площадки не составит большого труда, так как в петанк можно сыграть практически на любой ровной, без ям и наклонов, грунтовой поверхности. Размеры площадки должны быть 3–4 метра в ширину и не менее 12 (в идеале 15) метров в длину. Асфальт или деревянный настил – плохой выбор, так как по ним шары слишком быстро и далеко катятся. Впрочем, при желании можно сыграть на любом поле, а некоторым игрокам даже больше нравится играть на сложной поверхности, в таких случаях игра может стать по-своему интересной.

Экипируемся?

Комплект для игры в петанк обойдется вам в сумму примерно 700 рублей (стандартный набор из 8 шаров и кошонета). Есть, конечно, наборы подороже, в удобной упаковке, а также подарочные комплекты. Одним словом, купить все для игры в петанк несложно (как в спортивных магазинах, так и в Интернете), а выбор достаточно большой. Как правило, в набор входят 6 или 8 стальных шаров с проточенными на поверхности окружностями, которые служат для идентификации шаров в игре, маленький деревянный мячик-цель (кошонет) и какое-либо приспособление для измерения расстояния между шарами (не всегда).

При выборе шара можно руководствоваться личным предпочтением, однако ориентируйтесь на то, что вес каждого должен быть примерно 600 граммов.

А одежда? Одежда подойдет любая, главное, чтобы она не мешала вам двигаться, не сковывала движений. Например та, в которой вы обычно гуляете в парке. За игрой в петанк вы не вспотеете, ваше дыхание будет спокойным. Кидая шары, вы можете продолжать спокойно общаться… Да что там, вы даже можете с легкостью совместить эту игру с пикником!

Текст: Татьяна Никитина

по материалам сайта первоклассные родители



  • Разделы сайта