Панорама Измайлово (стадион). Виртуальный тур Измайлово (стадион). Достопримечательности, карта, фото, видео

October 1st, 2017

Как то мы давно давно с вами с большим количеством грандиозных проектов, в том числе и . Но в этих обсуждениях мы упустили еще один грандиозный проект, который уже начали было строить.

Это стадион имени Сталина, он планировался как самое грандиозное спортивное сооружение в мире.

Танки на поле

Стадион собирались построить на живописном участке в северной части Измайловского парка, расположенного в тогда еще Сталинском районе Москвы, прямо за окружной железной дорогой. Тогда это была самая окраина столицы, даже почти пригород. Планировалось возвести огромные трибуны с балконами, верхними и нижними ярусами и башенками. Но лишь с трех сторон. Четвертая сторона, обращенная к парку и расположенному рядом полигону, оставалась бы открытой, чтобы оттуда на стадион беспрепятственно могли входить колонны солдат и военная техника.

Планировалось, что сооружение сможет вместить 120 тысяч зрителей, а при необходимости, даже до двухсот тысяч. Парадный вход на стадион должны были украсить высокие колоннады, арки и статуи Сталина, его соратников, а также рабочих, крестьян и физкультурников.

Так и видятся переполненные трибуны, пестрящие флагами и транспарантами. Взоры зрителей устремлены на правительственную ложу. Когда там появляется Отец народов, весь стадион в едином порыве встает и аплодирует. Восторженные возгласы, слившиеся в единый гул, разносятся на много километров окрест. Гремят военные марши. На стадион въезжают краснозвездные танки и бронемашины. Вслед за ними мчатся мотоциклисты, гарцуют кавалеристы. В небе гудят истребители и бомбардировщики…



Масштаб во всем

Стадион был лишь частью огромного проекта. Вокруг него собирались возвести еще несколько десятков сооружений, в частности, велодром, воднолыжную базу на берегу пруда, тренировочные залы, спортплощадки, общежития для спортсменов. Он был призван стать не только спортивной ареной, но и местом для демонстраций, парадов, массовых праздников.

Неподалеку от арены решили построить станцию метро «Стадион имени Сталина». Поскольку в дни мероприятий сюда должны были стекаться несметные толпы людей, планировалось создать огромный наземный вестибюль с двенадцатью эскалаторами и проложить три пути для электропоездов, чтобы люди быстрее могли заполнять стадион.

Дополнительная платформа должна была открываться только в дни праздников и попеременно работать на вход и выход пассажиров.


Работать над проектом поручили группе архитекторов 6-й проектной мастерской Моссовета, которой руководил профессор Николай Джеймсович Колли. В состав творческого коллектива вошли С. Андриевский, Н. Селиванов, В. Сергеев, В. Вольфензон, Т. Макарычев и В. Калинин.

Строительство началось в 1932 году. Сначала планировали возвести арену ко Всемирной спартакиаде Красного спортивного интернационала — своеобразного пролетарского противовеса буржуазным Олимпийским играм, — которую Советский Союз намеревался провести в 1935 году. Но соревнования так и не состоялись, что, наверное, и к лучшему — строители не выдержали бы такие сумасшедшие темпы. Проект был слишком сложным и амбициозным даже для великих энтузиастов того времени.

Сталин и футбол

Зачем вообще понадобился этот стадион? До Великой Отечественной войны Советский Союз не имел национальной сборной ни по одному виду спорта, кроме футбола. Да и эта команда собиралась от случая к случаю, поскольку визиты спортсменов из-за рубежа можно было пересчитать по пальцам. Самые памятные — вояжи сборной Турции и команды Басконии.

Возможно, такое пренебрежение было связано с тем, что сам Сталин был далек от физкультуры и спорта. Он не увлекался ни борьбой, ни плаванием, разве что бильярд любил. Еще в молодости играл в городки. А вот к футболу был совершенно равнодушен.


Но популярность футбола все равно росла. Впервые вождю показали эту игру летом 1936 года. Во время демонстрации прямо на брусчатке Красной площади, напротив мавзолея Ленина и Кремлевской стены с захоронениями известных коммунистов, постелили специально сшитый войлочный газон, поставили ворота.

Играли в том показательном матче представители общества «Спартак» — первый состав выиграл у второго 4:3. Игра (хотя это, по сути, был спектакль) Сталину понравилась. Но больше на футбольных матчах он не появлялся. Лишь посещал спортивные праздники во время Дня физкультурника на стадионе «Динамо».

Впрочем, очевидно, что спортивная мотивация при строительстве нового стадиона уступало идеологической. Руководство страны при каждом удобном случае демонстрировало непоколебимую мощь СССР — будь то в военной сфере или в мирной жизни. Вот и осуществление мегапроекта в Измайлове должно было потрясти весь мир.

Некоторые историки утверждают, что на Сталина произвел впечатление большой спортивный комплекс в Берлине, созданный в 1936 году по проекту архитектора Вернера Марха. И он, мол, решил перещеголять Гитлера. Берлинский центр действительно был мощным, в него входил Олимпийский стадион («Олимпиаштадион») на 86 тысяч мест, ледовый дворец, манеж для верховой езды, плавательный бассейн и открытый театр. Однако идея строительства арены в Германии возникла позже, чем в СССР. Да и возводить ее немцы начали лишь в 1933 году, когда в Измайлове уже кипела работа.

Шотландец, ученик Алексея Щусева


В 1935 году Николай Колли выступил в журнале «Архитектура СССР», где подробно анализировал собственный проект:

_«Зритель должен свободно ощущать естественное природное окружение стадиона. Он должен быть поставлен в условия хорошей видимости, в хорошие условия в отношении направления стран света, ветра и пр. Вместе с тем должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой.Эти предпосылки и определили форму стадиона. Стадион должен быть построен так, чтобы зритель не был оторван от природы, чтобы внимание его не было приковано только к месту демонстрации, чтобы перед ним открывалась перспектива прекрасного пейзажа с видом на пруд и лесной массив Измайловского парка культуры и отдыха».

Архитектор рассказал, что творческая группа исследовала опыт строительства спортивных сооружений разных эпох — от древнегреческой Олимпии и римского Колизея до последних европейских и американских арен. Но основой проекта все же стали новые задачи, поставленные перед архитекторами руководством страны.



Николай Джеймсович (в быту Яковлевич) Колли, в чьих жилах текла шотландская кровь, был учеником знаменитого Алексея Щусева. Он участвовал в разработке проекта поселка «Сокол» близ одноименной станции метро, создал чертежи зданий кооператива «Новая Москва» на Ленинградском проспекте, Института советской кооперативной торговли на улице Панфилова.

Кроме того, Колли помогал знаменитому Ле Корбюзье во время возведения здания Центросоюза на улице Кирова (ныне Мясницкой). По сути, именно он руководил всеми работами, воплощая идеи французского гения, который в Москву на этапе строительства не приезжал. Кроме того, Колли участвовал в строительстве двух мостов в Москве, станций метро «Кировская» — ныне «Чистые пруды», «Парк культуры», «Смоленская», «Павелецкая-кольцевая». А прямо перед началом работы над стадионом он был занят в строительстве ДнепроГЭС.

После войны Николай Джеймсович занимался восстановлением Риги, Минска, Калинина - ныне Тверь.

Кстати, стадион в Измайлове — не единственный спортивный объект, над которым работал Колли. Он также проектировал стадионы в Сталинграде и Минске.

То ли финны виноваты, то ли воровство

Строительство стадиона продолжалось до 1939 года, но потом его остановили. К тому времени — а прошло уже семь лет — строителям удалось доделать только земляные работы и поднять лишь одну трибуну на 10 тысяч зрителей и закончить подземные сооружения. Правда, они были впечатляющие — один подземный бункер Сталина чего стоил! Он был восстановлен в 1990-х годах и сегодня открыт для посещения. Кстати, в подземелье висит картина, на которой Сталин изображен за бильярдным столом вместе с маршалом Георгием Жуковым.

Почему же была заморожена стройка, достоверно не известно. Общепринятое мнение, что из-за финской войны. Но мы также знаем о неутешительных выводах, сделанных чекистом и, к слову, профессиональным строителем Нафталием Френкелем, которому было поручено контролировать ситуацию в Измайлове. Трудовая дисциплина на стройке была поставлена из рук вон плохо: из 813 человек, принятых на работу только в 1935 году, было уволено 779, из них 353 — за прогулы. И главное — из 20-ти с половиной миллионов рублей, выделенных на возведение спортивного комплекса, по прямому назначению было использовано меньше половины — около 10 миллионов!


Однако никаких последствий для строителей и архитекторов отчет чекиста не имел. Никого не наказали, не посадили, хотя обличительная бумага была передана председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Молотову.

Может, «наверху» потеряли интерес к стадиону? Или поняли, что Москве просто не осилить два дорогостоящих мегапроекта? Ведь в то время на месте снесенного Храма Христа Спасителя шло строительство Дворца Советов. Это здание с гигантской фигурой Ленина на вершине должно было взметнуться на высоту около полукилометра. Кстати, этому проекту тоже не суждено было осуществиться, хотя строительство Дворца Советов законсервировали чуть позже — перед самой войной.

Следов того суперздания не осталось — на месте его котлована в 1960 году построили плавательный бассейн «Москва», а через тридцать лет физкультурный комплекс ликвидировали и восстановили Храм Христа Спасителя. В 1996 году патриарх Алексий Второй провел в нем первую литургию.

А вот стадион имени Сталина до сих пор напоминает о себе. Рядом с небольшим спортивным комплексом «Измайлово», что прямо за институтом физкультуры на Сиреневом бульваре, стоят остатки бетонных блоков трибун. Теперь уже как памятник несостоявшемуся проекту Колли и его соратников. До недавнего времени его скрывал печально знаменитый «Черкизон», но теперь он постепенно приобретает нормальный облик.



Сохранилось также большое здание станции метро «Стадион имени Сталина». Москвичи долгие годы знали его как павильон станции «Измайловский парк», недавно переименованной в «Партизанскую». Правда, двенадцать эскалаторов и дополнительный путь, задуманные советскими архитекторами для стадиона, оказались явно ни к чему.

«Сталинец» и его наследники

И все же стадион в честь вождя в Москве был построен. Пусть не такой огромный и помпезный, но достаточно вместительный, с внушительной колоннадой. Речь идет о 30-ти тысячном стадионе «Сталинец» в Черкизове, построенном в 1935 году буквально в паре километров от грандиозной измайловской стройки. Сооружение принадлежало профсоюзу рабочих электропромышленности.



Но стадион «Сталинец» существовал и в послевоенные годы продолжил принимать матчи первенства страны. Постепенно он устарел и обветшал. Его решили снести, чтобы построить другой, более современный и уж конечно, с другим названием. Так на месте «Сталинца» в 1966 году возник стадион «Локомотив». Он простоял до конца века, а 2002 году на его месте был построен нынешний «Локомотив» — комфортабельный и современный.

Измайлово

Стадион ФОП «Измайлово» (проектное название - Центральный стадион СССР имени И. В. Сталина ) - открытый стадион в Москве . Расположен в районе «Измайлово» Восточного административного округа .

История

Недостроенный стадион на космоснимке 1970 года.

Официальной целью строительства стадиона стала подготовка к Спартакиаде народов СССР . Рассчитывалось, что стадион сможет вместить 120 тысяч человек, а при необходимости и 200 тысяч. Вокруг стадиона предполагалось разместить здания тренировочных залов, общежития для спортсменов, многочисленные спортплощадки.

Строительство начали в 1933 году с земляных работ, в результате которых территорию превратили в систему понижающихся к пруду террас. Работы по возведению трибун начали в 1936 году, но вынуждены были приостановить в 1939 году в связи с началом советско-финской войны . К этому времени успели построить одну трибуну на 10 тысяч зрителей и подземные сооружения, которые включали в себя бункер Сталина. К возобновлению строительства не вернулись и после окончания Великой Отечественной войны .

В 1960-х годах сооружение достроили по значительно упрощенному проекту, выполненному архитектором Борисом Иофаном , использовав довоенные остовы трибун . Поле перед трибуной стали использовать для тренировок и учебных занятий построенного неподалёку , а подземные сооружения - под склады.

Видео по теме

Транспорт

Изначально станцией метро, которая должна была обслуживать стадион, планировалось сделать конечную станцию Покровского радиуса под проектным названием «Стадион имени Сталина» (ныне

Стадион ФОП «Измайлово» (проектное название - Центральный стадион СССР имени И. В. Сталина) - открытый стадион в Москве. Расположен в районе «Измайлово» Восточного административного округа.

По Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Измайлово и его окрестности должны были стать одним из важных центров общественной жизни. Идею постройки стадиона предложил в первой половине 1930-х годов И. В. Сталин, который, следя за подготовкой Германии к Олимпийским играм 1936 года, решил создать аналогичное берлинскому Олимпийскому стадиону сооружение. В СССР важное значение придавалось спорту, но самый крупный на тот момент стадион «Динамо» мог вмещать лишь 30-40 тысяч человек и на роль международного стадиона не годился. Проектированием стадиона с 1933 года занималась целая бригада архитекторов - под руководством профессора Николая Колли работали сотрудники 6-й проектной мастерской Моссовета архитекторы С. Т. Андриевский, Н. Н. Селиванов, В. П. Сергеев, В. Б. Вольфензон, Т. М. Макарычев и В. Калинин. По замыслу проектировщиков, стадион должен был совмещать в себе функции как спортивного стадиона, так и площади для народных гуляний и военных парадов. Также внутреннее пространство стадиона планировалось окружить трибунами только с трёх сторон. Помимо главной спортивной арены планировали соорудить свыше 40 различных сооружений, включая спортивные площадки, велодром, водно-лыжную базу на берегу пруда и другие строения. Комплекс должен был занять территорию в 300 гектаров. Официальной целью строительства стадиона стала подготовка к Спартакиаде народов СССР. Рассчитывалось, что стадион сможет вместить 120 тысяч человек, а при необходимости и 200 тысяч. Вокруг стадиона предполагалось разместить здания тренировочных залов, общежития для спортсменов, многочисленные спортплощадки. Строительство начали в 1933 году с земляных работ, в результате которых территорию превратили в систему понижающихся к пруду террас. Работы по возведению трибун начали в 1936 году, но вынуждены были приостановить в 1939 году в связи с началом советско-финской войны. К этому времени успели построить одну трибуну на 10 тысяч зрителей и подземные сооружения, которые включали в себя бункер Сталина. К возобновлению строительства не вернулись и после окончания Великой Отечественной войны. В 1960-х годах сооружение достроили по значительно упрощенному проекту, выполненному архитектором Борисом Иофаном, использовав довоенные остовы трибун. Поле перед трибуной стали использовать для тренировок и учебных занятий построенного неподалёку Института физкультуры, а подземные сооружения - под склады.

Транспорт

Изначально станцией метро, которая должна была обслуживать стадион, планировалось сделать конечную станцию Покровского радиуса под проектным названием «Стадион имени Сталина» (ныне «Партизанская»). Для этого станция была сделана трёхпутной, чтобы разгружать по два состава перед спортивными мероприятиями и отпускать по два состава после них. Тематика станции должна была быть…

История же стадиона "Измайлово", между тем, прелюбопытнейшая. Когда-то он назывался "Сталинец": по приказу вождя его начали возводить для Олимпийских игр 1936 года. Строили по большей части заключенные. Но Гитлер и тут переиграл Иосифа Виссарионовича - Олимпийские игры состоялись тогда в Берлине. Автор проекта "Сталинца" (известный архитектор Колли) был расстрелян, вместе с ним - на всякий случай - расстреляли десяток инженеров, участвовавших в строительстве, а само строительство было законсервировано.
К московской Олимпиаде 1980 года стадион был все-таки частично завершен. После Игр его отдали Институту физкультуры - с тем, что бы там тренировались новые поколения спортсменов.












СТАДИОН им.СТАЛИНА
В трущобах Черкизовского рынка находится стадион «ФОП Измайлово». Сейчас там свои домашние матчи проводит команда Спортакадем клуб, выступающая в третьей лиге (или ЛФК – следующий после второй лиги турнир). Стадион располагается примерно посередине между метро Черкизовская и Партизанская и с одной стороны окружен среднеазиатскими отстойниками, а с другой – развалинами рынка. Ничто здесь даже не намекает на то, что 75 лет назад в этом месте задумывалась одна из самых масштабных московских строек советской эпохи.
В Измайлово и его окрестностях по генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года планировали перенести столичную активность, район назывался тогда Сталинским, а Центральный Стадион Советского Союза (ЦССС) или Стадион имени Сталина должен был стать его центром. Станция метро Семеновская также называлась тогда Сталинской, а не Партизанская, на схемах метро 40-х годов носит название Стадион имени Сталина. Судя по фотографиям того времени и макетам станции метро «Стадион имени Сталина», спортивный комплекс задумывался в стиле «модных» тогда фашистких архитектурных тенденций – в Берлине к олимпиаде 36-го года строился Олимпиаштадион, крупнейший на тот момент стадион в Европе. Естественно, в Советском Союзе должен быть построен стадион, превосходивший Гитлеровский. Самый большой московский стадион 30-х годов Динамо вмещал 30-40 тысяч зрителей, Москва развивалась в Измайловском направлении, там и было решено построить суперстадион, на котором помимо спортивных мероприятий можно было бы проводить еще и военные парады.

В журнале «Архитектура СССР» в 1935 году главный архитектор проекта говорит: «Нужно было создать такую демонстрационную площадку, которая давала бы возможность проведения больших спортивных праздников, больших фестивалей, давала бы возможность проезда конницы, артиллерии, танков и т.д. С другой стороны, зритель должен быть поставлен в совершенно иные условия, чем в западноевропейских стадионах и римских амфитеатрах. Зритель должен свободно ощущать естественное природное окружение стадиона. Вместе с тем должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой. Эти предпосылки и определили форму стадиона. Стадион должен быть построен так, чтобы зритель не был оторван от природы, чтобы внимание его не было приковано только к месту демонстрации, чтобы перед ним открывалась перспектива прекрасного пейзажа с видом на пруд и лесной массив Измайловского парка культуры и отдыха».
Планировалось построить стадион, рассчитанный на 120 тысяч «нумерованных» мест, который при желании мог бы вместить до 200 тысяч человек, что сделало бы его крупнейшим спортивным сооружением в мире.
Арена стадиона была огорожена трибунами только с трех сторон, а к востоку он открывался в окружающее парковое и городское пространство. Через него-то и могли въезжать на стадион танковые колонны. На трибунах, как в театре, предусматривалось три яруса зрительских мест: нижний партер на 36800 человек, верхний партер на 22000 человек и балконы на 70200 человек.
Строительство началось в 36-м году и приостановилось в 39-м в связи с Финской кампанией, потом началась Великая Отечественная Война, и стало не до стадиона. Успели построить только одну трибуну на 10 тысяч зрителей (сейчас это пластиковые сиденья на нижнем ярусе, верхний же, на который можно при желании загнать тысяч 30 болельщиков, без сидений, что гораздо удобнее) и кучу подземных сооружений, среди которых бункер Сталина, подземная стоянка для танкового полка и секретная ветка метро, засыпанная сейчас землей. Существует легенда даже о 17-километровом автомобильном тоннеле, соединяющем объект с Кремлем.
Станция Партизанская (бывшая Измайловская) проектировалась изначально с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. Загадочный дополнительный третий рельсовый путь на этой станции как раз и предназначался для тысяч посетителей огромного стадиона. На станции предполагалось два выхода, а не один, как сейчас. Вверх должны были идти 12 эскалаторов, по 6 в одну сторону, или по 3 с одной платформы на одну сторону. Вероятнее всего, стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. Метро строилось, а вот со стадионом не получилось, и что странно, после войны тоже. А станция так и осталась частью нереализованного спортивного комплекса. Оформление станции было изменено, по сравнению с первоначальным проектом, и посвящено партизанскому движению во время Великой Отечественной Войны.
В 1960-е к проекту измайловского стадиона хотели вернуться, но не нашли денежных средств, к тому же в Лужниках уже был «стотысячник». Поле перед одинокой трибуной отдали Институту Физкультуры, а подземные сооружения использовали под склады.
На месте стадиона «Измайлово» и Черкизовского рынка собираются построить легкоатлетический комплекс мирового класса что, конечно, не может не радовать.

Здесь все еще можно видеть, что главный архитектор проекта был чертовски прав в далеком 35-м году. Обстановка, способствующая единению зрителя с окружающей природой!

Станция "Измайловский парк" мелкого заложения и строилась открытым способом. Павильоны расположены на Измайловском шоссе, вблизи Народного проспекта и Измайловского парка. В облицовке стен использован белый мрамор, а в художественном оформлении станции присутствуют темы партизанского движения в Великую Отечественную войну.
На станции "Измайловский парк" построено 3 пути и 2 платформы. Ранее станция носила название "Стадион народов" (или "Стадион Сталина"). В 40-е годы прошлого века планировалось, что рядом со станцией будет построен грандиозный стадион им. Сталина. Поэтому станция проектировалась с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. На станции предполагались 2 выхода, вверх должны были вести 12 эскалаторов.
Стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. Строительство стадиона было заморожено и возобновлено лишь перед Олимпиадой-80 в очень скромных масштабах. А станция так и осталась частью нереализованного спортивного комплекса. Теперь это стадион "СКИФ", расположенный рядом с ГЦОЛИФКом (Государственным центральным ордена Ленина институтом физической культуры). Кстати, прилегающий парк с лодочной станцией, колесами обозрения, летними эстрадами, кафе, тоже носил имя Сталина.

Восточного административного округа .
«Измайлово»
Местоположение Москва , Советская улица , 80
Построен 1930-е гг.
Открыт 1989 год
Вместимость 10 000
Домашняя команда Спортакадемклуб

История

Внешние изображения

Официальной целью строительства стадиона стала подготовка к Спартакиаде народов СССР . Рассчитывалось, что стадион сможет вместить 120 тысяч человек, а при необходимости и 200 тысяч. Вокруг стадиона предполагалось разместить здания тренировочных залов, общежития для спортсменов, многочисленные спортплощадки.

Строительство начали в 1933 году с земляных работ, в результате которых территорию превратили в систему понижающихся к пруду террас. Работы по возведению трибун начали в 1936 году, но вынуждены были приостановить в 1939 году в связи с началом советско-финской войны . К этому времени успели построить одну трибуну на 10 тысяч зрителей и подземные сооружения, которые включали бункер Сталина. К возобновлению строительства не вернулись и после окончания Великой Отечественной войны .

В 1960-х годах сооружение достроили по значительно упрощённому проекту, выполненному архитектором Борисом Иофаном , использовав довоенные остовы трибун . Поле перед трибуной стали использовать для тренировок и учебных занятий построенного неподалёку , а подземные сооружения - под склады.



  • Разделы сайта