Пальчиковая гимнастика для детей. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Разминка для пальцев


"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье),
Здесь колода (локоть),
А здесь ключевая водица (подмышки).

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются» .

У печи, печи, печи
Испечем мы пироги.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

Ежедневно работая за клавиатурой компьютера, мы попадаем в зону риска возникновения синдрома запястного канала (или “тоннельного синдрома”, “синдрома машинистки”), который выражается длительной болью в запястье, онемением пальцев рук. Мы предлагаем вам очередной мини-комплекс упражнений, который разработан для снятия усталости и напряжения с кистей и пальцев наших рук. Комплекс можно делать прямо в офисе, сидя за рабочим столом.

Упражнение 1. “Шалтай-болтай”

Сидя в рабочем кресле, опустите руки вниз и потрясите расслабленными кистями примерно 5 секунд.

Упражнение 2. “Наши пальчики устали!”

Сожмите руки в кулак, подержите 1-2 секунды,

с усилием разожмите, пальцы напряжены вплоть до кончиков.

Повторите это упражнение 5-10 раз.

Упражнение 3. “Замок”

Соедините кисти рук в замок,

сделайте 10 вращательных движений.

Упражнение 4. “Толкаемся”

Оставляя пальцы рук в замке, с усилием вытяните руки вперед, полностью распрямив локти,

затем сделайте предплечьями круг в направлении вовнутрь и максимально наружу,

вернитесь в исходное положение. Плечи в этом упражнении держите осаженными вниз. Повторите 6-7 раз.

Упражнение 5. “Фламенко”

Соедините ладони вместе,

поочередно сгибайте пальцы, начиная с мизинцев и до больших пальцев,

после чего сделайте вращательное движение кистями рук в направлении вовнутрь и наружу.

Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-7 раз.

Важно!

Для того чтобы боли в кистях рук вас не беспокоили, соблюдайте простые правила положения рук при работе с клавиатурой:

1. Угол между плечом и предплечьем должен быть прямым (90 градусов).

2. Не допускайте изгибов в запястном суставе при работе с мышкой, положите правую кисть с мышкой подальше от края стола.

Бабушкин рецепт массажа рук

В детстве бабушка учила меня делать самомассаж для сохранения молодости кожи рук и снятия усталости с пальцев: нанесите на ладони крем и слегка разотрите его по всей поверхности кистей рук. Расслабьте ваши пальцы и поочередно разомните каждый пальчик с основания и до самого кончика. Сначала правой рукой - на левой, и наоборот. Затем активно разотрите кисти рук, втирая в них остатки крема. Массаж лучше делать на ночь.

Приятной и полезной вам разминки!

1. Мы читали и писали и немножечко устали,

(Шагаем на месте.)

Физкультминутку проведем и все вместе отдохнем.

Руки в стороны возьмите и на пояс опустите. (Руки в стороны.)

Шаг на месте - раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Проведем одну игру:

Все присядем, скажем: «У!». (Присели.)

Быстро встанем, скажем: «А!»

Нам пора уж за дела. (Встали.)

2. Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

(Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.)

3. Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали, Ножками потопали, ручками похлопали, Затем пальчики сожмем;. Сядем и писать начнем. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, А теперь мы отдохнем - И писать опять начнем. (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.)

Мы цветы в саду сажаем

Мы цветы в саду сажаем, Их из лейки поливаем. Астры, лилии, тюльпаны Пусть растут для нашей мамы! (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.)

(Учитель читает стихотворение, а дети показывают, что умеют делать их пальчики.)

Нитку вдеть - для пальца Непосильный труд, Но зато два пальца Платьице сошьют. Три в тетради нашей Пишут хоть куда. Десять поле пашут, Строят города. Где ладошки - тут? Тут. (Дети показывают открытые ладошки.)

На ладошках

На ладошках - пруд? Пруд. Хлопают в ладоши. (Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.)

Палец большой - гусь молодой. Указательный палец - поймал. Средний палец - пощипал. Этот пальчик - печь топил. Этот пальчик - суп варил. Полетел гусь прямо в рот. Вот.

Ну-ка, братцы, за работу

Ну-ка, братцы, за работу Покажи свою охоту: Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А малышке песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять. (Движения для пальцев рук по тексту.)

От сосулек - звон, звон!

От сосулек - звон, звон! (Хлопки на каждое слово.)

Просыпайся - клен, клен! (Кисти рук опускаются вверх-вниз.)

Растопился снег, снег. (Потираем одну ладошку о другую.)

160 Раздел 3. Оздоровительные упражнения и гимнастические комплексы

Ручейки - в бег, в бег.

(Волнообразные движения руками.) "

Гром шагает: топ, топ. (Топаем ногами.)

Почки слышно: хлоп, хлоп. (Хлопки на каждое слово.)

От топота копыт

От топота копыт Пыль по полю летит. (Ладони поочередно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной.)

Пара барабанов

Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била бурю. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била бой. (Ладони поочередно ударяют о край стола.)

Поднял гром тарарам

Поднял гром тарарам. (Сидя движения руками, сжатыми в кулак вверх-вниз.)

Прокатился по полям, (Руки опустить до предела вниз.)

По лесам, по холмам (Руки вытянуть вперед на уровне глаз.)

Да по синим облакам.

(Руки поднять вверх, потянуться.)

Теплым дождичком звеня,

Докатился до меня. (Постучать ладошками по парте.)

Дождь, дождь! Надо нам

Разбегаться по домам! (Приводим в порядок одежду и вещи на парте.)

Руки в стороны

Руки в стороны, в кулачок, (Руки в стороны, пальцы в кулак, спина прямая.)

Руки вверх, в кулачок, (Руки вверх, пальцы в кулак, спина прямая.)

Разожмем и на бочок. (Руки на пояс.)

На носочки поднимайся, (Встать на носки, спина прямая.)

Приседай и выпрямляйся. (Присесть и встать, спина прямая.)

Чтобы вырасти быстрей, (Руки вверх, потянуться.)

Потянулись посильней. (Руки расслабленно вниз.)

Руки в стороны, в кулачок

Руки в стороны, в кулачок, Разжимай и на бочок. Правой вверх, в стороны, накрест, В стороны, вниз. Тук, тук! Тук-тук-тук! Сделаем большущий круг! (Движения для пальцев рук по тексту.)

Руки подняли и покачали

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу. (Руки вверх, наклоны вправо-влево.)

Руки согнули, кистями встряхнули -

Это ветер сбивает росу. (Посегментное расслабление рук вниз и поднять вверх.)

В стороны руки,

Плавно помашем -

Это к нам птицы летят. (Повторить расслабление рук.)

Как они сядут, мы тоже покажем, (Руки в стороны, взмахи, волны с поворотами туловища налевона-право.)

Крылышки сложим назад.. (Расслабленно руки вниз и назад за спину, кисти в «замок», лопатки соединить, держать 3-4 с, сесть за парту.)

Руки требуют заботы

Руки требуют заботы,

Ведь у них полно работы:

Трудно целый день писать,

И лепить, и рисовать. (Рывки руками перед грудью.)

Встанем прямо и сейчас

Мы присядем восемь раз.

Пять раз медленно, а три

Быстро мы присесть должны. (Приседания.)

Потянулись вверх, потом

Руки шире разведём. (Потягивания -руки вверх и в стороны.)

Вот и всё. Конец зарядке.

Вновь за партами ребятки. (Дети садятся за парты.)

Руки тянем в потолок

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем, (Потягивания, руки в стороны.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре.

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам.

Мы писали мы писали наши рученьки устали

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать

Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье),
Здесь колода (локоть),
А здесь ключевая водица (подмышки).

Ивану Большаку - дрова рубить.
Ваське-Указке - воду носить.
Мишке Среднему - печку топить.
Гришке Сиротке - кашку варить.
Крошке Тимошке - песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

У печи, печи, печи
Испечем мы пироги.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

МЫ ПИСАЛИ
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. ритмично сжимать и разжимать кулаки.
Вы скачите, пальчики, пальчики " скачут" по столу
Как солнечные зайчики. указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.
Прыгскок, прыгскок, Прискакали на лужок. пальчики "скачут" по столу.
Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет. - легкие движения кистями рук вправо влево
Вы не бойтесь ветра, зайки, погрозить пальчиком.
Веселитесь на лужайке. На последнюю помахать пальцами обеих рук.

ЗАМОК
На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог? "замочком" впередназад
Мы замочком повертели, Повертеть "замочком"
Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Постучали, и открыли! Показать ладошки.

ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки
Ладушки-ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

  • ★ Пальчиковые игры для детей в стихах ★

    Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать,Все такие нужные,Крепкие и дружные.- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки. Мы сегодня рисовали,Наши пальчики устали.Наши пальчики встряхнем,Рисовать опять начнем.- Поднять руки перед собой, встряхнуть...

  • О наших любимых пальчиковых играх.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их...

  • Про мишку косолапого и др. стихи и пальчиковые игры

    Максимке 1 год и 10 месяцев. И есть у него любимый мишка, с которым он всегда ложится спать. А когда просыпается после дневного сна, вместе с мишкой идет ко мне, весь сонный, еще не проснувшийся....

  • Пальчиковые стихи и многое другое

    У девочек и мальчиковНа руке пять пальчиков:Палец большой - парень с душой,Палец указательный - господин влиятельный,Палец средний - тоже не последний.Палец безымянный - с колечком ходит чванный,Пятый - мизинец, принёс вам гостинец. Тесто pучками помнем (сжимаем-pазжимаем...

  • Пальчиковые игры

    Наткнулась на такие пальчиковые игры. Моему нравится про козленка. Может еще кому будет интересно... Рекомендации по проведению пальчиковых игр Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев,...

Государственное бюджетное дошкольное образовательное заведение комбинированного вида детский сад № 18 Пушкинского района г. Санкт Петербурга

Статья

Тема: «Наши пальчики писали, наши пальчики устали».

Статья разработана воспитателем

Марченко Ю.В.

Пушкин 2014

Наши пальчики писали, наши пальчики устали.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

1. Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.

Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст (до трех-четырех лет), рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, в среднем и старшем Часть упражнений дошкольном возрасте – 10-15 минут в день).,

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

3. Песочная терапия

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей

4. Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину.

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

6.Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

7.Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

8. Шнуровки.

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.

Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п.

Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая “картина”. Таков, например, “Теремок” – игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

9.Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобрази-тельную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т.д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.




  • Разделы сайта