«пахтакор», который мы потеряли: история крупнейшей авиакатастрофы ссср

БИШКЕК, 11 авг — Sputnik. В 1979 году 11 августа в небе над Днепродзержинском столкнулись два пассажирских самолета, в одном из которых летел полный состав ташкентского футбольного клуба "Пахтакор". Это был один из лучших составов за всю историю клуба, пишет Sputnik Узбекистан .

Тот день навечно останется в истории узбекистанского футбола. Семнадцать спортсменов были гордостью республики.

Два лайнера Ту-134 столкнулись на высоте 8 400 метров. Один летел из Воронежа в Кишинев, на его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй совершал рейс из Ташкента в Минск, на борту были 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Не выжил никто.

"Узбекистан лишился практически полного состава футбольного клуба "Пахтакор", который направлялся на очередной матч чемпионата СССР против минского "Динамо". Эта авиакатастрофа осталась самой крупной за почти вековую историю Советского Союза. Самолеты столкнулись "лоб в лоб". Как так получилось, до сих пор никто не знает… но все помнят", — рассказывает спортсмен и бывший игрок "Пахтакора" Алексей Корниченко.

Самым молодым игроком "Пахтакора" был защитник Равиль Агишев 1959 года рождения; 1979-й должен был стать для него определяющим. После трагедии у другого защитника, Олима Аширова, родился сын; мальчика назвали в честь отца.

Нападающий Владимир Федоров умел пробить по воротам без подготовки, именно это послужило ему пропуском в национальную сборную. Для полузащитника Константина Баканова футбол был главной страстью всей жизни. Защитнику Юрию Загуменных пришлось нелегко: в 1975 году он получил тяжелую травму позвоночника, однако смог вернуться в строй.

"Когда случилась эта катастрофа, мне было всего семь лет, но я помню абсолютно все. Советский Союз сплотился. Верно говорят, что трагедия объединяет. В те страшные дни спортсмены из всех республик приехали в Узбекистан, чтобы выразить свою поддержку. Конечно, новая команда не смогла заменить старую, но это было здорово", — продолжает Корниченко.

Полузащитник Александр Корченов всегда был неформальным лидером команды. Семья защитника Николая Куликова сейчас живет в Подмосковье, где ежегодно проводится футбольный турнир, посвященный его памяти. А полузащитник Владимир Макаров был самым опытным игроком "Пахтакора".

Вратарь Сергей Покатилов получал много травм, тем не менее всегда быстро восстанавливался. Нападающий Виктор Чуркин за три с половиной сезона в "Пахтакоре" успел забить 30 голов. Нападающий Сирожиддин Базаров мечтал получить высшее образование и успешно сдал экзамены в Ташкентский институт физической культуры.

Нападающий Шухрат Ишбутаев последний раз вышел на поле в игре против "Зари". А нападающего Владимира Сабирова заметили многие местные футбольные специалисты, когда он еще учился в республиканской школе-интернате.

Врач команды Владимир Чумаков был для футболистов самым лучшим другом. Он быстро ставил на ноги травмированных игроков. Тренеры часто советовались с ним перед матчами.

"Главный тренер команды Олег Базилевич чудом остался жив. В тот трагический день его не было на борту самолета", — рассказывает Алексей.

Базилевич, откомандированный в Ташкент из Москвы тремя месяцами ранее, привел дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьей, женой и 14-летним сыном. Он согласовал свою поездку в Сочи, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске. О трагедии тренер узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя "Динамо", московским и тбилисским.

"До сих пор все узбекистанцы вспоминают эту трагедию и задаются вопросом, как такое могло произойти. Два самолета "не поделили" небо… настоящая загадка. Версий много, но никто не знает, что случилось на самом деле. После катастрофы новая команда была сформирована из представителей многих клубов СССР: в Ташкент приехали игроки-добровольцы", — заключил Алексей Корниченко.

Большинство погибших членов "Пахтакора" похоронены на Боткинском кладбище в Ташкенте, где им установлен общий памятник. А в 2009 году к 30-летию трагедии на месте крушения самолетов установили монумент памяти "Пахтакора" и других жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.

ТАШКЕНТ, 11 авг — Sputnik, Анастасия Александрова. 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском столкнулись два пассажирских самолета, в одном из которых в полном составе летел ташкентский футбольный клуб "Пахтакор".

В тот год это был один из лучших составов за всю историю ташкентского клуба. Этот день в истории узбекистанского футбола останется навечно. Семнадцать спортсменов стали гордостью Узбекистана и навсегда остались в сердцах миллионов соотечественников — будь то в столице, городах или кишлаках.

Ровно 37 лет назад, в небе над Днепродзержинском на высоте 8 400 метров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134. Один из них направлялся по рейсу 7628 из Воронежа в Кишинев. На его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. Второй совершал рейс 7880 из Ташкента в Минск. На нем находились 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли.

"В той катастрофе наша страна лишилась практически в полном составе футбольного клуба "Пахтакор", который направлялся на очередной матч чемпионата СССР по футболу против минского "Динамо". Эта катастрофа так и осталась самой крупной за всю почти вековую историю Советского Союза. Два самолета столкнулись лоб в лоб. Как так получилось, до сих пор никто не знает. Но все помнят", — рассказывает спортсмен и бывший игрок "Пахтакора" Алексей Корниченко.

Самым молодым игроком "Пахтакора" был защитник Равиль Рустамович Агишев 1959 года рождения. 1979 год должен был стать для него определяющим. После трагедии у другого защитника Олима Масалиевича Аширова родился сын. Его назвали в честь отца — Олимом Ашировым. Нападающий Владимир Иванович Федоров умел пробить по воротам без подготовки. Именно это послужило ему пропуском в национальную сборную страны, за которую в свои 24 года он успел выступить 17 раз.

Для полузащитника Константина Александровича Баканова футбол — был главной страстью жизни. Защитнику Юрию Тимофеевичу Загуменных пришлось нелегко: незадолго до трагедии, в 1975 году, в самом расцвете футбольной карьеры, Юрия подстерегла тяжелая травма позвоночника. Тем не менее, мужчина справился с этим и вернулся в строй действующих игроков.

"Когда это случилось, мне было всего семь лет, но я помню абсолютно все. Когда люди узнали об этом страшной трагедии, весь Советский Союз сплотился. Это был настоящий ужас, ведь погибшие ребята были совсем молоды… Правильно же говорят, что "трагедия объединяет людей". В те страшные дни все спортсмены со всех республик приехали в Узбекистан, чтобы хоть как-то показать свою поддержку. Конечно же, новая команда не смогла заменить старую, но это было здорово", — продолжает Корниченко.

Полузащитник Александр Иванович Корченов всегда был для команды неформальным лидером. По словам знакомых, он был самым коммуникабельным в команде и несколько раз избирался капитаном команды "Пахтакор". Семья защитника Николая Борисовича Куликова сейчас живет в Подмосковье, где ежегодно проводится футбольный турнир памяти игрока "Пахтакора" Николая Куликова. Полузащитник Владимир Васильевич Макаров по своему стажу был самым опытным игроком.

Вратарь Сергей Константинович Покатилов также получал много травм и был вынужден какое-то время их лечить. Тем не менее, всегда быстро вставал на ноги. Нападающий Виктор Николаевич Чуркин за три с половиной сезона в "Пахтакоре" успел забить 30 голов. Нападающий Сирожиддин Ахмедович Базаров мечтал получить высшее образование. До трагической даты Сирожиддин успешно сдал экзамены в Ташкентский институт физической культуры.

Нападающий Шухрат Мусинович Ишбутаев последний раз он вышел на поле в игре против "Зари"… Нападающий Владимир Валиевич Сабиров еще когда учился в республиканской школе-интернате, об его увлечении футболом знали все, и тогда он уже был в поле зрения многих специалистов узбекского футбола.

Врач команды Владимир Васильевич Чумаков был самым лучшим другом всем футболистам. Всегда оказывал первую помощь и быстро ставил на ноги травмированных футболистов. Тренеры команды с ним советовались перед матчами. Все футболисты к нему обращались как к близкому другу, он был очень добрым, чутким и внимательным человеком и мастером своего дела, а также пользовался большим уважением. В настоящее время его семья проживает в Крыму.

"Главный тренер команды Олег Базилевич чудом остался жив. В этот день был не со своими подопечными", — рассказывает Алексей.

Базилевич, откомандированный в Ташкент из Москвы, к тому моменту привел дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьей, женой и 14-летним сыном. Он был вдалеке от семьи на протяжении трех месяцев. Тренер согласовал свою поездку в Сочи на несколько дней, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске в день игры молодежной команды. От трагедии он узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя "Динамо", из Москвы и Тбилиси. Он понимал, что изначально он тоже должен был находиться на этом рейсе.

"Что там случилось, я не знаю. До сих пор все узбекистанцы вспоминают эту трагедию и задаются вопросом: "Как такое могло произойти? Два самолета не поделили небо… Это настоящая загадка. Версий много, но никто не знает, что случилось на самом деле. После катастрофы новая команда была собрана буквально с мира по нитке — из многих клубов СССР в Ташкент приехали игроки-добровольцы, из которых сколотили новый коллектив", — заключил Алексей Корниченко.

Большинство погибших членов команды были похоронены на Боткинском кладбище Ташкента, где им установлен общий памятник. В 2009 году ко дню 30-летия трагедии на месте крушения самолетов был установлен монумент памяти "Пахтакора" и остальных жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.

Летят года, но боль не утихает.
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелёте птицы погибают.
Погиб и ты в полёте, «Пахтакор».

За горизонт ушли родные лица.
За горизонт земного бытия.
Но «Пахтакор» мне продолжает сниться.
Как будто в том полёте был и я.
Эдуард АВАНЕСОВ

Наверняка, при упоминании узбекского футбола у многих болельщиков возникают ассоциации с одним из самых известных клубов в стране - "Пахтакор". Его спортивная история насчитывает уже более 56 лет, и за это время команде удалось вырастить немало талантливых игроков, а также успешно продолжать свою спортивно-оздоровительную деятельность. Футбол, "Пахтакор" - наше вчера и сегодня - эти понятия уже неразделимы. А как же все начиналось?

История футбольного клуба "Пахтакор"

Футбольный клуб "Пахтакор" из города Ташкент - один из самых известных клубов Узбекистана, был основан 8 апреля 1956 года. Именно в этот день был проведен первый матч "Пахтакора" с командой города Молотова. В течение 36 сезонов (1956-1991) клуб выступал в различных лигах первенств СССР, а с 1992 года стал непременным участником высшей лиги чемпионата Узбекистана.

В 1959 году футбольный клуб "Пахтакор" был включен в Высшую лигу чемпионата СССР. В 1962 году команда заняла почётное 6-е место в чемпионате СССР, но в последующие годы дальнейшего успешного поднятия команды на пьедестале не произошло. Только в 1964 году ФК "Пахтакор" под руководством Александра Абрамова добился возвращения в Высшую лигу. Развитие команды пошло вверх: в 1971 году "Пахтакор" вновь вылетел в Первую лигу, а в следующем сезоне вернулся в Высшую лигу, выиграв турнир Первой лиги. Таким образом, к концу 1970-х годов подобрался очень сильный и перспективный состав, который знали во всем Союзе - футбольная команда "Пахтакор". Клуб старался не пропускать ни одной важной игры и достичь самого высокого спортивного уровня.

Трагедия фк Пахтакор в 1979

Пахтакор. Ташкент. 11 августа 1979 года - эту дату как одну из самых страшных запомнил весь мир. Тогда в небе над Днепродзержинском потерпели крушение сразу два самолета. Один из них выполнял рейс Ташкент-Минск - на его борту были 83 человека, в том числе и 17 футболистов знаменитой ташкентской команды "Пахтакор". Второй самолет следовал из Челябинска в Кишинев с 89 пассажирами и шестью членами экипажа на борту. В результате столкновения самолетов погибли 178 человек, среди которых была и команда "Пахтакор" - лучший состав за всю историю ташкентского клуба.

Гибель команды "Пахтакор" стала самой печальной новостью для всего узбекского футбола. 11 августа 1979 года стало черной датой не только для игроков и тренеров ташкентского клуба "Пахтакор". Авиакатастрофа знаменитых футболистов стала трагедией для всего мира.

Вследствие страшной трагедии клуб "Пахтакор" в этом году, а также в нескольких последующих чемпионатах был усилен добровольцами из других клубов. Также в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение 3 лет, независимо от результатов, "Пахтакор" сохранял место в высшей лиге советского футбола. Сильнейшие игроки стремились своей игрой помочь этой команде, а болельщики на стадионах все так же громко скандировали: "Пахтакор". Фото всей погибших участников команды бережно сохранилось в клубе, а также у многочисленных поклонников узбекского футбола.
О пахтакоровцах того состава написано много, обо всех вместе и о каждом из семнадцати. Их именами названы улицы, школы…

Вот тот состав "Пахтакора", который летел на роковом рейсе:
Идгай Борисович ТАЗЕТДИНОВ, тренер (13.01.1933)
Михаил Иванович АН, полузащитник (19.11.1952) Владимир Иванович ФЁДОРОВ, нападающий (05.01.1956)
Алым Масалиевич АШИРОВ, защитник (25.01.1955)
Равиль Рустамович АГИШЕВ, защитник (14.03.1959)
Константин Александрович БАКАНОВ, полузащитник (25.05.1954)
Юрий Тимофеевич ЗАГУМЕННЫХ, защитник (07.06.1947)
Александр Иванович КОРЧЁНОВ, полузащитник (04.05.1949)
Николай Борисович КУЛИКОВ, защитник (25.04.1953)
Владимир Васильевич МАКАРОВ, полузащитник (09.03.1947)
Сергей Константинович ПОКАТИЛОВ, вратарь (20.12.1950)
Виктор Николаевич ЧУРКИН, нападающий (25.01.1952)
Сирожиддин Ахмедович БАЗАРОВ, нападающий (10.08.1961)
Шухрат Мусинович ИШБУТАЕВ, нападающий (08.02.1959)
Владимир Валиевич САБИРОВ, нападающий (14.01.1958)
Владимир Васильевич ЧУМАКОВ, врач команды (08.12.1932)
Мансур Инамджанович ТАЛИБДЖАНОВ, администратор команды (04.04.1944)

Но гибель "Пахтакора" не прошла бесследно - каждый год, в тот самый день родные, друзья погибших футболистов, а также болельщики собираются на Боткинском кладбище Ташкента, чтобы почтить память талантливых игроков.

"Пахтакор" сегодня

Сегодня, когда футболу в нашей стране уделяется огромное внимание, для большинства молодых юношей этот вид спорта становится настоящей путевкой в жизнь. В целях упорядочения и совершенствования системы подготовки собственных ресурсов, во исполнение Постановления Президента Республики Узбекистан № 338 "О дополнительных мерах по развитию футбола в Узбекистане" от 01.05.2006 г., была создана Академия ФК "Пахтакор", которая каждый день пополняется новыми юными футболистами. Основные цели, которые преследует Академия - это воспитание здоровой молодежи, формирование здорового образа жизни, развитие научно- методической базы для подготовки высококвалифицированных спортсменов и качественной подготовки резерва для главной команды клуба, юношеской, молодежной и олимпийской сборных команд Республики Узбекистан. "Пахтакор" все так же следует своей главной цели - развивать бренд отечественного футбола во всем мире.

Стадион «Пахтакор»

Перед входом на этот стадион установлен памятник в память о погибших в авиакатастрофе футболистах фк «Пахтакора» в 1979 году. Стадион «Пахтакор» по праву считается одним из главных стадионов Узбекистана. Здесь начинали свои первые тренировки футболисты одноименного клуба, здесь они добивались своих первых спортивных успехов. Стадион, построенный в 1956 году, расположен в центре Ташкента. В 1958 году здесь были установлены осветительные мачты, в 1966 году - электронное табло. С 2007 по 2009 года он подвергся масштабной реконструкции, после которой вместимость была сокращена до 35000 зрителей за счёт установки индивидуальных пластиковых кресел, пришедших на смену старым реечным скамейкам.

Увидел сегодня в поисковиках и вспомнилось. В детстве, когда слова "гастарбайтер" ещё не было в нашем лексиконе, да и самих "гостей-рабочих" особо не наблюдалось, а были только добрые старые "лимитчики", эта трагедия очень обсуждалась и переживалась. Да, да, именно переживалась. Мы были тогда искренними интернационалистами, а среди погибших были, по крайней мере, два знаковых игрока: Михаил Ан и Сергей Покатилов.
Трагедия моментально обросла легендами и слухами. Самый устойчивый гласил, что летела какая-то циковская шишка и из-за этого самолёт с футболистами перенаправили в другой, занятый, воздушный эшелон. Это и явилось причиной катастрофы...
Под катом привожу официальную точку зрения, насколько я понимаю, по результатам официального же расследования.

1-й ряд (сидят): В.Фёдоров, М.Талибджанов (администратор), Г.Антонов, Т.Исаков, В.Амбарцумян (тренер), К.Баканов, Ш.Ишбутаев, Ю.Басов, К.Новиков;
2-й ряд: О.Буров, В.Чумаков (Доктор), И.Тазетдинов (Тренер), В.Макаров, А.Кочетков (старший тренер), А.Могильный, Н.Куликов, В.Сабиров, Р.Агишев, Д.Роман;
3-й ряд: А.Дворников (массажист), А.Мусаев, С.Покатилов, А.Корчёнов, О.Аширов, А.Яновский, А.Убайдуллаев, Г.Денисов, В.Чуркин.
Из погибших в авиакатастрофе 79-го года на этом фото нет - М.Ан, Ю.Загуменных, С.Базаров.



11 августа 1979 года в 13 часов 35 минут в небе над Днепродзержинском (Украина) столкнулись два самолета Ту-134. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 членов футбольной команды "Пахтакор" из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге.
Ту-134А Белорусского управления гражданской авиации с бортовым номером 65735 выполнял рейс 7880 по маршруту Ташкент - Гурьев - Донецк - Минск. В 13 часов 11 минут по московскому времени самолет с 77 пассажирами на борту вылетел из Донецка, где делал промежуточную посадку, и взял курс на Минск. Почти треть салона лайнера занимала футбольная команда "Пахтакор", летевшая в Минск на игру с местными динамовцами.

Немногим ранее, в 12 часов 53 минуты, из аэропорта города Воронежа взлетел другой Ту-134А № 65816 Молдавского управления гражданской авиации, выполнявший рейс Челябинск - Воронеж - Кишинев. Этот самолет был загружен более основательно - 88 кресел в пассажирском салоне были заняты, из них 16 - детьми в возрасте до 12 лет.
В тот день в Харьковском центре управления, осуществлявшего контроль полетов лайнеров над территорией Украины, дежурили семь диспетчеров. На сектор контроля неба над Днепродзержинском старший смены Сергеев направил молодого Николая Жуковского, недавно окончившего школу авиадиспетчеров. Контролировать его работу поручил Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь сам Сергеев.
Николай Жуковский произвел все необходимые вычисления. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты. Но истинный интервал составлял менее одной минуты.
В 13 часов 33 минуты Владимир Сумской проверил расчеты молодого коллеги. В это время в небе появился третий самолет - Ил-62, совершавший полет на высоте 9000 м.
Обнаружив ошибку молодого специалиста, Сумской взял управление движением самолетов на себя и приказал в срочном порядке Ил-62 освободить высоту 9000 метров, а белорусскому самолету ее занять. В эту же минуту диспетчер предупредил экипаж, что на пересекающихся курсах идет другой самолет.
Из-за внезапно возникших радиопомех борт Ту-134А команду диспетчера не принял. Вместо этого данный приказ услышал экипаж Ил-62, штурман которого с готовностью отрапортовал: "Понял, занять высоту".
Диспетчер, ожидавший ответа от ташкентского экипажа, не расслышал из-за помех позывные штурмана, посчитав, что принял ответ белорусского Ту-134, и выключил связь.
В 13 часов 35 минут и 38 секунд Ту-134А № 65816 врезался под углом 95 градусов в своего "близнеца" № 65735. Оба самолета шли в облаках, и их пилоты не имели возможности визуально обнаружить друг друга. Сила удара и высота полета лайнеров не оставили людям ни малейшего шанса на спасение.
Спустя еще минуту экипаж самолета Ан-2, выполнявшего регулярный рейс "Черкассы - Донецк", увидел страшную картину: немного правее его курса из облаков вывалились обломки самолета: искореженный хвост, кусок крыла, стойка шасси и люди.
В 14 часов 8 минут из аэропорта "Подгородное" (с. Подгородное, Севастопольская обл., Украина) уже взлетел Ан-2 поисково-спасательной службы. Вскоре его командир доложил, что в районе с. Куриловка (Днепропетровская обл., Украина) разбросаны металлические обломки, а на земле догорают два самолета.
Район катастрофы был немедленно оцеплен милицией и войсками, а через несколько дней государственная комиссия приступила к расследованию причин трагедии.
Через 9 месяцев состоялся суд над виновными. На скамье подсудимых оказались диспетчеры Жуковский и Сумской. Каждого приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Старшего смены Сергеева на суде не было даже в качестве свидетеля.
После этого все диспетчеры Советского Союза прошли инструктаж, а при подготовке новых специалистов до сих пор используется компьютерная программа, имитирующая ситуацию в небе над Днепродзержинском.
После этой авиакатастрофы в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение трех лет (включая чемпионат СССР 1979 года) независимо от результатов "Пахтакор" сохранял место в Высшей лиге советского футбола. Все члены футбольной команды "Пахтакор" были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник.
Чудом спасся главный тренер "Пахтакора" Олег Базилевич, который в последний момент не сел в самолет, а отправился в срочную командировку в Киев.
В честь футболистов, погибших 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском, были названы улицы и спортивные клубы Ташкента.

Согласно заявлению пресс-службы клуба "Пахтакор", в конце 2009 года в с. Куриловка, в небе над которым и произошла авиакатастрофа, будет установлен памятник команде "Пахтакор-79".
Материал подготовлен основе информации РИА Новости и открытых источников



  • Разделы сайта