П. Стариков - Важнейший ресурс в нужный момент. Как научиться входить в состояние вдохновения с помощью воображения. Как войти в альфа состояние — практика

Вступление

Вашему вниманию предлагается первая книга из серии «Ресурсы вдохновения и воображения». В этой книге отобраны наиболее важные практические знания и эффективные техники, шаг за шагом обучающие читателя настраивать себя на состояние вдохновения. Особое внимание уделяется тому, что именно состояние вдохновения – важнейший ресурс, универсальный ключ к развитию человека, раскрывает все другие его способности.

В современной культуре, и тем более в массовом сознании, этому ценному состоянию уделяется недостаточное внимание. Само представление о состоянии вдохновения достаточно искажено: у большинства людей нет понимания того, что даёт это состояние человеку, нет организованных знаний, как настраивать себя на вдохновение, управлять его ресурсами.

Чтение книги даст вам сведения о terra incognita ВДОХНОВЕНИЯ, которая стараниями современных учёных становится всё более понятной. Но не только это.

Цель этой книги не только познакомить читателя с современными исследованиями в области вдохновения, но и научить создавать для себя особую психологическую атмосферу, спонтанно пробуждающую это состояние.

Дело в том, что слова, образы, связанные с состояниями вдохновения, резонируют с вашим накопленным опытом, активизируют память успешных, ресурсных состояний. Этот жизненно необходимый опыт часто бывает где-то далеко от насущной жизни человека, «засыпан песками времени». И вот само чтение книги, участие в специально разработанных нами ключевых путешествиях в миры воображения, очищает и интегрирует опыт состояний вдохновения, позволяет ему проявить себя в вашей жизни, даря многие полезные и желаемые блага: успешность, уверенность, здоровье, удовольствие и так далее.

Сравнительно недавно были открыты так называемые зеркальные нейроны. Оказывается, что у человека в момент наблюдения за другими людьми становятся активны те же самые нервные клетки, те же самые области мозга, как если бы сам человек делал то, что он видит вовне, наблюдая. Поэтому важно наблюдать за тем, как действуют успешные люди, мастера своего дела, поскольку именно так можно и нужно учиться. Одним из первых учёных, кто экспериментально подтвердил эту возможность, был американский социальный психолог Альфред Бандура. Он показал, что демонстрируя детям варианты агрессивного поведения, их можно научить быть агрессивными, а демонстрируя варианты поведения, ведущие к успеху, соответственно, успешными. Например, дети-аутсайдеры после просмотра серии специально снятых видеороликов кардинально к лучшему меняли свое поведение. Им показывали как ведут себя дети, которые научились завладевать всеобщим вниманием, так называемых, звёзд маленьких детских сообществ.

Сегодня всё больше становятся известны и правила, так называемой, нейроречи, когда описание словами определённых действий человека активирует вполне определённые нервные клетки и области мозга, и посредством этого скрыто обучает, настраивает.

Не меньший интерес у современных исследователей вызывает передача опыта, настройка состояний через символы и образы коллективного бессознательного.

В тоже время, прежде чем настраивать человеческий мозг, подсознание на успешные, продуктивные состояния необходимо выявить и распознать структуру этих состояний. В представляемой вашему вниманию книге обучение успешным, продуктивным состояниям сознания выполняется на основе выделения структурных компонентов, присущих состоянию вдохновения.

Более точное понимание структуры состояния вдохновения стало возможным благодаря систематизации современных научных концепций и проведения специальных исследований с использованием методов многомерного статистического анализа. В течение более пятнадцати лет соответствующие инструменты, подходы отрабатывались автором при проведении и анализе результатов массовых опросов, чтении лекций, проведении семинаров и мастер-классов в одном из ведущих вузов Сибири.

Концепции, результаты исследований, положенные в основу этой книги, были представлены на международных первенствах по научной аналитике, где заняли первые и призовые места в областях философии, психологии, педагогики, социологии и культурологии, а её автор в числе первых в 2015 году получил звание академика Международной Академии Наук и Высшего Образования (Лондон, Великобритания).

Вышедшая в марте 2016 года книга автора «Как обрести вдохновение и использовать его ресурсы: на пути к образовательным, социальным, креативным технологиям будущего», уже снискала интерес у широкой публики, стихийно разошлась по сотням сайтов, с десятками тысяч скачиваний, получив оценку качества книги – отлично.

Но сейчас речь идёт не о первой книге, которая, несмотря на старания автора, вышла чересчур научной и местами рассчитана на подготовленного читателя. Мы будет говорить о новой книге, действительно адресованной широкой аудитории, направленной на решение практических задач: передать, пробудить и развить состояние вдохновения. Самое главное – создать такую атмосферу, в которую было бы приятно погружаться; настроиться на успешность, так, чтобы читатель, слушатель и дальше осваивал разные методы улучшения своей жизни и делал это легко.

К вдохновению можно идти разными путями. Чрезвычайно интересны исследования техник работы с психологической атмосферой, начатые режиссёром Михаилом Александровичем Чеховым, автором одной из наиболее эффективных систем обучения актёрскому мастерству. Михаил Чехов – самобытный режиссёр, блестящий преподаватель и актёр, яркий представитель русской культуры Серебряного века. Именно ему Голливуд обязан целой плеядой своих звёзд. Из 300 номинантов премии Американской киноакадемии «Оскар» 165 актеров были учениками Чехова и его школы. Часто в адрес Чехова звучали слова «непостижимо», «чудо». Сергей Эйзенштейн говорил, что отдал бы многое, лишь бы проникнуть в его тайну. Основой системы актёрского мастерства Чехова стало развитие таких способностей, когда простым усилием воли человек приводил себя в состояние творческого вдохновения.

Особое значение в системе Чехова придавалось умению чувствовать и создавать психологическую атмосферу, окружающую людей, сцену. Чувство атмосферы позволяет актёру слиться с её «полем»; можно сказать, раствориться или сонастроиться с ней, войти в состояние резонанса.

В предлагаемой вашему вниманию аудиокниге для создания атмосферы вдохновения синтезируются символические, смысловые, образные средства, звук, цвет, слово и воображение на основе современных знаний о структурных компонентах этого состояния.

В чём-то вдохновение подобно цветку, за которым нужно ухаживать. И ухаживать правильно, создавая необходимые условия. Эта древняя практика обучения – настройке через наставления, притчи, символы всегда использовалась в самых разных духовных традициях. Чем больше вы видите, слышите, думаете, знаете об этих состояниях, тем чаще они случаются в жизни. И тогда всё получается как бы само собой, легко, лучше, чем обычно. Это то, что называют состоянием вдохновения. Состоянием, когда всё идёт как бы само по себе. Каждый человек, если он хоть раз его испытал, будет вновь стремиться испытать его.

В то же время это состояние, будучи пробуждённым само становится учителем.

И здесь состояние вдохновения лучше сравнить с камертоном, по которому настраивается душа человека, весь его целостный организм.

Древнегреческий философ Эпикур как-то сказал: «Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала лёгким, а тяжёлое ненужным».

Почему же так мало вдохновения в нашей жизни, если оно само сродни лёгкости, гармонии, свободе? Прежде всего, причина скрывается в том, что значительная часть социального порядка, в котором мы вынуждены жить, построена на скрытом насилии, столь привычном для нас, что оно стало почти незаметным. Многие психологические техники совершенствования также содержат в себе элементы этого насилия, тяжести критики и жёсткого контроля. Отсюда их неэффективность, хотя вроде бы они и несут очевидную пользу.

Действительно в этом будничном порядке мало обращаются к человеческим эмоциям, самовыражению, творческому вдохновению, словно целостный организм человека пытаются превратить в послушного робота, который должен лишь точно исполнять команды. Соответственно и вдохновению в человеческой цивилизации не отведено почётное, царское место, забыто его ключевое значение.

Отвечая на этот вопрос, следует указать и на другие моменты: и на социальные законы развития общества, поскольку его устройство далеко от идеального, и на техногенную культуру, превращающую людей в вещи, в средства, в придатки машин; в том числе и машин власти. Но мы не будем пытаться распутывать по отдельным нитям завязавшийся тугой узел обстоятельств. Причём завязавшийся настолько, что естественная лёгкость вдохновения стала казаться тяжёлой, недостижимой и, в конечном итоге, вообще ненужной, бесполезной вещью.

Современные исследования, современный уровень развития гуманитарных технологий позволяют разрубить этот узел, сделав состояние вдохновения доступным для человека и общества.

В центре нашего подхода находится «настрой на вдохновение». Именно акцент на включение состояния вдохновения делает возможным создать условия, когда совершенствование человеческой психики становиться таким же приятным, как прослушивание любимой мелодии, в которую погружаешься без всякого усилия, и созерцание прекрасного пейзажа.

И вот мелодия вдохновения сама начинает настраивать наше восприятие, ритмы организма, психики. Здесь есть и точно выверенная гармония и волшебство искусства, и мастерство исполнения.

Можно сказать, что когда человек настраивается на состояние вдохновения, то его психика становится более гибкой, более пластичной, более совершенной. Это, в свою очередь, позволяет ему проще и легче искать и находить, а также настраивать себя на лучшие состояния, и входить в состояние вдохновения.

Одним из важных инструментов – нашим помощником на пути к вдохновению – станет развитие и использование воображения. В книге читатель будет учиться применять самые передовые и эффективные психологические, образовательные техники работы с воображением и вдохновением.

Как показали результаты проведенных нами исследований, вдохновение и воображение тесно связаны друг с другом. Вот, например, одно из лучших описаний состояния вдохновения, сделанное А.С. Пушкиным:


И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут…

В ходе чтения книги читателю книги будет предложено прослушать и совершить шесть ключевых путешествий в мир воображения с целью научиться настраивать себя на продуктивные, ресурсные состояния, состояния вдохновения.

Сценарий каждого путешествия выстроен так, чтобы у вас появилась возможность использовать его многократно. Постепенно накапливать опыт состояний вдохновения, экспериментировать со своими возможностями.

Каждое путешествие предваряется обоснованием предлагаемых методов, обсуждением результатов научных исследований и концепций, чтобы слушатель имел отчетливое понимание о возможностях и значении изучаемых техник.

Цель первого путешествия – подготовить читателя к использованию ресурсов воображения. Мы предложим новаторские способы, как сосредоточить своё внимание на возникающих образах легко и спонтанно.

Цель второго путешествия – научить тому, как исследовать мир воображения и использовать ресурсы универсальных символов, имеющих ключевое значение для благополучия, энергии, внутренней силы человека.

Цель третьего путешествия – помочь существенно улучшить работу памяти, научить вас вспоминать во всех подробностях опыт приятных состояний, состояний успеха, состояний вдохновения, когда всё получалось легко, как бы само собой. Совершение серии таких путешествий как бы потенцирует этот опыт, превращая его в доступный для вас собственный психологический капитал.

Цель четвертого путешествия – научить техникам включения состояний вдохновения через алгоритмы резкого переключения своей деятельности. Дополнительная задача – освоить метод репетиций будущей деятельности в воображении для того, чтобы внести ресурсы состояния вдохновения в какое-либо выбранное вами дело.

Целью пятого путешествия станет обучение малоизвестным техникам творчества. Первая техника – магическое «как если бы». Эта техника – одна из самых глубоких и эффективных в системе Станиславского, позволит вам войти в мир ваших скрытых ресурсов и возможностей. Вторая техника – новые технологии метафорического дизайна для экспериментов по созданию комфортных, желаемых вами психологических атмосфер, окружающих вас и вашу деятельность. Техника позволяет улучшать состояние дел практически во всех отраслях человеческой жизни.

Шестое путешествие – путешествие в своём воображении на берег моря. Я надеюсь, что подойдя к этому путешествию многие из вас уже достаточно разовьют силу своего воображения, чтобы увидеть, отчётливо почувствовать, как будто наяву, во всех деталях и подробностях, отдых на берегу моря, с шумом прибоя и запахом водорослей.

Само путешествие на берег моря на глубоком символическом уровне способно обновлять, восстанавливать уровень психической энергии, мотивации и уверенности.

Если вы не смогли в этом году выбраться в отпуск, то у вас появится прекрасная возможность получить удовольствие и множество других полезных даров от путешествий в воображении на берег моря. Путешествия по этому сценарию научат вас восстанавливать свою психическую энергию через контакт со многими местами природы (вершинами гор, водопадами, лугами, озерами, неизведанными островами). Надеюсь, вы оцените эти мгновения по достоинству.

Совершение путешествий в мире воображения даёт вам возможность возвращать целостность организма, увеличивать ресурсы здоровья (для людей постарше), запускать процессы обновления, омоложения организма, и в целом, подниматься все выше и выше на новые уровни раскрытия возможностей и творческого потенциала.

Путешествие в мир воображения по рекомендуемому сценарию совершаются в конце чтения каждой главы книги, начиная со второй. Вы можете просто прочитать их, давая волю своему воображению, представляя себе, что на самом деле совершаете такие путешествия.

Если вы хотите, войти в мир воображения глубже и получить удовольствие от более полного погружения в возникающие образы, то вы можете начитать эти тексты самостоятельно на диктофон. Затем прослушивать их в удобное время. Или вы можете прослушать специально подготовленные нами аудиофайлы (вы найдете их на странице ВКонтакте «Ресурсы вдохновения и воображения» https://vk.com/inspirationandimagination) со сценариями путешествий: «1 – Подготовка к путешествию», «2 – Путешествие к источнику», «3 – Путешествие по волнам приятных воспоминаний», «4 – Путешествие в мир новых состояний», «5 – Метафорический дизайн», «6 – Путешествие на берег моря»). Как вам будет удобнее.

Для совершения выбранного вами путешествия в мир воображения нужно найти пятнадцать минут времени, когда вас никто не будет тревожить, удобно расположиться и прослушать соответствующий аудиофайл. Постепенно, вы подберёте удобные и комфортные для вас позы тела, в которых:

С одной стороны, вы сможете хорошо расслабиться и отдохнуть, отстраниться, отрешиться от проблем и суеты повседневного мира,

С другой – погрузиться в своё воображение, сохраняя ясность сознания и контроль над своими действиями в мире образов.

Понравившиеся вам сценарии путешествий можно использовать многократно, развивая свою память, интуицию, постепенно накапливая опыт продуктивных состояний – психологический капитал современного человека.

Глава 1
Пиковые переживания и глубинные силы

Под вдохновением в современной культуре понимается особое состояние человека , которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой – огромным подъёмом и напряжением сил человека. Так отражается суть вдохновения в современных словарях и энциклопедиях. Верно ли это понимание? Да, отчасти верно. Однако при этом упущены из вида важные ключевые моменты, которые и позволяют «приручить» этот священный огонь.

Одним из самых серьезных препятствий освобождению скрытых сил вдохновения является техногенная культура – сложившаяся благодаря гению человеческого разума, но достаточно примитивная в понимании самого человека, формирующая неверные стереотипы и ассоциации. Если вы считаете, что их «эфемерное» влияние не имеет серьезной власти над человеком, то вы, скорее всего, заблуждаетесь. Всего полтора века прошло с тех пор как лучшие умы человечества приступили к научному исследованию этих невидимых факторов. Зигмунд Фрейд – первопроходец в изучении этого мира – до сих пор остаётся самым цитируемым в научных статьях автором. Карл Юнг, Джакобо Морено, Роберто Ассаджиоли, Эрих Фромм, Абрахам Маслоу, многие другие – все они начали «великий переворот» упрощённых представлений о правильном и разумном. И этот процесс только начинается.

Например, современный исследователь Рудигер Дальке предполагает, что традиционная установка «мы должны всего добиваться напряжёнными усилиями» является одним из самых распространённых предрассудков европейского человека. Дальке считает: «Пережить состояние, похожее на чувство единства, почувствовать не обремененную ничем легкость парения – вот что является главным в достижении цели» (Дальке, 2008, с. 37).

В последние десятилетия внимание учёных, практиков всё больше поворачивается в сторону понимания важности особых состояний, которые могут быть названы идеальными для человеческого существования. Исследования показали, что в подобных состояниях многократно усиливаются возможности управления памятью, информационными потоками, творческой интуицией. Не менее важно и то, что эти состояния соотносятся с тайной развития целостности всего нашего существа.

Следует отметить, что до сих пор не сложился общий подход к изучению таких продуктивных состояний. Каждый автор даёт, с нашей точки зрения, различные названия единому феномену: «пиковые переживания» (А. Маслоу), «потоковые состояния» (М. Чиксентмихайи), «состояния саморегуляции» (Х. Алиев), «сущностные состояния» (К. и Т. Андреас), «состояние Озарения» (У. Бенсон и Г. Проктор), «расширенные состояния» (В. Козлов), «генеративный транс» (С. Гиллиген) и так далее. В тексте мы будем использовать, в виду такой неопределённости, традиционное название для этого широкого круга феноменов – «вдохновение».

Начиная с конца XIX века, многочисленные исследователи делают попытки рационализировать процесс вдохновения, понять его природу. Это нашло своё отражение в системах обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского и М. А. Чехова, психодраме Я. Морено, аналитической психологии К. Г. Юнга, концепции священного М. Элиаде и других направлениях. Изначально опыт вдохновения соотносился с влиянием на творца духовных сил, неконтролируемым выражением «воли богов». В то же время, уже в системе Станиславского складывается представление о вдохновении как следствии соединения ресурсов, интеграции сознательных и подсознательных процессов, пробуждения «матушки-природы» в ходе творческой деятельности, обучения актерскому мастерству.

Серьёзный вклад в изучение вдохновения был сделан Абрахамом Маслоу, который назвал это состояние пиковым переживанием. По Маслоу, пиковое переживание – это эпизод, в котором «все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей» (Маслоу, 1997, с. 132).

Исследования Маслоу обнаружили особое значение пикового переживания во всех аспектах развития личности. Любой человек в момент пикового переживания становится наиболее полноценным. Как показал Маслоу, «во время пиковых переживаний люди наиболее тождественны самим себе, ближе к своему истинному "я" и наиболее неповторимы» (Маслоу, 1997, с. 139). Таким образом, пиковое переживание – это и образец более здорового и продуктивного состояния, и средство продвижения по пути к большей целостности и индивидуальности.

Как считал Маслоу, пиковые переживания открывают лучшие стороны индивида, являются как целью, так и средством самоактуализации, мгновениями, когда человек проявляет своё «я» . В жизни каждого человека бывают такие моменты. Задача терапии и обучения – помочь людям испытывать пиковые переживания как можно чаще. Пиковое переживание даёт максимум информации и о здоровье и отдельного индивида в его поиске себя, и об универсальных вершинах человеческой природы.

В своё время этот принцип, который с таким трудом находит своё место в современной педагогике, профессиональной деятельности, был сформулирован и К. С. Станиславским: «Пусть начинающие сразу познают, хотя бы в отдельные моменты, блаженное состояние артиста во время нормального творчества» (Станиславский, 2008, с. 454).

Важным вкладом А. Маслоу стало обнаруженное в ходе эмпирических исследований успешных личностей положение о существовании набора одновременно появляющихся характеристик пиковых переживаний (Маслоу, 1997, с. 138). Этот набор (здесь приводим его в сокращённом виде) включает в себя следующие характеристики:

– Во время пикового переживания человек чувствует себя более целостным, чем в любое другое время, более целенаправленным, более гармоничным и собранным, организовавшим более эффективное и слаженное функционирование всех своих частей, более «синергичным».

– По мере того, как человек становится более целостным и более «чистым», увеличивается его способность слиться с миром.

– Во время пиковых переживаний индивид, как правило, чувствует себя на вершине своих сил, максимально используя все свои способности.

– Непринуждённость, лёгкость, грациозность. То, на что в другое время тратится множество сил и стараний, в пиковом переживании выполняется без всякого усилия, как бы само по себе.

– В это время люди выглядят спокойными, уверенными в себе и своей правоте, словно они точно знают, что они делают, и делают это без оглядки, искренне, не сомневаясь, не колеблясь. В это время есть только выстрелы в «яблочко». Великие спортсмены, художники, творцы, лидеры и руководители ведут себя именно так, когда функционируют наилучшим образом.

– Во время пиковых переживаний, больше, чем в любое другое время, человек чувствует себя ответственным, активным; он становится творческим центром как своей деятельности, так и своего восприятия.

– В это время человек наиболее свободен от страхов, опасений, сомнений, самокритики, всевозможных оков и тормозов.

– В такие моменты человек становится в большей степени творческим. Пиковые переживания можно обозначить и по-другому – как высшую точку уникальности, индивидуальности или неповторимости.

– Во время пиковых переживаний человек зачастую склонен изъясняться поэтическим, мифологическим или возвышенным языком.

– Пиковым переживаниям свойственно своеобразное бытийное веселье. Его неотъемлемыми свойствами являются лёгкость, непринуждённость, изящество, меткость, освобождение от комплексов и сомнений, умение смеяться вместе с кем-то.

– Пиковое переживание само является «интегратором», таким же, как красота, любовь и творчество. Именно в этом смысле оно является разрешателем дихотомий и неразрешимых проблем и противоречий.

– Во время пиковых переживаний, и как последействие, у людей возникает характерное чувство счастья, успеха, избранности. Как правило, после пикового переживания следует чувство благодарности. Очень часто чувство благодарности ведёт к безграничной любви ко всему сущему, к восприятию мира как исполненного красоты и добра, и зачастую к желанию сделать для мира что-то хорошее.

В целом, Маслоу одним из первых предложил интегральную концепцию пиковых переживаний как ключевого момента развития целостности и индивидуальности человека, создав, таким образом, научную базу для изучения многообразия феноменов вдохновения.

Важно отметить, что положения Маслоу не умозрительны. Опираясь на интервью с успешными людьми, он на практике продемонстрировал ряд значимых закономерностей.

Во-первых, пиковые переживания тесно связаны с успешностью. То есть, если человек добился успеха в одной из сфер жизни, то он обязательно испытывал и испытывает такие вот необычные состояния внутри себя. И эти состояния не опасны для развития личности, как предполагали культурные стереотипы времени Маслоу. Напротив, они есть средство развития человеческого потенциала.

Во-вторых, Маслоу противопоставил одномерной рациональной модели продуктивного человека (модели такого послушного и хорошо вписывающегося в техногенную цивилизацию рационального робота, которого пытается сформировать современная система культуры и образования), нечто совершенно другое. Это нечто иное, можно сказать выходящее за пределы социального контроля и нормирования, есть особые возможности человека, проявляющиеся в момент пиковых переживаний . И эти возможности открываются в условиях эстетичности, удовольствия, лёгкости, комфорта, ощущениях близости с другими людьми, единства со всем миром. Это совершенно другая культурная установка, которая начала формироваться в 60-е годы двадцатого столетия, усилиями учёных-бунтарей, новаторов, таких как Э. Фромм, Г. Маркузе, Р. Акофф, П. Чекленд и многих других.

В тот период, с 60–70-х годов двадцатого столетия, начинаются поразительные трансформации человеческой культуры, связанные с развитием информационного (постиндустриального) общества, инновационной экономики. Всё больше возрастает значение творчества, самовыражения, коммуникаций, появляется практический интерес к изучению условий их эффективности.

Маслоу был первым из исследователей, кто доказательно продемонстрировал существование связи между мотивацией и пиковыми переживаниями. Пиковые переживания появляются у успешных людей на принципиально иной мотивации, не обусловленной страхом, виной, стыдом, болью – привычными инструментами социального управления, которые условно могут быть названы «внутренним адом». Наоборот, можно сказать, божественные возможности пиковых переживаний открываются в условиях внимания к организму как целостной системе, эстетическому удовольствию, спонтанности и самовыражению. По всей видимости, непонимание и неумение создать такие условия – главная причина неуспеха многих практикующихся, бившихся в бесплодных попытках (например через аутотрениг, самогипноз, аффирмации, визуализацию) овладеть технологиями влияния на свой организм. Сюда же относятся и неуклюжие попытки вызвать вдохновение манипулятивными и контролирующими сознание психотехниками. Путь в «благоухающие нежными ароматами» хранилища человеческих ресурсов и способностей не терпит никакого насилия и принуждения.

Необходимо отметить, что изучение структуры пиковых переживаний практически не получило дальнейшего развития в научных исследованиях и психотехнических разработках, хотя важность этого феномена несомненна. Далее мы намерены развить и углубить этот комплексный подход, начатый Маслоу. Мы постараемся сделать для читателя понятными и обоснованными современные технологии обучения вдохновению, научить читателя осознанно использовать соответствующие техники для увеличения эффективности своей деятельности, удовольствия, улучшения здоровья и омоложения организма.

Исходя из представлений о комплексности проявлений вдохновения, мы постараемся развернуть перед читателем спектр возможностей, различные направления развития его потенциала. И каждое направление приведет к универсальному и, одновременно, индивидуальному, состоянию единства и вдохновения. Они не помешают друг другу, а только усилят и дополнят.

Сам Маслоу соотносил перспективы развития личности человека со множеством факторов социальной, духовной, культурной природы.

Он писал, что социально одобренная приспособляемость среднего, здравомыслящего, «благоразумного» человека подразумевает постоянный и «успешный» отказ от многих глубин человеческой природы. Отгораживаясь стеной от своего «внутреннего ада», человек так же отгораживается и от своего «внутреннего рая». «Крайним проявлением этой позиции является маниакальная личность, холодная, непроницаемая, осторожная, закрепощенная, полностью себя контролирующая, не способная смеяться, играть, любить, доверять, совершать глупости или детские поступки. Ее воображение, ее интуиция, ее мягкость, ее эмоциональность по большей части подавлены или изуродованы (Маслоу, 1997, с. 180)».

Английский психолог Ричард Вайзман из Хартфордширского университета провёл любопытный сравнительный эксперимент с людьми, которые считают себя крайне удачливыми или, наоборот – страшно невезучими. Тем и другим было дано одно и то же задание: подсчитать количество фотографий в толстой газете. Оригинальность эксперимента заключалась в том, что среди множества других рекламных объявлений было размещено специально допечатанное объявление, набранное крупным шрифтом и занимавшее полстраницы, гласящее следующее: «Сообщите экспериментатору, что вы увидели это, и получите в награду 250 фунтов стерлингов». В результате те, кто заявил о своей неудачливости, объявления не заметили, точно выполняя поставленную скучную задачу подсчёта количества фотографий. Все счастливчики обратили внимание на объявление и получили обещанное вознаграждение.

Для современной культуры важно как умение контролировать своё внимание, двигаться к цели не отвлекаясь на посторонние сигналы, так и возможность прислушаться к голосу целостности. Существует возможность сочетать две эти важнейшие установки, и этим прекратить бушующую внутри большинства людей «гражданскую войну» между «глубинными силами» и «силами обороны и контроля». В результате у людей исчезает страх перед самими собой, своими импульсами, эмоциями, мыслями, происходит примирение со своей самостью, становятся доступными плодотворная деятельность, радость и творчество.

Для того, чтобы стать успешным дейтрейдером, нужно выбрать хорошую стратегию торговли. Но этого не всегда оказывается достаточно для того, чтобы дальнейшая работа шла гладко. Трейдеры могут испытывать трудности в торговле из-за того, что позволяют своим эмоциям удерживать себя от нажатия на кнопку торговой платформы. Это может стать причиной того, что вам не удастся стать таким трейдером, как вам хотелось бы.

Одна из эмоций, мешающая становлению успешного трейдера, - это страх. Если вы способны сохранять трезвость ума при совершении сделок, у вас есть шанс преуспеть. Чтобы преодолеть страх, нужно понять, что именно мешает вам нажать на кнопку. Осознав свои слабые места, вы сможете проявить свой талант, который превратит вас в прекрасного дейтрейдера.

Прежде чем совершить сделку, вы проводите обширное исследование. Вы знаете, где нужно входить и куда поставить стоп-лосс. Но даже при этом, когда придет время действовать, вы можете просто сидеть и смотреть в экран. Это - настоящая проблема, потому что некоторые стратегии дейтрейдинга не допускают подобного промедления. Те, кто делает паузу, могут потерять деньги; те же, кто действует без колебаний, имеют возможность заработать.

Такого рода страх можно побороть, просто исполняя сделки, как только цена достигает нужного ценового уровня, а на графике появляется четкий . Если вы не верите, что способны это сделать, то можно просто разместить лимитный ордер и отойти от компьютера.

Вы боитесь принять неправильное решение?

Боязнь, что принимаемое вами решение - неверное, может помешать вам совершить сделку, потому что вы постоянно думаете о прибыльных и убыточных сделках. Торговля требует, чтобы трейдер смирился с мыслью, что он участвует в игре вероятностей, где нужно иметь преимущество. Чрезмерный страх принять неверное решение может заставить вас отказаться от сделки.

Сдерживает ли вас неудачная сделка в прошлом?

Отрицательные сделки из прошлого могут порождать страх перед торговлей, потому что, потеряв деньги, вы запоминаете это навсегда. Такие потери могут напоминать о себе страхами перед торговлей в течение последующих нескольких дней, месяцев или даже лет.

Побороть негативные эмоции, вызванные неудачной торговлей, можно, смирившись со своими убытками. Затем нужно принять ответственность за эти неудачи на себя. Поймите, что каждая сделка отличается от других, двух одинаковых сделок у вас никогда не будет.

Вы не сможете измениться за один день. Если в каждый момент времени концентрироваться только на одной сделке, то неудачный опыт прошлого не будет иметь большого значения. Вы должны понять, что торговля - это игра вероятностей, и что одна неудача в прошлом не имеет значения. Эта реальность не может помешать вам зарабатывать в будущем.

Беспокоит ли вас то, что происходит на широком рынке?

Вы наблюдаете за конкретной акцией. Замечаете в ней великолепную формацию. Когда приходит время нажать кнопку, вы решаете этого не делать, потому что вам кажется, что на широком рынке должна произойти коррекция.

В такой ситуации нужно понимать, что широкий рынок может сделать коррекцию или даже пойти в обратном направлении. Такой сценарий вполне вероятен, но нельзя позволять, чтобы эти мысли удерживали вас от совершения сделок. Вы должны принять тот факт, что в дейтрейдинге присутствуют риски, но продолжать делать свое дело.


Это трудно признавать, но иногда вам кажется, что вы не способны торговать. Возможно, вы утратили уверенность в своей стратегии торговли. Возможно, вы даже начали думать, что ни на что не способны. С такими мыслями во время торговли, вас ждет неудача.

Главная мысль, которую вы должны вынести из данной статьи - нужно мыслить позитивно, если хотите стать успешным трейдером. Если вы не верите в успех, всегда будет находиться повод пропустить сделку.

Трейдер может оказаться в любой из описанных выше ситуаций. Для всех случаев, рецепт - один. Нужно свыкнуться с мыслью, что вы - дейтрейдер. Вы должны знать, что в ходе торговли имеете дело с вероятностями, поэтому вам требуется нечто, что сможет склонить шансы в вашу пользу. После того, как вы поверите, что шансы - на вашей стороне, вы сможете открывать сделки, не беспокоясь о том, будут ли они прибыльными или убыточными. Научиться искать хорошие точки входа и обрести веру в свои силы вам помогут . В долгосрочной перспективе вы заработаете больше, чем потеряете, и это сделает вас победителем.

После того, как вы начнете смотреть на рынок, как на игру вероятностей, описанные выше страхи останутся в прошлом. Вы поймете, что переменные постоянно меняются, и вы не можете знать, как каждая из них повлияет на вашу торговлю. А это означает, что страх и попытки предсказать каждое движение рынка - пустая трата времени.

Заключение

Не беспокойтесь. Торговля - трудное, но увлекательное занятие. В процессе торговли вы узнаете о себе важные вещи. Если вы не можете исполнять свою стратегию торговли из-за рассмотренных выше страхов, сделайте перерыв. Поторгуйте какое-то время на , чтобы получить возможность стать трейдером компании United Traders и не рисковать своими деньгами. Работа на конкурсном счете сохраняет все психологические аспекты реальной торговли, а это позволяет понять, что именно мешает вам торговать.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Как научиться входить в ритм движения лошади

Все трудности приходят только с переходом на рысь, когда лошадь начинает подбрасывать всадника. Одни лошади подбрасывают больше, другие меньше. Чем медленней движение, тем легче всадник справляется с этим подбрасыванием. Если же ему приходится ехать быстро, да еще на тряской лошади, то он, конечно, испытывает большие неудобства.

Начинающий всадник, пытаясь избежать подбрасывания, непроизвольно сжимает бока лошади шенкелями, но этим он не добивается желаемого. В результате у неопытного всадника возникают потертости, появляются скованность движений и чувство неуверенности.

Причина отставания всадника от ритма движения лошади затрагивалась в главе «Равновесие». Со всем этим можно справиться, научившись управлять мышцами пояснично-крестцового отдела. Конечно, человек обычно делает естественные движения, не задумываясь, но, поскольку в искусстве верховой езды отводится особая роль умению управлять пояснично-крестцовым отделом мышц, на этом вопросе следует остановиться особо с целью подчеркнуть его важность. Но даже если всадник научится правильно выполнять движения этими мышцами, то это еще не значит, что он сможет с первых же шагов умело воздействовать на лошадь.

Как качели можно раскачать, меняя напряжение пояснично-крестцового отдела, так и лошадь этим самым можно побудить к движению вперед. Если же она уже находится в движении, то можно попытаться к этому приспособиться, войти в ритм движения, сопровождать его своим корпусом. Если всадник уже умеет правильно трогать лошадь с места, то, значит, он умеет и сопровождать ее движения; если же одного из двух он не умеет, то ясно, что такой всадник не умеет ни того, ни другого.

Многие всадники, даже опытные, не понимают, что умение входить в ритм движения лошади - основа правильной посадки, без чего не может быть тонкого посыла. Не надо думать, что со временем это придет само собой, этому нужно учиться. И надо сказать, что хорошо выезженная лошадь - лучший учитель, потому что она сразу же реагирует на малейшее напряжение мышц пояснично-крестцового отдела всадника.

При движении лошади с места всадник, если он делает посыл не только шенкелями, а мышцами пояснично-крестцового отдела и шенкелями, чувствует, что он обходится минимальным давлением шенкелей. Чем лучше всадник умеет использовать напряжение этих мышц, тем меньшим давлением шенкелей он обходится.

Усилиями мышц пояснично-крестцового отдела всадник может и остановить лошадь, при этом он почувствует, что остановка происходит не так, как прежде. Без воздействия этой группы мышц лошадь удерживалась сильным давлением поводьев на рот. Теперь же всадник лишь едва натягивает поводья, чтобы лошадь остановилась. В момент остановки всадник чувствует, как лошадь подводит задние ноги (см. рис. 26).

Чтобы понять воздействие всадника на лошадь пояснично-крестцовым отделом, необходимо многократно повторять начало движения лошади и его остановку, переходить с шага на рысь и останавливаться; и так все время, меняя темп, переходить с шага на рысь и снова на шаг, останавливать лошадь, а затем вновь трогать ее с места. Если вы этого не поймете на своей лошади, то необходимо взять другую, хорошо выезженную учебную лошадь и ездить на ней до тех пор, пока это понимание не придет. Если же и в этом случае вы не сможете найти контакт с лошадью, то, скорее всего, научить вас верховой езде так и не удастся.

Соответственно сначала требуется понять, что начало движения с места и остановка усилиями пояснично-крестцового отдела и без них существенно различны. И только всадник, который научился уверенно воздействовать на лошадь мышцами пояснично-крестцового отдела, в состоянии препятствовать и сильному подбрасыванию лошади.

На медленной рыси тем же усилием пояснично-крестцового отдела, которое действует при начале движения и остановки, таз и центр тяжести всадника смещаются вперед. Всадник же с помощью шенкелей и мускулатуры пояснично-крестцового отдела как бы вжимается в седло. Так, без особых усилий устанавливается более тесный контакт всадника с лошадью. На хорошо выезженных и менее тряских лошадях контакт приходит значительно быстрее. Это приходит благодаря частой смене темпа, потому что правильное напряжение мышц пояснично-крестцового отдела в начале движения и при остановке переносят в движение на рыси. Чем выше подбрасывает лошадь и чем быстрее темп движения, тем больше следует напрягать мышцы пояснично-крестцового отдела. Если всадник полагает, что уже до некоторой степени проник в эту тайну, то его умение воздействовать пояснично-крестцовыми мышцами следует проверить на других лошадях.

Посадку всадника можно считать правильной, если на сокращенной рыси не только на одной, но и на многих лошадях всадник не болтается в седле и переносит движение, сидя так уверенно и спокойно, что листок бумаги, положенный под ним на седло, может удержаться.

Вхождение в ритм движения лошади - это всегда нечто гибкое, прочувствованное, что никогда не требует усилий и не связано с большими движениями. Поэтому внимательный наблюдатель может его обнаружить не по внешним признакам, а только как результат воздействий на лошадь. Всадник, обладающий этим умением, сидит на лошади удобно и подбрасывает его меньше, чем других. Резкие движения таза всадника, его неплотное прилегание к седлу или слишком прогнутая спина не имеют ничего общего с умением управлять мышцами пояснично-крестцового отдела. Всадник, напрягая эти мышцы, может отклониться немного назад, но это не поможет ему войти в ритм движения лошади.

Иногда от тренера можно слышать, что всадник должен колебать корпус в такт движениям лошади. Но этот совет не помог еще никому. Колебания в такт, то есть вхождение в ритм движения лошади, не появляются сами собой, а возникают только из активного движения мышц, сознательного желания продвинуться вперед, как на качелях; поступательное движение возникает благодаря напряжению пояснично-крестцовых мышц, а простое раскачивание ничего общего с воздействием на лошадь не имеет.

Из книги Думай! Бодибилдинг без стероидов! автора МакРоберт Стюарт

Как научиться приседать Очень немногие люди обладают конституцией, которая позволяет выдержать огромные нагрузки профессионального бодибилдинга. Вы не можете изменить длину своих рук, бедер, характеристики скелета, мышечный потенциал и точки прикрепления сухожилий.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Из книги Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро автора Бэйлз Донни

Из книги Вокруг света на «Полонезе» автора Барановский Кшиштоф

Глава 10. Волны Координация и ритм – вот ключи Волны – один из наиболее сложных элементов в мотокроссе, и именно в сложности заключен их смысл. Они создаются, чтобы испытать мастерство и выносливость гонщика, способность правильно выбирать траекторию движения и настройки

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 1. автора

Ритм Северного моря Наконец мы оторвались от суши, и жизнь на яхте пошла по распорядку, подчиненному переменам ветра и сменам вахт. Ночь… «Полонез», переваливаясь с борта на борт, идет под полными парусами. Мелькающие вокруг огни либо принадлежат судам, спешащим в порты

Из книги Один на один с врагом [Русская школа рукопашного боя] автора Кадочников Алексей Алексеевич

4.2.4. Ритм и деятельность человека Ритм является кардинальным свойством природы, формой движения материи. В нашей стране пионером хронобиологии был ленинградский физиолог К. Я. Пэрна. Он раскрыл ритмическую структуру психоэмоциональной жизни человека и показал значение

Из книги Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу автора Маслов Алексей Александрович

Ритм и деятельность человека Ритм является кардинальным свойством природы, формой движения материи. В нашей стране пионером хронобиологии был ленинградский физиолог Н. Я. Пэрна. Он раскрыл ритмическую структуру психоэмоциональной жизни человека и показал значение

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

Ритуал и ритм Построение тренировок в ушу направлено на введение человека в состояние высокого эмоционального и духовного напряжения, когда задействуются слои его сознания и психики. Хотя идеальной формой обучения ушу считалась «передача от сердца к сердцу»,

Как научиться управлять лошадью Всадник может воздействовать на лошадь шенкелями, поводьями, своим корпусом и пояснично-крестцовым отделом туловища. В первую очередь на лошадь воздействуют шенкелями, заставляя ее двигаться вперед, сдерживая поводьями. Действия

Из книги Равновесие в движении. Посадка всадника автора Дитце Сюзанна фон

Из книги Всё о лошадях [Полное руководство по правильному уходу, кормлению, содержанию, выездке] автора Скрипник Игорь

7.4. Всадник - инициатор движения лошади Сопровождать корпусом движение лошади необходимо для того, чтобы заставить ее двигаться.В совершенстве научиться моделировать движение на стоящей лошади смысла не имеет. Сначала надо научиться становиться частью движения,

Из книги автора

Движения лошади Движения лошади можно разделить на движения на месте и с преодолением пространства (вперед, назад, в сторону). Движения на месте в большинстве случаев характеризуются относительным удержанием центра тяжести в границах площади опоры тела лошади. К ним

Вашему вниманию предлагается первая книга из серии «Ресурсы вдохновения и воображения». В этой книге отобраны наиболее важные практические знания и эффективные техники, шаг за шагом обучающие читателя настраивать себя на состояние вдохновения. Особое внимание уделяется тому, что именно состояние вдохновения – важнейший ресурс, универсальный ключ к развитию человека, раскрывает все другие его способности.

В современной культуре, и тем более в массовом сознании, этому ценному состоянию уделяется недостаточное внимание. Само представление о состоянии вдохновения достаточно искажено: у большинства людей нет понимания того, что даёт это состояние человеку, нет организованных знаний, как настраивать себя на вдохновение, управлять его ресурсами.

Чтение книги даст вам сведения о terra incognita ВДОХНОВЕНИЯ, которая стараниями современных учёных становится всё более понятной. Но не только это.

Цель этой книги не только познакомить читателя с современными исследованиями в области вдохновения, но и научить создавать для себя особую психологическую атмосферу, спонтанно пробуждающую это состояние.

Дело в том, что слова, образы, связанные с состояниями вдохновения, резонируют с вашим накопленным опытом, активизируют память успешных, ресурсных состояний. Этот жизненно необходимый опыт часто бывает где-то далеко от насущной жизни человека, «засыпан песками времени». И вот само чтение книги, участие в специально разработанных нами ключевых путешествиях в миры воображения, очищает и интегрирует опыт состояний вдохновения, позволяет ему проявить себя в вашей жизни, даря многие полезные и желаемые блага: успешность, уверенность, здоровье, удовольствие и так далее.

Сравнительно недавно были открыты так называемые зеркальные нейроны. Оказывается, что у человека в момент наблюдения за другими людьми становятся активны те же самые нервные клетки, те же самые области мозга, как если бы сам человек делал то, что он видит вовне, наблюдая. Поэтому важно наблюдать за тем, как действуют успешные люди, мастера своего дела, поскольку именно так можно и нужно учиться. Одним из первых учёных, кто экспериментально подтвердил эту возможность, был американский социальный психолог Альфред Бандура. Он показал, что демонстрируя детям варианты агрессивного поведения, их можно научить быть агрессивными, а демонстрируя варианты поведения, ведущие к успеху, соответственно, успешными. Например, дети-аутсайдеры после просмотра серии специально снятых видеороликов кардинально к лучшему меняли свое поведение. Им показывали как ведут себя дети, которые научились завладевать всеобщим вниманием, так называемых, звёзд маленьких детских сообществ.

Сегодня всё больше становятся известны и правила, так называемой, нейроречи, когда описание словами определённых действий человека активирует вполне определённые нервные клетки и области мозга, и посредством этого скрыто обучает, настраивает.

Не меньший интерес у современных исследователей вызывает передача опыта, настройка состояний через символы и образы коллективного бессознательного.

В тоже время, прежде чем настраивать человеческий мозг, подсознание на успешные, продуктивные состояния необходимо выявить и распознать структуру этих состояний.

В представляемой вашему вниманию книге обучение успешным, продуктивным состояниям сознания выполняется на основе выделения структурных компонентов, присущих состоянию вдохновения.

Более точное понимание структуры состояния вдохновения стало возможным благодаря систематизации современных научных концепций и проведения специальных исследований с использованием методов многомерного статистического анализа. В течение более пятнадцати лет соответствующие инструменты, подходы отрабатывались автором при проведении и анализе результатов массовых опросов, чтении лекций, проведении семинаров и мастер-классов в одном из ведущих вузов Сибири.

Концепции, результаты исследований, положенные в основу этой книги, были представлены на международных первенствах по научной аналитике, где заняли первые и призовые места в областях философии, психологии, педагогики, социологии и культурологии, а её автор в числе первых в 2015 году получил звание академика Международной Академии Наук и Высшего Образования (Лондон, Великобритания).

Вышедшая в марте 2016 года книга автора «Как обрести вдохновение и использовать его ресурсы: на пути к образовательным, социальным, креативным технологиям будущего», уже снискала интерес у широкой публики, стихийно разошлась по сотням сайтов, с десятками тысяч скачиваний, получив оценку качества книги – отлично.

Но сейчас речь идёт не о первой книге, которая, несмотря на старания автора, вышла чересчур научной и местами рассчитана на подготовленного читателя. Мы будет говорить о новой книге, действительно адресованной широкой аудитории, направленной на решение практических задач: передать, пробудить и развить состояние вдохновения. Самое главное – создать такую атмосферу, в которую было бы приятно погружаться; настроиться на успешность, так, чтобы читатель, слушатель и дальше осваивал разные методы улучшения своей жизни и делал это легко.

К вдохновению можно идти разными путями. Чрезвычайно интересны исследования техник работы с психологической атмосферой, начатые режиссёром Михаилом Александровичем Чеховым, автором одной из наиболее эффективных систем обучения актёрскому мастерству. Михаил Чехов – самобытный режиссёр, блестящий преподаватель и актёр, яркий представитель русской культуры Серебряного века. Именно ему Голливуд обязан целой плеядой своих звёзд. Из 300 номинантов премии Американской киноакадемии «Оскар» 165 актеров были учениками Чехова и его школы. Часто в адрес Чехова звучали слова «непостижимо», «чудо». Сергей Эйзенштейн говорил, что отдал бы многое, лишь бы проникнуть в его тайну. Основой системы актёрского мастерства Чехова стало развитие таких способностей, когда простым усилием воли человек приводил себя в состояние творческого вдохновения.

Особое значение в системе Чехова придавалось умению чувствовать и создавать психологическую атмосферу, окружающую людей, сцену. Чувство атмосферы позволяет актёру слиться с её «полем»; можно сказать, раствориться или сонастроиться с ней, войти в состояние резонанса.

В предлагаемой вашему вниманию аудиокниге для создания атмосферы вдохновения синтезируются символические, смысловые, образные средства, звук, цвет, слово и воображение на основе современных знаний о структурных компонентах этого состояния.

В чём-то вдохновение подобно цветку, за которым нужно ухаживать. И ухаживать правильно, создавая необходимые условия. Эта древняя практика обучения – настройке через наставления, притчи, символы всегда использовалась в самых разных духовных традициях. Чем больше вы видите, слышите, думаете, знаете об этих состояниях, тем чаще они случаются в жизни. И тогда всё получается как бы само собой, легко, лучше, чем обычно. Это то, что называют состоянием вдохновения. Состоянием, когда всё идёт как бы само по себе. Каждый человек, если он хоть раз его испытал, будет вновь стремиться испытать его.

В то же время это состояние, будучи пробуждённым само становится учителем.

И здесь состояние вдохновения лучше сравнить с камертоном, по которому настраивается душа человека, весь его целостный организм.

Древнегреческий философ Эпикур как-то сказал: «Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала лёгким, а тяжёлое ненужным».

Почему же так мало вдохновения в нашей жизни, если оно само сродни лёгкости, гармонии, свободе? Прежде всего, причина скрывается в том, что значительная часть социального порядка, в котором мы вынуждены жить, построена на скрытом насилии, столь привычном для нас, что оно стало почти незаметным. Многие психологические техники совершенствования также содержат в себе элементы этого насилия, тяжести критики и жёсткого контроля. Отсюда их неэффективность, хотя вроде бы они и несут очевидную пользу.

Действительно в этом будничном порядке мало обращаются к человеческим эмоциям, самовыражению, творческому вдохновению, словно целостный организм человека пытаются превратить в послушного робота, который должен лишь точно исполнять команды. Соответственно и вдохновению в человеческой цивилизации не отведено почётное, царское место, забыто его ключевое значение.

Отвечая на этот вопрос, следует указать и на другие моменты: и на социальные законы развития общества, поскольку его устройство далеко от идеального, и на техногенную культуру, превращающую людей в вещи, в средства, в придатки машин; в том числе и машин власти. Но мы не будем пытаться распутывать по отдельным нитям завязавшийся тугой узел обстоятельств. Причём завязавшийся настолько, что естественная лёгкость вдохновения стала казаться тяжёлой, недостижимой и, в конечном итоге, вообще ненужной, бесполезной вещью.

Современные исследования, современный уровень развития гуманитарных технологий позволяют разрубить этот узел, сделав состояние вдохновения доступным для человека и общества.

В центре нашего подхода находится «настрой на вдохновение». Именно акцент на включение состояния вдохновения делает возможным создать условия, когда совершенствование человеческой психики становиться таким же приятным, как прослушивание любимой мелодии, в которую погружаешься без всякого усилия, и созерцание прекрасного пейзажа.

И вот мелодия вдохновения сама начинает настраивать наше восприятие, ритмы организма, психики. Здесь есть и точно выверенная гармония и волшебство искусства, и мастерство исполнения.

Можно сказать, что когда человек настраивается на состояние вдохновения, то его психика становится более гибкой, более пластичной, более совершенной. Это, в свою очередь, позволяет ему проще и легче искать и находить, а также настраивать себя на лучшие состояния, и входить в состояние вдохновения.

Одним из важных инструментов – нашим помощником на пути к вдохновению – станет развитие и использование воображения. В книге читатель будет учиться применять самые передовые и эффективные психологические, образовательные техники работы с воображением и вдохновением.

Как показали результаты проведенных нами исследований, вдохновение и воображение тесно связаны друг с другом. Вот, например, одно из лучших описаний состояния вдохновения, сделанное А.С. Пушкиным:


И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут…

В ходе чтения книги читателю книги будет предложено прослушать и совершить шесть ключевых путешествий в мир воображения с целью научиться настраивать себя на продуктивные, ресурсные состояния, состояния вдохновения.

Сценарий каждого путешествия выстроен так, чтобы у вас появилась возможность использовать его многократно. Постепенно накапливать опыт состояний вдохновения, экспериментировать со своими возможностями.

Каждое путешествие предваряется обоснованием предлагаемых методов, обсуждением результатов научных исследований и концепций, чтобы слушатель имел отчетливое понимание о возможностях и значении изучаемых техник.

Цель первого путешествия – подготовить читателя к использованию ресурсов воображения. Мы предложим новаторские способы, как сосредоточить своё внимание на возникающих образах легко и спонтанно.

Цель второго путешествия – научить тому, как исследовать мир воображения и использовать ресурсы универсальных символов, имеющих ключевое значение для благополучия, энергии, внутренней силы человека.

Цель третьего путешествия – помочь существенно улучшить работу памяти, научить вас вспоминать во всех подробностях опыт приятных состояний, состояний успеха, состояний вдохновения, когда всё получалось легко, как бы само собой. Совершение серии таких путешествий как бы потенцирует этот опыт, превращая его в доступный для вас собственный психологический капитал.

Цель четвертого путешествия – научить техникам включения состояний вдохновения через алгоритмы резкого переключения своей деятельности. Дополнительная задача – освоить метод репетиций будущей деятельности в воображении для того, чтобы внести ресурсы состояния вдохновения в какое-либо выбранное вами дело.

Целью пятого путешествия станет обучение малоизвестным техникам творчества. Первая техника – магическое «как если бы». Эта техника – одна из самых глубоких и эффективных в системе Станиславского, позволит вам войти в мир ваших скрытых ресурсов и возможностей. Вторая техника – новые технологии метафорического дизайна для экспериментов по созданию комфортных, желаемых вами психологических атмосфер, окружающих вас и вашу деятельность. Техника позволяет улучшать состояние дел практически во всех отраслях человеческой жизни.

Шестое путешествие – путешествие в своём воображении на берег моря. Я надеюсь, что подойдя к этому путешествию многие из вас уже достаточно разовьют силу своего воображения, чтобы увидеть, отчётливо почувствовать, как будто наяву, во всех деталях и подробностях, отдых на берегу моря, с шумом прибоя и запахом водорослей.

Само путешествие на берег моря на глубоком символическом уровне способно обновлять, восстанавливать уровень психической энергии, мотивации и уверенности.

Если вы не смогли в этом году выбраться в отпуск, то у вас появится прекрасная возможность получить удовольствие и множество других полезных даров от путешествий в воображении на берег моря. Путешествия по этому сценарию научат вас восстанавливать свою психическую энергию через контакт со многими местами природы (вершинами гор, водопадами, лугами, озерами, неизведанными островами). Надеюсь, вы оцените эти мгновения по достоинству.

Совершение путешествий в мире воображения даёт вам возможность возвращать целостность организма, увеличивать ресурсы здоровья (для людей постарше), запускать процессы обновления, омоложения организма, и в целом, подниматься все выше и выше на новые уровни раскрытия возможностей и творческого потенциала.

Путешествие в мир воображения по рекомендуемому сценарию совершаются в конце чтения каждой главы книги, начиная со второй. Вы можете просто прочитать их, давая волю своему воображению, представляя себе, что на самом деле совершаете такие путешествия.

Если вы хотите, войти в мир воображения глубже и получить удовольствие от более полного погружения в возникающие образы, то вы можете начитать эти тексты самостоятельно на диктофон. Затем прослушивать их в удобное время. Или вы можете прослушать специально подготовленные нами аудиофайлы (вы найдете их на странице ВКонтакте «Ресурсы вдохновения и воображения» https://vk.com/inspirationandimagination) со сценариями путешествий: «1 – Подготовка к путешествию», «2 – Путешествие к источнику», «3 – Путешествие по волнам приятных воспоминаний», «4 – Путешествие в мир новых состояний», «5 – Метафорический дизайн», «6 – Путешествие на берег моря»). Как вам будет удобнее.

Для совершения выбранного вами путешествия в мир воображения нужно найти пятнадцать минут времени, когда вас никто не будет тревожить, удобно расположиться и прослушать соответствующий аудиофайл. Постепенно, вы подберёте удобные и комфортные для вас позы тела, в которых:

С одной стороны, вы сможете хорошо расслабиться и отдохнуть, отстраниться, отрешиться от проблем и суеты повседневного мира,

С другой – погрузиться в своё воображение, сохраняя ясность сознания и контроль над своими действиями в мире образов.

Понравившиеся вам сценарии путешествий можно использовать многократно, развивая свою память, интуицию, постепенно накапливая опыт продуктивных состояний – психологический капитал современного человека.

Глава 1
Пиковые переживания и глубинные силы

Под вдохновением в современной культуре понимается особое состояние человека , которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой – огромным подъёмом и напряжением сил человека. Так отражается суть вдохновения в современных словарях и энциклопедиях. Верно ли это понимание? Да, отчасти верно. Однако при этом упущены из вида важные ключевые моменты, которые и позволяют «приручить» этот священный огонь.

Одним из самых серьезных препятствий освобождению скрытых сил вдохновения является техногенная культура – сложившаяся благодаря гению человеческого разума, но достаточно примитивная в понимании самого человека, формирующая неверные стереотипы и ассоциации. Если вы считаете, что их «эфемерное» влияние не имеет серьезной власти над человеком, то вы, скорее всего, заблуждаетесь. Всего полтора века прошло с тех пор как лучшие умы человечества приступили к научному исследованию этих невидимых факторов. Зигмунд Фрейд – первопроходец в изучении этого мира – до сих пор остаётся самым цитируемым в научных статьях автором. Карл Юнг, Джакобо Морено, Роберто Ассаджиоли, Эрих Фромм, Абрахам Маслоу, многие другие – все они начали «великий переворот» упрощённых представлений о правильном и разумном. И этот процесс только начинается.

Например, современный исследователь Рудигер Дальке предполагает, что традиционная установка «мы должны всего добиваться напряжёнными усилиями» является одним из самых распространённых предрассудков европейского человека. Дальке считает: «Пережить состояние, похожее на чувство единства, почувствовать не обремененную ничем легкость парения – вот что является главным в достижении цели» (Дальке, 2008, с. 37).

В последние десятилетия внимание учёных, практиков всё больше поворачивается в сторону понимания важности особых состояний, которые могут быть названы идеальными для человеческого существования. Исследования показали, что в подобных состояниях многократно усиливаются возможности управления памятью, информационными потоками, творческой интуицией. Не менее важно и то, что эти состояния соотносятся с тайной развития целостности всего нашего существа.

Следует отметить, что до сих пор не сложился общий подход к изучению таких продуктивных состояний. Каждый автор даёт, с нашей точки зрения, различные названия единому феномену: «пиковые переживания» (А. Маслоу), «потоковые состояния» (М. Чиксентмихайи), «состояния саморегуляции» (Х. Алиев), «сущностные состояния» (К. и Т. Андреас), «состояние Озарения» (У. Бенсон и Г. Проктор), «расширенные состояния» (В. Козлов), «генеративный транс» (С. Гиллиген) и так далее. В тексте мы будем использовать, в виду такой неопределённости, традиционное название для этого широкого круга феноменов – «вдохновение».

Начиная с конца XIX века, многочисленные исследователи делают попытки рационализировать процесс вдохновения, понять его природу. Это нашло своё отражение в системах обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского и М. А. Чехова, психодраме Я. Морено, аналитической психологии К. Г. Юнга, концепции священного М. Элиаде и других направлениях. Изначально опыт вдохновения соотносился с влиянием на творца духовных сил, неконтролируемым выражением «воли богов». В то же время, уже в системе Станиславского складывается представление о вдохновении как следствии соединения ресурсов, интеграции сознательных и подсознательных процессов, пробуждения «матушки-природы» в ходе творческой деятельности, обучения актерскому мастерству.

Серьёзный вклад в изучение вдохновения был сделан Абрахамом Маслоу, который назвал это состояние пиковым переживанием. По Маслоу, пиковое переживание – это эпизод, в котором «все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей» (Маслоу, 1997, с. 132).

Исследования Маслоу обнаружили особое значение пикового переживания во всех аспектах развития личности. Любой человек в момент пикового переживания становится наиболее полноценным. Как показал Маслоу, «во время пиковых переживаний люди наиболее тождественны самим себе, ближе к своему истинному "я" и наиболее неповторимы» (Маслоу, 1997, с. 139). Таким образом, пиковое переживание – это и образец более здорового и продуктивного состояния, и средство продвижения по пути к большей целостности и индивидуальности.

Как считал Маслоу, пиковые переживания открывают лучшие стороны индивида, являются как целью, так и средством самоактуализации, мгновениями, когда человек проявляет своё «я» . В жизни каждого человека бывают такие моменты. Задача терапии и обучения – помочь людям испытывать пиковые переживания как можно чаще. Пиковое переживание даёт максимум информации и о здоровье и отдельного индивида в его поиске себя, и об универсальных вершинах человеческой природы.

Вхождение в транс – опасное упражнение, которое рекомендуется выполнять только под руководством опытного инструктора. Для тех, кто по каким-либо причинам не может заниматься с учителем, разработана методика пошагового вхождения в транс. Выполнение каждого последующего шага невозможно без полного освоения предыдущего, зато полностью безопасно для занимающегося, поскольку он может держать свое состояние под контролем в течение всего упражнения.

Инструкция, как войти в транс

Шаг первый

Сядьте в удобное кресло или лягте на диван. Окружающая вас обстановка должна быть спокойной и тихой. Вам никто не должен мешать. Дышите спокойно, глубоко и размеренно. Во время вдоха думайте о слове «вдох», на выдохе думайте про слово «выдох». Старайтесь мысленно растягивать звук «в-в-в-д-д-д-о-о-о-х-х-х» и «в-в-в-ы-ы-ы-д-д-д-о-о-о-х-х-х». Не думайте о правильности выполнения упражнения. Думайте только о вдохе и выдохе. Если мысли непроизвольно уйдут в сторону, с новым вдохом верните их в нужное русло. Когда слова сами собой уйдут, цель упражнения будет достигнута. Но не ждите этого сознательно. Цель должна быть достигнута именно непроизвольно. Выполняйте это упражнение не менее 2 раз в день по 20 минут.

Шаг второй

Погрузитесь в состояние полного спокойствия, во время которого мысли о вдохе и выдохе уходят сами собой. После этого постарайтесь полностью расслабиться, добиваясь ощущения, сравнимого с «падением» тела в бесконечную пропасть. Затем начните направлять ваши мысли на отдельные группы мышц и части тела. При этом старайтесь, чтобы та часть тела, на которую обращено внимание, была полностью расслаблена, в ней ощущалась тяжесть и тепло. Начните с пальцев по отдельности, затем перейдите к ладоням, рукам, стопам, ногам, лицу, шее, затылку, груди, спине, животу и тазу. Перейдите к органам, мышцам, сухожилиям, внутренним органам по отдельности. Практикуйте такое расслабление дважды в день. Когда вы сможете добиться четкого ощущения тепла и тяжести в частях и органах тела, цель упражнения будет достигнута.Шаг третий

Находясь в состоянии полного расслабления, сконцентрируйтесь на какой-нибудь мантре или слове. Его можете выбрать самостоятельно. Важно, чтобы это слово или мантра звучало благозвучно, не несло в себе никакого эмоционального заряда, не ассоциировалось ни с чем возбуждающим и интенсивным и не было именем. В течение упражнения повторяйте выбранную мантру мысленно или тихим голосом, стараясь чтобы она звучала приятно и успокаивающе. Взгляд остановите на каком-нибудь приятном объекте. Повторяйте мантру ритмично и монотонно, экспериментируйте со звучанием, раскачивайтесь вперед и назад. Через некоторое время начните постепенно повторять ее все тише и тише до полного исчезновения голоса. Цель упражнения будет достигнута, если мантра будет продолжать звучать внутри вас, внутри вашего сознания. Некоторое время медитируйте на этом состоянии. Мантра должна сама звучать в вашем сознании, плавно меняясь, становясь громче или тише, растягиваясь или убыстряясь, исчезая и появляясь заново. По окончании упражнения посидите несколько минут без медитации. Практикуйте этот способ ежедневно по 20 минут.В состоянии транса возможности человека могут выйти за границы обычных. Любое самовнушение будет иметь усиленное воздействие на вас. Когда научитесь уверенно чувствовать себя в этом состоянии, начните осторожные эксперименты со своими сверхвозможностями. Они непременно проявятся и начнут развиваться в выбранном вами направлении.



  • Разделы сайта