Отчет кружка йога в детском саду. Краткая характеристика структуры программы. Детская Хатха-йога: упражнения

Комплекс упражнений Хатха – йоги

Составляющие:

    Самомассаж.

    Основные позы йоги (асаны).

    Дыхательные упражнения (пранаямы).

    Расслабление .

Комплекс «Здравствуй солнышко!»

До встречи с Солнышком мы с вами немножко разомнёмся.

    Разминка, суставная гимнастика.

Упражнение 1 .сидя на полу, ноги вытянуты перед собой, скрестить ноги и почувствовать себя удобно, как в кресле. Макушка тянется к потолку, спина прямая.

Упражнение 2 . Медленное вращение головой

Представь себе, что твоя голова – это яблоко, шея – хвостик, он очень сильный, крепкий, поэтому яблоко может повернуться к солнышку любой стороной и поспевает, медленно собирая солнечные лучики.

Упражнение 3. «Весёлые плечики»

И. п.: сидя, скрестив ноги. Руки на плечах, движения плечами вверх, вниз (наши плечики умеют смеяться хи-хи; ха – ха)

Упражнение 4 . «Моторчики»

И. п.: то же. Круговые движения рук, согнутых в локтях, перед собой (мы, весёлые моторчики, заведём их)

Упражнение 5. «Крылья самолёта»

И. п.: то же. Выпрямляем руки и делаем наклоны в одну и другую стороны (отправляемся в полёт)

Упражнение 6. «Бабочка»

Соединить стопы вместе и обхватить руками носки ног. Подтянуть пятки как можно ближе к телу. Раскачивать колени вверх, вниз. Это крылья бабочки. Давайте похлопаем крыльями. Бабочка летит на цветок. Вдохнём его аромат (вдох – выдох).

Упражнение 7 . «Цветок»

Мы с вами растём, словно цветы (медленно поднимаемся на ноги), выше и выше, тянемся к самому солнышку.

Упражнение 8. «Красивая чаша»

Поднимаем руки вверх, вы – красивая чаша, в которую льётся живительный дождик бодрости и здоровья. Он лёгкий и приятный. М наполним чашу до верха. Теперь потрём ладошки друг о друга. Чтобы они стали тёплыми. Приложите тёплые ладошки к глазкам. Поморгайте глазками в ладошки.

    Самомассаж.

Мы с вами и наши знакомые зверята очень рады встрече с Солнышком и весело разминаются на лесной полянке.

Упражнение 1 .Самомассаж ушных раковин

Лепим, лепим ушки детям и зверушкам,

1 минута

разминаются ушные раковины сверху вниз и снизу вверх

чуткому зайчонку,

потянуть за уши вверх

мудрому слонёнку,

потянуть за мочки ушей вниз

весёлой обезьянке,

потянуть уши в стороны

преданной Каштанке.

взять сверху за уши и опустить их вниз

И себе слепили,

крепко прилепили,

разминать уши движениями сверху вниз

прижать ладони к ушам

за ушками погладили,

ладошками пригладили

поглаживающим движением указательного пальца провести за ушными раковинами

поглаживающим круговым движением провести по ушам ладонями

Упражнение 2. Указательными пальцами, круговыми движениями массируем крылья носа.

Упражнение 3 . Сделать «клешню» из большого и указательного пальца и сжать ею перегородку носа.

Упражнение 4 . Провести поглаживающими движениями ладоней по лбу, щекам, шеи, животу.

Сегодня мы научимся приветствовать Солнышко, мы будем выполнять упражнения одно за другим. Выполняя упражнения мы как бы говорим, « Здравствуй Солнышко, мы рады приветствовать тебя! Я иду навстречу солнышку!» Солнышко светит всем одинаково, мы все для него равны. Люди договорились называть эти упражнения «приветствие Солнца!»

    Комплекс «Сурья Намаскар»

Сурья в переводе с санскрита означает «солнце, а намаскар – «приветствие». Итак, сурья намаскар – это Приветствие Солнца.

Начальная позиция. Поза «гора» (тадасана)

Описание. Станьте прямо и устойчиво, ноги вместе или слегка разведены, стопы параллельны, тело подтянуто. Дыхание глубокое. Сделайте вдох и на выдохе перейдите к следующему положению.

    Приветствие (намасте)

Описание. Сохраняйте основную стойку, руки согните в локтях на выдохе и соедините ладони на уровне грудной клетки пол углом примерно 30 градусов (немного вверх и вперёд).

    «Полумесяц» - прогиб назад

Описание . Из положения 1, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте лёгкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Приветствуем Солнце из этого положения.

    «Аист» - наклон вперёд к ногам

Описание. Из положения 2 плавно, на очередном выдохе, вытягивая вперёд руки, с прямым позвоночником опускайтесь вниз. Ноги стоят вместе, коленные чашечки приподняты и подтянуты, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Если с прямым позвоночником далее опускаться невозможно, расслабьтесь, опустите руки вниз, стараясь поставить ладони на пол по обе стороны от стоп. Шея расслаблена. Тянитесь животом к бёдрам, а макушкой к полу вдоль ног. При этом движении приветствуйте Землю.

4. «Всадник»

Описание. Из положения 3 плавно, на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой назад. При этом левая нога сгибается в колени. Голень перпендикулярно полу. Опустите колено правой ноги на пол. Ладони остаются на полу по обе стороны от левой стопы на одной линии с ней. Руки выпрямлены в локтях. Пальцы вместе и повёрнуты вперёд. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперёд. Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повёрнуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.

5.« Палка»

Описание. Из положения 4 сделайте большой шаг левой ногой назад на выдохе. Теперь обе ноги выпрямлены и стоят на месте. Упор на пальцах стоп. Руки остаются прямыми, ладони на полу, на уровне плеч. Пальцы рук вместе и смотрят вперёд. Выпрямляйте тело в одну линию. Смотрим при этом вниз, следите, чтобы таз не поднимался и не опускался, также не опускайте голову. Дыхание свободное.

Промежуточное положение для отдыха – поза «ребёнок»

Описание . Из положения 5 опустите колени на пол, ягодицы на пятки. Лоб на пол. Позвоночник расслаблен. Руки вытянуты вперёд. Дыхание произвольное. Находитесь в этом положении столько, сколько необходимо для отдыха.

6. «Гусеница» – восемь точек, частей тела

Описание. Из положения 5 или промежуточного положения скользите вперёд, стараясь коснуться грудной клеткой пола (как гусеница), при этом руки остаются на том же месте. В этом положении пола касаются 8 частей: лоб или подбородок, грудная клетка, колени, пальцы ног, ладони. Таз приподнят, носки тяните на себя. Ладони остаются на месте и должны остаться под плечами. Пальцы вместе и направлены вперёд, локти слегка прижаты к туловищу. Переход в позу «кобра».

7. «Кобра»

Описание. Из положения 6 продолжайте без задержки скользить грудной клеткой по полу и полностью выпрямитесь на нём. На вдохе. Приподнимите голову, затем грудную клетку. Подключая руки, приподнимайте с пола локти и верхнюю часть туловища. Прогнитесь так, чтобы нижняя часть живота оставалась на полу. Грудная клетка раскрыта, плечи отведены назад и вниз. Смотрите вперёд, толкая грудную клетку вперёд и вверх. Вытягивайтесь.

8. «Собака»

Описание. Из положения 7 плавно, на выдохе отталкиваясь руками от пола, подайтесь тазом назад и вверх, выпрямляя ноги в коленях. Руки полотно прижаты к полу и остаются на месте. Вытягивайте заднюю поверхность ног, приближая пятки к полу. Тянитесь грудной клеткой вниз. К ногам. Шея расслаблена, голова опущена макушкой к полу, а ладони плотно прижаты к нему. Старайтесь не переусердствовать, иначе можно потянуть спину в области лопаток.

9. «Всадник»

Описание. Из положения 8 плавно, на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой вперёд так, чтобы стопа оказалась на одной линии с кистями рук, голень перпендикулярно полу. Опустите колено левой ноги на пол. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперёд. Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повёрнуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.

10 «Аист»

Описание. Из положения 9 плавно, на очередном выдохе сделайте вперёд, приставляя её к правой. Выпрямите обе ноги, стараясь не отрывать руки от пола. При этом движении приветствуйте Землю.

11 « Полумесяц »

Описание. Из положения 10 приподнимите сначала голову, перенесите прямые руки перед собой вперёд. Максимально выпрямите спину и руки параллельно полу, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте лёгкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Приветствуем Солнце из этого положения.

12. «Гора»

Описание. Из положения 11 выпрямитесь вертикально и на выдохе плавно опустите руки через стороны вниз, возвращаясь в и. п.

    Дыхательные упражнения (пранаямы)

Это дыхание называется «солнечным», почувствуй, как солнечное дыхание придаёт тебе силы и делает тебя здоровым и счастливым!

Упражнение 1. Анулома вилома.

Приложите указательный палец павой руки к правой ноздре (зажмите клапан), сделайте вдох левой ноздрёй, затем зажмите оба клапана. Задержите дыхание. Откройте правый клапан, сделайте выдох. Повторите упражнение 5- 6 раз.

    Релаксация

«Ковёр – самолёт»

Ложимся на волшебный ковер – самолёт. Плавно и медленно ковёр поднимается и несёт тебя по небу, тихонечко покучивая и убаюкивая. Ласковый, тёплый ветерок нежно обдувает, ты отдыхаешь…

Слушаем релаксирующую музыкальную композицию в течение трёх минут.

Постепенно ковёр начинает спускаться и приземляться в нашей комнате.… Потянись, сделай глубокий вдох, выдох, открой глаза, аккуратно, правильно вставай. Чувствуй себя полностью отдохнувшим.

Домашнее задание: когда утром увидишь солнышко, скажи: «Доброе утро, солнышко!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Владимира «Детский сад 21 присмотра и оздоровления» Физкультурно–оздоровительные технологии гимнастики Хатха – йога для детей старшего дошкольного возраста Инструктора по физической культуре высшей квалификационной категории Потемкиной Ольги Владимировны




Задачи: 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. 2. Накопление и обогащение двигательного опыта. 3. Развитие физических качеств. 4. Формирование правильной осанки и укрепление мышечного корсета. 5. Профилактика нарушений осанки и простудных заболеваний.


Хатха – йога - это нетрадиционный метод оздоровления. Эта система стала одной из самых популярных и любимых оздоровительных систем во многих странах. Йога – древнее индийское учение. Ха – это солнце, символ жизненных сил, энергии, бодрости. Тха – луна, символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположностей, который создает равновесие, гармонию. Система Хатха – йога представляет собой не только набор поз (асан), но и сочетание правильного дыхания с приемами напряжения и расслабления организма, что благоприятно влияет на здоровье человека.


Правильное дыхание йогов – это полное дыхание. Выполняется следующим образом: 1. Принимаем удобную позу: сидя или лежа. 2. Втягиваем живот, вытесняя весь воздух из нижней части легких и расслабляемся. 3. Далее делаем глубокий вдох через нос, живот должен подняться. 4. Наполняем воздухом среднюю часть грудной клетки, и далее под ключицу. 5. Задерживаем дыхание. 6. Медленный выдох в обратном порядке (возможен выдох и в том же порядке, что и вдох). 7. Втягиваем живот.


В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике Хатха-йога основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность Хатха – йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой.


Кроме того, доступность системы в том, что выполнение гимнастики не требует никаких снарядов и специальных приспособлений. Гимнастика Хатха – йоги улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, является профилактикой нарушений опорно- двигательного аппарата и простудных заболеваний. Хатха – йога способствует не только физическому укреплению здоровья ребенка, но и оздоровлению его психики.




Структура занятия: I. Вводная часть (5-7 минут). 1. Встреча «Улыбнитесь!» «Настройтесь на занятие!» 2. Разминка (суставная гимнастика). II. Основная часть (15-20 минут). 1. Позы (асаны). 2. Силовой блок (укрепление мышц спины, ног, стоп, живота, равновесие). 3. Дыхательные упражнения. 4. Гимнастика для глаз. 5. Релаксация. III. Заключительная часть (игры на внимание, подведение итогов).


Этапы обучения: 1. Дети выполняют упражнения Хатха – йога только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания (старший дошкольный возраст, 1-е полугодие). 2. К освоению техники выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания (старший дошкольный возраст, 2-е полугодие). 3. К выполнению физических упражнений и правильному дыханию добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (подготовительная группа).


Особенности выполнения статических поз: спокойных вдоха и выдоха для снятия напряжения перед принятием позы. 2. Мысленная настройка на выполнение поз (прорисовать в уме). 3. Вхождение в позу плавно, спокойно. 4. Фиксация позы (удержание сначала 5 секунд, постепенно увеличивая на 1, 2 секунды. В среднем максимальное удержание позы – секунд). 5. Выход из позы плавный. 6. Отдых после выхода из позы, расслабление.

















Представленная система гимнастики Хатха – йога доступна и может быть освоена как инструкторами по физической культуре дошкольных учреждений, так и педагогами образовательных учреждений. С помощью гимнастики Хатха – йога открываются новые возможности для развития не только ребенка дошкольника, но и подростка и взрослого.


Литература: 1. Игнатьева Т.П. Практическая йога для детей. – Санкт-Петербург.-Издательский дом «Нева», Латохина А.А Детская оздоровительная йога для детей.-М.-Просвещение, Липень А.А. Детская оздоровительная йога.- Санкт-Петербург.-»Питер-Пресс», Орлова Л. Йога для всех.-Минск.-»Харвест», Правдина Н.Б. Йога для детей.-М.- Издательство Дом Н.Правдиной, 2009

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Сегодня детским садам предоставлена возможность оказывать дополнительные образовательные услуги, ориентируясь на потребности детей и запросы родителей. Наш детский сад предлагает поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание посредством занятий йогой с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.

Детская йога представляет собой комплекс игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Комплексы разрабатываю сама. Нельзя быть скучным - каждое движение нужно делать новым, незнакомым, интересным. Мы не занимаемся, мы играем в йогу - в йога-сказку: занятия строятся с опорой на какой-либо сказочный сюжет, асаны комбинируются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, но в действительности это дает комплексный положительный эффект. При этом дети не теряют интереса к йоге, не утомляются и дают выход энергии. Главное - задать им состояние удовольствия.

Для успешного проигрывания, а тем более создания йога-сказки у детей должен быть определённый багаж представлений о сюжетах, героях и особенностях построения сказки. Если дети маленькие (у меня это группа трёхлеток), то воспитатель практически полностью ведёт их за своей фантазией, если же постарше (в моей второй группе дети 4-5 лет), то тут нужно быть готовым к интерактивному сюжету: инициатива маленьких сказочников может потребовать перестроения сюжета, переименования асан. Конечно, можно увлечь детей своей задумкой, но мне нравится видеть результаты не только физического развития детей, но и ростки творческого мышления.

Такое занятие провести непросто: нужно держать в уме много доступных для выполнения детям асан, уметь сочинять (составлять) сказки (тут вспомним карты Проппа), обладать ассоциативным мышлением, продумать музыкальное сопровождение (это очень оживляет занятие, и не обязательно звучать только йога-музыке), но самое сложное в плане перестроения - это применение атрибутов. Имея дело с детьми, одними ковриками обойтись сложно. Кстати, о ковриках: по моему опыту, с малышами удобнее заниматься на одном большом паласе, так как можно задействовать всё пространство помещения в процессе разворачивания сюжета сказки.

Компоненты занятия

1. Йога (в том числе асинхронная гимнастика).
2. Танцы/ Ритмопластика (фитнес)/ Подвижные игры.
3. Представления об окружающем мире (о природе, анатомии человека)/ Сказкосложение/ Развитие речи (расширение словарного запаса, знакомство с литературой - стихи, сказки, притчи).
4. Релакс/Артикуляция (чистоговорки, дыхание)/ Зрительная гимнастика/Самомассаж.

В приложении - презентация отчётного перед родителями занятия после трёх месяцев посещения «Йога-сказки». Так как было важно показать, чему дети научились, то собственно йоги там больше, а сказка присутствует скорее формально, в качестве игровой мотивации.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЙОГА СКАЗКИ



  • Разделы сайта