Основы методики обучения фехтованию. Как обучиться этому необычному спорту, где брать уроки фехтования

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФЕХТОВАНИЮ


Обучение технике и тренировка - неразрывно связанные между собой процессы. Однако сложность техники фехтования (а, следова-тельно, и методики обучения) заставляет предварительно рассмотреть изолированно методику обучения фехтовальной технике.

Каждый фехтовальный прием, являясь физическим упражне-нием с присущими ему биомеханическими закономерностями, с одной стороны, соответствующим образом воздействует на организм и с дру-гой - представляет из себя элементы боевых действий, которые боец будет применять в практике спортивного вольного боя.

С самого начала обучения всякий прием должен преподноситься с освещением его тактического содержания и с образцовым показом для создания правильного представления о технике и назначении дви-жения. Однако в начале замятий главное внимание должно быть уделено технике движения приема. После овладения схемой приема необходимо дать занимающимся возможность самостоятельного ана-лиза деталей данного движения.

Закрепление усвоенного приема осуществляется повторением и соответствующей проверкой. Дальнейшее совершенствование осу-ществляется путем тренировки приема в сочетании с другими при-емами, практикой применения этого приема в бою с целью выработки необходимых бойцу качеств.

Следовательно, примерная схема обучения отдельному приему будет такой: 1) образцовый показ приема в целом, 2) тактическое обоснование приема, 3) краткое обоснование техники, 4) выполнение приема занимающимся под команду руководителя, 5) самостоятель-ная работа занимающихся и проверка руководителем правильности исполнения, 6) выполнение приема в сочетании с другими приемами, 7) применение сочетания приемов в процессе ведения боя. Схема эта, не являясь догмой при изучении всех приемов, может быть вы-держана либо полностью, либо частично.

В соответствии с этим и организация занятий должна предусма-тривать последовательное проведение обучения: а) без противника, б) с использованием подсобных снарядов, в) при непосредственном соприкосновении с противником (преподаватель, товарищ по трени-ровке).


I. ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ПРОТИВНИКА В ФЕХТОВАНИИ


Этот метод применяется главным образом при изучении основ-ных положений и движении н некоторых элементов боевых действий. Методические приемы следующие:


Групповое шереножное обучение

а) В 1, 2, 3 шеренгах в зависимости от количества занимающихся, б) самостоятельное выполнение занимающимися приемов по зада-нию (индивидуально или группой), в) «поточно» - один за другим (первый выполнит прием, за ним выполняет второй, третий и т. д.), г) группой или «поточно» - на внезапный сигнал руководителя (сиг-нал зрительного или слухового характера).


Индивидуальное обучение

а) Самостоятельное выполнение занимающимся приемов по за-данию (индивидуально или группой 3-5 чел.), б) то же, под кон-тролем и с помощью преподавателя.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая работа (один обучает нескольких).


Учебные соревнования

Совершенствование изучаемых приемов с внесением элементов соревнований на лучшее исполнение техники приема производится на быстроту и точность выполнения.


II. ОБУЧЕНИЕ НА ПОДСОБНЫХ СНАРЯДАХ В ФЕХТОВАНИИ


Обучение на подсобных снарядах предусматривает задачи: на-учить наносить правильные, меткие уколы и удары по конкретным целям, чучелам, мишеням, рассчитывать дистанцию и выполнять приемы в соответствующем самостоятельном или заданном ритме или темпе. Методические приемы таковы:


Групповое поражение цели

а) Под команду руководителя (выполняют все занимающиеся одновременно), б) «поточно» - один за другим, в) на внезапный сиг-нал руководителя, группой или «поточно».


Индивидуальное обучение

Самостоятельно по заданию и под контролем преподавателя.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один командует другому), б) групповая (один командует нескольким).


Учебные соревнования

Совершенствование изучаемых приемов с внесением соревнова-тельных моментов (соревнования внутри групп) производится: а) на меткость поражения цели, б) на меткость и быстроту поражения
цели.


III. ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ФЕХТОВАНИИ


Задача - научить нанесению боевых ударов противнику и за-щите от них, овладению приемами боевых действий: атаками, при-емами подготовки к атакам и защитам.

Методические приемы таковы:


Парное обучение боевым действиям

а) Под команду руководителя (партнер не обороняется), б) под команду руководителя (партнер обороняется), в) по заданию с парт-нером, который периодически то обороняется, то не обороняется.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая (один обучает несколько пар).


Индивидуальный урок с преподавателем

Урок проводится в форме: а) обучения приемам боевых действий, б) проверки правильности изучаемых приемов, в) тренировки прие-мов боевых действий, г) урока боя.


Учебные соревнования

Соревновательная работа проводится на уроке в форме боя: а) по заданию, б) с преподавателем, в) с товарищами по обучению.


IV. ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Методика обучения фехтованию должна начинаться с объясне-ния цели, задач и содержания того или иного вида фехтования и демонстрации его в виде боя.

Изучение техники производится в известной последовательности и состоит из пяти основных этапов : 1-й этап - изучение основ-ных положений и движений; 2-й этап - изучение основных элемен-тов боевых действий на чучелах, мишенях и т. п.; 3-й этап - обуче-ние основным простым действиям; 4-й этап - обучение сложным и усовершенствование простых действий и 5-й этап - обучение фех-товальному бою.

На первом этапе изучается техника основных положений и движе-ний с соответствующими тактическими указаниями. Задача - овладе-ние техникой основных приемов и усвоение основ специфической для фехтования координации. Далее необходимо создать предпо-сылки для дальнейшего овладения техникой путем: качественной проработки мускулатуры двигательного аппарата, по преимуществу ног и плечевого пояса, общефизиологической подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и мобилизации нужных психо-физических качеств - внимания, точности движений, быстроты реак-ции и т. д.

Приемы изучаются в такой последовательности: способ держания оружия, стойка «смирно» с оружием, фехтовальная стойка, стойка «вольнс», передвижение вперед, назад в сторону, сбор, приветствие, показ укола - как вытягивание руки или рук; выпад и воз-вращение назад, вперед, движение повторного выпада; основные позиции и переходы из одной позиции в другую.

Каждый из приемов изучается вначале по возможности самосто-ятельно. По мере усвоения материала обучение усложняется соче-танием нескольких приемов. Необходимо использовать тактически целесообразные сочетания приемов наступления и обороны.

Усвоение техники проверяется преподавателем.

В целях приучения к соревнованиям, наблюдения за ростом уча-щихся и повышения их интереса необходимо уже с первого этапа включать в обучение соревнования: на технику выполнения отдель-ных приемов, комбинацию их на балльную оценку и пр. и другие со-ревновательные элементы.


V. ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


На втором этапе основные положения и движения изучаются на подсобных снарядах.

В целях освоения основных элементов боевых действий уколы и удары с ближней, средней и дальней дистанции изучаются на чучелах и мишенях в такой последовательности:

    Уколы без выпада из различных позиций.

    Уколы с выпадом: а) с показом укола (в 2 темпа) и б) слитно (в 1 темп).

    Уколы с передвижением и выпадом: а) уколы без выпада с пере-движением (шагом вперед или назад), с показом укола и выпадом и б) передвижение - укол с выпадом.

    Укол с броском «стрелой».

    Удары без выпада из различных позиций.

    Удары с выпадом: а) удары с остановкой на выпаде и б) удары без остановки на выпаде (с уходом назад или вперед).

    Удары с передвижением и выпадом.

    Удары с броском «стрелой».

    Отбивы, уколы или удары из различных позиций.

Вначале обучение производится на чучелах. Задача: научить правильно колоть или наносить рубящие удары и сочетать их с раз-личными движениями тела. Усложнение производится путем сочета-ния последовательно выполняемых приемов.

Для овладения меткостью укола и умения выполнять его в раз-личных условиях (на внезапный сигнал, з различного цвета квадраты, круги, треугольники, номера и т. п.) - дальнейшее совершенство-вание проводится на мишенях.

В процессе обучения должно быть принято во внимание не только овладение техникой и совершенствование ее, ной выработка быстроты, точности, чувства времени.

В заключение изучаются движения броска с пробежкой, т. е. движение атаки «стрелой». Применение его возможно только после усвоения движения выпада, уколов и ударов на чучелах и мишенях. Движение атаки «стрелой» с пробежкой изучается на обычных чучелах, на выставленную преподавателем маску, на внезапно появляющуюся и удаляющуюся маску, на подвесных качающихся малых и боль-ших мешках и на подвижных чучелах.

При занятиях на подвижных мишенях, чучелах и снарядах прак-тикуются движения потоком. Бойцы двигаются в колонне по одному, и поочередно, пробегая мимо, выполняют тот или другой прием. Вслед за тем они становятся в затылок левофланговому для последующей очередной работы.

Соревнования на этом этапе производятся на меткость: укола, удара по соответствующим целям и на удар с различных дистанций с разной скоростью.

В методике обучения первые два этапа (несколько схематично подразделенные) в большинстве случаев тесно между собой связаны и могут рассматриваться как один раздел, имеющий общую задачу подготовки бойца к боевым действиям с активным противником.


VI . ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Изучаются приемы простых боевых действий - простые атаки, защиты и ответные атаки при наличии активного противника. На этом этапе изучаются:


Простые атаки

а) Прямой укол, удпр, б) перевод, в) перенос. Выполняются (стоя на месте с выпадом и движением атаки «стрелой» и с пробежкой): а) из различных позиций, б) из соединения и вне соединения, в) с ближней и средней дистанции.


Защиты

а) Прямые, б) круговые, в) уступающие, г) отклонением корпуса, уходом или бегом. Выполняются (отводом и отбивом): а) из одной защиты в другую, б) круговой защитой, в) из одной в другую, усту-пая нажиму оружия противника.


Ответные атаки

а) Ответ прямым уколом или ударом, б) ответ переводом, в) от-вет переносом выполняются: без выпада и с выпадом.

Широко используется групповое парное обучение с применением различных методических приемов. Вначале необходимо научить нанесению атак уколом, ударом и принимать их, не защищаясь. В по-следующем удары изучаются с расчетом дистанций, согласованием движений своего оружия с движением оружия бойца (работающего в паре). Надо выработать соответствующую быстроту и точность атаки. Параллельно изучаются противодействующие атаке приемы защит. Здесь особое внимание уделяется точности и тонкости движе-ний, очень быстро переходя к взаимной связи их с ответными атаками. Следует добиваться максимально быстрого ответа, доводя наиболее часто встречающиеся комбинации до автоматизма. Одновременно надо создавать достаточный запас разнообразия ответных действий.

Большое значение в обучении простым действиям имеют мето-дические приемы инструкторской практики, когда один боец по за-данию руководителя обучает (тренирует) другого.

При этом оба тщательно анализируют технику и тактическое обоснование приема, совершенствуют понимание взаимодействий (взаимосвязи) атаки, защит и действий атакующего и обороняю-щегося.

На третьем этапе элементы соревнований лучше всего исполь-зуются в следующей форме: один боец стремится нанести укол или удар, а второй - взять защиту оружием. Основным требованием при этом является точное соблюдение техники выполнения приема. Таким образом, учащиеся практически усваивают основные принципы фех-тования. Для успешности того или другого действия требуются бы-строта, точность, расчет расстояния и выбор момента. Поэтому надо давать занимающимся возможность практически убедиться, что при правильном учете и хорошей технике преимущество всегда будет на стороне атакующего.

Результаты проработки простых атак, защит и ответов в группо-вом обучении должды периодически проверяться. Надо совершен-ствовать технику (в деталях) в индивидуальном уроке. Особое вни-мание надо обратить на выработку тактически наиболее целесо-образных приемов, на точность и быстроту выполнения и сочетания их.

Изучение в простых действиях атак «стрелой» с пробежкой в один темп лучше всего проводить в форме «потока» на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или заменяющих его дру-гих бойцов.

Наилучшим следует считать способ чередования бойцов, при-нимающих на себя атаки: один боец принимает не более 8-10 бой-цов, затем его место занимает другой и т. д. Выполнение атак сопровождается техническими и тактическими указаниями препо-давателя. Изучение простых действий следует заканчивать боями на 3 удара. Вначале это делается по заданию: один боец атакует про-стыми атаками с элементарным приемом подготовки - шагом впе-ред; второй - обороняется у стенки (защищается оружием, без от-ступления назад и давая ответные атаки). Работают попеременно (выполнять атаки «стрелой» с пробежкой не разрешается).

В последующем это делается в форме свободного вольного боя на основные простые действия. Бойцы свободно могут избирать лю-бой план действия (нападения или защиты), причем защита может быть и уходом назад. Следует обратить внимание бойцов на ответ-ные атаки.


VII. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


На четвертом этапе продолжается совершенствование простых действий и изучаются сложные.

Обучение производится следующим образом:


Приемы подготовки атаки

а) Сближения: шаги, скачки, бег, б) действия на оружие: нажим, захват, завязывание, толчок, удар, перемена соединения, в) обманы: оружием, телом, г) вызовы: оружием, телом, ложной атакой. Выпол-няются: а) в форме простых действий в 1 прием, б) в форме сложного действия в 2 и несколько приемов.


Атака с подготовкой

а) Без действия на оружие противника, б) с действием на оружие противника, в) с комбинированным действием, т. е. со сближением, действием на оружие и с обманом. Выполняются: а) с ближней, средней, дальней дистанции, б) стоя на месте, с движением выпада и с движением атаки «стрелой» с пробежкой.


Атаки на подготовку (в темп)

а) На движение противника без действия на оружие, б) на действие противника оружием, в) на комбинированные действия противника. Выполняются: а) без выпада, б) с выпадом: вперед, назад, в сторону и с уклонением, в) с движением атаки «стрелой» и с пробежкой.


Повторные атаки

а) На уход противника, б) на отсутствие ответной атаки, в) на ответ противника с обманом. Выполняются: а) с ближней и средней дистанции, б) с выпадом, на выпаде, во время атаки «стрелой» с про-бежкой.


Атаки на атаку с одновременной защитой одним из бойцов

а) Укол на укол, б) укол на удар, в) удар на удар. Выполняются: в момент атаки противника, без выпада и с выпадом.


Сложные ответные атаки

а) Ответные с выдержкой, б) ответные с обманом. Выполняются: а) от-вет с выдержкой одного темпа, б) ответ с обманом.

Процесс изучения сложных действий аналогичен простым. Вна-чале при изучении приемов бойцы допускают нанесение ударов, не защищаясь. Затем они противодействуют наступлению и обороня-ются, работая по заданию преподавателя. На четвертом этапе, больше чем в других этапах, должны иметь место соревновательные элементы.

Прорабатывая атаки с подготовкой, следует вначале изучить (в основном) отдельные приемы подготовки (сближение, вызов, дей-ствие с обманом и т. д.). Затем надо перейти к тренировке в прове-дении после этих приемов подготовки атак с уколом и ударом. Особое внимание следует обратить на расчет дистанций, на сочетание своей скорости (быстроты) со скоростью (быстротой) обороняющегося бойца, на сочетание приемов сближения с действиями на оружие и обманами.

Основной формой работы является парная работа под команду и по заданию руководителя и инструкторские занятия, когда один боец обучает другого, способствуя выполнению движений обучае-мого бойца вначале и затрудняя их впоследствии разнообразными элементами внезапностей (т. е. сближением и уходом, захватами, обманами в различную сторону, переменами соединений и в случае несвоевременного и; медленного действия бойца - взятием защиты оружием с последующим ответом).

Прорабатывая атаки на подготовку в парном обучении, нужно требовать постепенного увеличения быстроты движений бойца, действующего с подготовкой, постепенно переходя, от обусловленных действий к внезапным, с самостоятельным выбором момента действий.

После отработки основ техники атак на подготовкувгрупповом обучении следует провести изучение в сочетании с противодействующими приемами: уодин боец, выполняя, атаку с подготовкой, вызывает другого бойца (ложной, атакой) на атаку в темп, стараясь не допустить его, взять защиту и дать ответную атаку; второй боец стремится поймать первого бойца, т. е. нанести атаку в темп или избежать ответа.

Попутно изучаются защиты и ответные атаки. По существу сложных защит существовать не должно, ибо защита должна следовать на последнее реальное, а не обманное, движение оружия атакующего.

Очень важное значение имеет точность движений при выполнении защит оружием, При ответных атаках следует учесть необходимость отработки техники выполнения ответа: а) без наклона; корпуса вперед б) с наклоном корпуса вперед и, в) с выпадом и с уходом назад. В дальнейшем; атаки с подготовкой, и на подготовку обязательно совершенствуются и закрепляются в индивидуальном обучений с преподавателем, так же как защиты и ответные атаки.

Более сложные сочетания действий в темп и оборона от них прорабатыватотся в индивидуальном обучении.

Проработка атак с, подготовкой и на подготовку заканчивается боями на заранее обусловленные атаки по выбору атакующего и защиты от них оружием (с исключением возможности отступления для обороняющегося). Изучение атак с подготовкой и на подготовку заканчивается атакой; «стрелой», выполняемой с подготовкой в виде обмана или действия на оружие. Характер проработки атакй «стрелой» с подготовкой аналогичен простой атаке «стрелой» и выполняется, потоком на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или очередирго бойца.

Одновременно изучается оборона - защита оружием и противодействующие уклонениями подставки.

Очень серьёзное значение имеет организация занятий. Надо организовать расстановку, бойцов так, чтобы они не мешали друг другу, учитывая необходимое расстояние для пробежки после выполнения атаки.

В дальнейшем изучаются атаки на атаку с одновременной защитой одного из бойцов, повторные атаки и сложные ответные атаки – с выдержкой, с обманом. Эти сложные действия прорабатывают в парном групповом обучении по типу атак с подготовкой. Для закрепле-ния их и высокой технической отработки, атаки этй должны прора-батываться в индивидуальном уроке. Вместе с этим они совершенствуются в парном обучении по заданию в спортивно-боевой форме.


VIII . ПЯТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Основная задача обучения на пятом этапе - обучение тактике фехтовального боя. Методика обучения должна обеспечить усвоение основных тактических принципов, разумного использования технических приемов наступления и обороны в зависимости от обстановки, момента боя и конкретного противника.

Подготовкой к фехтовальному бою являются лишь отдельные элементы учебных боев и простейшие виды соревнований. Для завершения обучения необходимо освоение боевых элементов прочных и сложных действий в синтезе боя. Результаты технической и тактической подготовки бойца в предшествующие этапы обучения

выявляются в свободном, индивидуальном проявлении каждого занимающегося. Сложность и ответственность задачи требуют, чтобы в самом начале основной формой обучения на пятом этапе являлся индивидуальный урок преподавателя с занимающимися. Урок бывает либо в форме боя по заданию, либо в форме свободного боя.


Урок боя по заданию


Урок проводится без команды. Преподаватель дает краткие ука-зания бойцу о вариантах возможных действий и вступает с ним в бой, способствуя проявлению инициативы бойца и выполнению задуман-ных им планов действий. В начале боя преподаватель дает бойцу возможность довести атаку до конца, постепенно усложняя действия и повышая требовательность.

Необходимо, чтобы преподаватель менял обстановку, вводя различные новые наступательные и оборонительные действия в соответ-ствии с технической и тактической подготовкой бойца. Эти действия должны постепенно ускоряться, темп и сложность увеличиваться, план действия бойца затрудняться. Допущенные ошибки, неточности несвоевременные действия бойца должны быть во-время замечены преподавателем и исправлены краткими указаниями и соответствующими действиями оружия, наглядно подтверждающими возможные результаты допускаемой ошибки.


Урок свободного вольного боя


Преподаватель выступает в роли равноправного бойца, с учетом и соблюдением правил, вольного боя. Преподаватель использует разнообразные наступательные и оборонительные действия, практически показывая превосходство одних над другими при правильном техническом и тактическом выполнении. Допущенные бойцом во время боя ошибки (неиспользованный или плохо выбранный момент) немедленно должны «наказываться» ударом. Бой по окончании детально обсуждается с преподавателем.

Для дальнейшего совершенствования такие же бои производятся между бойцами.

Вольный бой в методике обучения рассматривается как итог обучения т. е. насколько техническая и тактическая подготовка допускает ведение боя в отдельных соревнованиях.

«Фехтование — это искусство наносить удары, не получая их».
Мольер

Вы получаете вызов на дуэль! Да-да, именно так. Вам предстоит поединок с вашим ритмом жизни. Неважно, проводите ли вы большую ее часть на рабочем месте, превращаясь в трудоголика, или на диване у телевизора, потому что лень в вас живее всех живых. Теперь, чтобы избежать неминуемого позора, вам необходимо взять себя в руки… и поставить себя на ноги. Отныне вы должны заниматься своим здоровьем, как физическим, так и моральным. И поможет в этом фехтование! Ведь именно оно является уникальным сочетанием свойств спортивной борьбы, фитнеса, боулинга и даже игры в шахматы!

В компании приятного вам человека вы выбираете фитнес-клуб либо же школу при спортивной секции, где будете овладевать мушкетерским искусством, определяетесь с удобным вам временем и понравившимся инструктором. Потом в течение 3-4 месяцев вас будут обучать азам фехтования на шпаге, рапире либо сабле, после чего вы наконец примете участие в тренировочных боях и соревнованиях. И результат не заставит себя ждать! Во-первых, ваши мышцы рук и ног начнут тянуться, что должно обрадовать тех, кто хочет получить стройную и спортивную фигуру, а не рельефную мускулатуру «качка». Фехтование решает проблемы с позвоночником и, соответственно, осанкой (говорят, легко можно получить королевскую!).

Постоянная, но не чрезмерная физическая нагрузка избавляет от лишнего веса, но при этом подтягивает кожу, делая фигуру идеальной. Этот вид спорта и отдыха помогает личности гармонично развиваться, ведь для того, чтобы побеждать в соревнованиях, нужна не столько физическая сила и подготовка, сколько скорость реакции, хорошая интуиция и новый креативный подход к каждому поединку. Не удивляйтесь, если через некоторое время после начала занятий вы заметите, что у вас возникает гораздо меньше конфликтов с окружающими! Ведь фехтование так или иначе задает свои правила игры, в которых понимание противника и взаимоуважение обязательны. Импульсивные, эмоциональные и агрессивные люди учатся хладнокровию, спокойствию, умению ждать. Те, кто в реальной жизни скромны, зажаты, не уверены в себе, просто вынуждены делать решительные и смелые шаги в чужое личное пространство. Кроме того, пообщавшись с инструкторами, узнаешь, что для фехтования не существует барьеров и стереотипов: заниматься могут мужчины, женщины, дети, люди с ограниченными возможностями. Здесь можно найти выход в другую, параллельную собственной, реальность. Осталось лишь сделать шаг!


Вы можете выбирать между несколькими видами фехтования:

— историческое;

— артистическое;

— спортивное.

Главное в историческом фехтовании — полная реконструкция масштабных сражений прошлого. В таких поединках соперники сражаются копиями оружия определенной эпохи. Главное — не зрелищность, а достоверность!

Артистическое фехтование заинтересует не только любителей истории, но и людей творчества. Ведь поединки в этой категории рассчитаны на зрителя, смотрящего на театральный подмосток или киноэкран. Здесь необходимо обладать актерским мастерством и убедительностью для того, чтобы те, кто не знаком с «выпадами» и «дорожками», тебе поверили.
Спортивное фехтование не такое романтичное, но не менее интересное, захватывающее и азартное. Это бой между противниками на холодном оружии по определенному своду правил. Каждый засчитанный «укол» отмечается загоревшейся на электрическом аппарате лампочкой. Таким образом и определяется победитель.


Определились? Тогда вам осталось лишь выбрать амуницию! Для тренировок понадобится спортивный костюм, специальная обувь (кеды, легкие кроссовки, чешки), защитная маска, тренировочная перчатка, бандаж и набочник, которые защитят вашу грудную клетку и ту сторону, которой вы будете повернуты к противнику. Все это вам изначально предоставят в любом спортивном клубе абсолютно бесплатно. Вопреки стереотипам, фехтование — абсолютно безопасный вид спорта… и модный вид отдыха!

Теперь вызов на дуэль принят?

Фехтование — экзотичный, но распространённый вид спорта . Это настоящее боевое искусство с использованием специального оружия (шпага, рапира, сабля ), которое пришло к нам из глубины веков.

Соревнования по фехтованию входят в программу Олимпийских игр , а фехтовальные кружки и секции принимают на тренировки как детей, так и взрослых и мужского, и женского пола. Так как фехтование достаточно травматично, а также из-за того, что в этом виде спорта важна техника, то для обучения рекомендуется найти опытного инструктора и вступить в специальный клуб или секцию.

В каких секциях можно научиться фехтованию

Фехтовальные секции распространены по всей России. Например, в Москве организованы спортивные школы олимпийского резерва, где занятия проходят бесплатно. Принимают туда детей с 9—10 лет и старше . 10 лет , по мнению опытных инструкторов по фехтованию — это наиболее перспективный возраст для начала обучения.

Фото 1. Тренировка по фехтованию для начинающих. Сначала спортсмены учатся поражать цель, закрепленную на стене.

Если ребёнок увлечётся всерьёз, родителям придётся приобрести для тренировок специальную экипировку. Защитный костюм для занятий фехтованием состоит из специальной куртки, брюк длиной до колена, которые держатся на подтяжках, гетр, обуви на плоской подошве, маски с металлической сеткой и воротом, защищающей лицо и горло, перчаток, пластронов (защита под мышками). Экипировка может несколько отличаться в зависимости от того, каким оружием будет владеть спортсмен: сабля, рапира или шпага.

Профессиональная экипировка для занятий фехтованием довольно дорогая. Брюки обойдутся примерно в 4—8 тыс. р ., куртка — 3—7 тыс. р. , обувь — 3—4 тыс. р. , рапира — 6—8 тыс. р.

Внимание! Качественная экипировка важна для фехтовальщика, так как она защищает спортсмена от травм , которые может нанести партнёр по поединку.

Стоит ли брать несколько уроков для начинающих

Перед тем как вступать в секцию и начинать серьёзные тренировки, рекомендуется обдумать, с какой целью будут проходить занятия этим видом спорта.

Фехтование — древнее боевое искусство со своими традициями.

Удобный способ погрузиться в атмосферу этого вида спорта, познакомиться с его основами, и оценить для себя потребность в дальнейших тренировках — это взять несколько индивидуальных уроков.

На персональном занятии инструктор покажет как правильно держать оружие, продемонстрирует разные его виды, даст представление об основных стойках и, конечно же, обучит технике безопасности. Цена одного занятия с тренером — 1000—1500 р. и более.

Какие занятия бывают

Занятия по фехтованию подразделяются на групповые и индивидуальные.

Групповые

Групповые занятия — удобный и экономичный способ тренировок. Во-первых , такое обучение может быть либо полностью бесплатными, либо оплачиваться за низкую стоимость (намного дешевле индивидуального ). Во-вторых , это отличный способ найти друзей по интересам .

В-третьих , на групповых занятиях партнёры по спаррингу постоянно меняются, а, следовательно, каждый раз будут попадаться разные соперники как сильнее и профессиональнее, так и слабее. Это развивает боевой и соревновательный дух. В-четвёртых , в группах организуются турниры. Победы в турнирах стимулируют на дальнейшие свершения.

Фото 2. Групповое занятие по фехтованию. Несколько пар спортсменов отрабатывают приемы друг с другом.

Индивидуальные

Минус индивидуальных занятий заключается в том, что они почти всегда отличаются высокой стоимостью. Но огромный плюс этого — возможность заниматься с инструктором один на один. Все время занятий тренер посвящает одному ученику. Техника и мастерство у таких фехтовальщиков растёт намного быстрее , нежели у их собратьев, занимающихся в группах.

Техника в зависимости от выбранного оружия

Рапира, сабля и шпага отличаются друг от друга по длине и весу. Техника нанесения ударов (уколов) практически идентична, но предусматриваются некоторые расхождения. Например, рапира требует от спортсмена наибольшей аккуратности. В спарринге будут засчитаны только те удары, которые наносились в торс противника. Сабля менее травмоопасна. Этим оружием разрешается наносить удары в любую часть тела соперника.

Такие расхождения в технике нанесения ударов появились из-за особенностей создания .

Например, шпага по своему происхождению — дуэльное оружие.

Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела, а вот рапира изначально создавалась, как тренировочное оружие. Именно поэтому у рапиристов более щадящие методы борьбы.

Вам также будет интересно:

Как проходят тренировки

Тренировка проходит в экипировке на нетравмоопасных аналогах клинкового оружия . Для начала инструктор обучает технике безопасности, рассказывает и показывает, как правильно держать оружие, обучает правильной стойке, движениям. Следующий блок занятий состоит из обучения азам фехтования.

Это всевозможные выпады, удары, защита. Ученик начинает вступать в спарринги с партнёрами, нарабатывает опыт, улучшает координацию и оттачивает технику нанесения ударов. Конечный этап: изучение связок ударов и навыков построения специальной стратегии боя.

Общая физическая подготовка

Успехи в фехтовании зависят от физической подготовки спортсмена и появляются прямо пропорционально развитию фехтовальщика в физическом плане.

Занимаясь этим видом спорта, человек развивает быстроту, ловкость, выносливость, силу, умственные способности, умение принимать молниеносные решения и контролировать собственные эмоции.

Изучение основ

Основа фехтования — навык правильного владения оружием. Задача инструктора — объяснить, как держать спортивный инструмент, рассказать о том, что оружием нельзя размахивать перед лицом, не защищённым маской, направлять на человека без экипировки. Изучая основы фехтования, ученик узнаёт, что острый конец шпаги всегда накрывается защитой для предотвращения повреждений, и то, что во время сражения руки остаются расслабленными , а запястья — гибкими.

Изучение приёмов

Изучение приёмов фехтования — главный этап в овладении техникой боя. Во время поединка важна работа ног. Спортсмен должен отработать до автоматизма плавные и лёгкие движения, а также научиться быстро перемещаться, и совершать молниеносные удары.

Во многих ВУЗах студенты могут пойти на секцию фехтования, чтобы обучиться изящному мастерству владения рапирой и научиться отбивать удары противника. Этот вид спорта сегодня привлекает многих молодых людей, имеющих интерес к истории и желающих принимать участие в соревнованиях. Узнать больше о рапире и о другом холодном оружии можно на http://antichnost-i-srednevekove.ru/srednevekovoe-oruzhie/ , а ниже будет рассказано об особенностях обучения фехтованию.

Что надо учесть?

Фехтование — это вид спорта, который отличается сильными традициями. На данный момент существует несколько основных школ фехтования, отличающихся стилями и направлениями. Поэтому прежде чем записаться в эту спортивную школу, новичкам следует почитать «Трактат об оружии». Из этой книги можно больше узнать об истории фехтования и еще больше вдохновиться на то, чтобы овладеть безупречным владением рапирой.

Прежде чем вступить в клуб по фехтованию, следует сходить на пробное занятие. Это позволит составить мнение о клубе или о секции, а также понять, насколько реальные тренировки соответствуют нарисованной в голове картинке. Очень важно оценить то, насколько тренера следят за техникой безопасности на занятиях. Ни в коем случае не стоит посещать клуб, в котором разрешается фехтовать без маски или пренебрегают другими важными правилами.

Для того чтобы добиться первых успехов в фехтовании, нужно:

  • научиться правильно фехтовать шпагой;
  • выучить основные правила и термины;
  • освоить основные приемы и маневры;
  • правильно выбрать оружие и снаряжение.

Полная профессиональная экипировка фехтовальщика стоит достаточно дорого. Но некоторые спортивные клубы сдают снаряжение напрокат и начинающим спортсменам стоит обязательно воспользоваться этой услугой. А покупать свою собственную рапиру стоит только после того, как была изучена вся необходимая информация об оружии на

Вы когда-нибудь хотели научиться сражаться с мечом? Невероятно, но факт: фехтование как вид спорта до сих пор существует. Да еще как! Правила заметно усложнились; для фехтовального спорта было изобретено специальное электрическое вспомогательное оборудование, а школы фехтования открыты для учеников по всему миру.

Шаги

  1. 1 Определите, для чего именно вы хотите заняться фехтованием. Для того, что бы поддерживать фигуру в хорошей форме, соревноваться или, может быть, по каким-то историческим причинам? Причина может быть любая, но именно она определяет вид фехтования и способ тренировки.
  2. 2 Найдите клуб или школу фехтования. Далее представлены критерии, которые помогут вам выбрать подходящий клуб фехтовального спорта:
    • Соответствует ли данный фехтовальный клуб вашим целям? Если вы хотите участвовать в турнирах, или даже Олимпийский играх, вам необходима высококонкурентная среда. А если вы хотите просто развлечься и посмеяться над шутками «Монти Пайтон» в процессе, вы можете выбрать что-нибудь менее солидное.
    • Соблюдаются ли в клубе правила техники безопасности? Разрешено ли фехтовальщикам пользоваться мечом без защитных масок? Если да, то держитесь подальше от этого заведения.
    • Легко ли вам добираться до клуба? Хотя это и не имеет отношения к фехтованию как таковому, вам необходимо будет посещать клуб на регулярной основе.
    • У вас есть знакомые фехтовальщики? Узнайте, где они занимаются и что могут посоветовать.
    • Если в клубе спортсмены с разным уровнем подготовки: новички, с уровнем выше среднего и профессионалы? Ведь очень хорошо, когда в клубе есть люди с тем же уровнем, что и у вас. Если в клубе есть спортсмены с разным уровнем подготовки, то можно считать, что он стабильный и надежный.
    • Достаточно ли инструкторов в клубе, которые могут позаниматься с вами в индивидуальном порядке? Индивидуальные занятия с инструктором необходимы как новичку, так и продвинутому фехтовальщику.
    • Преподают ли в клубе фехтование с тем видом боевого средства, которое вам интересно? Множество фехтовальных школ и клубов преподают только один или два вида фехтования, поэтому прежде, чем туда вступить, убедитесь, что там преподается тот вид, которому вы хотите научиться.
    • Постарайтесь найти лучшего тренера фехтования в клубе. Обычно они работают всего пару часов в неделю, в которые они могут включить индивидуальные занятия с вами. Неудивительно, если вам придется посещать только групповые занятия у этого инструктора, если вы хотите посетить хоть какие-нибудь его занятия. Посещайте, если есть возможность, но другого индивидуального тренера все равно придется найти.
  3. 3 Оборудование: многие спортивные клубы предоставляют в пользование свое оборудование. Позаимствуйте его, но только на первое занятие, просто для того, чтобы убедиться, готовы ли вы браться за фехтование всерьез. Как только вы решите продолжать занятия, купите свой собственный инвентарь для фехтования. Клубный инвентарь всегда старый и заношенный, маски пропитаны потом фехтовальщиков, а боевые средства лишь отдаленно напоминают мечи для фехтования. С вашим инвентарем впоследствии произойдет то же самое, но прежде пройдет как минимум несколько лет активного использования. Фехтовальная экипировка может стоить очень дорого. Несколько сотен долларов или евро, так что прежде чем приобрести его, стоит позаниматься фехтованием в течение некоторого времени. Ассоциация фехтовального спорта США оказывает поддержку поставщикам, представленным на сайте http://www.usfencing.org/do/vendors.
  4. 4 Ваш инструктор, скорее всего, предоставит вам право выбора оружия для фехтования (рапиру, шпагу или саблю), или не предоставит выбора и даст вам рапиру. Большинство фехтовальщиков-профессионалов и инструкторов считают, что правильный порядок, в котором человек должен осваивать оружие, следующий: сначала рапира, затем шпага и только потом сабля. Но вы можете столкнуться с такими инструкторами, которые сразу начнут обучать вас обращаться со шпагой и саблей (такое может встретиться в профессиональных школах с высоким уровнем, потому что там готовят фехтовальщиков по ускоренной программе). Некоторые инструкторы убеждены, что лучше всего начинать с рапиры, так как, по их утверждению, с рапирой легче научиться контролировать оружие, что так необходимо при обращении со шпагой, также с ней легче научиться правильной технике, что также необходимо при использовании более сложных видов оружия - шпаги и сабли. Другие утверждают, что всему этому можно научиться только с помощью шпаги, а третьи говорят то же самое про саблю. В конце концов, решать вам.
  5. 5 Соревнуйтесь! Такой опыт бесценен! Когда вы участвуете в состязаниях, вы находитесь под неким давлением, так как хотите хорошо показать себя. Это давление поможет выявить ваши слабые стороны, которые вы в дальнейшем сможете отработать со своим инструктором. Однако не участвуйте в соревнованиях, пока ваш инструктор не скажет вам, что вы к этому готовы. Существует некий уровень готовности, который вы должны достичь перед тем, как участвовать в настоящем турнире.
  • Постоянно упражняйтесь. Практически все фехтовальщики сходятся во мнении, что упражнения – это очень скучно, но никто и отрицать не станет, что они помогут вам совершенствоваться в фехтовании. Если вы хотите сделать процесс менее отягощающим, представьте, что вы сражаетесь с настоящим противником, используя настоящее оружие (если вы настолько жестоки).
  • Если вы хотите чему-нибудь научиться, учитесь этому только у проверенного инструктора, или у того, кому инструктор доверил свои обязанности.
  • Когда вы начинаете фехтовать, не начинайте сразу со сложных составных нападений. Используйте более простые и понятные маневры, иначе вы увеличите свои шансы на ошибку.
  • Обращайтесь аккуратно с инвентарем. Так он прослужит вам дольше.
  • Читайте книги о фехтовании. Вам может показаться, что такая увлеченность спортом граничит с фанатизмом, но книги о фехтовании будут очень полезны вам. Книга Альдо Нади "По фехтованию" содержит большое количество упражнений и советов, а книга Руди Волкмана про фехтование – вообще находка для новичков.

Предупреждения

  • Фехтовать без защитной маски – неразумно и глупо. Никогда не поднимайте меч на человека, лицо которого не защищено маской, и также не позволяйте другим размахивать оружием перед вашим лицом, если вы без маски. Но если это все-таки случится и не единожды, смело ищите другое место для занятий. У вас есть только два глаза, которые нужно беречь.
  • Во время фехтования следите за людьми, находящимися рядом. Иногда наблюдающие даже не подозревают, как легко фехтовальщик может промахнуться и попасть мечом по ним. Сделайте все возможное, чтобы не поранить зрителей, которые стоят слишком близко к боевой площадке.
  • Неисправный спортивный инвентарь может быть опасен для использования. Если лезвие щелкает (и это постоянно случается), скорее всего, у него острые края. Фехтование в проржавевшей маске или в куртке с дырками может привести к ужасным последствиям. Убедитесь, что весь ваш спортивный инвентарь находится в надлежащем состоянии.

Что вам понадобится

  • Примечание: вопрос о покупке инвентаря для фехтования лучше обсудить с инструктором. Они лучше разбираются в качестве спортивного оборудования, его размерах, в самом процессе покупки и могут подсказать магазин, где лучше всего его приобрести.
  • Примечание: спортивная экипировка для фехтования выбирается исходя из того, правша вы или левша. Всегда носите только ту, которая подходит вам. К примеру, если вы наденете куртку для левшей, то молния будет на другой стороне, а это значит, что костюм не защитит вас полностью от попадания лезвия.
  • Для фехтования вам понадобится следующий инвентарь:
    • Куртка для фехтования
    • Защитная маска. Если вы пользуетесь саблей и намерены участвовать в соревнованиях, приобретите сразу электрическую маску, так как голова – это зона риска, да и гораздо дешевле выйдет купить ее сразу, чем покупать сначала обычную, а потом уже электрическую.
    • Фехтовальная перчатка
    • Пластрон (протектор для подмышечной зоны). Многие фехтовальщики занимаются без него, но это не очень хорошая мысль. Пластрон защищает те зоны, которые плохо защищены фехтовальной курткой, а несчастные случаи могут произойти как на тренировке, так и на турнире.
    • Нагрудник или грудной протектор для женщин.
    • Легкий спортивный костюм на все тело. Не занимайтесь фехтованием в шортах.
    • Хорошая спортивная обувь. Кроссовки подойдут, но идеальным вариантом будет обувь для таких видов спорта, как бадминтон, сквош, мини-футбол и т.д.
    • Тренировочное боевое оружие без электрического клинка, у которого резиновый наконечник вместо электрической кнопки.
    • Турниры значительно отличаются от тренировочных занятий. На официальных турнирах вы обязаны использовать электрическое оборудование, поэтому вам необходимо его приобрести. Также на таких турнирах вы должны быть одеты в спортивную одежду с головы до ног, поэтому на вас не должно быть никаких джинсов или штанов.
  • На соревнованиях по фехтованию у вас должно быть все вышеперечисленное, а также:
    • Фехтовальные брюки ("панталоны")
    • Гетры (примерно до колена)
    • Электрокуртка (если вы пользуетесь саблей или рапирой)
    • Манжет (только если вы пользуетесь саблей)
    • Шнур для маски (для сабли или рапиры)
    • Как минимум два электрических меча. Ели вы сломаете клинок на турнире и не сможете немедленно его заменить, вы будете дисквалифицированы.
    • Как минимум два шнура для костюма. Их существует несколько видов для разных видов шпаги, поэтому убедитесь, что у вас подходящий шнур для вашего оружия.
  • Необязательно иметь при себе, но рекомендовано:
    • Обувь для фехтования
    • Протектор для паховой зоны для мужчин. Да, "эта зона" является законной мишенью для рапиры и шпаги, поэтому если вы не надели протектор, не плачьте, если вам туда попадут.


  • Разделы сайта