Основы борьбы самбо. Описание приемов боевого самбо против одного и нескольких нападающих. Приемы после нырков

Прикладной раздел боевого самбо менее известен широкой публике, чем спортивный, но отчасти из-за этого и более интересен. Именно прикладной раздел может дать ошеломительные и сногсшибательные ответы на «уличные» вопросы о курении и месте жительства. Квалифицированно и всеобъемлюще осветить актуальную тему уличной самозащиты может, наверное, общепризнанный специалист по боевому самбо - Валерий Волостных, признанный мастер, хорошо известный всем, кто интересуется этим видом единоборств.

Обычно на улице нападают толпой. Какой ответ боевое самбо дает на «привычные вопросы» уличной шпаны?


- Еще Харлампиев говорил, что можно побежать. Вся группа не может бежать с одной скоростью, в ряд или полукругом - кто-то вырывается вперед. Работаешь с ним, и получается поединок, а не бой со всеми. Одного быстренько нейтрализовал, и дальше бежать. Еще кто-то вырвется вперед - и его. И так далее. Толпа вытягивается в линию на бегу. Плохо, если тебя окружили. Тогда надо встать спиной к стене или чему-то подобному. Реальная ситуация не похожа на кино. Особенно если у нападающих есть еще какой-то уровень подготовки. Чудес не бывает. Бесконтактные бои, показываемые на эстраде, не сработают. Иначе в серьезных ситуациях это давно бы уже применялось: группами захвата, спецназом. В «Норд-Осте» применили газ и огнестрельное , никаких бесконтактных рукопашных боев не было. Во всех армиях мира применяют оружие, а не эстрадные чудеса.

То есть критерий истинности - практический результат?

Конечно, а как по-другому? В случае с бесконтактным боем результата, как правило, нет. Результаты на эстраде - это показательные выступления, как и в айкидо. Нет проверки на практике.

Кстати, как профессор кафедры физвоспитания и спорта, скажите: должен ли боец разбираться в теории спортивной науки?

В большей степени должен знать нюансы тренер. Этим он от спортсмена и отличается: спортсмен из любого вида единоборств может просто показать свой коронный, излюбленный прием или какую-то наработанную тактику. А тренер должен дать школу, показывать не свое, а веер, разнообразную технику. Это еще Харлампиев говорил: «Не делай, как я». И из этого многообразия техники, которое осваивает ученик, в результате отработки приемов выкристаллизовывается круг излюбленных приемов - это если мы говорим о спорте. И на основе этого в подсознании возникает динамический стереотип. Человек автоматически проделывает свои коронные элементы на высоком уровне. Он может порой победить только при помощи этого небольшого круга приемов, сформированного в результате большой работы.

Ну а если мы говорим о прикладном разделе, там круг приемов еще более узкий. Многообразия техники не нужно - потому что у человека не должно быть проблемы выбора. В экстремальной ситуации все должно быть быстро - этим и отличается прикладной поединок от спортивного. Прикладная схватка обычно возникает неожиданно, в экстремальных условиях. В спорте мы приблизительно знаем, что и как. Стресс может возникнуть только оттого, что на психику давят титулы соперника (если о них знаем) или сама атмосфера соревнований. А в остальном примерно все равное - на ковер выходят противники одинакового уровня. Такого не бывает, чтобы чемпиону мира или заслуженному мастеру спорта противостоял новичок.

На улице мы не знаем, кто против нас выходит. Страх и происходит от неизвестности. При этом на улице обычно большой нападает на маленького. Или несколько противников - два-три человека, что тоже давит на психику. А ведь бывает и такое, что у нападающего есть оружие: кирпич, палка, нож и даже пистолет. Это тоже повышает уровень стресса у того, на кого нападают. Поэтому на улице желательно сработать быстро.

И если в голове в этот момент возникнет проблема выбора, мы начнем вспоминать, какие приемы знаем, как руку поставить, как схватить - мы упустим драгоценное время. Пока человек будет вспоминать - ему уже дадут дубиной по башке.

Валерий Валентинович, так что же делать в случае реальной угрозы? И как в такой стрессовой ситуации поступает мастер боевого самбо? На чем он останавливает свой выбор?

Когда круг рациональных приемов узок, то проблемы выбора нет. В прикладном разделе мы не даем много техники - у человека будет каша в голове, да и может быть мало времени на тренировки. Поэтому даем только самое рациональное, самое-самое нужное, ничего лишнего. У человека не должно быть путаницы в голове, только принципы: естественных движений, сохранения равновесия, ухода с линии атаки, вхождения в зону ближнего боя, атаки по уязвимым зонам, комбинационный (серийный) принцип. Серийный - это значит делать ставку не на один удар, а на серию. Если провести аналогию с оружием, то это не один выстрел из пистолета или пушки, а залп ракетной установки, когда накрывается целый квадрат. Так что даже целиться почти не надо. Нельзя надеяться на один удар и ждать, что противник упадет, как в фильмах про карате: противник может быть в бронежилете, рука может чуть соскользнуть. Всегда должен быть запас надежности - и принцип серийности его дает. Что-то не прошло, тебя это не волнует - сразу четыре-пять движений! Все беспрерывно. Еще есть принцип быстроты реагирования, ощущения действия. И психика должна быть натренирована. Например, взяли за руку, сразу уходишь с линии атаки, не ждешь чего-то там, не думаешь. Причем с линии возможной атаки - пусть ее реально и нет. Но она может быть!

- Размышлять здесь некогда…
- Конечно. Если начнешь задумываться, то упустишь момент, и когда будет атака, среагировать уже не успеешь. Поэтому только тебя взяли за руку, ты уже находишься сбоку или за спиной противника. И уже имеешь преимущество. Пусть он даже не будет бить, но агрессию он уже проявил. И ты можешь его уничтожить, травмировать или задержать - смотря по задаче.

Поэтому при изучении прикладного раздела всем дается один и тот же узкий круг технических элементов. Каждый спортсмен опытным путем, на основе практики, соревнований приходит к каким-то движениям, которые у него получаются лучше всего. И этот круг приемов шлифуется как бы сам собой. И для создания этого круга нужно смотреть не на чьи-то коронные приемы, а изучить классическую школу: делать броски через бедро, через спину, мельницу, через голову, зацепы, подсечки, обвивы и так далее. И из всего многообразия ты возьмешь свои элементы, что-то тебе больше будет нравиться, что-то будет лучше получаться в зависимости от телосложения, психики. И за счет этого круга своих приемов, которые у тебя здорово будут получаться, ты отчасти и будешь побеждать - если речь идет о технике. Кроме этого есть и физические качества, волевые, психологическая подготовка.

Но как найти этой «свой» комплекс приемов? Смотреть на мастеров? Копировать их движения?

Если мы опять завели разговор о теории, то ни один спортсмен, даже чемпион, феноменально владеющий какими-то приемами, не может «зеркально» передать ученику свои приемы. Все делают по-своему. В общем, нужно давать весь комплекс технических элементов, а уж каждый сам возьмет из него свое. Тренер, конечно, может посоветовать, определить наиболее приемлемые для ученика приемы, технические элементы. Но не рекомендовать: «Я так делаю, повторяй за мной». Это восточный подход. Там у учеников нет критического восприятия, просто слепое копирование. И многие, даже сенсеи, не могут объяснить, почему они выполняют тот или иной элемент именно так. У нас иной менталитет, мы не можем, не задумываясь, повторять, как роботы - показали, и вперед.

Подход к изучению должен быть критичным: ты можешь сомневаться, задавать вопросы. В борцовских техниках, идущих из глубины веков, есть ценные вещи, но есть и «мусор», который надо выметать. А мы бездумно берем все вместе. Зачем? И живем мы здесь, а не в той же Японии. Я считаю, что все надо адаптировать к нашей почве. Россия - в центре континента: между севером и югом, западом и востоком. Все пути сходятся здесь. Мы должны брать все лучшее, и не только в единоборствах.

Не нужно стесняться учиться у кого-либо, если мы видим, что это рационально, интересно, правильно. Я и сам не стеснялся заниматься у Н. Борисова и В. Вязьмина (мастера борьбы дхарма-мага).

То есть ничего нельзя принимать на веру, всегда надо задаваться вопросом: для чего это нужно, в чем цель?

А как же? В этом и есть суть научного познания. В условиях войны такой подход неприменим, так как самостоятельность скажется на дисциплине. А в тренировочных условиях, конечно, нужно задумываться. Показывают мне какие-то движения хитрые - на чем они основаны? Но у каждого тренера свой подход, своя методика. Это вопрос педагогики. Можно сразу все досконально объяснить. Можно потом. В педагогике есть так называемый «проблемный метод»: создать проблему, чтобы человек сам дошел до ее решения. То есть не разжевываешь ему все, не рассказываешь до конца, и человек сам приходит к решению. Ценный метод. И понимание сути вопроса в этом случае более глубокое.

Вы упомянули «проблемный метод». Имеет ли он отношение к стрессовой методике, когда перед учеником ставится задача и создаются такие условия, что он вынужден ее выполнить?

Для прикладной подготовки «проблемный метод» подходит меньше, так как прежде всего мы тренируем быстроту реагирования - в основном проблема в этом. Нужно мгновенно среагировать, не испугавшись. «Проблемный метод» больше подходит спорту, так как он направлен на постепенное осознание некоторых вещей, в большей степени технических элементов. Человек не спеша доходит до того, почему в той ситуации лучше подсесть, например. Для прикладной подготовки главное - четко сработать. Времени там нет. Например, влетят в это помещение бандиты - надо сразу реагировать, а иначе проткнут «пикой» или выстрелят из пистолета. Конец.

И здесь надо, чтобы правильно сработала психика: сразу увернуться, спрятаться, сделать кувырок за колонну, а иначе ты уже прошит очередью из автомата.

- А как выстроить методику подготовки прикладного раздела боевого самбо для каждого конкретного человека? С чего начать? Поделитесь секретами.

В идеале все должно быть гармонично, и нужно к прикладной подготовке обязательно добавлять и спортивную: атлетизм, поединки. На мой взгляд, так должно быть в каждой нормальной школе. Понятно, что одинаково заниматься и владеть чем-либо все не будут, так как люди все разные. Есть бойцы, готовые от природы. Есть люди, которых не нужно психологически готовить к прыжкам с парашютом - могут прыгать без проблем. А есть, наоборот, те, кто не могут преодолеть инстинкт самосохранения. Не нужно ориентироваться ни на первых, ни на вторых. У каждого от природы свой потолок. Большинство же может прыгнуть после подготовки.

Но мы говорим о «школе». В ней кроме спортивной должна быть и хорошая спецподготовка. Но тут уже смотря, какие цели. Если это, к примеру, спецназовец, ему нужно решать свои функциональные задачи. Мы с ним будем работать именно по этим вопросам и меньше давать соревновательной практики. Тому же, кто готовится к чемпионату мира, наоборот, нужна только начальная степень прикладной подготовки.

Но спецназы тоже бывают разные с разными задачами. В целом, если грубо поделить, их три: уничтожение, травмирование без уничтожения, задержание без травмирования. Хотя они переплетаются между собой. И психика должна быть подготовлена соответственно. Например, если задачей стоит уничтожение, то в голове не должно быть ничего другого. Или ты - или тебя. Бывает, что по закону боец имеет право травмировать противника, но не может убивать - тот же ОМОН, например. Третье - задержание без травмирования - самая сложная задача. Один на один с противником эту задачу выполнить сложно, обычно ее решают двое. Справиться одному - большое искусство, нужно на голову по мастерству превосходить соперника.
Есть и более узкие задачи: у охранников, телохранителей, спецназа морской пехоты, спецназа ГРУ, спецназа ФСБ - групп «Альфа», «Вымпел» и других. Каждое подразделение имеет свои нюансы.

Давайте подробнее поговорим о стрессовой методике.

В спорте тоже присутствует стресс, но там есть врач, судья, и никто не заинтересован в твоей смерти. В реальной ситуации есть только враг, который может тебя покалечить или даже убить. И если ты испугался, то и навыки твои могут не сработать.

Обучение прикладному разделу проводится быстрее, потому что нет смысла готовить специалиста десять лет, чтобы потом он мог действовать. За счет особой методики боевого самбо время подготовки сокращается.

Например, сначала мы изучаем защиту от ножа. Изучили траектории - повышаем скорость. Сначала работаем с пластиковой бутылкой, потом с деревянным муляжом, потом с металлическим ножом или аналогом палки или ножа. Потом уже с ножом настоящим.

Поэтому появляются специальные задания. Стою спиной к противнику, по хлопку или другому сигналу резко оборачиваюсь, он меня уже бьет. Я должен защититься. Даже если оружие не настоящее, для организма это уже стресс. Уже сложнее работать. Это и есть тренировка на внезапность. Постепенно добавляем проблему выбора. Вначале я знаю, что будет только один удар ножом или палкой - сверху, например. Потом он может ударить или сверху, или сбоку. А потом, вообще, может ударить палкой, может ножом, а может ногой. Я этого не знаю. Или будут нападать уже несколько человек. И когда я поворачиваюсь, то должен мгновенно среагировать. Вот это и есть тренировка психики. Но такими упражнениями нельзя увлекаться. Есть ограничения, психику тоже надо беречь. Сделал определенное количество повторений - передохни.

Далее упражнение становится еще более сложным. Стоим лицом к лицу на расстоянии двух метров. Партнер делает кувырок по направлению ко мне, только вскакивает - я сразу наношу удар. Вначале он знает какой, а на следующих стадиях уже нет. Ножом, кулаком, ногой, палкой - его это на данном этапе уже не должно волновать. Мгновенно отреагировать, уйти с линии, снести голову с плеч и добить.

Если речь идет о задержании, то, конечно, не голову с плеч, а самого противника положить на землю и завести ему руку за спину.

Потом тренировка опять усложняется: партнер стоит спиной ко мне. Я толкаю его в спину, он делает кувырок. Я иду за ним. Он вскакивает, оборачивается - в это время я нападаю.

Или, например, как я тренировал чоповцев: боец выходит из тренерской комнаты или из «качалки» а на подоконнике человек с дубиной - прыгает и сразу бьет. А из-за двери другой с пистолетом. А третий нападает с ударом ноги. Боец знает, что будет нападение, но что и как - нет.

Мы моделируем ситуации, постепенно их усложняя, и человек уже начинает ориентироваться. И охранники сдавали таким образом зачеты по отражению нападения. Если не так сработал, то зачет не ставится. Причем есть еще и определенные критерии: он не должен уходить в захват, тратя на это драгоценные секунды. Потому что если ты схватил одного - хорошо, но их там еще двое. Ошибка! С одним еще можно схватиться, как-то бороться, но не с группой. Поэтому чистым борцам приходится переучиваться. В прикладной подготовке захваты не нужны за исключением некоторых случаев. Лучше делать захват локтевым сгибом, чтобы не сковывать себя. Ну и, конечно, нужна ударная техника.

Хватая кого-то, мы сами нейтрализуем свои же конечности, и от двух-трех человек защититься не сможем?

Да. Захват попросту нерационален. Борец может защититься, если он обладает подготовкой высокого уровня, но мы же ничего не знаем о тех, кто будет нападать. А нам нужен запас надежности. Поэтому лучше действовать рационально. Мы в нашей прикладной подготовке отрицаем даже подворот через спину, потому что вообще нельзя поворачиваться к противнику спиной. Вдруг что-то не получится - даже у спортсмена высокого класса не всегда все выходит. В прикладной подготовке техника немного другая. Конечно, какие-то борцовские элементы мы применяем, но очень дозированно.

Например, бросил борец красиво через спину с колен, а сзади подошел второй и ударил кирпичом. Поэтому на улице нельзя падать, нельзя вставать на колени для броска, нельзя поворачиваться спиной, надо по возможности защищаться одним противником от других и видеть всю обстановку в целом. Техника позволяет, делая прием, видеть, что у тебя находится за спиной - а вдруг кто-то уже наставил пистолет. И у тебя есть шанс прикрыться противником или сделать кувырочек - если есть куда. По крайней мере, шанс есть. Если же ты «завязался» с одним противником, то уже ничего вообще не видишь.

- Применимы ли в бою с группой удары ногами?

Конечно! Но не удары по высокому уровню. Голень, колено, пах. Так надежнее. Для выполнения ударов по высокому уровню нужен высокий уровень мастерства. Таких людей, которые наработали удары ногами до такой степени, что могут бить как в кино - единицы. В том же спорте профессионалы мало крутят ногами. Но для нас очень важен принцип сохранения равновесия. При высоких ударах ногами возникает опасность потерять равновесие.

Есть мнение, что в бою с группой нужно только атаковать, а не защищаться.

Ситуации бывают разные. Ты не можешь знать, будет нападение или нет. Иногда нужно напасть первым, если ты чувствуешь, что схватка неизбежна. Потому что так сразу получаешь преимущество. Выгодно атаковать главаря группы, так как это может психологически подавить остальных, которые, возможно, откажутся от драки. Но невозможно дать рекомендации на все случаи жизни. Элемент непредсказуемости присутствует всегда. Надо тренироваться, изучать рациональные вещи, учиться чувствовать, готовить психику, иметь спортивные навыки - все это даст определенный запас надежности. Гарантию же никто никому дать не может. Чемпион, крутой спецназовец… Когда нужно, убирают всех - за два километра, с помощью оптического прицела.

Поэтому я здесь рассказываю только о тех случаях, когда мы реально можем противостоять нападению. На тренировках мы готовим людей для того, чтобы в нужный момент сработало подсознание и человек смог дать мгновенный отпор дерзкому и сильному противнику.

Завершающий урок нашего курса посвящен обзору единоборств. Два из них (крав-мага и самбо, как одни из самых популярных среди специалистов по самообороне) будут рассмотрены более подробно, а остальным мы дадим лишь краткую описательную характеристику.

Крав-мага: краткая история

Крав-мага представляет собой израильскую методику самообороны. Однако появилась она не в Израиле, а в Чехословакии. В 30-х годах 20 века специалист по боевым искусствам Ими Лихтенфельд разработал собственную систему рукопашного боя с целью защиты он нацистов членов еврейской общины Братиславы.

Немногим позже он осел в Палестине, где начал обучать крав-мага в Хагане. В 1948 году методике стали обучать израильских солдат - армии, пограничных войск, контрразведки и других спецподразделений. Затем система была адаптирована для гражданского населения.

В других странах крав-мага стали преподавать лишь в 80-х годах. Изначально специалисты появились в США, а в Россию методика пришла после распада СССР. Сегодня ее основы дают во многих городах нашей страны. Несмотря на то, что крав-мага не является боевым искусством, в ней есть своя иерархия поясов. Проводятся спарринги и чемпионаты местного уровня.

Крав-мага: принципы

Первым и наиболее важным принципом крав-мага является «Точка угрозы». Это то оружие или действие неприятеля, которое угрожает вашей жизни, например, кулак, летящий в лицо, нож возле ребер или рука на горле. Начинать любой прием необходимо с устранения «точки угрозы». Задача состоит в том, чтобы выжить, причем бегство от уголовника на улице тоже считается победой, если вам удалось скрыться.

Второй принцип - это «Отдача» или «Рекойлинг». После нанесения любого удара бьющая конечность должна вернуться в исходную позицию максимально быстро. Но основная суть не в том, чтобы ударить быстро и хлестко, а в том, чтобы следовать правилу: не ввязываться в долгую схватку ни под каким предлогом. Вся тактика крав-мага обусловлена двумя предпосылками:

  • Первая предпосылка: противник не один
  • Вторая предпосылка: противник вооружен

Согласно первой, не нужно тратить на одного соперника более 2-3 секунд. Даже самая эффективная и мощная комбинация, занимающая более 3 секунд, может завершиться ударом вам в затылок от незамеченного изначально подельника нападающего. Согласно второй, на любой удар нужно реагировать, словно это удар оружием, ведь никто не станет рассказывать вам, что он планирует, например, ударить вас ножом после того как ударит рукой и т.д.

Третий принцип - «Простота». Имеется в виду, что все, что сложнее табуретки, в бою неэффективно. На простейшее движение атаки нельзя отвечать несколькими сложными движениями защиты или хитро перемещаться. Время играет огромную роль. По этой причине против удара (не важно, чем он наносится) всегда используется одна из трех защит - внутренняя, внешняя или скользящая.

В крав-мага не так много приемов, но любой из них разработан так, чтобы оказать максимальное поражающее воздействие на соперника, вне зависимости от того, насколько он выше, тяжелее, мощнее или сильнее вас физически, а также вне зависимости от того, стоите вы, сидите или лежите.

Четвертым принципом является «Инстинктивность действий». К примеру, если на удар в лицо вы инстинктивно отмахиваетесь рукой, следует превратить это движение в блок. Можно построить эффективный прием самозащиты на уже имеющемся рефлекторном движении, довести его до ума и усовершенствовать.

Пятый принцип - это «Одновременность атаки и контратаки». Учитывая то, что нападающий будет стремиться бить быстро и часто, если вы не суперпрофессионал, долго парировать атаки у вас не получится. Исходя из этого, необходимо начать бить злоумышленника самому. Время между блоком и ударом нужно приравнять к нулю, чтобы у оппонента просто не было возможности атаковать повторно.

Если, например, первое движение специалист по крав-мага может сделать в любом направлении, второе всегда будет вперед. Постоянно уходя в защиту, бой не выиграть, и начать атаковать следует как можно быстрее. Натиск агрессора должен быть сломлен вашим - еще более мощным натиском.

Шестой принцип крав-мага гласит, что нужно быть прочным по хрупкому, а твердым - по мягкому. Говоря проще, нужно атаковать уязвимые точки соперника. К примеру, намного проще ударить ребром кисти в кадык, чем пытаться провести болевой прием.

И седьмой принцип говорит о том, что нужно использовать все, что есть под рукой. Камень, песок, ключи, ремень, табуретка - если есть угроза жизни, для самообороны подойдет все, что угодно. Но, конечно же, обучение крав-мага начинается именно с работы руками, т.к. при нападении важнее всего быстро отреагировать, а уже потом думать, что взять в руки.

Что касается военной системы крав-мага, то в ней учат защитным действиям с винтовкой; в полицейской - с дубинкой и пистолетом. Методика легко адаптируется под специфику профессиональной деятельности. Именно в этом состоят преимущества системы - она может изменяться и подстраиваться под конкретного человека, в то время как большинство классических боевых искусств требуют того, чтобы человек подстраивался под них.

Профессионально занимаясь крав-мага, вы сможете пройти самые разные уроки самообороны и выработать рефлексы боя без оружия, научитесь использовать для защиты любые подручные средства и станете очень опасным соперником для любого, кто покусится на ваше благополучие.

Самбо: краткая история

Термин «самбо» возник от аббревиатуры «сам-б-о», означающей «самооборона без оружия». Самбо появилось еще во времена Советов и представляет собой некий синтез разных боевых искусств, таких как грузинская борьба и дзюдо. Основателями являются А. А. Харлампиев (исследователь боевых искусств СССР и мастер спорта СССР), В. С. Ощепков (родоначальник советского дзюдо) и В. А. Спиридонов (специалист по бразильскому джиу-джитсу).

Официальная дата появления самбо - 16 ноября 1938 года. Тогда вышел приказ №633 о развитии борьбы вольного стиля (так тогда называлось самбо). С этого момента по всему Союзу стали открывать спортивные секции. Сегодняшнее название - «самбо» - боевое искусство получило в 1949 году. Кстати, достаточно долго на обучение самбо было ограничение, т.к. разрабатывалось оно для сотрудников силовых структур.

С 1972 года начали проводиться международные спортивные состязания по самбо, а в 1981 году оно стало олимпийским видом спорта. С 90-х годов в силу обстоятельств в стране самбо стало еще популярнее среди всех слоев и структур населения. Сегодня этому боевому искусству учрежден Кубок Президента РФ, а спортшколы открыты почти в каждом городе.

Самбо: боевые приемы

Среди боевых приемов самбо есть удары, броски и опасные захваты, приемы применения подручных средств и воздействия на уязвимые места нападающего. Многообразие ударов представляют:

  • Удары руками (и защита от них)
  • Удары ногами (и защита от них)
  • Удушающие захваты (и защита от них)
  • Защита от захватов и обхватов
  • Удары палкой (и защита от них)
  • Удары ножом (и защита от них)
  • Удары пистолетом (и защита от них)
  • Удары саперной лопаткой (и защита от них)
  • Штыковой бой (атака и защита)
  • Защита от ударов тяжелыми предметами
  • Использование окружающей обстановки
  • Применение подручных средств
  • Выручка и взаимопомощь
  • Защита от нападения группы злоумышленников
  • Защита от нападения лежа
  • Задержание и сопровождение
  • Осмотр задержанного
  • Тактика группового боя
  • Связывание

Помимо боевых приемов, в арсенале самбо есть специальные. К ним относятся смещение и разрыв позвоночного столба, опасные броски, приемы сжимания и надавливания, приемы снятия часового.

Техника борьбы стоя включает в себя:

  • Стойки, дистанции, подготовки к захватам, захваты, передвижения и обманные действия
  • Методы подготовки к броскам, исходные положения для бросков и подходы к броскам
  • Броски, ответные броски и их комбинации (и защита от них)
  • Страховка и самостраховка

Также существует пять дистанций: вне захвата, дальняя, средняя, ближняя и вплотную. Захваты подразделяются на основные, ответные, предварительные и оборонительные. Броски делятся на броски ногами, подножки, зацепы, подбивы, подсечки, подсады, броски туловищем, броски через бедро, «мельницы», броски через спину и через грудь, броски руками (рывками за рукава, за ногу, за две ноги), броски кувырком, перевороты.

Техника борьбы лежа включает в себя:

  • Исходные положения и вспомогательные действия
  • Прорывы оборонительных захватов
  • Болевые приемы
  • Удержания
  • Переворачивания
  • Заваливания
  • Комбинации приемов (и защита от них)

Среди болевых приемов имеются приемы на суставы рук, выкручивания рук, рычаги плеча, ущемления бицепса, приемы на кисть, приемы на суставы ног. Большое разнообразие переходов от борьбы стоя к борьбе лежа и наоборот.

В реальной жизни приемы самообороны самбо (конечно же, отработанные и доведенные до автоматизма) превращают обычного человека в настоящую боевую машину - бойца, способного отразить практически любую атаку и обезвредить любого противника. Профессиональные секции по самбо, как мы и сказали, есть, наверное, в каждом большом городе России. Но для полного овладения этим боевым искусством могут потребоваться годы.

Кроме крав-мага и самбо существует, конечно же, огромное количество и других боевых видов спорта. Многие из них тоже очень популярны и востребованы. Далее мы приведем небольшие обзоры большинства из них.

Лучшие боевые искусства

Любое из этих единоборств эффективно для самообороны. Овладеть ими при должном усердии и систематических тренировках может любой. Сегодня можно найти немало самоучителей, но лучше все-таки заниматься в группе или индивидуально с профессиональным тренером в секции.

Бокс

Бокс - один из древнейших видов спорта, известный еще со времен Древней Греции и Древнего Рима. С течением времени он не просто не потерял своей актуальности, но и значительно обогатил свою технику и адаптировался под современное общество. Сегодня бокс очень популярен по всему миру, по нему проходит огромное количество чемпионатов и других состязаний. Система бокса включает в себя достаточно много серьезных ударов, как и следует полагать, руками: прямые и боковые удары, апперкоты и т.д. Отдельное место занимает техника защиты и передвижений. Профессиональный боксер способен в считанные секунды обезвредить одного и нескольких нападающих. Из-за своей эффективности снискал славу смертельно опасного боевого искусства.

Джиу-джитсу

Японское боевое искусство, известное так же как дзюдзцзю или «Искусство мягкости». Один из самых эффективных методов ведения боя в мире. Применяет агрессию и импульс атакующего против него же. Основой являются контратаки, самооборона, перехваты ударов, защитные действия. Главный принцип гласит, что не следует идти на прямое противостояние для победы. Важно не сопротивляться, а поддаваться натиску соперника, перенаправляя его действия в нужное русло. Боевые приемы основаны на знаниях психофизиологии, физиологии и анатомии, а также на доведенной до автоматизма технике, продуманной тактике и стратегии боя. Главная задача джиу-джитсу - максимально быстро обезвредить нападающего или группу нападающих, применяя для этого любые имеющиеся в арсенале средства.

Бразильское джиу-джитсу

Японско-бразильское боевое искусство, нередко просто называемое джиу-джитсу или «Человеческими шахматами». Боец учится применять рычаги и грамотное распределение веса тела для победы более сильных противников. Под рычагом имеется в виду изоляция какой-либо конечности нападающего и движение сустава вне обычного диапазона движения. В арсенале имеется множество приемов давления на конечности, удушения, приемы воздействия на болевые точки. Также есть масса приемов классического джиу-джитсу, броски, захваты, удары и, конечно, защитные действия и движения.

Муай Тай

Боевое искусство Таиланда - знаменитый тайский бокс или «Искусство восьми конечностей». Удары в этом виде спорта наносятся кулаками, локтями, коленями и голенями. Профессиональные бойцы муай тай умеют использовать все свои конечности в качестве оружия. Если говорить образно, руки превращаются в сабли и кинжалы, локти - в молоты и булавы, колени - в топоры, а предплечья и голени служат доспехами для защиты. Ударов в тайском боксе очень много, и все они способны моментально лишить нападающего возможности действовать. Также в арсенале традиционного муай-тай присутствуют скручивания, удары в прыжке, множество защитных и контратакующих действий.

Вин Чун

Боевое искусство из Китая, называемое также винг тсун или «Поющая весна». Именно вин чун посвятил свою жизнь известный на весь мир Брюс Ли. В основу этого единоборства, как и в основу многих техник ушу, положена техника «чи-сао», означающая «липкие руки». Изучая ее, боец все время находится своими руками в контакте с нападающим, чтобы иметь возможность чувствовать его и не давать атаковать. Бои ведутся на короткой дистанции. Огромный арсенал перемещений, ударов и защитных приемов. Истинные мастера вин чун умеют атаковать и обороняться одновременно; их совершенно нельзя застать врасплох.

Айкидо

Японское боевое искусство, известное как «Путь гармонии духа». Очень эффективно, но и крайне сложно, и овладеть им в краткие сроки невозможно. Будучи в некоторой степени производной от джиу-джитсу, айкидо делает акцент на слиянии с атакой нападающего, перенаправляет его энергию для совершения броска или захвата. Профессионалы айкидо применяют агрессию и инерцию соперника для выведения его из строя и снижения эффективности его атак до нуля. Несмотря на то, что айкидо учит человека спокойствию, миру и гармонии, оно признано одним из самых опасных единоборств, а его арсенал включает в себя сотни всевозможных приемов нападения и защиты.

Тхэквондо

Боевое искусство родом из Кореи, часто называемое таэквон, таэквондо и «Пусть кисти и кулака». Быстрые и мощные удары ногами делают тхэквондо одним из самых действенных боевых видов спорта. Однако основное его преимущество состоит не только в том, что всего один удар может вывести нападающего из строя, а в том, что можно эффективно противостоять нескольким агрессорам сразу. Кстати, таэквондо является одним из немногих боевых искусств, ставших олимпийскими видами спорта. Но в реальной жизни оно легко способно привести к летальному исходу и самым серьезным травмам.

Спортивный рукопашный бой

Спортивный рукопашный бой, разработанный в нашей стране, пусть и не является полноценным рукопашным боем (в отличие от армейского), но все же очень эффективен в качестве средства самообороны. В соревнованиях нельзя бить головой, локтями и коленями, а также атаковать в партере. Однако спортивный рукопашный бой все же имеет множество мощных техник. Интересно и то, что овладеть им в относительно короткие сроки может даже новичок. Если у вас есть желание научиться результативной самозащите как можно быстрее, этот вид единоборств вполне вам подойдет.

Армейский рукопашный бой

Еще одно единоборство, родившееся на просторах нашей страны. Чаще его называют просто АРБ. Среди его преимуществ можно выделить широчайший арсенал техник, по своему многообразию превосходящий даже арсенал самбо. В АРБ допускаются удары коленями, локтями и головой, добивание лежачего противника. В специализированных школах обучение зачастую проходит в защитном снаряжении, по причине чего в реальных условиях бойцы могут допускать ошибки, т.к. привыкли к защите. Но эти проблемы легко решают полноконтактные спарринги, а также тренировки по боксу.

Миксфайт

Смешанные единоборства или, как их еще называют, - MMA (от англ. Mixed Martial Arts) и вале-тудо. Очень популярны в США, но и по всему миру поклонников миксфайта насчитывается десятки тысяч. Вид единоборств, включающий в себя элементы самых разных стилей, в том числе борьбы, дзюдо, самбо, бокса, муай тай, карате, сумо, грэпплинга и т.д. В арсенале приемов MMA есть удары руками, ногами, коленями и локтями, опрокидывания, завалы и броски, удушающие и болевые приемы. Сегодня школы по смешанным единоборствам есть в большинстве крупных городов страны, руководителями которых являются профессиональные спортсмены и чемпионы.

Панкратион

Истоки панкратиона уходят к временам Древней Греции, а создателями этого вида единоборств многие считают Геракла и Тесея. Признан олимпийским видом спорта и относится к числу видов MMA. Основу составляют удары руками и ногами и вольная борьба. Однако спортсмены применяют также элементы кикбоксинга, бокса, восточных боевых искусств, дзюдо, самбо, греко-римской борьбы и т.д. На сегодняшний день по всему миру функционирует свыше 200 федераций. Одними из лучших школ панкратиона признаны школы России, Бразилии, США, Азии и Европы.

По большому счету, приведенных видов единоборств вполне хватает для совершения . Все они широко распространены, очень эффективны и могут вооружить человека огромным количеством приемов самообороны. При необходимости они также могут стать настоящим смертельным оружием, хотя, и не рассчитаны на это изначально.

Но, одновременно с этим, существуют и такие стили ведения боя, которые сразу создавались для причинения максимального вереда противнику, нанесения серьезнейших травм и увечий и лишения жизни. Для общего развития мы решили вкратце сказать и о таких боевых искусствах.

Смертельные боевые искусства

Все, описанные ниже, боевые искусства можно смело назвать экзотическими. Спортивных школ и секций, где можно ими овладеть, как таковых не существует. Большинству из них преподают лишь в индивидуальном порядке мастера, получившие свои знания от предков, а некоторые вообще запрещены законом. Найти тренера очень сложно, но если вам это удастся, вы можете быть уверены, что отныне в ваших руках будет уникальный инструмент самозащиты, аналогов которому не найти во всем мире.

Бокатор

Древнейшее боевое искусство Азии, появившееся примерно 1700 лет назад в Кхмерской империи. По своей технике бокатор напоминает муай тай, и включает в себя более 10 тысяч самых разных ударов и приемов. Одно из самых сложных единоборств в мире.

Баком

Это боевое искусство появилось во второй половине 20 века в столице Перу - городе Лиме. Основателем считается бывший морской пехотинец Роберто Пуч Безада. Стиль очень опасен, т.к. изначально предназначался для выживания в трущобах городов. Техника основывается на молниеносных захватах, удушениях, переломах конечностей и ударах по жизненно важным точкам противника.

Дамбе

Данное боевое искусство зародилось среди народности хауса, проживающей в Северной Африке. Основу дамбе составляют принципы древнеегипетского бокса, а отличается оно наличием более жестоких атрибутов. К примеру, перед поединком бойцы дамбе оборачивают кулаки в жесткие шнуры, а ведущую ногу обматывают цепью. В некоторых случаях цепь снабжается частями зазубренного металла.

Силат

Национальное боевое искусство жителей Малайского архипелага. На берегах Суматры о нем известно еще с 7 века. Главная цель силата - это не поиск духовного смысла, как во множестве боевых искусств, а в доведении всего за 10 секунд соперника до состояния беспомощности и невозможности продолжать бой. Приемы силата берут за основу скорость, молниеносность и внезапность. Не запрещается пользоваться уловками и ударами исподтишка.

Арнис

У арниса есть еще одно название - эскрима. Это филиппинское боевое искусство, обучающее человека сражаться с нападающим как с оружием, так и без него. В качестве оружия в большинстве случаев выступают боевые посохи (бо), ножи, палки кали. Среди основных приемов арниса можно назвать захваты, очень быстрые удары, блоки и молниеносные контратаки.

Хапкидо

Хапкидо - боевое искусство родом из Кореи. В его основе лежат техники управления собственной силой и силой атакующего. Защита построена на перенаправлении натиска нападающего в нужном для обороняющегося направлении и последующей контратаке. Мастер хапкидо может завершить бой за считанные секунды. В дополнение к приемам рукопашного боя в хапкидо учат использовать клюку, шест, палку, меч и нож.

Каларияпатту

По предположениям многих исследователей, каларияпатту является самым старым боевым искусством в мире, от которого развились все остальные виды едтиноборств. Согласно легенде, создатель этого стиля - земная инкарнация индуистского бога Вишну - Хранителя Вселенной. Важнейшая практика каларияпатту состоит в нанесении ударов по жизненно важным точкам на теле человека, всего которых насчитывается 108.

Ниндзюцу

Японское боевое искусство ниндзюцу - это многоаспектная дисциплина, в которую входит шпионаж, диверсионные методики, выживание и другие составляющие. Философия здесь строится на том, что не имеет смысла вступать в схватку с превосходящими силами противника, если есть возможность незаметно подобраться и нанести один смертельный удар. Ниндзюцу предполагает скрытые и внезапные атаки из засады, методы ошеломления соперника, ведение боя в ограниченных пространствах.

Окичито

Окичито - одно из самых уникальных боевых искусств на планете. Его создатели - индейский народ кри, проживающий в Северной Америке. Сочетает в себе элементы боевых стилей Азии, включая удары руками и ногами, броски и захваты, а также искусство владения традиционным оружием индейцев - боевыми дубинами, томагавками и т.д.

Каджукенбо

Каджукенбо относится к категории гибридных стилей. Оно возникло на Гавайских островах под влиянием боевых искусств Азии, и стало своеобразным ответом на уличное насилие, процветавшее в Оаху в 1940-х годах. В арсенал приемов этого стиля входят броски, захваты, тейкдауны, методы обезоруживания и огромное количество ударов.

Повторимся, что найти тренера по какому-либо смертельному боевому искусству - задача не из простых. Если вам повезет - это хорошо, если же нет - можно пойти в секцию обычных единоборств и посвятить несколько лет упорным тренировкам. Но помните, что применять полученные знания и навыки нужно с умом, не ввязываясь без необходимости в драку и тем более не калеча соперника.

На этом мы заканчиваем наш курс по самообороне. Надеемся, что у вас в распоряжении теперь есть вся информация, которая поможет вам быть готовым к экстремальным ситуациям психологически, эмоционально и физически. Не забывайте также и о и интеллекта, ведь только тогда развитие можно будет считать полноценным. Впрочем, как любит завершать свои передачи из цикла «Следствие вели…» телеведущий Леонид Каневский, - это уже совсем другая история.

Желаем вам успехов и меньше ситуаций, где придется применять навыки самообороны на практике!

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.




















Итак, атакующие приемы борьбы самбо из стойки:

Боковой переворот

Классический прием из спортивного самбо, считается корпусным броском и довольно силовым. Очень страшный бросок, особенно в условиях жесткой поверхности и улицы. Смело могу назвать его одной из своих “коронок”.

Если в верхней точки броска, когда идет закрутка и рука с ногами дергает вверх сильнее, чем рука, в которой захват корпуса, то противник будет биться не спиной об поверхность, а шеей или головой. Все зависит от угла приложения силы.

Боковой переворот с обшагиванием

Бросок обвивом

Захват ворота и рукава.

Ситуация: противник в левой стойке, напирает.

Подготовка: осаживание на дальнюю пятку; заведение

Работа ног; левой зашагивание к пятке правой; правой изнутри зацепить стопой пятку разноименной ноги противника. поворачиваясь боком к нему и подтягивая стопой его пятку к себе; бедром этой ноги осаживать противника вниз.

Работа рук: правой потянуть противника к себе вниз, левой оттолкнуть от себя. Наклоняясь и освобождая захват ноги, бросить противника на ковер.

Бросок выполнять в сторону захваченного ворота

Бросок с захватом двух ног

Оба самбиста в положении правой стойки. Захватив одежду под локтями противника, сильно потянуть обеими руками вниз и от себя, заставляя противника перенести тяжесть тела на пятки. Сделав небольшой шаг правой ногой вперед, присев на обеих ногах и согнув туловище, захватить обеими руками ноги противника снаружи за подколенные сгибы и правым плечом упереться в его живот. Нажимая правым плечом в живот противника от себя, руками сделать сильный рывок за его ноги на себя и вверх, одновременно разводя их в стороны. При падении противника на спину отставить правую ногу назад и, захватывая голени противника под мышки, сделать его падение возможно более мягким.

Самостраховка: правильное падение на спину. Если противник сгибает ноги и тянет на себя, то этот момент наиболее благоприятен для проведения броска захватом двух ног.

Лучшие подготовки противника для проведения данного броска: осаживание противника на обе ноги или перенос своих рук от захвата за рукава снизу по кругу внутрь-вверх-наружу-вниз непосредственно к его подколенным сгибам. Кроме того, можно захватить пояс противника обеими руками и, сильно подтянув противника возможно ближе к себе, тем самым облегчить захват его ног.

Кроме описанного способа, бросок захватом двух ног может быть проведен и приподниманием.

Захватив ноги противника, разогнуть спину и поднять противника прямо-вверх. После приподнимания можно бросить противника, вынося обе его ноги в одну сторону (влево или вправо).

Наиболее часто встречающаяся ошибка при выполнении данного приема: забывают отставить выставленную вперед (при захвате ног противника) свою правую ногу.

Бросок с захватом за ногу

Оба самбиста в положении правой стойки. Каждый обхватывает спину своего противника правой рукой из-под его левой руки. Одновременно плечом левой руки нужно зажать под мышкой правое предплечье противника и левой рукой захватить одежду между локтем и подмышкой правой руки противника.

Выбрав момент, когда противник становится на правую ногу, сделать сильный рывок левой рукой влево–вниз и на себя, а правой потянуть его влево–вверх. Пользуясь тем, что точкой опоры противнику служит одна его правая нога и, следовательно, нога стала малоподвижной, захватить ее левой рукой снаружи за подколенный сгиб (рис. 49, а ). Затем, поднимая левой рукой правую ногу противника влево–вверх, резким толчком правой руки от себя и вправо заставить противника стать на левую ногу, которую в этот же момент захватить правой рукой снаружи за подколенный сгиб, и, оторвав ее от земли, поднять вверх–вправо (рис. 49, б ).

Если противник отставил свою левую ногу довольно далеко и обычным способом ее захватить трудно, можно левый подколенный сгиб противника захватить правой рукой изнутри, держа кисть таким образом, чтобы мизинец был выше большого пальца.

Подготовкой к броску может служить сбивание или осаживание противника на одну ногу.

Страховка и самостраховка те же, что при обычном броске захватом двух ног.


Бросок с захватом ноги снаружи


Бросок с захватом пятки изнутри


Бросок с захватом руки под плечо


Бросок через бедро наступая


Бросок через бедро отступая


Бросок через бедро с подбивом


Бросок через бедро со входом изнутри


Бросок через голову с захватом бедра


Бросок через голову с захватом руки на плечо


Бросок через голову с подсадом голенью (противник в левой стойке)


Бросок через голову с подсадом голенью (противник в правой стойке)


Бросок через голову с упором стопы в живот


Бросок через голову с упором стопы в живот с поворотом


Бросок через грудь прогибом


Бросок через грудь с подсадом бедром


Бросок через грудь с подсадом голенью


Бросок через грудь скручиванием


Бросок через спину в обратном направлении


Бросок через спину из стойки


Бросок через спину с зашагиванием


Бросок через спину с колен


Бросок через спину с колен с захватом ноги


Бросок через спину с поворотом на опорной ноге (из стойки)


Зацеп голенью от бокового переворота


Зацеп голенью под одноимённую ногу


Зацеп голенью под пятку


Зацеп голенью с заведением


Зацеп голенью с падением


Зацеп голенью снаружи


Зацеп стопой под одноименную ногу с захватом за ногу


Зацеп стопой с падением


Зацеп стопой снаружи


Зацеп стопой снаружи с прыжком


Конек


Мельница из стойки


Мельница обратная


Мельница с колен


Мельница с падением


Мельница с подсадом


Ножницы


Отхват


Отхват изнутри из переднего переворота


Передний переворот


Переход на рычаг колена из стойки


Переход на рычаг колена от броска через голову


Переход на рычаг локтя из стойки с запрыгиванием


Переход на рычаг локтя кувырком назад


Переход на рычаг локтя с выбиванием ноги


Переход на рычаг локтя с запрыгиванием и упором рукой


Переход на ущемление ахиллова сухожилия из стойки


Подножка задняя из броска через спину


Подножка задняя с прыжком


Подножка задняя


Подножка на пятке (задняя)


Подножка на пятке (передняя)


Подножка на пятке от бокового переворота


Подножка на пятке под дальнюю ногу от задней подножки


Подножка передняя


Подножка передняя с зашагиванием


Подножка передняя с колена


Подножка передняя с колена отступая


Подножка передняя с поворотом на опорной ноге


Подсад бедром


Подсад бедром с захватом руки на плечо


Подсечка боковая в темп шагов


Подсечка боковая под выставленную ногу (наступая)


Подсечка боковая под выставленную ногу (отступая)


Подсечка изнутри

Подсечка передняя

Борцы - в правом нападающем положении.

Сделать шаг правой ногой вперед - вправо, поворачивая носок внутрь, поставить ногу, согнутую в колене, с внешней стороны у носка левой ноги противника. Поворачиваясь налево и отклоняясь назад, перенести тяжесть своего тела на правую ногу. Рывком левой рукой вперед - вниз к своему левому боку, а правой вправо - вверх - вперед сильно отклонить противника вправо - вперед. Когда противник перенесет тяжесть своего тела на носок правой ноги, подбить его в подъем или в нижнюю часть правой голени пальцевой частью ступни своей левой ноги. Одновременно с подбивом усилить рывок руками поворотом головы и плеч влево, прогибом туловища и выпрямлением опорной ноги (см рис). Для сохранения равновесия в момент падения противника махом отвести левую ногу назад - влево и, поворачивая носок влево, поставить ее согнутой в колене. Правой рукой перехватить левый рукав противника у локтевого сгиба и потянуть его к носку своей левой ноги.


Подсечка передняя от бокового переворота


Подсечка передняя с выбиванием ноги


Подсечка передняя с падением


Подхват под две ноги с захватом пояса сверху


Подхват под две ноги с зашагиванием


Подхват под одну ногу


Подхват под одну ногу с зашагиванием

Вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Самбо (от «самооборона без оружия») подразделяется на два вида: самбо спортивное и боевое. Спортивное самбо - вид борьбы с большим арсеналом болевых и удушающих приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере. Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.

Зародившись в СССР, спортивное самбо со временем получило широкое распространение за пределами страны. Официальной датой рождения самбо считается 1938 год, когда вышел приказ на государственном уровне о развитии "борьбы вольного стиля" (старое название самбо). Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди мужчин и женщин.
С 1972 г. проводятся международные соревнования по борьбе самбо. Самбо культивируется в более чем в 70 странах мира.
В 1981 году МОК признал борьбу самбо олимпийским видом спорта, но в программу Олимпиад этот вид борьбы до сих пор ни разу не был включён. Согласно данным Международной любительской федерации борьбы (англ. International federation of associated wrestling styles (FILA), самбо является одним из четырёх основных международных видов соревновательной борьбы среди взрослых, практикуемых на сегодня (остальные три - это Вольная борьба, Греко-римская борьба и Дзюдо).

Фундамент борьбы самбо был заложен еще до революции. В 1914 году три десятка околоточных надзирателей и городовых прошли курс подготовки полицейских, разработанный знаменитым русским борцом Иваном Лебедевым. В 1915 году Лебедев опубликовал книгу "Самозащита и арест". Продолжил дело Лебедева офицер царской армии Спиридонов В.А., позже работавший в органах НКВД. Спиридонов был хорошим знатоком джиу-джитсу, был также знаком с французским боксом (сават) и английским боксом. Вместе с энтузиастами общества "Динамо", объединявшего спортсменов-чекистов, он разработал систему самозащиты, имевшую в своем арсенале приемы из многих видов единоборств. В конце 30-х годов вышли 3 книги Спиридонова с грифом "для служебного пользования", описывающие эту систему.

Параллельно Спиридонову систему самообороны разрабатывал Ощепков В. С.. Ощепков учился в Японии в школе Кодокан и имел 2 дан по дзюдо, полученный им лично от Дзигоро Кано - основателя этого вида единоборств. С 1918 по 1926 год Ощепков был резидентом разведки в Японии и Китае. Там он познакомился с другими видами единоборств, в частности с ушу. Вернувшись в Россию, он задался целью сформировать эффективную систему самозащиты, доступную всем. Он начал, вместе со своими учениками, изучать другие виды борьбы, особенно национальной борьбы различных народов, проживающих на территории СССР. Приемы тщательно отбирались и шлифовались. В результате, в СССР работали два направления развития новой борьбы, по сути дополняя друг друга. После трагического 1937 года, когда ушел из жизни Ощепков, его дело продолжили его ученики (Харлампиев А.А., Галковский Н., Васильев И. и др.).

После Великой Отечественной войны в СССР стал распространяться обычная вольная борьба, и "вольная борьба свободного стиля" стала называться "самбо". Самбо так и развивалось по двум направлениям: спортивное - общедоступное и боевое - закрытое для широких слоев населения.

Исходя из истории развития, самбо является одновременно и спортивной борьбой, и комплексной системой самообороны. Делится на два вида - спортивное и боевое. Спортивное самбо - вид борьбы с большим арсеналом приемов. Боевое самбо включает в себя и ударную технику, технику работы с оружием, различные спец.техники (связывание, конвоирование и т.д.). Схватки проводятся на ковре как в стойке, так и партере. Более подробно на сайтах Всероссийская федерация самбо и Федерация боевого самбо России. Еще следует сказать, что боевое самбо рассекретили только в 1991 году. Но некоторые приемы и направления боевого самбо до сих пор изучают только в спец.подразделениях.

Правила самбо

В соревнованиях по самбо предусмотрено семь возрастных групп:

В самбо предусмотрено деление по весовым категориям в зависимости от возраста и пола.

Современные правила предусматривают следующий костюм участника: специальные куртки красного или синего цветов, пояс и короткие шорты, а также кроссовки для самбо - борцовки (или самбовки). Кроме того, для участников предусмотрен защитный бандаж для защиты паха (плавки или неметаллическая раковина), а для участниц - бюстгальтер и закрытый купальник. Куртки и пояса для самбо изготавливают из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки длиной до кисти, и шириной, оставляющей просвет до руки не менее 10 см. Полы куртки - не длинные, 15 см ниже пояса. Борцовки представляют из себя изготовленные из мягкой кожи ботинки с мягкой подошвой, без выступающих твёрдых частей (для чего все швы должны быть заделаны внутрь). Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищены покрытыми кожей войлочными прокладками. Шорты изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа, должны быть одноцветными и прикрывать верхнюю треть ноги.

Схватку борцов судит бригада в составе: руководитель ковра, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, технический секретарь и судья-информатор. Действия борцов оценивает нейтральная судейская тройка: руководитель ковра, арбитр и боковой судья. Каждый из них принимает соответствующие решения самостоятельно.

Первым на ковер выходит борец в красной куртке и занимает место в соответствующем углу, затем - борец в синей куртке. После представления соперники сходятся в центре ковра и обмениваются рукопожатиями. Делают шаг назад и по свистку арбитра начинают схватку. Сигнал об окончании поединка - удар гонга.

В спортивном самбо разрешены: броски, зацепы, подсечки, захваты, болевые приемы, удержания и др. атакующие и защитные действия. Борьба ведется в стойке и лежа на ковре (в партере). В течение схватки борцы не имеют права уходить за границу ковра без разрешения арбитра. Спортсмен может, с разрешения арбитра, покинуть ковер для приведения в порядок костюма. Медицинская помощь оказывается на ковре или на краю ковра. На ее оказание отводится в общей сложности не более 3 мин в ходе одной схватки.

Для взрослых и старшего возраста - 5 мин (муж) и 4 мин (жен), для среднего и младшего возрастов - 4 мин (муж и жен), для ветеранов - 4 мин (муж) и 3 мин (жен). Учитывается «чистое время». Если соревнования проходят в один день, то число схваток для одного спортсмена не должно превышать 9, если больше одного дня - 5. Для старшего и младшего возраста допустимый предел - 7 схваток в однодневных соревнованиях и 4 - в многодневных. Время отдыха между схватками должно составлять не менее 10 мин для взрослых и юниоров и не менее 15 мин - для юношей и подростков.

Определение победителя схватки. Технические баллы и квалификационные очки.

Результатом схватки может быть победа одного и поражение другого борца или поражение обоих спортсменов. Победа может быть: чистой, с преимуществом, по баллам, технической, по предупреждению, при снятии противника за пассивность.

Чистая победа присуждается за чистый бросок или болевой прием, приведший к отказу противника продолжать схватку, при явном преимуществе одного из борцов (он набирает 12 и более баллов), при снятии противника со схватки. (Чистым считается бросок без падения атакующего, в результате которого атакуемый, находившийся в положении стоя, падает на спину). При чистой победе победитель получает 4 квалификационных очка.

Если к моменту окончания схватки один из борцов набрал 8–11 баллов, ему присуждается победа с преимуществом. Победитель при этом получает 3,5 квалификационных очка. При наличии у проигравшего набранных в ходе схватки баллов он получает 0,5 очка. Если борец набрал от 1 до 7 баллов, ему присуждается победа по баллам. Победитель получает 3 очка, побежденный - 1 (при наличии баллов).

При равенстве баллов техническая победа присуждается борцу, набравшему больше оценок за технические действия: например, активность. Ему начисляется 3 квалификационных очка, побежденному - 1 очко (при наличии технических баллов). При равенстве «активностей» победа отдается тому из соперников, кто провел больше приемов на 4 и 2 балла. При наличии только «активности» и отсутствии баллов по окончании схватки победа присуждается тому борцу, у кого этих оценок больше, при одинаковом количестве «активностей» – тому, кто получил активность последним. В этом случае победитель получает 2 очка, побежденный - 0.

Если к моменту окончания схватки у обоих борцов нет технических баллов и оценок «активность» и имеется равное число предупреждений, победа присуждается тому, кто получил последнюю оценку за предупреждение, объявленное противнику. За победу предупреждением борец получает 2, а побежденный - 0 очков.

Решением главного судьи борец может быть дисквалифицирован и снят с соревнований с присуждением его противнику чистой победы. Борец может быть снят: при повторной попытке провести запрещенное действие, если он не укладывается в 3 минутный лимит времени, отведенный на оказание медицинской помощи, после двух предупреждений и при необходимости объявить ему третье за уклонение от борьбы. При дисквалификации и снятии с соревнований борца его противник может получить от 2 до 4 очков, – в зависимости от ситуации и решения судейской бригады.

Борец также может быть снят при получении травмы, за неявку на ковер в течение 1,5 мин после вызова на ковер, за грубое поведение по отношению к противнику, судьям, за отказ подать руку сопернику, за проведение некорректного приема, в результате которого соперник получил травму и – по заключению врача – не может продолжать борьбу, за обман судей. При этом спортсмен, снятый с соревнований, получает 0 очков, его противник – 4.

Атакующие действия борца, не принесшие ему чистой победы, оцениваются баллами. Качество и, соответственно, оценка броска зависят от следующих факторов: в каком положении находились до броска атакующий и атакуемый, без падения или с падением проводился бросок, на какую часть тела упал соперник в результате броска.

4 балла присуждаются: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на спину, за бросок без падения, при котором противник упал на бок, за удержание в течение 20 сек.

2 балла присуждаются: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на бок, за бросок без падения из положения стоя, при котором противник упал на грудь, живот, ягодицы, поясницу или плечо, за бросок без падения, при котором противник, до броска находившийся в положении на коленях, упал на спину, за неоконченное удержание, длившееся более 10 сек, за повторное предупреждение, объявленное сопернику.

1 балл присуждается: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на грудь, живот, ягодицы, поясницу или плечо, за бросок с падением, при котором противник до броска находился на коленях, упал на спину, за бросок без падения, при котором противник, находившийся до броска в положении на коленях, упал на бок, за первое предупреждение, объявленное противнику.

Активность присуждается за: неоконченное удержание, длившееся меньше 10 сек (оценивается один раз в схватку), за бросок без падения из положения стоя, при котором противник упал на колено или колени. Удержания, выполненные борцом в ходе схватки, не могут быть оценены более чем в 4 балла. Поэтому при проведении полного удержания набранные ранее баллы или активность за неоконченные удержания аннулируются.

Запрещенные приемы и действия

В спортивном самбо запрещено: бросать противника на голову с захватом на болевой прием, бросать противника, падая на него всем телом, делать удушающие захваты, а также зажимать сопернику рот и нос, препятствуя дыханию, наносить удары, царапаться, кусаться, проводить болевые приемы на позвоночнике, скручивать шею, руками и ногами сжимать голову противника или придавливать ее к ковру, скрещивать ноги на теле противника, упираться руками, ногами, или головой в лицо противника, давить локтями или коленями на любую часть тела противника, делать захваты за пальцы, делать загиб руки за спину и болевые приемы на кисть, выкручивать пятку и делать узлы на стопу противника, делать рычаг колена, сгибая ногу не в плоскости ее естественного сгиба, проводить болевые приемы при борьбе стоя, а также рывком. К запрещенным действиям относят: захват за трусы или за рукав куртки изнутри, за край ковра. Если судья не замечает запрещенного действия или приема одного из борцов, его соперник может подать судье сигнал голосом или жестом.

Техника самбо

По классификации создателя самбо А.Харлампиева, техника этого вида борьбы делится на: технику борьбы стоя, борьбу лежа и переход от борьбы стоя к борьбе лежа, включающий комбинации из бросков и приемов борьбы лежа.

Техника борьбы стоя. Включает: стойки, захваты (основные, ответные, предварительные и оборонительные), передвижения и обманные движения, броски и комбинации бросков, защиты от бросков и контрброски.
Броски делятся на:
- броски с участием ног – подножки, зацепы, подсечки, подбивы.
- броски с участием корпуса – через тазовый пояс, через спину, через плечевой пояс, через грудь.
- броски с участием рук или выведение из равновесия, захваты ног, броски кувырком, перевороты.

К работе в стойке относится и контроль дистанции. В самбо различают пять дистанций:
- Дистанция вне захвата – самбисты не касаются друг друга и маневрируют, передвигаясь по ковру без захватов.
- Дальняя дистанция – борцы захватывают друг друга за рукава куртки.
- Средняя дистанция – захваты проводятся за куртку и туловище.
- Ближняя дистанция – захваты проводятся за рукав и куртку на спине или за ворот куртки, пояс, ногу противника и т.д.
- Дистанция вплотную – самбисты захватывают друг друга, прижимаясь туловищем.

Техника борьбы лежа (в партере). В нее входят: заваливания (перевод противника из положения стоя на колене или коленях в положение лежа на спине), перевороты, удержания, болевые приемы на суставы рук и ног, защитные и контрприемы (борец отвечает на атаку соперника своим атакующим действием – броском, захватом и пр.).

Болевые приемы с удержания со стороны головы

Рычаг локтя захватом руки между ног: если противник
пытается освободиться от удержания,упираясь рукой в
подбородок,необходимо захватить его руку в «замок»
(левой рукой захватить запястье правой руки противника,
правой рукой из-под его локтя захватить запястье своей
левой руки),подтянуть колени к голове противника,левую
ногу положить сверху на его шею,правой голенью
упереться в туловище противника так,чтобы рука его была
зажата между бедер.Если противник в момент перехода на
болевой прием успеет захватить кисть атакуемой руки
своей второй рукой,разрывать захват необходимо в
сторону его головы.Хороший эффект создает надавливание
на руку противника сверху своей рукой,держащей за
запястье-происходит ущемление мышц его руки,и от
болевого ощущения захват распускается (рис. 88,89,90).
С этого удержания можно выполнять узел руки наружу через
грудь.Если противник обхватил туловище руками и сковывает
действия борца,необходимо,захватив одну из его рук за
локоть сверху,сделать высед в сторону этой руки.Ногой,
ближней к противнику,перекрыть его туловище,ограничив
возможность передвижения.Прогибаясь,приподнять локоть
противника вверх.

Болевые приемы с удержания сбоку

Рычаг локтя через бедро: если противник пытается уйти с
удержания,упираясь кистью в подбородок,необходимо
перехватить эту руку за запястье,подвести бедро под нее
и сделать перегибание руки в локтевом суставе (рис. 91).
Если трудно выпрямить руку,нужно резко подвести
предплечье атакуемой руки под голень. Поворачиваясь на
живот в сторону головы противника,сделать узел руки
наружу (рис. 92).
Если противник обхватил туловище руками,необходимо подвести
свое предплечье под его локоть и,подняв этот локоть вверх,
сделать узел руки внутрь (нельзя позволять противнику
выпрямлять руку) (рис. 93).

Болевые приемы с удержания поперек

Узел наружу: если противник пытается уйти с удержания,
упираясь в подбородок,необходимо перехватить его руку
за запястье рукой со стороны головы и отвести ее в
сторону,второй рукой из-под локтя атакуемой руки
захватить запястье своей руки.Приподнять плечо
противника вверх,прижимая его предплечье к ковру
(рис. 94,95).
Если противник выпрямляет атакуемую руку,необходимо
сделать ему рычаг локтя,перегибая руку через предплечье
(рис. 96).
Если только есть возможность захватить руку противника
рукой со стороны ног,то второй рукой необходимо захватить
запястье своей руки из-под локтя противника.Приподнимая
плечо противника,отвести предплечье его руки вниз и
сделать узел руки внутрь (рис. 97).
При выпрямлении противником руки сделать рычаг локтя
через предплечье.Если противник обхватил туловище,
необходимо захватить его дальнюю руку сверху и,начав
забегание в сторону головы противника,перейти на рычаг
локтя захватом руки между ног (рис. 98).

Болевые приемы с удержания верхом

Рычаг локтя захватом руки под плечо: если противник
упирается в грудь прямыми руками,не давая прижаться к
нему,необходимо быстрым круговым движением руки (изнутри
наружу) подвести его руку под плечо.Упираясь второй
рукой в плечо противника,сделать рычаг локтя через
свое предплечье (рис. 99).
Если противник упирается согнутыми руками,захватить
одну из его рук в «замок» и маховым движением перенести
свою ногу со стороны захваченной руки на шею противника.
Скрестить ноги и сделать рычаг локтя захватом руки между
ног (рис. 100, 101).

Болевые приемы с удержания со стороны ног

Ущемление ахиллова сухожилия: если противник не дает
прижаться к нему,упираясь руками (не захватывая куртку),
необходимо захватить пятку его ноги предплечьем,заведя
стопу себе под плечо.Сесть,продвинув колено своей ноги
между ног противника,и зажать его ногу между бедер.
Приподнимая свое предплечье вверх,сделать ущемление
ахиллова сухожилия (рис. 102).Если противник держится
за куртку,необходимо захватить его стопу под плечо,
маховым движением ноги перевернуть противника на живот
и сесть ему на ягодицы,выставив ногу вперед для упора.
Движением предплечья вверх сделать ущемление ахиллова
сухожилия (рис. 103).
Рычаг колена: захватив колено противника рукой,маховым
движением бедра наружной ноги обхватить его ногу своими
бедрами (ноги согнуть).Выпрямляя ногу противника,подать
свой таз вперед и сделать перегибание ноги в коленном
суставе (рис. 104).



  • Разделы сайта