Основные упражнения йоги сукшма-вьяяма от дхирендры брахмачари. Сукшма вьяяма — комплекс чудодейственных упражнений

Сукшма-тонкое, вьяяма-динамическое, таков перевод уникального комлекса, с которым я впервые познакомился в 1984г.
Этому комплексу я обучался у Зубкова Виталия Анатольевича, окончившему два института Йогатерапии, в Дели и в Ладхнау, под непосредственным руководством, просветлённого мастера,- Дхирендры Брахмачари. Причём моё обучение этому комплексу длилось достаточно долго,- около 8ми месяцев. На разучивание каждой из асан (упражнений), давалась целая неделя. По истечению этого срока надо было сдать маленький экзамен. Если упражнение было освоено, по мнению преподавателя хорошо, тебе давали разучивать следующее. Перед тем, как приступить к практике, каждое упражнение обосновывалось теоретически и это всё конспектировалось в рабочей тетради. Описывались терапевтические эффекты и основные правила, необходимые для выполнения самой асаны. Рассматривались особенности и доминирующая роль базового, или специального, соответтвующего данной асане дыхания. Обосновывалась правильная последовательность в построении асаны и создание верно направленного вектора силы, от которого зависит эффективность результатов. Далее направление взгляда и внимания, которые не всегда совпадали, а также умение дифференцировать аспекты Ха и Тха. После тщательного исследования всех тонкостей асаны, мы приступали к изучению практической части. Припоминаю, что для каждого были дополнительные рекомендации в зависимости от возраста, особенностей конституции тела, наличии отклонений в здоровьи и стартового уровня возможностей тела. Как упоминалось ранее, в течении одной недели, необходимо было соединить практику с теорией. Скажу честно, одной недели вовсе не достаточно, чтобы асану оживить. Вложить в неё такую силу понимания, чтобы во время выполнения чувствовать себя в ней комфортно и действительно добиться терапевтических и других развивающих эффектов. Помню, что сложнее всего, давалось одновременно удерживать внимание, на разнонапрвленных фукциях при отстройке и выполнении асаны, особенно в тех, которые относятся к динамическим. Некоторые из асан раскрылись для меня во всей полноте и понимании заложенной глубинной мудрости, спустя полтора, а некоторые по прошествии более чем двух лет. Зато сегодня, с полной уверенностью для себя, могу сказать, что лучше и мощнее по силе воздействия, одновременной простоте и доступности, пока ничего подобного этому кмплексу, не обнаружил. За свои, более чем 35 лет практики в Йоге, удалось ознакомиться со многими интерпретациями различных методик, разных школ и традиций. Всякий раз встречаясь с чем-то ещё, мне казалось, что я что-то упустил. Но взрослея вместе с моей практикой, я обращал тщательное внимание на источники,- всесторонне проявленные качества людей из которых исходила кажущаяся новизна и книги в таком многообразии изобилующие на современном книжном рынке. Скажу просто, когда я начинал свой путь в Йогу, книг практически не было, а те редкие, которые с большим трудом доставались, были написаны МАСТЕРАМИ. Одним из глубоко почитаемых мною, по праву является просветлённый мастер,- Дхирендра Брахмачари, обучавщийся и получивший дикшу-посвящение, у такого же просветлённого мастера, Махариши Картикейи, который по преданию прожил 336 лет. Созданная этими замечательными мастерами,- ” Сукшма вьяяма”, является основным каждодневным обязательным утренним комлексом тонких динамических упражнений для больных и здоровых людей, разработанным и дошедшим до наших дней из традиционной школы Дхирендры Брахмачари.

Индия – родина Йоги. Из всех существующих на тот момент учителей, лишь Дхирендра Брахмачари смог проявить истинные (сидхис) сверхчеловеческие способности. Он был приглашён в наставники и стал личным врачом, первого лица в государстве,- Индиры Ганди. В 2011 году, я участвовал в программе подготовки преподавателей в Индии, организованной в международном ценре Йоги,-Syshymna. Как раз в это время проходил 10 ти дневный семинар 104- летнего Йога, который впечатляюще демонстрировал асаны из “Сукшма вьяямы”. Он отличался не только стройным, гибким телом, но и чувством юмора, живостью ума, свидетельствующей о развитом и сохранённом мозге, не смотря на свой преклонный возраст. Особенно если учесть, что сегодня, около 75% населения Нашей планеты старше 50-ти лет, страдают от проявлния болезни Альцгеймера – это частичная потеря памяти и неадекватная реакция во взаимодействии с реальностью.

После 3,5 лет обучения Йогатерапии и каждодневной практики этого замечательного комплекса, мы сдавали экзамены. Это происходило в доме отдыха, в Прибалтике, в течение полуторамесячного срока. К своей радости, экзамен мною был сдан на отлично и в 1989г. я получил свой первый сертификат с правом преподавания и присвоением квалификации -”мастер Ха Тха Йоги”.

Мудра-(энергетическое замыкание), формирует движение потока энергии, в соответвии с напрвлением заданном асаной, для получения и усиления соответствующего психоэнергетического и терапевтического эффекта.

Бандха-(энергетическая запруда), необходимая для накопления и перенапрвления движения энергии в зависимости от поставленной, практикующим задачи.

Три основные бандхи:
1. Джаландхара бандха: горловая.
а) Передняя с правильным наклоном головы и приведением подбородка к гортани.
б) Задняя с отведением подбородка вверх и головы,- назад.
В таком положении удерживается на шуньяке-(задержка после выдоха), или в зависимости от необходимости на кумбхаке- (задержка после вдоха), до ощущения малейшего дискомфорта.

2. Уддияна бандха: чревная или абдоминальная, в первом варианте, на фоне (шуньяки)-задержки дыхания после выдоха, живот втягивается внутрь к позвоночнику и поднимается под рёбра. Во втором варианте живот выпячивается вперёд, в сопровождении приподнятых рёбер и удерживается до малейшего дискомфорта на (кумбхаке)- задержке после вдоха. В некоторых текстах имеет своё отдельное название,- уддхара бандха.

3. Муладхара бандха: локализуется в тазу, её называют корневой. Для мужчин, специфическое сокращение мышц в области над уздечкой между анусом и гениталиями на три пальца внутрь. Для женщин, внутреннее мышечное сокращение в области шейки матки. Выполняется в соответствии с предписаниями, сопровождая конкректную асану, или в самостоятельном варианте.

Маха бандха: вариант при котором все три бандхи выполняются одновременно.

ВНИМАНИЕ – данное краткое описание не может быть инструкцией к выполнению бандх, тем более, что есть противопоказания и особенности с учётом индивидуального состояния. Кроме энерго структуры, на уровне физиологии, бандхи напрямую воздействуют на эндокринную систему. Требуется детальное ознакомление и специальное обучение для их правильного выполнения.

Асана-(поза или упражнение, выполняемое в статическом или динамическом режиме), один из основных развивающих аспектов практики Ха Тха йоги. Это то, что даёт реальную возможность восстановить сенсорно-моторные связи, диалог с телом, утраченный в современном неосознанном проживании и неправильном отношении к себе. Асана- это один из способов научиться самостоятельно диагностировать, исследовать и практически ознакомиться с природой и возможностями вашего тела.

Согласно классическим текстам по йоге, в асане ученик должен чувствовать себя комфортно, но чтобы довести выполнение каждой асаны до комфортного состояния, необходимо правильно настроившись, привести к согласию разум с душой и учитывая реальные возможности, без насилия над ним, договариваться с телом. Однажды вы поймёте, что благодаря такой каждодневной практике, меняется отношение к себе и это новое прекрасное качество в вас, незаметно начнёт проникать в вашу жизнь и изменит общение с другими людьми, а это не просто физическая активность, но много больше и важнее. Уйдут конфликты на внутреннем и внешнем плане, которые неминуемо отнимали часть жизненной энергии. Выполнение асан это прекрасное времяпрепровождения с самими собой, вместо того, чтобы убегая от реальности топить скуку в стакане со спиртным, пребывть в опустошающей праздности, или заниматься ещё какой нибудь ерундой, развернись к себе, добудь в огне практики, природой заложенный потенциал и тогда откроются лучшие двери в твою жизнь. Доказано, что достаточно 10-ти минут физической активности и начнёт вырабатываться эндорфин,- нейропептид, дающий ощущение радости, а после выполнения целого комплекса, у вас появится стойкое состояние удовлетвоения. Добросовестно и регулярно практикуя асаны, вы может быть откроете для себя, что каждая ваша клеточка и всё тело, создано разумом запредельного порядка. Сама природа, миллионы эволюционных лет формировала разум ваших клеток. Практикуя в асанах, одну из заповедей,- АХИМСА (не навреди), внимательно наблюдая и прислушиваясь, с интересом открываешь для себя голос тела. Различные звуки, внутренние пульсации, вибрации и покалывание- мурашки, реакцию меняющегося цвета кожи, потливость, моменты наступления дискомфорта, боли и усталости, изменения в состоянии сознания, частоте пульса и тонкое наблюдение меняющихся цветовых гамм в зрительном экране, слышание внутренних звуков,- нада, изменение температуры и потоки тепла в различных участках, дифференцированное ощущение напряжения и расслабления,- это целый мир внутри вас и всё, проявляющееся абсолютно закономернo. Представьте, в одной вашей клетке, записана эволюционно трансформированная за миллионы лет, генетически переданная и кармически обусловленная,- 7мью поколениями ваших предков, храняшаяся на уровне ДНК информация, которой больше, чем в целой акдемии наук. Лучшее к чему вы придёте, это на мой взгляд, вытекающее из понимания абсолютной закономерности и уникальности вашей внутренней сути, естесственное решение, стать у этого тела благодарным учеником. Поверьте хватит на всю жизнь и это лучшая, живая книга, которую вам доведётся прочитать, надо только выучить язык тела. Асаны это ваш шанс распознать величие законов природы, управляющих функцианальным взаимодействием ваших клеток и понять на сколько мал в сравнении с этим наш умишко. Увидев всю иллюзорность его обусловленных флуктуаций, тем самым, практикуя прийти к согласию с собой и смиренному отношению к окружающему нас реальному Миру. Осознать единство жизни внутри и снаружи, а ведь это и есть ЙОГА-ЕДИНЕНИЕ. При таком отношении “Сукшма Вьяяма” развернётся для вас совершенно иначе!

Однажды кому-то может показаться “Сукшма Вьяяма”, исчерпала себя, надоело одно и тоже каждый день, хочется разнообразия! Вспомните прекрасный пример из самой природы,- КАПЛЯ камень точит. Мягкая капелька, которую легко можно растереть, способна в каменной тверди выточить углубление. При каких условиях это возможно? Первое- регулярность, второе- капля постоянно должна капать в одну и ту же точку. Ну какое тут разнообразие? Исходя из этого приходит понимание, как трансформировать ваше тело. Это возможно только при включении механизмов адаптации на клеточном уровне. Напоминаю, ТЕЛО НЕ ВАМИ СОТВОРЕНО, и просто так реакцию приспособления не включить, нужен постоянный, т.е. каждодневный однонаправленный раздражитель, как с каплей! Только тогда вы сможете уговорить этот микро космос, состоящий из 10ти в шеснадцатой степени,-100000000000000000 клеток, включиться в настойчиво предлагаемую программу. Только так ваши клетки, обладающие своим мощным, направленным на выживание инстинктивным разумом, смогут поверить, что вам это действительно нужно. Но тем не менее, хочу заметить, разнообразие есть,- оно заключено в том бесконечном творчестве направленном на постижение тонких аспектов, находящихся внутри самой “Сукшма Вьяямы”. Это пожалуй как в нашей жизни, однажды вы скажете:” Мне надоело заниматься сексом с одним тем же человеком, есть одну и ту же еду и постоянно ходить на эту однообразную работу”. Дело не в вашей жене, работе или еде, просто ушла или нет ЛЮБВИ, которая способна переводить отношения в ранг творчества. В творчестве не результат является главным, только если вы заняты делом любимым-то само действие приносит радость. И ещё один пример из природы,- посаженное деревце не может сразу дать плоды. Его надо посадить в благодатную почву, в правильном месте, так чтобы солнышко освещало, да поливать и пропалывать, запастись терпением с пониманием того, что не сразу зацветёт и плоды не сразу и не быстро, по вашему желанию созреют, а только к осени. Нужно время и ход событий в полном соответствии с законами природы. Тоже самое и с природой вашего тела. Отнеситесь с пониманием и запаситесь терпением. Дальше только труд, основанный на знаниях. Внимательно выполняя этот комплекс каждый день, вы лучше познаете основные принципы, заложенные в третью ступень,- Ха Тха йогу и подготовите себя к постижению последующих.

Укореняясь в практике, со временем вы обнаружите, что происходит развитие,- от грубых, физических уровней, к более и более тонким. На следующем этапе вы углубляетесь в постижение психического, дальше энергетический и затем- информационный уровень, находящийся у истоков, фомирующих закономерные начала. Это и есть движение от грубой материи к тонкому духу, что полностью соответствует главной цели нашей жизни,- ЭВОЛЮЦИИ.

Терапевтические эффекты, сопровождают каждое отдельное упражнение, конечно при условии правильного выполнения асан. Но также и весь комплекс в целом оказывает несоизмеримо благотворное влияние на всю вашу биосистему. Раньше или позже, в зависимости от степени запущенности, вас начинают покидать болезни опорно-двигательного аппарата, головные боли, стабилизируется состояние нервной системы, улучшаются функции пищеварения, усвоения и выделительной систем. Стабилизируются нарушенные природные циклы и вес тела, улучшается память и скорость мысли, увеличивается выносливость, сила и гибкость, повышается сексуальная потенция и работа всей урогенитальной системы как у мужчин, так и женщин. Это поверьте не полный список того, что вы заслуженно приобретаете, ещё раз повторюсь, при условии добросовестного и осзнанного отношения, к регулярному выполнению “Сукшма Вьяямы”. Тело является инструментом в руках вашего сознания, а для того, чтобы инструмент звучал его надо настроить. Сукшма Вьяяма прекрасно отстраивает тело, снимает блоки на различных уровнях и тем самым позволяет жизненной энергии полноценно питать и поддерживать функцианальное взаимодействие как на клеточном уровне, так и межу разумом, душой и телом. Этот комплекс прекрасно подготовит вас к выполнению более сложных асан и придаст последующей практике истинный смысл и развивающую силу.

Здесь описаны некоторые особенности уникального комплекса, дошедшего до наших дней из глубокой древности. Наследие Йоги бережно передавалось из поколения в поколение лишь немногим посвящённым. Только то, что является действительно актуальным для самой жизни может пройти самоё серьёзное испытание,- временем. Сегодня эти знания стали доступными для всех желающих, но откроются, только лишь по настоящему страждущим. Чтобы зёрна проросли, почва должна быть благодатной. Станьте этой благодатной почвой, засейте в неё труд, основанный на знании древней мудрости и тогда обязательно прорастут плоды здоровья, радости и свободы!!!

Вьяяма – вспомогательные упражнения в йоге Большинство восточных боевых искусств и оздоровительных систем, так или иначе, помимо основных техник, включают комплексы подготовительных или разминочных упражнений – так, в частности, в японских боевых искусствах аналогичные упражнения называются «дзюнан тайсо», или «дзюнан ундо», а в китайском у-шу – «цзибеньгун».

Есть, разумеется, подобные упражнения и в йоге, хотя многие склонны видеть в комплексах йогических асан самодостаточную систему, не нуждающуюся в дополнениях. Традиционно принято считать, что роль «разминки» перед практикой асан в традиционной йоге играют комплексы сурья-намаскара: «несколько повторений сурья-намаскар перед началом занятий раскрепощают зажатые мышцы и суставы и облегчают последующее выполнение асан» (Свами Шивананда).

Аналогичного мнения придерживаются и в Бихарской школе йоги. В «майсорской школе» Кришнамачарьи, где практика асан совмещалась с выполнением «виньяс», построенных по тому же принципу, что и сурья намаскара (первые шесть движений в любой «виньясе» идентичны движениям сурья-намаскра), необходимости в выполнении отдельных комплексов сурья намаскара отсутствовала. соответственно, в «Аштанга виньяса йоге» Джойса, «Винийоге» Дешикачара, и других аналогичных направлениях, практически отсутствуют чисто разминочные упражнениях – их роль выполняет сама динамика тренировочных последовательностей.

Интересно, что Б.К.С. Айенгар, обучавшийся у Кришнамачарьи, убрав из своего варианта йоги «виньясы», и придав ей более мягкий и статичный вид, так и не ввел никаких особых упражнений для разминки, сделав акцент на «стоячих асанах», выполнение которых тоже приводило к разогреву всего тела и повышению гибкости. Однако, помимо упражнений сурья намаскара, существует еще специфический раздел техник, являющихся продуманной системой подготовительных упражнений, предваряющих практику асан. Таким разделом являются техники «вьяяма».

«Вьяяма», или «вияма», означает «растягивать», «разрабатывать» – таким образом, эти техники «по определению» являются разминочными упражнениями. Традиционно, упражнения «вьяяма» подразделяют на две категории – «сукшма» («мягкие») и «стхула» (жесткие»). Невзирая на кажущуюся простоту и незамысловатость, упражнения «вьяяма» являются совершенно уникальной системой физического развитя – как это обычно бывает на Востоке, за простотой формы скрывается удивительное содержание… Действительно, без акцента на «внутреннюю работу» и особого дыхания, техники «вьяяма» внешне напоминали бы упражнения европейской гимнастики Линка или Мюллера, а то и армейские комплексы вроде «НПФП-82».

Впервые с этой системой упражнений и самим термином «вьяяма» наши энтузиасты йоги познакомились в семидесятые годы двадцатого века, после визита в СССР учителя йоги из Вишваятан Йогашрама (Кашмир, Индрия) Дхирендры Брахмачари. Его книга «Сукшма вьяяма», была долгое время доступна в «самиздатовском» варианте, и выдержала несколько «пиратских» изданий во времена «перестройки», пока, наконец, не вышла в «солидном» варианте в изд-ве София в 2000 году. В книге подробно описываются 48 техник раздела «сукшма вьяяма» и несколько упражнений «стхула вьяяма», а также приводятся подробные рекомендации по «отстраиванию» ширшасаны (стойки на голове), выполнению очистительных техник «шат карма» и вправлению смещенного пупка.

Так уж вышло, что, не особо вникая в тонкости пестрого разнообразия школ йоги в самой Индии, многие решили, что техники «вьяяма» являются специфической особенностью именно школы Дхирендры Брахмачари, на чем и успокоились… На самом деле, все обстоит иначе – и техники «вьяяма» имеют место в йоге большинства известных нам направлений. Так, в частности, известная своим «классическим» подходом и отсутствием техник «виньяса» Шивананда-йога, тем не менее, тоже включает в качестве разминочных упражнений техники «вьяяма». В книге Свами Шивананды «Йога и здоровье» (сноска – «Йога и здоровье», изд. София, 1999г.) прямо говорится: «Для того, чтобы лучше делать асаны, начните ежедневно выполнять упражнения на гибкость, основанные, главным образом, на вращательных движениях в суставах тела.» – и приводится комплекс из нескольких десятков упражнений, включающих техники для проработки всех суставов.

Все упражнения выполняются стоя, в мягкой, ненапряженной манере, от одного до пяти-шести повторений, чаще – по три повторения в каждую сторону, что характерно для техник раздела «сукшма вьяяма». Собственно, термин «вьяяма» в книге Свами Шивананды не упоминается, что характерно для его школы, во многом ориентированной на «западного» йогина, и часто использующей «европеизированные» названия, вроде «поза ребенка», «поза бабочки» вместо традиционных санскритских названий.

К сожалению, многие читатели попросту «пробегали» этот раздел глазами, считая разминочные упражнения недостаточно экзотичными, и стремились сразу же перейти к самому интересному – асанам и пранаяме – что и обусловило многочисленные травмы у «самодеятельных йогов», только и думавших о том, как бы побыстрее «сесть в лотос» и «встать на голову»… Свами Сатьянанда Сарасвати также рекомендует выполнение техник «сукшма вьяяма» перед началом занятий: «…Эта серия упражнений должна выполняться в начале ежедневной практики асан, чтобы разработать суставы и разогреть мышцы.

Они также рекомендуются начинающим, ослабевшим в результате болезни или по какой-либо другой причине, тем, кто страдает заболеваниями сердца, гипертоникам, а также всем тем, кто не обладает достаточной гибкостью для выполнения других асан.» (сноска – «АСАНА ПРАНАЯМА МУДРА БАНДХА», изд. София, 2000). Сатьянанда Сарасвати прямо называет эти техники «сукшма вьяяма», и ставит их в один ряд с такими вспомогательными упражнениями, как «паванамуктасана» (асаны, способствующие удалению газов из тела) и «шакти бандха» (упражнения, устраняющие «энергитические блоки»).

В отличие от комплексов Дхирендры Брахмачари и Свами Шивананды, где все упражнения выполняются стоя, комплекс Сатьянанды Сарасвати включает упражнения, выполняемые в положениях сидя и лежа. В направлении «крийя-йога» Парамахамсы Йогананды также существует комплекс упражнений «вьяяма», составленный им самим и называющийся «йогода», или «энергизирующие упражнения».

Комплекс состоит из 39 упражнений, включая техники, аналогичные упражнениям комплеса Дхирендры Брахмачари и некоторые элементы самомассажа. В комплексе «йогода» уделяется большее внимание концентрации на отдельных участках тела и мысленному «ведению» потоков энергии по телу. Как уже выше говорилось, «майсорская школа» йоги не включает, на сегодняшний день какие-либо специализированные техники «вьяяма».

Тем не менее, в трактате «майсорского» направления 19-го века «Шритаттва нидхи» встречаются некоторые техники, которые могли бы быть отнесены к категории «вьяяма» – это «кулачакрасана» (вращение прямыми руками в плечевых суставах) и «харинсана» (подпрыгивание с ударом пятками по ягодицам), они соответствуют упражнениями «пурна бхуджа шакти викасака» и «уткурдана» школы Дхирендры Брахмачари и аналогичным упражнениям комплекса «йогода» Парамахамсы Йогананды.

Итак – что же из себя представляют техники «вьяяма»? Это комплекс упражнений, выполняемых, в основном, из положения стоя, ноги вместе. Как и во многих разминочных комплексах, это движения сгибания-разгибания и вращения, задействующие шею, суставы рук и ног, и весь позвоночник. «Особенными» эти упражнения делают не сами движения, а координация их с дыханием, использование особого типа дыхания и коцентрация на отдельных участках тела («мармастхани дхарана»).

Как правило, каждое упражнение начинается с глубокого полного вдоха, выполняемого быстро (в манере «бхастрики»), или медленно (в манере «уджджай»), после чего следует выполнение одного или нескольких движений – на выдохе, либо на задержке. Одни и те же упражнения, в зависимости от степени сложности, могут выполняться по схеме «одно дыхание – одно движение», либо несколько поступательных движений на одном выдохе, либо даже на задержке с последующим выдохом.

Соответственно, движения, выполняемые в более мягкой манере и без особого напряжения, относятся к категории «сукшма», те же, что выполняются с напряжением мышц, на задержке или с акцентированным выдохом, как правило, относятся к разряду «стхула». И внешне, и по сути, такое деление напоминает соответствующие разделы в китайском «ци-гун» – «мягкий» («жоугун», или «дао инь») и «жесткий» («ин гун»). В некоторых случаях, дыхание при выполнении упражнений свободное, или произвольное – это относится к таким упражнениям, как бег на месте («хрид гати») – или в такт движениям.

Совершенно особый тип дыхания используется в упражнениях комплекса «йогода» Парамахамсы Йогананды – т.н. «двойное дыхание». Оно заключается в том, что вначале выполняется короткий резкий вдох через нос, за которым следует длинный и сильный вдох, полностью наполняющий легкие, а, затем, сразу же двойной выдох через нос и рот – короткий, а потом длинный: «Ха… Ха-а-а-а…». Некоторые техники «вьяяма», возможно, были заимствованы из традиционной индийской атлетической гимнастики «дхандал», напоминающей известную «волевую гимнастику Анохина», заключающуюся в выполнении изометрических упражнений и упражнений с самосопротивлением.

Упражнения «дхандал» – это движения, выполняемые медленно через напряжение мышц всего тела, или напряжение с концентрацией отдельных участков тела и конечностей. Также эти упражнения напоминают китайскую гимнастику «и-цзинь-цзин», где тоже используется подобный принцип. Другие техники, включая прыжки на месте, глубокие приседания, и т.п., очевидно, были взяты из традиционной системы подготовки индийских борцов-малла.

Описываемые в трактате «Малла-пурана», упражнения категории «альпашрама», включавшие техники «вартана» (вращения, скручивания), «байтхака» (глубокие приседания «враскачку»), и подобные, вполне могли быть включены в раздел «сукшма вьяяма», а упражнения «ардхашрама», требующие больших усилий, и развивавшие силу и выносливость – в раздел «стхула вьяяма», при этом чисто физические упражнения творчески переосмысливались практикующими йогинами, и наполнялись новым содержанием.

Система «вьяяма», таким образом, представляет собой уникальный комплекс разнообразных упражнений, в том числе, самых простых, пригодных для ослабленных и болезненных людей – что делает ее незаменимой для начинающих в йоге, работы с детьми и пожилыми людьми, в йога-терапии. К сожалению, на сегодняшний день, в СНГ уделяется слишком мало внимания этим упражнениям – и совершенно зря.

Будучи не только вспомогательными упражнениями к основному комплексу хатха-йоги, но и самостоятельной системой психофизического развития, не уступающей тому же китайскому «ци-гун», система «вьяяма» должна занять свое достойное место в фундаменте величественного здания йоги… Б.Бидичев (Сомананданатха) Сукшма-вьяяма Вьяяма? это система упражнений йоги, самостоятельный богатый раздел йогической практики.

Основное значение слова вьяяма (санскр. vyayama) – упражнение, но его часто переводят вторым и третьим значением – вращение, разминание. Это не совсем корректно с точки зрения методики вьяямы, которая содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными. Наилучшим образом характеризует сущность вьяямы основное название упражнений – викасака (с ударением на втором слоге). Викасака (санскр. vikasaka – открытие, расширение, углубление) ? это проработка различных частей тела, снятие так называемых блоков и зажимов, оказывающее влияние как на физическое, так и на психическое состояние.

Название так и указывает на прорабатываемую область – части тела, чакры, мармы. Например, капхони-шакти-викасака – раскрытие, улучшение силы локтя. В данном случае сила это комплексное понятие, включающее в себя силу, выносливость, подвижность и гибкость. Практика вьяям имеет достаточно широкое распространение в Индии. Кроме широко известной в России школы Дхирендры Брахмачари, вьяямы практикуются во многих школах йоги и боевых искусств Севера и Юга. В 1956 году в Мадрасе (ныне Ченнай) была опубликована книга Айяра (S.S.Aiyar) Йога Вьяяма Видья.

Знаменитая книга Дхирендры Брахмачари «Йога Сукшма Вьяяма» была переведена и опубликована в 2000 году в киевском издательстве София и с тех пор выдержала немало переизданий. Позже мне посчастливилось переводить вторую книгу Дхирендры Брахмачари «Йогасана-виджняна», что тоже дало свой вклад в понимание практики, как и занятия у продолжателей Школы – Бал Мукунд Сингха и Рейнхарда Гаментхаллера. Вьяямы могут практиковаться как начинающими разного возраста и с разной начальной подготовкой с целью постепенного развития культуры движения, качественной подготовки к практике асан и виньяс, проработки суставов и связок, снятия блоков и зажимов, так и продолжающими и опытными практиками йоги с целью улучшения координации, развития равновесия, проработки моментов, не задействуемых в статике, увеличения жизненной емкости легких и т.д. По тем же причинам практика вьяям может быть полезна в тренировке танцоров, практиков боевых систем, что подтверждает мой опыт как инструктора Традиционного японского фехтования Школы Катори.

Вьяямы делятся на две группы: сукшма (санскр. sukShma – тонкий) и стхула (sthula – плотный, грубый), т.е. «упражнения тонкого воздействия», действующие на один участок тела или на несколько соседних, и «упражнения мощного воздействия», которые воздействуют на всё тело. При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело. Кроме основной схемы движения сверху вниз – от головы к стопам последовательно по всем частям тела могут применяться и другие методы – например проработки от периферии к центру.

Общие наставления

1. Упражнения йоги лучше всего выполнять на рассвете, на открытом воздухе. Но их также можно делать и в другое время около открытого окна.

2. Приступая к упражнениям, надо очистить кишечник. Избегать купания в течение 2-3 часов после исполнения упражнений, но ванну можно принять непосредственно перед началом. Принимать пищу и питье не следует за 4 часа до начала упражнений.

3. Всегда выполнять упражнения босиком на коврике или пледе, расстеленном на твердой и ровной поверхности. Одежда должна быть по возможности более легкой и свободной, не стесняющей движений.

4. Вначале для новичков будет трудно правильно выполнять упражнения и принимать нужные позы, но со временем многие из начинающих овладевают этим мастерством, особенно это легко для молодых. Люди среднего возраста при выполнении упражнений не должны переутомляться, испытывать неудобство и боль.

5. Упражнения, описанные в этой книге, следуют методике, принятой в Вишваятан-Йогашраме. Практикующим желательно иметь гуру, или учителя, из Ашрама, хотя бы на начальном этапе. После этого можно заниматься самостоятельно, пользуясь инструкциями, данными в этой книге. Есть позы, упражнения и очистительные процедуры, которые не следует выполнять без присмотра специалиста. Они будут особенно отмечены в книге.

6. Очистительные процедуры, которые описаны в конце книги, некоторым могут показаться неприятными и необязательными, однако они являются существенной частью процесса совершенствования тела и ума. Следовательно, чтобы добиться лучших результатов, необходимо выполнять их. Однако к очистительным процедурам следует приступить постепенно, уже после того, как вы овладели навыком выполнения упражнений.

7. Дыхательные упражнения по западной системе, какими бы глубокими они ни были, являются медленными и беззвучными. При выполнении некоторых йоговских упражнений дышать нужно глубоко и быстро с резкими и быстрыми вдохами и выдохами, сопровождаемыми некоторого рода шумом, наподобие того, который издают работающие кузнечные мехи. При описании упражнений этот метод для краткости будет называться «кузнечные мехи». Там, где он не требуется, дыхание обычное, вдох и выдох через нос.

Несколько слов о некоторых из упражнений:

После выполнения всех сорока восьми упражнений вы должны принять «позу трупа» (шавасану). На первый взгляд кажущаяся простой и незначительной, эта поза дает вашему телу полный отдых. Шавасана - одна из самых важных в йоге поз. Она создает плавность циркуляции и равномерный приток крови ко всем органам и возвращает силы уставшему телу. Лежите в этой позе до тех пор, пока ваше дыхание и пульс не придут в нормальное состояние.

Фото 78

Шавасана: Лежим, полностью расслабившись.

Упражнения с 9 по 21, с 34 по 38 и с 42 по 48 предназначены для повышения тонуса мускулатуры и улучшения подвижности суставов.
Во всех упражнениях для развития мускулатуры имеется также некоторый элемент дыхательного упражнения. Благодаря дыхательным упражнениям организм получает необходимое для работы мышц количество кислорода. Кроме того, дыхательное упражнение влияет на ритмичное сокращение и расслабление мышц. В результате улучшается кровоснабжение организма, чем объясняется снижение утомляемости при выполнении этих упражнений.
Обычные упражнения, в которых делается упор на сокращение мышц, приводят к плохой гибкости суставов и другим нежелательным последствиям, так как мышцы плохо снабжаются питательными веществами при их расслаблении.
При выполнении же вышеописанных упражнений улучшается циркуляция крови через все сосуды. Они особенно полезны для ножных вен, находящихся под самой большой нагрузкой. Если мышцы не тонизированы, то кровеносные сосуды будут расширяться, и в конце концов могут появиться варикозные вены. А это, в свою очередь, уменьшает поступление питательных веществ к ногам, и в итоге ухудшается здоровье.

В статье будем подробно рассматривать первые две части книги, т.к. они являются наиболее простыми и доступными для понимания и практики, но и о других частях тоже краткие прояснения изложим.

Сначала давайте разберёмся в том, что такое «Сукшма-Вьяяма» .
В переводе на русский «Сукшма» означает «тонкий», «простой», а «Вьяяма» - упражнение, следовательно «Сукшма-Вьяяма» - это система простых упражнений. Многие берут, за основное значение, слово «тонкий», указывая на влияние данных практик на «тонкие» структуры, что, безусловно, тоже правильно, но мы считаем, что наиболее подходящим переводом служит слово «простой», т.к. «Сукшма-Вьяяма» включает в себя именно простые упражнения, которые доступны широкому кругу людей.

Расскажем об эффективности и эффектах «Сукшмы-Вьяямы».

«Сукшма-Вьяяма» является отличной, и даже идеальной, утренней практикой, которая укрепляет, очищает и (при необходимости) готовит к более сложным упражнениям йоги.
Многие знают или слышали про интервальные тренировки (Tabata и HIT протоколы). «Вьяямы», по своей сути, являются достаточно древними видами интервальных занятий, и эффект от них может превосходить результаты от модных Табата-тренировок.
Последовательность упражнений, входящих в состав «Сукшма-Вьяямы», которую передал , выделяется тем, что её можно сделать всего за 20...30 минут (при достаточном опыте), проработав все части тела и выполнив самые важные очистительные практики (бхастрика, капалабхати, агнисара-дхаути, наули).

«Сукшма-Вьяяма» обладает достаточно мощным воздействием на весь организм:

  • улучшается обмен веществ
  • стимулируется работа всех систем человеческого организма
  • укрепляются различные группы мышц, связки и сухожилия
  • оказывается благотворное воздействие на суставы и позвоночник
  • повышается выносливость
  • развиваются скоростные и координационные навыки
  • дыхание постепенно «опускается», становится правильным и эффективным
  • увеличивается запас жизненной энергии
  • улучшается настроение
Список можно ещё долго продолжать. Все эти результаты появляются именно при регулярной практике «Сукшма-Вьяямы».

«Сукшма-Вьяяму» можно назвать проверенной, т.к. по приглашению Дхирендры Брахмачари, и под его руководством, индийские врачи проводили многочисленные исследования в Вишваятан йогаашраме с целью доказать и обосновать их пользу для здоровья человека.

Рекомендуем посмотреть фильм Сукшма-Вьяяма (лучший путь к здоровью)


И обязательно скачайте и прочитайте книгу

  • Разделы сайта