Организационные аспекты проведения спортивных соревнований. Организация я проведение соревнований

ДЕРЖАВНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД

ЗАПОРІЗЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

МІНІСТЕРСТВА ОСВІТИ І НАУКИ МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

Факультет фізичного виховання

Кафедра теоріі та методики фізичноі культури і туризму

з дисципліни "Організація масовоі фізичноі культури"

На тему:"Методика организации физкультурно-спортивных соревнований в ВУЗах "

студентки I курсу

факультету фізичного виховання

Сидоренко А.Є.

Перевірив: викладач

Конох О.Е.

Запоріжжя 2012

План

Введение

1. Организация и проведение спортивных соревнований.

1.1. Сущность спортивных соревнований.

1.2. Основные вопросы организации спортивных соревнований.

2. Массовые оздоровительные, физкультурные, спор­тивные соревнования.

4. Планирование и организационные формы.

5. Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады).

6. Основные особенности в спорте и физическом воспитании.

Заключение

Список литературы

Введение

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека. Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

1. Организация и проведение спортивных соревнований.

1.1 Сущность спортивных соревнований.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

1.2. Основные вопросы организации спортивных соревнований.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать студентов к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки студентов.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников, он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Общие требования безопасности:

К спортивным соревнованиям допускаются учащиеся не имеющие противопоказаний по медицинским показателям и прошедшие инструктаж по технике безопасности;

Участники спортивных соревнований обязаны выполнять правила их проведения;

При проведении соревнований возможно причинение травмы в результате падения на скользком или твердом грунте, при столкновении нескольких участников;

Участникам соревнований необходима иметь спортивную одежду и обувь, соответствующую сезону и погоде;

- о каждом несчастном случае немедленно сообщить классному руководителю;

Требования безопасности перед началом соревнований:

Надеть спортивную одежду и спортивную обувь с нескользкой подошвой, соответствующую сезону и погоде;

Ознакомиться с местом проведения соревнований;

Провести разминку;

Требования безопасности во время соревнований:

Начинать соревнования и заканчивать их только по сигналу судьи соревнований;

Не нарушать правил, строго выполнять все команды подаваемые судьей соревнований;

Избегать столкновений с другими участниками соревнований;

При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

При плохом самочувствии прекратить участие в соревнованиях и сообщить об этом судье соревнований;

При получении травмы, немедленно сообщить судье соревнований, классному руководителю, оказать само и взаимопомощь.

Требования безопасности по окончании соревнований:

Снять спортивную одежду и обувь;

Вымыть лицо и руки с мылом;

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»


Л Л Малетина

И Н С Т Р У К Ц И Я

Правила поведения во время субботника.

Общие требования:

Для участия в субботнике допускаются учащиеся не имеющие противопоказаний по медицинским показателям прошедшие инструктаж по технике безопасности

Учащиеся обязаны быть в удобной, соответствующей одежде, при себе иметь необходимый инвентарь;

Во время работы обучающиеся обязаны выполнять требования безопасности при выполнении определенных видов работ, указания классного руководителя;

Требования безопасности во время работы:

Правильно и точно выполнять поставленную задачу;

Инструмент и приспособления использовать только по назначению;



Не отлучаться без разрешения классного руководителя или руководителя работ, до окончания субботника;

Требования безопасности при аварийных ситуациях:

При возникновении условий угрожающих жизни и здоровью – немедленно прекратить работу и сообщить классному руководителю или руководителю работ

В случае получения травмы, немедленно обратиться за помощью к классному руководителю, оказать само и взаимопомощь, при необходимости обратиться в лечебное учреждение.

По окончании работ:

Доложите об окончании работ;

Сдайте инвентарь;

Вымойте лицо и руки с мылом.

Разработал преподаватель-организатор ОБЖ. А. М. Калинин.

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Постановлением профсоюзного комитета Директор МОУ КСШ№2
Л Л Малетина

Протокол №_____от « » « » 2010 г. « » « » 2010г.

И Н С Т Р У К Ц И Я

Внимание терроризм!

Общие правила безопасности:

К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда.

  • Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном классному руководителю;
  • Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки,
  • Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло, помните, что паника может спровоцировать террористов и ускорить теракт, а также помешать, властям предотвратить преступление или уменьшить его последствия.

При обнаружении подозрительных предметов, следует соблюдать следующие меры безопасности:

  • Не трогайте руками и не касайтесь с помощью других предметов.
  • Не трясите, не бросайте, не сгибайте, не открывайте.
  • Место обнаружения предмета немедленно покиньте, ограничьте круг лиц знающих о вашей находке;
  • Незамедлительно сообщите о случившемся классному руководителю или дежурному администратору;
  • Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. д.;
  • Не подходите к взрывным устройствам и подозрительным предметам.

Когда происходит захват заложников, следует помнить, что:

  • Только в момент захвата заложников есть реальная возможность скрыться с места происшествия.
  • Настройтесь психологически, что моментально вас не освободят, но помните, что освободят вас обязательно.
  • Ни в коем случае нельзя кричать, высказывать свое возмущение.
  • Если начался штурм, необходимо упасть на пол и закрыть голову руками, старайтесь при этом занять позицию подальше от окон и дверных проемов.
  • Держитесь подальше от террористов, потому что при штурме по ним будут стрелять снайперы.
  • Если вы получили ранение, главное – постараться остановить кровотечение, перевязав рану. Окажите помощь тому, кто рядом, но в более тяжелом положении.
  • Не следует брать в руки оружие, чтобы вас не перепутали с террористами.
  • Не старайтесь самостоятельно оказать сопротивление террористам.
  • Если на вас повесили бомбу, нужно без паники голосом или движением руки дать понять об этом сотрудникам спецслужб.
  • Фиксируйте в памяти все события, которые сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов.

Если вы оказались в завале:

  • Не старайтесь самостоятельно выбраться.
  • Постарайтесь укрепить "потолок" находящимися рядом обломками мебели и здания.
  • Отодвиньте от себя острые предметы.
  • Если у вас есть мобильный телефон – позвоните спасателям по телефону "112".
  • Закройте нос и рот носовым платком и одеждой, по возможности намоченными.
  • Стучите с целью привлечения внимания спасателей, лучше по трубам.
  • Кричите только тогда, когда услышали голоса спасателей – иначе есть риск задохнуться от пыли.
  • Ни в коем случае не разжигайте огонь.
  • Если у вас есть вода, пейте как можно больше.

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования - одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования - яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Важная мера организационно-методического характера - это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:

1. Название соревнований.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.


6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)

8. Форма награждения.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.



Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному


виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры одной или нескольких школ.

Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это - отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.



Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

2.2 Особенности методики обучения

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.


На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если


воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скорость и в определенном направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру.

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.


В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Дети старшего дошкольного возраста усваивают такие действия с мячом и без мяча. За отвлекающие действия ребята поощрялись тогда, когда это помогало освободиться от опеки товарища, выйти на свободное место для получения мяча или занять удобную позицию для броска мяча в корзину или его передачи. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры.

2.3 Условия проведения учебного процесса

Игры с мячом проводятся весной, летом, осенью во время прогулок. Продолжительность их 15-20 минут. Целесообразно сочетать игры на прогулке с занятиями по физической культуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовать во время прогулки после дневного сна и наоборот. Нецелесообразно сразу после окончания занятий: рисованием, математикой, родным языком и др. - проводить обучение элементам баскетбола во время прогулки. Лучше дать детям возможность некоторое время заниматься другими видами деятельности: дети устают на занятиях, а для усвоения определенных действий с мячом, правил игры им придется опять сосредоточить внимание, думать, что приведет к дополнительной мыслительной нагрузке.

Некоторые игры, подводящие к баскетболу целесообразно проводить с подгруппой детей, сочетая их с другими упражнениями спортивного характера, или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с мячом и структурой игры надо подвести детей к самостоятельным играм с мячом без непосредственного руководства воспитателя. Если одна подгруппа детей


играет с мячом, воспитатель может в это время руководить другой подгруппой по выполнению спортивных упражнений или совершенствованию основных движений, не оставляя совсем без контроля играющих детей.

2.4 Оборудование площадок и инвентарь для игры

Корзины надо использовать со щитом, длина которых 120 см., высота 90 см., внутренний диаметр корзин 45 см. Сетка должна иметь длину 40 см. Корзины подвешиваются не ниже 180 см., не выше 200 см. над уровнем площадки. Щиты делаются из целого прочного дерева, поверхность их окрашивается белым цветом, а края обводятся красной линией шириной 5 см.

Мячи можно использовать разного веса и диаметра. При обучении ведению мяча лучше пользоваться надувными мячами. Детские резиновые мячи плохо отскакивают от пола, и, ведя их, дети прилагают большие усилия, что ведет принятия неправильной стойки.

Наиболее удобная для игр с мячом площадка длиной 13 м., шириной 7 м. На площадке следует отметить боковые и лицевые линии и круг для розыгрыша спорных мячей в центре площадке диаметром 1,8 метра. Площадки могут быть разного покрытия, но лучше всего деревянные - их легко чистить, от них хорошо отскакивает мяч.

Проведение игры возможно и в спортивном зале детского дошкольного учреждения. Оборудование и инвентарь соответственно площадке.

2.5 Примерная программа соревнований команд-классов по
баскетболу (5-8 класс)

Класс

ЭСТАФЕТА. Каждая команда выстраивается в колонну. Мячи в руках у направляющих. По сигналу судьи направляющие ведут мяч (8-10 м), останавливаются (в два шага), выполняют поворот кругом и передают мяч


очередному игроку своей команды. После передачи возвращаются в конец колонны.

За нарушение правил игры в баскетбол и эстафеты (пробежка, преждевременный выход навстречу мячу, двойное ведение и т.п.) команда за каждого «нарушителя» получает по 5 штрафных секунд. За неучастие в эстафете каждый допущенный к соревнованиям ученик приносит своей команде 10 штрафных секунд.

Места команд определяются по наименьшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления общей суммы времени, затраченного командой на выполнение упражнения, и штрафного времени на количество участников класса в эстафете.

Класс.

ЭСТАФЕТА. Команды выстраиваются в колонны, каждая лицом к баскетбольному щиту справа от него, на расстоянии 10-15 м. По сигналу судьи направляющие ведут мяч, в 3-4 м от щита ловят его и производят бросок по корзине одной рукой от плеча после двух заключительных шагов в прыжке. Подобрав забитый или отскочивший от щита мяч, они передают его следующим игрокам своих команд и становятся в конец колонн.

За каждое непопадание мячом в корзину с использованием требуемого приема без нарушений правил игры в баскетбол команда получает по 4 штрафных секунды. За использование другого способа (бросок с места, бросок двумя руками, бросок снизу и т.п.) или нарушение правил игры в баскетбол (пробежка, двойное ведение) каждый нарушитель приносит своей команде по 8 штрафных секунд. В этом случае штраф за непопадание не плюсуется. За неучастие в эстафете каждый заявленный игрок приносит своей команде по 15 штрафных секунд.

Места команды (школы) определяются по наименьшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления общей суммы затраченного командой времени на выполнение упражнения и штрафного времени на количество участвующих в эстафете.


Класс

1. ЭСТАФЕТА. Аналогична приведенной для 7 класса, но расстояние
до щита, проходимое участником, -15-20 м, бросок по корзине разрешен
любым способом в движении.

За каждое непопадание в корзину, команда получает по 5 штрафных секунд, за нарушение правил эстафеты или правил игры в баскетбол - 10 штрафных секунд. В этом случае штраф за непопадание не плюсуется. За неучастие в эстафете каждый заявленный игрок приносит своей команде по 20 штрафных секунд. Места команд (школы) в эстафете определяются так же, как в 6 классе.

2. СОРЕВНОВАНИЕ КОМАНД в количестве попаданий мячом в
баскетбольную корзину с линии штрафного броска. Каждый участник в
течение 30 секунд производит три броска способом двумя руками от груди
или снизу. Попадание засчитывается при условии соблюдения правил
штрафного броска.

Места команд (школы) в этом упражнении определяются по наибольшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления суммы очков, набранной командой, на количество заявленных участников.

Места команд (школы) в соревнованиях определяются по наименьшей сумме мест-очков, набранной ими в двух упражнениях.

Класс

1. ЭСТАФЕТА аналогична приведенной для 7 класса, но с обводкой
препятствий (3-5 предметов, расположенных на одной прямой линии) в Зм
друг от друга. Расстояние от щита до линии начала 15-20м. Бросок по
корзине любым способом в движении. Штраф соответственно 5, 10 и 20
секунд.

Места команд (школы) в эстафете определяются так же, как в 7 классе.

2. ИГРА «СНАЙПЕР». Игроки каждой команды поочередно с пяти
разных (определенных) точек площадки производят броски по корзине.


Первоначально вся команда выстраивается в колонну по одному у первой точки («А»). Попав в корзину с точки «А», ученик получает право на внеочередной бросок с точки «Б» и т.д. Если бросок не достигает цели, учение повторяет его с той же точки до^-тех пор, пока не попадет в корзину, но каждый раз снова в порядке общей очереди. Каждое попадание дает команде 3 очка. За неучастие каждого заявленного игрока снимается 12 очков.

Время игры для команды определяется путем перемножения 15 секунд (или 20) на количество фактически участвующих.

Места команд (школы) в данном упражнении определяются по наибольшему количеству очков.

Места команд(школы) в соревнованиях определяются по наименьшей сумме мест-очков, набранной ими в двух, упражнениях.

ПРИМЕЧАНИЕ. 1. Во втором упражнении для 7 и 8 классов подбирать мячи и передавать их следующему может специально выделенный человек. 2. В упражнении 2 для 7 класса, в зависимости от количества баскетбольных щитов и величины судейской бригады, класс команда может быть разделен на подгруппы.

Эта статья будет полезна, прежде всего, спортсменам. Здесь вы узнаете каким должно быть правильное питание спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям, что можно и нельзя употреблять в пищу спортсменам и многое другое.

Современному спорту присущи интенсивные физические нагрузки, высокое нервно‐эмоциональное напряжение борьбы, нацеленность на рекордные результаты. Процесс подготовки к соревнованиям требует от спортсмена огромных затрат времени и включает, как правило, двух‐ или трёхразовые ежедневные тренировки, оставляя все меньше возможностей для отдыха и полного восстановления физической работоспособности.

Мощным средством восстановления является правильное питание спортсменов . Именно питание способно расширить границы адаптации организма спортсмена к экстремальным физическим нагрузкам. Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов требует от спортсмена большого напряжения физиологических резервов и психических возможностей, что часто приводит к перенапряжению физиологических систем и снижению функционального состояния организма в целом. Это проявляется, в частности, в значительных изменениях резистентности организма спортсмена, что обусловливает снижение сопротивляемости инфекциям, возникновению аллергических реакций и других заболеваний. В этой связи важным является нормализация взаимодействия нагрузки и восстановления организма как факторов, которые обусловливают адаптационные процессы. В этих процессах большое значение придается сбалансированному питанию, позволяющему учитывать также воздействие неблагоприятных экологических факторов и особенности климатогеографических условий.

Полноценное питание - значит полное снабжение организма всеми жизненно необходимыми питательными веществами от витамина A до микроэлемента цинка. Полноценное питание - это вопрос грамотного выбора пищевых продуктов и их сочетаемость. Мы потребляем не изолированный витамин A, холестерин, жир и натрий, а продукты питания, которые содержат эти пищевые единицы как свои составляющие. Никакие пищевые продукты в отдельности не могут предоставлять все необходимые питательные вещества. Однако не существует также никаких продуктов питания, которые бы приносили либо только пользу, либо только вред. Поэтому ключ к правильному питанию всегда лежит в соответствующем количестве и комбинации продуктов.

Несмотря на важную роль фармакологических препаратов и «искусственных» методов поддержки организма спортсмена, они никогда не заменят здоровую пищу. Занятия спортом, безусловно, положительно влияют на здоровье, но если имеют место постоянные тренировки, то необходимо очень внимательно относиться к рациону питания. При отсутствии скорректированной диеты у спортсмена возникают различные дефицитные состояния, которые впоследствии приводят к расстройству работы систем организма. Это может сопровождаться снижением работоспособности, иммунитета, аппетита, а также нарушением координации и сна, апатией (или раздражительностью), остеопорозом (проявляющимся как боль в суставах и костях), миалгией (боль в мышцах) и артралгией. Полноценное и сбалансированное питание всегда было, есть и будет важным фактором обеспечения хорошего самочувствия, но планы питания большинства обычных людей едва позволяют им покрыть расходы организма на самые существенные и простые процессы жизнедеятельности, такие как кровообращение, дыхание, пищеварение, деятельность мозга и поддержание температуры тела.

Планирование питания и ответственные соревнования. Для того чтобы спланировать питание при подготовке к ответственным соревнованиям, необходимо понимать, как организм запасает и сжигает топливо - и жиры, которые имеются в виде подкожных отложений и в форме жировых кислот в мышцах, и углеводы, хранящиеся в виде гликогена в мышцах и печени. Когда организм нуждается в определенном количестве энергии, он превращает эти запасы топлива в глюкозу и посылает ее в мышечные клетки. Там кислород помогает расщепить ее, превратив в аденазинтрифосфат (АТФ). В течение всего нескольких секунд АТФ смешивается с водой, затем вновь расщепляется, выделяя тепло. Часть этого тепла помогает сокращению мышц. Остальная дает ощущение тепла (этим объясняется тот факт, что дрожь — непроизвольные мышечные сокращения - согревает).

Для того чтобы превратить жиры в глюкозу для горючего, организму необходимы и углеводы, и кислород. Таким образом, количество углеводов (в виде гликогена) которое хранится в печени и мышцах, определяет, насколько долго организм способен продолжать выполнение физической нагрузки. Когда запасы гликогена в печени иссякнут, это будет означать, что организм лишился основного горючего, необходимого для работы мозга — появится слабость, озноб, начнет кружиться голова, потеряется ясность мысли и может бросить в холодный пот. Из этого состояния можно выйти очень быстро, поев пищу, богатую углеводами. Если запас мышечного гликогена действительно исчерпан, то для того, чтобы восстановить его запасы, понадобится не менее 10 часов.

Согласно одной спорной теории, питье разбавленного раствора сахара во время - но не перед забегом - может восполнить предстоящую потерю мышечного гликогена, но никаких достоверных доказательств тому нет. Известно лишь, что этот процесс может вызвать обезвоживание организма, что представляет собой реальную угрозу в жаркую погоду. Даже во время наиболее эффективной аэробной стадии работы все равно частично осуществляется анаэробный процесс, и некоторое количество молочной кислоты накапливается в организме. По мере того как мышцы продолжают сокращаться, они посылают молочную кислоту в кровоток, освобождаясь от нее, поскольку несут наиболее значительную физическую нагрузку.

До тех пор пока организм получает достаточное количество кислорода, печень превращает лактат в дополнительное горючее. Если же физические нагрузки превышают возможности организма, печень оказывается неспособной полностью удовлетворить потребности организма; молочная кислота накапливается в мышцах, вызывая боль, и спортсмен вынужден прекратить движение, так как не способен продолжать упражнение.

Правильное питание спортсменов перед соревнованиями. То, что съедено за 12 часов до тренировки или соревнований, определяет количество гликогена, отложенного в организме для предстоящей работы. Пища, принимаемая за 4 часа до начала занятий, едва ли может оказать влияние на качество работы, поскольку не успеет переработаться организмом и превратиться в необходимое количество энергии. Поэтому предстоящее участие в забегах на длинные дистанции, любых других соревнованиях требует очень внимательного планирования. Поскольку многие из них начинаются рано утром, ужин за день до этого обычно является для организма последней возможностью запастись горючим.

Ешьте побольше картофеля, хлеба из цельных зерен, соусов, риса и других углеводов — до тех пор, пока это не даст прибавки в весе. Ешьте очень мало жиров — они затрудняют пищеварение. Избегайте специй, поскольку это может развить диспепсию от продуктов, способных вызвать вспучивание и образование газов, таких, как бобовые, капуста. В этом последнем приеме пищи должно содержаться мало клетчатки, поскольку ее употребление в течение 24 часов до напряженных физических усилий может вызвать расстройство желудка. Это значит, что надо отказаться от салатов и свежих фруктов. В случае расстройства желудка необходимо отказаться от хлеба из цельных зерен, молока или кофе. Следует также отказаться от соли, исключив сосиски и другие подсоленные продукты.

Нормально солить пищу во время приготовления, и, таким образом, в организме ее окажется достаточно для того, чтобы предохраниться от теплового удара, и не потребляйте ее в слишком больших количествах. Соль может вызвать в клетках организма потребность в дополнительной жидкости, что замедлит движения, сделает их неуклюжими. Не следует есть менее чем за 2 часа до любой физической нагрузки. При подготовке к очень важным соревнованиям последний прием пищи (завтрак или обед) должен состояться за 4 часа до старта. Если начать выполнение напряженных физических нагрузок раньше того, как пища будет полностью переварена, могут появиться тошнота, боли в боку, вызванные скоплением газов, и это, возможно, даже заставит сойти с дистанции. Многие слишком нервничают и вообще ничего не едят за 5 или 6 часов до большого соревнования.

Когда вы едите перед соревнованиями, то пища должна быть легкой. Простые и рафинированные углеводы, такие, как изделия из белой муки и фруктовые соки, перевариваются гораздо быстрее и содержат меньше клетчатки, чем сложные углеводы, такие, как каши из цельных зёрен. Избегайте жиров и белков, потому что они удлиняют процесс опорожнения желудка. Цель питания в это время заключается в том, чтобы пища из желудка как можно скорее попала в кровь, если вы хотите выступать на пустой желудок. Еда перед соревнованиями не даст дополнительной энергии спринтерам потому что у них состязание будет закончено к тому моменту, когда углеводы превратятся в горючее. При занятиях видами спорта на выносливость, наоборот, можно использовать некоторое количество вновь образованного организмом гликогена.

Если есть необходимость что‐то съесть перед соревнованиями, то следует отказаться от твердой пищи, лучше жидкие диеты, специально предназначенные для этой цели. Они предоставляют необходимое количество питательных веществ для мышц и быстрее выводятся из желудка, чем твердая пища, поэтому такие жидкие смеси и продукты можно употреблять и незадолго до соревнований. Распространившееся заблуждение о том, что, соблюдая спортивную диету в течение нескольких недель перед ответственными соревнованиями, можно обрести хорошую форму - неверно. В соревновательный период вообще очень рискованно менять свой рацион питания, так как такие «эксперименты» ни к чему хорошему привести не могут. Организм, привыкший к одной пище, не сможет быстро «освоиться», что, несомненно, скажется на результате.

Общие особенности питания спортсменов. Известно, что в теле взрослого человека, весящего около 70 кг, содержится около 40 кг воды, 15 кг белка, 7 кг жира, 3 кг минеральных солей и 0,7 кг углеводов. Также подсчитано, что за 70 лет жизни он выпивает 50 тонн воды, съедает 2,5 тонн белка, 2,3 тонны жира, свыше 10 тонн углеводов и почти 300 кг поваренной соли. Но организм — это не склад, где все заложенное хранится в неприкосновенном виде.

Здесь постоянно происходят процессы обмена, одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, а взамен нужны новые, причем самого различного характера. Например, клетки крови живут от 60 до 140 дней, и в течение года кровь полностью обновляется около четырех раз. Также на протяжении жизни меняются и мышечные клетки. Перестройка тканей обусловлена тем, что ест спортсмен, и во имя оптимального роста тела, спортивных достижений и укрепления здоровья необходимо быть внимательным к своему рациону питания круглый год.

Четких и жестких правил относительно того, что должен есть и пить спортсмен, не существует.

Тем не менее, существуют общие рекомендации: не злоупотребляйте жирными, жареными, копчёными и острыми продуктами, а также сахаром фабричного производства и солью. Соль - незаменимый элемент питания (особенно калий), но проблема ее потребления, как, в общем, и вся «наука» о спортивном питании - это палка о двух концах. Избыток соли способен нарушить водный баланс организма и негативно сказаться на вашей реакции. Разнообразьте свой рацион широким спектром здоровой пищи - у вас будет больше шансов обеспечить адекватную «подпитку» организма важнейшими питательными веществами. Еще два очень важных момента в питании спортсменов: привычка перекусить на ходу и переедание. Избавление от этих привычек непременно поможет стать более здоровым и повысить продуктивность занятий!

Также хотелось бы отметить, что спортсмену желательно забыть про трёхразовое питание, так как несравненно полезнее распределять пищу между 5–7 приёмами в день, чем налегать на съестное, усевшись за стол трижды в день. Суть дела очень проста: в зависимости Помимо основных питательных веществ (макроэлементов), являющихся источниками энергии, в пище содержатся вещества, которые не дают энергии, но совершенно необходимы в минимальных количествах для поддержания жизни. К их числу относятся витамины и минералы. Эти вещества являются незаменимыми, так как почти не синтезируются клетками нашего организма. Известно, что при усиленных физических нагрузках потребность в витаминах и минералах возрастает. Отсюда следует, что необходимо искать дополнительные источники получения этих веществ.

У большинства спортсменов наблюдается гиповитаминоз различных незаменимых витаминов, что приводит к нарушению работоспособности и всего тренировочного процесса в целом. В большинстве случаев даже правильно подобранная спортивным врачом диета не может восполнить потребность организма в витаминах и микроэлементах, поэтому целесообразно искать дополнительные источники этих веществ. Большую роль здесь играют поливитаминные комплексы.

Назначение витаминов - это строго индивидуальная процедура.

Вместо того, чтобы употреблять все витамины и минералы сразу, может быть, стоит обойтись двумя‐тремя, в которых конкретный организм больше всего нуждается. Консультация с врачом самое необходимое, что надо сделать. Для человека, который ведет активный образ жизни, это вообще должно войти в правило.


Питание женщин‐спортсменок.
Рацион питания должен включать в себя растительные жиры, витамины А, Е, D, не менее 1500 мг кальция, 20 мг железа, 2‐3 мг меди и 4–6 мг марганца в сутки. Ликвидации дефицита железа и витаминов, особенно во время менструального цикла, способствует использование рационов, обогащённых мясными продуктами, овощами, зеленью, фруктами. Необходимо употреблять мясные блюда с гарнирами из овощей, так как содержащаяся в последних аскорбиновая кислота положительно влияет на усвоение железа. Как источник кальция наиболее полезны молочные продукты. При необходимости снижения от массы тела, уровня активности и особенностей метаболизма организм спортсмена может использовать лишь вполне определенное количество калорий, полученных с пищей. Если за один раз съедено слишком много, то излишние калории смогут найти себе пристанище, отложившись в виде «мертвого жира» у вас под кожей. Столь ценные углеводы, протеины и другие макро‐ и микроэлементы без пользы отправятся в жировые отложения.

Питание юных спортсменов. Особенно важно уделять внимание рациональному питанию юных спортсменов. В первую очередь, эта ответственность лежит на тренерах. Учитывая тот факт, что молодой организм постоянно развивается, целесообразно, чтобы количество калорий, употребляемых с пищей, превышало энергозатраты на 15%.

Немаловажная роль в питании детей и подростков, занимающихся спортом, отводится белкам, которые необходимы для нормального роста и развития скоростных и силовых качеств. В рационе юных спортсменов доля белков животного происхождения (мясо, рыба, птица, творог, сыр, яйца, молоко) должна составлять не менее 60 процентов. Остальные 40 процентов должны приходиться на растительные белки. Также потребность в витаминах и минеральных веществах, особенно в калии, магнии, кальции, фосфоре, железе у юных спортсменов существенно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Надо заметить, что несмотря на это, потребление в день 300–400 г овощей и 500 г фруктов и ягод в большинстве случаев позволяет ликвидировать дефицит витаминов и минеральных веществ.

Принципы составления рациона питания спортсменов:

‐ поступление энергетических веществ из пищи должно соответствовать расходу энергии во время физических нагрузок;

‐ при выборе продуктов следует учитывать содержание спортивной деятельности (активные тренировки, период подготовки к соревнованиям, соревнования, восстановительный период);

‐ питание должно быть сбалансированным, учитывающим особенности данного вида спорта и интенсивность нагрузок. Между количеством основных питательных веществ, витаминами и микроэлементами необходимо соблюдать равновесие;

‐ необходимо учитывать индивидуальные особенности данного спортсмена: его пол, возраст, физиологические, метаболические характеристики, состояние желудочно‐кишечного тракта и других органов, наличие болезней, вкусы и привычки в еде.

Гатилова Г. Д.

Ни для кого не секрет, что людям, которые активно занимаются физическими нагрузками, для правильного формирования и развития выносливости мышц необходимо строго питаться и тщательно следить за своим рационом. Особенно это касается спортивного питания в дни соревнований, а также в период после. Это необходимо для поддержания физической работоспособности организма и нервно-эмоционального фона, который достигает своего пика в дни соревнований. Давайте подробно разберемся с вопросом о том, как должен выглядеть рацион спортсменов на соревнованиях и после.

Питание во время соревнований.

Не пытайтесь резко поменять состав пищи. Если вы не придерживались ранее специального питания, то не стоит за несколько дней по выступления садиться на специальную диету. Это нанесет стресс вашему организму. Помните, что ваша пища должна выполнять следующие функции: избавлять вас от чувства голода, легко перевариваться, поддерживать уровень глюкозы и иметь высокую пищевую ценность. Чтобы обеспечить питание на должном уровне за несколько дней до соревнований вам необходимо начать следовать следующим правилам:

  • Ограничьте потребление жира , так как жирная пища медленно переваривается. Это может привести к тошноте во время соревнований;
  • Еда перед соревнованиями должна быть богата простыми и сложными углеводами , достаточно 300 грамм углеводов. Можно употреблять хлеб, кожи, нежирные молочные продукты, варенье, отварной картофель;
  • Основной прием пищи должен быть за 3-4 часа до начала тренировок и соревнований, возможен также перекус за 1-2 часа;
  • Кушайте небольшими порциями;
  • В рацион включите питательные смеси, богатые глюкозой, крахмалом и аскорбиновой кислотой;
  • Уделите особое внимание витамину C, PP, E и B;
  • Если вы находитесь на соревнованиях за рубежом, то старайтесь не употреблять незнакомые, экзотические продукты;
  • Пейте только очищенную или кипяченую воду.

Пирамида углеводов

Придерживаясь этих правил, вы с легкостью составите себе меню во время спортивных соревнований. Оно должно выглядеть следующим образом.

Включите в завтрак нежирные продукты с богатым содержанием витаминов, белков и углеводов. Это могут быть свежие фрукты и овощи, молочные продукты, каши, яйца или приготовленное на пару мясо. Никогда не тренируйтесь натощак, это нарушит вашу физическую работоспособность.

Бульон, отварная курица и овощи отлично подойду на обед . Так вы будете употреблять пищу, богатую углеводами, белками и фосфором.

Ужин - время восстановления организма. Поэтому он должен состоять из молочных продуктов, овощей, фруктов, орехов, а также рыбных блюд.

Во время перекуса за 1-2 часа до соревнований можно выпить молочные и фруктовые коктейли или съесть спортивных батончик.

Вариант перекуса перед соревнованиями

Питание после соревнований.

Для того чтобы в постсоревновательный период как можно скорее восстановить силы и поднять работоспособность, нужно как можно скорее накопить гликоген в печени и мышцах. Для этого следует включить в свой рацион фруктозу (мед), глюкозу и углеводы. Именно эти продукты образовывают гликоген. Желательно в течение 30 минут после соревнований съесть 50-100 грамм углеводов. Ваш рацион после соревнований должен быть составлен таким образом, чтобы на 100 грамм углеводов приходилось до 9 грамм белка , так как в стрессовый период ваш организм более нуждается в белковой пище.

Особое внимание необходимо уделить витаминам . Их вы можете получить как из фруктов и овощей, так и принимая поливитаминные препараты. Они восстановят силы, что особенно важно после длительных соревнований и ежедневных тренировок. Молочнокислые и молочные продукты, а также мясо, каши и печень способствуют повышению в организме количества липотропных веществ, а также полиненасыщенных жирных кислот.



  • Разделы сайта