Оценка общей выносливости определяется по тесту. Тестирование

Факторы, влияющие на уровни специальной выносливости

Виды выносливости

1.Общая выносливость – способность спортсмена к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвуют значительная часть мышечного аппарата.

В.Н. Платонов отмечает, что это определение справедливо только для видов спорта аэробного характера и предлагает общую выносливость определять как способность к продолжительному, и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов мастерства (благодаря переносу с неспецифических видов деятельности на специфические).

2.Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях детерминированных требований соревновательной деятельности в конкретном виде спорта.

Л.П.Матвеев (1979) различает:

Специальную тренировочную выносливость (суммарный объем и интенсивность)

Специальную соревновательную выносливость.

1. Мощность и емкость путей энергообеспечения работы,

Источники энергии: анаэробные, алактатные (запасы АТФ, КФ) 15-30 с.

Анаэробные, лактатные (запасы гликогена), гликолиз от 30 сек – 6 мин.

Аэробные энергетические источники (окисление жиров и углеводов) длительное время.

П. Экономизация обменных процессов (зависит от мастерства).

Ш. Слаженность физиологических функций.

1У. Устойчивость и вариабельность двигательных навыков и вегетативных функций (техническая подготовленность).

У. Волевая подготовленность.

У1. Способность нервных клеток длительно поддерживать определенное возбуждение.

Общая выносливость оценивается по продолжительности выполнения работы заданной интенсивности

1. Прямой способ (время до начала снижения интенсивности работы)

2. Косвенный способ (время преодоления заданной дистанции).

Для оценки аэробных возможностей : 12-20 минутный тест, работа циклического характера с максимально доступной интенсивностью (оценка по максимальному расстоянию преодоленному за это время). Одновременно определяет МПК (максимальное потребление кислорода), ПАНО (порог анаэробного обмена), МОК (минутный объем крови), ЧСС (частота сердечных сокращений).

Общая выносливость анаэробного характера проверяется:

При работе гликолитического характера – 60 сек работы с максимальной интенсивностью на велоэргометре с регистрацией максимального количества лактата.

При работе алактатного характера - повторное пробегание вверх по ступенькам лестницы: продолжительность подъема 4-5 сек, пауза отдыха 2-3 мин. Работа выполняется до снижения скорости.


Специальная выносливость наиболее полно проявляется в условиях соревнований. Для оценки ее рассчитывают относительные показатели. Например, в видах спорта циклического характера определяют индекс специальной выносливости, который представляет собой отношение средней скорости при прохождении дистанции (м/с) к абсолютной скорости (м/с), зарегистрированной при прохождении короткого отрезка.

Показатели специальной тренировочной выносливости: объем работы, выполняемой в занятии до наступления утомления; суммарный объем работы в микроциклах; эффективность и быстрота восстановительных процессов.

Классификация выносливости (по Л.П.Матвеев)

1. Выносливость «стайерского типа» -(бег на длинные дистанции).

2. Выносливость «марафонского типа» - (лыжные гонки 50 км и более, ходьба, марафон).

Эти типы зависят в большей степени от экономизации и тактики преодоления дистанции.

3. «Миттельштрекерская» выносливость – анаэробные процессы преобладают над аэробными.

4. Выносливость «спринтерского типа» способность наращивать до максимума и поддерживать на этом уровне мощность работы в условиях возможно кратковременного преодоления соревновательной дистанции.

5.Выносливость силового характера (тяжелая атлетика, борьба), способность сохранять и наращивать усилие по ходу психологического напряжения соревнований, длящихся несколько часов подряд.

6. Выносливость, проявляемая в спортивных играх и единоборствах – значительные требования к системам анаэробного обеспечения.

7.Многоборная выносливость (спортсмены многоборцы).

Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Методика проведения. Исходное положение: упор лежа, голова -туловище - ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии -«голова -туловище - ноги».

Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Формула для вычислений: О = (Р – НВП): НВП

Тест 2. Удержание тела в висе на перекладине

Методика проведения. Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

Формула для вычислений: В = (Р – НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине

Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.

Формула для вычислений: С = (Р – НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Принятые обозначения:

Р – результат в соответствующих тестах;

НВП – норматив из таблицы 2, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.

Возраст в таблице 2: 7 лет – возраст от 6,5 до 7,5 лет;

8 лет – возраст от 7,5 до 8,5 лет и т.д.

Таблица 2. Возрастные оценочные нормативы

Возраст Тест
Мужчины
Поднимание туловища (раз)
Вис на Перекладине (с)
Женщины
Отжимание в упоре лежа (раз)
Поднимание туловища (раз)
Вис на перекладине (с)


Гарвардский степ -тест

Это широко распространенная проба разработанная в США. Этот тест рассчитан на оценку физической работоспособности у здоровых молодых людей, т.к. от исследуемых лиц требуется значительное напряжение, и заключается в изучении восстановительных процессов после прекращения дозированной мышечной работы. Гарвардский тест заключается в подъёмах на ступеньку. Высота ступеньки и время предоставлено в таблице 6. Чистота подъёмов 30 подъемов в 1 мин (2 шага в 1 с), работа выполняется на 4 счёта, чистота восхождения задаётся метрономом. После окончания работы в течение 30 с второй минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

ИГСТ = t 100: ((f 1 + f 2 + f 3) 2)

где: t – время восхождения на ступеньку (с);

f 1, f 2, f 3 – число пульсовых ударов за 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

Таблица 3 . Оценка физической работоспособности по ИГСТ

Таблица 4. Высота ступеньки и время при проведении степ-теста

При развитии выносливости нам необходимо постоянно контролировать свой пульс, как наиболее доступный и информативный показатель физической работоспособности организма.

К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест (таблица 3,4). Во время выполнения теста измеряются как эргометричсские (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода- МПК, частота сердечных сокращений -ЧСС, порог анаэробного обмена -ПАНО и т.п.).

Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности V у них тоже будут равными.

Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

Запас скорости Зс = tn-tk

где tn - время преодоления эталонного отрезка; tk - лучшее время на этом отрезке.

Пример (В.И.Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м (tn) ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с, а среднее время пробегания на 100 м (tk) в беге на 2000 м равно 450: 20 = 22,5 с. Запас скорости в данном примере: 22,5 - 14,0 = 8,5 с. Чем меньше Зс, тем выше уровень развития выносливости. Подобным образом можно оценить запас скорости в плавании, лыжных гонках, при езде на велосипеде и других циклических видах спорта.

Индекс выносливости - это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости = t - tk * n,

где t - время преодоления какой-либо длинной дистанции; tk - время преодоления короткого (эталонного) отрезка; n - число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Пример (В.И.Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 - (14 * 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости - это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости =t:tk

где t - время преодоления всей дистанции; tk - лучшее время на эталонном отрезке.

Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) - 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0: 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.

Вывод

Выносливость - это способность совершать работу заданной интенсивности в течение возможно более длительного времени. В конечном счете, выносливость можно охарактеризовать как способность организма противостоять утомлению.

Всегда, во всех видах физической деятельности критерием работоспособности является общая выносливость: чем она выше, тем успешнее преодолевается утомление, возникающее при динамической нагрузке.

Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. Наиболее эффективным средством развития выносливости являются специальные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средства.

Основными методами развития выносливости являются: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод.

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

Таким образом, воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное внимание во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми - в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.

Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. В экспериментах на животных показано, что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желёз внутренней секреции, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле.

Библиографический список

1. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М., 1971. - 488 с.

2. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.-М., 1980.- 136с.

3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта.- М., 2004.-224 с.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д., 2005. - 382 с.

5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.,1999. - 200 с.

6. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.- М, 2004.- 464с.

7. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. "Теория и методика физического воспитания".М., 2006

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.,1991.- 542с

9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- СПб., 2003.- 160 с.

10. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М., 2004. - 863 с.

11. Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н. "Лёгкая атлетика". М., 1999

12. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей /Подг. В. И. Ляхом, Г. Б. Мейксоном.- Просвещение, 1993.-64 с.

13. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта.- М., 2002. -608 с.

14. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. - М., 2001. – 520 с.

15. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2000. - 480 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1 . Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 16-18 лет (По В.И. Ляху, 1998)

№ п/п Отдых Упражнение (средство)
Число повторений Длительность Интенсивность
Слитного (непрерывного) упражнения Не менее чем 5-10мин. (I-IV), 10-15 мин (V-IX к.), 15-25 мин (X-XI кл.) Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160-170 уд./мин Без пауз Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др.
Повторного интервального упражнения 3-4 (при хорошей подготовке больше) 1-2 мин (для начинающих), 3-4 мин (для достаточно тренированных) Субмаксималь­ная ЧСС от 120-140 в начале до 170- 180 уд./мин Активный (бег трусцой, ходьба), неполный То же
Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы Число кругов (1-3) Время прохож­дения круга от 5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30-60 с Умеренная или большая Без пауз Повторный максимум (ПМ) каждого упраж­нения (индивидуально): 1/2-1/3 ПМ (вначале), 2/3-3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий)
Круговая тренировка в режиме интервальной работы Число кругов (1-2) 5-12 мин, длительность работы на одной станции 30-45 с Субмаксималь- ная перемен- ная Отдых между станциями 30-60 с; отдых между кругами 3 мин Бег, многоскоки, при- седания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д.
Игровой I Не менее 5-10 мин Переменная Без пауз Подвижные и спортивные игры типа «Два мороза», «Мяч капитану», «Охотники и утки», «Мини- баскетбол» и т.п.
Соревновательный (проводить не чаше 4 раз в год) В соответствии с требованиями программы Максимальная Без пауз 6-или 12-минутныЙ бег. бег на 600-800 м (I-lVo.), 1000-1500 м 2000-3000 м(Х-XI кл.)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2 . Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных видов выносливости детей 16-18лет (По В.И. Ляху, 1998)

Отдых Упражнение (средство) Метод
Число повторений Длитель­ность Интенсивность
Силовая (анаэробная-аэробная) От 10 до 15-30 раз От 10 до 30 с От средней до субмакси­мальной Не полный, 20-40 с Круговая тренировка: 20-30 с -работа, 20 с - отдых Интер­вальный
Скоростная, основанная на анаэробно-креатин-фосфатном энергети­ческом источнике 3-5 раз От 8 до 45 с Максимальная Пассивный 3x100 м, 4x60 м Повтор­ный
Скоростная, основанная на анаэробио-гликолити-ческом механизме энергообеспечения 1-2 раза От 45 с до 2 мин Субмаксималь­ная - 85-95% от максималь­ной мощности Не полный, 30-60 с Темповый бег 2х200м Интер­вальный
Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме энергообеспечения I -3 раза 2-10 мин Средняя - от 60-65 до 70-75% от максимальной мощности Не полный Бег 2x3 мин, минимум 1 мин активного отдыха Интер­вальный
Координационная 1-3 раза 2-10 мин Тоже Без пауз Игровые упражнения и игры, специально по­добранные гимнастиче­ские упражнения и др. Игро­вой

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости).

Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов - 1000-1500 м; старших классов - 2000-3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время (табл. 4).

В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов :

- неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления),

- специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим тестам определения выносливости относят:

1) бег на тредбане ;

2) педалирование на велоэргометре ;

3) степ-тест .

Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода - МПК, частота сердечных сокращений - ЧСС, порог анаэробного обмена - ПАНО и т.п.).

Таблица 4. Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)

По пробегаемой дистанции,м

По времени бега, с

Мальчики

Дистанция, м*

Удовлетворительно

Удовлетворительно

Мальчики

* Указанная в таблице дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично - 5 мин 20 с, хорошо - 6 мин, удовлетворительно - 6 мин 40 с.

Специфическими считают такие тесты , структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности Vmax у них тоже будут равными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г. Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

Запас скорости Зс = tn - tk,

где tn - время преодоления эталонного отрезка; tk - лучшее время на этом отрезке.

Пример (В.И. Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м (/я) ученика16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с, а среднее время пробегания на 100 м (tk) в беге на 2000 м равно 450: 20 ~ 22,5 с. Запас скорости в данном примере: 22,5 - 14,0 = 8,5 с. Чем меньше Зс, тем выше уровень развития выносливости. Подобным образом можно оценить запас скорости в плавании, лыжных гонках, при езде на велосипеде и других циклических видах спорта.

Индекс выносливости (T. Cureton, 1951) - это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости = t - tk x n,

где t - время преодоления какой-либо длинной дистанции; tk - время преодоления короткого (эталонного) отрезка; п - число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Пример (В. И. Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 мученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 - (14 х 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости (Г. Назаров, 1962) - это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости = t: tk,

где t - время преодоления всей дистанции; tk - лучшее время на эталонном отрезке.

Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) - 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0: 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. (М. А. Годик, 1988). Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.

Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003. - 480 с. Глава 7. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ. 7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания. - С. 118-121.

Обновлено: 17 августа 2015 Просмотров: 37738

Методы измерения выносливости

Выносливость определяется с помощью двух групп тестов:

- физиологических (неспецифических) , по результатам которых оцениваются потенциальные возможности спортсмена эффективно соревноваться в условиях наступающего утомления (В.П. Филин, В.Г. Семенов, В.Г. Любин, 1994);

- педагогических (специфических) , результаты которых позволяют выявить степень реализации имеющихся потенциальных возможностей в условиях специфической соревновательной деятельности.

В соответствии с рекомендациями Международного комитета по стандартизации к неспецифическим тестам относятся: бег на тредбане, велоэргометрия и степ-тест. Условно выполнение этих двигательных заданий строго стандартизируется, измерениям обычно подлежат эргометрические и физиологические (биохимические) показатели. К основным эргометрическим показателям относятся время, объем и интенсивность выполняемых заданий; к физиологическим и биохимическим относятся: О 2 потребление (МПК, кислородный долг), ЧСС, порог анаэробного обмена, креатинфосфат, лактат, пируват и их различные соотношения.

Многочисленные качественные и количественные характеристики рассмотренных выше физиологических механизмов развития выносливости могут быть использованы для ее оценки. Это и показатели биоэнергетических механизмов, и показатели высокой резистентности к сдвигам во внутренней среде, и проявление экономизации или эффективности.

Вся сложность заключается в том, что выносливость, отражающая специальную работоспособность спортсмена, многокомпонентна и складывается из различных факторов, дающих свою долю вклада в интегральный показатель специальной работоспособности – спортивный результат.

Совершенно очевидно, что, рассматривая только роль биоэнергетических механизмов при оценке специальной выносливости бегуна-средневика и стайера, работоспособность средневика, в первую очередь, будет связана с анаэробными механизмами, а стайера – с аэробными.

В этой связи наиболее перспективным методом является метод комплексной оценки работоспособности на основе выявления ее факторной структуры. Метод, построенный на так называемом факторном анализе, предполагает использование многочисленных тестов, отражающих различные компоненты работоспособности. Результаты тестирования подвергаются корреляционному и последующему факторному анализу, в котором устанавливаются факторные веса (вклад) каждого показателя в специальную работоспособность. Так происходит ранжирование (установление закономерности) различных тестов в оценке специальной работоспособности и выносливости.

В настоящее время в научно-методической литературе о подготовленности спортсменов различных видов спорта и уровня подготовленности имеется уже солидный материал по тестированию. Обобщая этот материал, следует заключить следующее:

В оценке общей выносливости (физической работоспособности) следует отдать предпочтение показателям мощности аэробного механизма – МПК;

Оценивая специальную выносливость, необходимо учитывать факторную структуру подготовленности, обеспечивающую спортивный результат;

Значимость факторов, а, следовательно, и батарей тестов при оценке специальной выносливости спортсменов даже одного вида спорта, но различного уровня подготовленности, гетерохронно меняется;

Существует широкая вариативность индивидуальных компенсаторных механизмов , обеспечивающих специфическую работоспособность, что не позволяет абсолютизировать значимость не только одиночных, но даже интегральных показателей. Только один пример: два известных английских бегуна-стайера Префонтен и Шартер при показателях МПК 84,0 и 71,4 мл/кг.мин имели примерно одинаковое время в беге на 5000 м (Costill, 1971). Нередко побеждал Шартер. Это связано с тем, что обычно стацеры преодолевают указанную дистанцию с потреблением О 2 около 75-90% от МПК, а Шартер мог бегать на уровне, превышающем 90% МПК почти всю дистанцию! Следовательно, показатель аэробной емкости у него был гораздо выше.

Рассмотрим теперь только важнейшие из методов оценки выносливости. В первую очередь, к ним относятся методы определения МПК.

Методы определения МПК делятся на прямые и косвенные (или предсказательные). Прямые методы определения МПК основаны на использовании различных физических нагрузок (на уровне критической мощности, ступенеобразно повышающихся дискретных или непрерывных нагрузок), доводящих организм до предельных физиологических сдвигов,; при этом проводятся газоаналитические исследования. Критерии достижения организмом МПК: величина дыхательного коэффициента выше 1,1-1,2; величина ЧСС до 180-200 уд/мин; величина лактата - выше 10-12 мм/л; АД max – до 180-200 мм. рт. ст.; на графике зависимости потребления О 2 от мощности нагрузки появляются плато. Прямые методы точны, но требуют довольно сложной аппаратуры для прямого газоанализа.

Косвенные методы предсказания МПК основаны главным образом на известных физиологических закономерностях - наличии линейной зависимости многих физиологических параметров от мощности нагрузки в определенном диапазоне ЧСС - от 120 до 170 уд/мин. Можно привести в качестве примера наиболее популярные методики: методика определения РWC 170 (физической работоспособности при пульсе 170 уд/мин), методика I. и Р.О. Astrand с использованием номограмм в степ-тесте и велоэргометрических нагрузках, метод устойчивого состояния (В.И. Аулик, 1979), метод косвенного определения МПК по результатам теста К. Купера (1976) и др. Имеются модификации этих тестов для детей и подростков.

Следует заметить, что косвенные методы дают ошибку по сравнению с прямыми на 10-20%. Это делает такие исследования малоценными, особенно при точечных (разовых) исследованиях. Однако, использование их в динамических наблюдениях при условии точного соблюдения методики проведения дает неоценимый материал по динамике МПК, что является весьма важным для оценки работоспособности и прогноза.

Подробная характеристика методов определения аэробных возможностей организма приведена в руководствах (И.В. Аулик, 1979; В.Л. Карпман и др., 1974; С.Н. Кучкин, С.А. Бакулин, 1985).

Методика определения порога анаэробного обмена

Нормальное содержание молочной кислоты в крови составляет 10-15 мг%. При мышечной работе с достаточной интенсивностью (при пульсе выше 140-150 уд/мин) начинают значительно усиливаться процессы гликолиза, что приводит к выходу молочной кислоты в кровь, то есть, лактат-ацидозу.

Достижение величины лактата в периферической крови 36 мг% (или 4 мМ/л) принято считать показателем заметного усиления гликолиза, получившим название порога анаэробного обмена (ПАНО). Определение этой величины имеет важное практическое значение, так как считается, что тренировка с интенсивностью, соответствующей ПАНО, является наиболее эффективной.



В лабораторных условиях определение ПАНО производится с использованием 2-х нагрузок (по типу PWC 170) определения потребления кислорода и лактата. Нагрузки подбираются таким образом, чтобы первая была на уровне ЧСС 120-140 уд/мин, а вторая – 150-170 уд/мин. Между нагрузками период отдыха составляет 3 минуты. Периферическую кровь берут на 2-3-й минуте восстановления. На рис. 3 представлена схема определения потребления кислорода (ПК), ЧСС и мощности работы (W) на уровне ПАНО.

По результатам исследования делаются графики зависимости мощности нагрузки (в данном примере – 600 и 1200 кгм/мин) и молочной кислоты, потребления кислорода и ЧСС. Через график «лактат-мощность работы» проводится горизонтальная линия (а-б), соответствующая лактату 36 мг% (I). Затем от точки пересечения А проводится вертикальная линия (в-г), пересекающая все графики линейной зависимости в точках Б (ПК) и В (ЧСС). Через эти точки проводятся горизонтали д-е и ж-з, пересекающие оси ординат. Теперь «читаем» график.

Мощность нагрузки на уровне ПАНО равна 1050 кгм/мин (точка I на пересечении вертикали в-г с осью абсцисс); потребление кислорода на уровне ПАНО равно 2,8 л/мин (точка II на пересечении горизонтальной с линией д-е с ординатой ПК); ЧСС ПАНО равно 158 уд/мин (точка III на пересечении горизонтали ж-з с ординатой ЧСС).

Если мы можем получить показатель МПК прямым способом, то расчет ПК ПАНО к МПК в % отражает эффективность аэробного механизма энергообеспечения, а это очень важный показатель, особенно для спортсменов высокой квалификации.

Разумеется, такие способы определения нескольких количественных критериев физиологических показателей на уровне ПАНО по силам только специальным лабораториям.

Показатели анаэробной производительности, резистентности и экономичности-эффективности

Мы не предлагаем сложных инструментальных методов исследования, а постараемся дать наиболее простые и информативные.

Оценка анаэробной мощности может быть осуществлена на велоэргометре путем педалирования с максимальной скоростью и сопротивлением. Если при этом засечь и время удержания максимальной мощности, то это время отражает емкость КрФ механизма .

Пиковая анаэробная мощность (ПАМ) определяется путем измерения максимальной высоты прыжка вверх из положения стоя (по В. Абалакову). По специальным таблицам (Н.Ю. Ажицкий, 1990) определяется ПАМ (в Вт/кг).

Емкость гликолитического механизма может быть измерена по величине максимального лактата. Для этого используется тест «три скачка до максимума» (Н.И. Волков, 1969), суть которого заключается в том, что спортсмен пробегает три отрезка с максимальной для одноминутного интервала скоростью. Между первым и вторым отрезком отдых 3 мин, между вторым и первым – 2 мин. На третьей минуте кровь на лактат. Если величина лактата не превышает 100 мг% - оценка «удовлетворительно», если достигает до 200 мг% - «хорошо» и величина в 250-300 мг% говорит о высокой емкости лактатного механизма. Кстати, эта величина также отражает и резистентность организма к накоплению лактата.

Из других простых показателей резистентности чаще используют показатели гипоксической устойчивости организма путем проведения задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи).

Высококвалифицированные стайеры способны на результат в пробе Штанге на 3-4 минуты, а в пробе Генчи – до 2-х минут.

Показатели экономичности отражают величину физиологических затрат на единицу работы или мощности. Если есть устройство, считающее пульс-сумму за весь период работы (кгм/мин.Вт), то отношение пульс-сумма (уд/мин) является показателем экономичности (ватт-пульс). Можно дать одинаковую работу всем тестируемым спортсменам. При этом можно измерить ЧСС, потребление кислорода, величину лактата и т.д. меньшая величина реакции свидетельствует о более высокой эффективности работы.

Оценка специальной выносливости (СВ)

Все рассмотренные выше методики и тесты могут быть использованы для определения специальной выносливости. Разумеется, интегральным показателем специальной выносливости является спортивный результат . С этой целью тренер на протяжении всего тренировочного цикла периодически прибегает к различного рода прикидкам, курсовкам, контрольным тестам и соревнованиям различного ранга и назначения. Для определения уровня развития СВ применяют косвенные расчетные значения, когда время на соревновательной (или контрольной) дистанции сравнивается с лучшим временем на каком-либо коротком (эталонном) отрезке, которое характеризует уровень максимальной скорости.

Один из наиболее распространенных методов оценки уровня специальной выносливости – определение «запаса скорости» по формуле:

время преодоления дистанции (с)

количество эталонных отрезков на дистанции

Пример. Два спортсмена бегут дистанцию 1000 м за 3 мин ровно. У первого время эталонной дистанции (100 м) 12 с, у второго – 12,5 с. ЗС у первого составляет 180 с: 10 – 12 = 6 с., у второго – 180 с: 10 – 12,5 с = 5,5 с. Следовательно, второй имеет более высокие потенции аэробного (гликолитического) механизма.

Таким образом, чем меньше показатель ЗС, тем выше можно оценить специальную работоспособность.

Существуют и другие специальные педагогические методы определения «коэффициентов выносливости», специальных тестов для различных видов спорта и т.д.

Вместе с тем – спортивный результат – это реализация спортсменом не только выносливости, но и технического и тактического мастерства, уровня психологической подготовки и т.д. вместе с тем, функциональная подготовленность, в основе которой лежит развитие специальной выносливости, требует более пристального контроля. Кроме того, перед тренером стоит постоянная задача оптимизации в подборе средств и методов подготовки.

Мировая практика на современном этапе сошлась на интеграции педагогических и физиологических подходов. Они состоят в использовании ступенчатых нагрузок (возрастающей мощности или скорости) с регистрацией ЧСС и молочной кислоты. Приведем описание только одного теста, позволяющего определить важные для организации тренировочного процесса показатели.

Наиболее типично это тестирование для циклических видов спорта, но его можно адаптировать практически для любых видов спорта, требующих развития выносливости.

Выбираются (по аналогии с тестом PWC 170) две отличающиеся по мощности (скорости) специфические нагрузки, продолжительностью не менее 4-5 минут (например, в беге на 1000-1200 м, в плавании 250-300 м и т.д.), с таким расчетом, чтобы ЧСС была при первой – 120-140 уд/мин, при второй – 150-170 уд/мин. Регистрируются ЧСС и лактат. По схеме, представленной на рис. 3, вычисляется скорость (время преодоления) на уровне ПАНО (V ПАНО), ЧСС ПАНО и скорость при пульсе 170 уд/мин (V 170).

Показатели V ПАНО и ЧСС ПАНО служат для подбора нагрузок, оптимальных для развития выносливости. Показатель V 170 служит критерием динамики специальной работоспособности.

Лекция 13. Тема: Основные аспекты спортивной тренировки. Актуальные проблемы спортивной тренировки (4 часа)

1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки.

2. Сущность спорта и его основные понятия.

3.Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса.

4.Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов.

5. Цель и задачи спортивной тренировки.

6. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки.

7. Методы спортивной тренировки.

8. Принципы спортивной тренировки.

Силовую выносливость целесообразно оценивать при выполнении упражнений имитационного характера. Например, для велосипедистов – работа на велоэргометре с различной величиной дополнительного сопротивления при вращении педалей. Для бегунов – бег с дополнительным сопротивлением. Для пловцов – имитация рабочих движений на специальных тренажёрах.

Силовую выносливость обычно оценивают по продолжительности заданной стандартной работы (до отказа) или по работоспособности, зарегистрированной при выполнении программы теста.

Методика воспитания силовой выносливости заключается в многократном повторении упражнения с отягощением небольшого веса, а также с сопротивлениями и затрудняющими условиями внешней среды.

29. «Выносливость», значение выносливости, виды выносливости и факторы которые определяют уровень их проявлений.

Выносливость – это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения её эффективности.

2 вида выносливости:

1. Общая выносливость – способность длительно выполнять работу умеренной мощности с участием больших групп мышц.

2. Специальная форма выносливости характеризуются адаптивными перестройками организма в зависимости от специфики физической нагрузки.

Факторы :

Значительное влияние на проявление выносливости имеют личностные качества спортсмена и его психическая стойкость в стрессовых ситуациях, характерных для соревновательной деятельности.

Основными факторами , предопределяющими развитие выносливости, являются: структура мышц, внутримышечная и межмышечная координация; производительность работы сердечно сосудистой системы, дыхательной и нервной системы; запасы энергоматериалов в организме; уровень развития физических качеств; техническая и тактическая экономичность двигательной деятельности.

30. Методика развития и контроля общей выносливости.

Основными методами развития общей выносливости являются:

Равномерный (Характеризуется непрерывным продолжительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями.)

Переменный (варьирование нагрузки в ходе непрерывного упражнения)

Интервальный (высокоинтенсивные, но кратковременные повторения)

Круговой тренировки (Предусматривает последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы)

Игровой,

Соревновательный.

Контроль

31. Методика развития и контроля специальной выносливости.

Для развития специальной выносливости применяются:

1. Методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

2. метод интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

3. Соревновательный и игровой.

Контроль за уровнем развития выносливости осуществляется путём количественной и качественной оценки способности спортсмена выполнять какую-либо работу без снижения её эффективности.

Выносливость измеряется с помощью двух групп тестов: неспецифических и специфических.

По результатам неспецифических тестов оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться и соревноваться в условиях нарастающего утомления.

К неспецифическим тестам определения выносливости относят:

1. бег на тредбане; 2. педалирование на велоэргометре; 3. степ-тест.

Специфическими считают тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной.

32. Понятие «гибкость», виды гибкости и факторы, которые определяют уровень их проявлений.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

Виды :

a) активная гибкость - увеличение амплитуды за счет напряжения мышц;

b) пассивная гибкость - амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов:

Анатомический . Форма костей, эластичность мышц, сухожилий и связок во многом определяют уровень развития гибкости.

Центрально-нервной регуляцией тонуса мышц , а также напряжением мышц - антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движения.

Внешние условия . Под влиянием разминки, массажа, согревающих процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания) происходит существенное повышение амплитуды движений. Наибольшие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов. Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также функциональное состояние организма в данный момент.

33. Методика развития и контроля гибкости.

Упражнения для развития гибкости, базируются на различных движениях: наклоны, повороты, вращения, махи, сгибания-разгибания.

Это могут быть упражнения с партнером или самостоятельные, с простейшими тренировочными приспособлениями или разнообразными отягощениями.

Как правило, методика развития гибкости включает развитие как пассивной, так и активной гибкости.

Кроме того, методика включает упражнения для развития гибкости разного типа: статические, динамические и

статико-динамические.

Пассивные упражнения - на растягивания с постепенным увеличением амплитуды

Активные упражнения - маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

Статические упражнения - выполняемые с помощью партнёра, собственного веса тела, требуют сохранения неподвижного положения в течение определённого времени (6 -9 секунд). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Динамические - во многом похожи на обычные общеукрепляющие физические упражнения оздоровительной гимнастики. В основном упражнения выполняют в невысоком темпе, часто в сочетании с определенным дыханием и концентрацией внимания.

Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движения. В практике для контроля за развитием гибкости используются разнообразные тесты.

Чтобы оценить уровень развития этого двигательного качества, необходимо измерить амплитуду движений. Сделать это можно следующими способами:=

1)механическим,

2)механоэлектрическим,

3)оптическим - методы измерения гибкости основаны на применении фото-, кино- и видеорегистрирующих устройств.

4)рентгенографическим.

Гибкость измеряется: 1) в угловых градусах, 2) в линейных мерах.

34. Значение координационных (ловкость) возможностей, понятие КВ, виды КВ и факторы, кот…

Под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно и целесообразно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно.

Значение :

1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям.

2. Координационные способности ведут к увеличению двигательного опыта.

Виды :

1. Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений – ощущение времени пробега дистанции, точности и силы удара в игровых видах спорта, в боксе.

2. Способность к сохранению равновесия.

3. Чувство ритма.

4. Способность к ориентированию в пространстве. Определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию и отреагировать на нее рациональными действиями.

5. Способность к произвольному расслаблению мышц. Мышцы, не участвующие в выполнении конкретных движений, находятся в состоянии расслабления, создают условия для экономного выполнения упражнений.

Факторы :

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решительности;

6) возраста;

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двигательных умений и навыков) и др.

35. Методика развития и контроля разных видов К.С.

Методика :

1. Главным средством для развития координационных способностей являются физические упражнения с повышенной координационной сложностью, содержащие элементы новизны.

2. Самым эффективным средством для развития координационных способностей являются гимнастические упражнения. Упражнения с предметами и без, а также упражнения в равновесии.

3. Выполнение двигательных заданий в усложненных условиях: - бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, беговые упражнения с преодолением препятствий (барьеры, гимнастические скамейки, мячи и т.п.)

4. Прохождение определенного расстояния с закрытыми глазами;

Броски мяча в баскетбольную корзину с закрытыми глазами.

Все упражнения, которые направлены на развитие координационных способностей будут эффективными только до тех пор, пока их не выполняют автоматически. Затем они теряют ценность.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

1. Стандартно-повторного упражнения

2. Вариативного упражнения

Игровой

Соревновательный.

Контроль за развитием координационных способностей, как правило, осуществляется по данным комплексных тестов, которые требуют совершенства двигательных навыков, высоких координационных способностей. Поэтому об уровне координации можно судить по показателям экономичности работы при выполнении разных заданий, по времени, необходимому для освоения сложных двигательных действий.

36. Структура тренировочных занятий, типы занятий и основа их построений.

Подготовительная часть.

Организация занимающихся и обеспечение готовности для решения задач основой части урока.

Подготовительная часть занятия включает разминку, строевые упражнения, ходьба, замедленный бег, гимнастические упражнения, упражнения на растяжение мышц.

2. В основной части решаются следующие задачи:

Решаются наиболее важные задачи занятия: овладение различными двигательными навыками и умениями, совершенствование в технике выполнения соревновательных упражнений, воспитание физических, морально-волевых и других качеств.

3. В заключительной части решаются такие задачи:

Завершение урока, снижение психического и физического напряжения, снятие мышечного напряжения отдельных групп мышц, а также краткий обзор и подведение итогов занятия.

4 типа занятий:

1. Тренировочные

2. Восстановительные

3. Модельные

4. Контрольные

Тренировочные - обучают технике, развивают необходимые физические качества, укрепляют здоровье. Восстановительные - предусматривают в те моменты когда проявляются признаки переутомления, перенапряжения и ухудшения состояния. В восстановительных занятиях в основном применяют средства, методы и группы препаратов для улучшения общей физической подготовленности.

Модельные занятия проводят главным образом на предсоревновательном и соревновательном этапах. В ходе таких занятий стремятся соблюдать все условия, которые ожидают спортсмена в предстоящем соревновании.

Контрольные - для контроля за технической, тактической и функциональной подготовленностью.

Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.

37. Значение тренировочных микроциклов, их типы и методики построения.



  • Разделы сайта