Обучение заслону в баскетболе. Пик-н-ролл и пик-н-поп: базовые комбинации в баскетболе

З аслон Подготовила Гэ Алина, уч. 8 -в

Заслон (англ. screen) - блокирующее движение в баскетболе, осуществляемое игроком нападения с целью создания для партнёра свободного пространства для прохода к кольцу, броска без сопротивления или получения передачи. Чаще всего заслоны используются против защиты с персональной опекой. Они выполняются, чтобы открыть атакующего баскетболиста без мяча или с мячом.

Заслон может быть пассивным (со стороны атакующего) или активным (наведение на игрока). Постановка заслона подразумевает следующее: игрок без мяча атакующей команды занимает позицию сбоку или за спиной защитника, опекающего одного из его партнёров (это может быть как игрок с мячом, так и игрок без мяча). Нападающий получает колоссальное преимущество над своим оппонентом: он может пробежать вплотную к своему партнёру, ставящему заслон, а защитник либо врежется в него, либо будет оббегать с той или другой стороны, из-за чего потеряет позицию и отстанет от нападающего на несколько шагов. Заслоняющему запрещается двигаться в момент контакта с защитником, иначе он получит фол в нападении.

Заслон к мячу Заслоняющий становится сбоку от оппонента игрока без мяча, закрывая ему движение в сторону игрока с мячом. Нападающий, проходя вплотную к заслоняющему, движется в сторону мяча и без сопротивления получает передачу. Заслон от мяча. Заслоняющий становится сбоку от оппонента игрока без мяча, закрывая ему движение в сторону игрока с мячом. Нападающий, проходя вплотную к заслоняющему, движется в сторону мяча и без сопротивления получает передачу.

Наведение При этом взаимодействии освобождается от защитника игрок без мяча при помощи своего напарника. Нападающий баскетболист может использовать любого из партнеров по команде, находящихся в тот момент времени в статическом положении, как заслон в баскетболе на пути опекающего его защитника. Пересечение Два взаимодействующих партнера находятся в движении, пересекая путь движения друг друга под углом. В месте пересечения их путей опекающие их защитники сталкиваются, теряя своего подопечного или вынуждены поменяться подопечными.

Наведение на двух игроков Взаимодействие, при котором баскетболист освобождается от опеки путем приближения к двум партнерам. Сдвоенный заслон Два игрока выполняют заслон одному и тому же защитнику.

Задняя дверь Заслоняющий становится за спиной оппонента игрока без мяча. Нападающий совершает рывок в сторону кольца, в то время как его оппонент натыкается на заслон. Взаимодействие заканчивается передачей под кольцо и лёгким лэй-апом (броском, совершаемым из-под кольца).

(Это перевод текста Зака Лоу How LeBron and Kyrie orchestrate the NBA’s scariest play)

Золотой стандарт

Пи Джей Такер склоняет голову, вздыхает и начинает описывать тот ужас, с которым ему придётся столкнуться по ходу серии, закончившейся в итоге поражением всухую: пик-н-ролл Леброн Джеймс - Кайри Ирвинг, самая опасная версия самой опасной комбинации в лиге, исполняемая с одинаковой жестокостью вне зависимости от того, кто из двух суперзвезд владеет мячом.

Эта комбинация едва ли не опаснее в том случае, когда Ирвинг переворачивает обычную модель и ставит заслон более габаритному игроку - так уж сложилось, лучшему игроку в мире.

«Против большинства разыгрывающих не особо напрягаешься, если они ставят заслон, - говорит Такер, - Однако Кайри, возможно, лучший скорер в команде». Такер пытается пройти низом каждый заслон Ирвинга, позволяя Леброну бросать со средней. Разве что, это проще сказать, чем сделать – Такер знает, что если Ирвинг немного зацепит его, то ему конец: «Как только Леброн получил хотя бы крошечное преимущество в позиции против тебя – это всё. Он под кольцом».

А что насчёт обратной ситуации - когда Леброн ставит заслон Ирвингу? Такер опекает Джеймса, а значит, должен будет выскакивать на Ирвинга, чтобы не позволить разыгрывающему пойти в проход. «Мне нужно вынудить Кайри повести мяч назад, чтобы помочь защитнику, который в паре со мной, – говорит Такер. – Но ведь не хочется и чтобы Леброн открытый проваливался под кольцо». Ещё один вздох напоследок. «Это кошмар».

Игроки и тренеры высказываются о пик-н-ролле Леброн-Ирвинг так, будто он приносит в этот мир натуральные смерть и ужас.

«Леброн тебя похоронит, – говорит Майк Буденхольцер, главный тренер «Атланты Хоукс» и по совместительству человек, которому, судя по голосу, больно об этом думать. «Кайри ставит качественный заслон. Они знают все трюки. Они – это кошмар».

«Это смертельно», – говорит Дуэйн Кейси, главный тренер «Торонто Рэпторс» спустя два дня после сухого поражения от «Кливленда».

За несколько дней до этого Тайрон Лью, главный тренер «Кавальерс»: «Это стало смертоносной составляющей нашей игры».

Эта комбинация олицетворяет главную надежду «Кливленда», что удастся вымотать Стефа Карри и защитить чемпионский титул. При этом ни один из двух задействованных в ней игроков не ожидал, что их пик-н-ролл Ирвинг-Джеймс выйдет на столь центральную роль. Нет ничего нового собственно во взаимодействии флангового игрока и первого номера, однако впервые оно стало использоваться в лиге настолько широко. «Это не было популярной комбинацией, когда я пришёл в НБА», – говорит Ирвинг.

Эта комбинация – следствие изменений в правилах, которые подтолкнули команды НБА больше играть в динамичной манере «проход – скидка», а также это способ противостоять способам защиты, которые уже адаптировались к подобному нападению. Традиционный пик-н-ролл – между разыгрывающим и большим – взорвал лигу, как только команды начали окружать его по периметру трехочковыми снайперами. Тогда оказалось, что классические способы защиты против пик-н-ролла имеют трещины. Большой, который опекает игрока, ставящего заслон, переключается на разыгрывающего соперника, позволяя своему прежнему подопечному провалиться под кольцо у себя за спиной – что вынуждает третьего игрока защиты подключаться и опускаться в трёхсекундную зону. Быстро передавай мяч через эти коридоры – и у тебя будет открытый бросок.

Тренеры-традиционалисты, отчаянно пытаясь найти решение этой проблемы, стали экспериментировать со стратегией, которой раньше избегали: играть в смену по всей площадке. Сменись на первом пик-н-ролле, и тогда никому из остальных игроков защиты не придётся смещаться. Нет трещин. Всё больше тренеров приходили к выводу, что расплата за игру в смену – мисматч по габаритам – это меньшее зло, чем возникающая суета в ротациях на подстраховке.

Расплата выглядела незначительной, потому что большие, которые ставили заслон, уже не представляли такой серьёзной угрозы под кольцом – даже против «маленьких». Эра пик-н-ролла под влиянием Майка Д’Антони привела к переоценке необходимого набора навыков. Голиафы стали реже получать мяч в лоу-пост. От них просили поставить заслон и жёстко провалиться под кольцо. Второй большой стоял на трёшке, готовый к броску.

Всё меньше больших умели играть спиной к кольцу. Фланговые игроки смещались на позицию тяжёлого форварда – так что, иногда не было существенной разницы в габаритах между тремя игроками защиты: атакующим защитником и двумя форвардами.

Внезапно оказалось, что самая большая разница в габаритах, которой нападение может воспользоваться – это между разыгрывающими и фланговыми игроками. Если тебе удавалось спровоцировать размен между этими двумя, то это было уже что-то. Лучшие фланговые игроки стали опаснее в лоу-пост, чем большие. «В наше время, если взять во внимание всех четвёрок с броском, то в лоу-пост лучше всего действуют фланговые игроки», – говорит Лью.

Линии тренда здесь совпали: спровоцируй самый болезненный размен из возможных, и жестоко надави на это место. «Ты не поставишь Майкла Джордана и Скотти Пиппена играть пик-н-ролл, потому что размен между теми, кто их держит, ничего тебе не принесёт, – говорит Стив Керр, главный тренер «Голден Стэйт Уорриорз». – «Так что, команды выбирают наиболее уязвимые цели».

Это взаимодействие становится ещё более важным в плей-офф, где элитная защита больше не позволяет играть все те красивые комбинации, построенные на движении игроков – которые так хорошо удавались в январе.

«Когда не получается набирать очки обычными способами, то это взаимодействие – как последнее прибежище, – говорит Буденхольцер. – Такое чувство, что если ты вышел в плей-офф и у тебя нет пик-н-ролла 1-3, тебе конец».

Тебе тем более конец, если Ирвинг и Джеймс поймали ритм – это когда они оба считывают, едва кивнув, каждый из способов защиты, которые могут применить против их дуэта, и готовят ответ на каждую из этих стратегий. Они играются с соперниками, заманивают их в один вариант защиты, только для того чтобы нанести наиболее сокрушительный контрудар.

«Когда в атаке есть два таких орудия как мы - творятся чудеса», – говорит Джеймс.

Джеймс усмехается при упоминании о том, что защищаясь против него по-прежнему проходят заслоны низом, предлагая ему бросать издали. Задача Ирвинга в качестве игрока, ставящего заслон Леброну – предотвратить это, или же вызвать у защитников такое замешательство, чтобы они запаниковали и позабыли о своих договорённостях. Некоторые заслоны Ирвинг ставит почти около линии штрафных – таким образом, если защита решит дать бросить, то Леброн уже будет в своей зоне комфорта.

«Его основная задача – расположиться настолько низко, насколько возможно», – говорит Джеймс.

Открытые броски со средней это неплохо, однако план номер один это вынудить маленького переключиться на Леброна. Не важно, как будет развиваться баскетбол, ферзь на площадке это по-прежнему крупный фланговый игрок, который может продавить при мисматче, стянуть на себя подстраховку, и умеет раздавать пасы из позиции тройной угрозы. Вот почему габаритные разыгрывающие, которые способны сами потолкаться с фланговым игроком в лоу-пост и не требовать подстраховки – Джон Уолл, Расселл Уэстбрук, Джордж Хилл – становятся более ценными в плей-офф. По этой же причине защита «Бостона» стала более плотной без Айзеи Томаса.

Леброн способен жестоко расправиться с любым, кто разменяется на него, и «Кливленд» умеет эти размены провоцировать. Ирвинг в совершенстве овладел ползучим заслоном - при котором он сталкивается с опекуном Леброна и продолжает давить по направлению вниз – так, что жертва не может протолкаться и восстановить позицию перед Джеймсом. По сути, Ирвинг вынуждает игроков защиты смениться:

По правилам ли это? Ирвинг смеётся: «Слушай, я подсмотрел это у наших больших».

Игрокам обороны трудно сориентироваться, если они не знают, с какой стороны придёт заслон, а также в каком направлении Ирвинг его поставит. Ирвинг любит подкрасться от лицевой и поставить так называемый плоский заслон – стоя задницей прямо в направлении кольца. В такой ситуации Джеймс будто пробивает пенальти в футболе – ждёт, чтобы защита дёрнулась в одну сторону, чтобы самому метнуться в другую:

«Когда мы играем плоский вариант, и защита дёрнулась – всё, конец» – говорит Лью.

Ирвинг – эксперт по переворачиванию заслонов из стороны в сторону, до тех пор пока защита не даст трещину:

Здесь Демарре Кэрролл под вторым заслоном сунулся низом, однако Кайл Лоури – который держал Ирвинга – всё равно бросил Ирвинга, для того чтобы сдвоиться на Леброне. Великие игроки вселяют панику. Возможно, Кэррол и сдержал бы Джеймса, однако теперь это Леброн-долбанный-Джеймс, которому дали фору. Лоури заметался, и его подстраховка запустила цепную реакцию, которую не остановить.

«Ошибки это следствие человеческого фактора», – говорит Такер. Одна из причин этого: первые номера не привыкли защищаться с другой стороны пик-н-ролла. Вынь их из зоны комфорта, и они начнут проигрывать из-за нерешительности.

«Нас не учили играть на той стороне, – говорит Джейсон Кидд, главный тренер «Милуоки Бакс». – Всегда есть замешательство, всегда ошибки».

То, на каком профессорском уровне Ирвинг владеет трюками при постановке заслонов, впечатляет, учитывая, что он не особо-то их ставил до прихода Леброна. «Мы это даже не отрабатываем на тренировках, – говорит Ирвинг. – Всё на чувстве».

Постановка заслона это не бескорыстное действие. Ирвинг – отличный снайпер, и если его опекун дёрнулся к Леброну даже на полсекунды, Ирвинг отскакивает и бросает открытую трёшку. «Я всегда говорю Кайри, что тот, кто поставил хороший заслон, получает мяч», – говорит Джеймс.

Ирвинг чувствует моменты, когда он может проскользнуть на открытое пространство и бросить со средней:

Переверни эту комбинацию, и защитники не смогут проходить низом заслоны Леброна – Ирвинг забросает издали. Сыграть в смену тоже не удастся. В итоге соперники возвращаются к традиционным способам защиты, а это превращает Леброна в самого опасного проваливающегося под кольцо игрока в лиге:

Разумеется, у защиты есть способы противодействовать. Они прячут своего разыгрывающего, ставя его держать Джей Ар Смита, чтобы получить возможность играть в смену против пляски Леброн-Ирвинг. Брэд Стивенс экспериментировал с диким вариантом зонной защиты, чтобы спрятать Томаса. «Кавальерс» повидали все эти способы, а Смит научился умело действовать в связке с Джеймсом.

«Кливленд» оттачивал эту комбинацию два года – с прицелом на Карри. «Кайри становится по-настоящему хорош, – говорит Джеймс. – И мы будем становиться только лучше, по мере того как он растёт, а я продолжаю делать то, что делаю».

Будущее

«У Янниса та же проблема, что и у меня была, – смеётся Кидд. – Против него заслоны проходят низом чуть не до самого кольца - лишь бы он бросал».

Адетокумбо – ближайшая потенциальная копия Леброна на его пике: гигантский фланговый игрок, который работает под кольцом и расправляется с маленькими защитниками, и при этом обладает видением площадки, которое позволяет отдавать пасы в любую точку площадки. Разменяйте на него защитника, и «Бакс» сумеют отыскать что-то хорошее:

Мэттью Деллаведова жёстко ставит заслоны, а Адетокумбо неплохо сыгрался с Малькольмом Брогдоном. Комбинация на видео выше – типичная для них: Адетокумбо делает рывок по левому флангу, а Брогдон подкрадывается от лицевой, чтобы поставить на игроке Адетокумбо слепой заслон – желательно плоский, по словам Кидда, чтобы защита не знала, в какую сторону пойдёт Адетокумбо.

Задача перед Брогдоном стоит такая же, как перед Ирвингом: не дать опекуну Адетокумбо проскользнуть низом. решающую роль играют хитрость и эффект неожиданности. «Он будет пытаться ловить тебя на этот слепой заслон в спину, – говорит Такер, который играл против «Милуоки» в первом раунде. – Уже все это знают».

Игрокам обороны нужно проскользнуть под этим заслоном без касания – Адетокумбо настолько высокий и взрывной, что если заслон Брогдона зацепит хоть немного, этого уже достаточно для старта. «Ему нужен один шаг, – говорит Кидд, – и он уже над кольцом».

Защитники это знают. Они боятся этого. Если опекун Брогдона видит, что заслон хоть немного задел того, кто держит Адетокумбо, он может почуять катастрофу и кинуться сдваиваться на греке – даже если этого не нужно делать. «Опять же, это человеческая природа», – говорит Такер. Это может спровоцировать размен, либо оставить Брогдона открытого на трёшке - а он оттуда попадает 40%.

Брогдон не настолько быстр и опасен, как Ирвинг. Защитники успевают сократить дистанцию с ним, что вынуждает «Милуоки» начинать розыгрыш атаки заново. Он и Адетокумбо ещё только учатся, а малейшее замешательство лишает шансов.

Всё это сказывается ещё сильнее, когда они меняются ролями и Адетокумбо ставит заслоны для первых номеров. Противники не боятся, что Брогдон или Деллаведова станут лютовать в прорыве под кольцо, и обычно опекун Адетокумбо просто остаётся внизу – в уверенности, что кто-нибудь другой сможет справиться со слоупоковским проходом Брогдона/Делли.

Адетокумбо слишком часто ставит слабый заслон, а также часто откатывается к дуге - откуда он не опасен, – вместо того чтобы проваливаться под кольцо. Он смотрелся более напористым, когда Тон Мэйкер играл центра и занимал угол – разгружая трёхсекундную.

Соперники нейтрализуют эту комбинацию, пряча своих разыгрывающих, ставя их держать Тони Снелла и позволяя «Милуоки» задействовать Снелла в качестве партнёра Адетокумбо – та же роль, в которой по необходимости выступает Смит для Леброна. У Снелла нет быстроты Смита.

И всё же: это орудие в процессе разработки. «Красота будущего в том, что Яннис начнёт попадать броски, – говорит Кидд. – Что тогда делать против него?».

Когда кирпичи не помеха

Трудно сыграть эффективный пик-н-ролл, если защита игнорирует обоих его участников вдалеке от кольца. Однако у Рэджона Рондо и Джимми Батлера получается это делать – на чистой жёсткости и высоком баскетбольном IQ у обоих.

Рондо жёстко ставит заслоны. Он любит цеплять и толкаться. Когда Батлер начинает проход, Рондо может прихватить за руку опекуна Батлера – на долю секунды и вне поля зрения какого-либо из арбитров, разумеется, – чтобы Батлер получил фору.

Это хорошо сочетается с одной из привычек Батлера: он любит сделать обманное движение по направлению к заслону, а потом рвануться в другую от него сторону. Это хорошо действует против прохода низом: опекун Батлера видит готовящийся заслон, предполагает, что Батлер будет обходить его, и готовится проскользнуть низом. Батлер ловит своего защитника на противоходе:

Рондо – эксперт по постановке заслона на двух защищающихся одновременно:

Стоит разменяться в экстренной ситуации, и Батлер потащит маленького защитника в свой офис под кольцом. Каждый год он прибавляет как распасовщик – брось на него подстраховку, и он отыщет открытого игрока.

Исполнять комбинацию заметно труднее: защитники сдваиваются на Батлере, не переживая насчёт Рондо – не важно, отскакивает он на трёхочковую или подкрадывается на дистанцию, с которой способен выпустить флотер. Если заслон ставит Батлер на Рондо, защитники откатываются к кольцу почти до абсурдных пределов, позволяя Рондо выпускать флотеры.

И всё же: наблюдать за тем, как эти игроки преодолевают собственные недостатки, чрезвычайно интересно.

Север (пока что)

Осторожно: будьте готовы к тому, что если спросите Кайла Лоури про пик-н-ролл Джеймс-Ирвинг, он сменит тему. «Сперва отзащищайтесь против меня и Демара, – говорит Лоури. – Я считаю, у нас одно из самых опасных сочетаний».

Если это так, то прежде всего благодаря тому как ставит заслоны сам Лоури – «Торонто» почти никогда не использует в этом качестве Дерозана, согласно данным по трекингу игроков. Лоури не против: «Мне всегда нравилось ставить заслоны. Это весело».

Лоури это ходячий пожарный гидрант, и он владеет всеми трюками, чтобы помешать защитникам протиснуться под его заслоном – включая небольшое смещение в сторону кольца перед его вторым и третьим заслонами.

«У тебя получится сунуться низом один раз, – говорит Кейси. – Сделай это ещё раз, и у Демара будет полный контроль».

Как и Брогдон, Лаури любит в полу-контратаке подкрасться от лицевой линии и врезаться в игрока защиты, который этого не ждёт. Лоури также хороший актёр: если он бежит параллельно с Дерозаном, то может помахать воображаемому партнёру в углу – это уловка, чтобы опекун Лоури подумал, что тот будет ставить заслон кому-то в углу, а в место этого Лоури делает разворот на 180 и врезается в того, кто держит Дерозана:

Всё, что угодно, лишь бы спровоцировать размен, который даст Дерозану преимущество в габаритах.

Лоури в совершенстве овладел постановкой плоского заслона:

Бедняга Ти Джей Макконнел не угадал сторону.

Риск того, что Лоури забросит трёшку – вот из-за чего это взаимодействие работает, как песня. Если опекун Лоури смещается, чтобы преградить Дерозану путь для прохода, Лоури отскакивает для открытого броска – если только защитник Дерозана не переключится, чтобы помешать выпустить мяч. Хоп! – размен совершён. Притормози в раздумьях, и ты мёртв. «Всё, что нам нужно, это чтобы полсекунды защита промялась – «Чёрт, мне меняться или нет?», – говорит Кейси. – И уже кто-нибудь будет открыт».

Один недостаток: Дерозан не прирождённый плеймейкер. Он передерживает мяч и пропускает моменты, когда Лоури открывается через кёрл. Если Дерозан прибавит как распасовщик, а Лоури останется в «Торонто» – что далеко не гарантировано, – то это взаимодействие может стать смертоносным.

Надвигающийся кошмар

Соперники предполагают, что «Уорриорз» приберегают пик-н-ролл Стеф Карри – Кевин Дюрэнт для того момента, когда он им по-настоящему потребуется. Это было бы единственное подобное взаимодействие между игроками, которые оба – элитные снайперы на трёхочковой. Ни тому ни другому нельзя отдать ни сантиметра, чтобы выбросить. Останься с Дюрэнтом, когда он поставил заслон на Карри, и Карри вальяжно прогуляется до кольца – получится супер-мега версия того, как Бареа жил за счёт Дирка Новицки.

Играть в смену против этого будет невозможно. Дюрэнт спокойно выпускает поверх защитников, а Карри обтанцовывает более габаритных игроков. В лучших пятёрках у «Голден Стэйт» отсутствует убежище имени Тони Снелла, где соперники могли бы прятать своего разыгрывающего.

У Дюрэнта даже уже есть богатый опыт игры в рамках подобного взаимодействия, причём одного из лучших в истории. «Вспомните, что творили Кей Ди и Расс [Уэстбрук], – говорит Леброн. – Ёлки, против этого было тяжело защищаться, учитывая то как Расс способен взрываться».

«Уорриорз» пока не особо этим пользовались. Возможно, из опасений, что если они поставят двух своих главных игроков в центр комбинации, то вокруг не останется достаточного количества снайперов – тогда защита будет просто страховать от всех остальных и толпиться в своей трёхсекундной.

Самая популярная теория: Дюрэнт не любит ставить заслоны. Он предпочитает проскальзывать заслон – на баскетбольном языке это означает манёвр, когда он приближается с Карри, будто готовясь поставить заслон, а вместо этого делает рывок в другую сторону, даже никого не коснувшись. Грамотные команды уже об этом знают и ждут эту смену направлений.

Но проскальзывание можно использовать тактически. Это хороший способ перехитрить соперников, защищающихся в смену: сделай рывок пораньше, в момент когда двое игроков обороны находят в процессе размена, и окажешься открыт. Дюрэнт также делает это, когда видит, что его опекун сместился по направлению к Карри – у «Уорриорз» есть ряд отработанных быстрых взаимодействий, чтобы сразу набрать очки из такой ситуации:

За счёт быстрого проскальзывания также можно спровоцировать именно такой размен, которого защиты стараются избежать:

Более же вероятное объяснение, помимо того, что они могли затаиться: атака против мисматчей на пик-н-ролле просто не является частью ДНК «Уорриорз». Это не то, как хочет играть Стив Керр. Под руководством Майка Брауна ситуация может немного измениться. В серии против «Юты» они уже больше загружали мяч на Дюрэнта под кольцо, а против «Спёрс» выкатили перевёрнутый пик-н-ролл Дюрэнт-Карри – где заслон ставит Карри.

«Стив не большой любитель этого, – говорит Браун. – Он больше про спэйсинг и перемещение - и это прекрасно! Я в восторге от Стива, и где бы я ни оказался в будущем, я буду применять многое из того, что он делает. Однако в плей-офф иногда нужно атаковать мисматч. Когда мне надо набрать очки в важной атаке, именно это я и буду делать».

Заслон - основной элемент нападения в баскетболе. Принято считать, что все атакующие действия баскетболистов в той или иной степени базируются на постановке заслона. Заслон - это неотъемлемая часть как индивидуальных действий в нападении, так и комбинативных, с участием всей команды. Заслон - баскетбольная азбука, без которой на площадке долго не протянешь.

Учитывая тот факт, насколько баскетбол динамичен, доли секунды могут быть сыграть решающую роль. Заслон позволяет отвоевать у обороны те нужные десятые доли секунды, оторваться от защитника на несколько сантиметров и получить определенную свободу, что создаст реальную угрозу кольцу противника.

Заслон - это взаимодействия игроков нападения, в результате которого, один из игроков освобождается от опеки защитника. Для этого игрок, который ставит заслон, сближается с защитником своего партнера и располагается на близком расстоянии от него с таким расчетом, чтобы помешать защитнику переместится за опекаемым игроком, или исключить возможность помех броску в корзину.

Заслоны различают по месту расположения игрока, который ставит заслон, по отношению к защитнику и по активности его действий.

При постановке заслона игроку, стоящему на месте , применяют передний, задний или боковой заслон. Их различают в зависимости от того, где по отношению к сопернику располагается ставящий заслон нападающий. Если заслон ставится перед защитником, то это передний заслон. Он используется чаще всего для выполнения позиционного броска. При постановке заслона сбоку или сзади от защитника это боковой или задний заслон. Они эффективны преимущественно для выхода или прохода-броска. Для "отсечения" соперника нападающий, ставящий заслон, чаще всего занимает позицию лицом к защитнику, но не менее эффективно расположение спиной к нему.

Существует ряд общих правил постановки неподвижных заслонов, которые обеспечивают их результативность:

ь действия нападающих должны быть согласованными и неожиданными для защитников;

ь игрок, которого освобождают заслоном, обязан отвлечь внимание своего опекуна обманными действиями на передвижение в противоположную планируемому проходу сторону, а в случае получения мяча -- финтами на бросок, передачу или проход с ведением мяча;

ь забегать для постановки заслона необходимо быстро и скрытно от опекуна партнера; при постановке заслона нужно встать близко к защитнику, занять устойчивое положение на пути его ожидаемого перемещения и быть готовым к столкновению, располагаясь лицом к сопернику, выставить перед грудью, как щит, согнутые в локтях руки;

ь уход под заслон должен быть своевременным -- не начинать движение, пока не поставлен заслон, но и не опаздывать с его использованием; проходить нужно стремительно и вплотную с поставленной "преградой";

ь игрок, поставивший заслон, сразу после прохода партнера и "отсечения" его опекуна обязан повернуться в сторону атакуемой корзины в готовности к получению мяча и дальнейшим нападающим действиям.

Типичным взаимодействием двух игроков с использованием неподвижного заслона является "двойка".

Для его осуществления атакующий игрок передает мяч партнеру и ставит для него заслон. Нападающий, получив мяч, использует финт вышагиванием на проход. Как только заслон поставлен, он стремительно прорывается в сторону заслона и завершает проход броском из-под щита. Игрок, поставивший заслон, преграждает путь защитнику и в случае расположения лицом к нему поворачивается кругом на ближней к корзине ноге для поддержки атакующего игрока (рис. 48,а). Если происходит переключение защитников, то следует передача поддерживающему игроку (рис. 48, б), выполнившему поворот, и уже он беспрепятственно атакует броском в движении из-под кольца.

Взаимодействие "двойка" дает эффективный результат при выполнении его различными по функциям игроками и с разных позиций.

Заслон может быть поставлен ив движении, когда нападающий без мяча перемещается параллельно движению партнера с мячом, располагаясь между ним и опекающим его защитником (рис. 49). Тем самым он образует подвижную преграду перед дриблером. Такой заслон образно называют "экраном". Он позволяет игроку с мячом свободно маневрировать и беспрепятственно атаковать корзину соперников со средней или дальней дистанции. нападение опека защитник бросок

Специфическими разновидностями заслона являются наведение и пересечение.

Особенность наведения заключается в том, что инициатива здесь принадлежит нападающему, освобождающемуся от опеки защитника. Он, используя ложные движения и маневрирование по площадке без мяча или с мячом, "наводит" своего опекуна на неподвижно стоящего в определенной позиции партнера (рис. 50), вынуждая их столкнуться (либо добивается столкновения двух защитников). Чтобы достичь намеченной цели, важно проходить вплотную к партнеру или сопернику и как можно быстрее.

Статический заслон при наведении применяют как для подготовки дистанционных бросков (рис. 51, а), так и для выхода без мяча или прохода с ведением к щиту соперника

Сущность пересечения подразумевает такое взаимодействие, при котором нападающие перемещаются навстречу друг другу с целью добиться столкновения защитников в момент пересечения своего пути следования и тем самым освободиться от их опеки.

Пересечение можно рассматривать как своего рода наведение на двигающегося партнера. Оно эффективно как без мяча (рис. 52, а), так и при владении мячом одним из игроков (дриблером) (рис. 52,б). В более выгодном положении всегда оказывается игрок, выходящий из-за спины партнера, т. е. проходящий вторым ("запаздывающий"). Соответственно при освобождении от опеки дриблера этим игроком должен быть нападающий с мячом. Но не менее результативно пересечение, когда в момент встречи партнеров игрок, ведущий мяч, передает его из рук в руки товарищу по команде (рис. 53). В этом случае игрок без мяча проходит следом за дриблером. После получения мяча и освобождения от защитника он имеет возможность беспрепятственно пройти к корзине, используя в свою очередь ведение мяча.

Групповому тактическому взаимодействию в нападении с участием двух игроков "двойка".

ь Поочередное выполнение бокового заслона условному защитнику в поточном упражнении (рис. 55): изначально игроки располагаются по кругу на расстоянии 2 --3 м, перед каждым из них установлена переносная стойка или стул, обозначающие защитника; внутри круга чуть сзади-сбоку от одного из игроков занимает позицию свободный от условной опеки нападающий, который начинает упражнение по сигналу педагога; он забегает вперед и устанавливает для партнера заслон сзади-сбоку от условного защитника; партнер после финта скрестным шагом осуществляет выход под заслон и в свою очередь освобождает заслоном впереди стоящего нападающего и т.д.; каждый из поставивших заслон игроков занимает место, освобожденное партнёром.

ь Освобождение нападающего без мяча с помощью бокового заслона в поточном упражнении, преодолевая пассивное сопротивление защитника (рис.56): после каждого взаимодействия игроки меняются ролями, перемещаясь против часовой стрелки.

ь То же, но с непрерывной постановкой заслонов в двух позициях, разных по отношению к корзине (рис. 57): в и. п. занимающиеся находятся в двух колоннах лицом к корзине; перед направляющими располагаются защитники, а между колоннами -- один нападающий, который начинает упражнение постановкой бокового заслона для любого из направляющих; освободившийся игрок следует для постановки заслона на другую от щита сторону площадки и т.д. После выполнения каждого очередного взаимодействия производится смена ролей: игрок, поставивший заслон, занимает место пассивного защитника, а тот перемещается в конец своей колонны нападающих.

ь Выполнение взаимодействия "двойка" без броска в корзину в условиях пассивного противодействия защитника (рис. 58): занимающиеся упражняются в тройках; в начальном расположении нападающему без мяча противодействует пассивный защитник, сбоку и чуть впереди этой пары стоит игрок с мячом (нападающие лицом обращены в сторону корзины противника, защитник -- к опекаемому нападающему); начиная упражнение, игрок с мячом выполняет передачу партнеру и устремляется вслед за мячом для постановки заслона сзади-сбоку от защитника; нападающий, получивший мяч, осуществляет финт-проход с ведением мяча под заслон и с последующей остановкой в предыдущей позиции игрока с мячом. Далее происходит смена ролей: защитник становится на место опекаемого им нападающего, а игрок, поставивший заслон, -- на позицию защитника и т.д.

ь В поточном упражнении с атакой корзины после прохода (рис. 59): выход под заслон дриблер продолжает скоростным проходом-броском; далее он подбирает и передает мяч на и. п. очередному партнеру, а сам отправляется вслед за передачей и занимает позицию за спиной у него; тем временем защитник встает на место атакующего нападающего, а игрок, поставивший заслон, -- на место защитника.

ь Но с продолжением атаки передачей-откидкой (рис. 60): нападающий, поставивший заслон лицом к защитнику, после прохода партнера выполняет поворот кругом, получает мяч от дриблера и сам завершает атаку броском из-под щита.

ь Выполнение взаимодействия "двойка" с постановкой переднего заслона и последующей атакой броском со средней дистанции из-под заслона (рис. 61): игрок, передавший мяч партнеру, ставит заслон между ним и опекающим его защитником; нападающий, получивший мяч, совершает финт на проход или передачу мяча и атакует корзину дистанционным броском мяча с места или в прыжке.

ь Выполнение разновидностей взаимодействия "двойка" в условиях игрового противоборства "2x2 в одну корзину".

Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападении с участием двух игроков с использованием разновидностей заслонов.

ь Объяснение и показ разновидностей заслонов на демонстративной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

ь Выполнение взаимодействия с использованием заслона "экран":

взаимодействие двух нападающих без мяча с применением заслона в движении на ограниченном участке площадки; задание для защитника -- прорваться к опекаемому нападающему и рукой дотронуться до его спины (рис. 62);

  • Ш взаимодействие нападающего без мяча и дриблера: опекаемый защитником нападающий владеет мячом и передвигается произвольно с ведением мяча;
  • Ш то же, но задача защитника -- выбить мяч у дриблера;
  • Ш выполнение взаимодействия.

ь В целом в условиях пассивного противодействия защитника с атакой корзины после прохода-броска (рис.63): для постановки заслона игрок постоянно занимает позицию между партнером и опекающим его защитником; после завершения каждого взаимодействия происходит смена ролей по часовой стрелке, затем против часовой стрелки;

ь то же, но с атакой корзины позиционным броском мяча со средней дистанции из-под заслона (рис. 64): бросковое движение выполняется после остановки двумя шагами, прыжком или комбинированным способом;

ь то же, но в условиях активного противодействия защитника.

Выполнение взаимодействия с использованием наведения:

Подвижная игра "Запятнай бездомного": на площадке на расстоянии 5 -- 6 м друг от друга беспорядочно раскладывают несколько гимнастических обручей малого диаметра (или мелом рисую-круги) -- это "дома" для играющих. Выбирают одного или несколько водящих, которые, как и остальные игроки, располагаются на площадке произвольно; игра начинается по сигналу педагога; задача водящих -- догнать и запятнать любого игрока, находящегося вне "дома", и таким образом поменяться с ним ролями; соответственно убегающие стремятся перебежать из одного с обруча в другой, маневрируя по площадке и используя неподвижно стоящих в "домах" игроков как преграду для водящих, т. е. "наводят" их на статический заслон; в "доме" может находиться только один игрок, и время его непрерывного пребывания в нем ограничивается 3 с;

ь то же, но играющие владеют мячами и передвигаются, используя ведение мяча, у водящих и неподвижно стоящих в "домах" игроков мячей нет; дриблер, убегая от водящего, может использовать наведение или передавать мяч из рук в руки стоящем} партнеру, занимая его место в "доме";

ь выполнение изучаемого взаимодействия в поточном упражнении при встречном движении двух колонн (рис. 65): в и. п. игрока располагаются в двух противостоящих колоннах, и по сигналу педагога направляющие начинают движение навстречу друг другу: сблизившись, один из них на мгновение останавливается, занимая положение для заслона, а другой, неожиданно меняя направление движения, огибает искусственную преграду в заранее указанном направлении (слева или справа от партнера); далее оба игрока передвигаются на позиции замыкающих в противоположных колоннах, и упражнение начинает следующая пара занимающихся; - выполнение дриблером наведения условного защитника на неподвижно стоящего партнера с последующей атакой корзины проходом-броском (рис. 66): из угла площадки осуществляется скоростной проход с ведением мяча, проследовав вплотную к Партнеру, и бросок из-под щита; после осуществления каждого взаимодействия нападающие меняют свои позиции по часовой стрелке и возобновляют упражнение;


ь то же, но с преодолением пассивного, а затем активного противодействия одного защитника (рис. 67);

ь выполнение наведения игроком без мяча (рис. 68): после передачи партнеру нападающий наводит на него своего защитника, получает обратную передачу и завершает проход атакой из-под щита; сопротивление защитника пассивное; смена ролей -- против часовой стрелки после завершения каждого взаимодействия.

В основе тактических взаимодействий трех игроков лежат индивидуальные действия без мяча и с мячом, а также разновидности взаимодействий двух игроков: "передай мяч и выходи", заслоны, наведение и пересечение.

"Малая восьмерка" -- взаимодействие, предназначенное для розыгрыша мяча на задней линии нападения и построенное на многократном наведении и пересечении нападающих. При этом.

К пути движения игроков напоминают вытянутую и несколько выгнутую в середине цифру 8

(рис. 75). Начальное расположение нападающих соответствует взаимодействию "треугольник", мячом владеет средний игрок.

Игрок с мячом начинает дриблинг в сторону одного из партнеров, который одновременно направляется навстречу ему и получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок, передавший мяч, делает короткий рывок к корзине с последующим восстановлением позиции на фланге, а нападающий с мячом, используя ведение, следует в направлении третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения происходит аналогичная передача мяча из рук в руки. Дриблер вновь занимает место в середине площадки, замыкая "восьмерку", а снабдивший его мячом партнер после короткого рывка к корзине располагается уже на другом фланге атаки и т.д. Цикл передвижений нападающих по "восьмерке" продолжается несколько раз.

Взаимодействие используется для удержания мяча, а также с целью подготовки условий для результативной атаки.

Наиболее перспективными вариантами продолжения взаимодействия считаются: проход к щиту противника в момент пересечения, воспользовавшись несогласованностью действий защитника; дистанционный бросок мяча после неожиданной остановки нападающих в момент передачи мяча из рук в руки, используя наведение; передача на фланг освободившемуся от опеки игроку и его последующий проход-бросок в случае попытки соперников организовать групповой отбор мяча в середине площадки с участием крайнего защитника.

"Малая восьмерка" будет успешной, если взаимодействующие игроки выполняют ряд требований:

  • Ш ведут мяч дальней от соперника рукой без зрительного контроля;
  • Ш при владении мячом постоянно угрожают проходом к корзине;
  • Ш для получения мяча следуют наружу, т. е. в дальнюю от щита противника сторону, и передача из рук в руки соответственно осуществляется в сторону от защитников;
  • Ш при пересечении проходят рядом друг с другом, надежно передавая мяч, не оставляя шансов обороняющимся добраться до него;
  • Ш непрерывно держат в поле зрения мяч и контролируют игровую ситуацию;
  • Ш своевременно выходят для получения мяча, и он постоянно находится в середине площадки;
  • Ш передвигаются быстро, решительно и уверенно;
  • Ш мгновенно используют ошибочные и несогласованные действия соперников для завершения атаки.

В этой статье мы поговорим про одну из самых фундаментальных, элементарных, но от того не менее эффективных баскетбольных комбинаций – «pick and roll» и его вариации «pick and pop».

Я попробую рассказать не только о том, как играется данная комбинация в классическом виде, но и о различных её вариациях. Также, мы затронем тему распространенных ошибок при выполнении «двоечки» (ведь именно так называется данный элемент в ДЮСШ) и способах защиты против этого грозного оружия. Давайте начинать!

Пик-н-ролл (pick and roll) – это комбинация, которая разыгрывается двумя игроками: как правило, один из которых подвижный игрок с хорошим дриблингом (1 или 2 номер), а второй – большой игрок, обладающий солидными габаритами (4 или 5 номер). Именно этот большой игрок ставит заслон для игрока с мячом (pick); после того, как игрок, владеющий мячом, перемещается в заслоняемую сторону, «большой» начинает движение в сторону кольца (roll), где получив мяч, он может без проблем атаковать корзину.

Пик-н-поп (pick and pop) отличается лишь тем, что после заслона «большой» не проваливается под кольцо, а наоборот, отскакивает на средний бросок, чем дезориентирует защиту соперника. Такая комбинация очень часто использовалась Карлом Мэллоуном и Джоном Стоктоном; а среди современных баскетболистов ею любил пользоваться Стив Нэш.

Естественно, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз прочитать, поэтому, давайте посмотрим видео о том, как играть эти 2 фундаментальные комбинации:

Несмотря на английский язык роликов, думаю что все понятно даже без слов.

Ошибки при розыгрыше «Двоечки»

Первая , и наверное самая распространенная ошибка, это неправильно поставленный заслон. При постановке заслона вы не можете двигаться, не можете заслонять путь защитнику локтями, руками или коленями. Это фол, и как следствие, потеря мяча. Подробнее о правильном и неправильном заслоне вы можете почитать в статье « », где приведены ссылки для скачивания официальных правил баскетбола.

Вторая ошибка – это бездействие игрока, ставящего заслон. Как уже говорилось выше, сразу после того, как ваш партнер по команде воспользовался заслоном, необходимо либо «провалиться» под кольцо, либо отскочить в сторону, заняв позицию, с которой вы можете атаковать.

Третья ошибка – ошибка разыгрывающего, который проходит слишком далеко от заслона, позволяя защитнику оббежать, проскользнуть (а иногда даже обойти) заслон. Толку от такого взаимодействия, естественно, не будет. А время и силы вы потеряете.

На самом деле, ошибок очень много, но если вы не будете допускать самые распространенные – то уровень вашей игры вырастет в разы! Итак, запомнили: поставили правильно и провалились (отскочили).

Вариации при розыгрыше Пик-н-ролла

  • Вариант 1: классический roll. Воспользовавшись заслоном, вы отдаете пас партнеру под кольцо.
  • Вариант 2: классический pop. Воспользовавшись заслоном вы отдаете передачу партнеру на средний или трехочковый бросок.
  • Вариант 3: эгоистичный. На самом деле это шутка, а суть в том, что вы не отдаете передачу, а используя преимущество в скорости над более высоким соперником входите под кольцо для завершения атаки самостоятельно.
  • Вариант 4: Rondo Style. Знаменитый финт Рондо, пройдя через заслон вы имитируете передачу партнеру, но на самом деле просто продолжаете двигаться к кольцу и завершаете проход.
  • Вариант 5: размен и изоляция. Используя заслон, вы получаете себе другого защитника, после чего 4 партнера уходят на одну сторону, а вы обыгрываете его 1 в 1 за счет преимущества в скорости и быстроте.

Способы защиты против Pick-and-roll

Первый способ защиты против пик-н-ролла называется сдваивание . Сразу после заслона, оба игрока (и тот, которому поставили заслон, и тот, игрок которого поставил заслон) максимально плотно приближаются к игроку владеющему мячом и начинают двойной прессинг (double team).

Главный плюс такого способа – его внезапность. Главный минус – один открытый игрок, который может получить мяч и практически беспрепятственно атаковать кольцо. Вывод: применяйте такую защиту несколько раз за игру, используя фактор внезапности.

Второй способ – размен. Это классическая защита против двоечки, когда игрок, которому поставили заслон, начинает защищаться с тем, кто ставит заслон. А второй игрок (соперник которого поставил заслон) переключается на игрока с мячом.

Плюсом такого размена является то, что ни один из игроков команды соперника не остается открытым. Минусом является неравноценный размен: быстрый против медленного, маленький против большого.

Третий способ – ложный размен. Все происходит как и при размене, только вместо переключения в защите происходит имитация переключения. Большой игрок выходит на подстраховку, вынуждая игрока с мячом притормозить, и сразу-же бежит за своим игроком. Защитник, которому поставили заслон, наоборот – ускоряется к своему игроку.

Минусы такой защиты в том, что игрок с мячом имеет время для подготовки атаки с дальней дистанции; а большой, в свою очередь может получить мяч во время восстановления защитных рядов.

Четвертый способ – самый банальный, имеет название «проскальзывание» или «огибание» . Суть в том, чтобы игрок, которому ставят заслон либо прошел перед заслоном, либо сделав шаг назад проскочил за заслоном и снова оказался в оборонительной позиции. Этот технический элемент достаточно сложен для исполнения, и чаще является результатом плохо поставленного заслона, нежели профессионализма защитника. Еще, так можно защищаться, если игрок с мячом не имеет хорошо поставленного дальнего броска, тогда можно на секунду отпустить его «на дуге» и снова выйти в защиту оббежав заслон со стороны своего кольца.

А теперь я предлагаю посмотреть: как предлагает защищаться от пик-н-ролла Виталий Черний.

А на этом статья окончена. Если она была для вас полезной – поделитесь с друзьями, понажимайте кнопочки социальных сетей (они находятся чуть ниже). Я желаю вам успешных тренировок и до скорых встреч на страницах нашего сайта.

Гордиенко Максим.




  • Разделы сайта