Обучение слалому на роликах в Skatetown! Слалом, обучение взрослых

Регулярные тренировки по трассам слалома на горнолыжных склонах Москвы дают возможность практически бесконечного совершенствования техники. Причем физическая подготовка вряд ли является определяющей, поскольку спуск занимает всего около 25 секунд. То есть, нужно учиться кататься безо всяких ссылок на возраст и физические кондиции.

На фото Лев Иванов

На фото Вадим Никитин

Говорить буду примерно о своем уровне. То есть не об обучении лыжам с нуля, а о совершенствовании прохождения слаломных трасс. Таких взрослых в Москве наверное около 300. Для начала несколько наблюдений.

Тренер

С радостью отмечу, что сейчас в Москве есть ряд возможностей заплатить разумные деньги и получить поддержку тренера.

Известные мне классные тренеры для взрослых. Борис Прошляков (слева), Андрей Рогальский (справа). Между ними Дидье Дефаго. Снежком 2010

Конечно, речь идет об индивидуальной работе с каждым учеником. То есть формируется группа от 5 человек, тренер ставит трассу но говорит каждому отдельно, что нужно делать. Отмечу здесь критерий профпригодности тренера для обучения взрослых. Определил его для себя лет 20 назад, но как ни странно он до сих пор действует. Так вот. Если тренер смотрит как физкультурник идет трассу и говорит: «Тебе (в спорте все на «ты») пока рано ходить трассу», то он проф. не пригоден. Тренер при этом может быть абсолютно прав с точки зрения обучения детей. У ученика могут быть такие проблемы в фундаменте техники, что катание по трассе может их только усугубить. Поэтому, кажется, нужно сначала наработать принципиально новую технику в упражнениях в свободном спуске, а потом перенести ее в трассу. Но это вряд ли сработает, потому что, как уже говорил, взрослый человек уже сложился в том числе в том, как он идет трассу. Поэтому тренеру, занимающемуся со взрослыми нужно исходить из того, что есть, и идти к правильной технике шажочками от неправильной.

Самостоятельная работа

Немного из коллекции наград тренера Бориса Прошлякова

Очень хорошо, если удалось найти своего тренера. Это, к сожалению не просто и по мере совершенствования техники все сложнее. Но, по моему опыту, тренер что-то может, но что-то не может, а именно, он не может влезть в твое тело и понять, как ты им управляешь. Особенно, если тренер из спортивно одаренных людей (а это как правило так), а взрослый ученик из обычных.
Поэтому ловить внутренние ощущения все равно придется самому.

Пазл (puzzle) и пробелы в технике

Довольно часто получаешь совет от мастера, который тебе просто некуда приложить, нет подходящих для этого ощущений. По мере роста техники вдруг оказывается, что пару лет назад тебе говорили как нужно ехать, а ты не услышал. Это нормально, особенно при самостоятельном обучении. У меня много таких кусочков пазла, которые ждут своего часа 🙂

Разница в траектории при свободном катании и в трассе

Представим себе мысленный эксперимент. Горнолыжник выбирает себе любимый склон и ездит по нему комфортными дугами. Причем старается каждый раз спускаться по одной траектории. Через несколько спусков образуется четкий след. Теперь ставим вешки или чарлики так, чтобы появилась трасса в точности соответствующая этой комфортной траектории. Запускаем лыжника (мысленно) и убеждаемся, что он не может ехать по этой траектории. Никак. Обидно 🙂 Причина проста, в свободном катании поворачиваешь где можно, а в трассе — где нужно. Это принципиально разный уровень ответственности и организм тоже работает принципиально по-разному. В принципе над предсказуемостью траектории в свободном спуске тоже можно (и нужно) работать, но здесь хочу подчеркнуть очевидное, трасса и свободное катание — разные миры, и не нужно каждый раз этому удивляться 🙂

Радиус поворота

На фото Василий Зейфас

В упражнениях вне трассы мы стараемся идти только резаными дугами и в основном (если говорить о коллегах из нашего клуба) это получается. Хорошо видно (к сожалению со стороны), что радиус этих дуг у всех разный. А именно, чем выше мастерство, тем резче поворот. Имею в виду именно чистый поворот, как по рельсам. Очевидные реалии таковы, что в трассу можно перенести чистый поворот только такого минимального радиуса, который можешь сделать. У нас на тренировках обычно стоят две трассы. По одной могут нормально съехать все, а по второй только два-три человека (которые, впрочем, входят в десятку по Москве).

Ассиметрия

Взрослый человек (который без спортивного прошлого) по моим наблюдениям гораздо более ассиметричен в движениях, чем ребенок. У меня это проявляется в том, что правая нога слабее, но гораздо «умнее», чем левая. Поэтому поворот на правой ноге происходит лучше, чем на левой, толчковой. Дело не только в ногах, ассиметрична и гибкость сгибания в пояснице и координация рук. Пишу здесь об этом потому, что это не только у меня так, а в нашем клубе почти у всех. Поэтому относиться к этому нужно спокойно и, в общем-то в этом сезоне пришел к тому, что левые и правые повороты разучиваются отдельно, с разными внутренними ощущениями.

«Прожженная» максимальная скорость

К сожалению часто приходится сталкиваться с тем, что техника растет, а результаты на соревнованиях (время относительно знакомых) нет. Связано это с тем, что где-то в подсознании «прожжена» твоя предельно допустимая скорость для данной трассы. Можно четко разделить сознание и подсознание в этом вопросе. В свободном катании комфортная скорость определяется обычно техникой безопасности. Это — сознание. А подсознательный предел скорее всего связан с перегрузками. Организм не даст, например, ехать напрямую и потом резко завернуть без торможения, поскольку есть риск свернуть колени. В трассе подсознание скорее всего перестраховывается и с этим нужно работать отдельно.

Стресс. Ступень ниже

Оптимальная для меня методика совершенствования примерно такая. В трассе определяются моменты в технике, над которыми нужно поработать в свободном спуске. Или в свободном спуске раскладывается по полочкам элемент, который хочешь освоить, с тем, чтобы перенести его в трассу. При этом постоянно сталкиваюсь с тем, что уровень отточенности этого элемента сильно теряется при переносе в трассу. Скорее всего это связано с концепцией «слоеный пирог» из заметки « «, при стрессе с верхнего уровня техники снимается стружка. Это нужно учитывать и не сильно расстраиваться 🙂

Вы уже уверенно катаетесь на роликах, умело выполняете повороты, владеете различными способами торможения. Теперь можно смело двигаться дальше и продолжать постигать мастерство катания на роликах. Выполнение различных трюков не только дает возможность получить порцию адреналина, острых ощущений и покрасоваться в компании, но и прибавляет полезных навыков, которые пригодятся и в повседневном катании, позволяя еще увереннее себя чувствовать на роликовых коньках.

Начинать следует с несложных слаломных трюков, которые и рассмотрим подробнее

Восьмерка

Крисс-кросс (criss-cross) — второе название этого трюка, в кругу людей занимающихся роликами профессионально. Исполняется трюк на подготовленном участке, с выставленными на дороге конусами. Ноги двигаются одновременно, скрещиваясь, проходя один конус, и расходясь проходя следующий.

Чтобы выполнять крисс-кросс правильно, необходимо придерживаться следующего. Во время выполнения трюка колени должны быть согнуты, тело наклонено вперед. Важно, чтобы колени были согнуты все время выполнения трюка. На прямых ногах будет ощущаться сильное напряжение, что заметно усложнит выполнение трюка. Вес на ногах распределяется равномерно. Если одной нога будет загружена больше, чем на другой – это приведет к тому, что одна нога будет выполнять скрещивающее движение сильнее, что также усложнит процесс объезда конусов.

Восьмерку можно выполнять и двигаясь спиной вперед. Такой трюк получил название бэк крисс-кросс (back criss-cross). Техника выполнения ничем не отличается от обычного крисс-кросса. При езде спиной вперед необходимо следить, чтобы задние колеса, в процессе выполнения трюка, не отрывались от земли, эта ошибка довольно распространенная среди новичков. Научившись выполнять бэк крисс-кросс, вы без труда сможете разгоняться, катаясь спиной вперед.

Крисс-кросс, независимо от того спиной или лицом вперед вы катаетесь, можно выполнять поочередно сменяя ведущую ногу. Научиться ему будет сложнее, поскольку, привыкшей быть ведомой, ноге будет неудобно в роли ведущей.

Монолайн

Трюк монолайн (monoline) очень похож на крисс-кросс, отличие движений ног в том, что они двигаются по одной траектории, ведомая следует за ведущей. Стойка при выполнении этого трюка аналогичная, описанной выше для крисс-кросса – тело наклонено вперед, ноги не должны выпрямляться в коленях на протяжении всего трюка. Вес распределен равномерно. Если делается больший упор на ведущую ногу – задняя будет слетать с траектории. Загружая ведомую ногу – вторая будет отрываться от земли.

Движение и поддержание скорости в монолайне осуществляется за счет резких поворотов бедер. Не стоит стараться делать слишком крутые повороты, это значительно усложнит прохождение препятствий. Монолайн также можно выполнять спиной вперед. Здесь также необходимо следить чтобы задние колеса не отрывались от земли.

Особенности при езде спиной вперед

На первых этапах освоения техники катания спиной вперед не следует стараться сразу развить большую скорость. В первую очередь необходимо добиться правильного алгоритма действий. Начиная сразу с больших скоростей, вероятность того что отрабатываемые элементы будут выполняться с ошибками значительно выше, что замедлит процесс освоения нового трюка, помимо этого катание спиной вперед более травмоопасный способ езды.

Какие же отличительные особенности, при катании спиной вперед. Во-первых, это распределение веса по роликам, при обычном катании больший упор идет на задние колеса, при езде спиной вперед – на передние. Вторая сложность – это ограниченный обзор, двигаясь спиной вперед необходимо смотреть на приближающиеся конусы через плечо, плечи при этом необходимо разворачивать насколько это возможно, для обеспечения наилучшего обзора.

Ванфут

Ванфут (one foot), как несложно понять из названия, это езда на одной ноге. Трюк выполняется как вперед лицом, так и вперед спиной. Так же как и в вышеописанных трюках, движение здесь происходит по подготовленной дорожке с маневрированием между конусами.

Стойка в ванфуте аналогичная как в крисс-кроссе и монолайне – нога согнута в колене, корпус наклонен вперед. Отличие лишь в том, что вторая нога находится в воздухе, заведена назад и развернута в сторону спины. Выполнять ванфут лучше всего предварительно набрав скорость, однако при освоении этого трюка рекомендуется научиться стартовать с исходной стойки. Для придания телу ускорения активно работают колено и бедро.

Среди начинающих довольно распространенные ошибки – это распрямление ведущей ноги, слишком сильный наклон корпуса, отсутствие контроля положения ноги, находящейся в воздухе, часто эта нога оказывается вынесенной вперед. Освоение ванфута потребует от вас хорошей физической подготовки, поскольку на ведущую ногу будет приходиться большая нагрузка, которую необходимо контролировать.

Научившись кататься ванфут, вы получите незаменимые навыки в балансировке корпуса, накачаете ноги, и ваш уровень мастерства в катании на роликах заметно повысится.

Соревнования по фристайлу включают в себя следующие дисциплины: скоростной слалом, классический фристайл, парный классический фристайл, фристайл батл.

1.Скоростной слалом (от англ. "speed slalom") - скоростное прохождение дорожки из 20 конусов на одной ноге.

2.Классический фристайл - дисциплина, в которой, за отведённое время, на дорожках из конусов, исполняется технически сложная и в то же время стилистически красивая программа, соответствующая музыкальному сопровождению.

3.Парный классический фристайл (синхронный слалом) - парное выступление на дорожках из конусов, с акцентом на слаженность и синхронистичность движений, соответсвующих музыкальной композиции.

4.Фристайл батл - (от англ. "battle" - битва, сражение) сравнительное выступление спортсменов, которые поочерёдно, в произвольной форме, исполняют технико-артистические элементы и трюки.

Как и для любого профессионального вида спорта, слалом требует наличия специализированных роликовых коньков.

Первым и важным самостоятельным действием каждого начинающего слаломиста является установка рокеринга – имитации изгиба хоккейного лезвия при помощи колёс разного диаметра. Если быть точным, рокеринг - это общий термин для конфигурации колёс, которая бывает нескольких видов:

  • флэт (flat) - все колёса одного диаметра, как на большинстве новых роликов;
  • хай-лоу (hi-lo) - передние два колеса меньшего диаметра, задние два большего - обычен для хоккейных рам;
  • банан (banana) - собственно слаломный рокеринг, при котором два средних колеса больше, а два крайних меньше.

Итак, что такое фристайл-слалом, мы выяснили. Сразу возникает вопрос, а проводятся ли какие-нибудь соревнования по слалому? И вообще, какие они бывают? Официальных слаломных дисциплин, по которым проводятся соревнования, на настоящий момент существует три...

Мы уже рассказали вам в статье о рокеринге, какое значение они имеют для исполнения современных одноколёсных элементов, и почему у слаломиста может возникнуть желание поменять рамы на новые. Для того чтобы упростить выбор, предлагаем вам обзор современных рам в разной степени доступных для покупки.

rollerschool.ru - доступный самоучитель по фристайл слалому. Занимаясь не менее четырёх раз в неделю по 2-3 часа, курс можно успешно освоить за 2 месяца, плюс 2-3 месяца на "верхнюю базу" и понравившиеся элементы на растяжку.

Яша Романенко - чемпион РБ в 2006 и 2008 в соревнованиях по слалому. В 2008 занял на чемпионате мира 6 место. Сейчас занимается для себя и помогает людям научиться: как слалому, так и вообще кататься на роликах.

Начал катать в 9 лет и не смог остановиться

Впервые я встал на ролики в 9 лет и, конечно, это были неудобные пластмассовые китайские «погремушки». Хоть и не самые худшие представители своего вида, они помучали меня мозолями. Но потом то ли ноги подстроились под них, то ли китайский пластик проявил не свойственные ему термоформовочные свойства.

Как освоился с ощущениями, начал учиться: спрашивал, подсматривал, к чему-то приходил сам. Было интересно, ведь ролики дают необычные ощущения движения в пространстве. И вот это очень понравилось.

Когда мне купили более качественные ролики, я стал пробовать кататься в направлении Vert. В Парке Дружбы народов до сих пор стоит маленький железный халф-пайп, на котором катались тогда. Много лет я просто катался просто в свое удовольствие. Но в 2005 году мне повезло увидеть замечательные видеоролики ISSUES, которые создал московский роллер Рязанцев Кирилл. Я впервые увидел такой уровень владения роликами. Так я и открыл для себя новое направление: стайл-слалом.

Первые соревнования по слалому в Беларуси - и победа моя

Тогда слалом катали немногие, а постоянно тренировались всего три человека, включая меня. Но уже этого нам хватало, чтобы вместе расти и развиваться. Учиться мы могли только друг у друга и по видео, которые вместе находили в интернете.

В 2006 году были проведены первые в нашей стране соревнования по слалому. Я занял тогда первое место! В следующем году на этапе кубка мира в Москве я занял 10 место, а на соревнованиях в Минске выступал уже в роли судьи. Самым успешным годом для меня был 2008: я тогда занял 6-е место на чемпионате мира и 1-е место в Беларуси. К счастью, слалом в спортивном плане стал развиваться очень стремительно.

После 2008 года я успокоился в спортивном плане и начать тренироваться исключительно в своё удовольствие. Сегодня я продолжаю кататься, но теперь меня больше привлекает музыкально-танцевальная сторона слалома, хотя раньше я её игнорировал. Иногда участвую в соревнованиях как судья, и, конечно, помогаю многим встать на ролики и знакомлю их со слаломом.

Что дает слалом и за что его можно полюбить

Люди должны знать, что слалом на роликах - это уникальное направление, сочетающее в себе невероятно сложную технику и большие возможности для музыкальности и артистизма. Каждый может сосредоточиться на своем направлении. Кроме того, слалом на роликах - это серьезная физуха: можно сильно укрепить ноги и пресс, стать более гибким, развить импровизацию и чувство баланса.

Мой пример показывает, что научиться можно самостоятельно. Но это сложно. Многие элементы, которые сейчас ученики берут за 2-3 занятия на релаксе, мы осваивали неделями, катаясь каждый день. Как слалому, так и фитнес-катанию на роликах лучше учиться под руководством опытного роллера. Это будет эффективнее и безопаснее.

Где катать? Для слалома на роликах подходит относительно ровный и относительно гладкий асфальт. В основном, слаломисты тренируются на площадке массового старта лыже-роллерной трассы в Веснянке. Это рядом с футбольным манежем, вдоль проспекта Победителей.

В катании на роликах самое главное - это получать удовольствие


Мне кажется, что слалом подходит для тех, кто ценит эстетику движений, обладает дисциплиной и терпением, потому что работать придется много. В слаломе, как и в любом деле, самое главное - это получать удовольствие и транслировать его вовне.

Что касается баланса между техникой и стилем, то это вопрос, возникший задолго до слалома, но очень актуальный! Конечно, приятно когда роллер гармонично развит: имеет уникальный стиль и по технике круто валит, но это достаточно редкое явление. Как правило, человек выбирает то, что ему ближе, и уже концентрируется на этом.

Например, для постороннего зрителя какие-нибудь сложные комбинации из элементов, выполненных на одном колесе, кажутся не очень красивыми и гораздо менее сложными, чем это есть на самом деле. А для того, кто это исполнил - тяжелейшая борьба за равновесие, требующая высокого уровня владения телом. В то же время, простой элемент можно выполнить так, что люди ахают, но в среде роллеров признание за это не получишь, потому что это легко.

Новичкам - максимум энтузиазма, дисциплины и импровизации

Я бы посоветовал всем начинающим роллерам не забывать, что главное - это катать с удовольствием! В начале обучения максимально используйте свой энтузиазм, а когда энтузиазм закончивается - делайте упор на силу воли и дисциплину. Это необходимые условия, если вы хотите дорасти до самого главного и крутого в слаломе - импровизации. Это когда ты заезжаешь на дорожку, не зная, что ты будешь делать дальше, твои творческие силы раскрываются, и катание становится уже больше чем спорт - оно становится танцем. Иногда это бывает очень медитативно и тотально. Поэтому мой главный совет: раз понравилось, то давайте доходить до уровня импровизации, как на этих видеороликах.

Является любительским и профессиональным направлением в роллер спорте, то к данной статье по выбору роликов скорее всего обратится тот, кто точно не знает, на что обратить внимание при примерке, а значит, мало или совсем не катает слалом. Какие именно характеристики удовлетворят роллера известно только самому роллеру, который катает или только собирается учить определённые трюки-элементы, ведь для каждого класса элементов нужны разные характеристики. Но все же есть некоторые особенности, которые должны присутствовать в каждой хорошей модели роликов для слалома:

Мы опустим общее строение роликов и будем рассматривать только особенности слаломных роликов.

Ботинок . Он должен быть жестким, включая "бут " и "каф ", так как фиксация — самый главный параметр в роликах. Внутренник не должен елозить внутри шуза, иначе не будут получаться "вилинги " (элементы "на одном колесе"), также внутренник должен плотно облегать всю стопу, особенно пятку, иначе о сложных элементах слалома можно забыть. Застёжек — множество вариантов, но предпочтительнее клипса на каффе, клипса вместо пяточного ремня, шнуровка. На некоторых моделях также встречаются липучка в самой широкой части стопы — около пальцев, в основном в слаломных роликах с полумягким шузом.

Рама : на вкус и цвет товарищей нет. Во-первых, рама должна быть обязательно фрезерованной, то есть выточенной фрезой из цельного бруска металла. Любые составные рамы не дают достаточной торсионной жесткости, а, значит, не прочны и не позволят выполнять нужные элементы. В последние 2-3 года появились корейские модели из карбона, но особой распространенности не получили из-за невысокой прочности. А, во-вторых, рама должна иметь "пяточку", аналогично фигурным конькам. На самой раме "пяточка " 1-2 см, плюс 2 см — встроенные в ботинки пяточные амортизаторы.

Колеса на большинстве слаломных роликов — 80 мм, редко — 76 мм (на детских или женских моделях). Рамы с максимальным размеров колеса 80 мм в любом случае предпочтительней, так как, когда поставите "роккеринг" на 4 мм, у Вас будет 76-80-80-76 мм, а ведь чем меньше диаметр колеса, тем хуже накат, и тем, опять же, сложнее делать "вилинги " и вращения. Брать рамы под слалом под 84 колесо тоже не целесообразно, ведь в таком случае теряется маневренность, рама начинает мешаться при выполнении элементов. Жесткость, форму среза, ступицу и липучесть колеса выбирать нужно сугубо индивидуально. В зависимости от веса роллера, покрытия площадки, где катается роллер, а также нужных характеристик и наката. Более подробно про колеса Вы можете прочитать в статье "все о колесах для роликовых коньков".

Подшипники тут все просто: выбирайте обязательно подшипники для роликов с двумя пыльниками, как-никак, они придают существенную жесткость и долговечность подшипнику. Не покупайте беговые подшипники и тем более керамику — они не рассчитаны на кручение и прочие нагрузки в слаломе. Присмотритесь к подшипникам с жидкими смазками типа серии ILQ, они накатистые и прочные. Совет: не покупайте подшипники старых годов — в них смазка ссохлась! А, значит, не будет нужного наката.

Легендой, самой популярной, а также первой моделью роликов для слалома была, есть и будет — Rollerblade Twister 80. Большинство ныне производимых моделей роликов для слалома скопированы на 90 и более % именно с "Твистеров". Для этого не нужно быть профи — просто присмотритесь и подумайте, зачем кататься на аналогах, когда есть Оригинал.

Подробнее о всех терминах, встречающихся в данной статье (в кавычках и курсивом), читайте в "словаре роллера".



  • Разделы сайта