Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста. Методика обучения детей плаванию

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»

Бальбух Алевтина Валентиновна,

инструктор по физической культуре

МОУ д/с № 350 г. Волгограда

Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Эти задачи успешно решаются на занятиях по плаванию в бассейнев детском саду. Цель занятий по плаванию - создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.

Влияние плавания на организм ребенка нельзя недооценивать. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки. Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливания.

В нашем дошкольном учреждении дети начинают посещать бассейн с 3-х лет, ведь важно как можно раньше начать процесс обучения плаванию. Это понимают и специалисты, этого хотят и родители. С первого дня посещения детского сада родителей интересует вопрос: когда же их малыш будет плавать в бассейне. По их мнению, все детиочень любят воду, с удовольствиемплещутся в ванной. Подчас родители не понимают, для чего нужно сначала на суше освоить дыхательную и двигательную технику, и только с середины учебного года занятия проходить в воде. Поэтому для родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно использовать при этом, какие особенности маленьких детей нужно учитывать.

Первый год обучения плаванию – это помимо общеукрепляющих и оздоровительных целей, решение ряда конкретных задач:

  • привыкание к воде;
  • освоение воды;
  • овладение дыхательными и элементарными плавательными движениями.

Следует понимать, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, ведь для большинства детей бассейн – это не ванна для купания, это огромное водное пространство. Преодолевать эту тревогу нужно постепенно, без насилия и принуждения. Занятия в бассейне включают в себя большую подготовительную работу, которая помогает детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть навыками плавания облегченными способами. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к воде и научиться не бояться ее, правильно дышать в водной среде.

Поэтому на первом этапе дети осваивают дыхательные упражнения, которые проходят «на суше». Малыш учится делать вдох через рот, а выдох через нос и рот. Главное – задать ритм. «Раз!» – вдох, «Два, три!» – выдох. В этом нам помогают различные игровые упражнения - например, сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони. С каждым занятием детям предлагаются большие предметы, которые необходимо с помощью дыхания сдвинуть с места: воздушные шарики, теннисные шары и другие.

Игра «Ноги врозь». Попросите ребенка вытянуть руки вверх, кисти рук наложить одну на другую, прижать подбородок к груди. Выполнить 10 фаз. Проследите за тем, чтобы малыш при этом «подтягивал» живот.

Игра «Воронка». Для этой игры нам нужны разноцветные тазики с водой. Попросите малыша дуть на поверхность воды до образования воронки. Играйте с детьми, превратите упражнение в соревнование: чья воронка будет глубже?

Игра «Пузыри». После вдоха он опускает голову в таз с водой и производит глубокий выдох. Опять же устройте соревнование: у кого получится больше пузырей? Проследите за тем, чтобы ребенок не вытирал глаза руками, а стряхивал воду движениями головы. Это очень важно! Этоупражнение прекрасно учить задерживать дыхание. Сделать такое же упражнение, только задержку дыхания выполнять с опущенной в воду головой. Так же в своей работе, для первоначального привыкания детей к воде и закаливания, я использую различные умывания и обливание детей из леечки. Главная задача этих тренировочных упражнений, чтобы в бассейне ребенок не наглотался воды, не испугался. На этом основано правило: сначала занятия проходят на суше – так называемое «сухое плавание», и только потом занятия проходят в воде.

Кроме дыхательных упражнений дети на этом этапе овладевают двигательными и плавательными навыками, осваивают игровые упражнения на обучение работе ног, согласованию дыхания с работой ног, обучение работе рук, общее согласование работы ног, рук и дыхания. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на занятиях используется литературный материал, музыкальное сопровождение, чтобы дети могли воссоздать тот или иной образ и были способны имитировать движения.
Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру. Именно игра является ведущим видом деятельности ребенка.

Со 2-го полугодия с детьми 3-4 лет решаются следующие задачи:

  • обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами воды, преодоление страха перед ней.
  • обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине.
  • обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде (выдохи в воду).

Первый выход в бассейн – событие в жизни дошкольника. Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по плаванию зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.

На первых занятиях дети учатся входить в воду. Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице, на которой могут оступиться, поскользнуться, упасть в воду. Глотнув воды, ребенок может напугаться и не захочет больше приходить в бассейн. Важно предупредить его неожиданное падение в воду. Нельзя принуждать детей. Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка гладкая, теплая, нежная, добрая!». Затем ребенка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступать, звать за собой. Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или мою руку. Не рекомендуется пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец». Детям младшего возраста необходимо 4 занятий, чтобы научиться входить в воду. В группе всегда есть тревожные дети, с которыми нужно заниматься отдельно, соблюдая большую деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей.
После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям. Малыши ощущают, насколько труднее двигаться в воде, чем на суше. Разнообразные упражнения (ходьба, бег, прыжки) не трудны для малышей, они выполняют их с удовольствием в том случае, если глубина невелика и соответствует реальному уровню подготовленности детей. Сначала эти упражнения проводятся при глубине ниже коленей и до колен. Постепенно глубина увеличивается до уровня бедер, пояса. Дети учатся ходить по одному («Мы гуляем»), группой («Дружные ребята»), держась за палку («Тележка»), ходят вдоль бортика бассейна большими и маленькими шагами, придерживаясь за поручень («Ножки идут по дорожке»), в заданном направлении («По прямой дорожке»), до условного места («Дойди до рыбки»), по кругу, держась за руки («Закружилась карусель»), помогая себе гребковыми движениями руками («Лодочки»). Особое удовольствие доставляет детям вбегать в воду, выбегать из неё, шлепая ногами, поднимая брызги («Футболисты, «Принеси игрушку»), высоко поднимая колени («Как лошадки»), помогая себе руками («Весла гребут»), убегать от взрослого и догонять его («Догонялки»), с разбега падать в воду (на руки инструктора).
Оптимальным упражнением являются прыжки. Они помогают хорошенько разогреться, поднять настроение, ненавязчиво подготовить малыша к погружению в воду. Дети учатся подпрыгивать на двух ногах с поддержкой взрослого, держась за поручень, а также без опоры («Зайка серенький», «Мячик»), «опираясь», отталкиваясь ладонями о воду (на глубине по пояс) и приседая («Спрячемся в воду»). Учатся на двух ногах продвигаться вперед, прыгать в длину с места, подпрыгивать и падать в воду вперед на глубине до бедер, по пояс («Самолет»).
Немаловажное значение имеет обучение движениям рук. Дети хлопают по воде ладошками, изображая «дождик», стучат по ней кулачками, как «молотком», гладят воду ладошками, как «утюгом», двигают руками вверх-вниз, вправо-влево, изображая «полоскание белья» или «волны», скрестив пальцы кистей рук,изображают «рубку дров». Особое место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде. Они выполняются на небольшой глубине и часто с трудом осваиваются детьми. Поэтому вмладшей группе используется только ползание на животе («Доползу до кораблика», «Крокодилы», «Раки»).

Следующий шаг в освоении с водой, который делают дети младшего возраста -погружение. К сожалению, не всем детям погружение в воду дается легко. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду самостоятельно. Ни в коем случае нельзя заставлять его делать это, если он не хочет, бросать, сталкивать в воду и т. д. В противном случае у ребенка появится страх перед водой, может надолго пропасть желание заниматься плаванием. Если на «суше» погружение в воду (в тазик с водой) с задержкой дыханияотработано, то проблем с этим упражнением в бассейне дети не будут испытывать.
Обучаясь погружению по шею на глубине воды по пояс, дети моют руки, плечи, грудь, шею, лицо, поливают воду себе на спину («Чистюли»), с ними проводятся игры: «Лягушата умываются», «Сделаем дождик» (брызгать себе в лицо). Обучая игровому упражнению «Водопад», когда малыши поливают на голову воду из бутылочки, важно научить их дышать приоткрытым ртом. В этом случае исключаются неприятные ощущения от попадания воды в нос, дети привыкают к ощущению воды на лице. И только после этого дети погружаются до уровня подбородка («Островки»).

Следующие упражнения связаны с непосредственным погружением головы в воду («нос утонул», «глазки в воде», «загляни в колодец», «достань игрушку» и погружение в воду с головой, задерживая дыхание на вдохе). Затем дети знакомятся с простыми упражнениями, которые подводят к овладению выдохом: подуть на плавающую игрушку; на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду дети учатся долгое время. Параллельно дети учатся открывать глаза в воде. После высокой двигательной нагрузки с детьми проводятся релаксационные паузы, с целью снятия мышечного напряжения. Дети, при поддержке инструктора или в нарукавниках отдыхают на воде, лежа на спине, или выполняют упражнения на восстановление дыхания («веселые пузыри», «попрощайся с водичкой»).
Все дети, которые регулярно посещали занятияв бассейне, не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всех акватории бассейна, с радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет им легко осваивать программу по обучению плаванию. Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде. Это повысит эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и оздоровлению организма детей.

Использованная литература:

  1. Булгакова, И.Ж. Познакомьтесь – плавание [Текст] / И.Ж.Булгакова. - М.: аст астрель, 2002.
  2. Егоров, Б.Б., Ведерникова, О.Б., Яковлева, А.В. и др. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна [Текст]: методическое пособие / под ред. Б.Б.Егорова. - М.: Гном и Д, 2004.
  3. Протченко, Т.А., Семенов, Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников [Текст]: методическое пособие / Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов. – М.: Айрис дидактика, 2003.
  4. Соколова, Н.Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н.Г.Соколова, - Р-н-Д.: Феникс, 2007.

Начинать учить детей плаванию можно с 5-6 лет. Плавание способствует закаливанию организма, развивает легкие, укрепляет сердце и воспитывает смелость у детей.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста лучше начинать летом. Однако задолго до лета нужно разучивать подготовительные движения на суше, чтобы ребенок был готов к упражнениям в воде.

Упражнения для обучения плаванию детей — на суше:

Эти специальные упражнения имитируют первые движения в воде. Взрослым нужно следить, чтобы ребенок правильно выполнял все рекомендуемые упражнения.

  1. Встать прямо. На счет 1-2 ребенок поднимается на носки, руки поднимает через стороны вверх ладонями вперед, сначала левую руку, затем таким же движением поднимает правую руку, чтобы большие пальцы рук прикоснулись друг к другу – сделать вдох. На счет 3-4 опускает через стороны сначала левую руку, затем – правую, принимает исходное положение, делает выдох. Выполнить 6-8 раз.
  2. Встать прямо. На счет 1-4 выполнять прямыми руками круговые движения назад, делает вдох. На счет 5-8 делает круговые движения вперед, выдох. Голову держать прямо, круговые движения руками выполнять с максимальной амплитудой. Повторить 2-4 раза.
  3. Встать, наклонить вперед туловище, левая рука вверху ладонью вперед, правая – у бедра. Прямыми руками попеременно выполнять круговые движения вперед, как при плавании способом «кроль». На счет 1-4 поднять голову, смотря вперед, сделать вдох, на счет 5-8 опустить голову, делая выдох. Выполнить 4-6 раз.
  4. Сесть на пол, наклониться назад, опираясь на локти. Приподнять прямые ноги, развести их на 30-40 см между ступнями, оттянуть и слегка повернуть внутрь носки, производить встречные движения, как при плавании способом «кроль», дыхание не задерживать. Выполнить 4-6 раз по 10-15 секунд.
  5. Лечь на спину. На счет 1-2 согнуть в коленях ноги, руками взяться за голени и плотно прижать их к груди, одновременно наклоняя голову и прижимая к груди подбородок, сделать выдох, на счет 3-4 вернуться в исх. положение, делая вдох. Повторить 6-8 раз.
  6. Встать на колени, прямыми руками опереться о пол. Сгибая руки касаться грудью пола 5-6 раз, голову не опускать. Выполнить 3-4 подхода.
  7. Встать, затем приседать на носки, поднимая руки через стороны вверх, ладони вперед, большие пальцы касаются друг друга, голову держать прямо – выдох. Вернуться в исх. положение – вдох. Сделать 5-6 приседаний. Повторить 2-4 раза.
  8. Прыжки на носках: попеременно хлопая руками то над головой, то за спиной. Дышать свободно. Выполнить 20-30 прыжков.
  9. Ходьба в течение 30-40 секунд.

Обязательно после занятий принять душ или растереть тело влажным полотенцем. Обтирание и обливание подготовит кожу ребенка к охлаждению во время купания в водоеме.

Если обучение плаванию дошкольников проводится в естественном водоеме, тогда нужно выбрать место с чистой водой, ровным дном, не быстрым течением, с глубиной воды не больше 30-50 см, а при купании детей – глубина воды не должна превышать 60-80 см в 2-3 метрах от берега.

Приучайте ребенка соблюдать определенные правила купания в водоемах:

— заранее сходить в туалет,

— начинать купаться можно только через час после еды,

— входя в воду, сначала нужно намочить водой лицо и под мышками.

Продолжительность купания в первые дни ограничивается 2-5 минутами и постепенно доводится до 10-20 минут. Если у ребенка посинели губы, он дрожит, его немедленно нужно вывести на берег, растереть полотенцем и одеть в сухую одежду.

Упражнения для обучения плаванию детей – в воде:

Успех первых занятий в воде во многом зависит от подготовки ребенка: выполнял ли он специальные упражнения, приведенные выше, ежедневно ли делал утреннюю зарядку.

При обучении плаванию не следует принуждать детей, старайтесь заинтересовать их, хвалите за успехи – все это облегчит процесс обучения.

Вначале нужно помочь ребенку научиться не бояться воды: пусть он побегает по воде около берега и поиграет с надувными игрушками. Но не рекомендуется надевать на ребенка надувной резиновый круг.

Хотя ребенок всегда тянется к воде, но впервые в водоеме он может испытать и неприятные ощущения: даже на мелком месте он может захлебываться, падать в воду, безуспешно пытаться встать на ноги и т. п. Это может напугать его, поэтому взрослым нужно быть особенно внимательными. Помнить, что некоторые упражнения для ребенка могут оказаться трудными. Не нужно повышать голос и раздражаться, а просто объяснять, что нужно делать и в чем его ошибка, а пояснения дополнить личным показом.

Данный комплекс упражнений помогает разучить самый простой способ плавания, легкий для детей – это плавание без выноса рук из воды, его еще называют плавание «собачкой». Все упражнения дети выполняют, находясь по пояс в воде, стоя лицом к берегу.

  1. Упражнение «Душ». Стоя в воде, пригоршнями зачерпнуть воду и вылить на голову, глаза при этом не закрывать. Выполнить 5-10 раз.
  2. Упражнение «Ходьба по дну». Ребенок ходит по дну с опущенными в воду руками, размахивая одновременно двумя руками и поочередно каждой рукой.
  3. Упражнение «Погружение в воду с головой». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Один из них делает глубокий вдох ртом, приседает, опускаясь в воду на 3-5 секунд, другой ребенок стоит. Затем другой погружается, а этот держит его за руки. Каждый погружается 5-6 раз. После выныривания не нужно вытирать лицо руками, достаточно стряхнуть воду движением головы.
  4. Упражнение «Открывание глаз в воде». Два ребенка одновременно делают вдох, приседают, погружаясь в воду, открывают глаза и поднимают со дна камешки или положенные заранее предметы. Дети могут держаться за руки.
  5. Упражнение «Выдох в воду». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. После глубокого вдоха ртом один из них или сразу оба приседают и погружаются в воду. В воде они делают энергичный, продолжительный выдох через рот и нос, чтобы на поверхности воды были видны пузыри и открывают при этом глаза. Повторяют упражнение 5-10 раз. При выныривании лицо руками не вытирать.
  6. Упражнение «Ложиться грудью на воду» — очень важное упражнение, выполнив которое, ребенку будет интересно, и обучение пойдет быстрее. Основная задача – отрывая ноги от дна, ложиться грудью на воду. Для этого ноги нужно поставить врозь, руки поднять вверх. Ребенок делает глубокий вдох, наклоняется, опускает руки на воду, слегка отталкивается ногами от дна, ложится на воду. При этом лицо погружается в воду до середины лба, руки лежат на поверхности воды, пятки слегка закрыты водой. Оставаться в таком положении нужно 3-5 секунд.
  7. Упражнение. Выполнить такое же упражнение, но соединив ноги и руки.
  8. Упражнение «Скольжение на груди». Стоя в воде, поднять вверх руки и соединить их большими пальцами. Сделать глубокий вдох, присесть и наклониться, голову опустить между руками, обеими ногами оттолкнуться от дна и сколько удастся проскользить по воде, голову не поднимать. Выполнив 2-3 скольжения, сделать 5-10 выдохов в воду.
  9. Упражнение «Движение ног кролем». Лечь грудью на воду, держась за опору, делать встречные движения ногами. Научившись скользить по воде без опоры, нужно следить за тем, чтобы ноги не были напряжены, носки были оттянуты, а ступни не выходили из воды.
  10. Упражнение «Движения рук и ног». Если ребенок уже научился продвигаться по воде, работая ногами, тогда подключаются к этому упражнению гребковые движения руками. Сделав гребок, руку не вынимать из воды, она проходит, как можно ближе к телу, чтобы сделать следующий гребок. Следите за ногами, чтобы они двигались чаще, чем руки.
  11. Упражнение «Правильное дыхание». Теперь важно научиться правильному дыханию: голову до подбородка поднять из воды, одновременно делая короткий вдох, затем опустить голову, делая продолжительный выдох в воду. Во время вдоха руки и ноги не прекращают двигаться, а тело не прогибается.

Плавая таким способом, в дальнейшем ребенок может с успехом освоить другой способ плавания – «кроль».

Болезненность" href="/text/category/boleznennostmz/" rel="bookmark">болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.

В последние годы Правительство России придаёт большое значение демографической политике, оздоровлению нации, развитию физкультуры и спорта. 4 декабря 2007 г. принят Федеральный Закон № 000 «О физической культуре и спорте». 25 декабря 2008 г. к нему принята поправка «Принцип обеспечения каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, как необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, право на занятие физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения».

Общеизвестно, что плавание оказывает большое оздоровительное действие на весь организм ребенка и является мощным средством закаливания. Систематические упражнения в воде гармонически развивают все основные группы мышц, тренируют сердце и лёгкие, укрепляют нервную систему человека. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и, особенно, ребёнка, трудно переоценить. Оно настолько велико, что при Международной любительской федерации плавания образован медицинский комитет, занимающийся как разработкой рекомендаций, так и распространением передового опыта занятий плаванием среди населения, и, в первую очередь, детей. Кроме этого, умение плавать – жизненно необходимый навык. Обучение плаванию лучше начинать в возрасте 3-4 лет: именно в этом возрасте малыш становится не только физически, но и психологически готов к осмысленному обучению.

В данной Программе выработан наиболее рациональный метод обучения, систематизирован материал многолетней практики, отобранный с учетом возрастных особенностей детей от 3 до 7 лет, использованы научные методики, рекомендованные в изданной для детских учреждений литературе. Подобраны соответствующие возрастным особенностям детей упражнения и выстроены в определённой последовательности. Самые сложные упражнения поделены на элементы и изучаются по отдельности, после отработки соединяются в одно целое движение, затем идет работа над техникой исполнения в этом направлении.

Программа построена в соответствии с общепринятыми педагогическими принципами. На начальном этапе соблюдается принцип доступности, в дальнейшем – принципы сознательности и активности при формировании устойчивого интереса детей: как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии. Соблюдается принцип индивидуализации, учитываются индивидуальные особенности физического и психического развития каждого ребёнка. В основе физического воспитания лежит спортивная тренировка, концепция которой на сегодняшний день, по сути, единственно научно обоснованная концепция управления двигательным потенциалом. Не случайно, обучение и тренировка – единый педагогический процесс. С учётом этого, за основу взято спортивное плавание (, «Плавание», 2003 г.).

Автор трансформировал классическую методику обучения плаванию в современную технологическую модель скоростного качественного овладения способами плавания детей дошкольного возраста. Программа предусматривает обучение упражнениям, помогающим ребенку быстро освоиться в водной среде и овладеть техникой различных способов. Данная разработка отвечает всем основным требованиям, определяет основные принципы методики, позволяющие сокращать время формирования навыков плавания различными способами, а также содержит план-программу занятий по плаванию для разных возрастных групп, обще развивающие и специальные упражнения, планы-конспекты занятий, сценарии праздников на воде.

Использование данной методики позволит большинству детей в ДОУ овладеть плавательными навыками, обладать достаточным запасом движений, поступить в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий и более значительным нагрузкам, к концу обучения у детей будет заложена основа для формирования опорно-двигательного аппарата.

«Плавание является важным средством физического воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта» - (, «Обучение плаванию в школе», 1974 г.).

Введение

В детский сад дети приходят с разной физической подготовкой. Кто-то сильнее, кто-то слабее, одни активнее, другие более пассивны. Обучение плаванию – сложный педагогический процесс, особенно сложно обучать малышей, ведь научить плавать необходимо всех детей, не только отчаянных, способных, но и первоначально трусливых и, казалось бы, совсем не способных к обучению. Педагог должен научить детей выполнять упражнения, с которыми они ещё не сталкивались в повседневной жизни, помочь детям научиться преодолевать возникающие трудности, вырабатывать характер и устойчивость к стрессовым ситуациям.

Подавляющему большинству детей занятия плаванием очень полезны. «Хотя бывают ситуации, когда по рекомендациям одних врачей ребёнку необходимы занятия плавание (сколиоз), а другие специалисты (ЛОР) говорят, что эти занятия противопоказаны» (, «Обучение детей плаванию в раннем возрасте», 2006 г.).

Не всегда запреты врачей оправданы. Такие дети из-за «слабого» здоровья, не овладевшие элементарным навыкам плавания, ныряния и дыхания, находятся в зоне риска на естественных водоёмах . А ситуации в жизни могут возникнуть всякие и закончиться они могут трагично.

Цели и задачи начального обучения детей плаванию можно сформулировать следующим образом:

1. Использование всех факторов, способствующих укреплению здоровья детей, их физического развития.

2. Повышение жизненного тонуса с раннего возраста, сохранение жизни на естественных водоёмах. Развитие способностей ребёнка уверенно и безбоязненно держаться на воде.

3. Заложить прочную основу для дальнейшего занятия плаванием:

Освоить подготовительные упражнения,

Освоить элементы спортивного плавания,

Освоить 4 спортивных способа плавания: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс.

4. Развитие личности ребёнка, его способностей.

Плавание – это сложное высоко координированное движение. Работают сотни мышц. Должны быть гибкими и подвижными все суставы – стопы, коленные суставы, тазовые, кистевые, локтевые, плечевые суставы. Подвижным и гибким должен быть и весь позвоночник, все его отделы.

Систематические упражнения в воде гармонически развивают все основные группы мышц, тренируют сердце и лёгкие, укрепляют нервную систему ребёнка. Обучение плаванию лучше начинать в возрасте 3-4 лет, в этом возрасте ребёнок психологически и физически готов к осмысленному обучению. В этом возрасте ребёнок уже может выполнить упражнение по словесному заданию и производить осмысленные действия, привыкает к формированию навыков гигиены (самостоятельно одеться и раздеться, мыться под душем, пользоваться мылом и вытираться полотенцем).

В начальный период обучения главной задачей является преодоление у детей страха перед водой, восприятие воды, как родной стихии, любовь к воде. Поэтому рекомендовано использовать больше упражнений и игр, направленных на правильное дыхание и погружение с задержкой дыхания.

На всех занятиях по плаванию следует наблюдать, как дети реагируют на нагрузку. В течение занятия можно уменьшить нагрузку или, наоборот, увеличить. Стараться объективно подходить к каждому ребёнку: учитывать настроение, устойчивость психики, характер.

Начиная со старшей группы, в дополнение к программному материалу, рекомендовано включать в заключительную часть занятия элементы прикладного плавания. В отличие от других видов физических упражнений, ребёнок более или менее продолжительное время вынужден задерживать дыхание. Перед погружением необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдоховраза), после этого сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Все эти упражнения и игры с элементами прикладного плавания готовят детей к неожиданным и сложным ситуациям на воде. Если ребёнок не подготовлен, то подобные ситуации (волна, запутался в водорослях , тяжёлая намокшая одежда и т. д.) могут привести к испугу и неправильным действиям.

Необходимый перечень учебного материала : большие и маленькие плавательные доски; «колобашки»; обручи; корзины с игрушками, мячами; горка для катания и отдыха; резиновые ласты.

Резиновые ласты – один из главных атрибутов на тренировочных занятиях по плаванию. Они развивают мышечную массу ног, увеличивают гибкость и подвижность стопы, что является ещё и профилактикой в борьбе с плоскостопием, помогают развитию чувства воды и скорости, они незаменимы при обучении технике работы ног, обучению дыханию, плаванию в полной координации всеми спортивными способами, кроме «брасса».

С малышами часто используется подручный материал: обручи, мячи, резиновые и тонущие игрушки, камешки, большие и маленькие плавательные доски – «лодочки». В бассейне должна быть разделительная дорожка, которая применяется как на занятиях, так и на соревнованиях и праздниках.

Температура воды в бассейне для детей младших группах 33-34 градуса по Цельсию, для средних и старших групп детей можно снизить температуру до 32 градусов, а подготовительные группы могут плавать при температуре – 30 градусов.

О правилах поведения в бассейне инструктор обязательно напоминает всем детям без исключения. Шалости и баловство не допускаются, они могут привести к непоправимым последствиям.

В младшем и среднем возрасте дети занимаются без плавательных очков, а в старшей и подготовительной группе очки желательно иметь каждому ребёнку.

При умелом подходе дети быстро привыкают к воде, охотно выполняют предлагаемые им упражнения и играют в бассейне. Дети сами своим поведением в процессе занятий подсказывают педагогу в решении поставленной задачи. Когда дети овладеют всеми спортивными способами плавания, они могут переходить на «большую воду»: взрослый бассейн, реку, море. Единственным препятствием может быть психологический барьер – глубина. Чтобы легче его преодолеть, с детьми должны находиться взрослые: родители или тренер. Кроме того, необходимо в старшей и подготовительной группах начать детей готовить к этому переходу. Для того, чтобы дети не боялись глубины, можно применить интересные упражнения: прыжки с бортика бассейна, скатывание с горки «аквапарк», выполнение кувырков вперёд и назад в группировке, собирание на дне камешков и различных предметы. При этом: лучше наливать в бассейн как можно больше воды, чтобы дети не доставали ногами дно бассейна.

Занятия в детском саду проводятся 1 раз в неделю для детей младшего возраста и 2 раза в неделю для детей среднего и старшего возраста. Те дети, которые успешно занимаются и показывают хорошие навыки, могут заниматься на дополнительных занятиях ещё 2 раза в неделю. Благодаря дополнительным тренировкам, юные пловцы отлично овладевают техникой плавания. У них замечательная осанка, хорошо развит мышечный корсет, они выносливы, легко справляются с физической нагрузкой.

Диагностика

Младшие и средние группы

Высокий уровень:

1. Упражнения в ходьбе . Дети уверенно передвигаются по периметру бассейна без поддержки.

2. Бег, прыжки . Дети уверенно, чётко и правильно выполняют простые упражнения в беге и прыжке.

3. Выдох в воду . При выполнении выдоха в воду дети опускаются полностью под воду, делая энергичный выдох («большие пузыри»).

4. Перешагивание и ныряние в обруч . Дети свободно и уверенно перешагивают через обруч и ныряют в него.

5. «Стрелочка» с опорой и без опоры . Руки, ноги детей прямые, голова полностью опущена в воду, плечи расслаблены. Упражнение выполняется с опорой и без неё.

6. «Поплавок» с опорой и без опоры . В группировке дети приседают на дно, на задержке дыхания, всплывают. Можно выполнять с опорой, держась за поручень одной рукой.

Средний уровень:

1. Упражнения в ходьбе . Дети передвигаются по периметру бассейна, иногда пользуясь поддержкой (держатся за поручень, бортик, дорожку).

2. Бег, прыжки . Дети не вполне уверенно и правильно выполняют простые упражнения в беге и прыжках (падают в воду, не уверенная координация движений).

3. Выдох в воду. При выполнении выдоха в воду дети недостаточно низко опускают голову в воду (глаза и нос могут оставаться над поверхностью воды, выдох слабый, «пузырей» мало).

4. Перешагивание и ныряние в обруч. Дети перешагивают через обруч, но недостаточно глубоко ныряют в него, пытаются приподнять обруч вверх.

Плечи напряжены, ноги детей не до конца выпрямлены или разведены на ширину плеч. При попытке принять безопорное положение в воде, страхуют себя одной рукой или просят помощи инструктора.

6. «Поплавок» с опорой и без опоры. В группировке дети приседают на дно, как только «отрываются» от пола, сразу встают на ноги.

Низкий уровень:

1. Упражнения в ходьбе. Дети передвигаются по периметру бассейна, только держась за опору (поручень, бортик, дорожку).

2. Бег, прыжки. Дети не уверенно и неправильно правильно выполняют простые упражнения в беге и прыжках (у детей отсутствует внимание).

3. Выдох в воду. При выполнении выдоха в воду дети не опускают лицо воду (дуют на воду, образуя «лунку», выдох короткий, слабый).

4. Перешагивание и ныряние в обруч . Дети перешагивают через обруч, но не опускают лицо воду.

5. «Стрелочка» с опорой и без опоры. Руки, ноги детей согнуты, лицо не полностью опущено в воду, плечи напряжены.

7. «Поплавок». Дети недостаточно глубоко приседают в воду, не группируются под водой, не могут задержать дыхание на вдохе.

Старшие группы

Высокий уровень :

1. Выдохи в воду. Выдохи энергичные, продолжительные («пузыри» большие). Выполняются раз подряд без остановки.

2. «Стрелочка» и скольжение. Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.

3. «Винт». Упражнение выполняется на груди, тело поворачивается на спину, затем снова на грудь (поворот на 180, 360 градусов). Ноги выполняют движение «кроль», руки прямые. При перевороте на спину туловище сохраняет прямое положение (живот у поверхности воды, взгляд – вверх).

4. Выполняется с плавательной доской и без неё. Ноги прямые, быстро работают попеременно, с большой амплитудой («бурлящий след»).

5. Плыть «кролем на груди» в полной координации 6 – 12 м без остановки, на задержке дыхания или с произвольным дыханием. Ноги прямые, быстро работают попеременно, руки прямые, работают медленно, попеременно.

Средний уровень:

1. Выдохи в воду. После каждого выдоха – пауза, лицо вытирается руками, выдох недостаточно длинный.

2. «Стрелочка» и скольжение. Руки выпрямляются не до конца, ноги на ширине плеч или полусогнуты, носки не оттянуты, выполняется с плохим отталкиванием, скорость скольжения быстро теряется.

3. «Винт». При повороте на спину таз опускается низко, голова уходит под воду, руки сгибаются, ноги полусогнуты.

4. Работа ног «кролем на груди». Выполняется с плавательной доской и без неё. Ноги излишне согнуты в коленных суставах, отсутствует движение «от бедра».

5. «Кроль на груди» в полной координации. Короткий гребок руками, вялые движения ногами. Для выполнения вдоха ребёнок наступает ногами на пол.

Низкий уровень:

1. Выдохи в воду. Выдохи в воду короткие, лицо опускается в воду частично, после каждого выдоха большой перерыв по времени.

2. «Стрелочка» и скольжение. Голова поднята над водой, ноги «тонут», плечи напряжены, руки выполняют мелкие движения.

3. «Винт». Переворот на спину не получается или при повороте на спину происходит сильное сгибание в тазобедренных суставах, подбородок прижат к груди («сидит» в воде).

4. Работа ног «кролем на груди». Стопы согнуты, движение ног выполняется с большой амплитудой, не всегда в вертикальной плоскости и непродолжительно во времени.

5. «Кроль на груди» в полной координации. Движения рук и ног не согласованы. Для выполнения вдоха ребёнок наступает ногами на пол.

Подготовительные группы

Высокий уровень:

1. Работа ног «кролем на груди». Плавать заданный отрезок 12 – 24 м с прямыми ногами («от бедра») с оптимальной амплитудой движений, носок оттянут. Должен оставаться «бурлящий след» на воде.

2. «Кроль на груди» в полной координации. Руки работают медленно попеременно, ноги быстро, «от бедра». Дыхание выполняется в сторону руки, закончившей гребок, через 2 – 4 цикла движений.

3. Движения выполняются прямыми ногами «от бедра», положение туловища прямое, живот находится у поверхности воды, взгляд направлен вверх, руки прямые вверху с плавательной доской или без неё.

4. Согласованность между движениями руками и ногами. Вращение прямых рук в вертикальной плоскости (рядом с головой, рядом с бедром). Прямые ноги работают непрерывно, колени из воды не показываются, дыхание равномерное.

5. Задержка после глубокого вдоха при нырянии составляет 15 – 20 – 30 секунд. Под водой дети ориентируются с открытыми глазами в окружности 3 – 5 метров. За одно ныряние достают 3 – 5 предметов.

Средний уровень:

1. Работа ног «кролем на груди». Большая амплитудой движений ногами, излишнее сгибание ног в коленных суставах. Быстрая утомляемость при проплыве отрезка 12 – 24 м.

2. «Кроль на груди» в полной координации. Короткий гребок руками, вялые движения ногами, вдох выполняется поднятием головы вверх, с длинной паузой (при этом, ноги опускаются вниз, теряется правильное положение туловища).

3. Работа ног «кролем на спине». Согнутые руки вверху, лицо опущено в воду, подбородок прижат к груди, таз опущен (пловец как - бы «сидит» в воде).

4. «Кроль на спине» в полной координации. Руки согнуты, пронос руки далеко от вертикали. Ноги работают недостаточно эффективно. Дыхание задерживается, выдох делается не полностью.

5. Ныряние и доставание предметов. Ныряние с небольшой задержкой дыхания, составляет до 10 секунд. Под водой дети ориентируются не всегда с открытыми глазами в окружности 1 – 2 метров. За одно ныряние достают 1 – 2 предмета.

Низкий уровень:

1. Работа ног «кролем на груди». Согнутые ноги выполняют беспорядочные движения не всегда в вертикальной плоскости, быстро устают, продвижение вперёд медленное, практически «стоит на месте».

2. «Кроль на груди» в полной координации. Несогласованность движений между руками и ногами, гребок согнутой руки проходит далеко от траектории туловища и головы. Ребёнок плывёт на задержке дыхания маленькое расстояние (2 – 3 метра). Чтобы сделать вдох, становится ногами на пол.

3. Работа ног «кролем на спине». Согнутые ноги сильно показываются из воды («едет как на велосипеде »), таз опущен, голова находится под водой. Плывёт на задержке дыхания.

4. «Кроль на спине» в полной координации. Несогласованность между движениями руками и ногами. Значительное колебание тела влево – вправо, лицо под водой, пловец «сидит в воде».

5. Ныряние и доставание предметов. Задержка дыхания составляет менее 10 секунд. Под водой дети плохо ориентируются, ныряют с закрытыми глазами. За одно ныряние могут не достать ни одного из предметов.

Младшая группа

На занятиях плаванием детей младшей группы используются все факторы, способствующие укреплению здоровья детей, их физического развития.

Обучение детей второй младшей группы предусматривает реализацию следующих задач:

1. Выработать привычку у детей не бояться воды.

2. Формировать позитивное отношение детей к занятиям плаванием, подкрепляя его положительными эмоциями в ходе занятий.

3. Воспитывать у детей привычку навыкам гигиены: приучать одеваться и раздеваться самостоятельно, научить мыться под душем, пользоваться мылом, вытираться полотенцем.

4. Развивать двигательные умения и навыки:

а) входить в воду с помощью взрослого и самостоятельно;

б) выполнять различные прыжки у бортика, с поддержкой и без нее;

в) уметь бегать в воде разными способами: друг за другом, произвольно, шлепая ногами, разбрызгивая ногами воду, высоко поднимая колени, помогая себе руками, убегая от взрослого, догоняя его;

г) выполнять простые упражнения в ходьбе с различным положением рук, большими и маленькими шагами, в наклоне и т. д.;

5. Обучать детей дыханию в воде, а также дуть на игрушку, на воду.

6. Обучать нырянию и задержке дыхания в воде.

7. Обучать правилам поведения в воде.

В младшей группе обучение начинается с игры. Игра – часть занятия, она не является случайной. Игра повышает эмоциональное состояние, помогает ребенку преодолеть чувство боязни воды, неуверенность. Основными задачами игры – является овладение и закрепление элементов техники плавания, закаливание организма. Разучивание игр происходит постепенно, от простых игр к сложным. При этом, ранее изученные игры, чередуются с новыми. Надо сказать, что каждое занятие для детей – это еще и большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранить ее на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде. Каждое занятие включает:

Вводную часть (5 минут) – подготовительные упражнения на суше;

Основная часть (20-25 минут) – изучение нового материала, работа над совершенствованием навыков;

Заключительная часть (3-5 минут) – самостоятельное плавание, игры на воде.

При подготовке и проведении занятий определяющим для инструктора являются следующие требования:

Учить детей правильному дыханию и его задержке;

Учить правилам поведения на воде, не допускать нарушения этих правил;

При обучении детей обращать внимание на правильное положение рук, ног, туловища, головы;

Контролировать правильность исходного положения и начало выполнения движения;

Оказывать помощь и обеспечивать страховку;

Объяснять порядок выполнения упражнения четко, конкретно, понятно;

В течение года следует проводить веселые эстафеты, купание с надувными игрушками. В конце учебного года проводятся праздники на воде.

Упражнения, применяемые на занятиях по плаванию в младшей группе:

1. Ходьба:

Ходьба вдоль бортика на носках;

В полу-приседе;

Помогая себе гребковыми движениями /одной, двумя руками/;

В положении наклона туловища, руки за спиной.

2. Упражнения в беге и прыжках:

Бегать вдоль бортика бассейна, держась за поручень, за игрушку, бегать в произвольном направлении без поддержки;

Высоко поднимая колени, помогая себе руками;

Прыжки с поддержкой и без нее - «воробышки»;

Прыжки с хлопками по воде;

Прыжки «кто выше», с поддержкой и без нее.

3. Упражнения с водой и с погружением в воду:

Мыть лицо водой: «смываем мыльную пену», - брызгать на лицо, на руки, на грудь;

Поливаем воду на голову - «дождик»;

Поиграем в «Ладушки» с водой;

- «дождик» - брызги слабые, сильные;

- «птички умываются» - опускаем нос в воду (налево – направо);

Приучать играть в воде самостоятельно и с преподавателем.

- «Маленькие и большие ножки»,

- «Рыбки резвятся»,

- «Поймай воду»,

- «Волны на море»,

- «Догоните меня»,

- «Лодочка»,

- «Солнышко и дождик»,

- «Переправа».

План занятий с детьми младшей группы, методика и технологическая реализация

Занятие № 1.

Задачи: учить детей правилам поведения в помещении бассейна, в воде, учить входить в воду с помощью инструктора, воспитывать положительные эмоции к занятиям.

Упражнения на суше (1-2 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, держась двумя руками за поручень, инструктор страхует.

2. Ходьба произвольная, парами, с инструктором, с игрушками, держась за поручень (2-3 мин.).

3. Упражнение «дождик». Дети набирают в ладошки воду и выливают ее на игрушку, затем на себя (1-2 мин).

4. Упражнение «брызги». Ударяют ладонями по воде поочередно, затем вместе (1-2 мин.).

5. Игра «Лодочка» (2-3 раза): ходьба произвольно, имитация работы рук «кролем».

6. Свободное купание с надувными игрушками.

7. Выход из воды.

Занятие № 2.

Задачи: продолжить учить безбоязненно входить в воду, не бояться брызг, повторить правила поведения в помещении бассейна, воспитывать положительное отношение к воде.

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

2. Ходьба друг за другом, держась за поручень (1-2 мин.).

3. Ходьба на носках – «великаны » (30 сек.- 1 мин.).

4. Ходьба произвольно, держась за игрушку и произвольно (1-2 мин.).

5. Упражнение «дождик». Дети брызгаются водой вверх, сначала слегка, затем сильно – «дождик слабый, дождик сильный» (1-2 мин.).

6. Игра «Лодочка»: ходьба, имитация работы рук «кролем», выполнять от бортика к бортику (4 раза).

8. Выход из воды. Инструктор помогает детям подниматься по лестнице.

Занятие № 3.

Задачи: учить детей бегать врассыпную и затем строиться у бортика по команде, продолжить обучение безбоязненному вхождению в воду, воспитывать интерес к воде, к упражнениям.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду самостоятельно и с помощью инструктора.

2. Ходьба по бассейну друг за другом и врассыпную (3-4 мин.).

3. Упражнение «дождик». Набираем в ладони воду и поливаем себе руки, плечи, голову, спину, брызгаем воду вверх (1-2 мин.).

4. Упражнение «умывание» (5-6 раз).

5. Упражнение «полоскание белья» (1мин.).

6. Игра «Лодочка». Ходьба от бортика к бортику с работой рук «кролем», весла, как у лодочки (4 раза).

7. Свободное купание с игрушками.

8. Выход из воды.

Занятие № 4.

Задачи: учить выполнять прыжки у бортика, учиться образовывать круг в воде, держась за руки, воспитывать желание заниматься.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду с помощью инструктора.

2. Построение у бортика. Ходьба по периметру бассейна, держась одной рукой за бортик (1-2 мин.).

3. Прыжки на двух ногах, стоя у бортика и держась двумя руками (30 сек.-1 мин.).

4. Упражнение «хоровод». Держась за руки, ходьба по кругу (1-2 мин.).

5. Упражнение «дождик». Стоя лицом в круг, брызгаться водой вверх - вперед (1-2 мин.).

6. Игры «Лодочка», «Маленькие и большие шаги»: делать поочередно большие шаги «идем как великаны» и маленькие шаги «идем как маленькие утятки» (4-5 мин.).

7. Свободное купание с надувными игрушками.

8. Выход из воды.

Занятие № 5.

Задачи: продолжить учить безбоязненно выполнять упражнения у бортика, учить детей смело погружаться в воду, задерживать дыхание, развивать внимание.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение у бортика.

2. Прыжки, держась руками за поручень, можно с брызгами (30 сек.-1 мин.).

3. Игра «Ладушки» с водой: поднимать брызги водой (1-2 мин.).

4. Упражнение «дождик» - сильный, слабый. Выполнять по команде (2мин.)

5. Игра «Щука и рыбки», инструктор играет вместе с детьми (4-5 мин.). Дети («рыбки») перемещаются по бассейну в разных направлениях, помогая себе руками. «Щука» (ее роль первое время исполняет инструктор) стоит в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети «уплывают» к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может - и глубже. Дети не должны убегать к бортику раньше сигнала, не должны толкать друг друга.

6. Свободное купание с игрушками.

7. Выход из воды.

Занятие № 6.

Задачи: учить прыжкам у опоры и без опоры, закреплять умение свободно передвигаться в воде, учить набирать в щеки воздух и задерживать дыхание.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

2. Прыжки около бортика:

Держась двумя руками за поручень;

Держась одной рукой за поручень;

Выполнить прыжки на двух ногах без поддержки;

С хлопками по воде (3-4 мин.).

3. Упражнение «дождик» - сильный, слабый (1-2 мин.).

4. Игры «Шторм на море», «Хорошая погода» (2-3 мин.). Погрузить руки в воду и перемещать из стороны в сторону - «шторм», погладить воду, «успокоить» ее – «хорошая погода».

5. Упражнение «умывание» (1-2 мин.).

6. Набрать в щеки воздух и подуть на воду, чтобы получалась «дырочка».

7. Надуть щеки, закрыть лицо ладонями и «спрятаться» в воду. Повторить погружение (3-4 раза).

8. Игра «Паровоз» (2-3 раза). Дети держатся друг за друга (за пояс) и по команде инструктора передвигаются по воде имитируя «поезд», по команде инструктора «остановка» - дети должны остановиться и присесть (руки при этом остаются на поясе).

10. Выход из воды.

Занятие № 7.

Задачи: учить передвигаться «змейкой», парами, продолжить обучение упражнениям у бортика.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

2. Ходьба по периметру бассейна, держась одной рукой за поручень:

Обычная ходьба;

На носках;

В приседе, в полу-приседе (2-3 мин.).

3. Ходьба «змейкой» за инструктором (2-3 мин.).

4. Прыжки-«зайчики» (30 сек.-1 мин.).

5. Ходьба парами друг за другом по периметру бассейна (2-3 мин.).

6. Упражнение «Дождик» - слабый, сильный. Выполняется у бортика (1-2 мин.).

7. Бег врассыпную. Игра «Догонялки», ведущий - инструктор. По команде дети разбегаются врассыпную, инструктор догоняет (4-5 мин.).

8. Игра «Переправа». Бег от бортика к бортику по команде инструктора (2-3 мин.).

9. Выход из воды.

Занятие № 8.

Задачи: учить выполнять упражнения по команде, учить детей делать выдох на воду, воспитывать смелость, умение слушать инструктора.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

Обычная ходьба;

На носках;

В полу-приседе, в приседе;

- «плывем на лодочке», ходьба, туловище в наклоне с работой рук «кролем» и «брассом», (отгребаем воду от себя) 3-4 мин.

3. Бег друг за другом по периметру бассейна (1 мин.).

4. Бег врассыпную (1 мин.) с последующим построением у бортика по команде инструктора.

5. Прыжки с хлопками по воде (1-2 мин.).

6. Упражнения «дождик», «шторм на море» (3-4 мин.).

7. Упражнения «умывание», «дуем на воду, как на горячий чай» - чтобы была «дырочка» в воде (2-3 мин.).

8. Игра «Рыбки резвятся» (2-3 мин.). Построить детей в круг. По сигналу инструктора «Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на двух ногах. По сигналу «Рыбки отдыхают» - присаживаются на корточки. Можно разрешать прыжки на двух ногах с последующим падением в воду. Дети должны внимательно слушать инструктора, выполнять движения по сигналу. Напоминать детям, что нельзя толкать друг друга.

9. Свободное купание с игрушками.

10. Выход из воды.

Занятие № 9.

Задачи: продолжить учить детей самостоятельно переходить от одного бортика к другому, учить прыжкам, держась за поручень.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

2. Выполнить ходьбу по команде от одного бортика к другому (4-5 раз).

3. То же упражнение – бегом (4-5 раз).

4. Игра «Переправа» (2-3 мин.). Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде инструктора они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая:

«Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,

Вода помогает мне выбрать дорогу».

Нельзя толкать друг друга и брызгаться, пальцы рук – сомкнуты.

5. Игра «Солнышко и дождик» с мячом в кругу (2-3 мин.). Дети стоят в кругу. На воде – надувной мяч. По команде инструктора «дождик» дети начинают брызгать водой на мяч, по команде – «солнышко» - начинают гладить воду ладошками, успокаивая ее. Следить, чтобы дети не брали в руки мяч и не перебрасывали.

6. Упражнение «мячики». Держась за поручень, подпрыгивать и приседать в воду (1-2 мин.).

7. Свободное купание с игрушками.

8. Выход из воды.

Занятие № 10.

Задачи: учить детей опускать лицо в воду, надувать щеки воздухом, не бояться воды.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

2. Ходьба по периметру бассейна:

Обычная ходьба;

На носках, подняв руки вверх;

Как цапля, высоко поднимая колени;

Ходьба с помощью рук, «плывем на лодочке» (4-5 мин.).

3. Бег друг за другом (30 сек.-1 мин.).

4. Упражнение «умывание» (1 мин.).

5. Упражнение «птички моют носики» (1-2 мин.). Опустить «носик» в воду и выполнять повороты влево - вправо. Следить, чтобы щеки были надуты воздухом, следить за задержкой дыхания.

Алгоритм по обучению плаванию дошкольников.

Ещё много веков назад в Древней Греции говорили: «Он не умеет ни читать, ни писать, ни плавать», подчёркивая этим неприспособленность человека к жизни.

О грамотности и высокой культуре наших людей говорить не приходится, а вот плавать не умеют ещё многие. В своей увлекательной книге «Занимайтесь плаванием» мастер спорта З. П. Фирсов пишет: «Можно ли мириться с тем, что вы до сих пор плохо плаваете или совсем не умеете плавать, когда научиться этому можно и в 5 и в 6 лет. Имеете ли Вы право, родители, учителя, оставаться равнодушными к тому, что юноши и девушки, которых вы воспитываете, растут необученными плаванию? Нет! – сказать каждый из вас. Мириться с этим нельзя! Надо открыть для всех широкий путь к изучению правильных способов плавания».

Я совершенно согласна с высказыванием Фирсова и считаю, чем раньше ребёнок начнёт заниматься плаванием, тем больше возможности успешно обучить каждого ребёнка с учётом индивидуальных данных его развития, физической подготовленности и состояния здоровья, что открывает хорошие перспективы для систематических упражнений в плавании в дальнейшем.

Вода одновременно и манит и пугает. У неумеющих плавать с нею связаны и положительные и отрицательные эмоции. Научиться плавать гораздо труднее, нежели овладеть другими распространёнными физическими упражнениями, такими как ходьба и прыжки. Более того, плаванию присущи некоторые особенности, затрудняющие обучение этому жизненно необходимому виду спорта. Одна из них заключается в том, что обучающимся приходится заниматься в необычной (водной) среде, в непривычном положении тела (горизонтальном), в условиях, крайне затрудняющих нормальное дыхание, а также работу зрительного и слухового анализаторов. Повышенная теплоотдача в воде, которая вызывает у занимающихся появление дрожи, невозможность постоянно видеть и слышать инструктора, воспринимать его жесты и указания приводит к возникновению торопливых, неосознанных движений. Данные факторы затрудняют обучение плаванию даже взрослых, не говоря уже о детях.

Дошкольников нужно обучать в чёткой методической последовательности. В нашем детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего физического развития детей. Есть бассейн размером 3*7м, где проводятся занятия по плаванию. В саду 12 групп, которые начиная со 2-ой младшей группы, занимаются 2 раза в неделю. Занятия проводятся по подгруппам, длительность занятий от 15 до 30 минут.

В этом учебном году акцент в обучении плаванию делался на психомоторную одарённость. Одарённость трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности (Б.М. Теплов).

Психомоторная одарённость проявляется в сфере движений и заметить её можно по следующим признакам:

  • Повышенная двигательная активность ребёнка, её разнообразие, стремление к овладению сложно координированными движениями;
  • Умение тонко различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам, воспринимать и создавать новые на основе двигательного воображения;
  • Выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в её построении (объяснять двигательные действия, знать точную их последовательность и качественную характеристику);
  • Использовать свой « двигательный багаж» в новой обстановке (самостоятельно реализовывать двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности);
  • Проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.

Эти достижения хорошо видно из систематических наблюдений на занятиях и диагностики.

Одна из главных задач при обучении детей плаванию – научить ребёнка не бояться воды

На первых занятиях детям необходимо ощутить некоторые свойства непривычной для них среды, научиться передвигаться в воде, преодолевая её сопротивление и одновременно используя её как опору.

Дети по-разному реагируют на воду. Многое зависит от возраста, общей двигательной активности ребёнка, температуры воды и других факторов.

Одни ребятишки с огромным удовольствием играют и плещутся в воде, для них упражнения « на знакомство с водой, её свойствами» могут быть сокращены до минимума. Первое проявление физической одарённости. Другие дети панически боятся воды. В этом случае данный период усвоения удлинится. Тогда на помощь приходит игры, всевозможные догонялки, элементы танца и подобные им упражнения, которые постепенно избавят ребёнка от страха и позволят перейти, наконец, к обучению плаванию. Например, такие игры, как « Гигантские шаги», «Лодочка», Рыбы и сеть», «Поймай рыбку», «Брось – догони», «Кто быстрее», «Гуси» и т.д.

Упражнения на знакомство с водой – это первый этап обучения плаванию.

Второй этап – упражнения с погружением в воду . Трудность идёт по возрастающей. Эти упражнения должны вводиться без спешки, от кратковременных погружений (со страховкой) до самостоятельных с открытыми глазами и выдохов в воду. И опять- таки: если один ребёнок окунётся с головой уже на первом занятии (второе проявление одарённости), то другой решится на это только после нескольких занятий.

Можно использовать следующие упражнения: «Опусти лицо в воду» (стараться, чтобы дети не вытирали его руками, напомнить, что лицо можно опускать в воду только с закрытым ртом, чтобы не сделать вдох под водой), «Достань дно рукой»; «Собери игрушки» (с открытыми глазами); «Морской бой»; «Сядь на дно»; «Передай мяч под водой» , «Смелые ребята» и т.д.

Все эти упражнения преследуют одну цель: предупредить боязнь воды. Среди детей есть такие, у кого боязнь воды очень сильна. При занятиях с такими детьми нужно быть особенно внимательными, больше разговаривать, убеждать, чаще хвалить даже за не очень хорошо выполненное упражнение. В некоторых случаях можно пригласить на занятия родителей, дать домашние задания.

Игровая форма упражнений повышает эмоциональность занятий, а коллективные игры способствуют состязательности занимающихся, что является хорошим стимулом для ребёнка выполнить задание не хуже своего товарища, действовать смелее.

После того как дети научились опускать лицо в воду, приступаю к третьему этапу обучения это обучение выдохам в воду . Сначала дети дуют на лёгкую игрушку, затем под воду пускают пузырьки. Упражнения с выдохами в воду повторяю на всех этапах обучения плаванию. Упражнения, например,»Рыбка песенку поёт», «Чья игрушка всех быстрее», «Пузыри», «У кого всех больше пузырей» и др.

Четвёртый этап обучения плаванию включает группу упражнений на всплывание. Никакие слова не способны убедить ребёнка, что вода легко удерживает его тело на поверхности. Он должен ощутить это сам! Но для выполнения этих несложных упражнений ребёнку необходимо проявить большое мужество. Нужно помочь ему в этом, подстраховывая и заполняя занятия играми и забавами. На задержку дыхания дети выполняют «Поплавок», «Звёздочку», «Медузу», «Акулу», «Морской конёк». Можно провести игру «Ловишки с поплавком», «Щука и рыбы» и тд.

Когда дети научатся всплывать перехожу к пятому этапу обучения- скольжению. Это очень важно, если ребёнок научится скользить, он обязательно поплывёт. Вначале дети учатся скользить с поддерживающими средствами – мячами, досками, нарукавниками, впоследствии используются ласты. Скольжение на груди – важнейший элемент техники плавания. Умение скользить в воде позволяет экономить силы при плавании, принимать правильное положение (вытягиваться), которое поможет в дальнейшем при обучении плаванию.

Когда дети научатся правильно скользить с поддерживающими средствами, упражнения эти выполняются самостоятельно. Одновременно дети учатся отталкиваться от дна или опоры с задержкой дыхания. Необходимо напомнить, что нужно наклониться вперёд, опустить голову, плечи, руки в воду. Перед отталкиванием руки нужно соединить за головой в «Стрелочку», и только после этого сильно оттолкнуться. То же – на спине.

Шестой заключительный этап в начальном обучении плаванию – освоение техники работы рук и ног. Что касается движений ногами- здесь наблюдается некая природная предрасположенность. Для одних естественны попеременные движения вверх-вниз, для других симметричные одновременные («по-лягушачьи»), для третьих наиболее подходящим может оказаться «шагание» в положении на боку. В своей работе я использую одновременное освоение всех способов плавания (кроль, брасс, баттерфляй или дельфин). Естественная предрасположенность ускоряет процесс обучения и помогает выбрать наиболее приемлемый способ плавания.

Занятия по плаванию у меня тесно связаны с музыкой, физкультурой, математикой. В воде дети учатся ориентироваться в пространстве, собирают большие или маленькие игрушки, игрушки определённого цвета, достают со дна число игрушек.

В конце учебного года со старшими детьми проводятся праздники на воде. Приглашаются родители, дети других групп. Праздники являются неотъемлемой частью обучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детей в весёлых играх и соревнованиях, укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, приносит эмоциональное и эстетическое удовлетворение. Варианты праздников на воде: «Праздник Нептуна», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «День пловца» и др.

Есть дети, которым плавать не разрешают родители под тем или иным предлогом. С такими родителями проводится определённая работа.

Приглашаю их на занятия по плаванию, где они убеждаются, что в бассейне тепло, детям приятно пребывание в воде, многие уже научились плавать, родителям объясняю, что плавание закаливает детей, является жизненно необходимым навыком.



  • Разделы сайта