Обслуживание роликов

Итак, каждый уважающий себя роллер сталкивается с проблемой чистки подшипников. Существуют явные симптомы, что пришло время наконец-то заняться любимыми роликами, чтобы отплатить им добром за верную службу. Если: - стало намного тяжелее ехать, создаётся ощущение, что колёса плохо крутятся - при езде от колёс доносятся страшные звуки: скрип, жалобный скрежет, шуршание - вы проехали большой участок дороги по песку, пыли, земле или по луже, - значит, вашим роликам пора промыть подшипники. Помните: лучше не откладывать чистку подшипников на бесконечное "потом" - а то может быть как у Сторга (виденным мною подшипник был заржавлен, забит грязью, и совершенно не крутился). Сторг такие подшипники выбрасывает и покупает новые, но на самом деле достаточно лишь вовремя их мыть и чистить, и они долго будут радовать вас лёгкостью качения.

В первые разы проще расположиться на полу где линолеум, потому, что у вас может что-нибудь пролиться, откатиться или потеряться.

Вам понадобится:

1. несколько ёмкостей, не растворимых бензином (баночки из-под йогурта не канают!!!), лучше в количестве 3 штук.

2. Одна плоская плошка, не растворимая бензином, достаточно 1 штуки.

3. Коробочка из-под фотоплёнки, или любая другая длинная узкая закрывающаяся плотно ёмкость. Достаточно 1 штуки.

4. Зубная щётка. Можно любую, какую не жалко, только без зубной пасты! 1 штука

5. Шприц медицинский, подойдёт одноразовый, от 2 кубиков и больше, как вам удобнее. Со шприца аккуратно снимаем иголку, отрезаем её кусачками (лучше всего подходят маникюрные щипчики) на расстоянии примерно в 7-8 мм от основания. Выпрямляем иглу по месту разреза, и булавкой восстанавливаем круглое отверстие в медицинской игле. Лучше сначала потренироваться, а то я три иглы запортила, прежде чем смогла ровно откусить.

6. Смазка. Про смазки отдельная статья, я лично пользуюсь Литолом 24 (продаётся за смешные деньги в любом киоске/магазине автотоваров). Жидкую смазку использовать не рекомендуется - вам придётся намного чаще менять смазку, и она не обеспечит вашим подшипникам столь же хорошее самочувствие, как пластичная.

7. Растворитель. Покупаем в хозяйственном магазине литровую (пол-литровую) баночку очищенного бензина с названием "Галоша". Стоит порядка 20-30р, практически не имеет запаха, очень удобно для применения дома. Керосином пользоваться не стоит - мало того, что он воняет, так ещё и для самих подшипов не сильно полезен.

8. Находим бумагу или тряпочку, куда будем вытаскивать сохнуть подшипы, плюс ещё тряпочку - руки там вытереть, или пыльники…


РАЗБОРКА

Снимаем колёса с роликов.

Вытаскиваем подшипы из колёс. Удобнее это делать специальным ключом. Если у вас ролики фирмы К2, то они имеют оригинальную втулку, и ключ для разбора входит в состав комплекта при покупке роликов. То есть у вас он уже есть. Если у вас ролики другой фирмы, то ключ можно приобрести в магазине, где вы покупали ролики. Можно также пользоваться отвёрткой или карандашом, но моим женским лапкам удобнее пользоваться ключом и затрачивать меньше времени и сил.

Вам повезло, если у вас разборные подшипы - тогда их мытьё и смазка происходят по описанному далее механизму.

Гораздо хуже, если вы купили ролики с неразборными подшипниками (выглядят они вот так) .

В таком случае вам остаётся только выломать один из пыльников (если их два) и производить чистку и смазку только с одной стороны, и в дальнейшем ставить эту сторону внутрь колеса, к втулке. Выламываются пыльники острым ножом, причём нож нужно вставлять в щель, которая ближе к оси, т.е. меньшая по диамерту. И Дальше вскрывать, наподобие консервной банки, только аккуратно. Некоторые неразборные подшипники укомплектованы пыльниками только с наружной стороны, это облегчит вам жизнь.

С разборными же поступаем так:

Иголочкой или булавкой осторожно (прыгают и теряются!!!), придерживая пальцем, вытаскиваем пружинку. Она представляет собой почти колечко из металла, с заострёнными кончиками. Складываем в отдельную мисочку, чтобы не потерялись

Вынимаем пыльники. Складываем в отдельную мисочку, чтобы не потерялись.

Смотрим. Чистая смазка светлая, однородная, без всяких посторонних примесей. В грязных подшипниках смазка приобретает оттенок той грязи, в которую вы умудрились залезть (после роллердрома в Екатерининском это серо-зелёная пыль от покрытия), и содержит пылинки, крошки, песчинки и прочую гадость.

ПОМЫВКА

Грязные подшипники по 4 штучки складываем в баночку из-под фотоплёнки, заливаем до половины бензином, закрываем крышечкой (плотно её прижимая) и начинаем бултыхать в воздухе, пока не надоест

Промытые таким образом подшипы вытаскиваем, и складываем в невысокую плошку с чистым (!!) бензином. Повторяем со следующей партией, и так все 16 штук. Бензин в баночке для бултыхания менять в зависимости от степени его загрязнения - после каждой партии, или через одну.

Теперь перед нами в невысокой плошке, залитые бензином, лежат 16 условно чистых подшипов. Каждый вытаскиваем, осматриваем с двух сторон на наличие грязи/старой смазки, и, когда таковая обнаружилась - одеваем его на палочку моем в бензине зубной щёткой, потом просто булькаем уже в мелкой плошке.

Проверяем снова. Убедившись, что подшип полностью чист, несколько раз крутим его пальцем в бензине (одев предварительно на палочку), чтобы наверняка смыть с него всё, и посмотреть, как он у вас красиво и быстро крутится. Вытаскиваем и кладём сушиться.

Повторяем процедуру со следующим. Бензин меняем по степени загрязнённости. В результате получаем все подшипы, сохнущие на бумажке. Оставим их пока В бензинчике промоем пыльники, потом и колечки. Вытрем каждое насухо тряпочкой, разложим по отдельным плошкам (чтобы не потерялись). Если лениво, достаточно просто тщательно протереть тряпочкой каждый пыльник - от грязи и от старой смазки. Примерно через полчаса перевернём подшипники, чтобы они лучше просохли.

СМАЗКА

Смазывать начинаем только сухие подшипники. Мы же не хотим, чтобы новая смазка полурастворилась бензином? Берём подшип, крутим его, зажав пальцами, проверяем на остатки бензина или старой смазки. Досушиваем или промываем по-новой, по результату осмотра.

Чисто вымытый живой подшипник крутится долго, с ровным тихим-тихим шуршание (потому, что ещё без смазки), и не шатаясь. Теперь нам понадобится шприц. Конечно, можно не заморачиваться со шприцом, а запихивать в подшип смазку зубочисткой, но шприцом это делать гораздо удобнее. Смазку аккуратно выдавливаем в шприц, потом одеваем на него обрезанную иголку.

Вот так:

Берём шприц, и аккуратно выдавливаем смазку внутрь подшипника. Не перестарайтесь! Смазки должно быть немного, иначе колёса будут хуже крутиться. Я лично выдавливаю понемногу внутрь на каждый желобок, по которому движутся шарики - на внутренний и на внешний, между шариками. Это довольно чистая и самая неутомительная процедура

Когда все подшипники смазаны, каждый аккуратно закрываем чистыми вымытыми пыльниками, и вставляем пружинки. В результате должно хватить всех пыльников и всех пружинок, и не остаться лишних. Если вдруг вам не хватило пыльников, а вы уверены, что не теряли их в процессе разборки-мытья, то посмотрите тщательнее каждый уже собранный подшип. Возможно, два пыльника слиплись, и вы на одну сторону поставили именно такой, слипшийся, пыльник

СБОРКА

Дальше всё в обратном порядке. Вставляем в колесо один подшип, втулку посередине, второй подшип. Не забудьте втулки, а то снова придётся разбирать! Потом смотрим колёса на предмет истёртости, и ставим в соответствии с тем, как подсказывает интуиция. Более стёртые колёсики - по краям, более стёртой стороной - наружу, для дальнейшего равномерного стачивания. Закручиваем оси - и вперёд, снова по лужам!

Примечание. Вначале вам покажется, что колёса после смазки стали крутиться хуже, чем до неё. Это нормально. Нужно некоторое время, чтобы смазка разработалась и равномерно распределилась по всему подшипнику. Километра 3-4, и всё будет в порядке!

1. Перестановка колес

Колеса для роликов состоят из пластиковой ступицы, в которую вставляются подшипники и ось, и полиуретана (мясо колеса), который едет по асфальту. Так как асфальт намного жестче, полиуретан колеса со временем стирается как ластик и колеса приходится менять. При обычном катании на роликах мы толкаемся внутренним ребром, поэтому колеса всегда стачиваются с внутренней стороны гораздо больше, чем с наружной. Таким образом, с внутренней стороны колесо можно сточить полностью, а с наружной стороны останется еще много полиуретана. Если регулярно, после нескольких покатушек выполнять перестановку колес, то их срок службы увеличится на 30%, а профиль колеса останется таким же удобным для катания. То, что колеса стерты неравномерно хорошо видно невооруженным глазом. На рисунке изображена стандартная схема перестановки колес. Если вы катаете слалом, то колеса надо переставлять по схеме 1-4, 2-3 – так сохранится “банан”.

2. “Закипание осей”

Довольно распространенная проблема, когда оси колеса как бы прикипает к раме, либо сама к себе (на двусоставных осях). Происходит это из за того, что оси очень редко откручивают. Так же данная проблема возникает когда и рама, и оси состоят из алюминиевого сплава и между ними происходит диффузия. В этом случае ось может прикипеть настолько, что ломаются любые ключи! Чтобы полностью избежать данную проблему надо регулярно немного откручивать и снова закручивать оси.

Если ось все таки прикипела (не откручивается либо прокручивает шестигранник) варианта два: 1) идем в магазин строительных материалов, покупаем биту Т27, кладем раму ролика на твердый упор (поребрик, кремкий стол) и вбиваем биту в ось молотком примерно на один см (алюминий хорошо мнется закаленной осью), откручиваем ось с хорошим рычагом (либо зажав биту в тески прокручивая раму); после этого ось так же можно использовать под эту биту.

2) Если ось прикипала настолько, что в ней ломаются ключи и биты – берем дрель и аккуратно высверливаем ось сверлом 4 мм (если нет опыта – лучше отдать в мастерскую).

3. “К роликам невозможно подойти без затычки для носа”

Да, при активном катании на роликах ноги потеют очень сильно и ролики быстро теряют былую свежесть. Большинство моделей роликов от среднего ценового сегмента имеют съемный внутренник (лайнер). Таким образом, внутренний сапожок можно достать и постирать в стиральной машине при температуре 30 градусов без использования большого количества порошка. Как показывает практика – пару раз за сезон внутренник можно стирать без ущерба.

4. Обслуживание подшипников

Сердцем роликовых коньков являются подшипники, именно то, насколько хорошо они крутятся определяет ваше ощущение “полета” во время катания. Подшипники обычно служат долго (несколько лет), но есть факторы значительно сокращающие их срок:

1) частные интенсивные прыжки – подшипники попросту разбиваются

2) езда по пыльным и грязным дорогам – в подшипники попадает песок и пыль

3) езда по влажной дороге и лужам – из подшипников полностью либо частично вымывается смазка и попадает грязь, колеса практически перестают крутится. При этом если обработать подшипники смазкой в баллончике (например WD-40), это лишь поможет высушить подшипник, но не избавит его от грязи и песка.

В последних двух случаях подшипники можно спасти если выполнить ряд процедур:

в качестве подопытных у нас 8 подшипников для фрискейта ILQ-7 и 8 подшипников для слалома ILQ-9 slalom pro. Все подшипники изготовлены по специальному стандарту ILQ, разработанному для роликовых коньков. Первые подшипники закрытого типа, вторые имеют быстро-съемный пыльник. Итак, по порядку:

Нам понадобятся: бензин “Калоша”, нож или шило, смазка литол, тряпка, посуда для промывания, карандаш, хорошо проветриваемое помещение и примерно полтора часа свободного времени!

– вынимаем подшипники из колес: для этого поддеваем подшипник плоской отверткой либо шестигранником (он всегда под рукой) под втулку и подшипник постепенно начинает выходить.

Разбираем подшипники:

Для открытых подшипников ILQ9 подцепляем ножом или шилом пластиковый сепаратор и вынимаем его; так же можно не вынимать сепаратор, в протолкнуть металлический пыльник наружу с внутренней стороны иголкой.

– для ILQ7 сначала подцепляем тонкое стопорное колечко по краю подшипника шилом или скальпелем, потом легко снимаем металлический пыльник.

– для “неразборных” подшипников ABEC и SG (в России разбирают даже неразборные подшипники): подцепляем тонким ножом металлический пыльник, который при вскрытии немного мнется. Катастрофы здесь нет, при одевании его можно снова распрямить и поставить на внутреннюю часть колеса. А если выпрямить пыльник не удалось и он задевает втулку – пыльник можно не ставить вообще! Подшипник будет работать так же, просто станет менее защищенным от пыли!

Берем небольшую закрытую емкость: банку, бутылку с широким горлышком и пр. Кладем туда подшипники и сепараторы, заливаем бензином, закрываем и тщательно взбалтываем пару минут. Бензин и керосин являются самыми лучшими растворителями.

Видно, что подшипники стали чистыми, вся грязь и остатки старой смазки ушли, но если их вращать чувствуется что мелкие песчинки еще остались. Чтобы их убрать заливаем небольшую ванночку чистым бензином, берем карандаш, нанизываем на него подшипник, погружаем в бензин и начинаем вращать! Через некоторое время подшипник начинает крутится абсолютно свободно – подшипник абсолютно чистый!

Далее берем смазку “литол” и промазываем ею каждый подшипник. Использовать дорогие высокотемпературные смазки особого смысла я не вижу, потому что скорость вращения подшипников на роликах невысокая относительно машинных подшипников. Жидкие смазки так же нет смысла заливать – они там просто не задержатся. После того, как все подшипники промазаны их надо закрыть. ILQ9 закрываем очень просто раздвинув шарики равномерно и прижав сепаратором. ILQ7 сначала вставляем пыльник, потом кольцо. Закрытые подшипники – подправляем при необходимости пыльник плоскогубцами. Помятую сторону ставим по внутрь колеса. Если выпрямить не удалось – помятый пыльник не ставим, его отсутствие не будет критичным! Тщательно убираем остатки смазки тряпкой, слегка пропитанной бензином!

Обратите внимание на то, что сначала колеса будут крутится плохо – смазку надо раскатать и после одного хорошего катания колеса начнут крутиться как надо!

Материал подготовил Ильнур Латыпов

Лонгборда, которые требуют регулярного ухода. Своевременная забота о подшипниках позволит увеличить срок их эксплуатации и избежать преждевременного износа. В этой статье мы расскажем Вам, какие признаки указывают на то, что лонгбордические подшипники пора почистить и смазывать, и как это сделать.

Подшипники — залог хорошей скорости и наката

Подшипники лонгборда, а также скейтборда, роликов, самокатов и других спортивных снарядов на колесиках — основа скоростных характеристик и возможности наката. Эти маленькие металлические штучки принимают на себя колоссальную нагрузку.

Несмотря на то, что защитному механизму (пылезащитникам, смазке) в подшипнике добросовестные производители уделяют большое внимание, он все равно остается уязвим к таким внешним факторам, как влага и песок: попадая внутрь, они приводят к износу всей конструкции. Подшипники лонгборда начинают скрежетать и греметь, а при попадании влаги смазка перестает выполнять свои функции, так как при соединении с водой она меняет свою консистенцию.

Как понять, что подшипники лонгборда в критическом состоянии?

Даже райдер-новичок сможет сразу заметить, что подшипники требуют экстренной помощи. Лонгборд плохо едет? Быстро теряет разгон? Слышится характерный треск/хруст/стук? Тогда нужно немедленно предпринять меры. Как? — Расскажем далее. Мы настоятельно не рекомендуем доводить подшипники до такого состояния, так как не всегда удается их спасти. Нужно регулярно проводить «профилактику»: чистить и смазывать подшипники. Помните! Даже подшипники с водоотталкивающей смазкой не рассчитаны на катание по лужам. Если Вы случайно попали в дождь, по возвращению домой необходимо принять меры.

Как ухаживать за подшипниками лонгборда: 3 простых шага

Для того чтобы правильно почистить и смазать подшипники лонгборда, нужно разобраться в их конструкции.

Теперь, когда Вы понимаете, как все устроено, перейдем непосредственно к уходу. Существует множество способов чистки, но мы остановимся на одном, самом простом и действенном, на наш взгляд.

1шаг:

Тщательно разберите подшипники. Внимание! Если этого не сделать и воспользоваться различным вымачиванием или варкой без разбора, то грязь и влага никуда не денутся, и это никак не поможет подшипникам.

Перед разбором важно понять, к какому типу принадлежат Ваши подшипники: разборные или нет?

Как отличить? Разборные модели дополнены стопорным кольцом (См. схему "Из чего состоит подшипник лонгборда"). Даже если Ваши подшипники принадлежат к другому типу: их все равно можно разобрать, только немного по-другому.

Разборные:

Итак, у Вас разборные подшипники. Значит, все просто. Сначала, удалите грязь и хорошо протрите наружную поверхность подшипников. Теперь, тонкой палочкой, например, булавкой, отогните стопорное кольцо. После Вы сможете без труда извлечь пыльник.

Неразборные:

В неразборных подшипниках отсутствует стопорное кольцо. А пыльник более плотно установлен. Поэтому для его извлечения необходимо сделать следующее: возьмите нож с тонким лезвием и подцепите пыльник со стороны малого кольца. Аккуратно! Не вводите нож слишком глубоко, Вы можете повредить сепаратор. И постепенно вскрывайте подшипник по кругу. Готово!

2 шаг: чистка

Чистка подшипников заключается в их вымачивании в специальных растворах, например, Уайт Спирите или бензине. Мы рекомендуем выбрать первый вариант. Стоит раствор недорого и продается в любом строительном магазине.

Нам необходим закрывающийся контейнер, в который можно налить Уайт Спирит и погрузить подшипники на некоторое время. Также желательно интенсивно их потрясти в растворе. Не забудьте проветрить помещение! Оставим на какое-то время, например, на час.

3 шаг: смазка

Когда наш раствор удалил старую смазку и грязь из подшипника, необходимо смазать их заново. Хорошие производители дополняют комплекты подшипников смазкой. Если смазка в комплекте не идет, можно приобрести ее в специализированном магазине.

Существуют два вида смазок: жидкие и пластичные. Рекомендуем отдавать предпочтение второму варианту — так как такая смазка держится дольше жидких вариантов. Если Вы все же используете жидкую смазку, то добавляйте ее после каждых 70-110 км обкатки.

Равномерно нанесите смазку внутрь подшипника.

Готово! Осталось собрать разборный подшипник обратно. А неразборный — установить открытой стороной внутрь колеса.

Придерживаясь этой простой схемы, Вы увеличите срок эксплуатации лонгбордических подшипников и скоростные характеристики Вашего лонгборда.

Если у Вас остались вопросы — задавайте их в комментариях.

Подшипники — важный элемент в конструкции роликов. От них изрядно зависит, насколько будет полным удовольствие от езды на восьми колесах. Ведь именно подшипники, скрытые от глаз, обеспечивают и скорость, и ощущение полета над асфальтом. Словом, они дают то к чему мы стремимся, «слившись с роликами воедино».

Со временем подшипникам свойственно засоряться, а главными причинами их засорения являются вода, песок и пыль. Определить, что подшипник засорился можно по характерному шуму и ухудшению ходовых качеств.

Некоторые люди продолжают ездить на таких подшипниках. Богатые сразу покупают новые. Опытные роллеры промывают подшипники периодически, не допуская критического загрязнения.

Так как же все-таки чистить подшипники? Внутри каждого колеса два подшипника и втулка. Сначала подшипники нужно извлечь из колеса. Для этого удобно использовать специальный ключ. Если ключа нет, можно использовать подручные средства, подходящие по размеру.

Подшипники бывают двух видов: разборные и неразборные. В разборных подшипниках пыльники закреплены при помощи стопорных колец, а в неразборных они завальцованы или запрессованы. Чтобы разобрать разборные подшипники, нужно вынуть стопорные кольца и снять пыльники. Стопорные кольца вынимаются при помощи обычной иголки.


После этого пыльники легко снимаются.

Для промывания подшипников используется бензин.

1-я стадия промывания: разобранные подшипники, металлические пыльники и стопорные кольца нужно бросить в ёмкость с бензином и поболтать. После этого пыльники и кольца отправляются на сушку, а подшипники отправляются на вторую мойку.

2-я стадия промывания: необходима ёмкость для бензина с относительно широкими краями и небольшая палочка из материала, не растворимого в бензине, подходящего диаметра. Каждый подшипник по-очереди нужно надеть на палочку, опустить в бензин и вращать пальцем до тех пор, пока из него не удалится оставшаяся грязь, и он не начнёт вращаться свободно.


После промывки подшипники следует просушить.

Смазка

Смазка бывает двух типов: жидкая и пластичная.

Жидкая смазка может применяться для подшипников класса точности ABEC-5 и выше. Она сразу обеспечивает максимальную лёгкость вращения. Однако она так же быстро и расходуется. Поэтому, если вы хотите использовать жидкую смазку, вам придётся обслуживать подшипники очень часто.

Мы рекомедуем вам использовать смазки пластичные. Для достижения максимальной лёгкости вращения после смазки подшипники придётся немного (примерно в течение недели) «раскатывать», но зато смазывать подшипники достаточно раз в сезон и это дешевле. Пластичная смазка подходит для любых подшипников. Смазки в подшипник нужно закладывать небольшое количество: примерно 30% от свободного объёма внутри подшипника.


Жидкая смазка иногда продаётся в специализированных магазинах в специальных тюбиках или шприцах (например «TWINCAM RACING GEL», «KRYPTONICS F1 GEL»).

Пластичную смазку можно купить в автомагазинах. Подходит Литол-24 или его импортные аналоги:

  • «Shell»: Alvania 3, R3, Cyprina 3, RA;
  • «Mobil»: Mobilux 2, 3, EP2, EP3; Mobilgrease MP;
  • «British Petroleum»: Energrease L2, LS3;
  • «Castrol»: Castrol LM, LMX;
  • «Teboil»: Multi-Purpose Grease.

Неразборные подшипники тоже можно обслуживать. Для этого нужно выковырять и выкинуть один пыльник.

Делается это так.... С внутренней стороны подшипника пыльник аккуратно подцепить ножом (вставлять нож неглубоко! Иначе можно повредить начику с шариками) и достать пыльник. Он погнётся и придёт в негодность. Но не расстраивайтесь, т.к. он вам больше не пригодится. После промывки и смазки подшипник вставляется открытой стороной в колесо и функционирует дальше. То, что одного пыльника не будет, пусть вас не смущает: подшипник к стенкам колеса прилегает плотно, и грязь туда не летит. Промывать и смазывать в соответствии с инструкциями, указанными выше.

Каждое устройство либо конструкция, содержащие в себе элементы разного рода вращающиеся элементы, обязаны быть снабжены подшипниковыми механизмами. Как правило это сборочный элемент, входящий в состав упора или опоры. При помощи подшипников поддерживается вся подвижная часть конструкции, таких как, например, вал либо ось. Именно эти элементы призваны обеспечивать качение либо вращение, а также фиксируют положение в пространстве.

Однозначно, для разных конструктивных элементов применяются различные типы подшипников, классифицируются которые по определённым признакам и характеристикам. Самыми распространёнными считаются подшипники роликового типа, о которых мы и будем говорить далее.

Что такое роликовые подшипники и их виды?

Не следует обходить стороной и то, что роликовые подшипники, как тип имеет и свои подвиды, которые специально разработаны под определённые условия. Роликовые подшипники применяются, как правило, в очень мощных механизмах, таких как прокатные станы, например, которые постоянно поддаются большой радиальной нагрузке. Цилиндр здесь выступает в роли тела качения, а точка контакта пролегает по линии, за счёт чего вся нагрузка распределяется по наибольшей площади, что позволяет подшипнику принимать на себя очень большие нагрузки.Они более выносливые чем шарикоподшипники и кроме применения в автомобилестроении их используют так же и в металлургии, авиации, тяжёлом машиностроении и железнодорожном транспорте.

Другими разновидностями роликовых подшипников являются конические, игольчатые, сферические и цилиндрические. Конические подшипники составляют 40% от всех роликовых подшипников. Они широко используются в автомобилестроении, в сельскохозяйственном и железнодорожном транспорте. У игольчатых подшипников тело качения имеет очень малый диаметр, что позволяет их успешно применять в небольших механизмах. Сферические роликовые подшипники компенсируют несоосность, не сокращая срок своей службы и при этом выдерживая экстремальные эксплуатационные условия. Применяются, зачастую, в промышленном оборудовании.

Необходимость в смазке подшипников

Чтобы подшипник всегда исправно работал, его необходимо регулярно и правильно смазывать. Если смазочный материал будет выбран неправильно или его количество будет недостаточным, это неизбежно приведёт к преждевременному изнашиванию подшипника и сокращению его эксплуатационного срока. От смазки зависит долговечность механизма подшипника в той же мере как и от качества его деталей. Гораздо более сильно возросла роль смазки с повышением напряжения в рабочих узлах трения: возросшими частотами вращения, нагрузок и конечно же температуры - это самый значительный фактор, который обусловливает долговечность смазки в элементах подшипника.

Смазочный материал для узлов подшипника выполняет следующие функции:

- образование упругой гидродинамической масляной плёнки между рабочими поверхностями. Она смягчает удары тел качения о сепаратор и кольца, благодаря чему долговечность подшипников увеличивается, а шум при его работе снижается;

Уменьшает трение во время скольжения между поверхностями, которое возникает вследствие их упругого деформирования под действием нагрузок, возникающих во время работы подшипника;

Снижает трение скольжения, что возникает между телами и кольцами с сепаратором;

Работает как охлаждающая среда;

Равномерно распределяет тепло, вырабатываемое подшипником во время его работы, по всей его площади, предотвращая этим возникновение экстремальных температур внутри подшипника;

Защищает механизм подшипника от появления коррозии;

Препятствует проникновению грязи, пыли и других посторонних загрязнителей из окружающей среды внутрь подшипника.

Какой должна быть смазка для роликовых подшипников?

Смазка подшипников, в основном, осуществляется при помощи пластичных смазочных материалов и жидких масел. В особых средах сверхвысоких и сверхнизких температур используются смазочные материалы твёрдого типа и специальные элементы трения. Основными критериями, по которым выбираются смазочные материалы, являются условия эксплуатации подшипников, а именно:

Скорость вращения;

Колебания;

Окружающая среда.

Иными критериями выбора выступают:

- чистота;

Низкий уровень шума;

Пищевые допуски;

Соответствие экологическим требованиям.

Жидкая масляная смазка – несомненно, наиболее предпочтительный вариант. Во всех возможных случаях лучше применять именно такой тип смазок. Их существенным преимуществом в сравнении с пластичными смазками являются более лучшее теплоотведение и удаление частиц изношенных элементов от узла трения, а также прекрасная проникающая способность и замечательные смазывающие характеристики.

Но всё же, если сравнивать эти два вида смазок, то жидкие масла также имеют и свои недостатки: конструкционный расходы, которые необходимы для удержания их в подшипниковом узле и опасность их утекания. Поэтому и стараются применять пластичные смазочные материалы. Основным её преимуществом, в сравнении с жидкой смазкой, является более долгое время эксплуатации в узлах трения и снижение, за счёт этого, конструкционных расходов. Почти все подшипники качения смазываются именно пластичными видами смазки.

Как правильно выбрать смазку для роликовых подшипников?

Смазывание пластичной смазкой

Пластичные смазки представляют собой мазеобразные вещества, с составом и свойствами, которые разработаны специально для того, чтобы снизить износ и трение при превышении наивысшего допустимого температурного предела и временного периода. Смазки бывают твёрдыми, мягкими и полужидкими, которые состоят из:

- загустителей;

Жидкости для смазывания, которая выступает как базовое масло;

Присадок.

Масло, которое присутствует в смазывающем материале, называется базовым. Пропорции базового масла изменяются в зависимости от того, какое количество сгустителя, какого он типа и какова возможность его применения в смазке. В большинстве смазок количество базового масла может колебаться от 85% до 97%. Как базовые масла используют:

- минеральные масла;

Синтетические масла, в том числе сложноэфирные синтетические и силиконовые масла;

Растительные масла.

Наиболее широкое применение получили смазки на минеральной основе и металлической мыльной основах, а также комплексах органических и неорганических загустителей. Они могут работать при температурах до 150 градусов по Цельсию.

Синтетические смазки гораздо более эффективнее минеральных по ряду качеств. Это стопроцентная устойчивость к окислению, экстремально температурные характеристики, устойчивость относительно к жидким и газообразным реагентам. Специальное синтетическое масло, которое играет базовую роль в смазке, а также загуститель играют большую роль относительно определения вышеуказанных свойств. В состав сложноэфирного синтетического масла входит кислота, спирт и вода в качестве субпродукта. Сложные высокоспиртовые эфиры с двухосновными жирными кислотами образуют сложноэфирные масла, которые используются в качестве синтетических смазочных и базовых масел. Такие пластичные смазки применяются, зачастую, при низких температурах и скоростях.

Различные силиконовые базовые масла в своём составе имеют метил силикон, фенил метил силикон, хлорофенилметил силикон и тому подобные. Силиконовые смазки имеют прекрасные низкотемпературные характеристики. Серьёзный недостаток – это малая нагружаемость плёнки смазывания у силиконовой смазки.Они непригодны для условий, в которых происходит скольжение металла о металл, ибо моет появиться значительное изнашивание или рифление.

В последнее время широко распространёнными стали пластичные смазки, производящиеся на основе перфторированного полиэфирного масла (PFPE), у которого исключительная термическая стабильность и полная нетоксичность. Оно может работать в условиях полного вакуума и нейтрально ко многим химическим веществам. PFPEсмазки разрабатываются исключительно для следующих условий:

- температуры до +300 градусов по Цельсию;

Глубокого вакуума с остаточным давлением мене 10 Паскалей;

Агрессивных сред;

Возможным контактом с органическими продуктами потребления в пищу;

Различных полимеров.

Растительные масла в пластичных смазках как базовые применяются очень редко. В основном в случаях необходимости возобновления ресурсов и возможности биологического распада. Масло из семян рапса самое выгодное и эффективное в экономическом плане натуральное масло, выступающее в качестве базового продукта. Но ограничивает эксплуатационные возможности узкий режим температур. Масло подсолнечника имеет более широкий диапазон температур, но его стоимость более высока, что ограничивает экономически все возможности его использования. Для того, чтобы себестоимость смазки не была заоблачной, смешиваются разные виды масел: дорогих и более дешёвых. Но всё же такие эксперименты могут приводить ухудшению эксплуатационных свойств пластичных смазок.

Загустители подразделяются на два вида: мыльные и немыльные и в зависимости от этого придают смазке определённых свойств. Мыльные смазки в свою очередь подразделяются на сложные и простые. Смазочным веществам, которые изготавливаются из алюминиевых мыл и минеральных масел, характерна прозрачность, хорошим сцеплением и водостойкостью. Максимальные температуры применения колеблются в температурных пределах от 600 до 1000 градусов по Цельсию.

Материалы для смазки, которые производятся из комплексных алюминиевых мыл и синтетических масел обладают высокой температурной стабильностью, прекрасной водостойкостью, их температурный режим находится в пределах 140 градусов, в некоторых случаях и до 300 градусов по Цельсию.

Смазывание маслом

Жидкие смазки вмещают в себя присадки и базовые масла. Именно эти компоненты и определяют функциональные характеристики масел. Базовое масло влияет на основные свойства масляной смазки. Но зато эффективность зависит именно от характера присадок. Именно они улучшают эффективность базового масла по следующим критериям:

- высокая окислительная устойчивость;

Коррозионная защита;

Защита от износа;

Прекрасные смазывающие свойства;

Смачивание;

Высокая способность к эмульгированию;

Скольжение без рывков;

Зависимость вязкости от температуры.

Но в ряде случаев применяемые присадки могут привести к не очень хорошим результатам. Жидкие масла выполняют следующие функции:

- теплоотвод;

Защита поверхностей;

Отвод частиц, которые вызывают износ.

Смазочные масла выполняют также и специфические задачи:

- противокоррозионная защита;

Нейтральное отношение к материалам;

Соответствие требованиям пищевой промышленности;

Термостабильность;

Быстрое биологическое разложение.

К жидким смазочным материалам относятся: жирные, минеральные и синтетические масла. Жирные масла в качестве смазки не приемлемы. Они хоть и обладают сбалансированным смазывающим эффектом, но к низким температурам, увы, неустойчивы, а также очень чувствительны к окислителям. В областях технического применения лидерами являются минеральные масла. Но последнее время лидирует синтетика. Итак, почему же синтетические масла настолько популярны? Давайте рассмотрим их преимущества:

- они достаточно сильно устойчивы к окислению;

Устойчивы к экстремальным температурам;

Очень долговечны, смазка работает весь срок эксплуатации подшипника.

Как разобрать роликовый подшипник для смазки?

Итак, Вы вынули подшипники, обтёрли их снаружи от всех загрязнений и теперь необходимо выяснить какого типа Ваши роликовые подшипники: разборного или неразборного. У разборных подшипников пыльник закреплён разрезным стопорным кольцом. Это кольцо расположено в канавке внешней обоймы. Нужно найти именно этот разрез кольца и тонким предметом подцепить его за один край. После того, как кольцо вышло, пылезащитную плёнку можно вынимать, что обеспечит доступ к внутреннему наполнению подшипника. Теперь он готов к тому, чтобы его обильно промыть смазкой.

Если пылезащитные пластины на подшипниках не закреплены разрезным стопорным элементом: завальцованы или запрессованы во внешней обойме, значит они неразборные. С ними следует поступать следующим образом: снимите с такого подшипника один пыльник, смажьте его и вставьте открытой стороной внутрь колеса. Одной открытой стороны достаточно для его вполне добротного обслуживания, ведь с другой стороны пыль не так сильно залетает, хотя, конечно, смотря где располагается необходимый Вам подшипник. Для качественной промывки подшипника Вам понадобится: Чтобы качественно промыть подшипники понадобятся:

- закрывающаяся ёмкость;

Палочка точно подходящая ко внутреннему диаметру отверстия подшипника, чтобы его можно было бы туда насадить;

Бензин для промывки.

Промывать роликовый подшипник, конечно же лучше в хорошо вентилируемом помещении, либо на улице.Итак, начинайте. Положите разобранные подшипники в ёмкость с бензином, затем потрясите несколько минут спустя некоторое время. Старая смазка должна выйти в раствор. Образовавшуюся мутную массу можно выливать. Процедуру следует повторить несколько раз до полного очищения. Теперь, чтобы убедиться в том, что подшипник чист, наденьте его на палочку и наполовину окуните его в ёмкость и прокрутите пальцем, чтобы ролики вытолкнули всю лишнюю грязь. Как только его вращение стало свободным, то можно класть его на чистую бумагу для просушки, после можно уже со спокойной душой приступать к его смазке.

Подписывайтесь на наши ленты в



  • Разделы сайта