Ники Лауда: биография, личная жизнь, семья, карьера. Десять главных фактов из жизни лауды и ханта

Сорок лет назад, 1 августа 1976 года, пилот Формулы-1 Ники Лауда попал в страшную аварию на Нюрбургринге. Его болид загорелся, австриец получил серьезные ожоги, повредил легкие, впал в кому на 4 дня, но уже через 40 дней участвовал в гонках. В том сезоне он хотел победить своего главного соперника — британца Джеймса Ханта.. Марины Максимовой.

Стиль у Ханта и Лауды был абсолютно разный, но друг друга они уважали


Авария была действительно страшной. Это произошло на знаменитой трассе в Германии, причем именно на «северной петле», которая получила прозвище «Зеленый ад». Невероятное множество сложнейших поворотов, большая длина круга, непростой профиль полотна дороги и большой перепад высот делали трассу необычайно опасной. 1 августа в день гонки пошел сильный дождь, и Лауда предложил гонщикам бойкотировать Гран-при. Но его идею не поддержали — среди тех, кто хотел выехать на трассу несмотря ни на что был Джеймс Хант. Увы, Лауда не зря волновался, на втором круге у него, предположительно, отказала задняя подвеска, болид ударился в заграждение. Сзади ехал еще один гонщик Бретт Лангер, его машина врезалась в автомобиль австрийца и протащила ее еще метров сто, после чего Ferrari австрийца загорелась. Но Лангер смог быстро выбраться, а вот Лауду зажало внутри кокпита обломками.


Итальянский гонщик Артуро Мерцарио был одним из первых, кто оказался на месте аварии и помог достать австрийца из горящей машины. В книге «Моя судьба» Лауда позже писал, что именно итальянец спас ему жизнь. «На фотографиях и других записях видно насколько беспомощны были маршалы без огнеупорной одежды. Как другие гонщики — Ги Эдвардс, Бретт Лангер, Харальд Эртль — пытались меня спасти. И с каким презрением к смертельной опасности мой настоящий спаситель Артуро Мерцарио бросился в пламя и расстегнул ремни». В первые минуты после аварии и даже после того, как Лауду удалось вытащить из горящего болида, он был в сознании и даже пытался встать. Однако в больнице он потерял сознание, а потом впал в кому. Он получил ожоги лица, головы и рук первой и третьей степени, а продукты горения повредили ему легкие. Он пришел в себя на четвертый день. А дальше события развивались неожиданно.

Эти гонщики подходили к смерти так близко, насколько это было возможно


В сезоне Формулы-1 1976 года австриец лидировал в личном зачете, однако на пятки ему наступал британец Джеймс Хант — его друг и его соперник. В фильме «Rush» («Гонка» в российском прокате) упоминается интересный факт: в юности Хант и Лауда вместе снимали квартиру и были друзьями. Но затем увлечение гонками сделало их соперниками. Пожалуй, в истории Формулы-1 не было соперников со столь разными стилями, характерами, жизненной философией. Британец Хант сразу привлекал к себе внимание, несмотря на то, что он талантливый гонщик, его слава в первую очередь была связана с его имиджем.

Он был красив, атлетически сложен, любил женщин, причем многих, он мог закурить, едва выйдя из болида, не скрывал, что употребляет наркотики, алкоголь — в большом количестве, был завсегдатаем шумных вечеринок, жил на широкую ногу. Нашивка на его гоночном костюме гласила: «Секс — завтрак чемпионов».


Ники Лауда был целеустремленным, немногословным, разумность была его принципом, его еще называли «мрачным педантом». Он не отличался высоким ростом или фигурой Геракла. Он жесткий человек — это могут подтвердить люди, которые работали с ним. Сценарист фильма «Гонка» Питер Морган в одном из интервью посетовал, что его роль было интересно, но сложно писать. Однако в чем ему было не отказать так это в упорстве и фантастической силе воли. Через 44 дня после аварии он выступал на Гран-При Италии. «В сущности, мне очень помог мой талант управлять эмоциями с помощью трезвых рассуждений», — объяснял Лауда в своей книге.

Через 44 дня после аварии Лауда вышел на старт на Гран-при Италии


В Формуле-1 были громкие соперничества знаменитых пилотов: Жиль Вильнев и Дидье Пирони, Айртон Сенна и Ален Прост, Марк Уэббер и Себастьян Леб, теперь это Нико Росберг и Льюис Хэмилтон. Однако противостояние именно Ханта и Лауды считается самым жестким в истории «Больших призов». Эти гонщики шли на все, чтобы вырвать победу друг у друга. Тогда говорили, что они подходили к смерти так близко, насколько это было возможно. Хотя кто-то считает это чертой «золотого века» в Королевских гонках. Абсолютно разные тактики, тем не менее, привели обоих к чемпионскому титулу, хотя и в разные годы. Хант безрассудно «давил на газ», а Лауда фанатично тренировался и испытывал болиды. Это не мешало пилотам ладить в обычной жизни — за пределами автодромов.


Чемпион 1975 года Ники Лауда из команды Scuderia Ferrari считался лидером следующего сезона. Он выиграл большую часть гонок в первой половине 1976 года. Страшная авария на Гран-при Германии сместила его с первой строчки. В лидеры вышел Джеймс Хант, который только недавно перешел в McLaren. Несмотря на тяжёлые травмы, Лауда вернулся за руль болида уже через несколько недель, и вступил в спор за титул. Судьба чемпионства решилась в последней гонке сезона на Гран-при Японии. Перед стартом пошёл сильный дождь, как и в августе на Нюрбургринге, и Лауда, проехав два круга, неожиданно для всех добровольно сошел с дистанции из-за практически нулевой видимости. Чемпионский титул завоевал Хант — с отрывом всего в одно очко. Для британца этот титул стал единственным, а австриец потом еще дважды занимал первую строчку личного зачета в Формуле-1.

В следующем году великий автогонщик Ники Лауда будет отмечать свое 70-летие. Он запомнился миру не как трехкратный чемпион Формулы-1, а как пилот, переживший страшную аварию, чудом оставшийся в живых, и уже через 42 дня вернувшийся на гонки. Эта история отлично описана в фильме «Rush» (2013). В нем помимо аварии рассказывается история противостояния Ники Лауды и , еще одного прославленного гонщика.

О жизни Лауды можно снять гораздо больше фильмов – настолько она насыщена самыми разными событиями. Мы не будем становиться хронистами автогонщика и делать из статьи маркированный список его основных достижений. Расскажем о Ники как о живом человеке, с достоинствами и недостатками, непростым характером, титановым стержнем и запалом, вынесшими его на вершину славы.

Приход в Формулу-1

Ники Лауда родился в 1949 году в Вене в династии австрийских банкиров. Автогонками он увлекся очень рано, но родственники не поддерживали его интересы. На этой почве Ники поругался с богатой семьей, которая лишила его финансовой поддержки.

Лауда выступал в нескольких младших европейских гоночных сериях, но особого успеха не добился. Когда стало понятно, что потраченные на автогонки годы жизни не принесли внятных перспектив, Ники решился на отчаянный шаг. Он взял в банке большой кредит и купил себе место в Формуле-2 в команде March. Это позволило ему выступить в сезоне 1971 года, проявить себя и попасть в составе той же команды в Формулу-1. March тогда одновременно присутствовала в двух сериях.

Сезон 1972 года в Формуле-1 для Лауды оказался провальным. Он был в отчаянии, но не бросил «королевские автогонки». Ники взял еще один кредит, который потратил на место в BRM в сезоне 1973 года. Лауда в ее составе выступил неплохо, но сама команда попала в полосу неудач. Однако риск был ненапрасным – гонщика заметили и пригласили в , в составе которой и состоялись его основные победы.

Вверх и вниз

Лауда пришел в Ferrari в 1974 году и уже в 1975 году принес команде победу в Кубке конструкторов, а сам 5 раз в 14 гонках занял верхнюю ступень пьедестала. Контракт с «Феррари» помог гонщику наконец-то рассчитаться с долгами.
Следующий год Ники начал с уверенной заявки на первое место. После первых шести гонок у него было четыре победы и два вторых места. Именно тогда и случилась авария на Нюрбургринге. На втором круге машину Лауды вынесло с трассы (по предположениям – из-за неисправности в задней подвеске). Болид сильно ударился об ограждения и снова отлетел на асфальт, где в него на большой скорости въехал автомобиль соперника. Ferrari Ники сразу же загорелась, ситуацию усугубил почти полный бак горючего.

Другие гонщики начали останавливаться и помогать Лауде выбраться из машины, но сделать это удалось не сразу, так как его зажало обломками. В результате у Ники сильно обгорела голова, а также он надышался токсичными продуктами горения. Вынутый из болида, он оставался в сознании, но в больнице впал в кому, и доктора склонялись к тому, что гонщик умрет.

Однако это был Лауда, и он не только выжил, но и через 6 недель вернулся на трассу. В чемпионате 1976 года Ники из-за аварии пропустил лишь две гонки. Он сохранял все шансы набрать достаточное количество очков для повторного чемпионства. Все решилось на последнем этапе в Японии. Лауда был фаворитом турнирной таблицы, но гонка на трассе Фудзи началась при сильном дожде. Проехав два круга, Ники остановил машину и отказался продолжать заезд, потому что посчитал условия слишком опасными для себя. Именно тогда Хант обошел его всего на одно очко и стал чемпионом. Не удивительно, что столь напряженная история из Формулы-1 сезона 1976 года стала основой для отличного фильма.

В Ferrari решение добровольно уйти с трассы не поддержали, и отношения с Лаудой были испорчены. Это не помешало ему выиграть для команды чемпионат 1977 года, хотя еще до его завершения было известно, что Ники покидает «Конюшню Феррари».


Ники Лауда и Джеймс Хант

Между небом и землей

1978 и 1979 годы Лауда отъездил на болидах Brabham, но без особых успехов. Не дожидаясь окончания сезона 1979 года, Ники объявил о том, что завершает карьеру гонщика. Сразу же после этого он стал основателем авиакомпании Lauda Air, которая специализировалась на выполнении чартерных рейсов.

Новый бизнес требовал больших вложений, и Лауда решил вернуться туда, где действительно умел зарабатывать – в Формулу-1. На этот раз он пошел в команду McLaren, от которой потребовал 5 миллионов $ ежегодно. При этом Ники пояснил, что за пилотирование болида ему достаточно платить 1 $, а вся остальная сумма является взносом за его имя. Первые два сезона с McLaren были неудачными, но в 1984 году Лауда в третий раз стал чемпионом мира. В 1985 году болид Ники постоянно ломался, поэтому в большинстве гонок он даже не смог добраться до финиша. После этого Лауда второй раз заявил о завершении спортивной карьеры, теперь уже окончательно.

Непростой характер

Ники Лауда из-за особенностей поведения на гоночной трассе заслужил у журналистов прозвище «компьютер». Так его назвали за ясность ума и холодный расчет. Ники на первое место всегда ставил минимизацию рисков и только затем желание получить максимальный результат. Тот самый добровольный отказ от гонки в Японии, стоивший ему титула чемпиона, подтверждает эту черту наилучшим образом.

Кроме того, все знают о кристальной честности Лауды, хотя для многих она болезненна. Так, еще до старта сезона 1974 года гонщик в разговоре с Энцо Феррари назвал построенную его командой машину «куском дерьма», который он постарается довести до ума при дальнейшем тестировании.

Лауда и Ferrari

1 of 2


Ироничное отношение Лауды к вещам, которые многим кажутся главными ценностями в жизни, тоже способно удивить. Например, он не особо дорожит своими трофеями. После первого чемпионства в 1975 году он отдал все свои победные кубки Формулы-1 хозяину находящегося рядом с его домом сервиса в обмен на право бесплатно пользоваться услугами его автомойки.

Примерно так же Ники высказывается и о последствиях той страшной аварии. В результате нее он потерял половину ушной раковины. Однако Лауда отшутился и на этот счет, сказав как-то, что теперь ему значительно легче пользоваться телефоном. В процессе лечения он сделал ровно одну пластическую операцию – восстановил веки глаз. Насчет остальных повреждений гонщик особых переживаний не испытывает. Даже ставшую после получения ожогов его неизменным атрибутом красную кепку Лауда превратил в рабочий инструмент. На ней он размещает спонсорские логотипы.

Многие невзлюбили Ники за неуживчивость и чрезмерное самолюбие. Чего стоит только его авиакомпания Lauda Air, после продажи которой он основал еще одну под названием Niki. В 2001-2004 годах Ники руководил командой Jaguar Racing, участвовавшей в Формуле-1. Однако вместо спортивных достижений Лауда сконцентрировался на подковерной борьбе внутри руководства и комментаторской работе на стороне. В итоге команда «Ягуар» за все годы ни разу не вошла даже в пятерку лучших, но зато Ники смог выжить из компании двух соруководителей. Лауду в итоге признали несостоятельным управленцем, а Jaguar Racing развалилась и была продана Red Bull GmbH.

День сегодняшний

За многие годы Ники Лауда не растерял свой авторитет в автоспорте – его экспертные высказывания до сих пор широко цитируются профильной прессой. Продолжает он заниматься и предпринимательством, в первую очередь, авиаперевозками. С 25 марта должны начаться полеты новой авиакомпании Лауды, которую он традиционно для себя назвал Laudamotion. Это уже 4-я попытка Ники закрепиться на рынке воздушных перевозок. Laudamotion будет выполнять бюджетные перелеты внутри Европы.

Кажется, наступил расцвет кино об автогонках. Только что с широкого экрана сошел “Сенна”, а ему на смену уже идет “Гонка”. На этот раз в сюжете два патологически упорных персонажа: Ники Лауда и Джеймс Хант, и человеческая природа дает зрителю пищу для размышления. Это работа студии Working Title, создавшей “Сенну” (а еще из последнего - “Шпион, выйди вон!”): режиссер Рон Ховард (“Аполлон 13”, “Фрост против Никсона”, “Игры разума”) и сценарист Питер Морган (“Сделка”, “Королева”, “Проклятый Юнайтед”). Понимающего кинофаната такая перспектива не может не заинтересовать. А для тех, кто любит автогонки, это просто завод Evian посреди Сахары. Но Питер Морган сразу предупредил, что “Гонка” - фильм не про “Формулу-1”.

“Я рассматриваю «Формулу» исключительно с точки зрения драмы человеческих отношений, - говорит он мне в перерыве между кастингами на роли самого известного покровителя Ханта, лорда Хескета, и легендарного капитана команды Hesketh Баблза Хорсли. - Это будет фильм о людях, а не о спорте. Знаете, что у меня сразу спросил Берни Экклстоун? «Надеюсь, это будет фильм не о “Формуле?”» «Нет, - ответил я. - Это фильм о двух людях». И он сказал: «Вот это хорошо». Ему очень понравилось, что я пишу о великом соперничестве, столкновении разных взглядов, мировоззрений и философий”. Удивительно, что так долго не удавалось начать проект, ведь персонажи очень интересные. Англичан, конечно, интересует Джеймс Хант, чемпион мира 1976 го­да. Личность темная и загадочная, с неутолимыми амбициями, Хант был красив, атлетически сложен, закончил частную школу, обожал дразнить истеблишмент (и занимался этим всю жизнь). В 17 лет он ни с того, ни с сего заявил измученным родителям: “Можете больше не переживать, я возьмусь за ум. Я собираюсь стать гонщиком. И буду чемпионом мира”.

1. Лауда едет на пит-лейн после победы в Монако, 1976
2. Хант, Джонс и Эртль любуются видами на Гран-при США, 1976

Несмотря на то, что Хант был из богатой семьи, денег у него не было, и отец из принципа отказался дать ему в долг. Он пробивал себе путь жестокой экономией, вцеплялся зубами в любой шанс и шел напролом. С кузовных гонок он пере­шел в “Формулу Форд”, потом в “Формулу-3” и, наконец, вопреки всему попал в “Формулу-2”. Его команда Hesketh Racing существовала тоже вопреки всему. Ее владельцем был цветущий лорд Хескет, молодой любитель вечеринок, который носил Rolex, инкрустированный бриллиантами, летал на частном вертолете Jet Ranger и курил невероятно толстые сигары. Хескет называл Ханта суперзвездой и в конце концов занялся “Формулой-1” по совершенно безумной причине: раз команда отвратительно выступает в “Формуле-2”, почему бы не потратиться и на “Формулу-1”? Результаты, может, лучше и не будут, зато это гораздо шикарнее. “Люди делают деньги, чтобы их копить. А я делаю деньги, чтобы их тратить”, - говорил он.

1. Ники Лауда на Нюрбургринге перед аварией, 1976
2. Хант недоволен дисквалификацией на испанском Гран-при, 1976. Позже победу ему вернули
3. Джеймс Хант в полете на Нюрбургринге, 1976. Он победил

Команда Хескета одержала славную победу в Гран-при Голландии в 1975 году, и тут деньги кончились. Когда Эмерсон Фиттипальди в последний момент бросил McLaren ради неудачливой команды своего брата Уилсона, Хант подписал контракт с McLaren на сезон 1976 года. Это был нелегкий союз, не в последнюю очередь из-за того, что Хант отказался от условия носить костюм на спонсорских приемах. Тем не менее это сотрудничество обеспечило на редкость зрелищный сезон с почти неправдоподобным голливудским хеппи-эндом.

Тогда же от Ханта ушла жена - роскошная модель Сюзи. Ушла к актеру Ричарду Бертону, хотя пос­тоянные гулянки и кочевой образ жизни сыграли тут не последнюю роль. Хант отличался исключительным здоровьем, хотя дымил, как паровоз, и любил выпить, но был так издерган, что перед гонкой его обычно выворачивало. К тому же он мог быть невыносим, в чем сам открыто признавался. Он напоминал рок-звезду: за ним всегда ходила свита подхалимов и готовых на все поклонниц. Он отрывался, как будто жил последний день, главным образом потому, что знал: в автогонках любой день может стать последним. И все же в том году он победил шесть раз за рулем болида McLaren M23, а его дуэль с пилотом Ferrari Ники Лаудой стала легендой. Теперь о ней сняли большую картину.

Столкнувшись с Лаудой, Реггациони поставил Ханта на два колеса, Брендс-Хэтч, 1976

В автогонках, как и везде, к мертвым относятся с приторным почте­нием. Лауда жив, но он подходил к смерти так близко, насколько это возможно. Наверное, если бы он умер, мы думали бы о нем с большей нежностью. Он жесткий человек - это подтвердит всякий, кто работал с ним или брал у него интервью. Они с Джеймсом даже вместе снимали квартиру в 1971 году, но когда их карьеры пошли в гору, дружба перешла в соперничество. Лауда стал чемпионом мира в 1975 и 1977 гг. в составе Ferrari. Потом в 1979-м ушел из “Формулы” и успешно занялся авиаперевозками, но потом вернулся и снова завоевал титул, выступая за McLaren, в 1984 году.

За это время он успел увести свою первую жену Марлен Кнаус у немецкого актера Курта Юргенса. А в блестящей автобиографии “В ад и обратно” пишет, как обставил Энцо Феррари во время переговоров по контракту на сезон 1976 года.

И вот эта авария. В 1975 году Лауда первым прошел Нюрбургринг меньше чем за семь минут: 6,58 - поразительный результат! “Контраст между современным гоночным болидом и трассой каменного века был так велик, что жизнь каждого пилота была буквально в его руках”, - писал он, хотя прошел круг исключительно быстро. Он потом даже предложил пилотам бойкотировать трассу. Но никто не согласился. Он разбился на Гран-при Германии в 1976 году (в том сезоне он лидировал) - в быстром левом повороте перед Бергверком сломалась задняя подвеска.

Лауда на Нюрбургринге, 1976. Он разобъется на втором круге

Его болид выкатился под колеса Бретту Лангеру и взорвался. Другой пилот, Артуро Мерцарио, нырнул в пламя и отстегнул пряжку ремней. Страшно читать воспоминания Лауды о той аварии, из-за которой он оказался на пороге смерти и о которой получил память на всю жизнь. “Репортеры хотят, чтобы я вернулся туда, совершил какой-то ритуал, - пишет он. - Но если я действительно вернусь на это место, скорее всего они услышат от меня: «А, вот где я поджарился!» – и уйдут, думая, что за бездушный ублюдок, этот Лауда”. Бездушный ублюдок, который чуть ли не через шесть недель снова сел за руль болида…

«ЛАУДА ПОДХОДИЛ К СМЕРТИ ТАК БЛИЗКО, НАСКОЛЬКО ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ НЕ ПРОСТИТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ»

Питер Морган, который подружился с Лаудой и его семьей, видит его иначе. “Он бесцеремонный человек, не терпит дураков, но на самом деле он многого не показывает. И вот что важно для фильма, - говорит он. - Лично мне его прямота симпатична. Когда Рон Ховард прочел сценарий, он сказал: «Пит, Ники у тебя получился просто кремень». А я сказал: «А ты попробуй, вложи в его слова душу». И персонаж сразу оживает. Дело в том, что ты не можешь написать ему слишком много слов, потому что он неразговорчив. Но это не значит, что его роль неинтересно писать. Это отличное упражнение на краткость и выразительность”.

Ханта, говорит он, труднее поймать: “По духу и темпераменту он был сложным человеком: возможно, самым большим достижением Джеймса была широта его разгула”. Но сюжет выигрывает от противостояния внутри этой пары.

Хант впереди Лауды на Гран-при Великобритании, Брендс-Хэтч, 1976

“Ники никогда не чувствовал угрозы со стороны Джеймса-пилота. Он знал, что если Джеймс и обгонит его один раз, то он сумеет отыграться раз десять, - замечает Питер. - Но соперничество возникло яростное, и Лауда восхищался Джеймсом, его способом получать удовольствие от жизни. Иногда самая большая удача - непримиримый соперник. Сенна и Прост выразили себя в своем соперничестве. Анатолий Карпов и Гарри Каспаров. Бьёрн Борг и Джон Макинрой... То и дело появляются два чудесных таланта, два человека, которым, кажется, на роду писано быть соперниками”.

“Я бы взялся за сценарий, даже если бы это были просто двое актеров на сцене и звуковое оформление”, - говорит он. И добавляет, что “Гонка” будет захватывающим зрелищем. “Надеюсь, нам удастся то, что не удавалось еще никому. Это будет великолепный фильм”.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ, МЭТТ МАСТЕР

В это воскресенье, 18 июня, знаменитому «Зелёному аду» исполняется 90 лет – в 1927 году на трассе Нюрбургринг прошла первая гонка. Мы собрали в одной публикации несколько видео и фактов, отражающих суть этой трассы в полной мере – гонки, рекорды круга и, конечно, аварии.

Ф ормула-1 пришла на Нюрбургринг уже во второй год своего существования – в 1951 году на трассе, проложенной в лесистых горах Эйфель возле Нюрбурга, прошло первое Гран-при Германии. Свою славу «Зелёного ада» (эпитет прилип к трассе с легкой руки Джеки Стюарта) Нюрбургринг получил в 1970-х, когда скорости возросли настолько, что перепады высот и кажущиеся совершенно непредсказуемыми радиусы некоторых поворотов 28,3-километрового кольца стали приводить к жесточайшим авариям, самая известная из которых – авария Ники Лауды 1 августа 1976 года.

Посмотрите видео – благодаря замедленным повторам на вираже Бергверк мы видим коварство Нюрбургринга во всей его красе – даже «пилот-компьютер» Лауда на смог «отловить» свою Ferrari после срыва задней оси. Самое удивительное, что Лауда, получивший страшнейшие ожоги, но вытащенный из болида другими пилотами, пропустил всего пару гонок и уже в сентябре того же года вернулся в кресло гоночного болида. А мог стать очередной жертвой «Зелёного ада», унёсшего к тому моменту жизни 131 пилота. Вот как был воссоздан этот эпизод в фильме Rush 2013 года, рассказывающий о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта.

Череда аварий в 1970-х привела к тому, что Гран-при Германии было перенесено на более современный и безопасный Хоккенхаймринг. Впрочем, в 1980-х Нюрбургринг прошёл модернизацию – и в 1985-м Королевские гонки вернулись в окрестности Нюрберга. Но не в леса Эйфеля, на так называемую Северную петлю (Nordschleife), составляющую большую часть трассы (22,8 из 28,3 км), а на маленькую Sudschleife, Южную петлю, где Гран-при долгие годы проводились, чередуясь год от года с гонкой в Хоккенхайме. А Нордшляйфе стала вотчиной автомобильных компаний, испытывающих дорожные автомобили, а также разнообразных гоночных серий, во время заездов которых «Зелёный ад», как и прежде, показывает свой характер.

В 2015 году этот Nissan GT-R Nismo GT3 в ходе гонки «VLN Endurance» улетел прямо в толпу зрителей, пострадало несколько человек, один погиб. После этого скорость в вираже Flugplatz была ограничена, а заезды на скорость круга приостановлены до 2016 года. Но аварии не прекратились: спустя год после инцидента с GT-R на гонке «24 Hours of Nurburgring» не повезло пилоту на Mercedes AMG GT3 – эта трасса не прощает даже мельчайших неполадок в работе тормозов или минимальных ошибок на торможении. Но в этот раз, к счастью, обошлось без жертв.

Несмотря на свою опасность, Нюрбургринг многие годы притягивает к себе гонщиков-любителей. Собственно, сейчас это не просто автодром, а целый туристический центр с обширнейшей инфраструктурой. Существует расписание трек-дней, в течение каждого из которых любой желающий, имеющий автомобиль и шлем, за сумму от 400-500 евро может «нарезать» по легендарной Нордшляйфе. Есть услуга прокатного автомобиля и инструктора. Юридически же эта трасса, петляющая по лесистым холмам и имеющая ряд коварных виражей и далеко не идеальный асфальт – всего лишь кусок автобана, где вы предоставлены сами себе. Вся ответственность – на вас. При этом каждый повреждённый метр ограждения обойдётся вам в сумму порядка 500 евро. Одним метром точно не обойдётся, но владелец этой BMW 1-Series по меркам Нюрбургринга отделался вполне бюджетно.

Ситуация показательна: «Зелёный ад» заманивает в свои объятья постепенно, дразня адреналином, раскручивая перед вами всё новые живописные петли полотна и даже давая обгонять чуть более осторожных соперников. Вот пилот белого Renault Megan RS удачнее впередиидущего преодолевает небольшой подъём и устремляется на обгон, но цепляет траву левыми колёсами и через секунду… Как и в предыдущем случае, пилот остался жив – лишь сломал руку и порезался стеклом.

Отметим, что коварность этой трассы не только в сложных виражах и протяжённости, затрудняющей запоминание, а и в самом покрытии: оно мало того, что изобилует кочками, так ещё и прорезинено несколькими поколениями пилотов – с «нуля» его не перестилали много лет! И вроде бы это благо, «держак» по сухому действительно хорош, но вот в дождь этот «резино-асфальт» превращается почти в лёд… Можно без труда найти видеокомпиляции, описывающие целый год (или даже несколько) из жизни «Зелёного ада» — например, в следующем видео мы можем посмотреть, как «убирались» на Нюрбургринге гонщики-любители в 2013-2015 годах.

Тут впору вспомнить, что вообще-то изначально Нюрбургринг был мотоциклетной трассой – та самая первая гонка, 90-летие которой отмечается 18 июня, проходила на мотоциклах, а автомобили гонялись здесь только на следующий год. Сказать, что для мотоциклетного гонщика, даже суперопытного, Нордшляйфе представляет собой проблему – не сказать ничего. Смотрите сами.

Ну а как следует познакомиться с трассой (помимо, конечно же, визита на неё) нам помогло бы одно из видео рекордных заездов – как известно, производители постоянно сражаются друг с другом за быстрейшее время на Нюрбургринге. Но мы считаем, что атмосферу автодрома куда полнее передаёт следующий ролик: пилот на Ariel Atom отлично знает трассу, совершает целые каскады обгонов, пару раз «закусывается» с 600-сильным Corvette Z06, а в конце остаётся с совершенно пустым баком – словом, жжёт на полную!

Сегодня Нюрбургринг переживает не лучшие времена – несмотря на бешеную популярность и совершенно культовый статус, финансовое положение автодрома долгие годы оставляло желать лучшего. В 2010-е годы трасса несколько раз перепродавалась, а в 2016 году снова покинула календарь Формулы-1 (впрочем, как и Хоккенхаймринг годом ранее). Причем очередным её покупателем мог бы стать Берни Экклстоун, босс Формулы-1 (ныне уже бывший), который мог бы вернуть её в Королевские автогонки, но этого не случилось – не сошлись в цене. Нынешние боссы Нюрбургринга заключать контракт с руководством F-1 не спешат.

Таким образом, формульная история трассы ныне в прошлом, но над ней по-прежнему слышен рёв моторов: трек-дни для любителей, гоночные серии, рекордные заезды для топовых автопроизводителей. Нынешние дорожные гиперкары выезжают на Нюрбургринге из семи минут (один из последних рекордов, поставленный на Lamborghini Huracan Performante, ), однако последний гоночный рекорд в 7:00,8 минуты, был поставлен тогда, когда Нордшляйфе была на пару миль длиннее, чем сейчас – в 1974 году, тем самым Ники Лаудой.


Ники ЛАУДА и Джеймс ХАНТ. Фото: Reuters

Обозреватель «Недели» вспоминает о самом невероятном сезоне в истории автоспорта.

Они могли стать друзьями, но судьба разбросала их по разные стороны баррикад. Они восхищались и отчаянно завидовали друг другу. Хант - железной самодисциплине Лауды, а тот - способности британца брать от жизни все и даже чуточку больше.

ЧЕЛОВЕК-КАТАСТРОФА

«Где бьется сексуальный пульс нашей общаги?» - вопрошал брат маленькой Веры из одноименного кинохита, заходя в комнату героя Андрея Соколова. То же можно было сказать и о человеке, который родился 29 августа 1947 года в английском Белмонте в семье биржевого маклера.

Ребенком Джеймс Хант напоминал старую юлу, которая никогда не находится на одном месте и крутится в обратном заданному направлении. Господь наградил его вагоном здоровья и внешностью Аполлона: уже в подростковом возрасте высокий крепкий блондин образцово играл в теннис и сквош, и главное - наслаждался своей популярностью у женщин, рано испробовав все радости жизни. Уставшие от его похождений родители надеялись, что Джеймс перестанет бузить и станет врачом, и в 17 лет он неожиданно их «успокоил»: «Не переживайте, я берусь за ум. Собираюсь стать… гонщиком. И буду чемпионом мира!»

Тренироваться на «кошках» Хант начал на ферме в Уэльсе, когда сел за руль… трактора и понял, что ему не хватает сил для переключения передач. Но уже в семнадцать Джеймс сдал экзамен по вождению, а поездка на автопробег в Сильверстоун в качестве зрителя окончательно сдвинула в его голове нужный тумблер. Он потратил два года на доработку развалюхи Mini, однако не прошел техническую экспертизу на первом же старте, когда выяснилось, что «болид» Джеймса Ханта оборудован… шезлонгом.

Ранние гонки порывистого британца в низших классах «Формулы» заканчивались бедствием: однажды его Ford разбился и упал в озеро, а Джеймс едва успел отстегнуть ремни безопасности, получив прозвище «Hunt - The Shunt» («человек-катастрофа»). При этом англичанин никогда не мог победить свои страхи: в гараже перед гонкой его часто рвало. Снимать напряжение помогали испытанные средства: сигареты, марихуана и, конечно же, секс, которым Джеймс регулярно занимался в боксах перед самым стартом. По слухам, близким знакомством с «плейбоем» могли похвастать более пяти тысяч женщин, и даже если бабушка в данном случае сказала надвое, итоговая цифра все равно впечатляет.

«СЕКС - ЗАВТРАК ЧЕМПИОНОВ!»

Мощный коктейль адреналина и тестостерона делали Ханта жестким соперником на трассе. И он постепенно прогрессировал, перебравшись в Лондон и сняв квартиру вместе с другим гонщиком «Формулы-3». Это был странный австриец с неправильным прикусом и выпирающими передними зубами. Звали его Ники Лауда.

Николас Де Соуза Андерсон Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в состоятельной семье магната по производству бумаги. К ужасу отца Ники интересовался не бизнесом, а машинами: был не прочь заглянуть под капот автомобиля, в 12 лет лихо входил в повороты, без труда парковался и с легкостью обгонял опытных шоферов. «Бог дал мне заурядный мозг, но зато мой зад чувствует в машине все», - любил повторять Лауда и, несомненно, лукавил, так как с мозгами у него все было в полном порядке.

Когда взбешенный отец отказался от его обеспечения, Ники спасли гены предпринимателя. Он попросил ссуду в банке и купил себе место в команде March в «Формуле-2». А вот точно такой же ход в отношении BRM из «Формулы-1» чуть не закончился крахом: сезон-1972 получился катастрофическим, и Ники проклинал день, когда сел за баранку этого «пылесоса». Однако партнер по BRM Клей Регаццони перебрался в Ferrari, порекомендовав захватить еще и австрийца. Сделку чуть было не испортила чертова прямота Ники. Когда великий Энцо Феррари попросил его после первого теста охарактеризовать в двух словах созданный его командой болид, этими словами были «Кусок дерьма!». Коммендаторе надулся, но продолжил реструктуризацию, и машина становилась все лучше. Так у Ники, наконец, появился шанс расплатиться с долгами.

Путь в первую «Формулу» Ханта вышел менее извилистым. Хозяин команды Hesketh Racing, лорд Хескет, обожал вечеринки, носил Rolex с бриллиантами, летал на частном вертолете, курил толстые сигары и называл Джеймса «Суперзвездой». Хескет видел, что команда отвратительно выступает в «Формуле-2» и решил… потратиться на «Формулу-1». Результаты, может, и не улучшатся, но шика будет больше. «Люди делают деньги, чтобы их копить, а я - чтобы тратить», - заявил Хескет к радости Ханта. «Суперзвезда» обзавелась новым болидом и фирменным комбинезоном с сомнительной нашивкой «Секс - завтрак чемпионов». «Голодным» перед гонками Джеймс по-прежнему не оставался.

ГОНКИ ЗА ЖЕНЩИНАМИ И… ОТ НИХ

В первых четырех гонках сезона 1975 года выше пятого места Лауда не поднимался. Но затем пересел на Феррари 312Т, выиграл четыре старта из следующих пяти, завершавший сезон Гран-при США и в первый раз стал чемпионом мира.

Ханту подиумные места давались сложнее: в 1974-м он несколько раз был третьим, а годом спустя оформил первую победу в «Формуле-1». Зато Джеймс привлекал внимание яркой индивидуальностью: выразительным низким голосом он говорил журналистам только то, что думал. В общем, вел себя «як той фейерверк» и был антиподом расчетливого Лауды, которого сравнивали с компьютером. Горячего Ханта раздражала флегматичность соперника, и тогда между бывшими приятелями начали происходить первые пикировки. «Вот ты называешь меня Крысой, - спокойно парировал Ники. - Что ж, я не против. Крысы не очень симпатичные, но они чертовски умны и организованы. А ты, Джеймс, продолжай развлекаться…»

Джеймс продолжал, но после самоотвода Хескета, вообще, мог остаться без команды. К счастью, бразилец Эмерсон Фиттипальди неожиданно ушел из McLaren, и на его место взяли обещавшего грызть землю британца. Хант поставил на карту все. На горизонте маячил самый безумный и драматичный в истории «Формулы-1» сезон-1976.

В этот же период наши герои пережили серьезные перемены в личной жизни. Ники женился на модели Марлен Кнаус, которую увел у актера Курта Юргенса, бросив свою невесту Мариэллу фон Рейнингхаус с убийственной формулировкой: «У меня больше нет времени на глупости». А вот жена Джеймса, модель Сьюзи Миллер, ушла от него к великому актеру Ричарду Бартону, который был в таком восторге от девушки, что предложил Ханту отступные в размере миллиона долларов. На что получил ответ: «Расслабься, Ричард. Ты и так серьезно сократил мои расходы…» Впервые за долгое время Хант поставил гонки выше женщин.

Он опередил Лауду в Испании и победил на Гран-при Великобритании. Но руководство «Формулы-1» отобрало у McLaren победу за не вписывавшуюся в стандарт ширину колес и присудило ее пришедшему вторым австрийцу. Серия побед Ники позволила ему увеличить отрыв от главного соперника до 35 очков, и он не верил в реальность борьбы: «Ханту нужно выиграть кучу гонок. А еще… свиньи, наконец-то, должны научиться летать».

В АД И… ОБРАТНО

Все перевернул Гран-при Германии, на котором чемпиону довелось спуститься в преисподнюю и… вернуться обратно.

Годом ранее Лауда первым прошел круг кошмарного «Нюрбургринга» меньше чем за семь минут, показав фантастические 6,58. И заявив при этом: «Контраст между современным болидом и трассой каменного века так велик, что жизнь каждого пилота находится буквально в его руках». Накануне гонки-1976 Лауда собрал пилотов и руководителей тура и предложил бойкотировать немецкую трассу: «Это самый тупой, варварский и опасный трек в мире. Вы видели дождь?.. Тут нужны идеальные условия, а иначе риск станет запредельным. Садясь за руль, я примиряюсь с 20-процентной вероятностью своей смерти, но я не хочу увеличивать это число!» И тут встал Хант: «Ники, ты просто хочешь стать недосягаемым в общем зачете. Нет, ты нас не проведешь…» Разумеется, большинство поддержало Джеймса.

Несколько часов спустя на втором круге «Нюрбургринга» Лауда вылетел с трассы в повороте «Бергверк». Его болид пробил ограждение, отскочил назад, столкнулся с автомобилем Бретта Ланджера и загорелся. Выбраться из пылающего автомобиля Ники помогли сам Ланджер, а также итальянский гонщик Артуро Мерцарио, буквально окунувшийся в пламя и отстегнувший ремни безопасности. Диагноз звучал дико: перелом нескольких ребер, отравление легких токсичными парами бензина, тяжелые ожоги тела и головы. Стоявший над находящимся в коме Лаудой священник уже начал взывать к богу, но Ники неожиданно очнулся и прогнал служителя церкви. Пока его легкие прочищали вакуумной трубкой, а на правую часть лица пересаживали кожу с бедра, Хант стремительно сокращал отрыв в очках.

Лауда не только остался жив, но и вернулся в гонки спустя 42 дня на Гран-при в Монце! Он сделал только одну пластическую операцию, чтобы полностью восстановить веки глаз, а обожженное ухо, как шутил Ники, упростило разговоры по телефону. Пока чемпион возвращал утраченную форму, Джеймс выиграл этапы в США и в Канаде. Все решала последняя в сезоне гонка в Японии, перед которой Лауда опережал Ханта всего на… три очка.

ДРАМА У ПОДНОЖЬЯ ФУДЗИЯМЫ

Всю неделю перед главным стартом своей жизни Джеймс куролесил в отеле «Токио Хилтон». За две недели в его номер постучались 33 стюардессы British Airways, делавшие в Японии 24-часовые остановки в пути. Этот своеобразный мировой рекорд вдохновил Ханта и на спортивные достижения.

В квалификации претендентов опередил Марио Андретти. А уже перед стартом пошел проливной дождь, и после первого круга Ларри Перкинс отказался продолжать гонку из-за почти нулевой видимости. Лауда после полученных ожогов не мог часто моргать, и вода постоянно затекала ему в глаза. Ники всегда стремился минимизировать риск, и только потом - получить максимальный результат, а потому процессор в его голове нашел ответ очень быстро. Лауда оценил собственную жизнь в дороже победы, и сошел с дистанции после двух пройденных кругов. Боссы Ferrari были в шоке, им только и оставалось, что следить за сражающимся со стихией Хантом. На 61-м круге Джеймсу пришлось заехать в боксы для починки проколотого колеса, а за пять кругов до финиша снова сделать пит-стоп, чтобы поменять напрочь облупившуюся резину. Хант вернулся на трассу на 5-м месте, тогда как для чемпионства его устраивало третье. Казалось бы, интрига умерла, но Лауда не спешил принимать поздравления. Он знал, что этот клятый британец будет драться до последнего. За оставшееся до финиша мизерное время Хант сумел обогнать идущих впереди Алана Джонса и Регаццони, финишировать третьим и завоевать чемпионский титул. Болельщики и журналисты долго качали Золотого мальчика, а праздничная вечеринка стихийно стартовала прямо в паддоках McLaren.

Лауда отдал должное триумфатору: «Мы принципиальные соперники, но это настоящий топ-пилот своего времени. Можно ехать в двух сантиметрах от него, колесо в колесо, 300 километров или больше, и знать, что ничего не случится».



  • Разделы сайта