Ники лауда авария. Ники Лауда – самолюбивый компьютер. Красная кепка Ники Лауды

Выиграл Чемпионатов мира – 3.

Участвовал в Гран-при – 173.

Выиграл Гран-при – 25.

Гран-при на подиуме — 54

Стартов с полу позиции – 24.

Установлено лучших кругов — 24

Набрано Очков в карьере — 420.5

Гражданство – Австрийское.

Он купил себе путь в Формулу 1 и с лихвой расплатился за это своим здоровьем, чуть не лишившись жизни. Оставленный всеми после ужаснейшей аварии, которая с ним приключилась, он вернулся к жизни, как говорит медицина, только с помощью силы воли. Его удивительное и неимоверно скорое возвращение в кабину машины стало самым храбрым возвращением в истории автоспорта. После победы в двух чемпионатах мира ему стало скучно, и он ушёл из Формулы 1. Ушёл для того, чтобы вернуться и опять стать победителем. Во время своей карьеры его называли «героем и злодеем в одном лице». Пострадавший во время аварии чемпион мира, бросивший вызов разногласиям, по сей день остаётся живой легендой в мире автоспорта. И более подробная его биография.

Андре́ас Никола́ус Ла́уда, более известный как Ники Лауда , родился 22 февраля 1949 года в Вене в семье известного австрийского бизнесмена из династии банкиров. Его отец нажил себе состояния на производстве бумаги, но Ники не собирался идти по стопам своего отца. С детства он любил всё, что связанно с автомобилями. Он уже в 12 лет с радостью парковал «Жук» своих родственников у дома и, естественно, никогда не был против прокатиться на нём пару кругов вокруг. Почти сразу после поступления в университет Лауда бросает обучение и поступает в школу гонщиков на выживание. Деньги на оплату обучения он занимает в австрийских банках, где члену семьи Лауда всегда рады.

Он стал заниматься автоспортом, что, по мнению окружения его родителей, было позорным занятием для такой известной фамилии. На это он совсем не обращал внимания. Свой путь он начал в 1968 году в Мини на машине «Купер». Его карьера пролегла через Формулу Ви, серии «Порше» и «Шеврон», Формулу 3. Но, к сожалению, значимых результатов в этих чемпионатах он добиться не смог, хотя его талант был очевиден. Тогда его не смог рассмотреть даже сам Колин Чепмен (самый талантливый менеджер в то время в автоспорте). Поэтому надо было кардинально менять план действий.

Карьера в «Марч».

Он решается взять огромный кредит для того, чтобы попасть в Формулу 2. И в 1971 году он становится пилотом команды «Марч», за которую дебютирует на Гран-при Австрии (эту гонку он закончил сходом с трассы). После успешных выступлений его замечает владелец команды Робин Херд и приглашает Ники на участие в сезоне 1972 года. Лауда соглашается, следующий год становится для него дебютным в Формуле 1 (в то время команда Марч выступала в двух Формулах одновременно). Он принимает участие в 12-ти гран-при, а лучший результат 7-е место на Гран-при ЮАР. Для Формулы 2 команда Марч была вполне конкурентоспособной, но сезон 72-го года для Ники явно не сложился, чему поспособствовало и качество шасси «Марч».

Карьера в «Брэбэм».

Он очень огорчён произошедшим, но без какой-либо квалификации Лауда нигде не нужен, и ему ничего не остается, как идти вперёд. Поэтому на следующий год он берёт очередной огромный кредит под залог своего страхового полиса и покупает место в команде BRM на сезон 1973 года. Этот сезон становится для Ники более успешным, и он зарабатывает свои первые очки. Но общая картина до сих пор остаётся печальной. Руководитель команды Брэбэм предлагает Ники контракт на ближайшие два года, взамен на это он обязуется оплатить все долги Лауды.

Карьера в «Феррари».

Конец 1973 года становится переломным для Ники и для Феррари. Энцо Феррари берёт на работу 26-летнего Луку Монтедземоло на пост главного менеджера гоночной команды. К этому моменту команда из Маранелло уже давно не завоёвывала титула (последним был Джон Сёртиз). Лука Монтедземоло, в свою очередь, приглашает в команду Клея Регаццони из Брэбэма, который соглашается. В диалоге со своим соотечественником Монтедземоло узнаёт, что некий австриец Лауда — хороший гонщик, и Ники тоже получает предложение для перехода в Феррари. На вырученные деньги Лауда откупается от контракта с Брэбэм и становится боевым пилотом Скудерии. Сезон 1974 года становится первым в истории Ники, в котором он зарабатывает достаточно много денег для того, чтобы расплатиться с долгами. Феррари терпит неудачи, начиная с 1970 года, в кульминации — полный провал сезона 1973 года. Поэтому Лука распускает предыдущий штат команды и формирует его практически заново. Здесь проявляется одна из ярких черт таланта Ники Лауды – краткость и чёткость в выражении своих мыслей. После первых тестов нового болида «1974 Феррари 312», Лауда заявляет: «Машина – кусок дерьма, но я выжму из неё все, на что она способна». Доверие, которым команда удостоила никому неизвестного Ники, вернулось с торицей. В первой же гонке на Гран-при Аргентины он занимает второе место, а до первой победы им пришлось подождать ещё три гонки, пока Ники не победил на Гран-при Испании. Этот молодой австриец привлек к себе внимание в сезоне 1974 года ещё и тем, что завоевал 8 поулов, шесть из которых подряд. В среде гонщиков у Ники Лауда была кличка: «крыса», «суперкрыса», «король крыс», такое прозвище он получил из-за неправильного прикуса. В СМИ его называли «компьютером» за четкость и отлаженность действий и решений. Однако даже этот компьютер всё ещё давал промашки и совершил несколько дорогостоящих ошибок. После этого Ники Лауда сказал: «Совершение ошибок и приобретение на них опыта было единственным самым быстрым способом улучшиться». К сожалению, несовершенство болида Феррари дало ему возможность повторно победить лишь на Гран-при Нидерландов. Но Лауда очень усердно работал над машиной на тестах, и этот факт не мог не подкупать всех, кто работал с ним в команде. Результатом для команды стал довольно успешный сезон. Клей потерял шанс на чемпионский титул лишь в последней гонке, а Ники занял четвёртое место в личном зачёте.

Год 1975 начался для Ники Лауды не очень удачно. В первых пяти этапах он не смог подняться выше 5-го места. Но после того, как пересел на новую« Феррари 312Т», он смог победить в последующих четырёх гонках из пяти: Монако, Бельгия, Швеция, Франция. И в заключении чемпионата на Гран-при США. Таким образом, Лауда впервые стал чемпионом мира. Он был прагматиком. По поводу своих трофеев он сказал: «Они захламляют мне дом, абсолютно бесполезные предметы». После этих слов он собрал их и отнёс хозяину соседней авто мойки в обмен на то, что будет бесплатно мыть у него свою машину.

Сквозь огненное пекло…

К середине лета 1976 года Ники Лауда выиграл пять гонок. И всем казалось, что история с чемпионством повторится. Но в ход предполагаемых событий вмешался дождь в Нюрнбургринге. Перед заездом Лауда собрал всех пилотов и предложил отменить гонку из-за плохих погодных условий. Но, проголосовав, гонщики все же решили провести соревнование. Лауда, как и Джеймс Хант, на тот момент единственный, кто мог ему что-либо противопоставить, стартовали на дождевой резине, но после первого круга стало ясно, что она не работает. Оба пилота заехали в боксы для её замены. Механики быстро обслужили Ханта, и он ушёл на трассу, а механики Феррари замешкались, и Лауда потерял несколько позиций. Он выскочил на трассу полный надежд и рвения опередить Макларен. Так быстро и безрассудно ездил только он и Фанхио в далёком 1957. На втором круге Лауда теряет управление (скорее всего это произошло из-за проблем с задней подвеской) и врезается в отбойник. Его машина вспыхивает и, отскочив от ограждения, вылетает на трассу. Идущий позади Брет Ланджер, врезается в горящий болид Ники. Но, несмотря на столкновение, он быстро выбирается из машины. К сожалению, Лауда не может сделать то же самое — он зажат в кокпите. Подъехавшие мгновением позже, Артуро Мерцарио и Гаю Эдвардсу вместе с Ланджером и одним из маршалов гонки пытаются вынуть из пылающего болида Ники. В конце концов им всё-таки удаётся достать обгоревшего австрийца из машины, но, к сожалению, не с первой попытки. Лауда в сознании и пытается встать на ноги. Его на вертолёте доставляют в госпиталь. У него обширные ожоги головы и запястий, сломано несколько рёбер, но самое ужасное это то, что ему пришлось вдыхать токсичные пары горения. Поэтому Ники Лауда обжог и отравил лёгкие. После приезда в больницу он впадает в кому. Проведя все возможные операции, врачи теряют надежду на его спасение. Возле обездвиженного тела Ники священник, он взывает к Богу. Но Лауда не собирался умирать вот так. Внезапно для всех он выходит из комы и прогоняет священника словами: «Пошёл прочь, я всё ещё жив!».

Авария Ники Лауды на Нюрбургринге 1976 года. Видео

После этого Лауда начинает усиленно поправляться и, пропустив всего две гонки, через шесть недель выходит на старт Гран-при Италии. «Благодаря лишь силе воли он смог победить в практически проигранной партии со смертью», — сказали врачи, которые следили за ходом его лечения. Надев шлем на сочащиеся кровью бинты, Ники садится в машину и начинает гонку. Несмотря на ещё не затянувшиеся раны и не самую лучшую форму, он финиширует четвёртым. Вообще Ники пренебрежительно относился к наследству, доставшемуся ему от аварии. Он сделал всего одну пластическую операцию на веках и то для того, чтобы лучше видеть, -обгоревшие части кожи мешали ему пилотировать болид. А по поводу уха он как-то сказал: «Теперь мне даже стало удобнее разговаривать по телефону…». В то время пока Лауда отсутствовал, Ханту удалось сократить разрыв. А после Италии он выиграл ещё две гонки в Канаде и США. Решающим этапом стала гонка в Японии. У подножия Фудзиямы в день гонок шёл проливной дождь. Ханту для победы над Лаудой надо было набрать три очка, и у него были все шансы для этого. Хант квалифицировался на позицию выше, чем Лауда, который должен был стартовать третьим. После двух кругов под проливным дождём Ники Лауда остановил свою машину в боксах, объяснив этот поступок тем, что продолжать слишком опасно. Но Джеймс Хант не остановился, всю гонку он шёл на достаточно высоких позициях. За несколько кругов до финиша он проколол шину, и ему пришлось заехать на пит-стоп, на трек Хант вернулся шестым. До финиша оставалось несколько кругов, Джеймсу удалось собраться и пройти трёх гонщиков. Таким образом, он финишировал третьим. Это означало, что в общем зачёте он опередил Ники Лауду всего на одно очко и стал Чемпионом Мира 1976 года. После гонки Джеймс Хант назвал поступок Ники подвигом. А в Италии некоторые назвали Ники трусом за то, что он совершил в Японии. Даже Энцо Феррари начал строить планы как бы заменить австрийца.

В следующем 1977 году у Ники не было громких побед, но выступал он очень стабильно. Испорченные отношения между руководством Феррари и Ники дали о себе знать. Он объявил о том, что покинет Феррари по окончании сезона. Тогда же команда Феррари выпустила на трассу Гран-при Канады никому неизвестного Жиля Вильнёва. После чего Лауда решил вообще не участвовать в двух заключительных гонках. Этот факт вывел из себя Энцо Феррари, но отнюдь не помешал Ники стать чемпионом мира во второй раз.

Возвращение в Брэбэм.

В 1978 году Ники перешёл в команду Брэбэм, которой тогда владел Берни Экклстоун. Энцо Феррари не оценил этого и назвал Лауду предателем. В сезоне 78-го года Ники выиграл две гонки и занял четвёртое место в общем зачёте. Одной из побед была победа на Гран-при Швеции. Она примечательна тем, что для этого Гран-при команда использовала новую машину Брэбэм ВТ46. Её существенное отличие заключалось в том, что сзади был приделан огромный вентилятор, который, якобы, охлаждал двигатель, но на самом деле он выкачивал воздух из-под днища автомобиля, создавая тем самым большую прижимную силу. Но помимо того, что он откачивал воздух из-под болида, он ещё поднимал и все мелкие частицы: песок, камушки и кусочки резины — и направлял их на позади идущий болид. Эту машину сразу же прозвали «машина-фен». Принеся победу, это приспособление было запрещено и сразу после гонки отправилось пылиться в музей. 1979 год стал абсолютно неудачным для Лауды. Связанно это было с техническими проблемами, преследовавшими Брэбэм. На Гран-при Канады после тренировочных заездов Ники объявил, что уходит из Формулы 1. «Мне надоело ездить по кругу, я хочу создать свою авиакомпанию», — сказал Ники Лауда и ушёл, даже не приняв участия в гонке.

Брэбэм ВТ46 «машина-фен».

Перерыв в карьере.

В 1980 году Ники Лауда основывает свою авиакомпанию Lauda Air. Он занимался чартерными рейсами в Австрии. Получив лицензию пилота, Ники стал управлять одним из своих самолётов. Его компания росла и в определённый момент для развития её были необходимы новые денежные вливания. К тому моменту Лауда решил, что ещё может выступать на высоком уровне в Формуле 1. Он стал искать место боевого пилота в одной из команд.

Карьера в Макларен.

Такое место он находит в команде Макларен. Подписав контракт, который впоследствии был назван одним из самых выгодных в истории Формулы 1, на 5 миллионов долларов, он сказал спонсорам команды: «Я взял себе как пилоту 1 доллар, остальные деньги вы заплатили за мою индивидуальность». Сезон — возвращение 82-го года
совпал с борьбой Международной Федерации Автомобильного Спорта (FISA) и Ассоциацией Конструкторов Формулы 1 (FOCA). Апогеем этой борьбы стала гонка в Сан-Марино, проведение которой члены Ассоциации Конструкторов блокировали. Ники был одним из действующих лиц в этой драме. Большое значение имели только Колин Чепмен и Фрэнк Уильямс. В результате им удалось договориться о более приемлемом распределении прибыли, гонка состоялась, проблемы были решены. В первой же гонке сезона Ники занял четвёртое место, а гонку Западного Гран-при США в Лонг-Бич выиграл. Перед гонкой в Южной Африке Лауда стал инициатором «забастовки водителей». Дело было в том, что это было время введения суперлицензии, которая жёстко ограничивала права пилотов и привязывала их к команде. Поэтому все водители, за исключением Тео Фаби, забаррикадировались в банкетном зале Sunnyside Park Hotel и находились там целый день. Этого хватило, чтобы победить в противостоянии с бюрократической машиной. Но дальше качество выступлений было перечёркнуто техническими проблемами и в последующих пяти гонках он не смог финишировать, а ещё в одной был дисквалифицирован. В итоге он набрал 30 очков и занял пятое место в чемпионате. В следующем году механические проблемы не собирались покидать команду Макларен. Лауда занял второе и третье место в первых двух гонках, после этого он смог только дважды добыть очки, а в остальных гонках ему не удавалось доехать до финиша. Итог — десятое место в общем зачёте.

Сезон 1984 года постоянно балансировал между положительными и отрицательными показателями. Так в первых восьми гонках Лауда выиграл дважды и один раз занял второе место, в остальных пяти этапах он сошёл с дистанции из-за неполадок с автомобилем. Но во второй половине сезона команда Макларен всё же смогла собраться и устранить недочёты. После чего выступления Лауды стали стабильнее: он выиграл дважды и три раза занял третье место. Вообще в этом сезоне Ники противостоял всего один пилот — его напарник по команде Ален Прост. В получении чемпионского титула Ники Лаудой большую роль сыграло Гран-при Монако. Тогда за победу давали девять очков, но гонка завершилась через час после начала, и Ален Прост вместо 9 очков, получил 4.5. В итоге сезона Лауда опередил Проста на 0.5 балла и стал Чемпионом Мира в третий раз.

Сезон 1985 года опять был полон техническими неисправностями автомобиля, и Ники смог выиграть лишь одно Гран-при Нидерландов. В общем итоге он занял десятое место и на этот раз окончательно объявил о своём уходе из Формулы 1 в качестве пилота.

Другая жизнь.

После того как Лауда ушёл из Формулы 1, он опять вернулся к управлению своей авиакомпанией. В промежуток с 1975 года по 1996 год Ники написал пять книг об автоспорте и о своей карьере: («Искусство и тонкости вождения на некоторых этапах Гран-при» (1975); «Мои годы с Феррари» (1978); «Новая Формула 1: Эра турбо» (1984); автобиография «В ад и обратно» (1986); «Третья жизнь» (1996). В редактировании ему помогал австрийский журналист Герберт Фолкер.

В 1993 году Ники Лауда был введён в Международный Зал Славы Автоспорта.

В 1999 году Лауда продал контрольный пакет акций самой большой австрийской авиакомпании Austrian Airlines. И практически отошёл от дел в управлении Lauda Air. В 2003 году он продаёт остаток акции Lauda Air и сразу же основывает другую авиакомпанию – «Niki».

В конце тысячелетия Лауда работает консультантом в Феррари. В 2001 году компания Форд пригласила его на должность спортивного директора в команду Ягуар Ф1. За время своей работы в Ягуар с 2001 по 2004 годы Лауда выжил из команды двух соруководителей, а результатов команда так и не принесла. Такое поведение Ники не радовало руководство Форд, ко всему прочему он занимался комментаторской деятельностью в RTL (с 1996 года), что тоже не устраивало его нанимателей. В итоге команда обанкротилась, и её купил концерн Ред Булл.

В 2005 году австрийская почта выпустила марку с изображением Ники Лауды. В 2008 году американский спортивный канал ESPN поставил Ники Лауда на 22-е место в ТОПе пилотов всех времён и народов.

19 июля 2008 года Ники Лауда (59 лет!) принимает участие в гонке BMW M1 Procar Series, в которой одерживает победу.

В 2009 году в интервью немецкой газете Die Ziet Ники Лауда признался, что рекламодатель платит ему 1.2 миллиона евро в год за место на его красной бейсболке.

С сентября 2012 года и по настоящее время Лауда является неисполнительным директором в совете директоров гоночной команды Мерседес Ф1 (Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team). Он принимал участие в переговорах о подписании трёхлетнего контракта с Льюисом Хэмильтоном.

Жена и дети Ники Лауды.

Ники Лауда был женат дважды. В первый раз он женился на Марлен в 1976 году. От этого брака у него двое сыновей Лукас и Матиас. Матиас автогонщик, а Лукас его менеджер.

Инициатором развода с Марлен был Ники. Однажды он сказал ей, что хочет расстаться. Марлен ответила: «Хорошо, но тебе придётся заботиться обо мне и содержать». Ники согласился. Он всегда положительно отзывался о своей первой жене, говоря: «Она добрый и душевный человек». После развода они остались добрыми друзьями, которые часто видятся. Марлен живёт на Ибице в доме, который ей купил Ники. Марлен находится в хороших отношениях с новой женой Ники Бирджит. По мнению Лауды, они добрые подруги.

У Лауды есть внебрачный сын Кристоф. Мать Кристофа хотела воспитывать своего сына сама, и Ники не стал этому противиться. Сейчас Кристофу 31 год. Видятся они крайне редко.

Вторая жена Ники Лауда — Биргит была стюардессой в авиакомпании Ники. Лауда имеет лицензию на управление самолётами, поэтому иногда сам их пилотирует. Там они и познакомились. В 1997 году у Ники Лауды начались проблемы с почками. Возможно, из-за аварии на Нюрнбургринге, а может быть и по другим причинам. Тогда его брат пожертвовал ему свою почку. Она проработала восемь лет, и в 2005 году ему пришлось искать нового донора. Его сын Лукас хотел отдать ему свою почку, но анализы показали, что почка не подошла бы, и Ники не согласился. В этот момент он был знаком с Биргит всего восемь месяцев, и она неожиданно предложила ему свою почку. Как сказал Ники: «Я чувствовал огромную ответственность перед ней. Мы были едва знакомы, а она предлагала мне свой орган. Сначала я отказался. Она настаивала и я согласился. На удивление её почка подошла мне даже лучше, чем почка моего сына. Я был ошеломлён её поступком и очень ей за это благодарен». В этом же году они поженились.

В 2009 году 30-летняя Биргит родила Ники, которому исполнилось 60, двойню. Произошло это событие в Вене — на родине Лауды. У пары Бирджит и Ники родились мальчик и девочка. Их назвали Макс и Миа. Дети родились здоровыми весом почти по 3.6 килограмма каждый.

Несколькими годами позже Ники спросили, хочет ли он, чтобы кто-то из его близнецов стал гонщиком? На что он ответил: «Не знаю. Пока что очень рано об этом судить и что-то говорить. Хотя Миа очень похожа на меня. Она такая же бесстрашная, как и я».

Шлем Ники Лауда.

Изначально шлем Ники Лауда был просто красный. По бокам было написано его имя, а на подбородке находился логотип Райффайзен Банка. После аварии на Гран-при Германии 1976 года он носил модифицированный шлем AVG, сделанный таким образом, чтобы его подкладка не усугубляла давление на обгоревшие участки кожи. После возвращения в Макларен в 1982 году его шлем всё ещё оставался красного цвета, только вместо имени по бокам была нанесена буква «L» белого цвета, как логотип Lauda Air. На вершине шлема был изображён логотип личного спонсора Parmalat. В сезонах 1983-85 годов белые и красные линии были убраны со шлема в дань уважения первому дизайну.

Красная кепка Ники Лауды.

Ники Лауда легко узнать по красной кепке, которую он начал носить после аварии 1976 года в Нюрнбургринге.
На ней он размещает рекламу от спонсоров. Долгое время на его бейсболке красовался логотип итальянской компании Parmalat, на смену ему пришла компания Viessmann. С 2007 года это место занял логотип компании Oerlikon. А в 2011 году Лауда начал рекламировать нового спонсора — инвестиционную компанию Aabar.

Фильм о Ники Лауда.

Осенью 2013 года на экраны вышел фильм «Гонка» Рона Ховарда. В этом фильме рассказывается о противостоянии Джеймса Ханта и Ники Лауда в сезоне 1976 года. Роль Ники исполнил Даниэль Брюль. Сам Лауда снялся в эпизодической роли в конце фильма.

Смотреть русскоязычный трейлер фильма «Гонка» Рона Ховарда.

Всегда Ваш В.Г.

Ники Лауда - легендарный автогонщик из Австрии. Чемпион Формулы-1. После окончания карьеры гонщика стал комментатором и директором гоночной команды.

Ранняя карьера

Австрийский гонщик родился 22 февраля 1949 года. С раннего детства увлёкся автомобильными гонками. Став совершеннолетним, гонщик купил место в команде March, которая считалась одной из самых успешных команд Формулы-2. Родителям не понравились намерения сына, они отказались оказывать ему финансовую помощь. Но выдающиеся результаты позволили молодому пилоту пробиться в Формулу-1.

Формула-1

В 1971 году он дебютировал в Формуле-1 в составе команды March. Однако их автомобили оказались недостаточно мощными для конкурентной борьбы в гонках. Ник отдал последние деньги на вступление в команду BRM. Он сумел показать себя, но и этого оказалось недостаточно. Гонщик погряз в долгах и даже думал о самоубийстве. Но его бывший напарник по команде порекомендован Ника команде Ferrari. В скором времени начальник Ferrari пригласил пилота в команду.

В первой же гонке австриец оправдал надежды и пришёл к финишу вторым. На четвёртой гонке он сумел завоевать свою первую победу, которая стала для команды большой неожиданностью. За первый сезон гонщик показал блестящие результаты и тем самым завоевал доверие среди команды. В 1975 году автогонщик выиграл множество гонок, несколько раз поднимался на подиум. Все эти победы сделали его чемпионом мира.

Авария

В следующем сезоне он продолжал побеждать, выиграл почти все гонки. Но вскоре, на очередном Гран При в Германии, пилота ждала неудача. Сразу после старта Ники потерял управление, автомобиль врезался в ограждение, а двигатель загорелся. Затем в него врезался ещё один участник, Ники оказался зажат в пылающей кабине. Его с трудом смогли вытащить оттуда, и немедленно отправили в госпиталь. Ожоги были настолько сильны, что австриец впал в кому.

Возвращение

Оправившись после жутких ожогов, он вернулся в Формулу. Но до прежних успехов ему было далеко. На Гран При Японии пилот прекратил участие в гонке из-за плохих погодных условий. Это окончательно испортило его репутацию в команде. В последнем сезоне он стал чемпионом, после чего перешёл в Brabham. В 1978 году он выиграл две гонки и по итогам чемпионата стал четвёртым. В следующем году из-за ненадёжности болида смог набрать всего лишь несколько очков. После чего решил сделать перерыв.

Около четырёх лет Ники занимался бизнесом. В конце 1982 года его пригласили на тесты команды McLaren. Он отлично показал себя и обеспечил себе место. Показывал неплохие результаты, а в 1985 году выиграл свой третий чемпионский кубок. На этой ноте пилот решил завершить свою гоночную карьеру.

В следующем году великий автогонщик Ники Лауда будет отмечать свое 70-летие. Он запомнился миру не как трехкратный чемпион Формулы-1, а как пилот, переживший страшную аварию, чудом оставшийся в живых, и уже через 42 дня вернувшийся на гонки. Эта история отлично описана в фильме «Rush» (2013). В нем помимо аварии рассказывается история противостояния Ники Лауды и , еще одного прославленного гонщика.

О жизни Лауды можно снять гораздо больше фильмов – настолько она насыщена самыми разными событиями. Мы не будем становиться хронистами автогонщика и делать из статьи маркированный список его основных достижений. Расскажем о Ники как о живом человеке, с достоинствами и недостатками, непростым характером, титановым стержнем и запалом, вынесшими его на вершину славы.

Приход в Формулу-1

Ники Лауда родился в 1949 году в Вене в династии австрийских банкиров. Автогонками он увлекся очень рано, но родственники не поддерживали его интересы. На этой почве Ники поругался с богатой семьей, которая лишила его финансовой поддержки.

Лауда выступал в нескольких младших европейских гоночных сериях, но особого успеха не добился. Когда стало понятно, что потраченные на автогонки годы жизни не принесли внятных перспектив, Ники решился на отчаянный шаг. Он взял в банке большой кредит и купил себе место в Формуле-2 в команде March. Это позволило ему выступить в сезоне 1971 года, проявить себя и попасть в составе той же команды в Формулу-1. March тогда одновременно присутствовала в двух сериях.

Сезон 1972 года в Формуле-1 для Лауды оказался провальным. Он был в отчаянии, но не бросил «королевские автогонки». Ники взял еще один кредит, который потратил на место в BRM в сезоне 1973 года. Лауда в ее составе выступил неплохо, но сама команда попала в полосу неудач. Однако риск был ненапрасным – гонщика заметили и пригласили в , в составе которой и состоялись его основные победы.

Вверх и вниз

Лауда пришел в Ferrari в 1974 году и уже в 1975 году принес команде победу в Кубке конструкторов, а сам 5 раз в 14 гонках занял верхнюю ступень пьедестала. Контракт с «Феррари» помог гонщику наконец-то рассчитаться с долгами.
Следующий год Ники начал с уверенной заявки на первое место. После первых шести гонок у него было четыре победы и два вторых места. Именно тогда и случилась авария на Нюрбургринге. На втором круге машину Лауды вынесло с трассы (по предположениям – из-за неисправности в задней подвеске). Болид сильно ударился об ограждения и снова отлетел на асфальт, где в него на большой скорости въехал автомобиль соперника. Ferrari Ники сразу же загорелась, ситуацию усугубил почти полный бак горючего.

Другие гонщики начали останавливаться и помогать Лауде выбраться из машины, но сделать это удалось не сразу, так как его зажало обломками. В результате у Ники сильно обгорела голова, а также он надышался токсичными продуктами горения. Вынутый из болида, он оставался в сознании, но в больнице впал в кому, и доктора склонялись к тому, что гонщик умрет.

Однако это был Лауда, и он не только выжил, но и через 6 недель вернулся на трассу. В чемпионате 1976 года Ники из-за аварии пропустил лишь две гонки. Он сохранял все шансы набрать достаточное количество очков для повторного чемпионства. Все решилось на последнем этапе в Японии. Лауда был фаворитом турнирной таблицы, но гонка на трассе Фудзи началась при сильном дожде. Проехав два круга, Ники остановил машину и отказался продолжать заезд, потому что посчитал условия слишком опасными для себя. Именно тогда Хант обошел его всего на одно очко и стал чемпионом. Не удивительно, что столь напряженная история из Формулы-1 сезона 1976 года стала основой для отличного фильма.

В Ferrari решение добровольно уйти с трассы не поддержали, и отношения с Лаудой были испорчены. Это не помешало ему выиграть для команды чемпионат 1977 года, хотя еще до его завершения было известно, что Ники покидает «Конюшню Феррари».


Ники Лауда и Джеймс Хант

Между небом и землей

1978 и 1979 годы Лауда отъездил на болидах Brabham, но без особых успехов. Не дожидаясь окончания сезона 1979 года, Ники объявил о том, что завершает карьеру гонщика. Сразу же после этого он стал основателем авиакомпании Lauda Air, которая специализировалась на выполнении чартерных рейсов.

Новый бизнес требовал больших вложений, и Лауда решил вернуться туда, где действительно умел зарабатывать – в Формулу-1. На этот раз он пошел в команду McLaren, от которой потребовал 5 миллионов $ ежегодно. При этом Ники пояснил, что за пилотирование болида ему достаточно платить 1 $, а вся остальная сумма является взносом за его имя. Первые два сезона с McLaren были неудачными, но в 1984 году Лауда в третий раз стал чемпионом мира. В 1985 году болид Ники постоянно ломался, поэтому в большинстве гонок он даже не смог добраться до финиша. После этого Лауда второй раз заявил о завершении спортивной карьеры, теперь уже окончательно.

Непростой характер

Ники Лауда из-за особенностей поведения на гоночной трассе заслужил у журналистов прозвище «компьютер». Так его назвали за ясность ума и холодный расчет. Ники на первое место всегда ставил минимизацию рисков и только затем желание получить максимальный результат. Тот самый добровольный отказ от гонки в Японии, стоивший ему титула чемпиона, подтверждает эту черту наилучшим образом.

Кроме того, все знают о кристальной честности Лауды, хотя для многих она болезненна. Так, еще до старта сезона 1974 года гонщик в разговоре с Энцо Феррари назвал построенную его командой машину «куском дерьма», который он постарается довести до ума при дальнейшем тестировании.

Лауда и Ferrari

1 of 2


Ироничное отношение Лауды к вещам, которые многим кажутся главными ценностями в жизни, тоже способно удивить. Например, он не особо дорожит своими трофеями. После первого чемпионства в 1975 году он отдал все свои победные кубки Формулы-1 хозяину находящегося рядом с его домом сервиса в обмен на право бесплатно пользоваться услугами его автомойки.

Примерно так же Ники высказывается и о последствиях той страшной аварии. В результате нее он потерял половину ушной раковины. Однако Лауда отшутился и на этот счет, сказав как-то, что теперь ему значительно легче пользоваться телефоном. В процессе лечения он сделал ровно одну пластическую операцию – восстановил веки глаз. Насчет остальных повреждений гонщик особых переживаний не испытывает. Даже ставшую после получения ожогов его неизменным атрибутом красную кепку Лауда превратил в рабочий инструмент. На ней он размещает спонсорские логотипы.

Многие невзлюбили Ники за неуживчивость и чрезмерное самолюбие. Чего стоит только его авиакомпания Lauda Air, после продажи которой он основал еще одну под названием Niki. В 2001-2004 годах Ники руководил командой Jaguar Racing, участвовавшей в Формуле-1. Однако вместо спортивных достижений Лауда сконцентрировался на подковерной борьбе внутри руководства и комментаторской работе на стороне. В итоге команда «Ягуар» за все годы ни разу не вошла даже в пятерку лучших, но зато Ники смог выжить из компании двух соруководителей. Лауду в итоге признали несостоятельным управленцем, а Jaguar Racing развалилась и была продана Red Bull GmbH.

День сегодняшний

За многие годы Ники Лауда не растерял свой авторитет в автоспорте – его экспертные высказывания до сих пор широко цитируются профильной прессой. Продолжает он заниматься и предпринимательством, в первую очередь, авиаперевозками. С 25 марта должны начаться полеты новой авиакомпании Лауды, которую он традиционно для себя назвал Laudamotion. Это уже 4-я попытка Ники закрепиться на рынке воздушных перевозок. Laudamotion будет выполнять бюджетные перелеты внутри Европы.

Ники Лауда (фото приведено далее в статье) - австрийский автогонщик, выигравший три чемпионата "Формулы-1" 1975, 1977 и 1984 годов. Последние две победы он одержал после того, как пережил ужасную катастрофу в 1976 г., в которой получил серьезные ожоги и едва не погиб. Лауда основал и руководит двумя авиакомпаниями (Lauda Air и Niki), а также консультировал Ferrari, был менеджером Jaguar и главой Mercedes AMG Petronas.

Ранняя биография

Ники Лауда (Андреас Николаус Лауда) родился в Вене 22.02.1949, в зажиточной семье. Социальный статус оказался для него и помехой, и удачей. Хотя позже он и сам стал успешным в бизнесе, к ужасу его семьи, было очевидно, что он не подходит для этой роли. Однако семейные связи пригодились, когда ему надо было занять денег, чтобы финансировать свои выступления. Он занялся этим видом спорта не потому, что ходил на соревнования или был без ума от победителей гонок, а от врожденного интереса к автомобилям, который проявился у Ники Лауды в молодости. Когда ему было 12 лет, родственники, приезжавшие в гости, позволяли ему парковать свои машины. В подростковом возрасте у него уже был свой кабриолет Volkswagen Beetle, в котором он ездил по имению родственника.

Ники впервые принял участие в соревнованиях в 1968 г. Это был подъем в гору, в котором он занял второе место. После этого, несмотря на настойчивые требования отца держаться подальше от гонок, он соревновался в езде в гору, а затем в "Формуле-Фольксваген". Он не снимал автомобиль "Формулы-3" с трейлера, чтобы участвовать в гонках по всей Европе. В 1971 г. он отказался от "Формулы-3" в пользу "Формулы-2".

На пути в высшую лигу

Благодаря деловой репутации своей семьи Лауда смог получить кредиты, которые иначе не были бы доступны. Он использовал их, чтобы купить место в "Формуле-2" в марте 1971 г., став партнером Ронни Петерсона, а в следующем сезоне попробовал себя в "Формуле-1". Он убедил Луи Стэнли из британской команды BRM продать ему место. В ходе всего этого он влез в долги, которых бы хватило на небольшую банановую республику. Даты платежей не совпадали с поступлением денег от автомобильных гонок. Но способности Лауды заставили обратить на него внимание. Словно в сказке, сперва Стэнли начал платить ему, а затем Лука Монтеземоло из "Феррари" позвонил, прежде чем его финансовый карточный домик рухнул.

Карьера в Ferrari

Лауде удалось разорвать контракт со Стэнли, и он начал свой тернистый путь с Ferrari. В свой дебютный 1974 г. он завоевал первую из 26 побед в «Формуле-1». Вместе с товарищем по команде Клеем Регаццони они бросили вызов чемпионату. Лауда выиграл его в следующем году на машине, которая технически намного превосходила любую другую. У него было 5 побед и огромный отрыв от второго места. Позже австрийский гонщик назвал 1975-й «невероятным годом».

Авария на Гран-при Германии

Чемпионат, который Лауда мог бы назвать самым запоминающимся, он проиграл. В спортивных соревнованиях на верхнем уровне обязательно что-то должно пойти не так. Но здесь участвуют мощные машины с необычайно высокими уровнями кинетической энергии, поэтому, когда что-то не ладится, люди могут сильно пострадать или погибнуть. Ники Лауда (фото приведено в статье) получил тяжелые травмы в Гран-при Германии 1976 г., выступая на старом Нюрбургринге. Это были драматические события, которых до этого никогда еще не было. Лауда лидировал со значительным преимуществом, несмотря на наличие трещины в ребрах, которые он получил в результате наезда трактора, когда перевозил свое имущество в Зальцбурге. Плейбой "Формулы-1" практиковал рискованный стиль езды и почти касался болида Лауды своим McLaren, несмотря на то, что его победа на британском Гран-при была аннулирована из-за предполагаемых технических нарушений.

К началу Гран-при Германии Хант отставал от австрийца на 23 очка. После ранней остановки для смены «мокрых» покрышек на гладкие протекторы и прохода поворота Bergwerk болид Лауды сместился вправо, столкнулся с ограждением, отскочил назад по трассе, столкнулся с Бреттом Лунгером и загорелся. Несколько водителей, включая Лунгера, Гая Эдвардса и бесстрашного Артуро Мерцарио, смогли вытащить австрийского гонщика из горящих обломков. Несмотря на то что после аварии Ники Лауда смог встать, вскоре стало очевидно, что его ранения были серьезными. Горячие, токсичные газы повредили его легкие и кровь. Его шлем частично разрушился, и у него были серьезные ожоги головы. Лауда впал в кому. В течение некоторого времени его жизнь была под вопросом. Однако он пришел в себя и вернулся в кокпит через 6 недель после аварии.

Соперничество с Хантом

За время восстановления Лауды прошло 2 гонки, и Хант приблизился к нему. Победа в Брэндс-Хэтче была ему возвращена по апелляции, и он выиграл в Зандворте. Возвращение Лауды в Монце дало ему удивительное 4-е место и 3 очка. Хант победил в обоих североамериканских этапах, а австрийскому гонщику из-за проблем с подвеской пришлось остаться ни с чем в Канаде и удовлетвориться третьим местом в Уоткинс-Глене. Впечатляющие результаты сократили отставание Ханта до 3 очков, и в календаре оставалась только Япония. Гонка началась под проливным дождем, и после двух кругов Ники Лауда перестал говорить о безумии вождения в таких условиях, отказавшись от борьбы. Возможно, он был прав, но все еще страдал от последствий аварии на Нюрбургринге. Дождь скоро прошел, Хант занял третье место, несмотря на позднюю смену шин, и набрал 4 очка, которых было достаточно, чтобы получить титул.

Хант выиграл восемь гонок против четырех у Лауды и шесть из последних девяти. Когда он терпел неудачи, он всегда возвращался назад. Когда представилась возможность, он пользовался ею в истинном духе чемпионата. Австрийский гонщик поставил себя в неудобную и напряженную ситуацию: все еще возглавляя турнирную таблицу, он испытывал физические и психические последствия очень тяжелой аварии. Он мог бы выиграть сезон, но в Японии он проявил восхитительное здравомыслие в условиях огромного давления внешних обстоятельств.

Переход в Brabhem

В 1977 г. Лауда отправился на свой второй чемпионат, несмотря на то, что выиграл только 3 гонки, а затем быстро покинул Ferrari в Канаде. Прощание не было дружеским, хотя позже он пересмотрел большую часть своей критики команды (и в конечном счете стал для нее своего рода министром без портфеля).

В 1978 г. гонщик Ники Лауда перешел к и Гордону Мюррею из «Брэбема». Успеха от этого трио вряд ли можно было ожидать. 12-цилиндровый Alfa не мог справиться с этой задачей. Экклстоун был занят финансированием «Формулы-1». Единственное реальное достижение Лауды во время двух сезонов с «Брэбемом» - печально известный Fan Car. Lotus начал делать большие успехи с наземными эффектами, целью которых было уменьшение давления воздуха под автомобилем, чтобы увеличить сцепление с шинами и скорость на поворотах. «Брэбем» переместил радиаторы в заднюю часть автомобиля и охлаждал их большим вентилятором, а не набегающим потоком воздуха, как это было в обычном режиме с боковыми радиаторами. Конечно, вентилятор использовался для отвода воздуха из-под автомобиля, что увеличивало прижимную силу. Лауда и пошли на все ухищрения, чтобы скрыть этот факт. На этой машине Ники выиграл единственную гонку в Андерсторпе в 1978 году, но болид никогда больше не участвовал в соревнованиях, поскольку вентилятор незамедлительно был запрещен как противоречащий правилам.

В 1979 году в Канаде, ровно через 2 года после прощания с Ferrari, посреди практики Лауда неожиданно решил, что больше не хочет участвовать в соревнованиях, и быстро ушел из «Формулы-1».

Возвращение

Ники Лауда вернулся в 1982 году, по его собственному признанию, по финансовым соображениям. Авиакомпания, которую он основал, переживала трудные времена. Он подписал с Роном Деннисом и McLaren контракт на 4 гонки. Его напарником был Джон Уотсон.

Возвращение Лауды совпало с большой войной гонщиков с FISA и FOCA. Одна из наиболее заметных стычек произошла в 1982 году в Южной Африке. FISA ввела т. н. суперлицензию для водителей «Формулы-1», чтобы маргинальные таланты не могли попасть в кокпит болида. Владельцы-члены FOCA (при явном попустительстве FISA) воспользовались процессом лицензирования, чтобы связать водителей с их командами. Большинство гонщиков, включая Лауду с его проницательным взглядом на все финансовые вопросы, увидели эту уловку и отказались подписывать. В Южной Африке FISA угрожала отстранить их от участия в гонках из-за отсутствия лицензий. Лауда и Дидье Пирони, глава Ассоциации водителей Гран-при, организовали движение сопротивления и сагитировали большинство водителей запереться в конференц-зале отеля, пока Пирони договаривался с главой FISA Жан-Мари Балестре. Власти пошли на уступки еще до начала соревнований, на которых австрийский гонщик занял 4-е место.

Ники Лауде не потребовалось много времени, чтобы снова начать побеждать. В Лонг-Бич он выиграл третью гонку с момента возвращения. В этом сезоне он также пришел первым в Брэндс-Хэтче. В 1983 г. побед не было, но сезон 1984-го Лауда закончил в верхней части турнирной таблицы. Несмотря на то что он выиграл чемпионат 1984 года с отрывом всего в 0,5 очка, он, похоже, в течение большей части сезона смирял своего обычно более быстрого соперника и нового товарища по команде Алена Проста. Лауде не нравились риски, которые он считал ненужными. Он не удваивал свои усилия, когда дела шли плохо. Он не совершал самопожертвований на благо команды (хотя сделал бы это для себя). У него часто были хорошие машины и талантливые товарищи по команде - Регаццони, Ройтеман и Прост. У Лауды была уверенность в себе, которая обычно бывает у страдающих манией величия. Вероятно, все три его чемпионата были такими, потому что он хотел этого по каким-то другим причинам.

Личная жизнь

Ники Лауда женился на Марлен Кнаус в 1976 г. У них родилось двое сыновей: Матиас, также ставший автогонщиком, и Лукас, являющийся менеджером брата. У Лауды есть внебрачный сын Кристоф. В 1981 г. Ники Лауда и его жена развелись.

В 2008 он женился во второй раз на Биргит Ветцингер. Жена на 30 лет младше его и до замужества работала стюардессой в его авиакомпании. Биргит отдала свою почку Лауде, когда трансплантат от его брата отказал в 1997 г. В сентябре 2009 г. Биргит родила двойню, мальчика Макса и девочку Мию.

2 августа 2018 г. было объявлено, что Лауде в его родной Австрии была успешно проведена операция по трансплантации легкого.

Честность и прямота

Важной частью отношения Лауды к соперникам было то, что он был таким же беспристрастным и честным с самим собой, как и с другими. В конце 70-х была организована встреча между ним (действующим чемпионом мира) и Мухаммедом Али. Лауда ушел оттуда в недоумении. Не из-за шумихи, которой окружал себя знаменитый боксер, но потому, что Али, похоже, сам верил в свою легенду. Так заблуждаться австрийский гонщик не мог себе позволить.

Интересный случай произошел после того, как он второй раз ушел из гонок. Один из его самолетов Boeing 767 после вылета из Бангкока потерпел авиакатастрофу и разбился в джунглях, прервав несколько сотен человеческих жизней. Лауда бросился из Австрии к месту крушения. Рассматривая куски самолета, тела и подлесок, он в одиночку обнаружил доказательства, указывающие на неисправность реверсоров. Лауда сыграл важную роль в раскрытии информации, полезной для определения причины катастрофы. Он отправился прямо в Англию, где смог проверить теорию на симуляторе Boeing 767, а затем сразу же провел пресс-конференцию, на которой с типичной ясностью и лаконичностью заявил, что знает причину аварии, и что это не вина Lauda Air, а проблема самолета Boeing. Официальное расследование, завершившееся примерно через год, пришло к такому же выводу.

Эта безжалостная прямота пригодилась ему в бесчисленных интервью во время его гоночной карьеры. Пока Хаккинен демонстрировал, что он не допускает глупых вопросов, кашляя и моргая, глядя в пол и повторяя ответы снова и снова, Лауда делал то же самое несколькими быстрыми, умными, меткими фразами.

Окончательное прощание с автоспортом

После своего третьего чемпионата Ники Лауда в «Формуле-1» долго не задержался. Его второй и окончательный уход произошел в Аделаиде в 1985 году. Расставание было типичным для его подхода к гонкам и к жизни - быстрым, без лишних слов и не оглядываясь назад. В какой-то момент он летел на своем «Макларене» по длинной прямой. Внезапно отказали передние тормоза, и он направился в зону съезда прямо к стене. Остановившись, он вышел из машины и, не оглядываясь, исчез за барьером. Он думал только о том, как поскорее улететь оттуда.

Многие действия Лауды могут показаться несколько импульсивными. Но он, вероятно, не столько резок, сколько патологически решителен. Его крайняя неприязнь к легкомыслию, вероятно, объясняет такие вещи, как его внезапный уход из Ferrari в 1977 году, столь же быстрый разрыв с «Брэбемом» и «Формулой-1» в 1979 г., а также его борьбу с монополией «Австрийских авиалиний» путем создания собственной авиакомпании. Лауде была несимпатична непунктуальность. По его собственному признанию, окружающим, в т. ч. и его семье, часто приходилось устраивать свою жизнь в соответствии с его потребностями.

Уникальная личность

Лауда был бдительным и совсем не сентиментальным, когда речь заходила о деньгах. Например, он настаивал на оплате автограф-сессий. Эти и другие личные черты сталкивали его с другими эго на его жизненном пути. Во время выступлений за команду «Феррари» Ники Лауда, сама противоположность итальянца, никогда не пользовался любовью болельщиков так, как Жиль Вильнев или даже Мэнселл. Тем не менее он стал легендой своего времени. Конечно, отчасти из-за несчастного случая в Нюрбургринге. Но в первую очередь это было результатом уникального воздействия, которое его личность и навыки оказали на спорт. Возможно, были и лучшие гонщики, но второго такого не было никогда.

Считанные дни остаются до мировой премьеры нового фильма Рона Ховарда Rush, повествующего о борьбе за титул между Ники Лаудой и Джеймсом Хантом в сезоне 1976 года. Перед выходом картины в прокат журналисты британской газеты The Telegraph встретились с трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой, чтобы обсудить впечатления от фильма и жизнь после печально известной аварии на Нюрбургринге в 1976 году.

В фильме Rush показан молодой Лауда, целеустремленный и прагматичный. За выступающие вперед передние зубы, Ники прозвали «Крысой», но он никогда не обижался – ему всегда было всё равно, как он выглядит.

«Тогда моим спонсором была компания Marlboro, – рассказал Лауда. – Они приклеили к моему визору наклейку с надписью The Rat. Маркетолог подумал, что это из-за моих зубов…

Когда я вернулся после аварии, окружающие были шокированы моей внешностью. Это меня огорчало. Я думал, что с их стороны невежливо не скрывать негативные эмоции при виде меня. Посмотрев фильм, я увидел ситуацию иначе – глазами тех, кто смотрел на меня. Это помогло мне понять, почему люди были шокированы.

Увидев меня первый раз после аварии, моя жена потеряла сознание, так что я предполагал, что всё плохо. По мере того, как я старел, шрамы потерялись в морщинах, да и, в конце концов, ко всему привыкаешь.

Я перенес только операцию на глазах. Пластическая хирургия – это скучно и дорого. Единственное, что она могла мне дать – это другое лицо. Операция на глазах была нужна, чтобы вернуть зрение, а на остальное я не обращаю внимания.

Мне всегда предлагали пластическую операцию. Видите штуку у меня на лице? Это сделал бразильский хирург Иво Питанги. В те времена он был самым известным пластическим хирургом. Он хотел сделать всё и спросил меня: «Вы ненормальный? Почему вы не хотите сделать пластическую операцию?» Мне просто не нравилось, как всё это выглядело. Он посмотрел на меня, рассмотрел мое лицо и сказал: «Я не закончил свою работу. Что вы думаете о глупых женщинах, которые постоянно делают пластические операции». Я ответил: «Не знаю, задайте мне этот вопрос лет через десять».

Мне кажется, это плохо: если вы что-то изменили, пластика сразу становится заметна. Мне не нравится, когда женщины делают пластические операции – это означает, что их не устраивает их прежняя внешность. Раньше окружающие часто интересовались тем, как я выгляжу, и я мог ответить, что попал в аварию. Я не могу смириться с мыслью, что некоторые люди что-то меняют в своей внешности, хотя не попадали в аварии – я не выношу пластическую хирургию! У вас должен быть достаточно сильный характер, чтобы справиться с проблемами с внешностью, и вы должны найти в себе силы полюбить себя таким, какой вы есть. Жизненный опыт многому меня научил. Мне кажется, до аварии я был гораздо менее харизматичным».

В фильме Rush Ники Лауда и Джеймс Хант изображены непримиримыми соперниками, которые, в конце концов, проникаются уважением друг к другу.

«Мы были друзьями, – заявил Лауда. – Я знал Джеймса до Формулы 1. Наши пути постоянно пересекались. Он был весьма конкурентоспособным и очень быстрым парнем. У нас много общего. Я уважал его на трассе. Он никогда не делал глупостей, так что можно было проехать в двух сантиметрах от его машины.

Мне нравился его образ жизни. Я был немного похож на него. Я не такой серьезный, каким показан в картине. Впрочем, я был гораздо более дисциплинированным, чем он. Я никогда не пил перед гонкой. Конечно, после финиша это случалось. Каждая гонка могла стать для меня последней. Сейчас всё изменилось, а тогда было гораздо сложнее. После каждой гонки, в которой нам удалось выжить, мы устраивали вечеринки. Это были другие времена. После гонки мы могли выпить по пиву с соперниками, а потом распрощаться. Это не было дружбой, но с Джеймсом сложились совершенно другие отношения, он был другим.

Может ли в Великобритании появиться новый Джеймс Хант? Нет. Сегодня жизнь гонщиков изменилась. Гонки стали максимально безопасными. Последним на трассе погиб Айртон Сенна, это произошло 19 лет назад, и с тех пор мы добились огромного прогресса. Сейчас ничего не происходит. Всё не так. Теряется ли интерес из-за этого? Возможно. Впрочем, Льюис Хэмилтон отлично провел недавнюю гонку. Он отличный парень, у него сильный характер.

Мы с Хантом во многом были диаметрально противоположными, но оба стремились к победе. Жаль, что его сегодня нет с нами. Впрочем, у него были сложные времена. Он четыре года воздерживался от крепких спиртных напитков, но затем с ним случился сердечный приступ. Джеймс умер слишком рано, слишком молодым. Мне хотелось бы, чтобы он тоже увидел этот фильм. Это было бы здорово!»

Завершив карьеру в 1985 году, Ники Лауда основал компанию авиаперевозок – Lauda Air. После нескольких лет успеха, ее пришлось закрыть из-за авиакатастрофы в Таиланде, в результате которой погибло 223 человека.

«Авиакатастрофа Boeing 767 стала ужасным событием, – продолжил Лауда. - Я многое пережил и понимаю, что нельзя контролировать будущее, поэтому не переживаю. Всегда можно научиться преодолевать трудности. При этом я всегда был решительным человеком. Однако я начал карьеру в автоспорте не из-за этого. В Формуле 1 надо контролировать машину и искать пределы своих возможностей. Именно ради этого все гоняются – хочется чувствовать скорость и машину, и понимать, что все под контролем. В мои времена слишком агрессивное поведение на трассе могло обернуться гибелью. Граница тонка, и надо найти баланс, чтобы остаться в живых.

Испытывал ли я когда-нибудь страх? Нет. У меня было много успехов и неудач, но я никогда не боялся. Несмотря на аварию, у меня никогда не было желания оставить автоспорт – я знал ситуацию и понимал риски. Меня спрашивали, хотел ли я продолжить карьеру. Я всегда отвечал да. Я хотел понять, смогу ли я вернуться в Формулу 1.

Та авария меня не удивила – все эти годы я видел, как умирали гонщики прямо у меня на глазах. Даже два моих сына от первого брака не повлияли на мое желание остаться в гонках. Я был предельно сосредоточен и продолжал гоняться. Теперь я снова женат и у меня двое близнецов – мальчик и девочка».

В сентябре 2009 года у трехкратного чемпиона родились Макс и Миа от второй жены, бывшей стюардессы бюджетной авиакомпании FlyNiki.

«Я встретил Бриджит на вечеринке и сразу влюбился, – признался Ники. - Это был один из тех случаев, когда увидев кого-то, вы понимаете, что влюбились. Она сразу же привлекла мое внимание из-за сапог: они на плоской подошве в стиле хиппи. На той вечеринке все остальные девушки носили обувь на высоком каблуке. Затем я узнал, что Бриджит работает в моей компании.

После развода в 1991 году я поддерживаю отношения с первой женой. Марлен – часть моей жизни. Она живет в нашем доме на Ибице. Моя старая и новая семья часто встречаются. Недавно мы втроем ходили в ресторан – Марлен, Бриджит и я. Марлен – потрясающая женщина, она счастлива, когда все вокруг счастливы. Несмотря на развод, мы остались друзьями. Ничего не изменилось. Более того, Бриджит тоже стала ее подругой».

Сам Лауда сейчас живет в окрестностях Вены. На вопрос, не чувствует ли он искушения погоняться на улицах, он ответил: «Нет. Но когда меня останавливает полиция за небольшое превышение скорости, я всегда отвечаю, что не могу без этого. Это в моей крови. Они либо смеются, либо наказывают меня».



  • Разделы сайта