Названия школ всех восточных единоборств стилей. Постоять за себя: какое боевое искусство выбрать

Начнём с того, что самая лучшая школа – та, которая подходит лично вам, вашей физической форме и видению себя в боевых искусствах. Преуспеть можно в любом из них, если есть желание – но вот для освоения вершин сумо астенику, например, придётся затратить больше времени. В конце концов, боевые искусства – это те же тренировки, только с ударной или бросковой техникой.

Различные направления единоборств развивают разные качества и даже группы мышц. Некоторые из них учат использовать энергию соперника, другие нацелены на отработку мощных ударов руками, третьи – ногами, четвёртые раскачают выносливость или разовьют прыгучесть.

В чём-то единоборства напоминают йогу: в них можно найти свой духовный путь, а можно взять только технику и научиться постоять за себя. Ниже – описание самых популярных видов боевых искусств, которое поможет вам определиться с выбором школы.

Джиу-джитсу

Это единоборство подходит тем, кто желает научиться приёмам самообороны. Джиу-джитсу акцентирует навыки бойца на умении защищаться, освобождаться от захватов, использования тактики не нападения, а использования силы противника в своих интересах.

Удары ногами и руками присутствуют, однако техника не скатывается в рукопашный бой. Здесь главное – эффективное использование энергии (своей и чужой), что позволяет одержать победу над более крупным и сильным противником. Джиу-джитсу не относится к агрессивным видам, это боевое искусство прокачивает сноровку и ловкость.

Тхэквондо

Это корейское единоборство настолько популярно, что в 1988-м году его включили в программу Олимпийских игр. Перевод названия на русский: «путь руки и ноги», что недвусмысленно намекает на предстоящее освоение искусства ударов всеми конечностями. Тхэквондо сочетает в себе и приёмы боя-нападения, и самозащиты, к тому же, это упражнения, официальный вид спорта, медитативные техники и целая восточная философия.

В современном состоянии тхэквондо упор делают на оборону и контроль. Акценты расставлены на ударах ногами из стойки, поскольку ногами можно достать дальше и нанести больше урона, чем руками. В технике единоборства – различные подсечки, болевые приёмы с удержанием, удары открытой ладонью и захваты.

Айкидо

Один из самых молодых боевых искусств Японии. Так же, как и многие единоборства Страны восходящего солнца, айкидо заключает в себе физические и духовные практики. Оно эффективно и в качестве развития силы, ловкости, умения постоять за себя – не зависимо от физических данных. Айкидо – искусство защиты для всех, ведь здесь не существует никаких ограничений по возрасту и физическому развитию.

Техники айкидо в основной масса заключаются в использовании атаки противника, управлением его энергией, силой и движением, которые заканчиваются бросками или захватами. Это отражает и само название: «айки» значит «соединение с силой», «до» – путь.

Ушу

Очень зрелищный вид спорта с полным контактом. В этом китайском единоборстве много силы, акробатики, прыжков, балансирования, красивых поз и ударов (как в кино). Другое название – кунг-фу, поскольку сам термин «ушу» обозначает все традиционные китайские единоборства.

Подвидов ушу – сотни, где-то больше акробатики и «сценического мастерства», где-то – мощных ударов и приёмов, подсечек и «вертушек». Главное, что вам нужно знать, прежде чем сделать выбор в пользу этого боевого искусства, – ушу хорошо развивает силу, а стили ведения поединка, которые преподают в российских школах кунг-фу, напоминают тайский бокс.

Дзюдо

В переводе с японского – «мягкий (гибкий) путь». В основе дзюдо – броски, болевые приёмы, удушения. Движения должны быть экономными к физической силе, здесь меньше трат энергии, зато больше совершенствования духа, больше самообороны, больше спортивной подготовки. Во всём мире дзюдо занимаются более 20 миллионов человек, поскольку он носит хороший воспитательный характер и учит гармонии души и тела.

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей, дзюдо исследует технику рукопашного боя только для выполнения бросов и захватов. Это единоборство легло в основу других современных боевых искусств: им занимались создатели айкидо, самбо, бразильского джиу-джитсу.

Несмотря на спортивную направленность и следование правилам соревнований, никто не захотел бы встретиться с дзюдоистом в экстремальной ситуации. Это всегда подготовленные люди, которые дадут отпор любому злодею в тёмном переулке.

Самбо

Самбо – система САМозащиты Без Оружия, которую разработали в СССР. В основу единоборства легли дзюдо, армянский коч, татарский куреш и многие другие боевые искусства.

В основе практического самбо – комплекс эффективных приёмов защиты и нападения, которые уже были отработаны веками единоборств-доноров. Примечательно, что самбо непрерывно развивается, включая в арсенал новые техники и приёмы. Философия единоборства напоминает принципы ГТО: физическое развитие, готовность к самозащите, задержанию противника, воспитание моральной стойкости.

Карате

Или карате-до, в переводе с японского – «пустой рукав». С 2020-го года единоборство станет олимпийским видом спорта, хотя изначально это был рукопашный стиль для самообороны.

Сейчас карате невероятно популярно, в частности, благодаря эффектным демонстрациям. Мастера на показательных выступлениях показывают силу и мощь отработанных ударов, разламывая толстенные доски ударом ладони или раскалывая глыбы льда.

В отличие от многих японских единоборств, каратисты не используют захваты, болевые и удушающие приёмы. Зато они умеют точными и мощными ударами поразить соперника в жизненно важные точки тела. Сокрушающие и хлёсткие уракены, эффектные и стремительные ура-маваши-гери… Пожалуй, более японского стиля и не найти.

Бокс

Бокс – это классика, о которой нет смысла подробно рассказывать. Стоит упомянуть лишь о том, что этот вид спорта готовит бойцов, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО умеют работать руками, и в уличной драке с ними сложно конкурировать. Кстати, все помнят поединок звезды UFC Конора Макгрегора с профессиональным боксёром Мейвезером? То-то же.

Если вы желаете записаться в секцию бокса, вам стоит знать о некоторых нюансах. Во-первых, боксёру сложно совладать с вооружённым соперником, во-вторых – с ударами ногами. Третий момент – в экстремальной ситуации у вас не будет перчаток, рефери, канатов и девушки с табличкой. С другой стороны, уворачиваться от ударов и отправлять в нокаут у боксёров в крови, так что атака и защита здесь сбалансированы.

Тайский бокс

Муай тай – боевое искусство Таиланда, по всему миру он очень популярен и конкурирует с карате, дзюдо и самбо. Пожалуй, это наиболее приближенное к реальному поединку искусство ведения боя. Здесь жёсткие правила, но и удары такие же. Здесь – полный контакт, ударная техника руками и ногами, а цели – самые уязвимые места на теле.

Захваты и броски также важны, особенно удушающие приёмы. Если вы освоите это единоборство, то сможете уверенно гулять по самым опасным районам города (но лучше всё равно не надо), потому что и тренировки будут суровыми. Тайцы готовят настоящих бойцов без правил, которые смогут противостоять любому сопернику.

Возможно, вам будет сложно совмещать тренировки и публичные выступления на работе, поскольку иногда у вас будут синяки на лице и следы от захватов на шее.

Кикбоксинг

Ещё один вид единоборств, который готовит к реальным схваткам. Кикбоксинг образовали мастера карате, которые не желали подчиняться спортивным правилам боевых искусств. Новый стиль вобрал в себя технику ударов ногами из нескольких восточных направлений и кулачную технику бокса.

Кикбоксинг популярен в культуре, поскольку отличается зрелищностью, динамикой и некоторой «кровавостью» – полный контакт оставляет рассечения и гематомы, поэтому спортсмены обычно используют капу, шлем (для защиты головы от ударов ногами) а также паховую раковину (у девушек – кирасу).

Кикбоксеры подобны кроссфитерам, поскольку они прокачивают силу, выносливость, координацию, скорость и гибкость.

Профессиональные боксёры, муайтайцы, дзюдоисты, самбисты – всегда опасные соперники. Выбирайте единоборство по душе, но не забывайте: лучший бой – тот, который не состоялся. В этом смысле бег тоже можно назвать единоборством для настоящих пацифистов.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управлениеколесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства.

С точки зрения восточной философии, человек - звено в единой системе мирового развития, боевые искусства - часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.

Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один - совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств. Также можно говорить о развитии ушу «сверху» и «снизу», что придает боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало еще государственное (военное) и народное.

В древности термином «ушу» обозначали любую воинскую подготовку, но в VI-VII веках наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами в Китае. Понятие воинского искусства (бинфа) включало в себя умения вести крупномасштабные сражения, управлять войсками, организовывать тренировку и закалку воинов. Воинские методы были исключительно прагматичны, то есть кроме достижения победы в бою никаких других целей не ставилось, и все приемы боевого искусства преследовали только одну задачу - одержать физическую победу над противником.

Воинские искусства были монополией элиты и аристократической культуры и никогда не ставили таких целей как достижение просветления или очищениедуха. В свою очередь, элементы мистики и даосские воззрения были популярны в народной среде, и именно там формировалась духовная культура ушу. К VI-VII векам в народной среде армейские приемы, получив новое осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов, боевых танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства. Народная среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.

Чань-буддийские монастыри получают широкое распространение в танскую эпоху. VI - X вв. н.э. - время зарождения и расцвета легендарного чаньского монастыря Шаолинь-сы - универсальной военной школы Средневекового Китая. Именно здесь, получает развитие монастырская форма военного обучения и особенно те ее методы, которые позволяли достигать максимально адекватного поведения адепта (воина-монаха) в критической ситуации. Упор делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс. В Шаолинь-сы стекались видные полководцы и военачальники Поднебесной, учиться здесь было огромной честью для любого человека. Военная школа Шаолинь достаточно быстро обросла легендами, некоторые из которых и сегодня не потеряли своей актуальности. Последнее известное учебное пособие по шаолиньской форме «Шаолинь Цигун» было написано одним из хранителей древней традиции Дэ Чанем в 1983 г. Основным методом обучения здесь, во времена династии Мин (1368-1644), стал так называемый метод воплощений - ассоциативного мыслеобразного отождествления себя с тем или иным героем прошлых времен, животным, предметом или явлением объективного мира (деревом, огнем, ветром, водой и т.д.). Этот метод иногда называют «способ отключения сознания», «транс», «мгновенное просветление» и др., но эти термины употребляются чаще переводчиками, чем самими монахами.

К процессу обучения чаньские монахи предъявляли 5 основных требований: постепенность, непрерывность, умеренность, самоконтроль и выдержка, учтивость. Уже в VI веке для поступления в монастырь требовалось сдать экзамен на сообразительность, выносливость, терпение и упорство.

Основой практики в чаньских монастырях стала военная гимнастика, перенявшая принципы Дао-Инь, но переименованный в «формальные комплексы» ТАО-ЛУ......., каждому упражнению которого соответствовала не только определенная янтра (мыслеобразный символ), как в Дао-Инь, но и мантра (звуковое сочетание по типу молитвы), что ранее в военное обучение попытался ввести Гань Бао.

Метод «произношения звуков» получает широкое распространение в манчжурской армии, как система ускоренной массовой подготовки новобранцев к ведению боевых действий. В основу методики был положен принцип психомоторной гимнастики Дао-Инь, но под хоровое произношение, на мотивы народных песен, 32-х четверостиший-мантр, в которых описывалось и боевое действие, и мыслеобраз, и конкретный прием. Сущность метода Ци Цзигуана, описанного им в «Книге о повышении эффективности обучения солдат» заключалась в переносе системы монастырского военного обучения, подкрепленного богатым военно-историческим прошлым Китая, в условия государственной армии с целью осуществления ускоренной подготовки воинов к выполнению задач по «укреплению тела, пресечения предательства и упрочению государства».

Из документальных источников известно, что в тайных обществах Китая эту методику довели до ее совершенства. Минимальные сроки обучения воинов занимали всего 10 суток, причем первый экзамен сдавался уже на четвертые сутки обучения. Комплексное внушающее воздействие позволяло в самые кратчайшие сроки проводить массовую подготовку воинов к участию в реальных боевых действиях. Принцип тай-цзи цюань заключается в том, что все телорасслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном. Другими словами, последовательность боевых приемов

В триедином характере боевых искусств народное направление позволяло синтезировать мистические элементы монастырского ушу и практику армейских боевых искусств.

Крайне важным обстоятельством является тот факт, что в восточных боевых искусствах существует культ мастера. В Китае мастеров сравнивали с сокровенным зеркалом сюаньцзин - предметом даосской культовой практики, представлявшим собой отполированную круглую металлическую пластину. Зеркалоо бъективно отражает события, само при этом не меняясь. Человек, глядя в него, видит не зеркальную поверхность, а свое отражение. Таков и мастер: его характер, истинный облик являются тайной для абсолютного большинства окружающих. Лишь у мастера прием действительно исходит из сердца. Так обучение ушу обращается в передачу истинной традиции. Наставник ушу - это живое воплощение первооснователей школы, а школа обеспечивает передачу того внутреннего сокровенного знания, в которое посвящен учитель. Для передачи истинной традиции боевого искусства важно, чтобы между учителем и учеником установились взаимоотношения глубочайшей содоверительности - лишь вера в учителя поможет ученику реализовать форму, которую он постигает. Благодаря вере, ученик относится с искренним доверием к стилю, который он изучает, к его истинности и непреходящей ценности, заключенной в нем мудрости.

Безраздельная вера в стиль и учителя задает направление развития, и не позволяет ученику сойти с истинного пути.

Вопрос передачи истинной традиции (чжэньчуань) очень важен для боевых искусств, так как ценно не только умение вести бой и владение приемами, но и овладение духовным потоком, берущим свою силу от древних мудрецов. При этом посредством определенных медитативных упражнений и общения с носителем «истинной передачи» человек приобщался к потоку духа древних мудрецов-мастеров и входил в духовное соприкосновение с ними.

Истинную традицию можно передать только при личностном общении, ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить. Подобные взаимоотношения между учителем и учеником, а также проблема передачи истинной традиции характерны не только для боевых искусств Китая. Наиболее ярким подтверждением вышесказанному служит, к примеру, японское айкидо. Его техническое и духовное содержание невозможно передать только словами, здесь главная роль отводится интуиции, а без тесного духовного контакта между учителем и учеником канал интуитивной передачи не действует.

Настоящий учитель должен быть для своего ученика другом, тонко ощущающим его душу. Только в этом случае возможно свободное развитие индивидуальности подопечного. Благодаря общению, построенному на принципе «от сердца к сердцу», в сознание ученика проникают доверие, признательность и прилежание, и он сможет передать в будущем то, что получил от собственного учителя.

Именно утрата «истинной традиции» в обучение является, на мой взгляд, одной из острейших проблем современного педагогического процесса. И в этом состоит особая ценность в изучении и использовании практики обучения восточных боевых искусств.

В наши дни боевые искусства имеют следующую классификацию современных форм: массовые, специализированные, воинские и др. Массовые БИ рассматриваются как народная физическая культура и оздоровительная гимнастика для трудящихся масс, подрастающего поколения и пенсионеров. Специализированные БИ получили развитие в спортивных и медицинских вузах, вновь открывшихся чаньских и даосских монастырях. Воинские СБИ определяются, с одной стороны, как эффективная система рукопашного боя, с другой - система повышения личностных качеств военнослужащих. Под «другими» понимаются формы, которые могут найти применение в самых широких областях современной деятельности человека: космонавтика, фундаментальные исследования, история и т.д.

Самые кровавые боевые искусства востока

5 (100%) 1 vote

Существует мнение, что боевые искусства востока зародились в Древнем Китае, а уже оттуда разошлись по всему миру. В принципе, эта точка зрения имеет право на существование, но возникает вопрос: что послужило основой для воинского искусства Поднебесной?

Современная археология свидетельствует,что истоки всех единоборств находятся в Древней Индии, а именно - в боевой системе калари-паятту.

Индийское боевое искусство - самая древняя традиция, насчитывающая более 6000 лет. Его считают родоначальником всех боевых искусств. Согласно легенде, создателем этого боевого искусства является Натараджа.

Техника калари-паятту родилась из наблюдений за движениями 8 свирепых животных: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и кобры.

♦♦♦♦♦

НАСЛЕДНИКИ ШИВЫ

ЕСТЬ множество подтверждений тому, что в древней Индии были хорошо развиты воинские искусства. Это отражено и в мифологии, и в религии, и в искусстве. В основном это относится к способам ведения войны и использованию оружия.

Кришна сражал врагов, метая чакры (с санскрита «чакра» переводится как «колесо»), а оружием служили железные пластины круглой формы. Метали их, целясь противнику в шею, так как острый, как лезвие бритвы, край вращающейся чакры мог обезглавить противника.

Шива пользовался огромным мощным луком, поднять который было не под силу даже самым сильным из простых смертных.

Калари-паятту зародилось в IV веке нашей эры и до сих пор практикуется в штате Керала (Южная Индия).

Хотя его иногда сравнивают с каратэ, это искусство определенно имеет больше общего с кунг-фу. Для калари-паятту характерны большая гибкость, подвижность и легкость, для развития которых использовались массаж с растительными маслами и специальные упражнения.

Хотя калари-паятту и другие национальные виды борьбы и боевых искусств практикуются в современной Индии, они далеко не так распространены, как в былые времена. Во многом это результат влияния индийской философии, умения принимать все как есть и принципов ненасильственного сопротивления.

♦♦♦♦♦

На развитие боевых искусств Индии без сомнения повлияла древнейшая религиозно-философская концепция, которую мы знаем под названием йога (слово «йога» означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести как «объединение»). Первые относящиеся к йоге письменные упоминания можно найти еще в Ведах.

Если йогу, точнее ее общеразвивающее и оздоровительное направление знают и изучают очень многие жители Запада, то индийские боевые искусства на Западе известны гораздо меньше и пользуются намного меньшей популярностью, чем боевые искусства Китая, Кореи и Японии.

Говорят, что небольшой популярности индийских стилей способствует крайне слабая постановка поединков в индийских фильмах. Но скорее это связано с тем, что с древнейших времен и до наших дней практически все индийские школы боевых искусств были тесно связаны с религиозными сектами и оставались закрытыми для посторонних. Поэтому даже то, что относится к описанию многих индийских стилей, надо рассматривать как легенды.

Например, легенды рассказывают о комплексе традиционных боевых искусств, наводивших ужас на англичан-завоевателей воинов-сикхов. Воины были членами религиозной общины нихангов. Они давали клятву найти смерть в бою. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались английские солдаты, имевшие превосходство в численности и вооружении. Оружием сикхов были копья, сабли, дротики и чакры - боевые диски для метания, остро заточенные по краям.

Легенды упоминают также - секту поклонников Кали - богини смерти.


♦♦♦♦♦

Их боевое искусство строилось на использовании специальной узкой шелковой ленты, которой душили противника в соответствии с принципом «не проливать кровь».

Стиль калари-паятту по разным версиям появился во II веке до нашей эры или в IV веке нашей эры. На языке древних темнокожих коренных жителей Индии калари значит «священное место», а слово паятту переводится как «бой», «боевые приемы».

Таким образом, название стиля можно перевести как «бой на священном месте». Это связано с интересной особенностью традиционных занятий - их никогда не проводят на открытой площадке.

Свой вклад в формирование воинской традиции также внесли брамины, поселения которых появились в Керале примерно в VII веке нашей эры. Существовала целая каста «полубрахманов» , которые несколько столетий хранили и формировали воинское искусство.

Позднее возникла каста «наяр»: в обязанности ее представителей входило нести воинскую службу или быть медиком при главе деревни, правителе области или местном радже.

На старинных гравюрах, сделанных уже европейцами, можно видеть воинов этой касты: они сражаются в одной набедренной повязке, с мечом и круглым щитом (как и наши современники, практикующие калари-паятту), или стреляют из лука .

♦♦♦♦♦

Вот как описывает воинов-наяр европеец Джованни Маффеи:

«Мальчики этой касты начинают учиться ремеслу воина с семи лет, делая различные упражнения и втирая в тело кунжутовое масло

- все это под руководством знающих мастеров.

Вследствие подобного обучения они могут гнуться и извиваться так, как будто у них нет костей.

Они замечательные борцы, однако выказывают еще больше умения в обращении с оружием.

Мальчики выходят на бой в одной лишь набедренной повязке, без кирас и шлемов».

Интересно заметить, что в этой касте в некоторых случаях даже девочки обучались воинскому искусству - более того, известно, что несколько женщин весьма преуспели в овладении им. Большая часть современных мастеров калари-паятту относятся к этой касте и ведут свою родословную от времен задолго до прихода английских колонизаторов.

В Керале даже считают, что «если бы не предательство своих, англичане никогда не смогли бы захватить эту землю».

Закат наступил с приходом европейцев и появлением огнестрельного оружия, но само искусство сохранилось у нескольких мастеров в разных местах Кералы: от отца к сыну, от дяди к племяннику оно передавалось из поколения в поколение. Чуть ли не в каждой деревне был свой «калари» с мастером, который учил детей и занимался медицинской практикой.


♦♦♦♦♦

Однако лишь в XX веке самобытная воинская традиция стала осознаваться как часть историко-культурного наследия Кералы, составная образа героико-эпического прошлого.

Тогда же стало использоваться слово калари-паятту. В широкое употребление оно вошло лишь в XX веке, когда помимо интереса к философии, религии, медицине (Аюрведа) и искусству Южной Азии, возник интерес к традиционным боевым искусствам этой части света, сохранившихся до наших дней.

Калари-паятту существует как совокупность нескольких традиций и стилей, с общими особенностями: системой вводных упражнений, которые, вкупе с масляным массажем всего тела, подготовляют практикующего к занятиям и бою; поединки на мечах, кинжалах, копьях и палках; техника «самозащиты без оружия», цель которой - обезоружить противника;

особые медитации и дыхательные упражнения; знание жизненно важных мест (марммам) на теле - которые требуется поразить или защитить;

медицинские знания по излечению ран и повреждений, полученных во время тренировки или на поле боя; ритуалы, которые позволяют практикующему добиться успеха.

♦♦♦♦♦

ТЕХНИКА Боевые искусства востока

ТЕХНИКА калари-паятту включает приемы самозащиты без оружия, использование подручных средств, бамбуковых палок, мечей и щитов, копий, а также воздействие на болевые точки. Важное значение придается духовному самосовершенствованию и развитию гибкости и подвижности.

В Индии, готовя место для занятий, обычно сначала размечают на земле прямоугольник размером 12 на 6 метров. Затем углубляются в землю на 2 метра.

Сверху кладут решетку из прутьев и пальмовые листья, иногда обкладывают стены камнем.

Это позволяет не только скрыться от посторонних взглядов, но и защититься от сильной жары.

Ученики должны входить в помещение для занятий обязательно с правой ноги. Затем следует поклониться залу, помня о том, что он символизирует священное место, на котором сидели древние боги, и коснуться ног гуру (учителя).


♦♦♦♦♦

Впервые приступая к тренировкам, ученик начинает с мейтхари

- физических упражнений, цель которых - достижение контроля, равновесия и выносливости, необходимых для занятий калари-паятту.

Вторая стадия - колтхари - это тренировки с деревянными орудиями разной длины - от полуметра до полутора метров.

Самое важное из них - это оттакол, нечто вроде изогнутой деревянной сабли, которое используют для атаки и обороны жизненно важных точек.

Третья фаза, анкатхари, посвящена обучению работе с металлическим оружием - кинжалом, мечом, копьем, а также борьбе без оружия.

На этом этапе ученик осваивает уруми - гибкий длинный обоюдоострый меч.

Можно выделить два стиля калари - северный и южный. В одном много высоких прыжков и упражнений на развитие гибкости, в другом больший упор идет на работу с оружием.

В боевом искусстве около 30 видов оружия. Это легкие мечи-уруми, тяжелые мечи, гибкий меч (его длина может достигать 6 метров, в традиционной практике он обматывался вокруг тела воина), чурика (нож с защитой для рук, техника владения которым сохранилась только в Индии). Изучается также техника работы с копьем , в индийских школах учеников обязательно обучают стрельбе из лука.

Вообще же во многом оружие Древней Индии по технике владения и по внешнему виду близко оружию Древней Руси.


♦♦♦♦♦

В традиции калари-паятту нет систем «поясов», наград, поощрений и званий. Это искусство является путем физического и духовного развития. Раз в год каждый ученик должен пройти систему полного традиционного аюрведического массажа тела, который помогает увеличить мышечный тонус и обмен веществ, улучшить гибкость и оздоровить организм.
Спортивной составляющей в калари нет.

Изучая это боевое искусство, люди учатся наносить удары в максимальную силу и не останавливать свой удар, поскольку изначально в Индии из-за кастового строя боевыми искусствами имели право заниматься только воины-кшатрии.

Во многом поэтому в калари нет спаррингов, а есть парная работа, которая, в сущности, представляет собой формальный комплекс.

Более того, запрещено всяческое ломание кирпичей, палок и досок, которое любят демонстрировать мастера ушу на показательных выступлениях - с точки зрения аюрведы это крайне вредно для здоровья.

♦♦♦♦♦

КУЛЬТУРА

В КАЛАРИ-ПАЯТТУ находит широкое применение аюрведическая медицина - лечебный массаж с применением специальных масел проходит каждый, кто занимается этой системой. Знаменитые храмовые танцы Индии много заимствовали из этой боевой традиции в плане физической подготовки и передвижения по сцене.

Как часть жизни традиционного индийского общества, калари-паятту связано с традициями - религиозной, йогической, аюрведической. В частности, мармачикитса (лечение жизненно важных точек) - производное от калари-паятту. Это знание было окружено завесой тайны:

«…наблюдай за учеником 12 лет, и лишь после этого делись с ним знанием (о жизненно важных точках).

Не делись этим знанием с жестоким, но лишь с Шива йоги» - так говорится в старинном трактате.


♦♦♦♦♦

В этой традиции известно 108 жизненно важных мест (мармам), поражение которых может привести к смерти.

Однако с их помощью можно также лечить, восстанавливая равновесие элементов в организме - и в калари к мастеру приходят не только затем, чтобы научиться сражаться, но и за лечением. Таким образом, традиционный калари - это и индуистский храм, и зал для тренировок, и место, где лечат.

Также калари-паятту тесно связано с традиционным танцевально-драматическим искусством катакали: содержание постановок - это истории из эпоса и пуран, из героического прошлого Кералы. Представления продолжаются всю ночь, а поскольку разыгрываются сцены баталий, то артистам необходима не только выносливость, но и навык.

Специальные упражнения для контроля над телом и массаж всего тела, необходимые для актеров, имеют своим источником калари-паятту.


♦♦♦♦♦

НОВОЕ ВРЕМЯ

В 1970-1990-е годы в Керале открылось несколько школ калари-паятту, где могут учиться как индусы, так и иностранцы. Одна из самых известных - ISMA - школа боевых искусств Балачандрана Наира. Здесь обучаются десятки мужчин и женщин не только из Индии, но и из других стран.

Студенты совершенствуются в способах самозащиты, в ловкости движений, в човаду, майва-заккам (контроль дыхания, расслабление тела, концентрация энергии). Здесь действует центр Мармачикитса.

История российской школы калари-паятту берет свое начало в 1996 году в Петербурге с приходом учителя-ашана из Индии. Сейчас в ней на постоянной основе занимаются человек 70, а в Москве - немногим более двадцати.

Япония может похвастаться широким разнообразием отдельных видов восточных единоборств. Многие из них зародились в глубокой древности, и дают возможность достигать по-настоящему сверхчеловеческих способностей. Некоторые мастера до сих пор посвящают всю жизнь постижению уникальных техник ведения боя. Кануть в небытие такому своеобразному искусству не позволяет наличие миллионов последователей японских единоборств по всему миру.

В нашей публикации хотелось бы рассмотреть наиболее популярные восточные единоборства, виды и отличия. Также выясним, какие существуют техники и стратегии ведения рукопашного боя.

Историческая справка

Своим появлением различные виды восточных единоборств, во многом, обязаны традициям японских самураев, а также применению кастовой системы в обществе. В древности воины были обязаны постигать мастерство владения различным оружием. Значительное внимание уделялось технике ведения рукопашного боя. Все это требовалось самураям не только для защиты собственных семей, но и для обеспечения безопасности представителей знати, которых называли сегунами.

Со временем практическая сторона вопроса отодвинулась на второй план. Освоение техник боевых искусств приобрело более философское значение. Японские мастера стали называть подобные занятия путем, не имеющим конца. Виды восточных единоборств начали использовать в целях укрепления духа и тела, совершенствования определенных навыков.

Методы японских единоборств

В японских боевых искусствах существует несколько направлений. Здесь применяются так называемые жесткие и мягкие методы сражения. Концепции имеют различную направленность. Однако их характер во многом взаимосвязан.

Жесткий метод предполагает практику контрсилы. На деле под этим подразумевают прямую атаку соперника, которая включает проявления прямой агрессии в комплексе с нанесением ударов в рукопашную либо с применением холодного оружия. Напротив, применение оборонительной техники дает возможность противостоять подобным порывам и также выступает частью жестких концепций ведения боя.

Для мягких методов характерно применение минимальной силы, что позволяет избегать урона, предотвращать атаки или же направлять кинетическую энергию тела оппонента в нужное русло. В качестве примера можно привести так называемую технику скольжения, когда обороняющийся искусными движениями уходит от агрессивных действий противника и тем самым выводит его из равновесия. Если жесткие методы отличаются своей прямолинейностью, то мягкие более гибкие в тактическом плане.

Сумо

Итак, перейдем к рассказу о популярных японских видах восточных единоборств. Список открывает знаменитая борьба сумо, которая стоит наособицу среди прочих востребованных боевых искусств. Изначально такое занятие представляло собой симбиоз сионистских обрядов и соревнования. Некоторые древние церемониальные практики, которые традиционно использовались в такой борьбе, сохранились до наших дней.

Какие же правила применяются в представленном виде восточных единоборств? Все довольно просто. Чтобы одержать победу, борцу достаточно заставить противника коснуться площадки любой частью тела, помимо ступней. Также можно попросту вытолкнуть оппонента за линию ринга, которая выложена специальным канатом симэнава.

Зачастую исход поединка в сумо решают мгновения. Однако любому бою сопутствуют предварительные приготовления в виде своеобразных церемоний. Такие обряды, как правило, занимают немало времени.

Ни для кого не станет открытием тот факт, что для достижения успеха в сумо боец должен обладать внушительной массой тела. В древней Японии тучность не считалась пороком. Наставники борцов полагали, что удары ногами о ринг пробуждают духов земли, которые делают почву более плодородной. Исходя из этого, чем крупнее участники поединка, тем лучше. Согласно особой философии, в сумо не существует весовых категорий.

Самым крупным достижением в данном виде восточных единоборств выступает получение титула Екодзуна, другими словами - Великого чемпиона. Стоит заметить, что такой высокий статус присваивается борцу пожизненно. Если чемпион начинает терпеть поражения, он попросту заканчивает карьеру.

Джиу-джитсу

Школа джиу-джитсу была основана японским мастером Хисамори Такэноути еще в 16 веке. Вид единоборства стал результатом реализации идеи о максимальной экономии сил в рукопашном бою. Центральное место в тактике заняли всевозможные захваты противника, а также броски с использованием энергии оппонента.

Определяющее значение при постижении техник джиу-джитсу отводится дыхательным практикам, боевым стойкам, умению уклоняться от атак. Несмотря на это, единоборство также допускает нейтрализацию противника, что достигается за счет точечного воздействия на определенные зоны тела оппонента.

Дзюдо

В переводе с японского языка понятие дзюдо означает "мягкий путь". У истоков такого вида восточных единоборств стоит знаменитый мастер Кано Дзигоро, который основал собственную школу боевых искусств в 80-х годах 19 века. Многие техники им были позаимствованы из джиу-джитсу. Мастер отобрал приемы, что отличались наименьшей вероятностью травматизма для обоих соперников, но в то же время подходили для организации зрелищных соревнований. В последующем Кано Дзигоро привнес в боевое искусство целую массу духовных практик, которые позволяли бойцам совершенствовать собственный разум.

Вид восточных единоборств предполагает, в первую очередь, постижение оборонительных техник. Сражение происходит без применения холодного оружия. Победа достигается за счет молниеносного ухода от атак с последующим применением удерживающих, болевых либо удушающих приемов. Удары здесь практически не используются. Поэтому подходит данный вид восточных единоборств для детей.

Айкидо

Айкидо представляет собой уникальную систему боя, что разработана японским мастером боевых искусств по имени Уэсиба Морихэй. Принципиальным отличием единоборства от практик других восточных школ послужил отказ от применения наступательных стратегий и агрессивных атак. В последующем айкидо стали называть искусством использования силы оппонента против него самого.

Стоит заметить, что по данному виду спорта не проводятся соревнования и чемпионаты. Несмотря на это, айкидо пользуется чрезвычайной популярностью среди представителей опасных профессий. Подходит вид восточных единоборств для девушек, которые служат в полиции либо организовывают семинары, где обучают, как быстро обезвредить недоброжелателя.

Кендо

Кендо выступает достаточно популярным боевым искусством, которое предполагает применение холодного оружия. По сути, единоборство обучает технике фехтования на традиционных японских мечах. В древности постижение такого мастерства имело чрезвычайное практическое значение, поскольку позволяло готовить умелых воинов для грядущих сражений. Сегодня кендо является не более чем увлечением.

В ходе тренировок используются специальные маски и доспехи, которые надежно защищают тело бойца от травм. Оружием при этом выступают традиционные палки боккэн, изготовленные из бамбука.

Каратэ-до

Вид восточного единоборства возник на японском острове Окинава во времена, когда эта территория имела статус отдельного государства. Каратэ-до зародилось как метод самообороны, который исключал использование оружия. По сей день здесь применяются лишь техники отработки ударов руками и ногами.

Своей популярностью вид единоборств обязан мастеру по имени Фунакоси Гитин. Именно благодаря этому человеку в 20-х годах прошлого века была проведена масштабная кампания, которая способствовала привлечению внимания к данному виду спорта со стороны широких общественных масс. С тех пор каратэ-до остается одним из самых знаменитых и востребованных боевых искусств во всем мире.

В последние годы о боевых искусствах слышно всё больше, и число людей, посещающих , с каждым годом увеличивается. Боевых искусств много, среди них выделяют восточные и западные. На каком остановиться, решать вам, но прежде, узнайте как можно больше информации о нем, чтобы не ошибиться и не потратить впустую драгоценное время.

Сегодня школы боевых искусств могут предложить достаточно большой перечень видом самообороны, которым тренеры готовы обучить всех желающих (исключение – те, кому врачи запрещают переносить тяжелые физические нагрузки). Жители и гости столицы могут выбрать:

  • восточные боевые искусства;
  • западные боевые искусства.

У них есть и сходства, и различия. О них и погорим далее.

Сходства

Боевые искусства разных стран схожи между собой тем, что зародились они несколько столетий назад, и за это время претерпели множество изменений, адаптируясь к потребностям времени. Не случайно сегодня можно услышать, что в том или ином клубе обучают либо классическому направлению, либо современному. В зависимости от техники, виды самозащиты могут быть ударными, борцовскими или смешанными. Например:

  • греко-римская борьба (западное боевое искусство) – дзю-дзюцу (восточное);
  • бокс (западное) – муай тай (восточное) и т.д.

Схожими могут быть и особенности ведения боя (в клинче или партере), и метолы, и приемы. Но есть то, что отличает восточные боевых искусства от западных. И с этим утверждением вряд ли кто-то станет спорить.

Различия

На занятиях учат правильно наносить удары или проводить болевые/удушающие приемы. В начале каждой тренировки есть разминка, во время тренировки по боевым искусствам в Москве выполняются упражнения, которые укрепляет общее физическое состояние, учат быть дисциплинированным и готовым к различным ситуациям на улице.

Но если вы в Москве запишитесь на тренировки по восточным боевым искусствам, вас научат прислушиваться к себе, постигать таинства природы, и постоянно, на протяжении всего жизненного пути стремиться к совершенству. Иными словами, все восточные единоборства проникнуты определенной философией. Они учат быть сильнее и физически, и духовно.

Еще одно отличие – это поясная система оценки достигнутого уровня мастерства. Многим известно, что черный пояс по карате дают лишь тем, кто владеет этим искусством в совершенстве, но это не предел. Тот, кто продолжает заниматься, получает белый пояс.

В XX в. некоторые восточные единоборства проникли на Запад, и там были изменены, например, бразильское джиу-джитсу или новая версия тайского бокса, лишенная самых жестких, по мнению европейцев, приемов.



  • Разделы сайта